Домой Паразиты Значение кузьмин роман иванович в краткой биографической энциклопедии. Свиязев И.И

Значение кузьмин роман иванович в краткой биографической энциклопедии. Свиязев И.И

КУЗЬМИН РОМАН ИВАНОВИЧ

Кузьмин, Роман Иванович - архитектор (1811 - 1867). Учился в Академии Художеств. Получил золотую медаль за исполнение программы: "Проект усадьбы богатого помещика". Изучал в Европе, Турции и в Греции памятники византийского церковного зодчества; в Риме занимался реставрацией форума Траяна. Построил несколько корпусов для Императорских конюшен, перестроил и расширил Гатчинский дворец, соорудил городской собор в Гатчине. Главные его создания: церковь при русском посольстве в Афинах, православная церковь на улице Дарю в Париже, греческая посольская церковь в Петербурге, дом Утина, выстроенный в стиле Возрождения, на Конногвардейском бульваре в Петербурге и мраморная часовня у Летнего сада.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КУЗЬМИН РОМАН ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КУЗЬМИН РОМАН ИВАНОВИЧ
    (1811-67) — талантливый архитектор, учился в имп. акд. художеств, в качестве пенсионера Черноморского войска, и окончил в ней курс в …
  • КУЗЬМИН РОМАН ИВАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (1811-67) ? талантливый архитектор, учился в имп. акд. художеств, в качестве пенсионера Черноморского войска, и окончил в ней курс в …
  • РОМАН в Словаре значений Цыганских имен:
    (заимств., муж.) - осмысливается по аналогии со словом «романо» - «цыганский, цыган», а также «римский, римлянин», что равнозначно с точки …
  • КУЗЬМИН в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • КУЗЬМИН в Энциклопедии фамилий:
    Многочисленны в русском языке варианты имени Кузьма (от греческого ‘мир, украшение’). В источниках XII в. оно пишется как Кузма. После …
  • РОМАН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    I ЛАКАПИН Византийский император в 920- 945 гг. 115 июня 948 г. Роман происходил из города Лакапы в феме Ликанд. …
  • РОМАН в Краткой биографической энциклопедии:
    Роман - преподобный, ученик св. Сергия Радонежского. Когда в пустыню преподобного Сергия проникли тревоги мирского самоволия и несогласия, Сергий …
  • РОМАН в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от франц. roman - первоначально: произведение, написанное на одном из романских (т. е. современных, живых) языков, в противоположность написанному …
  • РОМАН в Литературной энциклопедии:
    большая эпическая форма, самый типичный жанр буржуазного общества. ИСТОРИЯ ТЕРМИНА. — Название «Р.» возникло в эпоху средневековья и первоначально относилось …
  • КУЗЬМИН
    (Кузьмин-Караваев) Николай Николаевич (1919-94), педагог, историк профессионального образования, д-р педагогических наук (1972), профессор (1973). После демобилизации работал учителем и директором …
  • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
  • РОМАН
    (франц. roman) литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к …
  • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
  • РОМАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - в настоящее время самая популярная и самая богатая содержанием форма литературных произведений, отражающая в себе современную жизнь со всем …
  • РОМАН
    [французское romans - первоначально литературное произведение, написанное на романском языке] 1) боль шое повествовательное произведение в прозе, иногда и в …
  • РОМАН в Энциклопедическом словарике:
    I а, м. Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом. Исторический р. Романы Льва Толстого. Романный (лит.) - относящийся к …
  • РОМАН в Энциклопедическом словаре:
    2, -а, м. Любовные отношения между мужчиной и женщиной. У нее с ним р. Р. крутить с кем-н. (находиться в …
  • РОМАН
    РОМ́АН СЛАДКОПЕВЕЦ (кон. 5 в.- ок. 560), визант. церк. гимнограф (мелод). Уроженец Сирии. Монах. Автор многострофных лирико-поэтических поэм, называемых кондаками …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "РОМ́АН О РOЗЕ" ("Roman dе la Rose"), памятник франц. лит-ры 13 в., аллегорич. поэма о любви поэта к Розе, олицетворяющей …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "РОМ́АН О ЛИСЕ" ("Roman de Renart"), стихотв. произв., памятник франц. лит-ры сер. 13 в. Рассказывает о борьбе хитрого Лиса-Ренара с …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РОМ́АН МСТИСЛАВИЧ (?-1205), князь новгородский (1168-69), владимиро-волынский (с 1170), галицкий (1188, 1199), сын Мстислава Изяславича. Укреплял княжескую власть в Галиче …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РОМ́АН IV Диоген (?-1072), визант. император c 1068. Разбит и пленён в авг. 1071 при Манцикерте султаном Алп-Арсланом, отпущен на …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РОМ́АН I Лакапин (?-948), визант. император в 920-944, из Македонской династии. Указы Р.I 934, 943 защищали крест. землевладение от захватов …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ОМАН (Roman), г. на В. Румынии. Св. 70 т.ж. Трубопрокатный з-д, маш-ние, хим., лёгкая, пищ. …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РОМ́АН (франц. roman), лит. жанр, эпич. произв. большой формы, в к-ром повествование сосредоточено на судьбах отд. личности в её отношении …
  • КУЗЬМИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗЬМ́ИН Род. Осиевич (1891-1949), математик, ч.-к. АН СССР (1946). Тр. по теории чисел и матем. …
  • КУЗЬМИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗЬМ́ИН Ник. Вас. (1890-1987), график, нар. худ. РСФСР (1972), ч.-к. АХ СССР (1967). Свободные по манере графич. илл., иногда подцвеченные …
  • КУЗЬМИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗЬМ́ИН Мих. Ив. (р. 1938), геохимик, ч.-к. РАН (1991). Осн. тр. по геохимии и рудоносности магматич. пород. Гос. пр. Рос. …
  • КУЗЬМИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗЬМ́ИН Вал. Петр. (1893-1973), селекционер, акад. ВАСХНИЛ (1964), акад. АН Казах. ССР (1962), Герой Соц. Труда (1962). Автор высокоурожайных сортов …
  • ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
  • РОМАН в Словаре Кольера:
    детализированное повествование, которое, как правило, создает впечатление рассказа о реальных людях и событиях, на самом деле таковыми не являющихся. Какого …
  • РОМАН в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    рома"н, рома"ны, рома"на, рома"нов, рома"ну, рома"нам, рома"н, рома"ны, рома"ном, рома"нами, рома"не, …
  • РОМАН в Словаре великорусского языка делового общения:
    роман, детектив - только что поступившая на рассмотрение проектная документация, отчет консультанта и …
  • РОМАН в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, с большим числом действующих лиц, обычно в прозе. Исторический роман. …
  • РОМАН
    Любовные отношения или плод труда …
  • РОМАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Курортная …
  • КУЗЬМИН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Артист …
  • РОМАН в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • РОМАН в Новом словаре иностранных слов:
    (ст.-фр. romans повествование по-французски (а не по-латыни)) 1) большая эпическая форма художественного повествования (как правило прозаическая), обычно отличающаяся многообразием действующих …
  • РОМАН в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. большая эпическая форма художественного повествования (как правило прозаическая), обычно отличающаяся многообразием действующих лиц в раз-ветвленностью сюжета; 2. любовные …
  • РОМАН в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • РОМАН в Словаре русского языка Ожегова:
    1 повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма этической прозы Исторический р. Р.-эпопея. роман 2 любовные отношения …
  • РОМАН в Словаре Даля.
  • РОМАН
    (Roman) , город на востоке Румынии. 71 тыс. жителей (1985). Трубопрокатный завод, машиностроение, химическая, легкая, пищевая промышленность. - (франц. roman), …
  • КУЗЬМИН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Валентин Петрович (1893-1973) , российский селекционер, академик ВАСХНИЛ (1964) и АН Казахской ССР (1962), Герой Социалистического Труда (1962). Автор высокоурожайных …
  • ИВАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса «Дунайские волны» (1880). В 90-х гг. …
  • РОМАН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    романа, м. (фр. roman). 1. Большое по объему повествовательное произведение, обычно в прозе, с сложным и развитым сюжетом. Зачитываться романами. …
  • НИКОЛАЙ (КУЗЬМИН)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Кузьмин Николай Васильевич. ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | …
  • КУЗЬМИН НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кузьмин Николай Васильевич (1899 - 1937), мученик, певчий. Память 18 октября, в …

Кузьмин, Роман Иванович

Профессор архитектуры; род. в 1811 г, ум. в 1867 г. Получил начальное и высшее художественное образование пенсионером Черноморского войска в Академии Художеств, в которой окончил курс в 1832 г. со званием классного художника и 2-й золотой медалью за исполнение проекта семинарии на 200 чел. На следующий год по окончании курса в Академии Художеств Кузьмин получил первую золотую медаль за исполнение программы "проект зданиям для жительства богатого помещика в имении его". Эта награда дала Кузьмину право путешествовать по чужим краям на средства казны и в 1834 г. Кузьмин отправился за границу; проехав по Европейской Турции, он довольно много времени провел в Греции, осматривая и изучая памятники древнего искусства; из Греции проехал в Италию, в Рим. Тут он занимался реставрацией форума Траяна. Совет Академии Художеств, по рассмотрении его проекта реставрации, нашел его трудом превосходным и единогласно положено было удостоить Кузьмина звания академика по части архитектуры. В 1840 г. Кузьмин вернулся в Россию. С прекращением пенсионерского содержания, Кузьмин остался совершенно без средств и принужден был просить совет Академии об исходатайствовании ему, на оснований постановлений, существующих при Академии Художеств, содержания от правительства, мотивируя свою просьбу тем, что не имеет ни занятий, ни службы. Совет Академии, во внимание к нему, как художнику, отличившемуся за границей своим искусством, определил назначить Кузьмину содержание на три года и назначил ему исполнить проект "Медико-хирургической Академии с анатомическим театром, клиникой и ботаническим садом". Кузьмин выполнил программу настолько удачно, что академическим советом в сентябре 1841 г. было постановлено: "известного своими дарованиями в архитектурном художестве, академика Романа Иванова Кузьмина, по исполненной им программе: представить проект медико-хирургической Академии - возвести в звание профессора архитектуры". Имя Кузьмина, как талантливого и способного архитектора, стало известно. Вскоре он получил место старшего архитектора при гоф-интендантской конторе и, занимая эту должность, возвел немало отличных построек. Прежде всего, он устроил несколько корпусов для Императорских конюшен. Церковь русского посольства в Афинах, греческая посольская церковь в Петербурге, дом Утина на Конногвардейском бульваре, русская церковь в Париже на улице Дарю и, наконец - его последнее сооружение - часовня около ограды Летнего сада, на набережной - вот выдающиеся памятники зодческого таланта Кузьмина, таланта крупного и самобытного. Главным же трудом Кузьмина являются его работы в Гатчине: он перестроил и значительно расширил Гатчинский дворец; по его же проекту воздвигнут гатчинский городской собор. В 1845 г. совет Академии постановил, чтобы он замещал кафедру в Академии Художеств на время отлучек К. Тона. Кузьмин отлично знал и понимал стили; владея тонким вкусом и чувством изящного, Кузьмин создавал крайне интересные проекты, отличавшиеся необыкновенной строгостью и изяществом линий и пропорций и целесообразностью.

"Материалы для истории Императорской Академии Художеств" П. Н. Петрова, тт. 1, 2. - "Иллюстрированная Газета", 1867 г., № 46; "Голос" 1867 г., № 320 (фельетон); "Русская Старина" 1875 г., т. 2, № 5, стр. 151-158: "Энпиклопед. словарь" Брокгауза и Ефрона, т. 32, стр, 941.

{Половцов}

Кузьмин, Роман Иванович

(1811-1867) - талантливый архитектор, учился в Императорской академии художеств, в качестве пенсионера Черноморского войска, и окончил в ней курс в 1832 г., с званием классного художника и с малой золотой медалью, присужденной ему за "проект духовной семинарии". В следующем году, за исполнение другой программы: "Проект усадьбы богатого помещика", был удостоен большой золотой медали и вскоре после того отправлен в чужие края. В Европ. Турции и в Греции изучал памятники преимущественно византийского церковного зодчества, в Риме занимался реставрацией форума Траяна и, проведя вообще за границей шесть лет, возвратился в СПб. в 1840 г. Работы, исполненные им во время этого путешествия, немедленно доставили ему звание академика, из которого он через год был повышен в профессоры, за проект здания для медико-хирургической акд. с клиниками и др. принадлежностями. Служил после того старшим архитектором при гоф-интендантской конторе и, в этой должности, произвел немало построек по дворцовому ведомству, между прочим возвел несколько корпусов для Императорских конюшен, перестроил и расширил Гатчинский дворец и соорудил городской собор в Гатчине. Самыми главными созданиями К., в которых ярко выразились его художественный вкус и знание архитектурных стилей, надо признать церковь при русском посольстве в Афинах, православную церковь на ул. Дарю, в Париже, греческую посольскую церковь в СПб. и роскошный дом, выстроенный в стиле Возрождения для г. Утина, там же, на Конногвардейском бульваре. Последним его сооружением была мраморная часовня у Летнего сада.

А. С-в.

{Брокгауз}

Кузьмин, Роман Иванович

проф. архитектуры, воспитанник и пенсионер за границею И. А. X.; р. 1810 г.; † 1867 г. ноября.

{Половцов}

Кузьмин, Роман Иванович

Окончил ИАХ в 1833 со званием клас. худ. арх. В 1840 по результатам пенсионерской поездки удостоен звания акад. арх., в 1841 - профессор. Проектировал для многих городов в России и за рубежом. Для Москвы разработал проекты Ярославского (1859-62, перестроен) и Рязанского (1863, не сохр.) вокзалов. В 1863 избран член-корр. французской академии искусств.

Ист.: РГИА, ф. 789, оп. 14, д. 109; ГПБ ОР ф. 708 ; Собко.

Лит.: Русский биографический словарь / под ред. А. А. Половцева.: в 25 т. - СПб., 1896-1916, т. "Кнаппе-Кюхельбеккер", с. 530-531; Хомутецкий Н. Ф. Материалы к биографиям архитекторов С. Л. Шустова и Р. И. Кузьмина // Архитектурное наследство. - Л. - М., 1955. - Вып. 7. - С. 197-214; Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX века. Справочник / Под общей ред. Б. М. Кирикова. - СПб., 1996, с. 184.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Роман Иванович Кузьмин (1811-1867) - русский архитектор, профессор архитектуры, действительный статский советник.

Биография

Учился в Императорской академии художеств, в качестве пенсионера Черноморского войска, и закончил её в 1832 году, с званием классного художника и с малой золотой медалью, присужденной ему за «проект духовной семинарии». В следующем году, за исполнение другой программы: «Проект усадьбы богатого помещика», был удостоен большой золотой медали и вскоре после этого отправлен за границу.

В Европейской Турции и в Греции изучал памятники преимущественно византийского церковного зодчества, в Риме занимался реставрацией форума Траяна и, проведя вообще за границей шесть лет, вернулся в Санкт-Петербург в 1840 году. За работы, исполненные им во время этого путешествия, ему было присвоено звание академика, из которого он через год был повышен в профессоры, за проект здания для медико-хирургической академии с клиниками и другими строениями.

После этого Кузьмин служил старшим архитектором при гоф-интендантской конторе и, в этой должности, возвёл немало построек для дворцового ведомства, среди которых несколько корпусов для Императорских конюшен, перестроил и расширил Гатчинский дворец, участвовал в перестройке Певческой капеллы (1857) и соорудил городской собор в Гатчине.

Самыми главными зданиями Кузьмина, в которых ярко выразились его художественный вкус и знание архитектурных стилей, признаются церковь при русском посольстве в Афинах, православный собор на улице Дарю в Париже, греческая посольская церковь в Санкт-Петербурге (при участии арх. Ф. Б. Нагеля; не сохранилась) и роскошный дом, выстроенный в стиле Возрождения для Утина там же, на Конногвардейском бульваре. Последним его сооружением была мраморная часовня у Летнего сада.

На 1867 год - действительный статский советник (с 16 декабря 1861 года), член Учёного комитета Министерства путей сообщения и старший архитектор ведомства Придворной Его Величества конторы.

Награды

  • Орден Святого Владимира 4-й степени (1852 год)
  • Орден Святого Станислава 2-й степени (1858 год)
  • Орден Святой Анны 2-й степени (1861 год; императорская корона к этому ордену пожалована в 1865 году)

Постройки

Санкт-Петербург

  • Шпалерная улица, д.№ 52 - дом придворного духовенства. 1842.
  • Улица Чайковского, д.№ 2, средний корпус - придворно-служительский дом. 1843-1844.
  • Шпалерная улица, д.№ 35 - придворно-служительский дом. 1843-1847. Включен существовавший дом.
  • Петровская набережная, д.№ 6 - футляр Домика Петра I. 1844. (Расширен).
  • Улица Чайковского, д.№ 30 - особняк Л. В. Кочубея. 1844-1846. Завершен Г. А. Боссе.
  • Стремянная улица, д.№ 5 - доходный дом. 1850.
  • Набережная канала Грибоедова, д.№ 11 / Малая Конюшенная улица, д.№ 6 / Чебоксарский переулок, д.№ 1 - здание Придворного госпиталя. Перестройка. 1852-1857. (Перестроено).
  • 1-я Красноармейская улица, д.№ 3 - 5 - доходный дом Т. Тарасовой. 1858-1859. Совместно с К. К. Андерсоном и А. И. Ланге.
  • Конногвардейский бульвар, д.№ 17 / Галерная улица, д.№ 20, правая часть / Замятин переулок, д.№ 4 - доходный дом И. О. Утина. 1858-1860.
  • Греческая площадь / Лиговский проспект, д.№ 6 - греческая посольская церковь Димитрия Солунского (при участии арх. Ф. Б. Нагеля). 1861-1866 (снесена в 1962 году для постройки концертного зала «Октябрьский»).
  • Дворцовая набережная у Летнего сада (1866-1867) - часовня Александра Невского в память о спасении Александра II при покушении. (Не сохранилась).

Гатчина

  • Перестройка и расширение Гатчинского дворца
  • Собор Святого апостола Павла (Гатчина)

Москва

  • Ярославский вокзал (1859-1862, перестроен)
  • Рязанский вокзал (1863, строительство осуществлял А. П. Попов; не сохранился)

Свиязев И.И. Роман Иванович Кузьмин. (Из воспоминаний акад. И. И. Свиязева) // Русская старина, 1875. – Т. 13. - № 5. – С. 155–158.

Роман Иванович Кузьмин.

(Из воспоминаний акад. И. И. Свиязева).

В заседании общества архитекторов, бывшем 18-го марта 1875 г., г. Петров сделал краткий обзор архитектурной деятельности покойнаго Р. И. Кузьмина. В этом обзоре говорится, что в числе отправленных на восток был и Кузьмин, занявшийся изучением памятников византийскаго искуства в Афинах и городах Фессалии. Сколько я могу припомнить из бесед с Романом Ивановичем, мне кажется, он был и в Константинополе. Я познакомился с ним вот по какому случаю: возвратившись в Петербург, в 1832 г.,

156

я долгом себе поставил видеться с бывшиммоим старшим в академии К. А. Тоном, тогда исправлявшим уже должность професора академии художеств. Кажется, в первое же свидание, он повел меня в классы, чтобы показать мне занятия своих учеников и ввел меня в кабинет двух своих любимцев: Рихтера и Кузьмина, делавших уже проекты на золотыямедали.Быть может я сказал последнему несколько лестных слов,и потому, вероятно, он меня помнил.Прошло несколько лет, как мы невидались с ним: он уехал за-границу,а я в Москву-к сооружению храма Христу-Спасителю. Здесь я чувствовал себя в не совсем ловком положении, о чем, вероятно, и в Петербурге сделалось известным. Вдруг я получаю оттуда анонимное письмо, преисполненное горячаго ко мне участия и крайне меня удивившее, так как из моих знакомых никто не мог знать обстоятельств, упоминаемых в письме. По возвращении в С.-Петербург, в 1846 г.,я всеми мерами старался открыть анонимнаго автора.Мне намекнули,что это должно быть Кузьмин. Вспомнив, что я видел его в академии лет 14 тому назад, я пошел к нему и узнал, что письмо было действительно от него. С тех пор завязалась у нас постоянная дружба. Я нашел в нем художника, весьма образованнаго и развитаго чтением. В то время придворно-служительский дом был уже окончен. Р. И. спросил меня о нем. Я отвечал,что между окнами в разных этажах я нахожу удивительную соразмерность и гармонию

Да, это одна сторона медали, а другая?

Другая?... Раз к Вольтеру приходит какой-то писатель и просит, прочитавего произведение,сказать свое мнение.Прочитав, Вольтер отвечал: сочинение ваше очень хорошо,нобыло-б вдвое лучше, если-б было вдвое короче.

Кузьмин улыбнулся.

Так как мы виделись с ним почти каждую неделю, то я многое узнал о заграничной его жизни и о том, что здесь встречалось с ним замечательнаго. Ему надобно было возвратиться в Россию, а денег ему не высылали. Добравшись кое-как до Мюнхена или Берлина, он встретил там своего товарища Н..., с которым условились ехать вместе.

Ну, брат Н., ты вези меня на свой счет, а у меня нет ни копейки, сказал Кузьмин. Тот расхохотался до истерики. Чему ты смеешься-я тебе правду говорю.

Да правда твоя и смешит меня, а я надеялся на тебя, отвечал товарищ.

Разсчитав, что занятойими у кого-тосуммыденегдоста-

157

точно будет только на проезд и на пропитание одного из них, они решились обедать через день, т. е. один из них сего дня обедает, а завтра довольствуется только хлебом и стаканом пива, как весьма сытным напитком, и так, очередуясь, доехали они до Петербурга. Здесь Р. П., явившись к своему бывшему професору, спросил его о причине невысылки к нему денег.

На что тебе были нужны деньги, отвечал К. А. Тон, - когда ты в Риме жил большим барином и нанимал в лакеи араба?

Да, К. А., у меня действительнобылараб, только не настоящий, a так-себе -чорная собака!...

По перестройке гатчинскаго дворца Р. И. имел личный доклад у покойнаго императора Николая Павловича и в доказательство как его императорское величество был снисходителен к художникам, разсказывал мне много случаев, из которых я припоминаю следующее:

Как Р. И. имел привычку, говоря что-либо своим помощникам и ученикам, часто повторять: понимаете, то, объясняя государю какой-то план и, увлекшись, произнес: понимаете? Государь промолчал. Продолжая объяснение, он еще повторил; понимаете? Государь, улыбнувшись, сказал:

- „Как же, понимаю немножко".

Кузьмин опомнился.

О подобной чертеснисходительности Екатерины II к людям простым, не светским, не придворным разсказывал мне Алексей Михайлович Милютин: одного из приехавших в Петербург сибирских депутатов представил императрице А. А. Безбородко. Ея в-ство так умела вызватьоткровенность сибиряка,что он даже забыл с кем говорит и в жару разсказа о своем крае и всех его порядках понюхал табачку из табакерки, которую императрица открыла для себя.Долго разговаривая,он хотел повторить свою проделку и протянул уже руку, но Безбородко дернул его за фалду: рука окаменела, слова замерзли!... Екатерина, милостиво простившисьс ним,упрекала Безбородко,чтоон лишил ее редкаго удовольствия слышать неприкрашенную правду.

Р. И. любил у себя длинные волосы, которые закрывали ему глаза при наклоне головы, и он часто поправлял их рукою. Тоже делал он и при докладе государю своихчертежей.

А знаешь что, Кузьмин, я посоветовал бы тебе сделать вот так: показывая пальцами как стригутъ ножницами.

Нет ваше в-ство,позвольтемне остаться так, доложил Кузьмин.

158

Государь улыбнулся.

Но невсегда же он был так милостив к своему архитектору. Раз, при осмотре Гатчинскаго двора, государь заметил трещины в перемычке над дверями и спросил Кузьмина:

Это что?

Седины, государь, отвечал Кузьмин.

А что, по твоему, седины?

Небольшия трещинки в штукатурке от ея усышки. О другой перемычке тот же вопрос и тот же ответ.

Люце (Государь обращаетсякуправляющемуГатчино), посади его под арест.

Потупя голову, Кузьмин пошел позади свиты. К счастию его, что государь осмотрел прежде дворец, а потом уже пошел в дворцовую церковь. Здесь его в-ство был видимо доволен и, садясь в коляску, тихо сказал Люце: „ты продержи его часа два, да и выпусти". Однако-ж, тем дело не кончилось: государь приказал нарядить комисию, которая донесла, что опасности не предвидится, что впоследствии и оправдалось. Через несколько времени Кузьмин приходит с докладом.

Что и теперь скажешьседины? встретил его этим вопросом государь.

Кузьмин молча поклонился.

Р. И. Кузьмин служил по придворному ведомству и, как член общаго присутствия департамента проектов и смет, участвовал в пересоставленииурочнагона строительныя работы положения,высочайше утвержденнаго в 1869 г.

Архитектор Акад. И. И. Свиязев .

Учился в Императорской академии художеств, в качестве пенсионера Черноморского войска, и закончил её в 1832, с званием классного художника и с малой золотой медалью, присужденной ему за «проект духовной семинарии». В следующем году, за исполнение другой программы: «Проект усадьбы богатого помещика», был удостоен большой золотой медали и вскоре после этого отправлен за границу.

В Европейской Турции и в Греции изучал памятники преимущественно византийского церковного зодчества, в Риме занимался реставрацией форума Траяна и, проведя вообще за границей шесть лет, вернулся в Санкт-Петербург в 1840. За работы, исполненные им во время этого путешествия, ему было присвоено звание академика, из которого он через год был повышен в профессоры, за проект здания для медико-хирургической академии с клиниками и другими строениями.

После этого Кузьмин служил старшим архитектором при гоф-интендантской конторе и, в этой должности, возвёл немало построек для дворцового ведомства, среди которых несколько корпусов для Императорских конюшен, перестроил и расширил Гатчинский дворец, участвовал в перестройке Певческой капеллы (1857) и соорудил городской собор в Гатчине.

Самыми главными зданиями Кузьмина, в которых ярко выразились его художественный вкус и знание архитектурных стилей, признаются церковь при русском посольстве в Афинах, православный собор на улице Дарю в Париже, греческая посольская церковь в Санкт-Петербурге (при участии арх. Ф. Б. Нагеля; не сохранилась) и роскошный дом, выстроенный в стиле Возрождения для Утина там же, на Конногвардейском бульваре. Последним его сооружением была мраморная часовня у Летнего сада.

Постройки

Санкт-Петербург

  • Шпалерная улица, д.№ 52 - дом придворного духовенства. 1842.
  • Улица Чайковского, д.№ 2, средний корпус - придворно-служительский дом. 1843-1844.
  • Шпалерная улица, д.№ 35 - придворно-служительский дом. 1843-1847. Включен существовавший дом.
  • Петровская набережная, д.№ 6 - футляр Домика Петра I. 1844. (Расширен).
  • Улица Чайковского, д.№ 30 - особняк Л. В. Кочубея. 1844-1846. Завершен Г. А. Боссе.
  • Стремянная улица, д.№ 5 - доходный дом. 1850.
  • Набережная канала Грибоедова, д.№ 11 - Малая Конюшенная улица, д.№ 6/Чебоксарский переулок, д.№ 1 - здание Придворного госпиталя. Перестройка. 1852-1857. (Перестроено).
  • 1-я Красноармейская улица, д.№ 3 - 5 - доходный дом Т. Тарасовой. 1858-1859. Совместно с К. К. Андерсоном и А. И. Ланге.
  • Конногвардейский бульвар, д.№ 17 - Галерная улица, д.№ 20, правая часть - переулок Леонова, д.№ 4 - доходный дом И. О. Утина. 1858-1860.
  • Греческая площадь - Лиговский проспект, д.№ 6 - греческая посольская церковь Димитрия Солунского (при участии арх. Ф. Б. Нагеля). 1861-1866 (снесена в 1962 году для постройки концертного зала «Октябрьский»).
  • Дворцовая набережная у Летнего сада (1866-1867) - часовня Александра Невского в память о спасении Александра II при покушении. (Не сохранилась).

Гатчина

  • Перестройка и расширение Гатчинского дворца
  • Собор Святого апостола Павла (Гатчина)

Новое на сайте

>

Самое популярное