Домой Зубы Бас гитара постановка. Основы игры на бас-гитаре

Бас гитара постановка. Основы игры на бас-гитаре

В этой статье рассмотрим основные приемы игры на бас-гитаре.

Бас-гитара

С трунный щипковый музыкальный инструмент, разновидность гитары, предназначенная для игры в басовом диапазоне. Применяется во многих музыкальных стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже — сольного инструмента. Со времени своего появления в середине XX века стала одним из наиболее распространенных басовых инструментов, особенно в популярной музыке.
Партия бас-гитары в музыкальном произведении называется басовая партия или басовая линия, а исполнитель на бас-гитаре — бас-гитарист или басист.

Устройство, особенности бас-гитары

Основная область применения бас-гитары — современная популярная и джазовая музыка, в классической музыке бас-гитара используется реже обычной шестиструнной гитары. Роль бас-гитары в ансамбле также отличается от роли обычной гитары — бас-гитара чаще используется для аккомпанемента и ритмической поддержки, чем в качестве солирующего инструмента.

Звучит бас-гитара на октаву ниже обычной гитары , и настраивается по квартам (то есть каждая следующая открытая струна звучит на кварту ниже предыдущей), таким образом стандартная настройка бас-гитары совпадает с настройкой четырех басовых струн обычной гитары, только на октаву ниже. Диапазон обычной четырёхструнной бас-гитары составляет почти три октавы — от Ми контроктавы до Соль первой октавы.

Низкочастотные звуки из диапазона бас-гитары плохо звучат вместе, что обуславливает мелодический характер басовых партий. Гармонические гитарные приемы, такие как игра аккордами, интервалами, арпеджио и т. п. редко применяются при игре на бас-гитаре.

В отличие от остальных разновидностей гитар бас-гитара имеет следующие конструктивные особенности , обусловленные необходимостью получить более низкий диапазон звучания:

  • Большие размеры;
  • Увеличенная мензура (864 мм против 650 мм у классической гитары);
  • Более толстые струны;
  • Уменьшеное число струн (наиболее распространены 4-струнные бас-гитары).

Исторически бас-гитара впервые появилась как электрогитара и только затем был создан акустический вариант, в отличие от обычной гитары, где все было наоборот — сначала возникновение акустической гитары, а затем преобразование её в электрогитару.

Техники игры на бас-гитар

Пиццикато — самая распространенная техника. Заключается в том, что большой палец кладется на звукосниматель или струну, а указательным и средним пальцами извлекаются звуки. Некоторые виртуозные музыканты используют, помимо указательного и среднего, еще безымянный и даже мизинец.

Игра медиатором — довольно популярная техника, при которой на басу играют так же, как и на обычной гитаре .

Рэкинг — игра одним пальцем. Применяется в некоторых переходах, в которых использование двух и более пальцев отвлекает внимание басиста.

Хаммер-он — техника, при которой звук возникает от резкого и сильного прижимания струны к грифу левой рукой.

Пулл-офф — техника, при которой звук возникает от резкого «дергания» струны левой рукой. Получается как бы «съезжание» с зажатого лада.

Слайд — техника, также используемая на других гитарах. После извлечения звука правой рукой, левая рука скользит по грифу вверх и вниз, но не отпускает струну.

Слэп — техника, при которой звук извлекается с помощью двух приёмов: быстрого удара по струне, называемого слэп (slap) и подцепа струны снизу в направлении от корпуса инструмента, называемого поп(pop). Обычно эти два приёма чередуются при игре линии, но есть музыканты тяготеющие к какому-то одному приёму. Получаемое звучание довольно резкое, звенящее, хорошо артикулированое. Данная техника характерна для музыкального стиля фанк, но также используется и во множестве других стилей, в основном в качестве акцента в партии, но иногда и в чистом виде. Как пример музыканта, исполняющего партии слэпом можно назвать американского бас-гитариста Майкла Бальзари, известного как Фли из Рэд Хот Чили Пепперс (Michael Balzary aka Flea from Red Hot Chili Peppers).

Дабл-тампинг — техника игры такая же как и слэп, только выполняется в двух направлениях большим пальцем. Как пример великолепного владения данной техникой, можно назвать одного из лучших в мире бас-гитаристов — Виктора Вутена (Victor Wooten).

Тэппинг — особая техника, заключающаяся в прижимании струн к грифу пальцами. При этом щипок не производится, а звук происходит от ударов струн о лады. Играть тэппингом можно как одной рукой, так и двумя. В случае игры одной рукой техника аналогична хаммеру. При игре двуручным тэппингом звук извлекается также и другой рукой, при этом манера извлечения тоже аналогична хаммеру, но постановка руки, разумеется, иная.

Приветствую вас, уважаемые любители, такого замечательного и многогранного инструмента как — гитара. Разновидностей гитары существует довольно много, ну взять хотя бы самые известные: классическая гитара, акустическая гитара, электрогитара, бас-гитара. В сегодняшней статье мы поговорим как раз о последней из выше предложенного списка. Как играть на бас гитаре? Такой вопрос задают себе все начинающие музыканты, решившие освоить этот замечательный и разнообразный инструмент.

Самое распространённое заблуждение, касающееся бас-гитары – научиться играть на бас гитаре гораздо легче, чем научиться играть на акустической или на электрогитаре. Игра на бас гитаре предполагает не только наличие слуха, но и наличие чувства ритма, ведь именно бас-гитара вкупе с барабанной установкой задают ритм партию любой композиции.

В этой статье мы рассмотрим самые простые, самые основные моменты игры на бас-гитаре, а именно : как правильно держать данный инструмент, разучим правильную постановку правой руки и узнаем еще много различных интересных моментов касающихся бас-гитары.

Как правильно держать инструмент

Обучение игры на любой гитаре начинается с урока о том — как правильно держать инструмент. Ведь от того насколько правильно вы держите гитару зависит то, насколько быстро и правильно вы ее освоите. А то насколько правильно вы ее освоите, напрямую влияет на технику и скорость вашей игры, так, что рекомендую отнестись к данному уроку очень серьезно.

Итак, следуйте приведенным ниже пунктам :

  • Играть на бас гитаре можно в двух положениях: сидя и стоя. Принципиальной разницы между двумя этими положениями нет, но все же, некоторые различия есть. Предпочтительнее сидячий вариант, но для некоторых музыкантов, например для бас-гитаристов выступающих на сцене с группой – такой вариант неприемлем;
  • Для начала рассмотрим сидячий вариант. Сядьте на стул (стул должен быть средней высоты), слегка раздвиньте ноги и разместите между ними инструмент таким образом, чтобы головка грифа располагалась на уровне плеча или немножко выше, таки образом вам будет удобно играть;
  • Правая рука должна быть расположена на деке гитары таким образом, чтобы локоть “лежал” на основании корпуса;
  • Для того, чтобы играть на босу стоя, вам нужен специальный ремень. Предположим, он у вас есть, теперь нужно настроить его длину советующим образом: головка грифа должна быть на уровне плеча (по аналогии с сидячей позицией), правая рука должна свободно двигаться, чтобы была возможность удобно играть на всех четырех струнах инструмента.

Надеюсь, вы разобрались с тем как правильно держать инструмент, если нет, то рекомендую еще раз прочитать вышепредложенной текст.

Приемы игры

Всего существует три основных приема игры на бас гитаре, ниже вы можете ознакомиться с названиями и описаниями приемов:

  • Пиццикато – этом термином обозначается игра “щипком”. При использовании этой техники гитара звучит мягко и красиво, часто используется для исполнения “легких” гитарных партий, например в джазе. Играть можно любым пальцем, кроме мизинца. При игре вы выполняете щипковое движение;
  • Слеп – техника данной игры заключается в ударе боковой стороной большого пальца по струнам, возможно, вы уже видели, как данным стилем играет какой-нибудь бас-гитарист;
  • Игра медиатором – при использовании данной техники игры, звук получается более отчётливым и жестким, нежели при использовании приемов: пиццикато или слепа. Лучше всего подходит музыкантам, исполняющим тяжелую музыку.

Подберите для себя наиболее интересный для вас способ игры.


Упражнения для начинающих

Перед тем как мы приступим к упражнениям, я расскажу — как обозначаются пальцы на бас-гитаре (в отличие от обычной гитары, пальцы на бас-гитаре обозначаются не цифрами, а буквами ):

  • Латинская буква “p” – большой палец;
  • Латинская буква “i” – указательный палец;
  • Латинская буква “m” – средний палец;
  • Латинская буква “a” – безымянный палец.

Чтобы закрепить пройденный материал, давайте начнем выполнять простые упражнения, которые как раз подойдут человеку только начинающему осваивать гитару.

Итак, простые упражнения для начинающих :

  • Начинайте играть первую струну четыре раза, при этом чередуя указательный палец со средним пальцем, т.е. 1 — “i”-2-“m”-3-“i”-“m”;
  • После того, как отыграна первая струна, переходите ко второй, далее к третьей, четвертной;
  • После того, как все струны пройдены до конца, начинайте выполнять то же упражнение в обратном порядке, прибавляя палец “a”.
Подписывайтесь на музыкальное сообщество "Анатомия Музыки"! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.

Бас-гитаристы терпят множество насмешек за свою музыкальную карьеру – то мы в 6 струнах разобраться не можем, то у нас все ноты одинаково звучат, то еще что-то. Но сколько бы желчи на нас ни вылили, мы-то с вами знаем, что ни один коллектив без баса обойтись не сможет. Без – запросто, без ударных – тоже не проблема, но без баса – нет.

Уникальность бас гитары (и контрабаса) заключается в том, что она является связующим звеном между гармонией и ритмом или, другими словами, между мелодией и грувом. Находясь в золотой середине музыкального потока, бас выполняет сопровождающую функцию для всех инструментов. Например, крайне важно играть вместе с ударником, но при этом не долбить одну ноту всю дорогу, а в нужный момент сыграть красивую фразу, которая правильно подчеркнет мелодию композиции. Именно подобная комбинация является краеугольным камнем хорошей игры басиста в команде.

Если вы уже практикующий бас-гитарист или только собираетесь взять в руки “весло”, рекомендуем ознакомиться с приведенными ниже способами улучшения качества вашей игры.

1. Планируйте занятие

Не садитесь за инструмент просто так – вы потратите время зря. У вас должна быть четкая цель для каждого урока. Например, сегодня я учу арпеджио в разных позициях, завтра играю двухоктавные гаммы, а послезавтра играю под аккомпанемент. Создавайте себе планы на неделю, исправно занимайтесь каждый день, и уже через месяц ваши коллеги по бэнду приятно удивятся вашему прогрессу.

2. Играйте с метрономом

Как ни крути, а басист должен быть “чОтким и ровным”. Каждое занятие должно начинаться и заканчиваться под стук метронома. Начинайте разучивать упражнение или пьесу с медленного темпа, постепенно ускоряясь. Помните, если вы можете сыграть медленно, то можете сыграть и быстро.

3. Найдите учителя

Запишитесь в музыкальную школу или пойдите к преподавателю – это мгновенно улучшит ваш рабочий процесс, и вы быстро выйдете на качественно новый уровень. Опытный преподаватель сумеет различить ваши сильные и слабые стороны, поможет, если вы застряли в освоении нового материала. Кроме того, подобные занятия привносят дополнительную мотивацию – неподготовленным на урок идти стыдно.

4. Сделайте из техники музыку

Конечно, гаммы – “наше все”, но разучивая очередной крутой прием, постарайтесь оживить упражнение, превратив его в музыку. Если вы осваиваете, например, слэп, используйте его в контексте мелодии или партии, которую вы хорошо знаете. Таким образом вы не просто овладеете теорией, а и сразу примените прием на практике.

5. Учите мелодию композиции

Конечно, проще овладеть непосредственно бас-партией, но для улучшения качества своего исполнения и, что немаловажно, мышления, необходимо уметь играть мелодию песни. Способ достаточно простой – возьмите любимую тему и постарайтесь “снять” ее мелодию. Не стоит от своих первых попыток ожидать идеального результата, поначалу достаточно малого. Изучение всех аспектов композиции даст вам полную картину музыки, которую вы играете и позволит взглянуть на свою игру с другой стороны.

6. Занимайтесь с радио

Бас-гитара дает уникальную возможность музыканту играть “на шару”. “На шару”, конечно, играть плохо, но иногда случаются ситуации, когда это необходимо. Например, вы выходите на кабацкую сцену, и из зала заказывают песню, которую из команды не знаете только вы. Не беда, на помощь приходит шара. Вам говорят аккорды, приблизительную структуру, и погнали. Причем тут радио? При том, что уже после нескольких занятий вы поймете, насколько похожа и однотипна современная рок и поп музыка по своей структуре. В ходе занятий “под радио” вы научитесь предугадывать развитие песни и составлять на ходу несложные, но эффективные партии.

7. Вычищайте свой звук

Все посторонние шумы и призвуки должны быть устранены на корню. Если в хоть в какой-то позиции на грифе вы слышите, как бьются струны об порожки лада – отрегулируйте высоту струн. Инструмент должен быть отстроен “от и до”. Также помните, что необходимо глушить открытые четвертую и третью струны, иначе характерного гула при игре не избежать.

8. Работайте над звукоизвлечением

Ваша игра должна быть плавной, без рывков и “корявчиков”. Если вы не можете сыграть партию без халтуры, упростите ее – она пока вам не по зубам, а сыграть сложно вы еще успеете. Работайте над улучшением техники левой руки, выполняйте упражнения на координацию. Если вы играете пальцами (правая рука), убедитесь, что ход у вас ровный. Это касается и медиатора.

9. Найдите свой стиль

Вторым Вутеном или Фли вы вряд ли станете. Да и кому это нужно, если есть оригинал? Конечно, использовать их приемы никто не запрещает, но гораздо круче отыскать свое “я” в игре на инструменте. Бас гитара очень молода, и всех ее возможностей и тонкостей музыканты пока не изучили. Впереди еще масса открытий и, возможно, именно вам предстоит отыскать кардинально новый подход к инструменту, как это в свое время сделал великий Жако Пасториус.

На этом все. Долговечных вам струн и симпатичных фанаток! До скорого!

Для кого этот курс?

Этот курс отлично подойдет как абсолютным новичкам, так и тем, кто уже имеет какой-то опыт игры на гитаре (и не обязательно на басу).

Вы сможете научиться играть на бас-гитаре, даже если вы только лишь интересовались этим инструментом и никогда не пробовали играть «вживую». И даже если вы никогда не играли на гитаре (классической, акустической, электро-).

Курс сочетается с другими нашими обучающими видео. Поэтому, если вы уже учились у нас, вы обнаружите себя в легкой, непринужденной обстановке, где вам будет привычно и легко осваивать программу курса.

Что включает данный курс?

Наш курс включает в себя подробные упражнения, техники, приемы, фишки и все, что необходимо, чтобы освоить данный инструмент. Вся информация предоставлена подробно, понятным языком.

Краткое содержание :

  1. Бас-гитара: история, особенности, строение
  2. Настройка
  3. Звук бас гитары, звукосниматели, подходы к саунду
  4. Манеры игры, медиатор vs пальцы
  5. Игра на басу пальцами. Постановка руки, звукоизвлечение
  6. Игра медиатором. Штрихи. Атака
  7. Басовые риффы как основа музыкальных тем
  8. Минорная и мажорная гаммы
  9. Ритмичная игра, рисунки
  10. Блюзовые темы
  11. Чередование струн. Игра перебором
  12. Чередование струн. Игра октавами
  13. Ритмические рисунки часть 2
  14. Игра на басу в стиле регги
  15. Басовые проходы, пассажи повышенной сложности
  16. Скоростная игра на басу, правильная техника, разгонка
  17. Основы игры слэпом
  18. Аккорды в игре на басу
  19. Трюки и примеры необычного звукоизвлечения
  20. Практика: пример сочетания разных техник

Чему вы научитесь после прохождения курса?

После прохождения всех уроков курса и выполнения всех упражнений вы освоите бас-гитару с нуля и будете обладать навыками для игры в коллективе, сможете сочинять свои басовые партии, свою музыку.

Вы освоите всю технику, необходимые приемы игры. Вы освоите игру пальцами и медиатором, сможете играть ритмично, чисто, разовьете скорость. Вы научитесь взаимодействовать с ударными, сможете украшать свои партии, отталкиваясь от аккомпанемента.

Кто автор?

Привет, меня зовут Якуб Агишев и я автор этого курса. Я играю на электрогитаре с 2004 года. Около 7 лет играю в группах. Преподавать начал с 2008 года. Провожу индивидуальные занятия с учениками (как лично, так и онлайн).

За время преподавания у меня накопился довольно большой опыт в плане обучения игре на электрогитаре.

Как получить курс?

Курс предоставляется в электронном виде (получаете ссылку на архив и скачиваете себе на компьютер).

Вам остается сделать лишь 3 простых шага :

  1. Кликните по желтой кнопке ниже
  2. Оплатите удобным способом
  3. Скачайте курс себе на компьютер

Важно! В процессе оформления заказа вам будут предложены другие наши курсы со скидкой. Если вам интересны темы других наших курсов, то вы можете воспользоваться этим предложением и получить курсы с максимальной выгодой.

20 советов, которые помогут тебе думать и играть как настоящий бас-гитарист.

Бас-гитара – это нечто большее, чем просто гитара без двух струн. Она имеет другой звук, длину мензуры, ощущение и роль в музыке. И во многих случаях требует иного концептуального и технического подхода.

Гитаристы, для которых игра на басу в новинку, часто просто дублируют партию гитары на октаву ниже. Безусловно, такой подход тоже имеет право на жизнь. Для примера подойдут Aerosmith “ Sweet Emotion ,” Led Zeppelin “ The Ocean ” и Pantera “ I ’ m Broken .”

Но с бас-гитарой можно сделать что-то большее.

Как бас-гитарист, который позже взялся за гитару, я вывел 20 главных рекомендаций, которым следую, играя на бас-гитаре. Примени их, и ты услышишь, как твоя игра улучшится, потому что сможешь думать и играть как настоящий бас-гитарист.

1. Играй в рамках песни

Чаще всего на бас-гитаре требуется играть сдержанно и нежно, а не демонстрировать свою технику и блестящие ходы. В большинстве ситуаций лучше работать главным образом с тониками аккордов и придерживаться бочки и малого барабана.

2. Учись шагать

«Шагающий бас» появился в джазе и блюзе, но с тех пор он освоился и в других жанрах. Этот термин относится к методу игры, в котором линия баса находится в постоянном движении в противовес остановке на одной ноте или её повторению. Басовая линия «шагает» от тоники одного аккорда вверх или вниз к тонике следующего, чаще всего в ритме 4/4 с редкими украшениями.

Чтобы добиться этого, применяются «переходные ноты» для ровного соединения и заполнения интервалов между разными тониками при смене аккордов. Переходные ноты могут представлять из себя любые сочетания нот аккордов (арпеджио), нот лада (который относится к аккорду) и переходных хроматических нот.

В целом, ноты аккордов – это беспроигрышный вариант в музыке, потому что они звучат гармонически согласованно, тогда как ноты ладов добавляют налет легкого диссонанса, когда звучат вместе с фоновым аккордом. Чем больше используются хроматические ноты, тем более диссонирующей становится басовая линия. Плохо это или хорошо – тебе подскажет твой вкус.

Рисунок FIGURE 1 демонстрирует типовой шагающий бас в блюзе. Несмотря на то, что басовая линия оживлена ритмическим разнообразием со стаккато, свинговыми 8-ми нотами и триолями в конце каждого такта, она довольно гармонична, так как использует в основном ноты аккордов (тоника, пятая и доминантная седьмая ступени) с короткими хроматическими заполнениями на пути к пятой ступени.


На рисунке FIGURE 2 изображена «шагающая» басовая линия в стиле джаз поверх тех же двух аккордов,но в ней хроматические переходные ноты применены в значительно большем количестве. Обрати внимание на разницу в структуре между этими двумя примерами: первый - очень угловатый, второй - гладкий и перекатывающийся. Также отметь использование «мертвых» нот (отмечены как X в иллюстрации), которые помогают движению басовой линии. Они исполнены ударом по струне, которая слегка заглушена правой рукой.

Когда ты строишь «шагающую» басовую линию, лучше всего опираться на тонику всякий раз, когда происходит смена аккордов. Когда ты остаешься на одном аккорде несколько тактов, то будет разумно играть тонику на сильную долю каждого последующего или каждого четвертого такта в зависимости от того, насколько основательную басовую линию ты хочешь получить.


Концепция «шагающего» баса применима не только в свинговых ритмах, но также может быть использована в контексте рока с ощущением восьмых нот. Вдохновленная Herbie Flowers, сделанная с умом работа на басу в David Bowie “Rebel Rebel” 1974 года (рисунок FIGURE 3) является достаточно простым примером великолепного использования ладовых переходных нот и заполнений для разнообразия басовой линии поверх повторяющейся двухаккордовой прогрессии.

3. Держись рядом с барабанщиком

В ритм секции роль бас-гитариста заключается в посредничестве между барабанщиком и остальной группой. В большинстве случаев тебе нужно, чтобы барабаны и бас-гитара звучали как единое целое. И лучший путь добиться этого – это строить басовую линию так, чтобы она идеально подходила под удары бочки и малого барабана. Использование тоники в октаву часто является замечательным вариантом, чтобы добиться этого. Нижняя октава соответствует удару бочки, а верхняя приходится на удар малого барабана, обычно в ритме два-четыре, который также известен как backbeats.

Октавы позволят тебе создать активную басовую линию с интересной угловатой структурой мелодии без гармонических конфликтов с фоновыми аккордами, так как тоники, сыгранные в октаву, идеально сочетаются с аккордами.

Поддерживание ритма не обязательно означает игру одного и того же снова и снова. Игра John Paul Jones в Led Zeppelin “ The Lemon Song ” является хорошим примером того, как можно приукрашивать ритм и оставаться в рамках роли бас-гитары, как поддерживающего инструмента, целых шесть минут без единого повторения партии.

4. Используй октавы и пятые ступени

После тоники и ее октавы следующей наиболее гармонически сочетаемой нотой является 5-я ступень. Многие классические басовые линии были построены, главным образом, на тонике, ее октаве и 5-й ступени. Хорошая новость касаемо данного подхода заключается в том, что он позволяет тебе создавать интересные и мелодичные басовые линии, которые отлично сочетаются с барабанами и не имеют гармонических конфликтов с фоновыми аккордами. Рисунок FIGURE 4 демонстрирует пример данного подхода, вдохновленного находчивой игрой John Paul Jones в Led Zeppelin “Thank You.”


5. Звук находится в руках

Это старое изречение также справедливо для игры на бас-гитаре. Если дергать струны жестко и возле ладов (рисунок FIGURE 5a), как Geezer Butler из Black Sabbath, то это заставит их ударяться о лады при отскакивании. Если дергать струны возле бриджа самыми кончиками пальцев (рисунок FIGURE 5b), то будешь звучать ярко, как Jaco Pastorius или Rocco Prestia с пулеметной атакой 16-ми нотами.

Ты можешь двигаться от глухого удара до резкого фанкового удара, просто выбирая, в каком месте на струне ты будешь играть и как сильно ее ударишь. Помимо этого, с переключателем датчиков (если таковой имеется на твоем басу) и ручкой тона ты уже располагаешь значительным диапазоном звуковых возможностей еще до того момента, как сигнал достигнет усилителя.


6. Пальцы или медиатор ?

Не все бас-гитаристы используют пальцы для игры на инструменте. David Ellefson из Megadeth , Rex Brown из Pantera и Down , Chris Squire из Yes и даже Paul McCartney используют медиатор. А еще John Paul Jones , John Entwistle из the Who и Michael Anthony во времена Van Halen были замечены за использованием, как пальцев, так и медиатора в зависимости от песни. Если у тебя получается играть с медиатором, то работай с ним. Я советую использовать большие бесцеллулоидные медиаторы типа Dunlop Tortex Triangle с толщиной от 1 мм.

Большая площадь поверхности больших треугольных медиаторов хорошо подходит к широкому расстоянию между струнами на бас-гитаре и поможет тебе сохранить контроль над медиатором. Также Tortex (он же Delrin, в зависимости от производителя) крепче, чем целлулоид и менее подвержен поломкам, меньше изгибается, что позволяет тебе иметь больше громкости и мощи от толстых струн с гораздо меньшими усилиями.

7. Техника игры одним пальцем

Некоторые продюсеры предпочитают бас-гитаристов, которые играет медиатором из-за более ровной атаки. Но если ты играешь пальцами, то тебе нужно добиться более равномерной атаки. Пробуй использовать только один палец, например, указательный (вместе переменного использования указательного и среднего), так много, как это возможно. John Paul Jones позаимствовал эту технику у легендарного бас-гитариста James Jamerson и великолепно использовал ее в таких классических хитах Led Zeppelin, как “Good Times Bad Times” и “Ramble On”.

8. Держи постоянный темп

Кто-то должен придерживаться четкого темпа, и если этого не делает барабанщик, то значит, что это должен делать бас-гитарист. Ритм зависит от тебя, поэтому научись, как быть самому себе метрономом. Не просто отсчитывать 4/4, но тебе следует также ощущать 8/8, особенно, когда ты играешь балладу, где вероятность развалить ритм возрастает. Чтобы помочь тебе более точно попадать в бит, слушай не только бочку и малый барабан, но и хай-хэт или райд.

9. Заполнять или нет?

Заполнения – это как маленькие сладости для ушей, которые украшают басовую линию и помогают движению песни. Послушай, как другие бас-гитаристы подготавливаются к новым частям и смело добавляют что-то, что захватывает твой слух. Игра заполнений, которая завершает одну часть песни (такую, как припев) и ведет в следующую (такую, как куплет) – это отличный путь разрушить монотонность в басовой партии и отделить бас от того, что делает гитарист.

Заполнение – это форма искусства сама по себе, потому что есть тонкая грань между добавлением красок в песню и замазыванием, отвлечением от нее. Придерживаясь концепции барабанов и бас-гитары, как единого целого, делай свои заполнения сочетающимися с партией барабанов так, чтобы они звучали, как выражение идеи одного человека. Когда барабанщик играет заполнения, обычно в конце каждого второго, четвертого или восьмого такта, слушай барабанщика и выбирай свои места для заполнений таким образом. Конечно, все твои музыкальные решения будут зависеть от жанра музыки, в котором ты работаешь. В некоторых стилях, как хип-хоп или клубная музыка, более важно сохранять неизменную басовую линию с незначительными изменениями.

Для примера великолепных заполнений обратись к сессионным музыкантам в жанрах R&B и soul, таким как James Jamerson (многочисленные хиты от Motown), Chuck Rainey (Aretha Franklin, Steely Dan) и Nathan Watts (особенно в Stevie Wonder “Do I Do”), или рок музыкантам, как Rex Brown, Robert De Leo (ученик James Jamerson) из Stone Temple Pilot и Duff McKagan из Guns N’ Roses. И не позволяй различным жанрам мешать тебе: то, что это заполнения от “Motown” вовсе не означает, что в контексте рока они неприменимы, и наоборот.

10. Выбирай подходящую октаву

Ты играешь в правильном регистре (октаве)? Та классная партия баса с очень низким звучанием, которую ты придумал, может быть слишком тяжелой для этой песни. Или, возможно, она сыграна слишком высоко и конфликтует с партией вокала или гитары. Убедись, что выбранный тобой диапазон нот подходит для конкретной ситуации.

11. Избегай одержимости низкой B

Если ты играешь на бас-гитаре с пятью струнами, то не зацикливайся на игре нот ниже E (которая находится на открытой 4-й струне), это быстро надоедает слушателям. Существует несколько причин для использования низкой B или C – это создание драматического эффекта и желание показать, кто здесь главный. Но если ты не играешь каверы групп Korn или Type O Negative, то не задерживайся надолго внизу.

12. Используй разные ноты аккорда

Игра третьей или пятой ступенью фонового аккорда время от времени вместо тоники может значительно изменить все ощущение от аккордовой прогрессии, и, если это делать с умом, может добавить теплоты или напряжения. Этот метод уже использовался несколько веков назад такими классическими композиторами, как Bach и Beethoven, и он создает то, что известно, как инверсия аккордов. Великие поп-композиторы Elton John и Paul McCartney используют инверсию с помощью замен в басовой линии, чтобы построить свою аккордовую прогрессию до гармонической кульминации.


Пойми, что слух считывает гармонию снизу вверх, потому, как бас-гитарист ты имеешь власть определять, как аккорд будет звучать, и можешь в корне изменить его характер. Рисунок FIGURE 6 является примером распространённой аккордовой прогрессии в жанре рок, в котором басовая линия делает несколько поворотов (в тактах 2 и 3) для создания инверсии аккордов. В этих тактах тоники аккордов (показаны в названиях аккордов над нотами) замещаются третьей или пятой ступенями и создают непрерывное восхождение и более мелодичную басовую линию.

13. Добавь грязи

Это такая грязная, фанковая штука, которая выделяется между битами. При всем моем уважении к prog группам, для которых точность важнее всего, rock&roll всегда был чем-то, что находится в отношении и духе.

Это не оправдание, чтобы быть неряшливым и немузыкальным, а скорее призыв иногда делать низкий громыхающий шум и наслаждаться им. Послушай грохот John Paul Jones в “Hey baby, oh baby, pretty baby”, в хорус части “Black Dog” (которая сыграна медиатором) или Geezer Butler в большинстве песен Black Sabbath. Более современным примером может послужить легендарный сессионный музыкант Pino Palladino в альбоме D’Angelo “Voodoo”. В некоторых ситуациях совершенно уместно сделать чрезмерный шум ладов, который представляет из себя что-то среднее между ударом и скольжением по струнам. Возможно, чуть более длительное, но лишь до тех пор, пока это не начинает разрушать музыку и все еще вносит задуманную атмосферу.

14. Раскачивай ноту

Я не говорю о длинных трелях или экстремальных вибрато, но просто раскачивай ноту. Зажми ноту, подцепи струну, затем быстрое скольжение, хаммер-он или пулл-офф на другой лад и обратно, как показано на рисунке FIGURE 7. Невзирая на стиль, в котором ты работаешь, итоговый звук будет фанковым и добавит немного дополнительных ударов в звуки ритм секции. Уверен, гитарист может сделать то же самое, но это не будет звучать также хорошо.


15. Используй мертвые ноты и скреби

Так же, как когда ты глушишь струны на своей гитаре левой рукой, играя чес, можно играть на бас-гитаре, будь это фанк (рисунок FIGURE 8) или хард-рок (рисунок FIGURE 9). Скребки на бас-гитаре выполняются несколько иначе, чем на гитаре: ты исполняешь их, протаскивая палец правой руки поперек струн движением вверх, обычно в заданном ритме, как показано на рисунке FIGURE 10.


16. Изменение артикуляции

Как гитарист, ты применяешь множество вариантов техник передачи своих музыкальных задумок, и ты можешь делать то же самое на бас-гитаре. Обрати внимание на работу легендарного Will Lee в Dionne Warwick “Déjà Vu”. Он использовал скребки, глушение во время игры большим пальцем, слэп, скольжение пальцами в дополнение к обычной игре пальцами (рисунок FIGURE 11). И он делает это без остановок ритма или покушения на диапазон вокала.


17. Все это бас

Крутая басовая партия остается крутой басовой партией вне зависимости от того, на каком инструменте она сыграна (бас-гитара, рояль, синтезатор и т.д.), потому открой свой слух для новых идей. Когда в следующий раз ты будешь в баре и услышишь музыку, следи за басовой линией. Не важно, как далека она от твоего любимого музыкального стиля, ты можешь перенести ее в свою игру.

18. Меньше – больше

Возьмем одну из самых бессмертных мелодий Earth, Wind & Fire “September”. Бас-гитарист Verdine White способен играть очень быстро и много, но в этой песне басовая линия элементарна. Несмотря на это, она запредельно фанковая и демонстрирует великолепное использование пауз и стаккатных фраз и, в любом случае, люди встают и начинают двигаться, как только слышат эту партию баса. Для более современного примера подойдет Branden Campbell из Neon Trees. Его партии никогда не бывают сыграны быстрее, чем 8-ми нотами с редкими заполнениями, но его жирный звук и плотная игра в достаточной степени дополняет игру барабанщика Elaine Bradley и помогает приводить в движение песни.

19. Больше – больше

Мастер ритма, бас-гитарист Juan Nelson из Ben Harper может убаюкать тебя в ритм, затем ударить тебя заполнениями, как в песне“Faded” (4:30) из альбома The Will to Live. Ритм и фразы, показанные на рисунке FIGURE 12, вдохновлены именно этим подходом.


20. Дай всему этому работать

Что ты хочешь, чтобы люди услышали в твоей игре? Злость? Радость? Что бы это ни было, придерживайся этого настроения в игре и играй так, чтобы донести его до слушателя. Не важно, кто ты: шредер или «чувственный» бас-гитарист, вырази свои мысли и чувства. Потому что если ты этого не сделаешь, то в чем тогда смысл?

Источник : guitarworld.com

Новое на сайте

>

Самое популярное