Домой Рвота День славянской письменности и культуры в детском саду с презентацией. Старшая группа

День славянской письменности и культуры в детском саду с презентацией. Старшая группа

24 мая 2020 года в нашей стране отмечается День славянской письменности и культуры. Во многих детских садах и школах проходят утренники, концерты и другие приуроченные к нему мероприятия.

Предлагаем один из возможных вариантов организации детского праздника ко Дню славянской письменности и культуры.

Сценарий праздника ко Дню славянской письменности и культуры в детском саду

Ведущий поздравит ребят с праздником и расскажет о Кирилле и Мефодии – просветителях славян, создателях славянской азбуки, христианских проповедниках. Они родились в городе Солуни (Салоники), который находится в Греции, и были очень образованными людьми.

Для записи текстов на славянском языке они создали азбуку, пользуясь которой, выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и нескольких богослужебных книг.

– Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам,
Чтобы научить нас читать.

Затем по на празднике, посвященном Дню славянской письменности и культуры для детей прозвучит рассказ об азбуке.

– Глаголица и кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «глаголица» происходит от слова «глагол», который обозначает «речь». А «кириллица» названа в честь ее создателя Кирилла.

– Буквы строго встали в ряд,
Будто на линейке.
Каждый знает свое место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво,
По порядку, посмотри!
Выучишь их – и сумеешь
Повторить все тридцать три.

Ведущий:
– Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.

Ребята должны будут продолжить пословицы:

  • Слово не воробей, (вылетит – не поймаешь).
  • Что написано пером, (не вырубишь топором).
  • Грамоте учиться (всегда… пригодится).

Есть и другие пословицы и поговорки о языке. Что они означают?

  • Не бросай слов на ветер.
  • По речи узнают человека.
  • На чужой роток не накинешь платок.
  • Твоими бы устами да мед пить.

Затем ребята прочтут стихи о родном языке:

– Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Сценарий праздника ко Дню славянской письменности и культуры в детском саду также может включать игры на развитие речи: «Лишнее слово», «Подбери словечко», «Замени букву» и другие.

Кроме того, ребята могут поиграть в русские национальные игры: салочки, пятнашки, горелки, «третий лишний» и др.

День славянской письменности и культуры в ДОУ

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.
Задачи:
Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.
Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием.
Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы.
Формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.
Под веселую русскую народную мелодию дети входят в зал, выполняют перестроение, встают полукругом. (Слайд 1)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.
Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия!
-Как называется наша страна, где мы с вами живем? (ответы детей)
Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь.
А это значит, что славяне – славный народ.
Дорогие ребята! Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу». В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.(Слайд 2)

По широкой Руси – нашей матушке –
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием –
Братьев славных, равноапостольных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!
Давайте с вами отправимся в небольшое путешествие на паровозе в прошлое, что бы узнать, как развивалась письменность.
Дети садятся в «поезд» и под песню едут на станцию. (Слайд 3)
1 станция. «Первобытная». Наскальные символы – буквы, иероглифы. Рисование угольком.
Слайд 4 .Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
Слайд 5 .Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

Слайд 6 . Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному.
Слайд 7 - Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
(Практическая деятельность воспитанников. Рисование.) на 2х мольбертах 2 команды, отправить команде послание в виде наскальных надписей, к примеру идём на охоту, или убили мамонта.
Дети садятся в поезд и едут дальше. (Слайд 8)
Слайд 9 . 2 станция. «Историческая». Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица
Ведущая: Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки!
Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь братья мудрые Кирилл с Мефодием.(Слайд 10) Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло очень давно.
Педагог показывает кириллицу - славянскую азбуку, подчеркивая, что названия букв должны были напоминать людям о словах, которые забывать нельзя: «земля», «жизнь», «добро» и т. д. (Слайд 11)
Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.
А как вы думаете, много ли книг было в ту пору? Почему? (Ответы детей).
В ту пору книги писали от руки песцы, одну книгу писали несколько лет. Многим хотелось почитать книги, но их было очень мало, по этому люди стали думать, как бы упростить этот процесс. (Слайд 12)
А сейчас послушайте историю. В одном русском селе жил мальчик Ваня Федоров. Его отец переписывал книги, был писцом, И Ваня видел, как это трудно. Захотелось ему сделать печатную машину, чтобы можно было печатать много книг, чтобы люди из книг много мудрости узнали. Чтобы напечатать книгу, надо было сначала вырезать буквы. Заглавные буквы были красиво украшены.(Слайд 13)
Предложить детям вырезать заглавные резные буквы.
Отправляемся на следующую станцию. (Слайд 14)

3 станция. «Музыкально - игровая». Народные игры. (Слайд 15)
Воспитатель: Да, какими же красавицами богата земля русская: длинные косы, яркие сарафаны, разноцветные, пестрые платочки. А не поиграть ли нам сейчас с ними в интересную игру? Разбирай, народ, платочки, выходи гулять в кружочек.
Проводится музыкальная игра «Передай платок» по выбору
У кого остался платочек становится в круг и танцует, остальные повторяют.
Песня «У моей России»
Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни и водить хороводы.
А мы с вами отправляемся на следующую станцию. (Слайд 16)
4 Станция «Сказочно - загадкино" (Слайд 17)
1) 33 сестрички сели на странички.
Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы)
2)Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)
3)Первую книжку, где буквы ты изучаешь,
Как ты ее называешь? (Букварь)
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.
Пословицы, ЧИТАЮТ ДЕТИ
Ум без книги, как птица без крыльев.
Что писано пером, не вырубишь топором.
Не красна птица пером, красна умом.
Хорошую книгу читать не в тягость.
Испокон века растит человека.
Золото добывают из земли, а знания с книги.
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век.
Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Хлеб питает тепло, а книга питает разум.
Мы много читаем книг: рассказов, стихов. Но с самого раннего детства мы все любим сказки.
- Какие вы сказки знаете? А давайте проверим? (Слайд 18)
1)Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
2)Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
3)Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
4) В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
5)Исполнила три желания,
Но старику в наказание
За старухины три ошибки
Все обратно взяла (Золотая рыбка)...
6) Бабка старая, бабка древняя,
Черный кот, костяная нога,
В русских сказках злодейка первая.
Дети, это же (Баба Яга)...
Мы путешествовали из прошлого в настоящее и узнали как сложно создавалась книга, над её созданием трудилось очень много людей, она наш верный друг, и многому нас учит, по этому давайте будем беречь книгу.
Вот ребята, и закончилось наше сказочное путешествие, я предлагаю сесть на свои места и отправиться обратно в детский сад. (Слайд 19)
Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать. (Слайд 20)

Сценарий детского праздника,

« Начало Аза»

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий .

Цели и задачи : рассказать детям о нравственном подвиге создателей славянской письменности - святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, о великом значении добродетелей в жизни человека; нравственное воспитание школьников на основе православного мировоззрения.

В качестве наглядных пособий и реквизита предлагается использовать «древние» свитки; буквы славянской азбуки, изготовленные из картона; эмблемы праздника;

Оборудование: плазменный телевизор, ширма, куклы.

Ведущий: Было это очень давно - в IX веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших византийских провинций, столицей которой был город Солуни, сейчас это известный греческий город Салоники (более древнее его название Фессалоники), местонахождение которого помогает представить карта.

Слайд 2,3

Ведущий: Город славился ремеслами - обработкой железа и меди, изготовлением оружия, производством стеклянных изделий, льняных, шерстяных и шелковых тканей, выделкой кожи и судостроением. На всех улицах города, а особенно на его окраинах были расположены десятки самых различных и по масштабам мастерских. Население города было очень пестрым, и на улицах Солуни всегда слышалась многоязыкая речь. Кроме греков, здесь было много славян, армян, евреев.

Ведущий: В этом городе жил военный чиновник по имени Лев. Он был добр, богат, благоверен, праведен и чтил заповеди Божии. В его семье росло семеро детей. Братья любили учиться, много читали.

Кукольный театр. Ширма, декорации города, братья Кирилл и Мефодий. Братья рассказывают о себе, историю создания азбуки.

На экране слайд 4.

Мефодий: Я, Мефодий, - старший брат.

Кирилл: Я, самый младший – Константин в пострижении названный Кириллом .

Мефодий: Мы родились во граде Солуни.

Кирилл: Когда мне было 7 лет, я увидел сон, в котором словно наяву, местный воевода собрал на бал самых красивых и знатных девиц и предложил выбрать мне невесту. Из всех красавиц лишь одна привлекла мое внимание, имя ее было София.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что обозначает имя София? София – это Премудрость.

Кирилл: Я обручился с ней и был ей верен до конца дней.

Ведущий: Когда Константин рассказал о видении родителям, они сказали сыну, что назначено ему Богом, служить Софии Премудрости Божией и нести слово Божие людям. Родители поспешили исполнить волю Господа и подыскали Константину хороших учителей. Своим прилежанием в учёбе, упорством, стремлением к знаниям Константин поражал своих учителей. Прилежно изучая книги, он видел, насколько еще незначительны его познания, т. е. ему требовались еще более лучшие учителя.

Кирилл: Я усердно просил Бога послать мне лучших учителей и, прошение мое исполнилось. В Греческой земле умер император, и стал царствовать сын его Михаил с матерью своей благочестивой царицей Феодорой. Но Михаил был еще малолетним, и ему в воспитатели были назначены три вельможи. Один из них был хорошо знаком с моими родителями, и, зная об успехах и прилежании моем, послал за мной, чтобы я учился наукам вместе с юным императором Михаилом.

Ведущий: Так отрок Константин оказался в византийской столице – городе Царьграде. Он стал помогать учителю в воспитании и образовании императорского сына и сам многому научился. Константин с усердием постигал учения самых мудрых, просвещенных людей своего времени, много часов проводил, работая в знаменитой Царьградской библиотеке. Своим умом и прилежанием он приводил в изумление своих учителей, за что его впоследствии прозвали Константин – философ, мудрец. Вся юность его прошла в упорных трудах.
В то время Царьград был одним из красивейших городов мира: его окружали три ряда мощных стен с башнями. Улицы и площади города украшали мраморные дворцы, фонтаны и памятники героям и полководцам. Яркое солнце, лазурь, повсюду блеск золота!
Однажды к императору Михаилу, с которым учился Константин, пришли послы от одного славянского племени. Народ этого племени желал принять святое крещение и просил прислать к ним священника.

Слайд 5

Кирилл: По просьбе греческого царя отправились мы к братьям славянам страну Моравию, к князю Ростиславу поведать о святых христианских книгах, в которых рассказывается о Боге.

Ведущий: Но как научить христианскому учению людей, у которых нет письменности? Ведь они не смогут прочесть ни Священного Писания, ни Библии, ни других святых книг!

Мефодий: Умели славяне пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты не ведали, не умели книг читать и письма писать.

Кирилл: Разве не для всех светит солнце?

Мефодий: Разве не для всех идет дождь?

Кирилл: Разве не всех кормит земля?

Мефодий: Все люди равны, все люди-братья.

Кирилл: Все равны перед Господом, и всем нужна грамота.

Мефодий: Азбука даст нам в руки нить наших мыслей.

Кирилл: И ключ к тайнам природы.

Мефодий: Уединившись в монастыре, мы с братом усердно трудились над составлением славянской азбуки, призывая помощь Божью молитвой и постом.

Ведущий: Константин стал горячо молиться перед иконой Богородицы, чтобы она помогла ему придумать для славян буквы.
Кирилл: Богоматерь! Пречистая Дева!
Ты учила Младенца Христа,
Вдохнови нас на доброе дело –
Звуки букв нам пошли на уста.
Просвети, Богоматерь, народы,
У которых и книг еще нет.
Дай им веру, любовь, и свободу,
И ученья христианского свет!
Звучит тихо музыка и слова молитвы Богоматери.
Ведущий:
В храме было очень тихо, мерцали свечи, а в окно смотрели крупные южные звезды. Константину стало вдруг радостно на душе: он почувствовал, что его молитва услышана Самой Богородицей!
После молебна братья и пять их верных учеников приступили к созданию славянской азбуки. Все получалось у них легко, словно само собой. Азбука складывалась, как мозаичная картина.

Слайд 6

Помолившись Богу поутру,

Наклонился над листом святой,

Буквы подносил к его перу

Лучезарный ангел золотой.

И ложилась букв славянских вязь,

И строка бежала за строкой,

Книгою великой становясь,

Посланной Всевышнего рукой.

И, казалось, Сам Иисус Христос

По-славянки с нами говорит!

И наконец, Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна.

Слайд 7. Звучат слова «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»

Кирилл: (повторяет) « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Слайд 8

Мефодий: Это текст Священной книги – Евангелие. В ней содержится благая весть о жизни Иисуса Христа, о Его учении, заповедях, которые учат, как нам жить.

Звучит «Гимн Кириллу и Мефодию». В презентации на слайде приведен текст произведения. На последние строчки гимна Кирилл и Мефодий степенно уходят.

Ведущий: Язык, на котором святые братья Кирилл и Мефодий впервые записал для нас Святое Евангелие, стал называться церковно-славянским. Это язык молитвы. Духовная глубина и сила скрыта в церковно-славянском языке. Поэтому и по сей день, он звучит в Русской Православной Церкви во время богослужения.

Слайд 9

Ведущий: 24 мая 863 г. болгарские монахи Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Первые буквы славянского алфавита «Аз» и «Буки» дали название первой книги для чтения – Азбука. В этом году наша азбука отметит свой 1151-й день рождения!

Ведущий : Ежегодно 24 мая в России отмечается праздник – День славянской письменности и культуры этот праздник пришел к нам из Болгарии называется праздником славянской азбуки. Праздник в Болгарии начинается с демонстрации – красочного шествия. В руках люди несут огромные буквы, книжки, глобусы.

Кукольный театр

На сцене появляется босоногий мальчик по имени Алесь. На нем широкие штаны и длинная русская рубаха. Звучит топот копыт. На экране изображение леса. Выходят на сцену гонец и Тимоха.

Гонец: Эй, Тимоха, кто там на пригорке?

Тимоха: Человек…

Гонец: Человек – то, человек, да больно мал…

Тимоха: Паренек… босой идет…

Гонец: (обращаясь к мальчику): Откуда ты, почему один идешь?

Алесь: Деревню нашу шведы спалили… Отца убили, а мать давно с голоду померла…

Гонец: Куда же ты собрался?

Алесь: В Москву!

Гонец и Тимоха: (удивленно): В Москву?

Гонец: А зачем тебе в Москву?

Алесь: (вздохнув) Там… учат.

Гонец: Учат? Чему учат?

Алесь: Азбуке! (с гордостью) Я ученый! Четыре буквы знаю. Послушайте: Аз, Буки, Веди, Глаголь…

Гонец: (с улыбкой): Много… Да как звать тебя?

Алесь: А вы куда, дяденьки, едете?

Гонец: Тоже в Москву.

Алесь: Добре! И я с вами!

Слайд 10, 11

Ведущий: Понравился Алесь гонцам. Взяли они его с собой в Москву и определили в ученики. А как выглядела древнерусская школа? Как учили там детей? Посмотрите на картину Б. М. Кустодиева «земская школа в Московской Руси». Школа находилась в деревянной просторной избе. Ребята сидели все вместе на лавках за одним длинным столом. Во главе стола важно восседал учитель. За ним, на стене, на самом видном месте, висела плетка, которую употреблял за нерадивость в учении и плохое поведение. На картине видно, как перед учителем на коленях стоят два ученика с раскрытой книгой. Нетрудно догадаться, за что они были наказаны. Учебный день продолжался с 7 часов утра и до 7 часов вечера, с двухчасовым перерывом на обед.

Ведущий: В старину учились дети-

Их учил церковный дьяк,

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – глаголь.

Вот такой чудной вначале!

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если было не остро.

Трудно грамота давалась

А девицам полагалось не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Ведущий: В начале 18 века Петр I провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. В 1917-18 годах была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова.

Ведущий: Буква «ять» по своему внешнему виду похожа на значок, которым астрономы изображают планету Сатурн. «Ять» и е произносились совершенно одинаково. Букву «ять» называли «буквой – страшилищем», «буквой – пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила на «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение «знать на ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.

Ведущий: «Ижица» чем-то напоминало перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало «выпороть, выдрать», дать крепкий нагоняй.

Ведущий: «Ер», так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Выполняет скромную роль: отделяет согласную приставки от гласной. А до изгнания буква писалась в конце слов после твердых согласных. Ее называли «бездельником», «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и другими подобными словами.

Ведущий: Буква «фита» и ф -«ферт» - передавали один и тот же звук. Народ заметил забавное сходство между рисунком этой буквы и осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово ферт означало «руки в боки», «подбоченясь», затем появилось выражение ходить фертом.

Ведущий: В старославянской азбуке каждая буква имеет свое имя. Открывает азбуку АЗЪ, которая обозначает звук «А». АЗЪ – это имя Божие. В Библии Господь говорит: «Азъ есмь Богъ» -Я есть Бог.

Имя второй буквы «БУКИ», она обозначает звуки «Б» и «БЬ». Буки – это и есть буквы. Слово буквы произошло от названия дерева бук. Сложите 1-ю и 2-ю букву АЗЪ+БУКИ. Что получилось? Азбуки или азбука. Вот откуда произошло слово азбука.

Практическая часть.

Ведущий: Ребята, посмотрите внимательно на экран, что вы видите? (ответы детей)

Ведущий: Кто быстрее и точнее прочтет кириллицу? (Участники в прямом и обратном порядке читают алфавит).

Ведущий: Отгадайте, какое слово зашифровано

Рцы, твердо, добро, УК.

Слово, аз, земля, аз, како.

Я, еры, како, земля.

Ответы Труд, Сказка, Язык.

Ведущий: В языке и культуре сами буквы славянской азбуки имели такое большое значение, что о них русским народом были составлены пословицы и поговорки. Я называю, а вы попробуйте ответить, что они означают.

«Начать с азов».

«Сделать на ять».

«Прочитал от аза до ижицы».

«Пропишу я тебе ижицу».

«Стоять фертом».

«Смотреть глаголем».

Ведущий: Имена букв складываются в наставления. Таких наставлений история знает множество. Попробуйте и вы сложить имена букв в связный текст нравственного, поучительного содержания. У кого получиться длиннее и складно? А вот послушайте вариант: Я буквы ведаю(знаю), говорю Добро есть! Живите, люди, в совершенстве на земле! И мыслите, как подобает людям! Наш покой в Боге, говори слово твердо, прямо, не кривя душой!

Ведущий: Стали появляться первые книги. Писались они подолгу гусиными перьями. Особенностью было то, что заглавные буквы рисовались в виде дивных зверей, птиц, даже людей. Большие изукрашенные начальные буквы текста называются буквицами. Каждая из этих буквиц неповторима, как неповторима была и каждая книга в ту пору: ведь печатные книги появились в мире лишь 500 лет назад, а эти буквицы гораздо старше. Эта красивая буква дала название «красная строка». После того, как книга написана, ее украшали драгоценными камнями, золотом и серебром. Только богатый человек мог позволить себе подобную книгу. Писцы не успевали переписывать книги, так как их требовалось все больше и больше. И вот в 16 веке создал Иван Федоров такой станок, где книги можно было печатать. Со временем появились более удобные станки, а сними и современные книги, да и письменность менялась постепенно и дошла такой, какая она есть сейчас.

Ведущий: В летописи времен записано – « То было чудное мгновенье» глухие стали слышать, а немые стали говорить, ибо до того времени славяне были как глухие и немые».

Ведущий: В церкви в честь святых исполняется – тропарь. Тропарь – это стих, в котором рассказывается о празднике или о Святом.

Звучит тропарь.

Ведущий: Дорогие наши гости! Желаю вам быть верными служителями и хранителями животворного, высокого славянского слова и письменности, которую двенадцать столетий назад подарил славянам святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.

Конец

Праздник

Славянской письменности и культуры.

Цель: воспитание у детей чувства гражданственности и патриотизма, развитие интереса к родной истории, к родному языку.

Средства: образы святых Кирилла и Мефодия, изображение славянских букв.

Ход праздника.

Ведущая: Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки!

Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием.

Младший брат Кирилл мечтал писать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Он много работал, а помогал ему старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событии произошло в 863 году.

В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.

1 Ребенок: По широкой Руси – нашей

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

2 Ребенок: Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

3 Ребенок: Русоволосые и сероглазые

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древлян, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Все Мы - славяне!

4 Ребенок: Свою статью все пригожие,

Все разные и все похожие.

Зоветесь ныне – россияне,

Издревле, кто вы?

Все: Мы – славяне!

Исполняется песня о России.

Ведущая: Посмотрите на эти буквы. Их придумали Кирилл с Мефодием, а из них составили азбуку. Как называется азбука? (Кириллицей).А почему она так названа (по имени Кирилла, одного из ее создателей.

Посмотрите повнимательней на эти буквы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (ответы детей).

Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.

Послушайте, как звучит старинная буква. Название букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

Смотрите, какая у нас есть буква. Ее зовут «Добро». Буква Д. Какое у нее доброе имя! Доброта - лучшая черта характера человека!

1 Ребенок: Добрым быть совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

2 Ребенок: Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Ведущая: Знакомьтесь, буква «М»- «Мыслите». Предлагаю вам поразмыслить, поотгадывать загадки.

  1. Сидел на заборе, пел да кричал,

А как все собрались, взял да замолчал.

(Петух).

  1. Сто один брат, все в один ряд

Вместе связаны стоят.

(Забор).

  1. Катался колобок, пока носком не стал.

(Клубок)

  1. Три братца пошли купаться,

Двое купаются, третий на берегу валяется.

Искупались, вышли, на третьем повили.

/Ведра, коромысло/

  1. Четыре брата бегут –друг друга не догонят.

(Колеса).

  1. Была белая, седая, пришла зеленая, молодая.

(Зима, весна).

Ребенок. Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них – буква рычащая.

Ведущая. Буква «Р» -«Рцы». Она начала слово – Русь. Русь святая храни веру свою православную в ней же тебе утверждение.

Русская народная игра «Плетень».

Ребенок. Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь девчата,-

Значит, будет жить она.

Исполняются частушки.

Ведущая. У нас в алфавите есть еще замечательная буква – «Л» - «Люди».

Люди вы в ладу живете, ласку и любовь несете. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.

Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.

С праздником всех поздравляем с днем славянской письменности и культуры!


Сценарий Дня славянской письменности и культуры

« Сначала было слово»

Подготовила: Самусевич В.Н..- учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Учитель . Что для каждого из нас значит родной язык, слова, которые мы слышим, которые можем написать и прочитать? Очень многое! Без этого языка, без букв не было бы нашей нации - русского народа, не было бы ни истории, ни одной великой даты, ни одного великого имени. Сегодня мы с вами поговорим об истоках нашего языка, письменности и культуры, о том, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книг

1 ведущий: Ребята! Сегодня мы празднуем День славянской письменности и культуры, вспоминаем Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки. В России праздник был возрождён в 1985 году и отмечается ежегодно до 24 мая. В 1991 году празднику был присвоен статус государственного. Сейчас даже странно подумать, что было время, когда люди не умели читать и писать. Все знания передавались устно.

2 ведущий: Но вот появилась письменность – великое изобретение человечества. Она позволила людям сохранить знания, которые иначе были бы непременно забыты.

1 ведущий : Ребята, а вы знаете, как люди передавали друг другу различные сообщения, когда не было букв?

(Ребята отвечают.)

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов ещё не было. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности. Но дорога оказалась долгой. Послушайте отрывок из поэмы американского поэта Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», о легендарном вожде индейцев.

1-й чтец:

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на берёсте

Много сделал тайных знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Чёрный круг был знаком смерти;

Неба, звёзд, луны и солнца,

Гор, лесов и горных весей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для Земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

Всё пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звёзды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

2 ведущий: Ребята, так что же изобрёл Гайавата? (Письмо.)

(Ребята отвечают.)

А как можно назвать такое письмо? (Рисуночное)

(Ребята отвечают.)

Много тысяч лет тому назад наши предки стали украшать стены своих жилищ различными рисунками. Так, на каменных пещерах можно было увидеть множество изображений птиц, зверей, людей, лодок. Такое письмо называлось пиктографией, или рисуночным письмом.

1 ведущий: Ребята, скажите, а сейчас, в современной жизни, используются ли где-либо пиктограммы, то есть рисунок-письмо? (Да, к ним можно отнести знаки уличного движения, вывески, указатели, гербы государств, городов и т.д.)

(Ребята отвечают.)

Конкурс «Нарисуй пословицу»

(Участникам раздаются карточки с пословицами. Участникам нужно проиллюстрировать пословицу, а зрителям отгадать её.)

Карточки

Аз, буки и веди, страшат, что медведи.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Азбука - к мудрости ступенька.

2 ведущий : Позже на смену рисуночному письму пришли «священные знаки» - иероглифы, а когда две тысячи лет тому назад финикийцы изобрели буквы-значки только для согласных – клинопись. На основе финикийского письма в Греции появился первый алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

Известны и другие способы письма. Например, южноамериканские индейцы пользовались узелковым письмом – кипу. К толстому шнуру или палке они крепили шнуры потоньше. О чём идёт речь, узнавали по цвету шнура. Жёлтый цвет означал золото, белый – серебро, красный – воинов. И число узелков на шнуре свидетельствовало о количестве людей или предметов. А в Северной Америке индейцы передавали информацию с помощью вампума. На шнуры нанизывали раковины разной формы, окрашенные в различные цвета. Красный цвет означал войну, чёрный – угрозу, белый – мир, счастье, благополучие.

1 ведущий : В третьем веке до нашей эры на Востоке появились иероглифы. Это знаки, которые обозначали целые слова. В Китае иероглифов приблизительно 50 тысяч, а пишутся и читаются они не слева направо, как у нас, а сверху вниз.

2 ведущий : В русском письме тоже есть элементы иероглифического письма. Например, знаки «+», «-», «=». Знак «+» можно прочитать по-разному: и как плюс, и как прибавить, и как сложить; знак «-» - как минус, отнять, вычесть; знак «=» - как знак равенства, равняется, равно.

1 ведущий : А теперь, ребята, отгадайте загадку:

Чёрные, кривые, от рождения немые.

Станут вряд – сразу заговорят. (Буквы.)

(Ребята отвечают.)

Буквы составляют алфавит. Славяне ещё не знали букв, а вот финикийцы – народ, который в первом тысячелетии до нашей эры населял восточное побережье Средиземного моря, уже имел свой алфавит, состоящий из 22 букв. Интересно, что на письме отражались только согласные буквы, а гласные додумывались по смыслу.

2 ведущий : Каких только письменностей не существовало на свете! Но несмотря на то, что в разных странах писали по-разному, во все времена и у всех народов почитались и уважались люди, которые создавали письменность. Вот и мы ежегодно чтим память двух просветителей – солунских братьев Кирилла и Мефодия, которые родились в начале девятого века в Греции в городе Солуни. Отсюда их назвали Солунскими братьями. Это были очень образованные и мудрые люди.

1 ведущий : Старший брат Мефодий был назначен правителеи одной из областей на Балканах, позже постригся в монахи и ушёл в монастырь. Кирилл был библиотекатем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Его настоящее имя – Константин. А имя Кирилл он взял перед смертью при пострижении в монахи.

2 ведущий: В 863 году оба брата были приглашены во дворец города Константинополя, где император поручил им отправиться в Моравию, современная территория Чехии, чтобы читать проповеди на славянском языке в недавно принявшей христианство стране. Но древние славяне не имели своей письменности, значит, не могли читать. А известные тогда книги были на греческом языке, который славяне не понимали.Перед братьями поставили нелёгкую задачу. И вот они решили прежде составить славянскую азбуку и перевести книги с греческого на славянский.

1 ведущий: Кирилл и Мефодий разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв. Сколько в этом алфавите было не похожих на другие алфавиты букв!

2 ведущий: Солунские братья часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. Они переписали для своего народа с помощью нового алфавита несколько библейских книг. За этот подвиг – создание славянской письменности – братья были причислены к лику святых. Деятельность Константина и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма.

1 ведущий: Только три языка в мире – еврейский, латынь и греческий – были угодны в те времена. После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже, в Болгарии, ученики просветителей изобрели вторую и главную славянскую азбуку. Вы знаете, как она называлась и почему? (Кириллица, по имени одного из братьев.)

(Ребята отвечают.)

2 ведущий: В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Именно ‘bf азбука стала основой русской «Азбуки». А почему этот учебник получил такое название? (По названию первых букв – «аз» и «буки».)

(Ребята отвечают.)

2-й чтец:

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На церковном языке.

1 ведущий : Шли времена. Люди постепенно упрощали кириллицу, исключали из неё некоторые буквы. Так появился современный алфавит. Сколько в нём букв?

(Ребята отвечают.)

2 ведущий : А знаете ли вы, на чём писали иероглифы, рисовали рисунки и выводили первые буквы наши предки?

(Ребята отвечают.)

Писали на стенах пещер, глиняных табличках, папирусе, коже животных, пергаменте, берёсте, пальмовых листьях, тканях, металлах. А во втором веке нашей эры китайцы изобрели то, без чего не было бы книгопечатания, - бумагу. И теперь мы не перестаём любоваться красочно иллюстрированными книгами.

1 ведущий: Посмотрите, как красивы страницы этих книг! Мы удивляемся и восхищаемся творениями человека, но не стоит забывать первоучителей, ибо благодаря трудам этих людей сегодня мы с вами можем прочесть любую книгу, написать любой текст, передать информацию следующим поколениям.

3-й чтец:

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы

На мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

2 ведущий : И.А. Бунин в этом стихотворении завещал своим потомкам беречь нашу русскую речь. И мы также призываем вас, наше молодое поколение, к бережному отношению, уважению и пониманию русской культуры, наших традиций.

4-й чтец:

О России петь – что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь - что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что Любовь любить, что бессмертным быть!

Новое на сайте

>

Самое популярное