Домой Щитовидная железа Примеры мотиваций в детском саду. Примеры мотивации для детей в доу

Примеры мотиваций в детском саду. Примеры мотивации для детей в доу

Сообщение для воспитателей.

«Мотивы, побуждающие ребенка к деятельности».

В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе, а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре. Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.

Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты.

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:

    Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

    Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

    Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

    Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

На первом плане стоят эмоции . Это актуально для дошкольного возраста.

Я использую в своей практике такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у большинства детей.

Я выделила восемь типов мотивации:

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Игрушки использую яркие, эстетичные, желательно новые.

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность. Во время работы у каждого ребёнка свой персонаж (вырезанный, игрушечный, нарисованный, которому он оказывает помощь). По окончании работы я детям предлагаю поиграть с игрушками.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию я использую в НОД аппликации, конструировании, рисовании.

Например: (для младшей и средней группы).

Аппликация: Ребята, посмотрите, кто это сидит на пеньке? (Зайчиха с зайчонком). Что – то зайчиха грустная, как вы думаете, почему она такая невеселая? Ребята, она сказала, что ее зайчата убежали в лес гулять в летних шубках, а на улице зима. Вот только старший зайчонок ее послушался и надел зимнюю шубку. Давайте ей поможем найти зайчат и переодеть.

Рисование: Ребята к нам пришел ёжик. А пришел он с друзьями. Они играют в прятки и не знают, куда им спрятаться. Давайте их спрячем под листьями.

Лепка: Матрешка собралась гулять, а на улице прошел дождь, там лужи. Давайте сделаем для матрешки дорожку из камешков.

Этот пример подходит для детей старшей, подготовительной групп.

Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики из кубиков, аппликацию, из палочек Кюизенера, нарисовать красками).

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Я сообщаю детям, что собираюсь мастерить и прошу детей помочь. Интересуюсь, как они могут помочь. Каждому ребёнку даю посильное задание. В конце подчеркиваю, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Эту мотивацию я использую в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности.

Например:

Сенсорика и лепка: Ребята, я хочу угостить наших гномиков печеньем. Но я одна, а гномиков много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? Можно сделать разноцветное печенье.

Трудовая деятельность: Ребята к нам сейчас придут гости. Помогите мне, пожалуйста, убрать игрушки.

Коллективные работы, коллажи «Ваза с цветами», «Подводный мир», «Волшебный телевизор» и другие. Часто используем в итоговых мероприятиях по теме недели.

Этот тип мотивации можно использовать со 2 младшей группы.

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Я сообщаю детям, что собираюсь заняться какой - либо деятельностью и прошу детей научить меня. По окончании игры каждому ребёнку даю оценку его действий и раздаю звездочки.

Например: Игровая деятельность: Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Рисование ладошками: Ребята хочу сделать необычную выставку, а не могу придумать, как превратить отпечаток ладошки в рисунок. Научите меня.

Использовать этот вид мотивации можно в игровой деятельности, в НОД в старших группах.

Четвёртый тип мотивации « Создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких.

Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И я показываю, как можно это изготовить.

Использую в художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде, художественном творчестве.

Пятый тип мотивации «Художественное слово». Я использую стихи, песенки, потешки, загадки и т. д. Этот тип мотивации можно использовать во всех возрастных группах.

Шестой тип мотивации «Словесный». Она осуществляется только по словесному указанию. Это проблемные ситуации, прием соревнования, просьба.

Например:

    Незнайка с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен и как это можно узнать.

    Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Словесные мотивации использую в НОД, а также в итоговых мероприятиях. (в старшей и подготовительной группах).

Седьмой тип мотивации «Предметно-действенный». Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты.

Восьмой тип мотивации «Использование ИКТ».

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Например: Игра – викторина «Волшебный сундучок», игра «Узнай сказку», игра – ассоциация «Кому что нужно для труда», а также презентации по теме.

Использовать этот тип мотивации можно в любом возрасте в НОД, а также на итоговых мероприятиях.

Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для каждого возраста. Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает мне, а детям получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что его учат.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.

А вам я приготовила картотеку мотиваций. Надеюсь, что она пригодится вам в вашей работе.

Литература:

1. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004.

2. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997.

3.Божович Л.И. Проблемы мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.,1972.

4.Вегнер Л.А., Вегнер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.: Знание,1994.

5.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:1977.

Мотивационная сфера в дошкольном возрасте представляет определённый интерес для родителей и педагогов. Поведение детей в период формирования личности характеризуется определённой наивностью и простотой. Однако все совершаемые ими действия имеют скрытый и осознанный смысл, который обусловлен полученным воспитанием.

В связи с тем, что детсадовский период является подготовительным этапом к дальнейшему образованию, формированию познавательной мотивации необходимо уделять особое внимание. Модель поведения, выстраиваемая в раннем возрасте, будет в дальнейшем обуславливать не только успешное обучение, но и социальные взаимоотношения в обществе.

Типы дошкольной мотивации

Развитие внутренних движущих сил у ребёнка требует особого изучения и внимания. Ведь наличие сильной познавательной мотивации у дошкольников станет залогом успешного освоения тех или иных жизненных сфер.

В раннем возрасте поведение ребёнка является отражением определённых эмоциональных переживаний. Однако, совершая те или иные действия, дошкольник не всегда отдаёт отчёт о том, что именно побудило его на такое поведение. Побуждение, которое стимулируется внутренними движущими силами, всегда имеет определённую направленность и ориентированно на достижение цели. Для того чтобы обеспечить возникновение нужной мотивации, в педагогике принято выделять четыре типа:

  • Игровая мотивация;
  • Помощь взрослому;
  • Тяга к образованию;
  • Создание предметов своими руками.

Мотивационная сфера ребёнка довольно разнообразна. Интерес к миру взрослых стимулирует детей копировать поведение родителей и близких. Такая особенность нередко используется воспитателями в работе с детьми. Наиболее значимым детским мотивом считается их интерес ко всему новому, в частности к игре. Именно такой процесс побуждения внутренних движущих сил способствует установлению правильного взаимоотношения со взрослыми.

Стремление к получению положительной оценки совершаемых действий делает детей чувствительными к мнению взрослого. Мотивированный ребёнок с удовольствием выполняет различные поручения и соблюдает установленные правила. Для малыша в возрасте 3-5 лет большое значение играет среда, в которой он находится большую часть своего времени. Эмоциональный микроклимат детского сада определяет нормы поведения взрослеющего ребёнка на всю оставшуюся жизнь.

Как зарождается желание к образованию

Ведущую роль в формировании познавательной мотивации играет семья, так как именно в раннем возрасте происходит закладка социальных и бытовых потребностей человека. В условиях семейного воспитания у дошкольника появляется интерес ко всему новому. Ребёнок учится получать информацию из книг и других источников, осознаёт необходимость образования. Со временем малыш начинает заменять своё «хочу» на более серьёзное понятие «надо». Творческие занятия помогают привить ребёнку понятие того, что всё нужно доводить до логического конца.

Родители, которые серьёзно занимаются воспитанием своих детей, обязательно научат малыша признавать свои ошибки и адекватно оценивать результат выполненной работы. Стремление к определённому успеху в раннем возрасте является надёжной основой образовательной мотивации.

В стремлении к определённому результату дошкольники более старшего возраста довольно часто выполняют различные бытовые задания в обмен на то, чтобы им разрешили, например, посмотреть телевизор или погулять. Такая мотивация дошкольников свидетельствует о том, что ребёнок ставит понятие «надо» выше собственного «хочу». Усилить инициативу ребёнка можно поощрением или похвалой. В то же время наказание оказывает противоположный эффект.

В связи с неустойчивостью мотивационной установки обещание ребёнка считается слабым стимулом. В связи с этим требовать от малыша обязательного выполнения того или иного условия практически бесполезно. Кроме того, невыполненные по различным причинам обещания формируют у дошкольника негативные личностные качества в виде необязательности и беспечности.

Стимуляция к действию

Многим детям среднего дошкольного возраста требуется внешнее педагогическое воздействие на мотивационную сферу. Для того чтобы процесс побуждения к действию был целенаправленным, с ребёнком необходимо проводить определённые тренировки:

  • Процесс обучения должен проходить в тесном сотрудничестве с воспитателем. Педагоги или родители должны верить в возможности малыша и тем самым стимулировать его к действию. При работе с дошкольником не стоит форсировать события и торопиться с выводами. Каждый малыш индивидуален и по-своему уникален.
  • Очень важно вызвать у взрослеющей личности интерес к любой деятельности. Для этого можно использовать любознательность малыша. В процессе работы с дошкольником необходимо создавать такие ситуации, которые потребуют решения новых задач.
  • Ребёнку нужно подробно разъяснять причину его неудачи или успеха. Оценка его деятельности педагогом является сильной мотивацией. Сравнивать результаты малыша нужно не с другими детьми, а с его ранними показателями.

Становлению познавательной активности способствует общение со взрослыми в игровой форме. В процессе такого взаимодействия родители и воспитатели стимулируют не только желание к образованию, но и передают своё отношение к этой деятельности. Взрослый наделяет смыслом познавательную деятельность малыша и помогает направить детскую мотивацию к определённой цели.

Мотивация развития двигательных навыков

Различная двигательная активность формируется у человека в течение всей жизни. Получение навыков у дошкольника обусловлено рядом различных факторов и условий. Степень освоенности того или иного умения оценивается способностью человека управлять своим сознанием.

Освоение новых двигательных навыков происходит по следующим предпосылкам:

  • Ребёнок должен обладать минимумом знаний о технике действия;
  • У него должен быть двигательный опыт и определённая физическая подготовка.

Двигательный навык требует постоянного совершенствования и осмысленного подхода. Поэтому при освоении определённого действия большое значение имеет возраст дошкольника. Длительность перехода от навыка к умению и эффективность обучения может зависеть от следующих факторов:

  • одарённости ребёнка к освоению той или иной дисциплины;
  • сложности поставленной задачи;
  • возраста;
  • профессиональности педагога;
  • уровня образовательной мотивации.

Таким образом, совершенствованию двигательного умения маленького ребёнка способствует не механическое повторение определённых действий, а готовность сознания к самостоятельному освоению навыка.

Психология освоения игровой мотивации

Особенности мотивации дошкольников в игровой форме заключаются в том, что в процессе обучения преподаватель должен переключить сознание маленького ребёнка с неосознанного выполнения действий на сознательное. Также педагог должен активно развивать творческое воображение детей.

Пробуждение мотивации с помощью игровых действий должно проходить по определённой программе и с соблюдением строгих правил:

  • Выполняемые задания должны иметь определённый уровень сложности;
  • Занятия должны быть интересными и разнообразными;
  • В процессе игровой мотивации ребёнок должен самостоятельно заниматься поиском необходимого решения;
  • Форма занятий должна постоянно меняться, для того чтобы исключить создание напряжённой рабочей атмосферы;
  • Новый материал должен быть интересен ребёнку и максимально связан с его жизненным опытом.

Преподаватели обязаны эмоционально стимулировать интерес дошкольника к выполнению задания. Поддержание правильной доброжелательной атмосферы на протяжении всего цикла обучения является залогом успешного решения поставленной задачи.

Интерес маленького ребёнка можно пробудить при помощи сказочных героев. Знакомые персонажи всегда вызывают чувство доверия. Малыш с удовольствием отправляется с ними в импровизированную сказку, для того чтобы стать непосредственным участником различных событий. Эффективность игровой мотивации повышается за счёт положительных эмоций и усердного старания дошкольника.

Особую роль в развитии побуждения к действиям играет заместительный метод, основанный на сопоставлении определённых знаков, символов, понятий со знакомыми ему образами. Такая тактика помогает максимально раскрепостить малыша и заставить его проявить воображение.

При проведении игрового обучения очень важно наличие коммуникации между преподавателем и учеником. Например, многие дети испытывают трудности, связанные с пересказом определённого текста. При длительном составлении рассказа малыши быстро теряют интерес к такому занятию. Чтобы этого не произошло, воспитатель может обыграть ситуацию в виде игры с предметными картинками. Детям будет намного интереснее извлекать по очереди красочную картинку и рассказывать, что на ней изображено.

В развитии у дошкольника навыков рисования также можно использовать игровой метод, ведь чем меньше малыш, тем больше он должен играть. Привлечь внимание младшего дошкольника к изобразительному искусству можно с помощью следующих упражнений. Воспитатель сначала в воздухе или пальцем на бумаге рисует определённый предмет и при этом сопровождает свои действия словесным описанием. Затем дети повторяют движение преподавателя и тем самым пробуждают в себе мотивацию к подражанию. С детьми более старшего дошкольного возраста такую игру следует проводить на прогулке. Рассматривать окружающие объекты и природу они могут через видоискатель воображаемого фотоаппарата. Такие занятия хорошо развивают память, мышление и творческие способности.

Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Маслоу А. утверждает, что в основе любой деятельности человека лежит мотив, побуждающий его к этой деятельности. Однако соотношение деятельности и мотива не однозначно. Тот или иной мотив, возникший у личности, не всегда в этой деятельности исчерпывается. В процессе деятельности мотив может измениться, и, напротив, при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность. Иногда формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда отстает, и то и другое сказывается на ее результате.

Сравнивания позиции Ожегова С.И., и Петровского А.В мы пришли к выводу, что ученые единогласно считают, что мотив является побудительной причиной; поводом, побуждающим к деятельности человека .

Более того, Рубинштейн С.Л. считает, что мотив выступает не только, как объект внешнего мира, но и как двигатель поведения, порождающие в человеке определенные побуждения к действию.

Божович Л.И. подчеркивает, что мотивация («мотив» от лат. – толкать, приводить в движение) – обязательный компонент любой деятельности, развивается на протяжении всей жизни человека, обогащаясь жизненным опытом.

По мнению А.Маслоу, мотивация - это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность .

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучении как специально организованной деятельности. Возникнув, эта проблема до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейшей в психологии и педагогике обучения, ей посвящено огромное число работ. Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.

Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем детстве, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, вызываемых самыми разными причинами, и при этом не отдает себе ясного отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины.

Бучак Е.А. предлагает следующую классификацию мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом. Раскроем каждый из мотивов:

Мотивы интереса детей к миру взрослых- это стремление действовать, как взрослые. Желание быть похожими на взрослого руководит ребенком в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами» - говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности. «Большие не плачут» -сильный аргумент, заставляющий ребенка сдержать слезы.

Игровые мотивы – Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый.Выходя за пределы игровой деятельности, они окрашивают все поведение ребенка и создают неповторимую специфику дошкольного детства. Любое дело ребенок может превратить в игру.

Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и детьми – Эти мотивы имеют большое значение в поведении ребенка дошкольника. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения . Многие действия детей объясняются именно этим желанием. Стремление к положительным взаимоотношениям с взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые правила поведения .

В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия и самоутверждения . Их исходный пункт – возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведение. Взрослые не только ходят на работу, занимаются почетными в глазах ребенка видами труда, вступают между собой в различные взаимоотношения.

Одно из проявлений стремления к самоутверждению – притязания детей на исполнение главных ролей в играх Показательно, что дети, как правило, очень не любят брать на себя роли детей. Всегда гораздо привлекательнее роль взрослого, облеченного уважением и авторитетом. У младших и средних дошкольников самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою смелость, силу и т.п.

Ребенок трех – четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Стремление к самоутверждению и желание получить одобрение взрослых выражаются у него в попытках сделать что- либо лучше других, а в простом приписывании себе положительных качеств или в выполнении действий, получающих положительную оценку взрослого.

Развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игр с правилами, способствует тому, что на основе стремления к самоутверждению возникает новая форма мотивов – стремление выиграть, быть первым . Почти все настольные игры, предлагаемые детям среднего и особенно старшего дошкольного возраста, а большая часть спортивных игр связаны с соревнованием. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают промахи, неудачи .

Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей .

Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию. Так, ребенок делится игрушками, сладостями со сверстником, которому он симпатизирует. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения. Если четырехлетний мальчик на вопрос, почему не следует драться с товарищами, ответит: «Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз» (т.е. ребенок учитывает неприятные последствия от поступка, а не сам поступок), то к концу дошкольного периода появляются ответы уже иного порядка: «Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их».

К концу дошкольного детства ребенок понимает значение выполнения нравственных норм, как в собственном поведении, так и в оценке им поступков литературных персонажей.

Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы– этожелание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Уже многие младшие дошкольники могут выполнить задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям:под руководством воспитателя изготовить флажок для малышей или салфеточку в подарок маме. Но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие.

По собственной инициативе выполнять работу для других дети начинают значительно позднее – с четырех-, пятилетнего возраста. В этот период дети уже понимают, что их поступки могут приносить пользу окружающими. Когда младших дошкольников спрашивают, почему они выполняют поручения взрослых, они обычно отвечают: «Мне нравится», «Мама велела». У старших дошкольников ответы на этот же вопрос носят другой характер: «Помогаю, потому что бабушке и маме трудно одним», «Я люблю маму, поэтому помогаю», «Чтобы помочь маме и все уметь».

У старших дошкольников можно наблюдать вполне сознательное выполнение нравственных норм, связанных с помощью других людей. Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоятне только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов.

Поведение младшего дошкольника неопределенно, не имеет основной линии, стержня. Ребенок только что поделился гостинцем со сверстником, а сейчас он уже отнимает у него игрушку. Другой ревностью помогает матери убирать комнату, а через пять минут уже капризничает, не хочет надевать брюки. Это происходит потому, что разные мотивы сменяют друг друга, и в зависимости от изменения ситуации поведением руководит то один, то другой мотив .

Итак, большинство ученых подчеркивают, что процесс мотивации– это сложный психологический феномен, но именно он является стимулом к активной деятельности человека.

В литературных источниках мы не нашли трактовку понятия «познавательная мотивация», но зная сущность понятий «мотивация» и «познание» мы определили, что познавательная мотивация -это побуждающий компонент познавательной деятельности, который управляет процессом познания и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность.

Исследования А.Н. Леонтьева доказали, что периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы является дошкольный возраст. В связи с этим становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития.

Таким образом,мотивация стимулирует ребенка в дальнейшем развитии, ребенок познает окружающий мир, проявляет интерес, к любому виду деятельности познает её. С другой стороны ребенок ставит цель и добивается целенаправленная познавательная деятельность, а отмечаетсясформированность познавательной мотивации и готовность к обучению в школе.

Темы ООД, её цель и ход предусматривают творческий подход. Я стараюсь применять как можно больше средств, чтобы образовательная деятельность была интересной, носила образовательный и воспитательный характер! Дети очень ласковые, доверчивые, любознательные. Каждая деятельность открывает для них что-то новое, которая потом становится для них своим, знакомым, понятным, близким. Они не любят однообразие, не могут долго слушать, спокойно сидеть. Они очень любят играть. Поэтому в процессе обучения включаю игры. Во время ООД мы играем в серьёзные и умные игры. Но играем мы не ради игры, а ради того, чтобы у всех детей пробудить огонек пытливости любознательности. К нам приходят и мы приглашаем в гости известных героев детских сказок, мультфильмов, веселых и забавных человечков. Они задают детям «хитрые» вопросы, приносят письма с просьбами, заданиями, головоломками и т. д.

Кто-то ходил в гости к детям, к тем кто правильно объяснял путь движения от детского сада к своему дому.

Почемучка всегда приходил с трудными вопросами. Он сам очень грамотный, многое знает. Огорчается, если мало кто из детей может ответить на его вопросы. Ведь интересное, загадочное запоминается надолго.

Дети очень любили, когда на занятиях появлялся Буратино, любили исправлять его ошибки. Также интересен был им и Незнайка.

Вот как, применяя элементы игры, я многому обучала своих детей. У них исчезало умственное напряжение и утомление. Они быстро и с большой охотой выполняли все задания.

Итак, серьёзная, целенаправленная игра помогла закрепить знания детей, подвести итог занятия, снять умственное напряжение.

Игра в дошкольном возрасте – один из любимых видов деятельности.

Поэтому игровой метод занимает важное место в обучении дошкольников. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В условиях игры воспитателю легче активизировать внимание детей, удержать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к работе в условиях коллектива.

Возможность развить у дошкольников творческие способности в игре и привлекает внимание у воспитателя – педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приёмы на занятиях.

При проведении игр учитываются знания детей, интерес, знать и учитывать игровой опыт детей, представлять, какие конкретные задачи решаются во время ООД при использовании того или иного игрового приёма.

Игру предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Игра должна быть похожа на настоящую игру. Одним из признаков игрового приёма является игровая задача – определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми.

Игра, соответствующая возрасту, доставляет детям ни с чем не сравнимую радость и позволяет взрослым эффективно управлять их действиями.

Чтобы вызвать и поддержать у малышей интерес деятельности, направленной на овладение элементарными знаниями и умениями, на развитие познавательной активности, широко используются игровые приёмы. Нередко всё занятие целиком проводится в форме игры.

  1. Рассказать детям, что у каких-то игровых персонажей что-то случилось. Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т. д.Сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том, что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.
  2. Обратиться к детям с вопросом, согласны ли они помочь (дождаться ответа – согласия) .
  3. Предложить детям научить их делать это очень хорошо (также дождаться ответа – согласия) .
  4. Во время работы каждый ребёнок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания и т. д.
  5. Эти игрушки используются воспитателем и для оценки работы детей, которая даётся от лица игрушек, как бы с их позиции.
  6. По окончании работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя при желании полученный продукт.

Целесообразно, чтобы в рассказах воспитателя в основном действовали одни и те же персонажи. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к их жизни и происходящими с ними событиями.

Любимцем детей был медвежонок Миша, персонаж театра кукол. Он умеет говорить, погладить по головке наиболее отличившихся, покачать головой и пожалеть, если у кого-то что-то не получилось или кто-то чем-либо огорчён. Миша поздравлял детей с днём рождения. Заглядывал в детские работы и «шептал» слова одобрения. Иногда сердился на кого-нибудь и уходил обратно в лес. В лесу тихо, никто не шумит, не беспокоит его. Дети интересовались им, старались не обидеть его, чтобы он не ушёл. Они верят, что Миша, как и они, может думать, сердиться, радоваться. Ведь у детей нет границ между реальным и воображаемым.

Потребность в создании игровой мотивации сохраняется и в старшей группе дошкольного возраста.

Игровые приёмы используются с целью вызвать у дошкольников интерес к предлагаемым заданиям.

Уже на новом программном содержании, решая новые учебные задачи, воспитатель продолжает предъявлять детям сложные для них задания в игровой форме, вводит мотивы, побуждающие дошкольников выполнять работу качественно.

В подготовительной группе также используются игровые приёмы обучения, но их удельный вес значительно сокращается, уступая место другим приёмам, позволяющим формировать у детей осознанное отношение к учебной задаче.

В старшей, подготовительной группе целесообразно непросто включать дидактические игры, а объединять их единой темой, сюжетом. Например: путешествие (в лес, цирк, космос и т. д.) .

Игровые формы ООД: спектакль, сказка, встреча и т. д.

Каждый раз, готовясь к ООД, мы неоднократно затрудняемся. Как начать? С чего? Чтобы детям было интересно. Наши дети очень любят путешествовать, поэтомуООД я провожу в виде путешествий.

Путешествия провожу самые разнообразные:

«В страну сказок» .

«В страну Любознаек» .

«На остров Фантазий» .

«Путешествие на площадь «Искусств» , где познакомимся с архитектурными памятниками».

«Космический полёт на ракете» . И т. д.

Приведу пример (конструирование) .

Ребята, вы готовы к очередному нашему путешествию?

Проверьте, всё ли вы с собой взяли? А не забыли взять с собой в путь фантазию, выдумку, хорошее настроение?

Прежде чем мы наметим маршрут сегодняшнего путешествия, послушайте одну историю.

Однажды в музее случайно обнаружили упавший за стеллаж старый конверт. Его края были сильно потрёпаны. Вид загадочного конверта свидетельствовал о том, что он много испытал на своём веку. Конверт привлёк внимание работников музея, его сразу же распечатали. Там лежал обрывок, пожелтевшего от времени, письма. По всей вероятности, оно принадлежало какому-то путешественнику. Этот конверт сейчас со мной. Давайте его прочитаем.

«На карте я изобразил нахождение острова, но, к сожалению, не могу вам передать красоты его замков, дворцов, башен, о чём мне поведал человек, побывавший на этом острове и принимавший участие в его застройке. Он также отметил, что все сооружения возводили из блоков прямоугольной, квадратной и треугольной формы различного размера.

Очень жаль, что больше не существует этого, сказочной красоты, острова».

Ребята, как вы думаете, что было написано дальше, о чём мечтал путешественник? (Путешественник мечтал восстановить эти, дивной красоты, строения) .

Итак, мы отправимся на улицу «Строителей» , где нам предстоит заготовить строительные детали, спланировать сооружения.

Приведу пример математического путешествия на поезде.

Сейчас мы с вами отправимся в математическое путешествие, где будем решать задачи, примеры, считать. Будем учиться сами и учить других.

Поезд наш необычный - математический. (Выставляю паровозик и несколько вагончиков.)

А наш знакомый паровозик привёз нам интересные задания.

ООД можно начать с сюрпризного момента (кто-то прислал телеграмму, встреча с литературным героем, письмо с приглашением, встреча с разными зверюшками, куклами) .

ООД можно начать с прослушивания музыкального фрагмента, с загадывания загадок, с придумывания сказки, с беседы, с чтения отрывка из стихотворения, с пригласительного билета, с просмотра картины и т. д.

При проведении ОД по ФЭМП при знакомстве с понятием «порядок» можно применить такой способ.

При изучении понятия «порядок» полезно выстроить детей в соответствии с каким- либо порядком: по росту, по возрасту, по порядку номеров и т. д. Можно пересчитывать в прямом и обратном порядке различные предметы. Например: по картинкам предложить вопросы и задания: (картинки: мальчик, рыбка, кот, заяц, бабочка, волк, цыплёнок, птичка, мотылёк, пчела) .

Сосчитайте всех по порядку (первый – мальчик, вторая – рыбка и т. д.) .

Каким по счёту стоит зайчик? Волк?

Кто расположен рядом с бабочкой? Перед ней? После неё?

Каким по счёту с конца стоит котёнок?

Очень любят дети игру на развитие внимания: они закрывают глаза, а воспитатель меняет порядок предметов или убирает какой-нибудь предмет. Надо восстановить порядок.

По ФЭМП. «Изучение числа 7 и состава 7» .

Число иллюстрируется на числовом отрезке как результат прибавления 1 к числу 6. Показывается состав числа 7.

Число 7 играло большую роль в древней мифологии (7 римских богов, семь чудес света в Древней Греции и т. д.) и сохранило эту роль в литературе. Вспоминают 7 гномов из сказки о «Белоснежке и 7 гномах» , можно прочесть отрывок из сказки А. С. Пушкина «О мёртвой царевне и 7 богатырях» . Всем известны пословицы и поговорки, в которых встречается слово «семь» : «Семеро одного не ждут» , «Семь раз отмерь – один раз отрежь» , «Семь бед – один ответ» , «Один с сошкой – семеро с ложкой» и др. В этих пословицах и поговорках слово «семь» выступает в роли слова «много» . Можно вспомнить, что мы пользуемся семидневной неделей, говорим о семи цветах радуги.

Мотивацию считаю обязательным и одним из основных элементов в воспитании и обучении дошкольников. В противном случае мы рискуем испортить нашим детям детство. Чтобы дошкольники не делали в стенах нашего детского сада, они должны это делать с интересом, чтобы глаза их светились, чтобы дети радовались общению с нами. Иначе это будет тяжкий труд. Голову ребёнка мы разовьём, а душа его пострадала.

Организация: МБДОУ д/с «Аленка»

Населенный пункт: Сахалинская область, п. Южно-Курильск

Современные условия реализации образовательного процесса, характеризуются обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней личности.

Выбор темы определен тем, что задача дошкольных учреждений – развивать у детей устойчивую потребность в познаниях и

мотивацию к обучению. В реальной жизни, особенно в современных условиях, мотивация к обучению наблюдается далеко не у всех детей.

В отечественной психологии развитие мотивации дошкольников исследуется в рамках психологической готовности ребенка к школе (И.В.Дубровина, Е.И.Захарова, В.Д.Шадриков).

Среди действующих мотивов для ребёнка старшего дошкольного возраста учёные отмечают:

  • широкие социальные мотивы и непосредственно связанные с процессом учения - личностный мотив - мотив достижения
  • поощрение и признание взрослого
  • игровой мотив
  • соревновательный мотив
  • самолюбия и признания сверстников - мотивацию к обучению

Мы все знаем, что игра является ведущим видом деятельности на протяжении дошкольного возраста, в котором идет активное формирование мотивационной сферы ребенка.

Я считаю, что развитие позитивной мотивации дошкольника и эмоциональное отношение к предстоящей деятельности, сблизит субъектов учебно-воспитательного процесса.

Мотивация дошкольников к обучению, в условиях детского сада будет более успешным, если:

  • способствовать развитию предпосылок к учебной деятельности;
  • совершенствовать систему отношений ребенка со сверстниками, родителями, воспитателями;
  • создавать условия для позитивного взаимодействия всех субъектов ДОУ;

Итак, согласно советскому психологу, философу, педагогу Алексею Николаевичу Леонтьеву, периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы является именно детский возраст.

Матюшкин Алексей Михайлович писал, что познавательная мотивация является общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала.

Что же такое мотивация?

Мотивация (от лат. moveo – двигаю) - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Следует различать понятия мотив и цель.

Цель – это предвидимый результат, а мотив – побуждение к достижению цели.

Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.ЗНАЧИТ:

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Исходя из целей, мотивация позволяет решать сразу несколько задач:

  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи и т.д.
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

Мотивация бывает двух видов:

Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, если я буду хорошо заниматься танцами, то мама купит мне куклу).

Внутренняя мотивация – мотивация, связанная с самим содержанием деятельности. В свою очередь внутренняя мотивация делится на положительную и отрицательную мотивацию.

Положительная мотивация основывается на положительных стимулах (например, я научусь ловить мяч двумя руками, и мама обрадуется).

Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (например, если я не буду быстро одеваться, то родители меня накажут).

Методы формирования мотивации дошкольников совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические

На основе всего этого можно выделить пути формирования мотивации:через организацию различных видов деятельности, общения, самостоятельной деятельности, что обеспечит целостное формирование познавательной мотивации детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.

В педагогической практике выделяют четыре типа мотивации.

Игровая мотивация – «Помоги игрушке, сказочному герою», дети достигают цели обучения, решая проблемы игрушек или героев сказок, мультфильмов. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Они могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «просить о помощи», а также оценивают результаты детской деятельности. Вызывая ситуацию успеха. Данную мотивацию можно использовать в любых видах деятельности, начиная с режимных моментов и ООД.

Например:

На занятии по художественно-эстетическому развитию хозяйка потеряла гусят, а ребята помогли найти их в нашей группе.

На птичьем дворе переполох, индюшка не может сосчитать всех обитателей птичьего двора. Ребята помогите?

Мотивация – помощь взрослому «Помоги мне» - здесь мотивом для детей является общение с взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам. Сообщаю детям о своей проблеме и интересуюсь, как они мне могут помочь? Важно, чтобы дети сами предлагали пути решения. В конце подчеркиваю, что результат был, достигнут совместными усилиями!

Например:

Прошу ребят помочь мне отыскать и вернуть птенцов домашних птиц.

У помощника воспитателя был день рождения, попросила детей помочь поздравить ее. А они предложили накрыть для нее праздничный стол и угостить.

Работая над выставкой мини-картин, «Шедевры из пены для бритья», дети помогли создавать картины для этой выставки

Мотивация – «Научи меня» - основана на желании ребенка чувствовать себя знающим и умеющим.

Например: - Дети старшей группы с радостью научили меня строить волшебный замок. И в этом им помог компьютер.

Через помощь младшему воспитателю прививаю детям трудолюбие, аккуратность, уважение к труду взрослых.

Мотивация – «Создание предметов своими руками для себя»- основана на внутренней заинтересованности ребенка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких.

Это праздничные открытки для мам, пап и воспитателя. В моей практике, дети каждый день рисуют, лепят для меня. Уже целая коллекция набралась.

А также в своей практике считаю успешным и интересным применение следующих приемов мотивации:

«Художественное слово» - основано на использовании стихотворений, песен, потешек, загадок и т.д.

«Словесный» - осуществляется только по словесному указанию. Это проблемные ситуации, соревновательные приемы, просьба. Их использую в ООД, подвижных играх, когда нужно быстро и правильно убрать игрушки, навести порядок в игровых зонах.

«Предметно - действенный» - Это письма, посылки, волшебная корзина, чудесный мешочек и т.д.

Например:

Нужно было заинтересовать на исследовательскую деятельность детей подготовительной группы. Просто взяла коробку с необходимым материалом, села и делаю вид, что не понимаю, что это за коробка. Дети, увидев это, начали подходить, интересоваться, все, процесс пошел и удачно завершился!

«Использование ИКТ» - основан на использовании компьютера, аудио, видео аппаратур, фотоаппарата, телефона и т.д. Он позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к учебной деятельности, расширить возможность работы с наглядным материалом в более качественном виде.

Например:

На занятиях или в сюжетно-ролевой игре к детям моей группы периодически приходит корреспондент, берет интервью о прошедшей или предстоящей деятельности, записывая все на диктофон.Можно это использовать для рефлексии.

На утренней зарядке, гимнастике пробуждения, физминутки в ООД очень часто использую комплексы с музыкальным сопровождением. Это детей мотивирует на положительный эмоциональный настрой, активность и самовыражение.

Каждый тип мотивации должен содержать то, что вызовет удивление, изумление, желание помочь, поучаствовать. Позитивная мотивация к обучению в детском саду, ее комплексное развитие – это условие успешного дальнейшего обучения. Ведь основная задача педагогов ДОУ – это психологическая готовность ребенка к школе, желание учиться и познавать что-то новое.

В течение почти двух лет мною проводился мониторинг уровня познавательной мотивации детей младшей и средней группе. Выявлялись такие качества как:

  • совместная деятельность с взрослым;
  • совместная деятельность со сверстниками;
  • самостоятельная деятельность;

Уровни познавательной мотивации расценивались как высокий уровень – 3 балла, средний – 2 балла, низкий – 1 балл.Системное применение приемов мотивации в различных видах деятельности и диагностика, позволили достичь определенных положительныхрезультатов.

У 52% испытуемых обнаружилась высокая познавательная мотивация в ситуациях совместной работы со взрослым, и низкая без участия взрослого. Таким образом, участие взрослого сыграло определяющую роль в пробуждении познавательной активности у большей части дошкольников.Учебная мотивация дошкольников младшего и среднего возраста, еще не достаточно развита, только часть детей имеют высокий уровень познавательной мотивации. Остальные дети нуждаются в планомерной работе в данном направлении. На следующий учебный год мне предстоит сформулировать задачи и цели повышения мотивации к обучению у детей старшего дошкольного возраста. И активизировать процесс контакта с детьми именно на их позитивной мотивационной деятельности.

Таким образом, подводя итог, могу сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребенку сложно включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь должен соподчинять и компоновать разные типы и виды мотивации для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные потребности, каждого ребенка.

Новое на сайте

>

Самое популярное