Домой Грыжа межпозвоночного диска Австралопитек кроманьонец. Древний человек кроманьонец – характеристика образа жизни, орудия труда, интересные факты с фото и видео

Австралопитек кроманьонец. Древний человек кроманьонец – характеристика образа жизни, орудия труда, интересные факты с фото и видео

Кроманьонский человек


Самые ранние свидетельства существования современного типа гомосапиенс имеют возраст 30–40 тыс. лет. Ученые впервые «познакомились» с этим нашим пред ком в 1868 году, когда рабочие случайно обнаружили в пещере Кро-Маньон (Франция) останки доисторического человека, жившего, как показали исследования, 28 тыс. лет назад. С тех пор за людьми этого типа закрепилось название кроманьонцев. Сегодня следы кроманьонского человека обнаружены на всех континентах - в Африке, Европе, Азии, Австралии, Северной и Южной Америке. По строению черепа и остального костяка этот «финальный» разумный человек практически ничем не отличался от нас с вами, разве что несколько более массивным телосложением, но эта оговорка распространяется только на первых, наиболее древних представителей современного человеческого типа. Рост и строение тела кроманьонцев полностью соответствовали росту и строению тела современных людей. Череп и зубы также имеют все признаки современного типа, надбровные дуги обычно слабо выражены или практически отсутствуют, средний объем мозга составляет 1350 см3.

Многочисленные находки скелетов позднепалеолитического человека позволяют нам получить представление о состоянии здоровья наших предков. Их средний возраст составлял 30 лет, в исключительных случаях они поживали до 50 и более лет. Впрочем, величина среднего возраста сохранялась на этом уровне вплоть до Средневековья, так что можно смело утверждать, что здоровье позднепалеолитических охотников было по тогдашним условиям жизни вполне удовлетворительным. Патологические изменения на костях встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты. Судя по находкам, в большинстве случаев у них были очень здоровые зубы. Кариес зубов практически не встречался.

Охота была главным занятием кроманьонцев. Их жизнь подчинялась годовым циклам миграции стад крупных копытных, являвшихся основным объектом охоты. Долгую холодную зиму ледникового периода эти люди проводили в постоянных становищах, где были оборудованы довольно прочные и теплые хижины. Летом племя кочевало вслед за стадами животных, делая короткие стоянки и живя в легких палатках из жердей и шкур. В Европе широко известны такие «классические» стоянки первобытного человека, как Кро-Маньон и Комб-Капелль во Франции, Оберкассель в ФРГ, Пржедмости и Долни Вестонице в Чехии.

Основным отличием кроманьонца от всех предшествовавших ему человекообразных существ является неизмеримо более совершенный и разнообразный инвентарь, сопутствующий находкам останков кроманьонского человека. Главным оружием человека каменного века было копье с каменным или костяным наконечником. В искусстве изготовления этих орудий кроманьонцы достигли настоящей виртуозности. Нередко можно встретить костяные наконечники с желобком для оттока крови, гарпуны с направленными назад шипами («елочкой»). Палеолитические охотники знали уже разнообразные системы западней и силков. В прибрежных поселениях кроманьонцев обнаружены сети и сачки, сплетенные из лозы и служившие для рыбной ловли, а также различные типы удочек. К тому же периоду относятся первые каменные наконечники стрел и луки, тяжелые костяные дубинки, костяные ножи, часто украшенные орнаментальной резьбой. Высокой степени совершенства достигла и выделка кожи. Даже некоторые этнографические группы современных людей, например эскимосы или некоторые народы Сибири, признанные мастера обработки кож, располагают менее богатым набором орудий, чем кроманьонские охотники.

Кроманьонцы делали ожерелья из раковин, клыков хищных зверей, перьев, цветов и костей, вырезали из кости или делали из обожженной глины Фигурки зверей и людей. Но самым потрясающим было искусство наскальной живописи кроманьонцев. Оно достигло таких высот, что ученые XIX века, открывшие наскальные росписи эпохи верхнего палеолита, долго отказывались верить в то, что они сделаны «первобытными дикарями». И в этом необыкновенном, неслыханном расцвете искусства и таится, вероятно, загадка происхождения современного человека. Вопреки распространенным еще недавно заблуждениям, отнюдь не труд «сделал обезьяну человеком» - «человек умелый» Луиса Лики сотни тысяч лет долбил свои камешки, но человеком так и не стал. И уж тем более не спорт - австралопитек миллионы лет бегал на длинные дистанции и метал камни, но как был обезьяной, так обезьяной и остался. И не в объеме черепа тут дело - у неандертальца была голов как пивной котел, но где он сейчас, этот неандерталец?

Одна лишь культура, таинственным образом пробудившая тупого троглодита, позволила ему в кратчайшее время лишиться звериных черт и человеком в истинном смысле этого слова. Влияние культуры на биологическое развитие человека с самого начала было исключительно сильным, но последних фазах эволюции оно приобрело прямо-таки решающее значение!

Духовной жизни палеолитического человечества, палеолитическом) искусству и попыткам реконструкции социальных отношений того времени посвящены тысячи статей и сотни книг. Однако загадка происхождения человеческой культуры не получила никакого удовлетворительного объяснения до сих пор. Можно с большой долей уверенности предположить, что она не будет решена никогда. И, вероятно, правы те религиозные философы, которые утверждают, что история - это диалог человека с Богом и когда этот диалог прекратится, прекратится и человеческая история. А каким образом еще можно вести диалог с Богом, как не на языке культуры?

Обнаруженные археологами захоронения кроманьонцев доказывают наличие у них развитой системы культово-религиозных представлений. Из отложений позднего палеолита известны погребения с чертами сложного погребального ритуала. В большинстве захоронений могилы прикрыты лопатками, челюстями и другими крупными костями мамонтов. Обеспечение умерших «последним приютом» характерно не только для первобытных людей, но и для исторического времени (римские саркофаги и т. д.), и даже для наших дней. О существовании у кроманьонцев каких-то сложных ритуалов свидетельствуют и находки чаш, сделанных из человеческих черепов. Но главным доказательством того, что именно в эти времена начался диалог человека с Богом, являются росписи пещер - изумительные и удивительные наскальные картины, выполненные древесным углем и минеральными пигментами. Любопытно, что большинство этих картин находится в местах укромных, плохо освещенных и неудобных, что говорит о том, что они явно не предназначались для широкого обозрения, а служили местом каких-то ритуальных действий или обрядов, в которых принимал участие небольшой круг людей. Интересно и другое: как установили исследователи, живопись в таких местах нередко является многослойной, то есть первобытные охотники, попав сюда, добавляли свои рисунки к тем, что были сделаны их предшественниками. То есть людям разных племен, живших в разные времена, были понятны смысл этих рисунков и сакральное значение места, где они находились. Это позволяет говорить о существовании единой системы религиозных представлений, по крайней мере у значительных групп кроманьонских племен. И хотя ясно, что главным элементом этого культа было, вероятно, поклонение неким божествам охоты, картина мира кроманьонского человека еще далека от полной ясности. И это не единственная тайна кроманьонцев.

Кроманьонцы - это жители позднего каменного века, походившие многими своими чертами на наших современников. Останки этих людей впервые были обнаружены в гроте Кро-Маньон, располагающемся на территории Франции, что и дало им название. Очень многие параметры - строение черепа и особенности кисти, пропорции тела и даже размеры мозга кроманьонцев приближены к человеку современного типа. Поэтому в науке укоренилось мнение, что именно они и являются нашими прямыми предками.

Особенности внешнего вида

Исследователи полагают, что кроманьонский человек жил примерно 30 тысяч лет назад, при этом интересно, что некоторое время он сосуществовал с неандертальцем, который позднее окончательно уступил место более современному представителю приматов. На протяжении примерно 6 тысячелетий, как считают ученые, эти две разновидности древних людей одновременно населяли Европу, остро конфликтуя из-за пищи и иных ресурсов.

Несмотря на то что кроманьонец внешним видом мало чем уступал нашим современникам, мышечная масса была развита у него больше. Это было обусловлено теми условиями, в которых проживал этот человек - физически слабые были обречены на гибель.

В чем отличия?

  • У кроманьонца характерный подбородочный выступ и высокий лоб. У неандертальца подбородок очень мал, а надбровные дуги были характерно выражены.
  • Кроманьонский человек имел необходимый для развития мозга объем мозговой полости, чего не было у более древних людей.
  • Удлиненная глотка, гибкость языка и особенности расположения ротовой и носовой полостей позволили кроманьонскому человеку получить дар слова. Неандерталец же, как полагают исследователи, мог издавать несколько согласных звуков, его речевой аппарат позволял это сделать, но речи в традиционном понимании не имел.

В отличие от неандертальца, кроманьонец имел менее массивное телосложение, высокий череп без скошенного подбородка, широкое лицо и более узкие, чем у современных людей глазницы.

В таблице представлены некоторые особенности неандертальцев и кроманьонцев, их отличие от современного человека.

Как видно из таблицы, кроманьонец по особенностям строения гораздо ближе к нашим современникам, чем к неандертальскому человеку. Антропологические находки свидетельствуют о том, что они могли скрещиваться между собой.

География распространения

Останки человека кроманьонского типа находят в различных уголках планеты. Скелеты и кости были обнаружены на территории многих европейских стран: Чехии, Румынии, Великобритании, Сербии, России, а также в Африке.

Образ жизни

Исследователям удалось воссоздать модель образа жизни кроманьонцев. Так, доказано, что именно они создали первые в истории человечества поселения, в которых проживали достаточно большими общинами, включающими от 20 до 100 членов. Именно эти люди научились общаться между собой, владели примитивными речевыми навыками. Образ жизни кроманьонцев подразумевал совместное ведение дел. Во многом благодаря этому им удалось достичь внушительных успехов в охотничье-собирательском хозяйстве. Так, охота большими группами, сообща, позволила этим людям в качестве добычи получать крупных животных: мамонтов, туров. Подобные достижения одному охотнику, даже самому опытному, конечно, были не по силам.

Если говорить кратко, образ жизни кроманьонца во многом продолжил традиции неандертальских людей. Они также промышляли охотой, использовали шкуры убитых животных для изготовления примитивной одежды, проживали в пещерах. Но в качестве жилища могли использоваться и самостоятельные постройки из камней или шатры из шкур. Иногда рыли своеобразные землянки, укрывающие от непогоды. В вопросе жилья кроманьонский человек сумел сделать небольшое новшество - охотники-кочевники стали строить легкие разбирающиеся шалаши, которые можно было легко возвести во время стоянки и собрать.

Жизнь сообщества

Особенности строения и образ жизни кроманьонца делает его во многом сходным с человеком современного типа. Так, в общинах этих древних людей было разделение труда. Мужчины занимались охотой, сообща убивали диких животных. Женщины тоже принимали участие в заготовке пищи: собирали ягоды, семена и питательные коренья. Факт, что в могилах детей находят украшения, свидетельствует: родители питали теплые чувства к своим потомкам, горевали о ранней утрате, старались хотя бы посмертно позаботиться о ребенке. За счет увеличившейся продолжительности жизни кроманьонский человек получил возможность передавать свои знания и опыт следующему поколению, более внимательно заниматься воспитанием детей. Поэтому снизилась и детская смертность.

Некоторые захоронения отличаются на фоне прочих богатыми украшениями, изобилием утвари. Исследователи полагают, что здесь погребены знатные, уважаемые за какие-то заслуги члены сообщества.

Орудия труда и охоты

Изобретение гарпуна - заслуга кроманьонца. Образ жизни этого древнего человека изменился после появления такого оружия. Доступная эффективная рыбная ловля дала полноценную пищу в виде морских и речных обитателей. Именно этот древний человек стал делать силки для пернатых, что его предшественникам было еще не под силу.

На охоте древний человек научился применять не только силу, но и смекалку, сооружая ловушки для животных, в разы превосходящих его по размерам. Поэтому добыча пищи для целой общины требовала гораздо меньших усилий, чем во времена предшественников. Популярен был загон стад диких животных, массовые облавы на них. Древние люди постигли науку коллективной охоты: они пугали крупных млекопитающих, заставляя их бежать на те участки, где забить добычу было проще всего.

Кроманьонский человек сумел шагнуть по лестнице эволюционного развития гораздо выше, чем его предшественник - неандерталец. Он начал использовать более совершенные орудия труда, которые позволили получить преимущества на охоте. Так, при помощи копьеметалок этот древний человек смог увеличить расстояние, пройденное копьем. Поэтому охота стала безопаснее, а добыча - обильнее. Также в качестве оружия использовались длинные копья. Орудия труда усложнились, появились иглы, сверла, скребки, в качестве материала для которых древний человек научился использовать все, что попадало ему под руку: камни и кости, рога и бивни.

Отличительная особенность орудий и оружия кроманьонцев - более узкая специализация, тщательная выделка, использование многообразия материалов в производстве. Некоторые изделия украшает резной орнамент, указывающий, что древним людям было не чуждо своеобразное понимание красоты.

Пища

Основу рациона кроманьонцев составляло мясо убитых на охоте животных, прежде всего млекопитающих. В те времена, когда жили эти древние люди, распространены были лошади, каменные козлы, олени и туры, зубры и антилопы, именно они и служили основным источником пищи. Научившись ловить рыбу при помощи гарпунов, люди стали питаться и лососем, который в изобилии поднимался по мелководью на нерест. Из птиц, как считают антропологи, жители древности могли ловить куропаток - эти пернатые летают невысоко и вполне могли стать жертвой метко брошенного копья. Однако есть гипотеза, что умели добывать они и водоплавающих птиц. Запасы мяса, по мнению ученых, кроманьонцы хранили в ледниках, низкая температура которых не позволяла продукту испортиться.

Растительная пища также использовалась кроманьонцами: они ели ягоды, коренья и луковицы, семена. В теплых широтах женщины добывали моллюсков.

Искусство

Прославил себя кроманьонец и тем, что начал создавать предметы искусства. Эти люди рисовали на стенах пещер красочные изображения животных, вырезали из слоновой кости и рогов оленей антропоморфные фигурки. Считается, что, нанося на стены силуэты животных, древние охотники хотели привлечь добычу. Как полагают исследователи, именно в этот период появилась первая музыка и самый ранний музыкальный инструмент - каменная дудка.

Похоронные ритуалы

О том, что образ жизни кроманьонца усложнился по сравнению с его предками, говорит и изменение в похоронных традициях. Так, в погребениях нередко находят изобилие украшений (браслетов, бус и ожерелий), которые свидетельствуют о том, что умерший был богат и знатен. Внимание к похоронным ритуалам, покрытие тел умерших красной краской позволило исследователям сделать вывод о том, что жители древнего каменного века имели какие-то зачатки верований о душе и загробной жизни. В могилы также складывали предметы домашней утвари, пищу.

Достижения

Образ жизни кроманьонца в суровых условиях ледникового периода обусловил то, что этим людям пришлось более серьезно подойти к пошиву одежды. По находкам - наскальным рисункам и остаткам костяных игл - исследователи сделали вывод, что жители позднего каменного века умели шить примитивные предметы одежды. Они носили куртки с капюшонами, штаны, даже рукавицы и обувь. Нередко одежда украшалась бусинами, что, как полагают исследователи, было признаком почета и уважения у других членов общины. Именно эти люди научились делать первую посуду, используя для ее изготовления обожженную глину. Ученые полагают, что во времена кроманьонцев было одомашнено первое животное - собака.

Эпоха кроманьонцев отделена от нас тысячелетним сроком, поэтому мы можем лишь предполагать, как именно они жили, что использовали в пищу и какие порядки царили в поселениях. Поэтому и возникает множество спорных и неоднозначных гипотез, которые пока не нашли серьезных научных доказательств.

  • Находка детской челюсти малыша-неандертальца, изуродованной каменным орудием, заставила исследователей задуматься о том, что кроманьонцы могли употреблять неандертальцев в пищу.
  • Именно кроманьонский человек стал причиной вымирания неандертальцев: более развитый вид вытеснял последних на территории с засушливым климатом, где практически не было добычи, обрекая на гибель.

Особенности строения кроманьонца во многом приближают его к человеку современного типа. Благодаря развитому мозгу, эти древние люди представляли собой новый виток эволюции, их достижения как в практическом, так и в духовном смысле поистине велики.

А, м. Cro Magnon. От названия грота Кро Маньон во Франции, где во второй половине 19 в. были обнаружены скелеты этих людей. Мн. Люди эпохи позднего палеолита. БАС 1. Мы цивилизованные кроманьонцы и уже не поймем странной, придурочной правды о… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КРОМАНЬОНЕЦ, нца, муж. Ископаемый человек эпохи позднего палеолита. | прил. кроманьонский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (ньё), нца, м., одуш. (по назв. пещеры Кро Маньон (Cro Magnon) во Франции, где были впервые найдены ископаемые остатки). Человек современного типа, существовавший в Европе в верхнем плейстоцене. || Ср. архантроп, неандерталец, неоантроп,… … Словарь иностранных слов русского языка

Сущ., кол во синонимов: 1 человек (86) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Представитель вымершей расы людей (Homo sapiens), остатки которой впервые были обнаружены в 1866 г. во Франции в пещере Кроманьон. В конце палеолита кроманьонская раса населяла Европу, С. Африку и Переднюю Азию. Геологический словарь: в 2 х томах … Геологическая энциклопедия

Общее название ископаемых людей современного вида, относящихся к неоантропам и живших около 40 тыс. лет назад … Большой медицинский словарь

М. см. кроманьонцы Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Кроманьонец, кроманьонцы, кроманьонца, кроманьонцев, кроманьонцу, кроманьонцам, кроманьонца, кроманьонцев, кроманьонцем, кроманьонцами, кроманьонце, кроманьонцах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

кроманьонец - (2 м), Р. кроманьо/нца, Тв. кроманьо/нцем; мн. кроманьо/нцы, Р. кроманьо/нцев … Орфографический словарь русского языка

кроманьонец - кроманьон/ец/ … Морфемно-орфографический словарь

Книги

  • Человек. Суперэнциклопедия , Гусев И.. Человек вчера, сегодня, завтра... Что мы есть, кем мы были и какими станем в будущем? С древнейших времен человек стремился познать самого себя. Постепенно его догадки и домыслы…
  • Человек. Суперэнциклопедия для умных и любознательных , И. Е. Гусев. Человек вчера, сегодня, завтра... Что мы есть, кем мы были и какими станем в будущем? С древнейших времен человек стремился познать самого себя. Постепенно его догадкии домыслы превращались в…

Кроманьонцы — происхождение человека современного

Кроманьонцы - общее название древних представителей современного человека, появившиеся значительно поздней неандертальцев и какое-то время сосуществовали с ними (40-30 000 лет назад). Их внешний облик и физическое развитие фактически ничем не отличались от современного человека.

Примерно 40–30 000 лет назад произошло третье величайшее событие в жизни нашей планеты. Первым, произошедшим несколько миллиардов лет назад, было зарождение жизни. Вторым - начало очеловечивания, переход от обезьяны к обезьяночеловеку - около 2 миллионов лет назад. Третье событие — появление человека современного типа, Homo sapiens - человека разумного.

40–30 000 лет назад он появляется и весьма быстро (быстро в этом случае, когда тысячелетие - пустяк) занимает место неандертальцев.

Найдены скелеты кроманьонцев

Как только археолог из Франции Ларте обнаружил в гроте Кроманьон под толстым слоем многовековых отложений 5 скелетов, он сразу догадался, что встретил «знакомых». Незадолго до этого ученому стало известно, что по приказу властей департамента Верхняя Гаронна на приходском кладбище похоронено 17 скелетов, случайно найденных в пиренейской пещере Ориньяк. Ларте без труда смог доказать, что по отношению к этим людям можно поступиться строгими правилами христианского погребения, и не только выкопал их обратно, но и установил (по каменным орудиям и звериным костям из пещеры Ориньяк), что это современники того же самого ледникового периода, в котором жили классические неандертальцы. Орудия ориньякского человека находятся в чуть более высоком, то есть позднем, слое, чем орудия шапелльцев.


Две пещеры, в которых были найдены древнейшие люди современного типа, отдали им свои имена: первого человека стали именовать кроманьонцем, а первый большой период его истории - периодом (культурой) Ориньяк.

В скором времени последовали десятки открытий кроманьонских скелетов и стоянок по всей Западной Европе и Северной Африке, и древний «человек разумный» предстал во всем блеске и великолепии.

Стоянка Сунгирь

Скульптурные портреты девочки и мальчика со стоянки Сунгирь

Сунгирь - верхнепалеолитическая стоянка кроманьонцев на территории Владимирской обл. Известное парное погребение - мальчика 12–14 лет и девочки 9–10 лет, лежавшие головами друг к другу. О чем смогли рассказать их кости. Как оказалось, мальчик, несмотря на свой возраст, мог хорошо метать копье правой рукой. Девочка же, если судить по развитию пальцев и предплечья, часто делала прокручивающие движения правой кистью. Нам известно, что одежду сунгирцев покрывали множество бус из мамонтовой кости, и в бусах были отверстия. Эти дырочки, как видно, и высверливала юная кроманьонка.

Строение правой плечевой кости и шейных позвонков показывают на то, что девочка часто поднимала правую руку вверх, а ее голова постоянно была наклонена влево. Чтобы такие особенности могли проявиться на скелете уже в детском возрасте, нагрузка должна быть очень сильной! По мнению антропологов, девочка регулярно носила тяжести на голове, и придерживала их правой рукой. Возможно, во время переходов от стоянки к стоянке, которые совершались кочевыми группами кроманьонцев, маленькая кроманьонка была носительницей наравне со взрослыми.

Каким был кроманьонец

Кроманьонцы вызывали у своих открывателей восхищение, смешанное с завистью: первые люди - и сразу какие!

Это были европеоиды, громадного роста (в среднем 187 см), с идеальной прямой двуногой походкой и очень большой головой (от 1600 до 1900 см³). Такой крупный череп мог еще считаться «пережитком неандертализма», но у этой головы был уже прямой лоб, высокий черепной свод, резко выступающий подбородок.

Кроманьонский человек не знал, что такое металл, не подозревал ни о земледелии, ни о скотоводстве, но, если бы мы могли перенести его через 400 столетий, он, как видно, все легко бы сообразил и смог бы составить уравнение, написать поэму, работать на станке и выступать в шахматном турнире.

Откуда появился кроманьонец?

Появился кроманьонец - для археологов и антропологов - как-то сразу: только что здесь, в пещерах Франции и Италии, обитали приземистые, мощные, непобедимые , и вдруг быстро, резко они исчезают, и в их краях уже охотятся люди современного типа. Пришельцев сопровождает невероятная техническая революция: вместо 3–4 примитивных каменных орудий неандертальцев в период Ориньяк употребляется около 20 каменных и костяных «приборов»: шилья, иглы, наконечники и так далее. Сразу, словно из ничего, появляется изумительное пещерное искусство.

Этот мощнейший антропологический, технический и культурный переворот определяет отныне всю человеческую историю. Миллиарды лет животные существовали лишь по биологическим законам, совершенствуясь, расширяя аппарат приспособления, но не выходя из биологических рамок. Но вот происходит важнейшее событие: развитие группы животных дошло до такой стадии, что они включают в механизм своего приспособления, кроме собственных зубов и лап, еще и неживой, не принадлежащий организму предмет: палку, камень.

По одной из версий, кроманьонец это предок всех современных людей, появившись в Восточной Африке приблизительно 130-180 000 лет назад. По этой теории, 50-60 000 лет назад они мигрировали из Африки на Аравийский полуостров и появились в Евразии. Первая группа смогла быстро заселить побережье Индийского океана, а вторая мигрировала в степи Центральной Азии. Вторая группа это предки кочевых народов и большей части ближневосточного и североафриканского населения. Миграция от Черного моря в Европу началась приблизительно 40-50 000 лет назад, предположительно через Дунайский коридор. 20 000 лет назад вся Европа уже была заселена.

Как все изменилось?

Неандерталец и кроманьонец

Отныне это существо уже не принадлежит полностью биологии, в «биологической ограде» - брешь. Олдованская галька, рубило, каменный топор, паровоз, электронно-вычислительное устройство - это уже явления одного порядка: живое существо использует и комбинирует неодушевленные предметы. «Кто» подчиняет себе «что».

Прорыв биологии, который происходит у общественного животного, умножается, усиливается в стае, создает в этой стае новые отношения. Но, видно, биологический фактор, то есть физическое строение существа, не сразу свыкается, согласуется с новыми «органами» - орудиями: около 2 миллионов лет первые обезьянолюди меняют не только свой инвентарь, но и свою физическую структуру. Рука, сжимающая оббитую гальку, заставляет мозг усиленно размышлять и увеличиваться, но, не оставаясь в долгу, мозг посылает свои сигналы руке: и та тоже совершенствуется.

За тысячи столетий орудия проходят путь от грубого камня, палки или кости до неандертальского рубила, каменного скребла и остроконечника.

Мозг за этот период увеличивается от 600–700 до 1500 см³.

Походка - от полуобезьяньей до полностью прямой.

Рука - от цепкой лапы до совершеннейшего инструмента.

Коллектив - от животной стаи до первых человеческих общественных форм.

Некий еще не расшифрованный нами до конца закон эволюции заставляет тело обезьяночеловека изменяться вместе с его орудиями.

Сравнение с современным человеком

В конце концов наступает момент, когда биология и орудия достигают полного соглашения, момент, начиная с которого мозг и рука могут совершать любую работу. Тот же мозг и та же рука, что у кроманьонца, будут управлять луком спустя 20 000 лет, плугом через 25 000, а еще спустя несколько тысяч лет - паровозом, машиной, самолетом, ракетой.

Для перехода от примитивного рубила к более совершенному, понадобилось из питекантропа сделаться неандертальцем. А чтобы от каменных неотшлифованных наконечников прийти к расщеплению атома, не надо было «ничего», то есть, кажется, ничего принципиально не изменилось в теле человека.

Вместо того чтобы в борьбе за существование изменяться физически, человек выбрал другой путь. Отныне он стал усовершенствовать «неживые предметы» и изменял структуру своего общества. Изменения физические заменились более быстрыми и безболезненными - техническими, общественными.

А откуда мы, собственно, можем знать, что биологическое развитие человека прекратилось?

Дискуссии на эту тему идут очень давно. Замечено, что происходят вековые, тысячелетние колебания физической структуры человека: кроманьонец был выше нас, сейчас, как известно, человечество снова довольно быстро растет. Несколько тысяч лет назад кости человека были более массивны, потом сделались более изящными, завтра, может быть, опять станут массивными и громоздкими. Несомненно, идет «брахицефализация», увеличение числа короткоголовых людей по сравнению с длинноголовыми.

Причины таких перемен гадательны: пища, новый образ жизни? Гадательна и серьезность этих изменений: временные ли это явления, или завтра они будут перекрыты другим изменением, или все-таки через несколько десятков или сотен тысячелетий человек будет выглядеть иначе, не так как сейчас?

Гадая о будущем, мы имеем, однако, право заявить: за последние 30–40 тысяч лет произошли гигантские изменения в технике, но за это же время не произошло никаких принципиальных «телесных» изменений.

Очевидно, «тысяче-прадеды» заложили хорошую основу!

Культура кроманьонцев

Кроманьонец создал богатую и разнообразную культуру позднего палеолита. Имеются описания более 100 типов сложных, изготовленных с большим мастерством каменных и костяных орудий, делавшихся путем новой, более эффективной обработки камня и кости. В значительной мере усовершенствовали кроманьонцы и способы охоты (загонная охота), добывая оленей, мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей, волков и других животных. Они начали изготовлять копьеметалки (копье могло пролететь 137 м), а также приспособления для ловли рыбы (гарпуны, крючки), силки для птиц.

Кроманьонцы жили как правило в пещерах, но, вместе с тем, они строили различные жилища из камня и землянки, шатры из шкур животных и даже целые поселки. Ранние неоантропы могли изготовлять шитую одежду, нередко украшенную. Так, на Сунгирьской стоянке (Владимирская обл.) обнаружили более 1000 бусин на меховой одежде мужчины, найдено много и других украшений - браслеты, кольца.

Кроманьонец был творцом замечательного европейского первобытного искусства, о чем могут свидетельствовать многоцветная живопись на стенах и потолках пещер ( (Испания), Монтеспан, Ласко (Франция) и др.), гравировки на кусочках камня или кости, орнамент, мелкая каменная и глиняная скульптура. Удивительные изображения лошадей, оленей, бизонов, мамонтов, женские статуэтки, за пышность форм названные археологами «Венерами», разнообразные предметы, вырезанные из кости, рогов и бивней или вылепленные из глины, вне всякого сомнения могут свидетельствовать о высоко развитом у кроманьонцев чувстве прекрасного. Вершины пещерное искусство достигло приблизительно 19-15 000 лет назад. Ученые полагают, что у кроманьонцев могли существовать магические обряды и ритуалы.

Вероятно, продолжительность жизни кроманьонцев была больше, чем у неандертальцев: около 10 % уже доживали до 40 лет. В эту эпоху сформировался и первобытнообщинный строй.

Пещера кроманьонцев с настенными изображениями

На юго-западе Франции, в районе города Вильонер, департамент Шаранта, спелеологи и археологи обнаружили пещеру с древнейшими настенными изображениями.

Найти уникальный и необычайно ценный для науки подземный зал с наскальной живописью исследователям пещер удалось еще в декабре 2005 года, но сообщено было об уникальной пещере значительно поздней. Такой сильной секретности в последнее время ученые все чаще придерживаются при ценных находках, чтобы воспрепятствовать уничтожению их нежеланными посетителями.

Проводятся работы над датировкой наскальных рисунков. Специалисты не исключают, что они могут оказаться более древними, чем в знаменитой пещере Ласко и в пещере Альтамире. По первым впечатлениям экспертов, речь идет о стоянке кроманьонцев, то есть периоде 30 000 лет назад. Как считают ученые, находка в Вильонере может стать переворотом в науке — раньше считали, что в столь древние времена люди не прибегали к росписи стен своих подземных жилищ.


Введение 3

1. Характеристика расселения кроманьонцев 4

2. Образ жизни кроманьонцев 9

Заключение 28

Список литературы 29

Введение

Происхождение человека и последующий расогенез довольно загадочны. Тем не менее научные открытия двух прошедших столетий помогли несколько приоткрыть завесу над тайной. В настоящее время твердо установлено, что в условно называемую "доисторическую" эпоху на земле параллельно обитало два вида людей – homo neanderthalensis (человек неандертальский) и homo cromagnonis, которого принято также называть homo sapiens-sapiens (человек кроманьонский или человек разумный-разумный). Человек неандертальский впервые был открыт в 1857 г. в долине Неандер близ Дюссельдорфа. Человек кроманьонский – в 1868 г. в гроте Кро-Маньон во французской провинции Дордонь. Со времени первых открытий упомянутых двух типов древних людей были сделаны еще многочисленные их находки, давшие новый материал для научных разработок.

Предварительные выводы из научных открытий. Судя по основным антропометрическим характеристикам и генетическому анализу, человек кроманьонский почти идентичен современному виду homo sapiens-sapiens и, как считается, является непосредственным предком европеоидной расы.

Данная работа имеет целью дать общую характеристику образу жизни кроманьонцев.

Для этого поставлены следующие задачи:

    Дать характеристику расселения кроманьонцев.

    Рассмотреть образ жизни кроманьонцев.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

    Характеристика расселения кроманьонцев

К 30 тыс. до н. э. группы кроманьонцев уже начали передвижение на восток и север в поисках новых охотничьих земель. К 20 тыс. до н. э. переселение в Европу и Азию достигло таких масштабов, что и во вновь освоенных областях количество дичи начало постепенно сокращаться.

Люди отчаянно искали новые источники питания. Под давлением обстоятельств наши далекие предки вполне могли вновь стать всеядными, употребляя как растительную, так и животную пищу. Известно, что именно тогда впервые в поисках пищи люди обратились к морю.

Кроманьонцы становились более изобретательными и творческими, создавали более сложные жилища и одежду. Нововведения позволяли группам кроманьонцев охотится на новые виды дичи в северных районах. К 10 тыс. до н. э. кроманьонцы распространились по всем материкам, за исключением Антарктики. Австралия была заселена 40 - 30 тыс. лет назад. Спустя 5-15 тыс. лет группы охотников пересекли Берингов пролив, попав из Азии в Америку. Эти поздние и более сложные сообщества охотились прежде всего на крупных животных. Методы охоты кроманьонцев постепенно совершенствовались, о чем свидетельствуют большое количество обнаруженных археологами костей животных. В частности в Солютре, местечке во Франции, были найдены останки более 10 000 лошадей. В Долни Вестониче в Чехии археологии раскопали большое количество костей мамонтов. По оценке ряда археологов, с момента переселения людей в Америку, произошедшего около 15 тыс. лет назад, менее чем за одно тысячелетие была уничтожена большая часть животного мира Северной и Южной Америк. Легкость, с которой цивилизация ацтеков была повержена испанскими конквистадорами, объясняется ужасом, охватившим пеших ацтекских солдат при виде конных воинов. Ацтеки никогда раньше не видели лошадей: еще в период ранних переселений из северной в центральную Америку их предки в поисках еды истребили всех диких лошадей, обитавших в американских прериях. Они даже не предполагали, что этих животных можно использовать не только в качестве источника пищи.

Расселение кроманьонцев по всему Земному шару получило название "периода безоговорочного успеха человечества". Влияние плотоядного образа жизни на развитие человека оказалось весьма значительным. Переселение древнейших народов в области с более умеренным климатом стимулировало генетические изменения. Переселенцы имели более светлую кожу, менее массивную костную структуру и более прямые волосы. Скелет, в особенности у кавказских народностей, формировался медленно, а их светлая кожа была более устойчива к морозу, чем темная. Более светлая кожа также лучше усваивала витамин D, жизненно необходимый при дефиците солнечного света (в областях, где дни короче, а ночи длиннее).

К тому времени, когда окончательно сформировался человек современного типа, освоены были уже огромные географические пространства Земли. Они были заселены еще архантропами и палеоантропами, так что кроманьонцу осталось освоить лишь два пустующих материка - Америку и Австралию. Правда, в отношении Австралии вопрос остается открытым. Не исключено, что она заселялась еще палеоантропами, которые внесли свой вклад в формирование австралийского неоантропа. Самый древний череп на территории Австралии найден в районе оз. Мунго, в 900 км к западу от Сиднея. Древность этого черепа составляет 27-35 тыс. лет. Очевидно, к этому времени и следует относить начало заселения Австралии человеком. Хотя на черепе из Мунго нет надглазничного валика, он очень архаичен - у него покатый лоб и резкий перегиб затылочной кости. Возможно, череп из Мунго представляет локальный вариант палеоантропа, и нет никаких оснований отрицать его участие в дальнейшем становлении Homo sapiens на Австралийском континенте.

Что касается Америки, то время от времени появляются сведения о находке очень древних скелетов на ее территории, однако все эти находки относятся морфологически к Homo sapiens. Таким образом, ученые спорят о времени заселения Американского материка, но едины в том, что Америка заселялась человеком современного типа. Скорее всего, заселение Американского континента происходило примерно 25-20 тыс. лет назад по Берингоморскому перешейку, который существовал в то время на месте нынешнего Берингова пролива.

Кроманьонец жил в конце ледникового периода, а точнее - в конце Вюрмского оледенения. Потепления и похолодания сменяли друг друга довольно часто (разумеется, в масштабах геологического времени), и ледники то отступали, то наступали. Если бы в то время поверхность Земли можно было бы наблюдать с космического корабля, она напоминала бы разноцветную поверхность колоссального мыльного пузыря. Прокрутите этот период так, чтобы тысячелетия укладывались в минуты, и серебристо-белые ледяные поля поползут вперед, точно пролитая ртуть, но их тут же отбросит назад развертывающийся ковер зеленой растительности. Береговые линии заколеблются, точно вымпелы на ветру, оттого, что синева океана будет то расширяться, то сужаться. Острова будут вставать из этой синевы и снова исчезать в ней, словно камни, по которым переходят ручей, и ее перегородят естественные дамбы и плотины, образуя новые пути для переселения человека. По одному из этих древних путей кроманьонец отправился из нынешнего Китая на север, в холодные просторы Сибири. А оттуда он, вероятно, прошел посуху через Берингию, в Северную Америку. 1

В течение многих поколений люди постепенно продвигались на северо- восток Азии. Они могли идти двумя путями - из глубин Азиатского материка, с территории нынешней Сибири, и по тихоокеанскому побережью, огибая Азиатский материк с востока. Очевидно, было несколько волн "переселенцев" из Азии в Америку. Самые ранние из них двигались вдоль побережья, и их происхождение связано с районами Восточной и Юго- Восточной Азии. Более поздние азиатские мигранты двигались из глубинных областей Азиатского континента.

В Америке людей встречали суровые просторы Гренландии, резко континентальный климат Северной Америки, тропические леса Южноамериканского континента и холодные ветры Огненной Земли. Обживая новые районы, человек адаптировался к новым условиям, и в результате образовывались локальные антропологические варианты. 2

Плотность населения в кроманьонскую эпоху была невелика - всего 0,01-0,5 человека на 1 кв. км, численность групп составляла около 25-30 человек. Вся численность населения Земли того времени оценивается от нескольких десятков тысяч до полумиллиона человек. Несколько плотней была заселена территория Западной Европы. Здесь плотность населения составляла около 10 человек на 1 км, а вся численность населения Европы во времена обитания там кроманьонцев составляла примерно 50 тыс. человек.

Казалось бы, плотность населения была очень низкой, и человеческие популяции не должны были вступать в конкуренцию за источники пищи и воды. Однако в те времена человек жил охотой и собирательством, и в орбиту его "жизненных интересов" входили огромные территории, по которым кочевали стада копытных - главный объект охоты древнего человека. Необходимость сохранения и приумножения своих охотничьих угодий вынуждала человека двигаться все дальше и дальше, в еще не заселенные области планеты.

Более совершенная техника кроманьонского человека делала для него доступными те источники пищи, которые были незнакомы его предшественникам. Орудия охоты усовершенствовались, и это расширило возможности кроманьонца в охоте на новые виды дачи. С мясной пищей люди получали новые источники энергии. Питаясь кочующими травоядными, мигрирующими птицами, морскими ластоногими и рыбой, человек вместе с их мясом получал доступ к пищевым ресурсам очень широкого диапазона.

Еще большие возможности открыло для кроманьонского человека применение в пищу зерен дикорастущих злаков. На Севере Африки, в верхнем течении Нила, 17 тыс. лет назад жили люди, в питании которых, судя по всему, злаки играли значительную роль. Сохранились каменные серпы и примитивные зернотерки, - известняковые плиты с неглубокой выемкой в середине для зерна и углублением в виде широкого желоба, по которому, вероятно, ссыпалась мука. Очевидно, эти люди уже изготавливали хлеб - в виде простых пресных лепешек, испеченных на раскаленных камнях.

Таким образом, кроманьонский человек питался намного лучше, чем его предшественники. Это не могло не сказаться на состоянии его здоровья и на общей продолжительности жизни. Если для неандертальца средняя продолжительность жизни составляла около 25 лет, то для кроманьонского человека она возросла до 30-35 лет, сохраняясь на этом уровне вплоть до средних веков.

Господство кроманьонцев стало причиной их же крушения. Они пали жертвой собственного успеха. Перенаселенность вскоре привела к истощению областей охоты. Еще задолго до этого стада крупных животных в густо населенных районах были почти полностью уничтожены. В результате возникло соперничество за ограниченные источники питания. Соперничество в свою очередь привело к войне, а война - к последующим переселениям.

    Образ жизни кроманьонцев

Для современных исследователей наиболее ярким отличием культуры кроманьонца представляется технологический переворот в обработке камня. Смысл этого переворота заключался в гораздо более рациональном использовании каменного сырья. Экономное его использование имело принципиальное значение для древнего человека, поскольку позволяло не зависеть от природных источников кремня, перенося с собой небольшой его запас. Если сравнить общую длину рабочего края изделия, которую получал человек из одного килограмма кремня, можно убедиться, насколько она больше у кроманьонского мастера по сравнению с неандертальцем и архантропом. Древнейший человек из килограмма кремня мог изготовить лишь от 10 до 45 см рабочего края орудия, культура неандертальца позволяла из того же количества кремня получать уже 220 см рабочего края. Что касается кроманьонца, то его технология оказалась во много раз эффективней - он получал из килограмма кремня 25 м рабочего края.

Секрет кроманьонца заключался в появлении нового метода обработки кремня - метода ножевидных пластин. Суть была в том, что от основного куска кремня - нуклеуса - откалывались длинные и узкие пластины, из которых затем изготавливались разнообразные орудия. Сами нуклеусы имели призматическую форму с плоской верхней гранью. Пластины откалывались точным ударом по краю верхней грани нуклеуса, или отжимались с помощью костяных или роговых отжимников. Длина пластин была равна длине нуклеуса - 25-30 см, а толщина их составляла несколько миллиметров. 3

Метод ножевидных пластин, вероятно, был большим подспорьем для охотников, отправлявшихся в многодневные экспедиции в области, где почти не встречались не только кремни, но и другие мелкозернистые породы. Они могли брать с собой запас нуклеусов или пластин, чтобы было чем заменить наконечники копий, обломившиеся при неудачном броске или оставшиеся в ране животного, которому удалось убежать. А края кремневых ножей, которыми рассекали суставы и сухожилия, обламывались и затуплялись. Благодаря методу ножевидных пластин новые орудия можно было изготовить тут же на месте.

Вторым важным достижением кроманьонца стало освоение новых материалов - кости и рога. Эти материалы называют иногда пластмассами каменного века. Они прочные, пластичные и лишены такого недостатка, как хрупкость, свойственная изделиям из дерева. Очевидно, немаловажную роль играла и эстетическая привлекательность костяных изделий, из которых изготавливались бусы, украшения и статуэтки. Кроме того, источник этих материалов был практически неисчерпаем - это были кости тех же животных, на которых охотился кроманьонский человек.

Соотношение каменных и костяных орудий сразу различает инвентарь неандертальской и кроманьонской стоянок. У неандертальцев на каждую тысячу каменных орудий приходится в лучшем случае 25 костяных изделий. На стоянках кроманьонцев кость и кремень представлены поровну, или даже костяные орудия преобладают.

С появлением костяных игл, шил и проколок появились принципиально новые возможности в обработке шкур и в изготовлении одежды. Крупные кости животных служили также строительным материалом для жилищ древних охотников и топливом для очагов. 4

Кроманьонец уже не зависел от естественных укрытий типа пещер и скальных навесов. Он строил жилища там, где ему было нужно, и это создавало дополнительные возможности для дальних миграций и освоения новых земель.

Третьим достижением кроманьонцев было изобретение принципиально новых орудий охоты, неизвестных его предшественникам. К ним относятся, прежде всего, лук и копьеметалка. Копьеметалки увеличивали дальнобойность копий древних охотников, почти в три раза увеличивая дальность их полета и силу удара, и играли большую роль в жизни древних охотников. Они изготавливались, как правило, из оленьих рогов, украшались резными фигурами и узорами и представляли собой зачастую настоящие произведения искусства.

Однако копьеметалка предполагала охоту на открытых пространствах, где легко было спугнуть добычу и где сам охотник оставался незащищенным перед раненым зверем. Изобретение лука позволило охотиться из укрытий, к тому же стрела летела дальше и быстрее копья.

Не менее важными для кроманьонского человека были и приспособления для ловли рыбы - острога и рыбная распялка, представляющая собой аналог рыболовного крючка. В Южной Африке археологи нашли маленькие цилиндрические камни с желобками, которые могли использоваться как грузила для рыболовных сетей.

Дальнейшее прогрессивное развитие культуры в верхнем палеолите выразилось прежде всего в усовершенствовании способов их изготовления. Отделка орудий стала более совершенной, так как теперь улучшается и техника ретуши. Нажимая с силой концом упругой костяной палочки или кремнёвым отжимником на край камня, человек быстро и ловко скалывал (как бы состругивал) одну за другой длинные и узкие чешуйки кремня. Появляется новая техника изготовления пластин. Ранее пластины скалывались с дисковидного нуклеуса. Такой нуклеус был по сути простой округлой галькой, с которой снимали отщепы, оббивая её кругом от краёв к центру. Теперь пластины скалывались с призматического по своей форме нуклеуса.

Соответственно изменилось и направление ударов, которыми отделялись пластины. Эти удары наносились теперь уже не наискось, не наклонно, а вертикально- от одного конца нуклеуса к другому. Получаемые с призматических нуклеусов узкие и длинные пластины нового типа позволили резко изменить и расширить ассортимент мелких каменных орудий, которые требовались в условиях несравненно более развитого, чем прежде, жизненного уклада: скребков различного вида, острий, проколок, разнообразных режущих инструментов. Впервые появляются кремнёвые инструменты, рабочие края которых в принципе оформлены так же, как у современных стальных резцов. Это обычно массивное режущее остриё, образованное сходящимися под острым углом плоскостями сколов. Таким кремнёвым резцом можно было легче резать дерево, кость и рог, пропиливать в них глубокие пазы и делать надрезы, последовательно снимая одну стружку за другой.

В верхнем палеолите впервые появляются разнообразные костяные наконечники копий и метательного вооружения, в том числе составные гарпуны с зубцами. При раскопках стоянки Мейендорф, у Гамбурга (Германия), найдены гарпуны и лопатки оленей, пробитые такими гарпунами.

Важнейшим событием в развитии охотничьего вооружения явилось изобретение первого механического приспособления для метания дротиков - копьеметалки (метательной доски), представляющей собою стержень с крючком на конце. Удлиняя размах руки, копьеметалка намного увеличивала тем самым силу удара и дальность полёта дротика.

Появились разнообразные каменные орудия для разделывания туш и обработки шкур добытых животных, для изготовления деревянных и костяных изделий.

В верхнем палеолите значительно усложняется образ жизни людей, развивается строй первобытной общины. Отдельные группы неандертальцев были, по всей вероятности, чужды и даже враждебны друг другу. Огромное значение для сближения разных групп должно было иметь возникновение экзогамии, т. е. запрета брачных отношений внутри рода и установление постоянной брачной связи между представителями различных родов. Установление экзогамии как общественного института, свидетельствующего о возрастающем развитии и усложнении общественных связей, можно отнести к верхнепалеолитическому времени.

Повышение производительности охоты в верхнем палеолите способствовало ещё более чёткому разделению труда между мужчинами и женщинами. Одни постоянно были заняты охотой, другие, при развивавшейся относительной оседлости (в силу всё той же большей производительности охоты), больше времени проводили на стоянках, ведя всё усложнявшееся хозяйство группы. Женщины в условиях более или менее оседлой жизни изготовляли одежду, различную утварь, собирали съедобные и технические растения, например употреблявшиеся для плетения, приготовляли пищу. Исключительно важно также, что именно женщины были хозяйками в общественных жилищах, тогда как их мужья были здесь пришельцами.

При господстве характерного для такого этапа родового строя группового брака, когда отец точно неизвестен, дети, разумеется, принадлежали женщинам, что усиливало социальную роль и влияние на общественные дела женщины-матери.

Всё это послужило основой новой формы первобытно-общинных отношений- материнской родовой общины.

Прямыми указаниями на оформление материнского рода в это время являются, с одной стороны, общинные жилища, а с другой - широко распространённые изображенин женщин, в которых можно видеть образы женщин-родоначальниц, известных по данным фольклора, например, у эскимосов и алеутов.

На основе дальнейшего усложнения общественной жизни кроманьонцев происходят и существенные перемены во всех областях их культуры: возникает уже достаточно развитое искусство, в трудовой практике человек накапливает опыт и положительные знания.

Таким образом, пришлось существенно изменить и общий взгляд на жизнь кроманьонских обитателей не только Русской равнины, но и всей Европы. В кроманьонцев раньше видели бродячих жалких дикарей, непрерывно передвигавшихся с места на место, не зная покоя и более или менее прочной оседлости. Теперь по-новому раскрылся и общий уклад их жизни и их общественный строй.

Совершенно исключительная по выразительности и масштабам картина жилища древних охотников на мамонта раскрылась, например, в одном из многочисленных костёнковских поселений - в Костёнках I. Изучая это место, археологи выяснили, что кострища, кости животных и обработанные рукой человека кремни заполняли здесь основание древнего жилища, за пределами которого находки встречались лишь изредка.

Древнее жилище, вскрытое в Костёнках I раскопками 1931-1936 гг., имело в плане овальные очертания. Длина его была 35 м, ширина - 15-16 м. Жилая площадь достигала, таким образом, размера почти 600 кв. м. При таких больших размерах жилище, естественно, не могло обогреваться одним очагом. В центре жилой площади, по длинной её оси, тянулись симметрично расположенные, с интервалами в 2 м, очажные ямы. Очагов было 9, диаметром около 1 м каждый. Эти очаги были покрыты сверху толстым слоем костной золы и обуглившихся костей, употреблявшихся в качестве топлива. Очевидно, обитатели жилища перед тем, как оставить его, запустили свои очаги и долго не чистили их. Они оставили также и неиспользованные запасы топлива в виде костей мамонта, находившихся вблизи очагов.

Один из очагов служил при этом не для отопления, а для совершенно иной пели. В нём обжигали куски бурого железняка и сферосидерита, добывая таким образом минеральную краску - кровавик. Эта краска употреблялась жителями поселения в таком большом количестве, что слой земли, заполнявший углубление жилища, местами был сплошь окрашен в красный цвет различных оттенков.

Обнаружилась и другая характерная черта внутреннего устройства большого жилья в Костёнках I. Рядом с очагами или несколько в стороне от них были найдены крупные трубчатые кости мамонта, вертикально врытые в землю. Судя по тому, что кости были покрыты зарубками и насечками, они служили своего рода «верстаками» для древних мастеров.

Основная жилая площадка была окаймлена дополнительными помещениями- землянками, расположенными по её контуру в виде кольца. Две из них выделялись среди других своими более крупными размерами и были расположены почти симметрично по правую и левую сторону основного жилища. На полу обеих землянок замечены остатки костров, отеплявших эти помещения. Крыша землянок имела каркас из крупных костей и бивней мамонта. Третья большая землянка находилась в противоположном, дальнем, конце жилой площадки и, очевидно, служила складочным помещением для частей туши мамонта. 5

Любопытным бытовым штрихом являются здесь также специальные ямки - хранилища для особо ценных вещей. В таких ямках найдены были скульптурные изображения женщин, животных, в том числе мамонта, медведя, пещерного льва, украшения из коренных зубов и клыков хищников, главным образом песца. Кроме того, в ряде случаев обнаружены были отборные кремнёвые пластины, лежавшие по нескольку штук вместе, крупные наконечники отличного качества, повидимому, намеренно скрытые в специально вырытых углублениях. Учитывая всё это и отмечая, что статуэтки женщин были разбиты, а на полу жилища вообще оказались преимущественно малозначительные вещи, один из исследователей костёнковских стоянок - П. П. Ефименко полагает, что большое жилище Костёнок I было брошено «при чрезвычайных обстоятельствах». По его мнению, жители покинули свой дом, захватив все наиболее ценные вещи. Они оставили на месте только то, что было заранее спрятано, в том числе статуэтки. Враги, обнаружив статуэтки женщин, разбили их, чтобы тем самым уничтожить родовых «покровителей» костёнковской общины и нанести ей ещё больший ущерб.

Раскопки в Костёнках вскрыли, таким образом, картину домашней жизни целой общины, в которую входили десятки, а может быть и сотни людей, обитавших в обширном, уже достаточно хорошо по тому времени устроенном, сложном по конструкции общем жилище. Эта сложная и вместе с тем стройная картина древнего поселения наглядно показывает, что в жизни его обитателей существовал определённый внутренний распорядок, который строился на унаследованных от предшествующих поколений традициях, на строго определённых необходимостью и обычаем правилах поведения её членов. В основе этих традиций лежал непрерывно нараставший в ходе тысячелетий опыт коллективной трудовой деятельности. Вся жизнь палеолитической общины основана была на совместном труде её членов, на их общей борьбе с природой.

Самое большее, что у них имеется из одежды, это более или менее широкий поясок на бёдрах или что-то вроде широкого треугольного хвоста, опускающегося сзади, как это видно на известной статуэтке из Леспюг (Франция). Иногда видна как будто татуировка. Большое внимание уделялось женщинами причёске, порой весьма сложной и пышной. Волосы то падают вниз сплошной массой, то собраны концентрическими кругами. Иной раз они расположены зигзагообразными вертикальными рядами.

Внутри своего низкого и тесного полуподземного зимнего жилища люди кроманьонского времени, очевидно, пребывали обнажёнными или полуобнажёнными. Только вне жилья они появлялись в одежде из шкур и меховом капюшоне. В таком виде они и представлены в произведениях палеолитических скульпторов - в меховой одежде или нагими с одним только пояском на теле.

Палеолитические статуэтки интересны не только тем, что они правдиво передают облик кроманьонцев, но и тем, что ими представлено искусство ледникового времени.

В труде человек развивал речь и мышление, учился воспроизводить нужные ему формы вещей по заранее выработанному плану, что и явилось основным предварительным условием творческой деятельности в области искусства. В ходе развития общественно-трудовой деятельности возникали, наконец, конкретные потребности, вызвавшие зарождение искусства, как особой сферы общественного сознания и деятельности человека.

В верхнем палеолите, как мы видим, усложняется техника охотничьего хозяйства. Зарождается домостроительство, складывается новый уклад быта. В ходе вызревания родового строя крепнет и усложняется по своей структуре первобытная община. Развиваются мышление и речь. Неизмеримо расширяется умственный кругозор человека и обогащается его духовный мир. Наряду с этими общими достижениями в развитии культуры большое значение для возникновения и дальнейшего роста искусства имело и то специфически важное обстоятельство, что человек верхнего кроманьонцев теперь стал широко использовать яркие цвета природных минеральных красок. Он овладел также новыми способами обработки мягкого камня и кости, открывшими перед ним ранее не известные возможности передачи явлений окружающей действительности в пластической форме - в скульптуре и резьбе.

Без этих предварительных условий, без этих технических достижений, рождённых непосредственной трудовой практикой по изготовлению орудий труда, не могли бы возникнуть ни живопись, ни художественная обработка кости, которыми в основном представлено известное нам искусство кроманьонцев.

Самое замечательное и самое важное в истории первобытного искусства заключается в том, что оно с первых своих шагов пошло в основном по пути правдивой передачи действительности. Искусство верхнего кроманьонцев, взятое в лучших его образцах, отличается удивительной верностью природе и точностью в передаче жизненно важных, наиболее существенных признаков. Уже в начальное время верхнего кроманьонцев, в ориньякских памятниках Европы, обнаруживаются образцы правдивого рисунка и скульптуры, а также одинаковые с ними по духу пещерные росписи. Появлению их, разумеется, предшествовал определённый подготовительный период. 6

Глубокая архаичность наиболее ранних пещерных изображений сказывается в том, что возникновение самых древних из них, раннеориньякских, вызвано было на первый взгляд как будто случайно вспыхнувшими ассоциациями в сознании первобытного человека, заметившего сходство в очертаниях камней или скал с обликом тех или иных животных. Но уже в ориньякское время рядом с образцами архаического искусства, в которых причудливо сочетаются естественное сходство и творчество человека, были широко распространены и такие изображения, которые целиком обязаны своим появлением творческому воображению первобытных людей.

Для всех этих архаических образцов древнейшего искусства характерна резко выраженная простота формы и такая же сухость расцветки. Палеолитический человек сначала ограничивался тем, что только раскрашивал свои контурные рисунки сильными и яркими тонами минеральных красок. Это было вполне естественно в тёмных пещерах, тускло освещённых еле горящими фитилями или огнём дымного костра, где полутона были бы попросту незаметны. Пещерные рисунки того времени представляют собой обычно фигуры зверей, выполненные только одним линейным контуром, обведённые красными или жёлтыми полосами, иногда сплошь заполненные внутри круглыми пятнами или залитые краской.

На мадленском этапе происходят новые прогрессивные изменения в искусстве кроманьонцев, главным образом в пещерных росписях. Они выражаются в переходе от простейших контурных и гладко залитых краской рисунков к многоцветным росписям, от линии и гладкого однотонного красочного поля к пятну, передающему объём и форму предмета различной густотой краски, изменением силы тона. Простые, хотя и красочные рисунки того времени вырастают теперь, следовательно, в настоящую пещерную живопись с характерной для её лучших образцов, например в Альтамире, передачей форм живого тела изображаемых зверей.

Жизненный, реалистический характер искусства кроманьонцев не ограничивается мастерством в статической обрисовке формы тела животных. Наиболее полное своё выражение он нашёл в передаче их динамики, в умении схватывать движения, передавать мгновенно меняющиеся специфические позы и положения.

Несмотря на всю свою правдивость и жизненность, искусство кроманьонцев остаётся в полной мере первобытным, поистине младенческим. Оно в корне отличается от современного, где художественный рассказ строго ограничен в пространстве. Искусство кроманьонцев не знает воздуха и перспективы в настоящем смысле этого слова; в этих рисунках под ногами фигур не видно земли. В нём нет и композиции в нашем смысле слова, как намеренного распределения отдельных фигур на плоскости. Самые лучшие рисунки кроманьонцев не более чем мгновенно схваченные и застывшие единичные впечатления с характерной для них поразительной живостью в передаче движений.

Даже в тех случаях, где наблюдаются большие скопления рисунков, в них не обнаруживается никакой логической последовательности, никакой определённой смысловой связи. Такова, например, масса быков в росписи Альтамиры. Скопление этих быков - результат многократной пририсовки фигур, простого их накопления в течение длительного времени. Случайный характер таких сочетаний фигур подчёркивается нагромождением рисунков друг на друга. Быки, мамонты, олени и лошади беспорядочно налегают друг на друга. Более ранние рисунки перекрываются последующими, еле просвечивая под ними. Это не результат единого творческого усилия мысли одного художника, а плоды несогласованной стихийной работы ряда поколений, связанных только традицией.

Тем не менее в отдельных исключительных случаях, особенно в миниатюрных работах, в гравюрах по кости, а иногда также и в росписях пещер обнаруживаются зачатки повествовательного искусства и вместе с тем своеобразной смысловой композиции фигур. Это прежде всего групповые изображения животных, означающие стадо или табун. Возникновение подобных групповых рисунков понятно. Древний охотник постоянно имел дело со стадами быков, табунами диких лошадей, с группами мамонтов, являвшихся для него объектом коллективной охоты - загона. Именно так, в виде стада, они в ряде случаев и изображались.

Есть в искусстве кроманьонцев и зачатки перспективного изображения, однако, весьма своеобразного и примитивного. Как правило, животные показаны сбоку, в профиль, человек-в фас. Но имелись определённые приёмы, позволявшие оживить рисунок и ещё больше приблизить его к действительности. Так, например, тела животных иногда даются в профиль, а голова в фас, глазами к зрителю. На изображениях человека, наоборот, туловище давалось в фас, а лицо в профиль. Наблюдаются случаи, когда животное изображается спереди, схематично, но так, что видны только ноги и грудь, ветвистые оленьи рога, а задняя часть отсутствует, закрытая передней половиной тела. Вместе с пластическими изображениями женщин для искусства верхнего кроманьонцев столь же характерны одинаково верные природе скульптурные изображения животных из бивня мамонта, кости и даже глины, смешанной с костной золой. Таковы фигуры мамонта, бизонов, лошадей и других животных, в том числе хищников.

Искусство кроманьонцев выросло на определённой социальной почве. Оно служило потребностям общества, было неразрывно связано с определённым уровнем развития производительных сил и производственных отношений. С изменением этой экономической основы изменялось общество, менялась надстройка, в том числе изменялось и искусство. Поэтому искусство кроманьонцев ни в коем случае не может быть тождественно реалистическому искусству позднейших эпох. Оно столь же неповторимо в своём своеобразии, в своём примитивном реализме, как и вся породившая его эпоха кроманьонцев - этого подлинного «детства человечества». 7

Жизненность и правдивость лучших образцов кроманьонского искусства обусловлены были прежде всего особенностями трудовой жизни и выраставшего из неё мировосприятия палеолитических людей. Меткость и острота наблюдений, отражённых в образах животных, определялись повседневным трудовым опытом древних охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания образа жизни и характера животных, от умения выследить их и овладеть ими. Такое знание мира животных было делом жизни и смерти для первобытных охотников, а проникновение в жизнь зверей являлось настолько характерной и важной частью психологии людей, что окрашивало всю их духовную культуру, начиная, судя по данным этнографии, с животного эпоса и сказок, где животные выступают единственными или основными персонажами, кончая обрядами и мифами, в которых люди и звери представляют одно нераздельное целое.

Кроманьонское искусство доставляло людям того времени удовлетворение соответствием изображений природе, чёткостью и симметричным рас положением линий, силой цветовой гаммы этих изображений.

Обильные и тщательно выполненные украшения радовали глаз человека. Возник обычай покрывать орнаментом самые простые бытовые вещи и придавать им нередко скульптурные формы. Таковы, например, кинжалы, рукоять которых превращена в фигурку оленя или козла, копьемоталка с изображением куропатки. Эстетический характер этих украшений нельзя отрицать даже и в тех случаях, когда такие украшения приобретали определённый религиозный смысл и магический характер.

Искусство кроманьонцев имело огромное положительное значение в истории древнейшего человечества. Закрепляя в живых образах искусства свой трудовой жизненный опыт, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности и глубже, всестороннее познавал её, а вместе с тем обогащал свой духовный мир. Возникновение искусства, означавшее огромный шаг вперёд в познавательной активности человека, вместе с тем во многом способствовало укреплению социальных связей.

Памятники первобытного искусства свидетельствуют о развитии сознания человека, о его жизни в то отдалённое время. Они рассказывают и о верованиях первобытного человека. К фантастическим представлениям, из которых возникли древнейшие религиозные верования охотников каменного века, следует отнести зачатки почитания сил природы и прежде всего культ зверя.

Зарождение грубого культа зверя и охотничьего колдовства обусловлено было значением охоты, как главного источника существования древних людей этого периода, той реальной ролью, которая принадлежала зверю в их повседневной жизни. Звери с самого начала заняли важное место в сознании первобытного человека и в первобытной религии. 8

Перенося на мир животных отношения, характерные для первобытных родовых общин, неразрывно связанных друг с другом брачными союзами и экзогамными нормами, первобытный человек мыслил и этот звериный мир как бы в виде второй и вполне равноправной половины своей собственной общины. Отсюда развился тотемизм, т. е. представление о том, что все члены данного рода происходят от определённого животного, растения или другого «тотема» и связаны с данным видом животных нерасторжимой связью. Самое слово тотем, вошедшее в науку, заимствовано из языка одного из североамериканских индейских племён - алгонкинов, у которых оно значит «его род». Звери и люди, согласно тотемическим представлениям, имели общих предков. Звери, если они этого хотели, могли снять свою шкуру и стать людьми. Предоставляя людям по собственной воле своё мясо, они умирали. Но если люди сберегали их кости и выполняли необходимые обряды, звери снова возвращались к жизни, «обеспечивая» таким образом обилие пищи, благополучие первобытной общины.

Первые слабые зачатки такого первобытного культа зверя могут быть обнаружены, судя по находкам в Тешик-Таше и в альпийских пещерах, возможно, уже в конце мустьерского времени. О его развитии наглядно свидетельствуют памятники пещерного искусства верхнего кроманьонцев, содержанием которого почти исключительно являются образы зверей: мамонтов, носорогов, быков, лошадей, оленей, хищников, вроде пещерного льва и медведя. На первом месте при этом, естественно, стоят те животные, охота на которых была главным источником пищи: копытные.

Для понимания смысла этих пещерных рисунков важны и условия, в которых они находятся. Сама по себе сохранность пещерных рисунков определяется устойчивым гигроскопическим режимом внутри пещер, изолированных также и от влияния температурных колебаний, имевших место на поверхности земли. Рисунки обычно расположены на значительном расстоянии от входа, например в Нио (Франция)- на расстоянии 800 м. Постоянная жизнь человека на таком расстоянии от входа в пещеры, в глубине, где царили вечная темнота и сырость, разумеется, была невозможна. Чтобы попасть в самые замечательные хранилища пещерного искусства, иногда и теперь приходится пробираться в тёмную глубину пещер через узкие колодцы и щели, часто ползком, даже переплывать через преграждающие дальнейший путь подземные реки и озёра.

Какие мысли и чувства руководили первобытными скульпторами и живописцами древнекаменного века, не менее ясно показывают их рисунки. Здесь изображены бизоны с вонзёнными в них дротиками или гарпунами, звери, покрытые ранами, умирающие хищники, у которых из широко раскрытой пасти льётся потоком кровь. На фигурках мамонтов видны схематические рисунки, которые могут изображать ловчие ямы, служившие, как полагают некоторые исследователи, для ловли этих гигантов ледникового времени.

О специфическом назначении пещерных рисунков свидетельствует и характерное налегание одних рисунков на другие, их многочисленность, показывающая, что изображения животных делались, повидимому, не навсегда, а только для одного раза, для того или иного отдельного обряда. Ещё ярче это видно на небольших гладких плитках, где налегающие друг на друга рисунки часто образуют сплошную сетку пересекающихся и совершенно запутанных линий. Такие гальки, должно быть, каждый раз заново покрывались красной краской, по которой и процарапывался рисунок. Таким образом, эти рисунки делались только для одного определённого момента, «жили» только раз.

С охотничьими колдовскими обрядами в значительной мере связаны были, как полагают, и женские статуэтки верхнего кроманьонцев. Их значение определяется, согласно этим взглядам, представлениями древних охотников, веривших в своего рода «разделение труда» между мужчинами, убивающими зверей, и женщинами, которые своим колдовством должны были якобы «привлекать» животных под удары копий охотников. Такое предположение хорошо обосновывается этнографическими аналогиями.

Женские статуэтки являются вместе с тем, невидимому, свидетельством существования культа женских духов, характерного для древних общин с материнским родом. Культ этот хорошо известен по верованиям различных племён, в том числе не только земледельческих, но и чисто охотничьих, таких, как алеуты и эскимосы XVII-XVIII вв. н. э., образ жизни которых, обусловленный суровой арктической природой и охотничьим хозяйством, обнаруживал наибольшее сходство с бытовым укладом кроманьонских охотников приледниковых областей Европы и Азии. 9

Культура этих алеутских и эскимосских племён в общем своём развитии ушла, конечно, далеко вперёд но сравнению с культурой верхнего кроманьонцев, но том интереснее, что в их религиозных верованиях сохранилось много такого, что помогает понять те представления, которые вызвали к жизни женские палеолитические статуэтки.

О развитии и характере первобытных религиозных представлений и обрядов, складывавшихся у кроманьонцев, можно судить также и по верхнепалеолитическим погребениям. Наиболее ранние погребения верхнего кроманьонцев обнаружены в окрестностях Ментоны (Италия); они относятся к ориньякскому времени. Люди, хоронившие своих умерших сородичей в ментонских гротах, клали их в одеждах, щедро украшенных морскими раковинами, ожерельями и браслетами из раковин, зубов животных и позвонков рыб. Из орудий при костяках в Ментоне найдены кремнёвые пластины и костяные кинжаловидные острия. Мёртвых засыпали минеральной красной краской. Так, в пещерах Гримальди в окрестностях Ментоны найдены два костяка - юноши 15-17 лет и старухи, положенные на остывшее кострище в скорченном положении. На черепе юноши уцелели украшения от головного убора, состоявшие из четырёх рядов просверленных морских раковин. На левой руке старухи помещались браслеты из таких же раковин. Около туловища юноши находились, кроме того, кремнёвые пластины. Выше, но также ещё в ориньякском слое, лежали два детских скелета, в области таза которых найдено около тысячи просверленных ракушек, очевидно, украшавших переднюю часть одежды.

Кроманьонские погребения показывают, что к тому времени сложился обычай хоронить умерших с украшениями и орудиями труда, которыми они пользовались при жизни, с запасами пищи, а иногда даже с материалами для изготовления орудии и вооружения. Отсюда можно сделать вывод, что в это время уже зарождаются представления о душе, а также о «стране мёртвых», где умерший будет охотиться и вести такую же жизнь, какую он вёл на этом свете.

Согласно этим представлениям смерть означала обычно простой уход души из тела человека в «мир предков». «Страна мёртвых» часто представлялась находившейся в верховьях или в низовьях той реки, где проживала данная родовая община, иногда же под землёй, в «подземном мире», или на небе, или на острове, окружённом водой. Оказавшись там, души людей добывали себе пищу охотой и рыбной ловлей, строили жилища и рели жизнь, подобную земной.

Нечто подобное этим верованиям должно было, судя по отмеченным выше археологическим памятникам, существовать и у палеолитических людей. От той эпохи такие взгляды дошли до нашего времени. Они находятся и в основе современных религий, развившихся в условиях классового общества.

Заслуживает внимания такая характерная черта кроманьонских погребений, как обсыпание мёртвых в могилах кровавиком. Согласно описанным этнографами взглядам на роль красной краски в различных обрядах у многих племён недавнего времени красная краска - кровавик - должна, была заменять кровь - источник жизненной силы и вместилище души. Судя по их широкому распространению и очевидной связи с охотничьим образом жизни, такие взгляды уходят в отдалённое первобытное прошлое.

Заключение

Итак, в заключение можно сказать следующее: кроманьонские археологические культуры существенно отличаются друг от друга некоторыми специфическими особенностями кремневых и костяных изделий. Это один из признаков, по которому кроманьонская культура в целом отличается от неандертальской: орудия неандертальцев самых разных районов обладают очень высокой степенью сходства. Возможно, такая дифференциация кроманьонских изделий означает реальные культурные различия между отдельными племенами древних людей. С другой стороны, определенный стиль в изготовлении орудий мог отражать индивидуальную манеру какого-то древнего мастера, проявление его личных эстетических предпочтений.

Культура кроманьонца включает в себя еще одно явление, которое возникло только у современного человека. Речь идет об искусстве каменного века, искусстве, произведениями которого можно считать не только настенные росписи Древних пещер, но и сами орудия кроманьонского человека, орудия, иногда столь совершенные по своим линиям и формам, что их вряд ли может воспроизвести кто-либо из ныне живущих людей.

Таким образом, задачи решены, цель работы выполнена.

Список литературы

1. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., 2001.

2. Древние цивилизации. Под общей редакций Г. М. Бонгард -Левина. М., 2009.

3. Древние цивилизации: от Египта до Китая. М., 2007.

4. Ибраев Л. И. Происхождение человека. М., 2004 г.

5. История древнего мира. Под ред. Д.Редера и др. - М., 2001. - Ч. 1-2.

6. История первобытного общества. В 3-х тт. М., 2000.

7. Монгайт А.Л. Археология Западной Европы / Каменный век. М., 2003.

Реферат >> Культура и искусство

В культурах неандертальцев, в культурах кроманьонцев позднего палеолита преобладали каменные инструменты... подобные приемы и орудия, кроманьонцы получили почти неиссякаемый источник... и одежда В строительстве кроманьонцы в основном следовали старым...

  • Происхождение и эволюция человека (4)

    Реферат >> Биология

    Что неандертальцы в различных регионах эволюционировали в кроманьонцев . Следовательно, расовые особенности современных людей... : их истребление более развитыми кроманьонцами ; смешение неандертальцев с кроманьонцами ; самоистребление неандертальцев в стычках с...

  • Эволюция человека (4)

    Реферат >> Биология

    Лет назад Стадия неоантропа (кроманьонца ). Человек разумный Формирование облика... мустье и верхний палеолит. Кроманьонцами иногда называют всех ископаемых людей... и лук. Высокий уровень культуры кроманьонцев подтверждают и памятники искусства: наскальная...

  • Проблемы происхождения человека и его ранняя история

    Реферат >> Социология

    Лет назад – называется кроманьонцами . Отметим, что кроманьонцы в Европе 5 тыс. ... чем мустьерские остроконечники. Кроманьонцы широко использовали для изготовления... , да и сосуществование неандертальцев и кроманьонцев уже доказано. Некоторые ученые считают...

  • Физиологические особенности человека

    Реферат >> Медицина, здоровье

    Которых различаются негроидные черты. Кроманьонцы вели оседлый образ жизни, ... рыбной ловли - различными узорами. Кроманьонцы хоронили умерших, что свидетельствует о... религиозных верова­ний. После возникновения кроманьонца человек биологически не изменился. ...

  • Новое на сайте

    >

    Самое популярное