Домой Голосовые связки Экономика российской империи 19 веке. Об экономическом росте в Российской Империи начала XX века

Экономика российской империи 19 веке. Об экономическом росте в Российской Империи начала XX века

Начало ХIХ века проходило в России под правлением страной Павлом. Екатерина II оставила своему сыну Павлу I Российскую империю в более благополучном состоянии, чем получила. Так, если в середине XVIII в. численность населения страны составляла 19 млн. человек, то к концу столетия численность увеличилась до 36 млн. Такой рост населения был не только за счет присоединения новых территорий, но и за счет естественного прироста населения. Общее число фабрик и мануфактур выросло с 500 до 1500. При этом увеличилось число собственников, в том числе из крестьян. Сумма государственных доходов увеличилась с 16 млн. рублей до 69 млн. рублей, т.е. выросла более чем вчетверо. Была также создана банковская система.

Однако, начиная с конца XVIII и по первую треть XIX в., в социально-экономическом положенииРоссии появились предкризисные процессы, вызванные тем, что в экономике основанной на феодальных формах хозяйствования, стали быстро набирать силу новые рыночные отношения. В целом в стране, несмотря на различия в экономической политике Павла I, Александра I и Николая I сохранялась имперская модель модернизации, заложенная еще Петром I и которая основывалась на ведущем значении государства во всех преобразованиях в стране. При этом доминировали политические и, прежде всего, военные факторы. Укрепление государственной власти на огромной территории сопровождалось бюрократизацией общественной жизни.Так, если в 1804 – 1805 гг. на 40 млн. населения приходилось 13 тыс. чиновников, то в 1847 г. на 74 млн. населения было уже 61 тыс. чиновников. При такой системе возникал дефицит финансовых ресурсов, для сокращения которого в стране была создана система компенсаций, основанная на использовании даровых источников: крепостном труде, природных ресурсах и военных приобретениях.

При Павле I (1796 – 1801), который был известен своей любовью к прусским порядкам, была проведена реорганизация русской армии по немецкому образцу. Одновременно были уничтожены дворянские привилегии, а в стране вместо «просвещенного абсолютизма» проводилась политика «железной лозы». Кроме того, началась постепенная замена коллегий на министерства, была проведена губернская реформа, предпринимались некоторые меры для смягчения положения крепостных. Например, в апреле 1797 г. был издан Манифест о трехдневной барщине.

Экономическая политика Павла I не была однозначной. В ней, с одной стороны, много прогрессивных преобразований, благотворно влиявшие на развитие и укрепление экономики. К таким преобразованиям следует отнести меры по созданию новых заводов и фабрик, новых производств на основе передовой зарубежной техники. С другой стороны, определенным ее минусом явились практические шаги в области финансов и внешней торговли, вызвавшие крайнее недовольство купечества и дворянства, что стало, в числе прочих, одной из причин заговора против Павла I.

Павловское царствование, как никакое другое в истории российского самодержавия, долгое время было окутано завесой молчания, изъято из гласного исторического освещения. В исторической литературе принято считать, что хозяйственная деятельность Павла I, привела к тому, что с этой поры Россия начала экономически отставать от государств Европы. Однако не верно приписывать весь негатив одному царствованию, при этом очень короткому. Причинами экономического отставания России следует считать то, что преемники Петра I не смогли довести его преобразования до логического завершения.

Вступление на престол в марте 1801 г. Александра I (1777 – 1825) было встречено российским обществом с большими надеждами. Правительство и ближайшее окружение императора деятельно взялись за преобразовательную работу в либеральном духе. В этом направлении императором были проведены правительственные реформы и в первую очередь – в учреждении министерств.

Следует особенно подчеркнуть, что свои политические и экономические шаги Александр I, как и Петр I и Екатерина II делал, опираясь не на правительственные структуры, а на друзей-единомышленников. Уже в 1801 году для социально-экономического реформирования страны был образован так называемый Негласный комитет, который объединил прогрессивно настроенных деятелей, личных друзей Александра I –В. П. Кочубея, Н. И. Новосильцева, П.А. Строганова и А.Чарторыйского. Ведущим его консультантом стал статс-секретарь М. М. Сперанский.

Члены комитета подготовили программу в области экономической политики, составленную в либеральном духе. Аргументы для ее обоснования они черпали из сочинений Адама Смита, в частности потому, что Новосильцев, Кочубей и Чарторыйский получили образование в Англии. Поклонником идей английского экономиста был и Александр I. В разрабатываемой ими программе главными являлись положения о свободе внешней торговли, направленные против торгового меркантилизма. При его участии были проведены некоторые либеральные преобразования, прежде всего в аграрном секторе:

– в 1803 г был издан указ о вольных хлебопашцах, дававший право помещику освобождать крестьян с землей за выкуп;

–прекращалась раздача казенных крестьян в частные руки;

–осуществлялась аграрная реформа в Латвии и Эстонии, предусматривающая отмену крепостного права для крестьян, но без наделения их землей;

– разрешалась покупка земли купцам, мещанам и казенным крестьянам (помещичьи крестьяне получили это право только в 1848 г.).

В 1802 – 1812 гг. была проведена реформа высших органов управления. Первоначально были созданы 8 министерств, взамен петровских коллегий, затем их число увеличилось до 12. Административные методы управления использовались и в регламентации предпринимательской деятельности. В соответствии с манифестом от 1 января 1807 г. «О даровании купечеству новых выгод, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий» в стране установилось два рода купеческих товариществ (торговых домов): полное товарищество и товарищество на вере.

Полное товарищество:

  • солидарная ответственность по делам предприятия всем своим имуществом;
  • привлечение только родственников и близких знакомых;
  • возможность участия только в деятельности одного предприятия.
  • Товарищество на вере:
  • ответственность только в сумме взносов;
  • возможность привлечения вкладчиков со стороны;
  • возможность вкладчиков участвовать в деятельности нескольких подобных обществ.

В это же время начинают создаваться товарищества по участкам – это первые акционерные общества, однако большого развития до 1830 г. они не получили. Это определялось многими факторами, в том числе и сложившейся в условиях абсолютизма разрешительной системой предпринимательства. Так, например, для образования новых акционерных обществ было необходимо, чтобы их уставы утверждались министерством по ходатайству учредителей. При этом решение о создании должно было получить одобрение Комитета министров. Разрешение на учреждение компании давалось правительством, утверждалось императором и затем объявлялось Указом Сената.

В данный период времени начинает складываться особое акционерное законодательство, имевшее сепаратный (ограничительный) характер и содержавшее в самом общем виде принцип ограниченной ответственности акционеров. Регламентация коснулась не только производственной, но и торговой деятельности, и была направлена на ограничение процесса перехода крестьян в купеческое сословие.

Наиболее полно условия, при которых крестьянин-предприниматель мог записаться в купеческую гильдию, были сформулированы в указах от 20 и 24 октября 1804 г. К этим условиям относилось:

– необходимость доказательства того, что крестьянин фактически издавна ведет купеческий промысел;

– наличие письменного удостоверения общины, из которой вышел крестьянин, об отсутствии у данного человека недоимок и долгов и подтверждения того, что его земля не будет пустовать;

–обязательство городского общества, принимающего крестьянина, заплатить за него до новой ревизии все по крестьянской подати;

– требование уплаты причитающихся налогов и сборов за три года по обоим сословиям;

–доказательство того, что крестьянин –«отпущенный помещиком на волю человек».

Вместе с тем заметно расширялись сферы крестьянской торговли. Указом 9 апреля 1804 г. крестьяне получили право на собственную мелочную торговлю, хотя и в ограниченной номенклатуре товаров, а указ от 23 февраля 1806 г. разрешил крестьянам ранее запрещенную оптовую торговлю, а также широкую торговлю импортными товарами. Согласно же «Дополнительным правилам», опубликованным 29 декабря 1812 г., разрешалась самостоятельная, без доверенности от купца, предпринимательская деятельность крестьянина, при условии осуществления платежей по четырем видам торговых свидетельств от 40 до 2500 руб. Но, несмотря на значительно расширившийся допуск к деловым операциям, крестьяне были лишены равных прав с гильдейским купечеством.

В 1809 г. под руководством М. Сперанского был разработан новый проект российских законов, известный под названием «Введение к уложению государственных законов». Его основной целью было не только упорядочить устаревшее законодательство Российской империи, но и приблизить правовые нормы к требованиям развивающихся рыночных отношений как внутри страны, так и с учетом европейских законов. Наиболее существенным достоинством этого проекта было то, что в нем был заложен принцип разделения всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной на основе формирования системы центральных и местных учреждений.

В 1810 – 1812 гг. Сперанским было подготовлено несколько финансовых мероприятий. Среди них наиболее значимым стало введение в стране новых размеров прямых налогов: подушная подать с крестьян и мещан увеличивалась с рубля до двух рублей, был также введен налог на дворянские имения, на земли помещиков. Недовольство привилегированных слоев российского общества привело к отставке реформатора.

В первые годы царствования Александра I Новый курс правительства был фактически направлен на приспособление российского абсолютизма к развивающимся

капиталистическим отношениям в стране. Так, указом от 14 марта 1801 г. Александр I отменил запрет Павла I на вывоз сельскохозяйственного сырья и снял эмбарго на ввоз из Англии товаров промышленного и культурного назначения. Манифест Александра I от 2 апреля 1801 г. провозгласил свободную торговлю и открыл для русских купцов широкую возможность вывоза товаров за границу. Правительство заключило новый торговый договор с Англией. Участие в торговой войне против Англии было прекращено.

Однако проводимая политика свободной торговли вызывала сильное недовольство нарождавшейся буржуазии. Ее идеологами были граф Н. С. Мордвинов (1754 – 1845) крупнейший русский экономист первой половины XIX в., сторонник индустриального развития страны, председатель департамента государственной экономии, граф Н. П. Румянцев (1754 – 1826) министр коммерции, затем министр иностранных дел и статс-секретарь граф М. М. Сперанский (1772 – 1839). Они считали, что российская промышленность не достаточно развита по сравнению с уровнем ведущих стран Европы, а поэтому Россия не может использовать фритредерство во внешнеэкономических связях, что такая мера подорвет зарождающееся в стране капиталистическое хозяйство, так как ещё Россия не готова конкурировать с иностранной промышленностью. Они разработали планы вывода России в число передовых торговых держав мира, путем проведения гибкой таможенной политики на основе умеренно протекционистской тарифной системы.

Министр коммерции Н. П. Румянцев предложил Александру I программу развития внешней торговли России, независимой от иностранцев, захвативших, по его словам, «активный торг» в свои руки. В интересах подъема отечественной торговли он выдвинул проект объединения управления внешней и внутренней торговлей в едином Министерстве коммерции, считал необходимым создание палаты коммерческого суда для решения дел по торговле, разработки коммерческого кодекса, учреждения коммерческих банков и страховых компаний. Его программа предусматривала активное участие России в международных торговых отношениях. Она сводилась к трем основным положениям:

1. Импорт следует ограничить в интересах внутреннего производства.

2. Экспорт должен проходить под покровительством государства, которое должно устранять всякие препятствия и изыскивать новые рынки сбыта.

3. Правительство должно взять также под свой контроль транзитную торговлю.

Под руководством Румянцева в 1803 г. был разработан пониженный тариф для импорта, что было выгодно для купцов, торговавших с зарубежьем; началась разработка нового таможенного тарифа, предусматривающего свободу вывоза и ограничение ввоза хлеба. Румянцев выступал защитником «системы национальной торговли» и отрицательно относился к льготам для иностранных купцов. Со странами Западной Европы предлагал торговать без посредников, и был противником торговых договоров с ними, так как, по его мнению, такие договоры в тот период были невыгодны для России. С 1802 г. по инициативе Н. П. Румянцева началась публикация годичных отчетов о внешней торговле Российской империи. Н. П. Румянцев организовал выпуск Российской Академией наук журналов «Коммерческие вести» и «Виды государственной внешней торговли». В целом планы Румянцева можно оценить как умеренно-либеральные.

Однако реализация программы Румянцева была прекращена из-за участия России в непрерывных войнах, которые приводили к росту военных расходов и в связи с этим к общему ухудшению экономического положения страны. В первой четверти XIX в. на экономику страны большое влияние оказывали непрерывные военные действия, которые проводила Россия. Так, в 1804 – 1813 гг. –это была война с Персией, в 1805 – 1807 гг. –в союзе с Англией, Австрией, Пруссией и Швецией против наполеоновской Франции, в 1806 – 1812 гг. – война с Турцией, в 1808 – 1809 гг. – со Швецией и, наконец, – Отечественная война 1812 г. и заграничные походы 1813 – 1814 гг.

Внешнеэкономические связи России в начале XIX в. определялись, в большей степени, торговыми отношениями с Англией и Францией. Так, взаимная заинтересованность торгово-промышленных кругов Франции и России привела к восстановлению экономических связей и возобновлению в 1802 г. коммерческого договора 1787 г. Торговля Франции и России (особенно на Черном море) приобрела регулярный характер.

Англичане прочно утвердились на русском рынке. Они сбивали цены или перекупали иногда совсем ненужные им товары (табак), чтобы не допустить усиления конкурентов-французов. Даже товары традиционного французского экспорта (предметы роскоши, вина) доставлялись в Россию не французами, а англичанами и голландцами. Англичане держали в своих руках половину русского внешнеторгового оборота. Французы не могли конкурировать с англичанами и голландцами и по количеству судов, отправляемых к берегам России: Англия ежегодно посылала до 500 судов, Голландия –200 – 300, а Франция в 1802 г. –всего 10. Молодая французская буржуазия, уступая в конкурентной борьбе более опытной и экономически сильной английской, нуждалась в разносторонней государственной поддержке. Наполеон Бонапарт предпочитал защищать интересы французской буржуазии не франком, а штыком. Однако ни в период франко-русского примирения 1801 – 1803 гг., ни позднее в период франко-русского союза 1807 – 1812 гг. Наполеон не смог обеспечить торговой буржуазии своей страны необходимую финансовую поддержку, а поэтому даже в условиях изгнания англичан с русского рынка она не смогла на нем главенствовать.

Еще более слабым в экономическом отношении было русское купечество. Оно также нуждалось в покровительстве и защите самодержавного государства. По тем же причинам, что и Наполеон, правительство России не смогло выделить торговому сословию необходимых кредитов и форсировать строительство торгового флота – армия и войны требовали слишком много денежных средств. Поэтому франко-русская торговля начала XIX в. развивалась недостаточно эффективно. Поражение русских войск в Аустерлицком сражении 20 ноября 1805 г. и последующие неудачи 1806 – 1807 гг. в войне с Францией заставили Александра I в 1807 г. подписать унизительный Тильзитский мир с Наполеоном и присоединиться к континентальной системе (блокаде) Англии, объявленной в 1806 г. Францией. Смысл континентальной системы заключался в прекращении торговых и иных сношений с Англией с тем, чтобы измором принудить ее к капитуляции перед Бонапартом.

Англия была сильна своей торговлей и своими колониями, она была страной преимущественно промышленной, а поэтому нуждалась в привозных продуктах потребления, без которых экономическая жизнь страны могла быть полностью парализованной. Следует отметить, что участие России в континентальной системе имело определенную поддержку в кругах общества, считалось, что благодаря союзу с Францией можно ликвидировать монополию Великобритании на торговлю с Востоком и торговые связи России с Азией могут опять возобновиться.

Однако, участие в континентальной блокаде, с одной стороны, лишило помещиков возможности сбыта сельскохозяйственных продуктов в Англию, цены на них упали. С другой стороны возникли затруднения ввоз в Россию промышленной продукции, машин и оборудования, что ослабляло отечественную промышленность, особенно металлургическую, столь важную для ведения войны. Цены на импортное сырье значительно повысились. Результатом стало сокращение внешней торговли, утечка золота и падение курса рубля. Наполовину разоренные помещики и купцы лишились возможности исправно вносить налоги. Все это приводило к оскудению казны и ослаблению военной мощи России.

В этих условиях полностью прекратить торговлю России с Англией оказалось невозможным. Несмотря на строгие меры, установленные по условиям блокады, английские товары проникали в Россию на нейтральных судах. Н. С. Мордвинов и М. М. Сперанский даже разработали «Положение о нейтральной торговле на 1811 год», которое было опубликовано 19 декабря 1810 г. Наполеон Бонапарт увидел в этих мерах нарушение Тильзитского договора. Фактический отказ России от континентальной блокады обострили отношения с Францией. Началась торгово-таможенная война между двумя странами, которая, стала одной из главных причин нападения Наполеона на Россию 12 июня 1812 г.

Отечественная война 1812 г. тяжело отозвалась на состоянии экономики России. Москва – центр фабричной промышленности и торговли – была сожжена, финансы пришли в полное расстройство – курс ассигнаций упал до 20 копеек серебром. Только, специальные военные расходы составили 157 млн. рублей, а затраты по бюджету на армию и флот были равны за три года (1812 – 1814) 769 млн. рублей, то есть общие расходы на войну, не считая причиненного неприятелем огромного ущерба, достигли свыше 900 млн. рублей. Чрезмерно выросшие военные расходы привели финансы страны в критическое состояние. Дефицит бюджета с 1803 по 1809 г. увеличился на 135 млн. рублей. В такой ситуации нельзя было рассчитывать на получение иностранных займов и поэтому приходилось изыскивать источники средств внутри страны.

Одним из таких источников были доходы от внешней торговли. Однако после окончания наполеоновских войн океанские коммуникации из Европы на Восток были восстановлены, и посредническая роль России стала неуклонно падать. Доля иностранных товаров, провозившихся через Россию транзитом, сократилась в русском экспорте в Китай с 54,5% в 1801 г. до 37,7% в1826 г. В 1840 г. транзитная транспортировка товаров полностью прекратилась.

В начале 1820 г. Александр I переходит к ужесточению внутренней политики, получившей название аракчеевщины (по имени военного министра). Для этого были две причины. Во-первых,финансовые проблемы государства. Для снижения расходов на армию начали создаваться военные поселения, представлявшие собой особые формы соединения ратного и сельского труда и просуществовавшие до 1830 г. Во-вторых, борьба с распространением в обществе радикальных политических идей после победы России над бонапартистской Францией. Кульминацией такого развития событий стала расправа над декабристами.

В первой половине Х1Х Россия оставалась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 90 % её населения. Около половины аграрного сектора составляли помещичьи хозяйства, другая половина занимала система государственного феодализма. Внедрение рыночных отношений стимулировало помещиков принимать меры для повышения эффективности хозяйства. В этих целях применялся наемного труда крестьян-отходников, расширялись посевы пшеницы, улучшалось техническое оснащение производства (использовали сеялки, веялки, молотилки). Картофель, ставший основным продуктом питания населения, превратился в полевую культуру. Однако в основном помещичьи имения продолжали применять принудительный труд крепостных крестьян.

Вступление на престол Николая I (1825 – 1855 гг.) сопровождалось укреплением личной власти царя и усилением централизации в государстве. Для этого была создана полицейско-бюрократическая система. Бюрократическая система охватила всю страну, армия чиновников выросла до 70 тыс. человек, причем половина из них были военные. Общество было недовольно деспотическим и бюрократическим правлением Николая I.

Александр II (1955 – 1881) осуществил отмену крепостного права, провел реорганизацию местного управления (в губерниях и уездах создавались земства, выборные

органы из представителей всех сословий, занимавшиеся вопросами развития просвещения и здравоохранения), были также проведены городская, судебная, военная реформы и проведены реформы в сфере образования и печати. Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Помимо этого в экономике были проведены реформы более частного характера: отмена винных откупов и замена их единой системой акцизов и патентных сборов (1863).

Принципиальным отличием реформ 60 – 70 гг. от всех предшествующих стало создание юридических гарантий предпринимателям со стороны государства. Они были закреплены в «Положении о пошлинах за право торговли и других промыслах» от 8 января 1863 г., это положило конец неравенству сословий в правах на занятия частнопредпринимательской деятельностью. Ограничения, просуществовавшие до 1917 г., устанавливались для евреев, государственных служащих, священников православной церкви, протестантских пастырей, их жен и несовершеннолетних детей. Военные, как солдаты, так и офицеры, могли заниматься коммерческой деятельностью только через уполномоченных.

Положение оставило две купеческие гильдии, отменив разряд «торгующих крестьян». Гильдейские свидетельства первого разряда приобретали оптовые торговцы, работающие на всей территории России. Гильдейские свидетельства второго разряда брались владельцами промышленных заведений, в которых имелись машины с паровым или водяным двигателем или же насчитывалось более 16 рабочих. Прогрессивным в этом положении было введение экономического признака для разделения промышленных заведений по техническому оборудованию и числу рабочих. Помимо этих гильдий имелся разряд «мелочный торг», а также «развозной», «разносный».

Все указанные преобразования оказались весьма значительными для экономики, т.к. ознаменовали начало стадии подъема рынка и нарушения прерывности в модели экономического развития страны, хотя и не отличались последовательностью. Таким образом, при царствовании Александра II Россия приблизилась к передовой европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг к превращению России в буржуазную монархию, однако убийство народовольцами императора Александра II первого марта 1881г. изменило общее направление правительственного курса.

Правительство Александра III (1881 – 1894) проводило глубоко консервативную политику на принципах неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. Территория Российской империи продолжала увеличиваться за счет, в основном, Средней Азии. Численность населения составляла в 1897 г. 128 млн. человек из них 13 % было городское население. К концу Х1Х века сложились резкие диспропорции в экономике: при бурном росте промышленности наблюдался вялотекущий застой в сельском хозяйстве, который практически нельзя было преодолеть в сложившихся условиях.

В результате экономического развития в пореформенный период (особенно промышленного подъема 90-х годов XIX в., завершился к 1880-1890 гг.) окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, увеличении количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства. Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки), совпавшая с индустриализацией. Из отсталой аграрной страны Россия к началу XX в. стала аграрно-индустриальной державой (82 % занято в сельском хозяйстве). По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства.

В современной науке выделяют три эшелона модернизации:

  1. Страны с высоким уровнем развития капитализма (Англия, Франция, США)
  2. Страны со средним (Германия, Япония) и слабо-средним (Россия, Австро-Венгрия) уровнем развития капитализма
  3. Страны слабого развития капитализма (страны Латинской Америки, Африки, Азии)

На рубеже XIX-XX вв. капитализм вступил в новую, монополистическую стадию. Образовывались мощные производственные и финансовые объединения (промышленные монополии и финансовые союзы). Постепенно происходило сращивание промышленного и финансового капитала, складывались промышленно-финансовые группы. Они заняли господствующее положение в экономике - регулировали объем производства и продаж, диктовали цены, делили мир на сферы влияния. Их интересам все более подчинялась внутренняя и внешняя политика капиталистических государств. Система монополистического капитализма, изменяясь и приспосабливаясь к новым историческим реалиям, сохранялась на протяжении всего XX в.

Особый характер капитализма рубежа веков отмечали многие ученые и политики, в частности английский экономист Джон Гобсон. По его версии (а также по В.И. Ленину) характерными признаками империализма являются:

  1. создание в промышленности крупных объединений, предприятий – монополий (провести аналогию с современными ТНК – транснациональными корпорациями), диктующих свои правила игры на рынке;
  2. образование в результате слияния банковского капитала с промышленным нового, более маневренного и активного, увязывающего в единую систему банки, предприятия, связь, сферу услуг, типа капитала - финансового;
  3. вывоз капитала в другие страны начинает доминировать над товарным экспортом, что позволяет получать сверхприбыль за счет эксплуатации дешевой рабочей силы, дешевого сырья и низких цен на землю;
  4. экономический раздел мира между союзами монополий;
  5. политический, территориальный раздел мира между ведущими странами, колониальные войны.

Монополии: крупные хозяйственные объединения, сосредоточившие в своих руках большую часть производства и сбыта товаров. Основные формы монополий:

Картель: участники сохраняют производственную самостоятельность, при этом совместно решают вопросы объема производства, сбыта продукции, прибыль распределяется согласно доле участия;

Синдикат: сохраняется производственная и юридическая самостоятельность предприятий, определяются объем производимой продукции, цены, условия продажи; централизован сбыт;

Трест: участники теряют производственную, а часто и юридическую состоятельность; чаще всею возникают в отраслях, производящих однородную продукцию;

Концерн: многоотраслевое объединение с сохранением самостоятельности в управлении, но с полной финансовой зависимостью

Процесс формирования монополистического капитализма был характерен и для России. Он затронул ее экономическую, социальную и политическую жизнь. Наряду с проявлением общих закономерностей в России имелись свои особенности монополистического капитализма. Это было обусловлено рядом факторов.

Во-первых, исторических - она перешла к капитализму позднее многих стран Европы.

Во-вторых, экономико-географических - необъятная территория с различными природными условиями и ее неравномерным освоением.

В-третьих, социально-политических - сохранение самодержавия, помещичьего землевладения, сословного неравноправия, политического бесправия широких народных масс, национального угнетения.

В-четвертых, национальных - различный уровень экономического и социокультурного состояния многочисленных народов империи также предопределял своеобразие российского монополистического капитализма.

В процессе монополизации в России можно выделить четыре этапа:

1880-1890-е гг. - возникновение первых картелей на основе временных соглашений о совместных ценах и разделе рынков сбыта, усиление банков;

1900-1908 гг. - создание крупных синдикатов, банковских монополий, концентрация банков; 3. 1909-1913 гг. - создание синдикатов «по вертикали», объединявших предприятия по закупке сырья, по его производству и сбыту; возникновение трестов и концернов; сращивание промышленного «банковского капиталов, создание финансового капитала;

1913-1917 гг. - возникновение государственно-монополистического капитализма; сращивание финансового капитала, монополий с государственным аппаратом.

Россию принято относить ко второму эшелону модернизации. Существуют разные точки зрения исследователей на вопрос об уровне развития капитализма в Росси: средний или слабо-средний. Кроме того, наряду с мнением о «догоняющем» характере российской модернизации (формационный подход) существует мнение и об особом пути развития России, о ненужности и бесперспективности «гонки за лидером» (цивилизационный подход).

Особенности

  1. В России железнодорожное строительство развернулось до промышленного переворота, явившись мощным стимулом, с одной стороны, индустриального развития страны, с другой - капиталистической эволюции всего народного хозяйства.
  2. Система российского фабричного производства во многих отраслях промышленности складывалась без прохождения предшествующих стадий - ремесла и мануфактуры.
  3. В другой последовательности в России происходило и оформление кредитной системы. К началу XX в. эта система была представлена прежде всего крупными и крупнейшими акционерными коммерческими банками, а бурный рост средних и мелких кредитных учреждений приходился лишь на время предвоенного промышленного подъема.
  4. Наблюдался быстрый рост различных форм экономической организации производства - мелкотоварной частнокапиталистической, акционерной, государственно-капиталистической, монополистической, а затем государственно-монополистической.
  5. Для России был характерен не вывоз, а ввоз капитала.
  6. Создалась высокая степень концентрации производства и рабочей силы.
  7. Важная особенность капиталистической эволюции России состояла в том, что огромную роль в экономической жизни, становлении основных элементов новых отношений играло самодержавное государство. Вмешательство государства в хозяйственную жизнь выражалось:
  • в создании казенных заводов (военное производство), которые были исключены из сферы свободной конкуренции;
  • в государственном контроле за железнодорожным транспортом и строительством новых дорог (2/3 сети железных дорог принадлежало государству);
  • в том, что государству принадлежала значительная часть земельных угодий;
  • в существовании значительного государственного сектора в экономике;
  • в установлении государством протекционистских тарифов, предоставлении государственных кредитов и заказов;
  • в создании государством условий для привлечения иностранных инвестиций (в 1897 г. была проведена денежная реформа (Витте), ликвидировавшая биметаллизм и установившая золотое обеспечение рубля, его конвертируемость).

Государство активно покровительствовало развитию отечественной промышленности, банковского дела, транспорта, связи. В страну стали поступать значительные иностранные инвестиции. Но на развитие российской экономики отрицательно влияли следующие факторы:

  • многоукладный характер экономики - наряду с частнокапиталистическим, монополистическим и государственно-монополистическим сохранялись мелкотоварный (кустарная промышленность), полукрепостнический и натурально-патриархальный (община) уклады;
  • неравномерность и глубокие диспропорции в развитии отдельных отраслей;
  • зависимость от внешних рынков зерна и иностранных инвестиций, в результате чего Россия тяжело пережила кризисы 1898 - 1904 и 1907-1910 гг.;
  • сочетание высоких темпов развития экономики с низкой производительностью труда (в 2-3 раза ниже, чем в Европе), отставанием в производстве продукции на пушу населения и технической вооруженности труда;
  • российская буржуазия не имела доступа к власти и не была свободна в принятии решений, она так и не вышла из сословных рамок гильдейского купечества;
  • наличие мощного бюрократического капитала, представлявшего собой громадное государственное хозяйство - колоссальный земельный и лесной фонды, шахты и металлургические заводы на Урале, Алтае, в Сибири, военные заводы, железные дороги, государственный банк, предприятия связи, которые принадлежали казне и управлялись не буржуазными, а феодально-бюрократическими методами.

Промышленность

Для России была характерна цикличность.

Кризис 1900-1903 гг. – падение цен, сокращение производства, массовая безработица.

1901 – паровозостроительный синдикат «Продпаровоз»

1902 – синдикаты «Продамет» и «Трубопродажа»

1904-1908 гг. – спад темпов промышленного производства (депрессия).

С 1909 промышленный подъем, связанный с ростом военных заказов, широким вложением финансовых (в том числе и иностранных) средств. Удельный вес отечественной продукции на мировом рынке вырос почти вдвое.

2-е место в мире – добыча нефти

4-е – машиностроение

5-е – добыча угля, железной руды, выплавка стали

В то же время по производству электроэнергии Россия стояла на 15-м месте в мире, а некоторых отраслей (автомобиле- и самолетостроения) вообще не было. В производстве промышленных товаров на душу населения Россия отставала от ведущих капиталистических стран в 5-10 раз.

Сельское хозяйство

Несмотря на ускоренное развитие промышленности, ведущим по удельному весу в экономике страны оставался аграрный сектор. 82% ее населения было занято в этой отрасли. Она занимала первое место в мире по объему производимой продукции: на ее долю приходилось 50% мирового сбора ржи, 25% мирового экспорта пшеницы. Особенности сельского хозяйства:

  • зерновая специализация сельского хозяйства, приведшая к аграрному
  • перенаселению и истощению земель;
  • зависимость от цен на зерно на внешнем рынке в условиях усилившейся конкуренции со стороны США, Аргентины, Австралии;
  • маломощность основной массы крестьянских хозяйств, прирост продукции отмечался только в помещичьих хозяйствах и хозяйствах зажиточных крестьян (не более 15-20% всех крестьян);
  • месторасположение России - «зона рискованного земледелия», что при низкой технологии сельского хозяйства приводило к хроническим неурожаям и голоду;
  • сохранение полукрепостнических и патриархальных пережитков в деревне Аграрный сектор был включен в процесс модернизации лишь частично. Именно проблемы сельского хозяйства стали главным стержнем экономической, социальной и политической жизни страны начала века.

Таким образом, Россия вступила на путь модернизации с отставанием от Западной Европы. Противоречия в развитии российской экономики были связаны именно с недостаточностью втягивания ее отдельных секторов в модернизацию. Серьезным тормозом на пути экономического развития являлись самодержавие и политическое засилье дворянства.

Финансы

В условиях монополистического капитализма финансовая система России определялась государственной и частной формами банковского капитала. Главное место занимал Государственный банк, выполнявший две центральные функции: эмиссионную и кредитную. Он оказывал поддержку банковским монополиям, занимался государственным кредитованием промышленности и торговли. Дворянский земельный и Крестьянский поземельный государственные банки способствовали укреплению капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Вместе с тем своей кредитной политикой они поддерживали помещичье землевладение.

Заметную роль играла система акционерных коммерческих банков, принимавших активное участие в развитии кредитной системы.

В России шла концентрация и централизация капитала крупными акционерными банками (Русско-Азиатской, Петербургский международный, Российский для внешней торговли, Азовско-Донской). Они объединяли 47% всех активов. На их основе сложилась финансовая олигархия, тесно связанная с бюрократией и крупным дворянством. Она проникла во все сферы экономики, оказывала сильное влияние на социально-политическую жизнь страны.

В конце XIX - начале XX в. государственная финансовая система находилась в тяжелом положении. Не помогло ни установление винной монополии в 1895 г., ни проведение денежной реформы 1897 г. На государственный бюджет непосильным бременем ложились расходы на содержание бюрократического и полицейского аппарата, огромной армии, ведение агрессивной внешней политики, подавление народных выступлений.

Сильный удар по государственным финансам нанес кризис 1900-1903 гг. Правительственная казна была фактически опустошена попытками спасти убыточные промышленные предприятия и поддержать разваливающуюся банковскую систему. После русско-японской войны 1904-1905 гг. и революции 1905-1907 гг. государственный долг России достиг 4 млрд. рублей. Правительство пыталось сократить дефицит бюджета за счет увеличения прямых и косвенных налогов, сокращения расходов на экономические, военные и культурные преобразования. Крупные правительственные иностранные займы временно поддерживали финансовую систему, однако годовые платежи по ним накануне первой мировой войны достигли огромной цифры в 405 млн. рублей.

Транспорт

В отличие от других отраслей народного хозяйства транспортная система в начале XX в. не претерпела значительных изменений. Железнодорожный транспорт занимал ведущее место во внутренних перевозках грузов и пассажиров. Однако широкое государственное строительство железных дорог было свернуто из-за нехватки средств. Попытки организовать частное железнодорожное строительство не дали положительных результатов. По общей обеспеченности рельсовыми путями Россия значительно отставала от стран Западной Европы и США. Огромную территорию нелегко было охватить разветвленной железнодорожной сетью. Строительство в 80-х годах XIX в. железной дороги в Средней Азии (от Красноводска до Самарканда) и Великой Сибирской магистрали (от Челябинска до Владивостока) в 1891-1905 гг. явилось значительным шагом в решении этой транспортной проблемы.

По-прежнему важную роль играли водные пути сообщения. Речной флот России по своей численности превосходил флотилии других стран и был хорошо оснащен. Собственный морской торговый флот был малочисленным. Основная часть российских грузов перевозилась иностранными кораблями.

Крайне незначительно увеличилась сеть шоссейных дорог. Россия оставалась страной трактов и проселков, на которых преобладали гужевые перевозки. Автомобиль в то время был предметом роскоши для привилегированных сословий.

В целом для экономики России начала XX в. характерно совпадение процессов индустриализации и монополизации. Экономическая политика правительства была нацелена на ускоренное промышленное развитие и имела протекционистский характер. Во многом государство брало на себя инициативу в развитии капиталистических отношений, используя опробованные в других странах методы подъема экономики. В начале XX в. было значительно сокращено отставание России от ведущих капиталистических держав, обеспечена ее экономическая независимость и возможность проведения активной внешней политики. Россия превратилась в среднеразвитую капиталистическую страну. Ее прогресс опирался на мощную динамику экономического развития, что создавало огромный потенциал для дальнейшего поступательного движения. Оно было прервано первой мировой войной.

Реформы С. Ю. Витте

Оказывал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику русского правительства, активно содействовал развитию российского капитализма и пытался сочетать этот процесс с укреплением монархии. В своей работе Витте широко использовал научные и статистические данные. По его инициативе были осуществлены крупные экономические мероприятия.

При Витте значительно расширилось вмешательство государства в экономику: помимо таможенно-тарифной деятельности в области внешней торговли и юридического обеспечения предпринимательской деятельности, государство поддерживало отдельные группировки предпринимателей (прежде всего связанные с высшими государственными кругами), смягчало конфликты между ними; поддерживало некоторые области промышленности (горно-добывающую и металлургическую промышленность, винокурение, железнодорожное строительство), а также активно развивало казенное хозяйство. Особое внимание Витте уделял кадровой политике: издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием, добивался права комплектовать личный состав по опыту практической работы. Ведение делами промышленности и торговли было поручено В. И. Ковалевскому.

В целом по инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия:

усиление роли государства в экономике:

Введение единых тарифов на железных дорогах;

Государственное регулирование внутренней и внешней торговли через I систему налогов;

Сосредоточение большей части железных дорог в руках государства;

Расширение государственного сектора в промышленности;

Активизация деятельности Госбанка;

Введение государственной монополии на торговлю спиртным; 2) укрепление частного предпринимательства:

Гибкое налоговое законодательство;

Борьба с дефицитом бюджета;

Укрепление национальной валюты (денежная реформа 1897 г. отменила биметаллизм и ввела золотой эквивалент рубля);

Умеренный протекционизм в отношении иностранных инвесторов.

Витте предложил ряд мер, направленных на разрушение общины и превращение крестьянина в собственника земли, а также на улучшение положения рабочих. Программа Витте не нашла должной поддержки в ближайшем окружении паря.

Несмотря на далеко не полное осуществление своих планов, Витте сделал многое для превращения России в индустриальную страну. При нем было начато строительство Транссибирской железной дороги, КВЖД, существенно укрепились финансы, уменьшился дефицит бюджета. Власти не хватило прозорливости пойти по пути реформ «сверху» и осуществить политическую модернизацию страны. Следующая попытка изменить облик России была произведена «снизу», в ходе революции 1905-1907 гг.

P.S. Налоги и повинности народов Сибири в начале XX века (Лев Дамешек)

Неравномерность раскладки налогов и податей, высокие их размеры порождали устойчивые и многочисленные недоимки, отмечаемые у всех категорий коренных жителей. У оседлых «инородцев» Енисейской губернии за 5 лет (1895 - 1900) недоимка по государственным земским повинностям составляла в среднем 62%, по частным земским повинностям- 71,4 %. У кочевых «инородцев» эти показатели составляли соответственно 19,5 и 32,8 %. Несоответствие размеров налогов уровню платежеспособности сельского аборигенного населения порождало недоимки и по другим идам податных платежей. Источники отмечают хронические недоимки по уплате подушной и оброчной податей -основного вида податного обложения оседлых аборигенов. В Енисейской губернии недоимки по подушным сборам составляли 15,7, оброчным - 7,5%. Замечаемое по временам некоторое сокращение недоимок по окладным платежам объясняется отнюдь не повышением платежеспособности аборигенов, а беззастенчивым выколачиванием их царскими властями, особенно при взыскании местных податей. При этом широко практиковались конфискация имущества и пpoдажа его с торгов, арест родоначальников и сельских старшин, другие формы административного принуждения, вплоть до посылки воинских команд. Но, несмотря и на эти меры, недоимки постоянно возрастали. В Тобольской губернии, например, после перевода части кочевников в категорию оседлых податная система легла на инородцев еще тяжелее. В 1891 г. недоимки исчислялись в 87566 руб., что составляло 140 % годового оклада, в 1901 г.- уже 98023 руб. В Якутской области в 1892 г. недоимки по земским платежам составляли 187 664 руб. К 1900 г. благодаря «стараниям администрации» размер их сократился до 116 589 руб., однако дальнейшее взыскание недоимок оставалось для местной администрации проблематичным.

В итоге отметим, что в рассматриваемый период подати и повинности коренного населения Сибири по форме и содержанию носили смешанный характер. В совокупном обложении народностей края на долю местных и личных обязанностей приходилось Ее менее 50% денежных платежей. Подати и повинности оседлых аборигенов на практике ничем не отличались от податных обязанностей русского крестьянства. Однако наиболее характерной формой податных обязанностей кочевых и бродячих «инородцев» - абсолютного большинства коренного населения - был ясак.

Вам также может быть интересно.

Экономическая политика Российской Империи – погружение в бездну

Перед тем как подробно разобрать экономическую политику начала XX века необходимо в кратком виде изложить то как развивалась ситуация до момента вступления на престол Николая II.

Отличительной чертой России как империи, были бесконечные войны, которые она вела, что неизбежно приводило к огромным бюджетным дефицитам, потому экономика всегда нуждалась в дополнительном выпуске денежных знаков. Одной из наиболее затратных оказалась Крымская война, вынудившая печатать в больших количествах бумажные деньги.

В эпоху военных походов и реформ Александра II общая сумма бюджетных дефицитов составила, астрономические по тем временам, 1 млрд. руб. причём половина этого миллиарда приходится на 1855-1856. Перекрывать такие огромные затраты пришлось иностранными заимствованиями. Колоссальный рост госдолга привёл к тому, что в бюджете 1857 года из 268 млн. руб. доходов, 100 млн. руб.предназначалось на обслуживание долга. По итогам правления Александра II госдолг увеличился в три раза.

Во времена правления Александра III Россия собирает огромные урожаи хлеба при неурожае в Европе, что позволяет развить до огромных размеров хлебный экспорт. С 1888 года в бюджете появляется новая значительная статья доходов - доходы от казённых железных дорог. В сочетании с политикой экономии это позволило добиться бездефицитного бюджета и даже превышения государственных доходов над расходами. Одновременно вводится политика таможенного протекционизма, что позволяет не только оплачивать проценты по внешнему госдолгу золотом и серебром, но и накапливать государственный золотой запас. Эта политика, однако, приходит к краху вследствие неурожая 1891 года. Правительство было вынуждено запретить в этом году экспорт хлеба и выделить 161 млн. руб. на закупку продовольствия для голодающих. Эти траты заметно сказались на государственной казне, вынудили вновь печатать бумажные деньги и прибегнуть к новым займам.

К моменту вступления на престол Николая II выплаты по госдолгу составляют 20 % государственных расходов. При общем доходе казны 1,7 млрд. руб. на обслуживание долга уходит 346 млн. руб. В 1897 году «финансовый гений», представитель новой волны экономистов-монетаристов, министр финансов С. Ю. Витте, озабоченный успешным вхождением России в мировую экономику, предлагает Императоруденежную реформу, направленную на усиление инвестиционной активности и увеличение притока иностранных капиталов в страну. Император соглашается. И в 1897 году проходит реформа, которая привязывает рубль к золоту, и как мы увидим далее, это становится началом краха Российской Империи и потери ею экономического суверенитета.

После реформы в страну хлынул иностранный капитал, который начал строительство новых предприятий. В результате темпы роста промышленности резко повысились. Однако Западу нечего было бояться «рванувшей» вперед России. Чем эффективнее работала экономика России, тем больше дохода получали банки западных стран. Очень показательно что после реформы сумма внешнего долга продолжала расти. Русско-японская война вынудила еще больше увеличить сумму заимствований. Госдолг увеличился с 6,6 млрд. руб. до 8,7 млрд. руб. Место основного кредитора Российской Империи (около 60 % заимствований) принадлежало Франции.

В 1887-1913 гг. Запад инвестировал в Россию 1783 млн. золотых рублей. За этот же период из России было вывезено чистого дохода - 2326 млн. золотых рублей (превышение за 26 лет доходов над инвестициями - на 513 млн. золотых рублей). Ежегодно переводилось за границу выплат по процентам и погашениям займов до 500 млн. золотых рублей (в современных ценах это 15 млрд. долл.).

За период с 1888-1908 г.г. Россия имела положительный торговый баланс с остальными странами в сумме 6,6 млрд. золотых рублей. Эта сумма в 1,6 раза превышала стоимость всех российских промышленных предприятий и оборотных средств на них. Иными словами, построив 2 предприятия в России, Запад на деньги России строил 3 предприятия у себя. Поэтому среднедушевой доход в царской России рос намного медленнее, чем среднедушевой доход тех стран, которые своими «инвестициями и кредитами» грабили Россию.

Более того, все эти предприятия России вовсе не принадлежали. Возьмём, например, книгу «Ценные бумаги государства Российского», изданную в Москве в 1995 году. В ней авторы приводят фотографии образцов ценных бумаг. Внимательно рассмотрев эти фотографии, мы видим, что промышленность России была практически поделена между западными государствами.

Так, например, акции предприятий, банков и железных дорог Российской Империи, имели надписи на русском, немецком, английском и французском языках, кроме адресов распространения в Санкт-Петербурге и в Москве имели адреса распространения в Европе и Соединенных Штатах.

Иными словами, как минимум 2/3 промышленности России ей не принадлежали и работали не на благосостояние страны, а на поддержание роста иностранных экономик. Не правда ли, весьма знакомая картина?

Прежде всего, Россия даже по объемам промышленного производства отставала от США, Англии, Германии и Франции. Доля ее в совокупном промышленном производстве пяти вышеперечисленных держав составляла всего 4,2%.

В общемировом производстве в 1913 г. доля России составляла 1,72%, доля США – 20%, Англии – 18%, Германии – 9%, Франции - 7,2% (это все страны, имеющие население в 2-3 раза меньше, чем Россия).

И это притом, что в России в 1913 г. был рекордный (80 млн.т.) урожай зерновых.

Урожайность в среднем по России 8 центнеров с гектара. Показатели очень низкие. Несмотря на это, Россия вывозила ежегодно за границу примерно 10 миллионов тонн зерна. В результате по потреблению хлеба Россия в год потребляла на человека 345 килограмм хлеба. США 992 килограмма, Дания 912 килограмм, Франция 544, Германия 432 килограмма. В свое время об этой ситуации в Германии В.И. Ленин сказал очень интересную фразу: «В Германии царил не просто голод, а блестяще организованный голод»

По размерам валового национального продукта на душу населения Россия уступала США - в 9,5 раза, Англии - в 4,5, Канаде - в 4, Германии - в 3,5, Франции, Бельгии, Голландии, Австралии, Новой Зеландии, Испании - в 3 раза, Австро-Венгрии - в 2 раза.

Россия продолжала отставать - в 1913 г. ее ВНП соотносился с ВНП Германии как 3,3 к 10, в то время как в 1850 г. соотношение равнялось 4 к 10.

Объемы промышленного производства в 1913 г.:

Общие, млн. руб.

На душу населения, руб.

Великобритания

Германия

Когда говорят об экономическом росте как-то оставляют в стороне одну очень интересную вещь - несмотря на экономический рост, доход на душу населения в России с 1885 года по 1913 снизился почти вдвое, отставание от развитых стран увеличилось почти вдвое. То есть Россия не развивалась, Россия регрессировала.

К 1913 году Россия потеряла свой экономический суверенитет. Это только та собственность в России, которая принадлежала иностранному капиталу. Не говоря уже даже о тех кредитах, которые были взяты.

Первая мировая война, в которую 1914 году вступила Российская Империя, с особой четкостью выявила порочность экономической модели взятой на вооружение. Вошедшая в мировую экономическую систему экономика оказалась неспособной обеспечить насущные жизненные проблемы страны и армии, ведущей войну. В результате: золотой запас, составлявший на начало войны 1,7 млрд. руб. в 1914 году, в 1915, уже же через год, уменьшился до 1,3 млрд. руб. а к январю 1917 года составил 1,1 млрд. руб. Внешний долг за первый год войны вырос с 8,8 млрд. руб. в 1914 году, до 10,5 млрд. руб. в 1915, а к январю 1917 года и вовсе составил, - 33,6 млрд. руб.

Для армии не хватало вооружения, для страны продовольствия. Начался выпуск денег, не обеспеченных золотом. Инфляция достигла 13000%. Крестьяне отказывались продавать продовольствие, и в конце 1916 года государство было вынуждено ввести продразверстку.

Оказалось, что на казенных заводах 122 миллиметровая шрапнель стоит 15 рублей за фунт, а на частном заводе 35 поскольку основные оборонные заводы в Петрограде и на Урале принадлежали иностранному капиталу.

И вот разговор Николая II с начальником главного артиллерийского управления Маняковским:

Николай II: На Вас жалуются, что Вы стесняете самодеятельность общества при снабжении армии.

Маняковский: Ваше величество, они без того наживаются на поставках в армию на 300%, а бывает, что и на 1000.

Николай II: Ну, и пусть наживаются, лишь бы не воровали.

Маняковский: Ваше величество, но это уже даже не воровство, а чистый грабеж.

Николай II: Все-таки не нужно раздражать общественное мнение.

(Н.Яковлев, Указ, стр. 196)

Какие же государственные цели преследовала Россия в первой мировой войне? Всем нам известны разговоры о том, что Россия воевала за Босфор и Дарданеллы. Но зачем они нужны России как государству? Если мы внимательно посмотрим на карту, то мы увидим, что собственно говоря, никакие государственные проблемы приобретением Босфора и Дарданелл не решались. Решались проблемы только торговые. Вот опять возвращаясь к карте. Можно увидеть французский анклав. Наиболее богатые, наиболее плодородные земли, латифундии которые находились под французским влиянием через получение кредитов, через принадлежащие Франции железные дороги. Вывоз зерна через Одессу в направлении Константинополя и необходим был частному капиталу, чтобы отсутствовал курьерский барьер на проливах для того, чтобы спокойно вывозить принадлежащее им зерно в Европу через Средиземное море. Вот поэтому для выполнения тех экономических задач, которые ставили перед собой Англия и Франция, члены Антанты, была втянута в войну Россия.

В итоге Российская Империя рухнула, не выдержав испытания мировой войной. Пришедшее ей на смену Временное правительство не только не исправило положение дел в экономике, а напротив еще более их усугубило. И без того огромный госдолг вырос к июлю 1917 года до 44 млрд. руб. а к октябрю составлял 60 млрд. руб. В стране продолжалась инфляция - избыток денег в обращении. Неизбежным спутником ее было обесценивание денег и рост цен. К февралю 1917 года покупательная способность рубля составляла 27 копеек уже к октябрю 1917 года покупательная способность рубля упала до 6-7 копеек довоенного уровня.

Можно привести такой курьезный пример: единственным нормально работавшим промышленным предприятием в России в марте-октябре 1917 года была Экспедиция заготовления государственных бумаг в Петрограде на Фонтанке (нынешний Гознак, который в 2008 году отметил свой 190-летний юбилей). Эта фабрика при Временном правительстве работала беспрерывно, в 4 смены, и вбрасывала на рынок все новые и новые бумажные деньги, которые стоили все меньше и меньше.На смену потерпевшему политическое поражение Временному правительству пришли большевики, которые и взяли на себя нелегкое бремя решения всех накопившихся проблем. Анализ экономического состояния Российской Империи на рубеже 19-20 веков и вплоть до октября 17-го года явственно показывает что перевод Российской Империи на рельсы либерального монетаризма завершился для нее крахом и катастрофой. К сожалению, с момента распада СССР Россию ведут все тем же путем. Не означает ли это что современный капитализм не оставил своих вожделенных желаний по экономическому закабалению и расчленению нашей страны на зоны экономической экспансии?..

Экономика Российской империи представляла единый народнохозяйственный организм, который имел свои особенности. Наряду с фабрично-заводской промышленностью и элементами государственно-монополистического хозяйства в России существовали мелкотоварное производство, домашний труд, крестьянские промыслы, мануфактурное производство. Свыше половины национального дохода страны приносило сельское хозяйство. Оно давало более 1/4 мирового производства хлебов, в том числе 24,8% — пшеницы; 47,5 — ржи; 35,4 — ячменя; свыше 80 — льна; 17% — картофеля. Страна занимала первое место в мире по общему объему сельскохозяйственной продукции.
Россия быстро превращалась в индустриально-аграрное государство. С середины 1880-х гг. полным ходом шла индустриализация. Она меняла структуру народного хозяйства России в целом и ее отдельных регионов. Создавались новые отрасли — железнодорожное машиностроение, паровозо- и вагоностроение, топливная (угольная и нефтяная), химическая, электротехническая и электромеханическая, строительная индустрия. Интенсифицировались процессы урбанизации, росли города.
Развивались новые регионы: Донецко-Криворожский угольный и горно-металлургический бассейн, Бакинский нефтяной район. Складывались их связи с другими регионами, активизировались биржевые контакты за пределами России. Текстильная продукция русских фабрик находила сбыт в Персии, Китае и даже во Франции (шелковые и хлопчатобумажные ткани).
Став в последней трети XIX в. частью мировой экономики, российское народное хозяйство оказалось подвержено воздействию подъемов и спадов мирового производства. Мировой экономический кризис начала 1890-х гг. и неурожаи, пережитые Россией в 1889, 1891 и 1892 гг., на нескольких лет задержали промышленный подъем, начавшийся с 1893 г. В течение следующих шести лет промышленное производство в России почти удвоилось. В 1899— 1903 гг. российскую промышленность вновь охватил тяжелейший кризис, выход из которого затянулся на пять лет.
Наступившее в конце 1903 г. экономическое оживление в отдельных отраслях и регионах сначала было прервано военными событиями русско-японской войны (1904—1905), а затем Первой русской революцией (1905—1907), начавшейся в условиях незавершенной, проигранной Россией войны с Японией.
В обострившейся классовой борьбе большое значение придавалось вопросу, за чей счет будет осуществляться выход из кризиса. Очередное оживление отечественной промышленности (не распространившееся на табачное производство), начавшееся в 1907 г., было нарушено мировым экономическим кризисом. В 1908 г. вновь снизилась стоимость валовой годовой продукции промышленности. Самое глубокое падение (до 20—18%) произошло в нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей отраслях.
В течение долговременного кризиса в структуре отдельных отраслей произошли изменения. Сократилось число грюндерских (наживавшихся на учредительской прибыли) акционерных компаний, не собиравшихся заниматься реальным производством. Силу набирал процесс концентрации промышленности, который укреплял позиции монополий, получивших к этому времени навык деловой активности. Ушли с рынка чисто иностранные (по составу правления и акционеров) компании.
Выйдя из кризиса в 1909 г., отечественные предприниматели стали активнее сотрудничать с представителями иностранного капитала. Наученные кризисом, иностранцы отдавали предпочтение совместным действиям с русскими предпринимателями, созданию смешанных компаний с участием русского капитала.
Усиление роли монополий в промышленности укрепило влиятельные силы, чуждые исторической России. Инвестиционную привлекательность для иностранного капитала и иностранных предпринимателей в России представляли возможности получения сверхприбылей в ряде отраслей российской промышленности, а также богатейшие природные ресурсы страны.
Активно развивалась транспортная система Российской империи. Совершенствовалась ее инфраструктура (производственная, социальная и рыночная), которая обеспечивала функционирование экономики. Выдающиеся ученые и инженеры, такие как Д.И. Менделеев (1834—1907) и создатель телевизионной башни на Шаболовке изобретатель В.Г. Шухов (1853—1939), военный химик В.Н. Ипатьев (1867—1952), представлявшие национальные творческие силы, многое делали для экономического и научно-технического развития страны, ее обороноспособности.

Лекция, реферат. Экономическое развитие российской империи в конце XIX - начале XX века - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



Итак, легкая промышленность Российской империи можно охарактеризовать следующим образом: продукция высокого класса мирового уровня, крайне динамично развивающаяся. После большевистской оккупации вся легкая индустрия была, фактически, уничтожена и влачила жалкое существование.

Пищевая промышленность и сельское хозяйство

Сельское хозяйство Российской империи давало значительный доход с экспорта, особенно пшеницы. Структуру экспорта можно представить на этом графике, подробнее сбор урожая за 1883–1914-й годы можно посмотреть подробный отчет


По сбору зерна Россия занимала первые места, торговля зерном, яйцами (50% мирового рынка) и сливочным маслом приносила большую часть доходов от экспорта. И тут, как видим, роль частных сил снова была главнейшей. Государство было слабо представлено в сельском хозяйстве, хотя ему принадлежало 154 млн десятин земли, когда как 213 млн десятин принадлежали крестьянским общинам и частным лицам. Только 6 млн десятин у государства были посевными, остальное занимал в основном лес. Иными словами, предприимчивые крестьяне обеспечивали основу экономики страны, производя товары, продажа которых позволяла покупать необходимые иностранные товары.

Урожайность за 1883–1914-й годы

Относительно развитым было животноводство. “Количество лошадей на 100 жителей: Россия - 19,7, Британия - 3,7, Австро-Венгрия - 7,5, Германия - 4,9. Франция - 5,8, Италия - 2,8. Единственная европейская страна, соперничающая с Россией - Дания. Там на 100 человек приходилось 20,5 лошадей. В целом обеспеченность лошадьми была на уровне Америки, но уступала Аргентине, Канаде и Австралии.
По крупному рогатому скоту Россия не была лидером - скорее, крепким середняком. В среднем на 100 жителей Российской Империи приходилось 29,3 голов крупного рогатого скота. В Австро-Венгрии - 30, в Британии - 26,1, в Германии - 30, в Италии - 18, во Франции - 32,1, в США - 62,2. То есть дореволюционная Россия была вполне достойно обеспечена крупным рогатым скотом - фактически каждый третий имел корову.
По овцам Россия тоже крепкий середняк: показатели не лучшие, но далеко и не худшие. В среднем - 44,9 овец и баранов на 100 человек. В Австро-Венгрии это число составляло менее 30, в Британии - 60,7, в Германии - 7,5, в Италии - 32,3, во Франции - 30,5, в Америке - 40,8 овец на сто человек. Единственная отрасль, в которой Россия уступала некоторым ведущим державам - свиноводство, оно было не очень распространено. В среднем на 100 человек приходилось 9,5 свиней. В Австро-Венгрии - около 30, в Британии - 8,1, в Германии - 25,5, в Италии - 7,3, во Франции - 11,2. Впрочем, и здесь средний уровень не уступает французскому или британскому”. Данные отсюда.

Механизация сельского хозяйства с 1905-го по 1913-й годы можно представить в виде следующих цифр:

Паровых плугов завезено в 1905-м году 97 единиц, в 1912-м 73 тысячи единиц.

Сеялок в 1905-м году завезено 30.5 тысяч, в 1913-м около 500 тысяч.

Локомобилей в 1905-м году завезено 489,6 тысяч, в 1913-м году более 1 млн единиц.

В 1905 году завезено 2,6 млн пудов томасовых шлаков, в 1913-м - 11,2 млн.

Фосфоритов в 1905 году завезено 770 тысяч пудов, в 1913-м 3,2 млн.

Суперфосфатов в 1905-м году завезено 1,7 млн пудов, в 1913 году - 12 миллионов.

Николай Васильевич Верещагин. “Веселый молочник” здорового человека.

Развивалось производство сливочного масла. Экспорт сливочного масла в 1897 году составил 529 тысяч пудов на сумму 5 миллионов рублей, хотя до этого экспорт почти отсутствовал. В 1900 году - 1189 тысяч пудов на сумму в 13 миллионов рублей, в 1905 году экспорт возрос до 2,5 миллиона пудов на сумму 30 миллионов рублей, а еще через год экспортировалось уже 3 миллиона пудов на сумму 44 миллиона рублей. При этом развитию отрасли Империя была обязана Николаю Васильевичу Верещагину. «Перевозка по железным дорогам, как показала статистика свыше 20 000 000 пудов в год, а так как до 3 000 000 пудов масла из этого количества экспортируется заграницу и оценивается приблизительно в 30 000 000 рублей, то остальное количество, свыше 17 000 000 пудов, во всяком случае представляет ценность не меньше 30 000 000 рублей, а, следовательно, мы уже производим молочных продуктов примерно на 60 000 000 рублей в год. Ценность скота более удойного и земли более урожайной несомненно значительно поднялась повсюду, где привилось улучшенное молочное хозяйство».

Производство сахара увеличилось с 1887-го по 1913-й год с 25,9 млн пудов до 75,4 млн пудов. Также росло и его потребление (см. таблицу):

Население

Не секрет, что население Российской империи росло очень быстрыми темпами. Население Европейской части России с 1897-го по 1914-й год выросло с 94 млн до 128 млн, Сибири с 5,7 млн до 10 млн. Всего по Империи, включая Финляндию, с 129 млн до 178 млн человек (по другим данным, в 1913-м году население без Финляндии составляло 166 млн). Городское население, по данным 1913-го года, составляло 14,2%, т.е. более 24,6 млн человек. В 1916-м году в Империи проживало уже около 181,5 млн человек. В сущности, этот человеческий актив и заложил основы будущей победы в ВОВ -это численное преимущество людей, выросших в относительно сытые имперские годы, получивших неплохой иммунитет и физические данные, обеспечили Россию рабочей силой и армией на долгие годы вперед (а так же те, кто родился у них в начале 1920-х).


Образование

Численность учащихся в низших, средних и высших учебных заведениях, а так же грамотность, в последние десятилетия Империи неуклонно росли. Это можно оценить по следующим данным:

Бюджет на образование Министерства Народного просвещения на период с 1894-го по 1914-й: 25,2 млн руб и 161,2 млн руб. Прирост на 628%. По другим данным, бюджет МНП составлял 142 млн рублей в 1914-м году. Общий расход министерств на образование составлял 280–300 млн + расходы городов и земств около 360 млн рублей. Итого общие расходы на образование в РИ в 1914-м году составляли 640 млн рублей или 3,7 рубля на человека. Для сравнения, в Англии этот показатель был 2,8 рубля.

Намерение достигнуть полной грамотности как долговременная задача правительства, было очевидным. Если в 1889-м году умение читать у мужчин и женщин в возрасте с 9 до 20 лет было 31% и 13% соответственно, то в 1913-м году это соотношение было уже 54% и 26%. Россия, разумеется, отставала в этом отношении от всех развитых европейских стран, где читать и писать умели от 75% до 99% населения.


Численность начальных учебных заведений к 1914-му году была 123745 единиц.

Численность средних учебных заведений к 1914-му году: около 1800 единиц.

Численность вузов к 1914-му году: 63 единицы государственных, общественных и частных. Численность учащихся - 123532 студента в 1914-м и 135065 студентов в 1917-м.

Грамотность в городах с 1897-го по 1913-й выросла в среднем на 20%



Рост грамотности среди рекрутов говорит сам за себя.

В 1914 году в России было 53 учительских института, 208 учительских семинарий, работало 280 тыс. учителей. В педагогических вузах и семинариях МНП обучалось более 14 тыс. учащихся; кроме того, дополнительные педагогические классы женских гимназий выпустили только в 1913 г. 15.3 тыс. учащихся. Неуклонно увеличивалось число профессионально подготовленных учителей и в начальных школах, в том числе и в оставшихся церковно-приходских (несмотря на более низкую оплату в них):если к 1906 году в них работало 82.8% (в одноклассных) и 92,4 % (в двухклассных)профессионально подготовленных учителей, то к 1914 - уже соответственно 96 и 98.7%.

В целом, согласно ожиданиям того времени, проблемы с грамотностью населения и созданием системы всеобщего образования должны были быть решены к 1921–1925 годам. И что-то я не сомневаюсь, что так бы оно и было.

Итоги

Таким образом мы видим, что абсолютно по всем параметрам развития экономики Российской империи с конца 1880-х и до 1917-го года, страна делала значительные успехи. Несомненно, что Россия оставалась все еще отстающей от Франции, Германии, Англии, США и даже в некоторых аспектах от Италии и Дании. Но тенденция непрерывного развития очевидна - это позволяет нам сделать вывод, что и после 1917-го года страна делала бы успехи в экономике. Что касается сравнительно низкого уровня жизни большинства населения в 1900-е годы, то Россия в принципе почти всегда отставала от остальной Европы, как отставала и при СССР, и сегодня. Но в РИ мы видим, как доходы населения росли непрерывно и быстрыми темпами, чего не скажешь о быте советских людей и нашей сегодняшней многолетней стагнации.

Одним из тормозящих развитие экономики факторов было повышение пошлин, протекционизм. Возможно, вы уже знакомы с мнением, что пошлины якобы способствовали развитию отечественной промышленности. Но это не так, ведь быстрее развивались именно те отрасли, где не было конкуренции с иностранной продукцией (сырье, обработка, сельское хозяйство, кустарное производство, текстиль). Пошлины тормозили развитие двигателестроения, автомобилестроения, самолетостроения - во многом потому, что только зарождающейся индустрии в этих отраслях не хватало иностранных компонентов, так необходимых на начальном этапе, делало бизнес в этих отраслях нерентабельным. Тариф 1868 года, например, вводил пошлины на машины. Точно также были повышены пошлины на машины в 1891-м году. В итоге именно в машиностроении с тех пор прирост был наименее существенным и высока доля импортных машин. Когда как адепты протекционизма указывают нам всегда на впечатляющий рост в сырьевой промышленности и сельском хозяйстве, где России, в общем-то, ничего и не могло угрожать при всем желании.

Новое на сайте

>

Самое популярное