Домой Воспаления легких Анализ «Юшка» Платонов. Конспект урока по Литературе «Нравственные проблемы в рассказе «Юшка»

Анализ «Юшка» Платонов. Конспект урока по Литературе «Нравственные проблемы в рассказе «Юшка»

Андрей Платонович Платонов...Человек, непреклонно следующий гуманистическим идеалам. Рассказ «Юшка» - подтверждение тому. Краткое содержание Платонова «Юшки» является предметом данной статьи.

Причиной тому является несколько факторов. С одной стороны, особый творческий стиль, где значительную роль играют инверсии. Как известно, инверсия - это изменение классического порядка следования слов при изложении. В немалой степени этот художественный прием характеризует стиль любого автора. Платонов же, по мнению литературоведов, в ней достиг высот невиданных.

С другой - принципиальный отход писателя от (ведущего метода литературы СССР). Он же предпочел быть непубликуемым и опальным, но таки продолжил своим творчеством традицию классической русской литературы конца XIX века. Авторский стиль Платонова сформировался не под влиянием партийных съездов, а благодаря и Толстого.

Актуальна ли нынче юродивость

Очевидно, что написанное нами краткое содержание Платонова «Юшки» отображает в более сжатой и лаконичной форме, чем оригинал рассказа, личность главного героя - юродивого мужчины лет сорока по уличному прозвищу Юшка. Юшка - это устаревшее Встарь этим словом на Руси называли блаженных, юродивых. Почему Андрей Платонов выбрал именно такого нетипичного для железного XX века персонажа? Очевидно потому, что считает тему юродивости для России не исчерпавшей себя, не выполнившей своей миссии, незаслуженно отторгнутой прагматичным обществом.

С одной стороны, пресловутый житейский здравый смысл изображает юродивого эдаким лишенным социальных ориентиров безобидным дурачком. Однако это лишь внешняя сторона. Гораздо важней в осознании сути юродивости ее суть: это добровольное, взятое на себя его адептом мученичество, скрывающее его тайную добродетель. Возможно, эту суть в определенной степени выражает широкоизвестная фраза из Евангелия от Матфея: о том, что добро следует совершать тайно, так, чтобы правая рука не ведала, что творит левая.

Портрет Ефима Дмитриевича - Юшки

Многое в этом рассказе сказано Поэтому и мы вослед за писателем изначально абстрагируемся от настоящего времени и будем утверждать, что события, описанные в нем, произошли в давние времена. С этого, собственно говоря, и начинается наш краткий пересказ.

Платонова «Юшка» рассказывает нам о тщедушном одиноком мужичке Ефиме Дмитриевиче (которого, собственно говоря, по имени-отчеству практически и не называют), преждевременно состарившемся, с редкими седыми волосами там, где у взрослого мужчины обычно растут усы и борода. Одет он был неизменно в одно и то же, не снимал одежду месяцами. В летнее время на нем была серая рубаха и закопченные, прожженные искрами кузнецкого горна штаны. В зимнее же он набрасывал поверх всего вышеуказанного прохудившийся старый тулупчик, оставленный ему покойным отцом.

Краткое содержание Платонова «Юшки» знакомит нас с одиноким сорокалетним мужчиной: неопрятным, внешне выглядевшим гораздо старше своего возраста. Причина тому - тяжелое, смертельное заболевание. Он болен туберкулезом, морщинистое лицо - лицо старика. Глаза Юшки постоянно слезятся и имеют белесый оттенок. Под этой, скажем прямо, жалкой внешностью скрывается прекрасная душа. По мнению писателя, именно такие, как юродивый Юшка, умеющие любить весь окружающий мир и даже людей, глумящихся над ними и приносящих им страдания, способны изменить к лучшему весь мир.

Работа на кузне

Вставал на работу Юшка всегда засветло, а шел в кузницу тогда, когда остальные люди лишь просыпались. С утра он заносил в кузню необходимые в работе уголь, воду, песок. Как у подручного деревенского кузнеца, в круг его обязанностей входило держать клещами железо, в то время когда кузнец его ковал. В другое же время следил за огнем в горниле, подносил в кузницу все необходимое, управлялся с лошадьми, которых приводили подковать.

Главный герой не иждивенец. Несмотря на смертельно опасную болезнь, он зарабатывает тяжелым трудом свой Для раскрытия образа важно внести это обстоятельство в краткое содержание рассказа «Юшка» Платонова. Работает он помощником кузнеца.

Удерживать тяжелые металлические заготовки клещами, по которым в это время бьет тяжелый молот кузнеца... Находиться под воздействием высокой температуры горнила... Возможно, такой труд и непосилен для больного человека. Однако юродивый Юшка не ропщет. Он очень достойно несет свое бремя.

Кони, даже норовливые, которых он подковывал, почему-то его всегда слушались. Следует, конечно, прочитать весь платоновский рассказ, чтобы ощутить, насколько все-таки гармоничный и цельный этот необычный человек. Такого впечатления не останется, если читать лишь краткий пересказ..

Платонова «Юшка» повествует об одиночестве героя. Родители его умерли, своей семьи он не завел, своего дома не было. Ефим Дмитриевич проживал при кухне кузнеца, пользуясь расположением последнего. По взаимной договоренности, еда входила в оплату его труда. Впрочем, чай и сахар при этом были отдельной статьей расходов. Их должен был Ефим Дмитриевич покупать себе сам. Однако бережливый мужичок обходился питьем воды, экономя деньги.

Жестокость людей к Юшке

Тихую одинокую трудовую жизнь проживал наш герой, о чем и свидетельствует наш краткий рассказ. Платонова "Юшка" также рассказывает нам о неподдающейся рассудку жестокости людей и даже их детей по отношению к Ефиму Дмитриевичу.

Какая-то патологическая потребность творить безответное зло… Тихий, не насилием, робкий Юшка никогда не давал отпор своим обидчикам, даже никогда не кричал на них, не ругался. Он был словно громоотвод для зла, накопившегося в людях. Его колотили и били камнями ни за что даже дети. Зачем? Чтобы возвыситься над этим безответным нищим и добрым человеком? Чтобы, сбросив с себя груз своей же низости, очиститься и уже с другими людьми общаться достойно? Чтобы почувствовать свою власть над человеком, презирающим законы корысти?

Когда же дети, бросающие в него камнями, сердясь за его безответность, догоняли и останавливали его, начинали, толкаясь, кричать, он лишь улыбался. Краткий рассказ Платонова "Юшка" показывает особое отношение юродивого к происходящему. В нем нет даже тени ответной агрессии. Наоборот, он сочувствует детям! Он считал, что они на самом деле его любят, что они нуждаются в общении с ним, только они просто не ведают того, что следует делать для любви.

К сожалению, еще более жестоко его били взрослые, очевидно, тешась своей безнаказанностью. Избитый Юшка, с кровью на щеке, с надорванным ухом, поднимался с дорожной пыли и шел в кузню.

Это походило на мученичество: ежедневные избиения... Понимали ли мучители этого больного и несчастного человека, насколько они низки!

«Юшка» Платонова как аналог «Пересмешника» Харпер Ли

Вспомним, проведя условную параллель, произведение классической американской литературы "Убить пересмешника". В нем несчастного, беззащитного человека все-таки щадят. Его великодушно освобождают от нависшего над ним и неизбежного насилия. Окружающие его люди уверены: поступать жестоко с ним нельзя. Это значит - взять грех на душу, это все равно как убить пересмешника - маленькую, доверчивую, беззащитную птичку.

Совершенно другой сюжет отображает наше краткое содержание рассказа "Юшка" Платонова. Юродивого жестоко бьют, унижают, издеваются.

Он проживал нелегкую жизнь изгоя на своей же Родине. Почему? За что?

Что в образе Ефима Дмитриевича близко лично для А. Платонова

Отвлечемся от сюжета рассказа. Зададимся вопросом о том, почему Андрею Платонову столь проникновенно удалось создать живой образ русского юродивого? А потому что, в сущности говоря, изгоем был на своей Родине и он сам. Российский массовый читатель смог ознакомиться с его произведениями лишь тридцать лет спустя после трагической гибели писателя в 1951 году.

Несомненно, это сам Андрей Платонов вопиет устами своего юродивого героя, пытаясь убедить не признающее его талант общество устами этого мученика в том, что люди всякие нужны, о том что ценны все, а не только "шагающие в ногу". Он призывает к терпимости, милосердию.

Как Юшка боролся с болезнью

Юшка - тяжело болен, и он знает, что не быть ему долгожителем... Юродивый был вынужден каждое лето уходить на месяц от кузнеца. Он ехал из города в дальнюю деревню, откуда был родом и где проживали его родственники.

Там Ефим Дмитриевич, наклонившись над землей, жадно вдыхал в себя запах трав, внимал журчанию рек, глядел на белоснежные облака на синем-синем небе. Рассказ А.П.Платонова "Юшка" весьма проникновенно рассказывает о том, как смертельно больной человек ищет защиты у природы: дыша лаской земли, наслаждаясь ласковыми лучами солнца. Впрочем, с каждым годом болезнь становится все более беспощадной к нему...

Возвратившись в город, после терапии природой, не ощущая боли в легких, он принимался за кузнечный труд.

Гибель

В то роковое для себя лето, в ту пору, когда он как раз должен был уехать на месяц и оздоровиться, вечером по дороге из кузни его встретил один из его мучителей, охваченный очевидным желанием унизить и избить этого блаженного.

Рассказ Платонова "Юшка" описывает страшные события, приведшие к гибели юродивого. Вначале мучитель намеренно спровоцировал несчастного словом, утверждая о бесполезности его существования. На эту грязную ложь юродивый ответил справедливо и разумно. Это был первый в жизни его достойный ответ обидчику, в котором прозвучала настоящая мудрость, доброта, понимание места каждого человека в Божьем мире. Негодяй явно не ожидал таких слов от юродивого. Тот, будучи не в состоянии возразить против простой и ясной правды, прозвучавшей из уст юродивого, в ответ изо всех сил толкнул несчастного, терзаемого страшным недугом. Юшка ударился о землю грудью, изъеденной туберкулезом, и в результате случилось непоправимое: больше Ефиму Дмитриевичу не суждено было подняться, он умер на том же самом месте, где и упал…

Философский смысл смерти Юшки

Герой А. Платонова Юшка принимает смерть мученическую, отстаивая свое место под солнцем, свои взгляды на Божий мир. И это трогательно. Вспомним аналогию из романа «Доктор Живаго», где звучит мысль о том, что идеалом этого мира не может стать дрессировщик с разящим бичом в руке, но им становится мученик, жертвующий собой… Только ему дано изменить этот мир. Именно так, с верой в справедливое божье устройство всего вокруг погибает Ефим Дмитриевич. Как же все-таки может повлиять смерть одного лишь прекрасного человека на окружающий его мир?.. Платонов говорит и об этом, далее развивая сюжет.

Урок благородства

Пожертвовать всем… Анализ рассказа «Юшка» Платонова показывает, что именно эта последняя часть рассказа наиболее рельефно показывает справедливость последних слов погибшего, что он «нужен миру, что без него - нельзя…».

Настала осень. Как-то в кузницу пожаловала молодая дама с чистым лицом и большими серыми глазами, в которых, казалось, стояли слезы. Она спросила, можно ли увидеть Ефима Дмитриевича? Вначале хозяев охватила оторопь. Мол, какой Ефим Дмитриевич? Слыхом не слыхивали! Но затем догадались: не Юшка ли это? Девушка подтвердила: да, действительно, Ефим Дмитриевич так говорил о себе. Правда, которую затем рассказала гостья, потрясла кузнеца. Ее, деревенскую сироту, Ефим Дмитриевич когда-то поместил в московскую семью, а затем - в школу с пансионом, ежегодно он ее проведывал, привозя ей деньги на год обучения. Затем усилиями юродивого девушка получила диплом врача Московского университета. Этим летом ее благодетель не приехал повидать ее. Обеспокоившись, она сама решила разыскать Ефима Дмитриевича.

Кузнец провел ее на кладбище. Девушка заплакала, припав к земле, и долго была у могилы своего благодетеля. Далее она приехала в этот город навсегда. Поселилась здесь и работала врачом в туберкулезной больнице. Она снискала себе добрую славу в городе, стала «своей». Ее называли «дочерью доброго Юшки», хотя, впрочем, те, кто называл, не помнили, кто был этот самый Юшка.

Опальный автор «Юшки»

Как вы думаете, какой в советское время мог заслужить литературной отзыв «Юшка»? Платонов, по своей сути, был человеком искренним, цельным. Восприняв вначале с энтузиазмом приход советской власти (он всегда сочувствовал бедным и простым людям), восемнадцатилетний молодой человек вскоре осознал, что пришедшие к власти большевики, нередко прикрываясь революционной фразой, совершают то, что вовсе не идет на благо народа.

Не будучи способным пресмыкаться перед властью, этот писатель предельно честно излагает в своих сочинениях то, что думает, что чувствует.

Иосиф Виссарионович Сталин в то время лично отслеживал «идеологическую выдержку» советских литераторов. Прочитав платоновский рассказ «Бедняцкая хроника», «отец народов» прямо на нем сделал свою рецензию - «Кулацкая хроника!» и далее добавил личную краткую характеристику самого писателя - «Сволочь»…

Не надо долго гадать, чтобы понять, какой бы в советской прессе получил отзыв «Юшка». Платонов, конечно же, ощущал подозрительное отношение власти к себе. Он тысячу раз мог прийти с повинной, «отработать», «исправиться», написав в духе социалистического реализма оду своим идейным оппонентам, при этом приумножив свой хлеб насущный.

Нет, он не склонил голову, не изменил высокой литературе, созданной русскими классиками. Его публиковали до 80-х годов прошлого века в основном за рубежом. В 1836 году в американском альманахе под рубрикой «лучшие сочинения» вышел его «Третий сын», кстати, в той же рубрике опубликовали и раннее произведение Хемингуэя. Там его действительно признали по сути его таланта, продолжателем поиска души, учеником Толстого и Достоевского.

Вывод

Литературоведы, говоря о продолжении в советской литературе традиций, заложенных классиками (Л.Н.Толстым, Ф.М.Достоевским), неизменно упоминают Андрея Платоновича Платонова.

Что характеризует этого писателя? Отказ от всяческих догм. Стремление познать и показать своему читателю мир во всей его красоте. При этом писатель ощущает гармонию всего сущего. С особым уважением он раскрывает образы людей, порой скромных и незаметных, но действительно делающих этот мир лучше, чище.

Чтобы ощутить художественный стиль этого автора и насладиться им, рекомендуем вам прочитать рассказ, который написал Андрей Платонов - «Юшка».

«Юшка» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

1) Особенности жанра. Произведение А. Платонова «Юшка » относится к жанру рассказа.

2) Тематика и проблематика рассказа. Основная тема рассказа А. Платонова «Юшка» — тема милосердия, сострадания. Андрей Платонов в своих произведениях создает особый мир, который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа «Юшка».

3) Основная идея рассказа. Основная идея художественного произведения — это выражение авторского отношения к изображаемому, его соотнесение этого изображения с утверждаемыми или отрицаемыми писателем идеалами жизни и человека. Платонов утверждает в своём рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку. Он стремится воплотить в жизнь принцип, взятый ещё из детских сказок: невозможного нет, всё возможно. Сам автор говорил: «Надо любить ту Вселенную, которая может.быть, а не ту, которая есть. Невозможное — невеста человечества, и к невозможному летят наши души...» К сожалению, не всегда добро ’побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всём, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки.

4) Характеристика героев рассказа.

Образ Юшки. Главный герой рассказа — Юшка. Добрый и сердечный Юшка обладает редким даром любви. Эта любовь истинно святая и чистая: «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим». Погружаясь в мир природы, вдыхая аромат лесов и трав, он отдыхает душой и даже перестает чувствовать свой недуг (бедный Юшка страдае т от чахотки). Искренне любит он и людей, в особенности же одну сиротку, которую вырастил, выучил в Москве, отказывая себе во всем: он никогда не пил чаю, не ел сахара, «чтоб она ела его». Каждый год ездит он проведывать девушку, привозит денег на весь год, чтобы она могла жить и учиться. Он любит её больше всего на свете, и она, наверное, единственная из всех людей, отвечает ему «всем теплом и светом своего сердца». Достоевский писал: «Человек есть тайна». Юшка же в своей «нагой» простоте кажется людям откровенно понятным. Но его непохожесть на всех раздражает не только взрослых, но и детей, а также влечёт к нему человека «со слепым сердцем». Всю жизнь несчастного Юшку все бьют, оскорбляют и обижают. Дети и взрослые потешаются над Юшкой, упрекают его «за безответную глупость». Однако он никогда не проявляет злобы к людям, никогда не отвечает на их оскорбления. Дети бросают в него камни и грязь, толкают его, не понимая, почему он не ругает их, не гонится за ними с хворостиной, как другие взрослые. Наоборот, когда ему бывало совсем уж больно, этот странный человек говорил: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня?.. Отчего я вам всем нужен?..» Наивный Юшка видит в непрерывных издевательствах людей извращенную форму любви к себе: «Меня, Даша, народ любит!» — говорит он хозяйской дочери. Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его вместо усов и бороды росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы». Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он — подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую. Он первым идёт поутру в кузницу и (последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня. Но в глазах взрослых, отцов и матерей Юшка — человек ущербный, не умеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка. Кроме того, каждый год Юпжа куда-то уходит на’ месяц и потом возвращается. Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков — живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку весёлым и счастливым. И умирает Юшка из-за того, что оскорблено его принципиальное чувство и убеждение в том, что каждый человек «по надобности» своей равен другому. Только после его смерти оказывается, что он всё же был прав в своих убеждениях: он действительно был нужен людям.

Образ приёмной дочери Юшки. Став врачом, девушка приехала в городок, чтобы вылечить Юшку от мучавшей его болезни. Но, к сожалению, было уже поздно. Не успев спасти своего приёмного отца, девушка всё же остается, чтобы распространить на всех людей чувства, зажжённые в её душе несчастным юродивым, — своё сердечное тепло и доброту. Она остается, чтобы «лечить и утешать больных людей, не утомляясь утолят! страдание и отдалять смерть от ослабевших».

Разделы: Литература

Цели урока.

Образовательные: восстановить и углубить сведения о биографии писателя;
вырабатывать умение давать характеристику литературным персонажам, главному герою;
продолжить формирование навыка работы с учебником; помочь ребятам глубже осмыслить содержание рассказа.

Развивающие: развитие мыслительных операций: анализ, обобщение; развитие речи; развития умения формулировать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать милосердное отношение к окружающим людям и активную гражданскую позицию к происходящему вокруг.

Оборудование: портрет А. П. Платонова, выставка книг-произведений Платонова, презентация.

Ход урока

Любовь одного человека может
вызвать к жизни талант в другом
человеке или, по крайней мере,
пробудить его к действию.
Это чудо мне известно…
А. Платонов

I. Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с великим русским писателем Андреем Платоновичем Платоновым. Попытаемся осмыслить содержание рассказа “Юшка”, который вы прочитали к сегодняшнему уроку. Поразмышляем о природе любви к ближнему, о добре и зле, выявим те философские проблемы, которые ставит в своем произведении автор.

И начнем мы наш разговор с размышления: для чего рождается человек? Как вы считаете? (Ответы учеников.) Послушайте мнение современного поэта Дмитрия Голубкова, как он размышляет о назначении человека на Земле:

Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.

– В каких строчках поэт выразил свое мнение о назначении человека? (Ответы учеников.)

Вот так много лет назад родился человек, которому суждено было стать писателем. Это Андрей Платонович Платонов (Климентов) Его имя нам немного знакомо по рассказам “Никита”, “В прекрасном и яростном мире…”, “Корова”, “Цветок на земле”. Платоновым переработаны народные сказки, например “Волшебное кольцо”, “Финист – Ясный Сокол” и др.

Мы узнали, что для Платонова важно многое: и животные, и растения, и природа. Но самое главное – это человек, который по-отцовски относится ко всему, что находится рядом.

Жизнь А. Платонова (Климентова А.П.) была недолгой и нелегкой.

2. Сообщение ученика о Платонове.
Андрей Платонович Платонов родился 1 сентября 1899 года. Фамилия Платонов – псевдоним, образованный в 1920 году от имени отца. Настоящая же его фамилия – Климентов.
Родился Платонов в Воронеже, в семье слесаря железнодорожных мастерских. С малых лет знал бедность, нищету. Отец Платонова около полувека проработал машинистом паровоза, слесарем на железной дороге. Мать занималась домашней работой. Семья была большая, доходила до десяти человек, все жили на небольшую зарплату отца. Андрей – старший ребенок в семье. В неполные 14 лет он начинает трудовую деятельность, становится кормильцем, возложив на себя заботу о семье. “Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона”, он любил еще “паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу”. Работал Платонов “во многих местах, у многих хозяев”. Был разнорабочим, подручным слесаря, помощником паровозного машиниста, литейщиком, электромонтером. Эти “университеты” и сформировали неравнодушие Платонова к человеческим нуждам. Ненавидя страдание, он в юности дает клятву жить так, чтобы не оставить страданию места на земле.
В годы гражданской и Великой Отечественной войны он был на фронте в качестве военного корреспондента. В ноябре 1944 года Платонов прибыл с фронта с тяжелой формой туберкулеза легких. 5 января 1951 года он скончался от этой болезни. Похоронен в Москве.

Произведения А.Платонова были многим непонятны, поэтому на него обрушились беды: критика, непонимание, запреты, обыски. И только после смерти пришло признание. Писал на разные темы, но главное в произведениях Платонова – судьба человека, поиск смысла жизни: “Я человек, я живу на прекрасной живой земле … Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник”, – писал А. Платонов.

Читать произведения Платонова непросто, так как они требуют работы мысли и сердца. Но мы попробуем прожить вместе с его героями совсем короткое время. Именно прожить, для того чтобы постараться понять их, автора, а может быть, и самих себя.

II. Работа с текстом.

– А сейчас мы обратимся к рассказу Платонова “Юшка ”, который вы прочитали дома.
Ребята, скажите, кто является главным героем рассказа? Попробуем взглянуть на Юшку глазами тех, кто живет рядом с ним.
– Каким видят Юшку люди? Что знают о нем? Что думают?

Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. “Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца , и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы”. Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он – подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую.
Он первым идет поутру в кузницу и последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня.
Но в глазах взрослых, отцов и матерей, Юшка – человек ущербный, не имеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка.
Кроме того, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается.

– Чего не знает о нем никто? Каким никогда не видят Юшку?

Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков – живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку веселым и счастливым (кажется, и болезнь отступила).

Выразит. чтение описания природы.

– Как этот отрывок помогает вам понять образ Юшки?

(Юшка чувствует себя на природе гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою “любовь к живым существам”.)

– А куда каждое лето уходит Юшка?

Сокровенное неведомо жителям города, как неведомо его подлинное имя. Для них он всего-навсего Юшка.

– Почему же люди потешаются над Юшкой? Чем отвечает он обидчикам? Кто прав?

Класс делится на группы ; каждой из них предлагается, сосредоточившись на определенном эпизоде, подумать над прозвучавшими вопросами. (Вопросы групповой работы см. в Презентации. )

1. Встреча Юшки с детьми (ученики приводят цитаты и комментарии).

– Как относятся к нему дети? Что влечет детей к Юшке?
– Почему Юшка не обижается на них? Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?

(Терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить.)

Терзать – 1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно.

(1. Дети не дают Юшке проходу, донимая его криками, ударами, бросая в него камни и сор. Но отнюдь не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Они ждут естественной, нормальной реакции – зло в ответ на зло. Для них зло – это проявление нормы. Более того, зло для детей – источник радости и веселья. Юшка радостно откликается на радость детей, он рад от сознания своей нужности. Он понимает, что дети не виноваты в том, что в их жизни нет добра.)

– Как сам Юшка объясняет поведение детей? Согласны ли вы с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?

2. Встреча Юшки с взрослыми.
– Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Почему и взрослые иногда обижают его? Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? Чем отвечает им Юшка?

(Взрослые тоже вымещают на Юшке “злое горе и обиду”, лютую ярость сердца. Они не могут простить Юшке его непохожести, молчаливой кротости. “Будь как все”, – вот чего они требуют от Юшки.)

Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила еще к большему ожесточению. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорила ему: “Лучше бы ты умер!”.

3. Юшка и девочка Даша.

– Прав ли Юшка, когда говорит Даше, что его народ любит?
– Как вы относитесь к словам Даши: “Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие! Любят-то они тебя по сердцу, да бьют по расчету”?
– Юшка на возражения Даши ответил: “Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое ”. Как вы понимаете это выражение? (Мнения ребят.)

“Слепое сердце” бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.

– А как вы понимаете слово сострадание?

“Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека”

Синонимы: сочувствие, милосердие, сожаление, участие, жалость…

4. Юшка и веселый прохожий.

– Чем помешал Юшка веселому прохожему?

(Встреча с веселым прохожим, укорявшим Юшку за то, что он по земле ходит, и пожелавшим ему смерти, обрывается трагически. Ни на кого не похожий, Юшка кажется ему ненужным, лишним в этом мире. И впервые кроткий, молчаливый, смиренный Юшка не молчит, возражает обидчику.)

– Мы уже настолько привыкли к Юшке, стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так давно ждали, – Юшка осерчал . Случайно ли это слово? Платонов мог использовать любое близкое по значению слово – рассердился, разозлился, разгневался, возмутился. Почему именно осерчал? (Слово лучше соответствует его образу.)

– Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни?

Юшка осознает свою ценность в этом мире (“Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…”.) Платонов говорит о первозданной ценности любой человеческой жизни, неповторимости всякого человека…

– Хотел ли веселый прохожий смерти Юшки?

III. Работа с иллюстрацией.

Почувствовать тяжесть происходящего еще сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу. Какой эпизод изображен на ней?

Вывод: Нельзя одному человеку ставить себя выше других, никто не вправе судить других людей за непохожесть, тем более издеваться и убивать.

– Проститься с Юшкой пришли все люди. Возможно, чье-то слепое сердце прозрело, пусть ненадолго. “Однако без Юшки жить стало хуже ”. Почему?

– Какую память оставил о себе Юшка после своей смерти?

К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека . После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всем, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки.

– Да, именно благодаря девушке-врачу в городе узнают имя человека, которого все привычно называли Юшкой, – Ефим Дмитриевич.
Ребята, а вы знаете, что означают имена Ефим и Дмитрий? (Сообщение подготовленного ученика.)

Юшка – это кровь, животворящая жидкость. Значительная потеря которой грозит организму смертью.

Ефим – благочестивый, благожелательный, священный.
Имя Дмитрия восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные не плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.

И таким плодом у Андрея Платонова оказалась девочка-сирота, ставшая впоследствии врачом.

– Таким образом, какую важнейшую тему поднимает в своем рассказе А.П.Платонов? (Тему милосердия, сострадания к людям.)
– А как вы понимаете значение слов милосердие, сочувствие, сострадание, зло, добро.
Вы почувствовали авторское отношение к этому герою? Обвиняет ли он кого-либо в смерти Юшки? Осуждает ли людей за их жестокость?

(Платонов, несомненно, любит своего героя, жалеет его, но оставляет нам, читателям, право самим сделать выводы. Своей волей писатель мог бы многое изменить в сюжете рассказа. Но даже при этом трагическом финале Платонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью.)

Какие чувства вызывает у вас рассказ?

Однако рассказ вызывает не только чувство жалости, но и возмущение той жестокой действительностью, людьми (детьми и взрослыми), которым недоступны такие элементарные и необходимые чувства, как сострадание, доброта.

Чему учит нас А. Платонов?

А. Платонов учит нас жалости и состраданию, учит любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему, видеть в каждом равного себе, понимать его.

IV. Работа с высказываниями известных людей.

– Прочитайте предложенные высказывания известных людей и попробуйте выбрать то, которое больше всего подходит к нашей теме. Докажите.

Уважай в себе и других человеческую личность.
Д.И. Писарев

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Б. Паскаль

Великие души переносят страдания молча.
Ф.Шиллер

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
М Горький

“Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть”.
В. Распутин

“Возлюби ближнего своего, как самого себя”.
Библия

Подводя итог нашему разговору, я хочу, чтобы вы поняли, что добро прорастает и дает свои плоды. “Так всякое доброе приносит и плоды добрые”, – говорится в Евангелии. Не будьте слепыми, имейте зрячее сердце, не забывайте, что рядом с вами есть люди, которым нужна ваша помощь, ваше участие, сострадание и сочувствие…

V. Домашнее задание

Написать мини-сочинение на одну из тем:

  1. Легко ли быть милосердным человеком?
  2. О чем заставил меня задуматься рассказ “Юшка”.

План пересказа

1. Кто такой Юшка. Его портрет.
2. Отношение детей к Юшке.
3. Злоба взрослых при виде Юшки.
4. Разговор Юшки с дочерью хозяина кузницы Дашей.
5. Ежегодный отпуск Юшки.
6. Смерть этого человека.
7. В городок приезжает девушка и спрашивает Ефима Дмитриевича.
8. Она остается в городе и всю жизнь лечит людей, больных туберкулезом.

Пересказ и краткая характеристика произведения

Герои рассказа: Ефим (по прозвищу Юшка), кузнец, его дочь Даша, девушка-сирота (воспитанница Юшки). Автор в пространной экспозиции описывает внешность, привычные дела и характер Юшки. Кульминацией является момент, когда Юшка первый раз выступает в свою защиту и погибает от грубого удара в грудь. Развязка - приезд воспитанницы Юшки, которая рассказывает о себе.

Юшка - помощник у кузнеца, он делает всю подручную работу. Он похож на старика: мал ростом, худ, плохо видит, у него слабые руки, ему всего сорок лет, но «грудная болезнь» чахотка (туберкулез) подточила с детства его силы. Его зовут Ефимом, но весь народ от мала до велика называет его Юшкой. Он живет в доме кузнеца. Хозяин кормит его за работу хлебом, щами и кашей. Сахар, чай и одежду он должен покупать себе сам. Однако герой рассказа свое скудное жалование (7 руб. 60 коп. в месяц) ни на что не тратит.

Он работает от зари до зари. Его появление на улице городка утром и вечером служит людям приметой того, что либо пора всем вставать и приниматься за работу, либо пора ложиться спать.

Дети веселятся при виде Юшки, но их радость быстро сменяется злостью. Почему он не ведет себя так же, как другие люди? Детям было бы весело, если бы они то нападали на разгневанного Юшку, то убегали бы от него. Взрослые, как и дети, выплескивают на этого не похожего на них человека «свое злое горе и обиду». А безответный Юшка, избитый, пострадавший от людской злобы, говорит о том, что люди очень любят его, просто выразить эту любовь не умеют. Он говорит, что «сердце в людях бывает слепое», не дающее понимать, кого человек любит на самом деле, чтобы делать тому, кого любишь, только добро.

Юшка каждый год уходит на месяц куда-то. Платонов показывает своего героя вдали от людей, на пути в другой город. Там, где никто не мучает и не терзает его, он почти не чувствует своей страшной болезни. «Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы... он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков».

Никто точно не знает, куда и к кому несет он свои заработанные деньги в мешочке за пазухой. Только после смерти Юшки мы узнаем, что все его сбережения предназначались для девочки-сироты, которая ему и родственницей не была. Окружающие люди считали, что жизнь этого человека лишена всякого смысла, ведь он никому ничего не рассказывал. Этот человек, такой никчемный и жалкий в глазах других людей, скромно и тихо делал свое доброе дело. Один только раз он взбунтовался, сказав в свою защиту: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен... Без меня тоже, значит, нельзя».

После смерти Юшки жить людям в городке становится хуже. Теперь никто безответно не берет на себя их злость, и она тратится между людьми. Девочка, воспитанница Юшки, «лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших». Так самоотверженная любовь Юшки к людям продолжала делать свое доброе дело и после его смерти.

О великой силе любви А. Платонов сказал так: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно...»

Произведения Андрея Платонова обладают той магической свойственностью, которая заставляет нас задумываться о многих окружающих вещах. Некоторые ситуации, которые описываются в его рассказах, вызывают у нас некоторое недоумение и провоцируют на протест. .

Это и является той сильной стороной его творчества, которая не оставляет читателя равнодушным. Писатель мастерски раскрывает нам сущность красоты и искренности простых людей, которые благодаря своему глубокому внутреннему наполнению изменяют мир к лучшему.

Рассказ «Юшка» - трагедия героя

Главный герой рассказа «Юшка» - человек, который обладает непревзойденным чувством понимания и любви природы. Он относится к ней как к живому существу. Доброта и сердечность его души не имеет границ. Имея страшный недуг, он не жалуется на жизнь, а воспринимает ее как настоящий драгоценный дар. Юшка обладает настоящим душевным благородством: он считает, что все люди равные и заслуживают на счастье.

Трагедия рассказа заключается в том, что окружающие люди не воспринимают бедного Юшку как личность, они потешаются над его юродивостью и всячески оскорбляют при первом удобном случае. Дети, следуя примерам взрослых, бросают в него камни и обижают презрительными словами.

Однако наш герой воспринимает это как любовь к себе, ибо в его мировоззрение отсутствуют понятия ненависти, насмешки и призрения. Единственный человек, который относился ему с благодарностью и любовью, была сирота, которую он воспитал.

Девушка стала доктором и вернулась в родную деревню, чтобы вылечить своего названого отца, однако было поздно Юшка закончил свой нелегкий жизненный путь. Но все - таки она решает остаться в селе, чтобы помогать людям. Таким образом, она продолжает миссию Юшки с одной только разницей: он лечил их души, а она тела.

Только после его смерти, окружающие люди смогли по-настоящему оценить то, каким человеком он являлся. Их осенило прозрение: Юшка был лучше их всех вместе взятых, ведь никто не мог так искренне любить и восхищаться окружающим миром, как он. Советы, которые несчастный юродивый давал при жизни, ранее казавшиеся глупостями, обрели в их глазах настоящую философию и мудрость жизни.

Нравственность как основа характеров героев Платонова

В своем произведении Платонов показывает нам необходимость быть более открытыми окружающему восприятию. В погоне за призрачными целями мы теряем настоящие приоритеты, которые заключаются в любви и понимании.

А вместо того, чтобы прислушиваться к людям, которые пытаются на собственном примере показать всю нравственность и духовность человека, беспощадно отталкиваем их от себя.

Язык эпохи в рассказе: актуальность темы

Ситуация описанная в произведении, весьма характерна для начала XX века, в котором общество забывало абсолютно все ценности, раннее присущи своему народу. Однако, произведение останется актуальным в любую эпоху, ведь даже в современном мире общество преимущественно преследует материальные ценности, совсем забывая о духовности.

Новое на сайте

>

Самое популярное