Домой Щитовидная железа Тюменская областная научная библиотека имени дмитрия ивановича менделеева. Сергиев посад и михаил михайлович пришвин Когда били колокола…

Тюменская областная научная библиотека имени дмитрия ивановича менделеева. Сергиев посад и михаил михайлович пришвин Когда били колокола…

Мультимедиа Арт Музей, Москва и Государственный литературный музей представляют выставку фотографий выдающегося русского писателя и публициста - Михаила Михайловича Пришвина (1873–1954). Выставка откроется 9 декабря 2015 года и продлится до 31 января 2016 года. Вход для участников Russian Photo club - свободный.

«Если уцелеют мои снимки до тех пор, пока у людей начнется жизнь „для себя“, то мои фото издадут, и все будут удивляться, сколько у этого художника в душе было радости и любви к жизни». (М.М. Пришвин)

С 1905 года, на протяжении полувека, до самой смерти, Михаил Пришвин, широко известный как автор охотничьих и детских рассказов, втайне вел дневник. Когда начали публиковаться первые фрагменты дневников писателя, для большинства литературоведов и читателей, сам факт их существования оказался полной неожиданностью. Изначально, записи не предназначались для печати, дневники содержали откровенные размышления об увиденном и пережитом, оценки политических событий, портретные зарисовки. В жизни писателя были взлеты и падения, на страницах дневника естественно переплетаются его увлечения охотой и фотографией, его отношения с близкими и друзьями, неизменным было одно - Пришвину всегда удавалось оставаться самим собой, и в годы юношеского увлечения марксистскими идеями, и в царской тюрьме, и во время учебы в Германии, и на родине, после октябрьской революции.

Михаил Пришвин. Беломорканал. 1933. Из коллекции Государственного литературного музея.

Выставка, состоящая из фотографий, напечатанных с недавно обнаруженных негативов Пришвина, в сопровождении не публиковавшихся ранее дневниковых записей позволит по-новому взглянуть на творчество «певца русской природы», как называл его Константин Паустовский, почувствовать необычайную красоту и поэтичность языка писателя, сочетающуюся с наблюдательностью, сдержанностью и простотой, лиричностью и образностью, присущим Пришвину-фотографу.

Отдельное место в экспозиции занимают аудио-записи фрагментов рассказов и повестей Пришвина: «Мои тетрадки», «Весенний мороз», «Кукушка», «Березы», «Голубые тени», «Первый цветок», «Запоздалая весна», «Цветущие травы», «Птичик», «Рубиновый глаз», «Мастерская дятла» и «Цвет капелек». Посетители выставки получат уникальную возможность услышать их в исполнении самого автора. Дневниковые записи писателя прочтет великолепный актер, заслуженный артист России Сергей Чонишвили. Теперь, благодаря органичной интеграции мобильных решений ALCATEL ONETOUCH, посетители смогут получить доступ к интерактивному гиду «ТВОЙ МАММ» и ознакомиться с аудио-сопровождением экспозиции, передающим настроение и усиливающим эмоциональное восприятие.

Пришвин увлекся фотографией во время путешествия на Север в 1906 году. Первые снимки он сделал с помощью фотоаппарата, одолженного у случайного попутчика. Изданную после поездки книгу «В краю непуганых птиц», Пришвин проиллюстрировал собственными фотографиями. Впоследствии он вспоминал, как издатель, рассматривая эти снимки, поинтересовался, не художник ли он. В 1925 году Пришвин купил себе фотоаппарат, и с тех пор фотография становится неотъемлемой частью его жизни, она захватывает писателя - больше нигде и никогда он не расстается с камерой.

Пришвин всегда подчеркивал, что фотография для него не просто иллюстрация. Она существует независимо, параллельно дневниковым записям и, тем самым, иногда неожиданно для самого автора, создает новые смыслы. Он отмечал: «Проявляется изображение на пленке, и часто это происходит, будто глаза открываются все шире и шире... Диво! Вышло совсем не то и не так, как снимал. Откуда же это взялось? Раз уж сам не заметил, когда снимал, значит, оно само по себе и существует в „природе вещей“...».

За три десятилетия Пришвиным были сделаны тысячи снимков, писатель занимался фотографией, как и дневником, до последних дней жизни. Более 2000 авторских негативов Михаила Михайловича Пришвина после его смерти бережно сохранялись, как и его дневниковые тетради. Выставка «Михаил Пришвин. Фотографии и дневники. 1929–1936» включает, как отдельные снимки, так и целые серии, созданные писателем на строительстве Уралмаша и Беломорканала, во время поездок по северным областям России, на Дальний Восток и на Соловки. И конечно, автор огромного количества рассказов о природе не мог обойти своим вниманием пейзажи и животный мир.

Любимым охотничьим собакам Пришвина, среди которых знаменитая Жизель или Жулька, как он ее называл - будут посвящены новогодние занятия для детей, ежегодно проводимые МАММ. До 31 января в часы работы выставки по выходным планируется чтение произведений писателя, с участием специально приглашенных гостей и посетителей музея.

Стратегический партнер МАММ: RENAULT

При поддержке: ALCATEL ONETOUCH

Контактная информация

Адрес: Остоженка, 16.

Стоимость билетов: взрослым: 500 рублей, студентам очных отделений РФ: 250 рублей, пенсионерам и школьникам: 50 рублей, инвалидам I и II групп: бесплатно.

Для участников клуба «Российское фото» вход бесплатный.

Часы и дни работы: 12:00 - 21:00, каждый день, кроме понедельника.

Фотография Михаила Пришвина из серии «Пинега». 1935 год © Из коллекции Государственного литературного музея

© Из коллекции Государственного литературного музея

Фотография Михаила Пришвина из серии «Уралмашстрой». 1931 год © Из коллекции Государственного литературного музея

© Из коллекции Государственного литературного музея

Фотография Михаила Пришвина из серии «Кольский полуостров». 1933 год © Из коллекции Государственного литературного музея

© Из коллекции Государственного литературного музея

Фотография Михаила Пришвина из серии «Беломоро-Балтийский канал». 1933 год © Из коллекции Государственного литературного музея

Михаил Пришвин вел дневники всю сознательную жизнь: писатель начал вести дневник в 1905 году, а последнюю запись сделал в 1954-м. При жизни они опубликованы не были и увидели свет лишь через 30 лет после смерти писателя. Сам Пришвин считал их главным трудом своей жизни («главные силы свои писателя я тратил на писание дневников») и на публикацию не рассчитывал («за каждую строчку моего дневника — 10 лет расстрела»). Их объем в несколько раз превышает его полное собрание сочинений. Дневники начали печататься в 1991 году, на сегодняшний день напечатано 16 томов, последнее издание охватывает период 1948-1949 годов.

Еще одним увлечением писателя была фотография: Пришвин начал снимать для себя еще в 1907 году. В его архиве сохранилось более двух тысяч снимков, при этом напечатать их при жизни писатель тоже не надеялся (в частности, потому, что снимал не только природу — в 1930 году он, например, сделал серию фотоснимков об уничтожении колоколов Троице-Сергиевой лавры).

© Из коллекции Государственного литературного музея

Фотография Михаила Пришвина из серии «Колокола». 1930 год © Из коллекции Государственного литературного музея

© Из коллекции Государственного литературного музея

Фотография Михаила Пришвина из серии «Дальний Восток». 1931 год © Из коллекции Государственного литературного музея

© Из коллекции Государственного литературного музея

Фотография Михаила Пришвина из серии «Соловки». 1933 год © Из коллекции Государственного литературного музея

Фотография Михаила Пришвина из серии «Кабарда». 1936 год © Из коллекции Государственного литературного музея

Фотография Михаила Пришвина из серии «Природа». 1930–1936 годы © Из коллекции Государственного литературного музея

«Пришвин вел этот дневник с 1905 по 1954 год, то есть полвека. Это совершенно уникальное явление — таких дневников больше нет. Есть, скажем, дневники Чуковского, но записей в них не так много, Пришвин же вел дневник ежедневно. Когда произошла революция, ему было уже 43 года, он сложился как писатель внутри культуры Серебряного века. С 1905-го по 1917-й он жил в Петербурге, был членом религиозно-философского общества, и его круг — это Мережковский, Розанов, Ремизов, Блок. Один из интереснейших сюжетов начала века — это взаимоотношения Пришвина с Блоком: детали этой истории опубли-кованы, но никто об этом толком не знает.
По образованию он вообще-то агроном, учился в Рижском политех-никуме, увлекался марксизмом, из-за чего отсидел год в царской оди-ночке в 1895 году. Пришвин уезжает в Германию, потом резко меняет свою жизнь и в 1905 году, после истечения запрета на жизнь в столи-цах, переезжает в Петербург и становится журналистом и писателем.
Пишет он обо всем. Скажем, после окончания университета в Герма-нии он едет в Париж и там переживает первую любовь — это была рус-ская девушка, студентка Сорбонны. Длилось это всего 2,5 недели, но вспоминал он об этом всю жизнь. Пришвин описывает свои совершенно потрясающие сны. Собственно, и дневник Пришвин стал писать потому, что не мог справиться с этой любовью и однажды начал что-то записы-вать — чуть ли не на коробке от папирос. Он начинает дневник, чув-ствует, что ему становится легче, и продолжает писать. У Пришвина вообще невозможно разделить писательское и человеческое нигде в течение всей жизни.
Мы начали публиковать дневники с 1991 года, когда отменили цензуру. Ведь дневник Пришвина всю жизнь был тайным. И вот уже 20 лет мы публикуем эти дневники — не только потому, что их много, а еще и потому, что у нас были перерывы из-за денег, мы сменили шесть издательств.
Для Arzamas я выбирала такие отрывки, чтобы в них были полемич-ные записи, записи о России и о «русскости», которые попадают в эпи-центр нашего современного дискурса. У Пришвина есть довольно жест-кие, даже резкие записи.
Пришвин не принял революцию, и в то же время он не был челове-ком, как мы бы сейчас сказали, диссидентского сознания. Он был чело-веком неидеологическим, он понимал, почему революция произошла. Пришвин читает уже в конце жизни Некрасова и записывает в днев-нике: «Какая кровь, какие слезы, какая боль, какая революция, разве могло быть что-то другое?» В то же время он так и не может смириться с большевиками, понимает, какой вокруг происходит кошмар, какая у этого цена. В 1930 году он даже раздумывает о самоубийстве…
Сложнейший, рефлексирующий человек. Он как-то умудрялся оставаться над схваткой и очень глубоко все это осмыслять. Вот идет, напри-мер, Нюрнбергский процесс, а Пришвин пишет: «Сила возмездия уже иссякла», то есть это уже не работает. Он как-то всегда думает в проти-воход».

Яна Гришина, ведущий сотрудник отдела ГЛМ «Дом‑музей М. М. Приш-вина» в Дунине

Михаил Михайлович Пришвин с камерой. 1930‑е годы Wikimedia Commons

Михаил Пришвин. Дневники 1950-1951 годов

10 января 1950 года

Оставь мир, и он будет служить тебе как раб (Исаак Сириянин) — вот мысль, по которой, как по лесенке, можно добраться до неба. А каким утешением она может быть сейчас, когда ни во что обернуться нельзя: обернешься птицей — крылья свяжут, обернешься мышкой — норки забьют. Не только оставить мир, а только мысль одна войдет — и делается легче жить, и так думается, что, может быть, и с одной мыслью пока обойдемся, а там все переменится к луч-шему и обойдешься и без отказа от мира.

24 января 1950 года

Вера есть прежде всего движение и трепет, и верующий живет, как огонек свечи на ветру. Конечно, есть и какие-то законы внутренние этого движения, и трепет с утратой и встречами, и отрицанием, и утверждением. Вот когда происходит утверждение, то это утверждение преподается так, будто это утверждение и есть вся вера. Так нас, ребят, водили в собор всей гимназией и мучили, и оттого мы становились неверующими. И мы были правы: мы веру понимали как свободу, а нам ее давали как принуждение.

30 января 1950 года

Какая-то там погода, Бог с ней! Беда в человеческой природе на время отнимает внимание от общей природы. Беда эта в несомненном факте морального распада в нашем обществе. Страх каждого перед судом всех бросил общество в руки проходимцев, создавших «проходящую» литературу. Но говорят, что и в академии тоже не лучше, и везде то же, и на заводах, и в колхозах, везде тот же самый моральный распад. Этот факт морального распада разделил людей на потерявших веру в завтрашний день и на тех, кто забивает свое неверие действием и перестраивает насильно свое настоящее на будущее.

1 февраля 1950 года

В чувстве правды содержится суд с последующим разделением всех на друзей и врагов. Увы! Нашей советской правдой мы открываем только врагов, а мнимым друзьям раздаем Сталинские премии. Враги умирают или в судорогах теряют силу свою, а награжденные живут, чтобы в скором времени быть разоблаченными.

9 марта 1950 года

Узнал вчера, что не доставили Фадееву ни рукописи романа, ни моих писем, и я все время мечтал о счастье своем впустую. Около часу длился у меня опасный припадок злости, тем особенно опасный, что на Лялю [жена, Валерия Дмитриевна] я не смел обрушиться и гнал всю злобу в себя. Безумно болела спина, ноги стали слабые, одна рука стала тяжелая, другая легкая. Я испугался за себя, доплелся до церкви и стал в сторонке один в полумраке между колоннами. Не меньше часу я так стоял, перемогая боль, поднимаясь думой по колоннам к небу. Так я все перемог, боль физическую и душевную, а потом далеко за полночь читал весело Ляле стихи. Так загнало меня в церковь горе и страх за жизнь свою, и таких было в церкви 99 из 100. Только один, тот, сотый, пришел в церковь представителем Бога от человеков и чистым сердцем своим беседовал с Богом, как равный, благодарил и молился за несчастных. Это он за меня помолился и помог мне снова жизнь образовать.

25 апреля 1950 года

Мне вспомнилось детство в Хрущеве, когда на Пасхе меня вынесли из церкви на волю и тут, оживая, я увидел возле церкви зеленеющие березки, а женщины обо мне говорили: «Порченый!» Долго мне казалось потом, что эта радость встречи на Пасхе с зеленеющими березками была как бы моим грехом, чем-то вроде язычества. И только теперь, в 77 лет, я и сам понял, и от Ляли слышу, что во мне живет чувство нового времени… Мало того! я могу надеяться, что это великое чувство жизни, замаскированное охотой, я оставил в своих книгах.

21 мая 1950 года

Слова Белинского, что Россия скажет миру новое слово… Моя родная страна скажет новое слово, чем укажет путь всему миру. А разве немец не так тоже думал, англичанин, француз? Путь веры в миссию своей страны кончится непременно войной…

1 мая 1951 года

Вчера к вечеру гремело, и на шоссе перед грозой и дождем появилось множество лягушек. За ночь все хорошо сделалось, и на рассвете вышла прекрасная гроза и пролил хороший дождь. Такого мая давно не бывало, и только на Святой неделе мог выйти такой май, как будто Бог простил советскую власть.

21 июля 1951 года

Спрашивается: что есть настоящий поэт? Настоящий поэт, в моем понимании, есть одно из положений личности в обществе на пути создания качества вещей. По мнению современников наших, количество само собой переходит в каче-ство. А мы думаем, что качеству вещей предшествует самый агент качества, т. е. личности. Например, мы знаем, и это есть факт очевидный, что коли-чество продуктов у нас в социалистическом обществе достигается более успешно: их больше, чем у них. Но качество всех вещей у них лучше. Мы знаем, что качество вещей связано с личностью творческой, что творчество это обусловлено свободой. (Даже в крепостное время все крепостные художники, актеры, музыканты выросли из чувства свободы.) Настоящий поэт есть свободная личность в своем поведении плюс природное дарование.

4 августа 1951 года

Физиология общества в этом и состоит, что живот живет о хлебе едином, а душа поет о единстве бессмертной личности.

13 августа 1951 года

Тяжело думать, что революция, начиная с Октября и до сейчас, не дала мне малейшей радости жизни и я радовался как бы преодолевая тяжкую болезнь революции. И в то же время я никогда не желал быть где-нибудь в другом месте, в каких-нибудь счастливых местах без революций. Все время внутри революции я сохранялся, как спящая почка будущего. Мои произведения зеленели тоже как бы из спящих почек, и, вопреки всему, спящие почки хранят будущее… Конечно, не вкуси я в юности марксизма, задень меня революция хоть бы чуть-чуть, я не мог бы написать своих вещей о природе. И то же самое, не переживи я в юности эту же самую революцию в своем кружке (1895 год), я не посмел бы себя так свободно и независимо держать в наше время.

20 сентября 1951 года

Возможно ли найти ключ к замку от таинственной двери, за которой каждый хочет делать сам что надо для всех?

Выставка «Михаил Пришвин. Фотографии и дневники. 1929-1936» в московском Мультимедиа-арт-музее продлится до 31 января.

. Но в этом древнем граде, жизнь которому дала Сергиева обитель, регулярно проходят и важные события в культурной жизни страны. Так, до 15 сентября в «Восточном корпусе» музейного комплекса КОННЫЙ ДВОР Сергиево-Посадского музея-заповедника работает выставка «Весна света», посвящённая 140-летнему юбилею Михаила Михайловича Пришвина.

«Весна света»

Многолетние наблюдения, как рассказали её организаторы, привели М.М. Пришвина к открытию особого явления природы, которое он первым определил как «весну света». Приход весны по Пришвину начинается во время февральских метелей и кончается майским расцветом растений и песнями всех птиц. Это пришвинское определение бытует и сегодня. Поэтому выставка так и названа.


Сергиев Посад и Михаил Михайлович Пришвин

Здесь можно увидеть подлинные вещи из дома на Комсомольской (ныне Вифанской) улице Сергиева Посада, переименованного в те годы в Загорск, где с 1926 по 1937 год – почти одиннадцать лет! – жил Михаил Михайлович.


Сергиев Посад и Михаил Михайлович Пришвин

В витринах – книги с произведениями Пришвина разных лет издания, копии его рукописных дневниковых записей; на стендах – многочисленные фотографии , сделанные писателем, фотографии и портреты писателя и его окружения. Специально для выставки воссоздан макет кабинета Пришвина.


Сергиев Посад и Михаил Михайлович Пришви

Среди многочисленных экскурсионных групп, уже побывавших здесь, немало приходит и приезжает детей. Они подолгу стоят и переговариваются у стендов с чучелами животных и птиц (из Дарвиновского музея), обитающих в подмосковных лесах. Именно на таких охотился Пришвин, ярко описывал их в своих произведениях.

На выставке вы не только близко познакомитесь с Пришвиным – охотником и защитником природы, с бытом его семьи, но и узнаете, с кем он дружил, где бывал и что видел…



Сергиев Посад и Михаил Михайлович Пришвин

В рамках юбилейной выставки состоялась научная конференция «Михаил Михайлович Пришвин в культуре ХХ века: к 140-летию со дня рождения». В работе конференции принимали участие ведущие специалисты, изучающие творчество писателя, музейные работники , краеведы, преподаватели вузов. В докладах поднимались такие темы, как «М.М. Пришвин и В.В. Розанов», «Природа и творчество: М.М. Пришвин и Б.Л. Пастернак», «Загорск 1930 года по дневникам и фотографиям М. М. Пришвина», «М.М. Пришвин и судьба Черниговско-Гефсиманского скита. 1920-1930-е годы», «Клычков и Пришвин», «Город Сергиев Посад и его окрестности в произведениях, дневниках и фотографиях М.М. Пришвина 1926-1929 годов» и многие другие.

В завершение был показан документальный фильм о семье Пришвиных, подготовленный калужскими краеведами. Гости конференции выразили благодарность музею за интересную программу и хорошую организацию мероприятия. Было высказано единодушное мнение о необходимости установки в Сергиевом Посаде памятника М. М. Пришвину.

Сегодня мы обращаемся к потаенным сторонам личности этого выдающегося русского писателя-философа.

В Загорске

Удивительно, как Михаил Михайлович Пришвин сумел, несмотря на «невиданные перемены» в России после 1917 года, сохранить свой мир, своё «я»…

Считается, что годы жизни писателя в Сергиевом Посаде были периодом его творческого подъема. За эти годы им подготовлены и изданы несколько собраний его сочинений, создаются и печатаются отдельными изданиями части романа «Кащеева цепь», многочисленные рассказы. Жизнь Загорска и его окрестностей отражена во многих произведениях Пришвина: в поэме «Девятая ель», в книге «Журавлиная родина», в рассказе «Тайны творчества», в Дневниках 1926-1937 и последующих годов.

Но тогда же, когда город преподобного Сергия был переименован в Загорск, писатель наблюдал за уничтожением колоколов Троице-Сергиевой лавры. И, как увидим дальше, не мог к этому спокойно относиться.

Когда били колокола…


Михаил Михайлович Пришвин

Увлечение фотографией – одна из граней потаённого Пришвина. В его фотоархиве – более двух тысяч негативов.

Свою первую книгу «В краю непуганых птиц» Пришвин решил иллюстрировать собственными фотографиями. Было это в 1905-м. Тогда он впервые в жизни и взял в руки фотоаппарат. А немецкая «Лейка», большая редкость по тем временам, появилась у писателя лишь 20 лет спустя.

Он снимал природу не панорамно, а вглядываясь в какие-то мгновения.

Любимый образ Пришвина и в литературном творчестве, и в фотоискусстве – паутинка. Это – образ мира: с одной стороны – сложный, с другой – хрупкий.
Но в объектив фотоаппарата Пришвина попадает отнюдь не только природа.

В дневнике писатель, человек глубоко верующий, называет себя «свидетелем эпохи» и подчеркивает, что просто не может не снимать.



Сергиев Посад и Михаил Михайлович Пришвин

Практически все негативы он никому не показывал, хранил отдельно, в конвертиках, склеенных собственноручно из папиросной бумаги и в коробках из-под конфет и сигарет.



Сергиев Посад и Михаил Михайлович Пришвин

Писатель отлично понимал, что обнародовать большинство из этих снимков – значило если не подписать себе смертный приговор, то лишить себя свободы на многие годы.


На коробке с сотнями негативов, которые он сделал зимой 1929-1930 годов, рукой Пришвина написано: «Когда били колокола…». У этой серии снимков двойной смысл: били – звенели и били – разбивали.

Сегодня на эти снимки, где мужики сбрасывают колокола с соборов Троице-Сергиевой лавры, нельзя смотреть без боли. Рудметаллторгу были тогда сданы 19 колоколов общим весом 8165 пудов. А в дневнике писатель записывал свои мысли по этому поводу:

«22 ноября. В Лавре снимают колокола, и тот, в 4000 пудов, единственный в мире, тоже пойдёт в переплавку. Чистое злодейство…».

«8 января. Вчера сброшены языки с «Годунова» и «Карнаухого». «Карнаухий» на домкратах. В пятницу он будет брошен на «Царя» с целью разбить его. Говорят, старый звонарь пришёл сюда, приложился к колоколу, простился с ним: «Прощай, мой друг!»…».

«9 января. На колокольне идёт работа по снятию «Карнаухого», очень плохо он поддается, качается, рвёт канаты, два домкрата смял…».

«28 января. Падение «Годунова» (1600–1930) в 11 утра. А это верно, что «Царь», «Годунов» и «Карнаухий» висели рядом и были разбиты падением одного на другой. Так и русское государство было разбито раздором. Некоторые утешают себя тем, что сложится лучше. Это всё равно, что говорить о старинном колоколе, отлитом Годуновым, что из расплавленных кусков его бронзы будут отлиты машины и красивые статуи Ленина и Сталина …».

«3 февраля. Трагедия с колоколом потому трагедия, что все очень близко к самому человеку… Страшна в этом некая принципиальность – как равнодушие к форме личного бытия служила медь колоколом, а теперь потребовалось, и будет подшипником. И самое страшное, когда переведёшь на себя: – Ты, скажут, писатель Пришвин, сказками занимаешься, приказываем тебе писать о колхозах…».

Писатель долго не мог опомниться после увиденной им в Сергиевом Посаде картины варварства. В дневнике он сделал такую запись: «1930, 30 ноября. Приближается годовщина уничтожения Сергиевских колоколов. Это было очень похоже на зрелище публичной казни».

Фотографии Пришвина помогли при возрождении лаврских звонов. Эта работа велась на рубеже прошлого и нынешнего столетия под руководством председателя общества церковных звонарей, главного звонаря храмов московского Кремля и храма Христа Спасителя Игоря Васильевича Коновалова.

Удалось восстановить колокола «Первенец» и «Благовестник» и самый большой в России и во всем христианском мире «Царь-колокол». Высота его 4,55 метра, диаметр 4,5 метра. Он весит 72 тонны, а его язык – почти тонну. В 2002 году колокол отлили на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, а в 2004 году «Царь» наконец воссоединился с хором голосов Лаврской колокольни .

«Для изучения утраченных лаврских благовестников, – пишет Игорь Васильевич Коновалов, – впервые было проведено сканирование с большим разрешением фотографических негативов писателя Михаила Михайловича Пришвина, бывшего в Троице-Сергиевой лавре во время сброса колоколов и оставившего более 200 негативов с изображениями осколков колоколов, целых, стоящих на земле больших и малых лаврских колоколов…».

Уникальную работу по реанимации негативов поручили сергиевопосадскому мастеру-фотографу Николаю Соловьеву. Ему предстояло проявить негативы, после чего путем многократного увеличения сделать выставочный вариант снимков.

Позднее Николай Николаевич рассказывал, с каким волнением приступал он к этой работе, как испытал внутреннее потрясение от увиденного на снимках, как открывал для себя ещё одну грань таланта Пришвина - талант фоторепортера.

«Пишите уж про своих птичек…»

Как «певца природы» пыталась осмыслить его критика сталинских времён. И для писателя это было не без пользы: если бы стали докапываться до основ его мировидения, литературная жизнь Пришвина оказалась бы намного сложнее.


Сброс колоколлов в Троице-Сергиевой Лавре

Правда, ещё до создания в 1934 году Союза писателей он был атакован за свои воззрения как чуждые партийной идеологии со стороны представителей литературной группировки РАПП. В 1930 году в периодической печати одна за другой появились несколько статей, громивших творчество писателя. Пришвину инкриминировался уход от классовой борьбы, «преображение действительности в волшебную сказку», «оправдание старины»… Это «один из способов борьбы против нашей советской культуры», писали критики.

Затем всё как будто улеглось, хотя кто в те времена был застрахован от новых нападок.

Почему в годы репрессий, коснувшихся и выдающихся деятелей литературы и искусства, не арестовали Пришвина? Может быть, потому, что такие «идеологически выдержанные» писатели, как Фадеев, его очень уважали.

Доносы на Пришвина наверняка были. Ходу им не давал, скорее всего, сам Сталин. Рассказывают, что однажды на вопрос Сталина, не хочет ли уважаемый товарищ Пришвин написать что-нибудь о социалистическом строительстве в СССР, классик советской литературы, который уже перед революцией считался мэтром, стал что-то увлеченно бубнить о птичках.

«Ладно! – неожиданно согласился вождь. – Пишите уж про своих птичек…».

Иванов-Разумник



Сергиев Посад и Михаил Михайлович Пришвин

В своем доме в Сергиевом Посаде – Загорске он продолжал принимать людей, многие из которых были расстреляны, сгинули в ГУЛАГе.



Сергиев Посад и Михаил Михайлович Пришвин

Вот на фотографиях Михаила Михайловича семья Трубецких (их всех расстреляли), которая до ареста тесно общалась с писателем. А чтобы не умереть с голоду, – Трубецкие, как и Пришвин, который, как известно, очень любил заниматься этим, вынуждены были охотиться.

К чести Михаила Михайловича подпись его не стоит ни под одним коллективным «обличительным» письмом. Ссылаясь на то, что стар, болен, не бывал он и на показательных судах над писателями.

Зато в судьбе Иванова-Разумника Пришвин принял самое деятельное участие. Когда видный теоретик эсеровского движения, создатель литературной группировки «Скифы» (в неё входили Есенин, Андрей Белый, Блок, Петров-Водкин…) был в третий раз освобождён из лагеря, Михаил Михайлович добился, чтобы тот жил у него… легально!

Бонч-Бруевич – соратник Ленина и, кстати сказать, основатель Литературного музея – командировал Иванова-Разумника к Пришвину для разбора его архива.

За этой работой Михаил Михайлович сделал блистательный фотопортрет Иванова-Разумника – редчайший снимок, который уже в наше время отпечатали с негатива.

«За каждую строчку моего дневника - десять лет расстрела»

Первые дневниковые записи Пришвина относятся к 1905 году. А последние сделаны в 1954-м – незадолго до кончины Михаила Михайловича.

Дневник писателя, посвящённый трагическим страницам истории ХХ века, совершенно меняет наше представление о Пришвине как «певце природы».

Впервые без всяких сокращений дневник писателя – литературный архив в 25 томов, единственный такого масштаба, который хранится в России, – публикуется отдельными книгами только в 1990-е, после отмены цензуры.

И перед нами предстал неизвестный Пришвин – современник гонений на Церковь, глубоко и остро переживавший разрушение храмов, разрушение веры, жестокость окружающей действительности…

«1918, 21 февраля. В чем же сказалась наша самая большая беда? Конечно, в поругании святынь народных: не важно, что снаряд сделал дыру в Успенском соборе – это легко заделать. А беда в том духе, который направил пушку на Успенский собор. Раз он посягнул на это, ему ничего не стоит посягнуть и на личность человеческую».

«1926, 23 ноября. Учитель, посетивший Троицкую лавру с экскурсией, сказал при виде «Троицы» Рублёва ученикам: «Все говорят, что на этой иконе удивительно сохранились краски, но краски на папиросных коробочках по маслу гораздо ярче».

Толпа каких-то уродливых людей окружила мощи преп. Сергия, молча, разглядывая кости под стеклом, наконец, один сказал:

– Нетленные!

И все загоготали».

Ведение дневника превратилось для Пришвина в органическую потребность, в условие существования.

В самые трудные и опасные 1937-1939 годы он писал мельчайшим почерком в маленьких записных карманных книжках (записи можно прочесть только с помощью лупы).

В начале Великой Отечественной войны, осенью 1941 года, 70-летний писатель, покидая Москву, единственное, что захватил с собой,- это чемодан с рукописями дневника.

Когда враг подступал к Ярославскому краю, где Пришвин жил в деревне Усолье, писатель заклеил свои дневники в старую резиновую лодку, чтобы зарыть их в лесу на случай, если придётся уходить из окружения.

«Нёс я эти тетрадки,- пишет Пришвин,- эту кладовую несгораемых слов за собою всюду… Мои тетрадки есть моё оправдание, суд моей совести над делом жизни».

Перефразируя печально известное «десять лет без права переписки», он говорил жене:

«За каждую строчку моего дневника - десять лет расстрела».

Писатель никому, кроме жены, не показывал свои записи.

«Боже мой! – пишет Михаил Михайлович в дневнике на склоне лет. – Как нелегко жилось, как удалось уцелеть! И я хочу все-таки в биографии представить жизнь эту как счастливую».

«Осударева дорога»

Пришвин много ездил по стране. Из каждой поездки привозил десятки снимков. От его взора не ускользали ни Уралмаш, куда он отправился с бригадой писателей, ни строительство Беломорканала, где он фотографировал зэков и куда приехал в связи с тем, что писал книгу «Осударева дорога».

При Петре I мужики тащили по каткам через Карельский перешеек в Ладогу суда, сделанные на Архангельских верфях. Для этого они проделали огромные просеки, которые назывались Осударева (Государева) дорога. А за ними двигалась виселица. За плохую работу или провинность вешали.

Самое поразительное: когда в 1930-е стали строить Беломорканал, его проложили фактически по тому же пути – по Осударевой дороге. И хотя не было виселиц, люди умирали от недоедания, от перенапряжения.

Этот факт Михаила Михайловича поразил. Он писал «Осудареву дорогу», раздумывая о том, что за 200 с лишним лет после Петра в попытках вывести страну вперёд на костях её народа мало что изменилось.

Дунино

Писателю было уже 63 года, когда распался его первый брак. В конце 1930-х Михаил Михайлович встретил Валерию Дмитриевну, дочь царского офицера, отсидевшую в лагере два года. Человек необыкновенного ума и красоты, она стала, по словам писателя, радостью его жизни. Её замечательный фотопортрет Пришвин назвал «Царица».

После Великой Отечественной до последнего года своей жизни Михаил Михайлович с Валерией Дмитриевной проводили каждое лето в деревне Дунино под Звенигородом, что в 50 километрах от Москвы на живописном берегу Москвы-реки.

В мае 1946 года Пришвин купил этот дом, образец усадьбы, сложившейся в начале ХХ века, близ которой в годы Великой Отечественной проходила передовая и где размещался эвакуационный госпиталь, у Н.А. Лебедевой-Критской. Семья Лебедевых-Критских была тесно связана с известными общественными деятелями России и выдающимися представителями отечественной культуры.

Дунинская усадьба с её аллеями и лугом, вековыми липами и елями, яблоневым садом была неиссякаемым источником вдохновения писателя. Именно здесь можно почувствовать истоки творческой личности Пришвина, уходящие в детство, на его родину, в материнское имение Хрущево под Ельцом.

«Усадьба Дунино пришла ко мне в точности, как замещение Хрущева», - записывает Пришвин в дневнике.

В столовой в ранний «предрассветный час» (с 4 до 7-8 часов утра) Пришвин начинал свой день работой над дневником. Он – и это не преувеличение! – буквально жил им.

И дневник, и негативы фотографий, которые могли попасть в «нехорошие руки», Валерия Дмитриевна тщательно прятала после смерти писателя. Она занималась единственным делом: перепечатывала на машинке дневник Пришвина.
Боясь обыска, она заказала два оцинкованных ящика, и запаянный в них архив закопала.

Её стараниями была сохранена в неприкосновенности вся обстановка дома, позднее здесь был создан музей, работавший многие годы на общественных началах.

В.Д. Пришвина, при которой музей стал научным центром пришвиноведения, вела издательскую работу по творчеству Пришвина, стала публикатором новых материалов из огромного архива писателя, автором книг о его жизни и творчестве.

В 1979 году дом по завещанию Валерии Дмитриевны был передан в дар государству.

С 1980 года дом-музей Пришвина в Дунино – филиал Государственного литературного музея. Он включает кабинет писателя, столовую, веранду и комнату Валерии Дмитриевны Пришвиной.

А последняя дневниковая запись писателя появилась 15 января 1954 года – за несколько часов до кончины Михаила Михайловича:

«…мир существует таким, каким видели его детьми и влюблёнными. Всё остальное делают болезни и бедность».

Уютная, хотя и очень скромная обстановка дома, после знакомства с хранившимся в этом доме дневником Михаила Михайловича, пришвинскими фотографиями, наполняется новым смыслом, свидетельствуя о внутренней свободе жившего здесь человека, о победе над временем писателя, сумевшего не подчиниться жестокому веку.

…Теперь в Дунино – высокие глухие заборы , а за ними – самые живописные места на берегу Москвы-реки, столь любимые писателем. Скромную обитель писателя-отшельника теснят особняки-монстры наступившей эпохи…. Молимся, чтобы на этом рубеже они и были остановлены…

Хочется верить, что Пришвин, которого пытаются отгородить от нас, людей неведомого ему века, новые «хозяева жизни», найдет путь к сердцам тех, к кому относится дневниковая запись от 13 июня 1952 года, выразившая одно из коренных убеждений писателя:

«Быть русским, любить Россию – это духовное состояние».

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ» / МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА

9 декабря откроется совместная выставка Мультимедиа Арт Музея и Государственного литературного музея «Михаил Пришвин. Фотографии и дневники. 1929–1936». Выставка будет проходить на площадке МАММ до 31 января.

«Если уцелеют мои снимки до тех пор, пока у людей начнется жизнь “для себя”, то мои фото издадут, и все будут удивляться, сколько у этого художника в душе было радости и любви к жизни». (М.М. Пришвин)

С 1905 года, на протяжении полувека, до самой смерти, Михаил Пришвин, широко известный как автор охотничьих и детских рассказов, втайне вел дневник. Когда начали публиковаться первые фрагменты дневников писателя, для большинства литературоведов и читателей, сам факт их существования оказался полной неожиданностью. Изначально, записи не предназначались для печати, дневники содержали откровенные размышления об увиденном и пережитом, оценки политических событий, портретные зарисовки. В жизни писателя были взлеты и падения, на страницах дневника естественно переплетаются его увлечения охотой и фотографией, его отношения с близкими и друзьями, неизменным было одно – Пришвину всегда удавалось оставаться самим собой, и в годы юношеского увлечения марксистскими идеями, и в царской тюрьме, и во время учебы в Германии, и на родине, после октябрьской революции.

Выставка, состоящая из фотографий, напечатанных с недавно обнаруженных негативов Пришвина, в сопровождении не публиковавшихся ранее дневниковых записей позволит по-новому взглянуть на творчество «певца русской природы», как называл его Константин Паустовский, почувствовать необычайную красоту и поэтичность языка писателя, сочетающуюся с наблюдательностью, сдержанностью и простотой, лиричностью и образностью, присущим Пришвину-фотографу.

Отдельное место в экспозиции занимают аудио-записи фрагментов рассказов и повестей Пришвина: «Мои тетрадки», «Весенний мороз», «Кукушка», «Березы», «Голубые тени», «Первый цветок», «Запоздалая весна», «Цветущие травы», «Птичик», «Рубиновый глаз», «Мастерская дятла» и «Цвет капелек». Посетители выставки получат уникальную возможность услышать их в исполнении самого автора. Дневниковые записи писателя прочтет великолепный актер, заслуженный артист России Сергей Чонишвили. Теперь, благодаря органичной интеграции мобильных решений ALCATEL ONETOUCH, посетители смогут получить доступ к интерактивному гиду «ТВОЙ МАММ» и ознакомиться с аудио-сопровождением экспозиции, передающим настроение и усиливающим эмоциональный эффект.

Пришвин увлекся фотографией во время путешествия на Север в 1906 году. Первые снимки он сделал с помощью фотоаппарата, одолженного у случайного попутчика. Изданную после поездки книгу «В краю непуганых птиц», Пришвин проиллюстрировал собственными фотографиями. Впоследствии он вспоминал, как издатель, рассматривая эти снимки, поинтересовался, не художник ли он. В 1925 году Пришвин купил себе фотоаппарат, и с тех пор фотография становится неотъемлемой частью его жизни, она захватывает писателя – больше нигде и никогда он не расстается с камерой.

Пришвин всегда подчеркивал, что фотография для него не просто иллюстрация. Она существует независимо, параллельно дневниковым записям и, тем самым, иногда неожиданно для самого автора, создает новые смыслы. Он отмечал: «Проявляется изображение на пленке, и часто это происходит, будто глаза открываются все шире и шире… Диво! Вышло совсем не то и не так, как снимал. Откуда же это взялось? Раз уж сам не заметил, когда снимал, значит, оно само по себе и существует в «природе вещей»…».

За три десятилетия Пришвиным были сделаны тысячи снимков, писатель занимался фотографией, как и дневником, до последних дней жизни. Более 2000 авторских негативов Михаила Михайловича Пришвина после его смерти бережно сохранялись, как и его дневниковые тетради. Выставка «Михаил Пришвин. Фотографии и дневники. 1929–1936» включает, как отдельные снимки, так и целые серии, созданные писателем на строительстве Уралмаша и Беломорканала, во время поездок по северным областям России, на Дальний Восток и на Соловки. И конечно, автор огромного количества рассказов о природе не мог обойти своим вниманием пейзажи и животный мир.

Любимым охотничьим собакам Пришвина, среди которых знаменитая Жизель или Жулька, как он ее называл – будут посвящены новогодние занятия для детей, ежегодно проводимые МАММ. До 31 января в часы работы выставки по выходным планируется чтение произведений писателя, с участием специально приглашенных гостей и посетителей музея.

«Проявляется изображение на пленке, и часто это происходит будто глаза открываются все шире и шире… Диво! Вышло совсем не так, как снимал. Откуда же это взялось? Раз уж сам не заметил, когда снимал, значит, оно само по себе и существует в «природе вещей»… и кажется тогда, что если бы удалось открыть какую-то завесу, то и будет видно, что есть красота на земле, и в ней заключается смысл» , - писал в своих дневниках Михаил Пришвин.

Пришвин увлекся фотографией во время путешествия на Север в 1906 году. Первые снимки он сделал с помощью фотоаппарата, одолженного у случайного попутчика. Изданную после поездки книгу «В краю непуганых птиц», Пришвин проиллюстрировал собственными фотографиями. Впоследствии он вспоминал, как издатель, рассматривая эти снимки, поинтересовался, не художник ли он. В 1925 году Пришвин купил себе фотоаппарат, и с тех пор фотография становится неотъемлемой частью его жизни, она захватывает писателя - больше нигде и никогда он не расстается с камерой.

Сегодня часть этих фотографий, снятых в промежутке между 1929 и 1936 годами, представлены на выставке в Мультимедиа Арт Музее. 01 Под фотографиями подписи - выдержки из дневника писателя, который он вел с 1905 года до самой смерти, на протяжении полувека. Изначально, записи не предназначались для печати, дневники содержали откровенные размышления об увиденном и пережитом, оценки политических событий, портретные зарисовки.



Экспозиция делится на несколько тематических групп - это съемки снятия колоколов в Троице-Сергиевой лавре, строительство завода Уралмаш и Беломор-Балтийского канала, отдельно представлены портреты и снимки природы. Пришвина как фотографа интересовало все - события, люди, собаки, этнографическая съемка, паутина, солнечный свет, охотничья собака Жулька. Пришвин не считал себя фотографом, но был уверен, что ему, непрофессионалу, открыто то, что никогда не увидит профессиональный фотограф:

«Конечно, настоящий фотограф снял все бы лучше меня, но настоящему специалисту в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит».

Уникальность выставки не только в том, что на ней представлены фото, отпечатанные с недавно обнаруженных негативов, но и в том, что посетители знакомятся с еще неопубликованными выдержками из тайного писательского дневника, в том, что отдельное место в экспозиции занимают аудио-записи фрагментов рассказов и повестей Пришвина в его исполнении: «Мои тетрадки», «Весенний мороз», «Кукушка», «Березы», «Голубые тени», «Первый цветок», «Запоздалая весна», «Цветущие травы», «Птичик», «Рубиновый глаз», «Мастерская дятла» и «Цвет капелек». Дневниковые записи писателя читает заслуженный артист России Сергей Чонишвили. Кроме того, гости выставки смогут получить доступ к интерактивному гиду «ТВОЙ МАММ» и ознакомиться с аудио-сопровождением экспозиции, передающим настроение и усиливающим эмоциональное восприятие.


1930 год. Сергиев Посад. 8 января. Оттепель продолжается. Вчера сброшены языки сГодунова и Карнаухого. Карнаухий на домкратах. В пятницу он будет брошен на Царя с целью разбить его. Говорят, старый звонарь пришел сюда, приложился к колоколу, простился с ним: «Прощай, мой друг!» и ушел, как пьяный. Был какой-то еще старик, как увидел, ни на кого не посмотрел, сказал: «Сукины дети!» Везде шныряет уполномоченный ГПУ. Его бесстрастие. И вообще намечается тип такого чисто государственного человека: ему до тебя, как человека, нет никакого дела. Холодное неумолимое существо.

9 января. На колокольне идет работа по снятию Карнаухого, очень плохо он поддается, качается, рвет канаты, два домкрата смял, работа опасная и снимать было чуть-чуть рискованно. Большим колоколом, тросами, лебедками завладели дети. Внутри колокола полно ребятами, с утра до ночи колокол звонит.

19 января. Весь день отделывал снимки колокола. «Разрушьте храм сей…» На какие-нибудь 30 верст, а мой колокол будет звонить по всей земле на всех языках. Но… вот это «но» и завлекает в тему: какое должно быть мое слово, чтобы звучало как бронза!

Все это время лебедкой поднимали высоко язык большого колокола и бросали его на куски Карнахого и Большого, дробили так и грузили. И непрерывно с утра до ночи приходили люди и повторяли: трудно опускать, а как же было поднимать

3 февраля. Мороз и ветер. Дома сидел. Трагедия с колоколом потому трагедия, что очень все близко к самому человеку: правда, колокол, хотя бы Годунов, был как бы личным явлением меди, то была просто медь, масса, а то вот эта масса представлена формой звучащей, прямо скажем, личностью, единственным в мире колоколом Годуновым, ныне обратно возвращенной в природный сплав. Не и то бы ничего, - это есть в мире, бывает даже цивилизованный народы сплавляются. Страшно в этом некое принципиальное равнодушие к форме личного бытия: служила медь колоколом, а теперь потребовалось - и будет подшипником. И самое страшное, когда переведешь на себя: «Ты, скажут, писатель Пришвин, сказками занимаешься, приказываем тебе писать о колхозах».

1 марта. Уралмашстрой. Только на Урале я понял посредством глубокого чувства, что новое строительство значительно именно тем, что это строительство - не-дело в том смысле, как далось мне это понятие, что истинно железные люди, которые стали во главе этого строительства, только потому и стоят, что совершенно отрицают старое «дело».

Оставив первых людей, мы пошли ближе к позициям и скоро услыхали звук, отвечающий на войне пулеметам: это работали бесчисленные пневматические молотки. Скоро мы привыкли к этим звукам до того, что они стали нам как кузнечики. Огромное большинство их возле цеха металлической (клепки), и что удивительно было нам: тут и бабы и мужики, били молотом, как будто это те самые виденные нами первые люди перешли на клепку. Бабы стояли у жернова и щипцами подавали рабочим клепку, а те… Нам объяснили, что «первый человек» с этого начинал, но он уже не крестьянин, как первый, а рабочий. От вторых людей мы перешли к третьим и четвертым, посмотрели весь цех металлической клёпки с точки зрения рабочего сознания…

От цеха к цеху так мы дошли до здания комбината, в котором каждый «первый человек», уделяя в день два часа времени, должен сделаться инженером. Так строится этот гигантский завод в расчете сделаться заводом-вузом.


Дальний Восток. 24 июля. К полудню разгорелся солнечный день. Так пока с утра очень тяжело все выходит из тумана. А растения развиваются роскошно. Странно, что и трава и огороды поспевают в один срок с нашими. В Семеновской гавани фотографировал. Женщины сидели на корточках у самого моря, китаянки с ребятами, привязанными назади, все ждали судов, иваси 60 копеек, и беднота ожидает, чтобы купить. Жарить иваси можно без масла, такая она жирная.

Вечером из Золотого Рога перебрались на другой конец города в Гнилой угол на житье…

Есть сказание, что будто Бог при посеве своем забыл про Дальний Восток и, увидев его пустым, посеял остатки всевозможных семян.


1933 год. Соловки. 27 июля. Встреча начальника, Владимир Петрович Солодухин… На барже («Клара») сидит «Навал»: успели друг у друга украсть, и среди них женщина (КР) мирит, а у нее в это время украли. Навал: 1) 58 КР - контрреволюционеры, 2) 35 - тридцати-пятники (1-ая ступень урки, 2-я высшие уркаганы), 59-3- бандиты. Блатной язык: борьба с ним: блокировать, филонить и пр.


Нам показывает Михайлов Сергей Васильевич, помощник начальника отдела КВЧ (культурно-воспитательная часть). Отказчики релиигиозники…

Чайки покинули не только от пожара (куклы в церкви делали), а люди злые: от людей ушли.


Конвейер - подштанники, ватники, рубахи… напиши на материи имя, и оно рядом с тобой пойдет, и вместе с тобой придут подштанники (взято с Форда: автомобиль). Вагонная система. Почему не влечет в человечину… с интересом будешь смотреть, как черпают селедку в закрытой губе, а вагонная система… потому что селедка есть селедка, а человек тут в положении селедки и вот это нехорошо. Тип нового провожатого: складывается с Михайловым: вероятно, очень мало тех, кто модет обходиться с человеком: два-три Довгань, Кичин, Умеров - и все: интеллигенция из сотрудников ГПУ.

Шлюз №10 Канала самое замечательное звено ББ канала, потому что шлюз этот связан с плотиной, замыкающей реку Выг так, что значительная часть воды Выг-озера, не находя обычного выхода, бросается в стороны, от этого берега озера расширяются, острова тонут, вообще создается новая география, и даже железнодорожный путь приходится переносить. Эта замечательная плотина сопровождается другой особой водосливной плотиной, сделанной для того, чтобы пропускать через себя избыток воды озера.

Вопрос: чьей силой создан канал? Ответ: первое, крестьяне, потом люди города, больше как руководители, и, наконец, инженеры, работавшие как специалисты - это основная работа, а потому уже идут блестящие бригады бывших соц.вредителей, оправдавших на деле свою социальную близость к пролетариату.

Вопрос: почему же вся слава отдается этим последним?

Ответ: потому что с крестьянами было очень мало возни, они каждый индивидуально, легко примкнули к работе, и имена этих тружеников распыленно исчезли в громаде строительства.

1935 год. Кольский полуостров. И оттого, что в прошлом ничего не было и все надо было вновь создавать, то непременно надо было все делать по большому размаху, по большой человеческой правде… Тут надо было рвануть, взмахнуть, человек-строитель быт как орел и орел, размахивая крыльями огромной правды.


Портреты

22 июня 1929 года. Можно высказать как правило, характеризующее наше время, что каждый одаренный с успехом созидающий работник окружен сетью шпионов завистников. Это приводит к размышлению о недостатке социалистического строительства; основная ошибка - это теоретическая переоценка значения масс, которыми на практике может управлять небольшая организованная группа, отсюда презрение к строительству личному, без которого невозможен и творческий коллектив.


1936 год. Кабарда. Да, так и у гор, как у людей, очень часто небольшие закрывают собой высочайшие, и надо сделать лично большое усилие, лично совершить трудный путь, чтобы увидать вершины во свей их свободной и ничем не заслоненной красоте. Кабардинцы были всегда передовым народом Северного Кавказа и в то же время у них не было письменности: все неграмотные и передовые!…

1 мая. Советская Пасха! Демонстрация принудительной силы государства, между тем в понятии праздника на первом месте стоит свобода: спустили с цепи песика, он прыгает: ему это праздник. Сладость обиды: сколько людей живет этим!

Пасмурно, холодная мга садится на широкие обнаженные ляжки физкультурниц, и тело покрывается гусиной кожей


5 сентября 1929 года. Живопись в сравнении с литературой приблизительно так же несвободна, как фотография относительно живописи, но в этой несвободе живописи заключается ее значительность, точно так же как ценность фотографии заключается в точной передаче образа мира, вследствие чего у нас получается убеждение в его существовании как бы совсем независимо от нашего восприятия. Но все равно люди не помнят человеческое происхождение мира из творчества и думают, что аппарат дает нам мир сам по себе.

1 сентября 1930 года. Паук - это артист труда, но он, конечно, не думает о красоте, это солнце и роса почему-то согласились украсить его дело. А скорей всего и солнце и роса тоже не думали о красоте, да… все работают и никто не думает о красоте, но кто работает лучше всех возбуждает радость в человеке-художнике и это сорадование, похожее как бы на узнавание самого себя, как члена творческой огромной родственной среды, - вот отсюда является начало того великого сорадования жизнетворчеству, которое мы называем искусством.

Выставка «Михаил Пришвин. Фотографии и дневники. 1929-1936», организованная Государственным литературным музеем и Музеем «Московский дом фотографии», будет работать до 31 января 2016 года.

Новое на сайте

>

Самое популярное