Домой Боль в правом боку Умер Олег Табаков: как жил и что на самом деле случилось с великим актером. Скончался олег табаков Человек, всецело посвятивший себя служению сцене

Умер Олег Табаков: как жил и что на самом деле случилось с великим актером. Скончался олег табаков Человек, всецело посвятивший себя служению сцене

На 83-м году жизни в Первой градской больнице скончался российский актер, народный артист СССР, режиссер театра и кино Олег Табаков. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу МХТ им. Чехова. «Олег Павлович скончался после тяжелой продолжительной болезни», - заявили в театре. Из-за кончины худрука до 14 марта все спектакли в театре отменены. Прощание с актером пройдет в стенах МХТ, о дате сообщат позднее, отметили в пресс-службе театра.

Замминистра культуры Александр Журавский заявил, что, по предварительной информации, Табакова похоронят на Новодевичьем кладбище, передает «РИА Новости».

Президент Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким Табакова. «Путину сообщили о прискорбной новости - кончине Олега Павловича Табакова», - отметил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

В конце ноября СМИ сообщили, что Табаков попал в отделение реанимации Первой градской больницы из-за воспаления легких. «Олег Павлович поступил в первую Градскую больницу в крайне тяжелом состоянии», - рассказали «Интерфаксу» 27 ноября в пресс-службе медучреждения. Позже Табаков подтвердил факт госпитализации агентству городских новостей «Москва».

В тот же день сын артиста заявил журналистам, что Табаков госпитализирован на плановое стоматологическое обследование. В пресс-службе театра «Табакерка» также заявили, что Табаков проходит плановое обследование по направлению «стоматология» и о «реанимации речи не идет». 29 ноябре телеканал РЕН ТВ и интернет-издание Life сообщили, что Табакова экстренно прооперировали. Его состояние после операции оценивалось как стабильно тяжелое, он находился на аппарате искусственной вентиляции легких.

В начале декабря врачи сообщили о некотором улучшении состояния здоровья Табакова. 27 декабря РЕН ТВ сообщил, что Табаков введен в медикаментозную кому. В январе 2018 г. в Первой градской больнице подтверждали, что Табаков продолжает проходить лечение и находится в состоянии искусственной комы.

Отмена спектаклей

Из-за госпитализации Табакова в конце ноября в «Табакерке» отменили спектакль «Год, когда я не родился». Спектакль отменен по техническим причинам, сообщалось на сайте театра.

В декабре Табаков должен был играть в трех спектаклях в Московском художественном театре (МХТ) им. А. П. Чехова. Спектакли с его участием были также отменены, говорится на сайте театра. Речь идет о таких постановках, как «Дракон» (5 и 12 декабря) и «Юбилей ювелира» (7 декабря). Вместо этих спектаклей 5 декабря на основной сцене состоялся спектакль «№13D», а 7 декабря - спектакль «Контрабас».

Биография Табакова

Табаков родился 17 августа 1935 г. в Саратове в семье врачей. В школьные годы (1950-1953 гг.) занимался в театральном кружке «Молодая гвардия» Дворца пионеров и школьников г. Саратова. После окончания школы Табаков поступил в Школу-студию МХАТ на курс Василия Топоркова. На третьем курсе впервые сыграл роль в кино (фильм «Тугой узел»).

В 1957 г. Олег Ефремов создал при Школе-студии МХАТ Студию молодых актеров, на базе которой потом появился театр «Современник». Табаков был самым молодым из шести основателей нового театра. Его первой работой в театре была роль студента Миши в спектакле «Вечно живые». С 1957 по 1983 г. Табаков был ведущим артистом «Современника».

В 1977 г. Табаков вместе со студентами очистил и отремонтировал бывший угольный склад на Чаплыгина, 1а. Позже помещение превратилось в подвал «Табакерка». С 1978 г. в «Табакерке» начали ставить спектакли. Только в 1986 г. «Табакерка» получила от властей города официальный статус театра. С 2000 г. Табаков параллельно совмещал художественное руководство двумя театрами - «Табакеркой» и МХТ им. Чехова, играл роли в этих же театрах, руководил кафедрой актерского мастерства в Школе-студии МХТ, а также занимался продюсированием и съемкой в кино. Табаков является полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» (1998 г., 2005 г., 2010 г., 2015 г.), был членом Совета по культуре и искусству при президенте России. Табаков снялся более чем в 120 фильмах.

Сегодня не стало еще одного великого актера: стало известно, что Олег Табаков скончался в Первой градской больнице Москвы, в которую был госпитализирован еще в конце ноября 2017 года. Медики усиленно боролись за жизнь актера: как сообщали СМИ, артиста несколько раз специально вводили в медикаментозную кому, чтобы организм мог продолжать бороться с болезнью.

Доктора давали не только неутешительные пронозы – в начале января в прессе даже была информация, что Табаков скоро вернется домой и сможет продолжить лечение в родных стенах. Но позже семья актера опровергла эту информацию, сообщив, что он все еще находится в очень тяжелом состоянии.

Причины смерти сейчас уточняются. По данным журналистов, актера отключили от систем жизнеобеспечения.

сайт вспомнил самые яркие моменты жизни легендарного Олега Табакова.

Голодные годы в коммунальной квартире

Олег Павлович начал работать рано. И это было вызвано не амбициями, а необходимостью. Проведя детство в коммунальной квартире, будущий худрук рано узнал, какую цену имеет рубль!

Тяжелые голодные годы наступили в момент, когда отец Олега Павловича ушел на фронт. А мальчика вместе с матерью эвакуировали на Урал, где мама трудилась в военном госпитале у железнодорожной станции Эльтон… Вернувшись с войны, отец семью оставил, а 15-летний Олег так сильно переживал, что часто сбегал из дома.

Когда мама перепробовала все возможные способы вернуть сына домой и ничего не помогло, отвела Олега в драмкружок «Молодая гвардия» при Дворце пионеров. Ему повезло попасть к педагогу Наталье Иосифовне Сухостав, которую Табаков впоследствии называл своей крестной мамой в актерской профессии. Хотя на прослушивании он говорил очень тихо и неразборчиво, женщина приняла его в студию, и уже через несколько месяцев он блистал на сцене в главных ролях…

А окончив школу, поехал поступать в Москву. Мало кто мог подумать, что мальчик, отыгравший три года на сцене местного драмкружка, поступит в Школу-студию МХАТ и в ГИТИС с первой попытки.

Фото Иван Куринной

Первый инфаркт в 29 лет

В учебных спектаклях Табаков играл преимущественно положительные роли, за что его даже называли «розовым мальчиком». И параллельно снимался в кино. Вначале это были роли в массовке, но в 1956 году ему досталась главная роль в картине «Тугой узел». И все же поистине народную славу Табаков приобрел благодаря театру…

Создание Табаковым и его одногруппниками (среди них были Олег Ефремов, Игорь Кваша, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев. - Прим. Woman’s Day) театра «Современник» стало настоящей революцией… Единственное, чего хотели актеры, – это отказаться от советских пережитков.

Первое время «Современник» жил под крылом МХАТа, но после третьего спектакля, «Никто», руководство театра обвинило артистов в попрании традиций и выгнало их из помещения. Лишь через 4 года театр выбил собственное здание, располагавшееся на улице Маяковского…

В 1950-1960-х годах о талантливых актерах театра «Современник» знала вся Москва. По воспоминаниям актеров, в то время они были столь востребованными, что иногда сотрудники «Мосфильма» поджидали их прямо на выходе из театра, сажали в машину и везли на съемочную площадку.

Безумный рабочий график сказался на здоровье Табакова – в 29 лет у него случился инфаркт. Прогнозы врачей были неутешительными… Ему советовали завязать с выступлениями навсегда. Конечно же врачей Олег Павлович ослушался.

Фото Иван Куринной

Жесткий руководитель

В 1970 году, после того как Олег Ефремов ушел в МХАТ, Олег Табаков возглавил «Современник», при этом продолжая выходить на сцену вместе с другими актерами. Тогда-то у него испортились отношения со многими друзьями. На должности руководителя актер проявил себя жестким, временами бескомпромиссным человеком.

Он без колебаний наказывал прогульщиков и разгильдяев, а однажды уволил самого Олега Даля – тот явился на спектакль пьяным и не смог выйти к зрителям. По мнению Олега Павловича, театр – это большая семья, где все дети должны расти в справедливости…

Параллельно актер много работал в кино. В частности, Олега Павловича увидели в роли Николая Ростова в «Войне и мире» Сергея Бондарчука, в компании Вячеслава Тихонова и Людмилы Савельевой. Проявил свой комедийный талант он в «12 стульях» Марка Захарова. Оценили его исполнение короля Людовика XIII в мюзикле «Д’Артаньян и три мушкетера», в котором собрался воистину звездный состав: Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Игорь Старыгин, Ирина Алферова, Алиса Фрейндлих, Маргарита Терехова. Вокальные партии Табакова исполнял Владимир Чуйкин.

Фото Иван Куринной

Оставил жену, потому что «пришла любовь»

Первой женой Олега Павловича стала актриса Людмила Крылова, которая родила актеру двоих детей: Антона (1960) и Александру (1966).

И хотя все у супругов было ровно и гладко, в один момент Табаков семью оставил. Как он позже комментировал: «Просто пришла любовь». Вторая жена, Марина Зудина, – ведущая актриса «Табакерки», моложе супруга на 30 лет.

Их роман завязался тайно… Марина была ученицей Табакова на его курсе в ГИТИСе.

«Олег Павлович мне не обещал ничего. Я была счастлива тем, что есть, и не настаивала ни на чем. Я понимала свою проблему: да, он женат, и рано или поздно мне нужно будет устраивать свою жизнь, – признавалась Зудина в интервью сайту „Московский комсомолец“ . - Он и не уходил, ситуация была стабильная, как предлагаемые обстоятельства. Я снималась, сама зарабатывала, была независимой, меня не надо было обеспечивать. Но я абсолютно была влюблена и готова встречаться в любом месте и в любое время суток. Ничего не требовала, да я и не готова была к требованиям».

Прошло 10 лет, когда Олег Павлович принял судьбоносное решение. И объяснил жене свой уход одной лишь фразой: «Пришла любовь». Кроме того, со слов Зудиной, у Олега Павловича были женщины и до нее. Но он из семьи не уходил.

Режиссер театра и кино, народный артист СССР, художественный руководитель МХТ им. Чехова и «Табакерки» Олег Табаков скончался. Трагическую новость подтвердила пресс-служба театра. Причины смерти 82-летнего Табакова не уточняются.

О серьезных проблемах со здоровьем Табакова стало известно в конце ноября прошлого года - он был доставлен в реанимационное отделение Первой градской больницы, где ему была проведена операция. Позже появились слухи, что Табаков подключен к аппаратам искусственной вентиляции легких, а сегодня Олега Табакова отключили от систем жизнеобеспечения.

Позднее появилась информация о том, что у актера и режиссера случился сердечный приступ. Олег Павлович ушел из жизни в 16 часов 15 минут. Многочисленные поклонники Табакова приносят соболезнования его близким.

Олега Табакова положили в Первую градскую больницу Москвы еще 27 ноября 2017-го. У актера обнаружили заражение крови и синдром глубокого оглушения. В клинике знаменитый артист перенес экстренную трахеостомию. Медики собирались решить проблему с непроходимостью верхних дыхательных путей Табакова, тогда же Олега Павловича подключили к аппарату искусственной вентиляции легких.

В больнице с ним постоянно находилась его супруга Марина Зудина. Табакова навещали дети, которые предпочитали не общаться с журналистами.


СМИ тем временем постоянно публиковали противоречивые данные о здоровье мэтра. То, по мнению репортеров, ситуация была критической, то - снова наступало улучшение... Ближе к концу года появилась информация, что звезду театра и кино вовсе ввели в состояние искусственной комы. Врачи посчитали, что состояние Табакова не улучшалось на протяжении вот уже долгого времени, а потому некоторым органам нужна передышка.

27 декабря близкий товарищ звезды, вице-мэр столицы Леонид Печатников, внимательно следящий за здоровьем своего друга, признал, что Табаков хоть и находится в сознании, однако мэтру стало хуже.

24 января родственники Табакова вызвали в больницу священнослужителя. Врачи давали отрицательный прогноз относительно выздоровления актера. 30 января стало известно, что у народного артиста начались судороги. Врач-анестезиолог поддерживал состояние глубокой седации - искусственной комы. Специалисты говорили о высоком риске отказе работы головного мозга у пациента.


Олег Табаков, Марина Зудина с детьми, Антон Табаков с женой

Напомним, Олег Табаков - народный артист СССР (с 1988 года), лауреат Государственных премий СССР (в 1967-м) и России (в 1997-м). Олег Павлович - полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». С 2000 года он являлся художественным руководителем одного из лучших и легендарных театров России - МХТ им. А. П. Чехова. Он также основал и возглавил «Табакерку» - театр под руководством Олега Табакова. Был президентом фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания», являлся членом Совета по культуре и искусству при президенте. Сыграл сотни ролей в кино и театре, озвучивал мульфильмы и - был очень активным гражданином своей любимой страны.

От первой супруги, Людмилы Крыловой, у Олега Павловича остались сын Антон и дочь Александра. В браке со второй супругой Мариной Зудиной у актера и режиссера родились еще два наследника: дочь Мария и сын Павел.

Cегодня в 16 часов 15 минут на 83-м году жизни в больнице скончался Олег Павлович Табаков.

Пожалуй, нет более крупномасштабной фигуры в современном российском театре, чем та, которой был Олег Табаков. Всеобъемлющий и неутомимый человек-оркестр, до последнего ловко, талантливо и продуктивно совмещавший игру на сцене и в кино, управление театрами и обучение студентов, работу президентского совета по культуре и много чего ещё. Про таких говорят: глыба.

Судьба Табакова — как объёмный роман с приключениями и злоключениями, любовью и предательством, друзьями и врагами. И хотя артист всегда охотно делился с публикой своими историями, главной исповедью стали мемуары "Моя настоящая жизнь", где он откровенно рассказал о своём жизненном пути, коренных его поворотах и судьбоносных решениях.

Трижды избежавший смерти

Табаков рассказывал, что, по признанию собственной матери, Марии Андреевны Березовской, в 1935 году она не планировала его рождение. Когда забеременела, ей было 32 (отцу — Павлу Кондратьевичу Табакову — 31), была студенткой 5-го курса саратовского мединститута. У неё уже была дочь Мирра от первого брака. А тут она даже пыталась избавиться от ребёнка, по всей видимости, с помощью медикаментов. Но что-то пошло не так — мальчик всё-таки родился. И больше всего на свете любил свою мать. Спустя два десятка лет, впервые в жизни оказавшись на борту самолёта, студент Школы-студии МХАТ Олег Табаков в своих мысленных сентиментальных молитвах обращался к Богу именно со словами о матери.

Не раз Олег Табаков находился на пороге смерти, но судьба его оберегала. Как-то в конце 1940-х годов, ещё живя в Саратове, молоденький Табаков ехал на приступке трамвая. И тут состав резко дёрнулся, ноги молодого человека соскульзнули с приступки прямо под колёса. Вдруг какой-то мужчина схватил его за шиворот и затащил в вагон. С перепугу паренёк даже не узнал имени своего спасителя.

Удивительно, но опаснейший инфаркт Олег Табаков пережил экстремально рано, в 29 лет. Это случилось в 1965 году, когда он на износ работал в театре "Современник". В двухместной палате Боткинской больницы, куда его поместили по блату, на его глазах скончался сначала один пациент, затем второй. Артист ждал, что смерть придёт и за ним. У постели Табакова тогда собирались его коллеги, друзья, жена Людмила Крылова с 5-летним сыном Антоном. Все как бы прощались с ним у смертного одра, однако спустя несколько недель он пошёл на поправку, а вскоре вернулся к работе с ещё большей отдачей. Через несколько месяцев после инфаркта он уже играл в премьерном спектакле, а впоследствии и вовсе шутил, что "инфаркт не произвёл на него впечатления".


В третий раз судьба постучалась в конце 1990-х во время перелёта Табакова в Вену, где он ставил спектакль "Крыша". У самолёта Ту-154 загорелся двигатель. Когда воздушное судно экстренно приземлилось в Варшаве, Табаков увидел совершенно обугленный, трудно узнаваемый мотор и понял, что всего несколько минут назад находился на волосок от смерти.

Театр начинается с туалета

Как известно, Олег Табаков за свою жизнь руководил тремя театрами: самым недолгим было его шестилетнее управление "Современником" после ухода оттуда Олега Ефремова, далее он дважды открывал "Табакерку" и затем возглавил и МХТ им. Чехова, опять же, после Ефремова. Последние два театра оставались под его руководством до самой его смерти.

О Табакове говорят, что он обладал способностью окультуривать всё пространство вокруг себя и внутри своих театров. Та же "Табакерка", начавшаяся с подвала (бывшего угольного склада) на улице Чаплыгина, приросла сначала первым этажом, затем домом напротив, затем — и всем двором. Если в случае с подвалом он получил откровенно грязное помещение, которое приходилось отмывать и ремонтировать, то в других местах, где уже работали театры, всё было, конечно, лучше. Но до прихода Табакова в том же "Современнике" или МХТ попросту не было даже бумаги в туалетах.

В своей "Табакерке" Олег Павлович заставлял студийцев самих драить отхожее место до состояния "распространяющей благоухание дезодорантов стерильности". А про положение в МХТ до него, не стесняясь в выражениях, говорил, что то были "пьянь, срач, воровство". Помимо чистоты туалетов, в этом театре ему пришлось бороться с полупустыми залами и мизерными зарплатами артистов. После пары лет его правления театр было уже не узнать. И главный тому показатель — почти стопроцентный sold out. Кстати, именно Табаков убрал букву "А" ("академический") в аббревиатуре театра, из МХАТ переименовав его в МХТ. По его словам, академичным театр не может быть по своей природе.


По словам историка Анатолия Смелянского, Табаков вёл театр "абсолютно авторитарно, жёстко, сочетая русский революционный размах с американской деловитостью". Но для Табакова коллектив театра был всегда его семьёй, в которой он — стопроцентный патриарх. Артистов, студийцев и учеников он считал своими детьми. Воспитывал их и радовался успехам, каждый раз тяжело переживая их вылеты из гнезда. А вылетали его ученики красиво: Евгений Миронов — руководить Театром наций, Сергей Безруков — Московским губернским театром, Владимир Машков — в Голливуд, откуда, правда, вернулся к Табакову уже в МХТ.


Если при советской власти Табакову приходилось немало лавировать и маневрировать, чтобы сохранить дух своего свободного театра и при этом окончательно не подвести всех своих подопечных под монастырь (ведь "Табакерку" закрывали на 7 лет), то при падении режима его руки оказались полностью свободны.

К тому же к началу 90-х Табаков обладал таким мощным авторитетом, что новые власти только за честь принимали во всём ему помогать. Артист уже не стеснялся пользоваться своим исключительным положением у людей всех уровней, в том числе высокопоставленных чиновников. Сам он называл это "торговать лицом". Коллеги вспоминают, что лишь один телефонный звонок, начавшись с "Добрый день. Это Олег Табаков", решал самые сложнейшие вопросы. Чаще всего не его лично, а вопросы театра или судеб коллег по цеху.

Женщины: множество и две


Об общении Табакова с прекрасным полом ходили легенды. Табаков никогда не отрицал, что женщин он любил и в их внимании никогда себе не отказывал.

— Если Господь или судьба одаривали меня чувством, так оно развивалось по всем законам влюблённости и всего ей сопутствующего. Я благодарен жизни за то, что график моих влюблённостей всегда был плотен, насыщен и регулярен. Почти как движение подмосковных электричек, — писал он.

Но всё изменилось, когда появилась Она. 17-летняя Марина Зудина, пришедшая в студию Табакова, пленила сердце 37-летнего мэтра. Они много лет встречались, не раз расставались.

— Марина изменила мой взгляд на "нашу сестру женщину". Роман, длящийся семнадцать лет, — что-то непостижимое для меня прежнего. Конечно, бывало всякое: на заре этого романа Марина не раз писала мне письма, подытоживающие наши отношения, после того как я последовательно и логично пытался убедить её, что ей надо решать свою жизнь без меня… А потом всё начиналось снова.

Олег Табаков с Людмилой Крыловой.

Олег Павлович не хотел повторять ошибок собственного отца, который покинул семью сразу после войны. Поэтому дождался, когда дети вырастут. Когда младшей дочери Александре исполнилось 29, Табаков развёлся с Людмилой Крыловой и женился на Марине Зудиной. Старший сын Антон принял выбор отца, а вот Александра так и не смогла этого сделать.

Мюллер вечен, как вечен сыск

При том что Табаков сыграл в более чем 120 фильмах, сам он выделял всего несколько самых важных для него ролей. Это роль Владимира Искремаса в "Гори, гори, моя звезда" Митты, роль академика Крамова в фильме Титова "Открытая книга", а также Шелленберга в "Семнадцати мгновениях весны".

После просмотра последней, как вспоминал Табаков, к нему подошёл Юрий Андропов и прошептал:

"Олег, так играть генерала СС — безнравственно!"


"Жизнь несовершенна, но миром правит отнюдь не то самое вещество. Им управляет вера, твоё собственное желание сотворить что-то и не уйти бесследно. Надеюсь, именно этим питалась моя настоящая жизнь."

Олег Табаков

Никто говорить не может, как будто всеобщий паралич поразил людей разных поколений. Стоит ли этому удивляться? Ведь Олег Павлович, наверное, единственный, кто так или иначе, конкретно или по касательной живет в каждом. И это только в профессиональной среде, что же говорить об многомиллионной армии поклонников. А она - вся страна, и это не фигура речи в скорбный момент.

В МХТ имени Чехова сегодня должен был идти спектакль «Светлый путь». Он отменен, как и все последующие, обозначенные в афише. Театр официально объявил многодневный траур.

Светлый путь - так можно назвать жизнь Олега Павловича Табакова. Мальчик из Саратова, тощий, с тонкой шеей, высоким голосом, смеющимися глазами, в середине прошлого века он приехал в столицу и начался его безудержный взлет, красивый полет, длившийся всю жизнь, практически без остановки, что можно считать исключительным и уникальным явлением. Достаточно начать перечислять имен, события, объекты, чтобы понять - Табаков в каждом, везде, всегда и навсегда!.

Табаков это - «Современник», Подвал на Чаплыгина, Новая Табакерка на Сухаревской, Театральный колледж на Макаренко. И коллеги, и партнеры, и ученики - Миронов, Машков, Безруков, Смоляков, Егоров, Германова, Зудина, Беляев… Он учитель, он строитель…он...

В Табакове поражал Табаков-лицедей, Табаков-организатор, Табаков-отец для детей своих и детей театральных. Табаков-шутник, Табаков-первая величина, обескураживающая своей невероятной простотой.

Никакого пафоса, многозначительной позы, фразы - это не он. Табаков - это отсутствие дистанции, доступность практически для любого, связанного с ним профессией или делом. Он не выключал телефон, а если не мог ответить, то непременно перезванивал: «Это Табаков. Вы мне звонили?» Это он-то, человек с вершины? Да, он, и никто иной - с хитрой улыбкой, с десятком интонаций в голосе, и эти интонации могли изменить любую ситуацию. Он - наивный как ребенок и мудрый, как гуру.

Табаков - мозг, генератор идей. У него армия учеников, потому что его ученики своих учили по Табакову, а те в свою очередь - по этой же системе. Мог бы успокоиться, имея строй продолжателей и защитников, а он открыл театральный колледж, чтобы выстроить свою, только им выстраданную за многие годы систему актерского образования. Систему жесткую, но оказавшуюся результативной - выпускников колледжа с удовольствием берут в столичные театры. Колледж - его последняя радость и гордость, три выпуска. Он мечтал, чтобы школа его воспитывала не только профессионалов, но и образованных людей. Поэтому помимо дисциплин в обязательную программу для студентов этого средне-специального учебного заведения включались посещения театров, музеев и значимых событий культурной жизни города.

Два качества, которые выделяют Табакова из всех деятелей театра - это память к прошлому. Память не на словах, а на деле, не мечта, а реальность. Он первым продемонстрировал благодарность драматургам, на пьесах которых вырос и в которых играл: во дворе Табакерки первым поставил памятник Розову, Вампилову, Володину. Помните его Олега Савина из розовской пьесы «Шумный день»? Он так сыграл представителя нового поколения советских людей, которых позже назовут шестидесятниками, что многие ставили знак равенства между героем и артистом. Не случайно на родине Табакова, в Саратове, несколько лет назад открыли памятник Олегу Савину. А на самом деле увековечили вечную молодость Олега Табакова. Уверена, что это не единственный памятник, который поставят этому потрясающему человеку. И улицу назовут, а может, и новый город - он достоин.

А потом он поставил памятник тем, кого лично не знал, но которых почитал своими учителями - Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко. Но главное, что этим памятником, точнее, его воплощением, Олег Павлович раз и навсегда исправил ошибку - мол, первым шел Станиславский, а уж потом его соратник Немирович. Нет, - решил Табаков, - они на равных строили МХАТ, строили русский театр, поэтому на постаменте нового памятника в их росте не существует разницы, Станиславский и Немирович благодаря Табакову теперь на равных.

Еще одно невероятное качество - воля и ее сила. Как бы он тяжело ни болел (а в последние годы он боролся с тяжелым недугом), он приходил, потому что знал, что ждут, что он решает, от него зависят.

Бледный как полотно, после тяжелой операции, опираясь на руку с одной стороны Машкова, а с другой - Миронова, Олег Павлович пришел в колледж на самый первый его выпуск. Когда вышел к микрофону, первым делом извинился: «Простите, не могу стоять», сел, начал говорить, но - вот чудо - постепенно лицедейство убрало болезненные признаки и он начал шутить, свистеть и стал похож на того самого Олега Павловича, у которого (и это знают все) - САМЫЕ неформальные, САМЫЕ озорные сборы труппы, премии и юбилеи.

«Табаков жжёт», - так говорили о нем и на нашей театральной премии «МК», где он практически с самого ее основания в 1995 году, считался ее живым талисманом. Он сам неоднократно становился ее лауреатом и с удовольствием выходил за именной фарфоровой тарелкой, приходил поддержать своих артистов и тех, кто давно выпорхнул из-под отеческого крыла. Отпускал реплики с мест, и все валялись от хохота, свистел наравне с молодыми артистами, и не было в этом никакой натяжки, желания подстроиться под новое поколение. Он сам был молодым, горячим, сердечным. Редкое сочетание, наблюдаемое в театральной и вообще художественной среде. Молодость так шла его сединам, так была органична с его возрастом, потому что «эго», главное слово для художника - не его слово. Амбиции, тщеславие, мелочность - тоже.

Его слово - жизнь и только жизнь. Он не позволял никому и ничему наступить на нее, помешать ее стремительному движению - только вперед или вверх. Он не знал, что такое отступать, если есть идея, мечта. Значит, что бы ни случилось, во что бы то ни стало она должна быть воплощена, обрести плоть и кровь и, в свою очередь, дать жизнь другому, новому, свежему.

Как-то он признался, что ни разу в жизни не проснулся в плохом настроении. Я ему не поверила: «Олег Павлович, ну так не бывает. А если накануне, вечером пришла плохая новость? А если вас огорчили? Или с женой поругались?» «Всё равно в хорошем, поверь. А с плохим будем бороться». Он и боролся, но не с видом революционера или страдальца, а веселого озорника, величия которого вряд ли кто-то и когда-либо сможет достигнуть.

Три последних месяца своей жизни он провел в больнице. Он боролся. Он хотел жить и не оставлять нас. Как мы теперь будем без него? Оторопь. Растерянность. Горе.

Новое на сайте

>

Самое популярное