Домой Артроз Разум в произведении преступление и наказание. Cочинение «Мое понимание образа Родиона Раскольникова

Разум в произведении преступление и наказание. Cочинение «Мое понимание образа Родиона Раскольникова

  1. Размышления Родиона Раскольникова.
  2. Противоборство души и разума.
  3. Духовное возрождение Родиона Раскольникова.

Разум подчас противоречит велениям сердца. И задача человека - найти правильный путь, не встать на ошибочную стезю. Как часто человек совершает жестокие и подлые поступки, послушавшись велений разума. В то же время, если слушать веления сердца своего, никогда не совершишь неправильного поступка. Свое сочинение я бы хотел посвятить роману Достоевского «Преступление и наказание».

Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру Л изавету исклю-чительно ради того, чтобы проверить свою теорию. А теория его - это результат долгих мучительных размышлений. Работа разума в данном случае может рассмат-риваться как причина совершенной ошибки. Раскольников причисляет себя к «сильным» личностям. По его мнению, именно такие личности имеют право переступать любые грани, отделяющие преступление от нормы. Однако совершив преступление, «переступив» через эту самую черту, Раскольников начинает осознавать, что не принадлежит к кругу «избранных». За преступлением следует наказание. Раскольников испытывает сильнейшие душевные муки. Становится ясно, что если бы он действовал не по велению своего разума, а прислушался к голосу сердца, то преступление не было бы совершено. Раскольников ставит себя выше других людей. Только человеческий разум, оторванный от чувства, может «подсказать» такое решение. Люди, считающие главным следовать велениям сердца, не способны ставить себя выше других. Доброта, искренность, сердечность - вот главные качества человека. Гордость, себялюбие, эгоизм способны толкнул/его в пропасть.

Родион Раскольников делит людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Но кто дает право отельному человеку делать такие выводы? Каждый человек - это целый мир, целая Вселенная. И только чрезмерно гордый человек может придумать такую теорию. С точки зрения самого Достоевского столь человеконенавистнические идеи могли появиться исключительно в нездоровом обществе. Мы видим в романе, что образ жизни людей, атмосфера в которой они живут, становится причиной нравственного падения и разложения. Достеевский рисует мрачный образ Петербурга. Он сравнивает город с домом, в котором нет форточек. Удушающая атмосфера пошлости, жестокости, подлости захватывает всех.

Раскольников берет за основу только результат умственных размышлений. И он словно совсем забывает о том, что помимо разума, у человека есть душа, совесть. Ведь голос сердца это и есть голос совести. Раскольников только потом понял, насколько он ошибался. Голос его сердца оказался подавлен холодным, одержимым жестокой идеей рассудком. Раскольников идет против своей совести, тем самым проводит черту между собой и окружающими. Теперь ему уже нет места в мире нормальных, не совершивших преступление, людей. Такое наказание ясно доказывает, насколько важно прислушиваться именно к своей душе, к своей совести.

Достоевский, как и во всех своих произведениях, не дает нам возможности од-нозначно судить главного героя своего романа. Несмотря на всю жестокость кровавого убийства, совершенного им, Раскольникова нельзя назвать в полном смысле бессердечным, жестоким человеком. Ведь мы знаем, что он помогает Мармела-довым. В ходе произведения вплывают и другие факты из прошлого Раскольникова, доказывающие наличие в нем великодушия и благородства: любовь к больной девушке, забота о студенте, попавшем в еще более трудное положение, нежели сам Родион, спасение из огня детей... Эти поступки свидетельствуют о том, что в душе у Раскольникова есть доброта. Просто в момент совершения преступления холодный разум победил. И в этом беда.

Достоевский не просто рассказывает своим читателям о преступлении и раскаянии Родиона Раскольникова. Писатель на самом деле в художественной форме излагает концепцию «почвенничества», а также говорит о христианской вере, которая не приемлет убийства. С точки зрения самого писателя нельзя жить разумом, нужно жить так, как велит душа. Ведь разума в человеке всего только двадцать процентов, а остальное - это душа. Поэтому разум должен подчиняться душе, а не наоборот. В этом случае человек сможет соблюдать христианские законы, соизмерять каждый свой поступок с ними.

Достоевский изображает Соню Мармеладову именно таким человеком, который полностью соответствует гуманистическим идеям христианской веры. Сонечка, не задумываясь, жертвует собой ради спасения семьи от смерти. Именно с образом Сони Мармеладовой связаны воззрения Достоевского о любви ко всему человечеству, о вере и покаянии, о страданиях, которые человек должен вынести в течение своей жизни.

Роман Достоевского «Преступление и наказание», безусловно, оказывает на нас тягостное впечатление. Но, тем не менее, мы видим духовное возрождение Рас-кольникова. Он понимает, насколько неправильной и человеконенавистнической была его теория. Значит, сердце торжествует над разумом. Раскольников полностью меняется, он обретает смысл жизни. Духовное возрождение Раскольникова является символом возможного нравственного и духовного возрождения общества. Достоевский не просто показывает душевные терзания отдельного человека. В лице Раскольникова он изображает всех тех, кто ставит разум выше чувств, ценит холодные умозаключения больше, чем голос сердца. Нравственные страдания Раскольникова показывают, что каждый, кто повторит такую же ошибку, будет страдать от наказания, куда более сурового, чем тюремное заключение и каторга. Писатель показывает, насколько актуальны и важны для каждого человека христианские нормы. Роман Достоевского «Преступление и наказание» будет представлять интерес для читателей во все времена.

Трагедия Родиона Раскольникова. Острейшие конфликты, присущие русской жизни 60-х годов, обусловили трагическое мировосприятие героя романа, раздвоенность его сознания, несогласие, раскол с самим собой (отсюда и фамилия: Раскольников), внутреннее противоборство, столкновение в его душе добра и зла, любви и ненависти. Раскольников - гордый, мыслящий, талантливый, самолюбивый человек, он глубоко переживает социальную несправедливость, боль и страдания других людей, но выход видит только в анархическом бунте.

Герой романа приходит к выводу, что в мире всегда существовало и существует различие между двумя разрядами людей: большинство покорно и привычно подчиняются установленному порядку; меньшинство - избранные, необыкновенные, особенные (Магомет, Наполеон), напротив, могут нарушать общепринятые нормы, не останавливаются даже перед преступлением, пролитием крови. Понятие «особенный человек» было памятно многим читателям по роману Чернышевского; но Раскольников совершенно иначе мыслит себе самую функцию избранника: особенные, необыкновенные противостоят массе, толпе, народу.

К какому же типу людей принадлежит сам Раскольников? Позднее, исповедуясь перед Соней, он восклицал: «…мне нужно было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? тварь ли я дрожащая, или право имею…». Свое преступление - убийство старухи-процентщицы он рассматривает лишь как «пробу», проверку, желая узнать, сможет ли он преступить нравственные общечеловеческие законы, позволено ли ему безнаказанно пролить кровь - хотя бы и во имя самых благородных идей, например, с тем, чтобы на деньги ростовщицы помочь впоследствии десяткам, сотням бедняков и т. д. Слово проба тоже было уже произнесено в русской литературе: оно прозвучало в размышлениях Рахметова, который решил испробовать свою физическую выносливость. Однако он устраивает жестокий эксперимент над собой; Раскольников же «пробует» свою теорию на других. Достоевский не случайно заставляет его убить не только старуху, действительно вызывающую чувство крайней гадливости, но и безропотную Лизавету - эстетического дублера Сонечки Мармеладовой. Так проясняется античеловеческая сущность теории героя романа.

Преступление Раскольникова является следствием его идеи, но сама эта идея возникла в его смятенном сознании под влиянием внешних жизненных обстоятельств. Ему во что бы то ни стало необходимо найти выход из того социального тупика, в который он попал, надо предпринять какие-то активные действия. Вопрос «что делать?» стоит и перед ним. Он становится свидетелем потрясающей по искренности, безысходности и отчаяния исповеди Мармеладова, его рассказа о трагической судьбе безответной Сони, ради спасения близких вынужденной пойти на улицу, продавать себя, о мучениях маленьких детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей, вечно раздраженной матерью - Катериной Ивановной. Из письма своей матери Раскольников узнает о том, как в доме Свидригайловых была опозорена его сестра, Дуня, бывшая там гувернанткой, как она, желая помочь брату, соглашается стать женой дельца Лужина, то есть готова по существу продать себя, что напоминает герою судьбу Сони:

* «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит! Жертву-то, жертву-то обе вы измерили ли вполне? Так ли? Под силу ли? В пользу ли? Разумно ли?»

Апелляция к разуму в данном случае очень многозначительна. Именно разум приводит Раскольникова к его чудовищной теории, к преступлению. Постоянно возвращаясь к одной и той же мысли, Раскольников приходит к неопровержимому, на его взгляд, выводу: «За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика!» Арифметика становится символом сухого расчета, построенного на доводах чистого разума, логики. Достоевский убежден, что арифметический подход к явлениям жизни может привести только к самым трагическим последствиям. Сугубо книжная, «головная» теория и погубила Раскольникова.

Нравственная трагедия героя романа раскрывается в его отчуждении от людей, от жизни. Он сам себя «загнал» в тупик, из которого нет выхода. Протестуя против основ буржуазного общества, Раскольников принимает философию этого же общества: его идеи, его теории порождены тем же буржуазным миром, против которого он восстает. Бунт его оказывается бесплодным и бесперспективным. Протест против всеобщей несправедливости вылился в анархический бунт одиночки. Так последовательно опровергаются философские основы буржуазного индивидуализма, какими бы благородными гуманистическими теориями они ни прикрывались.

Наказание для Раскольникова наступает не после преступления, а значительно раньше. Оно началось с момента зарождения «безобразной мечты» и состояло в постоянной нравственной тревоге, в мучениях совести. Он не может побороть в себе человеческое начало. Неспособность Раскольникова вынести преступление - самое главное для Достоевского доказательство ложности его теории. Терпят крушение логические построения Раскольникова, его рационализм. Он не принял в расчет сопротивление человеческой натуры. Как писал Г. А. Бялый, теория господствует над героем романа, «подчиняет его себе, становится его страстью, второй натурой, но именно второй, натура первая, первичная ей не подчиняется, вступает с ней в борьбу, и ареной этой борьбы становится психология человека».

В отличие от своих многочисленных литературных предшественников Раскольников никогда не думает только о себе, о богатстве, карьере, положении в свете. Для него характерны мысли о мучениях и нищете других людей. Душа его не закрыта для страданий (вспомним сон героя романа об избиваемой лошади). И в конечном счете Раскольников ощущает свою вину не перед законом, а перед собственной человеческой натурой и совестью, перед убитой им Лизаветой и Сонечкой, перед матерью и Дуней, перед теми, кто видел, как опустился он на колени «среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастьем».

    Ф. М. Достоевский - «великий художник идеи» (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Роман «Преступление и наказание» - это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа...

    Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом. Мысль...

    Ф. М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной жизни героев, раскрытием сложного...

    Ты сам - свой Бог, ты сам - свой ближний, О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней, Своим началом и концом. Д. С. Мережковский В романе “Преступление и наказание” показано два совершенно противоположных...

Итоговое сочинение: Разум и чувства

Может ли человек жить, не прислушиваясь к рассудку, здравому смыслу, или, наоборот, руководствуясь только им, отказываясь от чувств, эмоций? Е. Онегин и Г. Печорин, Р. Раскольников А. Болконский, Мастер из романа М.Булгакова и герой рассказа И. Бунина «Солнечный удар» - никто из них, делая выбор между велениями разума или чувства, не обретал душевной гармонии. Так может быть, как сказал В.Г.Белинский: «Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой»? На этот вопрос я попытаюсь дать ответ.

Обратимся к произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Читая роман, узнаешь о Р. Р. Раскольникове - бывшем студенте, авторе теории о разрядах людей. Главный герой полагает, что «существуют такие лица», которым позволено переступить через чью-то кровь ради достижения важной цели, а остальные всего лишь «твари дрожащие». Желание проверить, относится ли он к гениальным или « служит материалом для зарождения себе подобных», приводит Раскольникова к планированию и осуществлению жестокого убийства старухи-процентщицы. Могло ли что-то остановить Раскольникова? Думаю, это могла быть жалость к Алене Ивановне - скупому, неприятному, но все-таки человеку, или страх осознания того, что он готов лишить жизни живое существо? К сожалению, Раскольников переступает через свои чувства, душевные терзания и идет на проверку «теории». История героя Ф.М. Достоевского даёт возможность понять смысл высказывания В.Г.Белинского, говорившего о том, что разум без чувства - безнравствен, мертв.

А могут ли в человеке сосуществовать душевные порывы, эмоции и требования разума? В романе можно встретить одну из таких героинь. На первый взгляд Соня Мармеладова, живущая по жёлтому билету, должна вызывать недоумение, непонимание, сочувствие. Но знакомясь с её историей, убеждаешься в том, что это по-настоящему сильный герой. Соня способна пожертвовать собой ради других, понять и разделить страдания. Мне кажется, сила героини в том, что ее разум и чувства не противоборствуют между собой. Бедственное положение семьи безработного чиновника Мармеладова, полусумасшедшая мачеха, полуголодные сестра и брат - всё это вынуждает Сонечку переступать через себя, чтобы, осознанно отказавшись от достойного, с точки зрения общества, будущего, зарабатывать на жизнь. Что движет Соней? С одной стороны, конечно, простой расчёт. С другой - глубокая жалость, искреннее сострадание по отношению к еще более слабым и беззащитным. Таким видит Соня Мармеладова и Родиона Раскольникова - героя, разум и чувства которого противоборствуют. Мастерство Ф.М.Достоевского помогает понять, насколько сильна «великая грешница» (так называет главный герой Соню) благодаря внутренней гармонии. Что заставляет Соню «принять» преступника-убийцу, вести с ним долгие диалоги, убеждать в силе веры? Конечно, только сочувствие к запутавшемуся, истерзанному мыслями Раскольникову в совокупности с пониманием того, что она может, а поэтому должна попробовать освободить героя от его внутреннего раскола, показать силой собственного убеждения, примера путь нравственного возрождения.

Ф. М. Достоевский, его роман «Преступление и наказание » и история Р. Р. Раскольникова помогли мне понять: только сочетание разума и чувств позволяет жить человеку в гармонии с собой, окружающим миром.

Человек как высшее создание природы обладает, не­сомненно, двумя самыми отличительными чертами жи­вого организма - разумом и чувствами. Конечно же, животные тоже разумные существа, и они умеют чувст­вовать, и те, у кого дома есть домашние питомцы, под­твердят мои слова. Но всем богатством ума и спектром чувств обладает именно человек.

В. Паскаль утверждал, что от того, в какой степени человек обладает умом и добротой, зависит то, сколько он будет замечать добра в других людях. С этим выска­зыванием нельзя не согласиться, потому что действи­тельно, только тот человек, который сам наделен высо­кой степенью ума и доброты, может распознать эти добродетели в других людях.

Примеров в нашей жизни и в литературе по этому по­воду немало, но особо хочется остановиться на романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В этом произведении постоянно сталкиваются противоположные понятия: добро и зло, жизнь и смерть, разум и чувства, любовь и ненависть. К примеру, образ главного героя Ро­диона Раскольникова построен именно на борьбе этих противоположностей. Нищенское существование Рас­кольникова порождает в нем желание сделаться челове­ком, не нуждающимся в деньгах. Любовь к семье, в кото­рой сестра должна выходить замуж за ненавистного человека, лишь бы Родя ни в чем не нуждался и закончил институт, усугубляет это желание. Да и к тому же умница Раскольников, изучив немало философских трудов, вы­страивает свою теорию о сверхчеловеке, который «право имеет», потому что может избавить общество от «низших людей», «материала» и сделать таким образом счастли­выми многих и многих: «Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…»

Раскольников хотел причислить себя к тем, кто дви­жет мир (т.е. к сильным мира сего). И вроде все до мело­чей продумал Родион, и даже случай ему благоволит, но на практике теория оказывается кошмарной, она чуть не доводит Родина до сумасшествия, потому что Расколь­ников не учел главного - ни у кого нет права отнимать у другого человека жизнь. Даже ради самых высоких идей и благородных стремлений. В каждом из нас есть толика добра, которую должен рассмотреть человек с умом и до­брым сердцем.

Итак, как видим, Сонина доброта и ее умное сердце способствовали тому, что она разглядела в Раскольнико­ве под маской преступника человека доброго, хотя и за­блуждающегося. Последовав за ним на каторгу, Соня стала любимицей всех заключенных, потому что ее доб­рого сердца, участие в трудной жизни заключенных, ее непоколебимой веры в человека православного, а не в «сверхчеловека» хватило на всех тех, кто сошел с пути праведного на путь грешный. И если истинно выражение «Красота спасет мир», то, я думаю, это было сказано Достоевским именно о внутренней красоте человека, о его милосердной и доброй душе. (569 слов)

Разум, продукт деятельности человеческого интеллектуального мышления, и чувство, союз человеческих эмоций.

Что побеждает в человеческом существе: разум или чувство? Многие столетия пытаются решить этот вопрос ученые, писатели, философы. Самые глубокие мыслители основывали идейные течения, отдавая предпочтение разуму или чувству. Так, например, нигилисты ставили во главу угла разум, а сенсуалисты - чувство.

Несмотря на большое количество аргументов от разных точек зрения, самым точным образом на вопросы о разуме и чувстве отвечает русская классическая литература. Ей всегда было свойственно поднимать важные в любую эпоху вопросы чувственного и разумного восприятия мира. Классики литературы всегда склонялись ко мнению, что наиболее оптимальный вариант для человека - жить не одним лишь разумом, а в большинстве своем чувствами, не чувствами-страстями, а духовными благими чувствами, обобщающими все живое.

Человек, который живет лишь разумом, попадает в его тиски, его давят чувства, пытающиеся вырваться на свободу из клетки разума.

Очень точно такого человека показывает русский классик Федор Михайлович Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» в лице Родиона Раскольникова. На протяжении всего романа мы можем наблюдать метаморфозы Раскольникова, под влиянием теории, рожденной его разумом. Идеи витают в воздухе, и Раскольников, будучи студентом, подхватывает их, выстраивая на их основе свою жуткую теорию, по которой люди делятся на «тварей дрожащих», заурядных, простых обывателей, и «право имеющих», двигающих мир вперед, коим положены привилегии над людьми простыми. Апогей власти теории разума над Раскольниковым настает в тот момент, когда он решает проверить свою теорию в жизни: имеет ли он право распорядиться жизнью «твари дрожащей», как ему угодно, вплоть до взятия этой самой жизни у человека. Теория вырывается из объятий разума и уничтожает все нити в Раскольникове, нити чувств. Чувства еще взывают к нему муками совести, но Раскольников, заглушая их, ранит себя. Все это приводит к болезни, чуть ли не безумию. Вот он, человек, живущий разумом. Он исступленно бьется в клетке собственного сознания, обрекая себя на душевные муки.

В противовес разуму, конечно, есть чувство. Человек, который живет не одним лишь разумом, а своим добрым сердцем, вызывает лишь чувство восхищения. Таким персонажем у Достоевского является Соня Мармеладова, которая верит в воскресение Раскольникова, а вера не требует разумных объяснений. Раскольников склоняется перед Соней из-за ее жертвы, но не мотивов, которые привели к ней, мотивов, вызванных светлым чувством сострадания; лишь в конце, когда Раскольников осознает все полноту и глубины Сониных действий, он склоняется перед ней по-настоящему. Соня, сохраняя свою веру, проводит Раскольникова через путь воскресения, исцеляя его от ран, нанесенных неприрученным разумом. Чувство усмиряет разум. Сердечный человек может вызвать лишь одно желание: пытаться быть как можно сердечнее.

Чувство нельзя подавить разумом, оно должно быть свободным потому что это - природная норма. Аномально и жутко на этом фоне выглядит разумный человек с отголосками чувств, подавляемыми ежечасно. Раскольников и Мармеладова воплощают в себе все худшее в разуме и лучшее в чувстве. Разум и чувство должны идти в человеке рука об руку. С.Я. Маршак сказал: «Пусть добрым будет у вас ум, а сердце умным будет».

Новое на сайте

>

Самое популярное