Домой Полипы Презентация по мхк на тему "эстетика эксперимента и ранний авангард". условное обозначение европейских художественных течений XX века, выраженных в коренном обновлении всех видов искусства, модернистском начинании в искусстве

Презентация по мхк на тему "эстетика эксперимента и ранний авангард". условное обозначение европейских художественных течений XX века, выраженных в коренном обновлении всех видов искусства, модернистском начинании в искусстве



Что объединяет эти произведения и что отличает их от искусства прошлых эпох? Отказ от норм классического изображения Отказ от норм классического изображения Деформация формы Деформация формы Экспрессия Экспрессия Это искусство рассчитано на диалог художника со зрителем Это искусство рассчитано на диалог художника со зрителем


Авангардизм - (фр. – передовой отряд) – понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. Здесь авангардизм – это собирательное обозначение всех новейших течений, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, супрематизм, примитивизм, сюрреализм.




КОНЧАЛОВСКИЙ ПЁТР ПЕТРОВИЧ Портрет Г.Б.Якулова 1910 Холст, масло 176 х 143 В портретах Кончаловского начала 1910 годов увлечение искусством примитива выходит на первый план. Некоторые из них, в том числе и портрет художника Георгия Якулова, по всему композиционному строю и живописному решению напоминают ярмарочные фотографии начала ХХ века. Невозможно представить себе, что здесь изображен художник, единомышленник Кончаловского и его сосед. На обороте холста надпись: «портрет восточного человека». По задумке автора, Якулов здесь словно исполняет роль характерного персонажа. Кончаловский изображает модель на фоне восточного ковра, увешанного ятаганами и саблями, в неестественной позе, смотрящего прямо на зрителя, но не собирающегося что- либо поведать о себе. Перед нами словно восточный факир, готовый в любую минуту сотворить чудо. Портрет удивляет артистической жизнерадостностью, в нем очевидно желание мастера преодолеть все надоевшие стереотипы и утвердить свои приоритеты.








Василий Василий Блаженный Блаженный 1913 г г.







К. C. Малевич. К. C. Малевич. Частичное затмение. Композиция с Моной Композиция с Моной Лизой Лизой


Этюд Фрески




КРУЧЕНЫХ А.Е. () ()
В. Хлебников ЗАКЛЯТИЕ СМЕХОМ О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смерчей! Смейево, смей его! Усмей, осмей, смешинки, смешинки! Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! 1908–1909.


В поэзии авангардные установки наиболее явно проявились в футуризме – новой форме стихосложения. К футуризму примкнули Игорь Северянин (И. В. Лотарев), А. Е. Крученых, В. Хлебников, В. В. Маяковский, Б. Л. Пастернак. Предлагаем учащимся обратиться к материалам по русской литературе, посвященным этим поэтам. Добавим, что «словотворчество» футуристов затронуло сферу музыкального театра, где возникла первая футуристическая опера «Победа над солнцем» (композитор М. Матюшин, художник К. Малевич, поэт А. Крученых).

Тема: Эстетика эксперимента и ранний русский авангард

(МХК, 11 класс)

Цели: развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Цель. Формировать представление о художественной культуре России XIX - начала XX века.

Задачи: познакомить учащихся с понятием "авангард", жизнью и творчеством художников авангарда;обратить внимание учащихся на мировоззрение художников авангарда и особенности их живописи;помочь учащимся определить своё отношение к авангардной живописи;

воспитывать любовь к национальной и мировой культуре.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и задач урока.

Эпиграф нашего урока:

«Неслыханные перемены, невиданные мятежи…» А. Блок

Новая форма рождает новое содержание. Искусство всегда было вольно от жизни, и на цвете его никогда не отражался цвет флага над крепостью города. В. Шкловский.

Странная ломка миров живописных

Была предтечею свободы,

Освобожденьем от цепей,

Так ты шагало, искусство. В. Хлебников

3. Изучение нового материала

Происходит от французских слов «avant», что переводится как «передовой», и «qarde» - «отряд». - Условное обозначение европейских художественных течений XX века, выраженных в коренном обновлении всех видов искусства, модернистском начинании в искусстве: кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм (начало века), сюрреализм (двадцатые-тридцатые годы), акционизм, поп-арт (работа с предметами), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм (шестидесятые-семидесятые годы), театр абсурда, электронная музыка и др..

Авангард собирательное понятие экспериментальных творческих направлений в искусстве « серебряного века ».

Лозунг авангарда: «Новаторство во всех областях искусства». Наивная вера художников в наступление особого и необычного исторического времени – эра чудо-техники, способной изменить отношения людей друг с другом и с окружающей средой. Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя.

Все авангардистские течения имеют одно общее:

Новизна,

Смелость,

Вера в наступление эры чудо-техники

Отказ от норм классического изображения,

Деформация форм,

Экспрессия.

- Как вы считаете, почему авангардизм близок по значению к модернизму?

(Авангардизм близок по значению к модернизму (собирательное обозначение всех новейших течений) и отличается от модерна (стиль в искусстве конца XIX - начала XX века)

Новаторство во всех областях искусства - таков главный лозунг авангарда. Авангард - собирательное понятие самых "левы" экспериментальных творческих направлений в искусстве "серебряного века". В авангардных течениях, несмотря на всю их разноликость, общими были новизна и смелость, которые считались мерилом творческой одарённости и эталоном современности.

Общей была и наивная вера художников в наступление особого и необычного исторического времени - эра чудо-техники, способной изменить отношения людей друг с другом и с окружающей средой). Проблемы преемственности для сторонников авангарда как бы не существовало.

В 10-е гг. XX века художественное экспериментаторство в разных видах искусства достигает своего апогея, причём удивительно синхронно.

Главная причина синхронности кроется в явном взаимном притяжении художников, поэтов, артистов, музыкантов, в общности творческих, а порой и жизненных интересов. Поколение новаторов искало друг в друге единомышленников в непростом деле ниспровержения устоев.

Они отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают познавательные функции искусства. За отрицанием изобразительных функций неизбежно следует и отрицание самих форм, замена картины или статуи реальным предметом.

Авангардистские течения :

Фовизм

Экспрессионизм

Кубизм

Футуризм

Абстракционизм

Супрематизм

Примитивизм - в искусстве конце XIX - XX вв. следование «примитиву», под которым понималось первобытное и народное творчество, культурные традиции отсталых народов.

Лубок - народная картинка, вид изобразительного искусства, отличающийся принципиальной простотой образов.

Художественные объединения.

1.Союз московских художников «Бубновый валет».

В основу их живописи был взят предмет как таковой, в его чистом виде. Причём предмет устойчивый, взятый «в упор», лишённый какой-либо недосказанности или философской двусмысленности.

-Основные представители и их работы Союз московских художников «Бубновый валет».

Илья Иванович Машков - Мир его картин подчеркнуто упрощен, «заземлен», образы статичны, декоративны. В манере мастера чувствуется влияние русского лубка и атрибутов примитивистского искусства. Илья Иванович Машков (1881-1944) «Камелия», «Снедь московская: хлебы», «Натюрморт с магнолиями»

Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956) «Возвращение с ярмарки», «Сирень», «Сухие краски»

Александр Куприн (1880-1960) «Тополя», «Завод», натюрморты, индустриальные пейзажи.

Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958) «Старая Руза», «негр», «Бухта в Балаклаве»

Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) «Звон», «У Иверской», «Автопортрет», «Крекинг нефтеперегонного завода», «Овощи».

2.Группа живописцев «Ослиный хвост».

Обращались к примитивизму, к традициям русской иконописи и лубка; часть группировки была близка к футуризму и кубизму.

Основные представители и их работы:

Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964)- Организовал группу «Ослиный хвост» (Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, В.Е. Татлин). Ларионов разработал стиль, впитавший элементы вывески, лубочной картинки, детского рисунка. Его герои взяты из провинциальных местечек, солдатских казарм, уличных вывесок, городских парикмахерских и т. п. «Провинциальная франтиха», «Отдыхающий Солдат», «Петух», «Лучизм».

Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) - Для её картин характерны простота и детская наивность, поднимающая житейские образы над обыденностью. «Крестьяне, собирающие яблоки», «Подсолнухи», «Рыбная ловля», «Евреи. Шабаш».

Марк Шагал (1887-1985) «Я и деревня», «Скрипач», «Прогулка», «Над городом», «Святое семейство».

Владимир Евграфович Татлин (1885-1953) «Матрос», «Натурщица», «Контррельеф», «Проект памятника III Интернационалу», «Летатлин».

3.Русский авангард.

Эксперименты с формой (примитивизм, кубизм) сочетались в творчестве представителей авангарда с поисками новых «ритмов времени». Стремление воссоздать динамичность предмета, его «жизнь» в разных ракурсах.

-Основные представители и их работы:

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) - теоретик живописи, абстракционист «…игра красок на полотне есть проявление изначально данного человеку художественного мышления, которое существует вне зависимости от образов действительности, от окружающих нас предметов...» «О духовном в искусстве» «Дома в Мурнау на Обермаркте», «Импровизация Кламм», «Композиция VI», «Композиция VIII», «Доминирующая кривая».

Павел Николаевич Филонов (1883-1941)- - Живописец и график, увлеченный идеей «аналитического искусства» композиций, основанных на бесконечном калейдоскопическом развертывании изображаемых образов «Крестьянская семья», «Победитель города», «Иллюстрация к книге Велимира Хлебникова», «Формула империализма», «Формула весны».

Казимир Северинович Малевич (1878-1935) «Цветочница», «Дама на остановке Трамвая», «Корова и скрипка», «Авиатор», «Супрематизм», «Косарь», «Крестьянка», «Чёрный супрематический квадрат».

4. Закрепление изученного .

Какое искусство принято называть авангардом?

Во что верили мастера русского авангарда?

Почему отрицание традиций было необходимо мастерам авангарда?

Сбылись ли их мечты об "искусстве будущего"?

5. Домашнее задание.

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард

Авангардистские течения:

  • Фовизм Экспрессионизм Кубизм Футуризм Абстракционизм Супрематизм
  • Фовизм Экспрессионизм Кубизм Футуризм Абстракционизм Супрематизм
  • Фовизм
  • Экспрессионизм
  • Кубизм
  • Футуризм
  • Абстракционизм
  • Супрематизм

Все авангардистские течения имеют одно общее:

Они отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают познавательные функции искусства. За отрицанием изобразительных функций неизбежно следует и отрицание самих форм, замена картины или статуи реальным предметом.



Рождение супрематизма из алогичных полотен Малевича с наибольшей убедительностью проступило в картине под названием «Композиция с Моной Лизой»


Откровение настигло Малевича во время работы над вторым изданием брошюры «Победа над Солнцем». Готовя рисунки, он сделал последний шаг на пути к беспредметности.

Новорожденное направление некоторое время оставалось без названия, затем Малевич написал брошюру «От кубизма к супрематизму», в которой дал объяснение термина «Супрематизм» (от лат «супрем» - «превосходство», «доминирование»). Этим словом Малевич стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи. Эта книжечка-манифест распространялась на вернисаже «0,10» (ноль-десять).

Главной картиной там стал «Черный квадрат»



«Черный квадрат» словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к пластической формуле, где доминирует полюсность черного (полное отсутствие цвета и света) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света)

Подчеркнуто простая геометрическая форма-знак, не увязанная ни ассоциативно, ни пластически, ни идейно ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшим в мире до нее, свидетельствовала об абсолютной свободе художника.


«Супрематизм в своем историческом развитии имел три ступени черного, цветного и белого,»- писал Малевич в книге «Супрематизм».

Черный этап начинался с трех форм – квадрата, креста, круга.







Своей последней стадии супрематизм достиг в 1918 году.

Малевич был мужественным художником, идущим до конца по выбранной стезе: на третьей ступени супрематизма из него ушел и цвет. В середине 1918 года появились полотна «белое на белом», где в бездонной белизне словно таяли белые же формы.









Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.

Новая форма рождает новое содержание. Искусство всегда было вольно от жизни, и на цвете его никогда не отражался цвет флага над крепостью города. В. Шкловский.


План.

  • О модернистских направлениях в искусстве начала века. Понятие «авангард».

  • Художественные объединения и их представители.

  • Русский авангард.


«Авангардизм»

  • происходит от французских слов «avant», что переводится как «передовой», и «qarde» - «отряд».

  • - условное обозначение европейских художественных течений XX века, выраженных в коренном обновлении всех видов искусства, модернистском начинании в искусстве:

  • кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм (начало века), сюрреализм (двадцатые-тридцатые годы), акционизм, поп-арт (работа с предметами), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм (шестидесятые-семидесятые годы), театр абсурда, электронная музыка и др..


Лозунг авангарда:

  • «Новаторство во всех областях искусства».

  • Наивная вера художников в наступление особого и необычного исторического времени – эра чудо-техники, способной изменить отношения людей друг с другом и с окружающей средой.

  • Отказ от норм классического изображения, деформация форм, экспрессия. Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя.


Художественные объединения

    • Союз московских художников «Бубновый валет».
  • В основу их живописи был взят предмет как таковой, в его чистом виде. Причём предмет устойчивый, взятый «в упор», лишённый какой-либо недосказанности или философской двусмысленности.


Основные представители и их работы Союз московских художников «Бубновый валет».

  • Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956) «Возвращение с ярмарки»,

  • «Сирень», «Сухие краски»

  • Илья Иванович Машков (1881-1944) «Камелия», «Снедь московская:

  • хлебы»,

  • «Натюрморт с магнолиями»

  • Александр Куприн (1880-1960) «Тополя», «Завод», натюрморты,

  • индустриальные пейзажи.

  • Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958) «Старая Руза», «негр», «Бухта в

  • Балаклаве»

  • Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) «Звон», «У Иверской»,

  • «Автопортрет»,

  • «Крекинг нефтеперегонного завода»,

  • «Овощи»




Группа живописцев «Ослиный хвост».

  • Обращались к примитивизму, к традициям русской иконописи и лубка; часть группировки была близка к футуризму и кубизму.


  • Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964) «Провинциальная франтиха»,

  • «Отдыхающий Солдат», «Петух»,

  • «Лучизм».

  • Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) «Крестьяне, собирающие яблоки»,

  • «Подсолнухи», «Рыбная ловля»,

  • «Евреи. Шабаш».

  • Марк Шагал (1887-1985) «Я и деревня», «Скрипач»,

  • «Прогулка»,

  • «Над городом», «Святое семейство».

  • Владимир Евграфович Татлин (1885-1953) «Матрос», «Натурщица»,

  • «Контррельеф»,

  • «Проект памятника III

  • Интернационалу»,

  • «Летатлин»


Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964)


Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962)


Марк Шагал (1887-1985)


Владимир Евграфович Татлин (1885-1953)


Русский авангард.

  • Эксперименты с формой (примитивизм, кубизм) сочетались в творчестве представителей авангарда с поисками новых «ритмов времени». Стремление воссоздать динамичность предмета, его «жизнь» в разных ракурсах.


Основные представители и их работы:

  • Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) «Дома в Мурнау на Обермаркте»,

  • «Импровизация Кламм», «Композиция

  • VI», «Композиция VIII», «Доминирующая

  • кривая».

  • Павел Николаевич Филонов (1883-1941) «Крестьянская семья», «Победитель

  • города», «Иллюстрация к книге Велимира

  • Хлебникова», «Формула империализма»,

  • «Формула весны».

  • Казимир Северинович Малевич (1878-1935) «Цветочница», «Дама на остановке

  • Трамвая», «Корова и скрипка», «Авиатор»,

  • «Супрематизм», «Косарь», «Крестьянка»,

  • «Чёрный супрематический квадрат».


Василий Васильевич Кандинский (1866-1944)


Павел Николаевич Филонов (1883-1941)


Казимир Северинович Малевич (1878-1935)



Авангард в литературе (поэзии). Футуризм.

  • Литературно-художественное направление начала XX века в Италии и России.

  • Футуристы с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее – наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни.

  • Для живописи футуризма характерны «энергетические» композиции с раздробленными на фрагменты фигурами, в ней преобладают вертящиеся, мелькающие, взрывоподобные зигзаги, спирали, эллипсы, воронки.

  • Один из основных принципов футуристической картины – симультанность (одновременность), т.е. совмещение в одной композиции разных моментов движения.


В искусстве начала XX в. того времени соседствовали и смелые формальные эксперименты, увенчавшиеся созданием нескольких вариантов абстрактного искусства, и использование традиций реалистической живописи для решения современных изобразительных задач.Родоначальником русского авангарда принято считать общество «Бубновый валет», основанное Михаилом Ларионовым в 1910 г. Ядро группы составили Илья Машков, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк. Дерзкое название группы вызывало ассоциации не только с игральной картой, но и с нашивкой на рукавах каторжан. Бросив вызов традициям реалистической живописи, «бубновые валеты» разработали собственную живописную систему, в которой открытия Сезанна и живописные приемы кубизма и фовизма сочетались с восточной орнаментальностью и мотивами русского народного творчества. Их вдохновляли поэзия народной культуры, яркая цветность лубка, трогательная наивность провинциальной вывески.

Примитивистская тенденция, связанная с открытием поэзии нарочито сниженной натуры, нашла наиболее последовательное воплощение в творчестве Михаила Ларионова (1881 — 1964). Герои его произведений — солдаты, гуляки, парикмахеры. Обращаясь к предметам «прозаичным, грубым, тусклым», как их определял сам художник, Ларионов использовал оттенки сближенных тонов, знаменитую «серую манеру». Тончайшие нюансы цвета, интерес к ракурсу и пространственным деформациям создают в произведениях Ларионова ощущение движения, некой самостоятельной жизни.

На полотнах Ильи Машкова и Петра Кончаловского фактура густо наложенной на холст краски, экспрессивность цвета превратились в полновластную самодостаточную стихию, а реальный мотив оказался лишь поводом для решения чисто живописных проблем. Художники объединения стремительно двигались к звучности цвета, устойчивости и весомости зрительного образа. Однако далеко не все художники того времени разделяли крайности формального эксперимента, многим больше импонировал путь синтеза художественных традиций прошлого и современного живописного языка. Одним из ярких примеров подобного «культурного сплава» можно считать творчество Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878 — 1939). В его произведениях весомая материальность форм сочетается с почти фовистской яркостью цвета, а символическая значимость выбранных мотивов заставляет вспомнить о христианских сюжетах и приемах русской иконописи. Поворотным пунктом в творческой биографии мастера стало полотно «Купание красного копя». В дальнейшем художник решительно отказался от классической перспективы и заменил ее сферической, характерной для иконописи. Живопись мастера, построенная на гармонии чистых цветов, приобрела панорамный характер и стала напоминать древнерусские фрески. А использование христианской иконографии для современных сюжетов лишь подчеркнуло извечность человеческих проблем.

Иную грань художественных исканий русского авангарда представляет творчество Марка Шагала (1887 — 1985). Не являясь главой или даже участником какого-либо художественного объединения, Шагал не был и выразителем какого-нибудь направления. Воспроизводимый с поразительной непосредственностью уклад небольших еврейских местечек на его полотнах соединяется с фантастическими видениями, образами европейской культуры, создавая ощущение сказочного, но удивительно цельного и гармоничного мира-космоса. Дальнейшая судьба русского авангарда оказалась связанной с возникновением нового направления, получившего название «футуризм». Однако с итальянскими футуристами русское движение практически не имело общих точек соприкосновения. Не случайно приезд в Москву лидера итальянских футуристов Филиппе Томмазо Маринетти прошел в столице практически не замеченным и принес лишь разочарование художникам и поэтам обеих стран.

Еще в 1911 г. один из идеологов русских футуристов М. Ларионов и его постоянная спутница Наталья Гончарова покинули «Бубновый валет», объявив своих бывших соратников ретроградами, и создали новое объединение «Ослиный хвост», в которое вошли Казимир Малевич и Владимир Татлин . Название группы должно было напомнить о скандале во французском Салоне независимых, где была выставлена картина, написанная ослом, к хвосту которого шутники привязали кисть. В отличие от «Бубнового валета» с его подчеркнутой ориентацией на живопись Сезанна и фовистов мастера «Ослиного хвоста» отдали предпочтение неопримитивистским тенденциям. Именно благодаря их усилиям примитивы получили столь высокую оценку в России, стали одним из направлений русского авангарда со своей историей, своими корнями. На выставках, организованных Михаилом Ларионовым, полотна современных художников соседствовали с лубком и народной картиной. А на одной из экспозиций москвичи впервые увидели картины замечательного грузинского художника-самоучки Нико Пиросмани . Как и положено художнику-провокатору, Ларионов никогда не останавливался на достигнутом и в 1912 г. на выставке «Мишень» показал первые «лучизмы», свой собственный вариант абстрактного искусства.

Однако в целом язык русского кубо-футуризма не претерпел еще существенного обновления. Нарочито свободно использует несгармонированные цвета Давид Бурлюк, бросая вызов художественной культуре прошлого. Динамику нового технического века символизирует наложение линий и форм в картинах Гончаровой и Розановой. Подобны рациональным построениям плоскостные ярко окрашенные геометризированные фигуры полотен Малевича. Лишь в 1915 г. на выставках футуристов в Москве и Петербурге появятся произведения, предвещающие новый этап в развитии русского авангарда. Именно тогда Ларионов включит в одну из живописных композиций работающий вентилятор; Бурлюк прикрепит к холсту старую туфлю и кусок мыла; Татлин покажет первые «живописные рельефы», а Маяковский впервые представит на суд публики художественный объект из половинки цилиндра и одной перчатки. Однако судьба русского футуризма оказалась недолговечной. В 1914 г. после выхода из объединения Павла Филонова распался Союз молодежи. По приглашению Дягилева уехали в Париж Ларионов и Гончарова. В рядах русских авангардистов наметился решительный поворот к беспредметному искусству. На прославленной выставке «0.10», состоявшейся в 1915 г., основное место занимала уже не живопись, а абстрактные коллажи О. Розановой, И. Пуни, И. Клюна и пространственные композиции В. Татлина.

Новое на сайте

>

Самое популярное