Домой Боль в правом боку Пьеса стеклянный зверинец краткое содержание. Теннесси уильямс - стеклянный зверинец

Пьеса стеклянный зверинец краткое содержание. Теннесси уильямс - стеклянный зверинец

Это, по сути, воспоминание. Том Уингфилд рассказывает о том времени - между двумя войнами, - когда он жил в Сент-Луисе с матерью Амандой Уингфилд - женщиной, наделенной огромным жизнелюбием, но не умеющей приспособиться к настоящему и отчаянно цепляющейся за прошлое, и сестрой Лаурой - мечтательницей, перенесшей в детстве серьезную болезнь, - одна нога у нее так и осталась слегка короче другой. Сам Том, поэт в душе, служил тогда в обувной лавке и мучительно страдал, занимаясь ненавистным делом, а по вечерам выслушивал бесконечные рассказы матери о ее жизни на Юге, об оставленных там поклонниках и прочих действительных и мнимых победах…

Аманда нетерпеливо дожидается успеха детей: продвижения по службе Тома и выгодного замужества Лауры. Она не хочет видеть, как ненавидит свою работу сын и как робка и нелюдима дочь. Попытка матери устроить Лауру на курсы машинописи терпит крах - у девушки от страха и нервного напряжения так трясутся руки, что она не может ударить по нужной клавише. Хорошо ей только дома, когда она возится со своей коллекцией стеклянных зверюшек.

После неудачи с курсами Аманда еще больше зацикливается на замужестве Лауры. Параллельно она пытается воздействовать на сына - старается контролировать его чтение: она убеждена, что романы Лоуренса - любимого писателя сына - излишне грязные. Странным Аманде кажется и привычка Тома проводить почти все свободные вечера в кино. Для него же эти походы - способ сбежать от монотонной повседневности, единственная отдушина - как для сестры стеклянный зверинец.

Выбрав подходящий момент, Аманда вырывает у Тома обещание привести в дом и познакомить с Лаурой какого-нибудь приличного молодого человека. Некоторое время спустя Том приглашает к обеду своего коллегу Джима О"Коннора, единственного человека в магазине, с кем он на дружеской ноге. Лаура и Джим учились в одной школе, но для Джима неожиданность, что она сестра Тома. Лаура, еще школьницей, была влюблена в Джима, который всегда находился в центре всеобщего внимания - блистал в баскетболе, руководил дискуссионным клубом, пел в школьных постановках. Для Лауры снова увидеть этого принца своих девичьих грез - настоящий шок. Пожимая ему руку, она чуть не теряет сознание и быстро скрывается в своей комнате. Вскоре под благовидным предлогом Аманда отсылает к ней Джима. Молодой человек не узнает Лауру, и ей самой приходится открыть ему, что они давно знакомы. Джим с трудом вспоминает девушку, которой дал в школе прозвище Голубая Роза. Этот славный, доброжелательный молодой человек не столь уж преуспел в жизни, как обещал в школьные годы. Правда, он не теряет надежды и продолжает строить планы. Лаура постепенно успокаивается - своим искренним, заинтересованным тоном Джим снимает с нее нервное напряжение, и она постепенно начинает говорить с ним как с давним другом.

Джим не может не видеть страшной закомплексованности девушки. Он пытается помочь, убеждает, что ее хромота совсем не бросается в глаза, - никто в школе даже не замечал, что она носит специальную обувь. Люди совсем не злые, пытается он втолковать Лауре, особенно когда узнаешь их поближе. Практически у всех что-нибудь да не ладится - не годится считать себя хуже всех. По его мнению, главная проблема Лауры заключается в том, что она вбила себе в голову: только у нее все плохо…

Лаура спрашивает про девушку, с которой Джим встречался в школе, - говорили, что они обручились. Узнав, что никакой свадьбы не было и Джим давно уже ee не видел, Лаура вся расцветает. Чувствуется, что в душе ee зародилась робкая надежда. Она показывает Джиму свою коллекцию стеклянных фигурок - высший знак доверия. Среди зверюшек выделяется единорог - вымершее животное, ни на кого не похожее. Джим сразу обращает на него внимание. Тому, наверное, скучно стоять на одной полке с заурядными животными вроде стеклянных лошадок?

Через открытое окно из ресторана напротив доносятся звуки вальса. Джим приглашает Лауру танцевать, та отказывается - боится, что отдавит ему ногу. «Но я же не стеклянный», - со смехом говорит Джим. В танце они все же наталкиваются на стол, и забытый там единорог падает. Теперь он такой же, как все: у него отломился рог.

Джим с чувством говорит Лауре, что она необыкновенная девушка, не похожая ни на кого - совсем как ее единорог. Она красива, У нее есть чувство юмора. Таких, как она, - одна на тысячу. Словом, Голубая Роза. Джим целует Лауру - просветленная и испуганная, та садится на диван. Однако она неправильно истолковала это движение души молодого человека: поцелуй - просто знак нежного участия Джима в судьбе девушки и еще - попытка заставить ее поверить в себя.

Однако, увидев реакцию Лауры, Джим пугается и торопится сообщить, что у него есть невеста. Но Лаура должна верить: у нее тоже все будет хорошо. Надо только преодолеть свои комплексы. Джим продолжает изрекать типично американские банальности вроде «человек - сам хозяин своей судьбы» и т. п., не замечая, что на лице Лауры, только что излучавшем божественное сияние, проступает выражение бесконечной грусти. Она протягивает Джиму единорога - на память об этом вечере и о ней.

Появление в комнате Аманды выглядит явным диссонансом всему происходящему здесь: та держится игриво и почти уверена, что жених на крючке. Однако Джим быстро вносит ясность и, сообщив, что должен торопиться - ему еще нужно встретить на вокзале невесту, - откланивается и уходит. Не успевает еще закрыться за ним дверь, как Аманда взрывается и устраивает сыну сцену: к чему был этот обед и все траты, если молодой человек занят? Для Тома этот скандал - последняя капля. Бросив работу, он уходит из дома и пускается в странствия.

В эпилоге Том говорит о том, что ему никогда не удастся забыть сестру: «Я и не знал, что так предан тебе, что не могу предать». В его воображении возникает прекрасный образ Лауры, задувающей перед сном свечу. «Прощай, Лаура», - печально произносит Том.

Вы прочитали краткое содержание пьесы "Стеклянный зверинец". Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Перу выдающегося американского драматурга и прозаика, лауреата престижной Пулитцеровской премии Теннесси Уильямса (полное имя - Томас Ланир (Теннесси) Уильямс III) принадлежит пьеса "Стеклянный зверинец" (The Glass Menagerie).

В момент написания этого произведения автор был довольно молод - ему исполнилось 33 года. Пьеса была поставлена в Чикаго в 1944 году и имела громкий успех. Отзывы о "Стеклянном зверинце" Теннесси Уильямса были так многочисленны, что автор быстро стал знаменитым. Это послужило ему хорошим трамплином для начала успешной писательской карьеры.

Очень скоро репликам героев "Стеклянного зверинца" внимали уже в театре на Бродвее, и, получив премию Нью-Йоркского кружка театральных критиков "за лучшую пьесу сезона", пьеса стала считаться хитом.

Дальнейшая судьба этого произведения также сложилась успешно - много раз оно шло на театральных подмостках и экранизировалось.

В статье представлено краткое изложение "Стеклянного зверинца" Уильямса и анализ пьесы.

Тема

Это произведение не случайно обозначена автором как "пьеса-воспоминание", то есть отчасти написано оно на автобиографическом материале. Можно сказать, что изображенная в пьесе семья Вингфилдов "списана" с собственной семьи драматурга, в которой он вырос. Среди персонажей имеется и мать, подверженная припадкам гнева, и сестра с депрессией, и даже отсутствующий, но словно незримо влияющий на судьбу главного героя, отец.

Иллюзии или действительность - что важнее? Чтобы понять это главному герою придется сделать свой выбор. Экзистенциальная тема уникальности каждого человеческого существа - одна из главных в пьесе.

При этом, по отзывам о "Стеклянном зверинце" Теннесси Уильямса современных критиков, материал с эмоциональной точки зрения еще подан не с такой силой, как в последующих произведениях драматурга. По сути, это лишь первая, довольно робкая попытка.

Название пьесы

Стеклянным зверинцем автор назвал коллекцию фигурок, которую собирает сестра героя Лаура. По мысли Уильямса эти несколько фигурок из стекла должны были символизировать хрупкость, игрушечность, иллюзорность жизни, в которой обитают персонажи, члены семьи Вингфилд.

Мать и сестра так хорошо "спрятаны" в этом стеклянном мире, поглощены им, что сами, предаваясь самообману, становятся ненастоящими, и не имеют никакого желания задумываться о целях и задачах, которые ставит перед ними действительность.

"Стеклянный зверинец" как пьеса-эксперимент

Итак, пьеса названа пьесой-воспоминанием. В кратком содержании "Стеклянного зверинца" упомянем вступительное слово повествователя. Он говорит, что воспоминания - вещь нестабильная, у каждого они свои, поэтому какое-то, при сценическом воплощении, должно быть приглушено в зависимости от значимости его для вспоминающего, а какое-то, напротив, подано ярко и выпукло. Для выделения важности отдельных воспоминаний автор в начале пьесы пояснил, какими средствами можно достичь этой художественной задачи.

С точки зрения текстового материала пьеса "Стеклянный зверинец" содержит множество ремарок, что нехарактерно для обычного драматического произведения.

Обозначение времени тоже необычно: "сейчас и в прошлом". Имеется в виду, что монолог поизносится повествователем в настоящее время и рассказывает о прошлом.

Визуальный ряд

На сцене, по мысли Теннесси Уильямса, должен быть установлен экран, на который особый фонарь будет проецировать различные изображения и надписи. Действия должны сопровождать "единственная повторяющаяся мелодия". Это так называемая сквозная музыка, служащая для эмоционального усиления происходящего.

Для акцентировки событий на героя, который находится на сцене, должен падать луч света. Если же персонажей несколько, световым пятном ярче будет выделен тот, чье эмоциональное напряжение сильнее.

Все эти нарушения традиции, по мысли Уильямса, должны подготовить появление нового пластического театра,

Который должен сменить выдохшийся театр реалистических традиций.

Главный герой

Том Вингфилд, главный герой и "повествователь пьесы" - это

Поэт, работающий в магазине. По природе он не бесчувственен, но чтобы выбраться из западни, он вынужден действовать без жалости.

Герой живет в городе Сент-Луисе и работает в компании "Континентальная обувь". Его тяготит эта работа. Больше всего на свете мечтал бы он бросить все и уехать как можно дальше. Там, далеко, он зажил бы своей жизнью, занимаясь лишь написанием стихов. Но осуществить этот замысел невозможно: ему приходится зарабатывать, чтобы содержать мать и сестру-инвалида. Ведь после того как от них ушел отец, Том стал единственным кормильцем семьи.

Чтобы забыться от давящей тоскливой повседневности, герой часто проводит время в кинотеатрах и за чтением книг. Эти занятия его мать подвергает жесткой критике.

Другие действующие лица

В пьесе, кроме Тома Вингфилда, всего четыре персонажа. Это:

  • Аманда Вингфилд (его мать).
  • Лора (его сестра).
  • Значимым действующим лицом для развития сюжета является Джим О"Коннор, визитер, знакомый Тома.

Приведем характеристики этих персонажей, согласно тексту пьесы и замечаниям самого автора.

Лора, сестра Тома. Из-за болезни ноги девушки стали разной длины, поэтому она неловко чувствует себя в обществе посторонних. Ее хобби - стеклянная коллекция фигурок, расположенная на этажерке в ее комнате. Только среди них она не так одинока.

Маленькая женщина огромной, но беспорядочной жизненной силы, неистово цепляющаяся за другое время и место. Ее роль должна быть тщательно создана, а не скопирована с устоявшегося образца. Она не параноидальна, но ее жизнь сплошная паранойя. В ней можно многим восхищаться; она во многом смешна, но ее можно любить и жалеть. Безусловно, ее стойкость сродни героизму, и хотя подчас ее глупость невольно делает ее жестокой, в ее слабой душе всегда просматривается нежность.

Последним и недействующим персонажем сам повествователь называет отца - на фотографии. Когда-то он покинул семью "ради фантастических приключений".

Она носит название "В ожидании визитера".

Повествование ведет Том, который появляется и двигается по сцене по направлению к пожарному выходу. Он говорит, что своим рассказом поворачивает время вспять, и речь его пойдет об Америке 30-х годов.

Пьеса начинается в гостиной квартиры, где живет Том с матерью и сестрой. Мать с нетерпением ожидает, что сын вот-вот построит свою карьеру в обувной компании, а дочь выгодно выйдет замуж. Она не желает видеть, что Лора нелюдима и не собирается искать любовь, а Том ненавидит свою работу. Правда, мать пыталась пристроить дочь на курсы машинописи, но эта работа оказалась Лоре не под силу.

Тогда мать обратила свои мечты к хорошему браку и попросила Тома познакомить Лору с приличным молодым человеком. Тот приглашает Джима О"Коннора, своего коллегу и единственного приятеля.

Вторая часть

Лора тотчас узнает Джима - она помнит его еще по школе. Когда-то она была в него влюблена. Он играл в баскетбол и пел в школьных постановках. До сих пор она хранит его фотографию.

И пожимая руку Джима при встрече, девушка так смущается, что убегает в свою комнату.

Под благовидным предлогом Аманда отправляет Джима в комнату к дочери. Там Лора признается молодому человеку, что они давно знакомы. И Джим, совсем забывший об этой странной девушке, которую когда-то называл Голубой розой, припоминает ее. Благодаря доброжелательности и обаянию Джима, между ними завязывается беседа. Джим видит, как неловко девушке и как она закомплексована, и пытается убедить ее, что ее хромота совсем незаметна. Не надо думать, что она хуже всех.

Отметим в кратком содержании "Стеклянного зверинца" Теннесси Уильямса кульминацию пьесы: в сердце Лоры появляется робкая надежда. Доверившись ей, девушка показывает Джиму свои сокровища - стеклянные фигурки, стоящие на этажерке.

Из ресторана напротив доносятся звуки вальса, Джим приглашает Лору на танец, и молодые люди принимаются танцевать. Джим говорит Лоре комплименты и целует ее. Они задевают одну из фигурок, она падает - это стеклянный единорог, и теперь его рог отломан. Повествователь подчеркивает символизм этой утраты - из мифического персонажа единорог превратился в обычную лошадку, одну из многих в коллекции.

Однако, увидев, что Лора очарована им, Джим пугается ее реакции и, торопясь уйти, сообщает девушке прописные истины - что у нее все будет хорошо, нужно лишь поверить в себя и прочее. Опечаленная, обманутая в своих мечтах, девушка дарит ему единорога - на память об этом вечере.

Финал

Появляется Аманда. Весь ее вид излучает уверенность, что жених для Лоры найден, и дело почти на мази. Однако Джим сообщив, что ему нужно спешить, чтобы встретить на вокзале невесту, откланивается. В кратком содержании "Стеклянного зверинца" Уильямса особо отметим способность Аманды сдерживать свои эмоции: улыбаясь, она провожает Джима и закрывает за ним дверь. И лишь после этого дает волю эмоциям и, взбешенная, кидается на сына с упреками, что, мол, к чему же были обед и такие траты, если кандидат занят и т. д. Но и Том взбешен не меньше. Устав беспрестанно слушать упреки матери, он тоже кричит на нее и убегает.

Беззвучно, словно через стекло, зритель видит, как Аманда утешает дочь. В облике матери

Глуповатость исчезает, и появляются достоинство и трагическая красота.

А Лора, взглянув на нее, задувает свечи. Так пьеса окончена.

Эпилог

Приводя краткое содержание пьесы Уильямса "Стеклянный зверинец", необходимо отметить важность заключительной сцены. В ней повествователь сообщает, что вскоре после этого его уволили с работы - за стихотворение, которые он написал на обувной коробке. И Том уехал из Сент-Луиса и пустился в странствия.

При анализе пьесы У. Теннесси "Стеклянный зверинец" стоит отметить, что Том поступает в точности, как его отец. Вот почему в начале пьесы он появляется перед зрителями в форме моряка торгового судна.

И все-таки прошлое в образе сестры преследует его:

О, Лора, Лора, я пытался оставить тебя позади; я верен тебе больше, чем хотел бы!

Его воображение в который раз рисует ему образ сестры, задувающей свечу: "Задуй свои свечи, Лора - и прощай", - с грустью произносит Том.

Мы привели анализ, краткое содержание и отзывы о "Стеклянном зверинце" Теннесси Уильямса.

Актуальность исследования обусловлена восстребованностью творчества Т. Уильямса и в американском, и, прежде всего, в отечественном литературоведении. Разработка данной темы позволяет раскрыть богатый нравственно-этический потенциал творчества драматурга. Результаты новаторских устремлений художника, о котором идёт речь в исследовании, многообразны в эстетическом плане и требуют дальнейшего теоретического осмысления, успешный результат которого обогатит наше представление о выразительных возможностях драмы.

Цель: Проанализировать пьесу «Стеклянный зверинец», выявить мировоззренческие и эстетические особенности, определить специфику поэтики пьесы. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

· Рассмотреть некоторые биографические сведения Т.Уильямса;

· Выявить особенности влияния собственной жизни на мировоззрение и творчество драматурга.

Имя американского драматурга Теннесси Уильямс (1911-1983) – одно из самых ярких в современной американской и мировой литературе. Став еще при жизни легендой, он по праву считается одним из лучших драматургов ХХ столетия, чьи произведения надолго поселились на театральных подмостках мира, продолжая озадачивать режиссеров поиском универсального ключа к ним. Его драматургия сочетает в себе тонкий психологизм с высокой культурой слова. Герои его пьес – живущие иллюзиями романтики, благородные и ранимые люди – противопоставлены грубой, безобразной действительности, лишены возможности обрести в ней счастье и гармонию, преодолеть одиночество, но, несмотря на это, способные торжествовать моральную победу: зная, что обречены на гибель в прагматическом обществе, они не отрекаются от своих идеалов .



На протяжении всего творчества Теннесси Уильямс проявил постоянное стремление к эксперименту, новаторству, увлечение экспрессионистскими приемами, активное использование символа, подтекстового начала . Таким образом, он разработал концепцию пластического театра. Манера письма американского драматурга отличается высокой эмоциональностью и открыта для прямого выражения авторских настроений.

«Стеклянный зверинец» - первая пьеса Уильямса, принесшая ему широкую известность. В пьесе отчетливо проступили ведущие темы драматургии Уильямса: одиночество людей, их взаимное непонимание, стремление спрятаться от жестокости жизни в придуманном мире, беззащитная ранимость красоты, обреченность людей, эмоционально привязанных к прошлому . Пьеса в определенной степени является автобиографической. Она построена на воспоминаниях главного героя Тома Винфилда об оставленных им матери и сестре.

Уильямс мастерски показывает саму атмосферу воспоминаний - призрачную, полную ностальгии и поэзии. В пьесе воссоздана мучительная попытка Тома вырваться из-под власти матери, Аманды Уинфилд. Образ Аманды, один из самых выразительных женских образов в творчестве Уильямса, олицетворяет тип дамы-поведения, которая объединяет трезвую практичность с массой причудливых иллюзий, пагубных для ее мечтательной дочери. Лаура Уинфилд похожа на сестру Уильямса – Розу (у нее померк рассудок, начались галлюцинации и апатия, ей сделали операцию на мозг, она перестала видеть кошмары, но из нее ушла жизнь и ясное сознание), безумие которой писатель тяжело переживал. Лаура предстает перед зрителем в нежных бликах ее стеклянного зверинца, изящные фигурки которого она постоянно перебирает . В самой Лауре воплощен идеал беззащитной красоты, слишком нежизнеспособной в жестоком мире. Все трое - Лаура, Аманда и Том - «беглецы», которые не принимают того, как устроен мир, и пытаются убежать от него.

Рассказанная Уильямсом история распада одной семьи бесхитростна: мать, сын и дочь не в силах больше переносить безысходность существования втроем в вымышленном иллюзорном мире, в реальность которого верит мать, Аманда. Она же, хотя и наделена огромным жизнелюбием и оптимизмом, не способна вписаться в контекст нового послевоенного общества, как и не может она и смириться с тем, что вместе с множеством поклонников ушла ее юность и муж.

Аманда считает, что единственная романтика, которую может позволить себе ее сын Том, - это ускорить продвижение по службе; а дочери надо думать об удачном замужестве. Хрупкая болезненная Лаура (очень закомплексованная девушка, т.к. пережив тяжелую болезнь в детстве, ее нога стала короче другой; она - символ беззащитной красоты) пытается в угоду матери понравиться холостому Джиму О"Коннору, но терпит сокрушительный провал и вряд ли когда-нибудь сможет оправиться от пережитого потрясения. Мать в этом обвиняет сына, и тот уходит из семьи, решив начать новую жизнь . Но сделать этого так и не смог, ведь он носит в душе незаживающую рану и клеймо отверженного. Таким образом мы видим семейный и межличностный конфликт.

Можно с уверенностью сказать, что коллекция стеклянных зверушек – это художественный символ пьесы. Хрупкие фигурки олицетворяют и человеческое одиночество, и эфемерность жизненных иллюзий, и ломкость самого окружающего мира героев.

Уже в этой пьесе прослеживается неповторимый стиль Уильямса - то подчеркнуто конкретный и ироничный, то пронизанный высоким лиризмом и пафосом, отмеченный поэтическими интонациями и метафоричностью.

В образах уильямовских «беглецов» отчетливо заметное влияние литературной традиции американского Юга (В. Фолкнер, Г. П. Уоррен и др.), которому характерен мотив «утраченного рая» .

«Стеклянный зверинец» выдвигает концепцию нового пластического театра, которая реализуется в пьесе с помощью:

Экрана - Здесь очень часто используется экран, цель которого, подчеркнуть того или иного эпизода. В каждой сцене есть момент или моменты, которые наиболее важных в композиционном отношении. Надпись или изображение на экране усиливают намёк в тексте, помогают доступно, легко донести нужную мысль, заключенную в репликах..

Освещение - Очень интересно задумано освещение в пьесе. Сцена видится как бы в дымке воспоминаний. Луч света падает на актёра или какой нибудь предмет, оставляя в тени то, что по видимости кажется центром действия. Например, Лаура не участвует в ссоре Тома с Амандой, но именно она залита в этот момент ясным светом. То же самое относится к сцене ужина, когда в центре внимания зрителя должна оставаться молчаливая фигура Лауры на диване. Свет, падающий на Лауру, отличается особой целомудренной чистотой и напоминает свет на старинных иконах или на изображении мадонн. Свободная, основанная на творческой фантазии применение света очень ценно. Оно придаёт сцене подвижность и пластичность.

Музыка - Другое внелитературное средство, которое использовано в пьесе – это музыка. Нехитрая сквозная мелодия «Стеклянного зверинца» эмоционально подчёркивает соответствующие эпизоды. Музыка возникает между сценами, как память, как сожаление о былом, без которого нет пьесы. Эта мелодия принадлежит в основном Лауре, и поэтому звучит особенно ясно, когда действие сосредотачивается на ней и на изящных хрупких фигурках, которые как бы воплощают её саму

Введение фигуры рассказчика.

На протяжении всего творческого пути Теннесси Уильямс вбирал и переосмысливал сквозь призму своего мировоззрения множество различных традиций. Драматург старался найти всё новые и новые словесные формы для описания внутреннего мира своих героев.
Его мастерство и индивидуальность заключается в создании поэтической атмосферы в произведениях, тончайшей разработке характеров, создании подтекста, символизме.

Литература

1. Бернацкая В. Четыре десятилетия американской драмы. 1950-1980 гг. / В. Бернацкая - М.: «Суфлер», 1993. - № 3. - 215 с.

2. Вульф В. От Бродвея немного в сторону: очерки о театральной жизни США, и не только о ней. 70-е годы. / Ред.: Вульф В.Ф. - М.: «Искусство», 1982. -264 с.

Цвет, изящество, легкость, искусная смена мизансцен, быстрое взаимодействие живых людей, прихотливое, как узор молнии в тучах, – вот что составляет пьесу... Я романтик, неисправимый романтик.

Т. Уильямс

Теннесси Уильямс – крупнейший драматург послевоенной эпохи, одна из наиболее ярких фигур не только американской, но и мировой сцены второй половины минувшего столетия. Художник оригинальной манеры, новатор, он теоретик и практик того, что получило название пластический театр.

Начало: "Битва ангелов"

Настоящее имя драматурга – Томас Ланир. Он взял псевдоним Теннесси, видимо, изменив фамилию английского поэта-викторианца Альфреда Теннисона. Родился Уильямс (1911 – 1983) в маленьком городке Колумбус в южном штате Миссисипи. Семья писателя гордилась аристократическими (мать была аристократкой) "южными" корнями, но обеднела. В семье были сильны ностальгические настроения о былом величии Юга. В дальнейшем мотив несбыточных иллюзий, нереализованной мечты , контрастирующих с грубой прозаической реальностью, во многом определит атмосферу театра Т. Уильямса, художника, созвучного стилистике южной школы.

Литературные склонности проявились у Т. Уильямса рано: первая проба пера относится к 14-летнему возрасту. Он сочинял стихи, прозу. Но слава пришла к Уильямсу, когда ему было уже за тридцать.

В 1929 г. он начал учиться в университете Миссури, затем учеба была прервана по требованию отца службой в должности мелкого клерка в обувной компании. После постылой работы он отдавал вечерние и ночные часы сочинительству. Дебютом драматурга стала пьеса "Битва ангелов " (1940), не имевшая успеха. Но он ие оставил мечту о театре. Несколько лет начинающий литератор вынужден был кочевать по стране, побывал в Чикаго, Нью-Орлеане, Нью- Йорке, Сан-Франциско.

"Стеклянный зверинец": пьеса-воспоминание

Известность началась с триумфальным шествием по сценам мира драмы Уильямса "Стеклянный зверинец" (1944), удостоенной серии престижных наград. Она знаменовала смещение акцентов американской драматургии: в отличие от пьес "красного десятилетия" с их вниманием к социальной проблематике Т. Уильямс погружает зрителя в область тонких душевных движений, сугубо семейных проблем.

Драматург назвал ее пьесой-воспоминанием. Она построена на нюансах, намеках, а это достигается особым оформлением, использованием экрана, музыки и освещения. Ее незамысловатый сюжет: эпизод из жизни обычной, средней американской семьи Уитфилдов. Ее тема: неудачная попытка матери найти дочери жениха. Семья из троих человек: мать Аманда, сын Том и дочь Лаура – живут в скромном доме в Сент-Луисе. События выстроены как цепь воспоминаний Тома, героя-рассказчика. Мать переживает из-за неустроенности дочери: Лаура с детства хромает и носит протез. Отец давно бросил семью.

В обрисовке Аманды Уильямс соединил психологизм с гротеском, тонким юмором. Аманда живет в мире иллюзий. Она вся в прошлом, погружена в то незабываемое время, когда на Юге прошла ее юность. Там ее окружали "настоящие" дамы и кавалеры, поклонники, которые на самом деле – плод ее фантазии. Неисправимая мечтательница, она уверовала в достойные перспективы для своих детей.

Том также из породы фантазеров. Он трудится на обувной фирме, скучая от бездарной работы. Пытается писать, проводит вечера в кинозалах, лелеет мечту стать моряком.

Главное событие в пьесе – визит в дом Джима О"Коннора, приятеля и сослуживца Тома. Его приход – повод Аманде помечтать о матримониальных перспективах Лауры. Отягощенная физической неполноценностью, дочь тоже предается надеждам. Она коллекционирует стеклянных зверюшек. Они – главный художественный символ пьесы: хрупкие фигурки человеческого одиночества и эфемерности жизненных иллюзий. Выясняется, что Лаура была знакома с Джимом в старших классах и что он предмет ее тайных надежд. Джим вежливо доброжелателен. Вдохновленная его обходительностью, Лаура показывает ему свой "зверинец" и любимую игрушку – фигурку единорога. Когда Джим пробует учить Лауру танцевать, они неловко задевают стеклянное изделие. Она падает на пол и разбивается. Джим, желая приободрить Лауру, вспоминает, что в школе ее за непохожесть на других звали Голубой розой. Он называет ее милой и даже пробует поцеловать, но затем, убоявшись собственного порыва, спешит покинуть дом Уингфилдов. Джим объясняет, что не сможет больше приходить, поскольку у него есть девушка. Он помолвлен и собирается на ней жениться.

Матримониальный замысел Аманды терпит фиаско. Мать обрушивает упреки на Тома, пригласившего в качестве гостя "несвободного" мужчину. После резкого объяснения с матерью Том уходит из дома.

"Стеклянный зверинец" – пьеса о человеческом одиночестве, о людях-"беглецах" и несбыточности иллюзий, сталкивающихся с реальностью. Обнажая трогательную беззащитность героев, Уильямс исполнен сочувствия к ним.

Это, по сути, воспоминание. Том Уингфилд рассказывает о том времени - между двумя войнами, - когда он жил в Сент-Луисе с матерью Амандой Уингфилд - женщиной, наделённой огромным жизнелюбием, но не умеющей приспособиться к настоящему и отчаянно цепляющейся за прошлое, и сестрой Лаурой - мечтательницей, перенёсшей в детстве серьёзную болезнь, - одна нога у неё так и осталась слегка короче другой. Сам Том, поэт в душе, служил тогда в обувной лавке и мучительно страдал, занимаясь ненавистным делом, а по вечерам выслушивал бесконечные рассказы матери о её жизни на Юге, об оставленных там поклонниках и прочих действительных и мнимых победах...

Аманда нетерпеливо дожидается успеха детей: продвижения по службе Тома и выгодного замужества Лауры. Она не хочет видеть, как ненавидит свою работу сын и как робка и нелюдима дочь. Попытка матери устроить Лауру на курсы машинописи терпит крах - у девушки от страха и нервного напряжения так трясутся руки, что она не может ударить по нужной клавише. Хорошо ей только дома, когда она возится со своей коллекцией стеклянных зверюшек. После неудачи с курсами Аманда ещё больше зацикливается на замужестве Лауры. Параллельно она пытается воздействовать на сына - старается контролировать его чтение: она убеждена, что романы Лоуренса - любимого писателя сына - излишне грязные. Странным Аманде кажется и привычка Тома проводить почти все свободные вечера в кино. Для него же эти походы - способ сбежать от монотонной повседневности, единственная отдушина - как для сестры стеклянный зверинец.

Выбрав подходящий момент, Аманда вырывает у Тома обещание привести в дом и познакомить с Лаурой какого-нибудь приличного молодого человека. Некоторое время спустя Том приглашает к обеду своего коллегу Джима О’Коннора, единственного человека в магазине, с кем он на дружеской ноге. Лаура и Джим учились в одной школе, но для Джима неожиданность, что она сестра Тома. Лаура, ещё школьницей, была влюблена в Джима, который всегда находился в центре всеобщего внимания - блистал в баскетболе, руководил дискуссионным клубом, пел в школьных постановках. Для Лауры снова увидеть этого принца своих девичьих грёз - настоящий шок. Пожимая ему руку, она чуть не теряет сознание и быстро скрывается в своей комнате. Вскоре под благовидным предлогом Аманда отсылает к ней Джима. Молодой человек не узнает Лауру, и ей самой приходится открыть ему, что они давно знакомы. Джим с трудом вспоминает девушку, которой дал в школе прозвище Голубая Роза. Этот славный, доброжелательный молодой человек не столь уж преуспел в жизни, как обещал в школьные годы. Правда, он не теряет надежды и продолжает строить планы. Лаура постепенно успокаивается - своим искренним, заинтересованным тоном Джим снимает с неё нервное напряжение, и она постепенно начинает говорить с ним как с давним другом.

Джим не может не видеть страшной закомплексованности девушки. Он пытается помочь, убеждает, что её хромота совсем не бросается в глаза, - никто в школе даже не замечал, что она носит специальную обувь. Люди совсем не злые, пытается он втолковать Лауре, особенно когда узнаешь их поближе. Практически у всех что-нибудь да не ладится - не годится считать себя хуже всех. По его мнению, главная проблема Лауры заключается в том, что она вбила себе в голову: только у неё все плохо...

Лаура спрашивает про девушку, с которой Джим встречался в школе, - говорили, что они обручились. Узнав, что никакой свадьбы не было и Джим давно уже ee не видел, Лаура вся расцветает. Чувствуется, что в душе ee зародилась робкая надежда. Она показывает Джиму свою коллекцию стеклянных фигурок - высший знак доверия. Среди зверюшек выделяется единорог - вымершее животное, ни на кого не похожее. Джим сразу обращает на него внимание. Тому, наверное, скучно стоять на одной полке с заурядными животными вроде стеклянных лошадок?

Через открытое окно из ресторана напротив доносятся звуки вальса. Джим приглашает Лауру танцевать, та отказывается - боится, что отдавит ему ногу. «Но я же не стеклянный», - со смехом говорит Джим. В танце они все же наталкиваются на стол, и забытый там единорог падает. Теперь он такой же, как все: у него отломился рог.

Джим с чувством говорит Лауре, что она необыкновенная девушка, не похожая ни на кого - совсем как её единорог. Она красива, У неё есть чувство юмора. Таких, как она, - одна на тысячу. Словом, Голубая Роза. Джим целует Лауру - просветлённая и испуганная, та садится на диван. Однако она неправильно истолковала это движение души молодого человека: поцелуй - просто знак нежного участия Джима в судьбе девушки и ещё - попытка заставить её поверить в себя.

Однако, увидев реакцию Лауры, Джим пугается и торопится сообщить, что у него есть невеста. Но Лаура должна верить: у неё тоже все будет хорошо. Надо только преодолеть свои комплексы. Джим продолжает изрекать типично американские банальности вроде «человек - сам хозяин своей судьбы» и т. п., не замечая, что на лице Лауры, только что излучавшем божественное сияние, проступает выражение бесконечной грусти. Она протягивает Джиму единорога - на память об этом вечере и о ней.

Появление в комнате Аманды выглядит явным диссонансом всему происходящему здесь: та держится игриво и почти уверена, что жених на крючке. Однако Джим быстро вносит ясность и, сообщив, что должен торопиться - ему ещё нужно встретить на вокзале невесту, - откланивается и уходит. Не успевает ещё закрыться за ним дверь, как Аманда взрывается и устраивает сыну сцену: к чему был этот обед и все траты, если молодой человек занят? Для Тома этот скандал - последняя капля. Бросив работу, он уходит из дома и пускается в странствия.

В эпилоге Том говорит о том, что ему никогда не удастся забыть сестру: «Я и не знал, что так предан тебе, что не могу предать». В его воображении возникает прекрасный образ Лауры, задувающей перед сном свечу. «Прощай, Лаура», - печально произносит Том.

Пересказала

Новое на сайте

>

Самое популярное