Домой Стафилококк Сценарий досуга «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов. Русский сувенир - сценарии - ассоль

Сценарий досуга «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов. Русский сувенир - сценарии - ассоль

Русский сувенир
Концерт учащихся отдела народных инструментов


Сувенир, сувенир, русский сувенир.
Русский сувенир покорил весь мир.
Синь озер голубых, белые снега,
Подарила гжели матушка-земля.
Балалайки звонкие, тульский самовар.
Будет рад подарку всяк, и млад и стар. (сл. О. Чуриловой)

Здравствуйте, дорогие любители русской инструментальной музыки. Мы рады вас видеть на традиционном концерте учащихся отделения народных инструментов «Русский сувенир».
Надеемся, что исполнение юных музыкантов никого не оставит равнодушным. И я приглашаю на сцену самого юного участника..., в исполнении которого прозвучит р.н.п. «Теремок».

Русский народ всегда отличало гостеприимство и хлебосольность, и для вас звучит пьеса А. Филиппенко «Пирожки» .

Помимо профессиональной, авторской музыки, существует, как нам известно, народное искусство. Искусство безымянных авторов. Из всех видов народного музыкального творчества самым любимым, бесспорно, является песня. Как говорил в свое время русский композитор 19 века П.И. Чайковский: «Русская народная песня – есть драгоценнейший образец народного творчества». Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьезов, а в простоте и естественности».
Песня сопровождала русского человека всю жизнь: она была рядом в труде, и в борьбе с жизненными трудностями. Русские песни поражают своей мелодичностью, задушевностью, глубиной чувств, игривостью…

Р.н.п. «Уж ты, сад. Утушка луговая» в обр. Н. Любимовой

«Наурская лезгинка»

Эх, растяни гармошку, запевай-ка друг,
Выйдем за околицу, на зеленый луг,
Как в былые времена гуляет весь народ,
А девицы-красавицы водят хоровод.

Р.н.п. «Коробейники»

Безусловно, русская народная музыка, стала не только вдохновляющим началом для творчества композиторов 19 – 20 веков, но и сама обрела новое звучание.

«Вальс – мюзет» З.Бетман
В. Ерзунов. Лето в саду «Эрмитаж»
Д. Львов – Компанеец «Мамин вальс»

Подобно тому, как А. Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, М. Глинка стал основоположником русской классической музыки. Музыка Глинки пленяет необыкновенной красотой и поэтичностью, восхищает величием и ясностью выражения. Народ стал главным героем его творчества, а народная песня – основой его музыки.

М. Глинка «Жаворонок»

Какой бы пестрой и разнообразной ни была бы наша современная жизнь с ее сумасшедшими и стремительными темпами, какими бы разными ни были бы наши цели и задачи… нас всех объединяет великое чудо – любовь к народной песне.

Р.н.п. «Во лузях» в обр. Т. Грачевой

Удивительная судьба была уготована многим романсам и авторским песням. Родившись в недрах народной музыки и воплотив в себе её лучшие черты, некоторые из них стали поистине народными. Так произошло и с романсами В. Липатова на стихи М. Лермонтова. Народ бережно сохранил и поет замечательные песни эти, не зная, порой, имени одного из их авторов. А ведь долгую, завидную жизнь обеспечили им не только проникновенные стихи, но и музыка, достойная есенинского гения.

Муз. В. Липатова, обр. В. Фетисова «Клён ты мой, опавший»

В. Липатов «Письмо к матери»

Романс. Метель. И пела скрипка
о нежной повести души,
скрипела на ветру калитка,
свирели пели средь тиши.
Вздыхал рояль, виолончели
взлетали в снег, порхал гобой,
мы, слушая, душою пели,
метель играла в нас с тобой.
Пройдут века, года, но время,
Не постареет, не пройдет,
"Романс" из пушкинской "Метели"
Оркестром сердца вдруг споет. (Улекса фон Лу)

Цвелих Рэм. - Г. Свиридов. Романс из муз. иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»

Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть,
И по - дружески, с улыбкой,
Вдруг в глаза нам заглянуть.

И.Дунаевский «Стрелки» из к/ф «Веселые ребята».

Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет, то хохочет –
С нами делает,
Что хочет. (Леонид Яковлев)

Встречайте - оркестр русских народных инструментов!

К. Молчанов. Вальс из к/ф «Сергей Есенин».
П. Куликов. Фантазия на тему р.н.п. «Липа вековая».
р.н.п. в обр. А. Зверева «Как при лужку»

Вот и закончился наш концерт. Но добро, которое мы несем в своих душах и дарим друг другу, будет жить вечно.

Желаем вам счастья, здоровья, добра.
А вашему дому – любви и тепла!

Сулим С.Л., 2013 г.,
г. Мончегорск, Мурманская обл.


Место проведения: Зеленая роща

Время проведения: 11.00ч.

С 09.00ч. утра начинается трансляция праздника по звукоусиливающей аппаратуре и громкоговорителям, где дикторы приглашают всех желающих отдохнуть на лоне природы, развлечься под живую музыку.

С 10.00ч. начинается монтаж стоянок, двориков и юрт каждого сельского клуба и сельского Дома культуры района.

С 11.00ч. начинается официальное открытие народного праздника «С песней по жизни». Выступление официальных лиц.

По завершению выступления официальных лиц девушки в национальных костюмах преподносят хлеб-соль-мед официальным лицам.

Добро пожаловать на праздник песни народной!

Всех привечаем, всех встречаем.

По обычаям по российским

От души поклон вам низкий.

С добрым словом и с любовью,

И с хлебом-солью.

Исполняется башкирский танец в исполнении хореографического ансамбля «Озорная молодость» (рук. Р.Дейниченко)

На сцену под веселую народную русскую песню выходят двое ведущих в русских национальных костюмах.

Ведущий 1:

Добрый день, сударыни и сударушки!

Ведущий 2:

Добрый день, судари! Рады видеть нас на нашем празднике! А собрались мы здесь песни послушать, попеть, потанцевать, да и про песню узнать!

Ведущий 1:

В старину говорили: «Кто с песней живет, того кручина неймет».
«Как живется, так и поется»
«Где песни, там и молодость»
«Песня – душа народная».

Ведущий 2:

Испокон веку песня всегда была рядом с человеком и в радости, и в горе. От
самого рождения и до самой смерти.

Выходит молодая девушка, с венком на голове и в национальном костюме.

Ведущий 2 :

Ты откуда русская появилась, музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом.
В радости ли, в боли,
Или в птичьем свисте?
Ты скажи – откуда
Грусть в тебе и удаль,
Как ты появилась
С самого начала,
В чьем ты сердце билась,
В ком ты зазвучала?

Девушка /в русском костюме/:

Пролетали утки – уронили дудки,
Пролетали гуси -уронили гусли,
Их весною вешней

Нашла, не удивилась…

Ведущий 1: Ну, а песня?

Девушка: С песней на Руси и родилась.

Выходит девочка с куклой на руках. Звучит «Колыбельная».

Ведущий 1:

Песня русская – это просторы,
По которым всю жизнь нам идти,
Это батюшка -Дон у Ростова.
Это матушка — Волга в пути.
Песня русская – это пастуший,
Росный, радостный, ранний рожок,
Только сядь на минутку, послушай -
Ты заслушаешься, дружок.

Ведущий 2 :

Чем бы человек ни занимался хлеб жал, сено косил, сплавлял лес или тянул за собой баржу – всюду ему помогала песня. Дорогие наши зрители, гости! На сцене праздничной программы народный ансамбль русской и украинской песни «Кудерушки» с народной песней «Под окном широким».

Ведущий 1:

Я для песни душевной
Взял лесов зеленый шепот,
А у Волги в жар полдневный
Темных струй послушал рокот.
Взял у осени – ненастье,

У весны — благоуханье,
У народа взял я счастье
И безмерное страданье.

Ведущий 2:

Пели за рукоделием, пели о тяжелой женской доле. Народ жалел женщину и в песнях называл ее ласково лебедушкой, утушкой, павушкой, рябинушкой. Встречаем народный ансамбль украинской песни «Хуторок». (с рукоделием в руках)

Ведущий 1 :

Что же ты за сердце меня трогаешь,
Песня задушевной старины?
То ль в тебе живет душа высокая,
То ли отблеск зыбкой тишины?
То пускаешь сокола за облако,
Разводя руками горький дым,
То вдовой выходишь, одинокая,
Одарить цветами молодых.
Все народные песни о любви. О любви и родной земле, а значит и к людям, которые на ней живут, к родным и дорогим. На сцене праздничной программы народный башкирский ансамбль «Аманат».

Ведущий 2:

То уводишь хороводы в поле,

То сжигаешь в пляске ты себя!

Ты вовек созвучна русской доле,

Песня родниковая моя!

Вспомните: умирает ямщик в степи, раненый ли боец во чистом поле в последнюю минуту – их мысли обращены к родному дому, к батюшке и матушке. О жизни, о доле своей поет русский человек в песнях. Русская народная песня «Ой на горке калина». На сцене народный ансамбль «Кудерушки».

Ведущий 1 :

Песня появилась очень давно. Тогда еще собственно и разделения – то не было на рассказ и песни. Не торопясь, торжественно рассказывали певцы о богатырях и их подвигах во славу русской земли. И называли эти песни-рассказы былинами.

Ведущий 2:

А еще бродили по свету скоморохи – мастера на все руки: они и спеть, и сплясать, и сказочку рассказать. До сих пор помнит народ их шуточные песни про то, как «комара муха женила» да про то, как «во зеленом во бору жила барыня-блоха». Так и зовут те песни -скоморошины.

Ведущий 1 :

Ну, а в редкие те времена на праздники звучали веселые плясовые песни, да под гармошку, да с припевками! Встречаем народный татарский ансамбль «Энжелэр».
(Плясовая, частушки.)

Ведущий 2:

Как затянет, как зальется
Православный наш народ,
Ведь откуда что берется,
Прямо к сердцу так и льнет!
Запоет про темпу ночку
Иль про белые снега.
Про купеческую дочку,
Про шелковые луга.
Запоет про сине море
Иль про матушку-реку
Про кручину и горе, Про сердечную тоску.

Ведущий 1 :

И мы сейчас споем, но не про тоску, а про что-нибудь веселое. Русская народный песня «Курочка». На сцене праздничной программа народный ансамбль русской песни «Сударушка».

Ведущий 2:

На Руси всегда любили петь хором, вместе. Это прекрасно получалось в хороводах, которые водили девушки и парни. Ни один праздник, ни одни посиделки не обходились без хороводов. Хороводных песен знали много и одну из них мы сейчас услышим в исполнении народного ансамбля «Кудерушки». И всех гостей и зрителей мы просим присоединиться в наш чудесный хоровод!!!

(Звучит хороводная песня)

Ведущий 1 :

Кроме хороводных песен, были и хороводы-игры, в которых и пели и играли.

(Хороводная игра.)

Ведущий 2:

В одной из песен есть такие слова «Какая песня без баяна». А еще? Какая песня без …?

/гармошки, балалайки/.

Ведущий 1 :

Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны.
Говорят, из моды вышли
Песни русской старины.
Ну, кленовая, наддай-ка,
Прозвени во все концы
Балалайка, балалайка,
Золотые бубенцы.
Ты и нынче не робеешь,
Ты одна на всю страну,
Ты заливисто умеешь
Тронуть русскую струну.
С удалым народным сердцем
Ты сроднилась навсегда,
В золотых руках умельцев
Ты не смолкнешь никогда!

Ведущий 2:

Песня русская — не голошенье,
Не дебош, не надрывная грусть.
Это тихое разрешенье
Рядом сесть и в глаза заглянуть.
Все она своим сердцем объемлет,
Ей и 20, и 1000 лет.
Песню русскую, русскую землю
Так люблю, что и слов больше нет!

Ведущий 1:

Песня была частью духовной жизни человека, опорой в его нелегких трудах и заботах. Песня и сейчас заставляет нас радоваться и печалиться, любить и разочаровываться, жить и умирать. Песня объединяет нас, поющие песню - кровные родственники, близкие душою. Только с песней понимаешь, что мы дети одной Родины, что у нас
один общий дом – Россия.

Ведущий 2 :

Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка.
Ай да песни, что за песни,
Распевает наш народ!
Золотые, удалые,
Песни русские, живые –
Молодецкие!
»Песня о России» – исполняет народный ансамбль «Кудерушки».

Ведущий 1: :

А теперь гости и ваш черед,
Кто частушки тут споет?
(Конкурс "Частушки веселушки")

Ведущий 2:

Наш веселый праздник дружно продолжаем.
Конкурс наш "А вам слабо?"
Вместе объявляем!

Конкурс "А вам слабо?" для мужчин.
1.Кто расколет кулаком доску
2.Кто вперед выпьет молоко из бутылки и т.д.
По окончании мужчины клянутся "После праздника легко, будем пить лишь молоко".

Ведущий 1:

Молодцы наши мужички, постаралась да на славу! А сейчас шагаем дальше, плясунов мы выбираем!

Ведущий 2:

Всех танцоров приглашаем!

Ведущий 1:

Эй, гармошки, заиграйте

Ведущий 2:

Лучших плясунов праздника нашего выбирайте!

Идет конкурс плясунов под татарскую музыку.

Ведущий 1:

А сейчас для всех для вас

Будет русский перепляс.

Кто станцует веселей?

Подходи сюда скорей.

Читают по очереди ведущие:

Кадриль - старинный танец,

Любимый на Руси.

Через века, столетья

Танцуем теперь мы.

Умели наши деды

Душою отдохнуть:

И в поле поработать

И весело гульнуть.

Играй, гармонь веселая,

И балалайка пой,

Пройдись-ка, моя милая,

Я - следом за тобой.

«Какая пара славная!» -

Дивится весь народ.

«Вот удаль молодецкая

Красу свою ведет!»

Походочкою плавною

Манерно и легко

Танцует девка с парнем,

Соперницам назло…

Прошли года, столетья.

Не тот уже народ,

Но память он о предках

С любовью бережет.

И вот старинный танец,

Известный на Руси,

Через века, столетья

Танцуем теперь мы…

Танец «Кадриль».Исполняет хореографический ансамбль «Озорная молодость». Всех зазываем танцевать на поляне.

Ведущий 2:

У народа песня неотделима от жизни, как душа от тела.

Песня русская в берёзах,

Песня русская в хлебах -

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах.

На ветру шумят рябины.

Каждый слушать их готов!

Сколько песен у России -

Столько во поле цветов.

Кто сложил её - не знаю.

Только песня та добра.

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

А слова её простые

Душу трогают до слёз.

Сколько песен у России -

Столько в рощицах берёз.

Песни русские такие,

Что охота подпевать,

Сколько песен у России -

Ведущий 1:

Низкий поклон вам, добрые люди!

Счастья, здоровья и долгих лет…

Разве за песни кто нас осудит?

Раз нету песен - и жизни нет.

Над головою чистого неба

Нам бы хотелось вам пожелать,

Славы, застолья, досыта хлеба,

С песнями жить и не унывать.

Ведущий 2:

Русская пословица гласит: «Делу - время, потехе - час!».

Вот настал момент прощанья.

Будет краткой наша речь,

Говорим вам: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»

Главное действие на сцене закончилось. Далее идет концертная программа сольных вокалистов. Жюри оценивают стоянки, дворики. Идет подведение итогов. Завершение праздника.

План подготовки к проведению народного праздника

«С песней по жизни»

№п

Наименование работы

Сроки выполнения

Ответственные

Установка звукоусиливающей аппаратуры

08.06.2013г.

Сафин И.М.

Подготовка сценария праздника

01-05.06.2013г.

Ганиев Н.Р.

Хомякова М.А.

Подготовка сценария театрализованного представления

01-05.06.2013г.

Арсланова А.Т.

Репетиция музыкального блока и театрализованного представления

06-07.06.2013г.

Ломанец В.А.

Хомякова М.А.

Ганиев Н.Р.

Лынник И.П.

Арсланова А.Т.

Дейниченко Р.Х.

Монтаж/демонтаж конструкций сцены

06-07.06.2013г.

Османов М.А.

Подготовка, пошив и ремонт костюмов

01-07.06.2013г.

Карпова Н.Ф.

Перевозка участников художественной самодеятельности

06-08.06.2013г.

Шарафутдинов Р.З.

Художественный руководитель – С.Тупицо


Ведущая: Добрый день, дорогие друзья, коллеги, студенты, гости. Мы рады новой встрече с Вами. Сегодняшнюю программу мы назвали «Музыкальные картинки о Русских народных инструментах»
Свою жизнь, Русский народ всегда окружал песнями и музыкой льющейся из Русских народных инструментов….. тогда в душе всё поёт, и, ничто так не близко человеку, как звук родного, знакомого с детства, инструмента. Эта необыкновенная палитра звуков разольётся сегодня в зале в исполнении Лауреата международных и межрегиональных конкурсов, оркестра народных инструментов Красноярского колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича. Художественный руководитель – Ольга Гринберг

1). Ведущая: Все мы знаем, что музыка лечит. И, как бы хорошо не складывалась наша жизнь, тревогу приходится иногда ощущать. Чтобы избавиться от этого чувства, нам советуют слушать музыку Шопена, Вальсы Штрауса и конкретное произведение Антона Рубинштейна - «Мелодия» Если сейчас в зале, у кого – то присутствует хоть малейшая тревога, она пройдёт, как только мы услышим эти чарующие звуки в исполнении Виктории Фёдоровой
Класс преподавателя Лилии Владимировны Цветковой, концертмейстер – дипломант международного конкурса Мария Ивановна Морозова

2). Ведущая: Мегюль «Соната» 1-часть. Исполняет Студ,__ Курса Галина Кулак. Класс преподавателя Алексея Николаевича Непомнящих

3). Ведущая: Гитарист Джон Ричардс, так выразил через стихи свою любовь к инструменту.

Струны дрожат,
Пальцы по грифу носятся,
В поисках стройного лада,
Льётся легато,
Бьётся о рифы
Статных аккордов мажорного ряда.
Скрыт исполнитель созвучным единством,
Со сладкоголосой гитарой своею,
Сердце пространной волною кружится,
Нотного танго гимнов Орфея.
Импровизация, ветер, свобода,
В перстах искусника будят восторг,
Слух затаив перезвоном гармоний,
Сея молвою придатки, как Бог.

Жермаль. "Баден-джаз-сюита" 1 часть. Исп. Студ._________ курса Елизавета Лаврентьева, Класс преподавателя Натальи Юрьевны Замятиной

4). Россини. Каватина Фигаро из оперы "Севильский Цирюльник". Исполняет Студ,__ Курса Иван Екименко, Класс преподавателя Юрия Васильевича Дунаева

5). Ведущая:

Домра, как забытая царица,
что жила когда-то на Руси.
Балалайки старшая сестрица,
звуком ладным в голубой выси.
Разносила на потеху миру,
в скоморошьих озорных руках
Складных песен звонкую сатиру,
в старых сказках, баснях и стихах.
Но навет коварный и злобливый,
звуки домры захотел избыть,
Словно ворог жалкий и трусливый,
что желает свой позор забыть.
Он молчанье струнам тем заветным,
напророчил дерзкою рукою,
Чтобы песни их потоком светлым,
истекли безвременья рекою.
Но наветы домре не преграда,
сквозь столетья звук её чудесный,
Как судьбы достойная награда,
снова льётся радостною песней.

На сцене - Трио домр: Студентка_4_ Курса Алёна Черкова, Студентки 2-го курса - Анастасия Соломатина, Шончалай Мижит-Доржу. Класс преподавателя Оксаны Игоревны Стрельченко, концертмейстер – Ольга Черноярова. Артемьев, "Романс"

6). Ведущая: Ни для кого не секрет, что «Румба» это танец, танец ЛЮБВИ. Румба появилась в Гаване в 19-ом веке в комбинации с европейским Контрданс. В Испании слово «rumbo» означает «путь», в русском языке, морской аналог «румбы» - направление.
Люцио " Румба». Исполняет Студ,_2_ Курса Начин Биче-оол, класс преподавателя Елена Владимировна Модерова

7). Ведущая:
Не страшны мне ни бури, ни рифы,
Если в струнном звучанье слышны
Возле пирса гитарного рифа,
Крики чаек и шелест волны.
Я хочу, чтоб гитара звучала,
Душу трогая каждой струной,
Словно жизнь без конца и начала,
И ничто не случится со мной.

Виницкий "Мерси". Исполняет Студ,_2_ Курса Михаил Попов, Класс преподавателя Ивана Николаевича Афанасьева

8). Ведущая:

РастерлИнькалась балалайка:
Так и сыплет - терлИ- терлИ...
Ну-ка, милая, подыграй-ка,
Да по-русски заговори!
Балалайки простые звуки,
Пусть не сразу, да и не вдруг,
Память крови раскроют внукам,
Чтобы вывести их на круг.
Балалаечник разыгрался,
Веселись и пляши народ!
Жги, родимый, давай старайся,
и Оркестр - не подведёт!

Ермоченков. Концерт для балалайки с оркестром, 1-я часть. Исполняет Студ,_4_ Курса, Никита Краснов. Преподаватель – Дипломант международного конкурса – Андрей Николаевич Шакорин. Концертмейстер – Лауреат всероссийского и дипломант Международного конкурсов – Юлия Балабанова

9). Богословский, сл. Родионова "Песня старого извозчика".
Исполняет - Елена Модерова. Аккомпанирует - Галина Шаравина. Концертмейстерский класс Владимира Викторовича Шахова.

10). Цинцадзе "Сачидао". Исполняет Дуэт домр: Студенты,_2_ Курса Елена Жукова и Анна Катрюк. Класс преподавателя Лилии Владимировны Цветковой, Концертмейстер – дипломант международного конкурса, Мария Ивановна Морозова
(Полный состав оркестра готовится, и, на тексте ведущей, выходит на сцену)

2-я часть концерта

11). Ведущая: К концу XIX века, для широких народных масс искусство было недоступно. С таким положением не могли мириться передовые люди того времени. Среди этих людей был и Василий Васильевич Андреев. Однажды, он услышал игру крестьянина Антипа на старинной балалайке. Звучание этого инструмента так восхитило Василия Васильевича, что он решил создать ансамбль балалаечников и разработал конструкции различных видов инструментов. Немногим позже, Андреев решил создать оркестр. Мастер Налимов изготовил музыкальные инструменты, с которыми всё зазвучало по-новому: ярко, колоритно.
Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Сегодня, он представляет собой особый синтез русского фольклора и европейского академического искусства… обладает при этом неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным символом русской национальной культуры.

Седой пеленою окутал туман,
Земли плодородное ложе,
О чем ты поешь, ясноокий Баян?
Твой голос мне сердце тревожит.
Ручьем льется песня, так нежен мотив,
Так сладостно гусли играют,
Что кажется, тонкие пальцы твои
Души моей струны ласкают.
И, словно проснувшись от долгого сна,
Встают чередой предо мною
Далекие, славные те времена,
Где каждый жил в мире с Землею.

Русская народная песня" У зори-то, у зореньки" обработка Веры Городовской. Дирижирует студентка 4 курса - Виктория Федорова, класс преподавателя Оксаны Игоревны Стрельченко

12). Ведущая: Музыка Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт» получила значение самостоятельных, художественных произведений. Полная партитура «Пер Гюнта» включает в себя двадцать три номера. Сейчас прозвучит один из них - яркая и красочная динамическая пьеса.
За дирижёрским пультом – Художественный руководитель оркестра
– Ольга Гринберг.

Эдвард Григ. "В пещере горного короля"

13). Ведущая: Николай Алексеевич Некрасов сказал:
Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте!
Спасибо вам скажет сердечное Русский народ.............

Сергей Рахманинов. «Русская песня»

14). Ведущая: Аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки, известен и узнаваем уже многими.

Астор Пьяццолла Танго "Mьетро дель Ангел" солистка Анастасия Парамонова,

15). Ведущая: Валенки, они же валенцы, волнушечки, выходки, пимы, катанки и чесанки – изобретение сравнительно недавнее, ему всего около двухсот лет. Образно говоря, люди уже шампанское пили, а валенок еще не знали. Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого в XVIII веке стали первыми валять валенки целиком, с голенищем. Испокон веков они – неотъемлемая часть русского костюма, русского образа жизни, русской зимы и даже русского характера. «Прост как валенок», «Ваньку валяет», «Не мытьём так катаньем» - навсегда вошли эти присказки в наш язык. И никому не надо объяснять, что они значат: и простоваты валенки, как русский мужичок, но и прочны, основательны и надёжны, как он, не подведут в трудную минуту!

В заключение концерта прозвучат вариации Александра Широкова на тему Р.Н.П. «Валенки»
Номер на «бис»: (нонстоп)
Ведущая: (по необходимости, сказать, после исполнения) Прозвучала Кубанская фантазия Юрия Зацарного "Брыньковский казачок"
Ведущая: Благодарим за внимание.
Наш концерт закончен.

Сл. 1. Здравствуйте уважаемые зрители! Сегодня наша встреча посвящена знакомству с русскими народными инструментами.

Сл.2. 16 февраля 2017 года состоялась встреча студентов музыкального отделения колледжа с оркестром русских народных инструментов Хабаровского института культуры. Для многих эта встреча стала открытием, а некоторые впервые услышали звучание народного оркестра.

Сл.3. Что же представляет собой оркестр русских народных инструментов? Какие инструменты входят в его состав. Группа струнных – оркестровые домры, балалайки и клавишные гусли. Группа баянов (иногда играют аккордеоны или же гармони). Группа ударных инструментов. Включают в состав оркестра и духовые инструменты русского происхождения, например, жалейки и свирели и европейские – флейты, гобои.

Сл. 4. Свою жизнь, Русский народ всегда окружал песнями и музыкой, льющейся из Русских народных инструментов… когда в душе всё поёт, и, ничто так не близко человеку, как звук родного, знакомого с детства, инструмента.

Сл. 5. Домра – один из наиболее древних русских народных инструментов. С ней связана варварская история истребления музыкальных инструментов, о которой нельзя не рассказать. Сл. 6. Первыми профессиональными исполнителями – музыкантами на Руси, можно сказать, являлись скоморохи. Они играли на домрах, жалейках, гудках и прочих народных инструментах, зарабатывая себе на жизнь. Под аккомпанемент домр скоморохи пели песни, в которых высмеивали попов, бояр и царскую власть. Сл. 7. В 1648 году приказом царя Алексея Михайловича Тишайшего было велено все домры и прочие музыкальные инструменты скоморохов собрать и сжечь. «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гуденные бесовские сосуды, и ты б те бесовские велел вызымать и, изломав те бесовские игры, велел сжечь. А которые люди от того ото всего богомерскаго дела не отстанут и учнут впредь такова богомерскаго дела держаться, и по нашему указу, тем людям велено делать наказанье.. велели бить батоги… а объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украйные городы за опалу».

Сл. 8. Такой трагической судьбы похоже не знал ни один музыкальный инструмент в мире. В результате таких мер по уничтожению домры после XVII века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят. Кажется, что история древнерусского инструмента на этом закончилась. Но домре было суждено возродиться из пепла. Домру вспомнили и отыскали только в конце 19 века создатели первого русского народного оркестра.

Сегодня домра – это солирующий инструмент, на котором можно играть любую музыку: народную, классическую, эстрадную… сл. 9. в исполнении Анны Сенниковой прозвучит произведение аргентинского композитора 20 века Астора Пьяццолы – «Верано Портено».

Сл. 10. Еще один струнный музыкальный инструмент, который можно услышать в оркестре народных инструментов – Балалайка. Она и плачет, и смеется… умеет петь жалобные песни и хлестать сатирой….

Балалайка – символ России. Она прошла сложный пусть до всенародного и всемирного признания. Многие исследователи считают прародительницей балалайки уничтоженную домру. Есть мнение, что после сожжения домр и появилась балалайка – с треугольным кузовом, чтобы не напоминать округлую домру. Первое упоминание о балалайке относится к 17 веку.

Сл.11. В 18 век влилась свежая струя и понемногу возрождается исконно русское искусство. Голос народных инструментов звучит всё громче.

Сл.12. Василий Васильевич Андреев. Русский дворянин, услышал однажды, как крестьянин сл.13. Архип играет на балалайке. Андреев – музыкант самоучка, играющий на скрипке, потратил год, чтобы освоить балалайку. В 1887 году он впервые выступил на концерте как солист под аккомпанемент рояля, сделав, таким образом, балалайку инструментом концертной эстрады.

Сл. 14. Андреев создал вначале «Кружок любителей игры на балалайке», а позже преобразовал его в Великорусский оркестр. Сл. 15. 20 марта 1888 г. впервые состоялось публичное выступление «Кружка любителей игры на балалайках». Эта дата считается днем рождения русского народного оркестра. Спустя три года после первого своего выступления, Андреев с оркестром едет в Париж. Сл.16. Василий Андреев популяризировал русскую балалайку и усовершенствовал инструмент. Он тесно сотрудничал с мастером Семеном Налимовым, который по чертежам музыканта создавал оркестровые инструменты сл.17 - балалайки: дискант, пикколо, прима, тенор, альт, бас и самая большая – балалайка контрабас. А также по сохранившимся зарисовкам мастер сумел восстановить домру, и создать оркестровые домры.

Францию, Англию и Америку покорили русские оркестры. Балалайка стала модной и востребованной, она появилась в заграничных магазинах, а желающие научиться играть на ней не иссякали.

Сл.18.Балалайка превратилась в символ России.
сл. 19. Ян Артюшенко. Калинка.

Сл. 20. Гитара.

Сл.21. В средние века гитару привезли в Испанию из Рима. Она имела 5 сдвоенных струн. Такая гитара получила название «Испанская гитара» и была очень распространена в 15 веке. В 18 веке у испанской гитары появляется шестая струна. В Европе гитара была известна уже на протяжении пяти веков. А в Россию она попала относительно поздно.

Сл.22. В начале 18 века западная музыка стала широко распространяться в России. Благодаря композиторам Италии, гитара получила основательное место в России. Николай Макаров был одним из первых исполнителей на гитаре в России. А вот в начале 19 века, с помощью деятельности талантливого гитариста Андрея Сихры, популярна становится 7и струнная гитара. Он написал более тысячи произведений для 7и струнной так называемой «русской» гитары.

Сл. 23. В настоящее время достаточно часто гитара используется в составе русского народного оркестра как солирующий инструмент.

Сл24. Преподаватель института культуры Анатолий Егоров исполнит произведение Томми Эмануэля «Ангелина».

Сл.25. Аккордеон. Гармонь. Баян.

Во времена управления русским народным оркестром Андреевым, оркестр состоял из струнных инструментов – балалайки, домры, гусли. В 50-е годы 20 века в качестве эксперимента в оркестр были включены сначала гармони, затем баян. С тех пор представить русский народный оркестр без баяна практически невозможно, инструмент получил свою функцию в оркестре.

Сл.26. В 1821 году потомственный немецкий мастер Фридрих Бушман создал первую губную гармошку, для того, чтобы упростить настройку органа и фортепиано. А в 1822 году он присоединил к губной гармошке кожаный резервуар – похожий на современный мех аккордеона. Он назвал свой инструмент ручной эолиной, и так же использовал его в настройке органа. На таком инструменте можно было исполнить только мелодию.

Мало кто знает, что аккордеон – чуть ли не единственный музыкальный инструмент, чье рождение зафиксировано с точность до одного дня. Сл.27. Произошло это значимое событие 6 мая 1829 года в Австрии. Русский по происхождению, органный мастер Кирилл Демиан, проживающий в Вене, усовершенствовал эолину Бушмана. ОН добавил аккордовый аккомпанемент – когда одной кнопкой можно сыграть целый аккорд. Через время он оформил патент на изготовление нового инструмента, который он назвал аккордеон, так как наличие аккордового звучания было яркой особенностью.

Аккордеоны стали выпускать в Италии, Германии, Австрии и Франции.

Сл.28. А как этот инструмент появился у нас, в России? Рассказывают о том, что это произошло на Нижегородской ярмарке. Оружейник из Тулы Иван Сизов, услышал звуки необыкновенного инструмента. Его настолько восхитил звук, что он сторговал у заморского купца чудесный инструмент. Когда мастер пришел домой, он разобрал инструмент и по его подобию смастерил еще несколько для своих друзей. Инструмент настолько полюбился людям, что его производство приняло массовый характер.

В разных уголках стали изготавливать огромное количество разновидностей гармоней, которые были приспособлены для исполнения местных мелодий и напевов. Так появились: Саратовская, Тульская, Ливенская, Сибирская.

Сл.29. Наверное, будет интересно узнать, кто был создателем баяна и почему так назвали инструмент? Произошло это в 1907 году. Русский мастер Петр Стерлигов создавал необыкновенные по красоте и качеству звучания гармони. Сл.30. И однажды гармонист Яков Федорович Орландский-Титоренко заказал мастеру изготовить инструмент с хроматическим строем. Инструмент такой был изготовлен и превзошел все ожидания, его технические особенности и тембровая окраска превзошли все ожидания. Было решено назвать инструмент баяном, в честь музыканта - сказителя Бояна. К большому сожалению, этот самый первый баян не сохранился, так как был утерян в годы блокады в Ленинграде во время Великой Отечественной Войны.

Сл.31. С аккордеоном, баяном, гармонью связан большой отрезок русской культуры. Эти инструменты поднимали дух людей в военные годы, объединяли и поддерживали в трудную минуту. ДА и праздники в деревнях не проходили без них.

Сл.32. Каждый год в третью субботу марта отмечается всероссийский день баяна, аккордеона и гармони.

Сл. 33 Котелевский «Скерцо» Банникова К.В.

Сл. 34 Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Сегодня, он представляет собой особый синтез русского фольклора и европейского академического искусства… обладает при этом неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным символом русской национальной культуры .

Стол ломится от вкуснейших угощений, заводная музыка и бесконечные славянские потехи кружат голову. Весело, шумно и так сердечно! Славны молодцы да красны девицы, вечеринка в русском народном стиле ничуть не уступает любой новомодной теме. А какие яркие и красочные фото останутся на память о дне рождения, девичнике или просто гулянки в дружной компании!

Оформление

Сложностей особых нет, но деталей масса. Попросите друзей разобрать антресоли и дачные запасы – наверняка там хранится что-то подходящее для оформления в русском народном стиле.

Если нет – вооружитесь картоном и красками, распечатывайте и клейте изображения. Купите обои, бумагу, салфетки и ткани с национальными узорами. Для декораций подойдут:

  • полевые цветы, подсолнухи, маки, солома, букеты колосьев;
  • связки баранок, лука и чеснока, рябиновые бусы, ароматные травы в букетах или мешочках;
  • плетеная, глиняная и деревянная посуда, бочонки и кадки, горшки и, конечно, расписной самовар;
  • чтобы спрятать неподходящие обои, идеально подойдут Павлово-Посадские платки и Жостовские подносы;
  • лапти можно развесить по стенам или вместе с валенками использовать как вазы для композиций;

  • матрешки, резьба по дереву (игрушки, посуда, картины), настоящая хохлома и гжель не только добавят помещению русский народный колорит. Но и наверняка привлекут внимание гостей вечеринки, так что можно устроить мини-выставку;
  • картонные «когти», глаза от старой мягкой игрушки, несколько дешевых ковриков с длинным ворсом. Раскроить, сшить с изнанки – медвежьи шкуры готовы;
  • из веточек сплетите декоративную ограду. Миниатюрную, как часть композиций;
  • поспрашивайте у знакомых «бабушкины» полосатые коврики. Впишутся идеально, да и от современного паркета внимание отвлекут;
  • балалайки, гусли, ложки, бубенцы, баян и т.д. Конечно, найти настоящие инструменты сложно, а вот сделать из картона и раскрасить легко. Пригодятся для фото и артистичного сценария – добавят антуража.

Печка – шикарная фотозона для тематической вечеринки в русском народном стиле! Например, картонная, нарисованная или фотообои. Но мы рекомендуем частично функциональный вариант:

  • Прямоугольный стол, самый обычный. По периметру до пола закройте плотным картоном или фанерой со всех сторон;
  • Вырежьте с «фасада», у пола, полукруг-топку. Приладьте бумажный «огонь», положите несколько поленьев, поставьте чугунок;
  • Сделайте из коробки трубу, приклейте скотчем к крышке стола;
  • Оклейте все белыми обоями под камень, штукатурку;
  • Украсьте «печь» растительным орнаментом, например, обойным кантом.

На такой печке можно будет позировать для фото (прямо лежа или сидя, как Емеля!) или поставить на нее угощения. Получится ну очень атмосферно!

Приглашение

Конечно, в русском народном стиле – имитация древнеславянского шрифта и обращения князь-княжна или боярин-боярыня, синонимы вечеринка – гуляния, конкурсы – забавы, танцы – пляски под частушки.

А можно и так:

В гости к нам душевно просим,
Приходи, честной народ!
Петь-плясать до ночи будем
Аль до утрА, как пойдет! (время, место и дресс-код на обороте).

Вариантов оформления пригласительных масса. Например, можно распечатать основу для открытки под гжель, хохлому или другой вид русской народной росписи. Сделать картонную балалайку, печь, лапоть. Или баян: два прямоугольника с гармошкой бумаги внутри. Только сначала напишите текст приглашения, а потом складывайте листик.

Забавна открытка-матрешка, состоящая из нескольких страничек (открывается как книжка, обычно). Текст разбит на части: чтобы его прочесть, нужно пролистать «матрешку» до конца.

Костюмы

Пожалуй, это самая трудоемкая часть, если вы хотите не просто стилизации, а русского народного «историзма» в одежде. К вечеринке придется готовиться загодя, что-то шить, что-то выискивать по магазинам. Можно воспользоваться прокатом костюмов – обратиться в агентство или местный ДК.

Не забудьте подобрать обувь – закрытые туфельки, короткие сапожки. Парни пусть обувают простые туфли. Лапти и достать сложно, и ходить в них не всем удобно. Еще «кирзачи» подойдут, но в них ногам будет жарко, особенно если вечеринка пройдет в помещении (можно сделать несколько фото и переобуться).

Предлагаем наименее трудоемкие варианты:

  • Современная одежда с узорами или орнаментом в русском народном стиле . Платья, туники, сарафаны и даже комбинезоны с узнаваемым рисунком;
  • Длинные однотонные сарафаны свободного кроя. Цвет на выбор – синий, красный, зеленый, желтый;
  • Тот же сарафан, но на широких лямках , этнический орнамент (можно пришить поверх купленной одежды кант). Под низ туника с собранными резинкой на запястьях широкими рукавами.

Подчеркнут русский народный стиль крупные серьги и бусы, длинная коса (своя или искусственная), лента-ободок. Из картона-основы и яркой ткани легко сделать кокошники (украсьте вышивкой, орнаментом, бисером).

Одежда для парней – светлые летние или обычные темные/полосатые брюки, рубашка на выпуск, пояс или кушак, картуз. Подойдут льняные или хлопковые мужские туники. В конце статьи мы расскажем, как без труда сшить настоящую косоворотку для русской народной вечеринки.

Шьем мужскую рубаху-косоворотку

  • лен или хлопок, достаточно плотный;
  • пуговицы или шнурок на воротник;
  • тесьма с этническим узором. Если шьете несколько рубах, на всех мужчин, то купите разную тесьму, можно в цвет платьев их спутниц. Пояс – полоска ткани (той же, что идет на рубаху) или тесьма.

Рубаха свободная, но примерно размер представлять нужно. Главное – не прогадать с длиной рукавов. Шить можно и без машинки, обратным швом (если машинки нет).

Выкройка элементарная:

Деталь 1 – прямоугольник, «тело». Длина рубахи помноженная на два. Ширина по габаритам (талия в самом «пузатом» месте и припуск, чтобы рубаха сидела свободно). Сложите деталь пополам, отметьте горловину, вырежьте.

Детали 2 – рукава, прямоугольники. Желаемая ширина рукава, помноженная на два.

Линия 3 – разрез, чтобы можно было надеть рубаху через голову. Он должен быть обязательно сбоку (рубаха потому так и называется – косоворотка).

  • Пришейте рукава к детали 1;
  • Сложите рубаху по строчке, как на рисунке;
  • Сшейте по бокам «тело», потом рукава;
  • Украсьте все срезы (низ, манжеты, горловина) цветной тесьмой;
  • По разрезу на горловине (линия 3) пустите шнуровку или пришейте пуговицы.Но сначала украсьте все срезы (горло, рукава и низ) цветной тесьмой. Все! Ваши мужчины наверняка будут рады, что вы избавили их от необходимости поисков костюма для русской народной вечеринки!

Меню

Угощения сытные, обильные и на любой вкус! Стол должен буквально ломиться от разнообразия в меню рыбных, мясных и овощных блюд – традиционное застолье.

Несколько вариантов для соблюдения стиля (исконные русские народные угощения):

  • дичь, каши с грибами или мясом, запеченный поросенок, окрошка, запеканка, гусь в яблоках, жаркое;
  • заливная или печеная рыба, икра;
  • разнообразные соленья и маринады (капуста с клюквой, овощи и грибочки, яблоки моченые);
  • ягоды, повидло и варенье, блины и бублики, ватрушки и пироги, калачи и кулебяки.

Если вы празднуете день рождения, закажите торт в русском народном стиле – шикарный сюрприз гостям вечеринки и имениннику!

Хватит и пары-тройки тематических «коронных» блюд. А можно вообще устроить фуршет, разложив каши, дичь и жаркое в миниатюрные корзиночки/тарталетки. Получится интересно и очень вкусно! И на «попеть-поплясать» силы останутся.

Не забудьте про оформление стола – самовар, расписная или простая деревенская посуда, национальные узоры на скатерти, салфетках. Но главным украшением должны быть сами блюда.

Подумайте и о напитках для соблюдения темы. Конечно, медовуха (легко сделать самим, но дней 5 на брожение уйдет), водка (поменяйте этикетки или разлейте в графины) и квас (в пузатых глиняных кувшинах). Если удастся найти дубовый бочонок и традиционный черпак, используйте для розлива пива хотя бы в начале, для атмосферы. Из безалкогольного – травяные чаи, компоты и соки.

Развлечения

Шумное гуляние до упаду – вот и весь сценарий вечеринки в русском народном стиле, и никаких сюжетов не надо выдумывать. Просто чередуйте активные конкурсы и викторины, чтобы гости могли перевести дух. Предлагаем несколько развлечений.

Репа (нужно только что-то, за что можно ухватиться).

Это испытание силы, традиционно для мужчин. Но, как говорится, есть женщины в русских селеньях. Так что по желанию.

«Репа» хватается за столб (или что-то еще, что точно никак не сдвинуть). Один человек обхватывает его за талию и тянет «репу с грядки». Все считают до пяти. Выстоял? Еще один цепляется, за талию первого. Побеждает тот, кто выдержит пять секунд самую большую очередь «тянульщиков».

Сковорода (на полу или земле нужно обозначить круг с полметра в диаметре).

Две команды (например, крестьян и бояр). Дайте гостям минуту запомнить, кто из какой команды или повяжите на рукава ленточки двух цветов. Все встают вокруг «сковороды» так, чтобы участники распределились через одного, свой-чужой-свой игрок.

Все танцуют по кругу. Музыка замолкает. Нужно быстро вытолкнуть игрока чужой команды на «сковороду». Кто первым заступил – выбывает. Побеждает команда, у которой численный перевес оставшихся в хороводе.

Включите в сценарий вечеринки русские народные пляски: камаринская, трепак, казачок, калинка и др., их более двух десятков только самых популярных! Не забудьте скачать подходящую музыку и подсмотреть основные движения, чтобы показать их гостям.

Свайка (гвоздь или дротик, кольцо из металла или стилизация)

Это конкурс на меткость, соревнование командами или по одному. Положите кольцо диаметром с большое яблоко на пенопласт (если вы в помещении) или на землю. Три попытки, цель – метнуть «копье» так, чтобы оно воткнулось в область, обозначенную кольцом. Сначала метают с двух шагов, потом с трех и т.д., до выявления победителя.

Лебедь, рак и щука (канаты или прочные веревки)

По сценарию гости вечеринки делятся на тройки, а дальше – как угодно. Можно выявить победителей в каждой тройке. Или продолжить игру до конца, пока не останется один победитель.

Сделайте из трех веревок «сворки». Свободные концы нужно обвязать вокруг талии каждого из трех участников. Теперь все трое «тянут воз» в свою сторону. Победит тот, кто «перетянул» двоих, т.е. хоть немного протащил их за собой.

Три викторины

  • Угадать сказку, сказочного персонажа по описанию :
    • престарелая каннибалка с протезом (баба Яга);
    • особа голубых кровей вместе с подельником, говорящим предком лучшего друга человека, нарушают статью 158 УК РФ (сказка Иван-Царевич и серый волк);
    • герой многих сказочных «квестов». Одерживает победу благодаря нестандартным решениям, хотя от природы слегка обделен умом (Иван-дурак).
  • Угадать по фото русский народный инструмент (музыкальный, ремесленный) и кухонную, бытовую утварь. Распечатайте, название на обороте. Если гости вечеринки затрудняются ответить, пусть попробуют отгадать назначение инструмента/предмета быта;
  • Угадать значение древнерусского слова. Для подборки воспользуйтесь онлайн-словарем. Примеры: брань – война, беседа – лавочка, восхищение – похищение или кража. Выбирайте со смыслом, неожиданные значения (в общем, не просто зубодробительное нечто).

Не забудьте о подарках/наградах всем гостям вечеринки. Это могут быть любые мелочи в русском народном стиле – обереги (кубышки-травницы, подковы, домовята), расписная посуда (кубки, ложки), шкатулки или бусы и т.п.

Новое на сайте

>

Самое популярное