Домой Воспаления легких Русские художники. Нарбут Георгий Иванович

Русские художники. Нарбут Георгий Иванович

Нарбут Г. И.

(1886-1920), русский и украинский график. В 1906-17 жил в Петербурге. Учился у Л. С. Бакста, К. А. Сомова. Как художник сформировался под влиянием мастеров "Мира искусства", главным образом И. Я. Билибина. Работы Нарбута (иллюстрации, оформление книг) отличаются чёткостью контурного рисунка и острой декоративностью композиций, использованием сплошных чёрных силуэтов (иллюстрации к басням И. А. Крылова, изданные в 1911-12), а также орнаментики и геральдики старинных украинских гравюр (иллюстрации к книге Г. К. Лукомского "Галиция в её старине", издана в 1915).

Поэзия". Заставка к журналу "Мистецтво". Тушь, перо. 1919. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.
Литература: (П. Белецкий), Г. Нарбут. Альбом репродукций, К., 1983.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

  • - , русский и украинский график. В 1906-17 жил в Петербурге. Учился у Л. С. Бакста, К. А. Сомова. Как художник сформировался под влиянием мастеров "Мира искусства", главным образом И. Я. Билибина...

    Художественная энциклопедия

  • - Казимир - представитель эклектического направления в философии эпохи Просвещения в Беларуси и Литве. Учился в пиарской школе в Щучине, затем в Любешовском новициате и пиарском коллегиуме в Дубровице...

    Новейший философский словарь

  • - 1. , Людвик - польск. революционер, один из руководителей восстания 1863 на терр. Зап. Белоруссии и Литвы. Сын историка Т. Нарбута...

    Советская историческая энциклопедия

  • - авт. "Походного дневника", р. 17 авг. 1822, ген. от инф., почетн. чл. люблинск. собр., † 3 сент. 1894...
  • - д-р мед., р. 1871, клин. проф. Ник. воен....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - поэт и беллетрист, р. 2 апр. 1888 на хут. Нарбутовке, Глуховск. у., Черниг. губ., с. помещика...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. в 1762 г., умер в 1837 г., сын Тадеуша Н., Лидского подкоможего...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - лингвист, препод. кутаисск. гимн., † 1894...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - контр-адмир., сотр. "Морского сборника", р. 1831, с. двор. Тверск. губ., † в Севастополе 18 апр. 1897...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - дворянский род герба Трубы, литовского происхождения, восходящий к XV в. Войцех Н. был хорунжим надворным литовским и маршалом королевским, Петр - подкоморием великим литовским...
  • - автор двух капитальных исследований по истории польско-литовского государства: "Rys perwiastk ó w narodu litewskiego" и "Dzieje wewnę trzne naroda litew. z czasów Jana Sobieskiego i Augusta II, króló w polskich ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - польский писатель, принадлежал к ордену пиаров, был преподавателем математики в Вильно, писал стихотворения, много переводил; составил, между прочим, первую логику на польском языке: "Logika, czyli rozważania i rozsadzania rzeczy nauka" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - известный историк Литвы, воспитанник виленского университета, был военным инженером русской службы...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I На́рбут Георгий Иванович, русский и украинский график. В 1906-17 жил в Петербурге. Как художник формировался под влиянием мастеров «Мира искусства» , главным образом И. Я. Билибина, у которого учился...
  • - литовский историк и публицист, писал на польском языке. В 1803 окончил Виленский университет. Автор истории Литвы в 9 тт. , написанной с феодально-монархических позиций. Собиратель литовских древностей и фольклора...

    Большая Советская энциклопедия

"Нарбут Г. И." в книгах

НАРБУТ Владимир Иванович

автора Фокин Павел Евгеньевич

НАРБУТ Владимир Иванович 2(14).4.1888 – 14.4.1938Поэт, прозаик, критик, журналист, редактор. Член «Цеха поэтов» (с 1911). Стихотворные сборники «Стихи (Год творчества первый)» (СПб., 1910), «Аллилуйя» (СПб., 1912), «Любовь и любовь» (СПб., 1913), «Вий» (Пг., 1915), «Веретено» (Киев, 1919), «Стихи о войне»

НАРБУТ Егор (Георгий) Иванович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

НАРБУТ Егор (Георгий) Иванович 14(26).2.1886 – 23.5.1920Художник, график. Ученик И. Билибина. Член объединения «Мир искусства». Ректор украинской Академии художеств (с 1918). Автор серий «Игрушки» (1910–1911), «Спасенная Россия по басням Крылова» (1912) и др. Брат В. Нарбута.«Спокойный, с

Нарбут и Олеша Москва. 1920-1960

Из книги Тарковские. Отец и сын в зеркале судьбы автора Педиконе Паола

Нарбут и Олеша Москва. 1920-1960 Те, кто читал роман Валентина Катаева «Алмазный мой венец», конечно, помнят впечатляющую трагическую фигуру Колченогого и его соперника – Ключика, влюбленных в одну женщину – Ольгу Суок. Под именем Колченогого выведен Владимир Нарбут, под

Красный партизан Багрицкий. Петлюровец Владимир Сосюра. Большевистский акмеист Владимир Нарбут. 1919–1920

Из книги Эдуард Багрицкий автора Загребельный Михаил Павлович

Красный партизан Багрицкий. Петлюровец Владимир Сосюра. Большевистский акмеист Владимир Нарбут. 1919–1920 Во время интервенции, после ухода австрияков и германцев, Одессу поделили на четыре зоны: французскую, греческую, петлюровскую и деникинскую. Границами служили ряды

Владимир Иванович Нарбут

Из книги Самые знаменитые поэты России автора Прашкевич Геннадий Мартович

Владимир Иванович Нарбут – Жизнь моя, как летопись загублена, Киноварь не вьется по письму. Ну, скажи, не знаешь, почему Мне рука вторая не отрублена? – Эх, Володя, что твоя рука! До руки ли, до соленой влаги ли, Если жизнь прошел ты от Цека По этапам топким до концлагеря! М.

Нарбут Георгий Иванович

БСЭ

Нарбут Теодор

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

НАРБУТ Казимир (1738-1807)

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

НАРБУТ Казимир (1738-1807) - представитель эклектического направления в философии эпохи Просвещения в Беларуси и Литве. Учился в пиарской школе в Щучине, затем в Любешовском новициате и пиарском коллегиуме в Дубровице. С 1759 - в Виленскои пиарском коллегиуме, около четырех лет

Владимир НАРБУТ*

Из книги Том 3.Сумбур-трава. Сатира в прозе. 1904-1932 автора Черный Саша

Владимир НАРБУТ* ЛЮБОВЬ И ЛЮБОВЬ (3-я КНИГА СТИХОВ. СПБ., 1913)Когда случайная группа приятелей по бильярду соберет между собой небольшую сумму и издаст на обоях «Садок судей», начинив его взвизгиваниями под Рукавишникова и отсебятиной под шаржированный модерн, - такое

НАРБУТ Владимир Иванович 2(14).IV.1886, хутор Нарбутовка Черниговской губернии - 14.IV.1938, погиб в заключении

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

НАРБУТ Владимир Иванович 2(14).IV.1886, хутор Нарбутовка Черниговской губернии - 14.IV.1938, погиб в заключении Нарбута считают акмеистом. Однако на фоне блестящей триады (Гумилев, Ахматова, Мандельштам) Нарбут всего лишь «спутник акмеизма», как выразилась Надежда Мандельштам. До

В. Нарбут Рец.: Марина Цветаева. Из двух книг. М., 1913; Мариэтта Шагинян. Orientalia. М., 1913{18}

Из книги Рецензии на произведения Марины Цветаевой автора Цветаева Марина

В. Нарбут Рец.: Марина Цветаева. Из двух книг. М., 1913; Мариэтта Шагинян. Orientalia. М., 1913{18} Из всех русских поэтесс, когда-либо выступавших на литературном поприще, пожалуй, лишь одна Каролина Павлова оправдала долгий и основательный успех, который неизменно сопровождал ее. Ее

Имя с открытки - Нарбут Георгий Иванович (1886-1920)

Нарбут Георгий Иванович (1886-1920) прожил всего тридцать пять лет. Но за это время успел создать свой неповторимый образный мир, где были и философские раздумья, и острая сатира, и необыкновенно красочные вариации на темы сказок, и даже иллюстрированная украинская азбука.

Сегодня издания с иллюстрациями Нарбута считаются библиографической редкостью. Он считал, что не может позволить себе тратить время на работы, которые не будут проданы. Но в 1915 году написал удивительный по красоте акварельный натюрморт "Розы в бокале", который хотел подарить своей жене. Друзья, зная, что этот натюрморт художник начал в Нарбутовке, а окончил по памяти в Петрограде, поражались, как удалось ему сохранить необыкновенную свежесть натуры. На выставке "Мира искусства" его "Розы" экспонировались с припиской "не продается". Однако и эту свою работу Нарбут продал. Да не кому-нибудь, а царской семье за огромные по тем временам деньги - 800 рублей. Как раз в это время, в начале 1916 года, у него родился сын Данила, и деньги были просто необходимы. Акварель "Розы в бокале" сейчас находится в собрании Государственного Русского музея.

Один из известных исследователей творчества Нарбута Ф. Эрнст писал о художнике: "Он был украинцем не только по крови, языку, убеждениям - украинской стихией насыщены и все его произведения, и формальный источник его гения бьет неизменно из родного чернозема Черниговщины".

Георгий Иванович Нарбут родился 26 февраля 1886 года на хуторе Нарбутовка Есманской волости Глуховского уезда Черниговской губернии, в семье потомственного, но уже обедневшего дворянина, выпускника физико-математического факультета Киевского университета. Среди предков Нарбутов были и запорожские казаки. Мать будущего художника была дочерью священника. В семье Нарбутов было семеро детей.

Позже Георгий Нарбут вспоминал: "С малых лет, сколько себя помню, влекла меня живопись. За отсутствием красок, которых я не видел, пока не попал в гимназию, и карандашей я использовал цветную бумагу: вырезал ножницами и клеил мучным клеем". Именно это детское увлечение и способствовало формированию у будущего художника "силуэтного мышления". Кстати, среди крестьян в украинских селах в то время были очень популярными вырезки из бумаги, так называемые "вытинанки", и Георгий имел возможность усовершенствовать свое мастерство. Учился Георгий в Глуховской гимназии, и, как сам позже вспоминал, первыми его пробами в графике были переписанные готическим шрифтом с орнаментированными заглавными буквами "Поучение Владимира Мономаха своим детям", "Евангелие от Матфея", "Песнь о Роланде".

В Харьковском художественном музее и сейчас хранится сделанный им в семнадцать лет рисунок к "Песне о Роланде". Огромное влияние на юного Нарбута оказал журнал "Мир искусства", где ему особенно нравились иллюстрации Билибина. Юный художник очень любил природу, мог часами разглядывать травы и цветы, ловил бабочек, кузнечиков, зачитывался русскими народными сказками.

В 1906 году в Глухове проходила большая художественная выставка, на которой экспонировались иллюстрации Нарбута к сказке "Война грибов". В это же время он проиллюстрировал сказки "Снегурочка" и "Горшеня". Как признавался позже сам Георгий Нарбут, его музой в это время стала приехавшая из Москвы очень интеллигентная, чуткая девушка М. Беловская. Втайне от отца Георгий Нарбут вместе с братом послал документы, а потом и поступил на факультет восточных языков Петербургского университета. Через некоторое время он перевелся на филологический факультет и в это же время начал серьезно заниматься рисованием с такими же, как он, художниками-любителями. Организовав выставку своих работ, они пригласили на нее Бенуа, Остроумову-Лебедеву, Лансере и других "мирискусников", которые поддержали молодых художников. А Билибин, узнав, как обокрали Нарбута в снятой им комнате, предложил ему переселиться к нему и даже нашел ему работу. Петербургский климат плохо влиял на здоровье Нарбута, и в 1907 году, уехав на каникулы, он уже не собирался возвращаться в Академию.

В это время появляются его первые зарисовки украинского быта, юмористические рисунки. Нарбут был балагуром, любил подтрунить и над другими, и над самим собой, что очень ценилось в кругу "мирискусников". Бенуа даже ввел особый термин "скурильность" (от латинского "scurra" - "шут").

Осенью Нарбут все же вернулся в Петербург и полностью отдался творчеству. Он оформил более 20 книжных обложек, делал иллюстрации. В отличие от Сомова, Бакста и манерного Феоктистова, которого называли "русским Бердслеем", Нарбут не изображал модных тогда женственных юношей, томных женщин. Это претило его здоровой натуре. Он учился "видеть графически", подчинять направление линий форме.

В то время живописцы старались обязательно посетить Париж, а рисовальщики - Мюнхен. Отправился туда и Нарбут. Там он работал над иллюстрациями к детским книгам, которые должны были выйти в издательстве Кнебеля, посещал одну из студий и много копировал Дюрера.

В 1910-е годы начали появляться станковые работы Нарбута, в которых проступало что-то мистическое. Это "Пейзаж с кометой", "Кабинет ученого" и др.

Нарбут делал иллюстрации для многих выходивших в то время журналов, оформлял в своеобразном "игрушечном" стиле книги для детей. Постепенно он отошел от подражания своему кумиру Билибину, увлекся стилем ампир, геральдикой и украинской стариной. В это время появились и первые его силуэтные иллюстрации, композиции, которые позволяли ему добиваться максимальной выразительности образов. Очень сложна, изысканна композиция проиллюстрированной Нарбутом в 1912 году книги Андерсена "Соловей".

Оформляя малороссийский отдел к одной из выставок, Нарбут серьезно увлекся украинской стариной. Ездил по своим родным местам, делал зарисовки старинных церквей, крестьянского быта. Оформив книгу басен Крылова, Нарбут поместил на титульном листе силуэтный профиль своей невесты Веры Павловны Кирьяновой, с которой он очень любил бродить по окрестностям родной Нарбутовки. Вернувшись в Петербург, он почти ежедневно писал ей письма. В одном из них есть такие строки: "Помнишь, ты мне сделала веночек из лиловеньких цветов и дала локон? Теперь я и веночек, и локон (внутри веночка) поместил в рамочку". А через некоторое время: "Я сжег твои локоны. Пришел Левитский, мой приятель, и, увидев локон на стене, сказал, чтобы я тотчас же сжег, что этого нельзя делать, что это страшно несчастливо..." В 1913 году они поженились.

Нарбут иллюстрировал новые издания басен Крылова, сказки Андерсена, рисовал дворянские гербы для "Малороссийского гербовника". Как вспоминали современники, Нарбут умел работать очень быстро, как бы играя. Кроме иллюстраций, он сделал целую серию силуэтных портретов известных исторических деятелей и жителей Нарбутовки. В 1913-1914 годах он оформил изданные С. Маковским сборники "Русская икона", продемонстрировав исключительную способность работать с самыми разными шрифтами.

В 1914 году у Нарбута родилась дочь, он хотел делать иллюстрации к Лермонтову. Однако начало Первой мировой войны принесло великое смятение. Фанатики начали громить немецкие мастерские и лавки. Во время одного из погромов в издательстве Кнебеля погибли тиражи книжек, оформленных Нарбутом,- "Басни" Крылова, "Стойкий оловянный солдатик", "Старый уличный фонарь" Андерсена. В мае 1915 года Нарбут устроился "канцелярским чиновником" в Сенат. Современники считали, что именно благодаря Нарбуту издававшиеся в то время книги стали более изысканными. Нарбут оформлял издания по античной культуре для Брокгауза и Ефрона, делал лубочные картинки на военную тему, выполнял иллюстрации для литературно-художественного журнала "Лукоморье". Особенно интересны выполненные им в это время "военные аллегории".

Возвратившись в Нарбутовку, Нарбут начал увлеченно изучать "украинский стиль" в искусстве, литературный украинский язык. В 1915 году черниговское дворянство поручило ему оформление книги В. Л. Модзалевского "Товстолесы. Очерк истории рода", а позже он проиллюстрировал книги "Галиция и ее старина" и "Старинные усадьбы Харьковской губернии".

Свержение самодержавия Нарбут встретил восторженно. М. Добужинский вспоминал: "Я часто встречался с ним в первые дни весенней революции и наблюдал его энтузиазм. Он был все время точно навеселе и рад был возможности безнаказанно выкидывать разные штуки. Так, однажды он сжигал вместе с толпой аптечного орла, и, как он сам мне говорил, с большим удовольствием, потому что эти орляки всегда возмущали его геральдический вкус".

Нарбут вместе с другими деятелями культуры активно работал в Особом совещании по делам искусств при Временном правительстве, поехал в Киев, где начал оформлять иллюстрированную украинскую азбуку. Он был избран профессором Украинской академии художеств.

В это время у Нарбута начал назревать конфликт с женой. Уходя от решения реальных проблем, он вместе с В. Модза-левским, который в это время переехал в Киев из Чернигова, создал в своей единственной комнате сказочный, изысканный мирок с дорогими коврами, старинной мебелью, красивыми книгами. Сам он ходил в желтых сапожках, подпоясывался широким поясом. В это время он женился на Наталье Модзалевской и вместе с В. Модзалевским придумал вымышленного героя хуторянина Лупу Юдича Грабуздова, жизнь которого они с увлечением описывали в дневнике. Говорят, что началом этой истории был случайно приобретенный Нарбутом старинный перстень с надписью "Грабуздов". В этой самим художником спровоцированной игровой ситуации родилось много интереснейших рисунков и иллюстраций.

После Октябрьской революции Нарбут оформлял многие украинские журналы, в частности "Мистецтво", сборники стихов, а в 1919 году начал работать над новым вариантом украинской азбуки.

Нарбут очень любил всякие обрядовые церемонии, праздники. И даже незадолго до своей смерти (он умер 23 мая 1920 г.), перед тем как лечь в больницу на операцию, он организовал в их с Модзалевским квартире веселую вечеринку, посвященную юбилею Лупы Грабуздова, которого он сам и придумал.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

http://www.ikleiner.ru/lib/painter/painter-0064.shtml

Все рисунки из интернета

Георгий Нарбут - художник и иллюстратор. Он занимался оформлением детских книг, журналов. Стал автором первых банкнот и почтовых марок Украинской державы. О подробностях его профессиональной и личной жизни мы и поговорим.

Георгий Нарбут: биография

Художник родился в 1886 году на территории современной в Украине. Его отец был мелким служащим, хоть и принадлежал к литовскому дворянскому роду. Мать была дочерью священника. Кроме Георгия, в семье было ещё восемь детей.

Вместе с младшим братом он поступил в Глуховскую гимназию, потом на филологический факультет в Петербургском университете. Очень скоро Георгий Нарбут познакомился с иллюстратором и художником Иваном Билибиным, который стал первым его наставником. Он также обучался у Мстислава Добужинского и Леона Бакста, в 1910 посещал графическую студию в Мюнхене.

Нарбут стал членом объединения «Мир искусств», работал в журнале «Апполон» и «Гербовед», служил в департаменте геральдики. В 1915 году его призвали в армию, где он устроился в Красный Крест. В 1917 году график переезжает в Киев.

В столице Георгий Нарбут становится профессором и соучредителем Украинской академии искусств. Преподает Лозовскому, Могилевскому, Хижинскому, Кирнарскому. В 1919 году одна должность сменяет другую. Нарбут входит в профессиональный союз художников, затем в комиссариат по делам искусств и культуры. Позже занимает должность начальника отдела искусств в Наркомпросе, контролируя печатные издания.

Любитель-самоучка

Георгий Нарбут увлекался живописью с самого детства, в особенности его завораживали орнаменты. Художественные навыки он начал формировать сам, без чьей-либо помощи. Когда денег на краску не хватало, юный Нарбут вырезал узоры и силуэты из цветной бумаги, расклеивая их по всему дому.

Позже увлекся перерисовками. Он постоянно копировал рамки, шрифты, буквицы старинных книг, повторял зарисовки из книжек И. Билибина. В университете он нашел своих единомышленников. По вечерам они собирались для совместного рисования. А однажды устроили выставку, пригласив на неё опытных мастеров.

Билибин сразу же отметил потенциал Нарбута и даже порекомендовал его для школы Рериха. Его несомненный талант подкреплялся настойчивой практикой. Георгий Нарбут занимался с утра до позднего вечера. Признание и уважение он получил ещё при жизни. Его называли «необъятных размеров талантом», а Георгий Лукомский окрестил его «лучшим графиком в мире».

Георгий Нарбут: иллюстрации к сказкам

Самую первую иллюстрацию к книге Нарбут создал ещё в школе. Это было изображение к поэме «Песнь о Роланде». Следующими работами стали сказка «Руслан и Людмила» А. Пушкина, «Рассказы» Шолома Аша, «Ограда» В. Пяста. Поначалу художника обвиняли в отсутствии индивидуальности и подражании Билибину. Однако совсем скоро ему удалось выработать собственную индивидуальную манеру.

В Германии он работает над книжками В. Жуковского, издает серию книг под названием «Игрушки». Наиболее известными работами являются иллюстрации Георгия к басням Крылова и сказкам Андерсена. Здесь ярче всего представлен авторский стиль Нарбута.

Его перу принадлежит оформление книги «Три басни Крылова», «Крылов: басни» и «1812 год в баснях Крылова», а обложка к книге Андерсена «Соловей» считается одной из лучших работ мастера. Он также оформил обложку к «Стойкому оловянному солдатику» и книжке «Прыгун». Последней книгой Нарбута стала «Сказка о любви прекрасной королевы и верного принца», изданная в 1916 году.

Украинский период

Творчество Георгия Нарбута не ограничивалось оформлением детских книг. Художник углубляется в изучение украинского искусства и геральдики. В 1913 году он участвует в составлении «Малороссийского гербовника», где оформляет обложку книги и около 160 гербов. В 1915 году выходит книга «Гербы гетманов Малороссии».

Переехав в Киев, он берется за оформление различных упаковок, марок, игральных карт в национальном стиле. Увлеченность шрифтами и орнаментами находит отражение в разработке Украинской азбуки, которую художник так и не успел доделать. Буквы алфавита совместили в себе отечественные и зарубежные книжные традиции, их стиль часто называют «нарбутовским».

Чем ещё занимался Георгий Нарбут? Иллюстрации художника публиковались в десятке журналов, таких как «Зоря», «Мистецтво», «Наше минуле». В основе его работ лежали украинские фольклорные мотивы. В последние годы жизни он оформил книгу Зайцева «Оксана, первая любовь Шевченка» и начал работу над «Енеидой» Котляревского, которую так и не закончил.

Национальная символика

В 1918 году Георгий Нарбут занимается проектированием национальных символов Украины. Он создает Государственную печать, на которой изображает казака с мушкетом в обрамлении барочного картуша. Сверху над казаком находился трезубец. Изображение поместили на 1000 карбованцев.

Кроме того, Нарбут оформил первую банкноту УНР - 100 карбованцев, где он использовал элементы украинского барокко, трезубец и герб Киевского магистрата XVIII века. После введения гривны, художник выполнил зарисовки для купюр 10, 100 и 500 гривен.

Он также участвовал в конкурсе на лучшее оформление почтовых марок, по завершении которого Георгий стал автором первых в УНР марок на 30, 40, 50 шагов. На одной из них была изображена «Молодая Украина» - аллегория в виде девушки с венком на голове. Она же присутствовала на купюре в 500 гривен.

Личная жизнь

За свою жизнь Георгий Нарбут был женат дважды. Ещё в школьные годы он влюбился в одноклассницу младшего брата Марию Беловскую. Они часто общались, а, будучи студентом, художник сделал предложение девушке. Но предложение было отвергнуто, так как она была влюблена в его брата Владимира.

Георгий не терял времени и в тот же год влюбился в Веру Кирьякову. Она была дочкой помещика в родном селе художника - Нарбутовке. В 1913 году они обвенчались. В браке у них родились двое детей. Дочь Марина Березовская стала хореографом и исполнительницей классического танца. Сын Даниил стал известным художником.

В 1918 году Нарбут женился на Наталье Модзалевской. Ранее она была женой его близкого друга Вадима Модзалевского. В 1920 году Георгий Нарбут скончался после операции по удалению камней в почках. Его похоронили на

Нарбут Георгий Иванович (1886-1920)

Г. И. Нарбут родился в семье, принадлежавшей к старому, но обедневшему дворянскому роду. Тягу к своему будущему сокровенному делу - книжной графике - он ощутил еще гимназистом, когда вдруг увлекся древнерусским "уставным" письмом и сам для себя переписал несколько больших текстов. Потом он начал рисовать иллюстрации, подражая "мирискусникам", особенно И. Я. Билибину .

В 1901 г. Нарбут переехал в Петербург, где познакомился с Билибиным, и тот взял его под свое покровительство, введя в круг "мирискусников". Никакого образования Нарбут так и не получил: он попробовал было посещать художественную школу Е. Н. Званцевой, но рисование ему не давалось, и он остался удивительным самородком, от природы наделенным утонченной графической культурой.

Дебютировал Нарбут в 1907 г. иллюстрациями к детским книжкам, которые сразу принесли ему известность. Большой удачей были "Пляши, Матвей, не жалей лаптей" (1910) и две книжки с одинаковым названием "Игрушки" (1911); во всех трех он мастерски использовал стилизованные изображения русских народных игрушек. В этих иллюстрациях тщательный контурный рисунок, тонко расцвеченный акварелью, еще нес на себе следы влияния Билибина, но вскоре Нарбут его изжил.

На новый, зрелый стиль художника повлияло увлечение русской культурой первой четверти XIX в. - настолько страстное, что Нарбут даже обставил свою квартиру, стал одеваться и причесываться в духе того времени. В трех изданиях басен И. А. Крылова (1910, 1911) он искусно применил декоративные приемы русского ампира, породив немало подражателей. В двух из этих книжек, а также в знаменитом издании "Соловья" Х.-К. Андерсена (1912), где варьировалась традиционная "китайщина", он с блеском возродил искусство силуэта.

Прославившись как один из реформаторов книги для детей, Нарбут не менее успешно иллюстрировал и оформлял книги для взрослых. Вместе с С. В. Чехониным и Д. И. Митрохиным он определял высокий уровень русской книжной графики предреволюционных лет несомненно первенствовал во всех темах, связанных со стариной, и в частности с геральдикой, мотивы которой он разрабатывал с особенной любовью.

После Февральской революции 1917 г. Нарбут вернулся на Украину. Лучшей работой этого времени были начатые еще в Петрограде листы к "Украинской азбуке", изобретательные по сюжетам и изощренные по графическому мастерству.

В Киеве осенью 1917 г. он стал профессором только что образованной Украинской АХ, а полгода спустя - ее ректором. Издательское дело здесь было в упадке, а частые смены правящих режимов препятствовали нормальной жизни. Томясь без любимого дела, Нарбут исполнял графические произведения для себя и для своих друзей (так, он великолепно оформил собственный семейный архив). Когда заказы от журналов и издательств наконец пошли, он, отталкиваясь от форм украинского барокко, сочинил новый оригинальный шрифт, впоследствии подхваченный и до сих пор широко тиражируемый украинскими художниками.

Георгий Иванович родился 25 февраля (9 марта) 1886 года, на хуторе Нарбутовка (около Глухова; ныне Сумская область Украины) в семье мелкого служащего. Его отец, Иван Яковлевич, принадлежал к старинному литовскому дворянскому роду, однако совершенно захудалому. Он был человеком образованным: окончил физико-математический факультет Киевского университета. Мать художника, Неонила Николаевна, урождённая Махнович, была дочерью священника, рано осиротела и вышла замуж совсем молодой. В семье Нарбутов было семеро детей: пятеро сыновей и две дочери. Ещё в детстве Георгий вырезал «вытынанки» - фигурки из бумаги, служившие украшением народного жилища. С 1896 года он учился в Глуховской гимназии, где заинтересовался книжной иллюстрацией, рисунками И. Билибина к детским книжкам, увлёкся геральдикой. Начальное художественное образование Георгий получил своими силами.

В 1906 году, по окончании гимназии, Георгий с братом Владимиром переезжают в Санкт-Петербург и в конце августа поступают в Петербургский университет на факультет восточных языков. Однако Георгий сразу же перевелся на филологический факультет. Найдя среди студентов университета таких же, как он, художников-любителей, Нарбут организовал в вечерние часы занятия рисунком. Недолгое время Нарбут посещал частную студию Е.Н. Званцевой, где его наставниками были Л.С. Бакст и М.В. Добужинский. В начале весны 1909 года Георгий Нарбут впервые участвовал в самой представительной столичной выставке того времени - VI выставке Союза русских художников. В том же году, по совету М. Добужинского, Г. И. Нарбут уехал в Мюнхен, где три месяца совершенствовал мастерство в студии графика Ш. Холлоши, изучал книги в Мюнхенской пинакотеке. Влияние на творчество Г. Нарбута оказал немецкий график Эмиль Преториус, который в 1909 году основал в Мюнхене Школу иллюстрации и книжного дела.

После возвращения в Санкт-Петербург Георгий Иванович стал членом художественного объединения «Мир искусства», а в 1916 году вместе с Е. Лансере, К. Петровым-Водкиным, И. Билибиным он был избран в комитет этого объединения. Нарбут становится постоянным сотрудником журнала «Аполлон». С 1913 года он также работал в качестве художника в редакции журнала «Гербовед», издававшемся в течение двух лет.

19 мая 1915 года, по протекции В. К. Лукомского, назначенного в 1914 году на должность управляющего гербовым отделением Сената, Нарбут был назначен канцелярским служителем департамента геральдии. Позднее художник был призван на военную службу. Ему удалось устроиться в Красный Крест при одном санитарном поезде, с которым он никуда не ездил, а должен был ежедневно бывать в Царском Селе. Затем, с помощью Мстислава Добужинского, он был зачислен в историческую комиссию Красного Креста. Теперь его «служба» заключалась в ежедневных занятиях по редактированию книги о 50-летии Красного Креста и в графической работе для этого издания.

После Февральской революции 1917 года Нарбут вместе с некоторыми другими деятелями искусства, а также тремя представителями Совета Рабочих и Солдатских Депутатов становится членом особого Совещания по делам искусств при Временном правительстве. В Санкт-Петербурге Г. Нарбут жил с небольшими перерывами до 1917 года.

В марте 1917 года Г. Нарбут уезжает в Киев. Поездка была ему оформлена как командировка с целью принятия мер по охране киевского дворца. В сентябре того же года он стал профессором графики новообразованной Украинской академии искусств, а с декабря (по другим данным, с февраля 1918) - её ректором. В Киеве Нарбут занимался созданием эскизов военных мундиров армии Украины, оформлением упаковок и этикеток для украинских товаров. Он создал украинские банкноты, грамоты, открытки и почтовые марки.

После провозглашения Украинской державы во главе с П. Скоропадским, Модзалевский и Нарбут начали добиваться отмены утверждённых гербов и печатей УНР. 18 июля 1918 года гетман утвердил спроектированную Нарбутом новую малую Государственную печать: на восьмиугольном щите был изображён казак с мушкетом. Щит был обрамлён барочным картушем и увенчан трезубцем святого Владимира. По кругу с обеих сторон шла надпись «Українська Держава». Её напечатали на банкноте в 1000 карбованцев, выпущенной 13 ноября 1918 года. Государственный Герб, разработанный Нарбутом, утвердить не успели: 14 декабря гетман отрёкся власти.

Главной в творчестве Нарбута стала работа над созданием рисунков для «Украинской азбуки», которую он начал в 1917 году ещё в Петрограде. В ней художник достиг предельной простоты и вместе с тем изысканности композиции, рисунка и цвета. В решении букв азбуки Нарбут объединил достижения как украинской рукописной и печатной книги, так и достижения западноевропейских мастеров шрифта.

После установления Советской власти на Украине Г.И. Нарбуту стали поступать заказы от издательств Совета народного хозяйства Украины и Всеукраинского литературного комитета. Для их выполнения художник находит новые художественные решения, становясь отцом украинской советской книжно-журнальной графики. В основу своего нового стиля он положил украинский изобразительный фольклор - «козаки-мамаи», набойки, ковры, расписная керамика, резьба по дереву и прочее. Вместе с тем от мазепинского герба, парчовых жупанов и барочных фронтонов он с поразительной быстротой и лёгкостью переходит к пятиконечной звезде и суровой архитектуре заводских строений.

19 декабря 1917 года был напечатан первый денежный знак Украинской Народной Республики - купюра достоинством в 100 карбованцев, автором оформления которого был Георгий Иванович Нарбут. В оформлении купюры Нарбут применил орнаменты в духе украинского барокко XVII-XVIII веков, декоративные шрифты, изображение самострела (герб Киевского магистрата XVI- XVIII веков) и трезубца святого Владимира, ставшего впоследствии государственным гербом Украины.

1 марта 1918 года Центральная Рада приняла закон о введении новой денежной единицы - гривны. Было напечатаны дензнаки номиналами в 2, 10, 100, 500, 1000 и 2000 гривен (проекты двух последних были выполнены уже после провозглашения гетманата). Георгием Нарбутом были выполнены эскизы банкнот номиналами в 10, 100 и 500 гривен. В эскизе 10-гривневой купюры он использовал орнаменты украинских книжных гравюр XVII века, 100-гривневой - изображение рабочего с молотом и крестьянки с серпом на фоне венка из цветов и плодов, 500-гривневой - аллегорию «Молодая Украина» в виде озарённой девичьей головки в венке (благодаря ей, купюра получила ироническое народное название «Горпинка»).

Придя к власти, гетман Павел Скоропадский восстановил в качестве денежной единицы Украинской державы карбованец. Георгию Нарбуту принадлежит эскиз 100-рублевого дензнака, где он использовал портрет Богдана Хмельницкого (водяной знак), индустриальные мотивы и созданный им проект герба Украинской державы.

Сразу после Февральской революции Временное правительство приняло решение о выпуске почтовой марки с новой символикой. Летом 1917 года Министерством почт и телеграфов был объявлен конкурс на лучший рисунок новой почтовой марки, в котором Г. И. Нарбут принимал участие.

Георгий Нарбут был автором первых марок Украинской Народной Республики, номиналом в 30, 40 и 50 шагов. Марки вышли в свет 18 июля 1918 года и были изготовлены в Киеве на Пушкинской улице, 6, где в те годы располагалась типография Василия Кульженко, а также в одесской типографии Ефима Фесенко. На марке в 30 шагов была помещена аллегория «Молодая Украина», на миниатюре в 40 шагов дано изображение стилизованного трезубца святого Владимира, на марке в 50 шагов - почтовых рожков и большой цифры номинала.

Г. И. Нарбут являлся также автором проектов невыпущенных марок с портретами князя Константина Острожского, философа Григория Сковороды и гетмана Петра Дорошенко в 10, 20 и 40 шагов, соответственно, марки «в пользу почтальона» номиналом в 30 шагов и марки на продажу табака в 10 гривен.

В 1926 году в Киеве состоялась посмертная выставка художника. В том же году в Ленинграде вышла книга Эриха Голлебраха «Силуэты Нарбута».

Нарбутовская марка с аллегорией «Молодая Украина» служила до 1986 года основным элементом для эмблемы Союза украинских филателистов и нумизматов (США). В 1992 году директор СУФН Ингерт Кузич-Березовский учредил приз имени Георгия Нарбута «За лучший проект украинской марки». Приз ежегодно вручается художнику, чьи марка, серия марок или почтовый блок были признаны лучшими.

16 мая и 17 июня 1992 года вышли первые стандартные марки Украины. Они повторяли рисунок-аллегорию Г. И. Нарбута «Молодая Украина», который он использовал для марки УНР номиналом в 30 шагов.

В 2006 году Национальный банк Украины выпустил памятную монету номиналом в 2 гривны, посвящённую 120-летию со дня рождения Г. И. Нарбута.

На аверсе изображён фрагмент оформления купюры 1918 года - крестьянка и рабочий на фоне венка из цветов и плодов, над которым размещён год чеканки монеты «2006», малый Государственный Герб Украины и надпись - «НАЦІОНАЛЬНИЙ БАНК» / «УКРАЇНИ»; внизу - «2 / ГРИВНІ» и логотип Монетного двора Национального банка Украины.

На реверсе силуэтное изображение Георгия Нарбута, справа от которого изображен родовой герб Нарбутов, под которым помещены годы жизни - «1886 / 1920» и полукругом размещена надпись «ГЕОРГІЙ НАРБУТ».

В том же году, 10 марта, почтой Украины и издательством «Марка України» был сделан выпуск коммеморативной почтовой марки с купоном по случаю 120-летнего юбилея художника. Автор дизайна марки и купона - Владимир Таран. Были также подготовлены конверт первого дня с графическим портретом Георгия Нарбута (художник В. Таран) и специальный почтовый штемпель (автор Александр Сталмокас), на котором воспроизведён нарбутовский рисунок женской головы, символизирующей Украину, с марки УНР в 30 шагов.

В 2008 году почта Украины выпустила два почтовых блока, посвящённых 90-летию первых почтовых марок УНР. На марках, составляющих блоки, изображены первые марки УНР, а на купонах - портреты Г.И. Нарбута и А.Ф. Середы.

Новое на сайте

>

Самое популярное