Домой Связки Вербное Воскресенье: cимвол праздника - ветви ивы и вербы. Обычаи и приметы праздника

Вербное Воскресенье: cимвол праздника - ветви ивы и вербы. Обычаи и приметы праздника

Жен. родовое название дерев, множества видов, Salix; ива, ветла, лоза, бредина, ракитник, молокитник, новг. вербина. В астрах. говорят верба, вербочка, вместо дерева вообше, в Питере березка и елка, а в других местах дубок. S. acuminata… … Толковый словарь Даля

Народные названия некоторых видов из семейства древесных растений Ива. Например: Ива козья, Ива волчниковая, Ива остролистная. Программа для криптографической защиты информации. Верба, Сидней американский политолог Верба, Отто Рудольфович… … Википедия

ВЕРБИН ВЕРБОЛОЗОВ Фамилия Вербин образована нецерковного имени или прозвища Верба. Верба. Как правило, для украинских фамилий характерно форма без суффикса. Эта фамилия образована от названия растения верба. (Источник: «Словарь русских фамилий».… … Русские фамилии

См. Ива, верба … Библейская энциклопедия Брокгауза

Вербочка, котики, ива Словарь русских синонимов. верба сущ., кол во синонимов: 14 бредина (14) вайиа … Словарь синонимов

верба - (неправильно верба; встречается в диалектной речи) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

ВЕРБА, виды деревьев или кустарников рода ива … Современная энциклопедия

Виды деревьев или кустарников рода ива … Большой Энциклопедический словарь

ВЕРБА, ы, жен. Дерево или кустарник сем. ивовых с пушистыми почками. | прил. вербный, ая, ое и вербовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Виды из рода ива. Чаще всего В. наз. иву волчниковую, или шелюгу жёлтую (Salix daphnoides), дерево вые. до 15 м или кустарник с белошелковистыми (молодые) или светло зелёными и даже тёмно каштановыми (более старые) ветвями с сизым налётом. Листья … Биологический энциклопедический словарь

Книги

  • Делай как папа: брысь из дома!
  • Делай как папа: сын, жги! , Верба Я.. Шаг первый: возьмите одного или нескольких детей. Шаг второй: откройте эту книгу на первой странице. Шаг третий: тщательно следуйте нашим инструкциям. Шаг четвертый: раскрашивайте картинки и…

верба

ж. родовое название дерев, множества видов, Salix; ива, ветла, лоза, бредина, ракитник, молокитник, новг. вербина. В астрах. говорят верба, вербочка, вместо дерева вообше, в Питере березка и елка, а в других местах дубок. S. acuminata (phlomoides), верболоз; S. acutifolia, шелюга, шелюжина, краснотал (тал, тальник вообще мелкая верба, хворост); S. alba, ива, верба, ветла, лоза; S. amygdalina, белотал, краснотал, тальник, ломашник; S. сарrea, ива, верба, тал (а не тала), бредина, верболоз; S. cinerea, лоза, чернотал, чернолоз, ива, ветла, сивый тальник; S. divaricata, таловый сланец; S. fragilis, ракита, верба, ива, ветла; S. Gmellini, белолоз; S. herbacea, таловая карла?, таловый ёрник; S. incubacea, малый тальник; S. myrtilloides, таловый ёрник; S. nigricans, бредник (брединник?); S. pentandra, чернотал, вербовник, синетал, ломашник; S. purpurea, желтолозник; S. repens, ницелоз (сочиненное учеными), ракитник; S. rosmarinfolia, серый тальник, нетала?, песчаная лозка; S. viminalis, талащаник, ракита, белотал, корзиночник, кузовница, вязинник, верболоз. Верба иерусалимская, Salix babylonica или Elaeagnus, агновы ветви, лох, лоховина, масличная ива; кавк. армянские финики. Верба трава, Lythrum Sаlicaria, плакун, дикие васильки, дубник, подбережник, кровавница. Не верба бьет, старый грех. Он сказывает на вербе грушу, врет. Дождешься, как от вербы яблок. Где вода, там верба, где верба, там и вода. Кто вербу посадит, сам на себя заступ готовит, умрет, когда из вербы можно будет вытесать лопату. Немец, что верба: куда ни ткни, тут и принялся! Вербешка сев. вербные и др. подобные сережки, цвет и семя. Вербняк собират. ивняк, ветловник, ветельник, ракитник, вербовая роща. Вербовый, ветловый, ветляный, ивовый, ивяной; из ветлы сделанный, принадлежащий вербе, к ней относящийся. Вербница арх. костр. вербная неделя, неделя ваий; шестая Великого поста; Вербное воскресенье, предшествующее светлому. На кануне Вербного воскресенья Святой Лазарь за вербой лазил. Лазарь, Лазарь, приди нашего киселя есть, говорят в Лазарево воскресенье. Верба хлест, бей до слез, не я бью, верба бьет; или: Верба красна бьет напрасно; верба бела бьет за дело, и пр. приговаривают, хлеща вербой сонного. Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья. Если вербная неделя ведряная, с утрениками, то яри хороши будут, яросл. На вербной мороз - яровые хлеба хороши будут, новг. Плотва трется в первый раз на вербной, в другой, когда распустится береза, в mpemuй - на вознесенье, южн. Вербная каша, цвет вербы, сережки, которые варят в каше и едят в этот день. Вербы, вербочки, всякого рода ветви, украшенные делаными цветами и раздаваемые в этот день, в воспоминание сибытия. Вербейник м. завальная трава, растение Lysimachia. Вербишник м. растен. Verbascum Thapsus, царская свtча, скипетр, коровяк, сукно, суконце, лучинник, коровник, медвежье ухо. Вербовник м. растение плакун, Lythrum. Лежать вербушки (искаженно верхбрюшки?) нареч. симб. о детях навзничь, вытянувшись прямо на спинке, как напр. говорят дыбки стоять, потягуши лежать, и пр. Вербок, вербовник, вербич м. южн. лещ, который трется или мечет икру в пору вербоцвета, когда верба в пушистых сережках.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

верба

вербы (верба, вербы обл.), ж.

    Ива различных видов, большей частью с ярко пурпурными ветками и блестящими белыми волосками на почках.

    Ветка этого дерева с цветковыми почками, употр. при церковном богослужении в вербную субботу.

    перен. Торг, базар в вербную субботу (дореволюц.). Купить на вербе игрушку.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

верба

Ы, ж. Дерево или кустарник сем. ивовых с пушистыми почками.

прил. вербный, -ая, -ое и вербовый, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

верба

    Дерево или кустарник семейства ивовых с пушистыми почками, растущие обычно по берегам рек.

    Древесина такого дерева.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

верба

виды деревьев или кустарников рода ива.

Верба

виды ивы. Чаще к В. относят иву волчниковую (Salix daphnoides) и иву остролистную (S. acutifolia), которую часто называют также красной В., красноталом, или шелюгой. Оба вида В. ≈ деревья высотой до 10≈15 м или высокие кустарники с ветвями, покрытыми сизым налётом, и с довольно узкими, острыми мелкопильчатыми листьями. Ива волчниковая растет по горным речкам в Центральной Европе и на песках в Прибалтике; ива остролистная ≈ по берегам рек и на песках Европейской части СССР и Западного Казахстана. Оба вида цветут рано весной, до распускания листьев; густые белые волосистые их серёжки («барашки») выходят из почек задолго до цветения. Часто разводятся как декоративные растения и для закрепления песков. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке встречается близкий им вид ≈ ива росистая (S. гоrida).

А. К. Скворцов.

Википедия

Верба (значения)

Верба :

  • Верба - народные названия некоторых видов древесных растений рода Ива . Например: Ива козья, Ива волчниковая, Ива остролистная.

Верба (Владимир-Волынский район)

Верба - село на Украине, находится в Владимир-Волынском районе Волынской области.

Население по переписи 2001 года составляет 579 человек. Почтовый индекс - 44721. Телефонный код - 3342. Занимает площадь 1640 км².

Верба (Ровненская область)

Верба - село, центр Вербского сельского совета Дубенского района Ровненской области Украины.

Население по переписи 2001 года составляло 2863 человека. Почтовый индекс - 35670. Телефонный код - 3656. Код КОАТУУ - 5621681201.

Верба (Черниговская область)

Верба - село в Коропском районе Черниговской области Украины. Население 884 человека. Занимает площадь 8,337 км².

Код КОАТУУ: 7422281001. Почтовый индекс: 16222. Телефонный код: +380 4656.

Верба (переносной зенитный ракетный комплекс)

«Верба» (индекс ГРАУ - 9К333 , ракета - 9М336 ) - российский переносной зенитный ракетный комплекс, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей на встречных и догонных курсах в условиях воздействия ложных тепловых помех. С высокой вероятностью поражает малоизлучающие цели - крылатые ракеты и БПЛА.

Твердотопливный двигатель ракеты комплекса 9К333 позволяет поражать воздушные цели на дальности свыше 6 км и на высоте больше 4 км. Ракета 9М336 оснащена инфракрасной трёхдиапазонной головкой самонаведения, она будет защищена от тех лазерных помеховых комплексов, которые только ещё поступают на вооружение передовых стран мира.

В комплекс входит автоматизированная система управления (АСУ), производящая обнаружение воздушных целей, в том числе групповых, определение параметров их полёта, а также распределение найденных целей между зенитчиками с учётом их расположения. Комплекс разработан КБ машиностроения.

Верба (реактивная система залпового огня)

БМ-21У «Верба» - украинская реактивная система залпового огня, состоящая из шасси КрАЗ-6322–010 и боевой части БМ-21 «Град» .

Примеры употребления слова верба в литературе.

Красноармейцы вместе с обслуживаемой техникой разместились кто под кронами фруктовых деревьев при подворьях, кто под вербами вдоль балки, а некоторым достались акациевые заросли.

В ночи, в безветрии дух цветущей вербы , казались, густел, и чуяли его даже губы.

Однажды Матушка в конце радения, на Вербной неделе, раздала всем пучки вербы и святые жгутики, свернутые из узких полотенец.

Алексей Кондратьевич повеселел, сунул в нагрудный карманчик остатки своей вербы и устремился из мастерской.

Он взял первое место в старом Доме творчества Якуба Коласа, где устроила конкурс-просмотр среди эстетствующих мужичков белорусская поэтесса Вера Верба .

В связи с передачей 77-го стрелкового корпуса 13-й армии вместе с его полосой вновь образованному 2-му Белорусскому фронту она теперь была следующей: Коростень, Городница, Костополь, Зофьювка, Рожище, Верба .

Пока что никакого транспорта не было, и Огонек, пользуясь последними минутами, наломала веток вербы в придорожной канаве.

Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы , черемухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника.

Когда Норвуд обучался на Эскобаре, он познакомился с некоей доктором Верой или Вербой Дюрона с Архипелага Джексона, которая проходила ординатуру по криооживлению.

Хороша плясовая, которую ты пел в застольной, - прошептала она, - о вербе .

За його дворищем простилалась зелена левада з вербами , з озерцями та осокою.

Жмется на холоду учительница Прибытко, покачивающая головою няня, старая барыня, накинувшая на плечи коврик, Коряк, заявившийся по тревоге из нижней балки, нянькин сын старший, выменивающий вино на пшеничку, в ночь приехавший с контрабанды, и высокий, худой Верба , винодел, с повислыми усами.

А мы нарочно свяченую вербу в бутылку тогда поставили, в Вербное Воскресенье: вот на Радуницу и посадим у дедушки в головах, а Мартыну посадим на Даниловском.

Высоко на стенках конюшни висели сушеные пучки разнолистной травы: яровик - от запала, змеиное око - от укуса гадюки, чернолист - от порчи ног, неприметная белая травка, растущая в левадах у корней верб , - от надрыва, и много других неведомых трав от разных лошадиных недугов и хвори.

Вот ведь, верба и ясень, клен и тонка рябинушка, над застольем струится жасмин.

Какие символические значения имеет образ ивы в традиционных культурах Востока и Запада? Как и почему ива связана с мотивом смерти и погребальными культами? Что символизирует ива в христианской традиции, в том числе в русском православии?

Ива (плакучая ива)

Ива – растение, которое распространено во многих странах и в различных климатических зонах. Благодаря этому, а также ее нарядному и выразительному внешнему виду, особым качествам древесины и лечебным свойствам ива была мифологизирована и опоэтизирована в многочисленных культурах. У различных народов это дерево имело свои собственные культурно-мифологическое толкования, зачастую противоположные.

Ива (верба) в мифологии и народных традициях

Востока и Запада имеет не совсем одинаковые значения, хотя основные смысловые позиции в целом совпадают.

Древний Восток

прежде всего видел в этом дереве женское плодородное начало и знак природной силы. При этом многие восточные этносы ассоциировали иву со смертью и похоронами. Однако в этой антиномичности значений нет ничего необычного, ведь жизнь и смерть в любых верованиях идут рядом, порождают друг друга.


В шумеро-аккадской традиции и Вавилоне это дерево считалось заговоренным и связывалось с лунными божествами, которые покровительствуют женщинам, особенно роженицам. В древнем Аккаде иву видели Мировым Древом и ассоциировали с Зевсом-создателем. А в Вавилоне, где было множество плакучих ив (которые впоследствии стали так и называть: вавилонскими), их из-за красоты считали праздничными деревьями веселья, удачи и счастья и посвящали богу плодородия и пастухов Таммузу.

Древние китайцы считали иву прежде всего деревом весеннего расцвета природы и женского начала (Инь), в том числе сексуальности. Юную девушку в народной поэзии нередко сравнивают с ивой – знаком грациозности, очаровательной кротости и женственности. Во время весенних деревенских праздников китаянки вплетали в волосы ивовую веточку, чтобы добавить себе привлекательности для противоположного пола и одновременно – защититься от злых сил. Это дерево считалось также оберегом от демонов. Посохи из него государственным чиновникам, которые переводились по долгу службы в другую провинцию, дарили их друзья для защиты от недоброй энергии новых мест. А влюбленные перед разлукой обменивались магическими знаками из ветвей ивы. Они должны были защитить их любовь от коварной нечисти и сохранить силу чувства. Кроме того, ива считалась деревом богини покровительницы женщин, материнства, любви, красоты и милосердия Гуань-инь. Она изображается с ивовой веткой, которой окропляет мир вокруг себя живой водой. Эта вода дает миру силы, как и листья ивы, содержащие укрепляющее и взбадривающее вещество – танин. Отвар из них пили китайские крестьяне.

На Тибете тоже почитали иву как защитницу от злых духов. Ее ветки вешали перед входом в жилище и на стенах внутри него. В такой дом, по мнению людей, чаще заглядывали счастье, добро и удача. А омытые водой листья ивы, по убеждению тибетцев, могли очистить тело и карму. Лекари были убеждены, что с помощью ивовой древесины можно избежать слепоты и улучшить зрение, а листва может спасти от дизентерии, излечить ревматизм и зоб.

Японцы видели иву (особенно плакучую) олицетворением кротости и одновременно – терпения и упорства, так как даже сильная непогода не может сломать гибкие ветки этого дерева. Древняя японская мифология подчеркивала, что позвоночник самого первого человека был сделан из ивового прута, так что дерево это – родня людей, и к нему можно обратиться с просьбой о помощи.

Мать-Богиня бурятов , сотворившая Землю и поставившая ее на спину Кита, зародилась у корней Золотой Ивы – Мирового Древа, которое было до всего сущего.

У киргизов, таджиков, узбеков и некоторых других этносов Средней Азии ивовые посохи были атрибутами погребального обряда. Старейшины рода (а иногда и все его взрослые представители мужского пола) во время похорон шли на кладбище, опираясь на эти посохи и плача. После того, как могила была почти полностью закрыта, их забрасывали в боковую камеру захоронения, чтобы скорбь оставалась там. Иногда посохи втыкались в могилу, и считалось добрым знаком, если они со временем приживались и превращались в дерево.

Богиня покровительница женщин, материнства, любви, красоты и милосердия Гуань-инь.

Канзаши - украшения для волос, используемые в традиционных китайских и японских прическах, имитирующие цветущие растения, в том числе иву.

Японский сад. Гравюра.

Европейские мифологические системы

тоже придают образу ивы важные значения. Они связывают данное дерево с появлением человека, его защитой от сил тьмы и со смертью.


Скандинавская мифология рассказывает о том, что великие асы создали первых людей из дерева. Как-то боги гуляли по морскому побережью и нашли две колоды – ясеневую и ивовую. Из ясеня они сотворили Аска – мужчину, а из ивы Эмблу – женщину. Так ива и осталась у северных европейцев женским деревом, связанным с продолжением рода.

Древнегреческой Артемиде, богине луны, живительных сил природы и одновременно смерти, посвящали ивовые прутья. Они считались символами деторождения, которому покровительствовала Артемида. В Спарте же эти священные прутья использовали для особого жертвоприношения юношеской кровью. У главного храма богини будущих молодых воинов подвергали жестокому испытанию: порке розгами из ивы. Как бы ни хлестала кровь из растерзанных тел, юноши не должны были издавать ни одного жалобного звука. Некоторые из них даже молча умирали на жертвенных помостах, что было большой честью для их рода.

Эллины считали иву также деревом подземного мира и его богов. Плакучие ивы фигурировали при описании ландшафта царства теней: они росли по берегам рек Леты, Коцита, Стикса и Ахеронта. Один из жезлов бога Аида, по преданиям, был сделан из ивовой древесины, а супруга Аида Персефона иногда изображалась с пучком ивовых веток в руке. В ритуалах, посвященных богине лунного света и колдовства, владычице чудовищ Гекате также фигурировали ветви ивы. Магическое курение Гекаты, вызывавшее вещие видения и дающий благословение богини, в свой состав включает кору этого дерева. Очевидно, такую связь с миром мертвых плакучая ива получила из-за своих печально опущенных ветвей. Поэтому у греков оно стало деревом плача и скорби. Его, наряду с кипарисом, принято было высаживать у могил. А ивовые венки надевали на головы во время похорон в знак глубокого горя. Однако ива была в античном мире и деревом исцеления, так как ее очень любил бог врачевания Асклепий (Эскулап), который считал лекарство из коры ивы полезным при многих заболеваниях.

У славян ива (ветла, ракита и верба, так как их отождествляли друг с другом) почиталась с незапамятных времен. Она использовалась в многочисленных обрядах, в первую очередь связанных с приходом весны. Ива – первое дерево, которое пробуждается после холодов. Оно считалось священным растением солнечного Ярилы. Славяне верили, что это дерево обладает огромной силой, поэтому всегда охотно носили на теле амулеты, сплетенные из его ветвей. Народные целители были убеждены, что ива является проводником целительного волшебства. Больного лихорадкой, например, знахари опоясывали соломенным жгутом, который после при чтении нужных заклинаний повязывали на ствол молодой вербы. Так недуг переходил от человека к дереву. Белорусы же считали старые дуплистые вербы прибежищем нечистой силы. Другие славяне тоже утверждали, что в полнолуние на ветках ракит, растущих по берегам водоемов, может гнездиться всякая нечисть. Особенно любят на них кататься русалки. Но в праздник Коляды перевясла из ивовых ветвей становятся очистительными знаками этого солнечного бога земледельцев.

Эмбла - сотворенная богами из ивы женщина. Скандинавская мифология

Ива, ветла, ракита - символ Мирового Древа

Ива - славянский языческий символ водяной магии и нечисти.

Образ ивы в иудаизме и христианстве

во многом сохранил свои значения, особенно в народной культуре.


У представителей иудаизма это дерево считалось скорбным. В Библии описаны рыдания иудеев, изгнанных со своей земли. Они развесили на ветки плакучих вавилонских ив арфы и причитали о своей участи.

Христианское понимание ивы носит не менее символический характер. Прежде всего, данное растение ассоциируется с подвигом девственности (так как представлялось, что оно не способно давать вызревшие семена, то есть не оплодотворяется). Поэтому в средневековой Европе ива отождествлялась с монашеским выбором целомудрия. То, что данное дерево продолжает расти, даже если ветки его спиливают и обламывают, сделало возможным его сравнение с Христовым Евангелием. Оно распространяется среди разных народов, и суть его все также остается неизменной. То, что ива может без труда расти и размножаться почти в любых климатических условиях и ее нелегко уничтожить, делает ее символом вечного возрождения. Поэтому это дерево часто сажают на христианских кладбищах как знак надежды на вечную жизнь души.

На Руси праздничные богослужения, посвященные входу Иисуса в Иерусалим, не обходятся без освящения веток вербы. Они заменяют пальмовые за неимением последних, являются символами божьей славы и силы. Вербное воскресенье – один из самых светлых праздников Русской Православной Церкви. Освященные в этот день вербы, в народных представлениях, имеют большую силу и несут радость, бодрость и здоровье. Ими, например, принято легонько хлестать детей, чтобы они не болели и хорошо росли. Считается, что такая верба защищает от нечистой силы, излечивает многие болезни, делает обильным урожай и приплод скотины. Она может прекратить бурю и потушить пожар, защитить посевы от града, если в поле воткнуть крестик из вербовых веточек. На свадебных торжествах молодые прятали в своих венчальных нарядах освященную вербу, которая должна была уберечь их от дурного глаза и колдовства.

Древо Жизни. Большая Синагога. Будапешт

В БИБЛИИ ОПИСАНЫ РЫДАНИЯ ИУДЕЕВ, ИЗГНАННЫХ СО СВОЕЙ ЗЕМЛИ. ОНИ РАЗВЕСИЛИ НА ВЕТКИ ПЛАКУЧИХ ВАВИЛОНСКИХ ИВ АРФЫ И ПРИЧИТАЛИ О СВОЕЙ УЧАСТИ.

Символика ивы имеет древнюю историю развития

и связана со многими другими традиционными мифологическими и религиозными образами, о которых Вы можете прочитать на сайте компании "Данила-Мастер" . Там же расположен и обширный каталог моделей памятников из карельского габбро-диабаза.

Пасха всегда приходится на весну. Если весна – это пробуждение земной жизни, то Христос даровал нам жизнь вечную. Каждый год мы переживаем Воскресение Христово, приуготовляясь к этому главному событию Священной истории, следуя по церковному годовому кругу. И этот год не исключение, снова весна, снова Великий пост.

В праздники оживают события Священного Писания, мы становимся соучастниками отдаленной от нас веками Евангельской истории. Они прочно переплелись с традициями нашей духовной культуры, став единым целым. Пасха, весна. Именно весна является началом времени и началом жизни. Сотворенный Богом мир, видимый и невидимый, и человек, не уберегший Божьего дара, тем самым, лишившись жизни вечной.
Природа – удивительная книга бытия Божьего мира, которую населяют его творения: животные и растения, поэтому их образ стал наполняться и духовным смыслом, они имеют важное значение в ряду христианских символов. Достаточно вспомнить пшеницу и смоковницу, сам Христос образно уподоблял себя виноградной лозе. Виноградное вино стало символом крови Христовой, а хлеб — Его тела. Елка стала символом Рождества Христова, неотъемлемым атрибутом этого праздника. Веточки русской березки сразу напомнят нам о Святой Троице, мысленно перенеся нас под сень Мамрийского дуба и в сионскую горницу.

Предпасхальная последняя седмица Великого поста – Страстная. Ее предваряет Неделя Ваий (цветоносная), называемая у нас вербной, и праздник Вход Господень в Иерусалим, который в русской традиции называют Вербное воскресенье. Словосочетание «символ вербы» созвучен с Символом Веры. Действительно, верба символизирует нашу веру, выражающую признание Христа Богом и Царем. Именно так, согласно Евангельскому повествованию, Его встречали при входе в Иерусалим:

«Множество народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21, 8-9)

По утрам еще морозит, но весь день стоит тепло

Солнце льет лучи на землю ослепительно светло.

И, как весть весны пришедшей, под дыханьем теплоты,

Расцвели и запушились вербы белые цветы.

Верба, верба – наша пальма – ты на вид совсем проста!

Но тобою мы встречаем к нам грядущего Христа.

Потому и отдаем мы каждый год, весною, вновь

Белой вербе нашу нежность, нашу ласку и любовь.

М. Стремин

В советское время была уже другая эпоха со своими праздниками, обрядами и символами. С беспощадностью изгонялись и трансформировались обычаи далекой старины. Так постепенно религиозное значение вербы стало просто символом прихода весны, как в этих стихотворениях для детей советской поры:

Верба, верба, верба

Верба зацвела.

Это значит верно,

Что весна пришла.

Агния Барто «Апрель»

Изменилось символическое значение вербы. Это хорошо видно и на примере поздравительных открыток. С пасхальных открыток она переместилась на открытки, посвященные уже другому празднику – 8 Марта.

Но, став атрибутом праздника новой эпохи, верба все равно осталась символом весны, символом пробуждения природы, а значит зарождения новой жизни. Верба продолжала вдохновлять поэтов, и в душах людей к ней сохранялось особое трогательное теплое отношение, и чувство нежности. Видимо, она подспудно напоминала, что этот мир, несмотря на изменившиеся отношение людей, все так же оставался чудом Божьего творенья, ибо не во власти человека его полностью изменить.
Вновь обретая веру, мы обретаем с ней и забытые духовные традиции, с которыми к нам возвращается их истинный религиозный смысл. Так и с нежной пушистой вербой в руках мы обретаем ее истинный символ — символ нашей веры, что Христос Воистину Воскрес!

Кирилл Милюхин

Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим, один из двенадцати главных праздников православной Церкви, считается символом будущего воцарения Бога.

Определенной даты в церковном календаре праздник не имеет - он привязан ко дню празднования Пасхи. Вербное воскресение отмечают в последнее воскресенье Великого поста — в 2019 году Вход Господень в Иерусалим празднуют 21 апреля.

Что означает Вербное воскресение

Вербное воскресение или Бзоба, как праздник называют в Грузии, — важное событие последних дней земной жизни Иисуса Христа до распятия на Кресте.

Вербное воскресенье - день, когда Иисус въехал в Иерусалим, как царь, что подробно описывается во всех четырех Евангелиях.

Цари и победители, по древнему еврейскому обычаю, в Святой город въезжали на конях или ослах, а народ своих правителей встречал приветствиями и пальмовыми ветвями.

Иисус, во исполнение пророчества Ветхого Завета, тоже въехал в Иерусалим торжественно на молодой ослице, а люди приветствовали Его возгласами "Осанна!", как обычно обращались только к царю, и устилали его путь пальмовыми ветвями.

Жители Иерусалима видели в нем нового царя-спасителя и долгожданного Мессию. Молва о чудесах, совершенных Иисусом, о воскрешении Лазаря, которое случилось накануне, дошла и до Иерусалима.

В отличие от народа, иудейские первосвященники Иисусу были не рады. И Христос знал, что этот путь ведет его к Голгофе и Кресту.

Церковь праздник Входа Господня в Иерусалим ввела в IV веке. На Руси праздник появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем. Ввиду того, что пальма дерево южное и растет далеко не везде, христиане заменили пальмовые ветви на ветки вербы, ивы, самшита или других деревьев, которые растут в стране празднования и расцветают в начале весны.

В Вербное воскресенье в Грузии по традиции освящают ветки вербы и колхидского самшита (бза — по-грузински) и проводят торжественные богослужения во всех храмах.

Церковные традиции

Перед Вербным воскресеньем, в субботу, в православных храмах проводится всенощное бдение. На службу верующие идут с вербными ветками в руках в честь входа Господня в Иерусалим и стоят с зажженными свечами до конца служения.

Главная традиция Вербного воскресенья — освящение веточек вербы в церкви. После чтения Евангелия священники совершают каждение (благоуханная жертва Богу, сопровождаемая молитвами) верб и окропляют ветви Святой водой.

В Вербное воскресенье все желающие могут посетить службу и освятить веточки вербы — они символизируют победу жизни над смертью, то есть Воскресение Господне. Освещенные веточки хранят целый год как символ единения с жертвой Иисуса Христа. По истечению года веточки вербы сжигают, так как выбрасывать их на помойку нельзя.

Народные традиции и обычаи

На Руси с Вербным воскресеньем с давних пор связано множество народных традиций, обычаев и обрядов. По одной из них - люди на рассвете в Лазареву субботу отправлялись собирать вербу.

Срезали ветки вербы с молодых деревьев, на которых еще нет повреждений и засохших веток. Кстати, к празднику нельзя было срезать ветки с деревьев, что растут рядом с кладбищем и у которых есть дупла.

Ветками вербы, которые освящали в тот же вечер или в воскресенье утром, украшали иконы или развешивали по углам комнат.

В Вербное воскресенье в старину устраивали так называемые вербные базары, где продавали множество товаров и устраивали разные игры и развлечения. По обычаю, на ярмарках продавали вербных херувимов — ветки вербы, украшенные ангелами.

В этот день, как и во все великие церковные праздники, нельзя работать, поэтому женщины заранее убирались в доме и готовили. Хозяйки к Вербному воскресенью пекли орехи из теста и давали их для здоровья всем домочадцам, включая животных.

По традиции, это семейный праздник, который проводят в кругу близких и родных, в спокойной обстановке, потому что продолжается Великий пост, а с понедельника начинается Страстная неделя, последняя перед Пасхой, которая в 2019 году начинается 22 апреля.

Вербное воскресенье — торжественный и светлый праздник и в то же время грустный и трагичный день. Ведь, в действительности, все те, кто приветствовал Спасителя в Вербное воскресенье, уже через несколько дней бросали в него камни с криками ярости, требуя его распятия.

Поэтому в Вербное воскресение необходимо думать о Боге, молиться, очистить свою душу и подготовиться к празднованию Светлого Воскресения Христова.

С древних времен вербе приписывалась магическая сила, которая способствовала плодородию, предохраняла от заболеваний и очищала от нечистой силы. Люди проглатывали почки освященной вербы, чтобы никакая хворь и болезнь к ним не прицепилась.

В стародавние времена для привлечения удачи в новых начинаниях люди съедали несколько почек вербы перед тем, как начинать какое-то важное дело.

Амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По традиции молодоженов осыпали почками вербы и клали веточку вербы под перину, чтобы потомство было здоровым.

Освященную вербу использовали при первом выгоне скота. Чтобы скотина сохранилась в целости и вовремя возвращалась домой, вербную веточку пускали на воду или втыкали под крышу дома.

Приметы

Издревле многие верят в приметы. Освященные ветки вербы ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, прикасались ими к людям, желая им здоровья, стегали детей, чтобы они росли здоровыми.

Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения кожных болезней и ран. Иногда почки добавляли в хлеб или другую выпечку.

Также пекли хлеб в форме вербовой веточки или варили кашу из раскрывающихся почек вербы.

В древности, чтобы увеличить свой достаток, на Вербное воскресенье сажали цветок или же пересаживали комнатные растения. За цветком ухаживали тщательно и оберегали его, так как верили, что, если он завянет — ожидаются серьезные финансовые потери.

Девушки, желая выйти замуж за конкретного парня, весь день думали о нем, с утра до самого вечера. Каким-то образом, возможно телепатическим, ее мысли передавались этому парню, и вечером он приглашал ее погулять.

К началу посевного сезона на поле в землю обязательно втыкали ветки вербы. В старину верили, что этот обряд способствует богатому урожаю, и спасает его от напастей.

Люди верили, что верба исцеляет и придает физическую силу не только человеку, но и скотине. Поэтому домашних животных, как и детей, стегали освященной вербной ветвью, в хлевах развешивали вербу, а перед первым выгоном в поле скармливали эти ветви животным, чтобы те не стали жертвой болезней, воров и хищных животных.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Домашнюю птицу не выпускают в Вербное воскресенье на улицу, так как по приметам, ведьмы и другая нечисть могут ее испортить.

Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. Так, например, в дом, в котором есть освященная верба, молния не попадет. Если при пожаре бросить в огонь вербу, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдет на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Дождь в Вербное воскресенье — хорошая примета. Это значит — ждите хорошего урожая. Сухая погода, наоборот, предупреждает, что урожая ждать не следует. Пасмурная, но сухая погода предвещает хороший урожай, но не такой, какой хотелось бы.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Новое на сайте

>

Самое популярное