Домой Месячные Племя догонов и пришельцы с сириуса. «бледный лис» догонов

Племя догонов и пришельцы с сириуса. «бледный лис» догонов

Догоны — не очень большой африканский народ, традиционно занимающийся земледелием и живущий на землях республики Мали, в отдаленной горной местности Бандиагара. Согласно преданиям догонов, их предки пришли в X-XI веках с верховий реки Нигер, из страны Манден, что на территории Судана. Они вытеснили жившее ранее в Бандиагаре население, усвоив многое из его культуры и, возможно, переняв его язык.

Догоны долго пребывали в изоляции от всего мира и потому сохранили архаичный уклад жизни, почти такой же, какой вели их предки в каменном веке. Несмотря на принятие значительной частью догонов ислама начиная с середины XIX века, а со временем и принятие меньшей частью народа христианства, догоны сохранили древние верования, включающие примитивные знания о природе в сочетании с загадочными астрономическими сведениями, поразившими современных ученых. Космогонические представления этого народа удивительным образом перекликаются с данными науки нашего времени.

Из европейских ученых интерес к жизни догонов в 1930-е годы проявил французский этнограф Марсель Гриоль. Он прожил среди них несколько лет, изучил их язык и обычаи. Ему даже посчастливилось участвовать в празднике, отмечаемом догонами раз в 50 лет. К этому празднику догоны изготовляют специальные маски, бережно хранимые следующими поколениями.

Когда в 1946 году Гриоль снова вернулся к этому племени, совет старейшин и жрецов решил ввести его в круг посвященных и открыть ученому тайные знания народа — предание о сотворении мира.

Нужно сказать, что этот народ не имел своей письменности, а все важные знания поколениями передавались из уст в уста. Повествование сопровождалось графическими рисунками.

О загадке догонов впервые заговорили в своих исследованиях Марсель Гриоль и Жермена Дитерлен, французские антропологи, изучавшие догонов с 1931 по 1952 год, в своей статье «Суданская система Сириуса», опубликованной в 1950 году в «Journal de la Société des Africanistes». Именно там впервые появились сведения о тройном характере Сириуса в космогонии догонов и известных им невидимых глазу звездах. В статье лишь констатировались факты, исследователи не делали в ней попыток как-то объяснить полученную информацию. Позже вышла еще одна книга ученых «Бледный лис».

Попытку осмыслить мифы догонов предприняли Эрик Герье в вышедшей в 1975 книге «Эссе на тему догонской космогонии: ковчег Номмо» и Роберт Темпль в увидевшей свет в 1976 году книге «Тайна Сириуса». Последний попытался доказать, что догоны узнали свои тайны от земноводных пришельцев из системы Сириуса, причем, возможно, не напрямую, а через Древний Египет. Эрик Герье, архитектор и астроном-любитель, обратил внимание на тот факт, что космогоническая система догонов и их астрономические взгляды совпали с современными научными данными и гипотезами. Факт, ускользнувший от не вполне осведомленных в вопросах астрономии этнологов.

Также привлекло внимание ученого отличное знание догонами звездного неба.
Полярную звезду и Южный Крест догоны называют «Глазами мира». Альфу Южного Креста — «Двойным глазом мира». Звезда действительно двойная, но астрономы убедились в этом только с помощью телескопов, тогда как догоны, напомним, не имели под рукой никаких астрономических приборов.

Небесные тела они разделяют на звезды, планеты и спутники. Догонам хорошо известно и о строении Солнечной системы. Они знают, что Солнце вращается вокруг своей оси, а Земля — вокруг Солнца. По мнению догонов, у Венеры есть спутник. На самом деле это не так. Но в 1976 году астрономы Ван Фландерн и Харрингтон выдвинули гипотезу, согласно которой в прошлом спутником Венеры был Меркурий. По расчетам этих ученых, аномалии орбиты Меркурия и некоторые особенности его строения свидетельствуют о том, что примерно 400 тысяч лет назад он перешел на самостоятельную орбиту. Эта гипотеза базируется на точных астрономических наблюдениях и сложных вычислениях. Однако остается загадкой, откуда об этом известно догонам.

Догоны знают о четырех спутниках Юпитера и о кольце вокруг Сатурна. Планеты они размещают на эллиптических орбитах.

Но главную роль среди небесных тел догоны признают за Сириусом. Что явствует из названия этой планеты, именуемой ими «пупом мира». Согласно их мифам, Сириус — тройная звездная система. Современная астрономия, правда, определяет Сириус как двойную систему. Это небольшая по размерам, сравнимая с Землей, но очень горячая звезда с массой, которая близка к массе Солнца, так называемый «белый карлик». Вторая звезда делает один оборот вокруг Сириуса-А за 50,4 ± 0,09 земных лет. Именно с такой периодичностью догоны проводят свой праздник масок. Им, как и астрономической науке в наши дни, известно, что вокруг Сириуса-А, который догоны называют звездой Сигу, по вытянутой орбите вращается маленький, но очень массивный спутник — «звезда По», которую современные ученые называют Сириус-В. Яркость Сириуса-В в 10 тысяч раз меньше яркости основной звезды, и увидеть его можно только в сильный телескоп. Эту звезду невозможно увидеть невооруженным глазом, и откуда у догонов такие сведения, остается лишь строить догадки. Более загадочны сведения этого народа еще об одном спутнике Юпитера — звезде Эмме Йа, а на языке науки — Сириусе-С, современной наукой пока не обнаруженном. По информации догонов, этот спутник имеет более вытянутую орбиту, чем Сириус-В, но период обращения у них одинаковый — 50 лет. Кроме того, по мнению догонов, с приближением Сириуса-В к Сириусу-А яркость свечения последнего увеличивается, что также подтвердили современные астрономы. Происходит это раз в 50 лет.

Догоны считают, что этот Сириус-В — самая тяжелая звезда, причем тяжелая настолько, что все люди, вместе взятые, не смогли бы поднять и маленького ее кусочка. Вот и по данным современной астрономии, белый карлик Сириус-В состоит из вещества фантастической плотности, один кубический сантиметр его весил бы на Земле примерно тонну.

Сириус-В догоны отождествляют с «зерном «по»» — «пустой оболочкой», которая образовалась после «распространения вещей по Вселенной». Это — главный объект мироздания, рождающий «спиральные миры» Вселенной — галактики.
По мнению современных астрономов, белые карлики появляются вследствие мощных взрывов сверхновых звезд, которые до того были красными гигантами.

Один из догонских мифов повествует именно о таком событии — вспышке и постепенном угасании звезды в системе Сириуса. Нужно заметить, что ни в каких других письменных источниках древних цивилизаций ничего подобного не отмечено.

Ориентируясь на 50-летний цикл, догоны отмечают праздники Сиги, связанные со звездой Сириус-А — Сири-Толо. Но отмечают эту дату не с полувековым интервалом, а через каждые 60 лет, при этом праздник продолжается целых 7 лет.

Это — праздник обновления мира. Во время Сиги изготовляют огромную «канага» — деревянную маску птицы. Маски по окончании праздника не уничтожают, а хранят в специальном месте. Это дало возможность ученым, в частности Гриолю, подсчитать количество масок и определить, что начались празднования Сиги примерно в 1300 году нашей эры.

У догонов есть культ почитания «Зоны сумерек», а умерших они хоронят в пещерах. Космогония догонов напоминает одновременно и идею библейского креационизма, и научную теорию «большого взрыва». Один из их мифов гласит: «В начале всех вещей был только Амма — бог, который ни на чем не лежал. Яйцо-шар Амма было замкнутым… кроме него ничего не было». Далее из этого яйца-шара появился мир во всем своем разнообразии. «Мир в лоне Амма был еще без времени и без пространства. Время и пространство соединились воедино». «Когда Амма разбил яйцо мира и вышел из него, возник вихрь, который крутился. Этот вихрь, который крутится, есть Амма». «Амма создал бесконечное количество миров».
В общем-то, современная научная теория «большого взрыва» также излагает появление мира из небольшого сжатого сгустка материи объемом в 10 кубических сантиметров. Примерно 20 миллиардов лет назад произошел «большой взрыв», вследствие которого наша Вселенная начала расширяться. По мере ее расширения появились время и расстояния. Вселенная продолжает расширяться и в наше время.

По представлениям догонов, наша Земля — не единственное обитаемое место. «Миры звезд в форме спирали — заселенные миры. Одновременно с вещами Амма, что дал миру движение и форму, создал всевозможные живые существа».

Мифология догонов знает и о мельчайших частицах, из которых состоит все вокруг. «Все вещи, которые создал Амма, имеют свое начало в наименьшем зернышке. Начиная с этой маленькой вещи, все вещи, которые создал Амма, были образованы посредством последовательного добавления таких же элементов. Амма все вещи создает маленькими, как зерно «по», затем добавляет к уже созданным вещам эти зерна. По мере того как Амма соединяет их, тело увеличивается».

В мифологии догонов говорится и о появлении первых людей на Земле. Первым пришельцем на Земле был Ого — один из помощников верховного бога Амма, взбунтовавшийся против своего патрона. Он — один из четырех сыновей первого существа, созданного верховным богом Амма — Номмо анагонно. Этот Ого — довольно вредный персонаж. Амма трижды пытался воспрепятствовать Ого попасть на Землю. Но Ого сделал себе корабль, передвигавшийся с помощью ветра. Он прибыл со звезды Сиги-Толо (Сириуса). После него на Землю прибыли и другие переселенцы, и Ого начал вредить им. Верховный бог Амма превратил его в «бледного лиса Йуругу».

Следующим гостем, прибывшим уже по приказу Амма, был Номмо. Его миссия заключалась в заселении Земли. Прилетел он вместе с людьми на корабле, состоявшем из 60 отсеков. Людям известно лишь о том, что содержалось в 22 отсеках корабля Номмо. О том, что было в остальных отсеках, станет известно позднее. Эти знания, по мнению догонов, изменят представления людей о мире.

Корабль Номмо подлетел к Земле сквозь дыру в небе, которую проделал Амма, и раскачивался в небе восемь периодов, «занимая небо от горизонта до горизонта, как большая радуга». Он раскачивался с Востока на Запад, склоняясь то в северном направлении, то в южном. Корабль свисал с неба на медной цепи, которую Номмо потом вернул обратно на небо. На месте приземления корабля Номмо возникло озеро Дебби. Вместе с Номмо на корабле прибыли восемь предков людей. После высадки людей и других существ Номмо нырнул в воду, оттуда следит за происходящим и заботится о людях. Он вновь появится на земле в «день слова».

В краях, где обитают догоны, расположены озеро Дебби и гора Схолл, на которой имеется большой дольмен — сооружение из крупных камней. По преданию догонов, он символизирует корабль Номмо, прибывший когда-то на Землю. Неподалеку возвышаются еще три каменных сооружения — менгира, символизирующие Сириус, Солнце и Землю. Озеро Дебби и эти каменные сооружения обозначают место посадки космических странников.

Некоторые ученые, в частности Герье, считают, что в мифах догонов сохранились сведения об их контактах с инопланетянами, имевших место в древности. Другие исследователи, например американский астроном Карл Саган, являются оппонентами таких взглядов.

Тогда откуда у африканского племени могут быть столь обширные познания в астрономии? Быть может, догоны или их далекие предки жили на планете Сириус?
Есть и скептическая точка зрения на познания догонов. Некоторые ученые замечают, что исследования Марселя Гриоля и Жермены Дитерлен — единственный источник, повествующий о загадочной осведомленности догонских жрецов в области астрономии.

Кроме того, со временем стало ясно, что во всех записях Гриоля о космогонии догонов нет ни одного астрономического факта, который был бы неизвестен на тот момент, когда ученый проводил свои исследования. Современный бельгийский антрополог Вальтер ван Бик провел среди догонов 12 лет, однако заявил, что не слышал от них ничего подобного сообщениям Гриоля.

Этот ученый обратил внимание, что все сведения были получены Гриолем лишь от одного информатора по имени Амбара, и этот факт также не придает полученным данным достоверности. Правда, не исключено и то, что знания догонов о загадках космоса были известны лишь узкому кругу посвященных, которых Гриоль упоминает под словом «олубару», и информатор Гриоля Амбара как раз и был из их числа.

Наконец, исследователь этой темы Карл Саган высказал предположение, что кое-какие астрономические знания могли быть заимствованы от европейцев, побывавших у догонов раньше, чем начали свои изыскания Гриоль и Дитерлен.
Высказывалось мнение и о самостоятельных наблюдениях догонов за звездами: согласно этой версии, в созерцании звездного неба они не пользовались никакими увеличительными приборами и сделали свои открытия лишь благодаря остроте зрения отдельных людей. Такое предположение высказали в 1980-е годы советские авторы А. Арефьев и Л. Фомин. Однако чтобы наблюдать, к примеру, такую звезду, как Сириус-В, нужно обладать остротой зрения, более чем вдвое превышающей доступное человеку, а чтобы воспринять эту звезду как отдельное от соседнего Сириуса-А светило, нужно обладать зрением, вчетверо более мощным, чем у человека с нормальным зрением. Первое наблюдение Сириуса-В было произведено с помощью телескопа лишь в 1862 году.

Также скептики обращают внимание, что догонам ничего не известно о таких планетах, как Меркурий, Уран, Нептун и Плутон.

Как бы там ни было, вопрос, откуда у племени аборигенов из Центральной Африки столь глубокие, необъяснимые и современной наукой познания о небесных светилах, остается пока неразрешимым.

No related links found



Удивительное племя древней культуры живет к югу от Сахары в Республике Мали. Племя догонов до сих пор очаровывает своим знанием о звездах. Им были знакомы вещи, о которых они не могли знать, их познания в астрономии предвосхитили открытия ученых.

Мифология догонов содержит ссылки на Сириус В – звезду, невидимую для человеческих глаз. Судя по легендам, информацию им передали Номмо – пришельцы из космических глубин. Многие считают знания африканского племени неопровержимым доказательством того, что в прошлом нас посещали инопланетяне.

Догонов насчитывается от 400 до 800 тысяч с достаточно необычной культурой. Исследователи Африки восторгаются интересной архитектурой, искусством и интригующими обрядовыми масками здешних жителей. Но более захватывающим является не то что можно увидеть, а то, что можно услышать.

Знания племени догонов продемонстрировали весьма развитую космологию. Роберт Темпл, автор опубликованной в 1976 году истории «Тайны Сириуса» писал, что уже во время первых контактов с антропологами члены племени поразили большими знаниями о «небесных сферах».

Это не очень подходило цивилизационному этапу развития племени, на котором они находились, но догоны точно знали, что Земля вращается вокруг Солнца и оборот по орбите занимает год. Они хорошо знали о суточном вращении планеты вокруг своей оси и говорили, это «дает иллюзию, что небо кружится».

«Догоны свободны от иллюзий, которые были у наших европейских предков, считавших, что небо и звезды вращаются вокруг Земли», — пишет Роберт Темпл в своей книге. Об этом мы знаем от французского антрополога Марселя Гриоля, который в 1934-1956 годах находился среди догонов.

За время, прожитое среди догонов Марсель, завоевал доверие старейшин племени и один из шаманов, называемый Оготеммели, рассказал антропологу о мифах и верованиях своих людей. История шамана стала основой для ряда публикаций Марселя и другого антрополога Жермена Дитерлена.

Записи антропологов скорее всего не обрели бы известность за узкими пределами круга специалистов, к счастью упомянутый Роберт Темпл осветил таинственное племя. Он обратил внимание на уникальные астрономические знания, и решил проверить, откуда у догонов такая информация. Жившие обособленно и по сути в одиночестве они знали намного больше, чем то, что Земля вращается вокруг Солнца и своей оси.

В племени знали о самых близких планетах, о кольцах Сатурна и лунах Юпитера, которые для европейцев открыл Галилей с помощью телескопа. Они различали типы звезд и были осведомлены о существовании других солнечных систем в галактике, и даже знали, что они бывают обитаемы. Кроме того, догоны издавна имели довольно хорошие знания о кровообращении и его роли в передаче кислорода. Это кажется удивительным, но похоже источник их знаний надо искать в далеком прошлом, а мы приобрели эти знания только в 18 веке.

По мнению Роберта Темпла, «догоны сохранили традиции, которые выходят за рамки понимания земного мира». Мифология догонов очень детально рассказывает о созвездии Сириуса. Само по себе это может показаться не очень странным, поскольку Сириус яркая звезда небосклоне, привлекавшая внимание людей на протяжении веков. Но догоны знали о существовании не только видимого Сириуса А, но и Сириуса В – белого карлика, который с Земли без мощного телескопа невидим.

Сами африканцы называют его «Сиги-толо», а антропологи для описания использовали слово «Дигитария». Более важным от названия является то, чего оно касается. Догоны говорят о теории Сириуса В, которая согласуется со всеми известными научными фактами. Они знали, что звезда не видна, но знали о её существовании.

Задолго до открытия астрономов жрецы племени догонов знали продолжительность вращения в 50 лет и это действительно так. Они знают, что Сириус А не находится в центре своей орбиты, а Сириус В «построен» из специфического материала, который называется сагала, и на Земле его нет. И все это действительно правда!

Откуда у африканского племени, развивавшегося «внутри себя» и в отчуждении от соседних цивилизаций могла появиться такая подробная информация о космосе? А вот это действительно волнующий вопрос в отношении знаний племени догонов. Если верить старой легенде от глубины появления племени, а не верить у нас никаких видимых причин, то и здесь события касаются популярной теории о древних космонавтах.

ИНОПЛАНЕТЯНЕ И ДОГОНЫ.

Все свои знания об окружающем мире и пространстве догоны получили от Номмо, прибывших на Землю в «ковчеге», который «приземлился в вихре, напоминающим движение коловорота». На планету ковчег приземлился на северо-востоке от современного жизненного пространства догонов, что указывает на Египет. Затем из корабля вышли земноводные существа, которые могли жить и в море, и пребывать на суше.

Интересная легенда о появлении небесных гостей не является уникальной. Аналогичную историю мы узнаем из шумерской традиции, где появляются «те, кто пришел с небес», этот же мотив звучит и в египетской мифологии, которая имеет точки соприкосновения с догонской.

Пришельцы дали догонам цивилизацию и социальную организацию, рассказали им несколько вещей о космосе и о своем мире. Инопланетяне прибыли из созвездия Сириуса, поэтому о нем рассказывали больше всего. Многое в памяти жрецов за минувшие тысячи лет вытерлось временем, однако важные моменты им удалось сохранить.

Роберт Темпл не остановился на достигнутом и создал огромный клубок мифов, переводов и языковых сопоставлений. Идея должна была подтвердить, что Номмо были инопланетянами, посетившими не только догонов, а Древний Египет, где жили предки племени.

В «Тайне Сириуса» автор книги среди египетских и шумерских сказаний находит доказательства, подтверждающие его идею. Он обращает внимание на важную роль Сириуса в Египте: восход звезды означал начало года. Темпл утверждает при этом, что «в прошлом Землю посетили разумные существа из планетной системы Сириуса».

Автор интересно соединяет Шумер с Египтом, Египет с Мали, Ануннаков с Номмо, священников с инопланетянами, а в догонских ритуалах и искусстве он находит следы ракет, морского десанта и русалок. Все конечно в истории можно пояснить значительно проще и без космического вмешательства. Хотя в этом случае пропадает уверенность, что история будет правдивой, тем более мы говорим не о лженаучном, а об альтернативном развитии.

Источников знаний догонов ищут в загрязнении культуры, якобы в одном из контактов с «западом» кто-то рассказал африканцам о Сириусе, а те тут же включили знания в свою систему верований. Среди теоретиков находится, например, Уолтер ван Бик, который в издании «Current Anthropology» описал свой визит к догонам.

Ряд опросов провел ван Бик пристально расспрашивая людей о «сиги толе». Все ответы уверяли, что о звезде догоны впервые услышали от самого Марселя Гриоля. Впрочем, исследование Уолтера ван Бика наткнулось на серьезную критику – он не завоевал уважение и авторитет у африканцев, поэтому все ответы были однотипными.

Несколько других исследователей пытались отыскать «внедрение» космической информации в раннем периоде. Ной Брош отмечает, что все могло случиться в 19 веке, когда контакт с догонами могли установить члены экспедиции Анри-Александра Деландера. Брош предполагает, что позже изучавший их легенды Гриоль взял за имеющиеся древние корни то, что несколько десятилетий ранее жители современного Мали слышали от другого француза.

Да, подобные вещи иногда случаются. Однако теорию о внеземном происхождении знаний догонов не так просто разрушить. Прежде всего сторонники версии отмечают главное: Гриоль или Деландер не могли сказать о супертяжелой материи, поскольку астрономы установили, что Сириус В является белым карликом лишь в 20-е годы 20-ого столетия.

К тому же, дело доходит и до пары других сомнений, например, 400-летние артефакты изображают ход Сириуса В вокруг своего большего соседа. Догоны регулярно отмечают праздники, связанные с этой звездой, и традиция идет по крайней мере, с 13 века. Иначе говоря, племя знало о Сириусе за столетия до прихода к ним первых европейцев.

Местные верят, что рядом со звездами А и В есть еще маленький и абсолютно невидимый Сириус С. Астрономы пока не нашли любопытный объект, но многие исследователи к версии, что мифология догонов верна, и небесное тело будет обнаружено.

Если Сириус С действительно будет обнаружен и подтвержден, то это станет окончательным подтверждением теории посещения Земли древними космонавтами. Сегодня еще не время делать вывод о существовании чужих цивилизаций. Говорят, прибывшие потерпели аварию и до прилета помощи погостили на у нас на планете. Именно так обстоит дело в отношении древних догонов и гостей с Сириуса.

Историями о тех, которые пришли с неба и, смешав с людьми кровь, воспроизвели потомство полубогов, а взамен подарили нашим предкам знания, заполнены практически все священные книги.
Спустя тысячи лет, мы то и дело натыкаемся на Их следы, причем отнюдь не в кабинетах ученых, а в самых что ни на есть девственных уголках нашей планеты.

Верное тому подтверждение – племя догонов, проживающее в сердце африканского континента. Догоны верят в свое космическое прошлое и считают, что их предки пришли на землю со звезды Сириус из созвездия Большого Пса!
Догоны (самоназв. Dogom, Dogon и др., ед. ч. Dogone; фула Habe, ед. ч. Kado, букв. «язычники») - народ на юго-востоке Мали (юг области Мопти).
Название племени придумали путешественники, оно происходит от английского слова Dog Star – «Звезда Собаки». Сами же они именуют себя Детьми Бледного Лиса – именно так звался их далекий звездный отец.
Живут (компактно или смешанно с народом фульбе) в труднодоступном районе вокруг уступа нагорья Бандиагара, на прилегающем плато и равнине Сено, а также в нескольких приграничных селениях Буркина Фасо.
Говорят на догонских языках. Многие также в разной степени владеют языком фула, играющим роль лингва-франка для некоторых групп догонов, взаимопонимание между которыми затруднено или невозможно, и бамана. Французским, государственным языком Мали, владеют единицы.

Общая численность около 800 тысяч человек (оценка 2007г.). В основном мусульмане, в ряде районов сохраняются традиционные верования, около 10 % - христиане (католики и протестанты).
Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали. Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе, пришли в X-XII веках с верховий Нигера - из страны Манден, вытеснив местное население (телем или курумба) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря - керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п.
На протяжении столетий они сохраняли свою самобытную культуру, несмотря на европейское влияние и непосредственную близость Томбукту, древнего центра исламизации Судана, чему в значительной мере способствовали естественные условия - труднодоступная местность с узкими проходами и отвесными скалами, превратившими селения догонов в неприступные крепости.
Селения догонов располагаются террасами на склонах холмов у подножия скалистых осыпей, на которых возвышаются конические постройки их легендарных предшественников - теллем.
Согласно легендам, история догонов берет свое начало во времена великой космической трагедии, разыгравшейся на задворках нашей Галактики... Вокруг третьей звезды из системы Сириуса вращались две планеты. На первой из них, Ара-Толо, жили люди-змеи Номмо. На другой планете, Йу-Толо, находили свой приют разумные птицы Балако. Обитатели Йу-Толо достигли высочайшего уровня цивилизации, при помощи своих знаний Балако смогли предсказать надвигающуюся катастрофу. Она исходила от соседней звезды системы Сириус В, которая должна была взорваться в ближайшее десятилетие. Взрыв грозил полным уничтожением для обеих цивилизаций, и они стали искать другие планеты, пригодные для жизни своих физических тел.
С этой целью инопланетяне снарядили несколько межзвездных экспедиций. Как утверждают догоны, они перемещались в астральных телах и могли при помощи генетических кодов-матриц задавать подходящим планетам программу создания опытной партии биологических тел конкретного вида. Как складывались их эксперименты на других планетах, неизвестно. Что касается Земли, тут был успех. Исследования по возможной адаптации своих тел к земным условиям проходили более чем успешно – для этих целей было выбрано плато Бандиагара.
ерез некоторое время после запуска генетической программы на благотворной африканской почве стали появляться странные существа – земноводные. Номмо стали осваивать местные озера, а люди-птицы Балако стали строить жилища-гнезда на неприступных уступах плато. Но затем пришельцы пришли к выводу, что Земля не совсем пригодна для их биологических форм.
Отчет о проведенных исследованиях был направлен на родину, пришельцы стали ждать ответа, на какие же планеты им необходимо перебираться окончательно. Как раз в это время случилась главная инопланетная проблема.
Подошел срок очередного пятидесятилетнего цикла – орбиты трех звезд системы Сириуса сблизились и Сириус В взорвался, превратившись в Белого Карлика. В результате взрыва все биологические существа данной звездной системы были полностью уничтожены. В живых остались только звездные разведчики, застрявшие на Земле.
В память о погибшей родине, каждые пятьдесят лет они проводят священный праздник Сиги – День поминовения мертвых.
Ситуация вышла из-под контроля, необходимо было что-то делать и как-то приспосабливаться к земным условиям в ожидании зова сородичей, которым может быть удалось прижиться на других планетах. На счастье инопланетян в это время к плато прикочевало африканское племя теллемов. При помощи оккультных знаний пришельцы освободили людей от душ, а сами вселились в них, став псевдолюдьми...
Почти все племя теллемов обрело новое внутреннее содержание, часть племени перевоплотилась, другая стала рабами. Свои прежние тела инопланетяне «свернули» обратно в яйца (на Сириусе у них такая форма размножения) и поместили их в тайное пещерное Святилище.
Со временем тела людей старели, и инопланетянам необходимо было перевоплощаться. С этой целью они начали вступать в браки с уцелевшими теллемами: их детей и называют ныне догонами, которые по-прежнему ждут зова далекой родины и стерегут генофонд настоящих биологических тел детей Сириуса. Не все, конечно, обитатели племени догонов настолько просвещены, тайные знания хранят только жрецы племени – олубару. Стать таким жрецом можно только с рождения, будущих олубару люди-птицы отбирают из догонов еще детьми и обучают их у себя языку сиги-со, родовым обрядам, праздникам и тем необычным знаниям астрономии, которые так удивляют весь земной научный мир.
Жрец-олубару обязан тщательным образом следовать всем традициям и закончить свое существование в возрасте семидесяти лет. По исполнению указанного возраста олубару уходит в тайное поселение, где его приносят в жертву духу Йуругу. Его вызывают в час «Сумеречной Зоны» при помощи боя в ритуальные барабаны. Все участники жертвоприношения погружаются в глубокий транс, наверное, поэтому им становится все равно, живы они или уже мертвы. Кроме человеческих жертв Йуругу жертвуют и крокодилов.
Главная цель жизни олубару заключается в хранении яиц – своих космических братьев.
Календарь догонов сильно отличается от общеизвестных и общепринятых календарей мира. Например, неделя состоит не из семи дней, как мы привыкли, а из пяти. Пятый день является рыночным – в Африке это уже праздник. Все ходят нарядные – при всех регалиях и атрибутах. Мужчины пьют в этот день пиво, обсуждая вселенские проблемы, женщины делают то же самое, только без пива.
Догоны каждый год празднуют Дес Масквес. Этот праздник наступает в апреле и празднуется ровно одну догонскую неделю – пять дней. Его основная цель – освежить в памяти догонов праздник Сиги, отмечаемый раз в пятьдесят лет, дабы его не забыли. Именно по этой причине на Дес Масквес происходит все то же самое, что и на Сиги.
Все действо Дес Масквес похоже на костюмированный спектакль, рассказывающий историю происхождения догонов. Главным атрибутом являются специальные маски, изготовленные из дерева, разукрашенные причудливым орнаментом. Маски венчаются особыми фигурами – надголовниками, достигающими высоты до пяти метров. Самая главная из них имеет высоту два метра, она олицетворяет мифическую птицу Балако с распростертыми в виде свастики крыльями и лапами!
Священные маски хранят в святилищах, подальше от посторонних глаз, их стерегут жрецы-олубару. В зависимости от того, какой праздник, догоны оживляют ту или иную маску, для особых случаев делают новую.
В своих церемониях догоны используют восемьдесят различных масок. Причем все они при большом разнообразии форм и сюжетов сохраняют черты одного стиля. В каждом из ритуалов принимает участие определенный набор масок. Некоторые из масок догонов сохранились только в музеях. С другой стороны, отмечено появление новых типов, сохраняющих основные признаки местного стиля.
Почти во всех масках подчеркнута вертикальная ось, и большинство из них имеют два композиционных центра: одним из них является личина, то есть часть маски, закрывающая лицо, другим - навершие, представляющее собой самостоятельную пластическую структуру. Стиль догонов характеризуется прямолинейными "кубистическими" объемами, резкой ограненностью форм, прямоугольными сочленениями, четкими, без полутонов границами света и тени.
Антропоморфные, как правило, маски догонов всегда дополнены чертами различных животных (обезьяны, антилопы, зайца, гиены и т. п.). Самая распространенная и одна из наиболее почитаемых масок - канага. Плоское лицо с отверстиями для глаз разделено пополам тонкой вертикальной перегородкой носа, упирающейся в нависающий в виде трехгранного карниза лоб. Навершие имеет форму лотарингского креста с отогнутыми концами перекладин.
Различные вариации этой формы, напоминающей схематическое изображение человеческой фигуры в так называемой позе лягушки, встречаются в первобытном и традиционном искусстве повсеместно: в наскальной живописи Австралии, Восточной Испании, Скандинавии, Закавказья, в искусстве канадских индейцев и т. д.
Символическое значение этой формы, венчающей маску канага, интерпретируется по-разному. М. Гриоль считает ее символом равновесия между землей и небом, символом космического порядка; другие видят в ней священную птицу с распростертыми крыльями, фигуру верховного божества в акте созидания; по Кьерсмейеру, это символ крокодила, на спине которого, по преданию, догоны переплыли Нигер во время их исхода из «Страны манде».
Маска сириге, или, как ее еще называют, «многоярусный дом», отличается от канага главным образом своим навершием. Лицевая же часть этой маски (как и многих других) в общих чертах повторяет лаконичную антропоморфную схему канага. Навершие сириге представляет собой ажурную доску или плоский шест высотой от трех до пяти метров, символизирующий гинна - дом огона, религиозного вождя и правителя догонов. Покрывающая шест резьба в виде повторяющихся геометрических форм отражает космогонические представления догонов.
Лицевая часть зооморфных масок, как правило, сохраняет ту же пластическую структуру: плоский прямоугольник, разделенный на две части узкой вертикальной перегородкой. Маска может быть увенчана прямыми или изогнутыми рогами (валу - маска антилопы), длинными ушами (дьомо - маска зайца) или имеет монолитную обтекаемую форму («черная обезьяна» - маска бабуина).
Навершия в виде человеческой фигуры (например, маска Ясигине) (Ясигине (или Ясиги) - мифическая женщина парная женская ипостась Йуругу, укравшая секрет масок и потому посвященная в ава. По преданию, с этого времени некоторая категория женщин имеет право выступать в ритуальных танцах под маской Ясигине) или фигурки обезьяны, как правило, менее геометризованы, а иногда почти натуралистичны. Причем в этих случаях лицевая часть полностью лишается изобразительных элементов, превращаясь в плоскость, на которой вертикаль обозначена лишь как перегородка между прямоугольными глазными отверстиями.
Матерью всех масок считается маска имина на - «великая маска», сочетающая в себе особенности обоих типов: антропоморфный характер лицевой части, геометрический орнамент навершия (достигающего десятиметровой высоты) и более реалистическую трактовку змеиной головы с открытой пастью, венчающей навершие. Эту маску можно видеть лишь на церемонии Сиги.
Каждой маске соответствуют специальный костюм и украшения, скрывающие танцора с ног до головы. Большая часть костюма состоит из растительных волокон. Из тех же волокон изготовляются и маски, изображающие людей, например женщин фульбе (Фульбе считались прежде врагами догонов, и их ньяму следовало нейтрализовать точно так же, как и ньяму убитых животных). Непременный аксессуар этой маски - женская грудь из двух половинок плода баобаба. Вообще же маски догонов изготовлены из мягкой древесины и поэтому сохраняются лишь относительно короткое время. Это обстоятельство (исчезновение образцов), возможно, содействует ускоренной эволюции масок - их стиля и формы - по сравнению с круглой скульптурой (Ж. Деланж видит причину ускоренной эволюции в том, что изготовители масок здесь чаще всего их носители - члены ава, а не кузнецы, которые являются потомственными ремесленниками и по установившейся традиции наряду со своим основным делом обычно занимаются изготовлением скульптуры).
В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай, в XVI-XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) - в Масина. Контакты догонов с исламизированными фульбе, начавшиеся на рубеже XVIII-XIX веков, привели к захвату последними Бандиагары к середине 19 века.
«Укрывшись в горных селениях, – пишет этнограф Б. Шаревская, – догоны сохраняли до самого последнего времени многие архаические обычаи и верования. Это характеризует и их мифологию».
Начиная с 1931 года, группа французских ученых во главе с Марселем Гриолем и Жерменом Дитерлен изучала быт и мировоззрение догонов. Результатом этой огромной работы явилась книга «Бледный Лис» (названная так по имени одного из самых популярных персонажей догонского фольклора).
В «Бледном Лисе» французские ученые дословно изложили и прокомментировали мифы догонов о сотворении Вселенной и истории человеческого рода. И не просто мифы, а мифы эзотерические, известные до недавнего времени лишь немногим. Вторая звезда системы Сириус (см. описание) - Сириус В - была открыта в 1862 году, ее необычайно высокая плотность была определена незадолго до начала Первой мировой войны, что позволило отнести звезду к категории «белых карликов». Спиральные туманности зарисованы Россом в середине XIX века. Хаббл в 1924 году доказал, что они состоят из звезд. Вращение нашей Галактики доказано в 1927 году, а ее спиральная форма - в 1950 году.
К чему это перечисление? Оказывается, в архаичной мифологии догонов все это давно известно! Известно народу, вся наука которого ограничивается изготовлением ритуальных масок.
Современная наука гласит, что Вселенная образовалась в результате первоначального Большого взрыва, до которого все ее вещество, сжатое до невероятной плотности, занимало бесконечно малый объем, а такие категории, как пространство и время, отсутствовали.
С момента Большого взрыва (около 13 миллиардов лет тому назад) происходит непрерывное расширение Вселенной, так называемое разбегание галактик.
А вот как происходило образование Вселенной согласно древним преданиям догонов: «В начале всех вещей был Амма - Бог, который не покоился ни на чем. Амма был шариком, яйцом, и яйцо это было замкнуто. Кроме него не существовало ничего».
В современном языке догонов слово «амма» означает нечто неподвижное, сильно сжатое и очень плотное. И далее: «Мир внутри Аммы был еще без времени и без пространства. Время и пространство слились в единое целое». Но наступил момент, когда «Амма открыл глаза. При этом его мысль вышла из спирали, которая, кружась в его чреве, обозначила будущее разрастание мира».
Согласно преданию, современный «мир бесконечен, но его можно измерить». Эта формулировка очень близка к той, что дал Эйнштейн в своей теории относительности.
Не имеющие даже собственной письменности, догоны в своих космогонических мифах делят небесные тела на планеты, звезды и спутники. Звезды именуются «толо», планеты - «толо гонозе» (звезды, которые движутся), а спутники носят название «толо тоназе» (звезды, которые описывают круги).
Догоны считают Сириус тройной звездой, состоящей из главной звезды «сиги толо» и «звезд «по толо» и «эмме йа толо». Поразительно точно указывается период их обращения вокруг главной звезды - 50 земных лет (современные данные: 49,9 года). Причем в их древних мифах содержится информация о том, что звезда «по толо» имеет небольшие размеры при огромном весе и плотности.
«Она самая маленькая и самая тяжелая из всех звезд и состоит из металла, называемого «саголу», который более блестящий, чем железо и такой тяжелый, что все земные существа объединившись не смогли бы поднять и частицу…» В другом месте миф уточняет: «частица саголу» размерами с зерно проса весит столько же, сколько весят 480 ослиных вьюков» (т.е. около 35 тонн).
Методами современной науки было установлено, что Сириус действительно является двойной звездой, причем вторая ее компонента - белый карлик Сириус В, плотность которого может достигать 50 тонн в кубическом сантиметре…
Согласно догонским мифам, когда звезда «по толо» (Сириус В), имеющая по мнению жрецов вытянутую орбиту, приближается к звезде «сиги толо» (Сириус А), - та начинает светить ярче.
Несколько лет назад астроном А.В.Архипов с целью проверить это утверждение сопоставил данные измерений яркости этой звезды за полтора столетия. Ученый пришел к заключению, что блеск Сириуса действительно колеблется, причем с периодичностью 50 лет, т.е. с периодом обращения Сириуса В вокруг Сириуса А…
Мало того, при сравнении этих колебаний с изменениями дистанции между этими звездами обнаружилась полная правота догонов - чем ближе к главной звезде ее спутник, тем она ярче!
Вавилонские, египетские, греческие и римские источники свидетельствуют, что Сириус, яркая бело-голубая звезда в созвездии Большого Пса, в древности выглядел иначе, чем сегодня. Так, в Вавилоне он носил имя Шуккуду - «раскаленная медь», Птолемей в своем «Альмагесте» (II в н.э.) помещает Сириус в списке красных звезд, римский философ Луций Сенека около двух тысяч лет назад замечает: «Краснота Собачьей звезды (т.е. Сириуса) глубже, Марса - мягче, ее нет совсем у Юпитера…»
Однако уже в X веке нашей эры персидский астроном Аль-Суфи описывает Сириус бело-голубым, каким мы видим его сегодня. Современные ученые признают возможность перемен, происшедших с Сириусом за ничтожно малый по космическим масштабам срок 700-800 лет…
Астроном Д.Мартынов, рассмотрев возможные механизмы таких изменений, пришел к выводу, что Сириус В в одно из первых столетий нашей эры взорвался как полусверхновая звезда. По мнению ученого до момента взрыва Сириус В был «красным гигантом», что обуславливало цвет всей системы Сириуса. После взрыва он превратился в «белый карлик» - исключительно плотную звезду размером с Землю…
Мифы догонов о дальнем космосе во многом соответствуют современным научным взглядам. Так, например, догоны знают, что наша Галактика, видимая с Земли, как «Млечный путь», это - «спиральный звездный мир» и считают, что таких «спиральных звездных миров» во Вселенной «бесконечно много», а сама она, хотя и «бесконечна, но измерима».
По мнению догонов, Вселенная населена различными живыми существами, причём первыми в ней появились растения. Например, семена тыквы и щавеля «перед тем, как попасть на Землю, легли на край Млечного Пути» и «проросли во всех мирах Вселенной».
Догоны убеждены также, что «на других землях есть рогатые, хвостатые, крылатые, ползающие люди…»
Строго говоря, догонские мифы повествуют не об одном, а о нескольких «космических путешествиях», первые из которых совершил некто по имени Ого, который в свой третий «звездный вояж» попадает на Землю, где превращается в «бледного лиса» - Йуругу.
В древних мифах и рисунках догонов описан и космический «ковчег Номмо», в котором спустились с «Сиги тало» предки догонов вместе со всем необходимым для жизни на Земле. «Ковчег Номмо» жрецы-«олубару» изображают в виде корзины «тазу», напоминающей усеченный конус, верхняя плоскость которого представляет собой квадрат, а нижняя - круг. По бокам конуса расположены лестницы, на которых при спуске на Землю удерживались люди, животные, растения и т.п.
Спускаясь, ковчег вращался, причем это движение поддерживалось через… сопло. «Отверстие сопла есть большая дорога дыхания предков, - повествуется в мифе, - спустившихся с высоты. Именно их дыхание помогало вращаться, чтобы двигаться и опускаться…»
«Ковчег Номмо» приземлился после восьмилетних «качаний» в небе, «подняв воздушным вихрем тучу пыли». Первым из ковчега вышел Номмо, а затем и все прочие существа.
В качестве места посадки догонские жрецы называют озеро Дебо в Западном Судане, заполняемое водой во время паводка на реке Нигер. На одном из островов этого озера находится каменное изображение «Ковчега Номмо», летящего среди звезд.
Отдельный интерес представляют сокровенные космогонические мифы догонов… «Вначале был Амма, бог в виде круглого яйца, который покоился ни на чем… Кроме этого не было ничего…»
Основной элемент мира у догонов - частица «по», имеющая форму маленького просяного зернышка. Такую же форму имел и Амма. Это зернышко «по» «крутилось и излучало частицы материи в звуковом и световом действии, оставаясь однако невидимым и неслышимым». В зерне «по» Амма построил всю Вселенную, но чтобы «выпустить мир наружу» - начал вращаться вокруг своей оси… Догоны говорят: «Крутясь и танцуя, Амма создал все спиральные звездные миры Вселенной».
Эрик Геррье отмечает, что образ «крутящегося спирального вихря Аммы» можно смело применить как к атому с электронным облаком, вращающимся вокруг ядра, так и к каждой спиралевидной галактике…
Как это ни странно, однако чем больше знакомишься с переложением догонских мифов на язык современной физики, тем скорее становишься сторонником гипотезы Э.Геррье о том, что догоны издавна поклоняются энергии!..
Здесь уместно привести самую сокровенную тайну догонских мифов, - «По, закрученное вокруг себя самого, хранит слово до того момента, когда Амма прикажет освободить это слово дабы передать его всем творениям. По может превратиться в страшной силы ветер, но об этом нельзя говорить…»
Э.Геррье считает, в этой части миф прямо указывает на возможность перехода материи в энергию, рассчитываемую по формуле е=мс2, открытой А.Эйнштейном в начале XX века.
В пользу этой точки зрения свидетельствуют мифы, описывающие «космические одиссеи догонов». В них сказывается о путешествии с Сириуса на Землю существа по имени Ого, а позднее - «ковчега Номмо», вместе с которым прибыли первые люди. Любопытно свидетельство мифов о том, что в этих космических путешествиях» звездные корабли догонов двигались, подгоняемые ветром, заключенном в зернах, «по»…
Представляет также интерес мнение жрецов-«олубару» о том, что разумные обитатели «Йалу уло» - т.е. «спирального звездного мира» Галактики хоть и вмешиваются в жизнь человечества планеты Земля, однако в гораздо меньшей степени, чем жители созвездий Орион и Плеяды. (...???)

Ритуалы догонов привязаны к 50-летнему периоду обращения Сириуса В вокруг Сириуса, самой яркой звезды на небосклоне.
Обнаружить спутник Сириуса, определить его цвет, вычислить период обращения и плотность, не имея астрономических приборов, невозможно. Даже спутники Юпитера, о которых знают догоны, глазом не увидишь. Остается один выход - заимствование у другой культуры.
Догоны могли получить сведения о строении Вселенной у древнеегипетских жрецов, тем более что племя переселилось в Западную Африку всего-то 5-6 веков назад. Но древние египтяне ничего не могли знать о взрыве Сириуса В во II веке нашей эры - их цивилизация погибла много раньше. А у догонов этот взрыв является одним из центральных пунктов мифологии. Представления же о существовании во Вселенной сверхплотного вещества, «белых карликов», вообще относятся к самым современным идеям.
Средневековая арабская культура? Канадец Овенден выдвинул гипотезу о контакте с мусульманским университетом в Тимбукту, где хранились знания древних шумеров, египтян и греков. Но это ложный след - ученые древности не имели столь глубоких познаний в астрономии.
Наконец, нельзя исключить розыгрыш со стороны Марселя Гриоля. Но, во-первых, у этого ученого безупречная репутация. А во-вторых, он руководствовался принципом «описывать и только описывать». Астрономы обратили внимание на его работы через много лет, что для любого шутника было бы невыносимо.

Остается еще одна возможность. Даже не возможность, а прямое объяснение, вытекающее из мифологии догонов. Все свои познания, говорится в их легендах, люди получили от бога, который спустился с третьей звезды Сириуса. Он явился в ковчеге, этот ковчег вращался. И вращение поддерживалось «дыханием» через сопло. При приземлении ковчег поднял тучу пыли. Имеется и рисунок, связывающий одной прямой систему Сириус и наше Солнце. Но о существовании третьей звезды в системе Сириус современной науке ничего не известно. Хотя сторонники у Сириуса С среди астрономов имеются.
Знаменитый американский физик Карл Саган говорил, что доказательством посещения нашей планеты пришельцами из космоса могут служить либо бесспорные «артефакты», либо существование в мифах «ясных сообщений об астрономических реальностях, о которых примитивные люди не могли узнать сами».
Гипотеза о том, что архаичная, но астрономически продвинутая мифология догонов является доказательством палеовизита пришельцев, была сформулирована американским ученым Робертом Темплом в 1975 году. С тех пор вокруг этой гипотезы не прекращаются споры. Из всех сюжетов, связанных с пришельцами, непрофессионализм которых виден за версту, от мифологии догонов отмахнуться нельзя. Но на близкое окончание спора рассчитывать не приходится.
«Белый карлик», спиральные звездные системы и Млечный Путь, вращение Сириуса В вокруг своей оси - эти факты нельзя увидеть в самый мощный телескоп, они являются результатом осмысления того, что наблюдают астрономы, и предполагают высокий уровень культуры. Выходит, никуда не деться от гипотезы о палеовизите? Прибыли на Землю жители планеты из системы Сириус, рассказали землянам о своем доме, а попутно передали общие сведения о Вселенной. Критерию Сагана эта идиллия полностью удовлетворяет.
Но как не хочется верить в пришельцев! И оппонентам удалось нащупать в этой версии уязвимое место. Астрономические знания догонов выглядят все-таки недостаточно совершенными для потенциальных инопланетян. Не могли пробравшиеся сквозь Вселенную пришельцы считать Сириус В самой маленькой и самой тяжелой звездой, ибо наверняка бы знали, как знаем сегодня мы, о существовании куда более миниатюрных и тяжелых звезд.
И почему, спрашивается, космические учителя сообщили только о 4 спутниках Юпитера, ведь их набралось уже 16, и это не окончательное число?
Впрочем, никто и не гарантировал, что инопланетяне умеют считать больше чем до пяти... «Разве что межзвездные путешественники, пролетая мимо Юпитера, не умели считать даже до пяти», - иронизирует по этому поводу астроном Дитер Герман.
Итак, астрономия догонов ближе к уровню хотя и довольно развитой, но вчерашней земной астрономии. Не здесь ли кроется разгадка? Так возникла гипотеза об анонимном «миссионере».
В 1920-е годы в этом племени объявились миссионеры из католического братства «Белые отцы». И некий начитанный священнослужитель мог обратить внимание на то, что мифология аборигенов придает большое значение Сириусу. Для налаживания контактов с племенем миссионер решил обогатить представления догонов о божественном светиле.
На Западе как раз в 1920-е годы Сириус стал темой многочисленных публикаций. К тому времени была установлена чудовищная плотность его спутника, и наука сделала вывод о существовании нового типа звезд - «белых карликов».
«Самая маленькая и самая тяжелая звезда» - эта характеристика Сириуса В соответствует состоянию астрономических знаний в 1920-х годах. Миссионер добросовестно пересказал догонам все, что читал о Сириусе В. Жрецы включили бесценные сведения в мифологию, а французские этнографы восприняли заимствованные астрономические знания уже как ее органичную часть.
Звучит убедительно. Но почему образованный миссионер рассказал любознательным догонам только о 4 спутниках Юпитера, ведь тогда насчитали уже 9 спутников?
И еще удивительно: догонской астрономии присуща отчетливая хронологическая многослойность. Первый слой: представления, характерные для архаической культуры, когда человек знает лишь о планетах, видимых невооруженным глазом, - здесь ни миссионеры, ни пришельцы не нужны. Второй слой - знания, например, о спутниках Юпитера - соответствует астрономическим представлениям эпохи Галилея. Наконец, знания о системе Сириус или спиральной структуре Галактики отвечают уровню науки первой половины XX века.
Может быть, догоны, одержимые, как ни один другой народ, астрономической манией, учиняли допрос каждому, кто оказывался у них в гостях? Нет ли здесь натяжки?
Этнографы не видят в легендах догонов «белых ниток» и спешной подгонки новых заимствований под старые мифы. Каждый астрономический факт у догонов привязан к определенным ритуалам, которые прослеживаются по реликвиям минимум до XII столетия! Немецкий ученый Дитер Герман называет ситуацию с догонскими знаниями о космосе «безнадежным случаем»: однозначно опровергнуть или подтвердить какую-либо версию невозможно, но для респектабельного ученого все же приличнее придерживаться версии о миссионере.
В Мали проживает еще одна народность – бамбара. Звёзды системы Сириуса они называют звёздами познания, а сам Сириус – звездой-первоосновой, поскольку, как и догоны, считают, что жизнь пришла с Сириуса.
Разрешить спор могли бы новые астрономические открытия. Вот если бы у Сириуса была обнаружена третья звезда. Или если бы около Сириуса были найдены следы рассеянной туманности, оставшейся после взрыва Сириуса В, в который так искренне верят догоны...
Источники информации:
1. Деникен Э. Небесные учителя
2. сайт Википедия
3. Лесков С. Племя догонов
4. Кратохвиль В. «Корабль Номмо» из созвездия Большого Пса

В 1950 г. этнологи Марсель Гриоль и Жермен Дитерлен сообщили в небольшой статье, что, изучая быт небольшого племени догонов, живущего в наше время все еще первобытно-общинным строем, они обнаружили у аборигенов необыкновенные познания о далекой звездной системе Сириуса. Догоны сообщили исследователям, что в «небесной вышине» находится «прекрасная звезда Сигуи». Вокруг нее, по их сведениям, вращается другая звезда – По толо. «По» на языке племени означает «хлебное зерно». Интересно, что в современной астрономической литературе эта звезда называется латинским словом Дигитария, что также означает «хлебное зерно». Дигитария является самой тяжелой звездой в системе Сириуса, она невидима человеческому глазу, а период ее обращения вокруг Сигуи составляет 50 лет. Догоны также сообщают, что система Сириуса включает в себя еще две звезды. Одну из них они называют Емма Я. Она больше Дигитарии, но в 4 раза легче ее. Другой спутник Сигуи расположен очень далеко от него и вращается в противоположном направлении.

Фото: Созвездие Большого пса в виде рисунка собаки и линий на ночном небе.

Самое удивительное, что сведения, которыми располагают догоны, во многом совпадают с современными научными представлениями. Уже в 1934 г. американский ученый Кларк открыл первый спутник Сириуса, который позднее астрономы стали называть Сириус-В, или Дигитария. В 1970 г. Сириус-В был сфотографирован. Вычислили период его обращения вокруг Сириуса – 51 год. Диаметр Дигитарии примерно равен земному, но масса ее необыкновенно велика. Всего одна чайная ложка вещества этой звезды имеет приблизительно такой же вес, как Луна.

Фото: Святилище племени догонов

До недавнего времени ученые полагали, что система Сириуса состоит только из двух звезд: Сириуса-А и Дигитарии (Сириуса-В). Но уже в 1997 г. французские астрономы Бонне-Бидо и Гри предположили, что у Сириуса-А есть еще два спутника: Сириус-С и Сириус -D. Компоненты данной звездной системы до сих пор чрезвычайно мало изучены, и ученые пока не делают никаких окончательных выводов, но, по предварительным данным, Сириус-С больше Дигитарии и в несколько раз легче ее, а четвертая звезда очень удалена от Сириуса-А. Астрономы еще не могут с уверенностью сказать, является ли Сириус-D самостоятельной звездой или входит в звездную систему Сириуса. Тем не менее сведения о строении этой системы, полученные от африканского племени, необычайно точно совпадают с последними научными данными.

Фото: Жилища племени догонов

Культура догонов содержит удивительные знания

Следует отметить, что кроме Сириуса догоны знали также и другие звезды и планеты. Они были прекрасно осведомлены о наличии спутников у Юпитера и колец у Сатурна. Догоны также определили границы Млечного Пути и полагали, как и многие древние народы, что наша Солнечная система состоит из 12 планет. Интересно, что многие астрономы и астрофизики склоняются в настоящее время к тому мнению, что за орбитой последней из известных нам планет – Плутона – находится небесное тело, обладающее большой массой. Возможно также, что там может быть не одно небесное тело, а две или три разные планеты.

Фото: Представитель племени догонов

Откуда же догонам известно столько подробностей о строении звезд и небесных тел? На сей счет существует несколько мнений. Некоторые исследователи полагают, что познания в астрономии, имеющиеся у примитивного племени догонов, подтверждают гипотезы ученых о палеоконтакте, то есть взаимодействии древних народов с представителями некой высокоразвитой внеземной цивилизации, представители которой посетили Землю тысячелетия назад. Возможно, именно инопланетяне и были теми «богами» и «учителями» древности, о которых повествуют легенды и сказания практически всех народов нашей планеты. Основываясь на легендах и удивительных знаниях догонов, известный астроном Роберт Тэмпл полагает, что в незапамятные времена на Землю прибыли жители Сириуса или одной из планет, входящих в эту звездную систему. Можно предположить, что, встретив на «голубой планете» разумных существ, посланцы далекой звезды передали аборигенам Земли некоторые свои познания, а потом отбыли в свой мир. По мнению Тэмпла, именно пришельцы с Сириуса были основателями древнеегипетской цивилизации и первыми фараонами этого государства. По другой версии, на нашей планете многие тысячелетия назад существовали «свои», земные высокоразвитые цивилизации, погибшие вследствие глобальных катастроф. Имеется мнение, что догоны являются наследниками великого народа, обладавшего некогда огромными знаниями. Возможно, немногие уцелевшие в результате катастроф представители высокоразвитой цивилизации ассимилировались с другими народами, находящимися на низкой ступени развития, и, передав им некоторые знания, деградировали в сложившихся исторических условиях. Среди ученых нет единого мнения относительно сведений, полученных от догонов. Некоторые полагают, что все изложенное учеными настолько невероятно, что просто не может быть правдой. Некоторые критики обвиняли Гриоля и Дитерлен в мистификации. Другие заявляли, впрочем, без всяких на то оснований, что и Сириус-В (Дигитарию), и Юпитер, и кольца Сатурна якобы можно увидеть невооруженным глазом, хотя известно, что кольца Сатурна, например, были открыты только в XVII в. итальянским астрономом Кассини при помощи телескопа. Роберт Тэмпл в ответ на многочисленные нападки оппонентов заявил, что ему понятно критическое отношение его коллег к данному вопросу. Ведь знания догонов «не просто меняют традиционную картину мира, а потрясают основы современной науки. Чтобы признать существование подобных познаний у племени, живущего первобытно-общинным строем, надо обладать известным мужеством», – говорит Тэмпл в одной из своих статей.

Споры о знаниях небольшого африканского племени ведутся до сих пор. Науке еще предстоит дать ответ на вопрос, кто и когда поведал догонам о звездах «системы Сириус».

Материалы

(католики и протестанты).

Этно-лингвистическое деление

По языковому критерию догоны разделяются на несколько крупных и множество мелких групп. Свои языковые особенности (иногда очень значительные) имеются практически в каждом догонском селении. В приведённой таблице они отсортированы по языковой принадлежности и численности. Небольшая группа бангана , находящаяся в ареале северных догонов, отделена от последних в связи с тем, что по некоторым современным представлениям их язык не входит в догонскую семью и рассматривается как изолят .

Народ Язык Численность Расселение (на территории Мали, если не указано дополнительно) Примечание
южные догоны
доон томо-кан 178 000 168 тыс. человек на юго-западе от г. Банкас, около 10 тыс. человек в Кот-д’Ивуар и Буркина Фасо
того тене-кан (того) 92 232
тенгу тене-кан (тенгу) 67 788
восточные догоны
дьямсай дьямсай 164 000 между городами Коро и Бумбум
торо-тегу торо-тегу 3654
центральные догоны
томмом томмо-со 75 852 говорят на наречиях центральнодогонского языка
торо (бомму) торо-со 63 000
доном донно-со 57 000 в районе г. Бандиагара
западные догоны
момбо (колум) момбо-со (колум-со) 24 000
ампари ампари 6552
северные догоны
бондум (довой) бондум(-дом) 31 000 к северу от плато Бандиагара, основное поселение - Борко
догул догулу(-дом) 20 000 к северо-востоку от г. Бандиагара
тираниге (дулери) тираниге-дига 5292
тебул-уре 3500
нанга нанга(-дама) 3150
янда янда(-дом) 2500
буду буноге 882
ана 500
бангана бангери (бангиме) 1512 на северо-западе от г. Бандиагара говорят на изолированном языке
Всего 790 102

История

Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали . Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе , пришли в -XII веках с верховий Нигера - из страны Манден , вытеснив местное население (телем или курумба) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря - керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай , в XVI-XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) - в Масина . Контакты догонов с исламизированными фульбе , начавшиеся на рубеже XVIII -XIX веков , привели к захвату последними Бандиагары к середине XIX века.

Традиционная культура

Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки . Её изучение было в середине XX века монополизировано представителями школы М. Гриоля , что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.). В культурном отношении различают догонов плато и предгорий, подступающих к долине Нигера (центральные, западные и северные догоны), и догонов цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаичных элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие, в горах - террасное, местами - ирригационное (сорго, просо-элевсина, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С бозо догонов связывают отношения шуточного родства .

Напишите отзыв о статье "Догоны"

Литература

  • Beaudoin G. Les Dogon du Mali. P.,1997.
  • Calame-Griaule G. Ethnologie et langage: la parôle chez les Dogon. P., 1965
  • Desplagnes L. Le Plateau central nigerien. P., 1907
  • Griaule M. Dieu d’eau. Entretiens avec Ogotemmêli. P., 1948
  • Griaule M. Masques dogons. P., 1938
  • Griaule M., Dieterlen G. The Dogon of the French Sudan. 1948
  • Guerrier E. La cosmogonie des Dogon. L’arche du Nommo. P., 1975
  • Laude J. African Art of the Dogon: The Myths of the Cliff Dwellers. N.Y., 1973
  • Palau Marti M. Les Dogons. P., 1957
  • Paulme D. Organisation sociale des Dogons. P., 1940
  • Wanono N. & Renaudea, M. Les Dogon. P., 1996

Ссылки

  • Статья из сборника «На суше и на море», 1978
  • Мириманов В. Б. Искусство тропической Африки
  • «» from The Skeptic’s Dictionary .
  • «» by James Oberg.

Примечания

Отрывок, характеризующий Догоны

Англичанин, достав кошелек, отсчитывал деньги. Долохов хмурился и молчал. Пьер вскочил на окно.
Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, – вдруг крикнул он. – И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю… вели дать.
– Пускай, пускай! – сказал Долохов, улыбаясь.
– Что ты? с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, – заговорили с разных сторон.
– Я выпью, давай бутылку рому! – закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно.
Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему.
– Нет, его так не уломаешь ни за что, – говорил Анатоль, – постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***.
– Едем, – закричал Пьер, – едем!… И Мишку с собой берем…
И он ухватил медведя, и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате.

Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.
«Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.
– Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной.
Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа.
– Замучили меня эти визиты, – сказала она. – Ну, уж ее последнюю приму. Чопорна очень. Проси, – сказала она лакею грустным голосом, как будто говорила: «ну, уж добивайте!»
Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицей улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную.
«Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j"ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер.
– Я очень жалею бедного графа, – проговорила гостья, – здоровье его и так плохо, а теперь это огорченье от сына, это его убьет!
– Что такое? – спросила графиня, как будто не зная, о чем говорит гостья, хотя она раз пятнадцать уже слышала причину огорчения графа Безухого.
– Вот нынешнее воспитание! Еще за границей, – проговорила гостья, – этот молодой человек предоставлен был самому себе, и теперь в Петербурге, говорят, он такие ужасы наделал, что его с полицией выслали оттуда.
– Скажите! – сказала графиня.
– Он дурно выбирал свои знакомства, – вмешалась княгиня Анна Михайловна. – Сын князя Василия, он и один Долохов, они, говорят, Бог знает что делали. И оба пострадали. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухого выслан в Москву. Анатоля Курагина – того отец как то замял. Но выслали таки из Петербурга.
– Да что, бишь, они сделали? – спросила графиня.
– Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. – Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же? Можете себе представить: они втроем достали где то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем.
– Хороша, ma chere, фигура квартального, – закричал граф, помирая со смеху.
– Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?
Но дамы невольно смеялись и сами.
– Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери.
– Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный.
Гостья махнула рукой.
– У него их двадцать незаконных, я думаю.
Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств.
– Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.
– Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала.
– Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения.
– Князь Василий приехал в Москву вчера. Он едет на ревизию, мне говорили, – сказала гостья.
– Да, но, entre nous, [между нами,] – сказала княгиня, – это предлог, он приехал собственно к графу Кирилле Владимировичу, узнав, что он так плох.
– Однако, ma chere, это славная штука, – сказал граф и, заметив, что старшая гостья его не слушала, обратился уже к барышням. – Хороша фигура была у квартального, я воображаю.
И он, представив, как махал руками квартальный, опять захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим всё его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие. – Так, пожалуйста же, обедать к нам, – сказал он.

Наступило молчание. Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что то короткою кисейною юбкою, и остановилась по средине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке.
Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг бежавшей девочки.
– А, вот она! – смеясь закричал он. – Именинница! Ma chere, именинница!
– Ma chere, il y a un temps pour tout, [Милая, на все есть время,] – сказала графиня, притворяясь строгою. – Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу.
– Bonjour, ma chere, je vous felicite, [Здравствуйте, моя милая, поздравляю вас,] – сказала гостья. – Quelle delicuse enfant! [Какое прелестное дитя!] – прибавила она, обращаясь к матери.
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.

Новое на сайте

>

Самое популярное