Домой Грибок Почему Андрей Болконский и Пьер Безухов друзья? Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова. По роману Л.Н.Толстого «Война и мир» (Школьные сочинения)

Почему Андрей Болконский и Пьер Безухов друзья? Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова. По роману Л.Н.Толстого «Война и мир» (Школьные сочинения)

Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова сочинение
План

  • 1. Понятие дружбы.
  • 2. Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова
  • 2.1. Образ Болконского
  • 2.2. Образ Безухова
  • 2.3. Взаимоотношения героев
  • 3. Дальнейшая судьба друзей.

Поэтому друзья - это не просто хорошие знакомые. Сейчас очень трудно найти настоящего друга, того, кто готов чем-то пожертвовать ради тебя, кто всегда готов выслушать, прийти на помощь и просто быть рядом. Также трудно самим быть хорошим другом, а не только ожидать этого от других.

Читая бессмертный роман Толстого, мне очень понравились отношения между Андреем Болконским и Пьером Безуховым. Они - такие разные, не похожие друг на друга люди, но их связывало крепкое и нежное чувство дружбы.

Князь Болконский - красивый и обаятельный богатый аристократ, с безупречным обращением и светскими манерами. Он горд собой и высокомерен, слегка насмешлив и ироничен. Его хорошо принимает высшее общество, с ним заискивают и ему льстят.

Но молодой человек чувствует отвращение к лживому и фальшивому свету, к его искусственным любезностям и поддельным улыбкам. Он тяготится этим, ему чужды и не приятны утонченные лицемеры и галантные пустышки.

Но, с другой стороны, князь, впитавший в себя светское мировоззрение, не может правдиво и искренне проявлять свои чувства. Он заковал себя в броню холодности и надменности, он разочарован и отчужден.

Безухов же - полная противоположность Болконского. Он, незаконнорожденный сын богатого графа, не обладающий познаниями светской жизни и не имеющий парадных манер, - очень искренний и добродушный человек. Не обладая внешней красотой и утонченностью, Пьер прекрасен внутри. Его скромность и открытость, теплота и бескорыстие привлекают чистосердечных и размышляющих людей, но в то же время отталкивают от него лицемерных и злобных.

Безухов, получивший титул и наследство, в простоте душевной стремится завоевать место в обществе и обратить на себя внимание. Но, к сожалению, его прямодушие и щедрость оборачивается против него же - молодого графа пытаются одурачить.

Любопытно и примечательно завязывается знакомство между этими двумя разными мужчинами. В светском салоне, за солидной пустой беседой, мерно бежит время и неторопливо проходит вечер. Но общее безмятежное и малозначительное времяпровождение нарушается звучным эмоциональным голосом, отстаивающим то, что дико и удивительно для высшего общества. Свое неординарное самобытное мнение высказывает Пьер.

Болконский сразу обращает внимание на его горячность и честность, застенчивость и оригинальность. Зная Безухова с детства, Андрей решает продолжить знакомство с этой нетривиальной причудливой личностью. Весь дальнейший вечер они проводят в задушевной горячей беседе.

Автор недаром так часто приводит точное описание этих разговоров. В них красочно и ярко отображаются взаимоотношения двух противоположных персонажей, с таким различным характером и несхожей судьбой.

Болконский и Безухов часто не сходятся во мнениях, но это не мешает им общаться друг с другом уважительно и сердечно. Они - разумные и гуманные люди, - осознают, что мнение другого имеет право существовать, и что не обязательно оно ложное или ошибочное.

Болконский, как старший и более опытный, старается поддержать Пьера, направить его своим советом. Но молодой граф не всегда прислушивается к умудренному светом другу, и поэтому пожинает горькие плоды своих ошибок и промахов. Все же он становится более сведущим и практичным.

Общение с Безуховым положительно влияет и на Андрея. Он учится быть открытым и доверчивым. Возможно, если бы не их встреча в Богучарово, разочарованный и уставший Болконский не смог бы начать жить заново и впустить в свое сердце спасительное чувство любви к прекрасной наивной Наташе.

Разные друзья имеют и разные неповторимые судьбы. Андрей, перед которым открылась жизнь и любовь, который начал жить не только ради себя, но и для других, который поверил в счастье и испытал блаженство, умирает от тяжелой мучительной раны. А Пьер, пожертвовавший своими чувствами ради благополучия друга, испытавший боль и разочарование в семейной жизни, обретает простое и тихое счастье в браке с .


Дружба подразумевает доверие и взаимоуважение. Вовсе не обязательно, чтобы друзья думали одинаково, но с мнением другого обязательно следует считаться. В основе настоящей дружбы лежат взаимопонимание, искренность и бескорыстие. Именно такие отношения сложились между Андреем Болконским и Пьером Безуховым. Толстой наделил этих героев разными индивидуальностями и характерами, но объединил стремлением к осмысленной жизни, к полноценной деятельности.

Поэт Н.Заболоцкий написал: «Душа обязана трудиться» спустя столетие после выхода эпопеи «Война и мир», но это выражение могло бы стать их девизом героев романа, не не делавшим послаблений своим мятежным душам. Фигуры Пьера и Андрея приковывают внимание читателя с начала романа. На великосветском вечере в салоне Анны Шерер среди толпы именитых гостей, светских красавиц, фальшивых любезностей и «чинных разговоров» эти непохожие на остальных персонажи нашли друг друга, чтобы не расставаться до трагического события с князем.

Их образы совершенно противоположны.

Князь Болконский – утонченный аристократ с безупречными манерами, статный красавец и любимец публики. Незаконнорожденный сын графа Безухова выглядит нелепо среди представителей высшего света, чем пугает хозяйку Анну Павловну. Знакомые с детства Пьер и Андрей обрадовались встрече, за долгие годы разлуки им было, о чем говорить.

Почему же они остались интересны друг другу? Что объединяет разных по возрасту и воспитанию мужчин? Оба в тот момент находились на перепутье. Карьерный вопрос не интересовал собеседников, каждый искал смысл жизни в полезной деятельности. На многие вещи они смотрят по-разному, но все же признают право оппонента на собственные суждения. Болконский предостерегает Пьера от развращающего влияния светской среды, но тот не внемлет советам старшего товарища и вынужден учиться на своих же ошибках.

Толстой приготовил героям немало испытаний, но они постоянно мыслят, борются с собой, продолжают «биться, путаться, ошибаться, начинать и бросать…».

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

К «Войне и миру» Лев Толстой шел мучительно и долго. Первое название задуманного произведения звучало как «Декабрист», затем - «Все хорошо, что хорошо кончается», следующее - «1805 год», и только в конечном варианте написанное становится романом-эпопеей о русском обществе, диалектике души и смысле жизни. Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова, главных героев повествования, - явное тому подтверждение.

Толстой и его герои

Будучи писателем-гуманистом, Лев Николаевич в каждом своем произведении исследовал душу человека, ее внутреннее развитие, взлет или падение. Он рассматривал каждую личность как часть мироздания, ему интересно в ней все. И писатель пытается разобраться, что делает человека великим или низким, что самое главное в его жизни, может ли он влиять на историю.

Ведя героев романа через испытания деньгами, любовью, войною, автор всегда показывает внутренние переживания людей, мотивы, по которым они действуют. Именно с этой точки зрения всегда рассматриваются искания Андрея Болконского, который оказался слишком хорошим, чтобы жить в этом мире.

Эволюция же Пьера Безухова - это духовный рост самого автора, ему очень близок этот персонаж, поэтому именно за него он выдает замуж Наташу Ростову (самый любимый образ Льва Толстого), которую он считал идеалом русской женщины.

В «Войне и мире» насчитывается более пятисот персонажей, большая часть из них - это реальные исторические лица. Гениальная многоплановость романа позволила Толстому всех их разместить по своим местам, определить параллели (может, даже и не специально).

Система образов

Если разделить всех героев произведения на четыре уровня: исторический, общественный, народный и природный (метафизический), то легко найти вертикали, к которым принадлежат Андрей Болконский и Пьер Безухов. А также тех, кто им соответствует. Наглядно можно это показать в таблице.

Кристаллическая решетка «Войны и мира»

Как видим, князю Андрею и графу Безухову, стоящим на одной ступени общественной лестницы, на историческом и народном уровне соответствуют разные люди, да и стихии у них не совпадают.

Неукорененность, беспочвенность жизни Болконского, сопровождающиеся постоянными стремлениями к недостижимым идеалам, роднят его именно с тем бездонным голубым небом, которое открылось ему на Аустерлицском поле.

Совсем не таков Пьер. Именно он и ему подобные - Кутузов и Платон Каратаев - могут победить Наполеона и мнящего себя сверхчеловеком Долохова, поставить на место столь хорошо умеющего воевать точнее, ее анализ, проведенный на метафизическом уровне, свидетельствует о том, что его стихия - вода. А только она может погасить любое пламя, даже враждебно бушующее.

Отношение к высшему обществу

Несмотря на всю разность натур, князь Андрей и Пьер являются любимыми героями Толстого. Мы встречаемся с ними на первых же страницах романа, повествующих о салонной жизни. И сразу же видим различие в их поведении, но тут же понимаем, что эти люди испытывают друг к другу глубокое уважение и привязанность.

На этой, выражаясь современным сленгом, великосветской тусовке, они по одной причине - положение обязывает. Но для князя здесь все неинтересно и понятно. Царящие в высшем обществе фальшь, пошлость, погоня за деньгами, продажность давно ему опротивели, и он не скрывает своего презрения к собравшимся.

Молодой же граф здесь новичок, он благоговейно наблюдает за гостями и не замечает, что к нему относятся как к человеку второго сорта, ведь он незаконнорожденный сын, и достанется ли ему наследство, пока неизвестно. Но характеристика Пьера Безухова была бы неполной, если не уточнить, что пройдет совсем немного времени, и он так же, как князь, станет относиться с чувством брезгливости к светскому холодному блеску и пустой болтовне.

Черты характера

Дружба этих людей, столь непохожих ни внешне, ни внутренне, строилась на доверии и уважении, потому что они чувствовали искренность этих отношений, желание помочь разобраться в себе и людях. Пожалуй, это яркий пример того, как противоположные характеры могут мирно дополнять друг друга. Им интересно вместе.

Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова, какими они появляются в начале романа, будет не в пользу второго. Князь имеет трезвый, можно даже сказать, государственный ум, практическую цепкость, умение доводить начатое дело до логического завершения. Он необычайно сдержан, собран, высокообразован, умен, тверд характером и имеет огромную силу воли.

А Пьер - натура чувствительная, непосредственная, широкая, искренняя. После приезда из-за границы он попадает не в лучшую компанию светских кутил и бездельников. Безухов понимает, что делает неправильно, но мягкость характера не позволяет ему разорвать ненужные связи. А далее появляется Курагин со своей сестрой, а уж этому прожженному интригану ничего не стоило обобрать доверчивого Пьера, женив его на Элен.

И все же князь Андрей, такой правильный и холодный, рационалист до мозга костей, именно с Пьером был свободен от условностей и позволял себе говорить совершенно откровенно. Да и Безухов в свою очередь верил только ему и уважал Болконского безгранично.

Испытание любовью

Удивительное дело: имея опыт неудачных браков, оба героя влюбляются в одну девушку, удивительную своей искренностью и непосредственностью, с неуемным желанием жить - Наташу Ростову. И теперь уже сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова, их отношение к любви будут не в пользу первого.

Да, князь оказался счастливее, ведь он стал женихом Наташи, тогда как граф не смел даже себе признаться, как дорога ему эта светлая девочка. Молодая Ростова стала в проявлении истинных чувств Пьера и Андрея. Если первый был готов всю жизнь любить молча, ведь для него счастье Наташи было превыше всего, а потому простить ей он готов все, то второй оказался обыкновенным собственником.

Болконский не смог понять и принять раскаяний бедной девочки в измене, которой, по сути, и не было. Только на смертном одре, когда вся прошедшая жизнь уже не имела значения, когда все честолюбивые помыслы оказались не нужны, князь Андрей понимает, что такое любить. Но это чувство, скорее, не к определенному человеку, оно даже и не земное, а божественное.

Испытание войною

Характеристика Андрея Болконского как воина блестяща. Это тот самый тип русских офицеров, на которых держится армия и страна. Он в меру осторожен, смел, быстро принимает решения в экстремальных ситуациях, заботится о подчиненных. Недаром Кутузов не хотел отпускать его из своего штаба на передовую.

Война 1805 года, непонятная и несправедливая, опустошила князя. После ранения и французского плена, когда в его глазах рухнул и обесценился идеал Наполеона, жизнь Болконского опустела. Но на мы видим уже другого Андрея. Здесь он вместе со своим народом, и он понял, что главная цель существования человека - помогать другим людям.

Для Пьера война оказалась чистилищем души. Он остался в Москве, чтобы убить Наполеона, но, спасая ребенка, попал под арест, потом готовился к расстрелу, а затем его ожидали плен и отступление с французами. Полная характеристика Пьера Безухова невозможна без Именно через этого мужика графом постигается народный характер, его ценности и приоритеты. Наверное, именно после встречи с Каратаевым и начинается путь Безухова-декабриста.

В поисках истины

И Андрей, и Пьер на протяжении всего романа томительно ищут смысл жизнь, идя путями духовных исканий. Они то разочаровываются, то снова воскресают для новых дел. Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова показывает, что испытания, уготовленные им судьбой, в общем-то, очень похожи.

Свою смерть князь Андрей осознал как возвращение. Его миссия на этой земле закончилась - впереди бесконечность и вечность.

Вместо вывода

Не стоит забывать, что первоначальный замысел Толстого состоял в том, чтобы написать роман о декабристе. В самых первых черновиках главного героя уже звали Пьер, а его жену - Наташа. Но оказалось, что без экскурса в войну 1812 года ничего не будет понятно, а потом стало очевидным, что начинать нужно с 1805 года. Вот и получилась замечательная книга - «Война и мир».

А ее герои - Пьер и Андрей Болконский - встают перед нами как лучшие представители того времени. Их любовь к Родине деятельна. В них Лев Николаевич воплотил свое отношение к жизни: жить нужно полной грудью, естественно и просто, тогда и честно получится. Можно и нужно ошибаться, все бросать и начинать снова. А вот спокойствие - душевная смерть.

Содержимое:

Роман-эпос «Война мир» охватывает большой исторический период, и представляет много реальных исторических персонажей. Льву Толстому удалось описать все социальные слои того времени: дворянство, аристократию, высший свет, купечество, крестьянство, армию. Главная идея романа — показать подвиг русского народа, восставшего против завоевателя Наполеона. Одной из интереснейших сюжетных линий стала дружба между Пьером Безуховым и князем Андреем Болконским.

Образы героев весьма противоречивы: у них разный возраст, разные характеры и социальное положение, но очень многое их объединяет. Князь видит в Пьере светлую душу, которую можно научить жизни. Болконский же для Пьера становится наставником и примером для подражания. Обоих объединяет поиск ценностей жизни, поиск идеалов, саморазвитие, и большое желание постичь окружающий мир.

Презрительное и высокомерное отношение Болконского к людям — начальная позиция князя, об этом говорит даже его неуважение к собственной жене. Но, пройдя путь потерь и разочарований, он понимает и бессмысленность своей прежнего мировоззрения, и ценность радостей жизни.

Пьер же — невероятно доверчивый человек. Он не...
может противостоять чужой воле, и потому подчиняется ей. Пройдя через унижения в плену, он понимает, что наивысшая ценность кроется в самом человеке, способности личности удовлетворить потребности своей мятущейся души. Его постоянно мучают философские вопросы: кто я, что есть добро и зло, что такое смерть? Чтобы постичь счастье и мудрость, он вынужден пройти через ненависть и отвращение к себе и всему окружающему. Именно эти приступы бессилия и отчаяния и помогли герою в становлении духовной жизни.

Толстой утверждал, что человек всегда рука об руку будет идти как с находками и открытиями, так и с потерями и разочарованиями. Каждое событие, случившееся с героями романа, заставляет подумать не только о причинах и следствия совершаемых ими действий, но и мотивах, которые им к этому побудили. А главный мотив дружбы Пьера и князя Андрея — это, несомненно, все те удивительные качества, которых так не хватает каждому из них, но которые они находят в друг друге.


Как выглядит искренняя и благородная дружба, построенная на духовной близости людей, можно понять, прочитав роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Такая дружба была между князем Андреем Болконским и графом Пьером Безуховым.

Пьер, прибывший из-за границы, встречается с Андреем в знатном светском салоне Анны Шерер. При встрече с Пьером, непосредственном и похожем на ребенка, Болконский чувствовал оживление. Он ценил Пьера за его живость и простодушие.

Князь Андрей говорил ему о том, что Пьер дорог ему как единственный «живой человек» из всего высшего общества, которое его окружает. Болконский любил и принимал Пьера таким, какой он есть.

Беседы их были всегда искренними и доверительными. Болконский проявлял интерес к делам Пьера, спрашивал у молодого друга о выборе: кем он будет – дипломатом или кавалергардом. Пьер был нерешителен и оттягивал выбор. Князь Андрей советовал, чтобы юноша решился как можно быстрее, так как этого ждал и отец Пьера. Андрей откровенно, не скрывая, объяснил Пьеру причину своего решения служить в армии. Он понял, что светская жизнь, полная сплетен, равнодушия и напыщенности, не для него.

Болконский советовал Пьеру не торопиться с женитьбой, советовал узнать женщину лучше. У них был общий кумир – Наполеон. Юный Безухов восхищался им как великим полководцем. Князь Андрей хотел, как Наполеон, прославиться.

Пьер видел ценность своего старшего друга, считал его идеалом и надеялся на его помощь в будущем. Пьер Безухов считал Болконского человеком сильным и волевым. Князь Андрей отговаривал молодого друга от поездок к Курагиным, обращал внимание Пьера на то, что кутежи - это пустая трата времени.

Тяжелое ранение князя Андрея вынудило его поселиться в Богучарове. Мечты о славе остались в прошлом. Он впал в состояние апатии и утратил интерес к общественной жизни. Пьер, осознавая перемены, произошедшие с другом, всегда был рядом. Они беседовали о смысле жизни. Пьер видел счастье в наслаждении творить добро для всех, жить для других. Андрей же понимал счастье иначе. Жизненное счастье в его понимании – жить для себя и своих родных и близких, воспитывать сына.

Во время поездки в имение Лысые Горы у Пьера с Андреем был разговор о жизни и вере в лучшее. Лев Толстой пишет, что в тяжелый период жизни Андрея Болконского помощь Пьера Безухова помогла ему начать новую жизнь. Разговор князя Андрея с Пьером перед Бородинским сражением был очень важен. Болконский размышлял не только о своей жизни, но и о жизни других людей. Исход Бородинского сражения мог сильно повлиять на их судьбы.

Дружба князя Андрея Болконского и графа Пьера Безухова была построена на общности интересов, на общности духовных запросов – поисков смысла жизни.

Обновлено: 2017-12-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Новое на сайте

>

Самое популярное