Домой Подагра Известные картины кустодиева. Борис Кустодиев – биография и картины художника в жанре Реализм, Ар Нуво – Art Challenge

Известные картины кустодиева. Борис Кустодиев – биография и картины художника в жанре Реализм, Ар Нуво – Art Challenge

Один из самых знаменитых живописцев, воспевающих русский быт. Порой художника называют русским Ренуаром, а картины Кустодиева с названиями "Купчиха за чаем" или "Масленица" визуально известны даже тем, кто прежде о нем не слышал. Какие еще известные произведения принадлежат кисти Бориса Михайловича? Самые известные и наиболее значимые картины Кустодиева с названиями и описанием - далее в статье.

Краткая биография

Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта (по старому стилю 23 февраля) 1878 года в астраханской семье преподавателя логики, профессора философии и литературы. Интерес к рисованию будущий великий художник начал проявлять еще во время обучения в церковно-приходской школе, а с 15 лет уже брал профессиональные уроки у художника Павла Алексеевича Власова. В 18 лет Борис Михайлович стал студентом Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, где его наставниками были Василий Савинский и Илья Репин.

В 1900 году художник поехал в Костромскую губернию - он искал натуру для дипломной работы, а нашел любовь всей своей жизни, Юлию Ефстафьевну. Они поженились в том же году. В 1903 году, окончив академию с отличием и золотой медалью, Кустодиев вместе с женой и маленьким сыном Кириллом переехал в Париж. Здесь Борис Михайлович обучался в студии художника Рене Жозефа Менара, много ездил по Европе, изучая и копируя работы классических живописцев Италии, Германии и Франции.

В 1904 году Кустодиев вернулся в Россию, вскоре после этого на свет появилась его дочь Ирина. Художник много работал как иллюстратор, в 1907 году стал членом Союза русских художников, а в 1909-м - членом Академии художеств благодаря протекции Репина.

Ниже можно увидеть репродукцию картины Бориса Кустодиева с названием "На террасе", которую он написал в 1906 году. Здесь изображен завтрак художника и его семьи: прямо на зрителя смотрит его сын Кирилл, в самом центре с чашкой - старшая сестра. Слева - ее муж, а справа - сам Кустодиев. Жена художника Юлия освободила место у стола, чтобы няня смогла усадить на стул маленькую Ирину.

В 1909 году у Бориса Михайловича была обнаружена серьезная опухоль спинного мозга. На протяжении нескольких лет он перенес не одну операцию, в результате последней опухоль была удалена, но ноги остались парализованы. Примерно с 1912 года художник перемещался исключительно в инвалидном кресле, а писал в основном лежа - неудобное кресло быстро его утомляло. Несмотря на это в 1913 году он стал преподавать в петербургской Новой художественной мастерской, а самые известные картины художника Кустодиева с названиями "Купчиха за чаем", "Масленица", "Портрет Шаляпина" и "Русская Венера" были написаны в этот тяжелый период.

26 мая 1927 года 49-летний Борис Михайлович Кустодиев скончался. Свою последнюю картину он написал за год до смерти, превозмогая страшную боль и являя таким образом подвиг истинного художника, преданного искусству.

"Купчиха за чаем"

Выше на фото самая знаменитая картина Кустодиева под названием "Купчиха за чаем", которую он создал в 1918 году. Именно с этим полотном чаще всего ассоциируют выражение "кустодиевская барышня", под которой подразумевают пышнотелую, белокожую, дородную и роскошно одетую женщину.

Свою самую знаменитую купчиху Борис Кустодиев писал со своей землячки, астраханской баронессы Галины Адеркас. В центре сюжета - Галина в образе жены купца, в бархатном платье и модной чалме, в веселом настроении пьющая чай из блюдца за богатым столом на террасе или балконе.

Центром сюжета стал так называемый домашний рай - обильная трапеза, пышная и богато одетая женщина в центре, ласковый кот и великолепный пейзаж за спиной. Купчиха спокойна и самодовольна, отчего складывается впечатление, что она и вправду хозяйка мира. Главная героиня полотна смотрит чуть в сторону - либо задумавшись, либо внимательно слушая собеседника, не попавшего на полотно. Картина написана маслом на холсте в стиле импрессионизма, позволяющим ощутить сиюминутность момента. Увидеть эту картину можно в петербургском Государственном Русском музее.

Другие купчихи Кустодиева

На нижнем фото - картины Кустодиева (с названиями можно ознакомиться далее), на которых тоже изображены женщины этого сословия:

  • "Купчиха", 1915 год, Государственный Русский музей.
  • "Купчиха, пьющая чай", 1923 год, Нижегородский государственный художественный музей.
  • "Купчиха с зеркалом" 1923 год, Государственный Русский музей.

Это не такие популярные сюжеты с купчихами, но определенно заслуживающие внимания. Все три картины наполнены тем же смыслом, что и "Купчиха за чаем": на них изображены "хозяйки жизни", полные, нарядные, ухоженные женщины, привыкшие жить красиво и ни в чем себе не отказывать. На третьем полотне интереснее всего выглядит лицо купца, только что вошедшего в комнату и в восхищении замершего перед видом своей красавицы-жены.

Сюжеты с Масленицей

На счету Бориса Кустодиева - 3 картины с названием "Масленица". Репродукцию самой известной можно увидеть ниже.

Это великолепное полотно - как в плане сюжета, так и в плане исполнения - было написано в 1916 году. Это одна из первых больших работ Кустодиева после пережитых операций на позвоночнике. Во всех картинах художника видна всепоглощающая любовь к России, крестьянскому и купеческому быту, но в этой картине прикованный к кровати художник превзошел сам себя, будто стараясь компенсировать невозможность присутствовать на веселом празднике. Увидеть эту прекрасную картину можно в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

Существуют еще две картины с таким же названием, написанные позже:

  • "Масленица", 1919 год, музей-квартира Иосифа Бродского.
  • "Масленица", 1920 год, Нижнетагильский художественный музей.

Картина 1919 года кажется стилистическим и сюжетным продолжением первого полотна. Такая же глубина цвета, детальная прорисовка всех персонажей, ощущение присутствия. Вторая же картина больше напоминает иллюстрацию и являет собой ярчайший образец русского постимпрессионизма.

"Портрет Шаляпина"

Другое название еще одной известной картины художника - "Ф.И. Шаляпин на ярмарке". Оперного певца и художника познакомил друг с другом писатель Максим Горький, вместе они работали над оперой "Вражья сила" (Кустодиев рисовал декорации и эскизы костюмов).

С 1920 по 1922 год в лежачем положении и при помощи специального наклоненного над кроватью мольберта Борис Михайлович создавал этот монументальный портрет размером примерно 200 на 100 см. Портрет стал любимым в коллекции певца, он выкупил его и увез в Париж, постоянно храня у себя, поэтому художник создал еще один вариант картины - уменьшенный, размером 99 на 81 см. В настоящее время первый портрет выставляется в петербургском а второй - в Государственном Русском музее.

Фон картины настолько похож на "масленичные" работы Кустодиева, что может показаться увеличенным фрагментом подобной картины.

"Степан Разин"

Достаточно известной является и прекрасная картина Кустодиева под названием "Степан Разин", написанная в 1918 году.

Известно, что Степан Разин как предводитель крестьянского восстания был излюбленной фигурой в послереволюционной культуре. Борис Кустодиев не был ярым сторонником революции, однако и против ничего не имел: художник любил Россию, был очарован новизной происходящего, а потому написал работу, желая таким образом поприветствовать перемены в стране.

Картина очень интересна своим построением - центр заполняет закатное солнце, а главный герой - Степан Разин, гордо стоящий в своей лодке, словно вот-вот уплывет из картины. Здесь наиболее ярко отразился талант художника к изображению сиюминутности - он будто сфотографировал случайный момент, навсегда выхватив его из жизни со всеми естественными позами и отсутствием нарочитой симметрии.

"Русская Венера"

Так как больше всего художник прославился изображением полных, пышущих здоровьем и радостью женщин, картине Кустодиева под названием "Русская Венера" будто суждено было стать последней в его творческой жизни. На большом полотне, фрагмент которого представлен выше, изображена дочь художника Ирина в момент купания в бане - ее поза, обнаженность и копна золотистых волос напоминают Венеру Боттичелли, а у ее ног в виде листка от коробки мыла - своеобразный картуш "Русская Венера", ставший доброй иронией над названием.

Изюминкой картины является история ее создания - в 1926 году художник уже почти не вставал с кровати. Когда в его голове родился подобный сюжет, он не мог ждать подготовки холста, а потому взял свою же картину "На террасе", которая уже упоминалась выше, и стал писать прямо на ее обороте. Любопытно, что на полотне "На террасе" впервые была изображена Ирина Кустодиева примерно в двухлетнем возрасте, а на обороте появился ее последний портрет спустя двадцать лет.

Картина едва не была уничтожена: во время потопа в художественном музее Горького была смыта большая часть рисунка. Восстановить последнее произведение Кустодиева удалось Павлу Баранову. Он же сделал для полотна специальную раму, чтобы зрителю были доступны и "Русская Венера" и "На террасе". В настоящее время картина хранится в Нижегородском художественном музее.

"Большевик"

Картина Б. Кустодиева, название которой "Большевик", порой вводит в замешательство тех, кто пытается определить для себя политические взгляды художника. В 1915 году он написал "Портрет императора Николая Второго", а уже в 1919 - огромного, шагающего по улице большевика с развевающимся красным флагом. На самом деле тем, кто знаком с личностью Бориса Михайловича, это совсем неудивительно. Дело в том, что он любил свою Родину во всех проявлениях, принимая исторические события как данность. Именно поэтому в момент правления царя он написал его портрет, а после смены власти - аллегорическую картину нового человека.

В настоящее время картина выставлена в Третьяковской галерее.

"Матрос и милая"

Достаточно известными изображениями новых людей в видении Кустодиева являются подобные картины 1920 и 1921 гг. с одинаковым названием "Матрос и милая". На них изображены одни и те же люди: крепкий, мужественный матрос с сигарой в зубах и его милая - нарядная девушка в меховой горжетке, очаровательной шляпке, модных сапожках и неизменной розой.

Эти картины написаны акварелью на бумаге. Единого мнения по поводу этих произведений нет: кто-то считает, что в лице модницы и матроса Кустодиев нашел себе сюжетную замену купчихам и купцам, которые теперь не одобрялись. Кто-то же, напротив, думает, что картины иронизируют над современными молодыми людьми, своеобразно отреагировавшими на перемены.

"Японская кукла"

Картина художника Кустодиева "Японская кукла" была написана в 1908 году, она изображает маленькую Ирину Кустодиеву в момент игры с экзотической японской куклой. Занятным противопоставлением заморской игрушке является неорусский архитектурный стиль дома, видный сквозь большое окно.

Это полотно - яркий образец кустодиевского импрессионизма и, как уже говорилось выше, его таланта будто бы фотографировать происходящее. Картина не имеет глубокого сюжета или подтекста, но она увлекает зрителя своей живостью, бытовой простотой и искренностью. Увидеть картину можно в Государственном Русском музее.

Автопортреты

На репродукциях выше и на главном фото статьи можно увидеть картины Кустодиева, названия которых следующие:

  • "Автопортрет у окна", 1899 год, Пермская художественная галерея.
  • "Автопортрет" 1904-й, Государственный музей искусств Казахстана.
  • "Автопортрет на охоте" (главное фото статьи), 1905 год, Государственный Русский музей.
  • "Автопортрет с сыном Кириллом", 1909 год, частная коллекция.
  • "Автопортрет", 1912-й, галерея Уффици, Флоренция.

На этих полотнах художник изобразил сам себя.

Кустодиев мог не только увидеть и оценить красоту природного мира, но и в его силах и в его власти было воссоздать и воплотить на своих художественных полотнах максимально подробно этот сложный мир живой природы.

Как и большинство работ автора, пейзажные полотна Кустодиева отличаются особой яркостью, выразительностью и насыщенностью цветовых планов. На картинах Кустодиева природа всегда представляет собой нечто гораздо большее, чем просто пейзажное изображение. Кустодиев создаёт своё художественное описание природы, делает его предельно индивидуальным, авторским, ни на что не похожим.

В этом отношении особо заметно одно из кустодиевских произведений, написанное художником в 1918 году «Лошади во время грозы».

Картина «Лошади во время грозы» - это образец талантливой масляной живописи. В данный момент полотно принадлежит собранию изобразительного искусства ХХ века Государственного Русского музея в Петербурге. Центральный образ и мотив холста заявлен уже в самом названии картины.

Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878–1927), русский художник. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии.

Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, Кустодиев много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира.


Гуляние на Волге, 1909

Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Я. Билибин, 1901). Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.

Портрет Федора Шаляпина, 1922, Русский Музей

Хотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.


Б.М. Кустодиев в своей мастерской. 1925 г.

После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации («Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова; «Русь» Е. И. Замятина; обе работы – 1923; и другие рисунки) и сценографии («Блоха» Замятина во втором МХАТе, 1925; и другие декорации). Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года.


Купчиха за чаем, 1918 Русский музей
Одним из излюбленных персонажей произведений Кустодиева была дородная, пышущая здоровьем купчиха. Купчих художник писал множество раз - в интерьере и на фоне пейзажа, обнаженными и в нарядных платьях.

Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе, изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар - все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках.

В голодный 1918 год, в холод и разруху больной художник мечтал о красоте, полнокровной яркой жизни, обилии. Однако смакование сытого, бездумного существования сопровождается здесь, как и в других произведениях Кустодиева, легкой иронией и беззлобной усмешкой.

Купчиха с зеркалом, 1920, Русский музей

Молодость всегда привлекает своей яркостью, красотой, свежестью. Художник представляет нам обычную сцену из купеческой жизни. Молодая девушка примеряет новую шелковую шаль. Картина насыщена деталями, раскрывающими характер героини. На столике разложены украшения, девушка из прислуги перебирает меха, зеленый сундук у печки явно скрывает «богатства» героини. В дверях стоит улыбающийся купец, в богатой шубе. Любуется на свою дочь, увлеченную новым гардеробом.


Красавица, 1915, Третьяковская галерея

Кустодиев всегда черпал свое вдохновение в русской лубочной живописи. Вот и его знаменитая «Красавица» словно списана с лубка или с дымковской игрушки. Однако, известно, что художник писал с натуры, известно и то, что моделью стала известная актриса Художественного театра.

К пышным формам своей модели художник подходит деликатно, с добрым юмором. Сама красавица ничуть не смущена, она спокойно, с некоторым любопытством наблюдает за зрителем, весьма довольная производимым впечатлением. Поза ее целомудренна. Белое пышное тело, голубые глаза, золотые волосы, румянец, алые губы — перед нами действительно красивая женщина.


Провинция. 1919
Вид с Воробьевых гор. 1919
В старом Суздале, 1914

Буйная роскошь красок расцветает пышным цветом на картинах Кустодиева, стоит только ему обратиться к излюбленной теме: изображению основ жизни глубинки, ее устоев, ее корней. Красочно показанное чаепитие во дворе не может не радовать глаз всем тем жизнелюбием, которое царит на картине.

Статные спины, гордая осанка, явная неторопливость каждого движения, осознанное чувство собственного достоинства, которое ощущается у всех женских фигур – это и есть старый Суздаль, такой, каким его видит, ощущает, чувствует художник. И он весь перед нами как на ладони – живой и яркий, настоящий. Теплый. Точно за стол приглашает!


Утро, 1904 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Изображены Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с сыном-первенцем Кириллом (1903-1971). Картина написана в Париже.


Русская Венера, 1925 год, Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород
Купание, 1912, Русский музей

По «кустодиевски» солнечный день на картине переполнен насыщенными цветами. Голубое небо, зеленый косогор, зеркальный блеск воды, солнечно-желтая купальня — все вместе составляют теплое лето.

Купальщицы прописаны художником схематично, очень деликатно. Кустодиев словно сам отводит взгляд зрителя от купальни и привлекает внимание к окружающей природе, наполнив ее неестественными яркими красками.

На берегу идет обычная жизнь. Лодочники предлагают публике прокатиться по реке, в гору с трудом поднимается груженая телега. На пригорке — красная церковь.

Дважды художник изобразил российский триколор. Бело-сине-красное полотнище украшает купальню и борт большой лодки. Скорее всего, перед нами праздничный день. Лето и есть праздник для всех, кто способен его оценить.

Купальщицы ведут неспешную беседу, наслаждаясь теплом, солнцем, рекой. Неспешная, размеренная, счастливая жизнь.


Купчиха и домовой, 1922

Весьма пикантную сцену изобразил художник. Домовой, обходя свои владения, застыл в изумлении перед обнаженным телом спящей хозяйки дома. Но детали все-таки подсказывают зрителю, что героиня картины все подготовила для этой сцены. Жарко натопленная печь оставлена открытой, чтобы огонь давал свет. Поза тщательно продумана. Возникают ощущение, что и сон хозяйки театральный. Красавица словно сама заманивает домового, чтобы на него посмотреть. Сказка, рождественская история, чудо.

Изящная, белотелая, ослепительно-красивая купчиха — с одной стороны, жутковатый, поросший шерстью, пузатый домовой — с другой. Они как воплощение купеческой женской и мужской красоты. Два разных начала, противоположности.


Троицын день, 1920, Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
Портрет художника Ивана Билибина, 1901, Русский музей

Этот портрет — ранняя работа мастера. Создавался он в академической мастерской И. Репина. В этой работе манера Кустодиева едва проступает. Она еще просто не сформировалась. Билибин изображен очень реалистично. Перед нами изысканно одетый молодой человек: черный сюртук, белоснежная сорочка. Красный цветок в петлице — деталь, характеризующая модель. Герой франтоват, любитель женщин, развлечений. Взгляд ироничный, даже смешливый. Черты лица правильные. Перед нами красивый молодой человек.


Портрет Ю.Е. Кустодиевой. 1920
Портрет великой княгини Марии Павловны.1911
Купчиха с покупками.1920
Московский трактир, 1916, Третьяковская галерея

Московский трактир — место особое, непростое. Главное в нем — общение, отдых. Именно таким и предстает трактир на картине. Грациозны и изящны половые, обслуживающие посетителей. Красные потолки и своды придают работе радостную и праздничную атмосферу. Судя по пучку вербы за иконой, действие происходит накануне пасхи.

Б орису Кустодиеву повезло стать учеником самого Ильи Репина, однако он отверг каноны, по которым работал его учитель, и начал искать собственное творческое направление. На этом пути Кустодиеву выпало множество жизненных испытаний - от неприятия его творчества публикой до тяжелой болезни. Но даже в самые сложные времена, будучи прикованным к инвалидному креслу, он продолжал писать картины.

Детство в Астрахани

Борис Кустодиев. Автопортрет. 1912. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Борис Кустодиев. Автопортрет (На охоте). 1905. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. Автопортрет. 1910. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Мальчика настолько впечатлила живопись, что он твердо решил научиться рисовать так же искусно. Мать нашла деньги, чтобы Борис смог брать уроки у известного в Астрахани художника Павла Власова. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать - все равно что ничему не научился. Искусство требует всей жизни. Анатомию человека не знаешь - не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».

В письме сестре Борис писал:

«Я только что возвратился от Власова и сажусь писать тебе письмо. Вот уже целый месяц я хожу к нему и сегодня уже начал рисовать голову. Сначала рисовал орнаменты, части тела, а теперь уже начал и головы. На днях нарисовал с натуры акварелью две айвы и две моркови. Когда я нарисовал их, то удивлялся - я ли нарисовал или другой?»

Подающий надежды студент

Борис Кустодиев. Портрет жены художника. 1909. Одесский художественный музей, Одесса, Украина

Илья Репин. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1903. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. На террасе. 1906. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

Окончив семинарию, в 1896 году Кустодиев отправился учиться в Москву, но в художественную школу его не приняли: Борису уже исполнилось 18 и он был слишком взрослым. Тогда Кустодиев поехал в Петербург, где подал документы в Высшее художественное училище при Академии художеств .

В училище Кустодиев много работал, писал с натуры, особенно увлекался портретами. Илья Репин , учитель Бориса, которым тот восхищался с детства, писал: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…»

В 1901 году Репин привлек своего лучшего ученика к работе над заказанной ему огромной картиной «Торжественное заседание Государственного совета». 27 портретов были написаны по эскизам Кустодиева, под руководством Репина начинающий художник написал треть всего полотна.

Летом 1900 года Кустодиев отправился в Костромскую губернию на этюды. Во время поездки художник познакомился с Юлией Прошинской, с которой обвенчался спустя три года. А в ноябре 1903 года Кустодиев окончил Академию художеств с золотой медалью и отправился вместе с женой и трехмесячной дочерью в пенсионерскую поездку: сначала во Францию, потом в Испанию.

Поиск собственного пути

Борис Кустодиев. Ярмарка. 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Борис Кустодиев. Морозный день. 1913. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

Борис Кустодиев. Деревенский праздник. 1914. Латвийский Национальный художественный музей, Рига, Латвия

Вернувшись из заграничного турне, Кустодиев купил под Кинешмой землю и своими руками построил дом . Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Он захотел уйти от репинского реализма, больше не подражать учителю, писать не с натуры, а исходя из собственных представлений о русской красоте. Он восторгался народными гуляньями, ярмарками, вдохновлялся лубочными изображениями: «Ярмарка была такая, что я стоял как обалделый. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Затащил мужика с базара - и писал при народе. Чертовски трудно! Будто впервые. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд… Пишу бабу покладистую - хоть неделю будет стоять! Только щеки да нос краснеют» .

В 1904 году Кустодиев стал учредителем Нового общества художников. В 1905-м - начал увлекаться графикой, работал карикатуристом в журналах «Жупел», «Адская почта», «Искры». Проиллюстрировал «Шинель» Николая Гоголя , изданную в 1905 году. В это же время Кустодиев начал работать в Мариинском театре помощником декоратора Головина.

В 1909 году Кустодиев получил звание Академика живописи. Его кандидатуру на Собрании Академии художеств представили Илья Репин, Архип Куинджи и Василий Матэ. В этот период Кустодиев активно работал над картинами, посвященными русской провинциальной жизни, - написал серию «Ярмарки», картину «Деревенский праздник».

«Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»

Борис Кустодиев. Купчихи. 1912. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина

Борис Кустодиев. Купчиха. 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. Красавица. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В том же, 1911 году у Кустодиева случился острый приступ боли в руке: она долгое время беспокоила художника, но врачи были бессильны. Когда приступы стали невыносимыми, он отправился на лечение в Швейцарию, где провел год в клинике доктора Ролье. А после операции у немецкого профессора Германа Оппенгейма Кустодиевы вернулись в Россию.

Художник много работал - писал портреты, жанровые зарисовки деревенской жизни. «Купчихи», «Красавица», «Купчиха», «Девушка на Волге» - эксперименты Кустодиева, его попытка создать новый стиль в живописи в Петербурге отклика не нашли. Газеты писали:

«Вот уж кто чудит, так это Кустодиев… Он как будто умышленно кидается из стороны в сторону. То он пишет обыкновенные хорошие дамские портреты, вроде госпожи Нотгафт или Базилевской… а то вдруг выставляет какую-то дебелую «красавицу», сидящую на расписном с букетами сундуке… Нарочитое и выдуманное безвкусие».

Зато в театре Кустодиева ценили - у него было множество заказов. В 1914 году он создал уже не только декорации, но и эскизы костюмов для «Смерти Пазухина» в МХТ . Оформил пьесы Островского - «Свои люди - сочтемся», «Волки и овцы», «Гроза» . Декорации давались Кустодиеву легко, и работал он быстро. Художник был хорошо знаком с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко , написал много портретов актеров МХТ - Николая Александрова, Ивана Москвина и других.

Операция и революция

Борис Кустодиев. Портрет А.И. Анисимова. 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. Масленица. 1916. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1916 году боли в руке вернулись, но в Германию к профессору Оппенгейму было уже не попасть: шла Первая мировая война . Кустодиеву предстояла тяжелейшая операция в Петербурге: врачи пришли к выводу, что нужно делать выбор - бороться за сохранность подвижности или только рук, или только ног. Тяжелейшее решение пришлось принять жене художника.

«Вот уже 13-й день, как я лежу без движения, и кажется мне, что не 13 дней, а 13 годов прошло с тех пор, как я лег. Теперь немного отдышался, а мучился и страдал очень. Казалось даже, что все силы иссякли и нет никакой надежды. Знаю, что далеко еще не все кончено и пройдут не недели, а долгие месяцы, пока стану себя чувствовать хоть немного человеком, а не так, чем-то полуживым».

Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Прикованный к инвалидной коляске, он воплощал все идеи, которые накопились за время вынужденного творческого отпуска. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи абсолютно здоровым. В 1915-м он закончил портрет Александра Анисимова, в 1922 - знаменитый портрет



Картина написана: 1919 г.
Холст, масло.
Размер: 98 × 71 см

Описание картины «Масленица» (1919 г) Б.Кустодиева

Художник: Борис Михайлович Кустодиев
Название картины: «Масленица»
Картина написана: 1919 г.
Холст, масло.
Размер: 98 × 71 см

Творчество Б. Кустодиева можно сравнить с народными лубочными картинками – небольшими изображениями, основной целью которых было распространение в народе. Несколько простые и грубоваты линии, но в то же время изобразительный язык и некий примитивизм обеспечили популярность данного жанра. Добавьте к ним яркую раскраску и пояснительный текст – в итоге получится то, что «дойдет» до каждого человека.

Б. Кустодиев много учился у художников лубочного жанра и поэтому его произведения такие красочные, многообразные и веселые. Среди предков художника были купцы, что не могло не отразиться на его восприятии мира – он любил изображать народные гуляния. Каждая картина Кустодиева – это событие, участвует в котором и люди, и архитектурные сооружения, и природа, а еще у них есть настроение.

Живописец не раз обращался к теме Масленицы – национального праздника проводов зимы, когда пекут горы блинов, катаются на санях и сжигают чучело, как во времена язычества. Известны работы, изображающие Масленицу, датированные разными годами – 1916, 1919 и 1920 года. Он постоянно рисовал эскизы праздничных гуляний, создавал разные образы людей и событий, среди которых выделяется «Масленица» 1919 года.

Россия на то время была одним и государств, которые затронула Первая мировая война, а для художника это было нелегкое время. У него нашли опухоль спинного мозга еще в 1909 году, но операцию сделали гораздо позже. Оставшуюся жизнь Кустодиев провел в инвалидном кресле, но, превзнемогая боль, писал удивительные и яркие полотна. «Масленица» полна свежего, морозного и счастливого настроения, она противопоставлена болезни и войне, а также выполнена в лучших традициях лубочного жанра.

Картина динамична, ведь сани, несущиеся по снегу, белые кони, толпа на заднем плане, продавец сладостей, компания в правом углу построены по принципу театра. Вы можете увидеть здесь и контрасты светотени, и кулисы, и даже своеобразный «хор». Колорит и декор полотна позволяет сравнить его со шкатулкой, расписанной диковинными мотивами. Удивительно, что работа эта написана по памяти, большинство образов взяты из детства, они представляют обобщенную национальную жизнь. В «Масленице» нет ни одного отрицательного персонажа, они наполнены наивной добротой, поэзией и чувством собственного достоинства. Вы больше никогда не увидите таких позитивных и ярких сюжетов – патриархальный уклад ушел в прошлое.

Масленица, тем не менее, всегда останется тем древним праздником проводов зимы и встречи весны, когда проводились состязания, торговцы на площади расхваливали свой товар, строились снежные городки, жарились блины со всевозможными начинками, сжигалось поднадоевшее изображение зимы, из сундуков вытаскивались лучшие наряды. Куча лохматых ушанок и тулупов, цветастые женские платки и юбки, варежки детишек – все мелькало чудесном хороводе. Кустодиев обладал потрясающим талантом, ведь сумел изобразить все это на едином полотне.

«Масленица» красочна, необычна и, несмотря на примитивизм мазков, воспринимается как идеал народных гуляний. Разгар праздничной недели в провинциальном городишке отражается в розовых лучах заходящего солнца и составляет блики на белоснежном снегу. Город в движении – сани мчатся с горки и по центральной части полотна. молодежь веселится и догоняет друг друга, а по переулку чинно проезжает на санях с белоснежными конями и веселыми бубенчиками супружеская пара купцов. Атмосфера особого веселья передается росписью саней, деталей одежды, а отдых отражен в чинно шествующей знати. Складывается впечатление, что люди забросили все свои дела – остается лишь безудержное веселье и бойкая торговля.

Образы картины многогранны. Вы увидите лихого молодого человека, который шепчет красавице заманчивые речи, от которых она заливается краской или бородатого кучера купеческой упряжки, лихо вскинувшего кнут. Разносчик сладостей удивленно смотрит на тройки лошадей, которые мчатся мимо него, а два семейства в роскошных шубах неспешно ведут диалоги. Мужчины убеждают друг друга в чем-то, один из них даже активно жестикулирует, а их жены сплетничают чуть поодаль и тихонько хихикают в ладошку.

В городе радость – к ним приехали актеры передвижного театра. Это вы можете узнать по надписи. Вывеска «Театр» - еще одно подтверждение принадлежности творчества Кустодиева к лубочному жанру, для которого характерны пояснительные тексты. Заведение обещает зрителям силача Борьку, веселые сценки из жизни и хорошее настроение.

По узенькой улочке, ведущей от храма, стекается народ. Художник использует тут весьма интересный композиционный прием: церковь расположена на заднем плане, а кажется, что она возвышается над городом. Эта деталь в «Масленице» неспроста – русский народ издавна известен своей религиозностью.

Картина написана яркими красками – вот еще один аспект лубка. Тут насыщенные тона зеленого, красного, желтого, синего и розового. Даже снег на полотне – не кристально белый, а с отблесками. Желтый дом, желтый театр и золотые купола церкви приносят в атмосферу народных гуляний торжественности. Коричневые оттенки одежды и дома в левом углу несколько успокаивают буйство ярких красок, создавая ощущение размеренности жизни.

Полотно разгульно, широко, разухабисто, весело, хлебосольно и жизненно. На нем нет конкретных образов купцов, торговцев лавчонок или простого люда – Кустодиев создает обобщенный образ народа, которому не чужды человеческие желания.

Закат солнца наполняет мир, оставшийся в памяти художника веселыми тонами. Тут все быстротечно, жизненно и неповторимо – просто настоящие царство беззаботной добродушной атмосферы, в которой нет места военным потерям и постоперационной боли. «Масленица» переносит каждого в сказку, вдохновляет на мечту и вселяет оптимизм. Она дает возможность современным вечно занятым людям понять, что в праздником может стать каждое мгновение нашей жизни, а создавать его нужно своими руками.

Основной темой и мотивом творчества Бориса Михайловича Кустодиева можно считать изображение Родной земли, России, её пейзажей, празднеств, жизни народа. Художника восхищали многокрасочные и шумные народные гулянья. Кустодиев по-особому воспринимал атмосферу праздников, городских гуляний и народного веселья. Как художника его притягивала карнавальность и яркость этих забав.

Весельем и настоящим праздником наполнено полотно Кустодиева «Масленица». На созданном в 1916 году пейзаже изображено исконно-русское празднование Масленицы, ухода зимы и приближение весеннего тепла. Традиционно Масленица связана с широкими, раздольными катаниями на санках, ярмарочным изобилием и пёстрыми всенародными зимними гуляниями. В этот праздник вся Россия превращается в один балаган или карнавал, когда всё перемешивается в едином потоке улыбок, озорства, ярких красок, звона бубенцов, смеха, шума и гама народного. Картина Кустодиева «Масленица» заражает вихрем открытых эмоций праздничного веселья, когда всё вокруг кружится, мелькают разгорячённые смеющиеся лица, звеня проносятся пышно украшенные тройки лошадей, раздаётся заливной колокольный звон, небо вспыхивает невиданными сказочными оттенками. Всё это Масленица! Всё это Русь! Невероятного охвата картина как будто подчёркивает бескрайность земли русской и щедрость и богатство русского характера. Какое небо создаёт Кустодиев! Оно сверкает, в нём одни розовые цвета переплетаются с полосами золотого и зелёного, образуя многослойный праздничный колорит. Небо точно огромный океан розового золота, окрасивший большие снежные пространства. Белые заснеженные берега на полотне окрашены этим лёгким свечением розоватого золота, мягко обволакивающего эти большие снега небольшого русского провинциального городка. Белый снег в соединении с розовым светом обретает сложные оттенки иссиня-белые, лиловые, розовато-белые, бледно-синие и множество иных. Колорит отличается декоративностью, контрастными переходами, интересными преломлениями светотеневых пространств. «Масленица» — это праздник жизни, танец жизни. Кустодиев, преодолевая тяжёлый недуг, утверждал радость жизни, превозмогая боли в руках, создавал ещё более яркие картины с головокружительным колоритом, пляской красок и образов. Центральный мотив картины – это нарисованная на переднем плане яркая тройка, которая являет собой красочный образ самой России, мчащейся вперёд навстречу колокольному, медному звону, предзакатным всполохам в зимнем небе, навстречу празднику, детской искренней мечте о вечном карнавале, украшенном разноцветием атласных лент, бумажными цветами и флажками с российским триколором. Полотно Кустодиева напоминает прекрасную причудливую роспись одного из русского народного промысла. Образы получились добрые, весёлые, искренние, живые в своей полноте и чувстве жизни, с открытой верящей всему детской душой. Видимо, художнику хотелось видеть Россию именно такой – яркой, сильной, душевной, чистой и звонкой точно детский смех или бубенцы мчащейся тройки.

Новое на сайте

>

Самое популярное