Домой Кольпит Нравственные принципы в г распутина. «Нравственная проблематика современной прозы

Нравственные принципы в г распутина. «Нравственная проблематика современной прозы

В творчестве Валентина Распутина нравственные искания занимают значительное место. Его произведения представляют эту проблему во всей широте и многосторонности. Сам автор — глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его активная общественная жизнь. Имя этого писателя можно встретить не только среди борцов за нравственное преображение отечества, но и среде борцов за экологию. В его повести “Живи и помни” нравственные проблемы поставлены писателем с наибольшей остротой. Произведение написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека. Автор ставит своих героев в сложную ситуацию: молодой парень Андрей Гуськов честно воевал почти до самого конца войны, но в 1944 году оказался в госпитале и жизнь его дала трещину. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, обнимет родных и свою Настену, и был так уверен в этом, что даже не вызвал родню в госпиталь повидаться. Весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила, как удар молнии. Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновение. В минуты душевной смуты и отчаяния Андрей принимает роковое для себя решение, которое перевернуло его жизнь и душу, сделало другим человеком. В литературе много примеров, когда обстоятельства оказываются выше силы воли героев, но образ Андрея наиболее достоверен и выразителен. Возникает ощущение, что автор лично был знаком с этим человеком. Незаметно писатель стирает грани между “хорошими” и “плохими” героями и не судит их однозначно. Чем внимательнее вчитываешься в повесть, тем больше возможностей для постижения нравственного состояния героев, анализа их поступков. В произведениях Распутина жизнь сложна тем, что каждая ситуация содержит бесчисленное множество граней и градаций. Андрей Гуськов делает свой выбор: он решает самостоятельно ехать домой, хотя бы на один день. С этого момента его жизнь попадает под влияние совсем иных законов бытия, Андрея несет в мутном потоке событий как щепку. Он начинает понимать, что каждый день такой жизни отдаляет его от нормальных, честных людей и делает возвращение назад невозможным. Судьба лихо начинает управлять безвольным человеком. Обстановка, окружающая героев, неуютна. Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной, нетопленой бане. Автор хорошо знает русский фольклор и строит недвусмысленную параллель: баня — место, где по ночам появляется всякая нечисть. Так возникает тема оборотничесва, которая проходит через все повествование. В сознании народа оборотни ассоциируются с волками. И Андрей научился выть по-волчьи, у него получается так натурально, что Настена думает, уж не настоящий ли он оборотень. Андрей все больше черствеет душой. Становится жестоким, даже с некоторым проявлением садизма. Подстрелив косулю; не добивает ее вторым выстрелом, как делают все охотники, а стоит и внимательно наблюдает, как мучается несчастное животное. “Уже перед самым концом он приподнял ее и заглянул в глаза — они в ответ расширились. Он ждал последнего, окончательного движения, чтобы запомнить, как оно отразится в глазах”. Вид крови как бы определяет его дальнейшие действия и слова. “Скажешь кому — убью. Мне терять нечего”,— говорит он жене. Андрей стремительно удаляется от людей. Какое бы наказание он ни понес, в сознании односельчан он навсегда останется оборотнем, нелюдем. Оборотней в народе еще называют нежитями. Нежить — значит, живет в совершенно ином, чем люди, измерении. Но автор заставляет героя мучительно думать: “Чем я провинился перед судьбой, что она так со мной,— чем?” Андрей не находит ответа на свой вопрос. Каждый читатель выносит свое собственное суждение. Сам герой склонен искать оправдание своему преступлению. Он видит свое спасение в будущем ребенке. Его рождение, думает Андрей,— перст Божий, указующий на возврат к нормальной человеческой жизни, и ошибается в очередной раз. Настена и еще не родившийся ребенок погибают. Этот момент и является той карой, которой высшие силы могут наказать преступившего все нравственные законы человека. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова Настены: “Живи и помни” — будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу. Но этот призыв “Живи и помни” обращен не только к Андрею, но и к жителям Атамановки, вообще ко всем людям. Подобные трагедии всегда происходят на глазах у людей, но редко кто отважится предотвратить их. Люди боятся быть откровенными с близкими. Здесь уже действуют законы, сковывающие нравственные порывы невинных людей. Настена даже подруге своей побоялась сказать, что ничем не замарала своего человеческого достоинства, а просто оказалась между двух огней.
Она выбирает страшный путь для выхода из своего положения — самоубийство. Кажется, автор наводит читателя на мысль о некоей моральной заразе, передающейся как болезнь. Ведь Настена, убивая себя, убивает в себе дитя — это двойной грех. Страдает уже третий человек, пусть еще не рожденный. Зараза безнравственности распространяется и на жителей Атамановки. Они не только не стараются предотвратить трагедию, но и способствуют ее развитию и завершению. Сильное художественное произведение на тему нравственности, каковым является повесть В. Распутина “Живи и помни”,— это всегда шаг вперед в духовном развитии общества. Такое произведение уже самим своим существованием является преградой для бездуховности. Творчество такого писателя поможет нашим современникам не утратить нравственных ценностей. Творчество Валентина Распутина довольно часто противопоставляют «го¬род¬ской прозе». И действие у него почти всегда происходит в деревне, и глав¬ные ге¬рои (точнее, героини) в большинстве случаев - «ста¬ринные ста¬рухи», и симпатии его отданы не новому, а тому древнему, исконному, что безвозвратно уходит из жизни. Все это так и не так. Критик А. Бочаров справедли¬во заметил, что между «городским» Ю. Трифоновым и «деревенским» В. Распутиным при всем их раз¬личии много общего. Оба взыскуют высокой нравст¬венности человека, обоих интересует место личнос¬ти в истории. Оба говорят о влиянии прошлой жиз¬ни на современную и будущую, оба не приемлют ин¬дивидуалистов, «железных» суперменов и бесхарак¬терных конформистов, забывших о высшем назначе¬НИИ человека. Словом, оба писателя разрабатывают философскую проблематику, хотя и делают это по-разному. Сюжет каждой повести В. Распутина связан с ис¬пытанием, выбором, смертью. В «Последнем сроке» говорится о предсмертных днях старухи Анны и о со¬бравшихся у постели умирающей матери ее детях. Смерть высвечивает характеры всех персонажей, и в первую очередь самой старухи. В «Живи и помни» действие переносится в 1945 год, когда так не хоте¬лось умереть на фронте герою повести Андрею Гусько-ву, и он дезертировал. В центре внимания писателя - нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и - в еще большей сте¬пени - перед его женой Настеной. В «Прощании с Матерой» описываются затопление для нужд ГЭС ост¬рова, на котором расположена старая сибирская де¬ревня, и последние дни стариков и старух, оставших¬ся на нем. В этих условиях обостряется вопрос о смыс¬ле жизни, о соотношении нравственности и прогресса, о смерти и бессмертии. Во всех трех повестях В. Распутин создает образы русских женщин, но¬си¬тель¬ниц нравственных ценнос¬тей народа, его философского мироощущения, ли¬те¬ратурных преемниц шолоховской Ильиничны и сол-женицынской Мат¬рены, развивающих и обогащаю¬щих образ сельской праведницы. Всем им при¬сущее чувство огромной ответственности за происходящее, чувство вины без вины, осознание своей слитности с миром как человеческим, так и природным. Старикам и старухам, носителям народной памяти, во всех повестях писа¬теля противостоят те, кого, ис¬пользуя выражение из «Прощания с Матерой», мож¬но назвать «обсевками». Пристально вглядываясь в противоречия современ¬ного мира, Распутин, подобно другим писателям-«де¬ревенщикам», видит истоки бездуховности в социаль¬ной действительности (человека лишили чувства хо¬зяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений). Вместе с тем писатель предъяв¬ляет высо¬кие требования к самой личности. Для него неприем¬лемы индиви¬дуа¬лизм, пренебрежение такими народ¬ными национальными ценностями, как Дом, труд, могилы предков, продолжение рода. Все эти понятия обретают в прозе писателя материальное воплощение, описываются в лирико-поэти¬чес-кой манере. От повести к повести усиливается в распутинском творчестве трагизм автор-ского мировосприятия.

Работа по литературе
Нравственность в современной литературе по произведению В. Распутина "Последний срок".
Проблема нравственности в наше время стала особенно актуальной. В нашем обществе назрела потребность говорить и размышлять об изменяющейся человеческой психологии, о взаимоотношениях между людьми, о том смысле жизни, который так неустанно и так мучительно постигают герои и героини повестей и рассказов. Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств: совести, долга, милосердия, добра.

В произведениях Распутина мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы. Произведения В. Распутина состоят из "живых мыслей", и мы должны уметь их понимать хотя бы потому, что для нас это важнее, чем для самого писателя, потому что от нас зависит будущее общества и каждого человека в отдельности.

Повесть "Последний срок", которую сам В. Распутин назвал главной из своих книг, затронула многие нравственные проблемы, оголила пороки общества. В произведении В. Распутин показал взаимоотношения внутри семьи, поднял проблему уважения к родителям, очень актуальную в наше время, раскрыл и показал главную рану современности - алкоголизм, поставил вопрос о совести и чести, который затронул каждого героя повести. Главное действующее лицо повести - старуха Анна, которая жила у своего сына Михаила. Ей было восемьдесят лет. Единственная цель, оставшаяся в её жизни, - это увидеть перед смертью всех своих детей и со спокойной совестью отправиться на тот свет. У Анны было много детей. Они все разъехались, но судьбе было угодно собрать их всех вместе в то время, когда мать находилась при смерти. Дети Анны - типичные представители современного общества, люди занятые, имеющие семью, работу, но вспоминающие о матери, почему-то очень редко. Их мать очень страдала и скучала по ним и, когда пришёл срок умирать, только ради них осталась ещё на несколько дней на этом свете и прожила бы она ещё сколько угодно, лишь бы они были рядом. И она, находясь уже одной ногой на том свете, сумела найти в себе силы возродиться, расцвести, и всё ради своих детей "Чудом это получилось или не чудом, никто не скажет, только увидав своих ребят, старуха стала оживать". А что же они? А они решают свои проблемы, и, похоже, что их мать не очень-то волнует, а если они и интересуются ею, так только для приличия. И все они живут только для приличия. Не обидеть кого, не заругать, не сказать лишнего - всё для приличия, чтобы не хуже, чем у других. Каждый из них в тяжёлые для матери дни занимается своими делами, и состояние матери их мало волнует. Михаил и Илья ударились в пьянство, Люся гуляет, Варвара решает свои проблемы, и никому из них не пришла в голову мысль уделить матери больше времени, поговорить с ней, просто посидеть рядом. Вся их забота о матери началась и закончилась с "манной каши", которую все они бросились варить. Все давали советы, критиковали других, но никто ничего не сделал сам. С самой первой встречи этих людей между ними начинаются споры и ругань. Люся, как ни в чем не бывало, села шить платье, мужчины напились, а Варвара даже боялась остаться с матерью. И так проходили дни: постоянные споры и ругань, обиды друг на друга и пьянство. Вот так дети провожали свою мать в последний путь, так они заботились о ней, так её берегли и любили. Они не прониклись душевным состоянием матери, не поняли её, они видели лишь то, что она поправляется, что у них есть семья и работа и что им нужно скорее вернуться домой. Даже проститься с матерью они не смогли как следует. Её дети упустили "последний срок" что-то исправить, попросить прощения, просто побыть вместе, ведь теперь они вряд ли соберутся опять. В этой повести Распутин очень хорошо показал взаимоотношения современной семьи и их недостатки, которые ярко проявляются в критические моменты, раскрыл нравственные проблемы общества, показал чёрствость и эгоизм людей, потерю ими всякого уважения и обыкновенного чувства любви друг к другу. Они, родные люди, погрязли в злобе и зависти. Их волнуют лишь свои интересы, проблемы, только свои дела. Они не находят времени даже для близких и родных людей. Не нашли времени и для матери - самого родного человека. Для них на первом месте стоит "Я", а затем всё остальное. Распутин показал оскудение морали современных людей и его последствия.

Повесть "Последний срок", над которой В. Распутин начал работать в 1969 году, впервые была опубликована в журнале "Наш современник", в номерах 7, 8 за 1970 год. Она не только продолжала и развивала лучшие традиции отечественной словесности - в первую очередь традиции Толстого и Достоевского, - но и сообщала новый мощный импульс развитию современной литературы, задавала ей высокий художественно-философский уровень. Повесть сразу же вышла книгой в нескольких издательствах, была переведена на другие языки, издана за рубежом - в Праге, Бухаресте, Милане. Пьесу "Последний срок" поставили в Москве (во МХАТе) и в Болгарии. Слава, принесённая писателю первой повестью, была прочно закреплена.

Композиция любого произведения В. Распутина, отбор деталей, изобразительных средств помогают увидеть образ автора - нашего современника, гражданина и философа.

В наше время проблема нравственности стала особенно актуальной, так как происходит распад личности. В нашем обществе назрела потребность во взаимоотношениях между людьми, наконец, о том смысле жизни, который так неустанно и так мучительно постигают герои и героини повестей и рассказов В. Распутина. Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату истинных человеческих качеств: совести, долга, милосердия, добра. А в произведениях В.Г. Распутина мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы.

Произведения В. Распутина состоят из "живых мыслей", и мы должны уметь их понимать хотя бы потому, что для нас это важнее, чем для самого писателя, потому что от нас зависит будущее общества и каждого человека в отдельности.

В нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить её уже не сможем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен - Валентин Григорьевич Распутин. В 1974 году в иркутской газете "Советская молодёжь" Валентин Распутин писал: "Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве". И его собственный пример лучше всего подтверждает верность этих слов, ведь В. Распутин, как никто другой, пронёс через всю свою жизнь в своём творчестве её нравственные ценности.

Родился В. Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в посёлке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары, в трёхстах километрах от Иркутска. И рос он в этих же местах, в деревне, с красивым напевным имением Аталанка. Этого названия мы не увидим в произведениях писателя, но именно она, Аталанка, явится нам и в "Прощании с Матерой", и в "Последнем сроке", и в повести "Живи и помни", где отдалённо, но явно угадывается созвучие Атамановка. Конкретные люди станут литературными героями. Поистине, как говорил В. Гюго, "начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развёртывающиеся с ним, составляющие неотъемлемую часть его". А начала эти, применительно к Валентину Распутину, немыслимы без влияния самой Сибири-тайги, Ангары ("Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел - и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины"); без родной деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми; без чистого, незамутнённого народного языка.

Сознательное детство его, тот самый "дошкольный и школьный период", который даёт человеку для жизни едва ли не больше, чем все оставшиеся затем годы и десятилетия, частично совпал с войной: в первый класс аталанской начальной школы будущий писатель пришёл в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной. "Для нашего поколения был очень труден хлеб детства", - отметит спустя десятилетия писатель. Но о тех же годах он скажет и более важное, обобщающее: "Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе".

Первый рассказ, написанный В. Распутиным, назывался "Я забыл спросить у Лешки…". Он был опубликован в 1961 году в альманахе "Ангара" и затем несколько раз перепечатывался. Он начинался как очерк после одной из очередных поездок В. Распутина в леспромхоз. Но, как мы узнаём затем от самого писателя, "очерк не получился - получился рассказ. О чем? Об искренности человеческих чувств и красоте души". Иначе, наверное, и не могло быть - ведь речь шла о жизни и смерти. На лесоповале упавшая сосна случайно задела парнишку, Лёшку. Поначалу ушиб казался незначительным, но вскоре возникла боль, ушибленное место - живот - почернело. Двое друзей решили сопровождать Лёшку до больницы - полсотни километров пешком. В пути ему стало хуже, он бредил, и друзья видели, что это уже не шутки, им стало не до отвлеченных разговоров о коммунизме, которые вели они до того, ибо они поняли, глядя на муки товарища, что "это игра в прятки со смертью, когда ищет смерть и нет ни одного надёжного места, куда можно было бы спрятаться. Вернее, такое место есть - это больница, но до неё далеко, ещё очень далеко".

Лешка умер на руках у друзей. Потрясение. Вопиющая несправедливость. И в рассказе, пусть ещё и в зачаточном состоянии, присутствует то, что станет затем неотъемлемым во всех произведениях Распутина: природа, чутко реагирующая на происходящее в душе героя ("Рядом всхлипывала река. Луна, вытаращив свой единственный глаз, не отводила от нас взгляда. Слезливо мигали звёзды"); мучительные раздумья о справедливости, памяти, судьбе ("Я неожиданно вспомнил о том, что ещё забыл спросить у Лешки, будут ли знать при коммунизме о тех, чьи имена не вписаны на зданиях заводов и электростанций, кто так навсегда и остался незаметным. Мне во что бы то ни стало, захотелось узнать, вспомнят ли при коммунизме о Лешке, который жил на свете немногим больше семнадцати лет и строил его всего два с половиной месяца").

В рассказах Распутина всё чаще появляются люди с загадочным, хотя и простым с виду, внутренним миром - люди, которые собеседуют с читателем, не оставляя его равнодушным к своей судьбе, мечтам, жизни. Едва очерченные, их портреты в рассказе "В Саяны приезжают с рюкзаками" дополняются живописными мазками в облике старой охотницы, не умеющей и не желающей понимать, зачем бывают на земле войны ("Продолжение песни следует"); глубже становится тема единства человека и природы ("От солнца до солнца"), тема взаимообогащающего общения людей друг с другом. ("На снегу остаются следы"). Именно здесь появляются впервые образы распутинских старух - камертонные, ключевые, стержневые образы дальнейших его произведений.

Такова старая тофаларка из рассказа "И десять могил в тайге", у которой "было четырнадцать детей, четырнадцать раз она рожала, четырнадцать раз платила за муки кровью, у неё было четырнадцать детей - своих, родных, маленьких, больших, мальчиков и девочек, парней и девок. Где твои четырнадцать детей?. Двое из них остались в живых… двое из них лежат на деревенском кладбище… десять из них разбросаны по саянской тайге растащили звери их кости". Уж все о них и позабыли - сколько лет минуло; все, но не она, не мать; и вот она вспоминает каждого, пытается вызвать их голоса и раствориться в вечности: ведь пока кто-то хранит погибшего в своей памяти, не разорвется тонкая, призрачная нить, связующая эти разные миры воедино.

Как только выдержало её сердце те смерти! Она вспоминает каждого: этот, четырёхлетний, упал со скалы на её глазах - как она тогда кричала! Этот, двенадцатилетний, умер у юрты шамана от того, что не было хлеба и соли; девочка замёрзла на льду; ещё одного придавило во время грозы кедром…

Всё это было давно, ещё в начале века, "когда вся Тофалария лежала в объятьях смерти". Старуха видит, что теперь всё по-другому, она дожила, - может быть, потому и дожила, что "оставалась их матерью, вечной матерью, матерью, матерью", и кроме неё никто не помнит о них, а её и держала на земле эта вот память и необходимость оставить её после себя, продлить во времени; потому и называет она своих внуков именами умерших детей, словно возрождает их к новой жизни - к другой, более светлой. Ведь она - Мать.

Такова и умирающая шаманка из рассказа "Эх, старуха…". Давно уж она не шаманит; её любят, потому что она хорошо умела трудиться вместе со всеми, добывала соболя, пасла оленей. Что же мучает её перед смертью? Ведь она не боится умирать, потому что "выполнила свой человеческий долг… её род продолжался и будет продолжаться; она в этой цепи была надёжным звеном, к которому прикреплялись другие звенья". Но только такого, биологического продолжения ей недостаточно; шаманство она считает уже не занятием, а частью культуры, обычаев народа, и потому боится, что оно забудется, потеряется, если она никому не передаст хотя бы внешние его приметы. По её мнению, "человек, заканчивающий свой род, несчастен. Но человек, который похитил у своего народа его старинное достояние и унёс его с собой в землю, никому ничего не сказав, - как назвать этого человека?. "

Я думаю, что В. Распутин правильно ставит вопрос: "Как назвать такого человека?" (Человека, который смог бы унести с собой в могилу часть культуры, не передав его в руки других людей).

В этом рассказе Распутин поднимает нравственную проблему, выраженную в отношении этой старухи к человеку и ко всему обществу. Я думаю, что перед смертью она должна была передать свой дар людям, чтобы он продолжал жить, как и другие достояния культуры.

Лучшим произведением шестидесятых годов является рассказ "Василий и Василиса", от которого потянулась прочная и явная нить к будущим повестям. Рассказ этот впервые появился в ежедневнике "Литературная Россия" в самом начале 1967 года и с тех пор перепечатывался в книгах.

В нём, как в капле воды, собралось то, что не повторится в точности потом, но с чем мы тем не менее не раз ещё встретимся в книгах В. Распутина: старуха с твёрдым характером, но с большой, милосердной душой; природа, чутко прислушивающаяся к переменам в человеке.

Нравственные проблемы В. Распутин ставит не только в рассказах, но и в своих повестях. Повесть "Последний срок", которую сам В. Распутин назвал главной из своих книг, затронула многие нравственные проблемы, оголила пороки общества. В произведении автор показал взаимоотношения внутри семьи, поднял проблему уважения к родителям, очень актуальную в наше время, раскрыл и показал главную рану современности - алкоголизм, поставил вопрос о совести и чести, который затронул каждого героя повести.

Главное действующее лицо повести - старуха Анна, которая жила у своего сына Михаила, была в возрасте восьмидесяти лет. Единственная цель, оставшаяся в её жизни, - это увидеть перед смертью всех своих детей и со спокойной совестью отправиться на тот свет. У Анны было много детей, и все они разъехались, но судьбе было угодно собрать их всех вместе в то время, когда мать находилась при смерти. Дети Анны - типичные представители современного общества, люди занятые, имеющие семью, работу, но вспоминающие о матери, почему-то, очень редко. Их мать очень страдала и скучала по ним и, когда пришёл срок умирать, только ради них осталась она ещё на несколько дней на этом свете и прожила бы ещё сколько угодно, лишь бы они были рядом, лишь бы было ей ради кого жить. И она, находясь уже одной ногой на том свете, сумела найти в себе силы возродиться, расцвести, и всё ради своих детей. "Чудом это получилось или не чудом, никто не скажет, только увидав своих ребят, старуха стала оживать". А что же они? А они решают свои проблемы, и, похоже, что их мать не очень-то волнует, а если они и интересуются ею, так только для приличия. И все они живут только для приличия. Не обидеть кого, не заругать, не сказать лишнего - всё для приличия, чтобы не хуже, чем у других. Каждый из них в тяжёлые для матери дни занимается своими делами, и состояние матери их мало волнует. Михаил и Илья ударились в пьянство, Люся гуляет, Варвара решает свои проблемы, и никому из них не пришла в голову мысль уделить матери больше времени, поговорить с ней, просто посидеть рядом. Вся их забота о матери началась и закончилась с "манной каши", которую все они бросились варить. Все давали советы, критиковали других, но никто ничего не сделал сам. С самой первой встречи этих людей между ними начинаются споры и ругань. Люся, как ни в чем не бывало, села шить платье, мужчины напились, а Варвара даже боялась остаться с матерью. И так проходили день за днём: постоянные споры и ругань, обиды друг на друга и пьянство. Вот так дети провожали свою мать в последний путь, так они заботились о ней, так её берегли и любили. Из болезни матери они сделали лишь одну формальность. Они не прониклись душевным состоянием матери, не поняли её, они видели лишь то, что она поправляется, что у них есть семья и работа, и что им нужно скорее вернуться домой. Даже проститься с матерью они не смогли как следует. Её дети упустили "последний срок" что-то исправить, попросить прощения, просто побыть вместе, ведь теперь они вряд ли соберутся опять.

В повести В. Распутин очень хорошо показал взаимоотношения современной семьи и её недостатки, которые ярко проявляются в критические моменты, раскрыл нравственные проблемы общества, показал чёрствость и эгоизм людей, потерю ими всякого уважения и обыкновенного чувства любви друг к другу. Они, родные люди, погрязли в злобе и зависти.

Их волнуют лишь свои интересы, проблемы, только свои дела. Они не находят времени даже для близких и родных людей. Не нашли времени и для матери - самого родного человека.

В.Г. Распутин показал оскудение морали современных людей и его последствия. Повесть "Последний срок", над которой В. Распутин начал работать в 1969 году, впервые была опубликована в журнале "Наш современник", в номерах 7, 8 за 1970 год. Она не только продолжала и развивала лучшие традиции отечественной словесности - в первую очередь традиции Толстого и Достоевского, - но и сообщала новый мощный импульс развитию современной литературы, задавала ей высокий художественно-философский уровень. Повесть сразу же вышла книгой в нескольких издательствах, была переведена на другие языки, издана за рубежом - в Праге, Бухаресте, Милане и в других странах.

Одним из лучших произведений семидесятых годов явилась повесть "Живи и помни". "Живи и помни" - новаторская, смелая повесть - не только о судьбах героя и героини, но и о соотнесении их с судьбою народной в один из драматичных моментов истории. В этой повести затронуты как нравственные проблемы, так и проблемы взаимоотношений человека и общества.

Об этой повести В. Распутина написано столь много и у нас в стране, и за рубежом, сколь, вероятно, ни о каком другом его произведении; она издавалась около сорока раз, в том числе на языках народов СССР и на иностранных языках. А в 1977 году она была удостоена Государственной премии СССР. Сила этого произведения и в интриге сюжета, и в необычности темы.

Да, повесть была высоко оценена, но далеко не все и не сразу правильно её поняли, увидели в ней те акценты, которые были поставлены писателем. Некоторые отечественные и зарубежные исследователи определили её, как произведение о дезертире, человеке, сбежавшем с фронта, предавшем товарищей. Но это результат поверхностного прочтения. Сам автор повести не раз подчёркивал: "Я писал не только и меньше всего о дезертире, о котором, не унимаясь, талдычат почему-то все, а о женщине…"

Исходная точка, с которой начинают жить герои Распутина на страницах повести, - простая естественная жизнь. Они готовы были повторить и продолжить движение, начатое до них, совершить круг непосредственной жизни.

"Настёна и Андрей жили как все, ни над чем особенно не задумывались", - работа, семья, очень хотели детей. Но было и существенное различие в характерах героев, связанное с жизненными обстоятельствами. Если Андрей Гуськов вырос в обеспеченной семье: "Гуськовы держали двух коров, овец, свиней, птицу, жили в большом доме втроём", никакого горя с детства не знал, привык думать и заботиться только о себе, то Настёна испытала многое: смерть родителей, голодный тридцать третий год, жизнь в работницах у тетки.

Именно поэтому она "кинулась в замужество, как в воду, - без лишних раздумий…". Трудолюбие: "Настёна терпела всё, успевала ходить в колхоз и почти одна везла на себе хозяйство", "Настёна терпела: в обычаях русской бабы устраивать свою жизнь однажды и терпеть всё, что ей выпадает" - основные черты характера героини. Настёна и Андрей Гуськов являются главными действующими лицами повести. Поняв их, можно понять нравственные проблемы, поставленные В. Распутиным. Они проявляются и в трагедии женщины, и в неоправданном поступке её мужа. Читая повесть, важно проследить, как в "естественной" Настёне, оказавшейся в трагической ситуации, рождается личность с обострённым чувством своей вины перед людьми, а в Гуськове животный инстинкт самосохранения подавляет всё человеческое.

Повесть "Живи и помни" начинается с пропажи топора в бане. Эта деталь сразу задаёт повествованию эмоциональный настрой, предвосхищает её драматический накал, несёт дальний отсвет трагического финала. Топор является орудием убийства телёнка. В отличие от обозлённой на людей матери Гуськова, лишённой даже материнского чутья, Настёна сразу догадалась, кто взял топор: "… вдруг ёкнуло у Настёны сердце: кому чужому придёт в голову заглядывать под половицу". С этого "вдруг" всё изменилось в её жизни.

Очень важно то, что на догадку о возращении мужа подтолкнуло её чутьё, инстинкт, животное начало: "Настёна села на лавку у окошечка и чутко, по-звериному, стала внюхиваться в банный воздух… Она была как во сне, двигаясь почти ощупью и не чувствуя ни напряжения, ни усталости за день, но делала всё точно так, как и задумала… Настёна сидела в полной темноте, едва различая окошко, и чувствовала себя в оцепенении маленькой несчастной зверушкой".

Встреча, которую героиня ждала три с половиной года, каждый день представляя, какой она будет, оказалась "воровской и жуткой с первых же минут и с первых же слов". Психологически автор очень точно описывает состояние женщины во время первой встречи с Андреем: "Настёна с трудом помнила себя. Всё, что она сейчас говорила, всё, что видела и слышала, происходило в каком-то глубоком и глухом оцепенении, когда обмирают и немеют все чувства, и когда человек существует словно бы не своей, словно бы подключённой со стороны, аварийной жизнью. Она продолжала сидеть, как во сне, когда видишь себя лишь со стороны и не можешь собой распорядиться, а только ждёшь, что будет дальше. Вся эта встреча выходила чересчур неправдашней, бессильной, пригрезившейся в дурном забытьи, которое канет прочь с первым же светом". Настёна, ещё не понимая, не осознавая этого умом, чувствовала себя преступницей перед людьми. Она пришла на свидание с мужем, как на преступление. Начинающаяся внутренняя борьба, ещё не осознаваемая ею, обусловлена противоборством двух начал в ней - животного инстинкта ("зверюшка") и нравственного. В дальнейшем борьба этих двух начал в каждом из героев Распутина разводит их по разным полюсам: Настёна приближается к высшей группе героев Толстого с духовно - нравственным началом, Андрей Гуськов - к низшей.

Ещё не осознав всё случившееся, ещё не зная, какой они с Андреем найдут выход, Настёна совершенно неожиданно для себя подписывается на заём на две тысячи: "Может, хотела облигациями откупиться за мужика своего… Кажется, о нём она в это время не думала, но ведь мог и за неё кто-то подумать". Если у Гуськова из подсознания на войне прорывается животное начало ("звериный, ненасытный аппетит" в лазарете), то в Настёне бессознательно, говорит голос совести, нравственный инстинкт.

Настёна живёт пока только чувством, жалея Андрея, близкого, родного, и в то же время ощущая, что он чужой, непонятный, не тот, кого она провожала на фронт. Она живёт надеждой, что со временем всё обязательно кончится хорошо, стоит лишь выждать, потерпеть. Она понимает, что одному Андрею не вынести свою вину. "Она ему не по силам. Так что теперь - отступиться от него?"

Теперь обратимся к Гуськову. Когда началась война, "Андрея взяли в первые же дни", и "за три года войны Гуськов успел повоевать и в лыжном батальоне, и в разведроте, и в гаубичной батарее". Он "приспособился к войне - ничего другого ему не оставалось. Поперёд других не лез, но и за чужие спины тоже не прятался. Среди разведчиков Гуськов считался надёжным товарищем. Воевал, как все, - не лучше и не хуже".

Животное начало в Гуськове на войне открыто себя обнаружило только однажды: "… в лазарете его, глухого, прохватил звериный, ненасытный аппетит". После того, как летом сорок четвёртого года Гуськов был ранен и пробыл в новосибирском госпитале три месяца, он, не получив отпуска, на который так надеялся, дезертировал. Автор открытым текстом говорит о причинах преступления: "Он боялся ехать на фронт, но больше этой боязни была обида и злость на всё то, что возвращало его обратно на войну, не дав побывать дома".

Невольная обида на всё, что оставалось на месте, от чего его отрывали и за что ему предстояло воевать, долго не проходило. И чем больше он смотрел, тем ясней и непоправимей замечал, как спокойно и безразлично к нему течёт Ангара, как равнодушно, не замечая его, скользят мимо берега, на которых он провёл все свои годы, - скользят, уходя к другой жизни и к другим людям, к тому, что придёт ему на смену. Его обидело: что же так скоро?

Таким образом, автор сам выделяет четыре чувства в Гуськове: обиду, злобу, одиночество и страх, причём страх далеко не главная причина дезертирства. Всё это лежит на поверхности текста, но в глубине его есть и другое, что открывается позднее, в "обоюдном", "вещем" сне Андрея и Настёны.

Героям Распутина приснился сон о том, как Настёна неоднократно в течение ночи приходила к Андрею на передовую и звала его домой: "Чего это ты здесь застрял? Я там с ребятишками замучилась, а тебе и горя мало. Я уйду и опять ворочаюсь, и опять ворочаюсь, а ты никак в толк не возьмёшь: нет и нет. Я хочу намекнуть и не могу. Ты сердишься на меня, гонишь. А вот как было в последний раз, не помню. Сон-то, сам видишь, какой. На две стороны. В одну ночь, поди, и приснился обоим. Может, то душа моя к тебе наведывалась. Оттого всё так и сходится".

"Естественный человек" Гуськов два года не откликался на зов самой природы в лице Настёна и честно воевал, подчиняясь нравственным законам - долга и совести. И вот, переполненный обидой и злостью на "госпитальное начальство", несправедливо отказавшее ему в отпуске ("Разве это правильно, справедливо? Ему бы только один - единственный денёк побывать дома, унять душу - тогда он опять готов на что угодно"), Гуськов оказывается во власти природных инстинктов - самосохранения и продолжения рода. Подавляя в себе голос совести и чувство долга перед людьми, перед Родиной, он самовольно отправляется домой. Устоять перед этим зовом природы, напоминающим и о святости природного долга человека, Гуськов не может: "Пускай теперь что угодно, хоть завтра в землю, но если это правда, если он после меня останется… Это ж кровь моя дальше пошла, не кончилась, не пересохла, не зачахла, а я-то думал, я-то думал: на мне конец, всё, последний, погубил родову. А он станет жить, он дальше ниточку потянет. Вот ведь как вышло-то, а! Как вышло-то Настёна! Богородица ты моя!"

В обоюдном сне героев Распутина можно выделить два плана: первый - это зов природы. Сложность, не очевидность этого объясняется тем, что инстинкт самосохранения (страх) заявляет о себе в полный голос и осознаётся самим Гуськовым (к концу войны "всё больше росла надежда уцелеть, и всё чаще подступал страх"), а инстинкт продолжения рода действует подсознательно, как веление судьбы. Второй план - пророческий, как предвестие трагического финала повести ("Всё ещё надеясь на что-то, Настёна продолжала допытываться: "И ни разу, ни разу ты меня после того с ребятёнком не видел? Вспомни хорошенько". - "Нет, ни разу").

"Остря каждую минуту глаза и уши", тайно, волчьими тропами вернувшись домой, он в первую же встречу заявляет Настёне: "Вот что я тебе сразу скажу, Настёна. Ни одна душа не должна знать, что я здесь. Скажешь кому-нибудь - убью. Убью - мне терять нечего". То же он повторяет во время последней встречи: "Но запомни ещё раз: скажешь кому, что я был, - достану.

распутин урок французский нравственный

Нравственное начало в Гуськове (совесть, чувство вины, раскаяние) полностью вытесняется звериным желанием выжить любой ценой, главное - существовать, хоть волком, но жить. И вот он уже научился выть по-волчьи

("Пригодится добрых людей пугать" - со злорадной, мстительной гордостью подумал Гуськов).

Внутренняя борьба в Гуськове - борьба между "волком" и "человеком" - мучительна, но исход её предопределён. "Ты думаешь, легко мне здесь зверюгой прятаться? А? Легко? Когда они там воюют, когда я тоже там, а не здесь обязан находиться! Я здесь по-волчьи научился выть!"

Война приводит к трагическому конфликту социального и природного в самом человеке. Война часто калечит души людей, слабых духом, убивает в них человеческое, пробуждая низменные инстинкты. Война превращает Гуськова, хорошего работника и солдата, который "среди разведчиков считался надёжным товарищем", в "волка", в зверюгу лесную? Это превращение мучительно. "Всё это война, всё она - снова принялся оправдываться и заклинать. - Мало ей убитых, покалеченных, ей ещё понадобились такие, как я. Откуда она свалилась? - на всех сразу? - страшная, страшная кара. И меня, маня туда же, в это пекло, - не на месяц, не на два - на годы. Где было взяться мочи, чтобы вынести её дольше? Сколько мог, я дюжил, и не сразу, я принёс свою пользу. Почему меня надо равнять с другими, с заклятыми, кто с вреда начал и вредом кончил? Почему нам уготовано одинаковое наказание? Почему нам уготовано одинаковое наказание? Им даже легче, у них хоть душа не мается, а тут, когда она ещё свернётся, станет бесчувственной…

Гуськов отчётливо понимает, что "судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет". Злоба на людей и обида за себя требовали выхода, появилось желание досадить тем, кто живёт открыто, не боясь и не прячась, и Гуськов ворует рыбу без крайней на то необходимости, посидев на чурбане, выкатывает его на дорогу ("кому-то придётся убирать"), с трудом справляется с "лютым желанием" поджечь мельницу ("так хотелось оставить по себе жаркую память"). Наконец, первого мая он жестоко убивает телёнка, убивает обухом по голове. Поневоле начинаешь испытывать чувство жалости к бычку, который "от обиды и страха заревел… обессилел и надорвался, надорвался памятью, понятьем, чутьём всем, что в нем было. В этой сцене, в образе телёнка, сама природа противостоит преступникам, убийцам и грозит им возмездием.

Если в Гуськове борьба между "волком" и "душой", в которой "всё выгорело до тла", заканчивается победой животного начала, то в Настёне в полный голос о себе заявляет "душа". Впервые чувство вины перед людьми, отчуждение от них, осознание того, что "не имеет права ни говорить, ни плакать, ни петь вместе со всеми", пришло к Настёне, когда в Атомановку вернулся первый фронтовик - Максим Вологжин. С этого момента мучительные терзания совести, осознанное чувство вины перед людьми не отпускают Настёну ни днём, ни ночью. А день, когда вся деревня ликовала, отмечая окончание войны, казался Настёне последним, "когда она может быть вместе с людьми". Затем она остаётся одна "в беспросветной глухой пустоте", "и с этого момента Настёна словно тронулась душой".

Героиня Распутина, привыкшая жить простыми, понятными чувствами, приходит к осознанию бесконечной сложности человека. Настёна теперь постоянно думает о том, как жить, ради чего жить. Она до конца осознаёт, "как стыдно жить после всего, что случилось. Но Настёна, несмотря на готовность идти с мужем "на каторгу", оказывается бессильной спасти его, не в состоянии убедить его выйти и повиниться перед людьми. Гуськов слишком хорошо знает: пока идёт война, по суровым законам времени его не простят, расстреляют. А после окончания войны уже поздно: процесс "озверения" в Гуськове принял необратимый характер.

Скрывая мужа - дезертира, Настёна осознаёт это как преступление перед людьми: "Близок, близок суд - людской ли, Господень, свой ли? - но близок.

Ничего в этом свете даром не даётся". Настёне стыдно жить, больно жить.

"Что ни увижу, что ни услышу, только на сердце больно".

Настёна говорит: "Стыдно… всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоём месте сумел бы прожить лучше? Как можно смотреть после этого людям в глаза?. Даже ребёнок, которого ждёт Настёна, не может удержать её в этой жизни, ибо и "ребёнок родится на стыд, с которым не разлучиться ему всю жизнь. И грех родительский достанется ему, суровый, истошный грех, - куда с ним деться? И не простит, проклянёт он их - по делам".

Именно совесть определяет нравственное ядро русского национального характера. У неверующей Настёны, как было показано выше, всё определяет голос совести, сил для дальнейшей борьбы за спасение уже не мужа, а своего ребёнка у неё не осталось, и она поддается искушению всё кончить разом и, таким образом, совершает преступление перед не родившимся ребёнком.

Первой её заподозрила Семёновна, и, узнав, что Настёна ждёт ребёнка, свекровь выгоняет её из дома. Но Настёна "не обижалась на Семёновну - что тут, в самом деле, обижаться? Этого и следовало ждать. И не справедливости она искала, но хоть мало-мальски сочувствия от свекрови, её молчаливой и вещей догадки, что ребёнок, против которого она ополчилась, ей не чужой. На что тогда рассчитывать на людей?"

И люди, сами уставшие и измученные войной, не пожалели Настёну.

"Теперь, когда прятать живот было ни к чему, когда каждый, кому не лень, тыкался в него глазами и опивался, как сластью, его открывшейся тайной.

Никто, ни один человек, даже Лиза Вологжина, своя в доску, не подбодрила:

мол, держись, плюнь на разговоры, ребёнок, которого ты родишь, твой, не чей-нибудь ребёнок, тебе и беречь его, а люди, дай время, уймутся. Только что ей жаловаться на людей? - Сама от них ушла". А когда люди стали ночью следить за Настёной и "не дали увидаться с Андреем, она совсем потерялась; усталость перешла в желанное, мстительное отчаяние. Ничего ей больше не хотелось, ни на что не надеялась, в душе засела пустая, противная тяжесть "Ишь что взнамерилась, - угрюмо кляла она себя и теряла мысль. - Так тебе и надо".

В повести В.Г. Распутина "Живи и помни", как ни в каком другом произведении, отражены нравственные проблемы: это и проблема взаимоотношения мужа и жены, человека и общества, и способность поведения человека в критической ситуации. Повести В. Распутина очень помогают людям понять и осознать свои проблемы, увидеть свои недостатки, так как ситуации, разобранные в его книгах, очень близки к жизненным.

Нравственным проблемам посвящено и одно из последних произведений В. Распутина - это рассказ "Женский разговор", напечатанный в 1995 году в журнале "Москва". В нём писатель показал встречу двух поколений - "внучки и бабушки".

Внучка Вика - это рослая, налитая девка шестнадцати лет, но с детским умишком: "головка отстаёт", как говорит бабушка, "задаёт вопросы там, где пора бы с ответом жить", "скажешь - сделает, не скажешь - не догадается".

"Затаённая какая-то девка, тихоомутная"; в городе "связалась с компанией, а с компанией хоть к лешему на рога". Бросила школу, стала пропадать из дому.

И случилось то, что должно было случиться: Вика забеременела и сделала аборт. Теперь её "на перевоспитание" отправили к бабушке, "пока не опомнилась". Чтобы лучше понять героиню, нужно дать ей речевую характеристику. Вика - "затаённая какая-то", - говорит сам автор, это заметно и по её речи. Говорит она мало, фразы короткие, решительные. Часто говорит нехотя. В её речи много современных слов: лидер - человек, ни от кого не зависимый; целомудрие - строгая нравственность, чистота, девственность; рифма - созвучие стихотворных строк; целеустремлённость - имеющая ясную цель. Но понимают эти слова они с бабушкой по-разному.

Бабушка о современной жизни говорит так: "На какой-то холодный, продуваемый простор выгнан человек, и гонит его неведомая сила, гонит, не давая остановиться". И вот эта современная девушка оказывается в новой для себя обстановке, в глухой деревне. Деревенька, видимо, небольшая. В домах печное отопление, телевизора нет у бабушки, за водой надо идти к колодцу.

Электричество бывает в доме не всегда, хотя рядом - Братская ГЭС. Люди рано ложатся спать. Сюда отправили Вику, потому что хотели "оторвать" её от компании. Может быть, понадеялись на то, что бабушка сумеет заставить Вику взглянуть на жизнь по-новому. До сих пор никто не сумел подобрать ключи к душе Вики. Да и некогда было это сделать другим в общем гоне.

О бабушке Наталье мы узнаём, что она прожила долгую, трудную, но счастливую жизнь. В восемнадцать лет "перешила старое платье под новое" и в голодный год невенчанной вышла замуж. Бабушка Наталья считает, что ей повезло с мужем: Николай мужик твёрдый, ей за ним было легко жить: "Знаешь, что и на столе будет, и во дворе, и опора для ребятишек". Жену свою Николай любил. Он погибает на войне, наказав своему фронтовому другу Семёну опекать Наталью. Долго не соглашалась Наталья выйти за Семёна, но потом поняла, что нужна она ему, что без неё "он долго не протянет". "Смирилась и позвала его". "Он пришёл и стал за хозяина". Думается, что Наталья была счастлива. Ведь она так хорошо говорит о своём втором муже Семёне: "Когда он прикасался ко мне… струнку за стрункой перебирал, лепесток за лепестком.

В речи бабушки Натальи много таких слов, какие она произносит по - своему, вкладывая в них глубокий смысл. В её речи много выражений, наполненных знанием жизни, человеческих взаимоотношений. "Только - только в дверку скребутся, где люди живут, а уж надоело!." Потрата - тратить, отдавать часть самого себя. Целомудрие - мудрие, мудрость. Целеустремлённая - это самая разнесчастная баба, похожая на гончую собаку, которая гоняет по жизни, никого и ничего не замечая.

"Улыбистая, - говорит Наталья о себе. - Во мне солнышко любило играть, я уж про себя это знала и набиралась солнышка побольше".

И вот эти разновозрастные, живущие под одной крышей, родные по крови женщины заводят разговор о жизни. Инициатива в руках бабушки Натальи. И на протяжении их разговора мы понимаем состояние Вики. Она говорит: "Всё надоело…". По-своему Вика переживает за себя, понимает, видимо, что поступила не так, как надо. А как надо, не знает. Вика говорит о целеустремлённости, но сама целей и интереса к жизни не имеет. В ней явно что-то сломалось, и она не знает, как жить дальше.

Бабушке важно услышать от Вики ответ на свой вопрос: "… свойство у тебя это было или грех? Как ты сама-то на себя смотришь?"

Бабушка не простила бы никогда сознательного греха. С каждым грехом человек теряет часть самого себя. Недаром бабушка говорит: "Такую потрату на себя приняла!"

Наталье хочется, чтобы внучка собрала себя, сохранила себя по капельке, подготовила себя к замужеству. У Натальи своё представление о невесте. "Ласковая, да чистая, да звонкая, без единой трещинки, какая белая, да глядистая, да сладкая". Также мы узнаём о том, что значит любить в представлении Натальи и какой была их любовь с Семёном. "Любовь была, как не быть, да другая, ранёшная, она куски, как побирушка, не собирала. Я как думала: не ровня он мне. Зачем мне себя травить, его дурить, зачем людей смешить, если никакая мы не пара? На побывку к себе брать не хотела, это не для меня, а для жизни устоятельной ровня нужна". Было уважение друг к другу, внимание, забота, общая цель, жалость, сочувствие - это и составляло основу жизни, было любовью "ранёшной".

Этот разговор важен для обеих: бабушка, рассказывая о себе, передаёт свой жизненный опыт, взгляды на жизнь, поддерживает внучку, вселяет в неё уверенность, создаёт основу для дальнейшей жизни - устою, как она говорит, сама.

А для Вики этот разговор - начало новой жизни, осознание своего "я", своего назначения на земле. Разговор затронул Вику, "неспокойно засыпала девочка - подёргивались, одновременно вздрагивая, плечи, левая рука, лица гнезда, оглаживала живот, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки".

Читая этот рассказ, вместе с героями переживаешь трудную жизненную ситуацию и понимаешь, что надо готовить себя к жизни "устоятельной", как говорит Наталья, потому что без "устоя так тебя истреплет, что и концов не найдёшь".

Последнее произведение В. Распутина - это рассказ "В ту же землю". Он так же, как и другие рассказы, посвящён нравственным проблемам современного общества. И на протяжении всего произведения прослеживается проблема, посвящённая отношениям детей к своим матерям. В. Распутин раскрывает перед нами судьбы народные на примере матери Пашуты. Общий фон жизни - деревня, которая олицетворяет старину, Ленские и Приангорские просторы, где ОНИ вершат свою волю, окончательно руша все вековые устои, с горьким юмором повествует Распутин о гигантских деяниях представителей власти, подмявших под себя всё.

"Деревня ещё стояла под небом" (под государством уже не стояла). Не было ни колхоза, ни совхоза, ни магазина. "Отпустили деревню на полную райскую волю". Зимой всё заносило снегом. Мужики промышляли. И пили, пили.

"Ничто не стало нужно". А деревня? Брошенная, она ждёт, кому бы отдаться, кто бы хлеб привозил. Обращает на себя внимание полное отсутствие прав человека. То один, то другой правит, но во имя чего? Власти довели жизнь до абсурда. Деревня стала нищим потребителем, ожидающим, кто хлеб привезёт.

Это деревня-то. Деревня, утратившая свою сущность. Власть, трубившая о величии коммунистических строек, довела деревню до такого состояния. А город? Его характеристика дана в форме газетной статьи. Алюминиевый завод, лесопромышленный комплекс. Всё перечисленное создаёт облик расползшегося чудовища, которому нет границ. Автор использует метафору "котлован", взятую у Платонова.

Главной героиней рассказа является Пашута. Она едет к Стасу Николаевичу, который должен был сделать гроб её матери (посёлок находится в тридцати километрах от города, но входит в черту города. Размах во все стороны. Хаос и беспредел. И не только на Земле). Строили город будущего, а выстроили "медленно действующую камеру" под открытым небом. Эта метафора усиливает звучание произведения. Гибнет всё живое. Газовая камера не имеет границ, так же как и город. Это геноцид по отношению ко всему народу.

Итак, великая страна коммунизма создаёт среду, где возник конфликт между народом и властью. В рассказе конфликт носит местное значение, но его центральная власть чувствуется везде. Автор не даёт им ни имени, ни фамилии, ни должности. Они - множественная безликая масса, безответственная по отношению к судьбам народа. Они жаждут дач, машин, дефицитов, и находятся они в Приангорье до получения выслуги, а потом едут на юг, где заранее для них возводятся дома. Когда стройка закончилась, там никого не осталось из "временщиков". Образ их несёт народу беды.

Пашута же всю жизнь отдала работе в столовой, она далека от политики и от власти. Она мучается в поисках ответа и не находит его. Сама хочет похоронить мать, но к НИМ идти не хочет. У неё никого нет. Об этом говорит она Стасу Николаевичу. Пашута твёрдо убеждена, что она в объятьях произвола судьбы, но она не потеряла ниточку здравого смысла, душа работает. Она романтик, оторванный от земли. Она позволила себя внедрить в ряды строителей коммунизма. В семнадцать лет убежала на стройку щи варить да камбалу жарить прожорливым строителям коммунизма "навстречу утренней заре по Ангаре…" Пашута рано осталась без мужа, потеряла возможность быть матерью, потеряла связь и со своей матерью. Осталась одна - одинёшенька.

Рано постарела. А дальше в рассказе идёт описание круговерти, ритма её жизни. Поэтому естественно, перед читателем нет портрета Пашеньки, Паши, а сразу Пашута, будто некому было на неё взглянуть, всмотреться в неё. Она вглядывается в себя сама, в незавешенное зеркало после смерти матери, находит "следы какой-то неряшливости - бабьи усы". Далее автор пишет, что она была добра, расположена к людям, миловидна… с чувственно оттопыревшейся губой… В молодости её тело не было предметом красоты, оно было наполнено душевной красотой. А сейчас её можно было принять за сильно пьющую женщину.

Подчёркивается её физическая немощь - не ходячие, опухшие ноги, она подковыливала к дому, ходила тяжёлой поступью. Пашута не курила, но голос был грубый. Стала грузной фигура, изменился характер. Добро было где-то в глубине, но оно не может вырваться наружу. Жизнь Пашуты осветила внучка Танька от приёмной дочери. Автор убеждён, как важно было для Пашуты заботиться и любить. Ей не удалось постичь за всю жизнь этой тайны. "Не мороженое хотела она дать ей, а душу…" (о Таньке). Та радуется, а Пашута её выгоняет к подруге. Пашута умна и понимает свою ущербность. Их многогодовая связь со Стасом Николаевичем распадается. Ей было стыдно показывать свою фигуру. Что же стало с этой женщиной? Мы видим её оторванной от корней, оказавшуюся в "котловане", бездомную, безродную. Исчезает женственность, мягкость, обаяние. Её путь жизни очень прост: от заведующей столовой к посудомойкам, от сытости - до подачек с чужого стола. Происходит процесс утраты женщиной свойств, которым её наделила природа. Пашута одиночка уже во втором поколении. Она проявляет твёрдость и совесть, что и помогает ей выжить, выполняет дочерний долг на пределе сил и возможностей.

Если у Пашуты неприятие власти на бытовом уровне, то у него - в масштабах государства "Они нас взяли подлостью, бесстыдством, хамством". Против этого оружия нет: "Я алюминиевый завод вот этими руками строил". Его внешний вид тоже изменился. Пашута заметила на его лице "улыбку, похожую на шрам. Человек другого мира, другого круга проходит тот же путь, что и она". Они оба дошли до беспредела, в котором и остаются.

Автор намекает на власть денег, на её милость, дающую кусок хлеба, на обесцененность человеческой жизни. По воле автора, Стас Николаевич говорит: "Они нас взяли "подлостью, бесстыдством, комчванством" власти".

В конце 70-х - начале 80-х годов Распутин обращается к публицистике ("Поле Куликово", "Абстрактный голос", "Иркутск" и др.) и рассказам. В журнале "Наш современник" (1982 - №7) напечатаны рассказы "Век живи - век люби", "Что передать вороне?", "Не могу - у…", "Наташа", открывающие новую страницу в творческой биографии писателя. В отличие от ранних рассказов, в центре которых была судьба или отдельный эпизод биографии героя, новые отличаются исповедальностью, вниманием к тончайшим и таинственным движениям души, которая мечется в поиске гармонии с собой, миром, Вселенной.

В этих произведениях, как и в ранних рассказах и повестях, читатель видит художественные особенности, присущие всему творчеству В.Г. Распутина: публицистический накал повествования; внутренние монологи героя, неотделимые от голоса автора; обращения к читателю; выводы-обобщения и выводы-оценки; риторические вопросы, комментарии.

Работа по литературе
Нравственность в современной литературе по произведению В. Распутина "Последний срок".
Проблема нравственности в наше время стала особенно актуальной. В нашем обществе назрела потребность говорить и размышлять об изменяющейся человеческой психологии, о взаимоотношениях между людьми, о том смысле жизни, который так неустанно и так мучительно постигают герои и героини повестей и рассказов. Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств: совести, долга, милосердия, добра.

В произведениях Распутина мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы. Произведения В. Распутина состоят из "живых мыслей", и мы должны уметь их понимать хотя бы потому, что для нас это важнее, чем для самого писателя, потому что от нас зависит будущее общества и каждого человека в отдельности.

Повесть "Последний срок", которую сам В. Распутин назвал главной из своих книг, затронула многие нравственные проблемы, оголила пороки общества. В произведении В. Распутин показал взаимоотношения внутри семьи, поднял проблему уважения к родителям, очень актуальную в наше время, раскрыл и показал главную рану современности - алкоголизм, поставил вопрос о совести и чести, который затронул каждого героя повести.Главное действующее лицо повести - старуха Анна, которая жила у своего сына Михаила. Ей было восемьдесят лет. Единственная цель, оставшаяся в её жизни, - это увидеть перед смертью всех своих детей и со спокойной совестью отправиться на тот свет. У Анны было много детей. Они все разъехались, но судьбе было угодно собрать их всех вместе в то время, когда мать находилась при смерти. Дети Анны - типичные представители современного общества, люди занятые, имеющие семью, работу, но вспоминающие о матери, почему-то очень редко. Их мать очень страдала и скучала по ним и, когда пришёл срок умирать, только ради них осталась ещё на несколько дней на этом свете и прожила бы она ещё сколько угодно, лишь бы они были рядом. И она, находясь уже одной ногой на том свете, сумела найти в себе силы возродиться, расцвести, и всё ради своих детей "Чудом это получилось или не чудом, никто не скажет, только увидав своих ребят, старуха стала оживать". А что же они? А они решают свои проблемы, и, похоже, что их мать не очень-то волнует, а если они и интересуются ею, так только для приличия. И все они живут только для приличия. Не обидеть кого, не заругать, не сказать лишнего - всё для приличия, чтобы не хуже, чем у других. Каждый из них в тяжёлые для матери дни занимается своими делами, и состояние матери их мало волнует. Михаил и Илья ударились в пьянство, Люся гуляет, Варвара решает свои проблемы, и никому из них не пришла в голову мысль уделить матери больше времени, поговорить с ней, просто посидеть рядом. Вся их забота о матери началась и закончилась с "манной каши", которую все они бросились варить. Все давали советы, критиковали других, но никто ничего не сделал сам. С самой первой встречи этих людей между ними начинаются споры и ругань. Люся, как ни в чем не бывало, села шить платье, мужчины напились, а Варвара даже боялась остаться с матерью. И так проходили дни: постоянные споры и ругань, обиды друг на друга и пьянство. Вот так дети провожали свою мать в последний путь, так они заботились о ней, так её берегли и любили. Они не прониклись душевным состоянием матери, не поняли её, они видели лишь то, что она поправляется, что у них есть семья и работа и что им нужно скорее вернуться домой. Даже проститься с матерью они не смогли как следует. Её дети упустили "последний срок" что-то исправить, попросить прощения, просто побыть вместе, ведь теперь они вряд ли соберутся опять.В этой повести Распутин очень хорошо показал взаимоотношения современной семьи и их недостатки, которые ярко проявляются в критические моменты, раскрыл нравственные проблемы общества, показал чёрствость и эгоизм людей, потерю ими всякого уважения и обыкновенного чувства любви друг к другу. Они, родные люди, погрязли в злобе и зависти. Их волнуют лишь свои интересы, проблемы, только свои дела. Они не находят времени даже для близких и родных людей. Не нашли времени и для матери - самого родного человека. Для них на первом месте стоит "Я", а затем всё остальное. Распутин показал оскудение морали современных людей и его последствия.

Повесть "Последний срок", над которой В. Распутин начал работать в 1969 году, впервые была опубликована в журнале "Наш современник", в номерах 7, 8 за 1970 год. Она не только продолжала и развивала лучшие традиции отечественной словесности - в первую очередь традиции Толстого и Достоевского, - но и сообщала новый мощный импульс развитию современной литературы, задавала ей высокий художественно-философский уровень. Повесть сразу же вышла книгой в нескольких издательствах, была переведена на другие языки, издана за рубежом - в Праге, Бухаресте, Милане. Пьесу "Последний срок" поставили в Москве (во МХАТе) и в Болгарии. Слава, принесённая писателю первой повестью, была прочно закреплена.

Композиция любого произведения В. Распутина, отбор деталей, изобразительных средств помогают увидеть образ автора - нашего современника, гражданина и философа.

Данные об авторе

Соболева Л.В.

Место работы, должность:

учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ № 26"

Саратовская область

Характеристики ресурса

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Элемент урока (занятия)

Краткое описание ресурса:

Повесть «Прощание с Матёрой» (Материал к уроку в 11 классе).

Наша страна великая и могучая. За свою долгую историю она пережила множество событий - триумфальные победы, горькие поражения, войны, несущие за собой смерть… Россия родила и воспитала много прекрасных, талантливых поэтов, писателей, художников, творчество которых и сегодня восхищает весь мир. Время не стоит на месте, и на смену старым поколениям приходят новые, приносящие с собой свои идеалы, ценности, нормы поведения в обществе. Порой то, что когда-то считалось приемлемым, вызывает кучу протестов и споров в современном мире. Но насколько разительными не были бы перемены и различия во взглядах между поколениями, многие проблемы и ценности остаются неизменными во все времена. К таким проблемам, безусловно, можно отнести проблему нравственности.

Каждый человек по-своему воспринимает понятие нравственности. Даже ученые не могут дать ему точной формулировки, поэтому, открыв словарь, можно найти не одно определение этому слову:

Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

Сложно определить, какое из данных определений является истинным. Наверное, каждый человек сам решает это для себя.

Конечно, проблема нравственности не могла оставить равнодушными деятелей искусства, особенно поэтов и писателей. Одним из таких писателей является Валентин Григорьевич Распутин, наш современник, прекрасный писатель, который в своих произведениях очень часто касается именно проблемы нравственности в нашем обществе.

Очень ярко выражена нравственная проблематика в повести Распутина «Прощание с Матёрой». Писатель обращает внимание на такие проблемы, как потеря людьми связей с прошлыми поколениями, все большее обособление их от природы, родной земли, проблемам того, как со временем нравственные ценности отходят для людей на второй план.

Действие повести происходит в небольшой деревне Матёра на берегу реки Ангара. Распутин не случайно выбирает именно тайгу с ее неброской красотой. Автор сам вырос в Иркутской области, в небольшом поселке Усть-Уда, и поэтому герои его произведений часто живут в Сибири. Распутин часто признавался, что красота тайги, Ангары, оказала влияние на все его творчество. Очень часто автор показывает читателям единение человека и природы, старается показать через состояние погоды, окружающую природу, внутреннее состояние своих героев. Это особенно четко просматривается в ранних произведениях Распутина. Огромное значение он придает именно природе, своим односельчанам, на примере которых автор впервые мог наблюдать взаимоотношения между людьми, в своем автобиографическом очерке «Вниз и вверх по течению». В этом очерке просматривается некая параллель между судьбой родной деревни главного героя - Виктора, который едет погостить к родителям, живущим на загадочном острове Матера. Обе деревни были затоплены для того, чтобы стало возможным строительство новых ГЭС. Конечно, строительство новых гидроэлектростанций, необходимых для населения, потребляющего все больше электричества - это хорошее и благородное дело, однако Распутин заставляет нас задуматься, так ли это было необходимо и о том, какими, порой варварскими, методами это осуществлялось. Стоит вспомнить о том, что в 70-е годы в нашей стране началась настоящая борьба с людьми, которые занимались разрушительной мелиорацией, захотели повернуть вспять все реки Сибири. Эта разрушительная деятельность не могла не сказаться на общем состоянии природы, которое стало резко ухудшаться. Многим людям очень скоро стало очевидно, что нельзя продолжать «переделывать» природу под себя, нарушать ее хрупкий баланс, пока не случилась настоящая экологическая катастрофа. Но только самые смелые люди, писатели, которые не побоялись выступить против государственной политики, открыто выступали против этого беспредела. К таким относился и сам Распутин, в своей повести «Прощание с Матерой» показавший нам все ужасы тех лет, которые пришлось испытать людям, чьи села, деревни должны были уйти под воду.

Главная героиня повести - Дарья Васильевна Пинигина или просто бабка Дарья, как ее называли все односельчане. Она была очень старой, такой, что даже не помнила, сколько ей лет. Бабка Дарья как бы олицетворяет собой все старое поколение, которое жило на острове, которому уже много лет. Когда жители деревни узнали о предстоящем затоплении, большинство из них, в основном все молодые, уехали оттуда, поэтому, когда автор знакомит нас с Матёрой, мы видим ее уже полупустую, населенную в основном одними стариками, которые до последнего не захотели расставаться с родными местами. Все обитатели острова - бабка Сима с внуком Колей, Настасья, старик Богодул, все они прислушиваются к мнению бабки Дарьи, как самой мудрой и опытной из них. Распутин показывает нам портрет Дарьи, которая, не смотря на свои годы, была «высокая и поджарая», и сама управлялась со своим небольшим хозяйством. Все ее хозяйство было прочным и основательным, как и ее изба, которая была построена на века. Портрет бабки Дарьи созвучен и ее характеру. Она прожила на Матёре всю свою жизнь, никогда не выезжая за ее пределы и, может быть, поэтому сумела сохранить в душе высокие нравственные идеалы. Она помнит слова своего отца, помнит всех своих предков, почитает их, понимая, что человек, у которого нет памяти и уважения к своим предкам, не может иметь и жизни. Одной из ключевых сцен в произведении, раскрывающих нравственную проблематику, является сцена на кладбище. Когда старик Богодул со словами «Мер-ртвых гр-рабют!», прибегает в деревню, именно старуха Дарья и ее подруги первые бегут на кладбище, все еще не понимая, что случилось. Увидев, что посторонние люди стаскивают в кучу уже спиленные тумбочки, кресты, оградки, чтобы затем их сжечь, старухи набрасываются на мужиков, называя их чертями и нечистой силой. В этой сцене на кладбище, возможно Распутин хочет показать нам, какие ужасные, безнравственные вещи могут совершать люди, пускай даже только исполняющие свою работу. Что может быть священней для человека, чем церковь и кладбище? Людей, которых не останавливают даже кресты с именами покойных, которые когда-то жили на этой земле, даже то, что их родственники, возможно, еще остаются в деревне, сложно назвать живыми, тем более, нравственными. И Вера Носарева, которая нашла на земле мамину фотокарточку и кричала на мужиков, сказала одни из главных слов в произведении: «Покуда я здесь живу, подо мной земля, и не нахальте над ней. Можно было эту очистку под конец сделать, чтоб нам не видать…» Действительно, что стоило провести эту очистку после того, как все жители покинут деревню? Неужели выполнить план важнее, чем позаботиться о том, чтобы люди не переживали то моральное потрясение, какое пережила Вера, не видели разоренных могил своих близких? Если бы люди, приехавшие на Матёру, были нравственными, наверняка поняли это. Однако из слов одного из них о том, что «мы, значит, делаем, что надо, а они набросились…», можно понять, что они далеки от каких-либо понятий о нравственности и морали. Они не могут понять, что кладбище - это именно одно из тех мест, которое роднит их с Матёрой, удерживает на острове. В этой сцене все матёринцы выступают как высоконравственные люди, ведь они не только считают кладбище священным местом, Нои, отчасти, чувствуют и свою вину за то, что не успели спасти его от разорения. Жители Матёры понимают, как важно отстаивать права своего рода, людей, благодаря которым они смогли появиться на свет. Наши предки часто становятся для нас примером, и то, как мы к ним относимся, во многом будет определять, как будущие поколения будут относиться к нам. Особенно по этому поводу переживала Дарья, которая более всех ценит свои корни и, рассказывая о случившемся сыну, она говорит как об огромной беде, которая с ней приключилась.

Не менее интересным и важным в повести является спор бабки Дарьи с внуком Андреем. Сам Андрей является сторонником научного прогресса, пытается постичь все новое и интересное в науке. Он пытается доказать Дарье необходимость построения новой ГЭС, и не считает то, что из-за этого придется затопить Матёру, чем-то ужасным, подходя к этому, как к необходимой жертве для осуществления научной революции. Он говорит отцу и бабке Дарье о том, что «памяти у вас много накопилось», не понимая, что нравственному человеку нельзя жить без памяти. Безусловно, научный прогресс необходим человечеству, но не стоит забывать, что главное в человеке - его душа, внутренний мир, который не должен страдать из-за науки или отодвигаться ею на второй план. Андрей как бы представляет собой новое поколение, которое не нуждается в памяти своих предков. В споре с Дарьей он говорит ей, что она, прожившая здесь всю жизнь, ничего не видела, на что та отвечает ему, что «я мало видала, да много жила». Бабка Дарья не старалась угнаться за временем, а просто жила, как бы вглядываясь в каждый день, внимательно наблюдая за всем, что происходит вокруг нее. Наверное, именно поэтому за свою долгую жизнь она смогла накопить очень много нравственных ценностей. Ведь если сравнить бабку Дарью и ее внука с точки зрения нравственности, то можно увидеть, насколько ее мысли, пускай немного наивные, ее моральные качества, превышают современные суждения и идеалы Андрея. Дарья жалеет своего внука, который не видит по-настоящему ценных вещей.

Еще одним важным моментов в повести является тот момент, когда Дарья решает обрядить избу, которую должны будут сжечь вместе с остальными, чтобы очистить место под затопление. Автор не просто так вводит в повесть эту главу, ведь обычно люди обряжают покойников перед похоронами. Но для Дарьи изба как живое существо, ведь она прожила в ней всю жизнь, а этого в ней жили ее предки. Она белит в избе стены, моет полы, окна, оплакивает избу всю ночь. Этим Распутин еще раз показывает нам, насколько сильна была связь Дарьи со своими корнями, как тяжело она переживала то, что ей придется покинуть родную землю.

В конце повести Матёру окутывает туман, который как будто старается укрыть остров от посторонних глаз, не хочет, чтобы кто-то нашел бабку Дарью, Богодула, бабку Симу с внуком, Настасью и Катерину, которые не захотели покидать остров и решили умереть вместе с ним. Они не захотели покидать землю предков, жить где-то в другом месте. Распутин не показывает нам момент затопления острова, не рассказывает о том, смогут ли найти остров в густом тумане и спасти их? Тот факт, что вместе со стариками на острове остается и пятилетний внук Симы Колька, как бы говорит нам о том, что у страны, в которой совершается столько страшных, безнравственных поступков, просто не может быть будущего. Зачем Кольке Жить в этой стране, что хорошего может она ему дать, чему научить? Пускай лучше он уйдет под воду вместе с Матерой и немногими жителями, которые остались вместе с островом до конца, ведь они действительно порядочные, нравственные люди, которые не захотели мириться с беспределом, творящимся в стране, и среди людей, которые закрывают на это глаза или просто не замечают его.

Безусловно, в повести «Прощание с Матёрой» затронуто множество нравственных проблем, которые присутствуют сегодня в нашем обществе. Распутин показывает нам бабку Дарью как образец нравственности. Она была привязана к острову, прожила там всю жизнь и не захотела покидать его. Ее высоконравственное поведение не может не восхищать. Пускай она была немного наивной и имела плохое представление о современном мире, это не помешало ей сохранить в душе те качества, которыми должен обладать нравственный человек. Автор не случайно назвал остров именно Матёрой. Это название как бы ассоциируется у нас со словом мать, матерым у нас называют человека, закаленного жизненными трудностями. Действительно, и сам остров, и его жители предстают перед нами как что-то пускай старое, проверенное временем, но в то же время доброе, теплое, материнское. Не смотря на то, что повесть может показаться пессимистичной, она скорее несет в себе философские мысли, которые хотел донести до нас Распутин.

Еще одним произведением, которое следует рассмотреть, чтобы лучше понять, какие нравственные проблемы поднимает Распутин, является повесть «Живи и помни». Занимаясь анализом этой повести, я опиралась на статью Валентина Курбатова. Я согласна с автором этой статьи, который считает, что основными проблемами морального и нравственного падения человека, который отрекается от человеческого общества.

Эта повесть рассказывает нам не только о судьбах главных героев - Настены и Андрея Гуськова, но и сопоставляет их судьбу с судьбой всего народа, который переживает тяжелые военные времена. Хотя, казалось бы, главным в повести является рассказ о жизни дезертира, предавшего Родину, о его моральном падении, все же, главной целью Распутина было показать нами силу, преданность и любовь русской женщина - Настены. Она предстает перед читателями как образец человека с высокими нравственными ценностями.

Действие повести происходит в деревне Атамановка, стоящей на берегу Ангары. Распутин не зря обращается именно к сюжету с дезертиром, ведь в детстве он и сам стал свидетелем того, как в его родной деревне Аталанка был пойман дезертир. Однако, когда автор писал эту повесть, его больше волновало то, как раскрыть характеры, внутренний мир персонажей, а не историю дезертира, сбежавшего с войны. Конечно, можно сказать, что Гуськов не планировал свой побег заранее, и это просто стечение обстоятельств, но в повести Распутин показывает нам много моментов, которые подтверждают обратное.

Проблема нравственности всегда будет одной из самых актуальных в обществе. Эта проблема существовала всегда, однако именно в наше время ей уделяется все меньше внимания. Многие люди для достижения своих целей очень часто пренебрегают нравственными нормами. Известно, что основной лозунг современного общества - «максимум счастья для максимального числа людей», однако не стоит забывать о том, что существуют какие-то общепринятые моральные и нравственные нормы, через которые человек не должен переступать, даже для достижения собственного счастья.

Новое на сайте

>

Самое популярное