Домой Кома Буало-нарсежак - дурной возраст. Буало-Нарсежак: творческий тандем французских писателей

Буало-нарсежак - дурной возраст. Буало-Нарсежак: творческий тандем французских писателей

Ух!..а я и не представляла, что мой достаточно случайный выбор книги будет настолько интересным. Ну что же...первое знакомство с авторами, второе знакомство с жанром "нуар".. Господа, дайте мне еще!
Книжка-малютка, в которой каждый друг другу враг, не открытый, не кровожадный, а скорее завистливый, ненавидящий и очень подлый.

Военное время, холод, голод и страх. Бернар и Жерве - военнопленные - два друга, хотя нет, не так...кто-то кому-то друг, а кто-то кому-то "надсмотрщик"?.. Один ведущий, другой ведомый. Один уверенный в себе, другой вечно сокрушающийся о своем таланте, прячущийся за маменькину юбку. Один решительный, второй слепо подчиняющийся.

"Я курил табак Бернара, носил кальсоны Бернара, был пленником Бернара. А когда Бернар решил бежать, он, ясное дело, потащил за собой и меня. «Со мной тебе нечего бояться, мой маленький Жерве!» И самое поразительное - он был прав."

У каждого человека есть маленькие слабости, какие-то лично его приметы и талисманы, которые приносят удачу..или же гибель. Быть может это все взаправду? И заячья лапка может быть верным помощником?..или же черная кошка действительно способна отвадить везение? Сложно быть уверенным в этом, но в случае Бернара все случилось именно так - пока талисман был с ним, все шло гладко без сучка и задоринки, но стоило его потерять, как...случай отнял у него жизнь.

Жерве...ох, этот человек, который где-то глубоко в себе страдал манией величия, а снаружи не мог постоять за свою собственную личность, за то, кем он был. И если ранее Бернар просто держал его при себе, то теперь Бернар стал им, точнее он стал Бернаром, он стал тем, к кому он испытывал сильнейшее чувство ненависти и презрения. Правильный ли это был выбор? На кону стояло выживание, выживание любой ценой...хотя вряд ли он представлял себе, насколько будет шипаст этот путь...

Это произведение - поток мыслей и переживаний Жерве.
Что же ожидало его там? На воле?..
Та самая "крестница" Элен, что переписывалась с настоящим Бернаром в плену - встреча двух людей, которые представляются теми, кем на самом деле не являются. Ее сестра Аньес, которая всю жизнь соперничает с ней. Жерве думал, что сбежав из плена он нашел покой, но он и представить себе не мог, что на самом деле эта нелегкая дорога привела его в логово волчиц, которые перегрызут глотки любому, кто будет стоять у них на пути - своим, чужим и даже друг другу.

Убирать с пути ненужное и ненужных - идти к своей цели без стыда и совести - так поступал каждый из них. У кого же получилось дойти до конца?

(Январь - Зоологический факультет)

Буало-Нарсежак

Дурной возраст

Спорим - она в синем костюмчике?

Восьмой «Г» выстроился в коридоре в ожидании математички. В начале шеренги ребята вели себя спокойно, зато в конце, как обычно, царило глухое возбуждение, затаенное кипение.

Тихо! - крикнул главный надзиратель, который расхаживал взад-вперед перед строем, заложив руки за спину.

Некоторые сдавленно фыркнули. Главный глянул на часы. Мадемуазель Шателье опять опаздывала. Жестом он велел ученикам заходить в класс.

Чтобы был порядок! Все по местам! - Он вошел в класс, окинул взором три десятка сорванцов, которые не спускали с него глаз. - Не пора ли достать учебники, тетради?..

С нарочитой медлительностью они повиновались. Кое-кто обменивался понимающими улыбками, когда в коридоре послышались торопливые шаги. Главный вышел навстречу мадемуазель Шателье.

Извините, господин главный надзиратель, в городе пробки…

Да, да. Поторопитесь.

Он проводил мадемуазель до кафедры, давая ей время снять пальто, развязать шляпку-тюрбан. Если бы он смел, он бы посоветовал ей одеваться иначе, носить менее облегающее платье. Умела ли она хотя бы класть ногу на ногу, сидя за письменным столом? Надо бы ее многому научить, намекнуть, конечно, чтобы не испугать.

И это учительница! Двадцать четыре года, а выглядит моложе учеников.

А теперь слушайте внимательно, - сказал он. - Первый, кто сдвинется с места… первый, кто учинит беспорядок… вы меня поняли? Объясняться будем в моем кабинете, с глазу на глаз.

Мгновенный вежливый ропот протеста.

Я вас предупредил, - в заключение сказал главный.

Он пожал руку девушке и вышел, не заметив, как из дальних рядов вслед ему взметнулась рука в насмешливом приветствии.

Мадемуазель Шателье заняла свое место, не торопясь вытерла очки. Со всех сторон уже поднимался гул, разговаривали громким шепотом.

Вечером тачки придешь смотреть? - прошептал Эрве.

Если смогу. Старик что-то злится. Не знаю, что с ним. Заходи. Часам к семи…

Шайу! Прошу помолчать, - воскликнула мадемуазель Шателье.

Я? - переспросил Люсьен. - А я и так молчу.

Он искренне возмутился. Частная беседа в счет не шла.

В гараже сейчас есть одна тачка что надо, - продолжал Эрве. - Я тебя быстро привезу обратно, часам к восьми, к половине девятого.

Что за тачка?

10423,- сообщил Эрве. - Летит, как ракета, ей-богу! Хозяин - один тип вернется только после уик-энда.

Мадемуазель Шателье сухо стукнула по столу линейкой. Удивленные мальчики замолчали.

Письменная контрольная, - не слишком уверенно объявила она.

Раздались возмущенные возгласы.

Нет. Не сегодня. Каникулы на носу!

Бордье наклонился, сложил ладони в виде раковины и издал «Ме-е-е!» таким замогильным, таким жалостливым, полным отчаяния голосом, что класс грохнул от хохота.

Прошу вас, - сказала мадемуазель Шателье. - Вы слышали, что сказал главный надзиратель… Одно мое слово, и…

Они развлекались от души, чувствуя ее бессилие. Она побледнела, как полотно, только на скулах горели два красных пятнышка.

В темных глазах вспыхнул лихорадочный гневный огонь. А им нравилось доводить ее до такого состояния.

Диктую, - начала она.

Тогда, разумеется, без всяких согласований они избрали путь переговоров, которые в случае некоторого везения могли продолжаться битый час.

Один вопросик, - взмолился Ле Гюен. - Малюсенький.

Диктую, - повторила учительница. - Дан треугольник ЛВС…

Ну уж нет! Хватит треугольников! Надоем треугольники!

Давайте о другом!

И они принялись скандировать:

О - дру - гом… О - дру - гом…

Хорошо, - согласилась она. - Шайу, пожалуйста, к доске.

Опять меня! Как у доски отдуваться, так всегда меня, - запротестовал Люсьен.

Хотелось бы повысить вам средний балл. Ну! Хоть на этот раз немножко доброй воли! - с вымученной улыбкой пояснила она.

Класс затих, предвкушая инцидент. Всем известно - Люсьена учительница терпеть не могла. Но неужели он тряпка? Он встал, оглядел товарищей, развел руками - этакий жест бессилия - и направился к кафедре с видом мученика. Пока шел, удивительно грациозно споткнулся, притворился, что теряет равновесие, и сделал изящный пируэт, что приободрило присутствующих. Держался что надо. Выбрал мелок и смиренно встал у доски. По-прежнему внутренне съежившись, она искоса наблюдала за ним. Ей казалось, что одно очко уже в ее пользу.

Начертите окружность с центром в точке О…

Заскрипел мел.

Что это такое? - спросила она.

Ну, окружность с центром О, - невозмутимо ответил он.

Рисунок напоминал то ли картофелину, то ли земляную грушу.

Немедленно сотрите.

Товарищи онемели от восторга.

Это и есть круг, - утверждал Люсьен. - Я могу вам даже журнал принести. Открытие американцев. У них это называется мягкая геометрия.

Как удар волны, грохнул дикий рев.

Хватит! - крикнула мадемуазель Шателье.

Удивленный, даже шокированный Люсьен призывал учительницу в свидетели.

Не знаю, что с вами… Я правду говорю. Не я же ее выдумал, эту новую геометрию!

Я тоже читал статью, - вскочил Эрве. - Это не туфта. Не обращайте внимания на этих идиотов. Они ничего не знают.

Он повернулся к бесчинствующему классу.

Заткнитесь, кретины!

Это несуразное вмешательство вызвало бурю восторга.

Первый, кто пошевельнется… Вы меня поняли! - вопил Эрве, подражая главному надзирателю.

Я не виноват, - извинился Люсьен с видом святоши.

Мадемуазель Шателье совершенно растерялась. Губы ее дрожали. Ее охватила паника. Машинально она взяла сумочку, бросила на своих мучителей диковатый блуждающий взгляд и вышла из класса, позабыв закрыть за собой дверь. Такого еще не бывало. Воцарилась тишина. Люсьен стер свои дурацкие каракули, дабы не оставлять вещественных доказательств проступка, и вернулся на место.

Ну и намылят нам шею, парни! - послышался хриплый, ломающийся голос.

Ждать долго не пришлось. В коридоре послышались знакомые шаги главного надзирателя. Правосудие надвигалось. По лицу главного они поняли, что на этот раз серьезных неприятностей не миновать.

Шайу… Корбино… Быстро в кабинет директора.

Буало - Нарсежак (фр. Boileau-Narcejac) - творческий тандем, который составляли два французских писателя - Пьер Буало (1906-1989) и Том Нарсежак (1908-1998).

Пьер-Луи Буало (фр. Pierre Louis Boileau) родился 28 апреля 1906 года в Париже.
Именно он первым стал известен как писатель. В 1932 году в журнале «Чтение для всех» появились рассказы, герой которых - сыщик Андре Брюнель - затем перекочевал в роман Буало «Дрожащий Пьер» (1934).
Четвертая книга Буало - «Отдых Вакха» - в 1938 году получила приз французского конкурса приключенческих романов (фр. Prix du Roman d"Aventures) как лучший детектив года.
В этом же году начал писать Пьер Робер Эро (фр. Pierre Robert Ayraud) - будущий Тома Нарсежак.

Пьер Робер Эро родился 3 июля 1908 в Рошфор-сюр-Мер.
До конца 40-х годов XX века преподавал философию (был профессором университета), написал ряд философских работ. В 1947 году выпустил книгу «Эстетика детективного жанра», куда вошла, в частности, критика творчества уже известного на тот момент писателя Пьера Буало. После того, как сам Буало прочитал эту книгу, между ним и Эро завязалась переписка.
В 1948 году, на церемонии вручения Нарсежаку приза за лучший приключенческий роман (за «Смерть в отъезде») писатели познакомились, а через некоторое время стали писать детективы вместе, образовав знаменитый творческий тандем «Буало-Нарсежак».

Датой начала совместной творческой деятельности «Буало-Нарсежака» является 1951 год - год выхода романа «Призрачная охота».

Всего же Буало-Нарсежак создали почти за сорок лет свыше пятидесяти детективных романов и повестей. Помимо детективов, ими написаны 37 «обычных» романов, 5 романов серии об Арсене Люпене, продолжающих повествование о похождениях «джентльмена-грабителя», героя произведений Мориса Леблана, 6 романов «для юношества», два сборника рассказов, а также сборник «Узурпация личностей» (1959). Сборник состоит из пастишей (жанр, к которому больше тяготел Нарсежак) на Конан Дойла, Агату Кристи, Эллери Куина, Дороти Сейерс, Гилберта Честертона, Рекса Стаута, Лесли Чартериса и др.

Буало-Нарсежак выступали и как теоретики детективного жанра - так, ими созданы сообща литературно-критические эссе под одинаковым названием «Полицейский роман» (1964 и 1975). Правда, последнее из них имеет подзаголовок «Машина, созданная в угоду читателям».

В 1966 году эссе вышло книгой. Целью исследования писателей было не только проследить историю полицейского романа, но и поставить вопрос о его проблематике, тенденциях развития, обосновать принципы «психологического детектива».

В 1986 Буало-Нарсежак выпустили книгу о своём творчестве, которую назвали «Тандем, или Тридцать пять лет „тревожной напряженности“».

После того, как умер Буало (16 января 1989), Нарсежак написал ещё несколько книг. Умер он 7 июня 1998 года в Ницце незадолго до 90-го дня рождения. Ещё до его смерти, в 1995 году, в России начало выходить полное собрание сочинений «Буало-Нарсежака».

За творческим дуэтом, свыше сорока лет удивлявшим читателей своими детективами, скрываются два Пьер Буало и Пьер Робер Эро. Как сложился их тандем? На паритетных ли правах творили оба писателя? Каковы их главные произведения? Что из их творчества переведено на русский язык? Какие фильмы по мотивам детективов Буало-Нарсежака выпущены на экраны? Какие книги оцифрованы и выложены в бесплатных виртуальных библиотеках? Обо всем этом читайте в данной статье.

Биография Пьера Луи Буало

Будущий писатель родился в Париже 28 апреля 1909 года. Он получил неплохое образование и сначала занимался коммерцией. Несколько лет проработал на фабрике, производящей войлочные изделия. Потом «попробовал перо». Его литературный дебют состоялся в 1932 году. Журнал «Чтение для всех» опубликовал серию рассказов, связанных вместе одним главным героем - сыщиком Андре Брюнелем. Талант молодого писателя благосклонно оценили критики.

В 1934-м Буало выводит сыщика Брюнеля уже на страницах романа «Дрожащий Пьер». В том же году он пишет рассказ «Прогулка в полночь». К сожалению, перевод на русский язык этого произведения так и не состоялся. В 1938 году в 252-м выпуске сборника Le Masque был напечатан четвертый труд Пьера Буало - «Отдых Вакха». За это произведение автор удостоился приза на французском конкурсе приключенческих романов.

Личная жизнь

Получив денежную премию, начинающий автор купил квартиру в Париже и осмелился сделать предложение руки и сердца юной секретарше, которая работала в редакции журнала, где печатался Буало. Личная жизнь писателя не такая бурная, как сюжеты его романов. Он счастливо прожил с супругой до самой своей смерти. Да и квартиру менять он тоже не собирался, а съехал с нее лишь в 1982 году, когда врачи прописали ему морской климат

Когда премия была потрачена, Буало подрабатывал администратором в кабаре, принадлежавшем его кузине.

В первые же дни Второй мировой его призвали в армию. Рота, в которой служил Пьер Буало, в 1940-м попала в окружение, и писатель угодил в лагерь для военнопленных. Через два года он тяжело заболел, и по ходатайству Красного Креста его освободили. В Париже Буало излечился и, в свою очередь, принялся поддерживать других жертв войны в составе благотворительной организации «Национальная помощь».

После войны писатель вернулся к литературной деятельности. К концу сороковых он становится самым известным автором, творящим в жанре полицейского романа.

Биография Пьера Робера Эро

В отличие от парижанина Буало, второй участник творческого тандема родился в провинции, в маленьком городке Рошфор-сюр-Мер на берегу Шаранты, недалеко от ее впадения в Писатель увидел свет третьего июля 1908 года. Творить детективные сюжеты он стал позже своего коллеги по тандему. Вначале Эро интересовался философией. Он окончил колледж и вплоть до конца сороковых годов работал профессором на кафедре университета. Но писал он и приключенческие романы, пародии на американские детективы. При этом взял себе творческий псевдоним Тома Нарсежак.

В числе философских работ Эро выпустил и труд под названием «Эстетика детективного жанра». В этой книге, опубликованной в 1947 году, содержалась критика литературных работ уже ставшего известным Пьера Буало. Тот прочел «Эстетику детективного жанра» и адресовал автору ответное письмо. Долгое время два члена творческого тандема общались удаленно.

Встреча и зарождение сотрудничества

Десять лет спустя после Буало, Пьер Робер Эро был удостоен премии на том же конкурсе за свой роман «Смерть в отъезде». Но если первый соавтор победил в номинации «Лучший детектив 1938 года», то Тома Нарсежак был отмечен особо. Он был назван автором, «мастерски владеющим техникой написания приключенческих произведений». На церемонию награждения специально приехал и Пьер Буало. Так два писателя наконец встретились.

Двух литераторов объединяло многое: любовь к романам с Арсеном Люпеном (главным героем Мориса Леблана), недовольство современным состоянием жанра французского детектива. И писатели решили создать творческий тендем, назвав его фамилией и псевдонимом - Буало-Нарсежак. Уже первый плод такой совместной работы - роман «Призрачная охота», выпущенный в 1951 году, - стал бестселлером. Авторы не остановились на достигнутом и продолжили сотрудничество.

Буало-Нарсежак: книги

Сорок один год, до смерти Пьера Буало 16 января 1989-го, существовал За это время авторы написали 37 повестей и романов. Они также «воскресили» грабителя-джентельмена Арсена Люпена и посвятили ему пять интересных книг. В соавторстве были созданы три сборника рассказов и шесть повестей для молодежи. Особенно следует упомянуть «Узурпацию личностей». В этом сборнике содержатся постмодернистские пастиши на А. Кристи, Конан Дойла, Э. Куина, Д. Сэйерс, Р. Стаута, Л. Чартериса и других мастеров жанра.

Перевод на русский язык большинства произведений творческого дуэта впервые был сделан в 2000 году, когда вышло полное собрание сочинений Буало-Нарсежака. В 11 томах были опубликованы уже известные романы и рассказы: «Та, которой не стало», «Среди мертвых», «Волчицы», «Вдовцы», «Дурной глаз», «Лица во тьме», «В заколдованном лесу» и многое другое. Кроме того, увидели свет на русском языке и такие книги, как «Брат Иуда», «Неприкасаемые», «Замкнутое пространство». Последнее произведение еще известно под названием «В тесном кругу». Это роман о двух талантливых сестрах, которые ненавидят друг друга. Они мстят изощрённо, в течение многих лет, с помощью подарков, способных свести с ума.

Другие работы творческого тандема

Дуэт Буало-Нарсежак писал не одни лишь полицейские романы. Из-под пера соавторов вышло тщательнейшее и подробное исследование истории детективного жанра. Первое литературно-критическое эссе было выпущено в 1964 году под титулом «Полицейский роман». В 1975 году соавторы обновили и дополнили этот труд «Машиной, созданной в угоду читателям». В этих книгах-эссе не только прослеживается история и тенденции развития жанра полицейского романа. Соавторы поднимают проблему о том, что во второй половине двадцатого столетия, в эпоху постмодернизма, как никогда актуальным становится психологический детектив.

Под конец жизни обоих писателей, в 1986 году, они издали автобиографическую книгу «Тандем, или Тридцать пять лет «тревожной напряженности». В этом труде они приоткрывают завесу тайны над входом в свою «творческую кухню».

Тома Нарсежак пережил своего партнера по тандему на девять лет. Последняя совместная их работа - это роман «Солнце в руке», вышедший в 1989 году. После смерти Буало он издал еще несколько своих произведений. Умер Пьер Робер Эро в Ницце седьмого июня 1998 года, не дожив месяца до своего девяностолетия.

Буало-Нарсежак: экранизации

Закрученный сюжет детективных романов, развитие событий, которое постоянно держит читателя в нервном напряжении, неожиданная развязка - всё это просто идеально для переложения книги в формат сценария. Растущая популярность тандема Буало-Нарсежак заинтересовала киношников. А многочисленные экранизации в век, когда не читают, а смотрят, прибавили славы соавторам. Но нужно отдать должное гениальности писателей. На литературный Олимп они пробирались своими силами.

«Та, которой не стало» - это первое совместное произведение авторов, перекочевавшее с бумажных страниц на широкий экран. Правда, режиссер Анри-Жорж Клузо изменил титул. Детективный фильм «Дьяволицы» вышел на экраны в начале 1955 года и завоевал премии им. Луи Деллюка и Эдгара Аллана.

Через два года Буало-Нарсежак дали согласие на экранизацию романа «Из мира мертвых». Режиссером фильма «Головокружение» стал такой мастер «ужасов», как Альфред Хичкок.

Характеристика творчества Буало-Нарсежака

Сейчас сдвоенная фамилия авторов уже служит маркой качественного детективного романа. Тандем стал классикой французской литературы двадцатого столетия. В чем же секрет популярности этого дуэта? Замкнутое пространство, в котором часто разворачивается действие в романах Буало-Нарсежака, сужает круг подозреваемых. Читателю все время кажется, что он близок к разгадке тайны, которая на самом деле оказывается сетью искусно расставленных ловушек. В писатели раскрыли основы своего творческого процесса. Буало давал идею, «закручивал интригу», а Нарсежак прорабатывал мельчайшие детали и шлифовал стиль.

Буало — Нарсежак (фр. Boileau-Narcejac) — творческий тандем, который составляли два французских писателя — Пьер Буало (1906—1989) и Том Нарсежак (1908—1998).

Пьер-Луи Буало (фр. Pierre Louis Boileau) родился 28 апреля 1906 года в Париже. Именно он первым стал известен как писатель. В 1932 году в журнале «Чтение для всех» появились рассказы, герой которых — сыщик Андре Брюнель — затем перекочевал в роман Буало «Дрожащий Пьер» (1934). Четвертая книга Буало — «Отдых Вакха» — в 1938 году получила приз французского конкурса приключенческих романов (фр. Prix du Roman d"Aventures) как лучший детектив года. В этом же году начал писать Пьер Робер Эро (фр. Pierre Robert Ayraud) — будущий Тома Нарсежак. Пьер Робер Эро родился 3 июля 1908 в Рошфор-сюр-Мер. До конца 40-х годов XX века преподавал философию (был профессором университета), написал ряд философских работ. В 1947 году выпустил книгу «Эстетика детективного жанра», куда вошла, в частности, критика творчества уже известного на тот момент писателя Пьера Буало. После того, как сам Буало прочитал эту книгу, между ним и Эро завязалась переписка. В 1948 году, на церемонии вручения Нарсежаку приза за лучший приключенческий роман (за «Смерть в отъезде») писатели познакомились, а через некоторое время стали писать детективы вместе, образовав знаменитый творческий тандем «Буало-Нарсежак». Датой начала совместной творческой деятельности «Буало-Нарсежака» является 1951 год — год выхода романа «Призрачная охота». Всего же Буало-Нарсежак создали почти за сорок лет свыше пятидесяти детективных романов и повестей. Помимо детективов, ими написаны 37 «обычных» романов, 5 романов серии об Арсене Люпене, продолжающих повествование о похождениях «джентльмена-грабителя», героя произведений Мориса Леблана, 6 романов «для юношества», два сборника рассказов, а также сборник «Узурпация личностей» (1959). Сборник состоит из пастишей (жанр, к которому больше тяготел Нарсежак) на Конан Дойла, Агату Кристи, Эллери Куина, Дороти Сейерс, Гилберта Честертона, Рекса Стаута, Лесли Чартериса и др. Буало-Нарсежак выступали и как теоретики детективного жанра — так, ими созданы сообща литературно-критические эссе под одинаковым названием «Полицейский роман» (1964 и 1975). Правда, последнее из них имеет подзаголовок «Машина, созданная в угоду читателям». В 1966 году эссе вышло книгой. Целью исследования писателей было не только проследить историю полицейского романа, но и поставить вопрос о его проблематике, тенденциях развития, обосновать принципы «психологического детектива». В 1986 Буало-Нарсежак выпустили книгу о своём творчестве, которую назвали «Тандем, или Тридцать пять лет „тревожной напряженности“». После того, как умер Буало (16 января 1989), Нарсежак написал ещё несколько книг. Умер он 7 июня 1998 года в Ницце незадолго до 90-го дня рождения. Ещё до его смерти, в 1995 году, в России начало выходить полное собрание сочинений «Буало-Нарсежака».

Новое на сайте

>

Самое популярное