Домой Цервикальный канал Симфоническая сказка петя и волк инструменты героев. Знакомство с персонажами сказки и изображающими их музыкальными инструментами C

Симфоническая сказка петя и волк инструменты героев. Знакомство с персонажами сказки и изображающими их музыкальными инструментами C

Мне хочется... сказать нашим юношам и девушкам: любите и изучайте великое искусство музыки...Оно сделает вас богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые,неведомые вам прежде силы.
«Музыка еще более приблизит вас к тому идеалу совершенного человека, который является целью нашего коммунистического строительства». Эти слова выдашщегося советского композитора Дмитрия Шостаковича в полной мере можно адрессовать и нашим детям. Чем раньше человек соприкоснется с искусством, тем богаче бзудет его мир чувств, мыслей, идей.
Раньше - это значит в детстве.
Советскими композиторами создано для детей множество музыкальных произведений, в том числе симфонических сказок. Но самой яркой, образной остается симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк», вводящая детей в мир большой музыки.
Выдающися советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) – автор опер «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир», «Семен Котко», «Повесть о настоящем человеке»,балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка», симфонических, инструментальных, фортепианных и мноыества других призведений, - в 1936 году написал симфоническую сказку для детей «Петя и волк». Мысль создать такое произведение была подсказана ему главным режиссером Центрального детского театра Наталией Сац, всю свою творческую жизнь посвятившей искусству для детей.
Прокофьев, чутко «умеющий слушать время», живо откликнулся на предложение создать произведение, цель которого – познакомить детей с инструментами, входящими в состав симфонического оркестра. Вместе с Н.И.Сац композитором была выбрана форма такого произведения: оркестр и ведущий (чтец). Инструментам и их группам композитор поручил различные «роли» этой сказки: птичка – флейта, волк – валторны, Петя – струнный квартет.
«Первое исполнение «Пети и волка» на сцене Центрального детского театра состоялось 5 мая 1936 года. «По желанию Сергея Сергеевича я была исполнительницей сказки. Мы вместе продумали, как им поочередно будут показаны все инструменты, затем дети услышат звучание каждого.
...Сергей Сергеевич присутствовал на всех репетициях,добивался, чтобы не только смысловое, но и ритмо-интонационное исполнение текста было в неразрывной творческой связи с оркестровым звучанием «,- вспоминает Наталия Ильинична Сац в своей книге «Дети приходят в театр».На пластинке эта сказка звучит в ее исполнении.
Необычная форма этого симфонического произведения (оркестр и ведущий) дает возможность знакомить детей с серьезной музыкой радостно и легко. Музыка Прокофьева, яркая, образная, окрашенная юмором легко воспринимается юными слушателями.
«Музыка про Петю, птицу и волка мне очень понравилась. Когда ее слушал,то узнал всех. Кошка была красивая, ходила, чтобы слышно не было, она была хитрая. Утка была кособокая, глупая. Когда волк ее съел, мне было жалко. Я был рад, когда в конце услышал ее голос»,- сказал маленький слушатель Володя Добужинский.
Веселую птичку, отважного Петю, ворчливого, но доброго дедушку знают и любят в Москве, Лондоне, Париже, Берлине,Нью-Йорке... во всех странах мира.
Вот уже более тридцати лет путешествует сказка про Петю и волка по планете, излучая идеи добра, радости,света, помогая детям учиться понимать и любить музыку.
Пусть сегодня эта симфоническая сказка придет в твой дом...

Знакомство с инструментами симфонического оркестра

"Петя и волк" - симфоническая сказка для детей, написанная Сергеем Сергеевичем Прокофьевым в 1936 году, вскоре после его возвращения в СССР, по инициативе Наталии Ильиничны Сац для постановки в ее Центральном детском театре. Премьера состоялась 2 мая 1936 года. Произведение исполняется чтецом и оркестром. Литературный текст написан самим композитором.

Сюжет

Ранним утром пионер Петя выходит на большую зеленую лужайку.
На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз.
В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать.
Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.
За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупрежденная Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остается ни с чем.
Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк.
Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает ее и проглатывает.
Петя с помощью веревки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается ее поймать, накидывает волку на хвост петлю.
Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец веревки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка еще туже.
Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком.
Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк.
Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идет Петя, за ним охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подает голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил ее живьем.

Музыка

Состав оркестра :
Флейтa; Гобой; Кларнет (in A); Фагот; Три валторны; Труба; Тромбон; Литавры; Треугольник; Бубен; Кастаньеты; Большой и Малый барабаны; Тарелки; Первые и вторые скрипки; Альты; Виолончели; Контрабасы.

Каждый персонаж представлен определенным инструментом и отдельным мотивом:

Петя ― смычковые струнные инструменты (преимущественно скрипки), C-dur, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша;
Птичка ― флейта в высоком регистре, G-dur, виртуозные пассажи;
Утка ― гобой, Es-dur/As-dur, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;
Кошка ― кларнет, G-dur, тема изображает грацию и мягкую поступь кошки;
Дедушка ― фагот, тема в h-moll, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание;
Волк ― три валторны, тема в g-moll;
Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш)
По материалам из Википедии

С.Прокофьев Симфоническая сказка Петя и Волк - мультфильм

Разделы: Музыка

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи урока:

  • Обучающие : научить различать музыкальные инструменты зрительно и на слух.
  • Развивающие : развивать музыкальный слух и память учащихся.
  • Воспитательные : воспитывать музыкальную культуру, эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Музыкальное приветствие.

2. Актуализация знаний

Учитель: С музыкой какого композитора мы познакомились на прошлом уроке?

Дети: С музыкой русского композитора С.С.Прокофьева.

На экране - портрет С.С.Прокофьева.

У: Что вы знаете о композиторе, какие произведения слушали?

Д: "Вальс" из балета "Золушка", песня "Болтунья". С.Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет. Первую оперу "Великан" написал в 9 лет.

Проверка домашних заданий. Рисунки к балету "Золушка" (оформляется выставка на доске).

У: Найдите на слайде название нового произведения С.С.Прокофьева.

Д: "Петя и волк".

Слайд 3 (На экране - название сказки)

У: Как вы думаете, почему сказка называется "симфоническая"?

Д: Наверное, ее играет симфонический оркестр. Симфоническая, значит, от слова симфония. Это сказка, как симфония.

У: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям понять симфоническую музыку. Даже взрослым людям симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить детей с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Тема урока: "Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева "Петя и волк".

У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным "голосом".

У: На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными темами героев сказки.

Чему будем учиться на уроке?

Дети с помощью учителя формулируют задачи: Будем учиться различать музыкальные инструменты по голосу, по внешнему виду, определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц.

У: Петя - главный герой сказки. Это мальчик вашего возраста. Какую мелодию вы сочинили бы для него, если бы были композиторами? Попробуйте исполнить свою мелодию голосом.

Полина Б.: "Я сочинила бы мелодию радостную, веселую" (Исполняет мелодию).

Данил М.: "Мне кажется Петя - озорной мальчик, я хочу в своей мелодии показать Петю таким:" (Поет мелодию).

Никита Б.: "Я сочинил бы для него серьезную мелодию" (Исполняет мелодию).

У: Спасибо! Слушаем тему Пети С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?

Дети: Петя веселый, радостный, мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда "скачущая", как будто Петя подпрыгивает, может быть танцует.

У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Ответы).

У: Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках).

У: Вы показали скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

У: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране - Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?

Д: Добрую, веселую, сердитую, нежную. Дети исполняют свои мелодии.

У: Какой инструмент вы подобрали бы для дедушки, если бы были композиторами? (Ответы детей)

У: Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).

Полина Б.: "Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю.

У: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. ":Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?"

У: Инструмент, исполняющий тему Дедушки - фагот. Давайте определим, какой "голос" у фагота: низкий или высокий?

Д: Сердитый, ворчливый, низкий

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На экране - Кошка, Утка, Птичка.

У: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).

Д: Это - птичка. Мелодия звучала быстро, весело. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крыльями.

У: Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.

Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на инструменте).

У: Какой инструмент может изображать птичку? (Ответы)

У: Инструмент, исполняющий тему птички - флейта. Как играют на флейте?

(Ответы)

У: Флейта - деревянный духовой инструмент.

У: Какое настроение у Птички?

Д: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.

На экране - Петя, Кошка, Дедушка, Волк.

У: Кому из героев сказки принадлежит эта музыка? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. (Под музыку изображают кошку).

У: Почему вы решили, что это кошка?

Д: Мелодия звучала осторожно, тихо. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется.

У: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой "голос" у кларнета?

Д: Низкий, мягкий, спокойный.

У: Кларнет - деревянный духовой инструмент. Послушайте музыку и посмотрите, как играют на кларнете.

На экране - Кошка, Охотники, Волк, Уточка.

У: Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).

Д: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.

У: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Какой "голос" у гобоя?

Д: Спокойный, тихий, крякающий.

У: Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов. Посмотрите и послушайте тему Утки

У: Проведем игру "Узнай музыкальный инструмент". На экране вы увидите действующих лиц сказки и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране. Дети устно отвечают на вопросы.

5. Закрепление. (Объяснение порядка практической работы).

На экране появляются все герои сказки.

У: Найдите на экране героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке.

Д: Волк, Охотники.

На экране остаются Волк, Охотники.

У: На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки.

У: Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились на уроке?

7. Домашнее задание (Приглашения на сказку).

Подпишите свои приглашения и выполните задание.

Ранним утром пионе р выходит на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка , готовая поймать одну из них, однако птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся ни с чем.

Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк , и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.

Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.

Из леса выходят Охотники , которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк . Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.

Музыка

Каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом:

  • Петя ― смычковые струнные инструменты (преимущественно скрипки), C-dur, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша;
  • Птичка ― флейта в высоком регистре, G-dur, виртуозные пассажи;
  • Утка ― гобой, Es-dur/As-dur, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;
  • Кошка ― кларнет, G-dur, тема изображает грацию и мягкую поступь кошки;
  • Дедушка ― фагот, тема в h-moll, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание;
  • Волк ― три валторны, тема в g-moll;
  • Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш)

Записи

  1. Наталия Сац Евгений Светланов
  2. Николай Литвинов - чтец, Государственный академический симфонический оркестр СССР дирижёр - Геннадий Рождественский
  3. Леонард Бернстайн - чтец, Нью-Йоркский филармонический оркестр дирижёр - Леонард Бернстайн (Sony Classical)
  4. Карлхайнц Бём - чтец, Венский филармонический оркестр дирижёр - Карл Бём (Deutshe Grammophon)
  5. Беатрис Лилли - чтец, Лондонский симфонический оркестр дирижер - Скитч Хендерсон (англ.) русск. (Decca Records , 1960)

Адаптации

Анимация

  • «Петя и волк » (Peter and the Wolf , 1946) - первая анимационная версия произведения, цветной рисованный мультфильм Уолта Диснея .
  • «Петя и волк » (1958) - советский кукольный мультфильм по произведению.
  • «Петя и волк » (1976) - советский кукольный мультфильм по произведению.
  • «Петя и волк » (Peter and the Wolf , 2006) - короткометражный анимационный фильм, удостоенный премии «Оскар ».

Чтение

Музыкальные версии

Иллюстрации

Напишите отзыв о статье "Петя и волк"

Примечания

См. также

Ссылки

  • (англ.) , записи в музыкальной библиотеке International Music Score.
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (рус.) «» - в книге «Сказки для взрослых детей»

Отрывок, характеризующий Петя и волк

– Хорошо, хорошо, мне теперь некогда, – сказал Ермолов и вышел из избы. Диспозиция, составленная Толем, была очень хорошая. Так же, как и в аустерлицкой диспозиции, было написано, хотя и не по немецки:
«Die erste Colonne marschiert [Первая колонна идет (нем.) ] туда то и туда то, die zweite Colonne marschiert [вторая колонна идет (нем.) ] туда то и туда то» и т. д. И все эти колонны на бумаге приходили в назначенное время в свое место и уничтожали неприятеля. Все было, как и во всех диспозициях, прекрасно придумано, и, как и по всем диспозициям, ни одна колонна не пришла в свое время и на свое место.
Когда диспозиция была готова в должном количестве экземпляров, был призван офицер и послан к Ермолову, чтобы передать ему бумаги для исполнения. Молодой кавалергардский офицер, ординарец Кутузова, довольный важностью данного ему поручения, отправился на квартиру Ермолова.
– Уехали, – отвечал денщик Ермолова. Кавалергардский офицер пошел к генералу, у которого часто бывал Ермолов.
– Нет, и генерала нет.
Кавалергардский офицер, сев верхом, поехал к другому.
– Нет, уехали.
«Как бы мне не отвечать за промедление! Вот досада!» – думал офицер. Он объездил весь лагерь. Кто говорил, что видели, как Ермолов проехал с другими генералами куда то, кто говорил, что он, верно, опять дома. Офицер, не обедая, искал до шести часов вечера. Нигде Ермолова не было и никто не знал, где он был. Офицер наскоро перекусил у товарища и поехал опять в авангард к Милорадовичу. Милорадовича не было тоже дома, но тут ему сказали, что Милорадович на балу у генерала Кикина, что, должно быть, и Ермолов там.
– Да где же это?
– А вон, в Ечкине, – сказал казачий офицер, указывая на далекий помещичий дом.
– Да как же там, за цепью?
– Выслали два полка наших в цепь, там нынче такой кутеж идет, беда! Две музыки, три хора песенников.
Офицер поехал за цепь к Ечкину. Издалека еще, подъезжая к дому, он услыхал дружные, веселые звуки плясовой солдатской песни.
«Во олузя а ах… во олузях!..» – с присвистом и с торбаном слышалось ему, изредка заглушаемое криком голосов. Офицеру и весело стало на душе от этих звуков, но вместе с тем и страшно за то, что он виноват, так долго не передав важного, порученного ему приказания. Был уже девятый час. Он слез с лошади и вошел на крыльцо и в переднюю большого, сохранившегося в целости помещичьего дома, находившегося между русских и французов. В буфетной и в передней суетились лакеи с винами и яствами. Под окнами стояли песенники. Офицера ввели в дверь, и он увидал вдруг всех вместе важнейших генералов армии, в том числе и большую, заметную фигуру Ермолова. Все генералы были в расстегнутых сюртуках, с красными, оживленными лицами и громко смеялись, стоя полукругом. В середине залы красивый невысокий генерал с красным лицом бойко и ловко выделывал трепака.
– Ха, ха, ха! Ай да Николай Иванович! ха, ха, ха!..
Офицер чувствовал, что, входя в эту минуту с важным приказанием, он делается вдвойне виноват, и он хотел подождать; но один из генералов увидал его и, узнав, зачем он, сказал Ермолову. Ермолов с нахмуренным лицом вышел к офицеру и, выслушав, взял от него бумагу, ничего не сказав ему.
– Ты думаешь, это нечаянно он уехал? – сказал в этот вечер штабный товарищ кавалергардскому офицеру про Ермолова. – Это штуки, это все нарочно. Коновницына подкатить. Посмотри, завтра каша какая будет!

На другой день, рано утром, дряхлый Кутузов встал, помолился богу, оделся и с неприятным сознанием того, что он должен руководить сражением, которого он не одобрял, сел в коляску и выехал из Леташевки, в пяти верстах позади Тарутина, к тому месту, где должны были быть собраны наступающие колонны. Кутузов ехал, засыпая и просыпаясь и прислушиваясь, нет ли справа выстрелов, не начиналось ли дело? Но все еще было тихо. Только начинался рассвет сырого и пасмурного осеннего дня. Подъезжая к Тарутину, Кутузов заметил кавалеристов, ведших на водопой лошадей через дорогу, по которой ехала коляска. Кутузов присмотрелся к ним, остановил коляску и спросил, какого полка? Кавалеристы были из той колонны, которая должна была быть уже далеко впереди в засаде. «Ошибка, может быть», – подумал старый главнокомандующий. Но, проехав еще дальше, Кутузов увидал пехотные полки, ружья в козлах, солдат за кашей и с дровами, в подштанниках. Позвали офицера. Офицер доложил, что никакого приказания о выступлении не было.
– Как не бы… – начал Кутузов, но тотчас же замолчал и приказал позвать к себе старшего офицера. Вылезши из коляски, опустив голову и тяжело дыша, молча ожидая, ходил он взад и вперед. Когда явился потребованный офицер генерального штаба Эйхен, Кутузов побагровел не оттого, что этот офицер был виною ошибки, но оттого, что он был достойный предмет для выражения гнева. И, трясясь, задыхаясь, старый человек, придя в то состояние бешенства, в которое он в состоянии был приходить, когда валялся по земле от гнева, он напустился на Эйхена, угрожая руками, крича и ругаясь площадными словами. Другой подвернувшийся, капитан Брозин, ни в чем не виноватый, потерпел ту же участь.
– Это что за каналья еще? Расстрелять мерзавцев! – хрипло кричал он, махая руками и шатаясь. Он испытывал физическое страдание. Он, главнокомандующий, светлейший, которого все уверяют, что никто никогда не имел в России такой власти, как он, он поставлен в это положение – поднят на смех перед всей армией. «Напрасно так хлопотал молиться об нынешнем дне, напрасно не спал ночь и все обдумывал! – думал он о самом себе. – Когда был мальчишкой офицером, никто бы не смел так надсмеяться надо мной… А теперь!» Он испытывал физическое страдание, как от телесного наказания, и не мог не выражать его гневными и страдальческими криками; но скоро силы его ослабели, и он, оглядываясь, чувствуя, что он много наговорил нехорошего, сел в коляску и молча уехал назад.
Излившийся гнев уже не возвращался более, и Кутузов, слабо мигая глазами, выслушивал оправдания и слова защиты (Ермолов сам не являлся к нему до другого дня) и настояния Бенигсена, Коновницына и Толя о том, чтобы то же неудавшееся движение сделать на другой день. И Кутузов должен был опять согласиться.

На другой день войска с вечера собрались в назначенных местах и ночью выступили. Была осенняя ночь с черно лиловатыми тучами, но без дождя. Земля была влажна, но грязи не было, и войска шли без шума, только слабо слышно было изредка бренчанье артиллерии. Запретили разговаривать громко, курить трубки, высекать огонь; лошадей удерживали от ржания. Таинственность предприятия увеличивала его привлекательность. Люди шли весело. Некоторые колонны остановились, поставили ружья в козлы и улеглись на холодной земле, полагая, что они пришли туда, куда надо было; некоторые (большинство) колонны шли целую ночь и, очевидно, зашли не туда, куда им надо было.

Новое на сайте

>

Самое популярное