Домой Позвоночник Метафоричность названия как путь к раскрытию идеи пьесы. Примеры использования метафор в обыденной речи

Метафоричность названия как путь к раскрытию идеи пьесы. Примеры использования метафор в обыденной речи

Контрольная работа

По дисциплине: «Методика Социально Культурной Деятельности»

Выполнил студент: Денисов Сергей Сергеевич

Группы: СКТ / БЗ441 - 1/у

Проверила: кандидат педагогических наук, доцент

Елена Николаевна Львова

Санкт-Петербург

1) Примеры использования метафор в обыденной речи……………3

2) Пример в названиях художественных произведений…………….4

3) Метафоры и образные, привлекательные, яркие выражения в названиях объектов городской среды……………………………..10

Броские заголовки в СМИ.

(газеты, TV, интернет) ………………………………………………………………………………………..11

6) Формы СКД с использованием пословиц и поговорок…………12

7) Пример двух мероприятий для разных целевых аудиторий с анализом эффективности используемых средств и методов…...15

Источники:

Примеры использования метафор в обыденной речи.

Метафора – (от греческого «перенос», «переносное значение») речевой оборот при котором свойства одного предмета (явления, понятия) переносится на другой.

Метафоры, которые мы используем в повседневной жизни:

· лопнуть от смеха

· затаить дыхание

· загрызла совесть

· жаба душит

· на душе скребут кошки

· набить руку

· в сердце огонь

· на мели (нет денег)

· черное золото (нефть)

· шляпка гвоздя

· языки пламени

· глазное яблоко

· нос корабля

· крыло самолёта

· гора мускулов

· поклевать (поесть немного)

· тоска заела

· в сердце пожар

· сердечная травма

· трепать нервы

· дорога (ручей, река) бежит

· время идёт

· лес рук

· сидеть на телефоне

· не каркай

· глаз – алмаз

· заяц (безбилетный пассажир)

· глаза на лоб полезли

· ножка стула

2) Пример в названиях художественных произведений (обоснование выбора).

Живопись

Сальвадор Дали – один из самых загадочных и странных гениев живописи. Название каждой картины – странное переплетение слов и эмоций.

· «Жираф в огне»

По мнению самого великого художника эта картина является своего рода предупреждением о надвигающейся войне.

· «Лицо войны»

· «Плоть на камнях»

Пред нами достаточно мощная упитанная женщина, к которой уж точно никто из мужчин не подойдёт никогда. Потому что нет в этой фигуре ничего утончённого и женственного, разве только что грудь, которая прикрыта белой простынёй.

· «Просвещённые удовольствия»

·
«Ретроспективный бюст женщины»

· «Постоянства памяти»

Эта картина является своеобразным символом скоротечности и относительности временного пространства. Как это ни парадоксально, но идея написания этой картины пришла к художнику, когда он размышлял о плавленом сыре.

· «Женщина с головой из роз»

· «Гипаксилогическое небо»

Цирковые программы

Видел своими глазами – остался под впечатлением.

· «Морские звёзды (2012)»

Уже из названия спектакля понятно, что красной нитью через весь спектакль пройдёт морская тематика.

· «Ярмарка идей (2010)»

Вниманию зрителей будет представлено более 30 оригинальных цирковых номеров различных жанров.

· «Волшебный глобус»

Музыка

Одни из моих любимых композиторов.

· Бетховен Л.В. «Лунная соната»

Соната имеет подзаголовок «в духе фантазии», Бетховен хотел подчеркнуть то, что её форма отличается от классической сонатной формы.

· Гайдн Ф.Й. «Хромой бес» (опера); «Обманутая неверность» (опера)

· Моцарт В.А. «Волшебная флейта»

Основная тема «Волшебной флейты» – выход из духовной тьмы в свет через посвящение– является ключевой идеей масонства.

· ; «Притворная простушка»

Балет

Никогда не увлекался балетом, потому просто прошёлся по журналам по этой теме.

· «Рукав руки» Верджилом Томсоном

· «Доброжелательный купидон» Чезаре Пуни

· «Карнавал животных» Камиль Сен-Санс

Сен-Санс не столько рассказывает о животных, сколько подмечает разные человеческие типажи, причем остроумно и весьма узнаваемо!

· «Дочь снегов» Минкус А.Л.

· «Восхищение муз» Вуоринен М.Ю.

· «Очарованный лес» Дриго Р.Э.

Скульптура

Что-то видел сам, что-то поразило своей оригинальностью.

· «Капитолийская волчица» (этрусская бронзовая скульптура)

История основателей Рима похожа на сказку. Правители должны отличаться от обычных людей, и братьев Ромула и Рема, отправленных по реке на погибель, спасла и выкормила волчица.

· «Родина – Мать» (Вучетич Е.В. и Никитин Н.В. в Волгограде)

·
«Светофоровое дерево» (Лондон)

· «Влюблённые скелеты» (Тайланд)

Фотография

На сайте по ссылке выше показывают свои работы мастера своего дела, где я приобретаю потрясающие фотографии и черпаю вдохновение.

· «Дерево дракона» (Jeremy Cram)

· «Горстка счастья»

TV программы

Очень раздражают эти передачи, потому составить данный список не составило особого труда.

· « Кривое зеркало»

· «Модный приговор»

· «Школа злословия»

· «Анатомия юмора»

· «Свежий взгляд»

Метафоры в названиях литературных произведений

Что-то было прочитано ещё по школьной программе, что-то пришло в сознание только сейчас. В поисках подходящих названий произведений я запланировал прочитать в будующем.

· Маяковский В.В. «Облако в штанах»; «Прозаседавшиеся»

· Чехов А.П. «Человек в футляре»

· Андерсен Г.Х. «Гадкий утёнок»

· Салтыков-Щедрин М.Е. «Дикий помещик»; «Премудрый пескарь»

· Стендаль «Красное и чёрное»

· Толстой А.«Хождение по мукам»

· Тургенев И. «Дворянское гнездо»

· Гоголь «Мертвые души»

Дело в том, что в начале XIX века в Бессарабию бежало достаточно много крестьян из центральных губерний Российской империи. Полиция обязана была выявлять беглецов, но часто безуспешно - они принимали имена умерших. В результате в Бендерах в течение нескольких лет не было зарегистрировано ни одной смерти. Началось официальное расследование, выявившее, что имена умерших отдавались беглым крестьянам, не имевшим документов.

· Грин «Бегущая по волнам»

· Форш О.Д. «Сумасшедший корабль»

· Пришвин М. «Кладовая солнца»

Название «Кладовая солнца» - это многозначный образ. «Кладовая солнца» - это не только торф, который можно использовать как источник энергии. Это и вся заповедная северная природа, это и доброе сердце народа.

· Теккерей У. «Ярмарка тщеславия»

· Тэфари Н.А. «Крепостная душа»

· Думбадзе Н. «Солнечные ночи»

· Бондарев Ю. «Горячий снег»

Фильмы

Классика кино, потрясающие сюжеты и нереальная игра актёров.

· «Ванильное небо»

· «Человек дождя»

Сценарист встретился с человеком который страдал целым рядом заболеваний (в их числе – черепно-мозговая грыжа, повреждение мозжечка и другие) и, что самое удивительное, являлся обладателем просто-таки феноменальной памяти. Он был способен воспроизводить порядка девяноста восьми процентов всей прочитанной или услышанной им информации. Встреча так сильно впечатлила сценариста, что он решил написать историю о человеке подобного рода. Так и появилась первоначальная идея «Человека дождя».

· «Грязные танцы»

3) Метафоры и образные, привлекательные, яркие выражения в названиях объектов городской среды.

Я взял названия жилых комплексов СПб (строящихся и уже готовых).

Одна из задач названия – привлечь внимание потенциального покупателя. Названий очень много. Условно для себя я их разделил на несколько групп.

1 – Очень понравилось и радует слух:

· «ТриДевяткино царство»

· «Рябиновый сад»

· «Чудеса света»

· «Ясно Янино»

· «Город детства»

· «Витамин»

· «Морошкино»

· «Молодёжный квартал»

· «Жар – птица» (дома очень яркие в красно-черных тонах. Название оправдано)

· «Старая крепость» (все дома в крепостном стиле)

2 – В этом что-то есть:

· «Чудеса света»

· «Три кита»

· «Алфавит»

· «Калина-парк»

· «Богатырь»

· «Чистый ручей»

· Три ветра

3 – Так себе:

· «Золотые купола»

· «Семь столиц»

· «Пять звезд»

· «Greenландия»

· «Московский квартал»

· «Медалист»

· «Солнечный»

· «Весна»

· «Олимп»

· «Радушный»

· «Новый Оккервиль»

· «Duperhof club»

· «Bagatelle»

5 – Особнячком стоит:

Очень привлекло название комплекса «Петр Великий и Екатерина Великая». Заглянул на страничку. Удивился! Даже не знаю, как к этому отнестись. «Петр Великий» - это такой высокий, тощий дом, а сбоку пристроились широкая, толстущая «Екатерина Великая». Воображение разыгралось.

Броские заголовки в СМИ.

(газеты, TV, интернет)

· «Чем старше, тем моложе»

· «Миром правят раздолбаи»

· «Растуды, берёзка белая моя»

· «Будем дружить томами»

· «Наесться взаимы»

· «Чёрный список женихов»

· «Рыцари прикольного образа»

· «Грипп не свиной, а нефтяной»

· «Улыбайтесь и влюбляйтесь»

· «Голодные игры»

· «Землю – крестьянам, Луну – космонавтам.»

· «Ну-ка наука»

· «Бюджетная хряпка»

· «Надо дерзать»

· «Невесёлые картники»

Радио передачи:

· «Колодец забытых желаний»

· «Утро на колёсах»

· «Тайная война»

· «Ночной аппетит»

· «Капризы оперетты»

· «Были на виниле»

· «Хождение за три моря»

· «В нашу гавань заходили корабли»

· «Книговорот»

· «Снимите это немедленно»

· «Кулинарный поединок»

· «Наедине со всеми»

· «Шифры нашего тела»

· «Главная дорога»

· «Худсовет»

· «Дикий мир»

· «Школа злословия»

· «Непутёвые заметки»

· «Странное дело»

· «Уральские пельмени»

· «Легко не сдаваться»

· «Войны сновидений»

Интернет:

· «Хочу так»

· История с порнографией: «секс в древнем мире»

· «Ожившие куклы»

· «Самое нелепое оружие в истории

· «Живой будильник»

· Интернет Магазин Путёвок


Похожая информация.


В данном учебном пособии собраны самые популярные сочинения по произведениям великих писателей и поэтов XX в. Эта книга поможет в короткие сроки ознакомиться с творчеством А. П. Чехова, И. Бунина, М. Горького, А. Блока, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, С. Есенина и других гениев русской литературы, а также окажет неоценимую услугу при подготовке к экзаменам. Данное пособие предназначено для школьников и студентов.

10. Роль метафоры в прозе И. Бунина

Особенностью прозы И. Бунина является ее лиризм. Рассказы писателя создают впечатление некой поэтичности, ощущение белого стиха. Именно поэтому метафора используется И. Буниным как один из основных приемов выражения главной мысли, идеи, эмоции произведения.

Особенно явно это чувствуется в рассказах, где главным объектом изображения является любовная «драма». Зачастую с помощью одного метафорического образа И. Бунин создает целый рассказ.

Рассмотрим, например, рассказ 1925 г. «Солнечный удар». Уже само название этого произведения содержит метафорический образ. Хотя еще не прочитав рассказ, мы можем воспринять это словосочетание в прямом значении: последствия нахождения человека под солнцем. Однако в контексте мы сталкиваемся с переносным, метафорическим значением этого словосочетания. Героиня, оправдывая свое страстное желание и свой поступок, произносит на прощание: «Мы оба получили что-то вроде солнечного удара…»

Тема «солнца» становится лейтмотивом рассказа. Именно с этим образом у автора ассоциируется любовь, страсть!

Чувство между героями зарождается на корабле, а может и раньше, в столовой? «После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу…» Использование метафоры «горячо освещенной столовой» создает ощущение естественности «электрического света». Эта естественность возникает вместе с зарождающимся чувством героев. Дальше идет постепенное нарастание «обоюдного желания», разгорается костер любви, и мы уже чувствуем «запах дыма». Герой тоже это ощущает: «Поручик взял ее за руку, поднес к губам. Рука, маленькая и сильная, пахла загаром». Своей кульминации развитие любовного чувства, страсти между героями достигает уже на берегу. Вернее в гостинице: «Вошли в большой, но страшно душный, горячо накаленный за день солнцем номер…» И снова метафорический образ огня, костра, пожара, на котором так быстро сгорит возникнувшее чувство! Дальнейшее существование героя без «возлюбленной» лишено присутствия солнца. Вместе с героиней уходит любовь и свет из жизни героя, хотя он продолжает душевно мучиться. Финал рассказа знаменует о «финале» внезапно возникшего чувства: «Темная летняя заря потухала далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке».

Любовь у Бунина долго не живет – в семье, в браке, в буднях. В основном это короткая, ослепительная вспышка, до дна озарившая души влюбленных. Но тем не менее в этих счастливых мгновениях, ради которых стоит жить и переносить любые страдания, и заключается сладость человеческой жизни. Таким образом, горечь и сладость, по мнению Бунина, тесно переплетены: чтобы ощутить сладость жизни, надо до дна испить чашу ее горечи…

Итак, можно сделать вывод, что рассказ «Солнечный удар» полностью построен на метафорическом образах такого ряда: «любовь-огнь», «любовь-свет», «любовь-костер». Подобные метафорические образы не раз будут встречаться нам в цикле рассказов «Темные аллеи». Стоит отметить, что такой метафорический образ любви можно назвать устойчивым в русской литературе, как классической, так и современной.

Тема значения метафоры в творчестве И. Бунина (прозе), конечно, требует более широкого рассмотрения, но я остановилась на конкретном примере – рассказ «Солнечный удар», чтобы более подробно и детально обратить внимание на развитие метафоры и метафорического образа в произведении И. Бунина.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения по русской литературе XX в. (А. Г. Лухминская, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром -

Одна из самых важных частей в литературном произведении являет его заголовок или же название. Эта часть является самой важной потому как именно название даёт читателю ясное понимание того, о чём будет произведение, или же после прочтения читатель может понять, какую тему пытался донести до читателя автор. Очень часто название произведения объясняет читателю ту тему, которую пытался донести до него автор, ведь обычно писатели вкладывают в название своих произведений гораздо больший смысл, чем просто цель как либо озаглавить своё литературное творение. Прекрасным примером послужат произведения Бунина и Куприна, в которых данные авторы с помощью названия уже говорят очень многое.

Данные авторы в своих произведениях всегда старались достичь именно понимания читателем, понимания их мыслей и идей, которые они так сильно пытаются донести до своих читателей. Очень часто темой таких произведений являются те же люди, в их самом простом, бытовом виде, в котором они и предстают перед нами в нашей обычной жизни. Авторы очень часто затрагивали темы человеческого характера, и его взаимодействия в человеческом обществе. Таким образом, авторы пытались донести до читателя мысль того, что в нашем обществе очень часто возникают проблемы, которые обусловлены как раз человеческими характерами, из-за которых и возникают конфликты.

Также очень часто авторы задевают темы возвышенного, не приземлённого, бытового мышления, которое присуще большинству людей. Авторы задумываются о вещах, которые являются фундаментальными понятиями всей человеческой жизни. Такими темами обычно предстают темы жизни и смерти, конечности жизни, и того, что ждёт человека после смерти. Они говорили о том, что обязательно будет что-то, что это всё не зря. Очень часто названия их произведений представляют собой перевернутую, метафорически переделанную тему, которую автор, собственно, и обсуждает в своём произведении, примером послужит то же название произведения Бунина “Тёмные аллеи”. В данном произведении автор представляет идею человеческой алчности, самых плохих аспектов характера человека, всех тех тёмных вещей, которые, к сожалению, очень часто проявляются в человеческом мире.

Таким образом, мы видим, что Бунин и Куприн писали свои произведения с очень метафорическими названиями.

`

Популярные сочинения

  • Сочинение Красота (Что такое красота)

    Красота - это абстрактное понятие. Для некоторых людей что-то будет красиво, а для других наоборот. Тем не менее, каждый из нас может видеть красоту глаз своего соседа, в дуновении ветра, в снежинках, падающих зимой или, вообще говоря, в природе.

  • Сочинение по картине Портрет Арсеньевой Боровиковского (описание для 5, 9 класса)

    На портрете изображена молодая девушка лет семнадцати. У нее милое лицо, белоснежная кожа и румяные щеки. Красивые кудрявые волосы, пухлые щеки и пронзительный взгляд

  • Сочинение Женские образы в романе Тихий дон (Роль женских образов)

    Замечательный писатель, на счету которого самые известные и величайшие произведения всех времен – Михаил Шолохов. Широкую известность и популярность он приобрел благодаря роману

На поверхности сюжета - история, о Ней и о Нем. Но, однозначно, смысловая нагрузка произведения выходит далеко за рамки романтической. Затрагивается тема души и трагедийности жизненного выбора.

Время развития сюжета - период до Великого поста, масленица. Но это не просто реалия действительности, это символ «двойственности», противоречивости: на стыке полуязыческой масленицы, уцелевшей в русской культуре, и православного строгого Великого поста у человека, носителя ментальности,в которой смешались восток и запад, раскрывается природная противоречивость натуры, ведущая к трагедии.

На непростой, неоднозначный, «двойственный», противоречивый характер главной героини указывают детали. За роскошную красоту ее, в восточном духе, называют: «Царь-девица, Шамаханская царица», но в то же время она осознанно выбрала квартиру в доме напротив Храма Христа Спасителя. Однако в интерьере комнат вместо иконы, центральное место занимает изображение босого Л.Н.Толстого. Тонкости внешности и обстановки, словно подготавливают читателя к пониманию ее внутреннего мира, личности, в котором уживается «Москва, Астрахань, Персия, Индия».

Бунин тонко намекает, что в душе русского человека вообще уживаются противоречивые начала, сочетание востока и запада. Неспроста о столице, голове государства, Москве написано так: « Странный город…Василий Блаженный и Спас-на-Бору, итальянские соборы – и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах…»

О мировоззренческих установках и уме пленительной красавицы читатель узнает по той, культурной обстановке, в которой она живет: «она зачем-то училась на курсах», охотно читала новые книги Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского, новые рассказы Андреева, посещает Художественный кружок и лекцию Андрея Белого, концерты Шаляпина. Увлечение философией Л.Н.Толстого - ее религия. Портрет писателя непросто занимает центральное место в доме, представление о том, что такое счастье, для нее созвучно с Платоном Каратаевым: «Счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь -ничего нету».

В героине удивительно уживались контрастные чувства: мирское и возвышенное, умение радоваться земным радостям и духовным («…шоколаду съедала за день целую коробку, за обедами и ужинами…любила расстегаи с налимьей ухой, розовых рябчиков в крепко прожаренной сметане, иногда говорила: “Не понимаю, как это не надоест людям всю жизнь, каждый день обедать, ужинать”, - но сама и обедала и ужинала с московским пониманием дела. Явной слабостью ее была только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех…»), но в то же время восприимчива к миру творчества, как иначе, кроме как любовью к Грибоедову, объяснить желание в Москве разыскать его дом, или посещение могилы Чехова, произносится двусмысленная фраза: «Какая противная смесь сусального русского стиля и Художественного театра!», относящаяся то ли к памятнику писателя, то ли к его творчеству…

Она, с одной стороны, способна восхищаться страшной моральной красотой: «Допетровская Русь! Хоронили архиепископа. И вот представьте себе: гроб - дубовая колода, как в древности, золотая парча будто кованая, лик усопшего закрыт белым “воздухом”, шитым крупной черной вязью - красота и ужас», но в то же время ее влечет светлое церковное пение. Манит Марфо-Мариинская обитель, Новодевичий, Зачатьевский монастыри, но в то же время ездит «обедать в “Прагу”, в “Эрмитаж”, в “Метрополь”, после обеда в театры, на концерты, а там к “Яру”, в “Стрельну”.

Перед нами молодая, здоровая, развитая личность, с, безусловно, многогранным, сложным характером и внутренним миром, в которой борются противоречивые чувства. Как это свойственно нашей ментальности… И вот на стыке зимы и весны, язычества и православия ее настигает одно из самых сложных в жизни испытаний, испытание любовью.
Ключевой момент для понимания развязки сюжета, на мой взгляд, когда герои накануне рокового дня, беседуют за ужином и Она заводит странный разговор, как будто между прочим цитируя русское летописное сказание про Муромского князя Павла и его благочестивую жену, в котором присутствует мотив искушения, избавления. История княжеской супружеской пары стала символом любви и верности. Для чего вдруг была затронута эта тема, и какой отклик Она хотела услышать в ответ? Влюбленный герой, слушая ее рассказ о змее, отвечает:
«Я шутя сделал страшные глаза:
- Ой, какой ужас!»
Уверена, с точки зрения героини, это повествование о змее и вечной верности было рассказано осознанно, возможно, ей хотелось услышать от него в ответ слова, которые утвердят ее в мысли о его здравом, серьезном отношении к их чувствам и готовности к испытаниям, к высоте чувств. Но в ответ, увы, она получает лишь игривый, шутливый ответ.
Почему герой реагировал в такой манере? Неужели легкомысленное отношение к ней? Думаю, он был просто влюблен, так влюблен, что ему уже неважно было, что она говорит ему, любая информация воспринималась как нечто привычное, естественное, родное, для него было важно лишь то, что она с ним, и это было счастьем: «И завтра и послезавтра будет все то же, думал я, - все та же мука и все то же счастье… Ну что ж - все-таки счастье, великое счастье!». Но, увы, понимание счастья у героев оказалось слишком разным…
Музыка «Лунной сонаты» Бетховена, символ стихии, страсти, неуспокоенности, мятежности, предчувствия будит в ее душе все скрытое, подсознательное, затрагивает болевые точки…В итоге, противоречивая душа, в которой боролось темное и светлое, земное и возвышенное, выбирает для себя нелегкий путь очищения и уходя от суеты.
Быть может, это было оправданное решение для героини…Она понимает, что ее интересуют с одинаковой силой разнонаправленные сферы, но семена от плевел отделить не может, а, значит, в широком христианском смысле, оказывается в суете сует, на пути не созидания, а смятения, и куда это дорога может привести…Понимает, что не сможет сделать счастливым возлюбленного.
Но как больно иногда эти «правильные решения» бьют по тем, кто обнажает свою душу, кладя свою любовь на алтарь… Я считаю, что в финале Бунин ярко высказал свое мнение о душе русского человека, если встанет выбор между чувствами и святостью, как бы сильно русский не любил, по Бунину, он всегда выберет Бога.

Куприн же всегда ставил на первое место чувства человека. "Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья"-

эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его

творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал,

что придет время, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о

прекрасной любви. С присущим ему высоким художественным

вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он

пишет о любви. Пожалуй, самой поэтичной вещью Куприна стал "Гранатовый

браслет" - прекрасный рассказ о неразделенной великой любви, любви,

"которая повторяется только один раз в тысячу лет".

В рассказе "Гранатовый браслет" Куприн создает несколько

символических образов, на которых строится фундамент повествования и

которые несут в себе весь идейный смысл рассказа.

"В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили

отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью

Черному моря" - начала рассказа можно назвать первым символом. Описание

пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное

изменение в лучшую сторону, имеет огромное значение. Если под "молодым

месяцем" понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, жену

предводителя дворянства, а под погодой всю ее жизнь, то получается серая,

но вполне реальная картина. "Но к началу сентября погода вдруг резко и

совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни,

такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле." Где эта

перемена и есть та самая возвышенная и роковая любовь, о которой идет

речь в рассказе.

Следующим символом следует назвать княгиню Веру Николаевну. Куприн

описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную

красавицу: "...Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой

фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно

большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах." Вера

Николаевна, благородная, удивительная женщина, символизирует человека,

достойного настоящей, "святой" любви.

Немалое значение отводит Куприн "тучному, высокому, серебряному

старцу" - генералу Аносову. Именно ему представлена задача заставить Веру

Николаевну отнестись к любви таинственного Г.С.Ж. более серьезно.

Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка

могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием

Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: "...может быть, твой

жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой

грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины." Генерал

Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено

сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод:

в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим

и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного

подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и

передает свою уверенность Вере Николаевне.

Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день

рождения Вере Николаевне. В роли этого подарка выступил

новый символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов, и о

которой мечтает каждая женщина, - гранатовый браслет. Он ценен Желткову

тем, что его носила его "покойная матушка", кроме того, старинный браслет

имеет свою историю: по семейному преданию он имеет свойство сообщать дар

предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти... И

Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: "Я знаю, что

этот человек убъет себя." Куприн сравнивает пять гранатов браслета с "пятью

алыми, кровавыми огнями", а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой

восклицает: "Точно кровь!" Любовь, которую символизирует браслет, не

подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем

устоям общества: Желтков - только мелкий бедный чиновник, а Вера

Николаевна - княгиня. Но это обстоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее,

отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное

чувство: "...Ваш до смерти и после смерти покорный слуга." К сожалению,

значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает

беспокойство. "И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку,

которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному "Пе Пе Же".

Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается

тяжелейшим для нее вопросом: что это было: любовь или сумасшествие?

Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит

безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое

чувство как божий дар, как великое счастье: "Я не виноват, Вера Николаевна, что богу

было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам." И не

проклинает судьбу, а уходит он из жизни, уходит с великой любовью в сердце,

унося ее с собой и говоря любимой: "Да святится имя Твое!" И остается

людям только символ этой прекрасной любви красивого человека - гранатовый

браслет...

Я не хочу сказать, что Куприн был атеистом, нет, он верил и любил Бога, но почему - то в его произведениях любовь ставится выше божественных сил, и выражена она с более красноречивой страстью, всепоглощающей любви.

Читать книги можно по-разному. Пробегая глазами по буквам, складывая в единое целое то, что написано на бумаге. Или пойти дальше: поняв сказанное писателем, подключив свою эрудицию, знания о жизни, мире, тогда возникает аналитический подход к тексту. Анализируя, стараясь понять недосказанности, акцентировать внимание на своих читательских впечатлениях, или вспоминать, чем жил автор, каких взглядов придерживался в момент создания произведения, для более точной интерпретации. Или детально рассматривать присутствующие в тексте отсылки к другим произведениям, словесные ряды, эпитеты и метафоры, за которыми, бесспорно, стоит мировоззрение и восприятие действительности автором, облеченное в слова. Это известные направления, «пути» анализа художественного текста.

Новое на сайте

>

Самое популярное