Домой Стафилококк Произведения джоаккино россини. Кулинария - любимое занятие маэстро

Произведения джоаккино россини. Кулинария - любимое занятие маэстро

Джоаккино Россини по праву считается одним из величайших композиторов в истории. Его знаменитую оперу "Севильский цирюльник" помнит, наверное, каждый знакомый с музыкой человек. В этой статье будет подробно рассказано о жизни Джоаккино Россини, а также о его самых известных музыкальных произведениях.

Детство Россини

О Россини было написано множество самых различных книг и публикаций. Самой распространенной среди них является биографическое произведение Елены Бронфин 1973 года. В этой книге подробно описываются все те события, что, так или иначе, были связаны с жизнью и деятельностью композитора Россини. Елена Бронфин подробно описывает детские годы маленького Джоаккино, прослеживая его путь к творческой вершине.

Джоаккино Антонио Россини был рожден 29 февраля 1792 года в небольшом итальянском городке Пезаро. Родители Джоаккино были музыкантами. Отец играл на духовых инструментах, а мать обладала прекрасным голосом с выразительным сопрано. Естественно, родители пытались влюбить маленького Джоаккино в музыку.

Беспечное детство Джоаккино омрачила Французская революция. К тому же сам будущий композитор, как утверждают многие источники, был очень ленивым и даже непослушным мальчуганом. Родители вовремя спасли положение, отдав Джоаккино на обучение к местному пастору. Именно священник преподал Россини все необходимые уроки композиции.

Первые творческие начинания юного Джоаккино

В начале 19 века семья Россини переехала в Луго. Именно в этом городе юный Джоаккино дал свой первый оперный концерт. Обладая весьма высоким дискантом, будущий великий композитор вызвал нехилый интерес у публики.

Некоторые источники указывают, что свои первые работы в качестве композитора Россини начал выпускать уже к 12 годам. В тех небольших сонатках, написанных совсем юным Джоаккино, можно проследить очень грамотные вкрапления оперных тенденций.

Большое значение для будущих творческих проявлений Джоаккино имела дружба со знаменитым итальянским тенором Момбелли. Они вместе писали музыкальные номера, сочиняли либретто и разрабатывали театральные постановки. В 1808 году композитор Россини и вовсе написал целую мессу. Это был мужской хор, сопровождаемый ярким аккомпанементом органа и оркестра.

О раннем творческом периоде

В 1810 году судьба Джоаккино кардинально изменилась: его заметили два знаменитых по тем временам итальянских музыканта: Моранли и Моролли. Эта пара написала Россини письмо, в котором изъявила желание видеть юного Джоаккино в Венеции. Начинающий композитор незамедлительно согласился. Задачей Джоаккино было написание музыкальной теме к театральному либретто. Постановка носила название "Брак по векселю". Именно это произведение стало ярчайшим дебютом Россини как композитора.

Основным качеством, которым обладал композитор Россини, была невероятная быстрота и легкость написания музыки. Это отмечали многие современники музыканта: Джоаккино как будто уже давно знал и понимал, как именно должна выстраиваться та или иная композиция. При этом сам музыкант, как утверждают многие источники, вел весьма беспорядочный и праздный образ жизни. В Венеции он много гулял и веселился, но при этом всегда успевал написать нужный заказ к сроку.

"Севильский цирюльник"

В 1813 году композитор Россини написал поистине грандиозное сочинение, перевернувшее всю его жизнь, - это "Итальянка в Алжире". Превосходная музыка, глубокое содержание либретто, яркие патриотические настроения, которые задавало произведение - все это наилучшим образом сказалось на будущей карьере композитора.

Однако музыкант затеял нечто более грандиозное. Монументальная двухактная опера, которая стала бы жемчужиной итальянской музыки, - вот чего добивался Джоаккино Россини. "Севильский цирюльник" стал такой оперой. Произведение было поставлено по знаменитой в 19 веке комедии Бомарше.

Основной особенностью работы Джоаккино над произведением была, опять-таки, невероятная легкость. Написанный меньше чем за месяц "Севильский цирюльник" стал первым произведением Россини, знаменитым за пределами Италии. Так, удивительный случай произошел с Джоаккино в Австрийской Империи: именно там композитор повстречал самого Бетховена, положительно отозвавшегося о "цирюльнике".

Новые идеи Россини

Основной специализацией Джоаккино была комедия. Композитор Россини сочинял музыкальные темы именно для легких, комедийных либретто. Однако в 1817 году музыкант вышел за рамки комического жанра, который столь часто ассоциировался с именем Джоаккино Россини. Опера "Сорока-воровка" была одним из первых произведений композитора, что носило, скорее, несколько драматический характер. Написанная в 1816 году опера "Отелло" и вовсе была шекспировской трагедией.

Джоаккино все больше обрастал идеями и новыми замыслами. Важнейшей вехой на творческом пути Джоаккино была монументальная опера-сериа, носящая название "Моисей в Египте". Россини работал над этим произведением полтора месяца. Премьера "Моисея" состоялась в Неаполе, где сопровождалась громадным успехом.

Композитор Россини все дальше отходил от "легких" жанров, сочиняя более тяжелые и монументальные произведения. Такие знаменитые исторические сериа, как "Магомет II", "Зельмира", "Семирамида", обладали крупным успехом как в самой Италии, так и за ее пределами.

Вена, Лондон и Париж

Австрийский, английский и парижский периоды сыграли большую роль в жизни Россини. Причиной отправки композитора в Вену послужил оглушительный успех оперы "Зельмира". В Австрии композитор впервые столкнулся с массовой неблагоприятной критикой: многие немецкие композиторы считали, что любая опера Россини не заслуживает такого успеха, который сопровождал Джоаккино почти во всей Европе. Однако среди ненавистников не было Бетховена. Уже полностью оглохший Людвиг внимательно следил за творчеством Россини, читая его музыку, в прямом смысле, по нотной бумаге. Бетховен проявлял большой интерес к Джоаккино; он крайне лестно отзывался почти обо всех его произведениях.

В 1823 году композитор получил приглашение в королевский лондонский театр. Здесь была отыграна опера Россини "Итальянка в Алжире" и некоторые другие его произведения. Именно в Англии Джоаккино обзавелся как преданными почитателями, так и яростными врагами. Еще больше ненависти Россини получил в Париже: завистливые музыканты старались всячески опорочить композитора. Для Россини наступили времена острой полемики с критиками.

Почти все музыкальные деятели 19, 20 или 21 веков говорят об одном: Россини "поднял с колен" необычайно низкий уровень музыкального творчества в Англии и Франции. Вдохновленные произведениями Джоаккино музыканты, наконец, начали проявлять себя, предоставляя миру все больше прекрасного.

Все ближе к творческой вершине

В конце двадцатых годов 19 века Россини согласился работать руководителем Итальянского оперного театра в Париже. Однако задержался он на этой должности ненадолго: уже через пару лет творчество Россини стало широко известно всей Европе, а потому композитор решил принять звание "генерального инспектора пения и композитора его величество во Франции". Джоаккино получил почетную должность при короле.

В Париже Россини написал еще один музыкальный шедевр, носящий название "Путешествие в Реймс, или Гостиница золотой линии". Эта опера была отыграна на коронации Карла X. Однако успеха у широкой публики произведение не имело.

После "Путешествия" Россини занялся разработкой монументальной оперы "Магомет II". Это героико-трагическое произведение отличалось многими новаторскими элементами, что не могли не заметить многие критики. Далее были написаны "Моисей в Египте" и "Осада Коринфа". Все эти произведения оказали сильнейшее влияние на молодых французских композиторов: Обера, Буальдье, Герольда и других.

"Вильгельм Телль"

Россини, работая сразу в двух направлениях французской оперы - комическом и трагическом, задумал постановку большого произведения, совершенно самобытного и новаторского. Нечто новое, не похожее ни на одно прежнее сочинение - вот чего добивался Джоаккино Россини. Произведения прошлых лет хоть и считались новаторскими, но лишь местами. Именно поэтому композитор приступил к сочинению оперы об отважном стрелке Вильгельме - герое одной старой швейцарской легенды.

Основной особенностью произведения стало заимствование элементов местного швейцарского колорита: народные напевы, объединенные с итальянскими классическими песнями, составляли необычайно оригинальную оперу. Неудивительно, что "Вильгельма" все ждали с нетерпением. Произведение находилось в разработке около полугода. Премьера этой четырехтактной оперы состоялась в 1828 году.

Реакция как публики, так и критики была очень холодной. Произведение показалось многим утомительным, сложным и попросту скучным. К тому же длилось сочинение порядка 4 часов. Оперу почти никто не посещал. Руководство театра, пытаясь хоть как-то спасти положение, сильно сократило произведение и стало подавать его в искаженном виде. Конечно же, Россини это не устраивало. Он покинул театр, пообещав себе никогда не продолжать деятельность композитора.

Однако оперой были возмущены далеко не все. Многие начинающие композиторы увидели в "Вильгельме" нечто удивительное и прекрасное. Со временем произведение все же приобрело статус шедевра, одной из культовых опер Джоаккино Россини.

Биография бывшего композитора

Джоаккино "замолк" в возрасте 37 лет. За его спиной осталось порядка 40 опер, громадная слава и оглушительный успех. Стремительное развитие романтизма в Европе также повлияло на уход Россини из искусства.

Пробыв в забвении несколько лет, Джоаккино все же приступил к редкому написанию небольших увертюр. Однако от прежней интенсивности уже почти ничего не оставалось. Переехав в Италию, композитор увлекся педагогической деятельностью. Россини руководил болонским лицеем, воспитанником которого он сам был в детстве. Именно благодаря Джоаккино музыкальное образование получило свое быстрое и качественное развитие.

В 1855 году Россини вновь решает возвратиться в Париж. Именно здесь он проводит последние 13 лет своей жизни.

Россини-кулинар

Что могло увлечь Джоаккино Россини? Увертюры, сюиты и оперы уже остались позади. Некогда великий композитор решил твердо отойти от написания музыки. Свое обещание он, правда, нарушил лишь несколько раз. Так, в 1863 году была написана "Маленькая торжественная месса" - довольно знаменитое и по сей день сочинение.

Джоаккино был изысканным кулинаром. Остроумный Россини придумывал невероятное количество самых разнообразных блюд. Композитор был также большим любителем виноделия. Его погреб просто ломился от самых разнообразных вин, всех типов и сортов. Однако кулинария погубила Россини. Бывший композитор стал страдать ожирением и болезнями желудка.

Смерть композитора

Никто более в Париже не славился такой знаменитостью, как Джоаккино Россини. "Севильский цирюльник", "Вильгельм Телль" - автор всех этих произведений, хоть и отошедший от дел, пользовался во Франции большим успехом.

Россини устраивал грандиозные приемы. Самые прославленные личности и политические деятели добивались возможности побывать на них. Иногда Россини дирижировал, пока еще привлекая этим внимание европейской музыкальной общественности. Личность Джоаккино была поистине великой: с ним общались Вагнер, Франц Лист, Сен-Санс и многие другие величайшие композиторы мира.

Композитор скончался 13 ноября 1868 года. Все свое имущество композитор завещал итальянскому городку Пезаро, месту, где музыкант был рожден.

Наследие

Джоаккино оставил после себя порядка 40 крупных опер и еще больше увертюр с небольшими сочинениями. Свою первую настоящую оперу, "Вексель на брак", Россини написал в возрасте 18 лет. Нельзя не отметить и еще одно грандиозное произведение, созданное в 1817 году,- опера "Золушка". Джоаккино Россини написал веселую и легкую комедию, основанную на знаменитой сказке. Опера пользовалась большим успехом как у критиков, так и у широкой публики.

Помимо опер, Джоаккино занимался написанием разнообразных псалмов, месс, кантов и гимнов. Наследие Россини поистине велико. Его изобретательный и новаторский стиль изучается многими композиторами уже много лет. Остается актуальной музыка Россини и сегодня.

Россини, Джоаккино (1792-1868), Италия

Джоаккино Россини родился 29 февраля 1792 года в городе Пезаро в семье городского трубача и певицы. Получив начальное образование, будущий композитор начал свою трудовую жизнь в качестве подмастерья кузнеца. В раннем возрасте Россини переехал в Болонью - тогдашний центр провинциальной музыкальной культуры Италии.

У Вагнера встречаются чарующие моменты и ужасные четверти часа.

Россини Джоаккино

В 1806 году, в возрасте 14 лет, он был избран членом Болонской академии наук и в том же году поступил в музыкальный лицей. В лицее Россини овладел профессиональными знаниями. Большое влияние на него тогда оказало творчество Гайдна и Моцарта. Особый успех в его обучении наблюдался в области техники вокального письма - культура пения в Италии всегда была на высоте.

В 1810 году Россини, окончивший лицей, поставил в Венеции свою первую оперу "Вексель на женитьбу". Через год после этого спектакля он стал известен всей Италии и с тех пор посвятил свое творчество музыкальному театру.

Через шесть лет он сочинил "Севильского цирюльника", который принес ему славу, затмившую в глазах современников даже Бетховена, Вебера и других музыкальных корифеев того времени.

Россини было всего тридцать лет, когда его имя стало известно по всему миру, а музыка стала неотъемлемой частью XIX столетия. С другой стороны вплоть до 1822 года композитор безвыездно жил на родине, а из 33 опер, написанных им в период с 1810 по 1822гг., лишь одна попала в мировую музыкальную сокровищницу.

Дайте мне счет из прачечной, и я положу его на музыку.

Россини Джоаккино

В ту пору театр в Италии был не столько центром искусства, сколько местом дружеских и деловых встреч, и Россини не боролся с этим. Он привносил новое дыхание в культуру своей страны - великолепную культуру belcanto, жизнерадостность народной песни Италии.

Особенно интересными были творческие искания композитора в период между 1815 и 1820 годами, когда Россини пытался внедрить достижения передовых оперных школ других стран. Это заметно в его произведениях "Дева озера" (1819) или "Отелло" (по Шекспиру).

Этот период в творчестве Россини отмечен, прежде всего, рядом крупных достижений в области комического театра. Тем не менее, ему надо было развиваться далее. Большую роль в этом сыграло его непосредственное знакомство с новейшим искусством Австрии, Германии и Франции. Россини посетил Вену в 1822 году, и результатом этого стало развитие оркестрово-симфонических начал в последующих его операх, например, в "Семириаде" (1823). В дальнейшем Россини продолжал свои творческие поиски в Париже, куда переехал в 1824 году. Причем за шесть лет он написал пять опер, две из которых представляли собой переработку его прежних произведений. В 1829 году появился "Вильгельм Телль", написанный для французской сцены. Он стал одновременно и вершиной, и концом творческой эволюции Россини. После его выхода Россини в возрасте 37 лет перестал творить для сцены. Он написал еще две знаменитых вещи "Stabat Mater" (1842) и "Маленькая торжественная месса" (1863). Не понятно, почему в триумфе славы композитор решил уйти с вершин музыкального Олимпа, но бесспорно то, что Россини не принял новые направления в опере середины XIX столетия.

Такую музыку нужно слушать не раз и не два. Но я больше одного раза не могу.

Россини Джоаккино

В последние десять лет жизни (1857-1868) Россини увлекся фортепьянной музыкой. С 1855 он безвылазно жил в Париже, где и умер 13 ноября 1868 года. В 1887 его прах был перевезен на родину.

СОЧИНЕНИЯ:

оперы (всего 38):

"Вексель на женитьбу" (1810)

"Шелковая лестница" (1812)

"Пробный камень" (1812)

"Странный случай" (1812)

"Синьор Брускино" (1813)

"Танкред" (1813)

"Итальянка в Алжире" (1813)

"Турок в Италии" (1814)

"Елизавета, королева Английская" (1815)

"Торвальдо и Дорлиска" (1815)

"Севильский цирюльник" (1816)

"Отелло" (1816)

"Золушка" (1817)

"Сорока-воровка" (1817)



Россини Д. А.

(Rossini) Джоаккино Антонио (29 II 1792, Пезаро - 13 XI 1868, Пасси, близ Парижа) - итал. композитор. Его отец, человек передовых, республиканских убеждений, был музыкантом гор. дух. оркестра, мать - певицей. Обучался игре на спинете первоначально у Дж. Принетти, позже (в Луге) у Дж. Малерби. Обладая превосходным голосом и выдающимися муз. способностями, Р. с детства пел в церк. хорах. Ок. 1804 семья Р. обосновалась в Болонье. Р. занимался у А. Тезеи (пение, игра на чембало, муз. теория), позднее у М. Бабини (пение); овладел также иск-вом игры на альте и скрипке. С успехом пел в т-рах и церквах Болоньи, был дирижёром хора и концертмейстером (аккомпанировал на чембало) в оперных т-рах, исп. партию альта в организованном им любительском струн. квартете. С 1806 (в 14 лет) чл. Болонской филармонич. академии. В 1806-10 занимался в Болонском муз. лицее у В. Каведаньи (виолончель), С. Маттеи (контрапункт), а также в классе фп. Одноврем. написал ряд соч.: 2 симфонии, 5 струн. квартетов, кантату "Жалоба Гармонии на смерть Орфея" (исп. в 1808 под упр. автора) и др. В 1806 сочинил первую оперу "Деметрио и Полибио" (пост. 1812, Рим) в традиц. жанре оперы-сериа. В 1810 был исполнен его фарс "Вексель на брак". Уже здесь проявились яркое и самобытное муз.-театр. дарование Р., его мелодич. щедрость. Овладевая мастерством, Р. писал по неск. опер в год (в 1812 - 5 опер, неравноценных, но свидетельствующих о формировании творч. индивидуальности автора). В комич. операх композитор находил оригинальные решения. Так, в фарсе "Счастливый обман" он создал тип оперной увертюры, ставший характерным для большинства его опер, написанных для Италии: контрастное сопоставление певучего, медленного вступления и темпераментного, жизнерадостного, стремительного allegro, построенного обычно на весёлой, задорной и лирической, лукавой темах. Тематич. связь между оперой и увертюрой отсутствует, однако колорит последней отвечает общему эмоционально-психологич. тонусу оперы (образец такой увертюры - в фарсе "Шёлковая лестница", 1812). Следующую его оперу-буффа "Пробный камень" (1812, по заказу т-ра "Ла Скала") отличали не только остроумие и жизнерадостность музыки, но и выразительность, сатирич. меткость обрисовки персонажей. В опере-сериа "Танкред" и опере-буффа "Итальянка в Алжире" (обе 1813) получили отражение патриотич. идеи, воодушевлявшие итал. народ в обстановке крепнущего нац.-освободит. движения карбонариев. В этих операх проявились реформаторские тенденции, хотя композитор ещё не ломает рамки традиц. жанров. В "Танкреде" (по одноим. историч. трагедии Вольтера) Р. ввёл хоры героич. маршевого характера, проникнутые интонациями боевых массовых песен, развил драм. речитативные сцены, создал героич. арии нар.-песенного склада (однако по традиции роль мужественного Танкреда предназначалась для певицы-травести). Изобилующую острокомедийными сценами оперу-буффа "Итальянка в Алжире" Р. обогатил патетич. и героич. эпизодами (ария героини, сопровождаемая хором, воинственно-маршевый хор итальянцев, в к-ром звучат интонации "Марсельезы", и др.).

Одноврем. Р. продолжал писать традиц. оперы-буффа (напр., "Турок в Италии", 1814) и оперы-сериа ("Аврелиан в Пальмире", 1813; "Сигизмондо", 1814; "Елизавета, королева Англии", 1815, и др.), но и в них он вводил новшества. Так, впервые в истории итал. оперного иск-ва Р. выписал в партитуре "Елизаветы" все виртуозные вок. украшения и пассажи, к-рые ранее импровизировались певцами; он ввёл в сопровождение речитативов струн. инструменты оркестра, упразднив тем самым речитатив secco (т. е. на фоне выдержанных аккордов чембало).
В 1815 Р., увлечённый нац.-освободит. идеями, написал по просьбе патриотов Болоньи "Гимн независимости" (впервые исп. под его управлением). После участия Р. в патриотич. демонстрации австр. полиция установила за ним негласный надзор, длившийся мн. годы.
В 1816 за 19-20 дней Р. создал своё лучшее соч., шедевр итал. оперы-буффа - "Севильский цирюльник" (по комедии Бомарше; во избежание параллелизма с оперой Дж. Паизиелло на тот же сюжет опера Р. шла под назв. "Альмавива, или Тщетная предосторожность"). Из-за нехватки времени Р. использовал увертюру к своей опере "Аврелиан в Пальмире". В "Севильском цирюльнике" он опирался на муз.-драматургич. открытия В. А. Моцарта и лучшие итал. буффонные традиции. В этом соч. соединилось всё новаторское и яркое, найденное Р. в его прежних комич. операх. Персонажи получили сочные, многогранные характеристики, музыка чутко следует за неожиданными поворотами действия. Поразительны богатство и гибкость вок. мелодики, то лирически кантиленной, то обобщающей интонации темпераментной итал. речи. Многочисленны и разнообразны ансамбли - средоточие муз.-драм. действия. Ещё в предыдущих соч. Р. обновил и обогатил иск-во оркестровки. Партитура "Севильского цирюльника" - свидетельство высоких достижений Р. в области оркестра: искрящегося и певучего, темброво насыщенного и контрастного, громогласного и прозрачного. Р. довёл до совершенства встречавшийся у него и ранее приём огромного эмоц.-динамич. нарастания, достигаемого постепенным усилением силы звучности, подключением новых певч. голосов и инструментов (в частности ударных), общим ускорением темпа, ритмич. нагнетанием. Подобное crescendo Р. вводил в конце нек-рых арий, ансамблей и обязательно в заключения оперных финалов. "Севильский цирюльник" - подлинно реалистич. муз. комедия с элементами сатиры. Герои её наделены типическими, выхваченными из жизни характерами. Ситуации, при всей нагромождённости комедийных положений и яркой театральности, естественны и правдивы. На премьере из-за козней интриганов и завистников опера провалилась, но уже следующий спектакль оказался триумфальным.

Дж. Россини. "Севильский цирюльник". Каватина Фигаро. Страница партитуры. Автограф.
Новые решения Р. искал и в опере-сериа. Обращение к драматургии У. Шекспира в опере "Отелло" (1816) означало разрыв с легендарно-историч. темами, типичными для оперы-сериа. В ряде сцен этой оперы Р. достигает драматически выразительной обрисовки ситуаций. Новым для итал. оперы было то, что в сопровождении речитативов участвует весь оркестр (речитатив obligato). Однако в "Отелло" ещё не полностью преодолены условности, имеются просчёты в либретто, отсутствует муз. обрисовка характеров.
Исчерпав в "Севильском цирюльнике" возможности оперы-буффа, Р. стремился к драматургич. и образному обновлению жанра. Он создал бытовую муз. комедию, выдержанную в лирич. тонах, - "Золушка" (по сказке Ш. Перро, 1817), полусерьёзную оперу "Сорока-воровка" (1817), в к-рой жанровые сцены, полные лирики и мягкого юмора, сопоставляются с патетич. и трагич. эпизодами. Принципиально новым является тематич. связь увертюры с оперой. Усилена роль оркестра, богаче, разнообразнее стали ритм и гармония.
Важнейшей вехой на пути перестройки итал. оперы-сериа в нар.-героическую явилась опера "Моисей в Египте" (1818), написанная в жанре "трагико-священного действия". Библейская легенда, послужившая основой либретто, трактована композитором как намёк на совр. положение итал. народа, страдавшего под гнётом чужеземных захватчиков. Опера выдержана в характере величавой ораториальности (преобладают широко развёрнутые ансамблево-хор. сцены). Музыка проникнута героич. и гимнич. интонациями и ритмами, суровой маршевостью. Вместе с тем ей присуща и чисто россиниевская нежность, лиризм. С большим успехом она шла в Италии и за её пределами. К числу удач композитора принадлежит опера "Дева озера" (по поэме Вальтера Скотта, 1819), отмеченная патетикой, сдержанной благородной героикой; Р. впервые запечатлел в своей музыке ощущение природы, рыцарский колорит средневековья. Массовые хор. сцены стали ещё крупнее и значительнее (в финале 1-го д. чередуются и объединяются секстет солистов и 3 разнохарактерных хора).
Постоянная необходимость писать по неск. оперных партитур в год зачастую неблагоприятно сказывалась на результатах работы. Неудачной оказалась традиционно решённая опера-сериа на историч. сюжет "Бьянка и Фальеро" (1819). В то же время значит. достижением явилась предназначенная для т-ра "Сан-Карло" в Неаполе опера "Магомет II" (по трагедии Вольтера, 1820), в к-рой сказалось тяготение композитора к героико-патриотич. тематике, развёрнутым сценам, сквозному муз. развитию, драм. характерности. Новые творческие принципы композитор утверждал и в опере-сериа "Зельмира" (1822).
В 1820, в период революц. восстания в Неаполе, руководимого офицерами- карбонариями, Р. вступил в ряды нац. гвардии. В 1822 Р. вместе с итал. труппой, с большим успехом исполнявшей его оперы, находился в Вене. Глубокое впечатление произвела на него опера "Вольный стрелок" Вебера, исполненная под упр. автора. В Вене Р. посетил Л. Бетховена, творениями к-рого восторгался. В кон. 1822 он завершил в Венеции партитуру "трагич. мелодрамы" "Семирамида" (по трагедии Вольтера, пост. 1823). Это последняя из написанных им для Италии опер. Её отличают целостность муз. развития, активная разработка ярких рельефных тем, имеющих значение сквозных образов, красочная гармония, симф. и тембровое обогащение оркестра, органич. вплетение многочисл. хоров в драм. действие, пластичные, выразительные декламац. речитативы и мелодии вок. партий. С помощью этих средств композитор воплотил остродрам. и конфликтные ситуации, психологически напряжённые эпизоды муз. трагедии. Однако здесь сохранились нек-рые традиции старой оперы-сериа: сольные вок. партии чрезмерно виртуозны, партия молодого полководца Арзаче поручена контральто. Не была ещё также разрешена проблема муз. характера в опере-сериа.
Для творчества Р. типично взаимопроникновение жанров (он не рассматривал оперу-сериа и оперу-буффа как нечто изолированное, взаимоисключающее). В комич. операх встречаются драм. и даже трагич. ситуации, в опере-сериа - жанрово-бытовые эпизоды; усиливается лирико-психологич. начало, обостряется драматизм, возникают черты героич. ораториальности. Р. стремился к оперной реформе, аналогичной той, к-рую осуществил в Вене Моцарт. Однако известная консервативность художеств. вкусов итал. публики тормозила его творч. эволюцию.
В 1823 Р. с группой итал. певцов был приглашён в Лондон для исп. своих опер. Он дирижировал спектаклями, выступал как певец и композитор в концертах. С 1824 был руководителем "Театр Итальен", с 1826 корол. композитором и генеральным инспектором пения в Париже. Город революц. традиций, интеллектуальный и художеств. центр Европы, средоточие передовых деятелей иск-ва и культуры - Париж 20-х гг. стал благоприятнейшей почвой для полной реализации новаторских устремлений Р. Парижский дебют Р. (1825) оказался малоудачным (опера-кантата "Путешествие в Реймс, или Гостиница Золотой лилии", написанная по заказу к коронации Карла X в Реймсе). Изучив франц. оперное иск-во, особенности его муз. драматургии и стиля, франц. язык и его просодию, Р. переработал для парижской сцены одну из своих героико-трагич. опер итал. периода "Магомет II" (написана на новое либр., приобретшее злободневную патриотич. направленность, Р. углубил выразительность вок. партий). Премьера оперы под назв. "Осада Коринфа" (1826, "Корол. академия музыки и танца") вызвала одобрение аудитории и парижской прессы. В 1827 Р. создал франц. ред. оперы "Моисей в Египте", встреченную также с восторгом. В 1828 появилась опера "Граф Ори" (либр. Э. Скриба и III. Делестр-Пуарсона; использованы лучшие страницы музыки "Путешествия в Реймс"), в к-рой Р. показал себя мастером в новом для него жанре франц. комич. оперы.
Р. многое воспринял от оперной культуры Франции, но в то же время оказал воздействие на неё. Во Франции у Р. были не только приверженцы и поклонники, но и противники ("антироссинисты"), однако и они признавали высокое мастерство итал. композитора. Музыка Р. оказала влияние на творчество А. Буальдьё, Ф. Герольда, Д. Ф. Обера, а также в определ. мере на Дж. Мейербера.
В 1829, в обстановке обществ. подъёма кануна Июльской революции 1830, была сочинена опера "Вильгельм Телль" (либр. по старинной швейц. легенде, послужившей также основой трагедии Ф. Шиллера), ставшая выдающимся итогом всех предшествующих исканий композитора в нар.-героич. жанре. По-новому трактована увертюра - свободная программная симф. поэма, в к-рой чередуются лирико-эпич., пасторально-живописные, жанрово-действенные эпизоды. Опера насыщена хорами, рисующими народ, к-рый живёт, радуется, мечтает, скорбит, сопротивляется, борется и побеждает. По словам А. Н. Серова, Р. показал "кипучесть народных масс" (монументальная хор. сцена финала 2-го д.; участвуют солисты и 3 хора). В "Вильгельме Телле" была решена проблема создания индивидуально очерченных муз. характеристик действующих лиц в героич. опере. Каждый персонаж наделён определ. строем ритмоинтонаций; наиболее рельефно очерчен Телль. Р. добился сохранения индивидуального облика каждого из участников в многочисл. ансамблях, перерастающих в большие сцены, полные непрерывного муз. развития и драм. контрастов. Отличит. черты "Вильгельма Телля" - монолитность актов, развитие муз.-сценич. действия крупным штрихом. Велика роль драм.-выразительных речитативов, скрепляющих отд. сцены в нерасчленимое целое. Замечат. особенность темброво-красочной партитуры - тонкая передача местного колорита. Опере свойственны новый тип муз. драматургии, новое толкование героики. Р. создал реалистич. нар.-героич. и патриотич. оперу, в к-рой великие деяния совершаются простыми людьми, наделёнными живыми характерами, а их муз. язык основывается на широко распространённых песенных и речевых интонациях. Вскоре за "Вильгельмом Теллем" укрепилась слава революц. оперы. В монархич. странах она запрещалась цензурой. Для пост. приходилось менять название, текст (в России опера долгое время шла под назв. "Карл Смелый").
Сдержанный приём, оказанный "Вильгельму Теллю" бурж.-аристократич. публикой Парижа, а также новые веяния в оперном иск-ве (утверждение романтич. направления, чуждого мироощущению Р., приверженца эстетики венских классиков), переутомление, вызванное напряжённейшим творчеством, - всё это побудило композитора отказаться от дальнейшего сочинения опер. В последующие годы он создал множество вок. и фп. миниатюр: сб-ки "Музыкальные вечера" (1835), "Грехи старости" (не изд.); ряд гимнов и 2 крупных вок.-симф. произв. - Stabat mater (1842) и "Маленькая торжественная месса" (1863). Несмотря на ортодоксально-католич. тексты, экспрессивная и эмоциональная, воплощающая широкий мир общечеловеческих переживаний музыка этих соч. воспринимается как подлинно светская.
В 1836-65 Р. жил в Италии (Болонья, Флоренция), занимался педагогич. работой, руководил Болонским муз. лицеем. Последние 13 лет жизни провёл в Париже, где его дом стал одним из популярных муз. салонов.
Творчество Р. оказало определяющее воздействие на последующее развитие итал. оперы (В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди) и большое влияние на эволюцию европейского оперного иск-ва 19 в. "Положительно всё великое движение музыкальной драмы нашего времени, со всеми её открывающимися перед нами широкими горизонтами, тесно связано с победами автора "Вильгельма Телля"" (А.Н.Серов). Неистощимое мелодич. богатство, лёгкость, искристость, лирико-драм. экспрессивность музыки, яркая сценичность обусловили популярность опер Р. во всём мире.
Основные даты жизни и деятельности
1792. - 29 II. В Пезаро в семье музыканта гор. оркестра (валторниста и трубача), инспектора скотобоен Джузеппе Р. (уроженца г. Луго) и его жены Анны - певицы, дочери пезарского пекаря (урожд. Гидарини) род. сын Джоаккино.
1800. - Переезд с родителями в Болонью.- Первые уроки игры на спинете у Дж. Принетти. Обучение игре на скрипке.
1801. - Работа в театр. оркестре, где отец был валторнистом (исполняет партию скрипки).
1802. - Переезд с родителями в г. Луго.- Продолжение муз. занятий у каноника Дж. Малерби, приобщившего Р. к произв. Й. Гайдна, В. А. Моцарта.
1804-05. - Возвращение в Болонью. Уроки у падре А. Тезеи (пение, игра на чембало, первонач. муз.-теоретич. сведения).- Первые муз. соч. Р.- Выступления в качестве певчего в церквах.- Приглашение в т-ры Болоньи и близлежащих городов для дирижирования хором, сопровождения речитативов на чембало, исп. сольных вок. партий.- Занятия у тенора M Бабини - Создание R. любительского струн. квартета (исполняет партию альта).
1806. - IV. Принятие R. в. чл. Болонской филармонич. Академии. - Лето. Поступление в Болонский муз. лицей (класс виолончели В. Каведаньи и класс фп.).
1807. - Занятия в классе контрапункта у падре С. Маттеи.- Самостоят. изучение партитур Д. Чимарозы, Гайдна, Моцарта.
1808. - 11 VIII. Исп. под упр. R. его кантаты "Жалоба Гармонии на смерть Орфея" в концерте Болонского муз. лицея.- Исп. в концерте одной из академий Болоньи симфонии D-dur P.
1810. - Середина года. Прекращение занятий в Болонском муз. лицее.- 3 XI. Премьера оперы-фарса "Вексель на брак" (увертюра впоследствии использована R. в опере "Аделаида Бургундская").- Выступление в качестве дирижера в концерте Академии Конкорди в Болонье (исполнялась оратория "Сотворение мира" Гайдна).
1812. - 8 I. Пост. оперы-фарса "Счастливый обман" (увертюра использована в опере "Кир в Вавилоне").- 26 IX. Пост. оперы-буффа "Пробный камень" (увертюра использована в "Танкреде") и др. опер.
1813. - Пост. ряда опер, в т. ч. оперы-сериа "Аврелиан в Пальмире".
1815. - Апрель. Исп. под упр. R. его "Гимна независимости" в т-ре "Кантавали" (Болонья).- Осень. Приглашение R. импрессарио Д. Барбаей на должность постоянного композитора т-ра "Сан-Карло" в Неаполе.- Знакомство с певицей Изабеллой Кольбран.- Преподнесение R. вдове фельдмаршала M. И. Кутузова - E. И. Кутузовой кантаты "Аврора", в к-рой использована мелодия рус. плясовой песни "Ах, зачем бы огород городить" (впоследствии введена в финал 2-го д. "Севильского цирюльника").
1816. - Первые пост. опер R. за пределами Италии.
1818. - Чествование R. в Пезаро в связи с открытием нового оперного т-ра и пост. "Сороки-воровки".
1820. - Революц. восстание в Неаполе, руководимое офицерами-карбонариями. Принятие Конституции, временный приход к власти бурж.-либерального правительства - Вступление R. в ряды нац. гвардии.
1821. - Пост. в Риме оперы "Матильда ди Шабран", первыми тремя представлениями к-рой дирижировал H. Паганини.- Март. Разгром австр. армией революц. восстания в Неаполе, восстановление абсолютизма.- Апрель. Исп. в Неаполе под упр. R. оратории Гайдна "Сотворение мира".
1822. - Пост. в т-ре "Сан-Карло" (Неаполь) оперы-сериа "Зельмира" (последняя опера, написанная для этого т-ра).- Женитьба на И. Кольбран.- 23 III. Приезд R. с женой в Вену.- 27 III. Присутствие на венской премьере оперы "Вольный стрелок" Вебера.- Посещение концерта, где исп. 3-я ("Героическая") симфония Бетховена.- Встреча и беседа R. с Л. Бетховеном.- Конец июля. Возвращение в Болонью. Создание сб. вок. упражнений.- Декабрь. Поездка по приглашению К. Меттерниха в Верону с целью сочинения и исп. 4 кантат во время празднеств, сопровождавших конгресс членов Священного союза.
1823. - 3 II. Пост. "Семирамиды" - последней оперы R., созданной в Италии.- Осень. Поездка с женой в Париж, затем по приглашению импрессарио т-ра "Ковент-Гарден" - в Лондон.
1824. - 26 VII. Отъезд из Лондона.- Август. Занятие поста муз. директора "Театр Итальен" в Париже.
1825. - 19 VI. Пост. оперы-кантаты "Путешествие в Реймс", сочиненной по заказу к коронации Карла X в Реймсе.
1826. - Назначение R. на пост корол. композитора и генерального инспектора пения - 11 VI. Пост. в Лисабоне фарса "Адина, или Калиф Багдадский".
1827. - Получение почетной должности в корол. свите, утверждение членом Совета по управлению корол. муз. школами и членом комитета т-ра "Корол. академия музыки и танца".
1829. - 3 VIII. Пост. "Вильгельма Телля".- Награждение R. орденом Почетного легиона.- Отъезд с женой в Болонью.
1830. - Сентябрь. Возвращение в Париж.
1831. - Посещение Испании. Получение заказа от архидьякона Севильи дона M. P. Варела на написание Stabat mater - Возвращение в Париж. - Тяжелое нервное заболевание.
1832. - Знакомство с Олимпией Пелисье (впоследствии вторая жена R.).
1836. - Получение от франц. правительства пожизненной пенсии.- Возвращение в Болонью.
1837. - Разрыв с И. Кольбран-Россини.
1839. - Ухудшение здоровья.- Получение звания почетного президента комиссии по реформе Болонского муз. лицея (становится его постоянным консультантом).
1842. - Исп. Stabat mater в Париже (7 I) и в Болонье (13 III, под упр. Г. Доницетти).
1845. - 7 X. Смерть И. Кольбран.- Назначение R. на пост. директора Болонского муз. лицея.
1846. - 21 VIII. Женитьба на О. Пелисье.
1848. - Переезд с женой во Флоренцию.
1855. - Отъезд с женой из Италии. Жизнь в Париже.
1864. - 14 III. Исп. "Маленькой торжественной мессы" во дворце графа Пийе-Виль.
1867. - Осень. Ухудшение состояния здоровья.
1868. - 13 XI. Смерть R. в Пасси, близ Парижа.- 15 XI. Погребение на кладбище Пер-Лашез.
1887. - 2 V. Перенесение праха R. во Флоренцию, в церковь Санта-Кроче.
Сочинения : оперы - Деметрио и Полибио (1806, пост. 1812, т-р "Балле", Рим), Вексель на брак (La cambiale di matrimonio, 1810, т-р "Сан-Моизе", Венеция), Странный случай (L"equivoco stravagante, 1811, "Театро дель Корсо", Болонья), Счастливый обман (L"inganno felice, 1812, т-р "Сан-Моизе", Венеция), Кир в Вавилоне (Ciro in Babilonia,1812, т-р "Муниципале", Феррара), Шёлковая лестница (La scala di seta, 1812, т-р "Сан-Моизе", Венеция), Пробный камень (La pietra del parugone, 1812, т-р "Ла Скала", Милан), Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы (L"occasione fa il ladro, ossia Il cambio dйlia valigia, 1812, т-р "Сан-Моизе", Венеция), Синьор Брускино, или Случайный сын (Il signor Bruschino, ossia Ilfiglio per azzardo, 1813, там же), Танкред (1813, т-р "Фениче", Венеция), Итальянка в Алжире (L"italiana in Algeri, 1813, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция), Аврелиан в Пальмире (Aureliano in Palmira, 1813, т-р "Ла Скала", Милан), Турок в Италии (Il turco in Italia, 1814, там же), Сигизмондо (1814, т-р "Фениче", Венеция), Елизавета, королева Англии (Elisabetta, regina d"Inghilterra, 1815, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Торвальдо и Дорлиска (1815, т-р "Балле", Рим), Альмавива, или Тщетная предосторожность (Almaviva, ossia L"inutile precauzione; известна под назв. Севильский цирюльник - Il barbiere di Siviglia, 1816, т-р "Арджентина", Рим), Газета, или Брак по конкурсу (La gazzetta, ossia Il matrimonio per concorso, 1816, т-р "Фьорентини", Неаполь), Отелло, или Венецианский мавр (Otello, ossia Il тоrо di Venezia, 1816, т-р "Дель Фондо", Неаполь), Золушка, или Торжество добродетели (Cenerentola, ossia La bontа in trionfo, 1817, т-р "Балле", Рим), Сорока-воровка (La gazza ladra, 1817, т-р "Ла Скала", Милан), Армида (1817, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Аделаида Бургундская (Adelaide di Borgogna, 1817, т-р "Арджентина", Рим), Моисей в Египте (Mose in Egitto, 1818, т-р "Сан-Карло", Неаполь; франц. ред. - под назв. Моисей и фараон, или Переход через Красное море - Moпse et pharaon, ou Le passage de la mer Rouge, 1827, "Корол. академия музыки и танца", Париж), Адина, или Калиф Багдадский (Adina о Il califfo di Bagdado, 1818, пост. 1826, т-р "Сан-Карло", Лисабон), Риччардо и Зораида (1818, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Эрмиона (1819, там же), Эдуарде и Кристина (1819, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция), Дева озера (La donna del lago, 1819, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Бьянка и Фальеро, или Совет трёх (Bianca е Faliero, ossia II consiglio dei tre, 1819, т-р "Ла Скала", Милан), "Магомет II" (1820, т-р "Сан-Карло", Неаполь; франц. ред. - под назв. Осада Коринфа - Le siиge de Corinthe, 1826, "Корол. академия музыки и танца", Париж), Матильда ди Шабран, или Красота и железное сердце (Matilde di Shabran, ossia Bellezza e cuor di ferro, 1821, т-р "Аполло", Рим), Зельмира (1822, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Семирамида (1823, т-р "Фениче", Венеция), Путешествие в Реймс, или Гостиница Золотой лилии (Il viaggio a Reims, ossia L"albergo del giglio d"oro, 1825, "Театр Итальен", Париж), Граф Ори (Le comte Ory, 1828, "Корол. академия музыки и танца", Париж), Вильгельм Телль (1829, там же); пастиччо (из отрывков опер Р.) - Айвенго (Ivanhoe, 1826, т-р "Одеон", Париж), Завещание (Le testament, 1827, там же), Чиндерелла (1830, т-р "Ковент-Гарден", Лондон), Роберт Брюс (1846, "Корол. академия музыки и танца", Париж), Едем в Париж (Andremo a Parigi, 1848, "Театр Итальен", Париж), Забавное происшествие (Un curioso accidente, 1859, там же); для солистов, хора и орк. - Гимн независимости (Inno dell`Indipendenza, 1815, т-р "Контавалли", Болонья), кантаты - Аврора (1815, изд. 1955, Москва), Свадьба Фетиды и Пелея (Le nozze di Teti e di Peleo, 1816, т-р "Дель Фондо", Неаполь), Искренняя дань уважения (Il vero omaggio, 1822, Верона), Счастливое предзнаменование (L"augurio felice, 1822, там же), Бард (Il bardo,1822), Священный союз (La Santa alleanza, 1822), Жалоба муз на смерть лорда Байрона (Il pianto dйlie Muse in morte di Lord Byron, 1824, зал Альмак, Лондон), Хор Муниципальной гвардии Болоньи (Coro dedicato alla guardia civica di Bologna, инструментован Д. Ливерани, 1848, Болонья), Гимн Наполеону III и его доблестному народу (Hymne б Napoleon et а son vaillant peuple, 1867, Дворец Индустрии, Париж), Национальный гимн (The national hymn, англ. нац. гимн, 1867, Бирмингем); для орк. - симфонии (D-dur, 1808; Es-dur, 1809, использована как увертюра к фарсу Вексель на брак), Серенада (1829), Военный марш (Marcia militare, 1853); для инструментов с орк. - Вариации для облигатных инструментов F-dur (Variazioni a piu strumenti obligati, для кларнета, 2 скрипок, виолы, виолончели, 1809), Вариации C-dur (для кларнета, 1810); для дух. орк. - фанфара для 4 труб (1827), 3 марша (1837, Фонтенбло), Корона Италии (La corona d"Italia, фанфара для воен. орк., приношение Виктору Эммануилу II, 1868); камерно-инстр. ансамбли - дуэты для валторн (1805), 12 вальсов для 2 флейт (1827), 6 сонат для 2 скр., влч. и к-баса (1804), 5 струн. квартетов (1806-08), 6 квартетов для флейты, кларнета, валторны и фагота (1808-09), Тема с вариациями для флейты, трубы, валторны и фагота (1812); для фп. - Вальс (1823), Веронский конгресс (Il congresso di Verona, в 4 руки, 1823), Дворец Нептуна (La reggia di Nettuno, в 4 руки, 1823), Душа чистилища (L"вme du Purgatoire, 1832); для солистов и хора - кантата Жалоба Гармонии на смерть Орфея (Il pianto d"Armonia sulla morte di Orfeo, для тенора, 1808), Смерть Дидоны (La morte di Didone, сценич. монолог, 1811, исп. 1818, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция), кантата (для 3 солистов, 1819, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Партенопа и Игея (для 3 солистов, 1819, там же), Благодарность (La riconoscenza, для 4 солистов, 1821, там же); для голоса с орк. - кантата Пастушеское приношение (Omaggio pastorale, для 3 голосов, к торжеств. открытию бюста Антонио Кановы, 1823, Тревизо), Песнь Титанов (Le chant des Titans, для 4 басов в унисон, 1859, исп. 1861, Париж); для голоса с фп. - кантаты Элье и Ирена (для 2 голосов, 1814) и Жанна д"Арк (1832), Музыкальные вечера (Soirйes musicales, 8 ариетт и 4 дуэта, 1835); 3 вок. квартета (1826-27); Упражнения для сопрано (Gorgheggi e solfeggi per soprano. Vocalizzi e solfeggi per rendere la voce agile ed apprendere a cantare secondo il gusto moderno, 1827); 14 альбомов вок. и инстр. пьес и ансамблей, объединённых под назв. Грехи старости (Pйchйs de vieillesse: Альбом итальянских песен - Album per canto italiano, Французский альбом - Album franзais, Сдержанные пьесы - Morceaux rйservйs, Четыре закуски и четыре десерта - Quatre hors d"oeuvres et quatre mendiants, для фп., Альбом для фп., скр., влч., гармониума и валторны; мн. др., 1855-68, Париж, не изд.); духовная музыка - Graduate (для 3 муж. голосов, 1808), месса (для муж. голосов, 1808, исп. в Равенне), Laudamus (ок. 1808), Qui tollis (ок. 1808), Торжественная месса (Messa solenne, совм. с П. Раймонди, 1819, исп. 1820, церковь Сан-Фернандо, Неаполь), Cantemus Domino (для 8 голосов с фп. или органом, 1832, исп. 1873), Ave Maria (для 4 голосов, 1832, исп. 1873), Quoniam (для баса и орк., 1832), Stabat mater (для 4 голосов, хора и орк., 1831-32, 2-я ред. 1841-42, исп. 1842, зал Вантадур, Париж), 3 хора - Вера, Надежда, Милосердие (La foi, L"espйrance, La charitй, для жен. хора и фп., 1844), Tantum ergo (для 2 теноров и баса), 1847, церковь Сан-Франческо деи Минори Конвентуали, Болонья), О Salutaris Hostia (для 4 голосов 1857), Маленькая торжественная месса (Petite messe solennelle, для 4 голосов, хора, гармониума и фп., 1863, исп. 1864, в доме графа Пийе-Виль, Париж), то же (для солистов, хора и орк., 1864, исп. 1869, "Театр Итальен", Париж), Мелодия Реквиема (Chant de Requiem, для контральто и фп., 1864); музыка к спектаклям драм. т-ра - Эдип в Колоне (к трагедии Софокла, 14 номеров для солистов, хора и орк., 1815-16?). Письма : Lettere inedite, Siena, 1892; Lettere inedite, Imola, 1892; Lettere, Firenze, 1902. Литература : Серов А. Н., "Граф Ори", опера Россини, "Музыкальный и театральный вестник", 1856, No 50, 51, то же в его кн.: Избранные статьи, т. 2, М., 1957; его же, Rossini. (Coup d"oeil critique), "Journal de St.-Pйtersbourg", 1868, No 18-19, то же в его кн.: Избранные статьи, т. 1, М., 1950; Хохловкина А., "Севильский цирюльник" Дж. Россини, М., 1950, 1958; Синявер Л., Джоаккино Россини, М., 1964; Бронфин Е., Джоаккино Россини. 1792-1868. Краткий очерк жизни и творчества, М.-Л., 1966; eл же, Джоаккино Россини. Жизнь и творчество в материалах и документах, М., 1973; Джоаккино Россини. Избранные письма, высказывания, воспоминания, ред.-сост., автор вступит. статьи и прим. E. Ф. Бронфин, Л., 1968; Stendhal, Vie de Rossini, P., 1824 (рус. пер. - Стендаль, Жизнь Россини, Собр. соч., т. 8, М., 1959); Саrpani G., Le Rossiniane, Padua, 1824; Оrtigue J. d", De la guerre des dilettanti, ou de la rйvolution opйrйe par M. Rossini dans l"opйra franзais, P., 1829; Berlioz G., Guillaume Tell, "Gazette musicale de Paris", 1834, 12, 19, 26 octobre, 2 novembre (рус. пер. - Берлиоз Г., "Вильгельм Телль", в его кн.: Избранные статьи, М., 1956); Escudier M. et L., Rossini, P., 1854; Mireсоurt E. de, Rossini, P., 1855; Hiller Р., Aus dem Tonleben unserer Zeit, Bd 2, Lpz., 1868; Edwards H., Rossini, L., 1869; его жe, Rossini and his school, L., 1881, 1895; Rougin A., Rossini, P., 1870; Wagner R., Gesammelte Schriften und Dichtungen, Bd 8, Lpz., 1873; Hansliсk E., Die moderne Oper. Kritiken und Studien, В., 1875, 1892; Naumann E., Italienische Tondichter von Palestrina bis auf die Gegenwart, В., 1876; Dauriас L., Rossini, P., 1905; Sandberger A., Rossiniana, "ZIMG", 1907/08, Bd 9; Istel E., Rossiniana, "Die Musik", 1910/11, Bd 10; Saint-Saлns C., Ecole buissonniиre, P., 1913, p. 261-67; Para G., Gioacchino Rossini, Torino, 1915; Сurzon H. de, Rossini, P., 1920; Radiciotti G., Gioacchino Rossini, vita documentata, opere ed influenza su l"arte, t. 1-3, Tivoli, 1927-29; его же, Anedotti autentici, Roma, 1929; Rrоd"hоmme J.-G., Rossini and his works in France, "MQ", 1931, v. 17; Tоуe F., Rossini, L.- N. Y., 1934, 1955; Faller H., Die Gesangskoloratur in Rossinis Opern..., В., 1935 (Diss.); Praccarolli A., Rossini, Verona, 1941, Mil., 1944; Вассhelli R., Gioacchino Rossini, Torino, 1941, Mil., 1954; его же, Rossini о esperienze rossiniane, Mil., 1959; Rfister K., Das Leben Rossinis, W., 1948; Franzйn N. O., Rossini, Stockh., 1951; Kuin J. P. W., Goacchino Rossini, Tilburg, 1952; Gozzano U., Rossini, Torino, 1955; Rоgnoni L., Rossini, (Parma), 1956; Weinstock H., Rossini. A biography, N. Y., 1968; "Nuova Rivista musicale italiana", 1968, Anno 2, No 5, sett./oct. (номер посв. Р.); Harding J., Rossini, L., 1971, то же, N. Y., 1972. E. P. Бронфин.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Gioachino Rossini - итальянский композитор духовой и камерной музыки, так называемый «последний классик». Будучи автором 39 опер, Джоаккино Россини известен как один из самых продуктивных композиторов с уникальным подходом к творчеству: в него, помимо изучения музыкальной культуры страны, входит работа с языком, ритмикой и звучанием либретто. Россини был отмечен Бетховеном за оперу-буфф «Севильский цирюльник». Работы «Вильгельм Телль», «Золушка» и «Моисей в Египте» стали мировой оперной классикой.

Россини родился в 1792 году в городе Пезаро в семье музыкантов. После ареста отца за поддержку Французской революции будущему композитору пришлось жить в скитаниях по Италии вместе с матерью. При этом юный талант старался освоить музыкальные инструменты и занимался пением: Джоаккино обладал сильным баритоном.

Большое влияние на творчество Россини оказали работы Моцарта и Гайдна, которые Россини разучивал, обучаясь в городе Луго с 1802 года. Там же состоялся его дебют, как оперного исполнителя в пьесе «Близнецы». В 1806 году, переехав в Болонью, композитор поступает в Музыкальный лицей, где изучает сольфеджио, виолончель и фортепиано.

Дебют композитора состоялся в 1810 году в венецианском театре «Сан-Моизе», где была поставлена опера-буфф основанная на либретто «Брачный вексель». Вдохновленный успехом, Россини написал оперу-сериа «Кир в Вавилоне, или Падение Валтасара», а в 1812 году – оперу «Пробный камень», принесшую Джоаккино признание театра «Ла Скала». Следующие работы «Итальянка в Алжире» и «Танкред» приносят Россини славу маэстро буффонады, а за склонность к напевным и мелодичным гармониям Россини получил прозвище «итальянский Моцарт».

Переехав в Неаполь в 1816 году, композитор написал лучшую работу итальянской буффонады – оперу «Севильский цирюльник», затмившую одноименную оперу Джованни Паизиелло, считавшуюся классикой. После громкого успеха композитор перешел к оперной драме, написав «Сороку-воровку» и «Отелло» - оперы, в которых автор проработал не только партитуры, но и текст, выставив жесткие требования к солистам-исполнителям.

После успешной работы в Вене и Лондоне, композитор покоряет Париж оперой «Осада Коринфа» в 1826 году. Россини умело адаптировал свои оперы для французской публики, изучив нюансы языка, его звучание, а также особенности национальной музыки.

Активная творческая карьера музыканта закончилась в 1829 году, когда на смену классицизму пришел романтизм. Далее Россини преподает музыку и увлекается изысканной кухней: последнее привело к болезни желудка, ставшей причиной смерти музыканта в 1868 году в Париже. Имущество музыканта было продано согласно завещанию, а на вырученные средства в городе Пезаро была основана Учебная Консерватория, обучающая музыкантов и сегодня.

Джоаккино Россини (Joakkino Rossini) родился 29 февраля 1792 года в Пезаро в семье городского трубача (глашатая) и певицы.

Он очень рано полюбил музыку, в особенности пение, но заниматься серьезно начал только в 14 лет, поступив в Музыкальный лицей в Болонье. Там он изучал игру на виолончели и контрапункт вплоть до 1810 года, когда первое заслуживающее упоминания сочинение Россини – одноактная опера-фарс "Вексель на брак" (La cambiale di matrimonio, 1810 г.) – была поставлена в Венеции.

За ней последовал ряд опер того же типа, среди которых две – "Пробный камень" (La pietra del paragone, 1812 г.) и "Шелковая лестница" (La scala di seta, 1812 г.) – до сих пор пользуются популярностью.

В 1813 году Россини сочинил две оперы, которые обессмертили его имя: "Танкред" (Tancredi) по Тассо и затем двухактную оперу-буффа "Итальянка в Алжире" (L"italiana in Algeri), триумфально принятую в Венеции, а затем и во всей Северной Италии.

Молодой композитор попробовал сочинить несколько опер для Милана и Венеции. Но ни одна из них (даже сохранившая свое обаяние опера "Турок" в Италии (Il Turco in Italia, 1814 г.) – своего рода «пара» к опере "Итальянка в Алжире") не имела успеха.

В 1815 году Россини вновь сопутствовала удача, на этот раз в Неаполе, где он подписал контракт с импресарио театра «Сан-Карло».

Речь идет об опере "Елизавета, королева Английская" (Elisabetta, regina d"Inghilterra), виртуозном сочинении, написанном специально для Изабеллы Кольбран, испанской примадонны (сопрано), пользовавшейся расположением неаполитанского двора (несколько лет спустя Изабелла стала женой Россини).

Затем композитор отправился в Рим, где собирался написать и поставить несколько опер.

Второй из них - по времени написания - стала опера "Севильский цирюльник" (Il Barbiere di Siviglia), впервые поставленная 20 февраля 1816 года. Провал оперы на премьере оказался столь же громким, как и ее триумф в будущем.

Возвратившись, в соответствии с условиями контракта, в Неаполь, Россини поставил там в декабре 1816 года оперу, которая, пожалуй, была наиболее высоко оценена современниками, – "Отелло" по Шекспиру. В ней есть действительно прекрасные фрагменты, но произведение испорчено либретто, исказившим трагедию Шекспира.

Следующую оперу Россини сочинил опять для Рима. Его "Золушка" (La cenerentola, 1817 г.) впоследствии благосклонно принималась публикой, однако премьера не давала никаких оснований для предположений о будущем успехе. Однако Россини пережил эту неудачу гораздо спокойнее.

В том же 1817 году он ездил в Милан для постановки оперы "Сорока-воровка" (La gazza ladra) – изящно оркестрованной мелодрамы, сейчас практически забытой, если не считать великолепной увертюры к ней.

По возвращении в Неаполь Россини поставил там в конце года оперу "Армида" (Armida), которая была тепло принята и до сих пор оценивается гораздо выше, чем "Сорока-воровка".

За следующие четыре года Россини сочинил ещё десяток опер, в основном не особенно известных в настоящее время.

Вместе с тем, до расторжения контракта с Неаполем он подарил городу два выдающихся произведения. В 1818 году он написал оперу "Моисей в Египте" (Mos in Egitto), которая вскоре завоевала Европу.

В 1819 году Россини представил "Деву озера" (La donna del lago), которая имела успех более скромный.

В 1822 году Россини в сопровождении жены, Изабеллы Кольбран, впервые покинул Италию: он заключил договор со своим старым другом, импресарио театра «Сан-Карло», который теперь стал директором Венской оперы.

Композитор привез в Вену свою последнюю работу – оперу "Зельмира" (Zelmira), завоевавшую автору беспрецедентный успех. Хотя некоторые музыканты, во главе с К.М.фон Вебером резко критиковали Россини, но другие, среди них Ф.Шуберт, давали благоприятные оценки. Что касается общества, то оно безоговорочно приняло сторону Россини.

Наиболее примечательным событием поездки Россини в Вену стала его встреча с Бетховеном.

Осенью того же года композитора вызвал в Верону князь Меттерних: Россини должен был почтить кантатами заключение Священного союза.

В феврале 1823 года он сочинил для Венеции новую оперу – "Семирамиду" (Semiramida), от которой ныне осталась в концертном репертуаре только увертюра. "Семирамида" может быть признана кульминацией итальянского периода в творчества Россини, хотя бы потому, что это была последняя опера, сочиненная им для Италии. Более того, эта опера с таким блеском прошла в других странах, что после неё репутация Россини как крупнейшего оперного композитора эпохи уже не подвергалась никаким сомнениям. Недаром Стендаль сравнивал триумф Россини на поприще музыки с победой Наполеона в битве при Аустерлице.

В конце 1823 года Россини оказался в Лондоне (где пробыл полгода), а перед этим провел месяц в Париже. Композитора гостеприимно встретил король Георг VI, с которым он пел дуэты, Россини был нарасхват в светском обществе как певец и аккомпаниатор.

Самым важным событием того времени стало получение композитором приглашения в Париж в качестве художественного руководителя оперного театра «Театр Итальен». Значение этого контракта в том, что он определил место жительства композитора до конца его дней. Кроме того, он подтверждал абсолютное превосходство Россини как оперного композитора. (Надо помнить, что Париж был тогда центром "музыкальной вселенной", приглашение в Париж являлось для музыканта очень высокой честью).

Ему удалось улучшить управление Итальянской оперой, в особенности в части ведения спектаклей. С большим успехом прошли представления двух ранее написанных опер, которые Россини радикально переработал для Парижа. А самое главное, он сочинил комическую оперу "Граф Ори" (Le comte Ory), которая имела, как и следовало предполагать, огромный успех.

Следующим произведением Россини, появившимся в августе 1829 года, стала опера "Вильгельм Телль" (Guillaume Tell), сочинение, которое считают крупнейшим достижением композитора.

Признаваемая исполнителями и критиками абсолютным шедевром, эта опера тем не менее никогда не возбуждала такого энтузиазма у публики, как "Севильский цирюльник", "Семирамида" или "Моисей": рядовые слушатели считали "Телля" оперой чересчур длинной и холодной. Однако нельзя отрицать, что опера содержит прекраснейшую музыку, и к счастью, она не исчезла полностью из современного мирового репертуара. Все созданные во Франции оперы Россини написаны на французские либретто.

После "Вильгельма Телля" Россини не написал больше ни одной оперы, и в последующие четыре десятилетия создал только две значительные композиции в других жанрах. Подобное прекращение композиторской деятельности в самом зените мастерства и славы – уникальное явление в истории мировой музыкальной культуры.

В течение следующего за "Теллем" десятилетия Россини, хотя и оставивший за собой квартиру в Париже, жил в основном в Болонье, где надеялся найти покой, необходимый после нервного напряжения предшествующих лет.

Правда, в 1831 году он съездил в Мадрид, где появилась ныне широко известная "Stabat Mater" (в первой редакции), а в 1836 – во Франкфурт, где встретился с Ф. Мендельсоном, благодаря которому открыл для себя творчество И.С. Баха.

Можно полагать, что в Париж композитора призывали не только судебные дела. В 1832 году Россини познакомился с Олимпией Пелиссье. Так как отношения Россини с женой давно оставляли желать лучшего, в конце концов, супруги решили расстаться, и Россини женился на Олимпии, котораяя стала хорошей женой для больного композитора.

В 1855 году Олимпия убедила мужа нанять экипаж (он не признавал поездов) и отправиться в Париж. Очень медленно его физическое и душевное состояние начало улучшаться, к композитору вернулась доля оптимизма. Музыка, которая была запретной темой в течение многих лет, опять стала приходить ему на ум.

15 апреля 1857 года – именины Олимпии – стало своего рода поворотным пунктом: в этот день Россини посвятил жене цикл романсов, которые сочинял втайне от всех. За ним последовал ряд небольших пьес – Россини называл их "Грехи моей старости". Эта музыка стала основой для балета "Волшебный магазинчик" (La boutique fantasque).

В 1863 году появилось последнее произведение Россини - "Маленькая торжественная месса" (Petite messe solennelle). Эта месса, по существу, - не очень торжественная и совсем не маленькая, но прекрасное по музыке и проникнутое глубокой искренностью произведение.

Через 19 лет по просьбе итальянского правительства гроб с телом композитора перевезли во Флоренцию и захоронили в церкви Санта Кроче рядом с прахом Галилея, Микеланджело, Макиавелли и других великих итальянцев.

Новое на сайте

>

Самое популярное