Домой Полипы Первая любовь персонажи. Главные герои повести

Первая любовь персонажи. Главные герои повести

И.С. Тургенев имел огромное влияние не только на литературу, но и на восприятие мира у своих читателей, не зря термин «тургеневская девушка» плотно вошел в речь образованных людей и стал нарицательным именем для каноничного женского образа в национальной культуре. Этот автор создал множество разнообразных произведений, но их объединяет глубокая поэзия в каждом слове. Ей проникнута и его «Первая любовь».

В 1844 году И.С. Тургенев встретился с французской певицей Полиной Виардо и влюбился. Как оказалось, навсегда. Они ссорились, мирились, писатель следовал за любимой повсюду. Но эта любовь была обречена, и в тоже время самоотверженна. Именно такое чувство породило ряд лирико-философских повестей с трагическим любовным сюжетом, среди которых «Первая любовь», опубликованная в 1860 году. В этих произведениях чувство – болезнь, поражающая человека и лишающая его воли и разума.

Написана книга в январе-марте 1860 года. В основе сюжетной коллизии лежала реальная история семьи писателя: любовный треугольник между молодым писателем, его отцом и княжной Екатериной Шаховской. Автор замечал, что ему скрывать нечего, а что до осуждения откровенности Тургенева со стороны знакомых, то ему дела нет.

Жанр: рассказ или повесть?

Рассказ – небольшое по объему прозаическое произведение, имеющее единственную сюжетную линию, один конфликт и отражающее отдельный эпизод жизни героев. Повесть – эпический жанр, стоящий по объему между романом и рассказом, имеет более сложный и разветвленный сюжет, а конфликт является цепью эпизодов.

«Первую любовь» можно назвать именно повестью, так как здесь несколько главных героев (в рассказе чаще всего один или два). В произведении изображен не отдельный эпизод, а цепь событий, связанных развитием любовного конфликта. Также жанровой особенностью повести можно назвать то, что это рассказ в рассказе. Повествователь, он же главный герой, вспоминает эпизоды своей молодости, поэтому во вступлении говорится о ситуации, которая привела рассказчика к воспоминаниям: он с друзьями говорил на тему первой любви, и его история оказалась самой занимательной.

О чем произведение?

В компании друзей рассказчик вспоминает свою молодость, первую любовь. Будучи 16-летним юношей, Владимир был очарован соседкой по даче, 21-летней Зинаидой. Девушка пользовалась вниманием молодых людей, но никого не воспринимала всерьез, но проводила с ними вечера в веселье и играх. Героиня смеялась над всеми воздыхателями, включая Владимира, и вообще не относилась к жизни серьезно. Но однажды…

Главный герой заметил в любимой перемену, вскоре его осенило: она влюбилась! Но кто же он, соперник? Правда оказалась ужасной, это отец главного героя, Петр Васильевич, который женился на матери по расчету, пренебрежительно относится и к ней, и к сыну. Петр Васильевич в скандале не заинтересован, потому любовь быстро кончается. Вскоре он умирает от инсульта, Зинаида выходит замуж и тоже погибает в родах.

Главные герои и их характеристика

Описание героев повести «Первая любовь» драматично и уже само по себе рождает конфликт интересов. В семье, где нет гармонии, любовь воспринималась мужчинами, как средство забыться, или почувствовать себя нужными. Однако в погоне за личным счастьем они не вникали в потаенные глубины личности Зинаиды, и не разглядели ее сущности. Она же выплеснула весь жар своего сердца в ледяной сосуд и погубила себя. Таким образом, основные герои произведения стали жертвами своего же ослепления, навеянного страстью.

  1. Владимир – 16-летний дворянин, находящийся еще под семейной опекой, но стремящийся к самостоятельности и взрослости. Его охватывают мечты о любви, счастье, гармонии, он идеализирует все чувства, особенно любовь. Однако для самого главного героя любовь стала трагедией. Владимир забыл обо всем, готов был быть постоянно у ног Зинаиды, был поглощен только ею. И после драматической развязки он душевно постарел, все мечты о блестящем будущем разбились, остался лишь призрак несбывшейся любви.
  2. Зинаида – 21-летняя обедневшая княжна. Она торопилась и жаждала жить, будто предчувствуя, что осталось недолго. Главная героиня повести «Первая любовь» не смогла унять всю свою внутреннюю страсть, вокруг, несмотря на большой выбор мужчин, не находилось любимого. И выбрала она самого неподходящего, ради которого презрела все запреты и приличия, а для него она была очередным развлечением. Второпях вышла замуж, чтобы скрыть позор, умерла, рожая ребенка от нелюбимого… Вот и кончилась жизнь, полная лишь одной, тоже несбывшейся любви.
  3. Петр Васильевич – отец главного героя. Женился он на женщине, которая была старше на 10 лет, из-за денег, управлял и помыкал ей. Сына же поливал холодным презрением. Семья была совершенно лишней в его жизни, все равно это не вызывало у него удовлетворения. Зато молодая соседка, полюбив его всем сердцем, вызвала ненадолго вкус к жизни. Однако уйти от жены он не мог, это невыгодно, допустить скандала тоже. Вот почему герой просто бросил любовницу на произвол судьбы.
  4. Тема

  • Главная тема повести – это любовь . Она здесь разная. И унижающее себя чувство матери Владимира к супругу: женщина готова на все, лишь бы не потерять мужа, она боится его, боится признаться себе, что он ее не любит. И безысходная, жертвенная любовь Владимира: он согласен на любую роль, чтоб быть рядом с Зинаидой, хоть паж, хоть шут. И страстное наваждение у самой Зинаиды: ради Петра Васильевича она становится такой же рабой, как его сын перед ней. И любовь по случаю у отца главного героя: он нравился женщинам, соседка – новое увлечение, легкая интрижка.
  • Результатом любви становится следующая тема – одиночество . И Владимир, и Зинаида, и Петр Васильевич сломаны этим любовным треугольником. После трагической развязки никто не остался прежним, все они оказались одни навечно, умерли морально, а несостоявшиеся любовники потом и физически.
  • Тема семьи . Особую важность в произведении приобретает неблагоприятный климат в родном доме главного героя. Именно он заставил его вымаливать любовь. Комплексы, полученные от холодного неприятия отца, выразились в отношении к Зинаиде. Это рабское преклонение уничтожило его шансы на успех.
  • Проблематика

    Нравственные проблемы раскрываются в произведении в нескольких аспектах. Во-первых, заслуживает ли понимания жизнь Зинаиды, толпы поклонников вокруг нее, которыми она играет как пешками? Во-вторых, может ли запретная любовь, преступающая все моральные нормы, быть счастливой? Сюжетное развитие событий отвечает на эти вопросы отрицательно: главная героиня оказывается наказанной за свое пренебрежение к воздыхателям наплевательским отношением любимого человека, а их отношения неизбежно ведут к разрыву. А косвенно вообще привели к гибели обоих. Однако читатель сочувствует Зинаиде, она полна жажды жизни, этим вызывает невольную симпатию. К тому же, она способна на глубокое чувство, вызывающее уважение.

    Проблема власти в любви наиболее полно выражена в отношениях между Зинаидой и Петром Васильевичем. Девушка властвовала своими прошлыми кавалерами и чувствовала себя очень весело. Но пришла настоящая любовь, а вместе с ней страдания. И даже страдания от любимого человека сладостны. И власть никакая не нужна. Петр Васильевич ударил ее хлыстом, а она нежно поднесла к губам покрасневшее место, потому что это след от него.

    Идея

    Главная мысль повести – всепоглощающая сила любви. Какой бы она не была, счастливой или трагичной, она подобна лихорадке, которая внезапно охватывает и не отпускает, а если и уходит, то оставляет опустошение. Любовь могущественна и подчас разрушительна, но это чувство прекрасно, без него нельзя жить. Можно лишь существовать. Главный герой запомнил свои юношеские эмоции навсегда, первая любовь открыла ему смысл и прелесть бытия, пусть даже искаженного страданием.

    И сам писатель был несчастен в любви, и его герой тоже, но даже самая трагичная страсть является лучшим открытием в человеческой жизни, ведь ради тех минут, когда ты на седьмом небе от счастья, стоит терпеть горечь утраты. В страдании люди очищаются, раскрывают новые грани своей души. Принимая во внимание автобиографичность повести, можем сказать, что автор без своей роковой и печальной музы, а также боли, причиненной ею, не смог бы так глубоко проникнуть в суть романтических в отношений. Основная мысль «Первой любви» была бы далека от него, а ее необходимо выстрадать и познать на собственном опыте, так как убедительно о трагедии любви напишет лишь тот, кто ее пережил.

    Чему учит повесть?

    Нравственные уроки в повести Тургенева состоят из нескольких пунктов:

    • Вывод: «Первая любовь» вдохновляет нас на смелость в проявлении эмоций. Не нужно бояться любви, ведь самая неразделенная привязанность – самое прекрасное воспоминание. Лучше испытать счастье на миг, чем быть несчастным всю жизнь из-за того, что предпочел покой душевным терзаниям.
    • Мораль: каждый получает по заслугам. Зинаида играла мужчинами – и вот она пешка в руках Петра Васильевича. Он сам женился по расчету, отверг соседку – умер от инсульта, «перегорел». Зато Владимир, несмотря на трагедию, получил ярчайшее воспоминание в жизни, и при этом его совесть спокойна, ведь он никого не травмировал и искренне отдавал всего себя нежной привязанности.

    «Первой любви» уже более 150 лет. Однако это произведение не теряет актуальности. Скольким людям именно первые чувства разбили сердце навсегда! Но, тем не менее, каждый бережно хранит в душе эти эмоции. А красота, с какой написана эта книга, заставляет перечитывать ее много раз.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Повесть была написана Тургеневым как автобиографический сюжет. Зинаида была в его судьбе. Это его отец увлекся юной барышней. Поэтому Тургенев смог опубликовать свое произведение лишь после смерти матери в 1860 году. Критика недружелюбно приняла тургеневскую Зиночку. Д.И. Писареву писал, что не понимает ее характера, а для Добролюбова она была Печориным и Ноздревым в одном лице. «Никто такой женщины не встречал, да и не желал бы встретить, — заключил критик.

Главные герои повести Тургенева «Первая любовь»:

Владимир Петрович – холостяк. Основное развитие сюжета происходит, когда Владимиру Петровичу было 16 лет. Тогда он впервые влюбился в соседку княжну Зину Засекину. Он испытывал блаженство, когда был рядом с нею, безумно ревновал к другим мужчинам, тосковал, когда ее не было рядом. Молодой Владимир забросил занятия, прогулки по окрестностям, перестал кататься верхом.

Марья Николаевна, матушка – на сына не обращала никакого внимания, несмотря на то, что это был единственный сын. Была ревнива, постоянно волновалась или сердилась.

Петр Васильевич, отец – человек изысканно спокойный, самоуверенный и самовластный. К сыну относился равнодушно ласково. Был на 10 лет моложе жены и женился на ней по расчету. К сыну относился отстраненно, воспитанием почти не занимался.

Княгиня Засекина – 50-летняя женщина. Судя по манерам, рождена не в княжеской семье. Во второй половине XIX века были приняты браки между состоятельными купцами и промышленниками с обедневшими дворянами. Дворянское сословие деградировало. Княгиня Засекина не отличалась светскими манерами, и даже была неприятной женщиной

Зиночка, дочь Засекиной – барышня 21 года. Кокетлива. Лицо ее было тонко, умно и мило. В отличие от матушки она как раз и отличалась светскими манерами, тактом. Не была лишена княжеской надменности. Прекрасно говорила по-французски, читала. Зиночка нравилась мужчинам, и прекрасно это знала, и пользовалась этим. Она быстро заметила, что 16-летний Владимир был влюблен в нее, заигрывала с ним, дразнила, баловала, потешалась над ним.

«Во всем ее существе, живучем и красивом, была какая-то особенно обаятельная смесь хитрости и беспечности, искусственности и простоты, тишины и резвости; над всем, что она делала, говорила, над каждым ее движением носилась тонкая, легкая прелесть, во всем сказывалась своеобразная, играющая сила. И лицо ее беспрестанно менялось, играло тоже: оно выражало, почти в одно и то же время, - насмешливость, задумчивость и страстность. Разнообразнейшие чувства, легкие, быстрые, как тени облаков в солнечный ветреный день, перебегали то и дело по ее глазам и губам».

Над Зинаидой довлело неправильное воспитание, ее окружали странные люди; бедность и беспорядок в доме. Она ощущала свое превосходство над людьми, пользовалась безграничной свободой. Все это, вместе взятое, выработало в ней некоторую небрежность ко всему и невзыскательность. «Каприз и независимость», - так охарактеризовал Зиночку Лушин.

Зиночка подтрунивала над поэтом Майдановым, сочувствовала ему, и в то же время заставляла его читать Пушкина.

Но из всех мужчин, окружавших Зиночку, она полюбила Петра Васильевича, отца Володи. Полюбила настолько сильно, что смогла снести от него удар хлыстом. Это больше всего поразило юного Владимира.

Граф Малевский говорил с легким польским акцентом. Это был красивый и франтовато одетый брюнет с усиками, выразительными карими глазами, тонким носом и маленьким ртом. Он был умен и красив, но в нем чувствовалась фальшь, нечто сомнительное. Он заработал себе репутацию мистификатора, он мастерски дурачил людей на маскарадах. Обладал лисьей хитростью и неосознанной лживостью, впитавшейся во все его существование.

Доктор Лушин отличался правдивостью и прямолинейностью. За эту черту его уважал Владимир Петрович. Он лучше других знал Зинаиду, и, наверное, больше других любил ее. На словах был циничным и насмешливым человеком.

Поэт Майданов – высокий молодой человек с худощавым лицом, подслеповатыми глазами и длинными черными волосами. Человек холодный, как все сочинители, живший в своем выдуманном мире. Он уверял Зиночку, а может быть в большей степени самого себя в том, что обожает ее, воспевал ее в своих стихах.

Отставной капитан Нирмацкий, сорокалетний мужчина, рябой до безобразия, курчавый как арап, сутуловатый, кривоногий.

Беловзоров, гусар, — красавец гусар с глазами навыкате и белокурыми кудрями был статного и даже богатырского телосложения. Как военный человек, он всегда носил мундир. Он предлагал Зинаиде выйти за него замуж. Зиночка называла гусара «мой зверь». Беловзоров безумно ревновал Зиночку ко всем

Роман заканчивается тем, что 4 года спустя после описанных событий Зиночка умирает при родах. Владимир окончил Университет, а Зиночка вышла замуж за некоего состоятельного господина Дольского.

Знакомство с героем и героиней . Повествование, помимо пролога, включает в себя двадцать две маленькие главки. Их содержание не превышает двух-трех страниц - так стремительно сменяются события и впечатления, так быстро растет главный герой, Володя. Он лишь недавно расстался с гувернером, который своей «заботой» о воспитаннике напоминает мосье Бопре («Капитанская дочка»). Ему, как и Петруше Гриневу, исполнилось шестнадцать лет. В те времена этот возраст считался временем выбора жизненного пути. Правда, Володю не отправили служить в далекую крепость. Герой «Первой любви» мирно готовится поступать в университет. Лето он проводит на даче, в кругу семьи. Фамилии богатой, внешне приличной, но внутренне ущербной. Юноша ощущает это неблагополучие. Он знает, что между матерью и отцом состоялся обычный в дворянской среде брак без любви. «Мой отец, - рассказывает Володя о жизненной драме матери, - человек еще молодой и очень красивый, женился на ней по расчету; она была старше его десятью годами <…>. Она его очень боялась, а он держался строго, холодно, отдаленно...» Но до времени отношения между родителями мало занимают героя. «Чудесная» погода гармонирует с настроением Володи, которым овладело, «как весенняя травка, радостное чувство молодой, закипающей жизни». Как всегда у Тургенева, настроение раскрывается через пейзаж: «У меня была верховая лошадка, я сам ее седлал и уезжал <…>, пускался вскачь и воображал себя рыцарем на турнире - как весело дул мне в уши ветер! - или, обратив лицо к нему, принимал его сияющий свет и лазурь в разверстую душу».

Душа Володи настежь распахнута новым впечатлениям. Настроение подготовлено, и читателя не удивляет, когда Володя влюбляется в молодую соседку, княжну Засекину, занявшую с матерью ближайший домик. «Дача, - поясняет повествователь, - состояла из барского дома <...> и двух низеньких флигельков». Но рассказ о встрече с девушкой впереди. Сначала автор посчитал нужным поведать, кто обитает во втором флигеле, превращенном в фабрику. Он показывает, как трудятся городские рабочие, такие же мальчики, как сам главный герой: «Десяток худых и взъерошенных мальчишек в засаленных халатах с испитыми лицами <…> вскакивали на деревянные рычаги <…> и таким образом тяжестью своих тщедушных тел вытискивали пестрые узоры обоев». Им не до удовольствий жизни. Неотступное размышление о роковой вине образованных сословий перед народом присуще Тургеневу. Люди обеспеченные, пользующиеся благами жизни, и не замечают своего благополучия. В «Рудине» Тургенев приводил нас в крестьянскую избу. В "Первой любви" - на фабрику.

Только после этого рисует портрет главной героини. Зинаида возникает как видение, тем более прекрасное, что до этого юный герой предавался не слишком поэтическому увлечению. Он вышел пострелять ворон, и вдруг «увидел за забором девушку в розовом платье и платочке». Володя наблюдал ее сбоку и поэтому героиня предстает нам впервые в качестве эскиза в профиль: «…Стройный стан, и слегка растрепанные белокурые волосы под белым платочком, и этот полузакрытый умный глаз, и эти ресницы, и нежная щека под ними». Соседку Володя застал не одну, и тоже за странным занятием: «Вокруг нее теснились четыре молодые человека, и она поочередно хлопала их по лбу <…> серыми цветками». Игра, которая рисует детское начало в облике героини. И в то же время раскрывается одна из главных черт: юное кокетство, желание пленять и покорять - «молодые люди так охотно подставляли свои лбы - а в движениях девушки <...> было что-то такое очаровательное, повелительное, насмешливое и милое». Володя мгновенно попадет в круг молодых мужчин, очарованных ее красотою.

Конечно, двадцатилетняя девушка свысока смотрела на поклонника шестнадцати лет. В минуту ласковой откровенности Зинаида говорит: «Послушайте, ведь я <…> могла бы быть вашей тетушкой, право; ну, не тетушкой, старшей сестрой». Недаром она «поручила мне своего брата, двенадцатилетнего кадета, приехавшего на каникулы». Совпадение имен - приехавшего мальчика тоже звали Володей - говорит о сестринских, покровительственных чувствах Зинаиды к обоим. Пытаясь анализировать свои тогдашние чувства, Владимир Петрович так же несколько раз повторяет: «Я был еще ребенок». Во многих эпизодах Володя на самом деле проявляет ребячество. Вслед за кадетом он с удовольствием «посвистал» в самодельную дудочку. Чтобы доказать свою любовь к девушке, он готов по ее просьбе спрыгнуть на дорогу с «двух сажен» высоты.

Все же автор, который незримо возникает из-за маленького Володи, и из-за взрослого повествователя, исподволь убеждает в обратном. Герой испытывает настоящее глубокое чувство, настоящие переживания: «…Звон колоколов Донского монастыря прилетал по временам, спокойный и унылый - а я сидел <…> и наполнялся весь каким-то безыменным ощущением, в котором было все: и грусть, и радость, и предчувствие будущего, и желание, и страх жизни». Встретив как-то Зинаиду, «бледную, в горькой печали <…>, глубокой усталости», Володя близок к отчаянию: «Каждое ее слово так и врезалось в мое сердце. В это мгновенье я, кажется, охотно бы отдал жизнь свою, лишь бы она не горевала». Тронутая его робким поклонением, Зинаида отчасти шутливо, отчасти серьезно, «жалует» его своим пажом. Это признание и подаренная роза переносит в рыцарские времена, времена рыцарей и прекрасных дам. В отношении Зинаиды к своему «пажу» много недосказанного, противоречивого, порой жестокого. На справедливый сквозь слезы упрек «…Зачем же вы играли мною?… На что вам нужна была моя любовь?» Зинаида отвечает признанием: «Я виновата перед вами, Володя… Ах, я очень виновата...» «Она делала со мною все что хотела», - подытоживает герой.

«Первая любовь» – трогательная история первой любви шестнадцатилетнего подростка, которая на всю жизнь оставила в его душе неизгладимый след.

Краткое содержание «Первая любовь» для читательского дневника

Время и место сюжета

Действие повести разворачивается в 1833 году. Поначалу события происходят в пригороде Москвы, где главные герои отдыхали на даче, затем в самой Москве, и после - в Петербурге.

Главные герои

Владимир - шестнадцатилетний юноша, пылкий, влюбленный, глубоко порядочный.

Зинаида - красивая молодая княжна, умная и образованная, страстная натура.

Петр Васильевич - отец Владимира, умный, свободолюбивый мужчина сорока лет.

Мать Владимира - спокойная, мудрая женщина, которая была старше своего мужа.

Княгиня Засекина - мать Зинаиды, которая, несмотря на титул, была малообразованной, неопрятной женщиной с дурными манерами.

Сюжет

Будучи сорокалетним солидным мужчиной, Владимир Петрович В. Поделился с близкими друзьями историей своей первой любви.

Шестнадцатилетний Владимир с родителями проживал на даче, где усердно готовился к предстоящим вступительным экзаменам в университет. Вскоре в соседний флигель въехали новые постояльцы - княгиня Засекина с дочерью. Когда Владимир увидел княжну - двадцатиоднолетнюю красавицу Зинаиду, то тут же влюбился в нее без памяти. Он мечтал познакомиться с ней, вскоре ему представился удобный случай сделать это.

Однажды мать Володи отправила его к Засекиным с предложением нанести визит. Юноша был неприятно удивлен поведением и манерами княгини, в то время как Зинаида вела себя безупречно. Почти весь вечер она беседовала с отцом Владимира, не обращая на юношу никакого внимания, и лишь перед уходом попросила нанести ей визит. Владимир стал бывать у Засекиных почти каждый вечер. Он по уши влюбился в Зинаиду, однако девушка видела в нем лишь ребенка, и не проявляла к нему никакого интереса.

Красивая, умная, прекрасно образованная Зинаида имела большой успех у мужчин, и всегда была окружена поклонниками. Неожиданно для себя она влюбилась в отца Владимира, Петра Васильевича, который был старше ее на двадцать лет. Чувства Зинаиды были настолько сильны, что она не боялась пожертвовать ради любви собственной репутацией.

Однажды Владимир стал невольным свидетелем свидания отца и Зинаиды. Их связь до глубины души потрясла юношу, но он не смел осуждать влюбленных. Когда об отношениях Петра Васильевича и Зинаиды стало известно матери Владимира, а после и всему местному обществу, разгорелся нешуточный скандал, и Засекиным пришлось вернуться в Москву. Перед их отъездом Владимир успел признаться Зинаиде в любви.

Спустя некоторое время Владимир вновь стал свидетелем свидания отца и Зинаиды. Девушка пыталась в чем-то убедить Петра Васильевича, но тот в ответ ударил ее хлыстом по руке. Владимир был потрясен реакцией своей возлюбленной - она поднесла руку к губам и поцеловала след от удара.

Семья Владимира поселилась в Петербурге, где юноша поступил в университет. Спустя полгода от сердечного приступа скончался Петр Васильевич, получив перед этим загадочное письмо из Москвы.

После окончания университета Владимир узнал, что Зинаида вышла замуж. Он хотел навестить ее, но все оттягивал встречу. Когда же Владимир приехал по адресу, то узнал, что его первая любовь скончалась несколько дней назад во время родов.

Вывод и свое мнение

Первая любовь сражает наповал - не имея ни опыта, ни представления об этом чувстве, молодые люди оказываются безоружными перед ней. Это чувство оставляет большой след в душе, формирует личность, закладывает отношение к противоположному полу. Автор показывает, как непросто герою далась его первая любовь, но он с большим достоинством вынес это непростое испытание.

Главная мысль

Первая любовь редко бывает счастливой, но именно она оставляет самые сильные воспоминания, мучительные и вместе с тем сладостные.

Авторские афоризмы

«…У меня не было первой любви, - сказал он, наконец, - я прямо начал со второй…»

«…Сам бери, что можешь, а в руки не давайся; самому себе принадлежать - в этом вся штука жизни …»

«…жертвовать собою сладко для иных. …»

«…Все было кончено. Все цветы мои были вырваны разом и лежали вокруг меня, разбросанные и истоптанные…»

Толкование непонятных слов

Промолвить – сказать, произнести.

Волочиться – ухаживать за понравившейся женщиной.

Мешкать – медлить.

Гувернер – воспитатель детей, живущий в чужом доме.

Барышня – уважительное обращение к девушке.

Новые слова

Флигель – дополнительная пристройка к жилому дому.

Сургуч – окрашенная плавкая смесь, которую применяют для герметизации различных емкостей.

Покровительство – защита, заступничество, и помощь, оказываемые кому-либо, имеющему более низкое положение.

Тест по повести

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 135.

Владимир Петрович (Вольдемар) — герой повести «Первая любовь», от лица которого ведется рассказ. Это автобиографический образ повести-воспоминания. Шестнадцатилетний мальчик из богатой, но не вполне благополучной семьи (отец, женившийся по расчету на женщине старше его на десять лет, изменяет ей), стоящий на пороге взрослой жизни и начинающий мало-помалу ее узнавать. Этому способствует любовь к девушке, поразившей его своей исключительностью.

Для автора очень важно «пропустить» изображаемую историю через восприятие и переживание влюбленного подростка. Прежде всего это даёт Тургеневу возможность придать новый смысл и новое звучание традиционной для него теме любви. Любовь Вольдемара к Зинаиде — это еще юношеское чувство, вырастающее из неопределенных предчувствий и ожиданий. Оно почти бескорыстно — не связано ни с какими практическими намерениями и, в сущности, не имеет ясной цели. Любовь обнаруживает в этой тургеневской повести свою собственно поэтическую сущность, не омраченную житейскими противоречиями и разочарованиями. Именно в этом ее варианте открывается присущий любви тайный потенциал гармонии.

Рассказывая о своих переживаниях, Вольдемар сближает, казалось бы, несовместимые состояния: ему стыдно и весело, приятно и обидно, больно и сладко. Любовь оказывается одновременно счастьем и страданием, источником гордости и унижения, страха и надежды. Звучит и тема — «любовь-рабство», тоже создавая сочетания все новых и новых, ранее несоединимых смыслов: героическое рабство, добровольное рабство, ликующее рабство. В более ранних произведениях эти разнородные оттенки чувства либо не соединялись, либо не развивались в полной мере, либо контрастно и даже конфликтно сталкивались: теперь они тяготеют к слиянию. В «Первой любви» Тургенева впервые показано гармоническое единство противоположностей, которое не поддается логическому осмыслению, но внятно чувству. Сохраняя в памяти всю противоречивость своих прежних состояний, герой видит в каждом из них нечто ценное и не находит в своей жизни ничего подобного им, даже самые мучительные из них неотделимы от ощущения праздника. Все это развертывается на фоне совсем иного, трагического, мироощущения, составляющего итоговую мудрость прожитой жизни (оно окрашивает размышления героя в эпилоге повести).

Засекина Зинаида Александровна (Зинаида) — главная героиня повести «Первая любовь» Тургенева. Происходит из обедневшего аристократического семейства. На первый взгляд многое в ее характере и жизни объясняется противоречивостью ее общественного положения. Но наблюдения рассказчика, а позднее — история любви Зинаиды к отцу Владимира раскрывают неизмеримо более глубокое содержание ее образа. За эксцентричными поступками 3инаиды угадывается неудовлетворенная, пытливая и страстная душа (эти черты сближают героиню с Асей). Но ее духовные порывы не имеют никакого отношения к нравственным и уж тем более к социальным проблемам. Все напряженные и разнообразные стремления этой незаурядной натуры сосредоточены на любви. Отсюда рождаются психологические неожиданности: в душе героини сосуществуют самоотверженность и властолюбие, жестокость и доброта. 3инаида может наслаждаться чужим страданием, находя в нем возмещение собственной боли, но она же почти мгновенно способна испытать нежность к своей жертве. Героиня может быть жестокой и от сознания собственной силы (именно желание почувствовать себя всемогущей побуждает ее мучить своих поклонников). Однако эта торжествующая сила недаром названа играющей: власть над людьми для 3инаиды самоцельна и, в сущности, бескорыстна. Поэтому желание властвовать и порабощать часто смешивается с веселой беззаботностью и всегда отмечено особой грацией, примиряющей даже с самыми коварными прихотями этого необыкновенного существа.

3инаида — первая тургеневская героиня, наделенная острым скептическим умом. Тем ярче свойственное ей очарование женственности, окружающее героиню ореолом уже не только человеческой, но и чисто женской исключительности. Любовь нарушает весь привычный строй ее внутренней жизни. Она врывается в душевный мир Зинаиды как роковая, стихийная и грозная иррациональная сила. Героиня повести «Первая любовь» Тургенева чувствует, что теряет независимость и столь дорогую ей способность властвовать над людьми, она пытается противостоять страсти, но страсть все же побеждает. Гордая 3инаида переносит унижения и безоглядно жертвует собой. Но это не обычная ситуация любви-рабства; цель ее жертв — наслаждение и счастье, жертвы неотделимы от требований, и получается, что в глубине добровольного подчинения любимому человеку таится «поединок роковой» двух сильных натур.

Развязку приносит вторжение в любовную историю грубой и простой прозы жизни. Предельное напряжение чувства, катастрофичность его развития соседствуют с буднями «незаконной» любовной связи — с дрязгами, ссорами, анонимными письмами, семейными скандалами, сомнительными денежными расчетами, необходимостью как-то выпутываться из постыдной «истории» и скрывать ее последствия, именно в этих испытаниях перегорает трагическая страсть. В конце повести читатель узнает, что 3инаида, пройдя через сильнейшие душевные потрясения, освободилась от ига страсти и благополучно вышла замуж. Но Тургенев, по-видимому, не может допустить, чтобы его героиня вступила на один из обычных жизненных путей. Сообщение о внезапной ее смерти обрывает рассказ о ней.

Петр Васильевич (Отец) — отец героя-рассказчика. Это еще молодой и очень красивый человек с сильной волей, смелый, страстный, уверенный в себе и деспотически властный. Прототипом послужил отец писателя. Последовательный эгоцентрист печоринского типа, он ищет в жизни наслаждений и власти над людьми, руководствуясь принципом: «Сам бери, что можешь, а в руки не давайся, самому себе принадлежать — в этом вся штука жизни». Добиваясь любви Зинаиды, он поначалу, кажется, осуществляет свой жизненный принцип, подчиняя ее своей воле. Но в дальнейшем становится ясно другое — тот, кто выглядит властелином, кому приносят жертвы, в конце концов сам оказывается жертвой страсти — выступает в роли униженного просителя, плачет от сознания своей слабости и умирает, завещая сыну: «Бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы...».

Новое на сайте

>

Самое популярное