Домой Рвота Современные художники финляндии и их картины. Современная живопись в финляндии

Современные художники финляндии и их картины. Современная живопись в финляндии

Величественное здание Академии художеств украшает набережную Невы между 3-й и 4-й линиями Васильевского острова. Оно представляет собой один из лучших памятников классической архитектуры.

Авторы проекта А.Ф.Кокоринов и Ж.Б.Деламот. Императорская «академия трёх знатнейших художеств» («Kolmen paataiteen akatemia») - живописи, ваяния и зодчества - была основана в 1757 году в эпоху царицы Елизаветы. За два с половиной века своей деятельности академия воспитала много поколений мастеров изобразительного искусства: живописцев, скульпторов, архитекторов. Среди них великие художники, работы которых представлены в музеях Петербурга, Москвы и многих столиц Европы.

Архитекторы и скульпторы - выпускники Академии строили и украшали многие города России и зарубежья. Многое построено ими в Петербурге. Их работы есть и в Финляндии, потому что в течение многих лет Академия художеств была местом активного общения русского и финского искусства. Лучшие финские художники были удостоены звания «академиков изящных искусств». Среди них были В.Рунеберг, КГ.Нюстрем. Но первым, конечно, должен быть назван, АЗдельфельт.

Альберт Эдельфельт (Albert Gustaf Aristides Edelfelt, 1854-1905)

Крупнейший мастер исторической живописи, портрета, бытового жанра. Первый из финских художников, известный за рубежом. Альберт"родился близ Порвоо в семье архитектора. Два года проучился в Хельсинкском университете, прежде чем решил посвятить себя живописи. Художественное образование он получил в Академии художеств в Антверпене, а затем в Париже в школе изящных искусств. В 1877-80 гг. Эдельфельт создаёт ряд картин на исторические сюжеты. Но затем художник обращается к жанровым сюжетам с натуры, в которых ярко проявилась его любовь к родной земле и интерес к жизни простых людей . Это картины: «На море», «Мальчики у воды», «Бабы из Руоколахти», «Прачки», «Рыбаки с дальних островов».

В 1881 г. А. Эдельфельт долгое время живёт и работает в Петербурге, общается с русскими художниками. В 1881 г. молодой финский художник представил свои работы на суд Петербургской академии художеств. Он имел большой успех: был избран в члены Санкт-Петербургской Академии художеств. В Царском селе ему была организована персональная выставка. Одну из картин купила императорская фамилия. Автор получил новые заказы от царской семьи , которые принесли ему известность.

Во время пребывания в Царском селе художник был представлен цесаревичу Александру, и сделал ряд работ по его заказу для Гатчинского дворца, в частности, копию картины «На море«, которая среди других его работ хранится в Эрмитаже. Бытовые зарисовки Эдельфельта: «Добрые друзья» и «В детской » - также были приобретены Александром III. Эти картины имели повторения, которые находятся в зарубежных музеях.

Заслугой Эдельфельта стала организация ряда совместных выставок в России, благодаря чему российская публика познакомилась с творчеством многих финских художников.

Главной деятельностью Эдельфельта можно назвать портретную живопись. Он много работал по заказам, в частности, царского двора, создавая официальные портреты. Но лучшими в его портретном творчестве являются: «Портрет матери художника» (1883), «Луи Пастер» (1885), «Портрет Ларин Параске» (1893), «Портрет Айно Акте» (1901).

Официальные презентации и многолетние дружеские контакты.

Первым финским художником, устроившим свою выставку в Императорской академии художеств в конце девятнадцатого века, был живописец Альберт Эдельфельт. После поездки по западной Европе в 1881 г. молодой финский художник представил свои работы на суд Петербургской академии художеств. Он имел большой успех - ему было присвоено звание академика. В Царском селе ему была организована персональная выставка. Одну из картин купила императорская фамилия.

Автор получил новые заказы от царской семьи , которые принесли ему известность. Близость художника к императорской фамилии помогла популярности финской живописи в России. Благодаря популярности и авторитету А.Эдельфельта в России искусство Финляндии было отражено на совместных финско-русских художественных выставках в Петербурге и Москве, начиная с Нижегородской выставки 1882 г.

Финские художники в Эрмитаже

В Эрмитаже представлены семь картин АЭдельфельта и ряд рисунков. Кроме упомянутой картины «На море», которая в первом варианте находится в музее Гётебор-га, надо отметить бытовую живописную композицию «Добрые друзья» (1881), повторения которой есть в Ге-теборге и Хельсинки . Близка к ней по характеру и картина «В детской » (1885), также купленная Александром III для Гатчинского дворца. Одной из наиболее демократических работ Эдельфельта является картина «Прачки» (1898, Эрмитаж), вызвавшая одобрение петербургской критики.

Жанр портрета, в котором АЭдельфельт был особо силён, представлен в Эрмитаже портретом жены актёра МХАТа М.В.Дьяковской-Гей-рот. В собрании Эрмитажа есть и примеры пейзажного мастерства финского художника. Это полотно «Вид на Порвоо » (1898) и офорт «Сосна в снегу». Надо упомянуть, что работы АЭдельфельта хранятся также в Киевском музее - картина «Рыбаки с дальних островов» и в московском музее им. А.С.Пушкина: «Портрет Варвары Мятлевой».

Кроме того в Эрмитаже есть живописные работы Юхо Рисанена, Ээро Нелимарка и Генри Эриксона.

Финские художники в Санкт-Петербургской академии художеств

Архитектор К.Г.Нюстрем (1856-1917) внёс большой вклад в архитектурный облик столицы Финляндии. Достаточно назвать роскошные здания Дома сословий, Государственного архива, украшающие окрестности Сенатской площади . Можно вспомнить бывшую таможню и пакгауз в Катаянокка, первый крытый рынок у Кауппа-тори. Но мало кто знает, что зодчий КГ.Нюстрем работал и в Петербурге. По его проекчу построено здание хирургической клиники Медицинского института на Петроградской стороне.

Нюстрем был профессором Академии художеств, и был удостоен звания академика архитектуры.

Художника Ю.Риссанена называют одним из самых самобытных, сильных и глубоко национальных талантов в финской живописи прошлого века. Он писал портреты, жанровые картины из народной жизни . После обучения в школе рисования в Хельсинки он был направлен на учёбу в Петербургскую Академию художеств, где прошёл курс под руководством И.Е.Репина в 1897-98 гг. Учёба в Петербурге, общение с русскими художниками и вся атмосфера творческой жизни в бурлящем страстями Питере, подняли творчество художника на новую высоту. После этого он много лет плодотворно работал в Финляндии и за рубежом. Об его учёбе и жизни в Питере стоит рассказать подробнее.

Риссанен Юхо (Julio Rissanen, 1873-1950)

Юхо Риссанен родился в окрестностях Куопио в семье батрака. В детстве ему пришлось тяжело, временами приходилось даже нищенствовать, когда отец-пьяница погиб (замёрз). В 1896 г Юхо Риссанен поступил в центральную художественно-промышленную школу рисования Финского художественного общества в Хельсинки , затем в Турку .

В детстве Рудольф Койву посещал Санкт-петербургскую приходскую церковную школу, где освоил финскую и русскую грамоту. С детства любил рисовать и вызвал внимание учителей в Петербурге. Его направляли на учёбу, но ему приходилось зарабатывать на хлеб. И только в 1907 г. Р.Койву удалось продолжить обучение живописи в школе рисования финского общества любителей искусства.

Там он был учеником Хуто Симберга автора знаменитого «Раненого ангела». Х.Симберг унаследовал от учителя Галлен-Каллела веру в фантазию и мистическую силу природы. Рудольф Койву затем учился в Париже в 1914 г., и в 1924 году в Италии. Вернувшись в Финляндию он примкнул к «Ноябрьской группе» круга художников, но остался верен реалистической манере и писал свои пейзажи в сдержанном, спокойном стиле импрессионизма. Намного значительней, чем художником-живописцем, Койву был рисовальщиком и иллюстратором.

Проявляя необычайно оживленную и яркую фантазию, он иллюстрировал десятки сказочных книг, в том числе финских Топелиуса «Чтение детям », немецких - «Сказки братьев Гримм», арабские сказки «Тысяча и одна ночь Шехереза-ды» и т.д. Койву с удовольствием иллюстрировал рождественские газеты, финские календари и прочие издания, развивая себя, явно получая влияние прежде всего от русских иллюстраторов, редкого действенного эффективного, ярко украшенного стиля. Его чувство юмора проявляется кроме сказочных картинок и рисунков, так же в имевших успех у современников карикатурах. Сборник (коллекция) его картин и рисунков вышла, к сожалению, уже после его смерти в 1947 г.

Шульман Карл Аллан (Carl Allan Schulman, 1863-1937)

Архитектор, человек ярких талантов и судьбы. Карл Аллан получил архитектурное образование в Финляндии, ещё в годы учёбы проникнувшись новаторскими идеями молодых финских модернистов: Э.Саари-нена, Г.Гизелиуса, А. Линдрена. Его привлекали идеи модерна. Не получив заказов на родине, молодой зодчий К.А. Шульман работает за границей: в Аргентине, Германии, Голландии, Швеции.

По возвращении на родину, он получил возможность построить курорт Халлила на Карельском перешейке. Успех этой постройки привлёк к нему внимание в Петербурге. В 1901 г. был, напротив церкви иконы Владимирской божьей матери. В конкурсе участвовали 88 зодчих. В итоге владелец дома барон фон Бессер поручил строительство Шульману. Шестиэтажный дом в стиле модерн украсил площадь своим неповторимым колоритом. Нижние этажи раскрыты крупными проёмами окон-витрин.

А по верхним этажам проходит необычная галерея, над центром которой возвышается башенка похожая на шлем богатыря. Каменные детали здания выполнены из финского горшечного камня. Они дают характерный для модерна рисунок орнамента, изображающего растения и животных. Над входом - герб владельца - барона фон Бессера. В начале XX века в этом доме размещалась приёмная императорской канцелярии, а также «Дом трудолюбия для женщин ». Сейчас дом на Владимирской реконструируется. Он будет частью торгового комплекса «Владимирский пассаж».

Дом на Владимирской это единственная в Петербурге постройка одного из зачинателей финской школы северного модерна, получившего потом широкое распространение в северной столице.

Затем его представляли и развивали питерские зодчие: ФЛидваль, Н.В.Васильев, А.Ф.Бубырь. Что касается К.Шульмана, то он много лет работал губернским архитектором г. Выборга, где им создано 10 многоэтажных домов в стиле северного модерна. Кроме того К.А.Шульман был видным деятелем Союза архитекторов Финляндии, выступал как профессиональный музыкант-дирижёр. Хоровые коллективы под его руководством выступали с успехом в Петербурге, Финляндии и за рубежом.

Грипенберг Одерт Себастьян (Odert Sebastian Gripenberg, 1850-1939)

Грипенберг Одерт Себастьян, архитектор; Родился в Куркийоки. Сын богатых и знатных родителей Одерт учился в кадетской школе в Хамина , а затем в Санкт-Петербургской военно-инженерной академии. Там он получил военно-строительную подготовку, но ушел из армии в 1875 г. Он решил стать архитектором-профессионалом. В этот период в петербургской архитектуре возникали новые приёмы застройки. Эклектика - использование приёмов прежних эпох: Ренессанса, готики, барокко - сочеталась с поисками новых декоративных деталей обработки фасадов многоэтажных домов. Таковы знаменитые постройки А.К.Серебрякова, П.Ю.Сюзора, А.Е.Белогруда.

В 1878 г. Грипенберг защитил диплом архитектора в Политехническом училище, после чего учился еще в Вене. В 1879-87 гг. он работал архитектором в Хельсинки . Первые его работы, отражают тягу к ренессансу, и явное влияние его учителя Шёс-трёма. В дальнейшем проявляется стремление к ярко выраженной сильной разбивке и членению объёмов постройки. Это такие работы как здание Общества финских писателей, Первый бизнес центр, потом старое здание «Хельсингин Саномат», здание Сберегательного банка Турку .

В 1887 г. его назначили главным архитектором Управления общественного (гражданского) строительства, откуда в 1904 году он перешел в сенат директором торгово-промышленной палаты.

Грипенберг был начальником правления Акционерного общества «Финский Театральный Дом» и исполнительным директором при создании здания Национального театра, а так же был председателем совета директоров страхового общества «Похъйола». О.С.Грипенберг был первым председателем финского клуба архитекторов в 1892-1901 гг., а так же одним из основателей Финно-язычного общества техников.


Финский художник Berndt Lindholm (1841-1914).

Берндт Адольф Линдхольм Berndt Adolf Lindholm ,(Ловииса 20 августа 1841 - 15 мая 1914 года в Гетеборге, Швеция) был финским художником, считается также одним из первых финских импрессионистов. Линдхольм также был первым скандинавским художником, который уехал учиться в Париж. П ервые уроки рисования он получил в Порвоо у художника Йохана Кнутсона, а затем перевелся в финскую школу рисования общества искусств в Турку. В 1856-1861гг. он - студент Экмана.В 1863-1865гг. Линдхольм продолжил свое обучение за рубежом в Дюссельдорфской Академии художеств. Он оставил Германию и вместе с ( Яльмар Мунстерхельм) Magnus Hjalmar Munsterhjelm (1840-1905) (Тулос 19 октября 1840г. - 2 апреля 1905 г.) вернулся на родину в Карлсруэ (1865-1866), где стал брать частные уроки у Hans Fredrik Gude (1825-1903) , а затем побывал дважды в Париже в 1873-1874 году, где его учителем был Леон Бонна. Во Франции тесно общался с барбизонцем Шарлем-Франсуа Добиньи. Он также с удовлетворением оценил работы Теодора Руссо, и восхищался творчеством Жана-Батиста Камиля Коро. Первая персональная выставка была проведена в Хельсинки осенью 1870 года, где Линдхольм получил высокую оценку. В 1873 г. Академией Художеств дано звание академика за картину «Лес в провинции Саволас» и др. ,в 1876 году он был награжден медалью всемирной ярмарки в Филадельфии; в 1877 году он был награжден финской Государственной премией.Линдхольм жил в основном за границей. В 1876 году он переехал в Гетеборг и работал в музее куратором (1878-1900). Он также преподавал в Гетеборгской школе рисунка и живописи, затем был избран президентом Академии изобразительных искусств и членом Шведской Королевской академии .Он был более универсален, чем его друг художник и соперник Магнус Яльмар Мунстерхельм , который остался верен всю свою жизнь романтическому пейзажу. Первоначально Линдхольм рисовал также типичные романтические пейзажи, а потом, под влиянием французской пленэрной живописи, постепенно становится близок к реализму. К концу своей карьеры он перключился только на прибрежные и морские пейзажи.Известно также, что Линдхольм участвовал в иллюстрации книги Захария Топелиуса - (Zacharias Topelius, 1818-1898) - один из самых замечательных представителей литературы Финляндии. Поэт, романист, сказочник, историк и публицист, - он заслужил любовь и признание, как на родине, так и далеко за ее пределами. Топелиус писал на шведском языке, хотя прекрасно владел и финским. Произведения Топелиуса переведены более, чем на двадцать языков. Он обладал необыкновенно многогранным талантом и удивительной работоспособностью, полное собрание его сочинений насчитывает тридцать четыре тома. (З.Топелиус. Путешествие по Финляндии. Издание Ф. Тильгмана, 1875г. Пер. со швед. Ф.Хеурена. Содержит множество гравюр с подлинных картин А.фон Беккера, А.Эдельфельта, Р.В.Экмана, В.Хольмберга, К.Е.Янсона, О.Клейне, И.Кнутсона, Б.Линдхольма, Г.Мунстергельма и Б.Рейнгольда). Иллюстрации Линдхольма в количестве 10 посвящены водопаду Иматра.В Финляндии не в полной мере были оценены работы художника периода пребывания его во Франции, почти все они находятся в частных коллекциях.

Каменистый пляж . Далее... ">


Скалы, освещенные солнцем.

Опушка соснового леса .

Лесной пейзаж с фигурой дровосека.

Река, протекающая через скалистую местность

Урожай овса.

Береговая линия

Зимний пейзаж в лунном свете


Вид с берега.


Лодки на причале

Скирды.

Пейзаж с березами


Морской пейзаж.

Морской пейзаж.

Вид на скалы.

Тоска


Солнечный свет в лесу.


Вид на Ладогу.

Рыбаки в утреннем тумане

Корабли на горизонте.

Монмарт, Париж.

От острова Порвоо

Коровы на пастбище

Интерес к искусству в развитых странах сохраняет свою актуальность во все времена!
В Финляндии современное искусство продолжает развиваться и привлекает множество поклонников своей смелостью, самодостаточностью и конечно уникальными национальными приемами.
Сегодня, как и много лет назад, в современном искусстве Финляндии проглядывается особая связь финнов с природой. Скандинавский дизайн манит своей простатой и природными нотками. Тема взаимодействия человека и всего живого, что его окружает, в финском современном искусстве по-прежнему занимает ключевое место. Финские художники, фотографы, дизайнеры продолжают черпать вдохновение для своих работ в истинно живом и фундаментальном: человек, природа, красота, музыка.

Корреспондент культурно-информационного портала Finmaa встретился с известной, в кругах финской современной живописи, художницей Каариной Хелениус, и попытался узнать — чем и как живет современный художник в Финляндии.

Finmaa: — Что сегодня означает современное искусство в Финляндии?
— Я бы охарактеризовала современное искусство как работы, выполненные с помощью иных, новых технических приемов. Могут использоваться и старые приемы, но с новым взглядом на старые вещи.

Finmaa: — Насколько современное искусство востребовано, если говорить об интересе к нему со стороны реального покупателя? Можно ли занимаясь этим, зарабатывать на жизнь в Финляндии?
— Современное искусство очень востребовано в Финляндии. Финны особенно интересуются работами молодых художников. Тем не менее в Финляндии не так много художников, которые зарабатывают на жизнь только искусством. Обычно, художник имеет профессиональное образование и выполняет параллельно другие виды работ. Я, например, являюсь графическим дизайнером. У меня свое рекламное агентство и днем я работаю в своем офисе. Я люблю заниматься и тем и другим, так что с удовольствием выполняю два вида работ.

Finmaa: — Ты живешь и работаешь в городе Хямеэнлинна. Как, по-твоему, в этом городе или вообще в Финляндии подходящая атмосфера для творчества?
— Хямеэнлинна — это небольшой город, который удобно расположен по отношению к другим культурным городам Финляндии. Отсюда легко добраться до Хельсинки или Тампере. Хямеэнлинна очень спокойный город, здесь безопасно жить и легко заниматься творчеством. Например, моя студия, где я рисую свои картины, находится на территории бывших казарм. Здесь очень тихая и спокойная атмосфера, красивая природа и отличное место для прогулок.

Finmaa: — Что тебя вдохновляет в твоей работе? Как рождаются образы твоих картин?
-Меня вдохновляет музыка, мода и природа. Все картины я создаю в своей голове, а когда начинаю рисовать, то уже знаю что должно получиться.

Finmaa: — Сколько времени занимает одна работа, тебе легко даются твои картины или это действительно сложный и кропотливый труд?
— На одну картину уходит примерно 2 — 4 недели. Я использую масленые краски, которые наношу мазками на материал. Все образы рисую сначала в голове, идей появляется очень много. Если в моей работе присутствуют человеческие образы, то приглашаю настоящих людей и делаю наброски с натуры, а затем, на основе эскиза, начинаю рисовать картину. Стараюсь как можно лучше рисовать эскиз, так как времени всегда ограниченно. Я работаю в своем ателье по вечерам после своей основной работы и на выходных.

Finmaa: — Ты рисуешь натуры, это направление более востребовано сегодня или это твое самовыражение?
— В своих работах я не пытаюсь создавать модные картины или делать акцент на обнаженных людях. Я всегда хочу показать чувства или события. Человек является лишь частью идеи.

Finmaa: — Как ты увлеклась рисованием? С чего ты начинала?
— У меня профессиональное художественное образование. Я училась в художественной школе в городе Хювинкяа. У меня также есть образование в сфере торговли и графического дизайна.
Я увлеклась рисованием случайно, в 18 лет. Мне понравилась это занятие, и я пошла учиться на профессионального художника. Чуть позже, я поняла, что это занятие мне по душе и я хочу серьезно работать в этой сфере. После художественной школы я обучалась графическому дизайну, который мне тоже очень нравился. В Финляндии трудно быть просто художником, несмотря на поддержку со стороны государства. Так началась моя карьера в сфере искусства. Позднее у меня появились свои выставки, которые проходили в разных городах Финляндии.

Finmaa: — С какими трудностями сталкивается в своей работе художник или дизайнер в Финляндии?
— В Финляндии, художники могут рассчитывать на финансовую поддержку со стороны государства, но этого не достаточно для нормальной жизни. Также на продажу картин влияет экономическая ситуация в стране.

Finmaa: — Над чем ты работаешь сейчас?
— Сейчас я рисую картины для моей следующей выставки, которая пройдет в России, в городе Санкт — Петербург, в мае 2016 года. Также я планирую несколько выставок в Финляндии на 2016 и 2017 года.

Finmaa: — Чем еще любишь заниматься в свободное время? Есть ли у тебя хобби?
— Свободного времени у меня почти нет, но я люблю заниматься бегом и хожу иногда в спортзал.

Finmaa: — Любишь ли ты путешествовать? Удалось ли побывать в России и в каком городе? Что понравилось и запомнилось?
— Первый раз мне удалось побывать в России в марте 2015 года. Тогда я жила в Доме-Финляндии на Большой Конюшенной улице. Мне очень понравился этот город и я приехала второй раз, уже в сентябре. Мне очень нравится русская национальная кухня. Люди в Санкт — Петербурге тоже очень дружелюбные и приветливые. Меня очень интересует современное творчество и дизайн молодых российских художников. В Санкт — Петербурге много дизайнерских центров, выставочных галерей и модных магазинов. Я не говорю по-русски, только несколько слов знаю, но мне хотелось бы выучить этот язык. В других городах России я еще не была, но в Санкт — Петербург готова приезжать снова и снова!

Finmaa: — Если у тебя мечта?
— Я очень хочу продолжать заниматься любимым делом и создавать новые проекты. Недавно я работала над дизайном линейки серебряных украшений для одной финской компании. Проект оказался очень успешным и я надеюсь на дальнейшую работу в этой сфере.

Finmaa, 2016.
Хямеэнлинна, Финляндия

Долгие годы считалось, что написанный Альбертом Эдельфельтом портрет племянников Александра III, был утерян или уничтожен. Фото: Erkka Mikkonen / Yle

Финский искусствовед случайно обнаружила считавшееся утраченным произведение Альберта Эдельфельта в собраниях российского регионального музея. Исследовательница хотела бы привезти картину на выставку в Финляндию.

Полотно известного финского живописца Альберта Эдельфельта (1854-1905), долгие годы считавшееся утраченным, было найдено в России в Рыбинском музее. Финский искусствовед Сани Контула-Вебб нашла написанную в 1881 году картину при помощи интернет-поисковика.

– Работу я увидела случайно, но я её идентифицировала, поскольку ранее тщательно изучала эту тему.

Выпускница Петербургской академии художеств Контула-Вебб видела эскизы этого произведения в хельсинкском художественном музее Атенеум. С помощью эскизов удалось установить и личность изображённых на портрете детей: это племянники российского царя Александра III. На одном из эскизов Эдельфельт указал их имена.


Искусствовед Сани Контула-Вебб. Фото: David Webb

Длинноволосые мальчики на картине одеты в платья согласно моде конца 19 века. В Рыбинском музее полагали, что на ней изображены девочки. Музейные работники были рады новой информации о картине.

– Мы считали, что это девочки, а выяснилось, что изображены сыновья великого князя Владимира Борис и Кирилл, – рассказывает заместитель директора Сергей Овсянников.

Картина рассказывает о контактах Эдельфельта с царской семьёй

Произведение попало в собрание Рыбинского музея после революции. Согласно подписи на обратной стороне картины, ранее она находилась во Владимирском дворце Санкт-Петербурга.


Красная площадь, Рыбинск. Фото: Erkka Mikkonen / Yle

Дополнительное значение находке придаёт то, что картина указывает на тесные контакты финского художника с городом на Неве и царской семьёй.

– Вероятно, именно этот портрет был решающим с точки зрения блестящего развития карьеры Эдельфельта при царском дворе, – отмечает Контула-Вебб.

Впоследствии Эдельфельт написал портрет детей Александра III Михаила и Ксении, а также несколько портретов последнего русского царя Николая II.

Связи финских художников с Россией пока мало исследованы

В своё время Эдельфельт пользовался популярностью в России. Его работы хранятся в собраниях как петербургского Эрмитажа, так и московского Пушкинского музея.

Сегодня же Эдельфельт как, впрочем, и другие художники Золотого периода финской живописи российскому зрителю практически неизвестны. Также в финских искусствоведческих исследованиях внимание особо не акцентируется на связях финских художников с Россией.

Контула-Вебб сейчас готовит диссертацию о связях Петербургской академии художеств с финской художественной жизнью.

– Надеюсь, благодаря этой находке Эдельфельта вновь обретут в России, и в Финляндии вспомнят о важных связях финских художников с Россией.


Заместитель директора Рыбинского музея Сергей Овсянников. Фото: Erkka Mikkonen / Yle

Контула-Вебб поинтересовалась у сотрудников Рыбинского музея о возможности привезти считавшуюся утраченной картину на выставку в Финляндию. Заместитель директора Сергей Овсянников отнёсся к идее положительно.

– Если Финляндия хочет получить картину на выставку, то мы сделаем всё зависящее от нас для того, чтобы проект удался.

Всё же, по словам Овсянникова, для потенциальной поездки в Финляндию картину нужно отреставрировать.

Альберт Густав Аристид Эдельфельт (1854 –1905)

Альберт Эдельфельт родился в 1854 году в Финляндии вблизи Порво. Его отец был архитектором. От отца он перенял любовь к музыке и рисованию. Однако мать была самым близким человеком для будущего художника. Альберт Эдельфельт был во многом творением своей честолюбивой матери.

Портрет матери художника. 1883

Первые уроки живописи мальчик получил в школе Финского художественного общества в Хельсинки. Решив посвятить себя живописи, он поступает в Академию художеств в Антверпене, но через год переезжает в Париж, где берёт уроки у Л. Жерома.

Представитель реалистического направления. Испытал влияние импрессионизма. Автор исторических полотен, картин из народной жизни, пейзажей, портретов, отмеченных свободой и выразительностью художественной формы, тонкой передачей свето-воздушной среды, праздничной яркостью колорита.

Уже в двадцатитрёхлетнем возрасте Эдельфельт стал наиболее заметной фигурой финской живописи и возглавил борьбу молодого поколения художников за реализм и работу с натуры. Первоначально Альберт намеревался стать историческим художником. От него ждали патриотических полотен. Наиболее известной картиной этого плана стало "Надругательство герцога Карла над останками К. Флеминга"(1878). Этот сюжет освещает борьбу за власть в Финляндии, развернувшуюся в конце ХVI века.

Надругательство герцога Карла над останками К. Флеминга. 1878

Чудесной игрой красок и свежестью молодости притягивает картина "Королева Бланка с ребёнком" (1877).

Но постепенно живая жизнь родной земли привлекает его больше и больше. Следующие работы живописца были созданы уже в стиле реалистического изображения народного быта. На родине Альберт не раз выезжал с рыбаками в открытое море, а затем в студии в Хайко специально поставил распиленную рыбацкую лодку для точного выполнения деталей. Успех картины "Похороны ребёнка" (1879), а также настоящая удача картины "На море" (1883) сделали Эдельфельта признанным на родине мастером.

Похороны ребёнка. 1879

На море. 1883

Весомее всего подтвердили репутацию А.Эдельфельта как национального художника его картины из жизни простых людей Финляндии: "Мальчики у воды" (1884), "Девушка с граблями" (1886), "Бабы из Руохолахти" (1887).

Русский критик В.В. Стасов писал: "Лучше всех их финляндцев, конечно, Эдельфельт, а у него замечательнее всего картина "Прачки" (1889), полная здорового, свежего реализма и жизни". Эта картина осталась в России, а с 1930 г она - в Эрмитаже.

Прачки. 1889

Внимание зрителей всегда притягивает проникнутая истинно "парижским духом" картина "В Люксембургском саду" (1887). В пленэрных работах этих лет А.Эдельфельт уделяет много внимания проблемам света и красок.

В Люксембургском саду. 1887

Совершив поездку по Европе, Эдельфельт надолго остановился в Петербурге. Впервые он приехал в Санкт-Петербург в 1881 году. Российские художники и общество с восторгом встретили А.Эдельфельта, В 1881 г молодой финский живописец представил свои работы на суд Санкт-Петербургской Академии. Он имел большой успех: ему было присвоено звание академика и организована персональная выставка в Царском селе. Эдельфельт был представлен царской фамилии. По желанию государя Александра III он выполнил копию картины "На море", и сделал ряд заказных работ. В этот же период художник создаёт несколько жанровых портретов, из которых самым популярным стал портрет сестры художника Берты с собачкой на даче в Хайко.

Добрые друзья. 1881

Под названием "Добрые друзья" (1881), повторы этой картины хранятся в Атенеуме и в Гётеборге. Близкая по характеру картина "В детской" (1885) была куплена Александром III для Гатчинского дворца. В Атениуме выставлен также созданный в эти годы портрет Софи Манзей.

Портрет Софи Манзей.

Благодаря популярности и авторитету А. Эдельфельта, искусство Финляндии получило признание в России. В Петербурге Эдельфельт познакомился с молодыми деятелями нового русского искусства Сергеем Дягилевым и Александром Бенуа: "Мы буквально висели на Эдельфельте, в наших глазах его голова была окружена ореолом парижского признания", - писал позже Бенуа. Близость финских и русских художников ознаменовалась несколькими совместными выставками. Крупнейшая из них была в 1898 году в музее при училище барона Штиглица. Там были представлены работы в то время молодых художников: Серова, Репина, Врубеля - из российских; и М. Энкеля, Галлен-Каллела, Ярнефельда - с финской стороны. Выставка возбудила большой интерес к финской культуре и самой Финляндии среди русской публики.

Но главной формой творчества для А. Эдельфельта в зрелые годы была портретная живопись. Эдельфельт много и успешно работал в жанре портрета. П о заказу правительства Франции он написал п ортрет Луи Пастера (1885). В 1880 и 1890х гг Эдельфельт много работал по заказам русского царского двора. Но кроме официальных портретов он создавал прекрасные творения: "Портрет матери", "Сказительница Ларин Параске", портреты великих финских актрис Айне Акте и Иды Аалберг.

Пейзаж занимает сравнительно немного места в творчестве Эдельфельта. Однако, в Эрмитаже есть его работы: "Вид на Порво", акварель "Вид на озеро в Каукола", офорт "Сосна в снегу". В Эрмитаже представлен также ряд рисунков и иллюстраций замечательного финского мастера.

Очерк творчества Эдельфельта будет неполным, если не упомянуть об его последней работе: В 1900-1904 гг художник был занят созданием монументального панно в актовом зале Хельсинкского университета на тему: "Торжественное открытие университета в Турку в 1640 г". Композиция была выполнена в виде парадного шествия в костюмах ХVII века.

Торжественное открытие университета в Турку в 1640 г. 1902 (Кликабельно)

Альберт Эдельфельт скончался скоропостижно на даче вблизи Порво в августе 1905 года. Это был удар для финского искусства. Но его картины также интересны и понятны нам, как были близки его современникам.

Владимир Лосев

Молодая женщина в будуаре. 1879

На Елисейских полях. 1886

Портрет сестры художника Берты Эдельфельт. 1884

Портрет матери художника. 1902

Женщина под зонтиком. 1886

Дети царя Александра III

Парижская модель. 1885

Мария Магдалина. 1891

Горе. 1894

Финские рыбаки. 1898

Христос и Мария Магдалина. 1890

Портрет Луи Пастера. 1885

Мальчики, играющие на берегу. 1884

Маленькая лодочка. 1884

Женщина в лодке. 1886

Соседки, сидящие у церкви после обедни. 1887

Карельские женщины. 1887

Девочка, вяжущая носок. 1886

Земляника.

Задумчивая женщина у церкви. 1893

Сольвейг

Богослужение на архипелаге Уусимаа.

Возвращение с крестин.

Портрет молодой женщины. 1891

Читающая парижанка. 1880

Портрет мадам Валери-Радо. 1888

Новое на сайте

>

Самое популярное