Домой Щитовидная железа Художники прерафаэлиты. Живопись прерафаэлитов

Художники прерафаэлиты. Живопись прерафаэлитов

Прерафаэлиты это английские художники Уильям Холман Хант (1827-1910), Джон Эврет Милле (1829-96), поэт и художник Данте Габриэль Россетти (1828-82), объединившиеся в 1848 в Прерафаэлитское братство.

В него вошли также искусствоведы - брат Данте Габриэля - Уильям Майкл Россетти (1829-1919) и Фредерик Джордж Стивене (1828-1907), поэт и скульптор Томас Увулнер (1825-92), художник Джеймс Коллинсон (18257-81).

Эстетические принципы прерафаэлиты


Инициалы «ПБ» (Прерафаэлитское братство) впервые появились на картине Ханта на выставке Королевской Академии искусств в 1849.

Эстетические принципы прерафаэлиты - романтический протест против холодного академизма, господствовавшего в английской живописи того времени.

Их идеал искусства - творчество мастеров средних веков и раннего Возрождения (т.е. «дорафаэлевского» периода) - Джотто, Фра-Анжелико, С.Боттичелли, привлекавшее их как образец наивного, непосредственного отношения человека к природе.

Прерафаэлиты призывали изображать природу в ее разнообразии, используя весь спектр красок, в отличие от бледно-зеленых и коричневых тонов академических художников, никогда не покидавших студии. Религиозный дух дорафаэлевской живописи прерафаэлит противопоставляли индивидуализму, безбожию художников высокого Возрождения и современному материализму. В этой связи на них оказало воздействие «Оксфордское движение». Утверждаемое прерафаэлитами нравственное начало находило выражение в религиозных темах, в символико-мистической иконографии.

Вдохновлявшие прерафаэлиты авторы


Любимые, вдохновлявшие прерафаэлиты авторы - Данте, Т.Мэлори, У.Шекспир, поэты-романтики У.Блейк, Дж.Китс, П.Б.Шелли, воспринимаемые как эстеты и мистики, А.Теннисон с его средневековыми сюжетами и темой борьбы духовного и чувственного начал и особенно Р.Браунинг с его интересом к Италии, возвеличиванием дорафаэлевского искусства, с острыми психологическими сюжетами.

Прерафаэлиты восприняли в 1848-49 как опасных, наглых революционеров и подвергли резкой критике. В их защиту выступил теоретик искусства Джон Рёскин (1819-1900), ставший другом Д.Г.Россетти. В открытых письмах, опубликованных в 1851 и 1854 в газете «Тайме», он защищал их от упреков в искусственном воскрешении примитивной средневековой живописи, пристрастии к абстрактной символике и безразличии ко всему, выходящему за рамки «прекрасного».

С Рёскиным прерафаэлиты объединило осуждение прозы и прагматики буржуазных отношений, идеализация ремесленного уклада средних веков. Позднее он осудил их «эстетство» и отошел от них. В январе-апреле 1850 прерафаэлиты издавали журнал (четыре номера) «The Germ» с подзаголовком «Размышления о природе поэзии, литературы и искусства»; последние два номера переименованы: «Искусство и поэзия как размышления о Природе»; его редактором был У.М.Россетти, являвшийся также секретарем прерафаэлит. К прерафаэлитам примыкали (но не были членами братства) художники Форд Мэдокс Браун (1821-93), Эдвард Коули Берн-Джонс (1833-98), Артур Хьюз (1830-1915), писатель, художник, идеолог английского социализма Уильям Моррис (1834-96), сестра Д.Г. и У.М.Россетти - поэтесса Кристина Россетти (1830-94), печатавшая свои стихи в их журнале.

Центральная фигура прерафаэлит


Центральная фигура прерафаэлит - Д.Г.Россетти. В его поэзии, сфокусированной на поединке духовного и чувственного как извечно противостоящих друг другу начал в человеке, наиболее ярко воплотилось характерное для прерафаэлит колебание между мистицизмом и прославлением чувственности, попытка примирить мистику и эротику на основе обожествления плоти. У Д.Г.Россетти чувственное зачастую побеждает спиритуалистическое. Он любил обращаться к Данте, его любви к Беатриче. Увлечение Данте очевидно в изданной им книге переводов «Ранние итальянские поэты» (1861). Религиозно-мистическое начало католицизма нередко заслонялось в восприятии прерафаэлит чисто живописным.

Пышность католического церковного ритуала, причудливые формы готической архитектуры увлекали их порой вне зависимости от воплощенных в ней идей. Наиболее последовательны в выражении религиозно-католических воззрений-Хант в живописи и К.Россетти в поэзии. В 1853 Прерафаэлитское братство распадается. Милле уехал в Шотландию, а вернувшись, стал коммерческим художником, писавшим заказные портреты и сентиментальные картины. Хант в 1854 уехал в Палестину в поисках более реального фона для своих религиозных картин и на протяжении всей жизни оставался наиболее последовательным. Увулнер уехал в Австралию, Коллинсон в 1852 принял католицизм и примкнул к религиозной общине.

Прерафаэлиты были связаны личной дружбой и эстетической близостью с А.Суинберном, У.Пейтером, О.Бёрдсли, О.Уайлдом и оказали существенное влияние на «эстетизм» как направление в литературе и живописи 1880-х.

Слово прерафаэлиты произошло от английского Pre-Raphaelite brotherhood.

Что делать тому, для кого их бунт так много значит? Ехать в Москву. А если он (вернее она) не в форме? Видеть отражение их работ в своей душе…

Коронационный потрет королевы Виктории (1837 — 1901) — последней представительницы Ганноверской династии на троне Великобритании. Родилась в 1819 году. Первое имя - Александрина - дано ей в честь русского императора Александра I, который был её крестным.

Для социального облика эпохи характерен строгий моральный кодекс (джентльменство), закрепивший консервативные ценности и классовые различия.

В обществе преобладали ценности, исповедуемые средним классом и поддерживаемые как англиканской церковью, так и мнением буржуазирующейся верхушки общества.
Трезвость, пунктуальность, трудолюбие, экономность и хозяйственность ценились и до правления Виктории, но именно в её эпоху эти качества стали доминирующей нормой. Пример подала сама королева: её жизнь, до конца подчиненная долгу и семье, разительно отличалась от жизни двух её предшественников. Большая часть аристократии последовала её примеру, отказавшись от броского образа жизни предыдущего поколения. Так же поступила и квалифицированная часть рабочего класса. Представители среднего класса обладали уверенностью в том, что процветание - это вознаграждение за добродетель, и следовательно, неудачники не достойны лучшей участи. Доведенное до крайности пуританство семейной жизни порождало чувство вины и лицемерие.


Джошуа Рейнольдс (1723 — 1792). Атопортрет 1782.
Художник и теоретик искусств. Организатор и президент Королевской Академии художеств в Лондоне, созданной в 1768 году.

Занимая до самой смерти пост президента Королевской Академии художеств, Рейнолдс исполнял исторические и мифологические композиции, много сил отдавал педагогической и общественной деятельности. Как теоретик искусства Рейнолдс призывал изучать художественное наследие прошлого, в частности искусство античности и Возрождения. Придерживаясь взглядов, близких классицизму, Рейнолдс в то же время подчеркивал особое значение воображения и чувства, предвосхищая этим эстетику романтизма.


Джошуа Рейнольдс. «Амур, развязывающий пояс Венеры». 1788. Собрание Эрмитажа. Санкт-Петербург.

В 1749 году Рейнольдс отправился в Италию, где изучал произведения великих мастеров, преимущественно Тициана, Корреджо, Рафаэля и Микеланджело. По возвращении в Лондон, в 1752 году, он вскоре составил себе громкую известность, как необычайно искусный портретист, и занял высокое положение среди английских художников.

Многие из произведений Рейнольдса потеряли первоначальный блеск красок и потрескались вследствие того, что, исполняя их, он пробовал употреблять, вместо масла, другие вещества, например — битум.


Уильям Холман Хант. «Рыбачьи лодки в лунную ночь».
Прерафаэлиты, в отличие от академистов, отказались от «кабинетной» живописи и начали рисовать на природе…

Общество прерафаэлитов было основано в 1848 году тремя молодыми художниками: Уильямом Холманом Хантом, Данте Габриэлем Россетти, Джоном Эверетом Миллесом. Вызов заключался уже в самом названии группы: «прерафаэлиты» означает «до Рафаэля». «Ваше академическое искусство, господа профессора, со слащавым Рафаэлем в качестве ориентира, - устарелое и неискреннее. Мы берем пример с тех живописцев, которые жили до него», - как будто заявляли прерафаэлиты своим названием.

Бунт молодежи против академической живописи - дело нередкое. В России точно так же возникло общество передвижников. Впрочем, русские художники в знак протеста против официального искусства обычно писали меланхоличные жанровые картины, пропитанные обличительным пафосом. Британцы же возвели в культ простоту, красоту, Ренессанс.


«Мадонна с младенцем». Фра Филиппо Липпи (1406 — 1469).
Флорентийский живописец, один из виднейших мастеров Раннего Возрождения. То — один из образцов подражания для прерафаэлитов (какая красок чистота…).

В написанных Липпи фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи. Его мадонны - очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы — Христы и ангелы - прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены.


«Мадонна с Младенцем в окружении Ангелов». Сандро Боттичелли (1445 - 1510). Великий итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи. То — один из образцов подражания для прерафаэлитов (как изыскан линеарный рисунок,)

Одушевлённость ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность лёгких, трепетных линий, прозрачность холодных, изысканных, словно сотканных из рефлексов, красок создают атмосферу мечтательности, светлой лирической грусти.

Композиция, приобретшая классическую стройность, обогащается прихотливой игрой линейных ритмов. В ряде работ Боттичелли 1480-х годов проскальзывает оттенок тревоги, смутного беспокойства.


«Благовещение». Фра Беато Анжелико. Около 1426 года.
То — алтарный образ в резной позолоченной раме в рост человека, написанный темперой на деревянной доске.
То — один из образцов подражания для прерафаэлитов, совершенный во всем…

Действие происходит под портиком, открытым в сад. Колонны портика зрительно делят центральную панель на три части. Справа изображена Дева Мария. Перед ней — склонившийся Архангел Гавриил. В глубине виден вход в комнату Марии. В скульптурном медальоне над центральной колонной изображен Бог-Отец. Слева — вид Эдема с изображением библейского эпизода: Архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после их грехопадения.

Соединение ветхозаветного эпизода с новозаветным превращает Марию в «новую Еву», лишенную недостатков прародительницы.


Данте Габриэль Россетти. Автопортрет.
Родился в 1828 году в Лондоне. В пять лет сочинил драму, в 13 — драматическую повесть, в 15 — его начали печатать. В 16 лет поступил в рисовальную школу, потом — в Академию живописи…

Отец будущего художника — бывший хранитель Бурбонского музея в Неаполе — принадлежал к обществу карбонариев, принимавших участие в восстании 1820 года, которое после предательства короля Фердинанда было подавлено австрийскими войсками. В Лондоне Габриэле Россетти (отец) был профессором в Королевском колледже. В свободное время он занимался составлением «Аналитического комментария к «Божественной комедии» Данте. Мать — урожденная Мэри Полидори — была дочерью известного переводчика Мильтона. Свои литературные пристрастия они передали детям.

В честь Данте было дано имя сыну. Старшая дочь — Мария Франческа — написала книгу «Тень Данте». Младшая — Кристина — стала известной английской поэтессой. Младший сын — Уильям Майкл — литературным критиком и биографом брата.

«Слуга Господня». Данте Габриэль Россетти. 1849-1850.
Написана при вступлении в «Прерафаэлитское братство».
На полотне изображено «Благовещение», выполненное с отступлениями от христианского канона.

Мастера итальянского Возрождения изображали Мадонну как святую, не имеющую ничего общего с обыденной жизнью. Представив Благовещение реалистично, Россетти нарушил все традиции. Его Мадонна — обычная девушка, смущенная и испуганная вестью, принесенной ей архангелом Гавриилом. Такой необычный подход, ввергнувший в ярость многих любителей искусства, соответствовал намерению прерафаэлитов писать картины правдиво.

Картина «Благовещение» не понравилась публике: художника обвинили в подражании старым итальянским мастерам. Реалистичность изображения вызвала бурное неодобрение, Россетти заподозрили в симпатиях к папству.


«Воспитание Богородицы», Д. Г. Россетти 1848-1849 гг.,
Богородица, родители — праведники Иоаким и Анна, Ангел с лилией в кувшине, стопка книг и розги на переднем плане.
Богородица написана с сестры, а св. Анна - с матери художника.

Мария работает над пурпурной пряжей для храмовой завесы. То — символ предстоящего «прядения» младенческого тела Иисуса Христа из «пурпура» материнской крови в утробе Марии. Как видели, работа над пряжей продолжается, когда происходит Благовещение.


Джон Эверетт Миллес. «Портрет Джона Рёскина», 1854,
Рёскин задумчиво созерцает водопад. Очень точно выписанные скалы и вода потока отражают интерес и любовь, которые Рёскин испытывал к природе.

В религиозных и символических мотивах молодых художников-прерафаэлитов знаменитый литературный и художественный критик и поэт, историк и теоретик искусства, художник и социальный реформатор Джон Рёскин увидел важное открытие. Он предложил свод незыблемых правил с призывом изучать природу, использовать достижения науки и подражать мастерам треченто.

Благодаря его поддержке, «Братство прерафаэлитов» быстро получило признание. Прерафаэлиты подняли планку качества живописи, перешагнули через академические традиции викторианской эпохи, вернувшись к природе, истинному и простому критерию прекрасного.


В 1840 году в возрасте 11 лет поступил в Королевскую академию художеств, став самым молодым студентом за всю ее историю. В академии проучился шесть лет. В 1843 году получил серебряную медаль за рисунок. К пятнадцати годам уже прекрасно владел кистью.

Джон Эверетт Миллес был самым младшим из блестящей троицы и лучше других владел различной живописной техникой. Увлекшись поэтическими фантазиями Россетти и теоретическими рассуждениями Ханта, он первый применил на практике «прерафаэлитский» метод письма, напоминающий фресковую живопись.

Миллес пишет яркими красками по сырому белому грунту, не использует профессиональных натурщиков и старается быть предельно достоверным в изображении материального мира.



Картина написана по мотивам стихотворения Джона Китса, который в свою очередь вдохновлялся одним из сюжетов «Декамерона» Бокаччо. Справа с бокалом в руках — Россетти.

Это рассказ о любви, вспыхнувший между Изабеллой и Лоренцо — слугой в доме, где Изабелла жила со своими богатыми и заносчивыми братьями. Когда те узнали об их отношениях, то решили тайно убить юношу, чтобы избавить сестру от позора. Изабелла ничего не знала о судьбе Лоренцо и сильно тосковала.

Однажды ночью дух Лоренцо явился девушке и указал, где братья зарыли его тело. Изабелла отправилась туда, выкопала голову возлюбленного и спрятала в горшок с базиликом. Когда братья узнали, что именно хранится в горшке, они, боясь наказания, похитили его у сестры и сбежали. А Изабелла умерла от горя и тоски.

Сюжет пользовался большой популярностью в живописи. Особую любовь питали к нему прерафаэлиты.


Джон Эверетт Миллес. «Изабелла». 1848–1849. Холст, масло.
Картина написана по мотивам стихотворения Джона Китса, который в свою очередь вдохновлялся одним из сюжетов «Декамерона» Бокаччо. Цитата из поэмы Китса…

Вассал любви — Лоренцо молодой,
Прекрасна, простодушна Изабелла!
Возможно ль, чтоб под кровлею одной
Любовь сердцами их не овладела;
Возможно ль, чтоб за трапезой дневной
Их взгляды не встречались то и дело;
Чтобы они средь ночи, в тишине,
Друг другу не пригрезились во сне!***
Так братья, догадавшись по всему,
Что к их сестре Лоренцо полон страсти
И что она не холодна к нему,
Поведали друг другу о напасти,
От злобы задыхаясь, — потому,
Что Изабелла с ним находит счастье,
А для нее им нужен муж иной:
С оливковыми рощами, с казной.



1850. Миллес изобразил юного Христа в облике простого мальчика в убогом интерьере плотницкой мастерской, явно
не испытывая (по мнению критиков) почтения к религии и наследию мастеров.

Говорят, что сюжет для этой картинны Миллес придумал летом 1848 года во время церковной проповеди. На полотне изображен маленький Иисус в мастерской своего отца Иосифа (у картины есть второе название – «Христос в плотницкой мастерской»). Иисус только что поранил руку гвоздем, что можно понять как предчувствие будущего распятия. Первые наброски Милесс сделал в ноябре 1849 года, в декабре приступил к холсту, а в апреле 1850 года закончил картину. Через месяц художник представил ее летней выставке Королевской академии – и на него обрушились недовольные критики.

Необычно представленную Миллесом религиозную сцену многие сочли слишком грубой и почти кощунственной. Между тем эту картину до сих пор считают одним из самых значительных произведений Миллеса.


Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». 1850. Опубликованная в газете «Таймс» рецензия Диккенса способна была смести с лица земли только что заявивших о себе художников…

В статье Диккенс писал о том, что Иисус выглядит «отталкивающим, непоседливым, рыжеволосым мальчишкой — плаксой в ночной рубашке, который, кажется, только что вылез из соседней канавы». О Марии Диккенс сказал, что она написана «до ужаса уродливой».

В подобных выражениях отозвалась о картине Миллеса и газета «Тайме», назвавшая ее «омерзительной». По мнению критика, «удручающие до тошноты подробности столярной мастерской заслоняют собой действительно важные элементы картины».


Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей».
1850. Мальчик Христос поранил руку, а его двоюродный брат (будущий Иоанн Креститель) несет воду, чтобы промыть рану. Кровь, капающая на ногу Христа, служит предзнаменованием Распятия.

Художник следовал прерафаэлитским принципам строгого реализма и непосредственной эмоциональной привлекательности, когда изобразил Святое семейство как семью бедных английских тружеников за работой в мастерской плотника Иосифа. Особое возмущение вызывала изможденная Дева Мария еще и потому, что обычно она изображалась в виде привлекательной молодой блондинки.

На Миллеса, долгие дни проводившего в плотницкой мастерской в попытке уловить все детали работы мастеров, критика произвела оглушающее впечатление. Он растерялся…


Джон Эверетт Миллес. «Марианна», 1851, Частное собрание,
Картина написана по пьесе Шекспира «Мера за меру»,
в ней Марианна должна выйти замуж за Анджело, который отвергает ее, так как приданое героини было утеряно
при кораблекрушении.

Видно стремление к реализму, отсутствует «красивость», Мариана стоит в неудобной, некрасивой позе, которая передает ее томительное, долгое ожидание. Все убранство комнаты с витражами и стенами, обитыми бархатом, во вкусе викторианской эпохи. Превосходно проработанные детали, а также сюжет картины — отражают основные особенности движения прерафаэлитов. Девушка ведёт одинокую жизнь, до сих пор тоскуя о своём возлюбленном..

Ах, возьми и губы те,
Что так сладко мне клялись,
И глаза, что в темноте
Ложным солнцем мне зажглись;
Но верни печать любви, печать любви,
Поцелуи все мои, все мои!


Джон Эверетт Миллес. «Марианна», 1851, Фрагмент.
Частное собрание, Марианна написана с Элизабет Сиддал.

Когда полотно Миллеса впервые появилось на выставке в Королевской Академии художеств, оно сопровождалось строчкой из стихотворения Альфреда Теннисона «Мариана»: „Он не придёт“, — говорила она.


Джон Эверетт Миллес. «Офелия». 1852. Лондон, Галерея Тейт, Художник стремится изобразить сцену как можно ближе к шекспировскому описанию и предельно натуралистично. С натуры пишется и пейзаж и погруженная в воду Офелия.

Миллес начал писать эту картину в 22 года, как многие молодые люди его возраста, он буквально бредил бессмертной пьесой Шекспира. И на холсте старался как можно точнее передать все нюансы, описанные драматургом.

Самым сложным для Миллеса в создании этой картины было изобразить наполовину погруженную в воду женскую фигуру. Писать ее с натуры было довольно опасно, но техническое мастерство художника позволило ему совершить ловкий трюк: написать воду на пленэре (работа на природе постепенно входила в практику живописцев с 1840-х годов, когда впервые появились масляные краски в металлических тюбиках), а фигуру — в своей мастерской.



На картине Офелия изображена сразу после падения в реку, когда свои венки «повесить думала на ветках ивы». Она поёт горестные песни, наполовину погружённая в воду…

Милле воспроизвёл сцену, которая описана Королевой, матерью Гамлета. Она рассказывает о произошедшем, как о несчастном случае:

Где ива над водой растет, купая
В воде листву сребристую, она
Пришла туда в причудливых гирляндах
Из лютика, крапивы и ромашки,
И тех цветов, что грубо называет
Народ, а девушки зовут перстами
Покойников. Она свои венки
Повесить думала на ветках ивы,
Но ветвь сломилась. В плачущий поток
С цветами бедная упала. Платье,
Широко распустившись по воде,
Ее держало, как русалку.


Джон Эверетт Миллес. «Офелия». 1852. Лондон, Галерея Тейт.
Её поза - раскрытые руки и взгляд, устремлённый в небо, - вызывает ассоциации с Распятием Христа, а также нередко интерпретировалась, как эротическая.

Известно также, что Миллес специально купил в антикварной лавке старинное платье для Элизабет Сиддал, чтобы она позировала в нем. Платье обошлось Милле в четыре фунта. В марте 1852 года он писал: «Сегодня я приобрёл по-настоящему роскошное старинное женское платье, украшенное цветочной вышивкой - и я собираюсь использовать его в „Офелии“»


Джон Эверетт Миллес. «Офелия». 1852. Лондон, Галерея Тейт.
Ручей и цветы Миллес писал с натуры. У цветов, изображенных на картине с потрясающей ботанической точностью, есть и символическое значение…

Согласно языку цветов, лютики - символ неблагодарности или инфантилизма, плачущая ива, склонившаяся над девушкой, - символ отвергнутой любви, крапива обозначает боль, цветы маргариток около правой руки символизируют невинность. Плакун-трава в правом верхнем углу картины - «персты покойников». Розы традиционно являются символом любви и красоты, кроме того, один из героев называет Офелию «роза мая»; таволга в левом углу может выражать бессмысленность смерти Офелии; растущие на берегу незабудки - символ верности; алый и похожий на мак адонис, плавающий около правой руки, символизирует горе.


Джон Эверетт Миллес. «Офелия». 1852. Лондон, Галерея Тейт.
И хотя смерть неизбежна, на картине время как будто замерло. Милле удалось запечатлеть мгновение, которое проходит между жизнью и смертью.

Критик Джон Рёскин отмечал, что «это прекраснейший английский пейзаж; пронизанный скорбью».

Мои ассоциации для меня неизбежны… В «Солярисе» вечно любимый мною Андрей Тарковский с помощью застывших водорослей в текущей воде передавал ощущение «размытого в реалиях времени» — не принадлежащего ни к Прошлому, ни к Будущему, ни, тем более, к Настоящему, только к Вечности, что видима лишь в воображении.


Джон Эверетт Миллес. «Офелия». 1852. Лондон, Галерея Тейт.
Девушка медленно погружается в воду на фоне яркой, цветущей природы, на её лице нет ни паники, ни отчаяния. Офелия написана с Элизабет Сиддал…

«Офелия» потрясла зрителей и принесла автору заслуженную славу. После «Офелии» Королевская академия художеств, чьи каноны он опровергал предыдущими работами, принимает Миллеса в свои члены. Братство прерафаэлитов распадается, а художник возвращается к академической манере живописи, в которой не остается ничего от прежних прерафаэлитских исканий.


Уильям Холман Хант. Автопортрет. 1857.
Хант был одним из трех студентом Королевской академии художеств, основавших «Братство прерафаэлитов».

Хант был единственным, кто до конца остался верен доктрине Братства прерафаэлитов и сохранил их живописные идеалы до самой смерти. Хант также является автором автобиографий «Прерафаэлитизм» (англ. Pre-Raphaelitism) и «Братство прерафаэлитов» (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood), цель которых - оставить точные сведения о происхождении Братства и его членах.


Уильям Хольмен Хант. «Обращенная семья бриттов спасает христианского миссионера от преследования друидов». 1849

Это, пожалуй, самое «средневековое» произведение Ханта, где композиция, позы и деление на планы напоминают работы художников раннего итальянского Возрождения, да и сама изображенная эпоха – британская древность – близка к области интересов остальных прерафаэлитов.


Уильям Холман Хант. «Наемный пастух». 1851.

Уже следующая известная картина Ханта показывает нам не отдаленную эпоху, а вполне современных людей, точнее, людей в современных костюмах. Эта картина отсылает зрителя к Евангелию, где Христос, добрый Пастырь, говорит: «А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и не радит об овцах.» (Ин. 10:12-13) Здесь наемник как раз и занят тем, что «не радит об овцах», совершенно не обращая на них внимания, пока они разбредаются кто куда и заходят в поле, где им явно не место. Пастушка, с которой заигрывает пастух, тоже не верна своему долгу, потому что кормит ягненка зелеными яблоками. С точки зрения техники и детальной проработки картина не менее реалистична, чем, например, «Офелия»: пейзаж Хант полностью написал на пленэре, оставив пустые места для фигур.


Уильям Холман Хант. «Наши английские берега». 1852.

Пейзажи Ханта мне кажутся восхитительными: в них все живо — дальние планы и ближние, кустарник и животные…


Уильям Холман Хант. «Горящий закат над морем». 1850.
Уильям Холман Хант. «Козел отпущения». 1854.

Верный прерафаэлитскому духу реалистичности и близости к природе, в 1854 г. Хант отправился в Палестину, чтобы там с натуры писать пейзажи и типажи для своих библейских картин. В том же году он начинает свою, наверное, самую потрясающую картину — «Козел отпущения». Здесь мы вообще не видим людей: перед нами только зловещая, ослепительно яркая, похожая на страшный сон соляная пустыня (в ее роли выступило Мертвое море, т.е., то место, где стояли Содом и Гоморра, — его Хант, естественно, писал с натуры, как и самого козла), и посреди нее измученный белый козел. Согласно Ветхому Завету, козел отпущения – это животное, которое выбирали для ритуала очищения общины: на него возлагались грехи всех людей общины, а потом его выгоняли в пустыню. Для Ханта это был символ Христа, понесшего грехи всех людей и умершего за них, и в выражении лица бессловесного козла просвечивают такие глубины трагического страдания, которых Ханту так и не удалось достичь в тех своих картинах, где собственно присутствует сам Христос и другие евангельские персонажи

С 1850-х годов в Англии начало развиваться новое направление в поэзии и живописи. Оно получило название "прерафаэлиты". В этой статье представлены основные идеи художественного сообщества, тематика творческой деятельности, картины прерафаэлитов с названиями.

Кто такие прерафаэлиты?

Стремясь уйти от надоевших академических традиций и реалистичной эстетики викторианской эпохи, группа художников создала собственное Оно проникло практически во все сферы жизни, формировало особенности поведения и общения своих создателей. И направление искусства, и его представители-живописцы носили одно и то же название - прерафаэлиты. Картины их демонстрировали духовное родство с эпохой раннего Возрождения. Собственно, и название братства говорит само за себя. Живописцев интересовали творцы, работавшие до расцвета Рафаэля и Микеланджело. Среди них - Беллини, Перуджино, Анжелико.

Направление развивалось на протяжении второй половины 19 века.

Возникновение

До 1850-х годов все английское искусство находилось под крылом художеств. Ее президент сэр как и любой другой представитель официального учреждения, неохотно принимал нововведения и не поощрял эксперименты своих учеников.

В конце концов, такие тесные рамки заставили нескольких живописцев со схожими взглядами на искусство в целом объединиться в братство. Первыми его представителями стали Холман Хант и Данте Россетти. Они познакомились на выставке в академии и в ходе беседы поняли, что их взгляды во многом схожи.

Россетти писал в это время картину "Юность Девы Марии", и Хант помог ему завершить ее не делом, но словом. Уже в 1849 году полотно красовалось на выставке. Молодые люди сошлись во мнении, что современная английская живопись переживает не лучший период в своей истории. Чтобы как-то оживить этот вид искусства, необходимо было вернуться к доакадемическим истокам, к простоте и чувственности.

Основные представители

Первоначально братство прерафаэлитов, картины которых вдохнули новую жизнь в британскую культуру, состояло из семи человек.

1. Холман Хант. Прожил длинную жизнь, оставаясь верным своим взглядам на искусство до самой смерти. Он стал автором нескольких изданий, повествующих о членах братства и описывающих картины прерафаэлитов. Среди известных полотен самого живописца - "Тень смерти" (религиозная картина, изображающая Иисуса), "Изабелла и горшок с базиликом" (по мотивам поэмы Джона Китса), (написана на основе библейских сказаний).

2. Джон Милле. Известен как самый молодой ученик академии искусств, ставший впоследствии ее президентом. Джон после продолжительной работы в стиле прерафаэлитов отрекся от братства. Чтобы прокормить семью, он стал писать портреты на заказ и преуспел в этом. Самые примечательные работы - "Христос в родительском доме" (религиозная картина, наполненная символами будущей жизни и смерти Христа), "Офелия" (написана на основе эпизода из "Гамлета"), "Мыльные пузыри" (полотно позднего периода творчества, прославилось как реклама мыла).

3. Данте Россетти. Картины наполнены культом красоты и эротизма женщины. Его жена Элизабет стала главной музой живописца. Ее смерть подкосила Данте. Он положил ей в гроб все свои рукописи со стихами, но через несколько лет, придя в себя, добился эксгумации и забрал их из могилы. Известные работы: "Блаженная Беатриса" (изображена жена Данте, находящаяся между жизнью и смертью), "Прозерпина" (древнеримская богиня с гранатом в руках), "Вероника Веронезе" (символичное полотно, отражающее процесс творчества).

4. Майкл Россетти. Брат Данте, который тоже учился в академии. Но в итоге выбрал для себя путь критика и писателя. Картины прерафаэлитов неоднократно подвергались его разбору. Являлся биографом своего брата. Сформулировал основные концепции направления.

5. Томас Вулнер. Был скульптором и поэтом. В своем раннем творчестве поддерживал идеи прерафаэлитов, обращался к природе и учитывал незначительные детали. Публиковал свои стихи в журнале братства, но потом отошел от их общих идей и сконцентрировался на классических формах.

6. Фредерик Стивенс. Художник и искусствовед. Довольно рано разочаровался в своем таланте живописца и сосредоточился на критике. Считал своей миссией объяснить публике цели братства и прославлять картины прерафаэлитов. Сохранилось несколько его полотен: "Маркиз и Гризельда", "Мать и дитя", "Смерть короля Артура".

7. Джеймс Коллинсон. Был верующим человеком, поэтому писал картины на религиозные тематики. Покинул сообщество после того как картину Милле в прессе раскритиковали и назвали богохульной. Среди его работ - "Святое семейство", "Отречение Елизаветы Венгерской", "Сестры".

Прерафаэлиты, картины которых вызывали много споров, имели ряд единомышленников. Они не входили в братство, но придерживались основных идей. Среди них - художник Л. Альма-Тадема, дизайнер Ф. М. Браун, живописец У. Деверелл, вышивальщица М. Моррис, иллюстратор А. Хьюз и другие.

Критика на начальном этапе

Первоначально картины прерафаэлитов были встречены критиками довольно тепло. Они были как глоток свежего воздуха. Однако ситуация накалилась после представления в свете нескольких религиозных картин, написанных в несоответствии с канонами.

В частности, картина "Христос в родительском доме" кисти Милле. На полотне изображена аскетичная обстановка, сарай, возле которого пасется отара овец. Богородица стоит на коленях перед маленьким Иисусом, который поранил ладонь гвоздем. Милле наполнил эту картину символами. Кровоточащая рука - знак будущего распятия, чаша с водой, которую несет Иоанн Креститель, - символ Крещения Господня, голубь, сидящий на лестнице, отождествляется со Святым духом, овцы - с невинной жертвой.

Критики назвали эту картину богохульной. Газета "Таймс" окрестила полотно бунтом в искусстве. Другие, указывая на сравнение святого семейства с простым людом, характеризовали произведение Милле как возмутительное и омерзительное.

Картина Россетти "Благовещение" также подверглась нападкам. Живописец отступил от библейских канонов, одев Богородицу в белые одежды. На полотне она изображена испуганной. Критик Ф. Стоун сравнил творчество прерафаэлитов с бесполезной археологией.

Кто знает, как сложилась бы судьба братства, если бы на его стороне не выступил критик Джон Рёскин, с мнением которого считались все.

Влияние авторитетной особы

Джон Рёскин был историком искусств и написал не одну научную работу, прежде чем познакомился с творчеством прерафаэлитов. Каково было его удивление, когда он понял, что все мысли и идеи, отраженные в его статьях, нашли свое место на холстах братства.

Рёскин ратовал за проникновение в сущность природы, внимание к деталям, отстранение от навязанных канонов и изображение сцен такими, какими они должны быть. Все это включала в себя и программа прерафаэлитов.

Критик написал несколько статей для "Таймс", где высоко оценил творчество художников. Он купил некоторые их картины, поддержав творцов и морально, и финансово. Рёскину нравилась новая и необычная манера письма Прерафаэлиты впоследствии создали несколько портретов своего защитника и покровителя.

Сюжеты картин

Изначально художники обращались исключительно к евангельским сюжетам, ориентируясь на опыт творцов раннего Ренессанса. Они не стремились исполнить картину по церковным канонам. Главной целью было перенесение философской мысли на холст. Именно поэтому полотна прерафаэлитов так детализированы и символичны.

"Юность Девы Марии" Россетти вполне соответствовала запросам викторианской эпохи. На ней была изображена скромная девушка под присмотром своей матери. Обычно ее изображали читающей, Данте же вложил в руки Девы иголку. Она вышивала на полотне лилию - символ чистоты и непорочности. Три цветка на стебле - Отец и Сын и Святой дух. Листья пальмы и терн с шипами - радости и горести Марии. В картине нет бессмысленных предметов, цветов и действий - все призвано указать на философский смысл.

Чуть позже художники-прерафаэлиты, картины которых привлекали общественное внимание, стали обращаться к темам людского неравенства ("Леди Лилит"), эксплуатации женщин ("Проснувшаяся стыдливость"), эмиграции ("Прощание с Англией").

Немаловажную роль в творчестве братства играли картины по мотивам произведений английских поэтов и писателей. Живописцев вдохновляли сочинения Шекспира, Китса, а также итальянца Данте Алигьери.

Женские образы

Тематика картин с женскими персонажами у прерафаэлитов довольно разнообразна. Едины они были лишь в одном - на их полотнах царила женская красота. Дамы изображались неизменно прекрасными, спокойными, с ноткой таинственности. Сюжеты встречаются разные: проклятье, смерть, безответная любовь, душевная чистота.

Довольно часто поднимается тема супружеской неверности, где женщина выставляется в неблаговидном свете. Разумеется, она несет жестокую кару за свой поступок.

Женщины зачастую поддаются соблазну и сладострастию в картинах прерафаэлитов ("Прозерпина"). Но есть и обратный сюжет, где мужчина является виновником падения женщины (как в картинах "Марианна", "Проснувшаяся стыдливость").

Натурщицы

В основном натурщицами для своих картин художники выбирали близких и родных. Россетти часто писал с мамы и сестры ("Юность Девы Марии"), но прибегал также к услугам своей любовницы Фанни ("Лукреция Боржия"). Пока была жива Элизабет, его любимая жена, женские образы приобретали ее лицо.

Эффи Грей, жена Милле и экс-супруга Рёскина, запечатлена на картине "Приказ об освобождении" и портретах кисти Джона.

Энни Миллер, невеста Ханта, позировала почти всем художникам братства. Она изображена на полотнах "Елена Троянская", "Проснувшаяся стыдливость", "Женщина в желтом".

Пейзажи

Пейзажи писали только некоторые художники этого направления. Они вышли из стен кабинетов и работали на пленэре. Это помогало живописцам уловить все до последней детали, их картины становились совершенными.

Часами проводили время прерафаэлиты на природе, дабы не упустить ни одну мелочь. Эта работа требовала титанического терпения и способности к созиданию. Вероятно, из-за особенностей программы направления пейзаж не приобрел такого распространения, как другие жанры.

Наиболее полно отражены принципы рисования природы в картинах Ханта "Английские берега" и Милле "Осенние листья".

Распад

После нескольких успешных выставок братство прерафаэлитов начало разваливаться. Объединяющей их любви к Средним векам было недостаточно. Каждый искал свой путь. Один лишь Хант остался верен принципам этого направления до конца.

Определенность наступила в 1853 году, когда Милле получил членство Королевской академии. Братство распалось окончательно. Некоторые отошли от живописи на долгое время (например, Россетти занялся сочинительством).

Несмотря на фактическое прекращение существования, прерафаэлиты как направление действовали еще какое-то время. Однако манера написания картин и общие принципы несколько исказились.

Поздние прерафаэлиты

К художникам, представляющим поздний этап течения, относят Симеона Соломона (работы отражали суть движения эстетизма и гомосексуальные мотивы), Эвелин де Морган (писала на мифологические темы, например, "Ариадна на Наксосе"), иллюстратора Генри Форда.

Есть еще ряд художников, на которых повлияли картины прерафаэлитов. Фотографии некоторых из них нередко появлялись в британской прессе. Это Софи Андерсон, Фрэнк Дикси, Джон Годвард, Эдмунд Лейтон и прочие.

Значение

Прерафаэлитизм называют чуть ли не первым художественным направлением Англии, которое прославилось на весь мир. У каждого критика или обывателя есть свое собственное мнение и право на оценку творчества живописцев. Несомненно только одно - это течение проникло во все сферы жизни общества.

Сейчас многое переосмысливается. Пишутся новые научные труды, например, "Прерафаэлиты. Жизнь и творчество в 500 картинах". Кто-то приходит к мысли, что представители этого направления стали предшественниками символистов. Кто-то говорит о влиянии прерафаэлитов на хиппи и даже Джона Толкина.

Полотна художников выставлены в ведущих музеях Британии. Вопреки сложившемуся мнению, картины прерафаэлитов в Эрмитаже не хранятся. Выставка полотен впервые была показана в России в 2008 году в Третьяковской галерее.

Р. Фентон. Интерьер аббатства Тинтерн, конец 1850-х гг

В 1848 году в Великобритании возникло Братство прерафаэлитов (PreRaphaelite Brotherhood) - объединение художников, созданное Уильямом Хантом, Данте Габриэлем Россетти и Джоном Миллесом. Молодые живописцы были против системы академического образования и консервативных вкусов викторианского общества.

Прерафаэлитов вдохновляла живопись итальянского Проторенессанса и XV столетия, отсюда и само название «прерафаэлиты» - дословно «до Рафаэля» (итальянский художник Высокого Возрождения Рафаэль Санти).

Изобретение Фредериком Скоттом Арчером мокрого коллоидного процесса, который пришел на смену калотипии, по времени совпало с возникновением Братства прерафаэлитов. Участники братства восторженно приветствовали появление нового метода. В то время, когда большинство художников считали недостатком удивительную точность фотографического изображения, прерафаэлиты, сами стремившиеся к скрупулезной передаче деталей в живописи, восхищались именно этим аспектом фотографии. Критик искусства, поддерживающий идеи прерафаэлитов, Джон Рескин говорил о первых дагеротипах, купленных им в Венеции, как о «маленьких сокровищах»: «Как будто бы волшебник уменьшил реальный предмет (Сан-Марко или Канале Гранде), чтобы его можно было унести с собой в зачарованную страну».

Прерафаэлиты, как и многие художники в то время, пользовались фотографиями как подготовительным этапом для создания картин. Габриэль Россетти сделал серию фотографий Джейн Моррис, которые стали материалом для будущих полотен художника. Россетти и Уильям Моррис много раз рисовали и фотографировали эту женщину, находя в ней черты романтической средневековой красоты, которой они так восхищались.

Спустя несколько лет после образования Братства прерафаэлитов в Англии появилось течение «За высокохудожественную фотографию». Организаторами этого движения были живописцы Оскар Густав Рейландер (1813–1875) и Генри Пич Робинсон (1830–1901), тесно связанные с прерафаэлитами и разделяющие их идеи. Рейландер и Робинсон, как и прерафаэлиты, черпали вдохновение в мире образов средневековой английской литературы, в произведениях английских поэтов Уильяма Шекспира и Джона Мильтона. В 1858 году Робинсон создал одну из лучших своих фотографий «Леди Шалотт», близкую по композиции к картине прерафаэлита Д. Миллеса «Офелия». Будучи приверженцем фотомонтажа, Робинсон отпечатал снимок с двух негативов: на один негатив автор снял натурщицу в челне, на другом - запечатлел пейзаж.

Участники движения «За высокохудожественную фотографию» трактовали снимок как картину, в полном соответствии с нормами академической живописи. В своей книге «Изобразительный эффект в фотографии» (1869) Робинсон ссылался на правила композиции, гармонии и равновесия, соблюдение каковых необходимо для достижения «живописного эффекта»: «Художник, желающий производить картины с помощью фотоаппарата, подчиняется тем же законам, что и художник, пользующийся красками и карандашом».

Оскар Густав Рейландер родился в Швеции, учился живописи в Италии и в 1841 году переехал в Англию. Фотографией Рейландер заинтересовался в 1850-х годах. Известность ему принесла аллегорическая композиция «Два образа жизни», выставленная в 1857 году на Выставке сокровищ искусства в Манчестере. Фотография была сделана в технике фотомонтажа, и для ее изготовления Рейландеру понадобилось 30 (!) негативов. Но отсутствие публичного признания привело его к тому, что он отказался от своей трудоемкой техники и перешел к съемке портретов. В отличие от его аллегорических композиций портреты Рейландера являются более совершенными по технике исполнения. Портрет мисс Мэндер - один из лучших, созданных Рейландером.

Живописец Роджер Фентон (1819–1869) придерживался самого высокого мнения о фотографии, и даже основал фотографическое общество в 1853 году. Его ранние серии фотографий с видами России, портреты королевской семьи и репортажи с Крымской войны принесли ему международное признание. С прерафаэлитами и их видением Фентона связывает подход к пейзажу: высоко поднятая линия горизонта, отсутствие таких романтических приемов, как дымка, туман и пр. Фентон, как и прерафаэлиты, стремился подчеркнуть свое техническое мастерство и воспевал осязаемую реальность ландшафта. Мастер также разделял интерес прерафаэлитов к женщинам в экзотических нарядах, которых можно наблюдать в «Нубийских носильщицах воды» или «Египетских танцующих девушках».

Особого внимания заслуживают фотографии детей , сделанные Льюисом Кэрроллом (1832–1898). Автор «Алисы в стране чудес» и «Алисы в зазеркалье», профессор математики в Оксфордском университете, Кэрролл (настоящее имя Чарльз Лютвидж Доджсон) был также одаренным фотографом-любителем. Для Кэрролла светопись была не просто времяпровождением, но великой страстью, которой он пожертвовал немало времени и которой посвятил несколько небольших сочинений и даже стихотворение «Гайавата фотограф» (1857):

На плече у Гайаваты - Ящичек из палисандра: Аппарат такой разборный, Из дощечек и стекляшек, Ловко стянутых винтами, Чтобы поместиться в ларчик. Гайавата лезет в ларчик И шарниры раздвигает, Превращая ларчик малый В хитроумную фигуру Словно бы из книг Евклида. На треногу ее ставит И под черный полог лезет. Скрючившись, рукою машет: - Ну! Замрите! Умоляю! Странное весьма занятье.

«Странному» занятию писатель посвятил 25 лет, в течение которых создавал замечательные детские портреты, показав себя тонким знатоком детской психологии. Подобно прерафаэлитам, в поисках идеала и красоты удалявшимся все дальше в мир своей фантазии, Кэрролл искал свою сказочную Алису в фотографическом Зазеркалье. Миссис Джулия Маргарет Камерон (1815–1878) обратилась к фотографии в середине 1860-х годов, когда дочь подарила ей фотоаппарат. «Я страстно желала запечатлеть всю красоту, которая проходила передо мной, - писала Камерон, - и наконец мое желание было удовлетворено».

В 1874–75 годах Камерон по просьбе своего друга Теннисона проиллюстрировала некоторые его стихотворения и поэмы. Композиция фотографии «Расставание Ланцелота и Гиневры» близка к композиции картин Д. Г. Россетти, однако у Камерон нет той точности в передаче деталей, какая присуща прерафаэлитам. Смягчением оптического рисунка Камерон добивается большей поэтичности своих работ.

Творчество прерафаэлитов и фотографов было очень тесно связано. Причем влияние было не односторонним. Джулия Камерон, отказавшись от точной фокусировки, создала великолепные фотографические этюды. Россетти, высоко оценивший ее работы, изменил свою манеру письма, впоследствии стремясь к большему художественному обобщению. Габриэль Россетти и Джон Миллес при создании своих картин пользовались фотографиями, а фотографы в свою очередь обращались к темам, разработанным прерафаэлитами. Фотопортреты, созданные Л. Кэрроллом, Д. М. Камерон и О. Г. Рейландером передают не столько характер, сколько настроения и мечтания их моделей - что характерно для прерафаэлизма. Одинаковым был подход к изображению природы: ранние пейзажи прерафаэлитов и пейзажи фотографов, таких как, например, Роджер Фентон, предельно точны и детализированы.

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр))


В ГМИИ им.А.С. Пушкина заканчивается выставка прерафаэлитов. Последний день – 22 сентября, но в четверг и в субботу музей работает до 9-10 вечера. Очередь сегодня была примерно на 40 минут, в будни, наверное, меньше. Есть аудиогид, есть и живые гиды, есть подробные подписи к картинам – информации много. Билет стоит 400 руб. без льгот и 200 руб. льготный. (Одновременно можно посетить выставку Тициана. Она закончится немного позже, 29 сентября. У Тициана – 2 небольших зала).
Кроме картин представлены витражи, гобелены, есть образцы обоев, выполненных по рисункам прерафаэлитов, и даже один расписной буфет. Всего этого, конечно, не слишком много – как обычно: Белый зал и галерея.
Рассматривая картины на выставке, можно ознакомиться со сложной личной жизнью членов этого художественного сообщества.
Я поставлю в центр рассказа Данте Россетти, как самого яркого из прерафаэлитов. Иллюстрацией будут только те картины, что были на выставке в ГМИИ плюс фотографии. К сожалению, не все понравившиеся мне картины удалось найти в Сети. В ГМИИ, как вы знаете, снимать категорически запрещено.

Данте Габриэль Россетти родился в 1828 году. Его отец Габриэль Россетти, карбонарий, бежавший в 1821 году из Италии, стал профессором итальянского языка в King’s College. Он женился на Фрэнсис, которая была дочерью итальянского изгнанника Гаэтано Полидори и сестрой Джона Полидори, автора «Вампира» и врача лорда Байрона.(Джон Полидори был престранным человеком. Иногда он впадал в длительное оцепенение, пил опиум, был по-настоящему влюблен в Байрона. Возможно, что свои странности Россетти унаследовал от дяди).

В семье родилось четверо детей - два мальчика и две девочки. Мальчики рисовали и сочиняли стихи. Самым способным был Данте Габриэль, имя которого свидетельствует о настоящем культе великого итальянского поэта, царившего в доме. Россетти учился в академии рисунка в Блумсбэри.
Это его весьма прозаическое фото.

В 1848 году, на выставке Королевской Академии художеств, Россетти знакомится с Уильямом Холменом Хантом, Хант помогает Россетти закончить картину «Детство Девы Марии», которая была выставлена в 1849 году, и он же знакомит Россетти с Дж. Э. Милле. Вместе они основывают Братство Прерафаэлитов.
Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Хант, Миллес и Россетти заявили в журнале «Росток», что не желают изображать людей и природу отвлеченно красивыми, а события - далёкими от действительности, и, наконец, им надоела условность официальных, «образцовых» мифологических, исторических и религиозных произведений. Прерафаэлиты отказались от академических принципов работы и считали, что всё необходимо писать с натуры. Они выбирали в качестве моделей друзей или родственников. Некоторые картины они писали на пленэре. На загрунтованном холсте прерафаэлиты намечали композицию, наносили слой белил и убирали из него масло промокательной бумагой, а затем писали поверх белил полупрозрачными красками. Выбранная техника позволила добиться ярких, свежих тонов.
Вначале работы прерафаэлитов встретили хороший прием, потом их критиковали, но на стороне содружества выступал Джон Рёскин, влиятельный историк искусства и художественный критик Англии.
Большое значение в творчестве прерафаэлитов сыграли их натурщицы. Все они были женщины из народа. Художники не только писали с них картины, не только делали их своими любовницами, но и женились, занимались их образованием, учили рисовать. Интересно посмотреть, как по-разному это происходило.

На многих картинах прерафаэлитов изображена Элизабет Сиддал.
Элизабет Сиддал родилась 25 июля 1829 года в многодетной семье рабочего из Шеффилда. С раннего детства она помогала матери и сёстрам в пошиве дешевых платьев. С восемнадцати лет работала модисткой в шляпном магазине в лондонском районе Ковент-Гарден. Здесь в 1849 году Элизабет встретил Уолтер Деверелл и через свою мать предложил позировать ему.

Уолтер Деверелл. «Двенадцатая ночь», акт II, сцена 4. В центре в образе мечтательного герцога Орсино художник изобразил себя; сидящему справа шуту Фесту придал черты своего друга Россетти. Переодетая Цезарио Виола - Лиззи Сиддал


Бледная и рыжеволосая Элизабет олицетворяла собой в представлении прерафаэлитов тип женщины кватроченто (Так называют период искусства Возрождения в 14-ом веке). Она стала настоящей музой для членов братства. Самая известная картина, на которой изображена Элизабет, - это «Офелия» Милле (1852). Для художника, стремившегося к достоверному изображению всех деталей, она позировала в ванне. Дело происходило зимой и, чтобы девушка не замерзала, под ванной Милле разместил лампы, которые подогревали воду. По рассказу У. Россетти однажды лампы погасли, Элизабет простудилась и её отец потребовал от Милле, чтобы тот оплатил услуги врача. Элизабет был прописан лауданум (опийная настойка на спирту) - обычное для того времени лекарственное средство. Этот случай, вероятно, подорвал и без того хрупкое здоровье девушки.


Данте Габриэль Россетти познакомился с Элизабет в 1852 году в мастерской Милле. Он потребовал, чтобы она оставила работу. Он собирался учить ее всему, что знал сам, включая рисование, а когда она станет по-настоящему образованной женщиной, он представит ее своей семье и женится на ней. Россетти переехал от родителей в наемные комнаты в старом доме на берегу Темзы в Чатем-Плейс и поселился там вместе с Лиззи. Она стала постоянной моделью Россетти. Страсть вдохновила Россетти на воплощение сюжетов из истории Данте и Беатриче: в картинах «Паоло и Франческа да Римини», «Любовь Данте», «Явление Данте Рахили и Леи» женские образы - это Элизабет Сиддал.

Благовещение. Эту картину критиковали за то, что Мария выглядит испуганной.

Любовь Данте.

«Видение Данте Рахили и Леи»

Россетти поощрял у Лиз литературное творчество и занятия графикой. Стихи Сиддал успеха не имели, но она стала известна как художница. Она, единственная женщина среди художников, участвовала в выставке прерафаэлитов в Рассел-Плейс в 1857 году. Её работы экспонировались на выставке британского искусства в Америке в 1858 году. Рёскин оказывал ей поддержку и даже выплачивал стипендию.
http://preraphs.tripod.com/people/lsiddal.html

Но в отношениях Элизабет и Данте не всё было гладко: Россетти, несмотря на свою возвышенную любовь к Сиддал, никак не мог порвать связи с другими женщинами, в том числе с Фанни Корнфорт и Энни Миллер (подругой Ханта).

Расскажу немного и о них.

Энни Миллер родилась в 1835 году в Челси, Лондон. Ее отец Генри служил в 14-ом драгунском полку и был ранен на Наполеоновских войнах. Мать была уборщицей. Когда в возрасте 37 лет она умерла, отец не мог сам справиться с двумя маленькими детьми, Энни и ее старшей сестрой Гарриет, и Миллеры были вынуждены перебраться к родственникам. Семья жила очень бедно, Энни работала с десяти лет.
На момент знакомства с Хантом Миллер, которой было около пятнадцати, подавала напитки в баре. Хант собирался жениться на Энни, перед своим путешествием в Палестину в 1854 году он оставил ей указания заняться своим образованием, пока он будет в отъезде. Хант также оставил список художников, включая Милле, для которых она могла позировать.

Вильям Хант. "Нахождение Спасителя во Храме", 1860 (Согласно одному из Евангелий, маленький Иисус однажды пропал, и родители сбились с ног, ища его. Он же оказался в Храме, где беседовал с мудрецами, причем глубина высказываний ребенка потрясла старцев. Родителям он сказал, что пришел в дом своего Отца).


Именно ради этой картины Хант отправился на Ближний Восток. Картина удалась, а невесту он потерял. В его отсутствие Энни вопреки его желанию также позировала для Россетти, а все натурщицы этого художника становились его любовницами.

Хант вернулся из путешествия в 1856 году. Связь Энни с Россетти привела к ссоре между ним и Хантом. Жена Россетти Элизабет Сиддал также ревновала. По слухам, однажды она даже бросила в Темзу его рисунки, изображающие Миллер. Несмотря на то, что Хант сделал ей предложение, у Энни был роман с Томасом Героном Джонсом, седьмым виконтом Ranelagh, что заставило Ханта в 1859 году окончательно разорвать помолвку.
После разрыва помолвки Энни обратилась за помощью к Герону Джонсу, который предложил ей подать на Ханта в суд за нарушение обещания жениться (что было возможно по юридическим нормам того времени), но вскоре она познакомилась с кузеном виконта, капитаном Томасом Томсоном, который влюбился в нее. Томсон предложил пригрозить, что они отдадут в газету письма Ханта к Энни. Друзья Ханта предполагали, что он выкупил письма.
Томас и Энни поженились в 1863 года. У них родились сын и дочь. Впоследствии Хант как-то встретил Энни с детьми и написал, что видел «пышногрудую матрону».
Томас Томсон умер в возрасте 87 лет, в 1916 году. Энни Миллер после его смерти прожила еще девять лет и умерла в 90, в 1925 году.

Фанни Корнфорт родилась в Суссексе в 1835 году, а с Россетти познакомилась в 1858, став его моделью и возлюбленной в отсутствие Элизабет Сиддал. Но главным ее занятием было приготовление пищи и уборка - ее наняли как прислугу.

Снимок 1863 года.

Она происходила из низших социальных слоев, и её отличали необразованность и грубый акцент.

"Леди Лилит".
Россетти преобразил здесь простоватый облик своей кухарки. Вначале он писал Джейн Моррис, но заказчику не понравилось ее лицо, и художник переписал его на лицо Фанни.

Фанни писал не только Россетти.
Акварель "Сидония фон Борк" Берн Джонса (по книге писателя первой половины XIX в. Вильгельма Мейнхольда «Сидония фон Борк. Монастырская колдунья»). Зловещая суть героини картины подчеркивается особым узором платья. Кстати, узор был вначале нанесен краской, а потом выцарапан иголочкой. Вот здесь подробнее про это:
http://blog.i.ua/community/1952/723967/

Когда в 1860 году Сиддал вернулась, Россетти женился на ней, в ответ Корнфорт вышла замуж за механика Тимоти Хьюза, но долго они вместе не прожили.
После смерти Элизабет Сиддал переехала к Россетти в качестве домохозяйки, и их отношения длились почти до самой смерти поэта. В то же время Россетти находился в связи с Джейн Моррис, но Джейн была замужем за Уильямом Моррисом, поэтому роман приходилось держать в секрете.
С течением времени Корнфорт сильно прибавила в весе, за что получила от Россетти прозвище «Дорогой слоник». В свою очередь она называла его «Носорожек», намекая и на его увеличившийся размер талии. Находясь в разлуке Россетти, рисовал и посылал ей слоников.
В 1879 году она рассталась с художником и вышла замуж за Джона Шотта. Они содержали гостиницу. В конце жизни страдала сенильной деменцией и в 1905 году была отдана на поруке сестре мужа. Умерла в 1906 году.

Энни, Фанни и не только...Каково женщине было все это переживать? Здоровье Элизабет ухудшалось. В начале 1860 года она тяжело заболела и тогда Россетти обещал жениться на ней, как только она поправится. Свадьба состоялась 23 мая 1860 года. В мае 1861 года Элизабет родила мёртвую девочку. Сиддал впала в депрессию, начались ссоры с Данте и припадки помешательства. 11 февраля 1862 года она умерла от передозировки лауданума. Неизвестно была ли это случайная ошибка или самоубийство. Россетти глубоко потрясла смерть жены. Всю последующую жизнь он страдал от приступов депрессии, кошмаров и угрызений совести. Облегчение Россетти находил в алкоголе и наркотиках.
Тяжело переживая смерть жены, Россетти оставил дом на Чэтэм-плейс, где жил вместе с Элизабет. Он поселился в Тюдор-хаусе (Челси). Здесь в течение нескольких лет, снова обратившисть к технике масляной живописи, он создавал памятник Элизабет - картину, в которой представил её в образе Беатриче.

На похоронах Россетти в порыве отчаяния положил в гроб Элизабет рукописи своих стихов и поклялся оставить поэзию. Через несколько лет он решил опубликовать юношеские стихи, чтобы их достать, могилу Сиддал на Хайгетском кладбище вскрыли. Свидетели говорили, что, несмотря на прошедшие годы, Лиззи казалась спящей, а не мертвой. Тело просто мумифицировалось, а остальное довершили неверный свет факелов и бурное воображение присутствовавших художников. Данте Габриэль сам достал рукопись – чтобы еще раз прикоснуться к волосам усопшей.
Книга была издана и имела огромный успех – в немалой степени из-за жутковатой истории ее возвращения в мир. Книга стихов вышла в 1870 году. Но многих знакомых и друзей поступок Россетти.
Вот одно из его стихотворений.

Внезапный свет

Да, был я здесь давно.
Когда, зачем - те дни молчат.
В дверях я помню полотно,
Трав аромат,
Вздох ветра, речки светлое пятно.

Я знал тебя давно.
Не помню встреч, разлук, мой друг:
Но ты на ласточку в окно
Взглянула вдруг,
И прошлое - ко мне пришло оно.

Всё было уж давно?
И времени, унёсшись прочь,
Как жизнь, вернуть любовь дано:
Смерть превозмочь,
И день, и ночь пророчить нам одно?

В 1871 году Россетти снова влюбился. Это была жена его друга Уильяма Морриса. Они стали любовниками, и Джейн много позировала Россетти. Муж, видимо, переживал, но не препятствовал их связи. Джейн говорила, что никогда не любила мужа, а про Росетти она говорила, что он совершенно не похож на других людей.

Фотографии показывают, что Джейн была, действительно, хороша собой.


Джейн Бёрден родилась в Оксфорде. Отец работал конюхом, а мать была неграмотной и, скорее всего, приехала в Оксфорд, чтобы работать прислугой. О детстве Джейн известно очень мало, однако ясно, что оно прошло в бедности и лишениях.
В октябре 1857 года Джейн со своей сестрой Елизаветой пошли на выступление театра «Друри-Лейн», где Джейн заметили художники Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс, которые входили в группу художников, писавших фрески в Оксфордском союзе по мотивам Артуровского цикла. Они были поражены её красотой и уговорили позировать. Сначала Джейн была моделью для королевы Гвиневры у Россетти, потом она позировала Моррису для картины «Прекрасная Изольда», который сделал ей предложение и они поженились. Он рисовал эскизы и писал на обороте: «Я не могу вас нарисовать, но я вас люблю». Его не остановила разница в их социальном положении – он был социалист. Джейн же влюблась в Россетти, но тот уже связал свою жизнь с Сиддал.
Моррис был издатель, писатель, художник и один из идеологов движения прерафаэлитов. Он написал роман "Вести ниоткуда". Моррис считал, что надо возрождать не только средневековую живопись, но и средневековые ремесла. В своем имении он организовал мастерские (под общим названием «Arts & Crafts»,то есть искусство и ремесла), где вручную изготовляли мебель, ткали ковры и шпалеры, делали на гончарном круге посуду. Сам был отличным ткачем. «Arts & Crafts" пережила хозяина и существовала до 1-ой мировой войны.


До замужества Джейн была крайне малообразованна, так как родители скорее всего предполагали для неё карьеру прислуги. После обручения Джейн Моррис начала брать частные уроки, выучила французский и итальянский языки, стала искусной пианисткой. Её манеры и речь настолько преобразились, что современники характеризовали её как «царственную» особу. Позже она вошла в высшее английское общество и, возможно, послужила прообразом Элизы Дулиттл из пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». В 1896 году Джейн похоронила мужа – Уильяма Морриса. Сама Джейн Моррис встретила ХХ век, насладилась славой, которая сопутствовала картинам многих прерафаэлитов и умерла 26 января 1914 года в Бате.

Прозерпина.

Поздние годы Россетти отмечены все более болезненным настроением, он стал склонным к алкоголю и хлоралгидрату, жил жизнью затворника.
В 1872 году пошла волна анонимных жестоких нападок на работы Россетти. Он всегда отличался чувствительностью по отношению к любой критике, поэтому испытал нервное расстройство и даже предпринял попытку самоубийства, выпив бутылку опийной настойки (видимо, вспомнил о первой жене). Он выжил, но начал страдать манией преследования и какое-то время считался безумным. Несмотря на это, Россетти продолжал работать и писать, у него было много последователей как в художественном искусстве, так и в поэзии. Еще два года художник жил в Келмскотт Мейнор, а Джейн оставалась рядом с ним. Со стороны это выглядело так, будто одинокий художник делит коттедж с семейной парой – они снимали его пополам. В 1874 году Моррис отказался выплачивать свою часть за аренду коттеджа. Это означало, что, следуя общественным традициям, Джейн не могла более оставаться там вместе с Россетти, если не хотела окончательно погубить собственную репутацию. Россетти с 1875 по 1876 год арендовал коттедж на побережье Сассекса, и Джейн вновь приехала к нему и оставалась с ним на протяжении четырех месяцев. В 1877 году у Россетти произошел очередной нервный срыв. Джейн решила окончательно порвать с ним. Она начала понимать, насколько расшатанным стал рассудок художника, постоянно ослабляемый алкоголем и наркотиками. Остаток жизни Россетти провел затворником. Однако дружеская переписка с Россетти продолжалась вплоть до самой его смерти.
С 1881 года он начал страдать галлюцинациями и приступами паралича. Его перевезли на морской курорт Берчингтон-он-Си и оставили на попечение сиделки. Там он и умер 9 апреля 1882 года.

Еще одной натурщицей Россетти стала Алекса Уайлдинг.
Monna Vanna (Тщеславная женщина) or Belcolore (1866)

Принадлежавшая к рабочему классу семья Алексы Уайлдинг происходила из Шрусбери, Шропшир. Сама Алекса родилась в Суррее приблизительно в 1845 году и была дочерью изготовителя пианино. Согласно переписи 1861 года, когда Уайлдинг было около шестнадцати, она жила на Уорик-лейн, 23 со своей 59-летней бабушкой и двумя дядями. Она работала, но по стандартам того времени условия её жизни не были особенно плохи, она умела читать и писать. К моменту знакомства с Россетти она была портнихой и мечтала о карьере актрисы.
Россетти впервые увидел Уайлдинг однажды вечером на лондонской улице Стрэнд в 1865 году и был впечатлен её красотой. Она согласилась позировать ему на следующий день, но не пришла в назначенное время. Возможно, её пугала сомнительная репутация натурщиц того времени. Прошли недели, и Россетти уже отбросил пришедшую ему в голову идею картины, на которой для него было очень важно видеть именно эту модель, когда он снова увидел на улице Алексу. Он выпрыгнул из кэба, в котором ехал, и убедил её отправиться прямо в его студию. Он заплатил Уайлдинг за неделю, чтобы она позировала только ему, так как боялся, что другие художники тоже могут нанять её. У них были длительные взаимоотношения; существует информация, что после смерти Россетти в 1882 году Уайлдинг, хотя её финансовое положение было не вполне благополучным, регулярно ездила возложить венок на его могилу в Берчингтоне.
Сама Уайлдинг никогда не была замужем, но проживала с двумя маленькими детьми. Возможно, они были незаконнорожденными, но предполагается, что это могли быть дети дяди Алексы Согласно записям 1861 года она была владелицей недвижимости и рантье - значительное достижение для девушки из рабочего класса.
Согласно свидетельству о смерти, Алекса Уайлдинг умерла 25 апреля 1884 года в возрасте 37 лет. Причиной смерти был назван перитонит и окончательное истощение; шестнадцатью месяцами раньше у неё диагностировали опухоль селезенки. Это может быть тот самый недуг, из-за которого Россетти считал, что она больна, и время от времени она не могла позировать.

Говоря о прерафаэлитах, конечно, нельзя обойтись без Джона Эверетта Милле (1829-1896)– одного из 3-х основателей содружества.

Джон Эверетт Милле. Ариэль завлекает Фердинанда (На сюжет из «Бури» Шекспира).

Христос в родительском доме. Мальчик показывает родителям стигматы на ладонях - там, где будут гвозди от распятия.

Милле был вундеркиндом, и в 11 лет поступил в Королевскую академию художеств, став самым молодым студентом за всю историю Академии. Уже его ученические работы выставлялись на академических выставках и получали первые места. В 1848 году на одной из выставок Милле знакомится с Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти и вместе с ними основывает Братство прерафаэлитов. При этом он продолжает выставляться на академических выставках. Его также поддержал критик Джон Рёскин, который сразу увидел в Милле выдающийся талант.
Летом 1853 Рёскин и его жена Эффи пригласили Милле отправиться вместе на лето в Гленфинлас.

Приказ об освобождении. Для женской фигуры (жены освобожденного шотландца) позировала Эффи (1746, 1853)

Эффи родилась в Перте, Шотландия, и жила в Боуэрсвелле, доме, где дед Рёскина покончил с собой. Её семья знала отца Рёскина, который поощрял связь между ними. В 1841 году году, Рёскин написал фантастический роман «Король Золотой Реки» для двенадцатилетней Эффи. После своей свадьбы в 1846 году, они совершили путешествие в Венецию, где Рёскин собирал материал для своей книги «Камни Венеции». Однако, вследствие разницы в темпераментах супругов общительная и кокетливая Эффи вскоре начала чувствовать себя подавленной категоричной личностью Рёскина. Через пять лет после бракосочетния она всё ещё была девственницей, так как Рёскин постоянно откладывал консуммацию брака. Причины этого неясны, но они включают отвращение к некоторым частям её тела. Эффи позже писала отцу: «Он ссылается на различные причины, ненависть к детям, религиозные мотивы, желание сохранить мою красоту, и, в конце концов, в этом году он сказал мне настоящую причину… что женщина, которую он представлял, значительно отличалась от того, что он видит во мне, и причиной, по которой он не сделал меня своей женой, было его отвращение к моей особе с первого вечера 10 апреля». Рёскин подтвердил это в заявлении своему юристу во время бракоразводного процесса. «Может показаться странным, что я воздержался от женщины, которую большинство людей находят столь привлекательной. Но, хотя лицо её красиво, её личность не сформировалась для возбуждения страсти. Напротив, в её особе были определённые детали, которые полностью препятствовали этому.» Причина такого отвращения к «деталям в её особе» неизвестна. Были выдвинуты различные предположения, включая неприязнь к лобковым волосам Эффи или её менструальной крови.
Милле и Эффи полюбили друг друга и, после ее скандального развода с Рёскином (В 1854 году их брак был признан недействительным.), поженились. За время их супружества Эффи родила Милле восьмерых детей, одним из которых был известный садовод и художник, изображавший птиц, Джон Гилль Милле. Когда позднее Рёскин пожелал помолвиться с юной девушкой Розой Ла Туш, её обеспокоенные родители обратились с письмом к Эффи, которая в своём ответе охарактеризовала Рёскина как деспотичного супруга. Не сомневаясь в искренности Эффи, стоит отметить, что её вмешательство способствовало разрыву помолвки, вероятно, послужившего, в свою очередь, поводом к умственному расстройству Рёскина.
Женитьба изменила Милле: для поддержания семьи он должен был создавать картины быстрее и в большем количестве, а также дорого продавать их.
Милле полностью отрекся от взглядов и идей прерафаэлитизма, но зато обрел огромную популярность и огромное состояние, зарабатывая до 30 тыс. фунтов в год. Он сделался портретистом и стал первым английским художником, получившим титул баронета (в 1885). В 1896 году он был избран президентом Королевской Академии. На портретах Милле изображает, как правило, людей известных, занимающих высокие общественные посты.

Хотелось бы показать еще несколько картин других авторов.

Форд Мэдокс Браун. "Возьмите вашего сына, сэр". (1851-1857). На неоконченной картине изображены жена и сын художника Артур.

Браун не раз переписывал картину. Его первая жена умерла в 27 лет, оставив 3-х-летнюю дочь. Через 2 года он сошелся с Эммой Матильдой Хилл, дочерью херфордширского фермера, бывшей его моделью. 1850 она года родила ему вторую дочь (обе дочери Люси и Кэтрин впоследствии стали художницами). В 1853 году Эмма и Браун обвенчались. Свидетелями стали Данте Габриэль Россетти и Томас Седдон. Два года спустя Эмма родила художнику сына Оливера. В сентябре 1856 года у супругов родился сын Артур, проживший всего год. После смерти младшего сына Эмма пристрастилась к спиртному, что впоследствии, особенно после ухода из жизни и старшего сына Оливера, приняло катастрофические формы.
Оливер подавал большие надежды как художник и поэт, но в 1874 года юноша умер от заражения крови. Россетти написал на его смерть сонет «Безвременная потеря».

На выставке представлены и пейзажи. Вот два из них.
Сэндис. Осень

Томас Седдон. Вид на Иерусалим и долину Иосафата.

Новое на сайте

>

Самое популярное