Домой Пигментные пятна Скачать сценку к 9 мая. Сценка на военную тематику

Скачать сценку к 9 мая. Сценка на военную тематику

Сценарий театральной миниатюры по произведениям писателей и поэтов-фронтовиков, а также современных поэтов. "Плечом к плечу" ко Дню Победы для старшеклассников

учитель русского языка и литературы Малышева Елена Алексеевна

Цель: Воспитание в детях чувства доброты, любви, благодарности.
Задачи:
1. Продолжить работу по формированию сценического искусства, дикции учащихся
2. Способствовать формированию в детях чувства патриотизма.
3. Направлять творческие возможности гимназистов. способствовать формированию межличностных отношений.
Предназначение: Материал может быть полезен педагогам среднего и старшего звена, педагогам доп. образования, работающих с возрастной группой 14-16 лет.
Сцена 1
Звучит музыка «Так давайте устроим большой хоровод!», по музыку выбегает девочка, танцуя с куклой. Музыка стихает. Девочка отбрасывает куклу, садится за компьютер. Входит мама, поднимает куклу.
Мама: Ну, вот, а так день хорошо начинался. Что же, дочка, куклу-то бросила, тебе ведь её только вчера подарили.
Дочка: Надоело, мама, я устала. Можно я за папиным компьютером поиграю? Пожа-алуйста.
Мама: Давай не будем огорчать папу. Ведь он специально тебе эту куклу подарил, чтобы ты радовалась, играла.
Дочка: Не хочу-у, надоело.
Мама уходит и возвращается с другой, старой и некрасивой куклой. Молча подаёт её дочери. Та берет, брезгливо рассматривает и хочет выбросить.
Мама: (сдержано) Это тоже кукла. Мне её много лет назад подарила моя бабушка. Вон она на портрете. Это её кукла. Эта кукла была на войне.
Дочка успокаивается, усаживается.
Дочка: На настоящей, мама?
Мама: Да.
Дочка: Мама, а война, это очень страшно, да?
Мама: Наверное, пришло время всё тебе рассказать…

Сцена 2
Мама и дочка садятся вместе смотрят вдаль. Звучит песня: «На позиции девушка провожала бойца» Медленно, беседуя друг с другом, выходят пары


Боец 1:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Боец 2:
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Боец 3:
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Боец 4:
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Боец 1:
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Боец 2:
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
(К. Симонов)


Девушка1:
Я буду ждать.
Так ждать, чтоб даже память вымерла,
Девушка2:
Чтоб стал непроходимым день,
Девушка3:
Чтоб умирать при милом имени
И догонять чужую тень,
Девушка4:
Чтоб не довериться и зеркалу,
Чтоб от подушки утаить,
Чтоб свет своей любви и верности
Зарыть, запрятать, затемнить,
Девушка2:
Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,
Девушка3:
Чтоб вздох и тот зажать в руке. (прощаются. Ребята уходят)
Девушка4:
Так ждать, чтоб, мертвый, он почувствовал
Горячий ветер на щеке.
(Илья Эренбург)
Со сцены уходят девушки, звучит песня «Парня встретила дружная, фронтовая семья», идут ребята.


Боец1:
И вот в свои семнадцать лет
Я встал в солдатский строй...
У всех шинелей серый цвет,
У всех - один покрой.
У всех товарищей-солдат
И в роте и в полку -
Противогаз, да автомат,
Да фляга на боку.
Я думал, что не устою,
Что не перенесу,
Что затеряюсь я в строю,
Как дерево в лесу.
Льют бесконечные дожди,
И вся земля - в грязи,
А ты, солдат, вставай, иди,
На животе ползи.
Иди в жару, иди в пургу.
Ну что, не по плечу?..
Здесь нету слова «не могу»,
А пуще - «не хочу».
(Николай Старшинов)
Боец 2:
Прошедшим фронт, нам день зачтется за год,
В пыли дорог сочтется каждый след,
И корпией на наши раны лягут
Воспоминанья юношеских лет.
Рвы блиндажей трава зальет на склонах,
Нахлынув, как зеленая волна.
В тех блиндажах из юношей влюбленных
Мужчинами нас сделала война. (Н.Рыленков)
Боец 3:
Когда на смерть идут - поют,
а перед этим
можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою -
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв -
и умирает друг.
И значит - смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним
идет охота.
Будь проклят
сорок первый год -
ты, вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв -
и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже
не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
(Семен Гудзенко)


Девушка1:
Солдат метался: бред его терзал.
Горела грудь. До самого рассвета
Он к женщинам семьи своей взывал,
Он звал тоскуя: «Мама, где ты, где ты?»-
Искал ее, обшаривая тьму.
И медсестричка юная склонилась
И крикнула сквозь бред и смерть ему:
Девушка2 :
«Я здесь, сынок! Я рядом милый!»
Девушка1:
И он склоненной мать свою узнал,
Он зашептал, одолевая муку:
- Ты здесь? Я рад, а где ж моя жена?
Пускай придет, на грудь положит руку-
И снова наклоняется она,
Исполнения правдой и любовью,-
Девушка2:
Я здесь, родной, я здесь - твоя жена
У твоего я, милый, изголовья.
Я здесь, жена твоя, сестра и мать,
Мы все пришли, чтобы тебя поднять,
Вернуть тебя Отечеству и жизни.
(Ольга Берггольц)


Боец 1:
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Боец 2:
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Боец 3:
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Боец 4:
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Боец 5:
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Боец 1:
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Боец 2:
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.


Сзади подходят девушки в военной форме, бойцы сидят в суровом молчании
Девушка 1:
"Мы вас подождем!"- говорили им пажити.
Девушка 2:
"Мы вас подождем!"- говорили леса.
Вздрагивают, пробуждаются от голоса девушек.

Боец 1, (встаёт):
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
(К. Симонов)
Все вместе поют песню «Простите пехоте, что так…»

Сцена 3
Дочка: Мама, они вернутся, да?
Мама: Вернутся, но не все…
Мама:
Покрылись пухом тополя.
И буйно зацвели каштаны.
Стоят у Вечного огня
Войны минувшей ветераны…
Стоят они плечом к плечу -
И генерал, и рядовые,
О чем задумались они,
Склонивши головы седые?
Быть может, вспомнили они,
Как в сорок первом отступали,
Как по дорогам фронтовым
Друзей, товарищей теряли
Дочка:
Я знаю, вспомнили они
Как обнимались в сорок пятом,
И город, пламенем объятый,
И тех, кто не пришел с войны…
Стоят они плечом к плечу-
И генерал, и рядовые,
И майский ветер шевелит
Их волосы, совсем седые…
(Владислав Паученко, г.Курск)
Дочка прижимает к себе куклу, сама прижимается к матери.
Звучит песня «Мне кажется порою, что солдаты…»

Мирное время.

Дети играют на улице (девочки прыгают в классики, скакалки, мальчики в мяч) .

Звучит мелодия.

Внезапно мелодия обрывается, дети застывают на сцене ,

звучит фонограмма (сообщения Левитана о начале войны, звуки взрывов бомб.)

Дети разбегаются.

Ведущая. Немецкие захватчики напали на нашу страну неожиданно, без объявления войны, 22 июня 1941 года. Наши воины готовы были встать на защиту Родины. Каждый день эшелоны увозили красноармейцев на фронт. Родные и близкие провожали их со слезами на глазах, но с верой в победу.

Сценка «Проводы на фронт» . (4 мальчика в военной форме,7 девочек)

Под звуки «Военного марша» Г. Свиридова на сцену выходят дети . Мальчики изображают солдат, девочки - их матерей, сестер, любимых. Дети встают группами по два, три, четыре человека.

В первой группе - трое детей. Один мальчик - «солдат» и две девочки - «мать» и «сестра» . Девочки обнимают «солдата» , утирают слезы.

1-й мальчик

Ты не плачь, сестренка,

Мама не рыдай,

Я вернусь с победой

В наш родимый край.

Звучит музыка. Вторая группа детей : три девочки окружают мальчика - «солдата» , дают ему теплые носки, перчатки, вышитый кисет.

2-й мальчик

Воин отважный

Берет города.

Смелым бесстрашным

Буду всегда!

Третья группа детей : две девочки и два мальчика - «солдата» .

3-й мальчик. Есть у нас танки, есть пулеметы!

4-й мальчик. Есть у нас пушки и самолеты!

3-й и 4-й мальчики (хором)

Будем врагов мы бесстрашно крушить,

Чтобы Отчизну освободить!

Звучит песня «Наша родина сильна» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) . Мальчики идут строевым шагом. Девочки машут им вслед платочками.

Инсценировка «На границе» (2 мальчика в военной форме, пограничник и начальник, 1 в обычной одежде.)

Часовой ходит у пограничного столба, потом останавливается и говорит слова.

У самой границы в секрете

Я зоркую службу несу,

За каждый пригорок в ответе,

За каждую елку в лесу.

Пограничная застава,

Кедры, сопки, тишина.

Время за полночь.

Казарма в сон давно погружена.

Скорее, скорей пропусти, часовой,

Мне нужен начальник. Пропусти, я - свой!

Начальник. Что случилось?

Я видел собаку, исчезла в лесу,

Откуда-то издали свистнули псу,

На шее тяжелый ошейник надет.

Собака не наша - такой у нас нет.

Начальник. По коням! (в погоню)

(Скачут по залу. Останавливаются.)

Часовой. Задание выполнено!

Мальчик. В ошейнике были зашиты секретные документы.

Начальник.

Пограничник, ты в ответе

За народ, за мирный труд,

Пусть счастливыми растут

В городах и селах дети.

Звучит музыка.

На сцену выходит девочка в летнем платье. Садится, рисует.

Во время слов ведущего выходят дети.

Сценка «Маринкин рисунок» (6 детей) .

Ведущая : На белом листе рисовала Маринка.

Бойца на лугу меж цветами барвинка

И вот загорелый, с сияющим взглядом

Боец на лужайке стоит с автоматом

Заломлена лихо фуражка над чубом

Улыбка на смуглом лице белозубом

Дети : Чудесно!

Ведущая : Сказали ребята Маринке.

1 ребенок : Совсем как живые цветы на картинке.

И небо, и луг настоящие тоже

2 ребенок : Вот только… бойцу улыбаться не стоит!

Должно быть суровым лицо у солдата.

Стоишь при оружье – смеяться не надо!

3 ребенок : Пусть брови нахмурит,

Стоит горделиво

Улыбку резинкой сотрём ему живо!

4 ребенок : Еще тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу, решая будущих столетий,

Они вели священный бой!

Ведущая : Но к сердцу Маринка рисунок прижала.

Маринка : Бойца я нарочно таким рисовала

Он рад, что веселое солнце сияет,

Что в небе чужой самолет не летает.

Благодарим мы вас солдаты

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, За мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

Финал : Звучит музыка. Марина берет глобус, вращает его.

Дети собираются вокруг нее и как будто со стороны смотрят на нашу планету.

Девочка останавливает глобус. Музыка обрывается.

Дети смотрят в зал и говорят : «Нам нужен мир» .

«Я рождена, чтобы наблюдать»

Краткая история молчаливой Машеньки Григорьевны

Ролик №1 по 0:57

Декорации: скамейка в левой стороне сцены

[На сцену выбегает девушка, в руках у нее тетрадка и учебники. Торопится, читает конспекты. За нею торопятся несколько других девушек]

Зина: Ой, я эту анатомию полночи учила, ничего не помню.

Тоня: Да ты, Зин, наверное, уже и сколько будет два плюс два не помнишь!

[девушки смеются]

Зина: Слышь! Поговори мне еще тут! Я все Ромке твоему расскажу как за тобой…

Тоня: Ой, так и расскажешь?

Зина: А вот расскажу!

Тоня: Ну и расскажи!

Зина: Расскажу, если обещала!

Лена: Ну-ка потише, вы две! Разгалделись тут. Вас слышно на всю улицу. Полгорода узнает раньше, чем Ромка, а там уж как-нибудь донесут. [уже себе под нос] Вот дурочки, честное слово…

[Зина и Тоня поднимают было шум, как раздается]

Внимание! Говорит Москва!

Лена: Господи упаси. Началось!

Ролик №1 3:09-4:44

[во время ролика из зала выдвигаются бойцы в гимнастерках, шагают по проходу между рядами, доходят до сцены, садятся на землю, снимают гимнастерки, под ними окровавленные майки, мальчики замирают и не двигаются до самого конца выступления]

[к девочкам подходит военный, выдает аптечку, указывает на скамейку, отдает честь, уходит]

[ Лена садится на скамью]

[ Тоня утыкается Зине в грудь, плачет]

[ Маша все еще молчит, скромно рассматривает аптечку]

Лена : [Вздыхает] Не реви, Тонька. Не последний это парень был. Найдешь еще себе второго такого Ромку. [Некоторое время смотрит в зал] Жалко парня. Такому и доверять не страшно было. Маш, иди-ка сюда.

[ Маша подходит к Лене, садится рядом с нею]

Лена: Пойду я на фронт.

[ Зина поворачивается к подруге]

Зина: Куда ты пойдешь?

Лена: На фронт, говорю. Мне там самое место. Не хочу я отсиживаться и ждать, когда похоронки на отца да на братьев придут. Я сама немцев стрелять хочу.

Зина: Таки стрелять?

Лена: Стрелять. Прямо в голову подлому гаду. Чтобы знали на кого пошли войной.

Тоня: [вытирая слезы] А не боишься?

Лена: Ни черта не боюсь! [Смеется]

[Лена встает со скамьи, машет рукою и уходит за сцену]

Ролик №1 6:46-7:25

ГЗК Зина: Лена ушла на фронт солдаткой, а нас в ту же неделю определили медсестрами в бою. Отправили в ближайшую роту помогать солдатам, бинтовать, оперировать. Умели мы мало, разве что обработать царапину и наложить бинт, но в военное время навыки наши были на вес золота. Без нас бы не смогли солдаты, да и никто бы не смог. Идти в неизвестность было практически не страшно. Улыбались опасности в лицо, хоть и дрожали коленки. Мы как Ленка – смелые, мы как она сильные и гордые.

[Все три девочки выходят на авансцену надевают врачебные шапочки]

[на заднем фоне хроника медицинская без звука, все это время она крутится

Ролик №1 9:00-9:23 ]

[На сцену выходит солдат, хромает, ложится на скамью, с ним вместе выходит другой солдат]

Солдат-1 : Вот вам, Машенька, Мишку привезли. Вы уж с ним поаккуратнее, Марья Григорьевна.

Маша: Обязательно буду.

Солдат-1: Ну спасибо вам, Маша!

[Солдат-2 остается, Маша отворачивается начинает заниматься своими делами]

[Солдат-2 начинает время от времени двигаться, рукою, второю, начинает постанывать]

Солдат-2: П…пить…

[Маша не реагирует, не слышит]

Солдат-2: Пи-иить… пожалуйста…

[Маша оборачивается, смотрит на него, качает головой]

Солдат-2: Девушка… пить…. Я пить хочу очень…

Маша: Вам нельзя.

Солдат-2: Губы смочить бы… хотя бы…

Ролик №1 12:10-13:15

Hans Zimmer – Lost but won

[ Маша закрывает лицо руками]

[Солдат-2 расслабляет руку, та падает, он умирает]

Звуки метронома

[Под звуки метронома появляются люди в черном, накрывают лицо молодого человека платком, поднимают, уносят, кладут рядом с другими трупами под сценой]

[ На сцену вышагивает Солдат-3 ]

Солдат-3: Марья Григорьевна, вам письмо пришло! Держите! Давно вам не писали, да? А такая молодая! Неужто писать некому?

Маша: Есть кому, что вы.

Солдат-3: Да хоть бы посмелее ответила! Смешная ты девка, Машка! Ну, бывай!

[ Солдат-3 уходит ]

[Маша берет в руки, открывает письмо. Написано оно от имени Тони]

ГЗК Тоня: Милая моя Машенька! Пишу тебе сказать, что утром этого дня под немецким обстрелом умерла наша Зиночка. [ Hans Zimmer - Brothers ] [Из-за кулис появляется Зина, улыбается зрителям, пожимает плечами, затем ложится рядом с другими мертвыми] Мне очень тяжело тебе об этом писать. Я даже не ожидала, что такое снова случится. В прошлом месяце умерла еще и Леночка. [Лена тоже появляется, но с другой стороны, также ложится] С тобою мы остались вдвоем. Сейчас стоим в Сталинграде. Люблю тебя, твоя Тоня.

Ролик №1 18:56-21:53

[Пока идут слова о Сталинграде, Маша стоит посередине]

[Из зала начинают выходить люди в крови и грязи, подходят ко сцене и ложатся мертвый на мертвого, начинает появляться гора трупов]

[Вылетает на сцену Тоня, с нею другие девочки, суетятся, бегают]

Тоня: Маша! Сколько я тебя не видела, Машка! Ой, а ты совсем другая!

Маша: А ты такая же!

Тоня: Сколько же времени прошло!

[Тянется обниматься, как вдруг Маша поворачивает голову в зал и смотрит]

Маша: Смотри. [ Шепчет ]

Девушка-1: Ба! Смотри, немцы идут! Немцы идут!

[Все девушки убегают за кулисы]

Ролик №1 26:32-27:20

[Вновь из зала идут люди, ложатся в проходе. С ними теперь маленькие дети, тоже ложатся на землю]

Вставай, страна огромная!

Хроника

[Маша выходит совсем одна, встает на авансцену, смотрит в зал некоторое время]

Маша: Идет сорок второй год. Мне больше не девятнадцать лет, я выросла. Я родилась девочкой, женщиной, я не была создана для войны. Я была рождена наблюдать с битвами, а не быть их частью. Я должна была стать счастливой матерью, но руки мои – в крови. Сердце у меня – изранено. Силы кончаются, но я буду стоять до конца. Я не солдат, но я опора и боевая подруга солдату. Пусть тысячи и сотни еще умрут, я не дрогну. Я прыгну на мину и встану под пулю. Я, а за мною все Россия. Все братья и сестры [люди на полу начинают подниматься, гора расходится, оживает] – все мы будем стоять до победного конца. Несгибаемые. Непобедимые. Нас больше, мы сильнее. Фашистские захватчики побегут в ужасе. Мы избавим Родину от их натиска. И ни один! Ни один больше человек страдать не будет! Мы пойдем до конца! В тылу, на фронте, в больницах…

[все люди уже выпрямились, они говорят все вместе в один голос]

[ громко и четко ]

ВСЕ: МЫ ВЫСТОИМ. ЗА ПОБЕДУ! ЗА РОДИНУ!

Ролик №2 до 2:04

[ Объявляется минута молчания ]

Хроника,

(с нее снят звук и поставлен метроном)

“Девятый день большого мая”

Говорят, что когда войну забывают, она начинается снова… Мы помним. Каждый год 9 мая чтим память погибших и чествуем ветеранов – искренне, от всей души, и детей учим тому же. Но отчего-то не утихает грохот боёв, не перестаёт литься людская кровь… Значит, не помним по-настоящему? Не становится сценарий Дня Победы частичкой души и жизни? Будем пробовать ещё, и ещё раз расшевелить свои чувства и раскрыть душу… Ради детей, ради мирного будущего, ради жизни на Земле.

В глубине сцены памятник бойцам Великой Отечественной войны. Горит вечный огонь. Звучит тихая спокойная музыка. Два мальчика, два брата – одному лет 15, другому лет 7 – идут с букетами цветов к монументу.

Голос за кадром: Всем павшим в боях Великой Отечественной войны – посвящаем. Всем ветеранам, одержавшим победу и подарившим нам мир – посвящаем. Всем детям, никогда не видевшим войну – посвящаем. Чтобы помнили. Чтобы поняли.

Младший мальчик немного отстаёт. Старший его окликает:

– Алёша! Идём!

Ребята кладут цветы у вечного огня.

Старший брат:
Мы здесь не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжёт в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад,
И имя есть у этого героя -
Великой Армии простой солдат. (М. Исаковский)

Звучат первые такты Концерта №2 С. Рахманинова.

Алёша: Что это?

Брат: Это колокола памяти.

Алёша: А разве такие бывают?

Брат: Да, конечно. Смотри внимательно!

Мальчики отходят чуть в сторону.
Меняется освещение – оно становится глуше, ярко освещенным остаётся только памятник. Отдельно круг света на авансцене – для воспоминаний.
На сцену выкатывается мячик, за ним выбегает мальчик лет 6, одетый по моде послевоенных лет – короткие штаны с лямками и рубашка. На авансцену в луч света выходит юноша, наблюдает за мальчиком. Тот несколько раз подкидывает мяч, потом подходит к юноше.

Мальчик: Когда началась война, мне было 3 года. Я мало что помню. Запомнилось, как папа уходил на фронт – поднял меня высоко-высоко, поцеловал и поставил на пол… Своего папу я больше никогда не видел. В 42-м мы получили похоронку. Но я всё равно долго не верил, что папа погиб…
Юноша читает стихотворение Р.Рождественского «Базар 45-го»

Свет уводится с авансцены, мальчики уходят за кулисы. Тихо звучит народная плясовая песня. В танце на сцену выбегает маленькая девочка. На авансцену выходит девушка. Девочка, сделав несколько танцевальных движений, присоединяется к девушке.

Девочка: Первая блокадная зима была очень тяжёлой. Умер папа. Однажды к нам домой пришёл руководитель нашего танцевального коллектива – Аркадий Ефимович Обрант. Он решил восстановить свой коллектив из тех ребят, что остались в Ленинграде. На первую репетицию сами смогли прийти не все: кого-то привели под руки, кого-то привезли на листе фанеры – все были истощены. «Концерт через 5 дней», – сказал Аркадий Ефимович. В это было невозможно поверить. И всё же через 5 дней мы впервые вышли к зрителям. Мы танцевали в госпиталях и на передовой, где нельзя было шуметь – мы танцевали без музыки, а бойцам, нашим зрителям, было запрещено аплодировать. За время войны наш ансамбль дал более 3000 концертов.

Девушка читает стихотворение Р.Рождественского «Концерт»

Свет высвечивает фигуру юной военной медсестры. Она проходит мимо памятника, кладёт перед вечным огнём букет полевых цветов, выходит на авансцену.

Медсестра: В 41 году я была студенткой-первокурсницей медицинского института. У нас в семье все врачи – мама, папа, бабушка, прадед… Я отлично сдала почти все экзамены, кроме физики. И вот война – какая уж тут физика? Так я стала старшей медсестрой госпиталя. Медперсонала крайне не хватало – на весь госпиталь всего три медсестры, а практически все хирурги были отправлены на фронт. Нам чем могли помогали воспитательницы детского сада. Очень скоро я научилась делать всё – наркоз, ассистировать во время операций. Оперировали мы и рваные раны, и оторванные конечности, и сотрясения мозга… В конце войны я чуть не погибла: осколок от разорвавшейся мины должен был попасть в меня, но ему помешал Орден Красной Звезды у меня на груди…

Читает стихотворение Ю. Друниной «Бинты»

Тихо-тихо звучит песня «Синий платочек». На сцене появляется молодой боец в гимнастёрке, снимает пилотку, несколько секунд стоит у памятника.

Солдат: Мы с Лидой поженились в начале 40 года. Весной 41-го у нас родился мальчик. Сын! А спустя два месяца я ушёл на фронт. И часто мысленно разговаривал со своим маленьким сыном.

Читает стихотворение И. Гирляновой «Письмо с войны»

На сцене свет становится ярким, как в начале. Воспоминания исчезают.

Алёша: А наш дедушка воевал?

Брат: Нет. Воевал наш прапрадед Алексей. Он ушёл на фронт в первые дни войны, а через 3 месяца появился на свет наш дед – тоже Алексей. Но его отец так и не узнал об этом, он погиб в бою…

Алёша: Я напишу ему письмо! Пусть он знает, что у него есть внуки и правнуки, и что у меня такое же имя, как и у него!

Брат читает стихотворение В.Шульжика «Письмо далёкому другу».

Из зала на сцену поднимаются несколько ребят в современной одежде. Встают в полукруг.
Первый: Мы никогда не видели страшное, искорёженное лицо войны.
Второй: Нам неведом запах смерти и вкус гари от выжженных сёл и деревень.
Третий: Мы не можем вспомнить грохот орудий и своего собственного сердца – это было не с нами.
Четвёртый: Но мы очень хотим представить и ощутить на себе то, что пришлось пережить вам.
Пятый: Потому что нельзя сохранить мир, не ведая, какова его цена.
Брат: Мы написали вам письма. Из вашего будущего в наше прошлое. И пусть эта ниточка будет натянута, как струна, и не порвётся никогда!

Ребята читают свои письма на фронт. Они написаны заранее – нужно дать детям такое задание. Это могут быть письма своим родным, воевавшим в те годы, или это может быть письмо неизвестному солдату – на выбор детей. Первым читает своё письмо Алёша.

После того, как письма прочитаны, ребята уходят со сцены, остаются только брат и Алёша.
Алёша:
Спасибо вам за солнца свет
За дождь грибной и за рассвет.
За первый шаг, за первый крик,
За всё, к чему я так привык.
Брат:
Жизнь соткана из мелочей
Простых, наивных, как ручей.
И как пронзительно важны
Они перед лицом войны!
Вы бились за берёзы сок,
За хлеб в печи и за глоток
Парного молока, за мяч,
Что через детство мчится вскачь.
За клейкий лист, за стрекозу,
За нашу майскую грозу.
За новенький велосипед…
За детство, что не знает бед.
Алёша:
Не знаю я военных лет,
После войны родился дед.
Но помню всё! И каждый час
Я буду жить теперь за вас!

Свет на сцене гаснет. Высвечивается экран. На нём под подходящую музыку (это может быть музыка, связанная с днём победы, или классика) проходит видеоряд – фотографии современных СЧАСТЛИВЫХ детей – это главное требование к фотографиям. Фото можно взять из семейных архивов ребят.

Р.Рождественский «Базар 45-го года»
Базар? Базар!
Торговки
базлали:
“Сахарин фасованный!..”
“Целебная махра!..”
Чего только не было на этом базаре,
особенно
если в воскресенье,
с утра…
“Продам шинель новехонькую!
Сам бы носил – жалко!..”
“Брусничная настоечка! –
Лекарство от невзгод!..”
“А ну,
кому
шаньги!
Румяные шаньги!..”
“А вот чудо-мыло…”
“А вот костыль-самоход…”
“Прыгающий мячик – детишкам на забаву…”
“Валенки!
Валенки на любой мороз!..”

Продавал ругательства –
за полтинник пару –
чернявый хриповатый безногий матрос…
“Имеются ушанки.
Три кило ворсу…
Налетай, служивые!
Цена – пустяк…”
– А у вас, дедуся?..
– У меня фокусы..
– Что еще за новость?!
Как это?..
– А так…
Он прямо на булыжнике расстелил коврик.
Из собственного уха огурец извлек.
И в мутноватой лужице
среди арбузных корок
заплавал, заплескался серебряный малек…
А старичок выдергивал голубей из сумочки,
потом превратил полено
в заржавленную пилу…
Старичок старался!
Мелькали пальцы сухонькие…
“Э-гей!
Кому фокусы!
Недорого беру…”
Подходила публика.
Смеялись бабы в голос…

А мальчишка –
замерзший,
как громом поражен, –
вдруг сказал:
– Дедушка,
Продай мне..
фокус…
чтоб в конце фокуса…
папа…
пришел…
Старичок беспомощно пожал плечами.
Цвела победными лозунгами щербатая стена…
Люди оглянулись.
Люди замолчали…

Кончилась.
Кончилась.
Кончилась
война…

Р.Рождественский «Концерт в госпитале»
Сорок трудный год.
Омский госпиталь…
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка:
«Господи!
До чего же артисты
маленькие…»

Мы шагаем палатами длинными.
Мы почти растворяемся в них
с балалайками,
с мандолинами
и большими пачками книг.
Что в программе?
В программе – чтение,
пара песен
военных, правильных…
Мы в палату тяжелораненых
входим с трепетом и почтением.
Двое здесь.
Майор артиллерии
с ампутированной ногой,
в сумасшедшем бою
под Ельней
на себя принявший огонь.
На пришельцев глядит он весело…
И другой –
до бровей забинтован, –
капитан,
таранивший «мессера»
три недели назад
над Ростовом.
Мы вошли.
Мы стоим в молчании.
Вдруг
срывающимся фальцетом
Абрикосов Гришка отчаянно
объявляет начало концерта.
А за ним,
не вполне совершенно,
но вовсю запевале внимая,
о народной поём,
о священной
так,
как мы её понимаем.
В ней Чапаев сражается заново,
краснозвёздные мчатся танки.
В ней шагают наши
в атаки,
а фашисты падают замертво.
В ней чужое железо плавится,
в ней и смерть отступать должна.
Если честно признаться,
нравится
нам
такая война!
Мы поём.
Только голос лётчика
раздаётся.
А в нём – укор:
– Погодите…
Постойте, хлопчики…
Погодите…
Умер
майор… –
Балалайка всплеснула горестно.
Торопливо,
будто в бреду…

…Вот и всё
о концерте в госпитале
в том году.

Ю.Друнина. «Бинты»
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем – так учили нас.
Одним движеньем – только в этом жалость…
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: “Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться – беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки”.
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты…
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

И.Гирлянова
Прошу тебя, -
думай о прошлом.
Прошу тебя, -
знай обо мне.
Я - ниточка, малая прошва
на вашем живом полотне.
Не рвись на гранитные плиты
и слезы напрасно не лей.
Мы общей
судьбою повиты
на нашей костлявой земле.
Прошу тебя, думай об этом,
когда на пороге стоишь.
Ты - веточка,
Ты - эстафета.
Ты многое можешь, малыш.
А я у какой-то дороги
остался
на этой войне.
Прошу тебя,
думай о многих.
И что-нибудь знай обо мне.

В.Шульжик «Письмо далёкому другу»
В лесу, где гомон птичий,
Один, как лесовик,
Живёт в избе лесничий
По имени Лесник.

Есть у него собака
По имени Собака,
Отличная собака,
Её попробуй тронь…

Есть у него винтовка
По имени Винтовка,
Телега-колымага
И старый добрый конь.

Над крышей гомон птичий
И шорохи ветвей.
А в домике лесничий
Грустит без сыновей.

Они ушли когда-то
На фронт, а не куда-то,
Они ушли в солдаты,
И нет их много дней.

И знают все́ деревья,
Высокие деревья,
Прекрасные деревья
И в небе облака:

Один погиб в деревне
По имени Деревня,
Другой погиб у речки
По имени Река.

Зимой и жарким летом,
По пятницам и средам
Почтарь приносит почту
В таёжное жильё.

Есть письма от рабочих,
От воинов и прочих.
И среди этих прочих
Одно письмо моё.

Про то, как мы недавно
Справляли новоселье.
Про наш колхоз и школу,
Про речку, что вдали.

Письмо моё про нашу
Обычнейшую землю,
Которую когда-то
Солдаты сберегли.

Я сам войны не видел,
Да, я её не видел.
Но память о героях
Я в сердце берегу.

Ребята. Я прошу вас,
Вы тоже напишите
По адресу такому:
«Россия, Леснику».

Автор сценария: Юлия Белоусова

Инсценировка ко Дню Победы в ВОВ для школьников

Спокойная музыка.
Выходят 2 пары.
1м.
-Июнь. Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя
1д.
-Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
На сцене танцуют пары выпускников, музыка становится тише, голос за кадром.
- Отчего это воздух тревогой объят?
- Отчего вдруг замолкли все птицы?
- Отчего так испуганы лица?
Вдруг музыка обрывается. Звучит голос Левитана: «От советского информбюро. Сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз!».
Песня: «Вставай, страна огромная» Лебедев Кумач, А. В. Александров.
Выходят 2 мальчика в военной форме.
2м. : Мы смело глядим опасности в лицо, мы знаем, что враг, напавший на нас силен, мы не расчитываем на легкую победу. Мы знаем, что победа над фашистами будет трудна и потребует от нас немало жертв, но мы знаем, что мы победим.
Перестроение.
3м.:
Шли на запад в дыму эшелоны –
Это значит «Война»,
Это город в дыму и огне,
Это небо во мгле,
И простреляные знамена.
2д.
История не знала такого размаха, воистину народного героизма, который проявился в годы Великой Отечественной войны.
Участники по очереди:
3м.
Юноши с бессонными глазами
Закрывают телом пулемет.
Прочитайте и скажите сами,
Разве он когда-нибудь умрет?

Девушка молчит перед расстрелом,
Крепко стиснув безответный рот.
Разве эта молодость исчезла?
Разве эта девушка умрет?
2м.
Мальчишка к сердцу прижимая,
Гроздь гранат, бросается под танк…
Вот как бъется молодость живая:
Разве раньше умирали так?
2д.
Разве можно молодость такую
Гусеницей танковой стереть?
Это жизнь выходит атакуя,
Маршем наступающую смерть. (музыка марш)
Перестройка участников.
4 м: Западный фронт. 14 июля. На прифронтовом аэродроме стоит группа новеньких истребителей. Надписи на самолетах: «Комсомол – Кузбасс». Эти самолеты вручены лучшим летчикам. За два месяца на них было совершено 155 боевых вылетов и уничтожено 100 боевых машин противника.
Мелодия песни: «Ах война, что ты подлая сделала»
3м:
Романтики, мы увлеченно жили,
К полетам в небо так тянуло нас,
Но солнце тучи черные закрыли,
И нашу юность опалил фугас.
Все отходят назад.
Инсценировка
Первый. «Волна», «Волна», я – «Маяк». Вижу танки. Нас окружают. Есть, подготовить орудия к бою. Орудия к бою! Огонь!
Второй. Товарищ лейтенант, снаряды на самом исходе. Товарищ лейтенант, снаряд последний.
Первый: Приготовить противотанковые гранаты! Противотанковыми гранатами – огонь! (звук взрыва)
1д.
Кто час ПОБЕДЫ приближал,
Страна родная не забыла,
Вам должное за всё воздав.
Сегодня все вы ВЕТЕРАНЫ,
1м.
Кто был в тылу, кто воевал,
Ваш тяжкий труд, что был желанный,
Народ поднял на пьедестал.
«Первый»
-Несмотря на все тяготы, вы победили!
«Второй»
-Победа! Как она досталась?
Каким путем вы к ней пришли?
2д.
И раны были, и усталость,
И шрамы на груди земли.
Броня во вмятинах глубоких,
И дали пройденных дорог,
2м.
И ордена на гимнастерках,
Где пот нещадно ткань прожег.
Могилы братские, в которых
Друзья погибшие лежат.
4м.
-Свыше 26 миллионов человек наша страна потеряла во Второй Мировой войне за 1418 дней. Язык цифр скуп… Но вы все же вслушайтесь и представьте… Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 20 миллионов минут, это 38 с лишним лет поминальных мгновений.
2м.
Мы склоняем головы перед памятью тех, кто не вернулся с полей сражений.
Прошу всех встать. Минута молчания.
3м.
-Задохнулись канонады
В мире тишина
На большой земле однажды
Кончилась война

-Будем жить,
Встречать рассветы,
Верить и любить
Только не забыть бы это
Лишь бы не забыть.
1д.
-Это память верьте,люди,
Всей земле нужна
Если мы войну забудем,
Вновь придёт война.
(музыка, молча все стоят.)

Новое на сайте

>

Самое популярное