Домой Сосуды §4 Элементы формообразования. Простые и сложные формы

§4 Элементы формообразования. Простые и сложные формы

Функциональный подход является основанием для создания системы методов, в которой они выступают как относительно обособленные пути и способы достижения дидактических целей. Рассмотрим некоторые из них.

Методы организации учебно-познавательной деятельности.

Для передачи учебной информации при обучении изобразительному искусству используются рассказ, объяснение, инструктаж, демонстрация, самостоятельные наблюдения учащихся, упражнения.

Применение словесных методов предполагает соблюдение нескольких непременных условий.

Хорошая дикция, доступный темп и четкость речи очень важны для восприятия учебного материала школьниками. Ясно произносимые термины, сопровождающиеся паузами для их осмысливания, описания, даваемые в таком темпе, что они понимаются и запоминаются - все это обязательные требования применения словесных методов.

Очень важно уяснить, что пользоваться словом надо умело. Если школьники должны что-то внимательно рассмотреть (плакат или кадр диафильма), то нужна обязательная пауза. Можно привлечь их внимание к какому-либо элементу, но соответствующее пояснение должно не сопутствовать рассмотрению, что отвлекает внимание, а следовать за ним. Кстати, опытные актеры это очень хорошо знают иногда важнее слова, чем жестикуляция, они стараются, чтобы все внимание зрителя было обращено к речи. Таким образом, соединение слова с показом должно быть продуманным.

Успех словесного изложения во многом зависит от его эмоциональности. Когда учащиеся видят и понимают, как неравнодушен сам учитель, как он искренне хочет, чтобы излагаемый материал был ими воспринят, они откликаются на его усилия.

Рассмотрим особенности каждого из словесных методов.

В ходе рассказа ученики знакомятся с определенными предметами, явлениями или процессами в форме их словесного описания. Этот метод более пригоден для младшего школьного возраста. Эффективность применения рассказа зависит главным образом от того, насколько слова, используемые учителем, понятны для учащихся.

В обучении изобразительному искусству гораздо чаще используют разновидность рассказа - объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются обычно учебной демонстрацией.

Объяснять приходится особенности использования тех или иных материалов, правила построения изображения и т.п.. Этот метод используется во время вводного и текущего инструктажей при раскрытии вопросов подготовки работы, приемов выполнения ее и т.п. В старших классах чаще используют лекции, служащую обычно для передачи определенной информации из области истории изобразительного искусства, техники и технологии применения материалов. От рассказа лекция отличается тем, что она не только воздействует на воображение и чувства и стимулирует конкретно-образное мышление, но и активизирует способность отбора и систематизации излагаемого материала. Структура ее более строгая, чем у рассказа, а ход в большей степени подчинен требованиям логики.

Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу так называемых монологических методов обучения («монос» - один), при которых доминирует исполнительская, репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу и т.п.). При этом, как правило, отсутствует «обратная связь», т.е. необходимая для учителя информация об усвоении знаний, формировании умений и навыков.

Более совершенным словесным методом является беседа , в ходе которой учитель, используя имеющиеся у учащихся знания и опыт, с помощью вопросов и полученных ответов подводит их к пониманию нового материала, осуществляет повторение и проверку пройденного. От предыдущих методов беседа отличается тем, что не только требует от учащихся мысленного следования «за учителем», но и вынуждает их к самостоятельному мышлению. Она позволяет в большей степени активизировать умственную деятельность школьников и развивать их внимание и речь.

Беседа на занятиях по изобразительной деятельности - это организованный педагогом разговор, во время которого учитель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности. Именно поэтому беседа нашла широкое распространение как метод развивающего обучения изобразительной деятельности.

Беседа используется обычно в первой части занятия, когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце занятия, когда важно помочь детям увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и достоинства, понять слабости. Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, конкретных дидактических задач.

В сюжетно-тематическом рисовании, когда детей учат передавать сюжет, в процессе беседы необходимо помочь учащимся представить содержание изображения, композицию, особенности передачи движения, цветовую характеристику образа, т.е. продумать изобразительные средства для передачи сюжета. Педагог уточняет с детьми некоторые технические приемы работы, последовательность создания изображения. В зависимости от содержания изображения (по литературному произведению, на темы из окружающей действительности, на свободную тему) методика бесед имеет свою специфику. Так, при рисовании на тему литературного произведения важно вспомнить его основную мысль, идею; эмоционально оживить образ (прочитать строчки из стихотворения, сказки), дать характеристику внешнего облика персонажей; вспомнить их взаимоотношения; уточнить композицию, приемы и последовательность работы.

Рисование (лепка) на темы окружающей действительности требует оживления жизненной ситуации, воспроизведения содержания событий, обстановки, уточнения выразительных средств: композиции, деталей, способов передачи движения и т.п., уточнения приемов и последовательности изображения.

При рисовании (лепке) на свободную тему необходима предварительная работа с детьми. В беседе педагог оживляет ребячьи впечатления. Затем он предлагает некоторым детям объяснить их замысел: что они нарисуют (слепят), как будут рисовать, чтобы было понятно другим, где расположат ту или иную часть изображения. Учитель уточняет некоторые технические приемы работы. На примере рассказов детей педагог учит школьников способам замысливания образа.

На занятиях, где содержанием изображения является отдельный предмет, беседа часто сопровождает процесс его рассматривания (обследование). В этом случае в процессе беседы необходимо вызвать активное осмысленное восприятие предмета детьми, помочь им уяснить особенности его формы, строения, определить своеобразие цвета, пропорциональных отношений и т.п. Характер, содержание вопросов педагога должны нацеливать ребят на установление зависимостей между внешним обликом предмета и его функциональным назначением или особенностями условий жизни (питание, передвижение, защита). Выполнение этих задач является не самоцелью, а средством формирования обобщенных представлений, необходимых для развития самостоятельности, активности, инициативы детей при создании изображения. Степень умственной, речевой активности школьников в беседах подобного рода тем выше, чем богаче опыт детей.

На занятиях по конструированию, аппликации, декоративно-прикладному творчеству, где предметом обследования и беседы часто является образец, предусматривают также большую степень умственной, речевой, эмоциональной и по возможности двигательной активности детей.

В конце занятия нужно помочь детям почувствовать выразительность образов, ими созданных. Обучение умению видеть, чувствовать выразительность рисунков, лепки - одна из важных за дач, стоящих перед педагогом. При этом характер вопросов и замечаний взрослого должен обеспечить определенный эмоциональный отклик детей.

На содержание беседы влияют возрастные особенности, степень активности детей. В зависимости от конкретных дидактических задач характер вопросов меняется. В одних случаях вопросы нацеливают на описание внешних признаков воспринимаемого объекта, в других - на припоминание и воспроизведение, на умозаключение. С помощью вопросов педагог уточняет представления детей о предмете, явлении, о способах его изображения. Вопросы используются в общей беседе и индивидуальной работе с детьми в процессе занятия.

Следует иметь в виду, что затраты времени при беседе больше и она требует лучшей подготовки со стороны учителя. Требования к вопросам носят общепедагогический характер: краткость, логическая четкость, доступность и ясность формулировки, эмоциональность. Нельзя задавать расплывчатых вопросов, на которые можно дать несколько ответов. Сложные вопросы следует расчленять на несколько более простых. Каждый задаваемый вопрос должен быть логически связан с предыдущим и всей темой в целом. К числу наиболее типичных можно отнести следующие вопросы:

    активизирующие в памяти обучаемых прежние знания и практический опыт («Расскажите, в какой последовательности вы выполняли рисунок с натуры?», «Что такое «тональный масштаб»?» и т.п.);

    облегчающие формирование понятий, установление связей между фактами, явлениями и процессами («Назовите виды и причины ошибок при изображении перспективы призматических тел?» и т.п.);

    направленные на практическое применение знаний в учебно-творческой деятельности («Какая густота гуашевой краски обеспечивает легкое управление кистью?»).

Особенно эффективно проявляется в беседе проблемная постановка вопросов. Такая беседа в отличие от сообщающей и воспроизводящей называется эвристической. Она способствует активизации мышления, развивает самостоятельность и инициативу школьников.

Среди словесных методов обучения необходимо назвать и такие как:

Пояснение - словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате. Пояснение дается в простой, доступной форме одновременно всей группе детей или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблю дением, показом способов и приемов выполнения работы.

Совет используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения. Н.П.Сакулина справедливо требовала не спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способные по заданному вопросу найти решение, часто не нуждаются в совете. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности детей.

Напоминание в виде кратких указаний - важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения. Чаще всего речь идет о последовательности работы. Данный прием помогает детям вовремя начать рисунок (лепку), спланировать и организовать деятельность.

Поощрение - методический прием, который, по мнению Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнить работу хорошо, ощущение успеха. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей, а ощущение неуспеха оказывает обратное влияние. Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обоснованным должно быть переживание успеха.

Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.

Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой представляет метод обучения, основанный на слове, и является одним из важнейших средств как познания, так и закрепления знаний. При обучении эффективным средством контроля и оценки результатов самообразования также является работа с книгой. Рекомендуется ознакомить ребят с методами работы в библиотечных каталогах и с разного рода вспомогательными материалами, т.е. справочниками, энциклопедиями и т.п.

Урок изобразительного искусства предусматривает и другой тип словесного метода обучения - метод диалогичности. Здесь учитель и ученик – собеседники. Учитель искусства должен стать мастером слова так же, как и учитель литературы. Мы готовим не мастерового, а личность умеющую и мыслящаю. Мысль ученик должен научиться выражать и в практической работе (рисунок, живопись, конструкция и т.д.), и в слове. Постепенными тренировками перевода внутренней речи во внешнюю, попятную собеседнику, учитель должен подвести ребенка к свободным ассоциативным формам мышления и выражения и в изобразительном языке, и в словесной речи. Именно поэтому нетерпим метод монолога, метод сообщения знаний. Понимание тоже требует своих тренировок мысли, проверки ее словами. Наивные словесные образы детей, наивные ассоциации бесценный материал для учителя» (10, с. 118-120).

При включении в работу метода диалога необходимо помнить, что диалог проходит в виде вопросов-ответов, причем вопрос, задается всему классу или отдельному ученику, но с обращением ко всему классу; эта может быть.диалог-раз мышление, когда учитель, как бы размышляя, сознательно дает возможность учащимся поправить или дополнить его.

«Педагогически организованное художественное восприятие Произведений искусства должно исключать пассивное, незаинтересованное созерцание Активизировать процессы восприятия может диалоговая форма общения, при этом нельзя детей «заговаривать», навязывать чужую волю, стороннюю концепцию произведения искусства. Это может привести к недоверию собственной интуиции, к неприятию личного впечатления ».

В диалоговой форме общения можно вычленить два вида опросов - «настоящий» и «заводящий».

Первый наводит отвечающего на ответ, который пред полагает услышать педагог, второй «заводит», то есть извне мотивирует высказывание и поиск ответа. «Диалог на уроке искусства - это новый стиль сотрудничества, новый стиль мышления, новый стиль отношений. В диалоге дети учатся отстаивать свое мнение и соглашаться или не соглашаться с мнением другого человека, учатся культуре опора, учатся мыслить» (10, с. 43-44).

Особое место среди словесных методов обучения занимает инструктаж , под которым понимают пояснение способов действий с их наглядным показом, предупреждение возможных ошибок, ознакомление с правилами работы в материале. Выделяют вводное, текущее и заключительное инструктирование учащихся. Первый вид инструктажа служит для подготовки учащихся к конкретной самостоятельной работе, второй - для анализа ее хода, а третий для подведения итогов.

В отдельных случаях (технологическая сложность рабочих приемов, объектов труда) возможно письменное инструктирование учащихся на специальных раздаточных карточках.

С инструктажем тесно связаны демонстрации (как частный случай метода наблюдений). Так принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с соответствующим объяснением их существенных признаков. При демонстрации (показе) у учащихся формируется конкретный образец изобразительных действий, которому они подражают и с которым сравнивают свои действия.

Для того чтобы научиться верно изображать предметы с натуры на плоскости, необходимо иметь представление об их форме, объеме и конструкции. Эти сведения помогут в дальнейшем решать учебные задачи при работе над рисунком, позволят лучше понять и разобраться в строении предметных форм при изображении. В противном случае студенты могут перейти к механическому и бездумному копированию натурных предметов.

Главная задача при обучении рисунку - научиться правильно видеть объемную форму предмета и уметь ее логически последовательно изображать на плоскости листа бумаги. Для этого рассмотрим более детально строение предметов.

В физической природе невозможно представить какое-либо тело, имеющее абстрактную форму, например пустоту.

Не отвлекаясь на подобного рода объекты, перейдем к предметам реальным, окружающим нас повсюду, включая формы живой натуры.

Под формой предмета следует понимать геометрическую сущность поверхности предмета, характеризующую его внешний вид. Всякий предмет или объект в природе, от микрочастиц до гигантских космических тел, имеет определенную форму, и форма человеческого тела здесь не исключение. Следовательно, любой предмет есть форма, а форма подразумевает объем.

Эти два понятия - форма и объем - неразрывно взаимосвязаны, составляют единое целое и раздельно в природе не существуют. Для примера возьмем плоский предмет - лист бумаги, внешний вид которого характеризуют плоские очертания прямоугольной или обрывистой формы. Его объем будет определяться толщиной сечения, каким бы оно ни было тонким. Разумеется, этот пример применительно к рассматриваемой конкретной теме не совсем удачен. Было бы лучше, если бы лист бумаги был скомкан или ему была бы придана другая объемная форма. В этом случае предмет выглядел бы более выразительно. Возьмем книгу, внешние очертания которой при первоначальном рассмотрении имеют ту же форму, что и лист бумаги. Однако толщина книги вместе с общей площадью создают ее объем, делая этот пример более наглядным.

Объем предмета - это трехмерная величина, которая ограничена в пространстве различными по форме поверхностями (любые предметы имеют высоту, ширину и длину, даже в относительном их измерении).

Форма любого предмета в своей основе понимается или рассматривается как его геометрическая сущность, его внешний вид или внешние очертания. Известный художник и педагог Д.Н.Кардовский считал, что форма есть масса, имеющая тот или иной характер подобно геометрическим телам, таким как куб, шар, цилиндр и др. Это в равной степени относится и к живым формам, которые при всей сложности имеют в основе (схеме) скрытую геометрическую сущность. Так, например, форма туловища человека может быть представлена в виде нескольких геометрических форм: цилиндра, параллелепипеда или более приближенной к форме туловища уплощенной призмы (рис.1). Однако четких очертаний названные геометрические формы в туловище человека не имеют, в нем присутствуют углубления, выступы и другие отклонения, которые мешают неискушенным рисовальщикам увидеть эти геометрические тела в живой форме. Тем не менее, при внимательном анализе форм туловища просматривается его геометрическая сущность, которая приближена к форме призмы. Применяя эти геометрические формы при построении фигуры человека, конкретизируя и обобщая имеющиеся отклонения, можно придать фигуре реальные очертания.

Осмысливая внешние очертания предметов, необходимо также осмыслить и сущность их внутреннего строения, конструкцию формы и связь отдельных элементов, составляющих ту или иную форму. Конструкция предмета, как правило, определяет характер его формы. В учебном рисунке понятие конструкции формы приобретает особое значение с точки зрения ее пространственной организации, геометрической структуры, внешнего пластического строения, материала и ее функционального назначения. Это позволяет студентам более осознанно подходить к работе над рисунком.

При внимательном анализе форм предметов, при всей их кажущейся сложности, в них всегда можно увидеть геометрическую конструктивную основу или сочетание нескольких таких основ, образующих эту форму. Для примера возьмем кувшин, в основе которого можно выделить не-сколько различных по форме геометрических тел в следующем сочетании: горловина - цилиндр, корпус - шар, основание ~ конус. Конструктивная форма двухэтажного дома ~~ прямоугольник, его крыша - трехгранная призма.

Геометрическая основа конструкции простых предметов очевидна, сложнее разглядеть ее в живых формах. На рис.2, наглядно показаны изображения черепов животных, чьи сложные формы также имеют скрытую геометрическую основу, что значительно упрощает понимание структурной и конструктивной сущности этих предметов. От структуры строения предмета во многом зависят приемы построения его формы на плоскости. Поэтому, анализируя форму предмета, как бы она ни была сложна на первый взгляд, прежде всего необходимо проникнуть в сущность его внутреннего строения, не отвлекаясь на мелкие детали, мешающие понять геометрическую основу его конструкции. Это позволит студентам получить более полную информацию о предмете и осознанно выполнить рисунок. Только после этого можно приступить к решению изобразительных задач и свободно, уверенно рисовать как с натуры, так и по воображению, что чрезвычайно важно для профессиональной творческой деятельности.

Для лучшего понимания конструкции предметов и приобретения навыков грамотного изображения их формы также необходимо вспомнить полученные в школе знания по геометрии, такие, как понятия о точках, линиях и объемных формах.

План-конспект урока изобразительного искусства в 6 классе на тему: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира» составила учитель МБОУ СОШ № 10 ст. Медведовской Тимашевского района Донейко Н.И.

Тема «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»

Цели и задачи: познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объёмных форм; учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира; продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги; развивать пространственные представления; воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредметных связей (математика, черчение, изобразительная деятельность). Совершенствовать графические навыки уч-ся.

Оборудование: геометрические тела (параллелепипед, конус, шар, куб); бумага карандаш, мультимедиа.

Ход урока

  1. Организация урока.
  1. Приветствие.

Предлагаю вам послушать стихотворение:

Художник, смотрите, художник!

Пришёл и сидит на пеньке.

При нём голенастый треножник

И кисточка в правой руке.

За ним – гаражи и помойки.

А прямо – огромный закат,

Два стройных жирафа на стройке,

Как чёрные тени стоят.

Художник! Смотрите, художник!

Сидит посреди пустыря…

Зачем-то сорвал подорожник,

Задумался – видно не зря!

М. Бородицкая

О чём это стихотворение? (Ответы учащихся.)

Кто-то сказал, что оно о помойках и гаражах, о подъёмных кранах. Пожалуй, с этим нельзя не согласиться. Но мне больше всего понравился ответ: «Там красивый закат». Значит, есть своё уникальное мировосприятие.

Сегодня мы продолжим наши рассуждения об умении видеть прекрасное в обыденном, о правде жизни, об удивительном рядом.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  1. Сообщение темы урока.

Всякий окружающий нас предмет определяется тремя измерениями – длиной, шириной, высотой и формой. Вокруг себя вы видите огромное многообразие форм: и сложных, и простых. Зачем нам необходимо знание формы, вы узнаете сегодня на уроке.

  1. Изучение нового материала.

Общее понятие о форме.

Форма – это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением (единство формы и содержания); внешнее очертание, наружный вид предмета (Земля имеет форму шара. Квадратная форма. Предмет изогнутой формы).

Форма (латинское forma – форма, вид, образ – очертания, внешний вид, контуры предмета).

  1. Беседа о многообразии форм в окружающем мире.

При работе над каким-либо объектом художник всегда старается все части натуры привести к простейшим и характерным формам, то есть обобщить их. Наблюдая любые изображённые предметы, вы можете убедиться, что, упрощая, обобщая их формы, можно прийти к самым простым геометрическим телам: кубу, призме, пирамиде, цилиндру, конусу, шару.

Приведите примеры различных окружающих нас предметов и объектов, имеющих те или иные формы. Соотнесите их с формами геометрических тел. (Ответы учащихся.)

Какую форму имеют ящики, книги?

Ученики. Форму параллелепипеда.

Вспомните из математики, что такое параллелепипед.

Ученики. Параллелепипед в математике – призма, основанием которой служит параллелограмм – четырёхугольник, у которого стороны попарно параллельны.

Посуда встречается нам в форме цилиндров, усечённых конусов или в сочетаниях этих последних с шаром (например, в кувшине). Охарактеризуйте цилиндрическую форму.

Ученики. Цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон. Колонновидный предмет.

Что представляет собой конус?

Ученики. Конус – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов. Предмет такой формы – конусный.

Уже при рисовании простейших тел необходимо развивать в себе это чувство формы. Рисуя, например, куб, нельзя изображать только видимые его стороны, без учёта сторон, скрытых от глаз. Не представляя их, невозможно ни построить, ни нарисовать данный куб. Без ощущения всей формы в целом изображаемые предметы будут казаться нам односторонними. Зарисовки геом. тел.

Физкультминутка

Выполнение упражнения:

  1. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены. На счёт «раз» - поднять руки вверх, встать на носки, потянуться; на счёт «два» - вернуться в исходное положение (повторить упражнение 5-6 раз).
  2. Исходное положение – стоя. Ноги вместе, руки опущены. Выполнить рывки руками, поочерёдно поднимая вверх то правую, то левую руку (повторить 6-8 раз).
  1. Актуализация знаний учащихся.

Художнику необходимо уметь находить закономерность в строении предметов.

Эта способность развивается постепенно. Изучение геометрических тел или предметов, близких к ним по форме, поможет вам выявлять характер конструкции изображаемой натуры, будь то крынка или же здание.

Сегодня на уроке я познакомлю вас с развертками геометрических тел. При построении развёртки надо найти сначала истинные размеры и форму отдельных элементов предмета на чертеже. В простейших случаях развёртки можно вычертить, не пользуясь проекциями предмета. Например, для построения развёртки куба достаточно знать размер одного ребра куба. Для построения развёртки прямой призмы достаточно знать три размера: длину, ширину и высоту призмы.

Общеизвестно также, что развёртка цилиндра представляет собой прямоугольник, одна сторона которого равна высоте цилиндра, а другая – развёрнутой длине окружности основания 2 π R .

Как выполнить развёртки простейших геометрических тел (куба, параллелепипеда, конуса, призмы, цилиндра), показано на рисунках . Показ разверток

Презентация: построение здания из простых геометрических тел.

  1. Практическая работа.

Задание. Сконструируйте эскиз вазы, состоящей из геометрических тел.

Во время практической работы:

  1. контроль организации рабочего места;
  2. контроль правильности выполнения приёмов работы;
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
  4. контроль объёма и качества выполненной работы.
  1. Итог урока.
  1. Выставка работ.
  2. Заключительное слово.

Художник постоянно учится видеть и чувствовать в окружающем мире объёмные формы, подчиняя им все способы и приёмы выполнения рисунка. Сегодня вы сделали первые шаги в этом направлении. Посмотрите, какие оригинальные конструкции получились у вас! Из самых простых объёмных геометрических тел вы изобрели огромное разнообразие новых сложных форм. В этом и состоит творческое конструктивное видение художником многообразного формообразующего начала в изобразительном искусстве. Похвально, что и вам удалось найти необычные сочетания форм в ваших работах, показать свою индивидуальность.

Тема: Знакомимся с предметами для ИЗО.

Цели:

  • обучающая: познакомить учащихся с материала-ми и оборудованием для занятии изобразительной дея- тельностью
  • развивающая: развивать внимание, расширить знания учащихся об основных художест-венных материалах.
  • воспитывающая: воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, аккуратность.

Вид: урок-практикум.

Прогнозируемый результат: умение определять виды бумаг, карандашей, красок.

Оборудование: мольберт, бума-га, клей, ножницы, перо.

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала .

1.Вводная беседа.

Учитель зна-комит детей с особенностями урока изобразительного искусства, говорит о целях и задачах предмета.

Без этого урока вы не сможете открыть для себя мир во всей его красоте.

2.Работа с учебником с.4-7

Рассмотрите рисунки учебника и опишите изображенное на них.

1). Виды мольбертов. Подготовка небольших планшетов к работе.

2). Виды бумаги и требования к альбому для рисования.

3). Карандаши (Т—твердый, М — мягкий), ластик, пе-ро, тушь.

4). Виды красок: акварель, гуашь; цветные карандаши, фломастеры.

5). Материалы для лепки: пластилин, глина; проволока, слитки, подставка.

6). Материалы для аппликации и конструирования: цветная бумага, ножницы, клей, природные материалы (лис-тья, ветки, корни, цветы, плоды).

Необходимые сведения. Бумага бывает разных видов: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, глянцевая, цветная. Для рисования используют специальные альбомы или лист ватмана.

Древние египтяне и индусы использовали для письма и рисования пальмовые листья. Персы применяли для этих целей шкуры животных, китайцы выполняли рисун-ки и иероглифы па ткани.

В России в 1564 году и городе Москве была построена первая бумажная фабрика, которая изготовляла бумагу из древесины.

Карандаши . Карандаши подразделяются па два вида: твердые и мягкие. Твердый грифель отмечают печатной буквой Т, а мягкий отмечают печатной буквой М. На им-портных карандашах знак Н соответствует показателю Т, а знак В показателю М.

Профессиональные художники пользуются каранда-шами итальянского производства, т. к. эти карандаши имеют толстый и мягкий грифели, поэтому удобны для работы.

Виды красок . В начальной школе используются аква-рель, гуашь, тушь. «Акварель»— в переводе с латинского языка обозначает «растворимая в воде». Акварельные краски хорошо растворяются в воде и ровно ложатся на бумагу. В 16—17 веках художники изготовляли краски из корней растений.

Гуашь — краска, растертая на воде с клеем и приме-сью белил, дает непрозрачный слой.

Акварелью можно работать по сухой и сырой бумаге. При этом не следует смешивать большое количество цве-тов, т. к. это приводит к получению грязных цветов. Хра-нят краски в сухом, прохладном месте.

Черная насыщенная краска называется тушью. Япон-ские художники создали тушь, в состав которой входят клей, сажа. Тушь быстро высыхает и не расплывается. Работа тушью осуществляется при помощи ручки с пе-ром. С их помощью легко выполнять разнообразные ли-нии.

Виды кисточек . При работе с красками важная роль принадлежит кисточкам. Для рисования акварелью не-обходимы кисточки, изготовленные из шерсти белки, сур-ка, колонка. Кисточки бывают круглые и плоские. После работы их промывают и просушивают.

Резинка применяется для стирания ненужных линий. Она должна быть мягкой.

Мольберт специальное приспособление для рисова-ния.

Пластилин — это материал, предназначенный для леп-ки. Он мягкий и очень пластичный. Для лепки необходи-ма подставка и каркас.

Выводы.

Закрепление .

Практическая работа.

а) определение вида бумаги, карандаша, красок подготовленных детьми.

б) рассматривание иллюстраций и картин выполненных карандашом, акварельными красками, гуашью, масляными красками.

Выводы.

Подведение итога.

Домашнее задание : подготовить альбом, краски.

1 класс

Уроки ИЗО № 2-3.

Тема: Виды линий. Изображаем вещи и предметы.

Цели:

  • обучающая: дать понятие о видах линий: верти-кальных, длинных и коротких, горизонтальных и
  • наклонных, ломаных, волнистых, дугообразных; познакомить с цветом и тенью,
  • научить рисовать несложные предметы различной формы. ;
  • развивающая: развивать умение выполнять линии разных видов, творчество;

Тип: урок овладения новыми знаниями.

Вид: урок-практикум.

Прогнозируемый результат: умение выполнять линии.

Оборудование: репродукции картин, карточки с изображением видов линий.

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1.Вводная беседа:

- Необходимые сведения. Народное искусство — источ-ник народной мудрости. Казахское народное декоратив-ное искусство — это произведения, созданные руками на-родных мастеров. Произведения декоративного искусства изготовляются кустарным и промышленным способами.

Неотъемлемой частью казахского народного декора-тивного искусства является орнамент. Его можно назвать языком, визитной карточкой казахского народа. (показ орнамента )

Чтобы научиться так красиво изображать предметы, надо научиться правильно делать линии т. к. основой любого изображения является линия. Линия передает движение в различных направлениях. Линии бывают прямые, на-клонные, волнистые, дугообразные, пунктирные, лома-ные.

Умение изображать линии по-могут вам свободно и легко рисовать.

2.Работа с учебником

а) знакомство с видами линий с.10

Выводы.

3. Показ образцов и детских работ.

4. Игра «Кто выполнит это задание быстрее и правильнее?»

Организация игры необходима для поднятия эмоцио-нального настроя и упражнения в изображении линий.

После окончания игры необходимо посмотреть работы учеников и выяснить, как сформированы необходимые знания и умения.

Выводы.

Закрепление .

Практическая работа. Изображение предмета.

С.11 учебника - Ка-кую геометрическую фигуру они напоминают?

Этапы обучения .

Учим выполнять вертикальные и на-клонные линии.

Штрихом называются линии, которые передают фор-мы предметов. После передачи формы учим штриховать.

Осуществляется знакомство с понятиями «свет», «тень».

Светом называется поток лучей, которые падают на предмет. Неосвещенная часть предмета называется тенью. Рассматривая выполненные работы учеников, исправляем допущенные ошибки.

Следующим этапом является обучение рисованию го-ловного убора саукеле. Располагая рисунок па листе, сле-дует учесть, какой формы выбранный вами для изображе-ния предмет. Вначале намечаем высоту, ширину, форму предмета.

Выводы.

Подведение итога.

Выставка работ . Выставление оценок.

Домашнее задание : цветная бумага, клей, альбом, карандаш, кисть.

1 класс

Уроки ИЗО № 4-5.

Тема: Путешествие в мир красок .

Цели:

  • обучающая: дать понятие о световом спектре; учить различать и называть цвета, правильно пользовать-ся красками.
  • воспитывающая: воспитывать аккуратность в работе.

Тип: урок овладения новыми знаниями.

Вид: урок-практикум.

Прогнозируемый результат: умение пользоваться акварельными красками.

Оборудование: пособия, знакомящие с цветовой гаммой. Виды красок. Разноцветные карандаши, альбом для рисования.

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1.Вводная беседа:

Окружающий мир богат разнообразными цветовыми сочетаниями. Осенняя листва поражает нас богатством цветов и оттенков. Посмотрите в окно и обратите внима-ние на осенний наряд деревьев. (Выслушиваются ответы первоклассников).

После того, как комбайн сожнет пшеницу, поле ста-новится желтого цвета. Зимнее небо кажется светло-голу-бым. Многообразие цветов часто используется в загадках.

2.Игра «Думай и решай»

Учащимся предлагается отгадать загадки.

Зимой и летом одним цветом. (Елка)

Река подо льдом, все бело кругом, Метелица вьется... Как время зовется? (Зима)

Висит — зеленеет, лежит — пожелтеет, Падает — почернеет. (Груша)

3. Объяснение учителя.

Все цвета подразделяются па теплые и холодные. К теплым относятся красный, жел-тый, оранжевый, а к холодным — голубой, фиолетовый, серый. Сочетания теплых и холодных цветов дают возмож-ность передать форму, объем, красоту предметов или ве-щей.

Главная особенность живописи заключается в разно-образных сочетаниях цветовых оттенков. Поэтому уча-щиеся начальных классов должны хорошо усвоить осо-бенности и названия цветов.

Теперь нарисуем радугу, в которой все цвета расстав-лены по порядку. После этого из основных цветов путем смешивания получаем произвольные цвета.

Красный+желтый = оранжевый

Красный + голубой = фиолетовый

Желтый+голубой = зеленый

Человек знакомится с различными цветами двумя путями:

1) научным путем;

2) в практической деятельности.

У казахского народа каждый цвет несет символ. Так белый символизирует честность, правдивость; красный— огонь, солнце; зеленый — весну и молодость; желтый — разум, достаток, черный — землю; голубой — небо и т. д. В процессе изготовления предметов быта казахи знакоми-лись с цветом, формой, учились изготовлять растительные краски.

Закрепление .

Работа по учебнику с.12-15 учебника

Практическая работа.

а) Рисование радуги. В радуге все цвета расставлены по порядку.

б) Рисование овощей и фруктов.

Выводы: произвольные цвета получаются путем смешивания основных цветов.

Подведение итога.

Выставка работ . Выставление оценок.

Домашнее задание

1 класс

Уроки ИЗО № 6.

Тема: У чимся компоновать .

Цели:

  • обучающая: учить компоновать предметы па бу-маге; дать понятие о композиции и упражнять в
  • состав-лении композиции.
  • развивающая: развивать умение смешивать краски;
  • воспитывающая: воспитывать аккуратность в работе.

Тип: урок овладения новыми знаниями.

Вид: урок-практикум.

Прогнозируемый результат: умение составлять композиции.

Оборудование: репродукции произ-ведений художников, дидактические и наглядные мате-риалы,

карточки, таблицы.

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1.Вводная беседа:

Художники, создавая свои прекрасные произведения, прежде всего продумывали на-иболее удачные варианты расположения предметов, чтобы они все сочетались между собой. На языке художников слово «компоновка» означает составление плана располо-жения всех предметов на плоскости листа или холста.

Слово « композиция » означает построение рисунка, со-гласование всех его частей. Художник стремится изобра-зить гармоничное сочетание человека и природы.

2.Игра «Верно-неверно»

С.17 - определить верную компоновку рисунка.

3. Объяснение учителя.

а) уметь видеть;

Определив основную форму пред-мета и легкими линиями наметить предмет на листе. Уточ-нив особенности изображаемого предмета, прорисовать все его части и мелкие детали. Размер рисунка должен соответствовать размеру листа, т. е. вверху и внизу необ-ходимо оставить свободное место. Используемую натуру не следует передвигать и поворачивать, она всегда долж-на быть в определенном положении.

В процессе работы учащиеся знакомятся с такими понятиями, как далеко — близко, высоко — низко, ма-ленький — большой, что составляет основу композиции.

От поставленной на листе точки делаем легкие линии и с их помощью передаем форму предмета. Выполняем упражнение по таблице. Выполняем рисунок, состоящий нз трех различных предметов.

Это является первым специальным знакомством с по-нятием композиции.

Закрепление .

Работа по учебнику с.17-19 учебника

Практическая работа.

а) Рисование композиции из 2-3 предметов (на усмотрение учителя)

Работа с акварелью сос-тоит из двух этапов. Вначале необходимо предмет по-крыть бледным цветом, а затем рисовать более темными цветами.

Выводы: произвольные цвета получаются путем смешивания основных цветов.

Подведение итога.

Выставка работ . Выставление оценок.

Домашнее задание : альбом, краски, кисть, фрукт или овощ.

1 класс

Уроки ИЗО № 7.

.

Цели:

  • обучающая: познакомить учащихся с произведе-ниями народных умельцев декоративного искусства; дать понятие об орнаментах, учить выполнять эскизы орна-мента из растительных элементов,
  • развивающая: развивать умение смешивать краски;

Тип: урок овладения новыми знаниями.

Вид: урок-практикум.

Оборудование:

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1.Вводная беседа:

2. Объяснение учителя.

Чтобы правильно выполнить рисунок, нужно:

а) уметь видеть;

б) уметь правильно компоновать;

в) уметь передавать замысел рисунка.

Выводы: необходимо правильно компоновать предметы на листе.

Закрепление .

Работа по учебнику с.20-21 учебника

Практическая работа.

а) Учитель изображает на доске некоторые элементы рас-тительного орнамента

б) учащиеся без прорисовки каран-дашом сразу их выполняют красками.

Работа с акварелью сос-тоит из двух этапов. Вначале необходимо предмет по-крыть бледным цветом, а затем рисовать более темными цветами.

Выводы: произвольные цвета получаются путем смешивания основных цветов.

Подведение итога.

Выставка работ . Выставление оценок.

Домашнее задание : альбом, краски, кисть.

1 класс

Уроки ИЗО № 8-9.

Тема: Виды растительных орнаментов . Ветка клена .

Цели:

  • обучающая: формирование знаний о видах орнаментов, учить выполнять эскизы орна-мента из растительных элементов,
  • развивающая: развивать умение смешивать краски;
  • воспитывающая: воспитывать аккуратность в работе, вызвать интерес к де-коративному искусству.

Тип: урок овладения новыми знаниями.

Вид: урок-практикум.

Прогнозируемый результат: умение выполнять растительные орнаменты.

Оборудование: произведе-ния народных умельцев декоративного искусства, дидактические и наглядные мате-риалы.

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1.Вводная беседа:

Сегодня мы в гостях у народных мастеров. Своеобраз-ный мир народного искусства раскрывается при изучении росписи. Роспись из крупных цветов и листьев вперемеш-ку с гроздьями ягод смородины, винограда и яблок.

На обширной территории среднеазиатских республик с древнейших времен народные мастера передают из поко-ления в поколение замечательные традиции декоративно-прикладного искусства, связанные с обработкой, изготов-лением и орнаментированием изделий. Элементы казах-ского орнамента находят широкое применение в узорном оформлении и убранстве многих предметов.

В каждом случае мастера народного искусства проду-мывают, какие взять цвета, чтобы орнамент получился яр-ким и нарядным. Кроме того, красота орнамента связана с повторением одного и того же элемента в узоре, в соче-тании с другими цветами. Для народного орнамента ха-рактерно чрезвычайное разнообразие растительных моти-вов, в которых природные формы тюльпанов, гвоздик, мальвы, различных листьев получают яркую декоратив-ную трактовку.

2. Объяснение учителя.

Чтобы правильно выполнить рисунок, нужно:

а) уметь видеть;

б) уметь правильно компоновать;

в) уметь передавать замысел рисунка.

Рисование орнаментов — это хорошая школа для раз-вития художественного вкуса, воображения, глазомера, развития мелкой мускулатуры пальцев и координации движения.

Орнаментом украшаются не только игрушки, по и на-циональная одежда, архитектурные строения, посуда, му-зыкальные инструменты и т. д.

Орнамент может состоять из растительных, геометри-ческих, животных элементов. Так при росписи изделия мастер изображает листья, цветы, а искусная вышиваль-щица украшает полотенце петухами и сказочными птица-ми. При украшении доспехов и одежды богатыря изо-бражают животных, птиц и т. д.

Выводы: необходимо правильно компоновать предметы на листе.

Закрепление .

Работа по учебнику с.22 - 23

а) Знакомство с последовательностью изображения ветки клена.

б) рассматривание орнаментов из растений.

Практическая работа.

а) Учитель изображает на доске ветку клена / цветы.

б) Составление орнаментов

Работа с акварелью сос-тоит из двух этапов. Вначале необходимо предмет по-крыть бледным цветом, а затем рисовать более темными цветами.

в) Самостоятельная работа.

Выводы: произвольные цвета получаются путем смешивания основных цветов.

Подведение итога.

Выставка работ . Выставление оценок.

Домашнее задание : альбом, краски, кисть.

1 класс

Уроки ИЗО №10.

Тема: Виды изобразительного искусства.

Цели :

  • обучающая: формирование знаний о видах изобразительного искусства , учить составлять рассказ по картине;
  • развивающая: развивать речь учащихся
  • воспитывающая: воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Тип: урок овладения новыми знаниями.

Вид: стандартный.

Прогнозируемый результат: умение составлять рассказ по картине, называть виды изобразительного искусства.

Оборудование:открытки, иллюстрации и наглядные мате-риалы.

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1.Вводная беседа:

Виды изобразительного искусства — живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Этим видам изобразительного искусства соот-ветствуют определенные разновидности художественной деятельности. Живопись, графика, скульптура составляют особую группу изобразительных искусств. картины.

2. Объяснение учителя.

Графика (греч. пишу, черчу, рисую)—вид изобрази-тельного искусства, и котором задачи образного отраже-ния и познания явлений и предметов объективной дейст-вительности решаются с помощью рисунка.

Живопись — один из важнейших видов изобразитель-ного искусства, в котором задачи образного отражения, истолкования и познаний явлений и предметов объектив-ной действительности решаются цветом, неразрывно свя-занным с рисунком.

Скульптура придает художественному образу изобра-зительность и целостность через объемность формы. Глав-ная особенность скульптуры — объемно-пластическая, трехмерная форма.

Декоративно-прикладное искусство — изготовление бы-товых предметов, обладающих художественными, эстети-ческими качествами и предназначенных не только для употребления в быту, но и для украшения жилищ, архи-тектурных сооружений, парков и т. д.

Закрепление .

Работа по учебнику с.24-27.

Знакомство с произведениями изоискусства

Практическая работа.

Составление рассказа по картине.

Выводы: графика, живопись, скульптура. декоративно-прикладное искусство- виды ИЗО.

Подведение итога.

Назови виды изобразительного искусства.

Каких художников вы знаете?

Выставка работ . Выставление оценок.

Домашнее задание :с. 24-27 составить рассказ.

Содержание учебного материала, предусмотренного для чтения, прослушивания и показа детям, разнообразно, тщательно подобрано на ассоциативной основе, отвечает самым высоким эстетическим требованиям. Это известные произведения литературы, декоративной живописи, книжной графики, музыки, драматического искусства, фольклора, декоративно-прикладного искусства, способствующие формированию у учащегося эстетического вкуса как одной из составляющих творческой личности. Эстетический принцип отбора совпадает с методическим, поэтому самое совершенное в художественном отношении становится наиболее эффективным в учебном смысле.

    Формы художественной деятельности могут быть разнообразными как по содержанию, так и по технике исполнения:
  • рисование под впечатлением от прочитанных литературных и просмотренных драматических произведений, от наблюдений с натуры;
  • рисование на белой бумаге акварельными, гуашевыми красками и на цветной, тонированной бумаге гуашью, цветными мелками;
  • декоративное творчество по мотивам народных промыслов и по народным фольклорным мотивам;
  • индивидуальное и коллективное творчество учащихся в технике аппликации и коллажа, используемое в оформлении школьных интерьеров;
  • изображение на плоскости (рисунок, живопись, аппликация), в объеме (из бумаги, картона, пластилина, глины), создание пространственных моделей (в макете из бумаги или пластилина).

Использование результатов художественной деятельности детей имеет существенное воспитательное значение. Занятия изобразительным искусством служат эффективным средством познания действительности, помогают формированию и развитию зрительного восприятия, ассоциативного видения, воображения, пространственных представлений. Основной акцент в процессе эксперимента ставится на развитие у детей способности к эмоционально-эстетическому восприятию окружающего мира, обогащение образного мышления, формирование системы нравственно-эстетических взглядов. Именно это и выявляет главное содержание работы.

Развитие учащегося в процессе учебы сориентировано на такие профессиональные категории, как колористическое единство, ассоциативное восприятие цвета и музыки, композиция, форма и рисунок в этой форме, внутренняя структура предметов, экология и др.

Таким образом, эстетическое воспитание, начинающееся с чувства, опирающееся на мыслительную деятельность, является эффективным средством интеллектуального развития, средством формирования духовного мира ребенка.

Художественно-выразительные средства, используемые на уроках ИЗО. На ранних этапах изобразительной деятельности в качестве художественно-выразительных средств дети используют линию и цвет.

Линии как выразительному средству дети придают очень большое значение. Роль педагога - научить их отличать и использовать разные графические материалы и техники.

Цвет как выразительное средство часто используется детьми не соответствующим натуре. “Неподражательный” цвет, которым раскрашивается красивое, часто бывает излюбленным цветом юного художника. Цвета в большинстве случаев чистые, локальные и, как правило, теплые. Такими цветами выражено положительное эмоциональное отношение ребенка к миру. Некрасивое, помимо того, что изображается небрежно, закрашивается каким-либо темным цветом. На определенном этапе рисование красивого предпочитаемой, а некрасивого отвергаемой краской прекращается. Ребенок начинает использовать краску, соответствующую цвету реального предмета.

Программой предусматривается эстетическое развитие учащихся с помощью эмоционального раскрытия и ассоциативного восприятия сказочных образов в определенных колористических гаммах (холодных, теплых, и даже огненных, изумрудно-зеленых, золотисто-желтых, бежево-коричневых, розовато-сиреневых). Психологи утверждают, что закрепление определенного цвета за предметом или образом есть необходимый прием в приобщении ребенка к познанию мира.

Цветовая гамма сближенных цветов и цветовой фон, соответствующие в определенной мере фантазии или реальности, помогают ребенку не только классифицировать предметы, но и воспринимать гармонию мира ассоциативно. Исследования психологов доказывают, что в работе детской психики принимают участие многие ее механизмы: эмоции, память и воображение, интуиция и логическое мышление. Особая роль принадлежит при этом ассоциативному механизму. Декоративная живопись широко использует цветовые эффекты- такие созвучия и контрасты цветов, которые обогащают образ и передают зрителю идейно-символическое содержание изображаемой темы. Необходимым художественно-выразительным средством, помогающим создать эмоциональный настрой, подключить ассоциативное мышление, является драматическое искусство (спектакль – сказка).

Драматическое искусство как самое чудодейственное средство способно передавать всю глубину человеческих чувств. С его помощью можно пробудить в детях чуткость и отзывчивость. Все это в сочетании с гуманистическим содержанием литературных и живописных произведений является мощным средством воздействия на детские души.

Слово, поэтическое или прозаическое, всегда было одним из самых главных средств учебно-воспитательного процесса. Большое значение приобретает оно в раскрытии образов природы, сказочных персонажей.

Цвет, драматическое искусство, слово как выразительные средства формируют навыки вычленения смысловых элементов, облегчают школьникам формирование ассоциаций, которые использует соответствующая система художественного языка. Это развивает умение связывать прямые и ассоциативные представления в целостные художественные образы. Итак, приемом в учебно-воспитательном процессе.

Среди специальных выразительных средств в программе выделяется направление коллективного детского творчества, использующее различные техники. Комплексное использование акварели, гуаши, фломастеров, аппликации из бумаги, ткани, меха, кожи, цветной фольги, блесток, бисера, пуха, ракушек, сухих цветов позволяет создавать композиции большого размера, предназначенные для оформления школьных интерьеров.

Изобразительная деятельность предполагает опору на наглядный (графический) материал, предъявляет определенные требования к работе с ним.

Для успешного занятия изобразительной деятельностью важное значение имеют различные художественные ассоциации, особенности зрительной памяти, эмоционального отношения к воспринимаемому материалу, своеобразие его видения и переработки. Ведущим свойством изобразительной деятельности является художественное воображение, опорными свойствами - высокая чувствительность зрительного анализатора (чувство линий, пропорций, формы, светотени, ритма, колорита, целого), специальная умелость руки, видение фона и т.д.

Для занятий изобразительным искусством школьникам необходимо иметь развитое воображение, которое проявляется в комбинировании и акцентировании элементов, зрительную память, эмоциональность, владеть спецификой содержания, формы объекта, средствами выражения, принятыми в определенном виде изобразительного искусства.

Требования современной школы ориентированы на формирование личности, в которой гармонично сочетались бы интеллектуальная, эмоциональная и потребностно-волевая сферы.

Преобладание в обучении словесно-рассудочных схем усвоения знаний приводит к недостаточному развитию воображения, образного мышления школьников и в итоге к формализму знаний, снижению интереса к учению.

Умение работать с образом (создавать его, оперировать им) придает всему процессу усвоения знаний личностно значимый характер. Постоянная опора на образ делает усваиваемые знания эмоционально насыщенными, активизирует творческое воображение ребенка, если они апеллируют к его субъектному (жизненному) опыту, личным наблюдениям, переживаниям, стремлениям.

Развитие образного мышления происходит в процессе собственной творческой деятельности ученика. Задаваемый для усвоения социальный опыт должен трансформироваться в активной деятельности самого ребенка, опираться на его индивидуальный опыт непосредственного взаимодействия с окружающим миром.

Образное восприятие мира отличается подвижностью, динамичностью ассоциативностью. Чем больше связей и отношений включено в содержание образа, тем полнее образ, тем больше возможностей его использования. Этим образ существенно отличается от понятия, выполняя свою специфическую функцию в структуре знания.

В психологии роль образного мышления нередко рассматривается как своеобразный возрастной этап в развитии личности школьника, причем этап вспомогательный, переходный (от наглядно-образного к понятийно-логическому мышлению). Образное мышление развивается весьма интенсивно во все возрастные периоды, имеет свои специфические функции, является сложным структурным образованием. В нем взаимодействуют, преобразуются «единицы» разного содержания - эмпирически-эмоционального и категориально-рассудочного; различны и источники, питающие образ. Образное мышление непосредственно включает в себя эмоциональное отношение человека к окружающему миру, его личный (индивидуальный) опыт, своеобразную избирательность в его восприятии и оценке.

Важным условием развития образного мышления в школьном возрасте является овладение технологией создания образов, то есть овладение приемами организации восприятия, средствами актуализации, преобразования уже имеющихся образов.

Уровень развития образного мышления у большинства учащихся недостаточен для полноценного усвоения ими знаний в их предметном содержании. Это проявляется в тех трудностях, которые испытывают школьники при работе с образом, их связанностью наглядной опорой, неумением гибко, легко и свободно переключаться с одних признаков на другие, динамично их использовать.

Учащиеся не могут произвольно изменять позицию наблюдения (точку отсчета), самостоятельно осуществлять выбор способов создания образов, разнопланово оперировать ими. Ориентация на указание учителя (заданный образец) нередко не формирует потребности ребенка в самостоятельном, свободном динамическом подходе к анализу предметного мира, что затрудняет развитие образного мышления в онтогенезе, не отвечает его основному содержанию.

Возможно ли эстетическое воспитание ребенка? Ведь воспитание может только помочь натуре, ускорить эволюцию способностей или помешать их неправильному развитию. Эстетическое воспитание ребенка возможно только в том случае, если у него есть художественные наклонности.

Красота охватывает две области - реальную, которая постигается чувствами, и фантастическую, куда нас вводит воображение.

Назначение чувств человека, прежде всего, утилитарное. Вкус и обоняние предупреждают нас об опасности, грозящей организму при поглощении ядовитых веществ; зрение, слух и осязание, осведомляя нас о предметах окружающей среды, дают возможность с уверенностью двигаться в пространстве. Все наши чувства стремятся к охране нашей личности.

Но они несут еще иную функцию и доставляют нам ощущения чисто эстетического свойства. Даже материальные ощущения еды и питья способны вызывать поэтические настроения (это почти единственная поэзия, встречающаяся в литературе первобытных народов).

Обоняние может также дать эстетические ощущения. Есть запахи, опьяняющие нас и приводящие в состояние такого же восторга, как и лучшие произведения искусства. То, что мы обыкновенно называем прелестью весны, не обязано ли больше всего ароматам, витающим в это время года в атмосфере? Если отнять от общего впечатления моря солёный запах, присущий ему, или от общего впечатления леса аромат листьев и сырости, то очарование, связанное с представлениями об океане и темном лесе уменьшится наполовину.

С эстетической точки зрения чувства вкуса и обоняния занимают второстепенное место в ряду прочих чувств. Прежде всего, ощущения вкуса и запаха не распадаются на первоначальные чувствования, их нельзя анализировать, и потому они всегда остаются несколько неопределенными. Нам стоит большого труда вызывать в себе воспоминания этих ощущений, так как для этих чувств не существует памяти. Удовольствие, сопровождающее их, ограничивается временным удовлетворением соответственных органов, но в глубине самих ощущений не лежит принцип разумного порядка, как в чувствах осязания, слуха и зрения.

Чувство осязания доставляет нередко чисто физиологическое удовольствие: ощущение гладкости предмета, шелковистости материи, бархатистости кожи. Иногда, в виду изогнутой линии, осязание получает удовольствие уже несколько высшего порядка; таким образом, это чувство в эстетическом отношении выше двух предыдущих; нередко ему приходится даже заменять зрение.

Но из всех чувств, способных дать нам наибольшее число впечатлений эстетического характера, в особенности способных дать их ребенку, это конечно зрение и слух. Ребенок входит в мир звуков раньше, чем в мир красок и форм. Ухо формируется раньше глаза. В первое время по рождении он меньший период времени остается глухим, чем слепым; позже звук также является более сильным возбудителем, чем форма и даже цвет. Зрение предполагает усилие: чтобы видеть, ребенок должен направить свой взгляд; для слуха этого не требуется, функция уха непроизвольна.

Развитие зрения у ребенка идет значительно медленнее, чем развитие слуха.

Изучение первых детских рисунков, указывая на посредственную способность наблюдения, не дает нам высокого понятия о его художественном даровании. Тем не менее эти рисунки свидетельствуют о желании подражать внешности вещей, что и есть в сущности один из принципов искусства.

В виду общих интересов необходимо, чтобы эстетическое воспитание остерегалось внушать ребенку преувеличенное стремление к прекрасному. Этой опасности очень легко избегнуть, если, на ряду с эстетическим воспитанием, серьезно заботиться о воспитании ума и воли. Те, кто считает эстетическое воспитание излишним, а также и те, кто хочет отвести ему первенствующее место - одинаково далеки от здорового педагогического мировоззрения. Как в жизни, так и в воспитании искусство и красота имеют право только на второстепенное место: они, по выражению Спенсера, должны занимать «часы досуга»...

Эстетическое воспитание никогда не должно выливаться в форму теоретического преподавания, это был бы вернейший путь навсегда отвратить ребенка от того искусства, к которому будто бы стараются пробудить его вкус.

Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Все учебные предметы обладают богатейшими воспитательными возможностями, и все, кто причастен к делу воспитания, должны помнить об этом при всех непосредственных отношениях с учащимися, воспитанниками.

Необходимым условием нравственного воспитания является, указывал Ушинский, формирование у детей правильных представлений о роли и значении труда в истории общества, в развитии человека. В своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский высказал следующее: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни...»

«В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку... Ученье есть труд и должно оставаться трудом, полным мысли...»

«Преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.» «Организм человека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно, но действуя таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный труд умственный...» Учитель, «приучая воспитанника к умственному труду, приучает и преодолевать тяжесть такого труда и испытывать те наслаждения, которые им доставляются.» Исходя из такого понимания воспитывающего характера обучения, Ушинский возвеличил учителя, высоко оценил влияние его личности на учащихся. Это влияние он поставил на первое место среди других средств и утверждал, что оно не может быть заменено никакими другими дидактическими и методическими средствами.

Новое на сайте

>

Самое популярное