Домой Зубы Катерина в Грозе: сила и слабость героини — сочинение. Сочинение по литературе на тему Сила характера Катерины в драме А

Катерина в Грозе: сила и слабость героини — сочинение. Сочинение по литературе на тему Сила характера Катерины в драме А

Кейс-технология на уроке литературы.

Тема урока: Сила и слабость характера Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Эпиграф: Так и рвётся душа

Из груди молодой!

Хочет воли она,

Просит жизни другой.

А. Кольцов.

Цель урока :

Задачи:

- научить обучающихся выявлять проблемы произведения и давать обоснованные суждения о нем;

Способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков;

Формировать ценностное отношение к окружающей действительности, воспитывать чувство уважения к другим людям и их чувствам.

Применяемая технология: описание конкретной ситуации (кейс-технология)

Контингент обучаемых : обучающиеся 1 курса

Количество : 15-20 человек

Год разработки: 2017

1. Подготовительный этап

1.1. Определение места урока в системе предмета, обозначение темы, формулировка целей урока, определение проблемы, разработка задания для обучающихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса

1.2. Чтение студентами драмы А.Н. Островского «Гроза».

2 . Ознакомительный этап

2.1. Вступительное слово.

С покойною важностью лиц.

С красивою силой движенья.

2.2. Введение в ситуацию.

Действие пьесы происходит в середине XIX веке в городке Калинов на берегу Волги. Главная героиня пьесы - молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, добрая и чуткая натура. Она замужем за нелюбимым мужчиной, Тихоном Кабановым. Катерина глубоко несчастлива в семье Кабановых. Главой семьи является злая и властная старуха Кабаниха, мать Тихона. Глуповатый бесхарактерный Тихон во всем слушается свою мать. Катерина влюбляется в Бориса, молодого человека, который приехал из Москвы к своему дяде, купцу Дикому. Катерина мучается оттого, что она любит не своего мужа Тихона, а Бориса.

3. Основной (аналитический) этап.

3.1. Раунды:

1)вступительное слово преподавателя; распределение студентов по группам (4-5 человек в каждой); организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков;

    первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений;

    второй раунд дискуссии - предоставление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

3.2.Указания по проведению анализа конкретной ситуации

После знакомства обучающихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные рамки, которые определяет преподаватель.

Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается путем следования определенному алгоритму:

    анализ ситуации - целесообразно начинать с выявления и формулировки проблемы;

    выработка различных способов действия в данной ситуации - альтернатив;

    выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;

    составление программы деятельности с ориентацией на первоначальные цели и реальности их реализации

4. Итоговый этап.

4.1 Заключительная презентация результатов аналитической работы (студенты могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы).

4.2. Обобщающее выступление преподавателя - анализ ситуации.

4.3. Оценивание преподавателем обучающихся.

5. Описание ситуации. Используется пьеса А.Н. Островского «Гроза».

Вопросы для обсуждения.

ХОД УРОКА.

1. ОРГМОМЕНТ.

Здравствуйте, юноши! Очень приятно вас видеть. На нашем уроке сегодня присутствуют гости: преподаватели нашего техникума.

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Сегодня на уроке мы поговорим на тему, которая волнует не одно поколение писателей, поэтов, художников, композиторов, – о женщине.

Давайте вспомним произведения, в которых писатели и поэты воспевают красоту и величие женщины.

(Пушкин «Евгений Онегин» - милый образ Татьяны Лариной, Толстой «Война и мир» – образ Наташи Ростовой, вспоминаются строки Некрасова:

Есть женщины в русских селеньях

С покойною важностью лиц.

С красивою силой движенья.

С походкой, со взглядом цариц.

А. Солженицын в рассказе «Матренин двор» восхищается простой крестьянкой Матреной).

Как и многие другие писатели, не обошел стороной эту тему и Александр Николаевич Островский, он написал пьесу «Гроза».

Тема нашего урока«Сила и слабость характера Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)» - (запись темы в тетрадь)

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Цель урока : выяснить, почему Катерина решилась на самоубийство, что это – проявление силы или слабости духа? (на экране) Запись в тетрадь.

Для эпиграфа я взяла следующее высказывание:

Так и рвётся душа

Из груди молодой!

Хочет воли она,

Просит жизни другой.

А. Кольцов.

Эпиграф – на экране. Запись в тетрадь.

3. УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ

«Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».

Как вы понимаете эти слова?

(Ответы студентов).

Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы – Катерина готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей. Мы должны разобраться, почему Катерина решилась на любовь к Борису, почему Катерина покончила жизнь самоубийством, смерть Катерины – победа или поражение?

Для того чтобы выяснить это,вы будете работать в группах.

На партах лежит раздаточный материал, который содержит: краткое содержание пьесы «Гроза», вопросы и информационный материал. Используя текст и информационный материал вам нужно ответить на следующие вопросы:

    Какая проблема затрагивается в пьесе?

    Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

    Достоин ли Борис Катерины, её любви?

    В чем сила и слабость характера Катерины?

    Смерть Катерины – победа или поражение? Почему?

Сегодня неправильных ответов не может быть, каждый высказывает свою точку зрения.

4. РАБОТА В ГРУППАХ – 10 МИН. (Звучит тихая музыка)

5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ – по 4 мин. каждой группе

6. ОБОБЩАЮЩЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Вы ответили на все вопросы, высказали свое мнение, выявили проблемы произведения.

Предлагаю вам вернуться к эпиграфу нашего урока – к словам А. Кольцова.

Так и рвётся душа

Из груди молодой!

Хочет воли она,

Просит жизни другой.

Как вы думаете, почему именно эти слова мы выбрали эпиграфом нашего сегодняшнего урока?

(Ответы студентов).

Катерина не может смириться с укладом жизни, который царит в доме Кабановых и принимает решение умереть... Она решилась на самоубийство: с высокого обрыва кинулась она в Волгу, в свой последний полет, покончила с собой.

Что подтолкнуло ее совершить такой поступок?

(Ответы студентов).

В тех условиях она не могла поступить иначе: так она опять проявила свой характер - доказала, что для нее лучше смерть, чем неволя. Свой поступок Катерина совершила в условиях необычных, исключительных, безвыходных. При этом она проявила снова большую волю, и даже отвагу. Ведь христианская религия объявила самоубийство смертным грехом и запретила молиться за самоубийц. А Катерина, хотя она и религиозный человек, говорит: «Кто любит, тот будет молиться». Любовь к человеку и ненависть к самодурству, к неволе для нее сильнее всех церковных запретов. Причина - в неясном для самой Катерины ощущении кризисности бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринимать иначе, как грех. Виновны окружающие, набожность, замкнутый образ жизни: дом, вышивания, рассказы богомолок не подготовили Катерину к жизни с другими правилами. Она жертва «собственной чистоты».

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

Катерина – сильная личность, которая умела любить, готова на самопожертвование во имя любви, но она честна, искренна и поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.

Звучит романс «Любовь - волшебная страна»

2. Выставление оценок в группах.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Составить характеристику литературного героя – Катерины по плану.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

1. ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ

А.Н. ОСТРОВСКИЙ «ГРОЗА»

(Краткое содержание)

События пьесы происходят в , в вымышленном городке Калинове, который расположился на высоком волжском берегу. В центре событий семья местной богатой купчихи и, по совместительству, законодательнице местной морали, Кабанихи. Действие происходит в общественном саду, на берегу Волги, где на сцене появляются все основные персонажи пьесы. Вначале местный механик-самоучка Кулигин обсуждает неподобающее поведение купца Дикого, богатея и самодура, с его молодым приказчиком Кудряшом и местным обывателем Шапкиным. К ним присоединяется Борис, родной племянник Дикого, который рассказывает, что его привело из в эту глушь и почему он вынужден терпеть выходки своего дяди. Дикой пообещал отдать положенную часть его наследства при условии, что Борис будет к нему почтителен. Кулигин утверждает, что вряд ли Дикой согласится добровольно отдать деньги, а Борис жалуется, что ему тяжело привыкать к обычаям, царящим как в доме дяди, так и в городе.

Следом появляется странница, которая расхваливает город за благолепие и, особенно дом Кабановой. На вопрос Бориса о семье Кабановой, Кулигин называет ее ханжой, которая “нищих одаривает, а домашних поедом ест”.

Появляется Кабанова, ее сопровождает дочь Варвара, довольно бойкая девушка, которая научилась скрывать от матери свои чувства. Сын Тихон, не особенно злой, но полностью находящийся под влиянием властной матери, который в ее присутствии не скажет поперек и слова. Вместе с ним его жена Катерина, молодая, скорее приятная, чем красивая, спокойная девушка. Она никак не может привыкнуть к строгим порядкам в семье своей свекрови, где никто не может высказать свое мнение и ей, после ее вольного детства, обстановка в семье мужа напоминает тюрьму.

Во время прогулки по бульвару, Варвара смогла выпытать тайну Катерины, которая признается, что ей очень понравился Борис, что он не такой как все и она чувствует в нем родственную душу. Варвара предлагает ей устроить свидание, но Катерина приходит в ужас от этого предложения и отказывается.

Напряженность ситуации усугубляется начинающейся грозой и городской сумасшедшей, которая при виде молодых девушек пророчит им адские муки, крича, что красота ведет в омут. Все это производит на Катерину гнетущее впечатление, и она торопится домой, чтобы помолиться и выпросить прощение за греховные мысли.

Проводив мужа в поездку, оскорбленная унижением, которое высказывает свекровь, Катерина соглашается встретиться с Борисом на тайном свидании.

Заключительное действие происходит в саду, где гуляют горожане и видны развалины с уцелевшей фреской, на которой изображена огненная гиена и опять вот-вот начнется гроза.

Катерина не в силах избавиться от чувства вины за измену. Прилюдно бросается ему в ноги и признается в своем грехе, чем вызывает гнев Кабанихи, ужас и смятение Тихона, досаду у Варвары, сожаление Бориса и злорадство обывателей.

Не выдержав чувства греховности за свой проступок и понимая, что никто не собирается помочь и поддержать, Катерина бросается с крутого волжского обрыва.

2. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

    Какая проблема затрагивается в пьесе?

    Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

    Достоин ли Борис Катерины, её любви?

    В чем сила и слабость характера Катерины?

    Смерть Катерины – победа или поражение? Почему?

Цели : углубить представления учащихся о главной героине пьесы Островского; раскрыть силу и слабость характера Катерины; развивать умение анализировать образы-персонажи; совершенствовать навыки самостоятельной работы над текстом драматического произведения; определить, в чем смысл заглавия пьесы.

Ход урока

I. Беседа с учащимися по вопроса м:

1. Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?

2. Расскажите о ее интересах и увлечениях в девичестве.

3. В чем различие между жизнью Катерины в родительском доме и в доме Кабанихи?

4. МоглалиКатеринанайтисвоесчастьевсемье?Прикакихусловиях?

5. Счемборетсягероиня:счувствомдолгаилис«темнымцарством»?

6. В чем трагизм ее положения?

7. Финалдрамы.Докажите,чторазвитиедействиянеизбежноведет к нему.

8. Могла ли Катерина найти иной выход, кроме самоубийства?

9. Смерть героини - поражение или победа?

Н. Добролюбов пишет о Катерине: «Вот истинная сила характера». Героиня Островского, в отличие от окружающих ее людей, - натура искренняя, поэтическая. Катерина везде ищет красоту: в труде, в общении с людьми, с Богом. Все, что происходит в душе, для нее важнее событий внешнего мира.

Но нельзя не заметить решительности и свободолюбия в характере Катерины. Бесполезно такую героиню «переделать» или подчинить кому бытонибыло.Ивоттакаяженщинапопадаетвобстановкупроизвола и лицемерия. Катерина пытается противопоставить деспотизму и ханжеству Кабанихи чувство собственного достоинства. В этом - начало ее гибели.

ТрагедияКатериныобусловленатем,чтоонанелюбитмужа. Она понимает, что Тихон недостоин не только ее любви, но и уважения. Во время проводов Тихон повторяет Катерине оскорбительные наставления матери.

Но в душе Катерины уже возникло чувство к Борису. Проснувшаяся любовь воспринимается ею как страшный грех, позор, потому что чувство к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Душевная драма разгорается.

Катерина не может жить обманывая. В этот период она одинока, даже любимый человек не способен ее поддержать… Земные муки кажутся ей страшнее ада, а смерть она воспринимает как избавление от них. Со стороны Катерины самоубийство - это сила, даже протест, очевидно, в том случае, когда иные формы борьбы невозможны.

Кто же виновники ее гибели? Их предостаточно. Это и властная Кабаниха, и безвольный Тихон, и нерешительный Борис. Катерина одержала нравственную победу над всеми этими людьми и обстоятельствами.

«Смерть Катерины произвела существенные последствия в калиновском сознании и поступках обывателей», - пишет А. Анастасьев .

II. Обсуждение статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Статья, посвященная анализу пьесы «Гроза», была напечатана вслед за постановкой драмы в Московском Малом театре в 1860 г. (Критик дал блестящий анализ идейного содержания, а также художественных особенностей пьесы «Гроза». Охарактеризовал всех действующих лиц, но больше всего внимания уделил главной героине - Катерине .)

Вопрос ы:

1. «Луч света в темном царстве» - что имел в виду Добролюбов, дав такое название своей статье?

2. Прочитайте наиболее яркие, на ваш взгляд, положения статьи.

3. «Конец этот кажется нам отрадным», - говорит Добролюбов о судьбе Катерины. Справедлива ли эта мысль?

4. Какова суть спора Д. И. Писарева и Н. А. Добролюбова по поводу «Грозы» и главной героини? Чья точка зрения представляется вам более глубокой?

(Д. И. Писарев. Статьи «Мотивы русской драмы» и «Посмотрим!».

«Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума… Катерина, как все обиженные Богом и воспитанием мечтатели, видит вещи в розовом свете… Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».)

«Лучом света в темном царстве» назвал Катерину Н. А. Добролюбов. По словам критика, в трагическом конце «дан страшный вызов самодурной силе». Самоубийство героини как бы на миг осветило «беспробудный мрак «темного царства».

«В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

III. Обсуждение смысла названия драмы «Гроза».

Беседа с учащимися по вопросам :

1. Что означает слово «гроза» в произведении Островского?

2. Какой смысл вкладывает в него каждый из героев?

Гроза… Особенность этого образа в том, что, символически выражая главную мысль пьесы, он вместе с тем непосредственно участвует в действиях драмы как вполне реальное явление природы, определяет (во многом) поступки героини.

Гроза над Калиновым разразилась в I действии. Она вызвала смятение в душе Катерины.

В IV действии мотив грозы уже не смолкает. («Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?..»; «Гроза-то нам в наказанье посылается, чтобы мы чувствовали…»; «Гроза убьет! Не гроза это, а благодать…»; «Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет…»)

Гроза -этостихийнаясилаприроды,страшнаяидоконца не изученная.

Гроза - это «грозовое состояние общества», гроза в душах обитателей города Калинова.

Гроза - этоугрозауходящему,ноещесильномумирукабановых и диких.

Гроза - это благая весть о новых силах, призванных освободить общество от деспотии.

3. Как же относятся герои пьесы к грозе?

Для Кулигина гроза - божья благодать. Для Дикого и Кабанихи - небеснаякара,для Феклуши - Илья Пророк по небу катится, для Катерины - возмездие за грехи. Но ведь сама героиня, ее последний шаг, от которого зашатался калиновский мир, - это тоже гроза.

Гроза в пьесе Островского, как и в природе, соединяет в себе разрушительную и созидательную силы. Вот почему поэтический образ грозы выражает и то «освежающее и ободряющее чувство», о котором говорил критик Н. А. Добролюбов.

Домашнее задание.

1. Чтение драмы «Бесприданница».

2. Ответить на вопрос ы:

1) В чем суть основного конфликта драмы?

2) Каковы основные черты характера Ларисы Огудаловой? Катерина Кабанова и Лариса Огудалова.

Сочинение на тему:

"Сила или слабость Катерины проявляется в ее самоубийстве
в произведении Островского "Гроза"?

Читая пьесу Островского "Гроза", невольно задаешься вопросом: сила или слабость
Катерины проявляется в ее самоубийстве в финале пьесы? Правильно она поступила или
нет? По этому поводу существовало много споров между литературными критиками 40-х, 50-х годов 19-го столетия. Так, Добролюбов отметил "сильные, бунтующие
мотивы" в характере Катерины и связал их с атмосферой кризиса, в котором находилось все
российское общество. По его словам, в драме Островского показан сложный, трагический
процесс раскрепощения оживающей души.

Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым - Борисом. Сцена пронизана
тревогой. Звучит мотив народной песни - мотив неминуемой гибели ("Ты убей, загуби меня
со полуночи... "). "Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?" - предчувствует
беду Катерина. Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя любви идёт на
верную гибель! "Не жалей, губи меня!" - восклицает она, отдавшись этому чувству. Так
любить может не всякий, и мы убеждаемся в необычайной силе героини.

А каковы слова Катерины, произнесенные в оправдание своему мужу и себе, перед
Кабанихой. Вслушаемся в них внимательно: "Для меня, маменька, всё одно, что родная
мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит". В отличие от жены, Тихон произносит свои
оправдания жалобно, и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на "вы".
Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упреки. Но с каким достоинством, как
просто и искренне говорит она. Характерно и это обращение на "ты" (как к равной). Она
стремится к ясным, доброжелательным человеческим отношениям.

В первом явлении мы представляем себе Катерину как покорную жертву, человека со
сломанной волей и растоптанной душой. "Маменька её поедом ест, а она как тень какая
ходит, безответная. Только плачет да тает как воск", - говорит о жене Тихон. И вот она сама
перед нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характером, с живым,
вольнолюбивым сердцем. Она не чувствует себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы
потому, что всё потеряла, что нечем ей больше дорожить, даже жизнью: "Для чего мне
теперь жить, ну для чего?"

Жажда освобождения торжествует и над ее религиозными представлениями. "Всё равно, что смерть придёт, что сама…, а жить нельзя." размышляет она о самоубийстве. И далее она подвергает сомнению это представление: "Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться".
Предсмертные слова Катерины обращены не к богу и выражают не раскаяние в совершённых
грехах, они обращены к любимому; "Друг мой! Радость моя! Прощай!" Так свободное от
предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины

С другой стороны можно показать, что Катерина проявила слабость. Такая точка
зрения существует у Писарева, когда в статье "Мотивы русской драмы" он оценивал
"Грозу". Статья была направлена полемически против Добролюбова. Писарев назвал
Катерину "полоумной мечтательницей" и "визионеркой": "Вся жизнь Катерины, по его
мнению, - состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из
одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что сделала вчера, и между тем,
сама не знает, что будет делать завтра; наконец, перепутавши все, что было у нее под
руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством".

На самом деле самоубийство - не глупое, а последнее средство отчаявшегося
человека. С точки зрения атеиста, в поступке Катерины - сила. Но с точки зрения
православия, самоубийству нет прощения, какими бы мотивами оно не оправдывалось. Это
один из самых тяжелых грехов. Считается, что люди должны терпеть то, что им посылает
судьба. Катерина должна была нести свой крест. Интересен тот факт, что в старину самоубийц хоронили не на кладбище, а рядом. И проходившие мимо люди знали о судьбе
умершего. А ведь Катерина мечтала, освободившись от мирской жизни, о том, как: "Под
деревцем могилушка... Солнышко ее греет... Птицы прилетят на дерево, будут петь, детей
выведут. " Ее душа не могла спокойно существовать без красот природы, любви.

Таким образом, мы видим, что если пробуждается протест, пусть и в таких пассивных
формах, пусть и таким слабым существом, какой считали женщину в ту эпоху, то это и есть
нарастающий протест в народе, сигнал, который являлся предвестником гибели старого
уклада жизни, опиравшегося на систему феодально-крепостнического деспотизма, и
набирания оборотов новых прогрессивных стремлений к равноправию, к свободе
человеческой жизни.

29.03.2013 20556 0

Урок 68
СИЛА И СЛАБОСТЬ ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ. СТАТЬЯ
Н. ДОБРОЛЮБОВА «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ»

Цели : углубить представления учащихся о главной героине пьесы Островского; раскрыть силу и слабость характера Катерины; развивать умение анализировать образы-персонажи; совершенствовать навыки самостоятельной работы над текстом драматического произведения; определить, в чем смысл заглавия пьесы.

Ход урока

I. Беседа с учащимися по вопроса м:

1. Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?

2. Расскажите о ее интересах и увлечениях в девичестве.

3. В чем различие между жизнью Катерины в родительском доме и в доме Кабанихи?

4. Могла ли Катерина найти свое счастье в семье? При каких условиях?

5. С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»?

6. В чем трагизм ее положения?

7. Финал драмы. Докажите, что развитие действия неизбежно ведет к нему.

8. Могла ли Катерина найти иной выход, кроме самоубийства?

9. Смерть героини – поражение или победа?

Н. Добролюбов пишет о Катерине: «Вот истинная сила характера». Героиня Островского, в отличие от окружающих ее людей, – натура искренняя, поэтическая. Катерина везде ищет красоту: в труде, в общении с людьми, с Богом. Все, что происходит в душе, для нее важнее событий внешнего мира.

Но нельзя не заметить решительности и свободолюбия в характере Катерины. Бесполезно такую героиню «переделать» или подчинить кому бы то ни было. И вот такая женщина попадает в обстановку произвола и лицемерия. Катерина пытается противопоставить деспотизму и ханжеству Кабанихи чувство собственного достоинства. В этом – начало ее гибели.

Трагедия Катерины обусловлена тем, что она не любит мужа. Она понимает, что Тихон недостоин не только ее любви, но и уважения. Во время проводов Тихон повторяет Катерине оскорбительные наставления матери.

Но в душе Катерины уже возникло чувство к Борису. Проснувшаяся любовь воспринимается ею как страшный грех, позор, потому что чувство к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Душевная драма разгорается.

Катерина не может жить обманывая. В этот период она одинока, даже любимый человек не способен ее поддержать… Земные муки кажутся ей страшнее ада, а смерть она воспринимает как избавление от них. Со стороны Катерины самоубийство – это сила, даже протест, очевидно, в том случае, когда иные формы борьбы невозможны.

Кто же виновники ее гибели? Их предостаточно. Это и властная Кабаниха, и безвольный Тихон, и нерешительный Борис. Катерина одержала нравственную победу над всеми этими людьми и обстоятельствами.

«Смерть Катерины произвела существенные последствия в калиновском сознании и поступках обывателей», – пишет А. Анастасьев .

II. Обсуждение статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Статья, посвященная анализу пьесы «Гроза», была напечатана вслед за постановкой драмы в Московском Малом театре в 1860 г. (Критик дал блестящий анализ идейного содержания, а также художественных особенностей пьесы «Гроза». Охарактеризовал всех действующих лиц, но больше всего внимания уделил главной героине – Катерине. )

Вопрос ы:

1. «Луч света в темном царстве» – что имел в виду Добролюбов, дав такое название своей статье?

2. Прочитайте наиболее яркие, на ваш взгляд, положения статьи.

3. «Конец этот кажется нам отрадным», – говорит Добролюбов о судьбе Катерины. Справедлива ли эта мысль?

4. Какова суть спора Д. И. Писарева и Н. А. Добролюбова по поводу «Грозы» и главной героини? Чья точка зрения представляется вам более глубокой?

(Д. И. Писарев. Статьи «Мотивы русской драмы» и «Посмотрим!».

«Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума… Катерина, как все обиженные Богом и воспитанием мечтатели, видит вещи в розовом свете… Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».)

«Лучом света в темном царстве» назвал Катерину Н. А. Добролюбов. По словам критика, в трагическом конце «дан страшный вызов самодурной силе». Самоубийство героини как бы на миг осветило «беспробудный мрак «темного царства».

«В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

III. Обсуждение смысла названия драмы «Гроза».

Беседа с учащимися по вопросам :

1. Что означает слово «гроза» в произведении Островского?

2. Какой смысл вкладывает в него каждый из героев?

Гроза … Особенность этого образа в том, что, символически выражая главную мысль пьесы, он вместе с тем непосредственно участвует в действиях драмы как вполне реальное явление природы, определяет (во многом) поступки героини.

Гроза над Калиновым разразилась в I действии. Она вызвала смятение в душе Катерины.

В IV действии мотив грозы уже не смолкает. («Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?..»; «Гроза-то нам в наказанье посылается, чтобы мы чувствовали…»; «Гроза убьет! Не гроза это, а благодать…»; «Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет…»)

Гроза – это стихийная сила природы, страшная и до конца не изученная.

Гроза – это «грозовое состояние общества», гроза в душах обитателей города Калинова.

Гроза – это угроза уходящему, но еще сильному миру кабановых и диких.

Гроза – это благая весть о новых силах, призванных освободить общество от деспотии.

3. Как же относятся герои пьесы к грозе?

Для Кулигина гроза – божья благодать. Для Дикого и Кабанихи – небесная кара, для Феклуши – Илья Пророк по небу катится, для Катерины – возмездие за грехи. Но ведь сама героиня, ее последний шаг, от которого зашатался калиновский мир, – это тоже гроза.

Гроза в пьесе Островского, как и в природе, соединяет в себе разрушительную и созидательную силы. Вот почему поэтический образ грозы выражает и то «освежающее и ободряющее чувство», о котором говорил критик Н. А. Добролюбов.

Домашнее задание.

1. Чтение драмы «Бесприданница».

2. Ответить на вопрос ы:

1) В чем суть основного конфликта драмы?

2) Каковы основные черты характера Ларисы Огудаловой? Катерина Кабанова и Лариса Огудалова.

Люди, которые прочитали произведение Островского «Гроза», задумываются над смыслом жизни и о поступке Катерины. После прочтения пьесы человек сразу начинает рассуждать о действии и решении девушки, слабость ли это или проявление силы. Есть те люди, которые считают, что данный поступок является силой. Она убила себя, а ведь не каждый человек сможет пойти на столь отчаянный шаг. Кому-то становится страшно, а кому-то жалко себя, своих родителей, близких и знакомых людей. К тому же, стоит обратить внимание, что Катерина на самом деле очень сильная девушка. Она смогла при людях признаться в своей измене мужу. Девушка не побоялась насмешек других людей, ей было все равно на то, что о ней скажут и подумают. Собственной смертью Катерина прекратила издевательства свекрови, разговоры о себе и заставила Тихона изменить свое мнение. Хоть и на несколько минут, но ей это удалось сделать.

Еще одно доказательство силы девушки заключается в том, что она была верующим человеком. А для таких людей совершить самоубийство – это один из самых страшных грехов. Но и это ее не остановило. Она все равно сделала то, что задумала. Все эти факты указывают на то, что самоубийство Катерины является силой характера.

Но есть и другое мнение по этому поводу. Некоторые люди утверждают, что это слабость и Катерина просто полоумная девушка. Да и способ уйти из жизни она очень глупый выбрала. Всем известно, что самоубийству нет прощения и оправданий. Девушка просто не выдержала того, что с ней происходило, что на нее обрушилось. В этом и заключается ее слабость.

Рассуждать на эту тему можно бесконечно. Всегда найдутся те, кто считает Катерину сильной, но и будут такие, которые ее не понимают и считают слабым человеком. Мнения до сих пор разделены на два лагеря. А ведь неудивительно. Сколько людей, столько и мнений. Но все зависит от человека и его характера. Может, есть такие, которые поступили бы точно также, как эта девушка. А часть людей, возможно, вообще бы не понимала такого выхода из ситуации. Все потому, что для них это неприемлемо. Очень многое зависит от внутреннего мира читателя.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Поступок Катерины – сила или слабость?» (по пьесе Н. А. Островского «Гроза»)» читают:

Поделиться:

Новое на сайте

>

Самое популярное