Домой Зуд История группы аракс. Биография группы "аракс"

История группы аракс. Биография группы "аракс"

Весной 1971 года группа получила название «Аракс». Состав группы весной 1971 года: Эрик Касабов - бас-гитара, вокал, Юрий Шахназаров - соло-гитара, Гарик Касабов - ударные. Юрий Шахназаров приглашает в «Аракс» Александра Буйнова, игравшего в тот момент в группе «Скоморохи». Буйнов появляется в мае 1972 года. Следом за ним на смену Гарику Касабову (ударные) из группы «Витязь» приходит Борис Богрычёв. … Читать всё

Весной 1971 года группа получила название «Аракс». Состав группы весной 1971 года: Эрик Касабов - бас-гитара, вокал, Юрий Шахназаров - соло-гитара, Гарик Касабов - ударные. Юрий Шахназаров приглашает в «Аракс» Александра Буйнова, игравшего в тот момент в группе «Скоморохи». Буйнов появляется в мае 1972 года. Следом за ним на смену Гарику Касабову (ударные) из группы «Витязь» приходит Борис Богрычёв. Так образовывается один из наиболее сильных составов «Аракса»: Эрик Касабов - бас-гитара, вокал, Александр Буйнов - клавишные, вокал, Юрий Шахназаров - соло-гитара, Борис Богрычёв - ударные. На концертах «Аракс» играет в первом отделении композиции таких групп, как «Santana», «Led Zeppelin», «Ten Years After», «Deep Purple», а во втором отделении - русские песни.

В период с мая 1972-го по май 1973-го «Аракс» с успехом выступает в Москве и её окрестностях, особенно на танцах в Люберцах. Однажды на концерт «Аракса» попал Марк Анатольевич Захаров, ставший к тому времени режиссером московского театра имени Ленинского Комсомола…

К началу 1973 года состав группы выглядел следующим образом: Эрик Касабов (бас, вокал), Юрий Шахназаров (гитара), Александр Буйнов (клавишные), Александр Лерман (вокал) (последние трое пришли из «Скоморохов»), Борис Богрычев (барабаны). Став полноправным членом труппы театра в середине 70-х годов, «Аракс» участвует в спектаклях Ленкома «Тиль» (1974) и «Автоград ХХI» (1975), а также изредка выступает с концертами в Москве и ее окрестностях. В этот период (1973-1978) состав группы постоянно меняется. К моменту прихода музыкантов в театр Захарова Буйнов почти сразу же уходит в «Весёлые ребята», его заменяет Сергей Рудницкий (клавишные, гитара, бас). Богрычев уступает место за барабанами Александру Даниловичу, а тот, в свою очередь, Анатолию Абрамову из «Високосного Лета». Вскоре уходит Лерман и Касабов. Некоторое время в группе играет ударник Владимир Полонский. Из люберецкой самодеятельной группы «Мы» появляется певец и басист Сергей Беликов.

1978-1982
В 1978 году в группе работали Сергей Рудницкий (клавишные), Анатолий Абрамов (ударные), Сергей Беликов (вокал, бас-гитара, флейта), Юрий Шахназаров (гитара) ушел из группы, в группу пришел Вадим Голутвин, позже в группу приглашен Тимур Мардалейшвили (гитара). В 1979 году к группе присоединился Анатолий Алешин (вокал, скрипка). В конце 1980 года Сергея Беликова заменил Евгений Маргулис. В этот период группа сделала большое количество записей на телевидении, радио и в студии звукозаписи. Активно гастролирует по стране, с сентября 1980 года (после ухода из театра) по апрель 1982 года группа дала 876 гастрольных выступлений! Работала с популярными композиторами и исполнителями: Ю. Антоновым, А. Зацепиным, А. Пугачевой, Т. Анцифировой, Л. Долиной и многими другими. Результатом этого сотрудничества стали выпущенные диски, кинофильмы. К сожалению, главная работа группы, диск «Колокол тревоги», так и не вышел! Зато в 1980 году вышла и разошлась тиражом почти 2 млн экз. (по данным журнала «Афиша») литературно-музыкальная композиция «Исповедь» (Композитор Глеб Май, стихи Евгения Евтушенко). Эта рок-поэтория была исполнена в следующем составе (группа «Аракс»): солист А. Алешин, гитаристы В.Голутвин и С. Рудницкий, ударник Г. Хащенко. На клавишах и флейте играл Г.Май. Стихи читал Е. Евтушенко. В записи принял участие Струнный ансамбль ГАБТ СССР.

1983-2001
Осенью 1982 года, после выхода приказа Министерства культуры СССР о запрещении концертной деятельности группы «Аракс», участники группы не приняли предложение выступать под другим названием. Группа распалась, музыканты разошлись по разным проектам: «Аэробус», «Феникс», «СВ». В конце 80-х идеология изменилась, барьеров не стало, Сергей Рудницкий реорганизовал группу под прежним названием «Аракс» в татре «ЛенКом». В новый состав вошли: Сергей Рудницкий (клавишные), Анатолий Абрамов (ударные), Николай Парфенюк (вокал, бас-гитара), бывший басист «Динамика» Сергей Рыжов и экс-гитарист «Рок-Ателье» Сергей Березкин, в театре с группой работает Александр Садо (вокал). Сессионно с группой работают Тимур Мардалейшвили (гитара), Александр Виста (акустическая гитара, вокал).

2002-2004
Первое выступление «Аракса» состоялось 14 апреля 2002 года в Торговом комплексе «Три Кита» на 8-часовом гала-концерте. Во вновь организованный состав «Аракса» вошли: Анатолий Алёшин - вокал, Тимур Мардалейшвили - гитара, Вадим Голутвин - гитара, Сергей Тимофеев - бас-гитара, Сергей Рудницкий - клавишные, Анатолий Абрамов - ударные.

«Аракс» участвовал в концерте «ДИСКОТЕКА-80», выступал в разных городах и на разных площадках. Было записано несколько передач на телевидении. В 2003 году на студии звукозаписи была записана программа из шести песен и инструментального трека. Автором всех песен этой программы был Сергей Трофимов. Две песни программы, «Странная ночь» и «Пора все менять», вошли в телесериал «Боец». Запись издана на CD в 2006 году как приложение к журналу «VIP интервью» посвященного А.тАбрамову. В 2004 году группу покинул Анатолий Алешин, концертную деятельность «Аракс» приостановил…

"Аракс " - московская рок-группа, которая добилась популярности в 1970-е годы прошлого столетия. Cотрудничала с популярными композиторами - Геннадием Гладковым, Алексеем Рыбниковым, Александром Зацепиным, Юрием Антоновым. Кроме этого, «Аракс» исполнял и записывал песни, сочинённые музыкантами группы, песни Алексея Романова и Константина Никольского.

В 1968 или 1969 году студентами экономического факультета МГУ была организована группа «Экономисты». В неё вошли Эрик Касабов (вокал, бас-гитара), Алексей Пантелеев (лидер-гитара), Гарик Касабов (ударные). Директором стал Юрий Сааков.

В 1971 году лидер-гитаристом вместо Пантелеева становится пришедший из «Скоморохов» Александра Градского Юрий Шахназаров. Тогда же музыканты решают сменить название и начинают называться «Аракс», по словам А. Буйнова, в честь мамы Эрика Касабова Араксы. Однако группа с самого начала называлась «Аракс» (а не «Аракса»), как и река в Закавказье. Касабовы, а также директор Сааков, были армянами родом из Азербайджана (Шахназаров - армянином лишь по отцу). Благодаря обучению за границей Эрик Касабов достаточно хорошо владел английским и успешно исполнял кавер-версии западных рок-хитов.

В 1972 году по инициативе Юрия Шахназарова в «Аракс» приглашают клавишника «Скоморохов» Александра Буйнова. Гарика Касабова за ударной установкой сменяет Борис Багрычёв из группы «Витязи». «Аракс» с успехом выступал в Москве и Подмосковье (особенно часто - на танцах в Люберцах). В первом отделении «Аракс» исполнял песни Led Zeppelin, Deep Purple, Santana, Ten Years After, во втором - песни на русском языке. На одном из концертов группу увидел и услышал ставший главным режиссёром Театра имени Ленинского комсомола Марк Захаров, который искал ансамбль для музыкальных спектаклей.

С 1973 года «Аракс» вошёл в труппу театра, участвовал в спектаклях «Автоград XXI», «Тиль» (мюзиклы Геннадия Гладкова), «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» (рок-опера Алексея Рыбникова). В «Звезде и Смерти Хоакина Мурьеты» (премьера состоялась в мае 1976 года). Автор либретто Павел Грушко показал себя «музыкально чутким драматургом», он «добавлял необходимые строки, дописывал целые эпизоды», часто «исходя именно от музыки». «Аракс» также записывает инструментальные фонограммы для некоторых других спектаклей театра.

Почти сразу ушёл в «Весёлые ребята» Буйнов и был заменён Сергеем Рудницким. За ударной установкой Бориса Багрычёва меняют сначала Александр Данилович, затем Александр Полонский (экс-«Скоморохи», экс-«Весёлые ребята») и наконец - Анатолий Абрамов (экс-«Високосное лето»). В 1974 году в группу приходит, сменив Касабова (который отошёл от музыки, стал впоследствии кандидатом экономических наук), вокалист и бас-гитарист Александр Лерман (экс-«Ветры перемен», экс-«Скоморохи», экс-«Весёлые ребята»). Именно в составе Шахназаров-Лерман-Полонский «Аракс» снялся в фильме Георгия Данелия «Афоня», где исполнил входившую ещё в репертуар «Скоморохов» песню Шахназарова на стихи Валерия Сауткина «Мемуары». Однако вскоре Лерман и Полонский покинули группу. Пришли из любительской красногорской группы «Мы» вокалист, бас-гитарист и флейтист Сергей Беликов (1974), через год - вокалист Александр Садо, в феврале 1978 года - гитарист Вадим Голутвин (экс-«Добры молодцы», экс-«Весёлые ребята»). После этого состав «Аракса» стабилизировался.

В 1977 году группа выпускает на гибком миньоне журнала «Кругозор» «Мемуары» и песню Буйнова на стихи Сауткина «Трава-мурава», в 1978 году «Аракс» участвует в записи на двойной пластинке рок-оперы «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты». В том же году Юрий Шахназаров становится гитаристом и руководителем аккомпанирующего ансамбля Аллы Пугачёвой. На его место в «Аракс» пришёл приверженец «блэкморовского» стиля гитарист Тимур Мардалейшвили, игравший до этого в разных любительских группах, последней из которых была «Виктория». Новым руководителем стал Сергей Рудницкий.

В 1979 году Александра Садо меняет пришедший из «Весёлых ребят» вокалист и скрипач Анатолий Алёшин. Как говорит Вадим Голутвин, «многие считают, что тот недолгий период, когда Беликов и Алёшин работали вместе в „Араксе“, был самым насыщенным. Может быть! Но при этом они не испытывали особой симпатии к друг другу. У них не было музыкантской дружбы… Понятно, что два таких солиста в ансамбле могли существовать только временно».

В том же году совместно с «Араксом» записывает миньон из четырёх песен композитор и певец Юрий Антонов. Второй миньон выходит в 1980 году, когда уже ушёл в «Самоцветы» Сергей Беликов и на бас-гитаре сыграл Тимур Мардалейшвили. Записанные в составе «Аракса» две песни Антонова и собственную песню «Ноктюрн» Беликов выпустил затем на своих миньонах.

В 1978 году группа участвовала в записи песен и музыки Александра Зацепина к фильму «31 июня». Сотрудничество с Зацепиным продолжилось через год в фильме «Узнай меня».

В апреле 1980 года музыканты ушли из театра и стали выступать от Московской областной филармонии. Дебютный альбом «Колокол тревоги» был записан весной 1980 года, анонсирован в прессе, вышел миньон (1981), однако большую пластинку так и не выпустили. На первой стороне должны были звучать (в исполнении группы) песни Антонова, на второй - песни, сочинённые самими музыкантами. Впервые все песни Антонова, записанные «Араксом» для «Колокола тревоги», вышли на его сборнике «От печали до радости» (1986).

В 1980 году музыканты «Аракса» (Анатолий Алёшин, Вадим Голутвин и сыгравший на бас-гитаре Сергей Рудницкий) приняли участие в записи литературно-музыкальной композиции Евгения Евтушенко и Глеба Мая «Исповедь». Пластинка вышла в 1983 году. В 1980 году «Аракс» также записал совместно с Аллой Пугачёвой несколько песен для её новой пластинки.

В октябре 1980 года в «Аракс» приходит Евгений Маргулис, бывший бас-гитарист групп «Машина времени» и «Воскресение». Репертуар «Аракса» пополнили песни Маргулиса на стихи Андрея Макаревича и Алексея Романова. На стихи Романова были также написаны песни Тимуром Мардалейшвили и Сергеем Рудницким.

В 1981 году вышел уже третий миньон Юрия Антонова и «Аракса». Многие песни с этих миньонов прозвучали в фильме «Берегите женщин». Вскоре группу покидает Вадим Голутвин и становится аранжировщиком в студии Максима Дунаевского.

В 1982 году против директора «Аракса» Валерия Андреева было возбуждено уголовное дело с обвинением в хищении, обращении в свою пользу и в пользу участников ансамбля более 1500 рублей, принадлежавших государству. На дорогую аппаратуру был наложен арест. В октябре вышел указ Министерства культуры СССР, согласно которому группа «Аракс» была официально распущена. Мардалейшвили, Маргулис и Абрамов организуют группу «Феникс», куда вошли также солист Николай Парфенюк и клавишник Сергей Шмелёв. Маргулис вскоре ушёл в аккомпанирующий ансамбль Антонова «Аэробус» и был заменён бас-гитаристом Александром Миньковым. Успеха «Феникс» не добился (во многом из-за того, что музыканты не могли выступать под названием «Аракс») и в следующем году прекратил своё существование.

Сергей Рудницкий был клавишником «Весёлых ребят», а затем, вернувшись в прежний театр, играл в «Рок-ателье». Туда же пришёл и Анатолий Абрамов. Когда в 1987 году руководитель этой группы Крис Кельми принимает решение оставить театр, возникает сначала ансамбль ТРАНС, затем Рудницкий решает возродить «Аракс». В состав, помимо него и Абрамова, вошли вокалист и флейтист Николай Парфенюк (экс-«Сверстники», экс-«Феникс», экс-«Синяя птица»), гитарист Сергей Берёзкин (экс-«Рок-ателье») и бас-гитарист Сергей Рыжов (экс-«Красные маки», экс-«Динамик», экс-«Весёлые ребята»). В студийных записях принимал сессионное участие Тимур Мардалейшвили; компакт-диск Arax 87-90 вышел в 1993 году. Но популярность группы не достигает прежнего уровня.

В 1995 году начинает происходить разделение на два «Аракса» - «классический» и ленкомовский, которые частично пересекаются. Возникает решение перезаписать песни старого репертуара. Рудницкий, Голутвин, Мардалейшвили, Рыжов и Абрамов записывают инструментальную часть, которую Сергей Рудницкий отправляет жившему тогда в США Анатолию Алёшину, и тот записывает вокальную. Так выходит компакт-диск Old, But Gold! (1996).

В 2002 году на CD выходит новый студийный вариант рок-оперы «Юнона и Авось». В нём участвуют музыканты ленкомовского «Аракса» - Александр Садо, Николай Парфенюк и Анатолий Абрамов, а также известный гитарист Дмитрий Четвергов. На клавишных сыграл Алексей Рыбников.

В 2004 году сложился состав «классического» «Аракса»: Сергей Рудницкий - клавишные; Анатолий Алёшин - вокал; Вадим Голутвин - гитара; Тимур Мардалейшвили - гитара; Сергей Тимофеев - бас-гитара; Анатолий Абрамов - ударные. Был записан альбом "Raritet!", состоявший и из старых песен, и из новых, сочинённых Сергеем Трофимовым (компакт-диск вышел через два года). Пока же Алёшин покинул группу, и «Аракс» приостановил концертную деятельность.

В 2006 году эта деятельность возобновилась. Тимофеева заменил Пётр Макиенко, Алёшина - Василий Савченко.

В августе 2009 года музыканты расстались с Василием Савченко. Место солиста занял Валерий Каримов, выступавший на рубеже 1980-1990-х годов в «Рок-ателье» Криса Кельми, а затем - в «Арсенале» Алексея Козлова. Пётр Макиенко участвовал в нескольких проектах (в том числе с Александром Барыкиным), что создавало неудобства для группы. В 2010 году новым бас-гитаристом «классического» «Аракса» стал Ринат Насыров.

В состав ленкомовского «Аракса» в 2011 году входят: Сергей Рудницкий - клавишные; Александр Садо - вокал; Николай Парфенюк - вокал, бас-гитара, флейта; Олег Зарипов - гитара, скрипка, виолончель; Анатолий Абрамов - ударные.

«Аракс» - живая легенда отечественного рока. Группа принесла на нашу рок-сцену русифицированный вариант хард-рока.

«Аракс» был основан в 1971 году студентами экономического факультета МГУ Юрием Сааховым (соло-гитара), Эдуардом Касабовым (бас, вокал) и его братом Гариком Касабовым (барабаны), которые и дали название своему детищу по имени протекающей на их родине реки. Группа выступала на танцплощадке в Люберцах с репертуаром из «фирменных» песен, и сюда в 1973 году приехали режиссер театра имени Ленинского комсомола М. Захаров и известный композитор Г. Гладков, чтобы посмотреть коллектив и пригласить для участия в спектакле «Автоград XXI». Спустя некоторое время «Аракс» появился на театральных подмостках. Состав группы был таким: Эдуард Касабов (бас, вокал), Юрий Шахназаров (гитара, вокал, экс-«Скоморохи»), Игорь Саульский (клавиши), Александр Лерман (вокал, экс-«Веселые Ребята», «Скоморохи», «Ветры Перемен») и Борис Багрычев (барабаны, экс-«Цветы»). Чуть позже с участием «Аракса» был поставлен еще один спектакль - «Тиль».

Специфика работы в театре обусловила некоторую текучесть кадров. Ряд музыкантов, тяготевших к более проявленному рокерскому бытию, со временем покинули «Аракс» и ушли в концертирующие составы (А. Лерман, Б. Багричев). С другой стороны руководитель группы Ю Шахназаров постоянно стремился повышать качество исполнения музыки и в результате в группе появились известные высококлассные музыканты: в 1974 в группе появился великолепный вокалист и бас-гитарист Сергей Беликов (экс-«Мы»), некоторое время в «Араксе» пел Садо (ныне - певец труппы театра), в 1974 году в «Аракс» пришел клавишник Сергей Рудницкий.

В 1975 году «Аракс» (Шахназаров, Садо, Беликов, Рудницкий, Данилович) активно участвует в постановке рок-оперы Алексея Рыбникова и Павла Грушко «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которая сделала группу знаменитой.

В 1976 году за барабаны сел Анатолий Абрамов (экс-«Високосное Лето», до него в «Араксе» стучали Владимир Полонский и Александр Данилович).

В конце 1977 года Шахназаров ушел в состав Аллы Пугачевой, и в начале 1978 года в группе начал работать один из лучших гитаристов отечественного рока Вадим Голутвин (экс-«Веселые Ребята»). Чуть позже к «Араксу» присоединился второй гитарист Тимур Мардалейшвили (экс-«Виктория»), обладавший своей собственной уникальной гитарной школой, умевший излагать при игре на гитаре всю полноту чувств. Были сделаны концертные программы с Садо, с Беликовым, «Аракс» на концертах играл уже полную программу в двух отделениях, причем каждое отделение имело разную стилистику, так, например, второе отделение начиналось с того, что музыканты садились на стульчики и играли акустическую музыку - то, что сегодня называется словом «unplugged». В 1979 году появился Анатолий Алешин (вокал, скрипка, экс-«Веселые Ребята») - некоторое время он и Беликов пели в группе одновременно, а вскоре Беликов решил начать сольную карьеру. И, наконец, в 1980 году из «Воскресенья» пришел Евгений Маргулис. Так постепенно складывался «золотой» состав «Аракса».

В конце 70-х музыканты «Аракса» приняли участие в записи музыки к кинофильмам «31 июня» и «Узнай меня». В 1980 году ансамбль появился на первых строчках хит-парадов с песнями Ю. Антонова. Одновременно они начали совместную работу над значительным проектом «Колокол тревоги». (Этот проект не вышел в свет в свое время из-за репрессий, начатых против «Аракса», а потом отдельные песни появились на сольниках как Ю. Антонова, так и «Аракса».). Пластиночная популярность уже позволяла собирать публику на сольные концерты, и тогда музыканты почувствовали, что пришла пора покинуть стены театра и попробовать себя на эстраде. Отсутствие «штатного» текстовика создавало некоторые проблемы с песенным репертуаром. Но Антонов написал для «Аракса» песню «С чего бы?», Маргулис принес песню и сам спел «Дороги наши разошлись», Константин Никольский подарил «Ветерок», а Алексей Романов на заготовки мелодий написал песни «Солнцем освещенная дорога», «Синева, пустота, тишина» и несколько других. Постепенно сложилась концертная программа, в которую вошли многие ныне известные хиты, и «Аракс» пустился в свободное плавание. Группа, выступавшая от Мособлфилармонии, за три года дала более тысячи концертов во многих городах СССР.

Но в 1982 году на «Аракс» началась настоящая охота. Власти принялись планомерно уничтожать группы, имевшие ярко выраженное национальное начало в своей музыке «Аракс» стал первым в списке жертв, потом к нему добавились «Воскресенье», «ДК», «Браво», «Круиз» и др. Летом 1982 года Министерство культуры РСФСР издало приказ о расформировании группы. Этот приказ догнал «Аракс» 22 июня в Харькове, там были отменены концерты, а сам ансамбль был срочно отправлен обратно в Москву.

Музыканты не собирались сдаваться и в октябре 1982 года вышли на сцену под названием «Феникс», но так как основная творческая концепция осталась прежней, то в итоге их снова вычислили. Тогда появилось новое название - «Ветер», а потом - «Глобус»… Но коллектив уже разрушили настолько, что ушел Алешин и вместо него пел Николай Парфенюк, потом он тоже ушел и пришел клавишник Сергей Шмелев, а Александр Миньков пришел вместо Маргулиса, в конце концов Абрамов с Миньковым и Мардалейшвили ушли к Стасу Намину, Рудницкий оказался в «Аэробусе» Антонова, а Голутвин - в «СВ». Группа прекратила свое существование.

В середине 80-х некоторые музыканты «Аракса» вернулись в Ленком (первым - Абрамов, потом - Рудницкий). Алешин начал сольную карьеру, а в конце 80-х эмигрировал в США. Голутвин успешно выступает в составе «СВ». Мардалейшвили работает как сессионный музыкант. В 1989 году была предпринята попытка реорганизовать «Аракс» в составе: Рудницкий, Абрамов, Мардалейшвили, Парфенюк, гитарист Сергей Бе-резкин (экс-«Рок-ателье»), басист Сергей Рыжов (экс-«Динамик»). Последний концерт группы состоялся в Нью-Йорке на сцене Колумбийского университета во время гастролей «Лейкома» на Бродвее в 1990 году.

Сегодня Анатолий Алешин - в Америке, сессионный музыкант Садо - солист театра, он пел в «Юноне и Авось» уже в середине 70-х. Тимур Мардалейшвили является московским представителем американской фирмы, производящей музыкальную аппаратуру, по-прежнему играет на гитаре в проектах Рудницкого. Сам Рудницкий поглощен созданием музыки для театра и кино, в последние годы им написана музыка ко многим спектаклям Театра им. Ленинского Комсомола - «Безумный день, или женитьба Фигаро» (на темы Моцарта и Россини), «Чайка», «Варвар и Еретик», «Две женщины» и др. Голутвин выступает в «СВ».

Дискография:

1978 «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» («Мелодия» - LP, L-Junction - 1997, CD)

1979 Юрий Антонов и группа «Аракс» «Золотая Лестница», «Тебе», «Зеркало», «Анастасия» («Мелодия», миньон)

1980 Песни к телефильму «Быть звездой» («Мелодия» - LP)

1980 Юрий Антонов и группа «Аракс» «Я вспоминаю», «Не забывай», «Мое богатство» («Мелодия», миньон)

1981 The Best Of ARAKS (live 1981) - Mix Magic, 1994-MC

1990 Аракс 1987–1990 («Союз») CD/MC 1996 APAKC («Союз», римейк) CD/MC

Осенью 1968 года к Алексею Пантелееву, на смотре художественной самодеятельности экономического факультета МГУ, подошёл экзотической внешности парень, которого звали Эдик, и предложил создать рок-группу на факультете. Эдик Касабов был уже знаком с Михаилом Румянцевым из мехмата, у которого уже была своя группа.
Эдик горел желанием создать свою рок-группу, его брат Гарик ещё готовился поступать на экономический факультет, Эдик инструментом ещё не владел. Мама Алексея Пантелеева, работала на этом же факультете и при её связях с профкомом и под контролем Вадима Маршева дали деньги на покупку мини ударной установки, усилителя и электрооргана Юность!
Первый состав группы: Алексей Пантелеев (гитара-соло), Михаил Румянцев (гитара), Эдик Касабов (бас-гитара), Гарик Касабов (ударные). Очень помогал в плане музыки друг Эдика - Геннадий Гаспарян. Названия у группы долгое время не было. Один раз, на смотре художественной самодеятельности МГУ, группу представили под названием «Экономистами».
Весной 1971 года группа получила название «Аракс», пришёл Юрий Шахназаров, состав группы осенью 1971 года: Эдик Касабов - бас-гитара, вокал, Юрий Шахназаров - соло-гитара, Гарик Касабов - ударные. В 1972 году была организована поездка «Аракса» в Ереван.
Юрий Шахназаров приглашает в «Аракс» вернувшегося из армии АЛЕКСАНДРА БУЙНОВА, ранее игравшего в группе "Скоморохи". Буйнов появляется в мае 1972 года. Следом за ним, на смену Гарику Касабову (ударные) из группы "Витязь" приходит БОРИС БОГРЫЧЁВ. Так образовывается один из наиболее сильных составов "Аракса": Эдик Касабов - бас-гитара, вокал, Александр Буйнов - клавишные, вокал, Юрий Шахназаров - соло-гитара, Борис Богрычёв - ударные.
На концертах «Аракс» играет в первом отделении русские песни, а во втором отделении композиции таких групп, как "The Beatles", "Santana", "Led Zeppelin", "Ten Years After", "Deep Purple".
В период с мая 1972-го по май 1973-го «Аракс» с успехом выступает в Москве и её окресностях, особенно на танцах в Люберцах. Однажды на концерт «Аракса» попал Марк Анатольевич Захаров, ставший к тому времени режиссером московского театра имени Ленинского Комсомола...
К 1973 году в составе «Аракса» играли уже практически только московские музыканты. Руководителем группы был Юрий Шахназаров, и именно он способствовал переходу группы в театр им. Ленинского комсомола. В театре «Аракс» участвовал в спектаклях «Тиль», «Автоград–ХХ», а также спектакле «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и в записи пластинки с одноименным названием. Одновременно группа выступала в Москве и области. В 1976-1977 годах стабилизировался ее состав: Юрий Шахназаров - электрогитара, Сергей Беликов - вокал, бас-гитара, Сергей Рудницкий - клавишные, акустическая гитара и Анатолий Абрамов - ударные.
В 1978 году в группе работали - Сергей Рудницкий (клавишные), Анатолий Абрамов (ударные), Сергей Беликов (вокал, бас-гитара, флейта), Юрий Шахназаров (гитара) ушел из группы в сопровождающий состав Аллы Пугачевой, из ВИА "Веселые ребята" в группу пришел Вадим Голутвин (акустическая гитара, электрогитара, банджо), позже в группу приглашен Тимур Мардалейшвили (гитара), игравший до этого во многих малоизвестных группах, последней из которых была «Виктория». С группой работает артист-вокалист Александр Садо . Одновременно с работой в театре и гастрольной деятельностью «Аракс» сотрудничает с композитором А. Зацепиным (записывает его музыку к кинофильмам), аккомпанирует Ю. Антонову. К тому времени с «Аракс» уже начинает петь Анатолий Алешин (экс–«Веселые ребята»).
Летом 1979 г. группа приступила к записи диска «Колокол тревоги», на котором одна сторона была отдана группе, Другая - Ю. Антонову в сопровождении «Аракс». Выход пластинки был анонсирован прессой, но, уже записанная, она так и не вышла. Впоследствии Юрий Антонов выпустил все свои песни, записанные для «Колокола тревоги» на различных миньонах, в своих альбомах, сборниках. Материал, записанный «Аракс», не появился и по сей день.
В 1980 г. «Аракс» покидает театр и становится первой профессиональной хард–роковой группой в стране. Работает от Московской областной филармонии. После ряда успешных гастролей из «Аракса» уходит Сергей Беликов . Он предпочел сольную карьеру. На его место берут Евгения Маргулиса («Машина времени», «Воскресение»). В таком составе «Аракс» работает до лета 1982 г. Летом из–за перелома руки группу на некоторое время оставляет Абрамов и его подменяет Николай Чунусов (экс–«Круиз»). Мощная и экспрессивная музыка группы чересчур уж выделялась на фоне властвовавших тогда шлягеров, и деятельность «Аракс» была искусственно пресечена: в октябре 1982 г. он был расформирован.
Сергей Рудницкий: "Мы просто попали под "идеологическую гребёнку". Там было много всяких мелких "деталей", маразма, вплоть до сценического костюма Евгения Маргулиса, который объявили официальным знаком сионизма. Власти смотрели на нас как на людей, которые могут влиять на огромные аудитории..."
Музыканты не сдавались - в октябре того же года появился проект «Феникс», в котором играли Марделейшвили, Абрамов, Маргулис, певец Николай Парфенюк и клазишник Сергей Шмелев. Иногда ребята позволяли себе выступать под афишами «Аракса», но в итоге их опять настигли... и «Феникс» стал «Ветром», а потом «Глобусом», но из этого ничего не вышло. Напомним лишь, что через «Феникс» прошел басист Александр Миньков (позже «Парке Горького»). После окончательного распада в 1984 году пути музыкантов разошлись.
Но в 1987 г. легенда ожила! Основой состава стали музыканты работавшие в Ленкоме с Крисом Кельми в группе "Рок-Ателье". В новый состав «Аракса» вошли: Сергей Рудницкий , Анатолий Абрамов , Николай Парфенюк , Александр Садо , Сергей Рыжов и Сергей Березкин. Одной из первых студийных работ группы стала запись рок-оперы "Улица" (рабочее название "Металлист") Владимира Преснякова старшего. Шоу было поставлено в Лужниках, но исполнителями были другие музыканты, а главные вокальные партии исполнили Сергей Минаев и Владимир Маркин. Был подготовлен материал для CD диска "ARAKS 87-90", сессионное участие в проекте принимали Тимур Марделейшвили и Александр Виста.
2002 - «АРАКС» собрался в "золотом" составе! Анатолий Алёшин, Тимур Мардалейшвили, Вадим Голутвин, Сергей Рудницкий, Анатолий Абрамов и новый участник группы - Сергей Тимофеев - бас-гитара. ПЕРВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ вновь созданного «АРАКС» состоялось 14 апреля года на 8-часовом гала-концерте в Торговым Комплексом "Три Кита". В этот же день прошла уникальная пресс-конференция группы, на которой Анатолий Алёшин, Сергей Рудницкий, Анатолий Абрамов и Вадим Голутвин рассказали, почему слово «АРАКС» было официально вычеркнуто из всех официальных списков российских музыкантов и что побудило знаменитый коллектив снова собраться вместе:
Анатолий Алёшин: "На сегодняшний день на российской сцене существует очень большой дефицит, я бы даже сказал, вакуум в коллективах, которые пропагандировали бы исполнительский стиль. В рок-музыке, в частности..."
В начале 2004 года группу покинул Анатолий Алешин, для создания сольного проекта, после чего «АРАКС» прекратил концертную деятельность.
25 мая 2006 года, после двух лет молчания, «АРАКС » вышел на сцену! Состав группы: Вадим Голутвин (акустическая гитара, электрогитара), Тимур Мардалейшвили (электрогитара), Василий Савченко (вокал), Петр Макиенко (бас-гитара, вокал) Анатолий Абрамов (ударные). Подготовлена концертная программа из старых и новых песен. Группа снялась в нескольких телевизионных программах, выступает на концертных площадках Москвы и других городов.
В сентябре 2009 года в состав группы вошел новый вокалист Валерий Каримов, известный по работе с Крисом Кельми ("Рок-Ателье") и Алексеем Козловым ("Арсенал"). В феврале 2010 года группа приняла участие в юбилейном концерте Юрия Антонова в Кремлевском дворце, 10 декабря 2010 года в Крокус Сити Холле состоялся юбилейный концерт программы «ВИА Хит-Парад» с участием группы.
В конце 2010 года в состав группы вернулся бас-гитарист Сергей Тимофеев, ранее работавший в группе 2002-2004 годах.
Валерий Каримов покинул группу летом 2015 года и занялся сольной карьерой, и осенью того же года в состав группы вернулся вокалист Анатолий Алешин.
Анатолий Абрамов полностью сосредоточился на работе в театре и в группу пришел барабанщик Иван Васюков, ранее работавший с Николаем Арутюновым, группами «Ключи», «7Б», «ГОРОД 312».











Аракс - московская рок-группа, которая добилась популярности в 1970-е.
Cотрудничала с популярными композиторами — Геннадием Гладковым, Алексеем Рыбниковым, Александром Зацепиным, Юрием Антоновым. Кроме этого, «Аракс» исполнял и записывал песни, сочинённые музыкантами группы, песни Алексея Романова и Константина Никольского.
Весной 1971 года группа получила название "АРАКС", состав группы: Эрик Касабов бас-гитара, вокал, Юрий Шахназаров соло-гитара, Гарик Касабов ударные.
Юрий Шахназаров приглашает в "Аракс" АЛЕКСАНДРА БУЙНОВА, игравшего в тот момент в группе "Скоморохи". Буйнов появляется в мае 1972 года. Следом за ним, на смену Гарику Касабову (ударные) из группы "Витязь" приходит БОРИС БОГРЫЧЁВ. Так образовывается один из наиболее сильных составов "Аракса».
На концертах "Аракс" играет в первом отделении композиции таких групп, как "Santana", "Led Zeppelin", "Ten Years After", "Deep Purple", а во втором отделении русские песни. Став полноправным членом труппы театра в середине 70-х годов "Аракс" участвует в спектаклях Ленкома Тиль (1974) и Автоград ХХI (1975), а также изредка выступает с концертами в Москве и ее окрестностях.
К моменту прихода музыкантов в театр Захарова Буйнов почти сразу же уходит в "Весёлые ребята", его заменяет Сергей Рудницкий (клавишные, гитара, бас). Богрычев уступает место за барабанами Александру Даниловичу, а тот, в свою очередь, Анатолию Абрамову из "Високосного Лета".
Вскоре уходит Лерман и Касабов. Некоторое время в группе играет ударник Владимир Полонский. В 1975 году из Красногорской самодеятельной группы "Мы" приходит певец и басист Сергей Беликов. В конце этого же года группа знакомиться с вокалистом Александром Садо. В 1995 году начинает происходить разделение на два «Аракса» — «классический» и ленкомовский, которые частично пересекаются. Возникает решение перезаписать песни старого репертуара. Рудницкий, Голутвин, Мардалейшвили, Рыжов и Абрамов записывают инструментальную часть, которую Сергей Рудницкий отправляет жившему тогда в США Анатолию Алёшину, и тот записывает вокальную. Так выходит компакт-диск Old, But Gold! (1996 ).
В 2002 -м году на CD выходит новый студийный вариант рок-оперы «Юнона и Авось» . В нём участвуют музыканты ленкомовского «Аракса» — Александр Садо, Николай Парфенюк и Анатолий Абрамов, а также известный гитарист Дмитрий Четвергов. На клавишных сыграл Алексей Рыбников.
В 2004 году сложился состав «классического» «Аракса». Был записан альбом RARITET!, состоявший и из старых песен, и из новых, сочинённых Сергеем Трофимовым. Пока же Алёшин покинул группу, и «Аракс» приостановил концертную деятельность.
Осенью 2015 года в состав группы вернулся вокалист Анатолий Алешин. Анатолий Абрамов полностью сосредоточился на работе в театре и в группу пришел барабанщик Иван Васюков, ранее работавший с Николаем Арутюновым, группами «Ключи», «7Б», «ГОРОД 312».
Чтобы узнать условия приглашения группы Аракс на Ваше мероприятие, звоните по телефонам концертного менеджера размещенных на официальном сайте концертного агента группы Аракс. Информация о гонораре группы и концертный график будет дана Вам для того, чтоб Вы могли пригласить группу Аракс на мероприятие, заказать выступление группы на юбилей. Просим, заранее уточнять и бронировать свободные даты выступления группы!

Новое на сайте

>

Самое популярное