Домой Голосовые связки Зажатый голос. Зажимы в горле — ваши «неозвученные» годами проблемы

Зажатый голос. Зажимы в горле — ваши «неозвученные» годами проблемы

Снятие горловых зажимов

Часто встречается одна и та же основная проблема у вокалистов – зажатость голоса, как следствие напряжения голосового аппарата (в районе шеи) – внешних мышц, не участвующих в процессе звукообразования, но готовых всегда прийти на помощь вокалисту – вытянуть ту или иную ноту, подправить интонацию…
При этом голосом становится тяжело управлять и качество звука оставляет желать лучшего…
Но вот как раз это вмешательство внешних мышц и не желательно…
Внутренние мышцы, находящиеся внутри гортани и участвующие в звукообразовании, способны самостоятельно управлять голосовым аппаратом без ненужного вмешательства внешних мышц.

Признаки вмешательства в процессе пения внешних мышц - зажима:

Зажатость голоса на слух;
- напряжение гортани, проявляющееся внешне, как вертикальная впадина кадыка (чем выше звук, тем сильнее напряжение и впадина);
- стремление опускать голову, прижимать подбородок к груди (особенно в верхнем регистре), и как следствие, невозможность петь высоко с поднятой вверх головой;
- быстрая утомляемость и тяжелая управляемость голосом.

От чего образуются зажимы?

Причин может быть несколько, я же опишу основную и наиболее встречающуюся у вокалистов. Она психологическая, и как следствие, привычка петь с зажимом. Вы хотите взять трудную для вас ноту или слог, и стремитесь, это сделать, во что бы то ни стало. Ваша техника пения не позволяет вам сделать это правильно, и тут на помощь вам приходят как раз те самые внешние мышцы (жевательные и глотательные), которые и помогают формированию достойного на ваш взгляд звука. Негативную роль здесь может играть и состояние страха, стыда, застенчивости, стеснительности перед тем, что кроме вас ваше пение услышит еще кто-либо, например родственники за стенкой. И вы стараетесь петь для них лучше, а получается хуже.

Как снять горловые зажимы?

Поскольку основная и наиболее встречающаяся причина зажима – психологическая, необходимо заставить себя расслабиться, отвлечь посторонние мысли, сконцентрироваться только на собственном голосе, никого в округе не замечать и петь свободно и комфортно. Подходя к трудной ноте – не обращайте на нее внимания, говорите себе: «Спою фальшиво, не возьму ноту, ну и пусть». Важно заставить себя расслабиться и найти те ощущения, при которых вы сможете петь расслабленно.

Часто бывает, что после определенного количества выпитого спиртного – занятие вокалом превращается в легкое и комфортное. Это связано с тем, что под действием алкоголя центральная нервная система притупляется, и вы уже не делаете сознательных зажимов для достижения той или иной цели. Но занятия вокалом и пьянство – вещи несовместимые, значит необходимо освободить свои страхи перед звуком и в трезвом состоянии. Для этого дам несколько рекомендаций:

1. Заставьте себя расслабиться. Внушите себе, что вас ничего не беспокоит. Можно посмотреть и страху в глаза. К примеру, пригласите в комнату маму и скажите, что вы сейчас споете для нее арпеджио. Спойте его и скажите, что у вас получилось не очень хорошо, и вы будете искать ощущения, чтобы петь лучше. Когда мама уйдет в другую комнату, возможно, вы уже не будете ее стесняться.

2. Для расслабления рекомендую петь арпеджио «sopranohighc». Это арпеджио я воистину считаю самым универсальным для певца, так как оно учит связывать грудной и головной голос. Пойте удобную для вас гласную. При пении не открывайте рот сильно, сделайте это наполовину. Лишь на высоких нотах допускается некоторое расширение рта. Смотрите ровно перед собой. Дышите спокойно. Заткните плотно одно ухо пальцем. Это поможет вам хорошо слышать себя изнутри и подавит психологическое напряжение. Не увеличивайте громкость в верхнем регистре. Пойте с умеренной громкостью. Когда вы достигнете некоторой расслабленности – зацепитесь за эти ощущения. Ищите ощущения. Затем попробуйте спеть песню, но в полгромкости и ни в коем случае не напрягаясь, пусть звук покажется вам более тонким и менее динамичным, но главное, чтоб он оставался связанным, а со временем придет, и сила и окраска голоса станет более богатой.

Признаки расслабленного пения:

Звук сбалансирован по всем частотным составляющим: высоким, средним и низким.
- вы можете легко петь с поднятой вверх головой даже самые высокие ноты.
- при атаке звука или же при его завершении проскакивают микро фальцетные «петушки», это символизирует о мягкости атаки и ведении звука и свободе голосовых связок (но это ощущение может и отсутствовать).
- не наблюдается напряжения брюшного пресса, а воздуха для пения хорошо хватает.

Идеально для расслабленного пения подходит методика Сета Риггса «Пение в речевой позиции».

И помните, расслабление гортани – процесс не однодневный, а продолжительный, требующий много времени и терпения!!! С каждым занятием расслабляйтесь все сильнее и сильнее…

Александр Калиниченко


Постоянный адрес статьи: Снятие горловых зажимов. Музыка. Снятие зажимов голоса при пении

Разделы сайта

Форум электронной музыки

Как начать выступать?

Каждый вокалист сталкивается с проблемой зажатости голоса, которая возникает в результате чрезмерного напряжения голосового аппарата. Голосовой аппарат не принимает участия во время звукообразования, однако в любой момент готов прийти на помощь певцу, чтобы вытянуть необходимую ноту или же исправить интонацию. Когда голосом становится сложно управлять, страдает и качество звука, тем не менее, в этот момент не рекомендуется привлекать внешние мышцы. В этом случае достаточно и вмешательства только внутренних мышц.

Основные признаки влияния внешних мышц на процесс звукообразования: зажатость голоса, чрезмерное напряжение гортани, желание склонить голову, прижимая ее к груди, особенно это заметно при работе в верхнем регистре, быстрая усталость, неспособность управлять голосом.

Существует несколько причин образования зажимов. Однако самой распространенной является психологическая, в результате которой вырабатывается привычка исполнять песню с зажимом. Вы желаете взять высокую или низкую для Вас ноту или же трудный слог, однако техника Вашего пения не способствует тому, чтобы сделать это грамотно. Именно в этот момент и приходят на помощь внешние мышцы, которые способствую достижению поставленной цели. Отрицательное влияние может оказывать в этом случае и состояние страха, закомплексованности, стеснительности.

Так как главной причиной голосового зажима выступает психологическая, следует попытаться расслабиться, сфокусироваться лишь на своем голосе, не думая о том, что происходит вокруг Вас, пойте так, как Вам удобно, почувствуйте свободу. Не напрягайтесь, когда будете подходить к сложной ноте, не важно, как Вы ее споете, главное в этот момент петь расслаблено.

Для того чтобы побороть психологическую причину голосового зажима, мы приведем несколько рекомендаций. Если Вас смущает тот факт, что Вас кто-то услышит, необходимо встретиться со страхом лицом к лицу. В том случае, если Вы поете дома, позовите всех родственников, которые могут услышать Ваше пение, и спойте для них, объясните, что у Вас неважно получилось, однако Вы над этим работаете. Таким образом, когда они уйдут, Вы больнее будете чувствовать того стеснения, которое ощущали изначально.

Для того чтобы расслабиться, можно также вместо песни петь удобную гласную, причем не стоит открывать рот слишком сильно, откройте его наполовину. И только при взятии высоких нот можно немного его расширить. Займите удобную позицию, дышите ровно. Когда работаете в верхнем регистре не нужно стараться петь громче, это лишь помешает Вам достичь состояния расслабленности.

Когда же Вы достигните необходимого состояния, попытайтесь закрепить эти ощущения. Спойте песню заново, только теперь в полголоса, при этом не упустите достигнутую с таким трудом расслабленность. И не важно, что поначалу звук не будет сильным и динамичным, самое главное, чтобы он был связанным, а все остальное придет со временем.

Расслабленное пение имеет следующие внешние признаки: сбалансированный звук, у Вас не возникает желание опустить голову, при атаке звука время от времени появляются небольшие фальцетные вставки, наблюдается расслабленность брюшного пресса, а также отсутствует дефицит воздуха во время пения. Однако за один день расслабления гортани достичь, конечно же, не удастся, так как это длительный процесс, требующий большого терпения.

Когда мы слышим другого человека, то интуитивно рисуем его образ: старый или молодой, толстый или худой, добрый или злой, скромный или заносчивый и так далее. А что делают другие люди по отношению к нам? То же самое.

Голос и характер

  • Громкий голос может создать образ человека, который стремится доминировать, контролировать людей и ситуацию. Существует ошибочное мнение, что громкая речь – признак уверенности. Часто таким способом просто пытаются привлечь к себе внимание.
Иногда громко разговаривают люди маленького роста или с плохим телосложением, стремясь компенсировать свои физические комплексы. По-настоящему уверенные в себе люди редко разговаривают громко. А если и говорят, то это всегда получается уместно и, как правило, для оказания давления.
  • Спокойный, уверенный голос и четкая дикция рисует человека, который знает, как подать себя миру. Саморуководство и самодисциплина – его конек. Однако в общении с ним у вас может возникнуть ощущение некой театральности: слишком четкое выражение мыслей, лишенное чувств.
  • Если человек разговаривает четко, быстро, напористо, то он довольно энергичен и реактивен. Это тот человек, который сначала сделает, а потом подумает.
  • Его речь медленная, он будто взвешивает слова, то этот человек нетороплив, обстоятелен и склонен к анализу.
  • Невнятная речь может свидетельствовать о том, что человек не умеет выражать свои мысли, тревожен, застенчив или устал. Он не является лидером, ему не хватает жизненных впечатлений, радости, энергии. Ему присущи слабые рукопожатия, вялые телодвижения.
  • Низкий голос вызывает ассоциации с уверенностью, самодостаточностью, интеллектом. Обладателя интуитивно воспринимают, как авторитетного и знающего. Чем ниже голос у мужчины, тем надежней и сильнее его считает женщина. И это правильно, т.к. связано с высоким уровнем гормонов.
Мы все с детства, еще не понимая значения слов, обучаемся по интонации оценивать эмоциональную окраску речи, звуков. Благодаря этой способности мы можем по голосу определять характер человека, судить об интеллекте, роде занятий, темпераменте.

Наш голос идет из горла. И это следующий сегмент нашего тела, в котором могут образовываться различные мышечные зажимы, мешающие нам говорить ясно и убедительно.

Гораздо чаще, чем от болезней и перегрузок, голос страдает именно от них. И тогда мы чувствуем, что наш голос как бы пресекается, горло «перехватывает», зажимает, вплоть до ощущения боли, – но ничего не можем с этим поделать. Отчего это происходит?

Дело в том, что горловые зажимы – это психологические реакции тела на стресс. А если ваш голос зажат постоянно, это значит, что вы испытываете стресс, даже если вы его не ощущаете.

Наше тело привыкает и застывает в какой-то защитной реакции, и мы перестаем ощущать эту часть. И только когда все остальное тело расслаблено – тогда становится заметней сжатие, спазм в этой области. Вот почему мы так часто болеем в отпуске.

Как связаны голосовые зажимы с психологическими? Можно ли освободить от них свой голос так, чтобы он зазвучал в полную силу своей естественной, природной красоты? Да, конечно. Но для этого необходимо сделать некоторую работу над собой:

Кадр из фильма "Говорит король"

Обратите внимание, как мы, взрослые, воспитанные люди, реагируем на боль, душевную и телесную. Нам хочется заорать – от боли, от гнева, от обиды – а мы стискиваем губы, зубы, горло. В отличие от детей, которые сразу реагируют открытым, звонким криком.

Реакция ребенка мгновенна, безоценочна: импульс – реакция. У нас же – с заминкой на оценку (прилично или неприлично?). Поэтому ребенок выплескивает эмоцию через голос и быстро забывает про свою беду. А мы сдерживаем свои естественные реакции и годами пережевываем свои «неозвученные» проблемы.

А еще одно замечательное правило: «Плакать – неприлично!». И мы вместо того, чтобы «зареветь», как ревут дети – «глотаем слезы». Что болит и зажимается в этот момент? Правильно – горло.

А еще зевать неприлично! Стонать от наслаждения – тоже неприлично (а вдруг соседи услышат?). Мышцы гортани перестают работать, глотка закрывается, и голос, не находя себе другого пути, выходит либо через нос (гнусавый звук), либо «застревает в горле» (глухой тусклый звук, боль, першение).

А как мы улыбаемся? Губы притворно растягиваются в улыбку тогда, когда вам вовсе не хочется улыбаться. Это – «социальная улыбка» – наша защитная реакция на опасность. У зверей такая «улыбка» называется оскалом и означает – «лучше не подходи, я сильный, у меня – зубы острые». И у нас такая «натянутая» улыбка неосознанно сигнализирует: «Я – сильный», или «Я – сильная». А также: «Не подходите слишком близко». Эта улыбка выдает наш страх: страх искренности, открытости, естественности. То есть, на самом деле, выявляет нашу слабость.

Чтобы «разжать» зажим в области гортани, потренируйтесь открывать рот так, чтобы нижняя челюсть как бы «отстегнулась» от верхней и двигалась расслабленно.

Держите руку на подбородке и читайте вслух любой текст.

На каждой ударной А, О, Э опускайте челюсть (рукой!) как можно ниже, следите за тем, чтобы рот по вертикали раскрывался, как можно шире – вы удивитесь, насколько громче и свободнее зазвучит ваш голос!

Еще одно упражнение – смех.

Вспомните как вы смеялись и не могли остановиться. Что у вас болело? Правильно – живот. А, точнее, диафрагма, которая активно работает при голосовой нагрузке. А горло в этот момент издает звонкие, объемные, громкие звуки. Если вы научитесь смеяться «по заказу», вы сможете моментально снять голосовой зажим, и быстро поднять себе настроение.

И еще маленький секрет – на самом деле звучит не горло и не связки – голос резонирует во всем теле.

И где бы в нашем теле не возник зажим, это мгновенно отражается на звучании голоса. В свободном теле – свободный голос.

Часто встречается одна и та же основная проблема у вокалистов – зажатость голоса, как следствие напряжения голосового аппарата (в районе шеи) – внешних мышц, не участвующих в процессе звукообразования, но готовых всегда прийти на помощь вокалисту – вытянуть ту или иную ноту, подправить интонацию…
При этом голосом становится тяжело управлять и качество звука оставляет желать лучшего…
Но вот как раз это вмешательство внешних мышц и не желательно…
Внутренние мышцы, находящиеся внутри гортани и участвующие в звукообразовании, способны самостоятельно управлять голосовым аппаратом без ненужного вмешательства внешних мышц.
Признаки вмешательства в процессе пения внешних мышц - зажима:

Напряжение гортани, проявляющееся внешне, как вертикальная впадина кадыка (чем выше звук, тем сильнее напряжение и впадина);

Стремление опускать голову, прижимать подбородок к груди (особенно в верхнем регистре), и как следствие, невозможность петь высоко с поднятой вверх головой;

Быстрая утомляемость и тяжелая управляемость голосом.

От чего образуются зажимы?

Причин может быть несколько, я же опишу основную и наиболее встречающуюся у вокалистов. Она психологическая, и как следствие, привычка петь с зажимом. Вы хотите взять трудную для вас ноту или слог, и стремитесь, это сделать, во что бы то ни стало. Ваша техника пения не позволяет вам сделать это правильно, и тут на помощь вам приходят как раз те самые внешние мышцы (жевательные и глотательные), которые и помогают формированию достойного на ваш взгляд звука. Негативную роль здесь может играть и состояние страха, стыда, застенчивости, стеснительности перед тем, что кроме вас ваше пение услышит еще кто-либо, например родственники за стенкой. И вы стараетесь петь для них лучше, а получается хуже.

Как снять горловые зажимы?

Поскольку основная и наиболее встречающаяся причина зажима – психологическая, необходимо заставить себя расслабиться, отвлечь посторонние мысли, сконцентрироваться только на собственном голосе, никого в округе не замечать и петь свободно и комфортно. Подходя к трудной ноте – не обращайте на нее внимания, говорите себе: «Спою фальшиво, не возьму ноту, ну и пусть». Важно заставить себя расслабиться и найти те ощущения, при которых вы сможете петь расслабленно.

Часто бывает, что после определенного количества выпитого спиртного – занятие вокалом превращается в легкое и комфортное. Это связано с тем, что под действием алкоголя центральная нервная система притупляется, и вы уже не делаете сознательных зажимов для достижения той или иной цели. Но занятия вокалом и пьянство – вещи несовместимые, значит необходимо освободить свои страхи перед звуком и в трезвом состоянии. Для этого дам несколько рекомендаций:

1. Заставьте себя расслабиться. Внушите себе, что вас ничего не беспокоит. Можно посмотреть и страху в глаза. К примеру, пригласите в комнату маму и скажите, что вы сейчас споете для нее арпеджио. Спойте его и скажите, что у вас получилось не очень хорошо, и вы будете искать ощущения, чтобы петь лучше. Когда мама уйдет в другую комнату, возможно, вы уже не будете ее стесняться.

2. Для расслабления рекомендую петь арпеджио «sopranohighc» с главной страницы нашего сайта. Это арпеджио я воистину считаю самым универсальным для певца, так как оно учит связывать грудной и головной голос. Пойте удобную для вас гласную. При пении не открывайте рот сильно, сделайте это наполовину. Лишь на высоких нотах допускается некоторое расширение рта. Смотрите ровно перед собой. Дышите спокойно. Заткните плотно одно ухо пальцем. Это поможет вам хорошо слышать себя изнутри и подавит психологическое напряжение. Не увеличивайте громкость в верхнем регистре. Пойте с умеренной громкостью. Когда вы достигнете некоторой расслабленности – зацепитесь за эти ощущения. Ищите ощущения. Затем попробуйте спеть песню, но в полгромкости и ни в коем случае не напрягаясь, пусть звук покажется вам более тонким и менее динамичным, но главное, чтоб он оставался связанным, а со временем придет, и сила и окраска голоса станет более богатой.

Признаки расслабленного пения:

Звук сбалансирован по всем частотным составляющим: высоким, средним и низким.

Вы можете легко петь с поднятой вверх головой даже самые высокие ноты.

При атаке звука или же при его завершении проскакивают микро фальцетные «петушки», это символизирует о мягкости атаки и ведении звука и свободе голосовых связок (но это ощущение может и отсутствовать).

Не наблюдается напряжения брюшного пресса, а воздуха для пения хорошо хватает.

Идеально для расслабленного пения подходит методика Сета Риггса «Пение в речевой позиции».

И помните, расслабление гортани – процесс не однодневный, а продолжительный, требующий много времени и терпения!!! С каждым занятием расслабляйтесь все сильнее и сильнее…

Новое на сайте

>

Самое популярное