Домой Щитовидная железа Певец и композитор Евгений Мартынов: биография, причина смерти, личная жизнь, дискография. Известный советский певец евгений мартынов и тайна его гибели Где похоронен евгений мартынов певец

Певец и композитор Евгений Мартынов: биография, причина смерти, личная жизнь, дискография. Известный советский певец евгений мартынов и тайна его гибели Где похоронен евгений мартынов певец

Детство и юность композитора прошли в Донбассе, высшее музыкальное образование он получил в Киевской консерватории им. П.И. Чайковского и Донецком музыкально-педагогическом институте (ныне - консерватория им. С.С. Прокофьева). С 1973 года композитор жил в Москве и работал сначала в Государственном концертном объединении "Росконцерт" (солистом-вокалистом), а затем в издательствах "Молодая гвардия" и "Правда" (музыкальным редактором-консультантом). Член Союза композиторов СССР с 1984 года. За годы своей композиторской и исполнительской деятельности Мартынов Е.Г. был удостоен многих лауреатских званий и почётных дипломов, - в частности на Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни в Минске (1973 г.), Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине (1973 г.), всесоюзном телевизионном фестивале советской песни "Молодые голоса" (1974 г.), международном конкурсе эстрадных песен "Братиславская лира" в Чехословакии (1975 г.), международном конкурсе исполнителей эстрадной песни "Золотой Орфей" в Болгарии

(1976 г.), на интерфестивалях эстрадной песни "Мелодии друзей" в Киеве (1976 г.) и "Дечинский якорь" в Чехословакии (1977 г.). В 1980 году композитор был удостоен почётного в те годы звания лауреата премии Московского комсомола, а в 1987 году стал лауреатом премии Ленинского комсомола. С 1974 по 1990 год он - постоянный лауреат всесоюзных телефестивалей "Песни года".

Артист много и с успехом гастролировал по стране и за рубежом. С концертными выступлениями и в составе творческих делегаций он побывал во многих странах мира: США, Канаде, Мексике, Бразилии, Аргентине, Италии, Германии, Испании, Бельгии, Финляндии, Индии, Швейцарии, во всех бывших социалистических странах. Песни Е.Г.Мартынова включали (и включают) в свой репертуар многие популярные отечественные и зарубежные артисты: Мичел (Испания), К.Готт (Чехия), А.Герман (Польша), Д.Марьянович, М.Унгар, И.Шерфези (Югославия), Л.Иванова (Болгария), М.Дауэр (Румыния), М.Чавес (Куба), Я.Йоала, А.Вески, М.Кристалинская, Г.Ненашева, Л.Кесоглу, А.Ведищева, Т.Миансарова, Г.Чохели, М.Кодряну, И.Кобзон, Л.Зыкина, О.Воронец, С.Захаров, С.Ротару, В.Толкунова, Л.Лещенко, Л.Сенчина, Ю.Богатиков, Е.Шаврина, Г.Белов, К.Георгиади, А.Серов, И.Понаровская, Н.Чепрага, Л.Серебренников, И.Отиева, Н.Гнатюк, Л.Успенская, В.Вуячич, Н.Бродская, исполнители нового (для композитора) поколения - Ф.Киркоров, Н.Басков, М.Насыров, В.Байков, С.Павлиашвили, А. Малинин, И.Шведова, И.Демарин, В.Готовцева, М.Евдокимов, Анастасия, Юлиан, Натали, Таня Острягина; а также такие известные коллективы, как Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской (Российской) Армии им.А.Александрова, Академический ансамбль песни и пляски ВВ МВД СССР (РФ), Государственный русский народный ансамбль "Россия", вокально-инструментальные ансамбли - "Орэра", "Самоцветы", "Пламя", "Гая", "Надежда", "Червона рута", "Семеро молодых" (Югославия), "Блю джинс" (Япония), вокальные ансамбли - "Русская песня", "Бабье лето", "Воронежские девчата", дуэт "Ромэн"... Сочинения композитора также с успехом исполнялись (и исполняются) оркестрами симфонической и эстрадной музыки Всесоюзного (Российского) радио и телевидения, Государственным духовым оркестром России, оркестрами эстрадной и танцевальной музыки Братиславского и Остравского радио (Словакия и Чехия), московским эстрадным оркестром "Мелодия", Оркестром под управлением Клода Каравелли (Франция)...

Наиболее популярные песни Е.Г.Мартынова: "Баллада о матери", "Лебединая верность", "Отчий дом", "Яблони в цвету", "Алёнушка", "Я жду весну", "Чайки над водой", "Письмо отца", "Начни сначала", "Я тебе весь мир подарю", "На качелях", "Заклятье", "Натали", "Мамины глаза", "Встреча друзей" ("Посидим по-хорошему"), "Марш-воспоминание", "Соловьи поют, заливаются...", "Если сердцем молод" ("Я сегодня там, где метёт пурга"), "Белая сирень", "Скажи мне, вишня...". Композитор сотрудничал с известнейшими московскими поэтами: А.Дементьевым, Р.Рождественским, А.Вознесенским, И.Резником, С.Островым, М.Пляцковским, В.Харитоновым, И.Шафераном, М.Таничем, Л.Дербенёвым, Н.Добронравовым, А.Поперечным, Р.Казаковой, А.Пьяновым, Н.Доризо... Нотные сборники, грампластинки и компакт - кассеты с песнями Е.Г.Мартынова выходили в свет громадными тиражами и пользовались неизменным успехом у любителей эстрадной песни как в нашей стране, так и за её пределами.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Евгений Григорьевич Мартынов (1948-1990) - советский эстрадный певец и композитор.

Родился 22 мая 1948 года в Камышине (ныне Волгоградская область). Отец, командир стрелкового взвода, вернулся с войны инвалидом, мать была медсестрой на фронте. Через 5 лет семья переехала в Донбасс (на родину отца), г. Артёмовск. Женя рано проявил способности к музыке. Отец научил его играть сначала на баяне, затем на аккордеоне. Окончил артёмовское музучилище по классу кларнета. В 1967 году поступил в Киевскую консерваторию имени П. И. Чайковского, однако вскоре перевелся в донецкий музыкально-педагогический институт (ныне консерватория имени С. С. Прокофьева), который досрочно закончил в 1971 году, по классу кларнета.

В 1972 году в Москве в качестве композитора познакомился с Майей Кристалинской, которая впервые исполнила его песню «Берёзка» на стихи С. Есенина и представила молодого композитора публике в театре эстрады. В том же году по центральному телевидению прозвучала песня «Моя любовь» в исполнении Гюлли Чохели.
С 1973 года Евгений Мартынов жил в Москве и работал сначала в Государственном концертном объединении «Росконцерт» (солистом-вокалистом), а затем в издательствах «Молодая гвардия» и «Правда» (музыкальным редактором-консультантом). Член Союза композиторов СССР с 1984 года.

За годы своей композиторской и исполнительской деятельности Мартынов Е. Г. был удостоен многих лауреатских званий и почётных дипломов, - в частности на Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни в Минске (1973 г.), Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине (1973 г.), всесоюзном телевизионном фестивале советской песни «Молодые голоса» (1974 г.), международном конкурсе эстрадных песен «Братиславская лира» в Чехословакии (1975 г.), международном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Золотой Орфей» в Болгарии (1976 г.).

В своём творчестве Евгений Мартынов опирался на наиболее удачные лирические или гражданственные стихотворения И. Р. Резника, А. Д. Дементьева, Р. И. Рождественского, М. С. Пляцковского и других выдающихся советских поэтов. Мелодии Мартынова красивые, порой весьма прихотливые, светлые и душевные, хорошо оркестрованные.

Голос Мартынова - очень звонкий, бархатный мягкий тенор (баритональный тенор), достаточно широкого диапазона (ему предлагали стать оперным певцом) и с редким красивым тембром. Именно характерный тембр является отличительной чертой мартыновского голоса. Благодаря сценической внешности, личному обаянию, а также вдохновенной, оптимистической манере пения Мартынов нёс заряд положительных эмоций, передавая слушателю чувство радости и восхищения. Даже трагические и драматические по сюжету песни («Лебединая верность», «Баллада о матери» и пр.) у Мартынова заканчиваются светло и возвышенно. Популярность Мартынова в СССР никогда не снижалась на всём протяжении его творческой жизни.

Песни Мартынова исполняли выдающиеся советские певцы 1970-1980-х годов - София Ротару, Иосиф Кобзон, Анна Герман, Вадим Мулерман, Александр Серов, Георгий Минасян, Мария Кодряну, Михаил Чуев, Эдуард Хиль и другие.

Жизнь Евгения Мартынова трагически оборвалась на сорок третьем году, 3 сентября 1990 года. Официальная причина смерти - острая сердечная недостаточность.
Обстоятельства смерти описываются очевидцами неоднозначно. По словам случайного знакомого, певец почувствовал себя плохо в лифте. Вероятно, Мартынова можно было спасти, если бы ему вовремя была оказана квалифицированная медицинская помощь. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Незадолго до смерти, 27 августа 1990 года на отборочном выпуске фестиваля «Песня года - 90» исполнил свою последнюю песню «Марьина роща» на стихи Ильи Резника.

Награды и премии

Лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни в Минске, 1973 г.
Лауреат X Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, Берлин, 1973 г.
Гран-при международного конкурса эстрадных песен «Братиславская лира», Братислава, 1975 г., (впервые на конкурсе победил представитель СССР)
Серебряная медаль на международном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Золотой Орфей» в Болгарии, 1976 г.
Премия Ленинского комсомола (1987) - за создание произведений для детей и юношества и большую работу по эстетическому воспитанию молодёжи

Женя должен был везти отца в клинику, но его машина упорно не заводилась. И он отправился искать слесаря, который когда-то уже помогал ему её чинить. По дороге зашёл в отделение милиции, поговорил со знакомыми ребятами, попросил у них рюмку водки - сказал, что сердце ноет. Водки не было, и он пошёл дальше.
Часа через полтора домой перезвонили из милиции, трубку сняла мама. Ей сказали, что с Женей произошло несчастье и он в больнице. Обещали перезвонить, но звонка всё не было. Тогда отец сам пошёл в отделение милиции - ему, как мужчине и солдату, сказали правду.

Женю нашли без сознания в подъезде шестого корпуса дома № 10 по улице Гарибальди. Туда брат пришёл с двумя слесарями, которые обещали починить его «Волгу».
Перед этим распили бутылку водки. По словам собутыльников, Женя только пригубил, они же допили остальное. Увидев, что заказчику стало плохо, эти люди сначала сбежали, а потом так напились, что у милиции не было никакой возможности допросить их. Якобы в тот подъезд они шли к таксисту, который однажды уже чинил машину брата. Но когда милиция попробовала того отыскать, выяснилось, что такой человек никогда в этом доме не жил.

Врачи что говорили: вашего брата можно было спасти?

Реанимационные меры запоздали, потому что прибывшие на место происшедшего милиционеры почему-то сначала привели педиатра из соседней поликлиники, которая, конечно же, ничем не могла помочь, и только потом вызвали «скорую».

В официальном заключении о смерти Жени написано: «Острая сердечная недостаточность», но в этом деле и сегодня гораздо больше вопросов, чем ответов.

Обстоятельства смерти Евгения Мартынова неоднозначны: его близкие не верят в сердечный приступ, считают, что это было убийство. А что думаете вы, бывший следователь?

К сожалению, в последние годы я общался с ним не так часто, как хотелось бы, и о его смерти узнал из телевизионных новостей. Не стал звонить, а сразу же поехал к Мартыновым домой - они тогда уже жили на улице Пилюгина. Помню, меня поразили разбитые стеклянные двери в подъезд, сразу мелькнула мысль: что-то тут не так. Но потом, узнав все обстоятельства дела, пришёл к выводу, что смерть Жени всё-таки была естественной. К тому всё шло - его перестали приглашать на концерты, всячески затирали, у него были проблемы с телеэфирами, он очень сильно из-за этого переживал, и сердце не выдержало.

Eternaltown.com.ua›биографии/4243

Задача данной статьи - выяснить, что же стало причиной смерти замечательного эстрадного певца и композитора ЕВГЕНИЯ МАРТЫНОВА по его коду ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

13 14 31 50 78 92 107 110 116 119 123 129 143 153 163 167 184 194 198 213 230 259 265 268 278 302
М А Р Т Ы Н О В Е В Г Е Н И Й Г Р И Г О Р Ь Е В И Ч
302 289 288 271 252 224 210 195 192 186 183 179 173 159 149 139 135 118 108 104 89 72 43 37 34 24

6 9 13 19 33 43 53 57 74 84 88 103 120 149 155 158 168 192 205 206 223 242 270 284 299 302
Е В Г Е Н И Й Г Р И Г О Р Ь Е В И Ч М А Р Т Ы Н О В
302 296 293 289 283 269 259 249 245 228 218 214 199 182 153 147 144 134 110 97 96 79 60 32 18 3

МАРТЫНОВ ЕВГЕНИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ = 302 = 173-НЕНОРМАЛЬНЫЙ + 129-РИТМ СЕРДЦА.

302 = 230-СМЕРТЬ ОТ ИНФАРКТА + 72-МИОКАРД\ а \.

Смотрим столбец в верхней таблице:

230 = СМЕРТЬ ОТ ИНФАРКТА
______________________________
89 = КОНЧИНА

302 = 198-ВНЕЗАПНАЯ СМЕРТЬ + 104-СЕРДЦА ОТ...

198-ВНЕЗАПНАЯ СМЕРТЬ - 104-СЕРДЦА ОТ...= 94 = ИНФАРКТА.

Код ДАТЫ СМЕРТИ: 3.09.1990. Это = 3 + 09 + 19 + 90 = 121 = РАЗВИТИЕ ИНФА\ ркта \.

302 = 121-РАЗВИТИЕ ИНФА\ ркта \ + 181-СМЕРТЬ ОТ ИНФ\ аркта \.

Смотрим столбец:

78 = ВНЕЗАПНО
______________________________________________
252 = 129-ПРЕКРАЩЕНО + 123-СЕРДЦЕБИЕНИЕ

252 - 78 = 174 = СЕРДЕЧНЫЙ ИНФА\ ркт \.

Код полной ДАТЫ СМЕРТИ = 236-ТРЕТЬЕ СЕНТЯБРЯ + 109-\ 19 + 90 \-\ код ГОДА СМЕРТИ \ = 345.

345 = 186-КАРДИОГЕННЫЙ ШОК + 159-ПРИВЁЛ К СМЕРТИ.

Справка:

Кардиогенный шок - это острая левожелудочковая недостаточность крайней степени тяжести, развивающаяся при инфаркте миокарда.

24farm.ru›Кардиология›Кардиогенный шок

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 76-СОРОК + 9-ДВА = 85 = МГНОВЕНИЕ, УМИРАНИ\ е \.

302 = 85-СОРОК ДВА + 217-КОНЧИНА ОТ ИНФАРКТА.

217 - 85-СОРОК ДВА = 132 = УХОД ИЗ ЖИЗНИ.

Смотрим столбец в нижней таблице:

84 = СОРОК ДВ\ а \
___________________________________________
228 = УМЕРШИЙ ОТ ИНФАРКТ\ а миокарда \

228 - 84 = 144 = ЗАКОНЧИЛАСЬ \ жизнь \.

302 = 135-УМЕРШИЙ ОТ...+ 167-ИНФАРКТА МИОКАРДА.

302 = 14-БЕДА + 288-СЕРДЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНО\ сть \.

Текст песни «Лебединая Верность»

Слова А.Дементьева
Музыка Евг.Мартынова

Над землёй летели лебеди
Солнечным днём,
Было им светло и радостно
В небе вдвоём.
И земля казалась ласковой
Им в этот миг...
Вдруг по птицам кто-то выстрелил -
И вырвался крик:
"Что с тобой, моя любимая?
Отзовись скорей -
Без любви твоей
Небо всё грустней.
Где же ты, моя любимая?
Возвратись скорей -
Красотой своею нежной
Сердце мне согрей".
В небесах искал подругу он,
Звал из гнезда,
Но молчанием ответила
Птице беда.
Улететь в края счастливые
Лебедь не мог -
Потеряв подругу верную,
Он стал одинок.
"Ты прости меня, любимая,
За чужое зло,
Что моё крыло
Счастья не спасло.
Ты прости меня, любимая,
Что весенним днём
В небе голубом, как прежде,
Нам не быть вдвоём".
И была непоправимою
Эта беда,
Что с подругою не встретится
Он никогда.
Лебедь вновь поднялся к облаку,
Песню прервал.
И, сложив бесстрашно крылья,
На землю упал.
Я хочу, чтоб жили лебеди
И от белых стай,
И от белых стай
Мир добрее стал.
Пусть летят по небу лебеди
Над землёй моей,
Над судьбой моей летите
В светлый мир людей.

Талантливый певец и композитор Евгений Мартынов ушел из жизни очень рано, всего в 42 года.

Его нашли мертвым в подъезде, официальная причина смерти - острая сердечная недостаточность. Но есть немало фактов, которые заставляют усомниться в диагнозе. Например, то, что у Мартынова, как говорит его брат Юрий, вообще никогда не было проблем с сердцем…

- Юрий, за три года до смерти вашего брата перестали показывать по телевизору. В чем причина?

С наступлением перестройки народ постепенно стал поворачиваться на Запад. Свое родное, настоящее русское пение стало уже вроде как не модным, в том числе и песни Мартынова. Для брата это был серьезный удар. Он не понимал, что происходит. Его приглашают на съемку, он выступает, обзванивает родителей, чтобы они во столько-то включали телевизор - а передача выходит без него, Мартынова вырезали!

Я понимаю редакторов: концерт идет три часа, а надо сделать полтора - кого-то надо вырезать. И на протяжении лет трех этим «кто-то» был Женя. Якобы его песни приелись. А новые - не вписывались в ту моду. Настоящее песенное искусство, которое всегда старался нести Женя, стало никому не нужно. И это, конечно, било по психике, по нервам.

- Он болезненно воспринимал такие случаи?

Да, конечно. Мог взять телефон и бросить его в телевизор. Или выпить залпом бутылку коньяка. Каждый творческий человек такое тяжело переносит. А когда одно накладывается на другое, то должен быть выход. И Женя периодически впадал в стрессы…

«ТЫ ЧТО, ХОЧЕШЬ ЗАДЕЛАТЬСЯ НАРКОМАНОМ?»

- Стресс - это нервное заболевание. Евгений обращался к врачам или справлялся сам?

Сначала перемены в Жене заметили близкие. У него стало резко меняться настроение. То он веселый, душа компании, сыплет анекдотами - то есть обычный. А потом - раз, и резко становился каким-то понурым. Потом начались другие проблемы - Женя перестал спать по ночам. Вот тогда уже попросил о медицинской помощи. Я отвел его в госпиталь МВД к знакомым врачам, брат согласился пройти полное обследование.

- Какой диагноз поставили врачи?

Они не нашли у него никаких проблем с сердцем. Но вот у невролога были к брату вопросы. Он выписал ему сильные успокоительные, транквилизаторы. Велел принимать не чаще одного раза в день, и только в крайнем случае. Категорически запретил мешать их с алкоголем.

Но Женя стал их пить практически постоянно и, что уж говорить, пренебрегая запретом мешать со спиртным. Сколько раз ему говорил: «Ты что, хочешь заделаться наркоманом?» А он в ответ жаловался, что таблетки его уже не берут. Нервная система привыкла.

- От психических срывов чаще всего страдают близкие. Как жена переносила перемены в его характере?

Я думаю, что Эля (Эвелина Мартынова. - Ред .) просто растерялась. Она младше Жени на 12 лет, они познакомились, когда ей едва исполнилось 17. Брат сразу окружил Элю роскошью, немыслимой для советского времени - заграничные наряды, четырехкомнатная квартира, рестораны.

Но надо быть готовой и к изнанке «звездной» жизни. И это при том, что Женя ни разу ей не изменил! Но творческие люди - ранимы. Когда начались срывы, Эля не знала, что делать. Пыталась вернуть прежнего мужа быстро. А так не бывает, с артистами нужно нянчиться.

Помню, прихожу к ним домой и вижу, что Женя, почти голый, лежит в коридоре и стонет. Весь в каких-то пятнах. Спрашиваю: что происходит с братом? Эля ответила, что Женя приехал с какого-то банкета выпивши, и, чтобы он в таком состоянии «не ходил над душой» и не жаловался, она дала ему димедрол.

То есть получилась такая убойная, полунаркотическая смесь. Я тут же хватаю брата в охапку и везу в клинику. На всю жизнь запомнил слова врача: «Что же вы совсем своего Евгения не бережете?»

«РОТАРУ ПОСЧИТАЛА, ЧТО ОН ЕЙ ИЗМЕНИЛ»

- Эля была близка к музыкальной среде? Она понимала переживания мужа?

Женя познакомился с Элей на концерте в Киеве. Она с подругой зашла за кулисы к другому музыканту, а Женя как раз «удачно» стоял рядом. Он только что впервые спел свою «Аленушку», зал ее хорошо принял - а тут сразу за кулисами стоит такая хорошенькая девочка. Ну и он влюбился.

Однако разница была не только в возрасте, но и в социальном статусе. Мартынов в то время был самый популярный артист. Это судя по гонорарам, которые приходили от авторского общества - в 1975-1978 годах Женя был абсолютным чемпионом.

Эля тогда училась в Киевском музыкальном училище, но дальше учебы у нее не пошло. После свадьбы ее работой стало - тратить мужнины деньги.

- А сколько Мартынов зарабатывал?

Популярная песня приносила композитору до пяти тысяч в месяц. А у Жени таких песен было несколько - вот и считайте. Когда брат решил жениться, некоторые друзья его отговаривали. Алчный интерес какой-то просматривался.

Помню слова его старшего друга, поэта Андрея Дементьева, что жениться на молоденьких не стоит. Правда, Дементьев и сам потом женился на девушке намного младше себя, но тогда он был прав. Крепкого тыла, какой должна быть семья, на мой взгляд, у брата в трудную минуту не оказалось.

С Андреем Дементьевым Мартынов написал самые яркие свои хиты - «Лебединая верность», «Аленушка». Но вскоре творческий союз распался. Что произошло?

Тогда каждую песню приходилось пробивать. Все свои хиты - «Лебединая верность», «Аленушка» - Дементьев и Мартынов пробивали вместе: отдувались на худсоветах, ходили по редакциям Центрального телевидения. Но со временем Андрей растерял азарт. Он ударился в быт, начал строить дачу.

На худсоветах Жене приходилось отвечать за двоих - и за композитора, и за автора стихов. Но проблема в том, что к музыке у чиновников вопросов не было. А вот из-за огрехов в стихах песню не пропускали в эфир. И что сделает Женя? Он передает критику Дементьеву, тот ругается на «глупых чиновиков». А толку-то нет, песня в эфир не идет.

И однажды Женя не выдержал. Он договорился о встрече с самим Лапиным (председателем Гостелерадио), а Дементьев не пришел. Брат сильно тогда психанул. Со слезами и матерной руганью бросил телефон на пол, вышел из дома и напился в ресторане. После этого случая контактов с Дементьевым больше не было.

- В этом союзе был еще один значимый участник - София Ротару. Почему она перестала исполнять песни Мартынова?

- София должна была исполнять Женину песню «Заклятье». Но получилось так, что брат одновременно предложил ее и Надежде Чепраге, а та возьми и спой ее быстрее Ротару.

София тогда заявила, что песен с чужого голоса она не поет. И это означало разрыв - Женя вроде как ей творчески изменил. Хотя Мартынов никогда не писал песен под конкретного исполнителя. Он предлагал всем. У кого лучше получится, тот пусть и поет.

«ПРОЩЕ СВАЛИТЬ НА СЕРДЕЧНУЮ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ»

- Кто дружил с Мартыновым в последние годы?

Знаменитые друзья, которых он поил и кормил в ресторанах и кому одалживал деньги, как-то быстро растворились. До последних дней с Женей был только один редактор из популярного журнала - вот, пожалуй, и все.

- Так какие же обстоятельства смерти Евгения заставляют вас усомниться в поставленном диагнозе?

Никто не проводил следствия, даже дела не завели. Но нестыковок очень много. Известно, что накануне смерти Женя попросил двух местных шоферов починить ему машину. Они согласились за две бутылки водки. Их распили на троих. Но как? Из одного стакана или из трех? Никто не выяснял.

Когда Жене стало плохо, шоферы занесли его в лифт. Что было в лифте? Его никто не осматривал - на кровь, волосы, следы борьбы.

Следующий настораживающий факт: первой на место трагедии приехала милиция. Не дожидаясь скорой, они вызвали врача из ближайшей поликлиники. Она оказалась детской. Врач сделал укол. Но какой? Ампулу, шприц никто не искал. Куда они делись?..

Это же самые элементарные вопросы. И врач этот детский почему-то сразу исчезла. Нестыковок много. Однако проще свалить на сердечную недостаточность.

- Делались ли какие-нибудь посмертные анализы?

Да, я заказал анализы на некоторые яды. Нашли повышенное содержание ядохимикатов алкогольного происхождения. То есть понятно, что алкоголь был суррогатный. Стал ли он причиной смерти? Возможно. Но анализ показал еще и следы нашатырного спирта в крови. Он мог вызвать отек неба, отек слизистой носа…

- А откуда в крови мог взяться нашатырь? Этот препарат ведь не принимают внутрь.

У каждой передвижной милицейской группы есть с собой нашатырь. Но они не дают его нюхать пострадавшему, а просто плещут в нос. Так было и с Женей. Они его буквально залили. Когда я получал одежду из морга, от нее несло нашатырем. Понятно, что он попал на слизистые и мог вызвать отек.

- С женой брата и племянником вы общаетесь?

Нет, они почти сразу откололись. Эля вскоре вышла замуж за Жениного знакомого и уехала с ним в Испанию.

- Пошел ли по стопам отца его сын Сергей?

Насколько я знаю, он продает испанскую мебель. Знакомый как-то встретил его на выставке в Москве. Ни Сергей, ни Эля сейчас в Москве не появляются, не приходят даже на могилу. Хотя помощь мне очень нужна. Я приезжаю на Кунцевское кладбище каждые выходные. Убираю засохшие цветы, освобождаю место для новых. Они никогда не переводятся на могиле брата…


Композитор и исполнитель

Лауреат Премии Ленинского комсомола (1980)

Десятикратный лауреат программы «Песни года»



Евгений Мартынов родился 22 мая 1948 года в городе Камышине в Волгоградской области.

Его мама Нина Трофимовна с июня 1942 года до сентября 1945 года служила в эвакогоспиталях 3-го Украинского фронта, и познакомилась в госпитале с раненым солдатом Григорием Мартыновым. Она выходила его, и вышла за него замуж, после чего молодожёны поселились в городе Камышине, где в любви и согласии вырастили двух сыновей - Евгения и Юрия.

Детство и юность Евгения прошли в Донбассе. Мама Евгения Нина Мартынова позже рассказывала: «Жили мы тогда на Волге, в городе Камышине, и потом переехали в Артёмовск. Женя маленький был очень болезненным, даже в детский сад не ходил. Дома у нас всегда пели на два голоса русские и украинские песни, отец на баяне играл, так вот Женя с ним все детские утренники, все праздники проводил. И так он любил музыку, что купили мы ему аккордеон. Детства у него, в сущности, не было: две школы - поесть, погулять некогда. Помню, учитель Женин говорил: «Мне бы побольше таких учеников, а не тех, что занимаются музыкой из-под палки...» И правда, я никогда не заставляла заниматься ни Женю, ни Юру. Потом поступил Женя в Киевскую консерваторию. Но мы с отцом - инвалиды второй группы, с войны, и пришлось ему перевестись к нам поближе».

Отец Евгения Григорий Мартынов до ранения был командиром стрелкового взвода 333-й дивизии, а после приезда в Артемовск стал работать учителем пения в артёмовской средней школе и руководил художественной самодеятельностью. Он рассказывал о Евгении: «Он любил наш дом в Артёмовске,да и красиво у нас там... Он нам с гастролей из каждого города присылал телеграммы, обязательно с обратным адресом, всё за нас с матерью боялся... Она их все сохранила: тут и Украина, и Белоруссия, и Урал, и Камчатка...» Но начиналась музыкальная карьера будущего известного композитора с папиного аккордеона, чье звучание заставляло Евгения оставлять свои игры и с восторгом вслушиваться в музыку. Мальчик быстро запоминал услышанные мелодии, и позже сам пел и танцевал, выстукивая ритмы запомнившихся песен. Он так же любил рассказывать стихи и монологи, услышанные в клубе, кинотеатре и на радио. В школе у Евгения обнаружился дар к рисованию, затем он увлёкся фокусами и охотно показывал их на школьных концертах. Учился Женя хорошо, без особого труда, но музыка постепенно вытеснила остальные увлечения и пристрастия, включая футбол, в который он обожал играть с детства. Отец научил Евгения играть на баяне, потом на аккордеоне, а когда Евгению исполнилось 11 лет, родители ему купили собственный профессиональный аккордеон, и он с удовольствием музицировал на нем перед одноклассниками и соседями. Благодаря своему отцу и постоянным занятиям Евгений получил хорошие профессиональные навыки музыкальной импровизации и овладел основами техники аккомпанемента в разных тональностях, что в будущем позволяло ему запросто подстраиваться под любое пение и сходу подыгрывать поющему даже в тех случаях, когда материал был ему неизвестен. После восьмилетки Евгений Мартынов поступил в Артёмовское музыкальное училище на дирижёрско-духовое отделение, где в нем проявилась страсть к сочинению, и им были написаны романс для кларнета и фортепиано, скерцо для кларнета и фортепиано и прелюдия для фортепиано.


После окончания училища Евгений поступил в Киевскую консерваторию имени Чайковского, и завершил своё образование в Донецком музыкально-педагогическом институте. Две первые песни-баллады им были написаны на стихи его сокурсниц Л. Жидель и Т. Киреевой - «Баллада о комсомольцах Донбасса» и «Песня о Родине». Когда Мартынов учился в консерватории на профессионального кларнетиста, кто-то сказал про него: «Это - подарок судьбы». Так он получил студенческое прозвище «Подарок» за незаурядные способности.


После окончания учёбы в течение года Евгений руководил эстрадным оркестром Донецкого Всесоюзного научно-исследовательского института взрывоопасного оборудования, а в 1972 году приехал в Москву с рекомендательным письмом донецкого дирижёра к популярной эстрадной певице Майе Кристалинской, которая очень тепло встретила обаятельного молодого человека из Донбасса. Именно Майя Кристалинская, чей эстрадный авторитет был очень высок, направила «хорошо поющего композитора» в Росконцерт, предварительно дав Мартынову самую лестную рекомендацию. Прослушивание в Росконцерте прошло успешно, и Евгения решили испытать в качестве солиста-вокалиста в сборной эстрадной программе, предложив поработать пару месяцев бесплатно, что было обычным для новичков из провинции. В свои первые гастроли по Сибири и Дальнему Востоку Евгений Мартынов поехал в июне 1972 года вместе с другими восходящими звёздами советской эстрады: молодыми Львом Лещенко, Валентиной Толкуновой, Светланой Моргуновой, Геннадием Хазановым и только что созданным Владимиром Чижиком джазовым ансамблем «Мелодия».

В 1973 году он был зачислен в штат Росконцерта, и судьба тут же связала Евгения с московскими поэтами Павлом Леонидовым и Давидом Усмановым, с которыми он написал свои первые песни в Москве, которые добавились к песням, сочиненным ранее в Донецке - «Колыбельная пеплу» на стихи Марцинкявичюса, «Баллада о матери» на стихи Дементьева, «Берёзка» на стихи Есенина и «У песни есть имя и отчество» на стихи Лисянского.

В июне 1973 года Мартынов завоевал звание лауреата Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни в Минске, исполнив там песни «Тёмная ночь», «Летят перелётные птицы» и свою «Балладу о матери», за исполнение которой он получил приз зрительских симпатий.


Очень скоро песня «Баллада о матери» была отмечена на всесоюзном телевизионном фестивале «Песня-74», и сделала имя Евгения Мартынова всенародно известным. Композитор Олег Иванов рассказывал: «Как и многих, меня поразила первая же Женина песня. Это была «Баллада о матери», которая в те годы буквально прокатилась по всей стране. Поразили и музыка, и стихи, и страстное исполнение... И что интересно, за год до этого мне показали стихи Андрея Дементьева, но я почувствовал, что не смогу написать на них песню. Стихи словно ждали Мартынова. Потом мы познакомились с ним на X Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине. Это было замечательно - сидеть рядом с Женей и слушать, как он поёт. Просто счастье. Он сочетал в себе и композитора, и певца, и музыканта, виртуозно владеющего роялем: у него инструмент звучал ярко, оркестрово. Блестящий пианист, Мартынов с листа играл клавиры любой сложности. Как-то раз продемонстрировал музыкальную шутку - сыграл пьесу по перевёрнутому клавиру. У Жени было яркое мелодическое дарование. Он никогда не ходил в середняках. За два-три года стал одним из самых популярных композиторов. Его сочинения привлекали самых знаменитых исполнителей. В творческой палитре композитора слились две славянские культуры: Женя, русский, жил на Украине, которая дала его мелодиям особую певучесть. Песни его были красивы той красотой, что идёт от щедрой солнечной земли. А пел он их с такой эмоциональной отдачей, словно в первый и последний раз, горел и дарил это горение людям».


Несмотря на удачное начало творческой карьеры, личная жизнь Евгения Мартынова долго не складывалась. Первоначально он вынужден был оформить фиктивный брак ради получения московской прописки. Об этом рассказывал пианист Леонтий Атальян: «В свое время Женя оформлял фиктивный брак, чтобы сделать себе московскую прописку. У нас была костюмерша Алена Абросимова. Хорошая девчонка. Она сама предложила Жене: «Давай распишемся! Чего ты мучаешься?». Тогда многие музыканты так делали. Работали-то мы от Росконцерта. База у нас находилась в Москве. И когда мы приезжали в Москву, каждый раз приходилось думать, где переночевать. Женя часто шутил по этому поводу. «Леон, ты сегодня на каком вокзале ночуешь? - громко спрашивал он, чтобы слышал директор коллектива. - Я на Курском» «Ты же знаешь, я предпочитаю Аэровокзал на Ленинградке, - отвечал я. - Там хороший буфет».

В 1975 году после исполнения песен «Лебединая верность» и «Яблони в цвету» популярность Евгения Мартынова еще более упрочилась, и в том же году он сталобладателем «Гран-при» международного фестиваля эстрадной песни «Братиславская лира». Причем нужно отметить, что исполнитель из СССР получил на этом конкурсе награду впервые.

Вскоре вышла дебютная пластинка-миньон Мартынова с тремя песнями в авторском исполнении, и она побила все тиражные рекорды, неоднократно переиздаваясь на заводах грампластинок «Фирмы Мелодия» в течение почти двух лет. Поэт Владимир Кудрявцев рассказывал: «Меня судьба свела с Евгением в начале 70-х в Москве, на квартире поэта Андрея Дементьева... Мне никогда не забыть того вечера. В домашней обстановке песни Мартынова в его же исполнении звучали особенно доверительно и очень трогательно, полные драматизма и неимоверной душевности. Супруга Андрея Галина, возможно уже не раз слушая эти песни-исповеди, не выдержала, расплакалась. Да и мы, мужчины, были взволнованы и растроганы. И ещё долго находились под впечатлением услышанного. А для Евгения, наверно, сама домашняя обстановка в гостинной семьи Дементьевых была особенной. Его тянуло к семейному огоньку. Оказывается, он тогда, не имея московской прописки и какого-либо жилья, ночевал - на Курском вокзале. Шутил тогда: «Мой адрес: левая скамейка справа от милиционера. Только ты не говори этого адреса Андрею. Не люблю, когда меня жалеют. Он обязательно предложит мне жить у них...» Я пробыл в Москве ещё несколько дней, и мы с ним жили в гостинице, в одном номере. Сметливость Евгения, его юмор и жизнерадостность захватывали. Знакомых в Москве у него было много, и на традиционный вопрос: «Как жизнь?» - он неизменно отвечал: «Чем так жить, лучше не дай Бог умереть». - «Да ты что?! - не понимая игры слов, говорили ему. - Тебе ещё жить и жить».


За годы своей композиторской и исполнительской деятельности Мартынов был удостоен многих лауреатских званий и почётных дипломов. Он был награжден в 1973 году на Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни в Минске и Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине. В 1974 году он был отмечен на всесоюзном телевизионном фестивале советской песни «Молодые голоса». В 1975 году он получил награду на международном конкурсе эстрадных песен «Братиславская лира» в Чехословакии, а в 1976 году - на международном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Золотой Орфей» в Болгарии. В 1976 году Мартынов получил награду на интерфестивалях эстрадной песни «Мелодии друзей» в Киеве, и в 1977 году - на «Дечинском якоре» в Чехословакии. Неожиданно для Мартынова его песни стали исполнять зарубежные артисты. ИзВсесоюзного агентства по авторским правам стали поступать извещения об исполненииего песен в самых различных частях света: во всех социалистических странах, в Финляндии, Испании, Англии, Канаде, США и Японии.

В 1978 году Евгений женился на киевлянке по имени Эвелина, в браке с которой у него в 1984 году родился сын Сергей, который был так назван в честь композитора Сергея Рахманинова и поэта Сергея Есенина.


В 1980 году композитор был удостоен почётного звания лауреата премии Ленинского комсомола, с 1974 по 1990 год Мартынов регулярно признавался лауреатом всесоюзных телефестивалей «Песня года», а с 1984 года он стал членом Союза композиторов. Его коллега, композитор Георгий Мовсесян рассказывал: «Юрий Гуляев, Женя и я всегда встречались по радостным поводам, вместе выступали. Мы были желанными гостями среди моряков, космонавтов, спортсменов. Я благодарен Жене за то, что он, в отличие от «единохлебников», не нацепил себе серьгу на ухо и выходил на сцену всегда подтянутым и элегантным, уважая слушателей. Он хотел отношения к песне такого, как бывает у родителей к детям. И клавиры своих песен писал с тщанием, словно студент к экзамену, хотя был и специалист, и мастер. Вообще был до одурения добросовестным и относился к работе как к чему-то святому, а не как к промыслу. Многие из нас бросились в другую «религию», он со своим богом остался...» Получение лауреатских званий сопровождалось вручением специальных дипломов и призов «За элегантность», «За артистическое обаяние» и «За телегеничность». Этот успех с большой буквы изменил атмосферу вокруг имени Евгения Мартынова, но не самого Евгения.


Самым вдохновенным и плодотворным оказался творческий альянс Мартынова с Андреем Дементьевым. Содружество Мартынов - Дементьев привело к появлению песен «Отчий дом», «Натали», «У Есенина день рождения», «Прости» и «Ласточки домой вернулись». Однако, с Евгением Мартыновым охотно сотрудничали и другие известные поэты-песенники -Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Илья Резник,Игорь Шаферан, Михаил Танич, Леонид Дербенёв, Николай Добронравов, Римма Казакова и многие другие авторы.


Песни Мартынова звучали повсюду: «Я тебе весь мир подарю», «Соловьи поют, заливаются...», «Начни сначала», «Чайки над водой», «Весёлый зонтик», «Песня о моей любви». После 1975 года у Мартынова вышло 5 авторских миньонов с названием «Евгений Мартынов поет свои песни». Тиражи этих миньонов моментально раскупались, и часто сам композитор, щедро раздаривавший пластинки поклонникам, не мог их приобрести в магазинах. В 1979 году в продаже появилась его большая пластинка.

Мартынов много с успехом гастролировал в разных странах мира - США, Канаде, Мексике, Бразилии, Аргентине, Италии, Германии, Испании, Бельгии, Финляндии, Индии и Швейцарии. Однокурсница Евгения Мартынова профессор Т.И. Киреева рассказывала: «Женя был необыкновенно веселым, светлым человеком. И как друг, и как музыкант он был удивительным. От него всегда исходили жизнелюбие и радость. Он щедро одаривал своими солнечными лучиками каждого в отдельности и всю нашу студенческую братию. Никогда не унывал. Когда приходил в консерваторию или общежитие, всегда шутил и смеялся. Там, где был Женя, всегда были веселье, смех и, конечно же, песня. Мы поражались его находчивости, он умел расшевелить любого. Обычно садился за рояль играл, а потом начинал петь».


То, что Евгений Мартынов очень любил пошутить, подтверждал и Леонтий Атальян: «Свои первые гонорары - 400-500 рублей - Мартынов хранил... в плавках, завернув в целлофановый пакет. Для него это было богатство. Иногда в поездках Женя доставал полтинники и стольники, лепил на стекло автобуса и веселился, наблюдая, как реагируют проезжающие рядом люди. Он вообще любил пошутить».


До 1990 года, ставшего для него последним, Евгений Мартынов входил в число самых популярных и любимых в СССР авторов и исполнителей. Юрий Мартынов рассказывал: «Евгений Мартынов, по-моему, один из последних композиторов, кого приняли с распростертыми объятиями исключительно за талант. «Может быть, мы с тобой вправду чего-то не понимаем? - говорил Женя. - Я уже устал от всего этого. Мои нервы не выдерживают... А самое главное - стыдно. Стыдно толкаться, почти что кулаками отстаивая право своему творчеству на место в эфире».


Поэт Владимир Кудрявцев рассказывал: «Со временем Евгений приехал ко мне в Киев. Был цветущий май, и вдруг пошёл грибной дождь. А когда закончился, мы... поехали в Гидропарк. Стояли на берегу Днепра, и как раз в это время расцвела радуга. И Женя говорит мне: «Напиши об этом. У меня даже припев есть». И он напел: «Марцефали, марцефали...» Это было его любимое словечко, значения которого он сам не знал. Когда позже я звонил ему, то обращался: «Привет, Марцефали!» Однако в тот же день он уже напевал первые строки ещё не написанной песни:

"Подаруй менi на радiсть

Кольори травневих райдуг..."

Мы ещё много раз встречались с Евгением - в Москве и в Киеве. Но эта песня осталась одной-единственной. Имею в виду: песня на украинском языке... И теперь уже последней. (Речь идёт о песне «Кольори кохання», по-русски - «Цвета любви»). Он обещал мне в октябре-месяце заехать в Ялту, куда я переехал на постоянное жительство. И вот...»

3 сентября 1990 года около 10 утра Евгений Мартынов зашёл в 180-е отделение милиции, с которым давно уже поддерживал дружеские отношения (неоднократно выступал перед сотрудниками милиции, знакомил со своим творчеством). Он был жизнерадостен и весел. А через час в милицию позвонили граждане и сообщили, что у подъезда лежит бездыханное тело какого-то мужчины. Сотрудники милиции срочно выехали на место происшествия, и узнали в лежавшем мёртвом человеке певца и композитора Евгения Мартынова. Как стало известно - он шёл домой, и вдруг ему стало плохо с сердцем. Он присел у подъезда на ступеньки, но боль, видимо, не отпускала. Ему пытались помочь прохожие, была вызвана «скорая помощь». Но у Мартынова ртом пошла кровь, стало чернеть лицо, и вскоре он скоропостижно скончался. Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность. Вызванная «скорая», приехавшая через 40 минут, помочь уже ничем не могла.

«Я тебе весь мир подарю» - так называлась одна из песен композитора Евгения Мартынова и так можно озаглавить все его творчество. Ибо Евгений Мартынов действительно подарил своим почитателям необъятный мир Красоты, Полета, Весны и Любви, навсегда оставшись в нашей памяти символом света, верности и вдохновения.

Евгений Мартынов похоронен на Ново-Кунцевском кладбище.

Супруга Евгения Мартынова повторно вышла замуж, и переехала с сыном в Испанию. В знак признания заслуг композитора в 1992 году одна из улиц Артёмовска в Донбассе была названа именем Евгения Мартынова. По инициативе деятелей культуры и друзей артиста в Москве в 1993 году было создано Московское культурное общество «Клуб Евгения Мартынова», занимавшееся культурной и благотворительной деятельностью, и пропагандировавшее творческое наследие замечательного композитора и певца. В 1995 году на могиле Евгения Мартынова на Ново-Кунцевском кладбище был открыт памятник-надгробие.


В 1998 году вышла книга Юрия Мартынова «Лебединая верность Евгения Мартынова», в которой на фактическом материале, официальных документах, публикациях разных лет, высказываниях коллег, архивных фотоматериалах, и на основе воспоминаний родного брата композитора был раскрыт жизненный и творческий путь ярчайшего представителя профессионального песенного искусства Советского Союза 70-80-х годов XX столетия.

Послесловие…


Как при жизни, так и после смерти Евгения Мартынова его песни включали в свой репертуар многие популярные отечественные и зарубежные артисты: Мичел (Испания), К.Готт (Чехия), А.Герман (Польша), Д.Марьянович, М.Унгар, И.Шерфези (Югославия), Л.Иванова (Болгария), М.Дауэр (Румыния), М.Чавес (Куба), Я.Йоала, А.Вески, М.Кристалинская, Г.Ненашева, Л.Кесоглу, А.Ведищева, Т.Миансарова, Г.Чохели, М.Кодряну, И.Кобзон, Л.Зыкина, О.Воронец, С.Захаров, С.Ротару, В.Толкунова, Л.Лещенко, Л.Сенчина, Ю.Богатиков, Е.Шаврина, Г.Белов, К.Георгиади, А.Серов, И.Понаровская, Н.Чепрага, Л.Серебренников, И.Отиева, Н.Гнатюк, Л.Успенская, В.Вуячич, Н.Бродская, исполнители нового (для композитора) поколения - Ф.Киркоров, Н.Басков, С.Павлиашвили, А. Малинин, И.Шведова, И.Демарин, В.Готовцева, М.Евдокимов, Анастасия, Юлиан, Таня Острягина; а также такие известные коллективы, как Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской (Российской) Армии им.А.Александрова, Академический ансамбль песни и пляски ВВ МВД СССР (РФ), Государственный русский народный ансамбль «Россия», вокально-инструментальные ансамбли - «Орэра», «Самоцветы», «Пламя», «Гая», «Надежда», «Червона рута», «Семеро молодых» (Югославия), «Блю джинс» (Япония), вокальные ансамбли - «Русская песня», «Бабье лето», «Воронежские девчата», дуэт «Ромэн»... Сочинения композитора также с успехом исполнялись (и исполняются) оркестрами симфонической и эстрадной музыки Всесоюзного (Российского) радио и телевидения, Государственным духовым оркестром России, оркестрами эстрадной и танцевальной музыки Братиславского и Остравского радио (Словакия и Чехия), московским эстрадным оркестром «Мелодия», Оркестром под управлением Клода Каравелли (Франция).

Разбирая бумаги Евгения Мартынова, его брат Юрий нашёл записи, которые можно считать творческим завещанием музыканта. Там есть такие строки: «Мне близка гражданская лирика - продолжение традиций советской песни. Важно сохранить всё лучшее, что было написано композиторами в этом жанре. Надо продолжать традиции, иначе мы погубим нашу национальную песенную русскую культуру. Сейчас моду стали диктовать девочки лет 14 - 17. Для них главное - танцевальный ритм. Отсюда и стишки соответствующего содержания. Люди разучились петь. А что важнее - развлекательность в музыке или её воспитательное значение? У песни есть авторы. Ныне культура безымянная, необузданная, нет никакой ответственности за сочинение. Не уважают членов Союза композиторов. А профессионалов надо уважать, мы так стремились ими стать! Член творческого союза - почти что олицетворение застоя, а вот парень с гитарой - это прораб перестройки!.. Песня должна объединять людей всех возрастов!»
www.donbass.dn.ua
Материалы сайта www.pnp.ru
Материалы сайта www.shanson-e.tk
Материалы сайта www.tvcenter.ru

У братьев Юры и Жени была одна общая страсть - музыка.

Евгений Мартынов - советский эстрадный певец, композитор, музыкант (22 мая 1948-3 сентября 1990)
Жена автора «Лебединой верности» сразу после его смерти сделала аборт и сошлась с другим мужчиной.

24 года назад, 3 сентября 1990 года, в 42 года ушел из жизни замечательный певец и композитор Евгений МАРТЫНОВ - автор песен «Лебединая верность», «Яблони в цвету», «Аленушка» и др.

По официальной версии, у него отказало сердце в подъезде собственного дома, а помощь пришла слишком поздно. Однако младший брат Евгения - заслуженный деятель искусств России, композитор Юрий МАРТЫНОВ - считает, что обстоятельства смерти певца далеко не так однозначны.

Юрий Григорьевич, перед смертью ваш брат вел судебную тяжбу с людьми, кинувшими его на крупную сумму...
- Это были организаторы его гастролей по Рязанской области, не выплатившие брату гонорар. С их фирмой Женя заключил договор, поэтому был уверен, что выиграет дело. Однако выяснилось, что фирма оформлена на подставных людей, а их документами прикрывались рецидивисты. Очередное заседание суда должно было состояться 4 сентября 1990 года, но в связи со смертью истца дело закрыли.

Единственного сына МАРТЫНОВ назвал Сергеем в честь ЕСЕНИНА и РАХМАНИНОВА.

В прошлом году на телепрограмму Андрея Малахова, посвященную памяти Мартынова, пришел якобы представитель той фирмы. Начал оправдываться, мол, нечистоплотный партнер воспользовался его печатью и подписью. Заявил, что чувствует вину перед Мартыновым и просит прощения у его матери. Детский лепет! Они были должны Жене 10 тысяч рублей. Это в советское время, когда «Волга» стоила 15 тысяч, а трехкомнатную квартиру можно было купить за девять! Верните деньги с учетом ставки рефинансирования! Иначе о каком прощении может идти речь?!

Смерть вашего брата поначалу связывали именно с судом...
- Предположения возникли после ошибочной информации о бандитском нападении на композитора Мартынова, опубликованной в «МК» за две недели до его смерти. На деле напали на другого Мартынова - актера Театра имени Маяковского. Брата в это время даже не было в Москве. Тем не менее долго ходили слухи, что Женю из-за суда с уголовниками избили. В принципе исковые права передаются по наследству.

И я был готов от имени наследников продолжить тяжбу. Но вдова Жени Элла (Эвелина Старенченко) впала в истерику. «У меня ребенок растет, он мне дороже денег, - заявила она. - Я запрещаю тебе заниматься этим делом».

Но ведь милиция проводила расследование?
- Если, по мнению милиции, признаков преступления нет, пишется рапорт о происшествии, и вопрос закрывается. Опросили бабку, обнаружившую брата в подъезде, других жильцов. Установили, что к подъезду Женя пришел с двумя мужиками. Позже те рассказали, что Мартынов дал им денег на водку и они вместе с ним выпили. Вопросов много, но их никто не удосужился задать. Что конкретно пили? Все ли из одной бутылки? По словам мужиков, когда они вошли в подъезд, брату стало плохо и он упал в лифте. А почему они бросили его и убежали? Зачем с Женей в лифт вошел один мужчина, а другой остался внизу?

Дальше - самый криминал. Приехала милиция и стала приводить Женю в чувство - хлопать по щекам и давать нюхать нашатырный спирт. Пришел некий врач из расположенной напротив детской больницы и сделал брату укол. После этого он умер. Как сказали в Институте Склифосовского, у Евгения во рту обнаружили большое количество нашатырного спирта. Но нашатырь не пьют. Чтобы им привести человека в чувство, достаточно смоченной ватки. А у Жени вся одежда пахла тем спиртом. Но этот факт не исследовали. Объявили причиной смерти сердечную недостаточность.

Архивы исчезли

Евгений с Валентиной ТОЛКУНОВОЙ и Андреем ДЕМЕНТЬЕВЫМ.

Что, по вашему мнению, произошло на самом деле?
- Судя по всему, Жене стало плохо из-за отравления. То ли водка была «паленая», то ли ему что-то подлили, чтобы «вырубить» и ограбить. Когда приехала милиция, брат дышал, не нужно было его трогать. А ему стали «помогать». Похоже, нашатырный спирт не просто давали нюхать, а буквально вливали в него. А ведь этот препарат, попав на слизистую, сразу вызывает отек, и человек не может вдохнуть. Скорее всего, имело место причинение смерти по неосторожности.

Песни МАРТЫНОВА исполняли многие советские звёзды:
для Людмилы ЗЫКИНОЙ он написал такие хиты, как «Расскажи мне, мама» и «Не разлюби меня»

Вы не пытались добиться проведения дополнительной проверки?
- Нужно постановление прокуратуры. Но до прокурора дело не дошло, поскольку по милицейским документам не было признаков преступления. Естественно, всем выгодно представить это как несчастный случай. А я в тот момент психологически не мог этим заниматься. Потом у нас началась конфронтация с вдовой Жени Эллой. Пришлось что-то делить, включая авторские права.

Была еще одна двоякая ситуация - вскоре после смерти Евгения Элла попросила меня помочь ей сделать аборт. Меня долго мучили сомнения: от кого ребенок? В итоге свел ее с нужными людьми. А через месяц она уже была с другим чуваком, с которым сейчас живет в Испании.

Обстоятельствами смерти Жени я всерьез занялся несколько лет спустя, когда начал писать о нем книгу. Но возобновить дело было уже невозможно. В начале 90-х происходило переформирование всех районов Москвы и соответствующих отделений милиции. И все материалы по обстоятельствам смерти Жени бесследно исчезли.

Могила артиста на Ново-Кунцевском кладбище в Москве всегда утопает в цветах.

Знаю вы и сейчас с кем-то судитесь?
- Была тяжба с женой Януковича. На Украине девять раз проходил Международный фестиваль Евгения Мартынова. На первом председателем оргкомитета был сам Янукович, а я - председателем жюри. Артистов и членов жюри пригласили самых звездных. Но денег никому не заплатили. После этого я отказался с ними сотрудничать и потребовал прекратить дальнейшее проведение фестиваля. Но украинцы продолжили проводить фестиваль Евгения Мартынова. Не перечисляя ни копейки за его песни и не спрашивая разрешения на их исполнение.

Вопрос брала под контроль Генеральная прокуратура Украины, но ничего добиться не удалось. А с прошлой осени я от имени матери Мартынова веду судебную тяжбу с создателями телепрограммы «ДОстояние РЕспублики». В одном из выпусков прозвучала в изуродованном виде песня «Яблони в цвету». Мне звонили и возмущались, как я такое позволил. А ко мне даже не обращались! По Закону об авторском праве любое исполнение произведения с новой оркестровкой требует разрешения от авторов или их наследников.

Фальшивое ограбление

Может, создатели шоу не виноваты? Переработку песни мог сделать исполнитель.
- «Яблони в цвету» в программе исполнял Сергей Захаров. Безусловно, он тоже участвовал в создании незаконной переработки. Но в эфир ее выпустил Первый канал, который и должен нести ответственность. Его представители перекладывают ответственность на производителей программы - компанию «Красный квадрат». Представители «Квадрата» говорят, что заплатили Российскому авторскому обществу и больше никому не должны.
А 22 февраля этого года на меня напали около дома. Сильно избили, отняли портфель. Но на ограбление это не было похоже. Забрали не деньги или мобильник, а две дискетки с документами по моим судебным делам. Возбуждено уголовное дело. Но как признался мне следователь: «Понимаете, звери такой масти - не для нашей пасти»

У песни «Яблони в цвету» есть еще автор текста - Илья Резник. Он тоже судится с «ДОстоянием РЕспублики»?
- Сначала он меня поддерживал. Говорил: «Эти сволочи берут все лучшее и обсирают». Но на суд Резник не пришел. Не поддержал меня и другой соавтор Мартынова - Андрей Дементьев. «Зря ты это затеял, - сказал он. - И из-за этого они обозлились не только на тебя, но и на меня». Это при том, что по авторским правам с Дементьевым вообще невозможно договориться. Он просит огромный гонорар.

«Я не против выпуска диска, - оправдывается он. - Но подобными вопросами занимается моя жена Аня». А у Анны разговор короткий: «Или нам платят интересующую нас сумму, или нам это не нужно». Такие же неподъемные деньги просит Резник. Я лично, когда кто-то хочет выпустить очередной CD или DVD с песнями Мартынова, даю разрешение на символических условиях. Но этим двоим все мало. Из-за этого в последние годы диски с песнями брата не выходят вовсе.

Семейная жизнь Эллы и Евгения началась с большой любви, а закончилась скандалами и взаимными упреками. По словам брата певца, Женя иногда жаловался ему: «Я знаю, что вся Элкина любовь ко мне держится только на материальном комфорте»

Михаил ФИЛИМОНОВ

Взято от сюда:liveinternet.ru/community/for_women_only/post327274950/

Новое на сайте

>

Самое популярное