Домой Щитовидная железа Загадочная фреска леонардо. «Битва при Ангиари» – неоконченная работа Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»: описание

Загадочная фреска леонардо. «Битва при Ангиари» – неоконченная работа Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»: описание

Искусствовед, выведенный под своим именем в романе "Код да Винчи" Дэна Брауна, 35 лет безуспешно пытался сделать выдающееся открытие. Скоро мы, возможно, увидим исчезнувший шедевр Леонардо да Винчи. Речь идет о знаменитой фреске "Битва при Ангиари", которую закрывает работа Вазари.

Зарисовка фрески из альбома Рубенса

Тридцать пять лет искусствоведы безуспешно пытаются добраться до фрески Леонардо да Винчи "Битва при Ангиари" (Battaglia di Anghiari), чтобы никоим образом не повредить закрывающую ее работу Джорджо Вазари "Битва при Марчано" (Battaglia di Marciano).

В Старом дворце Флоренции, известном во всем мире под его итальянским именем Палаццо Веккьо — Palazzo Vecchio , в так называемом Зале пятисот (Salone dei Cinquecento) имеется фреска "Битва при Марчано", или "Битва при Сканнагалло" (Battaglia di Scannagallo), нарисованная Джорджо Вазари и его учениками. Уничтожил ли своим творением мастер шедевры, созданные его гениальными предшественниками: "Битва при Ангиари" Леонардо да Винчи и эпизод "Битвы при Кашине" (Battaglia di Cascina) Микеланджело?

В 1568 году, работая над заказами флорентийского герцога Козимо I Медичи, Вазари будто бы не пощадил "Троицу" Мазаччо (Masaccio), нарисованную примерно в 1427 году и находившуюся в готической церкви Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella). В 1861 году за ней обнаружили сохранившуюся "Троицу" (La Trinità), а "Пресвятая Дева Мария Розария" (Madonna del Rosario) кисти Вазари оказалась написанной на фальшивой стене, которая лишь скрывала, но не уничтожила работу его предшественника.

В 2000 году, выступая на конференции, посвященной да Винчи, итальянский исследователь Карло Педретти (Carlo Pedretti) предположил, что точно так же Вазари поступил и с фреской Леонардо, которого глубоко чтил. За эту мысль ухватился Маурицио Серачини (Maurizio Seracini) из Калифорнийского университета в Сан-Диего, который с 1975 году при помощи самых современных средств, включая фотосъемку в инфракрасных лучах, рентген и лазер, ищет следы исчезнувшего шедевра.

Серачини — единственный реальный персонаж, упомянутый Дэном Брауном в бестселлере "Код да Винчи" под его настоящей фамилией. Этот подвижник от науки действует в полном соответствии с девизом Cerca, trova - "ищите и обрящете", начертанном на кусочке зеленого знамени, которое несут на фреске Вазари "Битва при Марчано", и о чем не умолчал Дэн Браун. При этом сам Серачини критически настроен по отношению к американскому писателю, хотя умеет отлично пиариться и заниматься саморекламой.

В 2002 году власти Флоренции запретили проводить исследования фрески Вазари, но после пятилетнего перерыва и смены руководства в Министерстве культуры Италии, разрешение вроде бы было дано. Однако снова испугались портить уже имеющийся шедевр в поисках сомнительной находки. Точка зрения скептиков снова победила, но, как оказалось, лишь на время.

Позади 13-сантиметровой стены обнаружилось пустое пространство. Проникнуть туда удалось, просверлив семь отверстий в разных местах фрески, которая не должна пострадать от вмешательства, поскольку уже кое-где повреждена и нуждается в реставрации. В отверстия просунули микрокамеры, способные улавливать гамма-излучение от пигмента краски. За первым отверстием обнаружили однодюймовое полое пространство.

У идеи обнаружить за фреской Вазари шедевр Леонардо есть не только сторонники, но и противники. Историк искусства из университета имени Фридриха II в Неаполе Томазо Монтанари (Tomaso Montanari) в интервью La Repubblica не без ехидства заметил: "Полагаю, что позади стены нет работы Леонардо, Вазари никогда бы не стал скрывать произведение художника, которым он так много восхищался, в надежде, что однажды кто-то начнет его поиски. Подобную гипотезу можно было ожидать от Дэна Брауна, но не от историков искусства".

В книге "Жизнеописания самых знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550) Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) пишет, что "общественным декретом было постановлено, что Леонардо поручается написать какую-либо прекрасную вещь; в соответствии с этим Пьеро Содерини, бывший тогда гонфалоньером правосудия, предоставил ему названную залу. Для выполнения этого поручения Леонардо начал в зале папы, в Санта Мария Новелла, картон с историей Никколо Пиччинино, военачальника герцога Миланского Филиппе, где он изобразил группу всадников, бьющихся из-за знамени, — вещь, признанная превосходнейшей и в высокой степени мастерской из-за удивительнейших замыслов, которые он применил при изображении этого смятения.

Ибо в нем выражены ярость, ненависть и мстительность у людей столь же сильно, как у коней; в частности, две лошади, переплетясь передними ногами, бьются зубами так, как бьются из-за знамени сидящие на них всадники; при этом один из солдат, стиснув знамя руками и налегши плечами, понукает лошадь к галопу и, обернувшись лицом назад, прижимает к себе древко знамени, чтобы силой вырвать его из рук остальных четырех; а из тех — двое защищают его, ухвативши одной рукой, а другой, подняв меч и пытаясь перерубить древко, причем один старый солдат, в красном берете, вопя, вцепился одной рукой в древко, а другой, замахнувшись кривой саблей, наносит крепко удар, чтобы перерубить руки тем обоим, которые, скрежеща зубами, пытаются горделивым движением защитить свое знамя.

А на земле, между ногами коней, две взятые в ракурсе фигуры бьются между собой, причем один лежит плашмя, а другой солдат, над ним, подняв как можно выше Руку, заносит с величайшей силой над его горлом кинжал, тогда как лежащий, отбиваясь ногами и руками, делает все возможное, чтобы избежать смерти. Нельзя передать, какими разнообразными нарисовал Леонардо одежды солдат, равно как их шлемы и другие украшения, не говоря уже о невероятном мастерстве какое он обнаружил в формах начертания лошадей, крепость мускулов которых и красоту стати Леонардо умел передавал лучше, нежели кто-либо.

Рассказывают, что для выполнения этого картона он построил искусственное сооружение, которое, сжимаясь, поднимало его, а расширяясь, спускало. Задумав писать по стене масляными красками, составил он для подготовки стены смесь однако такого грубого состава, что когда он принялся за живопись в упомянутом зале, то стала она отсыревать, и вскоре он прекратил работу, видя, что она портится".

Неназванной у Вазари темой композиции Леонардо, как полагают искусствоведы, была битва при Ангиари, произошедшая в июне 1440 года между флорентийскими войсками и миланцами под начальством Никколо Пиччинино, кондотьера на службе у герцога Миланского Филиппе Мариа Висконти. Описание Вазари, видимо, относится к центральной сцене композиции — драматическому эпизоду борьбы за знамя.

Время работы Леонардо над картоном и фреской определяется с 1503 по 1505 годы. Ни картон, ни фреска не сохранились, и представление о них якобы дает известный луврский рисунок Рубенса, воспроизведенный гравюрой Эделинком и передавший в несколько, может быть, переработанном виде леонардовский оригинал. Для Леонардо "Борьба за знамя" была состязанием с Микеланджело, делавшим для той же залы Дворца синьории фреску с эпизодом битвы при Кашине.

Во флорентийском палаццо Веккьо (дворец Сеньории) в результате длительных исследований найдены следы фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари», которая считалась полностью утраченной. Предположительно она находится в толще стены зала Большого совета.


Фреска Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари» известна только по копиям - считалось, что роспись начала осыпаться прямо в процессе создания, не была закончена и полностью разрушена спустя 50 лет после создания. С этой теорией уже почти 40 лет борется профессор Маурицио Серачини, который считает, что, во-первых, «Битва при Ангиари» была не в таком уж плохом состоянии, а во вторых, ее не сбили, чтобы освободить место для работы Джорджо Вазари «Битва при Марчиано», а спрятали, возведя перед ней новую стену.

Согласно первоначальному замыслу, стены зала Большого совета во дворце Сеньории во Флоренции должны были быть украшены двумя великими художниками эпохи - Леонардо и Микеланджело. Оба великих представили совету эскизы, однако Микеланджело даже не начал работу на стене, а Леонардо она не удалась. Он предполагал покрыть росписью с изображением сцепившихся в клубок всадников огромную площадь - 6,6x17,4 м - и в 1503–1506 годах вроде бы приступил к работе на стене красками на восковой основе, но пигменты начали выцветать. Леонардо продолжил работу маслом, однако грунт отказывался принимать краску и осыпался. Считается, что копии с «Битвы при Ангиари» (их авторами были Рафаэль, потом неизвестный художник, по работе которого сделана гравюра Лоренцо Заччиа, а потом Рубенс) созданы не с фрески, а с картона - эскиза в натуральную величину.

Исследователь Маурицио Серачини с 1975 года ищет эту вроде бы утраченную фреску (говорят, именно этот ученый-энтузиаст послужил Дэну Брауну прототипом одного из действующих лиц детектива «Код да Винчи»). Поиски затруднены тем, что на стене по сей день красуется живопись Вазари, тоже весьма ценная, и ее ни в коем случае нельзя повредить. Однако упорный профессор путем ультразвукового исследования обнаружил зазор в толще стены и теперь добился разрешения взять из него микропробы. В них обнаружились следы черного пигмента того же состава, что был применен при создании «Джоконды». Кроме того, добыты образцы красного лака и коричневого пигмента, исследованием которых сейчас занимаются ученые. По версии Маурицио Серачини, Джорджо Вазари, глубоко чтивший гений Леонардо, не мог допустить разрушения фрески и приказал построить перед ней стену, которую и расписал. Кроме того, профессор уверен, что фреска сохранилась достаточно хорошо - и шансы увидеть ее для нас не потеряны.

В середине пятнадцатого века вся Италия была раздроблена на города-государства, княжества и герцогства, которые вели между собой территориальные войны. В июне 1440 года состоялось одно из многих сражений - битва при Ангиари, которая дала временное перемирие Милану и Флоренции. Победу она принесла Итальянской лиге, которую возглавляла Флорентийская республика. Этой победе придавалось большое значение. Спустя семьдесят лет Великому Леонардо было предложено расписать стену Большого совета дворца Синьории. Тему выбирал сам да Винчи. Битва при Ангиари его заинтересовала. Другую стену расписывал Микеланджело, а наблюдал за ходом работ Никколо Макиавелли - молодой, подающий надежды чиновник.

Подготовка к сражению

Это было одно из упорных и кровопролитных сражений за свободу Тосканы. Войска коалиции сосредоточились около небольшого городка Ангиари. В них входило около четырёх тысяч солдат. Силы миланцев более чем вдвое превосходили армию лиги. Их было около девяти тысяч. К тому же к ним присоединилось ещё две тысячи союзников. Миланцы считали, что залогом их победы непременно будет неожиданность нападения. Поэтому планировали начать сражение 29 июня. Но пыль на дороге, поднятая их армией, предупредила руководителя флорентийцев Аттендоло о наступлении. Он стал готовиться к решительному сражению. Впоследствии оно получит название - битва при Ангиари.

Ход битвы

Авангард миланской армии, состоявший из венецианских рыцарей, заблокировал мост через канал. А, именно, водная преграда и служила защитой тосканцам. Но миланцы наступали. И началась ожесточённая битва при Ангиари. Флорентийцы отчаянно защищали свою свободу. Через четыре часа они отрезали треть миланцев от основного войска. Далее сражение продолжалось всю ночь. И закончилось победой Флоренции.

Место размещения фрески

В 1499 году Леонардо в очередной раз покидает Милан и переезжает во Флоренцию. В ней он пробудет с перерывами семь лет: до 1506 года. В эти годы, начиная с 1503-го, он работал над большим заказом флорентийской сеньории - фреской для зала Совета. Рисунок назывался - «Битва при Ангиари». Он должен был изобразить победу, одержанную флорентийцами над миланцами около 70 лет назад. Стена зала Великого Совета была огромная, больше, чем та, на которой да Винчи написал «Тайную вечерю».

«Битва при Ангиари». Леонардо да Винчи

Она осталась только на картоне. Смотря на него, вспоминается «Полтава» Пушкина: «Топот, ржанье, стон, и смерть, и ад со всех сторон». Изображённая Леонардо «Битва при Ангиари» представляет клубок из людей и коней. Они переплетены так тесно между собой, что работа стала похожа на эскиз для скульптуры. Лошади, что вздыбились, напоминают тех, которые поражают в ранней работе мастера «Поклонение волхвов». Но там была радость, а здесь - остервенение и ярость. Ненависть воинов, которые бросаются друг на друга, передаётся коням, этим боевым машинам. И они кусают людей и коней противника, брыкаются.

Можно предположить, что идея Леонардо состояла не в изображении массовой батальной сцены, а в том, чтобы зримо воспроизвести пьяных от крови, озверевших, потерявших человеческий вид и ослепших от ярости людей. «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи рассматривается им самим как обвинение в войне. Он слишком хорошо помнил военные кампании Чезаре Борджиа, которые он называл «самым зверским сумасшествием». Это злободневно и важно по сей день, почти пятьсот лет спустя. «Битва при Ангиари» как обвинительный акт войне вполне современна, так как она откликается на вневременные проблемы.

«Битва при Ангиари»: описание

В ней нет декораций, пейзажей. И костюмы воинов фантастичны. Их нельзя ассоциировать с каким-то определённым временем. Пытаясь обобщить апофеоз битвы, чтобы он производил ещё большее впечатление, Леонардо применил интересный композиционный приём - все линии собираются внутрь простой геометрической формы ромба. В вертикальной линии, там, где скрещиваются мечи, проходит один центр композиции. Второй идёт по горизонтальной линии, которая делит картон надвое. Невозможно отвести глаз, да и сам гений убрал всё лишнее от центра, где перед нами открываются во всей их неприглядной наготе хаос, несущий смерть, и ничем не обузданная ярость. Ею искажены лица и тела.

Мимика изображённых людей проработана до деталей. Движения неистовы. Разрублены кони, раздавлены люди... И никому до них нет дела. Изображал ли Леонардо апогей сражения или весь ход битвы ему представлялся таковым, судить уже трудно. Известно, что он много работал с историческими источниками и написал послание синьории, которое не сохранилось. В нём он излагал свои мысли, связанные с будущей фреской. Остался его «Трактат о живописи», в котором Леонардо пишет, что ему хотелось создать масштабное произведение. Оно должно было состоять из ряда эпизодов. Огромное пространство стены позволяло разместить на ней большое количество людей, участвующих в битве. Но замысел не был реализован.

Два гения

Микеланджело писал свой картон «Битва при Кашине» в собственной мастерской. Два гения не стремились соревноваться друг с другом. Они работали в разное время и не желали соперничать. Однако соревнование в каком-то смысле всё же происходило. Когда да Винчи изображал коней, то он понимал, что они ему удаются лучше всего. А Микеланджело также воспользовался своим самым сильным умением - показом обнажённых мужских тел. Как и да Винчи, Микеланджело не завершил свою работу. Она осталась только на картоне. И вот несколько месяцев два картона находились в одном и том же зале. В это время оба эти творения были школой для всех художников: и молодых, и опытных. К ним приходили и делали с них копии.

Ангиари — это небольшой живописный город в Тоскане, который ютится на склоне крутого холма. Вдали виднеется город Сансеполькро — родина великого гения Пьетро делла Франческа. Между двумя поселениями — широкая равнина, долина юного Тибра, неподалеку начинается путь знаменитой реки. Именно в этой долине между двумя городами 29 июня 1440 года произошла битва при Ангиари. Она стала частью Ломбардских войн между Итальянской лигой и Миланом.


На протяжении первой половины XV века на севере Италии не прекращались войны. Свое могущество наращивал Милан, он пытался покорить небольшие независимые города в Ломбардии и Тоскане. Ему противостояли мощные Венеция и Флоренция. Для ведения войны города нанимали кондотьеров — военачальников со своими армиями. Им платили огромное жалование.

В XV веке на севере Италии почти не прекращались войны

В 1440 году после серии конфликтов Милан оказался в крайне неприятном положении: войска герцога Висконти потерпели несколько чувствительных поражений. Воевавшему на стороне Милана знаменитому кондотьеру Никколо Пиччини приказали уходить из Тосканы на север — в Ломбардию. В этот момент славный воин узнает о том, что совсем неподалеку — у Ангиари — находится армия Лиги. У Никколо было численное превосходство и фактор неожиданности, он решил попытать удачу и напасть. Более того, в Борго Сансеполькро к нему присоединились еще 2 тысячи горожан в надежде пожать плоды будущей победы.



Солдаты Лиги были совершенно не готовы к сражению. Они ожидали, что неприятель будет отступать, и надеялись выиграть войну за Тоскану без единого взмаха мечом. Командовал армией другой кондотьер — Микелетто Аттендоло. Под его началом были 300 венецианских всадников, 4000 флорентийских пехотинцев и столько же папских солдат. Каким-то чудом Микелетто заметил вдалеке клубы пыли, понял, что это неприятель, и очень быстро сумел построить своих бойцов.

Микелетто Аттендоло крупно повезло — он заметил приближение врага

В итоге солдаты схлестнулись прямо на мосту через Тибр. Подробное описание битвы оставили Макиавелли, хоть и сделал он это через несколько десятилетий: «Микелетто доблестно выдержал натиск первых вражеских отрядов и даже потеснил их, но Пиччини, подойдя с отборными войсками, так яростно напал на Микелетто, что захватил мост, а его отбросил до самого подъема к городу Ангиари». После этого флорентийцы и папские солдаты «крепко» ударили по войскам Пиччини с обоих флангов и оттеснили его за мост. «Схватка эта продолжалась два часа, и мост все время переходил из рук в руки», — пишет Макиавелли.

Но равный бой шел только за мост. Во всех других местах миланцы терпели неудачи. Дело в том, что, как только они переправлялись на сторону неприятеля, их встречала большая армия, которая благодаря удачному расположению на равнине постоянно выставляла вперед свежих бойцов. Менять позиции было очень удобно. Когда же флорентийцы переходили мост, то Никколо не мог оперативно присылать подмогу из-за большого количества канав и рытвин на дороге. Их заблаговременно оставил неприятель.

В результате битвы погиб лишь один всадник, случайно упавший с лошади

«Так и получилось, что каждый раз, когда солдаты Никколо переходили через мост, их тотчас же отбрасывали назад свежие силы противника. Наконец, флорентийцы прочно захватили мост, и их войска смогли перейти на широкую дорогу. Быстрота их натиска и неудобство местности не дали Никколо времени поддержать своих свежей подмогой, так что те, кто был впереди, перемешались с идущими сзади, возникла сумятица, и все войско вынуждено было обратиться в бегство, и каждый уже ни о чем, кроме спасения, не помышляя, устремился по направлению к Борго…», — описывает положение Макиавелли.

Флорентийские солдаты взяли тысячи людей в плен, захватили обозы, знамена, лошадей и оружие. В описании Макиавелли битва кажется грандиозной, фантазия рисует десятки всадников, которые несколько часов гибли на мосту. Но итог сражения был несколько иной. Жертва была только одна — рыцарь неудачно упал с лошади и сломал позвоночник. Больше никто не погиб. Это можно объяснить тем, что воины в то время носили очень мощный доспех и ранить друг друга было крайне сложно.



В то же время для Милана это поражение не было существенным. Потери в оружии и лошадях можно было легко восстановить, а пленных выкупить. Тем временем, если бы проиграла Флоренция, то, скорее всего, она потеряла бы свой контроль над Тосканой. Радость виктории была такой, что спустя 60 лет флорентийский гонфалоньер Содерини заказал у Леонардо да Винчи фреску на тему битвы при Ангиари. Мастер расписал одну из стен в зале Пятисот в палаццо Веккьо. Напротив него работал другой гений — Микеланджело.



Фреска долгое время считалась утерянной. Якобы Вазари вместо нее оставил свою роспись. С другой стороны, ученые обратили внимание на небольшую надпись на полотне Вазари «ищущий да обрящет». За его фреской обнаружили полость. Некоторые ученые предполагают, что именно там и сохранился шедевр Леонардо. Но пока полноценные исследования не провели.

Некоторые эксперты подозревают, что за фреской Вазари может скрываться шедевр Леонардо

В мире искусства разгорается скандал в связи с поисками неоконченной фрески Леонардо да Винчи, якобы скрывающейся за одной из стен Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) во Флоренции, над оформлением которой позже поработал другой выдающийся мастер – Джорджио Вазари (Giorgio Vasari).

Палаццо Веккьо

Более чем пять веков тому назад в Палаццо Веккьо (здании городского самоуправления) в честь восстановления Флорентийской республики было решено украсить зал Большого совета фресками.

Фреска была заказана Леонардо да Винчи гонфалоньером Содерини после свержения династии Медичи (Medici) и изгнания Пьеро Медичи. Медичи — олигархическое семейство, представители которого с XIII по XVIII век неоднократно становились правителями Флоренции. Среди представителей семьи Медичи значится четверо римских пап — Лев X, Пий IV, Климент VII, Лев XI, и две королевы Франции — Екатерина Медичи и Мария Медичи.

Зал Большого совета Палаццо Веккьо

Великий Леонардо работал над фреской в 1503 — 1506 годах. Осенью 1503 года гениальный пятидесятилетний художник, ученый и мыслитель приступил к работе. Между 1503 и 1505 годами мастер исполнил картон, а в 1505 году приступил к самой росписи, которую оставил незаконченной к моменту своего вторичного отъезда (30 мая 1506 года) в Милан.

Одну стену было поручено украсить Леонардо, уже художнику с мировым именем, другую — Микеланджело. Тот еще молод, но уже успел прославиться благодаря скульптуре Давида. Два художника, два соперника.

Леонардо в качестве сюжета выбирает сражение при Ангиари, состоявшееся 29 июня 1440 года между флорентийским отрядом и миланскими войсками под командованием кондотьера Никколо Пиччинино. Несмотря на численное превосходство, миланцы были разбиты небольшим отрядом флорентийцев. Хотя в битве 1440 года между флорентийцами и миланцами около маленького городка Ангиари погиб всего один человек, это не изменило отношения Леонардо да Винчи к войнам, которые он называл «самым зверским сумасшествием».

По замыслу художника фреска должна была стать самой масштабной его работой. По размерам (6,6 м х 17,4 м) она в три раза превышала «Тайную вечерю». Леонардо тщательно подготовился к созданию росписи, изучил описание битвы и изложил свой замысел в записке, представленной Сеньории. Для работы над картоном (картон в живописи — рисунок углём или карандашом (или в два карандаша — белый и чёрный), сделанный на бумаге или на грунтованном холсте, с которого уже пишется картина красками), происходившей в Папском зале при церкви Санта-Мария-Новелла, Леонардо сконструировал особые леса, которые складывались и раскладывались, поднимая и опуская художника на требуемую высоту. Центральную часть фрески занимал один из ключевых моментов битвы — сражение группы всадников за знамя.

Сохранились копии с картона для этой фрески. Одним из лучших рисунков признан рисунок Рубенса, на котором можно увидеть одну из сцен фрески — битву за знамя.

Рисунок Рубенса

Людские и конские тела сцепились в единый змеиный клубок, кони — в бешенстве, на лицах людей — звериная ярость. Где миланцы, где флорентийцы, где свои, где чужие — непонятно. На картине нет людей, там только кони и звери. Нет, это не прославление воинской доблести, это — воплощенный ужас войны, которую сам художник ненавидел.

В центре композиции Леонардо (известной по его наброскам и копиям с очевидно законченной к тому времени центральной части) был расположен эпизод с битвой за знамя, где всадники яростно бьются на мечах, а под ногами их лошадей лежат упавшие воины. Судя по другим наброскам, композиция должна была состоять из трех частей, с битвой за знамя в центре. Поскольку ясных свидетельств не существует, сохранившиеся картины Леонардо и фрагменты его записок позволяют думать, что битва была изображена на фоне равнинного пейзажа с горной грядой на горизонте.

Копия картона Микеланджело Буонарроти (1503—1506) Аристотеля да Сангалло. Холкэм Холл, Норфолк, Великобритания.

Два великих мастера того времени единственный раз работали над украшением одного и того же зала. Каждый постарался блеснуть сильной стороной своего дарования. Леонардо вступил в соревнование с молодым Микеланджело, исполнявшим заказ на фреску «Битва при Кашине» для другой стены того же зала. Эта фреска должна была показать флорентийских воинов в тот момент, когда во время купания они подверглись внезапному нападению противника.

Пьер Содерини, занимавший в то время должность гонфалоньера, видя великий талант Микеланджело, заказал ему расписать другую часть той же залы, что и стало причиной его соревнования с Леонардо, в которое он вступил, взявшись за роспись другой стены на тему пизанской войны. Для этого Микеланджело получил помещение в больнице красильщиков при Сант Онофрио и принялся там за огромнейший картон, потребовав, однако, чтобы никто его не видел. Он заполнил его обнаженными телами, купающимися в жаркий день в реке Арно, но в это мгновение раздается в лагере боевая тревога, извещающая о вражеском нападении; и в то время как солдаты вылезают из воды, чтобы одеться, божественной рукой Микеланджело было показано, как одни вооружаются, чтобы помочь товарищам, другие застегивают свой панцирь, многие хватаются за оружие и бесчисленное множество остальных, вскочив на коней, уже вступает в бой. Среди других фигур был там один старик, надевший на голову венок из плюща; он сел, чтобы натянуть штаны, а они не лезут, так как ноги у него после купанья мокрые, и, слыша шум битвы и крики и грохот барабанов, он второпях с трудом натянул одну штанину; и помимо того что видны все мышцы и жилы его фигуры, он скривил рот так, что было ясно, как он страдает и как он весь напряжен до кончиков пальцев на ногах. Там были изображены и барабанщики, и люди, запутавшиеся в одежде и голыми бегущие в сражение; и можно было увидеть там самые необыкновенные положения: кто стоит, кто упал на колени или согнулся, или падает и как бы повис в воздухе в труднейшем ракурсе. Там же были многие фигуры, объединенные в группы и набросанные различными манерами: одна очерченная углем, другая нарисованная штрихами, а иная оттушеванная и высветленная белилами — так хотелось ему показать все, что он умел в этом искусстве. Потому-то поражались и изумлялись художники, видя, какого предела достигло искусство, показанное им Микеланджело на этом листе. И вот, посмотрев на фигуры столь божественные, некоторые, их видевшие, говорят, что из всего сделанного им и другими ничего подобного до сих пор они не видели и что ни один другой талант до такой божественности в искусстве никогда подняться не сможет.

Когда за картоном никакого присмотра не было, его разорвали на отдельные куски.

Оба картона в течение нескольких месяцев были представлены на обозрение публики. Позднее Бенвенуто Челлини, видевший картоны, когда они ещё были целы, назвал работы Леонардо и Микеланджело «школой для всего света».

Несмотря на то, что работы по украшению Палаццо Веккьо так и не были осуществлены (Микеланджело даже не приступал к росписи), два гения совершили переворот в развитии западноевропейской живописи, приведший к развитию новых стилей - классицизма и барокко. Одна из первых копий (набросок чернилами) с оригинального картона да Винчи принадлежит Рафаэлю и хранится в Оксфорде, в Университетской галерее. В Уффици имеется незаконченная копия, возможно принадлежащая художнику-любителю. По предположению Миланези она могла быть использована Лоренцо Заччиа да Лука при создании гравюры в 1558 году с надписью: «ех tabella propria Leonard! Vincii manu picta opus sumptum a Laurentio Zaccia Lucensi ob eodemque nunc excussum, 1558». Предполагается, что именно с гравюры Заччиа около 1605 года сделал свой рисунок Рубенс.

Леонардо продолжал начатые при создании «Тайной вечери» эксперименты с составами краски и грунтом. Существуют различные предположения о причинах разрушения фрески, начавшегося уже в процессе работы. По словам Вазари Леонардо писал по стене масляными красками, и роспись стала отсыревать уже в процессе работы. Анонимный биограф да Винчи говорит, что тот использовал рецепт смеси Плиния (живопись восковыми красками в технике энкаустики), но неверно истолковал его. Тот же аноним утверждает, что стена была просушена неравномерно: вверху она была сырая, тогда как внизу высохла под воздействием угольных жаровен. Леонардо обратился к восковым краскам, но некоторые пигменты вскоре просто испарились. Леонардо, пытаясь исправить положение, продолжил работу масляными красками. Паоло Джовио рассказывает, что штукатурка не принимала состав на основе орехового масла. Из-за технических трудностей работа над самой фреской продвигалась медленно. Возникли проблемы материального характера: Совет требовал либо предоставить готовую работу либо вернуть выплаченные деньги. Работу да Винчи прервало его приглашение в 1506 году в Милан французским наместником Шарлем д’Амбуазом. Фреска осталась незавершённой.

Эскиз к «Битве при Ангиари»

Однако ни фрески ни картоны, получившие всеобщее признание современников, не дошли до наших дней.

В 1555 — 1572 годах семья Медичи решила реконструировать зал. Осуществлял перестройку Вазари с помощниками. В результате произведение Леонардо было утрачено — его место заняла фреска Вазари «Битва при Марчиано» (Battaglia di Marciano).

Аллегорические картины на потолке и стенах великолепного Салона пятисот, предназначавшегося для проведения заседаний Большого Народного Совета после вторичного изгнания Медичи в 1494 г. из Флоренции, повествуют о деяниях тосканского герцога Козимо I.

Зал пятисот

Фреска Вазари

Фреска Вазари

Работы по декорированию зала возглавлял Вазари с учениками. В 1563 году Вазари получил заказ на работу в знаменитом Зале пятисот (Salone dei Cinquecento). Они уничтожили всякое напоминание о годах республиканского правления, включая созданные в то время шедевры «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи и «Битва при Кашине» Микеланджело. Работы Вазари были призваны продемонстрировать могущество и славу герцога и его государства.

Мнения экспертов относительно судьбы творения Леонардо расходятся.

«Cerca, trova» — «.........Пытайся и найдешь». Эти слова на фреске в зале Большого совета Палаццо Синьория во Флоренции могут стать ключом к разгадке судьбы одного из лучших творений Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари», которое последний раз видели пять столетий назад.

В 1975 году итальянский искусствовед Маурицио Серачини (Maurizio Seracini) предположил, что фреска Леонардо вовсе не была в таком плачевном состоянии, как считалось ранее. Доказательство он видел в гравюре, сделанной, по его предположению не с картона, а с самой фрески, и датированной 1553 годом. На гравюре отчётливо видны все детали росписи, следовательно «Битва при Ангиари» была в отличном состоянии и через пятьдесят лет после создания. Серачини был уверен, что Вазари, восхищавшийся «Битвой при Ангиари», никогда бы не стал уничтожать работу Леонардо, а спрятал её под своей фреской.

Вазари, сам великий художник, написавший книгу об истории живописи, биограф многих художников, с величайшим трепетом относившийся к творчеству Леонардо, не мог не попытаться ее сохранить.

Профессор полагает, что фреска Вазари хранит подсказку. «Послание» заключается в надписи на изображенном военном флаге. Надпись гласит «Cerca Trova», что означает «Ищи и найдешь». «Ни в одних исторических источниках не упоминается, что картина была уничтожена, повреждена или перемещена в другое место», — утверждает профессор. Исследователь обнаружил надпись 30 лет назад, но лишь сейчас современные технологии позволят заглянуть под слои краски фрески Вазари. Ученые используют нейтронный излучатель, чтобы найти краску на основе льняного масла, которой пользовался Да Винчи.

Акустические исследования показали наличие за стеной с «Битвой при Марчиано» узкой (1 - 3 см) воздушной прослойки, достаточно крупной, чтобы вместить фреску Леонардо. Серачини предположил, что Вазари не стал создавать свою феску поверх фрески да Винчи, а просто построил перед ней новую стену, спрятав тем самым «Битву при Ангиари». Осуществляя в середине ХVI века реконструкцию зала Большого совета, художник и архитектор Вазари, закрасил, как полагали до сих пор, фреску да Винчи своей собственной. При этом он поднял крышу зала на 7 метров и для этого спроектировал верхний ряд стен. Однако исследования показали, что в одном месте между стенами оставлена ниша, вполне достаточная по размерам, чтобы в ней поместилось творение да Винчи размером 6 х 4 метра.

В 2002 году власти Флоренции запретили Серачини поиски, опасаясь, что будет нанесён вред фреске Вазари. Однако, в августе 2006 года было разрешено продолжить исследования. Для финансирования проекта «Anghiari» создан специальный фонд. В целях проведения тестирования было принято решение выстроить уменьшенную модель из двух, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга, стен. Для создания копии специалисты главного института реконструкции Италии Opificio delle Pietre Dure должны были применить материалы, использованные при возведении восточной стены Салона Пятисот, за которой, как предполагал Серачини, спрятана фреска Леонардо. На стены предполагалось нанести краски, которые применяли Леонардо и Вазари. Однако, данные о новых открытиях на сегодняшний день отсутствуют.

Теперь группа ученых под руководством Серачини пытаются просверлить небольшие отверстия в нескольких частях стены, чтобы при помощи микрокамер выяснить, что именно скрывается за ней.

Несмотря на слова мэра Флоренции о том, что отверстия были проделаны в тех местах, которые были повреждены ранее, многие искусствоведы возмущены столь неделикатными методами обращения с произведением Вазари.

По их мнению, вероятность того, что художник оставил что-то существенное за внешней стеной крайне невелика, а фреска Леонардо, согласно ряду документов, и вовсе находилась на противоположенной стене.

Один из экспертов-реставраторов, Сесилия Фроциноне, покинула проект по этическим соображениям.

Около 150 искусствоведов со всего мира подписали петицию, призывающую прекратить высверливание стены, на которой сейчас красуется фреска Вазари «Битва при Марчиано».

Просверлив отверстие во внешнем покрытии, исследователи надеются добраться до скрытой внутренней стены, на которой якобы изображена незавершенная фреска Да Винчи «Битва при Ангиари».

«Битва при Ангиари», предположительно, в три раза больше «Тайной вечери». По словам профессора, произведение Да Винчи знаменует величайшее достижение в мире искусства эпохи раннего возрождения. Если картину обнаружат, перед властями Флоренции станет вопрос о замене работы Вазари произведением гениального художника.

Использованы материалы

Новое на сайте

>

Самое популярное