Домой Цервикальный канал 5 фактов из жизни шаляпина. Федор Шаляпин: малоизвестные факты и вехи творчества

5 фактов из жизни шаляпина. Федор Шаляпин: малоизвестные факты и вехи творчества

Отец Федора Шаляпина был определенно мнения об актерских увлечениях сына. Он говорил ему:
- В дворники надо идти, скважина, в дворники, а не в театр. Дворником надо быть, и будет у тебя кусок хлеба...

не в свои сани не садись

Пятнадцатилетний Шаляпин обратился в дирекцию театра в Казани с просьбой прослушать его и принять в хор. Но из-за мутации голоса на прослушивании он спел чрезвычайно плохо. Вместо Шаляпина в хористы приняли какого-то долговязого девятнадцатилетнего парня, с чудовищным "окающим" говором. Свое первое фиаско Шаляпин запомнил на всю жизнь, а этого долговязого конкурента надолго возненавидел. Спустя годы в Нижнем Новгороде Шаляпин познакомился с Максимом Горьким, которому и рассказал о своей первой певческой неудаче. Услышав рассказ, Горький рассмеялся:
- Дорогой Феденька, так это ж был я! Меня, правда, скоро выгнали из хора, потому что голоса у меня вообще не было никакого.

дебют

Дебют Федора Ивановича на оперной сцене был весьма оригинальным. Шаляпин в то время был главным статистом в театре. Ему поручили бессловесную роль кардинала, который должен был торжественно проследовать через всю сцену в сопровождении свиты. Перед первым в жизни выходом на сцену Шаляпин так волновался, что у него дрожали ноги и руки. Он долго объяснял бестолковым младшим статистам их обязанности, в тайне предвкушая, как ахнет зал от их величественного шествия.
- Следуйте за мной и делайте все так же, как я! - приказал он свите и вышел на сцену. Едва сделав шаг, Шаляпин в волнении наступил на край своей длинной красной мантии и рухнул прямо на пол! Сопровождавшая кардинала свита решила, что... так и надо, и тоже упала! Главный статист героически пытался встать на ноги, выпутаться из широкой мантии - бесполезно. Барахтаясь в кардинальском облачении, он так и прополз на четвереньках через всю сцену! А за ним, также конвульсивно подрагивая, ползла свита!
Публика хохотала до колик! Едва Федор Иванович оказался за кулисами, его схватил взбешенный режиссер и спустил с лестницы, дав будущему украшению русской сцены хорошего пинка под зад.

"сейчас обопрусь..."

Шаляпин с юмором вспоминал своеобразный метод "воспитания" голоса, который применял его педагог Д.А. Усатов. Слыша, что голос начинает слабеть, он наотмашь бил ученика в грудь и кричал:
- Опирайтесь, черт вас возьми! Опирайтесь!.
Но Шаляпин не понимал, на что и чем он должен был "опираться"...
- Лишь много времени спустя он наконец объяснил мне, что надобно было опирать звук на дыхание, концентрировать его... - со смехом рассказывал Шаляпин, уже став великим певцом.

не хочешь квакать? штраф!

Однажды Шаляпин был болен "грудной жабой" и отказался петь в двух спектаклях. За это директор театра оштрафовал Федора Ивановича и аргументировал наложение штрафа следующим образом:
- В наших спектаклях многие артисты на сцене просто квакают, отчего же и Шаляпин не может спеть с "жабой"? Он вполне влился бы в общий хор...

страус в клетке

В 1901 году Шаляпин в качестве солиста Большого театра гастролировал в театре "Ла Скала". На свою первую зарубежную гастроль он откликнулся автоэпиграммой, удачно перефразируя стихи Лермонтова и Грибоедова:
Я здесь в Милане - страус в клетке
(В Милане страусы так редки);
Милан сбирается смотреть,
Как русский страус будет петь,
И я пою, и звуки тают,
Но в воздух чепчики отнюдь
Здесь, как в России, не бросают.

да я не про это!

Федор Иванович Шаляпин всегда возмущался людьми, которые считают труд артиста легким.
- Они напоминают мне, - говорил певец, - одного извозчика, который как-то вез меня по Москве:
- А ты, барин, чем занимаешься? - спрашивает.
- Да вот пою.
- Я не про то. Я спрашиваю, чего работаешь? Петь - это мы все поем. И я пою, когда скучно станет. Я спрашиваю: ты чего делаешь?

понимаю - революция...

Во время революции дом Шаляпина часто подвергался ночным обыскам. Искали бриллианты и золото. Однажды конфисковали серебряные ложки и вилки, а также двести бутылок французского вина.
Шаляпин пожаловался Зиновьеву:
- Я понимаю - революция... И, в сущности, я не против обысков, но нельзя ли обыскивать меня в удобное для меня время, с восьми до девятнадцати, например?

что такое конные матросы?

В пору революции Шаляпин пришел к художнику Коровину:
- Меня обязали выступить сегодня конными матросами. Скажи мне, ради Бога, что такое конные матросы?
- Не знаю, что такое конные матросы сумрачно отвечал Коровин, - но уезжать надо...

розыгрыш

Одно время на даче Коровина жила семья Козловых, Петр Петрович и Наталья Степановна, которые являлись объектом многочисленных шуток Шаляпина. Однажды Федор Иванович спрятал резиновый шланг от большого аквариума и стал уверять, что Петр Петрович накануне вечером, будучи в большом подпитии, случайно проглотил его.
- Я видел собственными глазами! Качаясь, подошел к аквариуму, хотел попить через шланг и проглотил!..
Федор Иванович принюхивался и очень убедительно продолжал:
- Определенно, от тебя пахнет резиной. Определенно!
Озабоченное сочувствие Шаляпина было настолько правдоподобным, что Петр Петрович отправился к врачу вытаскивать шланг, для чего выпил более стакана касторки.

уж-жасное привидение...

Однажды, гостя на даче у художника Константина Коровина, Федор Иванович вместе с хозяином решил разыграть недавно приехавших архитекторов В. Кузнецова и В. Мазырина. Кузнецов был всем известен не только как прекрасный архитектор, но еще и как очень боязливый и мнительный человек. На этом и решили сыграть. Недалеко от дачи была сложена скамья из дерна, похожая на могильный холм. Константин Коровин по секрету сказал своим гостям, что это могила бывшего хозяина дома, умершего страшной смертью. Каждую ночь ровно в двенадцать часов ночи дух умершего прилетает к могиле. Скептики могут дождаться полночи и все увидеть собственными глазами.
В тот же вечер вся компания ждала полночи на веранде, с которой была хорошо видна "могила". Когда же пробило полночь, "могила" вдруг засветилась мерцающим фиолетовым светом.
- Начина-ается! - послышался жуткий шепот дрожащих губ Шаляпина. - Пойдемте ближе, посмотрим...
Все вышли из дома и не очень-то решительно направились к таинственному свету. Вдруг над "могилой" взметнулось и затрепетало в фиолетовом свете что-то белое!
- Вижу! Я его ви-ижу!! - вскричал Федор Иванович и, трагически заломив руки, рухнул на землю, словно подкошенный. К Шаляпину подбежал Коровин; склонившись, он стал щупать пульс.
- О Боже, пульса нет! Шаляпин погиб! Умер от разрыва сердца!..
Гости бросили "погибшего" Шаляпина и, не оглядываясь, побежали к даче, сложили вещи и тут же отбыли в Москву. На следующий день они рассказали обо всем приятелям, по городу поползли ужасающие слухи о привидении и трагической безвременной кончине Шаляпина.
Ну а скрытая механика появления "духа покойного" была весьма проста. Роль привидения играла... простыня, подвешенная на кольцах к веревке, которая была протянута между деревьями над "могилой". Простыню в нужный момент привел в движение крестьянский парень, подготовленный Коровиным. Он же поджег и спирт в плошках за "могилой" - источник таинственного свечения.

зачем вам костюм, милейший?

Однажды к Шаляпину явился певец-любитель и довольно нагло попросил:
- Федор Иванович, мне в аренду необходим ваш костюм, в котором вы пели Мефистофеля. Не беспокойтесь, я вам заплачу!
Шаляпин встает в театральную позу, набирает в легкие воздуха и поет:
"Блохе кафтан?! Ха-ха-ха-ха!.."

таможня начеку!

Шаляпин, приехав на гастроли в США, должен был пройти проверку в нью-йорской таможне. В очереди к чиновнику, производившему осмотр багажа, его узнали.
- Это знаменитый Шаляпин,- сказал кто-то, - у него золотое горло...
Услышав такую реплику, таможенный чиновник потребовал немедленно сделать рентгеновский снимок "золотого горла".

поклонница

Как-то на гастролях в Америке к Шаляпину подошла дама, которая отрекомендовалась горячей поклонницей его таланта. Прошло четверть часа, но экзальтированная особа не высказывала ни малейшего намерения оставить певца в покое. Шаляпин не знал, как избавиться от надоедливой поклонницы.
Неожиданно появился фотограф.
- Можно ли попросить мистера Шаляпина улыбнуться?
Шаляпин сразу же воспользовался этим поводом и обратился к непрошенной собеседнице:
- Вынужден попрощаться с вами, миссис. Вы же слышали, что фотограф попросил меня сделать приятное выражение лица...

ну, слава богу!..

Один миллиардер пригласил Шаляпина выступить у него на вечере.
- Это будет вам стоить тысячу долларов! -сказал Шаляпин.
- Хорошо, - отвечал богатей, - но с условием, что после пения вы не останетесь среди гостей!
- Что же вы мне сразу не сказали! - образовался великий певец. - Ежели не надо общаться с вашими гостями, то я спою и за пятьсот долларов!

мы с шаляпиным

У Федора Ивановича Шаляпина был секретарь и помощник Петр, который оберегал певца от назойливых журналистов и театральных критиков.
Во время одной из поездок по Европе к певцу в гостиницу пришел известный музыкальный критик. Его встретил секретарь.
- Федор Иванович сейчас занят, - сказал он. - На все ваши вопросы готов ответить я.
- Каковы планы маэстро Шаляпина на ближайшее будущее? - спросил музыкальный критик.
- Мы едем в Милан, где будем петь в "Ла Скала", затем дадим в Лондоне концерт в честь английского короля, потом...
- Все отлично, Петр, - загремел голос Шаляпина из соседней комнаты. - Только не забудь взять меня с собой!

замечательная борода

После спектакля в "Ла Скала", где Шаляпин пел Бориса Годунова, к нему подошел итальянский певец.
- Борода у вас великолепная,- сказал завистливый итальянец. - Я тоже хотел бы спеть с такой бородой.
- Ну, если бы дело было в одной бороде, - ответил Шаляпин, - то, пожалуй, козел спел бы лучше нас обоих!
Тут же Шаляпин отодрал с лица царскую бороду и, отдавая ее итальянскому певцу, сказал:
- С удовольствием бы подарил и голову вместе с бородой, но голова, пожалуй, мне и самому еще пригодится.

я тебя перепою!

Много лет назад в Большом театре шла опера "Дон Карлос". Партию Филиппа пел Шаляпин, великого инквизитора - Василий Петров.
Надо сказать, что Петров преклонялся перед гением Шаляпина, а Шаляпин, в свою очередь, высоко ценил голос и талант Петрова.
Перед началом третьего действия Петров сказал Шаляпину:
- А ведь я тебя сегодня перепою, Федя!
- Нет, Вася, не перепоешь! - ответил Шаляпин.
- Перепою!
- Нет, не перепоешь!
Начался акт.
Петров, обладавший могучим голосом, завершил фразу громоподобным раскатом, который заглушил оркестр и заполнил весь театр - партера до галерки.
В какие-то доли секунды Шаляпин понял, что это перекрыть уже нельзя. И на слова великого инквизитора король Филипп неожиданно ответил шепотом. Он прошептал свою реплику в абсолютной тишине, и от этих слов, гениально произнесенных Шаляпиным, в зале буквально повеяло зловещим холодом.
Успех был полный, и овация продолжалась несколько минут.
Когда закрылся занавес, Шаляпин шутливо сказал Петрову:
- Вот и все! А ты орешь!..

бедные уши карузо

Шаляпин отдыхал в Монте-Карло. При нем был его личный секретарь Исай Дворищин. Прогуливаясь вместе с ним по улицам Монте-Карло, Шаляпин случайно встречает Карузо, который тоже здесь отдыхал. Страшно обрадовавшись встрече, Федор Иванович представляет Ивана Дворищина как нового уникального тенора и умоляет Энрико прослушать своего секретаря. Карузо нехотя соглашается и назначает день прослушивания.
В назначенный день Шаляпин с секретарем приходят к Карузо. Исай Дворищин (а он когда-то пел тенором в хоре), начинает петь арию герцога из "Риголетто". Шаляпин завороженно слушает. На лице Карузо появляется некоторое недоумение. Исай все поет, отчаянно прижимая руки к сердцу.
Карузо круглыми от удивления глазами уже смотрит только на Шаляпина, а тот все так же завороженно слушает. Наконец Исай забрался на верхнюю ноту и пустил отчаянного "петуха". Карузо даже подпрыгнул в кресле и замахал руками: "Хватит, хватит!" - закричал он.
Шаляпин, тоже не выдержав, расхохотался и бросился обнимать Энрико, прося прощения за жестокую для ушей Карузо шутку.

сейчас объясню

Среди артистов разгорелся спор о том, что такое искусство. Шаляпин незаметно удалился в другую комнату. Потом внезапно распахнул дверь, стал на пороге смертельно бледный, со взъерошенными волосами, дрожащими губами, с полными ужаса глазами и произнес:
- Пожар!
Поднялась паника, крики... Но Шаляпин вдруг рассмеялся:
- Теперь вам понятно, что такое искусство?.. Разумеется, никакого пожара не было.

по справедливости

При всем своем сложном и вздорном характере Федор Иванович был предан искусству и умел ценить настоящий талант.
Однажды за обедом в доме у Шаляпиных шел разговор о знаменитом певце Мазини. После обеда сын Федора Ивановича Боря спросил:
- А что, папа, Мазини вправду был хороший певец?
Шаляпин вздохнул:
- Мазини, миленький, был не певец. Это вот я, ваш отец, - певец, а Мазини был ангел.

голова пустая, а жалованье большое...

При входе в мастерскую художника Серова был у двери сбоку вбит гвоздь. Слуга Василий, входя, обычно всегда вешал на этот гвоздь картуз и, вытянувшись по стойке "смирно", слушал приказания.
Так однажды Шаляпин с Серовым выдумали забаву: выдернули гвоздь и вместо этого Серов написал краской гвоздь и тень от него - на пустом месте.
- Василий! - крикнул Шаляпин.
Василий, войдя, по привычке хотел повесить картуз на гвоздь. Картуз упал. Он быстро поднял его и вновь повесил. Картуз опять упал.
Шаляпин, не выдержав, захохотал.
Василий посмотрел на Шаляпина, на гвоздь, сообразил, в чем дело, молча повернулся и ушел. Придя на кухню, он сказал обиженно:
- В голове у них мало. Одно вредное. С утра все хи-хи да ха-ха... А жалованье все получают во какое!

Прекратите петь!

В начале тридцатых годов после одного из благотворительных концертов Шаляпин заехал в один из русских кабачков. Там выступал оркестр балалаечников, и солист затянул:
"Степь да степь кругом..."
Шаляпин начал тихонько подпевать. Вдруг из-за соседнего столика один господин закричал:
"Перестаньте петь! Безобразие! Как вы себя ведете!.."
Господину что-то шепнули, и он поперхнулся. Однако еще более сконфуженным выглядел Шаляпин, ведь впервые в жизни его попросили прекратить петь.

Дык ей поди уже 90!

Будучи уже знаменитейшим артистом, Федор Иванович Шаляпин как-то согласился выступить в любительском спектакле в Мамонтовке. Разумеется, по такому случаю был дан банкет в честь великого певца.
Федор Иванович, подвыпив, стал весьма настойчиво атаковать одну молодую даму. Пошли уже в ход и руки.
- Как вы можете! - возмутилась дама. - Такой известный артист, а такие вольности допускаете!.. - Позвольте, - сказал Шаляпин. - Коли известный артист, так только за Сарой Бернар ухаживать? Да ей, милая, поди девяносто стукнуло.

Пожар!

Случай из жизни Ф.И.Шаляпина. Среди артистов разгорелся спор по вопросу, что такое искусство. Шаляпин незаметно удалился в соседнюю комнату. Внезапно распахнулась дверь, он стоял на пороге смертельно бледный, со взъерошенными волосами, дрожащими губами, с полными ужаса глазами и произнес:
"Пожар!" Поднялась паника, крики... Но Шаляпин вдруг рассмеялся: "Теперь вам понятно, что такое искусство?!" Увидев на лице Шаляпина выражение эмоционального шока, которое, как подсказывал опыт, появляется на лице участника чрезвычайной ситуации, артисты не сомневались - пожар.

13 февраля 1873 года родился знаменитый российский оперный певец, обладатель высокого баса Федор Шаляпин. Он был настоящим воплощением широкой русской души - любвеобильной, щедрой, живущий на широкую ногу. В 141-ую годовщину со дня рождения певца "РГ" подготовила подборку малоизвестных фактов о его личной жизни.

1. Живя с родителями в Суконной слободе в Казани, Федор Шаляпин учился в частной школе некоей Ведерниковой, откуда его спустя непродолжительное время исключили. Любопытно, что по воспоминаниям самого певца, причиной этого неприятного инцидента стало то, что учительница застала его за поцелуями с одноклассницей.

2. Первой женой Шаляпина была итальянская балерина Иола Торнаги. Поначалу талантливая молодая танцовщица, выписанная миллионером Саввой Мамонтовым из Италии, категорически отвергала ухаживания Шаляпина, которого, очевидно, считала легкомысленным юношей. Певец ухаживал за ней, осыпал дорогими подарками, но ничего не помогало. Тогда он пошел на крайний шаг, который в конце концов растопил сердце красавицы. Говорят, что во время репетиции оперы "Евгений Онегин" в своей партии Шаляпин неожиданно спел: "Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги!" Смущенная балерина в этот момент сидела в зале, в директорской ложе. Естественно, после такого признания она не могла отказать великому басу. В 1898 году, когда обоим было по 25 лет, Шаляпин и Торнаги обвенчались в церкви села Гагино, близ дачи Мамонтова.

3. Счастливая семейная жизнь не успокоила страстной души Шаляпина. Во время гастролей мужа в других городах и странах до Иолы регулярно доходили слухи о его разгульной жизни. Постепенно письма, в которых поначалу звучали страстные признания в любви, стали суше, хотя приходила все с той же регулярностью, и были пропитаны все тем же уважением. В 1905 году в Петербурге Шаляпин завел новую семью, начав жить вместе со вдовой Марией Валентиновной Петцольд и двумя ее детьми. Еще четыре года он жил на два дома, и дети от первого брака с Иолой - а их было пятеро - ни о чем не подозревали. Иола знала о новой жизни мужа, но скандалов не устраивала, заботясь о покое и благополучии сыновей и дочерей.

4. Вторая жена Шаляпина Мария не имела никакого отношения к театральным кругам. По странному стечению обстоятельств она была, как и сам великий бас, родом из Казани и приходилась дочерью дворянину Гуго Елухену, в то время как сам Шаляпин был из крестьян. О том, как они познакомились, достоверной информации нет. Говорят, что впервые встретились они на скачках на Московском ипподроме в 1906 году. Федору было 33 года, Марии - 24. Она уже четыре года была вдовой сына владельца знаменитых в России пивных заводов Эдуарда Петцольда, жила в Петербурге вместе с двумя детьми - Стеллой и Эдуардом. По свидетельству современников, Мария была полной противоположностью Иоле. Если первая жена безропотно отпускала Шаляпина в командировки во все концы света, то Мария неотступно следовала за ним везде, куда бы он ни поехал. Возможно, Шаляпин и собирался вернуться к законной жене сразу по возвращении той из Италии, где она гостила в родительском доме, но Мария не отпустила.

5. В эмиграцию Шаляпин уехал с Марией и их общими детьми, которых к тому моменту уже было трое. Долго жили во Франции, где со временем певец купил себе большой дом. Как вспоминает приближенная семьи Нина Прихненко, в доме царили мир и покой. "Дядя Федя и тетя Маня всегда завтракали с семьей. В субботу-воскресенье все собирались за столом. Блюда подавали два слуги. Они следили за тем, чтобы все было, как полагается, молча и быстро меняли блюда, стараясь не привлекать к себе внимания. В доме постоянно были гости. За обедом собиралось обычно не менее 20 человек", - рассказала она в 2006 году в одном из своих интервью агентству ИТАР-ТАСС .

6. Мария Петцольд не могла официально носить имя Шаляпина - их брак не был зарегистрирован. Часто связь Шаляпина и Петцольд вызывала скандалы, особенно в западной "свободной" прессе. Так, будучи на гастролях в Нью-Йорке, Шаляпин подвергся шантажу со стороны репортеров. Ему пришлось заплатить десять тысяч долларов, чтобы откупиться от них.

7. Шаляпин очень любил своих детей, и от первого брака, и от второго. Первых старался пристроить в хорошие учебные заведения и не обделять вниманием, вторых, еще совсем маленьких, баловал: любил их тискать, рассказывал сказки, задаривал подарками. Он по-прежнему, даже после официального развода, поддерживал теплые отношения с первой женой и писал ей письма об успехах старших детей, которые в то время тоже перебрались за границу: "Федька работает в кино, - писал Шаляпин оставшимся в Москве детям и Иоле. - Боря пишет красками натуру и работает, учится всерьез. Надеюсь, что будет художник. Лида живет по-прежнему. Марфа ждет дите. Маринка сходит с ума по балету и по Бенвенуто Челлини...".

1.Русский певец Фёдор Шаляпин за свою жизнь покорил аудиторию во множестве стран.

2.Рождённый в Российской Империи и ставший знаменитым во времена СССР, он прожил достойную жизнь, а его талант до сих пор никому не удалось превзойти. Его изумительный высокий бас гремел по лучшим оперным залам Европы.

3.Федор Шаляпин внес неоценимый вклад в развитие оперного искусства. В его репертуаре - свыше 50 сыгранных ролей в классических операх, свыше 400 песен, романсов и русских народных песен.

4.Федор Шаляпин был первым народным артистом нашей страны.

5. Его предки носили фамилию «Шелепины». Со временем она трансформировалось в известную всем нам форму.

6. Федор Иванович Шаляпин родился 1 ноября 1873 года в Казани в крестьянской семье выходцев из Вятской губернии. Жили бедно, отец служил писцом в земской управе, часто пил, поднимал руку на жену и детей, с годами его пристрастие усугублялось.

7. Вопреки всем жизненным обстоятельствам, Федор Шаляпин навсегда вошел в мировую оперную историю.

8.Федор учился в частной школе Ведерниковой, но за поцелуи с одноклассницей его исключили. Потом было приходское и ремесленное училища, последнее он покинул из-за тяжелой болезни матери. На этом казенное образование Шаляпина закончилось.

9. Еще до училища Федора приставляли к крестному отцу - учиться сапожному ремеслу. «Но судьба не судила мне быть сапожником», - вспоминал певец.

10.Однажды Федор услышал хоровое пение в церкви, и оно его заворожило. Он попросился в хор, и регент Щербинин принял его. У 9-летнего Шаляпина был слух и прекрасный голос - дискант, и регент обучил его нотной грамоте и положил жалованье.

11.В 12 лет Шаляпин впервые попал в театр - на «Русскую свадьбу». С этого момента театр «свел с ума» Шаляпина и стал его страстью на всю жизнь. Уже в парижской эмиграции в 1932 году он напишет: «Все, что я буду вспоминать и рассказывать, будет… связано с моей театральной жизнью. О людях и явлениях… я собираюсь судить… как актер, с актерской точки зрения...».

12.Когда в Казань приехала опера, она, по признанию Федора, изумила его. Шаляпину очень хотелось заглянуть за кулисы, и он пробрался за сцену. Его взяли статистом «за пятак». До карьеры великого оперного певца было еще далеко. Впереди были ломка голоса, переезд в Астрахань, голодная жизнь и возвращение в Казань.

13.Первое сольное выступление Шаляпина - партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин» - состоялось в конце марта 1890 года. В сентябре он в качестве хориста переезжает в Уфу, где преображается в солиста, заменив заболевшего артиста. Дебют 17-летнего Шаляпина в опере «Галька» оценили и изредка поручали ему небольшие партии. Но театральный сезон закончился, и Шаляпин снова оказался без работы и без денег. Он играл проходные роли, бродяжничал и в отчаянии даже думал о самоубийстве.

14.Помогли знакомые, которые посоветовали взять уроки у Дмитрия Усатова - в прошлом артиста императорских театров. На протяжении года Шаляпин жил в Тбилиси, где его учил пению знаменитый тогда певец Дмитрий Усатов. Причём учитель давал ему уроки бесплатно, так как у Фёдора не было денег, чтобы заплатить за обучение. Усатов не только разучил с ним знаменитые оперы, но и обучил основам этикета. Он ввел новичка в музыкальный кружок, а вскоре и в «оперу Любимова», уже по контракту. Успешно отыграв свыше 60 спектаклей, Шаляпин отправляется в Москву, а затем в Петербург.

15. Шаляпин знакомится с известным меценатом Саввой Мамонтовым, который предлагает ему место солиста Русской частной оперы. В 1896 году артист перебирается в Москву и четыре сезона успешно выступает, совершенствуя свой репертуар и навыки.

Ф. И. Шаляпин в молодости

16.С 1899 года Шаляпин - в труппе Императорской русской оперы в Москве и пользуется успехом у публики. С восторгом его принимают в миланском театре La Scala - там Шаляпин выступил в образе Мефистофеля. Успех был потрясающим, предложения стали сыпаться со всего мира. Шаляпин покоряет Париж и Лондон с Дягилевым, Германию, Америку, Южную Америку, и становится всемирно известным артистом.

17.В России Шаляпин прославился басовыми партиями Борисова Годунова, Ивана Грозного, Мефистофеля. Не только его велик

18.В 22 года Фёдор Шаляпин уже выступал на сцене знаменитого Мариинского театра в Санкт-Петербурге. После успешной роли Мефистофеля в «Фаусте» Шаляпина приглашают на пробы в Мариинский театр и зачисляют в труппу на три года. Шаляпин получает партию Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила», но критики написали, что пел Шаляпин «скверно», и он надолго остается без ролей.

19. Отец Федора Шаляпина был определенного мнения об актерских увлечениях сына. Он говорил ему: - В дворники надо идти, в дворники, а не в театр. Дворником надо быть, и будет у тебя кусок хлеба.

20. В 1918 году Шаляпин становится художественным руководителем Мариинского театра (отказавшись при этом от должности худрука в Большом театре) и получает первое в России звание «народного артиста Республики».

Федор Шаляпин с семьёй

21. Федор Шаляпин был дважды женат, и от обоих браков у него родилось 9 детей. С первой женой - итальянской балериной Иолой Торнаги - певец знакомится в театре Мамонтова. В 1898 году они обвенчались, и в этом браке у Шаляпина родилось шестеро детей, один из которых умер в раннем возрасте. После революции Иола Торнаги долгое время жила в России, и только в конце 50-х годов переехала в Рим по приглашению сына.

С Марией Петцольд

22.Будучи в браке, в 1910 году Федор Шаляпин сближается с Марией Петцольд, которая воспитывала двоих детей от первого брака. Первый брак еще не был расторгнут, но фактически у певца в Петрограде появилась вторая семья. В этом браке у Шаляпина родилось три дочери, однако официально оформить свои отношения пара смогла уже в Париже в 1927 году. С Марией Федор Шаляпин провел последние годы жизни.

23. Несмотря на то, что Шаляпин смолоду сочувствовал революции, он и его семья не избежали эмиграции. Новая власть конфисковала у артиста дом, машину, сбережения в банке. Он пытался защитить семью и театр от нападок, неоднократно встречался с руководителями страны, в том числе с Лениным и Сталиным, но это помогало только временно.

24.В 1922 году Шаляпин с семьей покидает Россию, гастролирует в Европе и Америке. В 1927 году Совнарком лишает его звания народного артиста и права возвращаться на родину. По одной из версий, Шаляпин пожертвовал сборы от концерта детям эмигрантов, а в СССР этот жест расценили как поддержку белогвардейцев.

25. Семья Шаляпиных обосновывается в Париже, и именно там оперный певец найдет свое последнее пристанище.

26. В 1901 году Шаляпин в качестве солиста Большого театра гастролировал в театре «Ла Скала». На свою первую зарубежную гастроль он откликнулся авто эпиграммой, удачно перефразируя стихи Лермонтова и Грибоедова: Я здесь в Милане - страус в клетке (В Милане страусы так редки); Милан сбирается смотреть, Как русский страус будет петь, И я пою, и звуки тают, Но в воздух чепчики отнюдь Здесь, как в России, не бросают.

27. Шаляпин, приехав на гастроли в США, должен был пройти проверку в Нью-Йорской таможне. В очереди к чиновнику, производившему осмотр багажа, его узнали. - Это знаменитый Шаляпин,- сказал кто-то, - у него золотое горло… Услышав такую реплику, таможенный чиновник потребовал немедленно сделать рентгеновский снимок «золотого горла».

28. Во время революции дом Шаляпина часто подвергался ночным обыскам. Искали бриллианты и золото. Однажды конфисковали серебряные ложки и вилки, а также двести бутылок французского вина. Шаляпин пожаловался Зиновьеву: - Я понимаю - революция… И, в сущности, я не против обысков, но нельзя ли обыскивать меня в удобное для меня время, с восьми до девятнадцати, например?

29. Во время революции Шаляпин пришел к художнику Коровину: - Меня обязали выступить сегодня перед конными матросами. Скажи мне, ради Бога, что такое конные матросы? - Не знаю, что такое конные матросы сумрачно отвечал Коровин, - но уезжать надо.

30. Однажды Шаляпин был болен «грудной жабой» и отказался петь в двух спектаклях. За это директор театра оштрафовал Федора Ивановича и аргументировал наложение штрафа следующим образом: - В наших спектаклях многие артисты на сцене просто квакают, отчего же и Шаляпин не может спеть с «жабой»? Он вполне влился бы в общий хор.

31. Однажды, ещё на заре своей оперной карьеры, Шаляпин на сцене промахнулся мимо стула и неловко сел прямо на пол. С тех пор он всю жизнь внимательно смотрел, куда садится.

32. В молодости Шаляпин однажды сорвал представление, запутавшись в пышной мантии и рухнув на сцену. Зрители так смеялись, что концерт фактически пришлось приостановить.

33. Шаляпин был замечательным рисовальщиком и пробовал себя в живописи. Сохранились многие его работы, в том числе и «Автопортрет». Также он пробовал себя и в скульптуре.

Ф. Шаляпин и М. Горький

34. Шаляпин водил дружбу со знаменитым писателем Максимом Горьким.

35. Лев Толстой, прослушав несколько народных песен в исполнении Фёдора Шаляпина, сказал, что тот «поёт чересчур громко».

36. После гастролей в Китае, Японии, Америке Шаляпин возвращается в Париж в мае 1937 года уже больным. Врачи ставят диагноз - лейкоз.

37.«Лежу… в кровати… читаю… и вспоминаю прошлое: театры, города, лишения и успехи… Сколько ролей сыграл! И, кажется, недурно. Вот тебе и вятский мужичонко...», - писал Шаляпин в декабре 1937 года своей дочери Ирине.

39. Умер певец в Париже, где и был похоронен. И лишь в 1984 году, спустя 46 лет стараниями его сына прах Фёдора Шаляпина был возвращён в СССР и перезахоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

40.В 1991 году, после распада СССР, через 53 года после смерти, Федору Шаляпину вернули звание народного артиста.

Памятник на могиле Ф. И. Шаляпина

41. Семен Будённый после знакомства с Шаляпиным в вагоне и распития с ним бутылки шампанского вспоминал: «От его могучего баса, казалось, содрогался весь вагон».

42. Шаляпин коллекционировал оружие. Старые пистолеты, ружья, копья, в основном подаренные А.М. Горьким, висели у него по стенам. Домовый комитет то отнимал у него коллекцию, то, по указанию зампредседателя ВЧК, возвращал.

43. Фёдор Иванович Шаляпин получил звезду на аллее славы в Голливуде за достижения и вклад в области музыки.

44. «Великий Шаляпин был отражением расколотой русской действительности: босяк и аристократ, семьянин и «бегун», странник, завсегдатай ресторанов...» - так о всемирно известном артисте говорил его педагог Дмитрий Усатов.

45. Свои гастроли Шаляпин проводил почти по всему миру. У него были туры даже по США, Японии и Китаю, не говоря уже о почти всех странах Европы.

Памятник Ф. И. Шаляпину в Казани

фото из интернета

Шаляпин начал свою артистическую карьеру с того, что пятнадцатилетним юношей обратился в дирекцию казанского театра с просьбой прослушать его и принять в хор. Но из-за мутации голоса он спел на прослушивании чрезвычайно плохо. Вместо Шаляпина в хористы приняли какого-то долговязого девятнадцатилетнего парня, с чудовищным «окающим» говором.
Свое первое фиаско Шаляпин запомнил на всю жизнь, а долговязого конкурента надолго возненавидел. Много лет спустя в Нижнем Новгороде Шаляпин познакомился с Максимом Горьким и между прочим рассказал о своей первой певческой неудаче.
Горький рассмеялся:
— Дорогой Феденька, так это ж был я! Меня, правда, скоро выгнали из хора, потому что голоса у меня вообще не было никакого.

***
Дебют Шаляпина на оперной сцене был весьма запоминающимся. Шаляпин в то время был главным статистом в театре. Ему поручили бессловесную роль кардинала, который должен был торжественно проследовать через всю сцену в сопровождении свиты. Перед первым в жизни выходом на сцену Шаляпин так волновался, что у него дрожали ноги и руки. Он долго объяснял бестолковым младшим статистам их обязанности, в тайне предвкушая, как ахнет зал от их величественного шествия.
— Следуйте за мной и делайте все так же, как я! — приказал он свите и вышел на сцену.
Но едва сделав шаг, Шаляпин в волнении наступил на край своей длинной красной мантии и рухнул прямо на пол! Сопровождавшая кардинала свита решила, что так и надо, и тоже упала! Главный статист героически пытался встать на ноги, выпутаться из широкой мантии — бесполезно. Барахтаясь в кардинальском облачении, он так и прополз на четвереньках через всю сцену! А за ним, также конвульсивно подрагивая, ползла свита…
Публика хохотала до колик. Едва Федор Иванович оказался за кулисами, его схватил взбешенный режиссер и спустил с лестницы, дав будущему украшению русской сцены хорошего пинка под зад.

***
У Шаляпина был секретарь и помощник Петр, который оберегал певца от назойливых журналистов и театральных критиков.
Во время одной из поездок по Европе к певцу в гостиницу пришел известный музыкальный критик. Его встретил секретарь.
— Федор Иванович сейчас занят, — сказал он. — На все ваши вопросы готов ответить я.
— Каковы планы маэстро Шаляпина на ближайшее будущее? — поинтересовался музыкальный критик.
— Мы едем в Милан, где будем петь в «Ла Скала», затем дадим в Лондоне концерт в честь английского короля, потом поедем в Париж...
— Все правильно, Петр, — загремел из соседней комнаты голос Шаляпина. — Только не забудь взять меня с собой!

***
Однажды в пору революции Шаляпин пришел к своему другу художнику Коровину и сразу пожаловался:
— Черт знает что такое! Меня обязали выступить сегодня перед конными матросами. Скажи мне, ради Бога, что такое конные матросы?
— Не знаю, что такое конные матросы, — сумрачно отвечал Коровин, — но валить отсюда надо...

***
Во время революции дом Шаляпина часто подвергался ночным обыскам. Искали «буржуйские ценности»: бриллианты и золото, но не брезговали и серебряными ложками и вилками.
После одного из таких ночных налетов Шаляпин пожаловался Зиновьеву:
- Я понимаю - революция... И, в сущности, я не против обысков, но нельзя ли обыскивать меня в удобное для меня время, с восьми до девятнадцати, например?

***
Однажды к Шаляпину явился певец-любитель и довольно бесцеремонно попросил:
— Федор Иванович, мне в аренду необходим ваш костюм, в котором вы пели Мефистофеля. Не беспокойтесь, я вам заплачу!
Шаляпин встал в театральную позу, набрал в легкие воздуха и пропел:
— Блохе кафтан?! Ха-ха-ха-ха!..

***
Однажды в Большом театре шла опера «Дон Карлос». Партию короля Филиппа пел Шаляпин, великого инквизитора — Василий Петров.
Надо сказать, что Петров преклонялся перед гением Шаляпина, а Шаляпин, в свою очередь, высоко ценил голос и талант Петрова.
Перед началом третьего действия Петров сказал Шаляпину:
— А ведь я тебя сегодня перепою, Федя!
— Нет, Вася, не перепоешь! — ответил Шаляпин.
— Перепою!
— Нет, не перепоешь!
Начался акт.
Петров, обладавший могучим голосом, завершил фразу громоподобным раскатом, который заглушил оркестр и заполнил весь театр — от партера до галерки.
В какие-то доли секунды Шаляпин понял, что это перекрыть уже нельзя. И на слова великого инквизитора король Филипп неожиданно ответил… шепотом. Он прошептал свою реплику в абсолютной тишине, и от этих слов, гениально произнесенных Шаляпиным, в зале буквально повеяло зловещим холодом.
Успех был полный, и овация продолжалась несколько минут.
Когда закрылся занавес, Шаляпин шутливо подмигнул Петрову:
— Вот так-то! А ты орешь во всю глотку!..

***
Среди артистов разгорелся спор о том, что такое искусство. Шаляпин, послушав, незаметно удалился в другую комнату. Потом внезапно распахнул дверь, стал на пороге смертельно бледный, со взъерошенными волосами, дрожащими губами, с полными ужаса глазами и закричал:
— Пожар!
Поднялась паника, крики... Но Шаляпин вдруг рассмеялся:
— Теперь вам понятно, что такое искусство?..

***
Шаляпин всегда возмущался людьми, которые считают труд артиста легким.
— Они напоминают мне, — говорил певец, — одного извозчика, который как-то вез меня по Москве:
— А ты, барин, чем занимаешься? — спрашивает.
— Да вот пою.
— Я не про то. Я спрашиваю, чего работаешь? Петь — это мы все поем. И я пою, когда скучно станет. Я спрашиваю: ты чего делаешь?

Федор Иванович Шаляпин родился 1 (13) февраля 1873 г., в Казани. В детстве Федор пел в церковном хоре. До поступления в школу обучался сапожному делу у Н. А. Тонкова и В. А. Андреева. Начальное образование было получено им в частной школе Ведерниковой. Затем он поступил в Казанское приходское училище.

Обучение в училище закончилось в 1885 г. Осенью этого же года он поступил в ремесленное училище в Арске.

Начало творческого пути

В 1889 г. Шаляпин стал членом драматической труппы В. Б. Серебрякова. Весной 1890 г. состоялось первой сольное выступление артиста. Шаляпин выступил с партией Зарецкого в опере П. И. Чайковского , “Евгений Онегин”.

Осенью этого же года Федор Иванович перебрался в Уфу и поступил в хор опереточной труппы С. Я. Семенова-Самарского. В опере С. Монюшко “Галька” 17-летний Шаляпин заменил заболевшего артиста. Этот дебют принес ему известность в узком кругу.

В 1893 г. Шаляпин стал членом труппы Г. И. Деркача и перебрался в Тифлис. Там произошло его знакомство с оперным певцом Д. Усатовым. По совету старшего товарища, Шаляпин всерьез занялся своим голосом. Именно в Тифлисе Шаляпин исполнил свои первые басовые партии.

В 1893 г. Шаляпин переехал в Москву. Через год он перебрался в Санкт-Петербург и поступил в оперную труппу М. В. Лентовского. Зимой 1894-1895 гг. присоединился к труппе И. П. Зазулина.

В 1895 г. Шаляпина пригласили в состав питерской оперной труппы. На сцене Мариинского театра Шаляпин выступал в ролях Мефистофеля и Руслана.

Творческий взлет

Изучая краткую биографию Шаляпина Федора Ивановича, следует знать, что в 1899 г. он впервые вышел на сцену Большого театра. В 1901 г. артист выступил в роли Мефистофеля в театре “Ла Скала” в Милане. Его выступление очень понравилось европейским зрителям и критикам.

В время революции артист выступал с народными песнями, а гонорары жертвовал рабочим. В 1907-1908 гг. стартовали его гастроли по Соединенным Штатам Америки и Аргентине.

В 1915 г. Шаляпин дебютировал в кино, сыграв заглавную роль в картине “Царь Иван Васильевич Грозный”.

В 1918 г. Шаляпин возглавил бывший Мариинский театр. В этом же году ему было присвоено звание Народного артиста Республики.

За границей

В июле 1922 г. Шаляпин уехал на гастроли в США. Сам по себе этот факт глубоко взволновал новую власть. А когда в 1927 г. артист пожертвовал свой гонорар детям полит.эмигрантов, это было расценено как предательство советских идеалов.

На этом фоне в 1927 г. Федора Ивановича лишили звания народного артиста и запретили возвращаться на Родину. Все обвинения с великого артиста были сняты только в 1991 г.

В 1932 г. артист сыграл заглавную роль в кинофильме “Приключения Дон Кихота”.

Последние годы жизни

В 1937 г. у Ф. И. Шаляпина диагностировали лейкоз. Великий артист ушел из жизни через год, 12 апреля 1938 г. В 1984 г., благодаря барону Э. А. фон Фальц-Фейну, прах Шаляпина был доставлен в Россию.

Церемония перезахоронения выдающегося певца состоялась 29 октября 1984 г., на Новодевичьем кладбище.

Другие варианты биографии

  • В жизни Ф. И. Шаляпина было немало интересных, забавных фактов. В юности он пробовался в один и тот же хор вместе с М. Горьким . Шаляпина руководители хора “забраковали” по причине мутации голоса, предпочтя его нагловатому конкуренту. Обиду на гораздо менее даровитого, по его мнению, конкурента Шаляпин сохранил на всю жизнь.
  • Познакомившись с М. Горьким, он рассказал ему эту историю. Удивленный писатель, весело смеясь, признался, что конкурентом в хор, которого вскоре выгнали из-за отсутствия голоса, был именно он.
  • Сценический дебют юного Шаляпина был достаточно оригинальным. В то время он был главным статистом, и на премьере спектакля выступал в бессловесной роли кардинала. Вся роль заключалась в величественном шествии через всю сцену. Свиту кардинала играли младшие статисты, которые очень волновались. Репетируя, Шаляпин велел им на сцене делать все в точности, как и он.
  • Выйдя на сцену, Федор Иванович запутался в мантии и упал. Думая, что так и надо, то же самое сделала и свита. Эта “куча мала” проползла по сцене, сделав трагическую сцену невероятно смешной. За это взбешенный режиссер спустил Шаляпина с лестницы.

Новое на сайте

>

Самое популярное