Домой Голосовые связки Эссе толерантность и его тезис. Сочинение на тему "толерантность"

Эссе толерантность и его тезис. Сочинение на тему "толерантность"

Эссе на тему

«Толерантность – залог выживания человечества»

Гергесова Виктория

Ученица 10 «в» класса

гимназии № 14

г.Улан-Удэ

2010 год

«Национальная культура приобретает известность

во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней,

становятся достижением всего человечества.

Культура мира, культура межнационального общения -

результаты многовекового развития общечеловеческой истории».

Н.О. Лосский

В своем широком смысле слово « толерантность » (кстати, происходит от латинского tolerantia, то есть терпение), означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. В более узком смысле понятие «толерантность» используется в медицине. Здесь толерантность – это способность организма без потерь переносить негативные влияния внешней среды.

Фактически любое убеждение – религиозное, политическое или культурное – может привести к нетерпимости, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в ложности тех взглядов, которые нами оспариваются. Политическая свобода предполагает, что мы в достаточной степени доверяем нашим политическим оппонентам, чтобы позволить им организоваться, провести выборную кампанию и сформировать новое правительство. Экономическая свобода предполагает терпимость к конкурирующим экономическим интересам. Конкуренция способствует образованию более гармоничного сообщества и стимулирует инициативу индивидов и социальных групп.

Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира.

Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. В противном случае пришлось бы согласиться с определением Г.К.Честертона: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят».

"Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от нас отличается"

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.

Но в современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Наверное следует вернуться в историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые разделены границами и режимами между собой. И часто они противостоят друг другу. У каждого государства – своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и повседневном межличностном общении. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стало реально. И это страшно.

Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Толерантность – ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.

Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.

Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.

Мне кажется, что толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Не является исключением и школа. Толерантности и его производным отводится главное место при решении проблемы развития культуры межнациональных отношений.

Недаром была принята Декларация принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным днем толерантности. 31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. Может ли школа препятствовать распространению националистических и расистских настроений. Ответ один: да. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность.

В русском языке существует два слова со сходным значением - "толерантность" и "терпимость". Термин "толерантность" используется в медицинских науках, а также употребляется в обыденной речи, но звучит "терпимость" и означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей".

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому нам следует воспитывать у детей именно такое понимание толерантности, как восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважение прав другого (в том числе и права быть иным). Это может произойти в скором будущем, если понятие "толерантность" прочно войдет в семейный лексикон.

Но, кроме всего этого, в мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, но, с другой стороны, нередко воспринимаются большинством как антисоциальные явления. Преступники, наркоманы, представители сексуальных меньшинств - все эти люди, несомненно, являются "иными" в нашем обществе. Как относиться к ним? Должна ли толерантность быть безграничной, а мы - терпимыми и снисходительными в таких случаях? В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению? Таким образом, проблема границ толерантности - это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, равнодушием.

Страна, в которойнезаботятсяодетяхимолодежи,неимеет будущего. Иесливближайшеевремянепроизойдетсущественных изменений, мы обречены на вымирание. В кризисных условияхбольшевсегоподверженыкрушениюидеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностейподвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводиткпотеренравственногоидуховного здоровья нации.

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков "новое" и незнакомое нам до недавнего времени слово "толерантность". Может быть, это влияние моды, но искренне желаю, чтобы толерантное отношение к другим стало такой же естественной потребностью современного человека, как общение. И поэтому я считаю, что родители одними из первых должны развивать в себе толерантное отношение к другим. Современные дети довольно рано активно включаются во взрослую жизнь, осваивают различные социальные роли.

И их глобальная жизненная ориентация зависит от того, как они будут относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в семье духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества будет значимым вкладом семейного воспитания в развитие культуры мира на земле.

Essay on a theme

« Tolerance - the mortgage of survival of mankind »

The author of an essay:

Gergesova Victoria

The student of 10”V” form

Of gymnasium № 14

Ulan-Ude City

2010

« The national culture gets popularity

All over the world only when the values developed in it,

Become achievement of all mankind.

Culture of the world, culture of interethnic dialogue-

Results of centuries-old development of universal history ».

N.O.Lossky

In the wide sense a word "tolerance" (by the way, occurs from latin tolerantia, that is the patience), means tolerance to another"s opinions and acts, ability to concern to them without irritation. In this sense tolerance is a rare character trait. The tolerant person respects with belief of others, not trying to prove the exclusive correctness. In narrower sense the concept "tolerance" is used in medicine. Here tolerance is an ability of an organism lost-free to transfer negative influences of an environment.

Actually any belief - religious, political or cultural - can lead to intolerance if does not remain any doubt in infallibility of ideas in which we trust, and in ложности those sights which are challenged by us. The political freedom assumes, that we sufficiently trust our political opponents to allow them to be organized, conduct elective campaign and to generate the new government. Economic freedom assumes tolerance to competing economic interests. The competition promotes formation of more harmonious community and stimulates the initiative of individuals and social groups.

Importance of this phenomenon in a modern life is so strong, that in 1995 of UNESCO the Declaration of principles of the tolerance including respect, acceptance and correct understanding of rich variety of cultures of our world, our forms of self-expression and ways of displays of human individuality, harmony in variety, an orientation on achievement of the world and assistance to replacement of culture of war has been accepted by culture of the world.

Tolerance expresses ability to establish and keep a generality with the people differing us in any attitude. Certainly, thus it is necessary to mean, that there are borders of tolerance, i.e. presence of the certain moral limits, allowing to not mix tolerant attitudes with permissiveness and indifference to the values feeding belief. Otherwise it should to agree with G.K.Chestertona"s definition: « Tolerance is a virtue of people which in what do not trust ».

" We are united in one generality with those who divides our belief, or with those who talks in the same language or has the same culture, as we, or with those who belongs to the same ethnic group. At the same time we are inclined hostilely or with fear to concern to « another » - that who differs from us "

Here some years we live in XXI century. Progress, the economy, new computer systems - all on service of the person. It would Seem, the life should be more measuredly, more confidently, more joyfully.

But in a modern society active growth of aggression, extremism, conflicts. Why? Probably it is necessary to return to history of development of a human society, i.e. the states which are divided by borders and modes among themselves. And often they resist each other. At each state - the culture. The progress reached by mankind in various areas, has not led to the uttermost mutual understanding between people. On former the aspiration to absolute domination, destruction of independence is strong. It is visible not only at a level external and internal policy of the states, but also daily interpersonal dialogue. Mass destruction, murders, streams of refugees became real. And it is terrible.

Especially strong influence on human consciousness is rendered with various forms of confrontation on ethnic ground. Tolerance - a key problem for all world, an essential component of a free society and a stable state system.

Instability of a society especially mentions youth which by virtue of age abilities is peculiar maximalism, aspiration to fast decisions of social problems.

Among teenagers growth of teenage criminality is visible; the quantity of the youth antisocial organizations, in particular, having extremist character where the unsophisticated youth is involved grows.

It seems to me, that tolerance is that cultural orientation, the attitude of the person which lives in peace, in the country, family, school, a class. Hence, it assumes presence at everyone such human qualities, as the responsibility, goodwill, restraint, tolerance. Unfortunately, the spirit of intolerance to other culture, a way of life, beliefs, habits continues to exist in a society. Is not exception and school. Tolerances and to its derivatives the main place is allocated at the decision of a problem of development of culture of interethnic attitudes.

The Declaration of principles of the tolerance approved by UNESCO has not been without reason accepted. On November, 16th became the International day of tolerance. On December, 31st, 1999 Russia has accepted a plan of measures on formation of installations of tolerant consciousness and preventive maintenance of extremism in our society. Without formation of tolerance movement to a civilized society is impossible. Whether the school can interfere with distribution of nationalist and racist moods. The answer one: yes. The school is one of the major institutes of education of such quality of moral aspect as tolerance.

In Russian exists two words with similar value - "tolerance" and "tolerance". The term "tolerance" is used in medical sciences, and also used in ordinary speech, but "tolerance" sounds and means " ability, skill to suffer, be reconciled with another"s opinion, to be indulgent to acts of other people ".

Owing to efforts of UNESCO last decades the concept "tolerance" became the international term, the major keyword in a problematics of the world. In a modern society tolerance should become meaningly formed model of mutual relations of people, people and the countries. Therefore we should bring up at children such understanding of tolerance, as perception of unity of mankind, interdependence of all from everyone and everyone from everything, respect of the rights of another (including the rights to be other). It can occur in the near future if the concept "tolerance" will be included strongly into a family lexicon.

But, except for all it, in the world there are groups of people which, on the one hand, reflect variety of a life, but, on the other hand, are quite often perceived by the majority as the antisocial phenomena. Criminals, addicts, representatives of sexual minority - all these people, undoubtedly, are "others" in our society. How to concern to them? Whether there Should be a tolerance boundless, and we - tolerant and indulgent in such cases? In this connection one more position is possible. It is possible to live, as though not noticing these facts, indifferently passing by them. Whether there will be a similar attitude tolerant? Or active counteraction to their distribution will be tolerant? Thus, the problem of borders of tolerance is also a question on borders between tolerance and indifference, indifference.

The country in which do not care of children and youth, has no future. And if in the near future there will be no essential changes, we are doomed to extinction. In crisis conditions are most of all subject to collapse of ideals, an aggravation of nihilism, apathy youth since the system of values is mobile, outlook not settled, that leads to loss of moral and spiritual health of the nation.

Today we quite often hear from telescreens, from leading politicians a word "new" and unfamiliar to us until recently "tolerance". Perhaps, this influence of a fashion, but sincerely I wish, that the tolerant attitude to another became the same needs of nature of the modern person, as dialogue. And consequently I consider, that parents one of the first should develop in themselves the tolerant attitude to another. Modern children it is enough early actively join in an adult life, master various social roles.

And their global vital orientation depends on how they will concern to the world as a whole, to itself and another in this world. The position of tolerance and trust is a basis for realization of a choice of the future generations in favour of the world, instead of war, peaceful co-existence of mankind, instead of conflicts. Rooting in family of spirit of tolerance, formation of the attitude to it as to the major value of a society will be the significant contribution of family education to development of culture of the world on the ground.

Бородаенко Денис, руководитель Нечаева Валентина Витальевна

Толерантность... Это понятие довольно легко осознается и запоминается даже в средней школе. Оно определяется как терпимость к чуждому верованию, образу жизни, взгляду. Но почему оно так актуально сейчас в России? Ответов много, я сформулирую лишь некоторые:

  • Ну, во-первых, наша страна многонациональная, и каждая нация имеет свой язык, нравы, обычаи, взгляды. Обычаи Осетии, Адыгеи, Ингушетии отличаются от обычаев центральных районов России, которым в свою очередь чужды нравы Чукотки и Бурятии.
  • Во-вторых, географически наша страна располагается в нескольких климатических поясах, поэтому гражданами нашего государства являются представители практически всех рас. Так коренные жители Бурятии и Удмуртии, принадлежащие к монголоидной расе, весьма отличаются от большинства жителей Урала и центральных регионов, от представителей южных регионов.
  • В-третьих, все народности и национальности Российской Федерации исповедуют разные религии: православные и католики, представители ислама и иудеи. И это если не брать в расчет смешанных верований и сект.

Да, мы все очень разные, но ведь уже больше десяти веков мы живем бок о бок в одном государстве. Со времен князя Владимира, когда разные княжества объединились в одно большое, мы являемся гражданами одной державы. И в принципе уже мало кто удивляется, что в пределах одного города прекрасно уживается костел, мечеть и церковь. Мы давно уже привыкли спокойно относиться к чернокожим гражданам, и не оборачиваемся вслед компании студентов-иностранцев. Но... Мне вспоминаются слова чемпиона мира по боям без правил, Расула Мирзаева, которые он сказал в репортаже после судебного разбирательства о смерти студента Ивана Агафонова: "Когда я победил на чемпионате, окружающие говорили, что победил россиянин, что в моем лице одержала победу Россия, а сейчас я сразу для всех стал не россиянином, а дагестанцем, горцем."

А действительно, почему так? Мы с гордостью говорим о многонациональности нашей державы, о богатстве ее нравов и обычаев, о плодородности и богатстве полезными ископаемыми. Мы все как один болеем на соревнованиях за нашу сборную, и каждый, кто носит форму с символикой РФ, будь то эскимос или горец, считается соотечественником https://ru.wikiquote.org/wiki/Вячеслав_Владимирович_Кантор.

Но стоит произойти конфликту, достаточно небольшой искры, и вспоминается жадность у евреев, кровожадность у всех горцев, хитрость у армян... А ведь любой представитель русской национальности может не только иметь эти черты характера, но и даже совмещать это с другими "достоинствами". Почему русский или украинец, или белорус никак не может быть обманщиком или расчетливым негодяем? Потому что это "свой", а они - чужие, не такие как мы? Смешно звучит, не так ли? Может все-таки дело в отношении к себе и к другим. Конечно, стать многоликим человек не сможет, но можно попробовать представить себя на месте другого. А что было б, если б я оказался среди эскимосов? Неужели приятно было б мне спасаться от насмешек и побоев только за то, что я имею большие глаза и светлые волосы? Видимо, и чувству терпимости к другим, не таким, как мы сами, тоже надо учиться.

Эволюция меняла строй и формы правления нашей страны, изменялись быт и обычаи, но одинаковыми люди не становились никогда. Всегда кому-то нравились красные одежды, кому-то белые. Кто-то носил длинные волосы, кто-то короткие. Один, глядя на землю, видит плодородную почву, ростки и отражение солнышка в луже; другой - одну лишь грязь, да пыль с песком. Но если принять эту непохожесть как нечто само собой разумеющееся, если определяющими качествами в человеке считать его личные заслуги и качества, то, возможно, чувство толерантности не придется прививать. Ведь, как сказал Герберт Уэллс: «Наша истинная национальность - это человечество.»

Впервые термин «толерантность» появился в 1953 году. Английский иммунолог Медавар подразумевал под толерантностью свойство иммунной системы, при котором организм воспринимает чужеродное тело как свое собственное и никак на него не реагирует.

В дальнейшем слово «толерантность» стали использовать и другие научные дисциплины, в каждой из которых оно приобрело свое особое значение. В статье мы рассмотрим, что означает это понятие, синонимы слова «толерантность», а также обозначим основные проблемы толерантности, аргументируя их высказываниями из художественной литературы.

Толерантность - это…

Итак, что такое толерантность? Определение этого термина чаще всего обозначают как терпимость к поведению, культуре и этнической принадлежности окружающих людей. В социологии толерантность рассматривают как терпение к иному образу жизни. Но это совсем не значит, что этот термин - синоним к слову «безразличный». Его можно расценивать как возможность предоставлять другим право жить так, как они считают нужным.

В философии слово "толерантность" обозначают как терпение к другим взглядам и привычкам. В обществе это качество нужно для того, чтобы мирно существовать с людьми другого вероисповедания, национальной и религиозной принадлежности.

Этические науки обозначают толерантность как способность спокойно и без агрессии воспринимать все формы самовыражения другого человека. Здесь основными синонимами толерантности выступают понятия доброжелательности и терпимости.

Проблема определения

В целом синонимами толерантности выступают такие понятия, как уважение, понимание и принятие.

Толерантностью нельзя назвать уступку, потворство или снисхождение, к тому же она не означает терпимость к несправедливости со стороны другого человека или отказ от собственного мировоззрения и особенностей поведения.

Можно рассмотреть множество определений толерантности, но ни одно из них не будет полностью раскрывать смысл этого процесса ввиду того, что нельзя полностью охватить все стороны человеческой жизнедеятельности. Так что такое толерантность? Определение этого термина можно свести к следующему. Толерантность - это осознанная, чистосердечная терпимость, особая психологическая установка, что ориентирована на уважительное восприятие иных ценностей, убеждений, способов самовыражения и других составляющих человеческой индивидуальности. Это активная позиция, которая помогает достичь взаимопонимания между оппонентами.

Толерантность в современном мире

Современные проблемы толерантности практически ничем не отличаются от тех, что приведены в литературных произведениях классиков. К ним можно отнести и этническое, и социальное, и гендерное недопонимание. Остается усвоить только одно правило: насколько бы не изменился мир, толерантность всегда будет считаться добродетелью.

Но сейчас, как никогда раньше, первоочередным заданием, которое нужно решить, является проблема формирования толерантности. Это обусловлено следующими причинами:

  • Внезапное и динамическое разделение цивилизации по экономическим, этническим, религиозным, социальным и другим критериям. В связи с этим вырос уровень нетерпимости в обществе.
  • Рост религиозного экстремизма.
  • обострили межнациональные отношения (пример, война Украины и России).
  • Проблемы с беженцами.

Чтобы взрастить в ком-то толерантность, необходимы определенные условия, так называемые базовые принципы. К ним относят 5 позиций:

  • Насилие никогда не должно быть средством для достижения цели.
  • Человек должен осознанно прийти к определенному решению.
  • Заставить себя, не вынуждая других. Основной принцип толерантности заключается в умении человека оставаться собой, не заставляя при этом другого менять свои взгляды.
  • Соблюдение законов, традиций и обычаев является важным фактором в развитии толерантности.
  • Принять другого таким, какой он есть, вне зависимости от отличий.

Актуальность проблемы толерантности не поддается сомнению. Ведь, как заметил однажды философ Ю. А. Шрейдер: «Самая страшная катастрофа, что грозит земной цивилизации - уничтожение человечности в человеке». Поэтому о принятии других людей такими, как они есть, так много написано и сказано.

Толерантность и литература

Чтобы понять всю глубину этой проблемы, лучше прибегнуть к литературным аргументам. В рассказах, романах и повестях описаны разные жизненные ситуации, где на примерах главных героев можно увидеть, чем является толерантность в реальной жизни.

Актуальность проблемы толерантности впервые появилась в литературных произведениях Древней Руси. Странствующий писатель Афанасий Никитин описывал разнообразие религиозных течений в Индии. В своих текстах он зазывал читателя задуматься обо всем многообразии мира и терпимее относиться к людям с другой верой.

Но особого внимания заслуживают произведения классической литературы. Писатели того времени рассказывали о проблемах толерантности, которые существовали в обществе. Так, в произведениях XVIII века проблемы толерантности были распространены в научно-образовательной сфере. Уже в XIX веке начинает возникать проблема классовой толерантности. В частности, об этом свидетельствуют произведения Толстого «Война и мир», Тургенева «Отцы и дети», где рассмотрены основные аргументы проблемы толерантности.

Со слов классиков

Из страниц классической литературы можно многое узнать о проблеме толерантности. Аргументы, приведенные в произведениях, актуальны даже сегодня. Взять, к примеру, повесть «Дети подземелья» (В. Г. Короленко). Автор рассказывает историю о маленьком мальчике Васе, который не смог найти понимания в родной семье. Несмотря на то что его отец занимал высокое положение в обществе, он всегда был один. Однажды он знакомится с Вальком и Марусей. Эти ребята были выходцами из самого низкого социального слоя населения. Так столкнулись две социальные реальности, которые тесно переплелись между собой. Вася сумел понять и принять чужую боль, он стал лучше понимать взрослых и благодаря этому мог наладить отношения с родным отцом.

В этом произведении раскрыта проблема социального неравенства, и пока будет существовать расслоение общества на классы, она останется актуальной.

Еще один пример из классической литературы можно найти в произведении Толстого «Хождение по мукам». Здесь в основном рассказывается о гендерной толерантности, когда женщина становится равноправной мужчине. Так как на рубеже XIX-ХХ веков эта проблема равенства получила широкое распространение, то она была положена в основу множества литературных произведений.

Проблема межэтнической толерантности хорошо раскрыта в произведении «Морские рассказы» (К. М. Станюкович). Русские моряки однажды подобрали в открытом море мальчика афроамериканского происхождения и отнеслись к нему со всем человеческим состраданием, несмотря на цвет кожи.

Эта проблема раскрывается и в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Основная мысль, которую пытался донести автор, заключалась в следующем: «Не существует хороших или плохих наций, есть только хорошие и плохие люди разных наций».

Литературные аргументы

Толерантность была одной из любимых тем авторов разного стиля и жанра. Не только в романах, рассказах или повестях встречается эта проблема. Например, в баснях Крылова глубоко просматривается проблема поиска компромисса между персонажами с разными точками зрения. В басне «Лебедь, Рак и Щука» герои не смоли сдвинуть телегу, так как каждый делал то, к чему привык он: Рак пятился назад, Лебедь летел вверх, а Щука прыгала в воду, поэтому «воз и ныне там».

В басне «Слон и моська» маленькая собачка без видимой причины начинает облаивать спокойно шагающего слона, вместо того чтобы просто пройти мимо. Кто-то может сказать, что это всего лишь занятное детское повествование, но, по сути, здесь скрыто нечто другое. Если провести параллель с некоторыми событиями повседневности настоящего времени, то можно увидеть, что в этом незамысловатом произведении скрыта проблема толерантности. Нередко на улицах можно повстречать людей, которые достаточно грубо, надменно или с недовольством высказывают свое мнение другим, совершенно незнакомым людям. Например, ситуация: компания отдыхающих приехала в курортный городок. Их место проживания находилось рядом с вокзалом, так что брать такси не было смысла, хотя сумки у них были и нелегкие. Но на переходе они начали разговаривать между собой о том, что тяжело идти с таким грузом. Женщина, что проходила мимо, услышала эти слова и высказала свое мнение, сказав, что приехали «нищеброды» и не могут позволить себе взять транспорт.

Ситуация не совсем характерная, но отлично подходит для проведения аналогии с басней «Слон и моська».

Свой и чужой

Проблема толерантности в художественной литературе представлена самыми разнообразными произведениями. Она отображается в детских сказках Андерсена и Пушкина, ее можно наблюдать в рассказах о Винни-Пухе и Карлсоне. Образцами толерантного поведения могут послужить животные из произведения Киплинга «Маугли».

Аргументы проблемы толерантности можно найти в каждом втором литературном произведении. Даже в историях о войне или политических репрессиях есть место для чего-то человеческого. Взять, к примеру, «Альпийскую балладу» В. Быкова. События истории разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Из лагеря фашистов сбегают пленники: русский солдат Иван и Джулия, девушка из Италии. У них было всего три дня. Три дня долгожданной свободы, погони и жизни в сложнейших условиях. Когда фашисты настигли беглецов, Иван взял всю вину на себя, за что поплатился жизнью. Джулия всю свою жизнь берегла память о смелом солдате. После окончания войны она отыскала в России его родственников и написала им о гибели Ивана. Она хотела рассказать о подвиге простого солдата, который спас незнакомую иностранку. Они ведь даже не знали языка друг друга.

Здесь описана межнациональная проблема толерантности. Аргументы из литературы, что написаны в подобном ключе, раскрывают глубинный смысл терпимости и человечности. Читателю было бы понятнее поведение главного героя, если бы он защитил свою соотечественницу. Но здесь была итальянка, с которой они даже не были знакомы. Так почему он так поступил? Главный герой не делил людей на «русских» и «не русских» и просто сделал то, что мог сделать, если бы на месте итальянки был кто-то другой. Автор пытался показать, что не существует такого понятия, как «свой» и «чужой», есть просто человек, нуждающийся в помощи.

Любовная линия

Не менее красочно описана проблема принятия других в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Здесь, в суровых условиях гражданской войны, толерантность представляется чем-то невозможным, но автор вводит дополнительную «переменную», что находится на уровень выше условностей, - это любовь.

Герои романа - Дуняшка Мелехова и Мишка Кошевой - любили Но в ходе революции их семьи стояли по разные стороны баррикад, и, когда все военные действия закончились, Мишка Кошевой оказывается врагом для семьи Дуняшки. Но они влюблены, и эта любовь выше всех условностей. Нравственность всегда будет стоять выше идеологических и политических предпочтений.

От слов к делу

О толерантности написано очень много, вот только на практике все происходит совсем не так. Красивые истории о принятии людей с другим мировоззрением существуют только в книгах, но никак не в реальном мире. В частности, это касается молодого поколения.

Проблемы толерантности в молодежной среде спровоцированы, прежде всего, асоциальным поведением и коммерциализацией отношений. У подрастающего поколения на первом месте всегда стоят современные девайсы и уже потом все остальное. Уже давно утрачены прежние ценности. Ежедневно создаются новые молодежные группировки и движения, растет количество антиобщественных радикальных организаций. Проще говоря, в кругу подростков и молодежи быть толерантным сейчас «не модно».

В учебных заведения, в частности школах, изучают понятие толерантности. Однако дальше определения дело не идет. Как показывают исследования, уровень принятия других падает. Возможно, всему виной отсутствие положительных примеров, которые могли бы показать, как быть толерантными, возможно, мало кто из учащихся читает русских классиков. Тем не менее рано или поздно каждому из них придется написать сочинение на тему «Проблема толерантности».

И это может стать серьезной проблемой, когда нет четкого понимания проблемы, а сочинение является заданием ЕГЭ.

Чтобы написать сочинение «Проблема толерантности», аргументы из литературы крайне важны. Их можно использовать как основу для проведения аналогий с событиями в современном мире. Как вариант, можно кратко описать произведение и объяснить, почему его мнение является авторитетным. Второй вариант намного легче, но для примера попытаемся объединить два способа написания сочинения.

Пример сочинения

«Возможно, совсем скоро люди станут жить в абсолютной изоляции друг от друга, чтобы сохранить свой хрупкий мир от посторонних. Но это случится не скоро, хотя серьезные предпосылки к этому переходу уже имеются - низкий уровень толерантности в обществе. Сейчас нужно соответствовать слову «норма».

Если в человеке есть хотя бы что-то отличающееся, его могут не принять в коллектив, социум, или того хуже - сделать изгоем. Как героиню из повести Л. Улицкой «Дочь Бухары», Милу. Девочка с детства болеет синдромом Дауна. Ее воспитывает мама и все силы прилагает, чтобы девочка была счастлива. Но отношение к людям с особыми потребностями в обществе равнодушное, а если повезет, то снисходительное.

«Разнообразные идиоты» и «бесполезные члены общества» - это лишь несколько эпитетов, которыми автор охарактеризовала отношение общества к «другим» людям. Почему-то считается, что такие люди не имеют права на сострадание, уважение или понимание.

Но есть люди, что имеют другие, отличительные характеристики. Стоит вспомнить роман Л. Толстого «Война и мир». Главный герой Пьер Безухов совершенно не вписывается в И здесь речь идет не столько о его неуклюжести, сколько о характере. Он наивный, доверчивый и простодушный. Открыт миру и очень добрый. Но там, где в почете эгоизм и лицемерие, он чужой.

И в современном мире почти на каждом шагу встречаются подобные ситуации. Мальчишка попал в аварию и стал инвалидом, теперь у него намного меньше шансов влиться в общество, когда вырастет. Со временем отвернутся прежние друзья, начнут игнорировать и обходить стороной окружающие. Теперь он - инвалид, бесполезный член общества. Девочка, что любит читать книги, не смотрит телевизор и очень редко посещает Интернет, тоже ощущает на себе косые взгляды сверстниц.

Такие ситуации заставляют задуматься, а можно ли людей назвать людьми, когда они без горечи и сожалений исключают из своего общества себе подобных. Быть толерантным, значит, оставаться человеком. И в этом каждый может преуспеть, если просто будет относиться к другим так же, как хотел бы, чтобы относились к нему».

Проблема толерантности сложная для понимания. Она может возникать в различных сферах жизнедеятельности и ситуациях. И подводя итоги под всем выше сказанным, можно отметить следующее: толерантность - это человечность. А человечность является ни чем иным, как способностью уживаться с себе подобными, не приуменьшая их значимости и не теряя своей индивидуальности.

Сапиева Раиса

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди»

Бернард Шоу

Сегодня Ольга Александровна начала урок с того, что мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень, но все должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность». Написала его на доске и спросила, слышали ли мы это слово и что оно обозначает. Я слушала ответы одноклассников и думала, а почему в последнее время все слишком много говорят о толерантности. По национальности я казашка. Ненависть к малым народам стала все больше проявляться в современном мире. Так что, когда Ольга Александровна предложили написать сочинение на тему: "Толерантность - для меня это…»", я сразу захотела изложить свои мысли на бумаге.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Основная общеобразовательная школа с. Безымянное»

Эссе

«Толерантность-для меня это…»

Выполнила

обучающаяся 6 класса

Сапиева Раиса

2013-2014 учебный год

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди»

Бернард Шоу

Сегодня Ольга Александровна начала урок с того, что мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень, но все должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность». Написала его на доске и спросила, слышали ли мы это слово и что оно обозначает. Я слушала ответы одноклассников и думала, а почему в последнее время все слишком много говорят о толерантности. По национальности я казашка. Ненависть к малым народам стала все больше проявляться в современном мире. Так что, когда Ольга Александровна предложили написать сочинение на тему: "Толерантность - для меня это…»", я сразу захотела изложить свои мысли на бумаге.

Наконец вечером выдались свободные минуты. За окном остался суетный день: школьные заботы, помощь маме по дому, работа в нашем маленьком магазине. Я присела за стол и включила компьютер.

Описать толерантность оказалось довольно трудно, возможно из-за того, что в разных языках она определяется по-разному. В интернете я нашла, что в английском языке толерантность - «готовность и способность воспринимать без протеста личность», во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли», в арабском - толерантность – это «прощение, снисхождение, сострадание, терпение», в персидском – это готовность к примирению». Русский словарь трактует это слово как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то. А между тем, понятие «толерантность» уже дается во многих словарях как устаревшее. Неужели это справедливо? Неужели возможен мир, в котором нет места уважению чужого мнения, культуры, языка?

Это стало теперь модным – демонстрировать свою терпимость, а еще лучше, как можно громче о ней рассуждать. Слово «терпимость» происходит от глагола «терпеть», а терпение - это далеко не самое приятное чувство. Когда мы терпим кого-то, мы испытываем неловкость, раздражение, иногда даже ненависть. Поэтому я предпочитаю понимать слово «толерантность» как понимание и уважение, а не как терпение.

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются. В школе, как и везде, все мы разные: есть маленькие, большие, худые, полные, русские, казахи, армяне, цыгане. Почему мы иногда смеёмся друг над другом? Настоящая толерантность проявляется, прежде всего, в поведении человека. В том, с каким чувством мы принимаем привычки других людей. Все люди по-разному относятся к тем, кто на них не похож, кто выглядит или мыслит иначе, верит в других богов, принадлежат к другой национальности. Кто-то равнодушен, кто-то пытается понять, принять. А кто-то, напротив, не принимает то, что ему чуждо. Называют это сейчас по-разному: расизм, нацизм, экстремизм….

Я читала, что во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война ещё не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне. Русским предоставляли жильё, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжёлой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов.

Раньше проблема толерантности не стояла так остро, как сейчас. В условиях появления свободы выбора у каждого человека – как одеваться, как вести себя, во что верить – общество превратилось в массу совершенно не похожих друг на друга людей.

Я считаю, что неправильно делить людей по национальному или религиозному признаку. Разве есть разница, где человек родился, и какую веру он исповедует?

С одной стороны, чем мы отличаемся? Две руки, две ноги и голова, все то же, что и у других. Все мы люди, это наше главное сходство, это то, за что мы должны уважать друг друга. Значит ничем!

И встретив на улице человека другой национальности, не нужно смотреть на него с презрением или с усмешкой. Его национальность, внешность – не повод его ненавидеть. Когда-то наши бабушки и дедушки жили в одной стране и называлась она – Советским Союзом. Они рассказывали мне,что все народы были дружны, уважали друг друга, дружили. Ездили друг к другу в санатории, на экскурсии. Дети встречались в лагере «Артек». Это было место, куда приезжали лучшие ученики разных национальностей. Почему сейчас всё изменилось? Ну не один президент у всех малых народов, а у каждого свой.Это же не повод для прекращения дружбы!

Просто нужно ко всем относиться как раньше было, и тогда среди нас не будет «чужих»? У каждой национальности найдутся плохие люди, с которыми нежелательно иметь встречу вечером на улице. Просто нужно к человеку относиться, как к человеку, жить по человечески и не важно, какой ты национальности – русский, казах, чеченец, азербайджанец или узбек. Чего нам не хватает, чтобы жить по-человечески? И плодом моих раздумий стал вывод о том, что оказывается толерантности. Все мы живем в одном мире, где много стран и много разных людей, где каждый по-своему дружит, так давайте жить дружно! Выходит толерантность для меня – это дружба, уважение. Вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее. Если мы сейчас задумаемся об этом, то на Земле не будет войн, террористических актов. И тогда будет мир на нашей планете, и выживет человечество, и будем все спокойны за будущее наших детей, будущее Земли и будем радоваться каждому новому дню с голубым небом, ярким солнцем. Я толерантно отношусь ко всем людям и призываю всех окружающихся быть такими же.

Современный мир богат различными обычаями, образами жизни, поведением, мнением, идеями и верованиями людей. Инакомыслие становится одной из черт общества. Несогласие с идеологией большинства и порядками, установленными в обществе, присущи многим людям. Толерантность - это именно то, что позволяет людям находить согласие друг с другом и оставаться вне состояния вражды. Это понятие близко по своему смыслу с терпимостью, милосердием и снисхождением - теми суждениями, без которых не может существовать толерантность, без которых, на мой взгляд, невозможно понять всю глубину смысла данного термина.

В 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Я думаю, что декларация стала необходимостью для общества, показав нужность установки нового курса развития социальной среды, в которой нет места распрям, злобе, неприязни и, что самое главное, войнам, основанным на неспособности взаимодействия различных по своим взглядам и содержанию культур. толерантность уважение декларация культура

Новый ориентир на формирование культуры мира, а не культуры войны, принятый научными сообществами разных государств, призывает к терпимости, но следует заметить, что, безусловно, и у терпимости должны быть свои границы. Наличие моральных пределов позволяющих не смешивать толерантные отношения со вседозволенностью и безразличием к ценностям, нужны для того, чтобы отчасти, допуская проникновение друг в друга и взаимообмен всяческих форм культуры своими обычаями, нормами и устоями, недопустимой была бы полная потеря особенностей и индивидуальности народов и этносов.

Виды толерантности столь же многообразны, как и те сферы жизни человека, в которых следует её проявлять. Существует политическая, научная, педагогическая и административная толерантность. В каждом из этих видов сфер жизни человека личность может проявлять по-разному свою толерантность. Это напрямую связанно с уровнями подсознания, свойства которых человек использует при необходимости. Существует натуральная толерантность, которая подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку, таким образом, данный вид толерантности изначально есть у любого человека и не подвергается значительным изменением вплоть до приобретения индивидом социального опыта. Также есть моральная толерантность, которая проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит. В таком случае человек остается внутр одной социальной группы, как правило это становится основой религии массовой культуры или семейного воспитания. Последний вид толерантности - это нравственная толерантность. Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты.

Я думаю, что каждому человеку необходимо развивать в себе толерантность. Но для того, чтобы это чувство служило помощником на жизненном пути, нужен высокий уровень самосознания, понимания своего места в современном мире и, что особенно важно, своих исторических корней, культуры, а также её особенностей. Мне кажется, что без любви к своим предкам и желания сохранить их наследие, выработать в себе стремление сохранить современность невозможно - время, в котором мы находимся, в таком случае, попросту не является ценностью. Толерантность служит одним из механизмов сохранения нашего мира для потомков.

Новое на сайте

>

Самое популярное