Домой Спина Самые крупные морские сражения. Всё самое интересное в одном журнале

Самые крупные морские сражения. Всё самое интересное в одном журнале

Все мы наслышаны в последнее время о трагедиях в армии, которые связаны с современным оружием. Чувство гордости, охватывающее россиян при спуске на воду новейшей атомной субмарины «Гепард», естественно самой лучшей в мире, или по поводу известий о новейших отечественных разработках в области вооружений сменяется недоумением от сообщений, когда во время учений тонет непотопляемая подводная лодка или неожиданно для всех разбивается при взлете самый надежный самолет. Становится понятным, что резкое насыщение российской армии новейшей военной техников, о нехватке которой постоянно жалуются генералы, не решит проблему ее боеспособности. Историк Ключевский В.И. мудро предостерегал, что «история не учительница, а надзирательница…: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Военная история России XX века имеет множество трагических примеров, данные нам для извлечения уроков, но, к сожалению, так и не усвоенные нами, обрекая повторять их снова и снова. Один из таких примеров, когда человеческий фактор оказал решающее значение на исход войны, было страшное поражение российского императорского флота в войне я Японией 1904-1905 гг.

Наши представления о страшном поражении русского флота в войне с Японией настолько прочно утвердились, что, на первый взгляд, не требуют особого разговора на эту тему. Действительно, если суммировать причины поражения Тихоокеанской эскадры во время русско-японской войны, то вывод кажется простым и понятным - японский флот адмирала Того, имевший превосходство в силах, артиллерии и скорости, одержал победу. В отечественной историографии уже сложилась традиция оправдывать и искать причины военных поражений русской армии и флота в «количественном превосходстве противника», наличием «устаревшей военной техники», «прогнившим самодержавием», превосходством противника «в силах, артиллерии и скорости» и т.д. Конечно, очень соблазнительно списать причины страшной катастрофы русского флота в войне с Японией на царский режим и техническое превосходство противника.

Однако в работе «Свидетели Цусимы» историк Уэствуд Н. справедливо отметил, что в представлениях русско-японской войны русский флот «представлял собой коллекцию технически устаревших броненосцев под командой идиотов и управляемых анархистами, другой - вершину английского кораблестроения, управляемый безупречно подготовленными людьми под командованием Нельсона». И далее, подводя итог исследования, он делает вывод, что «ни русская артиллерийская стрельба, ни конструкции русских кораблей не были так плохи, как это обычно представляется, русские офицеры в целом не были некомпетентны». До сих пор не утихают споры о том, как объяснить, что русский флот, один из крупнейших в мире, проиграл битву за море.

2 октября 1904 года из порта Либавы в поход на Дальний Восток из Балтики отправилась 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Зиновия Петровича Рожественского. Поход был трудным и долгим. Только 8 декабря, пройдя в шторм мыс Доброй Надежды, эскадра вышла в Индийский океан. 25 апреля 1905 года у берегов Индокитая все корабли, в том числе эскадра адмирала Небогатова (броненосцы «Император Николай I» (1892), «Адмирал Ушаков» (1895), «Сисой Великий» (1896), «Наварин» (1891)), соединились. В историографии сложилось мнение, что корабли эскадры Небогатова « не представляя боевой ценности, … в лучшем случае могли рассчитывать лишь на то, что отвлекут на себя часть японских сил». Однако «старички» доказали, что они способны на большее. Всего за два с половиной месяца отряд Небогатова сумел нагнать эскадру Рожественского, совершив образцовый дальний океанский переход.

Мощь 2-й Тихоокеанской эскадры была впечатляющая. Боевая колонна включала 4 новейших броненосца: «Бородино» (1903), «Князь Суворов» (1904), «Император Александр III” (1904), «Орел» (1904). Семь броненосцев дополняли основной ударный отряд: «Генерал-адмирал Апраксин» (1895), «Ослябя» (1898), «Адмирал Сенявин» (1895), «Адмирал Ушаков» (1895), «Наварин» (1891), «Сисой Великий» (1896) и «Император Николай I” (1892). Кроме 11 броненосцев в составе эскадры находились броненосные крейсера: «Адмирал Нахимов» (1888), «Владимир Мономах» (1884) и «Дмитрий Донской» (1885). Бронепалубные, легкие и вспомогательные крейсера: «Олег» (1904), «Аврора» (1902), «Жемчуг» (1904), «Светлана» (1898), «Изумруд» (1904), «Алмаз» (1901) и «Урал» (1890), а также 9 миноносцев - «Бравый» (1901), «Буйный» (1901), «Быстрый» (1901), «Бедовый» (1902), «Бодрый» (1902), «Безупречный» (1902), «Блестящий» (1901), «Грозный» (1901), «Громкий» (1901). Таким образом, русская эскадра адмирала Рожественского, вступившая в Цусимский пролив, состояла из 38 вымпелов с учетом транспортов («Иртыш», «Корея», «Анадырь»), госпитальных кораблей («Орел», «Кострома»), буксиров («Русь», «Свирь») и транспорта-мастерской «Камчатка».

Основная задача, поставленная Петербургом, перед адмиралом Рожественским состояла в «завоевании господства в Японском море», то есть нанести поражение японскому флоту и переломить ход русско-японской войны в пользу России. Но гибель Артурской эскадры сильно осложняла выполнение поставленной задачи. В декабре 1904 г. в бухте Порт-Артура были затоплены все корабли Тихоокеанской эскадры. По иронии судьбы последний броненосец, добровольно «покончивший жизнь самоубийством» на внешнем рейде от японских торпед, носил роковое название «Севастополь». Вскоре после окончания войны японцы поднимут и отремонтируют почти все русские корабли, затопленные на внутреннем рейде Порт-Артура, и введут их в состав своего флота.

Весь флот противника под командованием «японского Нельсона» Хэйхатиро Того располагал 4 броненосцами, 2 устаревшими броненосцами береговой обороны, 8 броненосными крейсерами, 14 бронепалубными и легкими крейсерами, несколько вспомогательных крейсеров и около 30 миноносцами.

В конце XIX - начале XX вв. основной ударной силой флотов являлись броненосцы и броненосные крейсера. Легкие крейсера и миноносцы в решающем эскадренном бою играли вспомогательную роль и активного участия в морских сражениях не принимали. Если учитывать броненосцы и броненосные крейсера основных боевых колонн противников, то соотношение сил русской и японской эскадры будет следующим:

Количественное соотношение артиллерии главного калибра русской и японской боевых колонн накануне Цусимского сражения

Калибр артиллерии в дюймах (мм) 12// (305 мм) 10// (254 мм) 8// (203 мм) 6// (152 мм)

Русская боевая колонна (12 кораблей - 11 броненосцев и 1 броненосный крейсер) 26 20 8 91

Японская боевая колонна (12 кораблей - 4 броненосца и 8 броненосных крейсера) 16 1 30 158

Следовательно, броненосные корабли 2-й Тихоокеанской эскадры имели преимущество в современной артиллерии крупного калибра 305 и 254 мм, но уступали в скорости из-за наличия транспортных и тихоходных кораблей. В приказе накануне Цусимского сражения адмирал Рожественский правильно охарактеризовал соотношение сил: «… Мы и японцы имеем в боевой колонне по 12 кораблей, но мы превосходим их числом тяжелых орудий, решающих исход боя. Правда, мы уступаем японцам в скорости, но это не имеет большого значения, так как мы удирать не собираемся».

Необходимо учитывать и то, что корабли противника были изрядно потрепаны боями с 1-ой Тихоокеанской эскадрой и блокадой Порт-Артура. Решающим преимуществом японцев был военный опыт и знание противника. Японские корабли могли вести меткую стрельбу на дистанции свыше 30-40 кабельтовых. Следовательно, чтобы парализовать это преимущество, командованию русской эскадры необходимо было в предстоящем бою стремиться к быстрому и максимальному сближению с японской боевой колонной. В то же время, боевой потенциал русской эскадры позволял, если и не разгромить японский флот, то нанести ему существенный урон и добиться победы в открытом морском сражении.

Днем 13 мая (за день до сражения (?!) адмирал Рожественский в первый раз!) решил произвести эскадренную проверку дальномерных установок на всех боевых кораблях колонны броненосцев. На горизонт был послан крейсер «Светлана», а по сигналу все корабли одновременно должны были показать замеренное до крейсера расстояние, определенное дальномерами. В то время как на броненосце «Суворов» определили дистанцию в 100 кабельтовых, другие корабли показали 60-70. Результаты продемонстрировали неподготовленность эскадры к решительному бою, от которого зависел исход войны. Что помешало за полгода похода проверить и привести в порядок дальномеры для артиллерии остается загадкой? Можно объяснить этот факт только одним - халатностью офицерского состава русских кораблей.

Адмирал Рожественский понимал, что при такой плачевной боевой подготовке выполнить задачу по овладению Японским морем невозможно. Поэтому, двигаясь к Цусимскому проливу, была поставлена задача попытаться пробиться во Владивосток. В исследованиях о трагедии русской эскадры господствует мнение историков о полной бездарности адмирала Рожественского. Справедливости ради необходимо заметить, что вряд ли «бездарный» адмирал сумел бы в тяжелейших условиях провести без потерь 2-ю Тихоокеанскую эскадру через три океана к берегам Японии.

Как видно, слабость 2-й эскадры адмирала Рожественского таилась не в ее недостаточном количественном составе или артиллерийском вооружении, как принято считать в исторической литературе. Не тонны водоизмещения и не число пушек решат исход главного столкновения в Цусимском проливе. Нужна еще хорошая боевая подготовка, высокий уровень организации боевых сил, понимание смысла борьбы и, самое главное, воля к победе. Только при наличии этих предпосылок корабли приобретают боевую ценность, превращаются в грозную для противника силу, а не в беспомощные мишени для вражеской артиллерии. Показательно, что уже при выходе эскадры из Кронштадта командир броненосца «Император Александр III» Н.М. Бухвостов заявил: «Победы не будет!.. Я боюсь, что мы растеряем половину эскадры на пути, а если этого не случится, то нас разобьют японцы … За одно я ручаюсь: мы все умрем, но не сдадимся» (В Цусимском сражении из 900 человек личного состава броненосца не спаслось ни одного человека). С такими пораженческими настроениями русских офицеров шансов на победу, действительно, не было.

На рассвете 14 мая 1905 года эскадра Рожественского двинулась в сторону Цусимского пролива. Стояла пасмурная и туманная погода. Походный строй русских кораблей состоял из двух колонн, которые возглавляли броненосецы «Суворов», флаг адмирала Рожественского и броненосец «Николай I», флаг адмирала Небогатова. В 7.30 показался на параллельном курсе эскадры японский крейсер «Идзуми», который передавал информацию о движении русских кораблей штабу адмирала Того. Когда мимо эскадры, обгоняя ее, прошел отряд легких японских крейсеров под командованием адмирала Дева, всем стало ясно, что решительного столкновения с основными силами японского флота избежать не удастся. Случайный выстрел из орудия броненосца «Орел» по флагману эскадры Дева, был воспринят кораблями сигналом к открытию огня. Броненосцы «Адмирал Сенявин», «Адмирал Ушаков» и «Генерал-адмирал Апраксин» сделали залп по колонне японских крейсеров. Один снаряд попал во флагманский крейсер «Читозе», но Рожественский отдал приказ прекратить огонь.

После перестроения боевой порядок 2-й Тихоокеанской эскадры был следующим: броненосный отряд во главе с флагманом «Князь Суворов», за ним в колонне - «Александр III», «Бородино», «Орел». Слева от них отдельной колонной шли «Ослябя», «Сисой Великий», «Наварин», «Адмирал Нахимов», «Николай I», «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин», «Адмирал Ушаков». Далее крейсера «Светлана», «Алмаз» и «Урал». Крейсер «Жемчуг» и «Изумруд» сопровождали колонну Рожественского. За ними следовали транспорты и миноносцы под прикрытием крейсеров «Олег» (флаг адмирала Энквиста), «Аврора», «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах».

В 13.30 на горизонте из мглы показалась боевая колонна основных сил японского флота. Впереди шли японские броненосцы во главе «Миказа» под флагом адмирала Того, за ним следовали броненосцы «Шикишима», «Фуджи», «Асахи» и броненосные крейсера «Кассуга» и «Ниссин». За первыми шестью кораблями шли броненосные крейсера: «Ивате» под флагом адмирала Камимура, а за ним «Идзумо», «Асама», «Токива» и «Адзума». Всего в одной кильватерной колонне-11 боевых кораблей (позже присоединится крейсер «Якумо»). Японская эскадра двигалась со скоростью не менее 16 узлов.

Перестроение русской эскадры в две колонны, когда наиболее сильные и быстроходные броненосцы («Суворов», «Александр III”, «Орел» и «Бородино») шли отдельной колонной и могли с помощью маневра парализовать действие эскадры Того, было правильным решением Рожественского. Таким образом, первоначально адмирал Рожественский, опытный артиллерист и флотоводец, был настроен на решительные действия. Однако при приближении японской боевой колонны, Рожественский стал неожиданно перестраивать свой отряд броненосцев в общую линию. Корабли во главе с «Ослябя» вынуждены были сбавить ход, чтобы пропустить броненосцы первого отряда. Неудачный маневр Рожественского в самом начале завязки боя привел к нарушению строя всей эскадры, а броненосец «Ослябя» даже застопорил машины и остановился, повернувшись левым бортом к противнику. Этим моментом воспользовался адмирал Того и повернул последовательно свою эскадру на 1800 .

Отказавшись от решительных действий, адмирал Рожественский подчинился тактике противника и принял бой на дальней дистанции, что было крайне невыгодно для русских кораблей. Русские снаряды обладали большой разрушительной силой на малых дистанциях (15-20 каб.). Поэтому для нас был выгоден бой на самой малой дистанции, когда меткость огня не зависела от точности приборов, а ущерб для кораблей неприятеля был бы максимальный. Таким образом, в начале сражения Рожественский имел возможность решительно атаковать эскадру Того новейшими броненосцами и спутать строй японцев, лишив их возможности маневра. Подтянув вторую колонну во главе с броненосцем «Ослябя», бой превратился бы в свалку на близкой дистанции, где преимущество оказалось бы на стороне русских броненосцев.

Пристрелявшись, японцы развили полную интенсивность огня. Гром разрывов, лязг рвущейся стали, огненный вихрь накрыл русскую эскадру. В основном японские корабли били по броненосцам «Князь Суворов» и «Ослябя», которых они буквально засыпали снарядами. Эти корабли несли ужасные повреждения и были объяты пламенем пожаров. Броненосец «Ослябя» стал первой жертвой в Цусимском бою. Японцы с первого залпа пристрелялись к неподвижному «Ослябя», который стал получать попадания 12-дюймовых тяжелых снарядов в нос по ватерлинии против боевой рубки. Корабль содрогался от шквала снарядов противника, огрызаясь ответными залпами. В него сначала стреляли все броненосцы, а затем шесть броненосных крейсеров адмирала Камимуры. В результате повторных попаданий японских снарядов на «Ослябя» стали отваливаться от борта броневые плиты, болты которых были разрушены взрывом фугасных снарядов. В оголенном борту новые попадания сделали огромную брешь. Нос броненосца погрузился до верхней палубы. Через 30 минут после начала сражения «Ослябя» с разбитым бортом всей носовой части, с подводными пробоинами по ватерлинии в носу, разбитой и накренившейся 10-дюймовой носовой башней, с разрушенными носовыми казематами и с громадным пожаром на носовом мостике выкатился из строя, погружаясь носом. Уходя в воду, корабль продолжал валиться на левый борт, и постепенно трубы его легли на воду, застилая клубами дыма поверхность моря. Команда «Ослябя» стала бросаться в воду. К гибнущему кораблю поспешили миноносцы «Буйный» и «Быстрый» и начали подбирать людей. «Ослябя» скрылся под водой. Погиб командир корабля капитан 1-го ранга В.И. Бэр, большинство офицеров, все механики и машинная команда, оставшиеся под броневой палубой. Миноносец «Буйный» успел подобрать с воды до 250 человек.

Эскадра, на глазах которой погиб броненосец «Ослябя», испытала шок. Невозможно было представить, что этот огромный, как айсберг, корабль мог так быстро затонуть! «Впечатление от опрокидывания этой гигантской высоты броненосца, - вспоминал очевидец, - было ошеломляющим. С других кораблей было ясно видно, как с палубы люди карабкались на его борта, как они цеплялись, скользили, падали … сметались огнем вражеских снарядов». Воспоминания уцелевших участников Цусимского боя (точнее сказать, бойни) спокойно читать невозможно. Они описывали сражение как день Армагеддона.

Флагманский броненосец «Суворов» стал главной мишенью шести передних японских кораблей. На нем были сбиты грот-мачта и кормовая дымовая труба, взорвана кормовая 12-дюймовая башня, крышу которой сорвало взрывом и отбросило в сторону. Все артиллерийские башни левого борта уже бездействовали, разбит весь небронированный борт, имелась подводная пробоина против боевой рубки, как и у «Ослябя» вследствие отрыва броневых плит. Японский снаряд попал в боевую рубку флагмана. Тяжело ранены и погибли офицеры корабля и штаба адмирала Рожественского, который так же был тяжело ранен. Корабль охватил сплошной пожар. За ним стлался по воде хвост дыма. Управляясь машинами, он ходил вне строя, следуя за эскадрой и дважды пересекал ее. После 5 часов дня на броненосце уже были сбиты обе трубы и мачты. Вид его стал настолько неузнаваем, что русские корабли принимали его за обезображенный японский корабль и стреляли в него.

Агонизирующая русская эскадра металась, чтобы выйти, хотя бы на время, из-под убийственного огня противника. Броненосец «Император Александр III» предпринял попытку прорваться на хвосте неприятеля. Однако этот маневр был быстро замечен адмиралом Того. Его броненосцы сделали поворот «все вдруг» и, имея крейсер «Ниссин» головным, легли на обратный курс. Этот сложный маневр японская эскадра четко проделала на полном ходу, показав высокую тренировку и способность к быстрой ориентировке в бою. В то же время русская эскадра потеряла организованное командование и убедилась в превосходстве противника как в искусстве маневрирования, так и в умении вести эскадренный артиллерийский огонь.

«Около 3 час. 20 мин. «Александр», сильно избитый по левому борту, с громадным пожаром, вышел из строя вправо, т. е. в сторону, противоположную неприятелю. Сначала он пытался вступить в кильватер «Орлу», но перекатился влево. «Орел» обогнал его в расстоянии одного кабельтова. На «Александре» было видно много пробоин в тонком борту; особенно большая дыра, по-видимому, от двух 12-дюймовых снарядов, выпущенных залпом из орудий одной башни, приходилась против носовой 12-дюймовой башни. Во многих местах вокруг пробоин выгорела и обнажилась старая суриковая красная грунтовка со времени постройки. Корабль казался поэтому окровавленным. Из бортовых пробоин выбивалось наружу пламя и клубы густого дыма. Трубы и мачты на нем стояли. Большая часть башен еще продолжала действовать».

Головным остался броненосец «Бородино», который еще не имел тяжелых повреждений. Повернув на юг, где в это время скучились транспорты, а легкие крейсера отбивались от многочисленных крейсеров противника, эскадра приблизилась к «Суворову». «Суворов» без грот-мачты и задней трубы, с обломком фок-мачты, с разрушенными мостиками и носом, громадными пожарами, прорезал, как слепой, русскую колонну.

«Около 4 час. 20 мин. «Суворов» еще раз прорезал наш строй. К этому времени он потерял обе трубы и мачты и представлял сплошной костер от носа до кормы. Вид его был неузнаваем и ужасен. Так как появление «Суворова» вблизи нашей колонны многим показалось неожиданным, то некоторые корабли приняли его за разрушенный японский корабль и дали по нему несколько выстрелов. Со стороны японцев были предприняты против «Суворова» энергичные минные атаки. Он отстреливался одной уцелевшей 75-миллиметровой пушкой из кормового каземата. Для прикрытия «Суворова» «Бородино» и «Орел» открыли учащенный огонь по неприятельским миноносцам из всех орудий левого борта. На мостики была вызвана даже прислуга 47-миллиметровых орудий. Стреляли сегментными снарядами из 6-дюймовых башен, и неприятельские миноносцы отступили».

Когда с броненосца «Суворов» просигналили о необходимости снять с обреченного корабля раненого адмирала Рожественского и его штаб, то к кораблю подошел миноносец «Буйный». Командир миноносца «Буйный» капитан 2-го ранга Н.Н. Коломейцев впоследствии вспоминал: «Мачты сбиты, трубы сбиты, весь борт избит и продырявлен, краска на борту обгорела, а изнутри вырываются языки пламени … Картина напоминает мне жаровню с угольями». Раненый адмирал и 19 офицеров и ординарцев штаба были сняты с «Суворова» на миноносец «Буйный». В это время на броненосце действовало только одно орудие кормового каземата. Сигналом с «Быстрого» адмирал Рожественский известил эскадру, что передает командование адмиралу Небогатову.

Беспомощный и брошенный эскадрой флагманский корабль «Князь Суворов» был атакован в 19 час. 29 мин. вечера отрядом японских миноносцев и потоплен взрывом выпущенных в упор четырех торпед. Недалеко от «Суворова» затонул пытавшийся защищать его транспорт «Камчатка». Командир корабля капитан 1-го ранга Игнациус, все офицеры и личный состав «Суворова» погибли с флагманским кораблем.

Около 19 час. броненосец «Александр III», с громадными пробоинами, с большим креном и пожаром, сигналя «Терплю бедствие!», вышел из строя. Броненосец быстро повалился на правый борт, дав последний залп из двух уцелевших орудий средней башни. Его днище показалось над водой, и на него успело взобраться несколько десятков человек, которые все погибли при погружении корабля. К нему бросились крейсера и миноносцы, но неприятель их усиленно обстрелял. С броненосца «Император Александр III» спасенных не оказалось.

Воспользовавшись отходом на юг отряда японских броненосцев, временно потерявших русскую эскадру, «Бородино» собрал оставшиеся корабли и повел их к северу. Когда японские броненосцы, идя с юга параллельным курсом, догнали колонну, «Бородино» подвергся сосредоточенному обстрелу, но упорно продолжал идти на Владивосток, уже не маневрируя. Артиллерия «Бородино» стала понемногу замолкать. На нем начались сильнейшие пожары. Горели кают-компания, адмиральские помещения, носовые казематы, кормовые мостики, на которых рвались 47-миллиметровые снаряды. Происходили непрерывные попадания в его ватерлинию залпов 12-дюймовых японских орудий. У борта поднимались громадные столбы воды, окутанные дымом и пламенем. Из орудийных казематов броненосца вырывались огромные языки огня. В последний момент произошел взрыв боезапаса, из воды у ватерлинии взмыло огненное пламя и броненосец в одну минуту повалился на правый борт. Некоторое время корабль еще плавал вверх килем, а его винты продолжали вращаться. Бегавшие по днищу люди махали руками и взывали о помощи. Неожиданно произошел внутренний взрыв боезапаса, корпус ушел под воду и все погибли.

С наступлением темноты бой прекратился. Ночью уцелевшие корабли русской эскадры потеряли друг друга. Только небольшой отряд под командованием адмирала Небогатова, отбиваясь от минных атак противника, продолжал сохранять организованное управление. В результате ночных минных атак были потоплены броненосцы «Наварин», «Сисой Великий», крейсера «Адмирал Нахимов» и «Владимир Мономах», миноносец «Безупречный».

Утром 15 мая отряд из пяти кораблей адмирала Небогатова (броненосцы «Император Николай I», «Орел», «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и крейсер «Изумруд») оказался окруженным японскими кораблями во главе с адмиралом Того. Все корабли неприятеля не имели никаких наружных повреждений! С большой дистанции крейсер «Касуга» открыл огонь по флагманскому кораблю «Император Николай I». Русская колонна остановилась и застопорила машины. «Николай» на огонь противника не отвечал и поднял сигнал: «Окружен, сдаюсь». Затем было передано по отряду: «Окруженный превосходными силами неприятеля, вынужден сдаться». Только броненосец «Орел» еще до поднятия сигнала о сдаче открыл огонь из орудийной башни. Японцы не сразу разобрали сигнал Небогатова и продолжали обстрел неподвижного флагмана. На нем была разбита дымовая труба, получена огромная пробоина в носовой части у ватерлинии, возник пожар на носовом мостике. Адмирал Небогатов приказал поднять японский флаг. Крейсер «Изумруд» дал полный ход, бросившись на прорыв через смыкавшуюся линию японских крейсеров. За ним погнались два японских крейсера, но «Изумруд» вырвался из кольца. Прорвавшись к русским берегам, команда затопила крейсер «Изумруд» в бухте Св. Владимира. Также японцам удалось взять в плен миноносец «Бедовый» с раненым адмиралом Рожественским. Затоплены личным составом во избежание захвата противником транспорт «Иртыш», миноносцы «Буйный» и «Блестящий».

Днем 15 мая в одиночку были добиты японцами рассеявшиеся корабли: броненосец «Адмирал Ушаков», крейсер «Светлана», миноносцы «Бодрый» и «Громкий». Крейсер «Дмитрий Донской» вступил в неравный бой с 6 крейсерами противника. И только после того, как был израсходован боезапас, «Дмитрий Донской» был затоплен своей командой. Прорвались во Владивосток крейсер «Алмаз», миноносцы «Бравый» и «Грозный». Крейсера «Олег», «Аврора» и «Жемчуг» ушли в нейтральный порт на Филиппинских островах, миноносец «Бодрый» - в Шанхай и разоружились

Цусимский бой 14-15 мая 1905 года закончился катастрофой для 2-й Тихоокеанской эскадры и военно-морских сил России. В бою потоплен 21 корабль из 38, взяты в плен 5 кораблей, разоружились 6 кораблей, прорвались 4 корабля, из них один был затоплен личным составом, задержан японцами 1 госпитальный корабль, отпущен японцами 1 корабль, вернулся в Балтийское море 1 корабль. Всего личный состав эскадры насчитывал 16170 человек. Потери личного состава эскадры: убито и утонуло офицеров 208, артиллеристов 75, нижних чинов 4761, а всего 5044 человека. Взято в плен офицеров 225, артиллеристов 87, нижних чинов 5670, всего 5982 человека. Осталось на разоруженных кораблях 2110 человек. Прорвалось во Владивосток 870 человек.

Японский флот в Цусимском бою потерял три миноносца!

После окончания русско-японской войны и подписания в Портсмуте мира на тяжелых для России условиях в Петербурге решили провести судебный процесс по поводу сдачи кораблей в Цусиме. Кроме адмирала Небогатова к ответственности привлекались командиры сдавшихся броненосцев и весь их офицерский состав. Кроме того, шло следствие по делу о сдаче миноносца «Бедовый», по которому обвиняемыми проходили адмирал Рожественский, офицеры его штаба, командир и офицеры миноносца «Бедовый». Таким образом, Рожественский, Небогатов, их штабы, командиры взятых в плен кораблей и все офицеры должны понести кару за гибель флота в Цусиме. Адмирал Небогатов и командиры кораблей «Николай I», «Адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин», получивших в бою незначительные повреждения, сохранивших артиллерию, снаряды и спасательные средства, приговорены судом к расстрелу с заменой заключением в крепость сроком на 10 лет. Офицеры сдавшихся кораблей от ответственности были освобождены, так как подчинялись приказам своих начальников и их осуждение было бы равносильно требованию бунта и неповиновения на корабле. Адмирал Рожественский, взятый в плен на миноносце «Бедовый» в бессознательном состоянии, от ответственности за сдачу был освобожден. Признаны виновными и присуждены к расстрелу с заменой заключением в крепость на 10 лет организаторы сдачи - начальник штаба адмирала Рожественского капитан 1-го ранга Клапье-де-Колонг, флагманский штурман полковник Филипповский, флагманский минер лейтенант Леонтьев и командир миноносца капитан 2-го ранга Баранов. Всех офицеров «Бедового» и остальных чинов штаба Рожественского от ответственности освободили. Все осужденные были освобождены по амнистии через 2 года в 1909 г.

Поражение русской эскадры в Цусимском бою в исторической науке определены следующими причинами: «Разгром эскадры был обусловлен значительным превосходством противника в силах, техническим несовершенством русских кораблей, недостаточной боевой подготовкой личного состава, бездарностью командования. Словом, поражение было предопределено экономической отсталостью царской России, гнилостью ее политического строя и авантюристичностью внешней политики самодержавия».

О каком техническом несовершенстве русских кораблей можно говорить, когда в ходе Цусимского боя в японский флагман броненосец «Миказа» попало 36 снарядов, а, например, в броненосец «Орел» - 142! «Орел» удержался на плаву и не погиб только потому, что наступила ночь и бой временно прекратился. Следовательно, погибшие в Цусимском бою русские броненосцы в ходе сражения получили гораздо больше попаданий японских снарядов, чем броненосец «Орел»! По оценке самих японцев на флагманском корабле адмирала Того «Миказа» была повреждена боевая рубка, передние и задние мостики, убита и ранена вся прислуга одного орудия, пробиты трубы, повреждены стволы орудий, разбиты казематы и палуба. Можно себе представить, что осталось бы от броненосца «Миказа» (и соответственно от других японских кораблей), когда в него попало хотя бы 142 русских снаряда!

Следует возразить и о якобы слабом бронировании русских кораблей. Японцы провели весь бой одними фугасными снарядами, без применения бронебойных. В ходе сражения ни на одном русском корабле не была пробита броневая защита. Гибель броненосца «Ослябя» произошла в результате срыва броневых плит верхнего пояса защиты. Это происходило вследствие большого числа попаданий японских фугасных снарядов 12-дюймового калибра. Броневой пояс «Князя Суворова», «Императора Александра III» и «Бородино» остался невредимым и позволил им сохранять живучесть долгое время. Их опрокидывание и гибель («Император Александр III» и «Бородино») произошла в результате накопления воды во время тушения пожаров и крена. Между прочим, японские офицеры после сражения выразили крайнее удивление по поводу стойкости наших броненосцев, оставшихся в строю, даже получив столь тяжелые и многочисленные повреждения.

Общие потери русского флота в войне с Японией были ужасными. В войне на море японскому Соединенному флоту удалось уничтожить корабли Тихоокеанского и Балтийского флотов (2-я Тихоокеанская эскадра) почти в полном составе.

Безвозвратные потери русских и японских боевых кораблей в войне 1904-1905 гг.

броненосцы броненосные крейсера легкие крейсера канонерские лодки миноносцы Всего

Если сравнить потери противников по броненосцам, основной ударной морской силе того времени, то соотношение потерь русских кораблей по сравнению с японскими будут просто фантастическими - 17:2! Дорогая цена была заплачена российским военно-морским флотом за тактическую безграмотность и недостатки в организации армии, отставшую от стремительно растущего технического оснащения современным для того времени вооружением.

Адмирал Макаров С.О. в книге «Рассуждения по вопросам морской тактики» совершенно верно отметил один из решающих факторов победы в морском бою: абсолютную и решающую роль флотоводцев в достижении победы. Таким образом, главными причинами бесславного поражения русского флота в Цусимском бою - отсутствие воли к победе, как у высшего морского командования, так и у большинства офицерского состава боевых кораблей, низкая боевая подготовка и отсталая организация вооруженных сил.

Более трагичного и кровопролитного морского сражения, чем бой при Лепанто, история не видела. В нем участвовали два флота – Османский и Испано-венецианский. Состоялось крупнейшее морское сражение 7 октября 1571 года.

Ареной битвы стал Пратсский залив (мыс Скроф), что около Пелопоннес – полуострова Греции. В 1571 году был создан Союз католических государств, деятельность которого была направлена на объединение всех народов, исповедующих католичество, с целью оказания отпора и ослабления Османской империи. Просуществовал Союз вплоть до 1573 года. Так самый крупный в Европе испано-венецианский флот, численностью 300 кораблей, принадлежал коалиции.

Столкновение враждующих сторон произошло неожиданно утром 7 октября. Общая численность кораблей составила порядка 500. Османская империя потерпела сокрушительное поражение, нанесенное флотом Союза католических государств. Погибло более 30 тысяч человек, на долю турок пришлось 20 тысяч убитых. Это крупнейшее морское сражение показало, что османы не являются непобедимыми, как на тот момент многие считали. В дальнейшем Османская империя не смогла вернуть себе позицию безраздельного хозяина Средиземного моря.

История: битва при Лепанто

Трафальгарское, Гравелинское, Цусимское, Синопское и Чесменское сражения – это также крупнейшие морские сражения в мировой истории.

21 октября 1805 года произошло сражение у мыса Трафальгар (Атлантический океан). Противники – флот Великобритании и объединенный флот Франции и Испании. Эта битва привела к череде событий предрешивших судьбу Франции. Наиболее удивительным стало то, что англичане не потеряли ни одного корабля в отличие от Франции, которая понесла потери в двадцать два. Более 30 лет после выше указанных событий понадобилось французам, чтоб нарастить судоходную мощь до уровня 1805 года. Трафальгарское сражение крупнейшее сражение 19 века, которое практически положило конец длительному противостоянию Франции и Великобритании, которое называли Второй столетней войной. И укрепило морское превосходство последней.

В 1588 году состоялось еще одно крупнейшее морское сражение – Гравелинское. По обычаю названое в честь района, в котором произошло. Этот военно-морской конфликт – одно из важнейших событий Итальянской войны.


История: Гравелинское сражение

27 июня 1588 года Британский флот полностью разгромил флот Великой Армады. Ее считали настолько же непобедимой, как и позднее, в 19-м веке будут считать Османскую империю. Флот испанцев состоял из 130 кораблей и 10 тысяч солдат, а Великобритании из 8500 солдат. Сражение было отчаянным с обеих сторон и силы англичан преследовали Армаду еще длительное время с целью полного разгрома сил противника.

Русско-японская война так же была отмечена крупным морским сражением. На этот раз речь идет о Цусимском сражении, которое состоялось 14-15 мая 1905 года. В битве принимали участие эскадра Тихоокеанского флота со стороны России под командованием вице-адмирала Рождественского и эскадра Императорского флота Японии, командовал которой адмирал Того. Россия в этом морском поединке понесла сокрушительное поражение. Из всей русской эскадры к родным берегам добрались 4 корабля. Предпосылками такого исхода послужило то, что японские орудия и стратегия значительно превосходили ресурсы противника. Россия в итоге вынуждена была подписать мирное соглашение с Японией.


История: Синопское морское сражение

Не менее впечатляющим и исторически важным стало Синопское морское сражение. Однако на этот раз Россия показала себя с более благоприятной стороны. Морской бой состоялся между Турцией и Россией 18 ноября 1853 года. Адмирал Нахимов командовал русским флотом. Ему для разгрома турецкого флота понадобилось не более нескольких часов. Причем Турция потеряла более 4000 солдат. Эта победа принесла флоту России возможность господства в Черном море.

Остались в прошлом, ведь сейчас армии с успехом осваивают даже не воздушную, а уже космическую стихию. Однако современникам они должны были казаться вселенскими, да и по нынешним меркам представить подобные столкновения очень сложно – почти невероятно!

1

Крупнейшее морское сражение произошло в новейшей истории – в октябре 1944 года. Флот союзников, который составили силы третьего и седьмого флотов США и корабли флота Австралии включал 211 крупных военных кораблей, которые сопровождали 1,5 тыс. самолетов. С японской стороны участвовали 57 боевых кораблей и несколько сот самолетов. Конечно, у последних не было никакого шанса.

2


Второе по величине сражение, произошло хоть и не в море, но зато это крупнейшее из когда-либо происходивших столкновений кораблей по количеству задействованных участников. Более 850 000 человек (правительственные войска и мятежники) сошлись на зеркале крупнейшего пресного озера Китая, чтобы решить свой спор силой. Произошло это в августе 1363 года.

3


Сражением при Гуанчжоу закончилось противостояние между монгольской династией Юань и династией Сонг в 1279 году. Со стороны первых сражались 100 боевых кораблей, а второй флот был в 10 раз больше. Как ни парадоксально, победили монголы, разбив флот Сонг наголову.

4


Сражение римлян с карфагенянами у берегов Сицилии состоялось в 256 году до н.э. Как же случилось так, что оно вошло в десятку самых крупных морских сражений? Очень просто, в боях уже тогда участвовали огромные морские силы – более 680 кораблей и с той, и с другой стороны. Потеряв около трети войск, карфагеняне отступили.

5


Битва за власть над Китаем произошла в 208 году н.э. Она имела решающее значение для всей страны, так как послужила толчком к раздроблению ее территории на две части – южную и северную. Современники разошлись в подсчете участников сражения: от 270 до 850 тысяч людей, поэтому – только пятое место.

6


Битва при Саламине произошла между греческим и персидским флотом в ходе Греко-Персидских войн. Со стороны греков участвовали 371 корабля (преимущественно триремы и пентеконторы), а вот персы не были так аккуратны в подсчете. Количество их кораблей ориентировочно оценивается в 300-600. Сражение случилось в 480 году до н.э., и, если вам интересно, победили греки.

7


Одно из крупнейших сражений Гражданской войны Римской империи, которое знаменито тем, что в нем принимал участие египетский флот, возглавляемый Клеопатрой. Она, как известно, сбежала, предрешив исход битвы, хотя сила была на стороне ее союзников: до 360 кораблей против 260 кораблей императора Октавиана. Случилось это в сентябре 31 года до н.э.

8


В этом морском сражении 1571 года христианский мир столкнулся с Оттоманской империей. Объединенный флот Святой Лиги состоял из 212 кораблей, оттоманы воевали 272 судами. Несмотря на численный перевес, турки потеряли 70% своего флота и до трети убитыми.

9


Ютландское сражение в 1916 году стало самым крупным и кровопролитным морским столкновением, произошедшим в ходе Первой мировой войны. Германский флот насчитывал 99 кораблей, тогда как флот Великобритании – 151, включая один авианосец. Несмотря на двойные потери кораблей и персонала, британский флот выиграл сражение, так как немецкие корабли не смогли прорвать блокаду.

10


Это одно из крупнейших сражений, произошедших между авианосцами, произошло в Филиппинском море в июне 1944 года. Всего 15 авианосцев США и 9 авианосцев Японии, а также 170 кораблей и 1,7 тыс. самолетов с той и другой стороны сошлись в схватке, в результате которой японский флот потерпел оглушительное поражение.

21 октября 1805 года произошло Трафальгарское сражение, в ходе которого британский флот одержал верх над франко-испанскими морскими силами. Морские сражения - это одни из самых интересных эпизодов в войнах между разными странами мира. Многие из морских боев решали исход войны, а также доказывали статус победителя как великой морской державы. Сегодня мы решили сделать подборку из пяти морских сражений, закончившихся полным разгромом противника.

День Трафальгарского сражения в Британи отмечается как день празднования победы Королевского флота под командованием вице-адмирала Горацио Нельсона над объединенным флотом Франции и Испании. Трафальгарское сражение произошло 21 октября 1805 года. Флот 47-летнего Нельсона дал решительный отпор французско-испанскому флоту, не допустив вторжения Франции в Британию. Сам лорд Нельсон сложил в сражении свою голову.

Трафальгарское сражение

Одно из самых великих морских сражений в мировой истории. Трафальгарское сражение произошло между британскими и франко-испанскими морскими силами 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис. Эта морская битва исторически была решающей между объединенным флотом Франции и Испании и Великобритании. Самое поразительное, что Франция и Испания потеряли в Трафальгарском сражении двадцать два корабля, а Великобритания - ни одного. Однако англичане потеряли командующего английским флотом вице-адмирала Горацио Нельсона. На вражеской стороне сражались французский адмирал Пьер Вильнёв, командующий всем объединенным флотом, и испанский адмирал Федерико Гравина, который руководил испанскими силами. Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции, она стала главным морским противостоянием XIX века и величайшим морским сражением в истории. Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке.

Гравелинское сражение

Это грандиозное морское сражение произошло 27 июля 1588 года между британским и испанским флотами к северу от Гравелина. Закончилось Гравелинское ссражение полным разгромом испанской Великой Армады, которую многие считали непобедимой. Сама Великая Армада состояла из 130 кораблей, основную часть которых составляли галеоны. Всё сражение и исход боя определили действия вице-адмирала Дрейка, адмирала Хокинса. Когда сражение подходило к победному концу, британцы не остановились - они ещё целых два дня преследовали Армаду.

Цусимское сражение

Ещё одна колоссальная морская битва произошла 14-15 мая 1905 в Русско-японской войне, ей дали название - Цусимское морское сражение, так как битва произошла в Японском море, в районе острова Цусима. В этой битве российская 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Хэйхатиро Того. Цусимское сражение - это было последняя битва в войне, в которой полностью разгромили русскую эскадру - практически все корабли были потоплены, часть успела капитулироваться, но только четыре корабля дошли до русских портов. В самом начале битвы японские корабли имели куда большее преимущество, чем русские, во-первых, по мощности артиллерийского огня, также по скорострельности орудий, а ещё в броне и скорости. Цусимское сражение повлияло на исход Русско-японской войны и вынужденное подписание Россией мирного договора.

Синопское сражение

Синопское сражение - это великий морской бой в истории мировых морских сражений. Русский Черноморский флот, под командованием адмирала Нахимова, сражался против турецкой эскадры, полностью разгромил противника. Само сражение произошло 18 ноября 1853 года. Сражение было масштабным, но очень быстрым - турецкий флот был разгромлен в течение нескольких часов. Потери турок составили свыше трёх тысяч человек, а раненый Осман-паша и другие пленники были взяты в плен. Победой в Синопском сражении русский флот завоевал господство на Чёрном море, но эта победа стоила России дорого, так как разгром турецкого флота стал поводом для Великобритании и Франции для вступления в войну на стороне Османской империи.

Новое на сайте

>

Самое популярное