Домой Сосуды Сценарий "Казаки и казачество. Визитная карточка к фестивалю Дружбы народов"

Сценарий "Казаки и казачество. Визитная карточка к фестивалю Дружбы народов"

План проведения мероприятия:

  1. Приветствие. Хлеб-соль.
  2. Танец «Богатыри»
  3. Стихи и пословицы (дети)
  4. Частушки (девочки)
  5. Хоровод «Весна»
  6. Слово атамана
  7. Заключительное слово.

Ведущий: дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня мы проводим мероприятие «Казачьему роду нет переводу» . На нашем празднике присутствуют почетные гости: нальник штаба городского казачьего общества Булгаков Владимир Петрович и его семья, жена Оксана Васильевна, Ярославна; представитель лангепасского городского казачьего общества, библиотекарь Фадеева Елена Сергеевна.

По старой доброй традиции принято дорогих гостей встречать хлебом солью в знак дружбы и пожелания богатства и благополучия.

Добрых гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

Жива традиция - жива!
От поколенья старшего,
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!

(Дети встречают гостей с хлебом солью)

Ведущий: ребята, в этом году вы каждый месяц встречались с казаками: ходили на экскурсию в штаб городского казачества, в городском музее познакомились с казачьим куренем, с бытом и традициями казаков. Ребята, теперь вы можете сказать мне, кто это такие - казаки? (дети отвечают)

Казаки – вольные, смелые люди, которые жили по границам России и защищали ее от врагов. Всегда Россия гордилась своими воинами и солдатами, и генералами.

Русский солдат славой богат. Сегодня у нас в гостях танцевальный ансамбль. Встречайте!

(танец «Богатыри» )

Ведущий: Подвиги казаков овеяны легендами, о них сложены песни и легенды, написано множество книг и сняты кинофильмы. Они наследники славы и горя, все те, кто, несмотря на жестокие гонения, расказачивание и раскулачивание, годы войн и репрессий, когда само имя было приговором – казаки. Их предки через века пронесли свою самобытную культуру и традиции, быт и военную славу. Казаки гордятся своим именем. Ребята, вы конечно, знаете кто предводитель - самый главный, старший у казаков? (атаман)

(стихи детей)

Свободно, но тяжело жилось казакам. Боролись они за славу казачью и её же ставили выше всего. С той поры пошла поговорка «Хоть жизнь собачья, так слава казачья» . А ещё ценилась воинская доблесть, храбрость, неутомимость, меткая стрельба были дороже богатства. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казачьей доблести?

(пословицы)

Отвага казаку – половина удачи.
Казака ни с кем не спутаешь: пулями меченный, шароварами отмеченный.
Сила казаков от земли, удальство от рати.
Где саблей не возьмешь, там пикой достанешь.

Пластуна и камыш укроет и кочка спасет.

Где курган там пост казачий.

Казаки ревностно сохраняют свои традиции и обычаи. В казачьей семье не только старики, но и женщины пользовались особым положением, уважением и почитанием. Их оберегали и защищали их честь и достоинство. Молва о крутом нраве казачек пережила века, закрепившись в фольклоре: песнях, частушках, сказках. Предлагаем Вашему вниманию казачьи частушки в исполнении девочек.

Частушки

1. Чтобы дом свой защитить,
Сильным должен казак быть!
Чтоб границу охранять,
Должен на коне скакать.

2. Я сидела на окошке
Ехал казачок на кошке
Стал к окошку подъезжать
Не смог кошку удержать!

3. Ты до сборов не дорос,
Маленьким остался.
На коня тебя сажать
Дядька отказался!

4. Ну-ка, цыц, вы хохотушки!
Вам бы только все игрушки!
Незаметно год пройдёт,
И казак наш подрастет.

5. Мы девчата - казачата
Не умеем мы тужить
Без частушек - прибауток
Нам и суток не прожить

Ведущий: Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,

Нет страны её родней.
Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть!
Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

Дети танцуют хоровод «Веснянка»

Ведущий: казачество всегда было опорой для государства Российского, казаки несли государеву службу добровольно, охраняя границы России, часто принимали основной удар врагов на себя. Мальчиков казаки воспитывали как будущих воинов: уже в раннем детстве казачата учились управляться с лошадью, держали в руках нагайку и шашку, а подростками готовились к военной службе. Об этом подробно расскажет нам атаман.

Слово предоставляется атаману Лангепасского городского казачьего общества Булгакову Владимиру Петровичу.

Ведущий: благодарим атамана и его семью за интересную встречу.

Наша страна Россией зовётся,
Пусть мирное небо сияет над ней.
Пусть сердце наполнится радостью, счастьем,
Пусть песни поют миллионы людей.

подготовила:

Иванова Г.Н. старший воспитатель

Сценарий Казачьих посиделок.

Цели:

Познакомить с историческим прошлым родного края, с историей возникновения казачества на Дону, культурой и миропониманием казаков

Прививать любовь к родному краю

1 ЧТЕЦ: Мой край, где невесты-березы

Зеленые косы плетут,

Где первые вешние грозы

Саблями небо секут,

Над речкою мостик горбатый

И месяц, упавший в траву,-

Все это – что с детства так свято

Я Родиной милой зову.

1 ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаем вас на казачьи посиделки! Каждый из нас, кто живет в славном Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, глубоко и преданно любить великий тихий Дон.

2 ЧТЕЦ: Мы – гордое племя! Мы вольные птицы!

В нас кровь – горячее огня –

За наши курганы и наши станицы

И горе соседям, коль в бешеном споре

Весной заколышется степь.

И вспенит волну до широкого моря

Ковыль – наша белая лепь!

2 ВЕДУЩИЙ: Диким полем назвали пять веков тому назад донские степи. Здесь бродили вооруженные татарские отряды, часто нападавшие на русскую землю, иностранные купеческие и посольские караваны. С конца 15 века безбрежные просторы донских степей все более привлекали решительных и смелых русских людей, мечтавших освободиться от наступающего на них крепостничества. Бежавшие из Московского государства на Дон смельчаки объединялись в отряды и вели жизнь опасную и полную тревог. За ними закрепилась тюркское название – казаки – вольные, свободные люди, легковооруженные воины.

3 ЧТЕЦ: Сабли, пики, чубы вихрастые –

Храбрецам дозор по силе.

С казаков начиналась Астрахань –

Крепостица южная России.

Укрепив себя станицами,

Рос над Волгой красавец – город,

И его низовой столицею

Казаки называли гордо.

1 ВЕДУЩИЙ: Казаки прибыли сюда семьями. Здесь жили калмыки-скотоводы. Казаки стали обживать Донские земли: строили дома и содержали скот, пахали землю и разбивали сады.

2 ВЕДУЩИЙ: Потомки тех казаков – Ширяевы, Смирновы, Деревягины, Багаевы, Абакумовы – и сейчас живут в этих местах.

(Ведущие уходят. На сцену выходят КАЗАК и КАЗАЧКА)

КАЗАК: Урожай в закромах, кони в вольных табунах, теперь можно и повеселиться, попеть песни.

КАЗАЧКА: Песня рождается от избытка чувств там, где много солнца, где вольный ветер, где нарядны и красивы девушки!

(Звучит песня в исполнении учащихся).

КАЗАЧКА: А теперь, гости дорогие, отгадайте-ка казачьи загадки!

1) Крепка, звонка да отточена. (Стрела)

2) Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на лошади)

3) Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подкова)

4) Желтая свинка без щетинки

На пригорке разлеглась, вся травою оплелась. (Дыня).

5) Сом с одним усом. (Кнут)

6) У кого в темнице семья родится? (У картошки)

7) Десять братьев в двух домах, в разных квартирах. (Пальцы в перчатках).

8) Зубы, как у щуки, рога, как у быка.

Испокон веку служит человеку. (Пила)

КАЗАК: Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. По обычаю, когда в семье рождался сын, родные и знакомые приносили в дар ему «на зубок», стрелу, патрон, пулю, лук, ружье. Все это развешивали на стене. Когда сын подрастал, совершался обряд посвящения в казаки. Отец брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на коня, подстригал волосы в кружок, а затем возвращал матери, поздравляя ее с казаком.

С детства казак приучался чувствовать себя военным. О сражениях пела ему мать в колыбели, рассказывал о службе дед, отец. В возрасте 3 лет казачонок ездил на лошади по двору, в 7-8 бесстрашно скакал без седла по улице, по степи, смело переплывал через Дон, стрелял из ружья. Любимым занятием были скачки, выливавшиеся в торжественный праздник. Казачьи военные игры развивали ловкость и отвагу, готовили к будущей тяжелой военной службе.

КАЗАЧКА: Проводы на службу совершались так: в определенное время, в курене новобранца собирались родственники и друзья на прощальный обед. У ворот собирался народ. Отец брал в руки икону и благословлял воина.

(Сценка в исполнении учащихся «Проводы». Действующие лица: отец, мать, сын, невестка).

ОТЕЦ: Вот икона святая, дорогой сын. Помни Бога в начале и не забывай его заповеди. Служи царю верой и правдой, слушайся своих начальников, помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословенье от меня и матери твоей и знай, что с верой в Бога и его Пречистую Матерь, тебе не будут страшны ни вражеские пули, ни мечи неприятеля. Послужи батюшке царю, как и деды и отцы твои служили.

СЫН: Прости меня родной батюшка! Прости меня, родная матушка! Прости меня милый друг (жене). Бог даст – свидимся!

КАЗАЧКА: По обычаю, казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть родной земли, зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено было умереть на чужбине – первой на его гроб падала родная земля. Считалось: хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле. А переходя Дон, казаки черпали священную воду родной реки, прощались с ней, быть может навсегда.

(Продолжение сценки)

СЫН: С нетерпением ожидали моего возвращения из похода домой, устраивали мне торжественную встречу, высылался вестовой, чтобы оповестить станичного атамана о прибытии. С оружейными залпами встречали меня. Трижды я кланялся в ноги родителям и целовал их.

НЕВЕСТКА: Кланялась я в ноги мужу в благодарность за благополучное возвращение мужа.

(На сцене - КАЗАК и КАЗАЧКА).

КАЗАК: Казак – это особая философия и образ мыслей. Казачьи пословицы и поговорки не знают границ, они живут веками. Ребята, а кто знает казачьи пословицы? Ну-ка, помогайте, пословицы выдавайте!

(Помощь учащихся из зала).

КАЗАЧКА: Молодцы, вспомнили!

А знаете ли вы, откуда взялась пословица «Напекли и наварили как на Маланьину свадьбу!»? Ведь она связана с действительным историческим фактом. Войсковой атаман, Степан Ефремов, проходя однажды по базару, увидел за прилавком молодую красивую казачку – Маланью, обратившую на себя его внимание бойкой речью и редкой находчивостью. Атаман приказал ей выйти за него замуж, и яств и питья на той свадьбе было множество.

КАЗАК: А пословицы: « Терпи казак – атаманом будешь», « где наше казачье не пропадало», « жизнь собачья, да слава казачья!» - говорили о тяжелой участи рядового казака, всю жизнь проводившего в трудных походах, и о том, как нелегко доставалась ему казачья слава.

А теперь мы побываем на казачьей ярмарке.

(Сценка «Ярмарка»)

На сцену выходят казаки и казачки.

1 КАЗАК:

Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовёт!

2 КАЗАК:

Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!
Гляди, не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Вот товары хороши! Что угодно для души!
Тары – бары - растабары,
Расторгуем все товары!

1 КАЗАК: А посмотрите-ка, к нам коробейники пожаловали!

КОРОБЕЙНИКИ:

Бубны, румбы, трещотки, ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Становись в ряд! Выбирай подряд!
Красиво – приятно, а для всех занятно!

Игра “Карусель”: Дети, взявшись за ленточки, идут под музыку по кругу, убыстряя темп движения. А потом карусель останавливается.

Звучит песня “Где был, Иванушка?”

(Инсценировка русской народной песни.)

Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку.


- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.

Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Барашка.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Коровушку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Коровка детям молоко даёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.

(Все уходят. На сцену снова выходят казак и казачка).

КАЗАЧКА: Ну, казаки, осталось рассказать предание, как во времена Ермака на Дон было прислано царское жалование: деньги, хлеб, вино, порох, селитра и сукно красного и синего цвета. Собравшись на круг для раздела казаки обнаружили недостаток красного сукна. Зашумел круг. Нахмурился атаман. И порешили казаки делить все поровну. Пришлось синюю одежду отделать узкими полосками красного сукна, так и повелось на Дону – иметь одежду из синего сукна с ярко красной отделкой.

КАЗАК: Посиделки - посиделками, а про веселье забыли. Ну-ка, гармонист! Частушки!

(Исполнение частушек на казачью тему.)

Мы с веселой песней дружим,

По-казачьи говорим,

Хорошо живем, не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

Эх! Донское государство!

Возле Дона куреня.

До чего же ты красива,

Дорогая сторона!

(Выходит 1 ВЕДУЩИЙ)

1 ВЕДУЩИЙ: Говорить о казаках можно бесконечно, как бесконечны наши степи. Не забудем и мы теперь о наших легендах и песнях, о донских традициях, об удали и походах, о нелегкой жизни казаков и любви к Дону.

КАЗАК и КАЗАЧКА:

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь

Говорим мы «До свиданья!»

До счастливых новых встреч!

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАЗАЧЬЕГО КЛУБА СКАРБ

ПРАЗДНИКИ ЛИНЕЙНЫХ КАЗАКОВ КУБАНИ

Одним из ведущих компонентов культурно-образовательной среды современной школы должна стать традиционная народная культура, обладающая громадным воспитательным потенциалом. Традиционная культура всегда отражала ценностные, ментальные особенности народа, в то же время она всегда оказывала влияние на формирование и развитие внутреннего, духовного мира человека.

Недостатки, игнорирование значимости воспитательного потенциала русской народной культуры подтверждается содержанием существующих базовых программ по предметам культурологического цикла в школьной системе образования. Ещё в большей мере сказанное относится к сфере воспитательной работы с учащимися. Приобщение детей к богатейшему наследию русской народной культуры, с целью их нравственного, эстетического воспитания, носит бессистемный, эпизодический характер. Учитывая, что отличительной особенностью нынешнего реформирования школы стало возрождение национального духа российского образования, возвращение к временно утерянным, преданным забвению в советский период, духовным ценностям русской народной культуры, приобретает сегодня особую значимость.

Традиционная народная культура всегда являлась для русского человека своеобразным нравственным ориентиром и этическим ограничителем, поскольку базировалась на моральных и духовных ценностях Православия. Бытование традиционной народной культуры в различных видах фольклора сопровождало весь жизненный цикл русского человека от первого до последнего дня его жизни. Одним из наиболее важных и социально значимых компонентов фольклора являются народные праздники и обряды. Являясь связующей нитью между различными поколениями, они были не только средством коммуникации, но и играли особую роль в духовном становлении личности. Содержание любого народного праздника так или иначе вписывалось в канву православных традиций народа, а значит и выстраивалось в соответствии с той шкалой нравственных ценностей, которая была свойственна православному мировоззрению. На наш взгляд, традиционные народные праздники и обряды были для русского человека той культурно-образовательной средой его социума, где происходило развитие его личности.

Сегодня, когда одним из направлений реформирования образовательного процесса является его регионализация, проблема реставрации давних праздничных традиций в контексте региональной культуры, изучение и раскрытие их педагогического потенциала имеет большую практическую значимость, прежде всего в сфере воспитательной работы с детьми.

Сценарии фольклорных праздников, представленные в данном пособии, были разработаны на основе материалов, собранных в течении пяти лет в ходе этнографической поисковой работы в станицах Лабинского казачьего отдела, являющихся местом исторического проживания линейного казачества Кубани. Многие песни, использованные в сценариях праздников, были записаны со слов старожилов казачьих станиц Николаевской, Прочноокопской, Зассовской и других, что подтверждает аутентичность, историческую достоверность представленного песенного репертуара.

Безусловно, что содержание фольклорных праздников адаптировано к условиям и возможностям школы, детского коллектива. Сценарии праздников ориентированы на исполнение и восприятие учащихся средних классов, что однако, не исключает возможности участия в качестве зрителей младших и старших школьников.

В пособие включены сценарии пяти фольклорных праздников, что позволяет один раз в четверть подготовить и провести в школе, как воспитательно-познавательное мероприятие, как коллективно-творческую деятельность учащихся, как, своего рода, смотр художественной самодеятельности детей, данные фольклорные представления.

К каждому сценарию даётся приложение, где представлен песенный репертуар фольклорного праздника. В то же время не исключается возможность замены тех или иных песен аналогичными по содержанию и по характеру музыкальных образов.

Характерной особенностью праздничной традиции на Кубани было участие всей семьи в проведении праздников и обрядов, поэтому обязательным условием организации и проведения фольклорных праздников в школе должно быть как можно более активное привлечение родителей к участию в празднике, не только во время представления, но и в репетиционный период.

Автор – составитель планирует дальнейшую разработку методических пособий из цикла «Фольклорные праздники в школе», уделив особое внимание кубанским семейно-обрядовым праздникам в истрико-этнографическом аспекте, таким, как например, «Казачьи крестины», «Праздник первого бантика», «Праздник казачьего породнения», «Кубанская казачья свадьба» и так далее.

На наш взгляд, возрождение исторической памяти русского народа, утраченной за последние восемьдесят лет, должно начинаться с детского возраста, чему в определённой степени будет способствовать восстановление традиций народных праздников на Кубани.

Пономаренко О.В., кандидат педагогических наук



СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА


ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА В КУБАНСКОЙ СТАНИЦЕ

(На сцену выходят дети в казачьих костюмах, поют при этом старинную колядную песню «Вот коляда идёт»).

1-я девочка: Пролетели дни без оглядки!

Вот и пришли долгожданные Святки!

2-я девочка: Святки мы долго ждали,

Курень для колядок откупали.

У родителей молодёжь отпрашивали,

У отца разрешение спрашивали.

(На сцену выходит Отец в казачьем костюме).

3-я девочка: (с поклоном обращается к Отцу):

Дядя Андрей! Отпустите с нами Ольгу скорей!

По станице колядовать, Новый год встречать!

Отец: А чей курень откупили?

4-я девочка: Да Гутенёвых. Курень просторный, новый.

Есть где нам поиграть,

Песни попеть да поплясать!

Отец: С Богом! Ступайте!

Да головы не теряйте!

Себя блюдите,

Да дружней колядуйте, ходите!

(Девочки – казачки, исполняя куплет песни «Весёлая Коляда», уходят со сцены вместе с Отцом).

(На сцене декорации, изображающие казачий курень. На лавках сидят девчата, они вяжут, вышивают, исполняя куплет песни «Настя – рукодельница». В курень заходят с улицы колядовщики – мальчики и девочки в казачьих костюмах).

1-й мальчик - колядовщик: Здорово красны девицы!

По станице мы нагулялись,

Да в курень ваш

Тёплый забрались!

На улице зубы морозом свело,

А у вас в курене тепло!

2-й мальчик – колядовщик: Мы к вам, девчата,

Пришли себя показать,

Да с вами попеть и поплясать!

Ну – ка девки, в перепляс!

Перетопочите нас!

1-я девочка: Дурочек не ищите, сами пляшите!

3-й мальчик: Мы обувку – вбок!

2-я девочка: А мы ножку на носок!

4-й мальчик: Дробушкой пойдём!

2-я девочка: А мы сядем, отдохнём!

(Дети исполняют песню «Не ходи ты, хлопчик», одна пара, девочка и мальчик танцуют казачью кадриль).

1-й мальчик: Сорить тут у вас можно?

1-я девочка: Сори сколько хошь! Сам и подметёшь!

1-й мальчик: Сеем, веем, посеваем!

С Новым годом поздравляем!

2-й мальчик: Зароди, Боже, жито в пшеницу,

Всякую яровицу!

А в поле ядро, а в доме добро!

3-й мальчик: Куда конь хвостом, туда жито кустом.

Куда коза рогом – там жито стогом!

Все вместе: С Новым годом! С новым счастьем!

Хозяйка дома: Вот вам, гостеньки дорогие,

Леденцы сладкие да тугие!

Да пышки сдобные!

Да пироги мягкие, слоённые!

Да помпушки маковые, печённые!

(Хозяйка подаёт колядовщикам сладкие подарки, те складывают их в мешок).

Хозяин дома: Вот вам сорванцы – солёные огурцы!

(Подаёт колядовщикам банку с огурцами).

Да деньжат копьём, да рублик серебром!

(Бросает в мешок деньги).

Хозяйка дома: Наташа, доченька, выйди попляши!

Гостей порадуй от души!

(Девочки исполняют песню «Молодая, молода», одна из казачек пляшет, потом к ней присоединяется один из казаков).

1-й колядовщик: Ай, да Натаха! Огонь – деваха!

1-я девочка: Расхвалил Наталью дюже!

Да и мы не хуже!

2-й колядовщик: Ну, девчата! Вам видать

Старуха – «завидуха» покоя не даёт!

Вот девки – занозистый народ!

(Бросает в сторону девочек горсть мелких монет. Те со смехом собирают монетки).

2-й колядовщик: От завидок не пыхтите –

вот вам – ловите!

(Бросает ещё горсть мелких монет, девочки подбирают их со смехом).

1-й мальчик: Спасибо, хозяюшка!

Мы у вас засиделись,

Согрелись, раскраснелись!

(Обращается к колядовщикам):

Хватит сидеть, домовать,

(Девочки шушукаются, крутятся возле зеркала, надевают платки, мальчики берут мешок с подарками, кланяются Хозяйке и Хозяину, выходят из куреня).

2-я сцена.

(На сцене изображается станичная улица: плетень, вдалеке хата. На улицу выходят группой колядовщики – девочки и мальчики, исполняют старинную колядную песню «Вот дома, дома».

1-й мальчик – колядовщик: Пришла Коляда!

Рождество принесла!

2-й мальчик: Коляда, Коляда!

В печи сидит, на нас глядит!

Уродилась Коляда накануне Рождества!

1-я девочка: Хозяин – барин! Хозяюшка добренька!

Подайте, что сдобненько!

Пышку да лепёшку, да свиную ножку!

2-я девочка: Хозяин с хозяюшкой!

Слезайте с печки, зажигайте свечки!

Открывайте сундучки, вынимайте пятачки!

3-й мальчик: Кто не даст лепёшки – разобьём окошки!

Кто не даст ватрушки – раскидаем кадушки!

Кто не даст пирога – запрём палкой ворота!

(На сцену выходят Хозяин с Хозяйкой, они несут угощение и подарки для колядовщиков).

Хозяйка (с поклоном): Коляда, Коляда!

Принимай пирога! С луком, с перцем,

С петушиным сердцем!

(Передаёт угощение колядовщикам).

Хозяин (обращается к колядовщикам):

Вы на месте не стойте!

Громче песни пойте!

1-я девочка: К Хозяину мы со всем своим уважением!

Вам просто спеть или с изображением?

Хозяин: Ну, сначала просто спойте, а я послухаю!

Мабуть, порадуете нас со старухою!

(Колядовщики хором исполняют песню «Тешен – потешен», девочки приплясывают).

Хозяин: За такую песню пирога не дам!

2-й мальчик: Нас не хочешь кормить?

Тогда козу будем водить!

(На сцену мальчик – колядовщик выводит «козу» - один из мальчиков одет в вывернутый наизнанку овчинный тулуп, на голове шапочка с изображеньем овечьей морды).

3-й мальчик – колядовщик: Коза пришла луплена,

За три рубля куплена!

Плохо паслась,

Только воды напилась!

Хозяин (говорит «козе»): А чё ж ты такая –

Вся морда сухая?

«Коза»: Пока гнали – губы повысыхали!

Пожалейте скотинку – дайте овса с полтинку!

3-й мальчик – колядовщик: Козонька, потешь от души!

Для хозяев гопака спляши!

(«Коза» пляшет под мелодию песни «Трава, моя трава»).

3-й мальчик: А теперь поклонись хозяйке!

За пляску пирог нам подайте!

Козе – сенцо, а казакам – сальцо!

1-я девочка: Где коза ходит – там жито родит!

Где коза хвостом – там жито кустом!

2-я девочка: Коляда по станице ходит

И козу за собой водит!

Кто даст козе водицы напиться,

У того жито уродится!

1-й мальчик: Кто Коляде песню споёт –

У того рожь рано взойдёт!

Хозяин: Добры люди! Покалядуйте,

Нас с хозяйкой – порадуёте!

(Все колядовщики, девочки и мальчика, исполняют старинную колядную песню

«Христос родился», текст и мелодию песни см. в Приложении).

Хозяйка: Благодарим вас за участие,

Вот вам подарки на счастье!

(Хозяин подаёт колядовщикам угощенье, те складывают всё в мешок, с поклоном благодарят хозяйку).

1-й мальчик: По станице целый день с Колядой гуляли!

Поглядите – полный мешок набрали!

(С трудом поднимает полный мешок с подарками, угощениями).

2-й мальчик: Эй, Микола, постой чуток, развяжи мешок!

Дай посмотреть, что Коляда нам принесла!

1-й мальчик (заглядывая в мешок с подарками):

Подарила Коляда четвертушку пирога,

Два медовых пряника, маслица каточек,

Оладушек сотню, сала шматочек!

Можно жить – поживать,

Целый год горя не знать!

1-я девочка: Ну, пора нам в путь собираться,

До следующего куреня надо добраться!

2-я девочка: Дорогой Хозяин и Хозяюшкой!

Вот вам на прощанье наше пожеланье:

(Колядовщики говорят по очереди, обращаясь к хозяева):

Жить, хозяева, вам вместе лет до двести!

Нового вам года, нового приплода!

Счастья вам, большого здоровья,

хлебного дородья!

Гостей принимайте в своём дому,

счастья желаем в Новом году!


В заключении все участники исполняют старинную колядную песню «Коляду встречайте»

(Текст и мелодию песни см. в Приложении).

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

КУБАНСКАЯ КАЗАЧЬЯ ЯРМАРКА


Девочка – ведущая (в казачьем костюме):

Добрый день, гости дорогие! Добро пожаловать на нашу Кубанскую казачью ярмарку!

Мальчик – ведущий (в казачьем костюме):

В старину, у нас, на Кубани, очень любили проводить народные ярмарки. Ярмарка считалась у казаков праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!

Ведущая: Ярмарки в старину бывали разные – весенние, летние, осенние и зимние. Осенью, в октябре, проводились Покровские ярмарки, которые начинались после православного праздника, который назывался Покров Божьей Матери, поэтому осенние ярмарки прозвали в народе Покровскими.

Ведущий: Зимние ярмарки начинались после православного праздника, который назывался Введение во рам Пресвятой Богородицы. Поэтому первые зимние ярмарки назывались Введенскими, за ними следовали Рождественские ярмарки.

Ведущая: На казачьих ярмарках не только торговали да покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!

Ведущий: Хотите побывать на старинной казачьей ярмарке?
(Зрители отвечают хором «Да»!)

Ведущий: Тогда, Зазывала – собирай народ!

Зазывала (мальчик в костюме балаганного Петрушки):
Гости желанные, званные и незваные!
Худые и тучные, весёлые и скучные!
Все скорей спешите к нам!
Рады всяким мы гостям!

Ведущий и ведущая (вместе): Народ собирается, ярмарка открывается!

(На сцену с «товаром» в руках выходят «продавцы», с сумками и кошельками – «покупатели». Они высматривают товар у «продавцов», прицениваются, торгуются. На сцену с шумом выходят лотошники, раздаются возгласы: «Подходи, покупай!», «Налетай, не зевай!»)

1-й лотошник: Есть на ярмарке игрушки,
Расписные погремушки!

2-й лотошник: Есть ватрушки, бублики,
Приготовьте рублики!

3-й лотошник: Предлагаю свой товар,
Не за рубль, не за два!
Отдаю за добру сказку,
За весёлую присказку!

Девочка – казачка: А частушки подойдут?

3-й лотошник: Запевай, послушаем!

Девочка – казачка (поёт частушки):
Я сидела на окошке,
Ехал милый мой на кошке!
Стал к окошку подъезжать,
Не смог кошку удержать!
На болоте, на снегу,
Укусил комар блоху!
Сидит заяц на берёзе
Умирает со смеху!

3-й лотошник: Добре дивчина спевает!
Мне б такую в куреню!
За хорошее старанье
Я ей серьги подарю!
(С поклоном дарит девочке – казачке серьги).

(На сцену выходит Цыган с лошадью – изображение головы или лошади на палке, - которую он держит в руке).

Цыган (обращается к казаку):
Здравствуй, Иван Петрович!
Как живёшь – поживаешь?
Часто ли хвораешь?

Казак: Здорово! А тебе какое дело? Уж не доктор ли ты?

Цыган: Не бойся, я не доктор! Я цыган Мора из хора!
Пою басом, запиваю квасом!

Казак: А ты языком не болтай, зубы не заговаривай!
Говори, что надо, да мимо проваливай!

Цыган: Мой знакомый Фома, который совсем без ума,
Говорит, что тебе хорошая лошадь нужна!

Казак: Это, брат, дело!
Мне лошадь давно заводить приспело!
Только, хороша ли лошадь?

Цыган: Не конь, а диво!
Бежит, дрожит, спотыкается,
А упадёт – не поднимается!

Казак: Ого! Вот так лошадь! А какой масти?

Цыган: Пегая, с пятнами, с гривой лохматой,
Сама кривая, горбатая,
Аглицкой породы,
Поведёшь через огороды,
Шоб люди не смеялись!

Казак: Да, погляжу, лошадь совсем молодая –
Ни одного зуба во рту нет!

Цыган: А зачем тебе лошадь с зубами?
Зубов нет, меньше будет есть!

Казак: Знаешь что, Мора из хора? Иди-ка ты со своей лошадью по добру – по здорову подальше отсюда, пока тебе бока не обломали!

(На сцену выбегает девочка – казачка, в руках у неё крынка для сметаны).

Казачка с крынкой: Ой, добры люди, помогите, подскажите, кто тут
сметаной торгует? Наварила я галушек, казаку, так он, вражина, без сметаны есть не соглашается!

(Девочка запевает песню «Галушки», все присутствующие девочки – казачки исполняют припев песни. Текст и мелодию песни см. в Приложении).

Казачка с крынкой: Ой, родимый, бегу, тороплюсь!
Дай Бог, сметану не пролить! (убегает).

(«Покупатели» ходят по сцене, выбирают «товар», торгуются. В это время встречаются на ярмарке кум с кумой).

Кум: Здорово Кума! Как поживаешь? Много добра накупила?

Кума: День добрый, Куманёк! Товару мне хватает! Недаром говорят: худо жить тому, у кого пусто в дому! Вот я и стараюсь, ведь всяк дом хозяйкой держится!

Кум: Ой, Кума! Горазда ты похваляться! Как говорят – рано встала, да мало напряла!

Кума: А ты, Куманёк, в гости приходи! Поглядишь как мы живём: щи лаптем не хлебаем!

(Звучит русская народная песня «Куманёк» в исполнении Кумы и Кума. Текст и мелодию песни см. в Приложении. После окончании песни Кум с Кумою, взявшись под ручку, уходят со сцены).

На сцене появляется продавец верёвок и канатов, они весят у него на плече, на шее.

Продавец верёвок: Подходи, налетай! Товар не залежалый!
Верёвки пеньковые, канаты смолённые!
В огне не горят, в воде не тонут!

(К продавцу подходят казаки).
Старый казак: Дорого ли стоит товар?
Мне верёвка нужна пеньковая,
Да чтоб была крепкая, да новая!

Продавец: По знакомству недорого возьму:
Давай триста!

Старый казак: Что так дорого просишь?
Даю две с полтиной,
Да в придачу дубину с горбиной!

Продавец: Мало! Прибавь хоть детишкам на молочишко!

Старый казак: Ну, ладно, добавлю ещё пятак, но возьму товар не просто так. Сначала проверю его крепость.

(Обращается в зал к зрителям):
Эй, сынки мои, любезные!
Пётр, Иван, Данила и Андрей!
Идите сюда скорей!
Силушку молодецкую потешите,
Людей добрых повеселите,
Меня, старика, порадуете своей удалью!

(Из зрительного зала выходят четыре мальчика, в казачьих бешметах – красные рубашки-косоворотки. Начинается народная игра «Перетягивание каната». Покупатели помогают молодым казакам перетягивать канат, делятся на две группы. Игра проводится под музыкальное сопровождение: в грамзаписи звучит старинная казачья песня «Ой, при лужку» в исполнении Кубанского казачьего хора).

Старый казак (после окончания игры-соревнования):
Ну, сынки, любо мне было на вас посмотреть!
Добрый сын – отцу радость!

Продавец: Каков казак – отец, таков и сын – молодец!

Казачка: Детишек воспитывать – не курочек пересчитывать!
Вот и моя Марьянка, мала, да уже хозяюшка!
По ярмарке весь день ходила,
Ни про кого не забыла!
Покажи, дочка, что купила?

Марьянка (достаёт из кошелки и показывает всем):
Родному батюшке – кушак,
Чтоб подпоясывался в боях!
Любимой матушке – платок,
Посередине – золотой цветок!
Братьям – соколам, по новым сапогам!
Маленьким сестрицам –
По новым рукавицам!

Казачка: Ну, а себе, доченька, что приглядела?

Марьянка: Да я бы Вам, матушка, песню спела,
Тут, на ярмарке, услышала и дюже она мне понравилась.

Казачка: Где песня льётся, там легче живётся!
Спой, дочка, пусть все послушают!

Казак: А мы не только послушаем, но и подпоём.
Хорошая песня дух бодрит!

Старый казак: Без корней нет дерева, без песни нет народа!
Ну-ка, запевай, красавица!

(Звучит старинная казачья песня «Дочка казака», запевает Марьянка, припев поют все девочки-казачки. Текст и мелодию песни см. в Приложении).

На сцене появляется Цыган, вместо лошади у него в руках котёнок. Он очень довольный, гладит котёнка, подходит к казаку, которому хотел продать лошадь.

Цыган: Слышь, Иван Петрович, лошадь я свою продал!

Казак: Да, ну! Не брешишь?

Цыган: Правда, покуда её до дома довели, она и сдохла.
Но я - то тут ни при чём! Я её живую продавал!

Казак: Ну, а теперь, вижу, котёнка продаёшь?

Цыган: Бог с тобой, Иван Петрович! Какой же это котёнок?
Это горный барс! Купи, не пожалеешь!

Казак: Ой, цыган Мора из хора, сгинь с моих глаз долой,
А не то, погоню тебя дранной метлой!
(Цыган быстро уходит со цены).
Ведущая:

Вот уж день к концу клонится, скоро ярмарка закроется.

Ведущий: Купцов здесь было немало, было много товара!
Кубань наша – красавица, богатым урожаем славится!

Казак: Чтобы урожая добиться,
Каждому колоску надо поклониться!
У казака доход не растёт без забот!

Казачка: Казак на Кубани – хлебопашец,
Хлеб насущный своим трудом добывает,
Но и Родину беречь не забывает!

Старый казак: Казаку честь – Родину беречь, потому что казаку всегда мила родная сторона! Чужой ему не надо, но свою никому не отдаст!

Ведущая: Чтобы мир и покой был на Кубанской земле,
Чтобы праздники и ярмарки не переводились
И все на них веселились!

Ведущий: Будем любить и хранить свою землю, как наши славные предки – казаки – кубанцы, которые и саблю в руках держать умели, но также хорошо плясали и пели!

Казак: Казачьему роду – нет переводу!
А значит, и казачья песня никогда на Кубани не смолкнет!
(Звучит финальная песня «Кубанские казаки», исполняют хором все участники представления. Текст и мелодию песни см. в Приложении).

Дополнением к проведению фольклорного праздника «Кубанская ярмарка» может быть выставка – продажа (за символическую цену) детских поделок, игрушек, домашних кулинарных изделий.
Зрителей приглашают в «Торговый зал» после окончания представления.

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА


ПРОВОДЫ КАЗАКА – ЛИНЕЙЦА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

На сцену выходят девочки в казачьих костюмах, исполняя старинную казачью песню «Во Кубанской, во станице».

(текст и мелодию песни см. в Приложении).

1-я казачка: По станице разговоры:

Скоро казакам на сборы!

2-я казачка: Кто из молодых ребят

Едет в этот раз в отряд?

3-я казачка: Да Громовых сын – Андрюшка!

4-я казачка: Ой, пошли к нему, подружка!

Едет в дальнюю станицу,

Надобно нам с ним проститься!

Девочки уходят за кулисы под музыку песни «Во Кубанской, во станице». Занавес открывается, перед зрителями казачий курень: стол, лавки, сундук, в углу прялка.

За прялкой сидит младшая сестра Андрея, бабушка сидит на сундуке, вяжет носки, мать собирает на стол, отец с Андреем чинят портупею.

Раздаётся стук в дверь, входит урядник (поклон).

Урядник: Бог вам в помощь, добрый день!

Мабуть не ждали Вы гостей,

Да серьёзных новостей?

Атаман меня прислал,

Да наказ свой передал:

Казаку уже шестнадцать,

Пора службой заниматься!

Завтра двинемся в дорогу,

Собирайтесь понемногу!

До станицы Верхполисской

Ехать степью нам не близко!

Прощевайте, я пошёл!

Мать: Может сядете за стол? (с поклоном)

Пообедаем гуртом!

Урядник: Это как ни - будь потом.

Много дел у нас в Управе.

Ну, до встрече на заставе!

Мать (причитает): Ой, Андрюшечка, сыночек!

Драгоценный голубочек!

Не хочу тебя пускать,

Саблей вострою махать!

Отец (строго): Полно, мать, уже не птенчик,

А орлом пора взлетать,

Саблей вострою махать!

Сестра (ласково): Ой, ты, родненький мой братка!

Будет там тебе не сладко!

Потемнеет белый день,

Опустеет наш курень! (обнимает брата)

Бабушка (нарочито сердито): Ишь, коза, разголосилась!

Ничего ведь не случилось!

(задумчиво, вспоминает): Я, вон, деда провожала (крестится),

До Кубани добежала.

Не велел мне горевать, говорил:

«Так надо, мать!»

(вздыхает): За Кубань погиб родную,

За станицу дорогую!

Внучка, вот уже невеста (вздыхает),

(бабушка открывает сундук):

Как вчерась её положил,

Жаль, до ныне он не дожил!

Вот, внучок, его папаха!

Надевай, не ведай страха!

Дай, тебя благословлю!

(Бабушка берёт икону, благословляет, затем обнимает внука и целует):

Дюже я тебя люблю!

Андрей (обнимает бабушку):

Ты, бабуня, не печалься,

Обо мне не огорчайся!

Ведь сегодня ж не война –

Ростить воинов страна!

(На сцену выходят мальчики в казачьих костюмах, звучит песня «Как у нас было, на Дону», текст и мелодию см. в Приложении).

Раздаётся стук в дверь (крестятся):

(Входят крёстные отец и мать):

Открывайте, кумовья!

Крёстная мать: Подросли уж сыновья!

Крёстный отец: Сына мы благословляем,

Да наказом наставляем:

Не позорь родителей,

Да всегда будь бдительным:

Дюже сну не доверяй,

Саблю чаще навостряй!

(крёстный отец с поклоном вручает Андрею подарок – саблю):

С саблей ты казак, Андрей!

Пред врагами не робей!

Отец: Ну, а я вручу Андрею

Свою личну портупею!

(надевает на сына портупею):

Вот теперя ты – казак!

Что-то застит глаз слеза!

(смахивает слезу, обнимает сына).

Крёстная мать: Рушничок я вышивала,

Про Андрейку вспоминала!

В добрый час, тебе, сынок,

Не оставит тебя Бог!

(отдаёт Андрею рушник).

Андрей: Благодарствую на том!

(по очереди кляняется всем):

Поклонюсь перед отцом,

Перед матерью, сестрою,

Перед бабушкой седою.

Честь семьи я соблюду,

Дедушку не подведу!

(Под музыку в курень вбегают девчата).

Первая: Отчего, Андрюш, не весел?

Отчего ты нос повесил?

Вторая: Он за нами заскучал,

Да чуть плакать не начал!

Андрей (смеётся): Эх, вы, девки – тарахтелки!

Расставляйте – ка тарелки,

Отобедаем гуртом!

Девчата хором: Да уж это мы смогём!

Первая: А пока готовим стол,

Мы чего-нибудь споём!

(Звучит старинная казачья песня «Не ходи, ты, хлопчик», поют все, две пары, казак и казачка, танцуют кадриль. Текст и мелодию см. в Приложении).

(Раздаётся стук в дверь, входят хлопцы, друзья Андрея).

Первый: Кто тут гарно так спевает,

На веселье приглашает?

Второй: Слышно всем, издалека!

Провожают казака!

(обращается к Андрею):

Ты, Андрюха, не журись,

Да домой скорей вернись!

Третий: Мы тебе кинжал вручаем,


Хозяин: Приветствуем, Вас, добрые люди!

Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие!

(На сцену выходят станичники – мальчики и девочки в казачьих костюмах, среди них «старый казак», маленькие казачата, всего человек 5-6).

Хозяин: Просим в курень! Красному гостю – почётное место!

Хозяйка: Будьте как дома, присаживайтесь!

Хозяин и Хозяйка (вместе): Милости просим!

(На сцену выходит Атаман в сопровождении есаульца (адьютанта)).

Атаман: Слава Кубани!

Все казаки (хором): Героям слава!

Атаман: Доброго здоровья, дорогие станичники!
Мир Вам, соседи!

Хозяин: Здорово живёшь, Батька Атаман! Рад тебя видеть в своём курене! С добром к нам пожаловал, аль с печалью?

Атаман: Конечно с добром! Да с любовью к вам, станичники мои дорогие! Радостно мне, что собрались вы все вместе. Только вот скажите, по какой причине?

Хозяйка: А собрались мы, щоб песни казачьи спевать, игры и обычаи казачьи вспомнить, чтоб не сгинули они в веках, а достались детям нашим, да внукам!

Атаман: Добре, Хозяюшка, гутаришь, любо-дорого слушать такие речи!

Казачонок (обращается к Атаману): Господин Атаман! Дозволь слово молвить!
Атаман: Ну, що там у тебя, малец, нагорело? Говори!

Казачонок: Прошение прийми от нас, казачат!

(Передаёт Атаману свёрнутое Прошение).

Атаман: Добре, счас прочтём! О чём таком просят наши хлопцы тай девчата.

(Читает): «Прошение». «Господин Атаман! Просим тебя провести смотрины наших хлопцев и девчат, тай посвятить их в казачата, бо хотим мы быть, як отцы наши и деды, защитниками и хранителями земли русской, Кубани родной!»
Ну, шо сказать? Достойное Прошение составили! Тай где ж те хлопцы и девчата, шо казачатами хотят стать?
А ну, Хозяин, зови их сюда!

(Под музыку старинной казачьей песни «Ой, при лужку» выходят дети, сначала девочки, потом мальчики в казачьих костюмах).

Атаман: Гляньте, гости дорогие! Яки гарны хлопцы тай девчата повырастали! Назовитесь, чьи вы будете?

1-й мальчик: Я сын казака Иванова – Сашко.

2-й мальчик: Я сын казака Краснова – Василь.

1-я девочка: Я дочь казака Ярошенко – Марьянка.

2-я девочка: Я дочь казака Громова – Настя.

Атаман: Я так разумею, гости дорогие: надо нам устроить смотрины, щоб узнать: доросли ли эти бравые хлопцы да гарные дивчины до казачьей силы и умения, годятся ли они в казаки. В народе говорят: что есть в сыне лучшее – от родителей. Наши деды и прадеды завсегда могли народ повеселить песнями да шутками, плясками да прибаутками. А вы готовы гостей повеселить?

1-й мальчик: Мы завсегда готовы веселье справлять, дай только згак, господин Атаман!

Атаман: Даю приказ – песню запе-вай!

(Дети исполняют старинную казачью песню «На горе-то калина»).

2-й мальчик: Песню мы спели, Батько Атаман! Теперь хотим посоревноваться с девчатами в ловкости! Апанас! Где ты? Неси мешки!

(Проводится подвижная игра: прыжки в мешках, соревнуются в быстроте девочки и мальчики по очереди).

Атаман: Победителям дарю по моченному арбузу!
Проигравшим – по горсти семячек!

(Раздаёт детям свои «подарки»).

Хозяин: Позволь, господин Атаман, ребятне подмогнуть? Песню спеть, ту, которую наши деды пели, уходя на военную службу. Нехай мальцы подпевают, если им эта песня люба!

Атаман: Давай, спевай! И я тебе подмогну!

(Хозяин запевает старинную казачью песню «Как у нас было, на Дону». Начиная со 2-го куплета поют все дети, вместе с Хозяином и Атаманом).

Атаман: Молодцы, детвора! Согрели мою душу тем, что знаете и храните наши старинные казачьи песни! Ведь песня – отрада для души казака! Дед мой говорил так: злой песен не поёт! Злоба у человека голос душит, а значит, будь внучок, настороже с тем человеком, который петь не любит! Вот такая казачья мудрость дедом мне передана. А здесь я вижу, что все песню любят, а значит, живут с открытой душой!

1-й мальчик: Батька Атаман! Так мы ж не только спевать любим, но и плясать горазды! Дозволь нам пляску, дай казачью кадриль закрутить!

Атаман: Хозяева дорогие! Разрешите кадриль? Земля у вас не провалится, когда казаки в пляс пойдут?

Хозяин: Нехай пляшут! Казак должон уметь свою удаль показать не только в лихом бою, но и в казачьей пляске!

Атаман: Айда, братья-казаки в пляс!

(Под музыку старинной казачьей песни «Не ходи ты, хлопчик» исполняется казачья кадриль, парами, мальчик с девочкой).

Атаман: Ну, и сильны наши хлопцы и девчата в пляске! Сколько удали да сноровки показали! А задора сколько! Я еле устоял на месте, чуть сам в пляс не пошёл!

1-я девочка: Позволь, Батька Атаман, тебе подарок сделать! Старались, сами вышивали этот кисет для тебя! Моя бабушка всегда говорит: кисет для казака в военном походе – это кусочек родного дома. Поглядит он на кисет в дальней стороне – сразу дом, жинку, детей своих вспомнит!

(С поклоном передаёт Атаману кисет).

Атаман: Благодарю тебя от всей души, дочка! Дай Бог тебе здоровья, а твоим ручкам золотым – сноровки да умения!

(Обнимает девочку, гладит по голове.)

Атаман: А теперь время пришло хлопцев испытать: как они нашу славу казачью и старину берегут? Помнят ли они заветы наших прадедов и дедов, знают ли казачьи обычаи и заповеди? Почитают ли старших, учатся ли у них уму-разуму. Ну, готовсь, братцы, ответ держать перед станичниками. Слушайте все мои загадки!

(Атаман заправляет концы своего башлыка под ремень, выходит на середину сцены).

Атаман: Что это означает, когда казак по станице идёт, вот так заправив концы башлыка?

Атаман: Правильно! Это означало, что казак спешит, он выполняет важное задание Атамана и никто не должен его задерживать и отвлекать от дела.

Атаман: А что это означает, когда концы башлыка казак забрасывает за спину?

(Один из мальчиков отвечает Атаману).

Атаман: Правильно! Раз концы башлыка за спиной, значит казак сейчас вольный, на отдыхе, значит можно к нему подойти и погутарить.

Хозяин: Пора хлопцам поиграть, свои косточки размять! Становитесь в хоровод – впереди казак Федот!

(Все дети становятся в круг, исполняется старинная казачья песня «Трава, моя, трава» - 3 куплета).

Хозяйка: А ну, девчата, все сюда! У казаков веселья не бывает без казачьей частушки! Марьянка, начинай!

(Девочки по очереди исполняют куплеты частушек), например:

Караул! Караул!
Казак Миша утонул!
Не в болоте, не в реке –
Просто в кислом молоке!

Я сидела на окошке,
Ехал казачок на кошке!
Стал к окошку подъезжать,
Не смог кошку удержать!

Казаченьки-казаки,
Удалы головушки!
Долго будете стоять
Вы от нас в сторонушке?

Хозяин: Ну, шо хлопцы зажурылись? Не дело казаку унывать! Казак завсегда должон быть впереди, такая его доля! Подумаешь, шо девчата соловьём заливаются, зато они рубать лозу не умеют. А мы им счас покажем, шо такое шашка, когда она в казачьей руке очутилась!

(Исполняется игровой элемент «Рубка лозы». Затем Хозяин и один из мальчиков имитируют сабельный бой. Всё это происходит под музыку старинной казачьей песни «Кубанские казаки»).

Атаман: Дорогие гости! Как на ваш погляд, лихо казаки рубились?

Гости: Добре! Лихо! Молодцы!

Атаман: Вот и я так разумею, что негоже таким хлопцам в босяках ходить, пора их в казаки приписать! Лихость да сноровка у них есть, наши казачьи обычаи знают и почитают, да к тому же добре поют и пляшут, словом, дух казачий в них живёт!
Братья-казаки! Согласны вы с атамановым словом? Достойны эти хлопцы и девчата казачьего звания?

Гости: Достойны! Любо! Добре!

Хозяин: Батька Атаман! Бери их под своё атаманово крыло, нехай птенцы вырастают в орлов!

Атаман: Ну, раз так, раз всем вам приглянулись эти хлопцы и девчата, буду говорить своё атаманово слово, наш казачий наказ!
Хозяин: Тихо всем! Атаман гутарить будет!

(Атаману подносят наказ, написанный на большом свёрнутом листе бумаги, он разворачивает и громко читает):

Атаман: «Казачьему роду – нет переводу!
Слава, тебе, Господи, что мы – казаки!
Казаком надо не родиться,
Казаком надо стать!
Казаком быть – значит Родину любить!
Первое дело для казака – землю родную беречь!»

(Обращается к детям):

Вот, дети мои, древний наказ наших предков-казаков, его должен знать и в сердце своём хранить каждый казак и не только в сердце хранить, но и свято выполнять!

(Затем Атаман обращается к мальчикам):

Повторяйте за мной слова нашей казачьей клятвы:
«Слава Кубани, героям слава!
Клянусь, что буду верным сыном матушки – России!
Клянусь, что не подведу братьев – казаков!
Клянусь, что буду чтить заветы наших предков –
Кубанских казаков!

(Мальчики, все вместе, повторяют вслед за Атаманом).

Атаман: Отныне вы не хлопцы, а казаки! Не опозорьте плохим словом или дурным делом наш казачий род и свою родную станицу! Пусть будут у вас горячее сердце, холодный ум, добрая душа и чистые руки!

Хозяйка: И пусть ваша рука всегда крепко держит казачий кинжал и шашку, чтобы всегда вы были готовы защитить слабого, защитить свой дом, защитить русскую землю!

Атаман: Ну, а казачка всегда была верной подругой и помощницей казаку в любом добром деле! Она дом берегла, огонь хранила в домашнем очаге, когда казак уходил в дальний поход. Будьте и вы добрыми и верными хозяюшками в казачьем курене. Чтобы этот день запомнился вам на всю жизнь, примите мои атаманские подарки!

(Хозяин дарит мальчикам наборный казачий пояс, а Хозяйка надевает девочкам завески – красочно вышитые фартуки).

Мальчики – казачата: Благодарим, господин Атаман!

Девочки – казачки: Спасибо, Батька Атаман!

Атаман: На прощание, станичники мои дорогие, давайте споём нашу казачью походную песню, а казачата пусть подпевают!

(Исполняется современная казачья песня «Споём, казаки». Музыка В. Захарченко, текст и мелодию песни см. в Приложении).

Пояснение к сценарию праздника ПОСВЯЩЕНИЕ В КАЗАЧАТА


Сценарий рассчитан на учащихся средних классов. Проведение фольклорного праздника «Посвящение в казачата» может быть приурочено ко Дню защитника Отечества (23 февраля).
Песенный репертуар праздника должен быть разучен предварительно участниками инсценировки во внеурочное время. В то же время, заключительная песня «Споём, казаки» (муз. В. Захарченко) должна быть знакома всем детям, чтобы в финале праздника все присутствующие хором исполнили эту песню, то есть, её разучивание может быть включено в песенный репертуар уроков музыки.
Роли Атамана, Хозяина и Хозяйки должны исполнять старшие школьники, например учащиеся 10-11 классов. Остальные действующие лица инсценировки (казачата, гости) рассчитаны на исполнение учащимися средних классов. На эти роли желательно подобрать детей с выразительной мимикой, громким голосом, с артистическими задатками.
Фольклорный праздник в школе не должен ограничиваться лишь показом инсценировки «Посвящение в казачата». Желательно, чтобы ко дню проведения фольклорного праздника была подготовлена выставка, пусть небольшая, детских поделок, рисунков, связанных с тематикой Кубанского казачества. Перед инсценировкой может быть проведён небольшой концерт художественной самодеятельности, где будут исполнены народные песни и танцы, в том числе и казачьи. В качестве зрителей инсценировки должны быть обязательно приглашены учащиеся начальных классов, помимо учащихся средних классов.


АРМАВИРСКИЙ ФИЛИАЛ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО ИНСТИТУТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2004 г.

Сценарий мероприятия «Казачьи посиделки»

Задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Ростовской области; воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям.
Материал: зал оформлен в виде казачьих посиделок.

Атрибуты: атрибуты к играм.

Ход праздника

Слайд 1-2 (Звучит музыка)

Ведущий:
Дорогие гости сегодня мы приглашаем вас на НАШИ РОДНЫЕ ДОНСКИЕ казачьи посиделки! На завалинках в светелках
Иль на бревнышках, каких,
Собирали посиделки
Молодых и пожилых
Любили казаки, да что там говорить, любят и сейчас
Собраться в светёлке, поговорить, повеселиться.

Казачка : Здорово дневали! (кланяется)

Казак: Здорово ночевали! (кланяется)

К-ка: Есть у нашего народа
Вечные, особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреной моды –
От души они, от доброты.

К-к: Гость, войди,
Традиций не нарушив!
Мы всегда чайку попьем.
Всем известно- казаков радушие:
Хлебосольство и открытый дом.
Ведущий: А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? (вольные, свободные люди, удалые) Откуда они появились?

Ведущий:
Давным-давно вдоль берега реки Дон стали селится беглые крепостные люди, которых помещики заставляли работать от зари до зари. Они не могли прокормить свои семьи. Вот и бежали люди в степи, где было много дичи. Селились сначала на островах, вблизи рек.

Слайд(3 -6) песня
Исполнение песни «Как за Доном, за рекой казаки гуляют»
Как за Доном, за рекой казаки гуляют

Е-ей живо не робей казаки гуляют

Казаки не простаки вольные ребята

Е-ей живо не робей вольные ребята

У них шапки тумаком, но живут богато
Е-ей живо не робей но живут богато

Они выпьют, посидят про горя забудут

Е-ей живо не робей про горя забудут

И калёную стрелу всё за Дон пущают

Е-ей живо не робей всё за Дон пущают

9-й. слайд
В природе ярких красок мало.
Но радует мои глаза
Литая кисть калины алой.

10-й.слайд
Пусть облетели тополя.
Я у степной твержу криницы:
"Благословенной будь земля.
Где довелося нам родиться""

11-й. слайд
И вот сегодня вечерком
Мы дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником
Каравай мы вам подносим.
Поклоняясь, отведать просим.

12-й. слайд
Вы бывали на Юге России,
Где станицы у самой реки.
Там рассветы такие красивые,
И седлают коней казаки.

13-й. слайд
А зори алые встают играючи.
Станицы вольные и вольный Дон.
Мужчины храбрые¸ казачки жгучие.
Хранят и славят Русь с былых времен.

14-й. слайд
Родная степь!
Бескрайние покосы!
Кузнечики звенят, как камыши.
Да солнце по колено бродит в росах,
Да шепчутся о чем-то ковыли.

15-й. слайд
Откуда Дон берет свое начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?

16. слайд
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет,
Из под травы земли Московской
С Ивана-озера течет.

17-й слайд
Мой край донской с садами белыми,
Не любо все и глаз не оторвать,
Я помню все, и где бы ни был я
Слова любви мне хочется сказать.

Слайд 17
Вед : Веселыми рассказчиками и сочинителями докучных сказок были наши предки – казаки. Любили они дурачить друг друга.

К-к: Как это?

Вед: А вот как

Ребенок: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?

Вед: Начни

Ребенок 1: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?
Ребенок 2: А я знаю другую сказку.
Ребенок 3: Какую?
Ребенок 2: Мы с тобой шли?
Ребенок 3:Шли
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 3: Нашли
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 3: Дал
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 3: Взял
Ребенок 2: Где же он?
Ребенок 3:Что?
Ребенок 2: Да кожух
Ребенок 3: Какой
Ребенок 2: Мы с тобой шли? (тон повышается)
Ребенок 3: Шли
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 3: Нашли
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 3: Дал
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 3: Взял
Ребенок 2: Так, где кожух? (на повышенном тоне)
Ребенок 3: Что?
Ребенок 2: Да кожух
Ребенок 3: Какой?

Вед: И так до бесконечности.

Исполняется пеня «Юта-Любимый мой»

Солнце да яркое белое гори,
Ой ночи тёмные, да горячи объятья.

Ой мама маменька да не умею врать я.



Любимый мой один такой на свете,
Да не судьба нам вместе быть с тобой
Любимый мой, любимый мой.

Степь да ковыль до самой до зари,
Долго ли, коротко, а на двоих дорога.
Сердце да девичье ты заговорил,
Ой люди добрые да не судите строго.

Любимый мой, лети как вольный ветер,
Казачья кровь да конь твой вороной.
Любимый мой, любимый мой.

Вед. : Но не только дурачить друг друга любили казаки. Они были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.

Слайд 19-й (нажимать)

Гриб хорош белый, а казак умелый.
- Казачьему роду нет переводу;
- Казачья голова, что под дождиком трава;
- Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;
- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;
- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
- Казак с конем и ночью и днем;

Ведущий : Теперь мы с вами узнали некоторые казачьи поговорки.
Ну да на этом посиделки - продолжаются

Слайд 20-й
Казак: Одно нам солнце светит,
Одно и небо и земля.
Мы все твои России дети.
Одна великая земля.
Берегите Россию-
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо, это солнце.
Этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию-
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой.
Хранить огонь родного очага
И не позарься на костры чужие-
Таким законам наши предки жили
И завещали нам через века.
Славься, славься ты, Русь моя!
Славься, великая наша земля!
Славься, славься из рода в род.
Славься великий наш народ.

Ведущий:
Собрались мы позабавиться
Да потешиться, поиграть.
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит! Собирайся, детвора,
Ждет казачья вас игра!
Игра в шапку (песня)
На площадке играющие становятся, образуя круг, в центре стоит один из игроков. стоящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.
Правила игры:
Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед; если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.
Игра «Веревочка» (песня)
Один ученик крутит веревку, а другие прыгают через нее, кто не успел, выходит из игры. Кто дольше продержится

Ведущий:
А теперь мы отдохнем
Да загадки разберем!

Слайд (21-26)
1. Крепка, звонка да отточена? (Сабля)
2. На чужой спине едет, на своей груз везет?(Седло)
3. На солнышке полежал, да весь в Дон убежал? (Снег весной)
4. Пришли казаки без топоров срубили избу без углов (Муравьи)
5. Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит? (Метла)
6. Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется? (Ведра и коромысло)

Ведущий:
Молодцы, поиграли, загадки отгадали.
А теперь пришел черед
поиграть частушки.

Музыка (Частушки)

1. Щука плавает в Дону.
Спит на яблоне в саду...
Шерсть смотали мы в клубок,
Выйдет шелковый платок.
2.Закудахтал пес Барбос,
В конуре яичко снес,
В марте стаял снег и лед –
Это к нам зима идет.

3. Из-за Дона, из-за гор,
Едет дедушка Егор.
Дети на телятках
Внуки на козлятках.

4. Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась.
Надо пляской помогать.

5.Сидит ежик на березе -
Новая рубашка,
На головке сапожок,
На ноге фуражка.

6. Ой, ребята, та-ра-ра,
На Дону стоит гора.
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.

7. Ходит милый по деревне,
Ходит, улыбается,
Оказалось, зубы вставил,
Рот не закрывается.

8. Моя милая красива,
За рекой она жила,
Захотела повидаться,
В решете переплыла.

9. Ой, бяда, бяда-
В огороде лебяда,
Черемушка белая,
Что любовь наделала?

10. Раньше были русы косы
У моей у милочки,
А теперь по новой моде
Стриженый затылочек.

11.Два каржонка на юру
Раскричались поутру:
Карр да карр, карр да карр.
Вот устроили базар.

12. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Слайд 27-й
Ведущий:
Прекрасна наша родина-
наш донской любимый край.

Казачка:
Ты – Дон, ты – наша Родина
Нет тебя прекрасней.
Нет земли богаче и щедрей,
Ты – жемчужина страны моей!
Бескрайни донские просторы,
Плодородна щедрая земля,
Нивы необъятные, как море,
Край Ростовский – Родина моя!

Исполняется песня «Выйду ночью в поле с конем» (презентация).
Выйду ночью в поле с конём,
Ночкой тёмной тихо пойдём.
Мы пойдём с конём,
По полю вдвоём,
Мы пойдём с конём по полю вдвоём (х3)
Ночью в поле звёзд благодать,
В поле никого не видать,
Только мы с конём,
По полю идём (х4)
Сяду я верхом на коня,
Ты неси по полю меня.
По бескрайнему, полю моему (х2)
Дай-ка я разок посмотрю,
Где рождает поле зарю.
Ай брусничный свет, алый да рассвет,
Али есть то место, али его нет. (х2)
Полюшко моё, родники.
Дальних деревень огоньки.
Золотая рожь, да кудрявый лён,
Я влюблён в тебя Россия, влюблён. (х2)
Слайд 28-й

Казачка:
Мы сегодня вместе веселились,
Край Донской прославлять не ленились,
Угощенье приготовили на славу
Веселились, танцевали мы по праву!
Все:
Любим мы Дон всегда!
Казаки мы – хоть куда!

Казак и казачок (хором)
Вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»

СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА

«КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕМА ПЕРЕВОДУ»

    Звучит музыка (песня А. Розенбаума).

    Историческая справка о казачестве.

1 ведущий :

Они наследники славы и горя, все те, кто, несмотря на жестокие гонения, расказачивание и раскулачивание, годы войн и репрессиий, когда само имя было приговором – казаки. Их предки через века пронесли свою самобытную культуру и традиции, быт и военную славу. Казаки гордятся своим именем, поэтому не случайно в казачьей молитве есть слова: «Слава тебе Господи, что мы – казаки».

2 ведущий :

Происхождение слова «казак» объясняется по-разному. Многие считают, что оно произошло от названия древнего скифского племени Кос-Сака, что в переводе значит «белый олень». А сами скифы часто считаются генетическим предками современных казаков. В переводе с тюркского, «казак» означает «вольный человек». Древние греки писали это слово «косакос», а в древнерусских летописях встречается название племени касогов. В конце концов, славяне называли казаками всех конных солдат.

3 ведущий :

С 16 века казаки считались привилегированным военно-служилым сословием. Историки полагают, что вольное казачество появилось в конце 15 века. Казаками называли себя вольные, то есть никому не принадлежащие, люди, которые селились в основном на берегах больших рек: Волги, Дона, Терека, Урала, по границе степей, на землях, которые были «ничьи», и еще недавно были владениями Золотой Орды.

4 ведущий:

Днепровские казаки в 16 веке основали знаменитую Запорожскую Сечь, куда бежали крестьяне, спасаясь от гнета помещиков и польских панов, а в начале 17 века военные общины, населявшие берега Дона, объединились в войско Донское. В мирное время казаки занимались земледелием и скотоводством, владели землей и были довольно зажиточными людьми. В военную пору казаки организовывали воинские соединения и участвовали в войнах. Никому не приносили своей присяги казаки, кроме царя и Отечества. Подвиги казаков овеяны легендами, о них сложены и легенды, написано множество книг и сняты кинофильмы.

Масленица /Shrovetide Cossack gulyaniya .wmv

Народные гуляния, казачьи забавы, зима

    Фрагмент из художественного кинофильма «Тихий Дон» режиссер С. Герасимов.

5 Ведущий :

Казачество всегда было опорой для государства Российского, казаки несли государеву службу добровольно, охраняя границы России, часто принимали основной удар врагов на себя. Мальчиков казаки воспитывали как будущих воинов: уже в раннем детстве казачата учились управляться с лошадью, держали в руках нагайку и шашку, а подростками готовились к военной службе. Перед первыми военными сборами молодому казаку атаман дарил шапку, священник – Евангелие, а старики выправляли сапоги. Каждый мальчик в казачьей станице чувствовал себя мужчиной уже в 7 лет, он знал, что ответственен за свою семью, за мать, за земельный надел и свою родную станицу.

6 ведущий :

Главными казачьими символами являются знамя, бунчук (символ атамана в походе), сабля, нагайка, погоны, лампасы, серьги и посохи. Шапки и фуражки у казаков – особый атрибут гардероба. Нестроевой казак носил только фуражку. Шапки у южных казаков часто заменялись папахами. Головной убор нельзя снимать нигде, кроме церкви. Шапка, сбитая с головы, означала вызов на поединок. В доме казак кладет шапку на видное место, под икону, это означает, что семья казака находится под Бога и общины.

7 ведущий :

Шашка или сабля – символ полноты прав казака. Она вручалась в 17 лет и давала право обладать земельным паем. В церкви шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на охрану веры. Сабля передавалась в семье по наследству, но если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась и укладывалась в гроб к умершему казаку. Нагайка – такой же символ власти, как и шашка. Ее имел право носить только женатый казак, она дарилась на отцом невесты, а затем как знак власти в семье висела в хате у двери в спальню.

4. Инсценировка отрывка из поэмы В. Ходарева «Казачья любовь»

8 ведущий :

Казаки часто носили серьги в виде кольца. Серьга означала роль и место казака в роду. Единственный казак в роду носил одну серьгу в левом ухе, а единственный сын у – две серьги в обоих ушах. Командир при равнении направо или налево видел, кого из казаков нужно поберечь в бою, часто таких ребят не посылали в пикеты и не пускали в бою в первых рядах или в атаку.

    Звучит отрывок из поэмы В. Ходарева «Казачья любовь».

1 ведущий :

К началу ХХ века сложились современные казачьи войска. Они получили названия по территории проживания, часто по названиям рек, берега которых традиционно считались вотчиной казачества. Признаками принадлежности к тому или иному войску были лампасы (широкие цветные полоски на штанах) и околыши на фуражках.

2 ведущий:

В наше время существуют несколько казачьих войск, мы перечислим их в зависимости от того, какое количество казаков входит в их ряды:

Донское, Кубанское, Терское, Хоперское, Оренбургское, Уральское, Забайкальское, Сибирское, Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, а также Енисейский и Якутский казачьи полки. Ставропольские казаки традиционно принадлежат Терскому казачьему войску, хотя несколько станиц на границе с Краснодарским краем приписаны к Кубанскому войску.

3 ведущий :

Особого внимания заслуживают казачьи чины и звания. Они не претерпели особой реформы с 16 века, и до сих пор казаки обязательно носят звания, не похожие на армейские. На самой нижней ступени служебной лестницы стоит рядовой казак . За ним следует чин приказного (соответствует званию ефрейтора в армии), затем идут младший урядник, урядник, старший урядник (соответствуют званиям современного сержантского состава). Звание вахмистра характерно только для казачества. Подхорунжий (прапорщик), хорунжий (младший лейтенант), сотник (лейтенант), подъесаул (старший лейтенант) – это младшие офицерские чины. Есаул – особое казачье звание, он командует сотней казаков и приравнивается к современному капитану. Далее следуют войсковой старшина (подполковник), полковник и генерал.

4 ведущий:

Казаки ревностно сохраняют свои традиции и обычаи. В казачьей семье не только старики, но и женщины пользовались особым положением, уважением и почитанием. Их оберегали и защищали их честь и достоинство. Интересы женщины-казачки защищал сначала отец и брат, а затем муж и сыновья. Часто казачки обращались напрямую к Атаману, чтобы тот оградил ее от буйного мужа. Станичные женщины всегда могли дать отпор любому, кто вел себя непочтительно и нагло. Молва о крутом нраве казачек пережила века, закрепившись в фольклоре: песнях, частушках, сказках. Одну такую казачью песню мы предлагаем Вашему вниманию.

Новое на сайте

>

Самое популярное