Домой Голосовые связки Изабелла юрьева биография семья личная жизнь. Изабелла юрьева - биография, информация, личная жизнь

Изабелла юрьева биография семья личная жизнь. Изабелла юрьева - биография, информация, личная жизнь

«Разбила бы все зеркала! Ужасно, что женщина стареет, а душа остается молодой…»

Вся Правда каждой женщины в этой фразе, но не каждая ее скажет. И Изабелла Юрьева почувствовала так и сказала. И оставалась красавицей до последних дней…

А вообще, какие наши годы… Интересно получилось у Изабеллы Данииловны. В сентябре 1992 года поклоннники ее творчества отметили девяностолетие Юрьевой. Ей было присвоено звание народной артистки России, а не прошло и двух лет, как пригласила певица отмечать в ресторане «Прага» свое девяностопятилетие.

Разгадка этой арифметической загадки оказалась проста. В двадцатых годах, при возникновении советской паспортной системы Юрьева скосила себе три года. А раскрыть тайну даты своего рождения решила уже в очень преклонном возрасте. В паспорте у Юрьевой был написан 1902 год рождения. Но на самом деле родилась певица в 1899 году.

Так что редко кому удавалось уместить в своей Судьбе три века. А «Королева патефона» Изабелла Юрьева смогла.

Называли ее еще «белой цыганкой», хотя была она чистокровной еврейкой.…
Её родители работали в Ростовском театре, отец, Даниил Григорьевич Ливиков — мастером по театральным шляпам; мать, Софья Исааковна, - постижером.
Правда, есть придание, что цыганка в детстве предсказала ей будущее: «Сама цыганкой станешь. Монисто золотое, бриллиантовые кольца наденешь, королевой назовут, на трон посадят. Жених по жизни на руках понесет».
И оказалась Юрьева однолюбкой. В 1925 году она встретила юриста Иосифа Эпштейна, и вскоре вышла за него замуж.



Муж не только боготворил любимую женщину, но и писал для нее песни. Например, романс «Если можешь — прости» — написал Эпштейн. Тексты песен он писал под псевдонимом Аркадьев
Она нравилась мужчинам. К ряду ее поклонников приписывают Самуила Маршака и Михаила Зощенко. Но любила только его. Муж носил ее на руках 46 лет…Он умер в 1971 году.


Последний сольный концерт певицы состоялся в шестидесятых годах. Орден «За заслуги перед Отечеством» она получила к столетию. А народной артисткой России стала в девяносто.

Хотя настоящее признание Юрьева завоевала много лет раньше. Во время войны эта избалованная красавица, не боявшись обстрелов и потери голоса пела в любые морозы перед бойцами. Она дала сто шесть концертов в блокадном Ленинграде - без микрофона, на открытом воздухе, в неотапливаемых помещениях.

И просили ее исполнять не патриотические песни, а любимые довоенные романсы…

Да, были в ее творческой судьбе и годы забения. Когда романсы оказались не угодны цензорам советской культуры, двадцать два года Юрьева была отлучена от сцены. Во время создания фильма об артистах прошлых лет, режиссеры вспомнили о Юрьевой, и удивились, когда узнали, что она жива. А она была очень рада вернуться к любимой публике и к артистической жизни…

Когда Юрьевой исполнилось сто лет, она сказала: » Сто лет — это, конечно, много, — Но я вам честно скажу: как хочется еще пожить!» В сентябре 1999 года в Государственном концертном зале «Россия» отмечали ее 100-летний юбилей; она была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством».

Зал встал, когда на сцену вышла элегантная подтянутая женщина в эффектном черном платье со шлицей, в лодочках на каблуках и запела, эмоционально, словно вновь переживая тяжесть разлуки с близким человеком. «Мы только знакомы».

Зал провожал ее со сцены, стоя…

Изабелла Юрьева перешагнула в двадцать первый век. Не надолго, ее не стало 20 января 2000 года…

Наша героиня - королева цыганского романса, талантливая женщина, звезда 20-40-х годов прошлого века.
Она же - Изабелла Юрьева. Биография, личная жизнь певцы - все это сложно уместить на одной странице.
Ведь она прожила 100 лет. В ее судьбе было немало радостных и печальных событий. Но можно сказать одно: таких артистов не забывают.

Родилась 26 августа (7 сентября) 1899 года в Ростове-на-Дону. Однако в паспорте указана другая дата - 25 августа (7 сентября) 1902 года. Она из многодетной еврейской семьи. Ее девичья фамилия - Ливикова. Отец Изабеллы, Даниил Григорьевич, был мастером по театральным шляпам. А мама ее работала постижером в местном театре.

У нее было три старших сестры (Аня, Катя и Маша), а также брат. Девочки всегда жили дружно, увлекались музыкой. Они не обижали единственного братишку.
В доме у Ливиковых часто проходили концерты. Даниил Григорьевич вместе с четырьмя дочками исполнял любимые песни.
Легенды и слухи
Чем же так отличалась от других детей Белла Ливикова (она же - Изабелла Юрьева). История жизни нашей героини. По семейному приданию, в тот день, когда девочка родилась на свет, в ростовской музыкальной мастерской произошел один случай. Внутри фортепианного корпуса неожиданно лопнула струна. Этот тревожный дрожащий звук достаточно долго держался в воздухе, вызывая раздражение у местных жителей. Однако потом представители семейства Ливиковых догадались, что это был знак - родился музыкально одаренный ребенок. Речь идет о Белле. Отец и мать были уверены в том, что она стать известной артисткой.


У многих российских граждан, рожденных до революции 1905года, указывались две даты появления на свет (по новому и старому стилю). Сейчас это многим кажется странным. А что же Изабелла Юрьева? Биография ее выглядит несколько запутанной. Большую часть жизни певица утверждала, что родилась в 1902 году. Однако за несколько лет до смерти у нее состоялся откровенный разговор с журналистами. Исполнительница цыганских романсов призналась в том, что отсчет ее жизни надо вести с 1899 года. Как же так получилось? Все просто: в 1932 году в СССР ввели паспортную систему. Многие гражданки захотели «омолодиться», убрав несколько лет. К примеру, так поступила легендарная актриса Любовь Орлова.
Способности
Родители мечтали о том, чтобы их младшая дочь стала врачом. Но у девочки был явный певческий талант. В какой-то момент отец и мать смирились с этим.
Изабелла Юрьева, биография которой нами рассматривается, хотела, чтобы кто-то оценил ее талант и творческие перспективы. Когда девочке исполнилось 16 лет, мама отвела ее к своему знакомому - скрипачу симфонического оркестра по фамилии Цимбалист. Вскоре он организовал Белле публичное прослушивание в городском саду Ростова. Наша героиня исполнила три композиции - «Над полями», «Помню, я молодушкой была» и «По старой Калужской дороге». Она поразила всех чистотой и глубиной голоса.

Однако прослушивание прошло не так гладко, как хотелось бы Белле.
Во время исполнения одной из песен к ней в рот залетел комар.
Она едва не задохнулась. Изабелла подумала, что теперь ей можно забыть о сцене.
Но публика простила девочке эту легкую заминку. Юная красавица покидала городской сад под громкие аплодисменты. Начало творческого пути 17-летняя Белла вместе с мамой отправилась в Петроград. Их целью было не знакомство с достопримечательностями. Девочка хотела попасть на прослушивание к профессору консерватории. На тот момент старшая сестра нашей героини (Анна) уже была студенткой этого заведения (класс фортепиано). Специалисты прослушали Беллу и сказали: «Ей не нужно учиться. У нее от природы поставленный голос».

С 1920 года наша героиня проживала в Петрограде, обучаясь у композитора и профессионального пианиста А. Таскина. Когда же состоялось дебютное выступление Беллы? В 1922 год она вышла на сцену кинотеатра «Колизей», исполнила несколько песен. Ее представили как Изабеллу Юрьеву. Настоящая фамилия казалась девушке неблагозвучной.
Изабелла Юрьева: биография, личная жизнь
В 1925 году талантливая певица вышла замуж. Ее избранником стал юрист Иосиф Эпштейн, взявший себе псевдоним Иосиф Аркадьев. Он стал администратором супруги. А еще этот мужчина проявил себя как талантливый автор текстов для песен. Именно Иосиф написал слова для таких шлягеров в исполнении Беллы как «Весенняя песенка», «Твои письма», «Ласково взгляни» и других.

Весь 1926 года супружеская чета провела в Париже. Советская исполнительница романсов смогла очаровать местную публику. Ей даже поступила заманчивое предложение - выступать в знаменитой «Олимпии». Но Белла ответила согласием. Многие уверены в том, что у певицы и ее мужа Иосифа не было общих детей.
Но это не совсем так. По возвращению из Парижа в Москву Изабелла Даниловна узнала о своем «интересном положении». Вскоре у супругов родился сын, которого они назвали Владимиром. Но радость материнства Юрьева испытывала недолго.
В московской коммуналке (на 16 кв. м) приходилось ютиться впятером (сестра с мужем, Белла с Иосифом и сыном). Артистке предстояло выступить на нескольких концертах. Чтобы обеспечить жене комфортные условия, Аркадьев отвез маленького сына к родственникам в Ленинград. Спустя какое-то время оттуда пришло страшное известие - мальчик умер. Ему было всего 1 год и 2 месяца.
Певица с ума сходила от горя. На похороны ребенка поехал Иосиф, а ей запретил.
В этот день Юрьевой нужно было выступать. Она преодолела себя. Белла вцепилась в спинку стула. С каменным лицом наша героиня исполняла одну композицию за другой. Слушатели в зале даже не догадались о том, какое горе внутри себя она переживает.
С ноября 1928 по 1936 гг. у Беллы был перерыв в творческой деятельности.
И такая пауза оказалась уместной. Ведь в этот период РАПМ боролся с цыганщиной во всех ее проявлениях.

Жилищные условия
Артистке трудно было существовать вне сцены. Аркадьев отлично это понимал. Поэтому он сделал все, чтобы превратить повседневную жизнь супруги в подобие сказки. В 1931 году они переехали из тесной комнаты в коммуналке в просторную квартиру на Трехпрудном переулке. Раньше в этом доме проживала известная поэтесса М. Цветаева. Семья постепенно обставляла новые апартаменты.
Муж устраивал для Беллы приятные сюрпризы. Часто, просыпаясь по утрам, исполнительница романсов видела у себя на прикроватном столике букет цветов и шоколадную плитку «Золотой ярлык». А на день рождения Юрьева получила от супруга перстень Фаберже, инкрустированный бриллиантами. На протяжении нескольких лет Аркадьев строил двухэтажную дачу под Воскресенском.
Он сам разработал проект, включив в него 6 балконов и огромную террасу.
Летом Белла и Иосиф отдыхали на Клязьме. Они наслаждались великолепными пейзажами, кушали свежую клубнику, катались на лодке и устраивали пикники с друзьями. Юрьевой все это нравилось. Но с каждым днем она все больше скучала по сцене. Муж не был против ее возвращения на эстраду. Аркадьев даже написал для нее несколько новых композиций - «Первый бал», «Если можешь, прости» и «Ответ на дружбу». Известные поклонники Многие советские мужчины мечтали о такой красивой и талантливой женщине как Изабелла Юрьева.

Биография
(кратко) ее знаменитых поклонников
Арнольд Хаммер
Сын европейского эмигранта из Одессы. Он был одним из тех, кто помогал большевикам снять экономическую блокаду Запада. И вскоре в СССР пришел американский капитал. В том время, как большинство советских граждан были нищими и голодными, он жил на широкую ногу.
В своей квартире он создал настоящий музей из антикварной мебели, картин и прочих предметов. Любовь к цыганским романсам и слабость к женской красоте сделали его одним из главных воздыхателей Юрьевой.
Самуил Маршак
Известный поэт и переводчик тоже проникся огромной симпатией к красавице Изабелле. Но она была готова строить с ним только дружеские отношения. Похоже, что Маршаку не везло в любви. Ведь редактор издательства Тамара Габбе тоже не ответила ему взаимностью.
Михаил Зощенко
Еще при жизни его называли «магистром смеха». И вполне заслуженно.
Чтобы убедиться в юмористическом таланте Михаила Михайловича, достаточно прочесть его рассказы. Зощенко был весьма решительным мужчиной. Он приходил домой к Юрьевой, чтобы пообщаться с ней наедине. Своими частными визитами писатель вывел мужа Изабеллы из себя. Иосиф Аркадьевич пообещал, что в следующий раз спустит с лестницы навязчивого ухажера. Зощенко больше не приходил.
Противостояние
Многие советские граждане знали, кто такая Изабелла Юрьева. Биография, фото певицы печатались в газетах и журналах. Если вы думаете, что о ней писали исключительно хвалебные статьи, то ошибаетесь. В начале 1940-х годов ее стали травить в печати. Даже Исаак Дунаевский призывал нашу героиню «осоветить» свой репертуар. В 1941 году началась война. В разных городах СССР создавались фронтовые концертные бригады. В один из них входила и Изабелла Юрьева. Биография говорит о том, что она выступала на призывных пунктах и в госпиталях. Наша героиня успела побывать и в Сталинграде, и на Карельском фронте. Лирические песни и романы в ее исполнении поднимали дух раненных и здоровых бойцов, вселяли в них надежду на светлое будущее. По окончании войны травля ее как певицы продолжилась. Во время записи пластинок редакторы придирались именно к манере исполнения. Ей предлагалось воспевать Сталина.
А если бы она согласилась? Тогда звание заслуженной или народной артистки быстро бы получила Изабелла Юрьева. Биография и история, как известно не терпят сослагательного наклонения. Наша героиня в очередной раз ответила отказом.
Тем не менее гонимая многими артистка жила в достатке. Они с мужем разъезжали по Москве на роскошном «Крайслере». Второй такой автомобиль был лишь у Ежова. Огромные гонорары ее мужа, Иосифа Эпштейна, позволили им жить как у Христа за пазухой. Их квартира была обставлена антикварной мебелью, а также отделана натуральным камнем и шелком. У супругов имелась и двухэтажная дача с шестью балконами. О такой роскоши обычные советские люди даже и мечтать не могли.
Как же в условия постоянной травли выстраивала свою карьеру Изабелла Юрьева. Биография, песни в ее исполнении интересовали людей все меньше. И вот в 1959 году она распустила свой ансамбль. Певица продолжала участвовать в сборных концертах, но все реже. На афишах ее имя и фамилия не указывались (по приказу начальника отдела культуры).

В 1965 году состоялся последний концерт Изабеллы Юрьевой. Он проходил в стенах Ленинградского театра эстрады. В зале собрались истинные поклонники ее таланта. Люди слушали романсы в исполнении Беллы и плакали. В этот день наша героиня выглядела особенно великолепно - молодая, стройная, с красивой прической.
Она хотела, чтобы публика запомнила ее именно такой.
Жизнь с чистого листа
В 1971 году стала вдовой Изабелла Юрьева. Биография певицы содержит сведения о том, что ее муж Иосиф Аркадьевич Эпштейн скоропостижно скончался. Певица оказалась одинокой и беспомощной женщиной. Ведь за все эти годы брака она ни разу не ходила в магазин за хлебом и другими продуктами, не убиралась в доме.
Даже зажигать газовую конфорку Белла так и не научилась. Всем этим занималась домработница, нанятая Иосифом. Чтобы не погрузиться в одиночество и глубокую депрессию, Юрьева подселяла к себе девушек-студенток. Они же выполняли функцию домработниц. Вскоре у нашей героини стали пропадать вещи: предметы из дорого сервиза, серебряные ложки, памятные письма от знаменитых людей.
В итоге Белла «разогнала» всех и осталась один на один со своим одиночеством.
Дни напролет бывшая звезда эстрады проводила в четырех стенах.
Она подолгу рассматривала фотографии разных лет, прослушивала раритетные аудиозаписи. И вдруг в 1970-х годов у советских граждан вновь проснулся интерес к такому музыкальному направлению как романс. Вот только талантливых и самобытных исполнителей было немного. Журналисты и режиссеры вспомнили о Юрьевой.
Ее стали приглашать на радио и телевидение. О таком всплеске популярности даже не думала Изабелла (Юрьева) Даниловна.
Биография ее интересовала молодое поколение. А исполнительница очень расстраивалась, когда прослушивала свои записи 30-х годов. Ведь тогда ее заставляли искусственно завышать голос, убирать гортанные ноты. А еще не приветствовалась излишняя эмоциональность в песнях. Одним словом, никакой свободы в творческом выражении.


Долгожданные награды Когда же звание «Народная артистка» получила певица Изабелла Юрьева? Биография указывает на то, что это произошло в 1992 году. В свой 100-летний юбилей наша героиня была удостоена Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Эту награду ей вручили в Кремлевском дворце в сентябре 1999 года. Певица была растрогана до слез.

Смерть

20 января 2000 года этот мир покинула Изабелла Юрьева.
Свой последний приют великая исполнительница обрела на Донском кладбище, что на юго-западе Москвы. Родственников и друзей Беллы давно нет в живых.
Поэтому ухаживать за ее могилой некому. Лишь истинные ценили культуры иногда приходят туда, чтобы возложить цветы и прибраться. Изабелла Юрьева - талантливая и интересная личность. Именно такой была Изабелла Юрьева.
Пусть земля ей будет пухом…

Изабелла Даниловна Юрьева (07.09.1899 года [Ростов-на-Дону])

Мадам Аншлаг - так называли певицу, любимую миллионами. Юрьевой поклонялись, ее обожали, засыпали цветами, потом забыли, потом вспомнили вновь.

ИЗАБЕЛЛА Даниловна Юрьева родилась 7 сентября (по старому стилю 25 августа) 1899 года.

"Родилась я в Ростове-на-Дону, - вспоминала Изабелла Даниловна . - Было нас четверо сестричек, все мы страстно любили с самого детства музыку, песни. Без устали пела я целыми днями:"

Вся история жизни Изабеллы Юрьевой тесно переплелась с историей русского и цыганского романса XX века. Она влюбилась в этот жанр еще 11-летней девочкой, когда через дырочку в заборе ростовского городского сада с обожанием и трепетом смотрела на знаменитых В. Панину, А. Вяльцеву и мечтала, что когда-нибудь тоже выйдет на сцену.

"Как-то пришел к нам сосед-скрипач и говорит: уж больно хорошо поет ваша младшая дочь. И уговорил меня выступить в любительском концерте. Так в Ростове-на-Дону и состоялся мой первый выход на сцену".

Произошло это в 1917 году в ростовском парке имени Луначарского.

Русская народная песня "По старой калужской дороге", - звонко объявил конферансье.

И она запела. Сначала - робко, как бы прислушиваясь к себе, затем - все свободнее, легче, шире. И вдруг - о ужас! - комар. Изабелла чуть не задохнулась. С трудом преодолев спазмы, она закончила песню. Неожиданные аплодисменты просто ошеломили. Публика, не обратив никакого внимания на "сбой", приняла ее на "ура".

Окрыленная успехом, она отправилась в Ленинград к сестре, которая училась в консерватории.

В Ленинграде жил тогда А. В. Таскин, концертмейстер самой Анастасии Вяльцевой, любезно согласившийся прослушать молодое дарование.

Да вы готовая певица! - воскликнул Александр Владимирович, услышав голос Юрьевой. - Мне нечему вас учить. У вас природная постановка голоса, есть свой шарм, чего еще? Выучите три любые песни, какие вам понравятся, и идите на сцену.

На сцену? - изумилась сестра. - Неужели вы думаете, что она сможет заработать себе на хлеб?

Сможет, - ответил Таскин, - и даже на хлеб с маслом.

"ВСКОРЕ я переехала в Москву, там заинтересовались моим голосом и предложили петь в театре сада "Эрмитаж".

Задушевность, искренность, необыкновенное обаяние молодой певицы очень быстро покорили московскую публику.

Послушать Юрьеву специально приезжает представитель ленинградского концертного объединения Н. Рафаэль. И тут же предлагает ей контракт. А на недоуменные вопросы коллег: "Зачем, мол, вы предложили никому не известной девчонке 15 рублей за исполнение двух-трех романсов, когда у нас известные певицы получают столько же за целую оперу" - отвечал: "Когда я слушал ее, я просто умирал". Это заинтриговало, и девушке назначили прослушивание в театре Юровского - престижном заведении на Невском проспекте.

"Я вышла на сцену в черном бархатном платье с длинной ниткой жемчуга. В зале - только директора кинотеатров и эстрадные администраторы. Пела строго, очень деликатно. Одну песню исполнила, вторую, третью: Слышу - захлопали. И давай наперебой приглашать: "Я беру ее", "Нет, я беру ее": Вдруг поднимается молодой интересный мужчина и, что называется, ставит точку: "Позвольте, я возьму ее к себе". Это был Иосиф Аркадьевич Эпштейн - главный администратор театрального треста, мой будущий муж".

В любви и согласии они прожили 46 лет, и это были, по признанию Юрьевой, самые счастливые годы в ее жизни.

Ради любимой женщины Иосиф Аркадьевич пожертвовал карьерой, стал администратором певицы, к тому же именно он написал тексты знаменитых юрьевских шлягеров, таких как "Ласково взгляни", "Весенняя песенка", "Если можешь - прости" (свои стихи он подписывал псевдонимом - Аркадьев).

"При муже я даже не знала, что такое сходить за хлебом, - вспоминала певица, - каждое утро Иосиф Аркадьевич дарил мне цветы и плитку шоколада:"

Конечно же, у нее была масса поклонников. Еще до Аркадьева ее руки и сердца добивался американский миллионер Арманд Хаммер. Уже при Аркадьеве ее внимания и расположения искали Самуил Маршак и Михаил Зощенко:

Но самыми преданными поклонниками певицы были простые зрители. "В двадцатые годы выступала я как-то на открытой сцене сада "Эрмитаж". Закончился мой концерт поздно вечером. Идем мы с мужем по темной, слабо освещенной улице и слышим за нами чьи-то шаги. Я испугалась, муж мне говорит: "Заинька, не бойся, я с тобой". Поравнялась с нами ватага беспризорников, подходит вожак и говорит: "Дяденька, вы нас не бойтесь, мы твою тетеньку не тронем. Уж больно хорошо она поет, так за душу берет. Мы вас даже до самого дома проводим". Вот какие у меня почитатели".

ПУБЛИКА с восторгом принимает концертные выступления артистки. Критики отмечают ее требовательный вкус, самобытность интерпретации, одобрительно отзываются о "необычной красоте проникновенного сильного голоса, легкой и доверительной, с лукавинкой манере пения". В середине 20-х годов Юрьева занимает одно из первых мест на эстрадном олимпе. На афишах Колонного зала большими буквами пишут ее имя, а ниже и чуть мельче - другие знаменитости: Василий Качалов, Вера Дулова, Екатерина Пельтцер:

1926 год Изабелла Юрьева с мужем провели во Франции. В Париже она давала концерты, имела грандиозный успех, в буквальном смысле слова очаровала парижскую публику. Ей предлагали сказочные контракты: выступления в знаменитой "Олимпии", съемки в главной роли во франко-испанском фильме, в конце концов предлагали вообще остаться в благополучной Франции, но она отказалась.

Сын Володя родился в парижском такси по дороге в роддом. Родился с врожденным пороком сердца и, прожив чуть больше года, умер в Ленинграде (там жили родственники мужа). "Муж ни за что на свете не брал меня хоронить ребенка. Я осталась в Москве со своим горем. А через два дня вынуждена была выступать на сцене дорогущего мюзик-холла на площади Маяковского. Директор мюзик-холла Э. Дакман, которому я сказала, что не могу выступать, так как у меня умер ребенок, спокойно ответил: "Публику не интересует ваша личная жизнь. Она пришла развлечься". И я пела, держась за стул. А в ложе над сценой плакала опереточная прима Клавдия Новикова, моя приятельница. Она все знала:"

Однажды ночью раздался телефонный звонок: "Товарищ Юрьева ! Сейчас за вами придет машина, поедете в Кремль на концерт". Изабелла в недоумении попросила позвать кого-нибудь из выступающих артистов. Вскоре она услышала голос Козловского: "Пунчик, приезжай, здесь концерт и тебя ждут". Изабелла согласилась при условии, что и муж поедет: "Мы с ним никогда не разлучаемся!"

В банкетной комнате, откуда вызывали на сцену, Изабелла сидела рядом с Козловским. Неожиданно вошел Сталин. Поздоровался со всеми, задержал взгляд на Юрьевой и так же неожиданно вышел:

О ЧЕМ думал вождь мирового пролетариата, разглядывая певицу, никто никогда не узнает. Зато известно другое: к концу 20-х годов идеологическая атмосфера вокруг "цыганщины", как презрительно окрестили тогда русский романс и таборную песню, начала стремительно сгущаться. Иначе как безвкусицей и буржуазным атавизмом их теперь не называли. Огонь критики в первую очередь был направлен против наиболее талантливых исполнителей старинного романса, в частности Изабеллы Юрьевой, талантом которой эта самая критика совсем недавно восхищалась.

Творческим людям предписывалось нести в массы пролетарскую культуру, воспевать борьбу, труд и строительство "нового общества". "Чистое искусство ради искусства", к которому причислили любовный романс, отменялось, ибо оно "уводило в сторону от строительства мирового социализма".

Программы концертов теперь составлялись таким образом, что вначале выходил с очень злыми пародиями на русский романс Хенкин, а после него должна была петь Юрьева .

Рецензенты клеймили творчество певицы, утверждая, что ее ресторанный стиль чужд советскому народу, никуда не зовет и т. д. Юрьевой стали указывать, как надо петь. "Что у вас за романс "Не надо встреч"? Вы на что намекаете? На разъединение масс? Пойте "надо встреч". Приведем любопытный документ 27-го года:

Уполномоченному Репертуарным Комитетом От Изабеллы Юрьевой

Заявление

Прошу разрешить мне при исполнении новой программы мюзик-холла следующие старинные романсы: "Никому ничего не рассказывай", "Жигули", "Среди миров", "Он уехал".

Изабелла Юрьева

Резолюция: Исключительный по пошлости мещанский репертуар. Разрешить сроком на один год одной певице, пока не будут подготовлены произведения, созвучные времени.

Политредактор Р. Пиккель

В конце концов Юрьева не выдержала прессинга и прекратила выступать. Молчание длилось целых семь лет.

"Свежую струю" вносить не захотела

В 1937 ГОДУ Юрьева записала на пластинку первую песню - "Ты помнишь наши встречи" Ильи Жака и Андрея Волкова, которую исполняла также Шульженко.

В годы войны она много ездила с концертами. Пела и на Карельском фронте перед бойцами в 30-градусный мороз, когда даже ботинки на сцене в помещении покрывались инеем, и в только что освобожденном Сталинграде, и в госпиталях. По настоянию чиновников от искусства ей пришлось разучить несколько отнюдь не характерных для ее творчества произведений советских композиторов. Но бойцы не хотели патриотики. Стоило певице появиться на импровизированной эстрадной площадке где-нибудь на передовой, как они начинали требовать "Сашу", "Белую ночь", "Если можешь, прости" - лучшие ее песни 30-х годов.

После войны Изабелла Юрьева объездила с гастролями весь Советский Союз. Исполняла старинные романсы, лирические песни. Гром, как всегда, грянул неожиданно. Летом 1946 года были приняты сразу три постановления ЦК ВКП(б): "О журналах "Звезда" и "Ленинград", "О репертуаре драматических театров", "О кинофильме "Большая жизнь". Последнее постановление содержало критику песен Н. Богословского и А. Фатьянова, признанных порочными и идейно непригодными. Богословский был назван пошляком, а песня "Три года ты мне снилась" - упаднической. Это был сигнал к очередной кампании по борьбе с "легким жанром", со всем, что уводило в мир неясных грез и личностных переживаний.

Изабелла Даниловна записала на радио цикл песен Жарковского, Табачникова, Мартынова, Милютина. Это были лирические и шуточные, веселые и грустные (ни одного романса!) песни. Решение художественного совета, через горнило которого проходила вся "готовая продукция", было однозначным: "В эфир не давать". А одна из центральных газет менторски наставляла: "Если бы певица взамен суррогатов обратилась к настоящей народной песне, она внесла бы свежую струю в область подлинного музыкального искусства:"

В СЕНТЯБРЕ 1999 года в связи со 100-летним юбилеем Изабелла Юрьева была награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. А за несколько лет до этого ей было присвоено звание народной артистки России. Это были ее первые и единственные за всю долгую жизнь государственные награды.

Отрывок из статьи Аллы Цыбульской "Изабелла Юрьева : к столетию со дня рождения"

СИДИТ это во мне, понимаешь, сидит! - сказала она чуть сдавленным голосом и оборвала себя. - И все теперь неуместно, несвоевременно, незачем мне нынче быть смешной, а тогда, в молодости моей, все понималось по-другому, и что теперь приветствуется, тогда отвергалось. Говорили: уберите эту ноту, от нее пахнет цыганщиной, а она была просто страстной, дурновкусия я бы не допустила, говорили: "жестокий" романс с насмешкой, а он оказался вечным, ведь мир чувств, заключенный в нем, - это мир красоты и драматизма:

Расцвет ее дарования совпал с размахом "шагов саженьих" Советского Союза. Пафос общественного энтузиазма выражался в коллективном общественном мироощущении. Все, что было связано с понятием "мы", казалось единственно важным. Все, что выражало личное, воспринималось как мещански ограниченное. От нее требовали петь не о любви, а о стройках. Что было делать артистке, которая столь не вовремя явилась на сцену в эпоху маршей и массовых песен?

Ей приходилось терпеть нападки. Странно и неприятно читать статью И. Дунаевского в журнале "Советская музыка" ? 9 за 1948 год, в которой он указывает Изабелле Юрьевой как на недостаток на ее излишнюю эмоциональность, чрезмерное драматическое напряжение. Идеология исподволь подчиняла сознание, мышление. Талантливейший композитор, ставший музыкальным идеологом эпохи Сталина, увы, и он отметал иные проявления искусства, чем те, на страже которых стоял сам: Таковы были беспощадная идеология и дух сталинского времени.

Любовь и женское достоинство стали главной темой ее творчества. В старинных и цыганских романсах, исполняемых ею, в произведениях А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилева, А. Верстовского, в романсах XX века, в произведениях советских композиторов и в лирических песнях перед слушателем возникал образ любящей, страдающей и прекрасной женщины. И этот образ оказывался бесконечно дорог ее современникам.

Сила воздействия певицы заключалась в том артистическом переживании, что пронизывало ее исполнение. Она смело шла на импровизацию, варьирование мелодий. Ее концертмейстеры Симон Каган и Давид Ашкенази, с которыми она работала в течение всей своей жизни, импровизировали также свободно, что придавало особый блеск звучанию. Необычайно чутко она всегда обращалась со словом, с поэтической речью в музыке. Изменение интонации, ее сдвиг, широкий гортанный распев или интимное признание становились "гласом волшебной лиры":

В связи с возвращением романса в 70-е годы к певице кинулся рой журналистов. Неожиданное внимание после стольких лет забвения (ее последний концерт перед уходом со сцены состоялся в Ленинградском театре эстрады 5 апреля 1965 года) тревожило и смущало. По неопытности она раздавала из своего архива бесценные реликвии: то уникальную афишу с портретом 20-х годов, то старую рецензию:

Я знала и любила ее с детства. Иосиф Аркадьевич был двоюродным братом моей мамы. Приезжая на гастроли в Ленинград, они бывали постоянными гостями в доме маминой старшей сестры, с которой дружили смолоду, будучи ровесниками. Она была очаровательна, и я смотрела на нее с восхищением. "Ты тоже хочешь стать артисткой? - спросила она меня однажды. - Не думай даже! Это очень тяжелая доля:" Но, конечно же, именно об этом я и мечтала.

Как быстро проходит пора человеческого расцвета! Помню, в один из приездов в Ленинград я увидела их идущими по Невскому. Это была такая красивая и роскошно выглядящая пара, что я не посмела их окликнуть, к ним приблизиться. Когда вечером мама сказала им, что ее дочка постеснялась к ним подойти, Беллочка (так ее называли домашние) огорчилась: "Мы же тебя, деточка, не видели, мы бы тебе были рады:"

Они и были рады мне и гостеприимны, когда я повзрослела и гостила у них в Москве. Как уютно спалось на антикварном узком николаевском диване в парадной гостиной, стены которой были завешаны старинными картинами и защищены от света гобеленовыми тяжелыми шторами:

Не обходилось и без забавных курьезов. Беллочка любила хорошие вещи, хорошую одежду, которых не было в тот период эпохи "Москвошвеи". Обнаруживая у меня иногда хорошие перчатки, чулки или сумочку, она - близорукая с детства - пробовала их на ощупь и спрашивала: "Откуда у тебя такие мягкие перчатки?" На что я отвечала: "Как откуда? Вы забыли, что вы мне их подарили?" Она смеялась в ответ.

Перед каждым концертом она отчаянно волновалась. Но в тот памятный день в послевоенном Сталинграде волнение достигло крайних пределов. С утра зарядил дождь. Его пелена скрыла очертания встающего из руин города. К вечеру по улицам можно было уже не идти, а плыть. "Кто же в такую погоду пойдет на концерт?" - грустила певица. В назначенное время пришел автобус. Она и музыканты взгромоздились с ногами на сиденья: вода заливала пол. И вдруг она увидела, что по затопленной улице, держа обувь в руках, босиком, подняв подолы платьев, подвернув брюки, идут бесконечной толпой те, кого дождь не остановил, - ее слушатели, ее почитатели. И она расцвела от счастья. Это была пора ее молодости, ее успеха, ее признания народом.

Однажды она с огромным юмором рассказала, как на одном из прифронтовых выступлений в паузе между исполнением услышала из зрительских рядов: "Переверните, переверните!" Возникла недоуменная пауза. Кто-то произнес: "Что или кого перевернуть? Юрьеву?" Выяснилось: один молоденький лейтенант был убежден, что слушает ее пластинку, а красивая блондинка только изображает пение. На обороте же его любимой пластинки была всем известная и всем нравящаяся песенка "Саша", которую он и хотел послушать:

При том, что, конечно, она всегда была избалованной женщиной, она сохранила необычайную душевную отзывчивость к окружающим. При том, что всегда казалась хрупкой, проявила уже в поздние годы стойкость и мужество. После операции у Святослава Федорова ни разу не пожаловалась на боль, а когда ей разрешили снять повязку, сказала:"О, я и не знала, что в мире столько красок!" И через год решительно прооперировала второй глаз.

Она всегда так умела сказать "не знаю" или "не понимаю", что было ясно: речь идет о том, что она не одобряет, но отзываться дурно не хочет. В то же самое время свое восхищение высказывала бурно. Как-то, слушая Елену Образцову, произнесла: "Такие люди не должны стареть:" Может быть, тут прорвалось и сожаление о себе.

РОМАНС ЖИЗНИ ИЗАБЕЛЛЫ ЮРЬЕВОЙ

«Разбила бы все зеркала! Ужасно, что женщина стареет, а душа остается молодой…»

Ее обожали, потом забыли, и на исходе века вспомнили вновь. Королева цыганского романса, имя которой гремело в 1920–40-х годах, прожила целый век. От нее требовали «осоветить» репертуар, запрещали выступать, заставляли менять текст классических романсов. Но она не сдавалась. Пройдет время, и импресарио назовут Изабеллу Юрьеву «Мадам Вечный Аншлаг», – попасть на ее выступление было непросто.

«Учиться не надо…»

Выдающаяся певица родилась 1899 года в Ростове-на-Дону. Отец был мастером по театральным шляпам, а мать – постижером в ростовском театре. Сама певица вспоминала: «Нас, детей, было пятеро: четыре сестры и брат. Большая дружная еврейская семья».

Сосед Ефим Цимбалист – скрипач симфонического оркестра, услышав однажды, как поет Беллочка Ливикова, стал уговаривать родителей показать девочку специалисту. Но отец и слышать не желал, чтобы его дочь стала певицей.

Шестнадцатилетнюю девушку Ефим пригласил спеть в концерте на летней площадке театра. Она исполняла романс из репертуара модной в ту пору Натальи Плевицкой «По старой Калужской дороге». Спела два куплета, и… комар влетел ей прямо в рот, открытый на высокой ноте. Юная певица поперхнулась, закашлялась и убежала со сцены, решив, что это конец карьеры. Ей дали воды, утешили, уговорили спеть заново. Зрители встретили аплодисментами и заставили исполнить еще две песни.

Узнав об этом успехе, родители изменили свое решение и отправили Изабеллу в Питер, к сестре Анне, которая училась там в консерватории. Та отвела сестру к своему профессору. Прослушав Изабеллу , он сказал: «Судьба послала ей природную постановку голоса. Учиться не надо. Ни в коем случае! Сведите ее с хорошим эстрадным певцом, пусть выучит с ней несколько песен – и она готовая певица».

В 1922 году в Москве Изабелла с сестрой побывала у бывшего аккомпаниатора Федора Шаляпина, и когда он услышал голос никому еще не известной певицы, то сразу же предложил ей разучить несколько романсов и на следующий день выступить в концерте. С тех пор она взяла себе псевдоним .

Изабелла Юрьева – не просто певица

Предстояло завоевать не только Москву, но и Питер, где в середине 1920-х певицу еще не знали. Как раз в это время в Эрмитаж приехал администратор Рафаэль отбирать артистов для концертов в Питере. Но в Северной столице с неизвестной «певичкой», «девчонкой» и разговаривать не желали, а за дорогостоящий контракт грозили Рафаэлю увольнением. Но тот буквально умолял: «Я увидел, услышал и умер. И вы умрете». Ему отвечали: «Берите ее с собой и поезжайте умирать в Москву». И все же Рафаэль настоял на своем.

В зале сидели эстрадные администраторы, директора оперы и кинотеатров. Изабелла исполнила одну песню, вторую, третью. И вдруг раздались долгожданные аплодисменты. Импресарио начали наперегонки приглашать певицу. Вдруг поднялся молодой мужчина и ставит точку: «Позвольте я возьму ее к себе». Он прошел за кулисы, поцеловал ей руку. «Вы не только прекрасная певица, но и красивая женщина». Этот комплимент Иосиф Аркадьев (Эпштейн), в то время главный администратор театрального концерна, повторял ей 46 лет, до самой своей смерти. Он сумел обеспечить ей безбедную жизнь и стал ее единственной любовью. Это были, по признанию Юрьевой , самые счастливые годы в ее жизни. Иосиф Аркадьевич стал автором текстов знаменитых юрьевских шлягеров: «Ласково взгляни», «Весенняя песенка» и «Если можешь – прости».

С Иосифом Аркадьевым Изабелла Даниловна отправилась во Францию. Весь 1926 год супруги провели в Париже. Юрьева очаровала французскую публику. Ей предложили выступить в знаменитой «Олимпии» и даже сняться в главной роли во франко-испанском фильме, но она отказалась. Певица в то время готовилась стать матерью и родила сына в такси у ворот роддома.

Сын Володя появился на свет с врожденным пороком сердца и, прожив чуть больше года, умер. «Я осталась в Москве со своим горем. А через два дня вынуждена была выступать на сцене дорогущего мюзик-холла на площади Маяковского. Мне было сказано: публика ничего не должна знать, она пришла веселиться… И я пела, держась за стул. А в ложе над сценой плакала опереточная прима Клавдия Новикова, моя приятельница. Она все знала…» – вспоминала позже Изабелла Даниловна .

«Связки не выдерживают…»

В 1937 году Юрьева записала на пластинку первую песню «Ты помнишь наши встречи» Ильи Жака и Андрея Волкова, которая через три года стала шлягером, но не у нее, а у .

К началу 1940-х годов Изабеллу Даниловну начали травить в печати. Даже требовал «осоветить» репертуар певицы. С началом Великой Отечественной войны стали создаваться фронтовые концертные бригады, в состав которых вошла и Юрьева . Она выступала в госпиталях, на призывных пунктах, ездила на Карельский фронт, в разрушенный Сталинград. После войны объездила с гастролями весь Советский Союз. Исполняла старинные романсы, современные лирические песни.

с Иосифом Аркадьевым

Но травля русского романса, притихшая было за войну, возобновилась летом 1946 года. Юрьева почувствовала эту опалу на себе, когда при записях на пластинку редакторы придирались к тексту и непосредственно к ее исполнительской манере. А петь предписывалось о том, как «…стоит на вахте мира прославленный шахтер, он в угольные скалы врубается в упор. Не спит товарищ Сталин ночами напролет, он тоже вахту мира в Кремле сейчас несет». Естественно, она отказалась исполнять подобное, заявив, что «мои голосовые связки не выдерживают этой тональности».

Тем не менее Юрьева и Аркадьев разъезжали по Москве на шикарном «крайслере». Второй такой был, по слухам, чуть ли не у самого Ежова. Огромные гонорары, о которых могли только мечтать ведущие оперные певцы, и солидные доходы преуспевающего Аркадьева позволили этой супружеской паре обставить квартиру антикварной мебелью и построить дачу с шестью балконами. В этом дачном поселке было всего два телефона – у примы Малого театра Веры Пашенной и у Изабеллы Юрьевой .

Знаменитые поклонники Изабеллы Юрьевой

Не обошли вниманием Юрьеву и высшие чины страны. Как-то вечером зазвонил телефон. Певицу приглашали приехать в Кремль. Там за ужином она оказалась рядом с Михаилом Калининым. Позже Изабеллу Даниловну друзья упрекали за то, что та не замолвила перед ним слово о смягчении политики гонения на романс.

Конечно, у Юрьевой была масса поклонников. Еще до замужества, покоренный ее красотой, ей предлагал руку и сердце американский миллионер Арманд Хаммер, но она не могла себе представить жизнь вдали от России. Когда она была уже замужем, на ней хотел жениться любвеобильный поэт и переводчик Самуил Маршак. Михаил Зощенко подарил певице свою новую книгу с дарственной надписью, а потом так зачастил в гости к Юрьевой и Аркадьеву, что муж предупредил Изабеллу : «Если Зощенко еще раз попытается к нам прийти, я спущу его с лестницы!»

P. S.

В 1955-м эстрадные артисты пережили очередную советскую трагедию. Всех, кто достиг пенсионного возраста, хотя многие были еще в расцвете творческих сил, принудили оставить сцену. В 1966 году Юрьева оставляет профессиональную эстраду, а через пять лет умирает Аркадьев, ее единственная любовь, и для нее наступает тот грустный период жизни, о котором так метко сказала Фаина Раневская: «Одиночество – это когда есть телефон, а звонит будильник». Изабелла Даниловна звание народной артистки России получила лишь к своему 90-летию, в 1992 году.

Умерла в Москве 2000 года. Но песни ее и голос продолжают жить своей жизнью – «Если можешь, прости», «Очи черные», «Только раз бывают в жизни встречи…».

ФАКТЫ

Она нигде ни у кого никогда не училась. Бог наделил ее голосом, музыкальной памятью и артистизмом. До конца своих дней не знала нот, а все свои песни разучивала по слуху. С ней выступал превосходный аккомпаниатор Семен Каган, и этого было достаточно.

За удивительную красоту Изабеллу Даниловну называли «камеей» и «белой цыганкой». Чтобы ничем не подчеркивать некую легкость своего жанра, она одевалась очень строго. Предпочитала черное бархатное платье со шлейфом и длинной нитью жемчуга. Зрители, попавшие на концерт впервые, недоумевали, настолько хрупкий облик не вязался с сильным грудным голосом.

Изабеллу Юрьеву несколько раз приглашали в Кремль вместе с , Хенкиным и Козловским, предупредив: «Только не агитируйте нас за советскую власть, можете петь любую цыганщину, советских песен не надо».

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

Новое на сайте

>

Самое популярное