Домой Боль в пояснице Чичиков герой эпохи как антигерой. Чичиков как новый герой эпохи (сочинение)

Чичиков герой эпохи как антигерой. Чичиков как новый герой эпохи (сочинение)

Господин Чичиков как новый герой эпохи – отразил в полной мере уникальное явление в русской жизни – зарождение буржуа. И тем не менее, будучи типичным героем первоначального капиталистического строя, Чичиков явил собою совершенно новый, революционный типаж в русской литературе, который стал бессмертным. С «чичиковыми» можно встретиться везде: в любой стране, и в любую эпоху.

Универсальный типаж мошенника

Можно ли назвать Чичикова героем своего времени, как и Печорина? Несомненно. Но, если образ Чичикова – плута и хитреца – был в новинку для русской литературы, то не для европейской. В испанской литературе еще во второй половине 16 века появился новый жанр – плутовской роман. Его герои, как кривое зеркало, были противопоставлены героям благородных «рыцарских романов», их возвышенным деяниям и стремлениям. Появление такого героя тоже связывают с изменениями в производственно-экономическом укладе Испании, равно как и появление героя Чичикова связывают с упадком рабовладельческой системы ведения хозяйства в России. И новый герой полностью соответствовал времени что в Испании, что в России. Это пройдоха, плут и мошенник, который не гнушается подлостью и лжет всем: чиновникам, простым людям, дворянам и таким же мошенникам, как и он сам.

Общие черты мошенников в литературе

Происхождение мошенников в европейской литературе обычно очень туманно, как и происхождение Чичикова, родители которого: «были дворяне, но столбовые или личные - Бог ведает», причем о его матери Гоголь не упоминает вовсе. Нет и в их портретах никаких примечательных черт, иначе их можно было бы опознать и раскрыть. Вот и главного героя поэмы «Мертвые души» Павла Ивановича – автор описывает как ни рыбу ни мясо: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Основная мотивация действий Чичикова также совпадает с мотивацией его собратьев в европейской литературе жанра плутовского романа: сиюминутная выгода и богатая жизнь в будущем.

Над злом необходимо смеяться

В самом конце Гоголь ничтоже сумняшеся сравнивает Чичикова с Наполеоном, которого держали в темнице, а затем отпустили «с острова Елены, и вот он теперь и пробирается в Россию, будто бы Чичиков, а в самом деле вовсе не Чичиков». Именно в этом сравнении вершителя мира с Чичиковым – мошенником, мелким плутом – и есть главное новаторство Н. В. Гоголя. Он, словно бы говорит нам, что именно в руках «чичиковых» всех мастей, в руках этих мелких и бессовестных людишек и сосредоточено сейчас управление миром. Чичиков впитал в себя и тут же обесценил все черты романтического героя.

Именно Чичиков является символом, так презираемых во все времена «новых денег». Чичиков – в какой-то степени нувориш, но, нужно отдать ему должное, он вполне может быть собирательным образом предков уважаемых ныне Ротшильдов и Рокфеллеров. И вряд ли Чичиков когда-либо выглядел как абсолютное зло. Потому что даже зло в его образе уменьшается и превращается в фарс.

Чичиков символизирует собой приход нового времени: времени людей невероятно ловких, хитрых, изворотливых, энергичных, не отягощенными моральным рыцарским кодексом, но одержимыми идеей приобретательства и наживы. При этом, Чичиков – консерватор, ему чужд прогресс и нужды человечества. Такие, как он всегда заботятся лишь о себе. И в конечном итоге, так ли уж далек типаж Чичикова от нашей с вами современности? Кто знает.

Наша статья поможет написать сочинение «Чичиков – герой эпохи» при подготовке домашнего задания, раскроет образ персонажа и позволит лучше понять мотивы действий Чичикова в свете исторического перехода от крепостничества к капитализму.

Тест по произведению

Гоголь, по словам В. Г. Белинского, “первый взглянул смело и прямо на русскую действитель­ность”. Сатира писателя была направлена против “общего порядка вещей”, а не против отдельных личностей, дурных исполнителей закона. Хищ­ный стяжатель Чичиков, помещики Манилов и Собакевич, Ноздрев и Плюшкин, чиновники гу­бернского города из поэмы Гоголя “Мертвые души” страшны своей пошлостью. “Можно было с ума сойти, – писал А. И. Герцен, – при виде этого зверинца из дворян и чиновников, которые слоняются в глубочайшем мраке, покупают и продают “мертвые души” крестьян”. Образ Чи­чикова отражает новое явление в русской жизни – зарождение буржуа. Это – типичный герой первоначального капиталистического накопи­тельства, представитель тех дельцов, которые в большом количестве появлялись в России в 30-е годы, когда резко обозначился кризис крепост­нической системы.
Чичиков – сын бедного дворянина, получив­ший в наследство “ветхий домишко с ничтожной землицей”, ставший по образу жизни настоящим мещанином. Всю жизнь он помнил и выполнял наставления отца – больше всего беречь и копить копейку: “Все сделаешь и все прошибешь копей­кой”; угождать учителям и начальникам, в то же время нагло обманывая их, чтобы получить вы­годное место. Уже в юношеские годы герой на­учился оценивать людей с точки зрения реальной пользы для себя, проявлял изворотливость, же­лезную выдержку и низость души. Мелкими спе­куляциями он “сделал приращения” к полтине, подаренной отцом. “Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой”. Мешочек с деньгами заменил Чичико­ву дружбу, честь и совесть.
Решаясь на аферу с мертвыми душами, он ду­мает: “А теперь же время удобное. Проигрались в карты, закутили и промотались, как следует”. Вся жизнь Чичикова стала цепью мошенничес­ких махинаций и преступлений, лозунг его был таков: “зацепил – поволок, сорвалось – не спра­шивай”. Чичиков проявляет громадные усилия и неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех и обещают заветную копейку. Герой понимает, что хозяином жизни становится капитал, что вся сила – в шка­тулке, с которой он разъезжает по России, ску­пая мертвые души у помещиков. Жизнь и окру­жающая среда научили его, что “прямой дорогой не возьмешь и что косой дорогой больше напря­мик”.
Готовый обманывать и обирать дворян, Чичи­ков сам находится под обаянием жизни дворянс­кого класса. Вообразив себя херсонским помещи­ком, он искренне стремится в психологическом и бытовом отношении приспособиться к дворян­ству, что находит выражение в наружности, при­вычках героя.
Чичикова можно назвать барином по манерам и буржуазным предпринимателем в душе. Его буржуазное предпринимательство предстает еще в той форме, которая характеризует период пер­воначального накопления. Гоголь называет Чи­чикова подлецом, хозяином, приобретателем. Подлость героя в том, что он готов наживаться на горе, болезнях людей. Автор отмечает, что Чичиков стремится попасть в те губернии, где прошли эпидемии и повальные болезни, так как там умерло больше крестьян. По этой же причи­не он заинтересован в том, чтобы чаще случались неурожаи и голод. О приобретательстве героя ав­тор пишет: “Приобретение – вина всего, из-за него произвелись дела, которым свет дает назва­ние не очень чистых”.
Образы помещиков создаются путем описания деревни, господского дома и интерьера, портрет­ной характеристики, отношения к предложению Чичикова, описания самого процесса купли-продажи; Гоголь при этом выделяет ведущую, глав­ную черту характера персонажа. Чичиков рас­крыт несколько иначе. Здесь нет показа через отношение к крепостной собственности, через описание быта. Если все помещики, кроме Плюшкина, даны статично, то Чичиков дан в раз­витии, в процессе становления. Изображая поме­щиков, писатель выделяет их определяющие чер­ты, Чичиков же раскрыт многосторонне.
Чтобы ярче осветить происхождение и жиз­ненное развитие нового типа – Чичикова, осмыс­лить его историческое место, писатель подробно останавливается на его биографии, характере и психологии. Гоголь показывает, как сложилось его умение приспосабливаться к обстановке, ори­ентироваться в любой ситуации; в зависимости от условий меняется манера и тон разговора Чи­чикова. Везде он очаровывает, иногда вызывает восхищение и всегда достигает своей цели: “Нуж­но знать, что Чичиков был самый благопристой­ный человек, который когда-либо существовал в свете… Никогда не позволял он себе в речи небла­гопристойного слова и оскорблялся всегда, если в словах других видел отсутствие должного ува­жения к чину или званию…”
Новый герой эпохи обладает многими преиму­ществами, которых нет у поместных дворян: не­которой образованностью, энергией, предприим­чивостью, необыкновенной ловкостью. Чичиков умеет найти подход к каждому человеку, быстро отгадывая особенности характера людей, безоши­бочно определяя их сильные и слабые стороны; расположить в свою пользу новых знакомых, личина воспитанности помогает герою войти в доверие. В беседе с Маниловым он похож на Ма­нилова, с Коробочкой Чичиков “говорил… с боль­шею свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился”.
В разговоре “с властителями он очень искус­но умел польстить каждому. Губернатору намек­нул как-то вскользь, что в его губернию въезжа­ешь как в рай, дороги везде бархатные… Поли­цеймейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников…” Постоянно меняя об­лик, Чичиков тщательно скрывает от окружаю­щих свои мошеннические цели.
Символизируя наступление эры буржуа, эры людей ловких, цепких, энергичных, исповедую­щих мораль приобретательства, Чичиков демон­стрирует упорство, энергию, практичность ума, силу воли. Гоголь пишет: “Надобно отдать спра­ведливость неодолимой силе его характера”. В отношении практической сметливости и изворот­ливости герой – “приобретатель” сильно выделяет­ся между представителями патриархального по­местного уклада, у которых неподвижность, кос­ность и мертвенность прочно свили себе гнездо.
Вместе с тем есть в Чичикове и черты, общие с помещиками, – это отсутствие гражданских ин­тересов, социально-политический консерватизм. Чичиков не поклоняется ни смирению, ни доб­родетели, но они нужны ему, чтобы добиться сво­ей цели. Он расчетлив, умеет терпеливо дожи­даться нужного момента. Жажда наживы, стрем­ление занять командное положение в обществе не дают ему покоя. Гражданские и патриотические чувства чужды Чичикову, с полным равнодуши­ем он относится ко всему, что не касается его лич­ных, эгоистических интересов.
Дворянское общество приняло мошенника и плута Чичикова за выдающегося человека. Го­голь пишет, что “виною всему слово “миллион­щик”, не сам миллионщик, а именно одно слово; ибо в одном звуке этого слова, мимо всякого де­нежного мешка, заключается что-то такое, кото­рое действует и на людей подлецов, и на людей ни се ни то, и на людей хороших, словом, на всех действует”. В Чичикове проявляются буржуаз­ные черты с такой силой и правдивостью, что уже современники видели широкое общественное значение этого типа.

Сочинение по литературе на тему: Чичиков – Новый герой эпохи

Другие сочинения:

  1. План:Чичиков – центральный образ в поэме, данный в развитии.1. Черты характера.2. Приобретательство и предприимчивость.3. Приспособляемость к жизни.4. Изворотливость и жульничество.5. Осторожность и расчетливость.6. Умение обращаться и общаться с людьми.7. Настойчивость в достижении цели. Мастерство Гоголя в изображении Чичикова.1. Чичиков в Read More ......
  2. В поэме “Мертвые души” Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек, явно выделяющийся из общей картины российской жизни, – это главный герой поэмы, Чичиков. Подобно “лишним людям”, Онегину и Печорину, он не похож на толпу, но не Read More ......
  3. В момент назревшего слома устоев в жизни общества и государства перед лицом грядущих реформ создает поэму “Мертвые души” Н. В. Гоголь. Перелом этот, перемены, идущие за ним, затронут не только политическую систему Российской империи, но и преобразят самого россиянина. Предвидя Read More ......
  4. Чичиков рассказывал “множество приятных вещей, которые уже случалось ему произносить в подобных случаях в разных местах, именно”… – далее следует длинный перечень “мест” и имен слушателей, свидетельствующих о частоте и повторяемости “приятных” рассказов Чичикова. “О чем бы разговор ни был, Read More ......
  5. Павел Иванович Чичиков родился в бедной дворянской семье. Уезжая учиться, он получил “наставление” от своего отца, в котором говорилось о том, что Павлуша должен заискивать с учителями и, вообще, со старшими, но пуще всего, чтобы он берег “копейку”. Работая в Read More ......
  6. В поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголь, по его словам, стремился изобразить “всю Русь”, но с “одного боку”. И у него это получилось: он очень точно и правильно сумел показать как отрицательные, так и положительные стороны жизни России того времени. Read More ......
  7. Чичиков – главный герой поэмы “Мертвые души”. Вообще, автор назвал ее так, чтобы показать, что сердца помещиков уже не живы, они умерли. А мертва ли душа самого главного героя? Попробуем разобраться. Начнем с истории. Родился он “ни в мать, ни Read More ......
  8. Но при всем том трудна была его дорога. Н. В. Гоголь, “Мертвые души” Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” была написана в начале XIX века. Это время начала зарождения в России нового социального класса – класса предпринимателей. Название поэмы имеет Read More ......
Чичиков – Новый герой эпохи

Чичиков-приобретатель - герой “нового времени”
В поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголь показал нам не только разрушение старой патриархальной дворянской России, но и возникшую необходимость в появлении людей другой жизненной ориентации, ловких и предприимчивых, таких как Павел Иванович Чичиков.

В образе Чичикова мы видим “человека уже средних лет и осмотрительно-охлажденного характера”, он отчасти чиновник и отчасти помещик (правда, помещик “херсонский”, но все-таки дворянин), “не красавец, но и не дурной наружности”, “ни слишком толст, ни слишком тонок”. Этот образ постоянно находится в развитии, поэтому так неопределен; Чичиков наделен способностью подстраиваться под события, характеры, обстоятельства, он гибок, ловок, многолик.
Отец оставил в наследство маленькому Павлуше полтину меди и завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, сторониться друзей и самое главное - беречь и копить “копеечку”, ибо все могут предать, только
копейка поможет и спасет. Неукоснительно выполняя советы отца, Чичиков продвигался по жизни и понял вскоре, что понятия чести, достоинства, моральных принципов, о которых отец умолчал, только мешают при достижении целей.
Стремление к приобретательству и накоплению было развито в Чичикове с детства, в жертву ему он приносил многие удовольствия, которыми мог бы воспользоваться в жизни. Ум и изворотливость помогали главному герою наживаться, обманывая товарищей, начальников, государство.
Много работая в юные годы, терпя в жизни ущемления и лишения, Чичиков начинает свою карьеру с обмана повытчика и его дочери, а затем - взяточничество, присвоение казенных денег, крупные махинации на таможне. Судьба его складывалась так, что он всякий раз терпел фиаско, однако снова устраивался и с еще большей энергией осуществлял очередное мошенничество, оправдываясь тем, что все пользуются своей должностью, “все приобретают” и если бы не взял он, то взяли бы другие. Мы понимаем, что в России в те времена такое поведение чиновников было естественным, но Чичиков отличался ото всех какой-то непостижимой осторожностью и расчетливостью. К своим “приобретениям” он всегда шел очень целенаправленно, планомерно, не спеша. Тщательно продумал он и аферу с мертвыми душами, которые после покупки собирался заложить в опекунский совет, как живых, и на этом деле разбогатеть.
При покупке столь необычного товара Чичиков предстает перед нами в качестве непревзойденного психолога. Он прекрасно умеет общаться с людьми, используя в своих целях как их достоинства, так и недостатки. Общаясь с чиновниками и помещиками, Чичиков с каждым из них ведет себя совершенно по-разному, умело приспосабливаясь к их характерам и социальному положению: то сентиментален, то груб, то упорен и настойчив, то льстив и вкрадчив. Своей энергичностью, деловитостью, умом он выгодно выделяется на фоне вялых, часто глупых, не имеющих определенных целей помещиков. Однако, общаясь с мерзавцами, мошенниками, бездельниками, глупцами, Чичиков не становится от этого честнее, благороднее, человечнее. Называя своего героя “мошенником из мошенников”, “подлецом”, Гоголь не только высказывает свое отношение к такому типу людей, но и старается показать нам, что приобретательство становится страшным бичом общества. Ловкий, предприимчивый, энергичный, Чичиков отличается от “мертвых душ” помещиков и чиновников, с которыми его свело дело, однако он несет миру не меньшее зло. Мы видим, как на смену пошлости, косности, духовной нищете приходит беспощадная к людям беспринципность, воинствующая подлость.
Целью в жизни у Павла Ивановича Чичикова стал капитал, деньги как средство, дающее независимость, положение в обществе. Отдельно взятые служба, чины его никогда не интересовали, и шел Чичиков к своей единственной цели, отбросив в сторону моральные нормы, честь и достоинство, внутреннюю ответственность перед людьми за совершаемые им безнравственные поступки.
Гоголя тревожило и беспокоило появление чичиковых в обществе, поскольку оно не только открывало путь еще большим хищникам и проходимцам, но и вело за собой потерю человечности. В своей “Авторской исповеди” писатель признался: “Я думал, что… лирическая сила… поможет мне так ярко изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашел их в себе самом”. Однако мы видим, что в наше время Чичиковы находят сферы приложения своим идеям, энергии, корыстолюбивым планам. Бороться же с ними способно не только разумное законодательство, вставшее на защиту народа, но и каждый человек в отдельности, развивая свои внутренние качества, воспитывая свои сердце и душу.

Тема: «Чичиков - новый «герой» эпохи».

Цель: учить строить рассуждение на основе текста от анализа предложенного фрагмента; развивать навыки структурирования развёрнутого ответа на предложенный вопрос с учётом учебной задачи, умение использовать в качестве аргументационной базы литературный текст и литературно-критический материал, делать анализ и самоанализ выполненной работы, умение находить ошибки и совершенствовать выполненную работу; воспитывать чувство порядочности и внимательного отношения к окружающим людям, целеустремлённость.

Тексты для работы на уроке русского языка (контрольный тест по программе 9 класса).

1 вариант

1) Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. 2) Приобретение - вина всего. 3) Из-за него произвелись дела, которым свет даёт название не очень чистых. 4) Правда, в таком характере есть уже что-то отталкивающее. 5) Но мудр тот, кто не гнушается никакими характерами, но, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин. 6) Быстро всё превращается в человеке. 7) И не раз не только широкая страсть, но ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому разрасталась в рождённом на лучшие подвиги, заставляла его позабывать великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое. 8) Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его. 9) И, может быть, в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека перед мудростью небес. (Н.В.Гоголь «Мёртвые души» 11 глава).

1 вариант

1. Из предложения 7-8 выписать слово с чередующейся гласной в корне.

2. Из предложений 8-9 выписать слово, правописание согласной в приставке которого зависит от следующего за приставкой глухого согласного звука.

4. Объяснить постановку тире во 2 предложении.

5. Написать номер сложноподчинённого предложения с придаточным определительным (предложения 1-4)

6. Из предложений 3-6 выписать вводное слово.

7. Выписать номер предложения (из предложений 5-7), содержащего обособленное обстоятельство.

Ключ (1 вариант)

1. разрасталась

2. бесчисленны

3. заключено

6. правда (предложение 4)

8. запятые при однородных членах предложения.

9. 1,2 - сравнительный оборот, 3 - ССП, 4 - ССП, 5,6 - обособленные согласованные определения, выраженные одиночными прилагательными

2 вариант

1) Приём разоблачающей градации - сознательная установка Гоголя. 2) В «Выбранных местах…» он пишет: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».

3) В процессе изображения помещиков перед читателями развёртывается и образ главного героя - Чичикова. 4) Помещики и чиновники, обрисованные Гоголем, соревнуются в душевной выхолощенности. 5) Но и тех и других явно превосходит Чичиков - деятельный рыцарь «копейки». 6) Он более жаден в стремлении к приобретательству, чем Коробочка, дерущая семь шкур со своих крепостных, черствее Собакевича и наглее Ноздрева в средствах обогащения.

7) В заключительной главе, восполняющей биографию Чичикова, происходит окончательное его разоблачение как ловкого хищника, приобретателя и предпринимателя буржуазного склада, цивилизованного подлеца, хозяина жизни.

8) Гоголь, зоркий наблюдатель, верно усмотрел рост в недрах феодально-крепостнического режима буржуазных тенденций, быстро развивающейся. 9) И эти тенденции нашли в нём беспощадного обличителя, который подметил в них страшную, закабаляющую власть денег, связанную с чудовищными спекуляциями, с сознательно мошенническими авантюрами. (А.И.Ревякин «История русской литературы 19 века». М. «Просвещение» 1985)

2 вариант

1. Из предложения 5-6 выписать слово с чередующейся гласной в корне.

2. Из предложений 3-4 выписать слово, правописание согласной в приставке которого зависит от следующего за приставкой звонкого согласного звука.

3. Из 9 предложения выписать страдательное причастие.

5. Написать номер сложноподчинённого предложения с придаточным определительным (предложения 7-9)

6. Из предложений 4-5 выписать согласованное определение.

7. Выписать номер предложения (из предложений 5-6), содержащего обособленное определение.

8. Объяснить постановку знаков препинания в 7 предложении.

9. Пронумеровать знаки препинания в 8 предложении и объяснить их постановку.

10. Выбрать правильный ответ, в котором дана характеристика 9 предложения:

1) простое осложнённое предложение

2) сложносочинённое предложение

3) сложноподчинённое предложение

4) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

Ключ (2 вариант)

1. дерущая

2. развёртывается

3. связанную

4. распространённое приложение, стоящее в конце предложения

6. обрисованные Гоголем (4 предложение)

8. 1,2 - причастный оборот, 3,4,5 - однородные члены

9. 1,2 - распространённое приложение, 3 - причастный оборот

3 вариант

1) Вспомните дорожную шкатулку Чичикова - это же поэма! 2) Это поэма о приобретательстве, выжимании пота во имя миллиона. 3) Там и городская афишка, сорванная с тумбы, и похоронный билет, говорящий его трезвому уму о скоротечности жизни. 4) Та же куча Плюшкина, только не растрёпанная, а приведённая в симметрию, где каждый предмет - к делу. 5) Куча Плюшкина - это кладбище умерших вещей, шкатулка Чичикова - походный чемодан делового человека.

6) Комическое путешествие заканчивается трагически, и трагизм пронизывает заключительные строки «Мёртвых душ» о летящей в неизвестность тройке.

7) Перед этим финалом Чичиков засыпает, успокоенный своим удачным бегством из города, и будто бы во сне видит собственное детство, о котором рассказывает сам автор.

8) Этот-то рассказ о детстве Чичикова и даст потом разгон его тройке, подхватит её как на крыльях и понесёт к неведомому второму тому.

9) В этом отрывке особенно чувствуется контраст - необъятная Русь и «казённый экипаж» - символ бездушной, страшной государственной власти. (Золотусский И. Статья «Чичиков замешен совсем на иных дрожжах» «Литература в школе», №2, 1999).

3 вариант

1. Из предложения 4-5 выписать слово с чередующейся гласной в корне.

2. Из предложений 4-5 выписать слово, правописание согласной в приставке которого зависит от следующего за приставкой глухого согласного звука.

3. Из 3 предложения выписать страдательное причастие.

4. Объяснить постановку тире в 5 предложении.

5. Написать номер сложносочинённого предложения (предложения 5-6)

6. Из предложений 2-3 выписать однородные члены.

7. Выписать номер предложения (из предложений 1-3), содержащего обособленное определение.

8. Объяснить постановку знаков препинания в 7 предложении.

9. Пронумеровать знаки препинания в 9 предложении и объяснить их постановку.

10. Выбрать правильный ответ, в котором дана характеристика 7 предложения:

1) простое осложнённое предложение

2) сложносочинённое предложение

3) сложноподчинённое предложение

4) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

Ключ (3 вариант)

1. умерших

2. растрёпанная

3. сорванная

4. тире между подлежащим и сказуемым, выраженным именами существительными (составное именное сказуемое при пропущенной связке)

6. приобретательстве, выжимании пота; афишка, билет

8. 1,2 - причастный оборот, 2 - однородные сказуемые, 3 - придаточное определительное

9. 1и2 тире - распространённое приложение, 3 запятая - однородные члены

Как проверить работу.

1. Посмотреть, есть ли в работе вступление и ответить на вопрос: «Соответствует ли вступление содержанию основной работы, готовит ли к восприятию основной части работы?» Если нет - перестроить вступление или убрать.

2. Посмотреть, правильно ли истолкован предложенный фрагмент, все ли мысли и понятия, заключенные в нем, проработаны и объяснены.

3. Посмотреть, есть ли в работе рабочий тезис и соответствует ли он толкованию фрагмента.

4. Перечитать аргумент и ответить на вопрос: «Подтверждает ли аргумент рабочий тезис и истолкованный фрагмент?» Если не подтверждает - «обрамить» размышлениями или заменить (аналогичную работу проводим с каждым из аргументов).

5. Посмотреть, есть ли в работе заключительная часть, перекликается ли она со вступлением, рабочим тезисом и толкованием фрагмента, является ли она логическим выводом из всего сказанного выше. Если нет - перестроить вывод.

6. Проверить, все ли предложения и части работы связаны между собой по смыслу и грамматически.

7. Проверить ошибки. Если сомневаетесь в правописании слова - проверьте по словарю или замените синонимом. Если не удаётся проанализировать структуру предложения - перестройте его. Устраните речевые и грамматические ошибки («отчеканьте» фразы).

Критерии оценки:

К1. Вступление есть и оно соотносится с истолкованием фрагмента и рабочего тезиса, соответствует содержанию основной части работы, готовит к её восприятию (1 балл).

К2. Предложенный фрагмент истолкован, все мысли и понятия, заключенные в нем, проработаны и объяснены (2 балла).

Фрагмент истолкован, но рассмотрены и объяснены не все понятия (1 балл).

Фрагмент не истолкован (0 баллов).

К3. Рабочий тезис и соответствует толкованию фрагмента (2 балла).

Рабочий тезис есть, но он не соответствует истолкованию фрагмента (1 балл).

Рабочего тезиса нет (0 баллов).

К4. Аргументы подтверждают рабочий тезис и истолкованный фрагмент (учитываются первые три тезиса) (за каждый правильно подобранный аргумент - 3 балла; максимальное количество баллов - 9).

К5. Заключительная часть перекликается со вступлением, рабочим тезисом и толкованием фрагмента, является логическим выводом из всего сказанного выше (3 балла).

Вывод логически завершает основную часть работы, но он не соотносится со вступлением и рабочим тезисом (1 балл)

Вывода нет или он не соотносится с содержанием работы (0 баллов).

К6. Все предложения и части работы связаны между собой по смыслу и грамматически (3 балла).

Есть одна логическая ошибка (2 балла).

Есть две логические ошибки (1 балл).

Допущено более 2 логических ошибок (0 баллов).

Максимальное количество баллов - 20.

Оценки: 15-20 баллов - «5»

11-14 баллов - «4»

9-13 баллов - «3»

0-8 баллов - «2»

Оформление доски.

Обратная сторона (доска закрыта)

Домашнее задание:

1 вариант

Отметить в тексте поэмы наиболее яркие лирические отступления (глава 5 (отступление о метко сказанном русском слове), глава 7 (о двух типах писателей; о бурлаках), глава 11 (о птице-тройке, о дороге, о Руси и её богатырях, о выборе героя). Какую художественную функцию они выполняют?

2 вариант

Подготовить сообщение на тему: «Что означает гоголевский образ дороги?»

Доска в развороте

1 створка

Фрагменты из 11 главы поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

1)Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям…добронравный человек всё-таки не взят в герои…пора наконец припрячь и подлеца

2) Кто же он относительно качеств нравственных? Что он не герой, исполненный совершенств и добродетельный, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим?

3) Но мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперяя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин.

Центральная створка

Чичиков - новый герой эпохи?

Сочинение-рассуждение

Структура:

1. Вступительная часть

А)+- Вступление

Б) Работа с фрагментом (истолкование фрагмента)

В)Рабочий тезис, сформулированный на основе истолкования фрагмента

2. Основная часть работы - рассуждение с доказательством или иллюстрацией рабочего тезиса, содержащее не менее 2-3 аргументов (ссылка на текст, цитирование, частичное цитирование, частичный пересказ; ссылка на литературно-критическую оценку произведения), подтверждающее положения, выдвинутые в тезисе.

3. Завершающая работу часть (вывод из всего сказанного выше).

2 створка

Тезис - положение, кратко излагающее какую-либо идею.

Аргумент - довод, доказательство.

Ход урока

1. Запись домашнего задания

2. Определение учебной задачи

Сегодня мы отрабатываем навыки составления сочинения-рассуждения в соответствии с той учебной задачей, которую вам предлагается решить при выполнении задания в части С2 на ГИА. Различие в том, что в качестве аргументационной базы мы будем использовать текс произведения и его литературно-критическую оценку (тексты, предложенные для выполнения контрольной работы на уроке русского языка, учебные пособия, литературно-критические материалы). Таким образом, мы продолжим подготовку к экзамену по русскому языку и отработаем несколько тем сочинения, которое вам будет предложено написать по завершении изучения поэмы «Мёртвые души» и творчества Н.В Гоголя.

В конце урока нам предстоит уточнить формулировку темы урока, записанную на доске.

К сегодняшнему уроку вы написали сочинение на тему: «Кто он, этот Чичиков?», пользуясь листком-консультантом «Как проверить работу» проверили написанную работу, устранили ошибки и оценили свою работу в соответствии с критериями оценки.

3.Работа с написанными учащимися сочинениями. Кто поставил себе оценку «5»? (одна работа берётся учителем для проверки, учащиеся делятся на пары, обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга при помощи листка-консультанта. Все пометки и исправления делаются карандашом. После проверки выставляется вторая оценка. При выставлении оценки учитывается только литературная составляющая в соответствии с предложенными критериями). На выполнение работы - 15 минут.

4. Анализ работы, оценённой учителем (работы учащихся, оценённые одноклассниками сдаются на контроль).

5. Работа с предложенным образцом (работа анализируется без вывода).

Кто он, этот Чичиков?

Так почему же он всё-таки, по определению автора, подлец? Да потому что с одной «страстью» он справиться не мог. Это страсть к приобретению, накопительству, желанию стать хозяином жизни. «Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его», - говорит Н.В.Гоголь. Чичиков попал под власть «низкой» страсти и сделался её рабом. А виной тому - условия жизни, время, навязывающие жёсткие и жестокие законы, и Бог ещё знает что! Н.В.Гоголь намекнул на будущее перерождение Чичикова и на тот назидательный урок, который получает в связи с этим его «страсть» - приобретательство. «И, может быть, в сём же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека перед мудростью небес». Но замыслу автора не суждено было сбыться. Чичиков так и остался тем Чичиковым, с которым мы расстаёмся, перелистывая последнюю страницу поэмы - «странным подлецом», у которого есть, однако, чему поучиться.

Литература в целом, литературное произведение и каждый литературный герой в частности - это «учебник жизни». Так какие же уроки мы усваиваем, разгадывая загадку Чичикова? Умеренности аккуратности, умению, если это необходимо, обуздать свои желания, дипломатичности в отношениях с людьми, организованности, упорству и целеустремлённости может научить нас герой. Но самый главный урок, полученный при общении с Чичиковым, - урок порядочности. На примере неблаговидных поступков нашего героя мы убеждаемся в том, что самый большой грех - играть судьбами людей, перешагивать через людей на пути к достижению любой, пусть даже очень «высокой» цели. Нет ничего безнравственнее фразы: «Цель оправдывает средства». Только та цель, которая достигается «нравственными средствами» может быть оправдана и принесёт достигающему её удачу и душевный покой.

6. В работе нет завершающей части. Завершим работу вместе. Так какие же уроки мы усваиваем, разгадывая загадку Чичикова? (беседа с классом, зачитывается вывод)

7. Уточним формулировку темы (слово «герой» целесообразно закавычить и убрать вопросительный знак).

Кто он, этот Чичиков?

Ф.М.Достоевский утверждал, что каждый человек - это загадка, и её следует разгадывать, чтобы оставаться человеком. А Н.В.Гоголь продолжил и развил его мысль: «…мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин». Следуя заветам классиков, попытаемся разгадать загадку Чичикова. Ведь, «разгадывая» другого, мы становимся мудрее, потому что у каждого, пусть даже не очень «добродетельного героя», есть чему поучиться.

А именно таковым видит своего главного героя, Чичикова, автор. В 11 главе поэмы «Мёртвые души», приступая к обстоятельной обрисовке его характера, «доискиваясь» «первоначальных причин» его «качеств нравственных», Н.В.Гоголь предполагает, что «избранный» им «герой» вряд ли может понравиться читателю, однозначно именуя его подлецом. А уже завершая рассказ о нем, призывает нас не быть «строгу» к нему. Создаётся впечатление, что сам автор неоднозначно относится к своему герою, и для него он - загадка.

Так кто же такой Чичиков? Подлец он или человек «добродетельный»? А если подлец, то в чём причина его подлости? Где спрятана загадка Чичикова и как её разгадать?

И. Золотусский говорил о Чичикове так: «…он всё же подлец какой-то странный». Внимательно вчитываясь в строки произведения, мы убеждаемся в этом. Чичиков - натура двойственная. Он, можно сказать, «подлец поневоле», не лишённый положительных качеств.

В том, что Чичиков подлец, сомневаться не приходится. Наставления отца о том, что нужно угождать учителям и начальникам, «водиться» с теми, кто побогаче и может быть полезен, копить копейку, которая «надёжнее всего на свете» и может «всё перешибить» не только «заронились глубоко…в душу» Павлуши, но и получили творческое развитие. Уж в этом деле он преуспел! Павлуша не только «копил копейку», отказывая себе во всём и готовясь к будущей безбедной жизни (это не самый большой грех), но и «перешагивал через людей», двигаясь к намеченной цели (а это уже грех, и того, кто поступает подобным образом иначе как подлецом не назовёшь). Вспомним, как изощрённо он «выкачивал» деньги из одноклассников, как «надул, сильно надул» своего учителя. Следует отметить, что уж его было за что надуть, когда он был «при силе и власти». Но обстоятельства изменились, и как-то подло поступил бывший любимый ученик, отказавшись помочь тому, кто оказался в униженном положении и «с чьей руки он кормился». А случай с «бесчувственным» и «непотрясаемым» повытчиком, под началом которого трудился в поте лица чиновник Чичиков. И к нему «подбился», «привлёк его расположение» и «надул» его наш герой, «надул» самым бесчестным образом, сыграв на его отцовских чувствах. Да не просто «надул», а ещё и «подсидел»! А перешагнув через этот «самый трудный порог», наш герой уже «легче и успешнее» справлялся с разноуровневыми трудностями, возникающими на пути к заветной цели, оттачивая мастерство пройдохи-надувателя. Он «примеривал» различные роли, мастерски перевоплощался, не гнушался никакими средствами, играл людьми, как кошка с мышкой. Ну кто он после этого, как не подлец! Не случайно А.И.Ревякин называет его «ловким хищником», «цивилизованным подлецом», обвиняет в жадности («более жаден в стремлении к приобретательству, чем Коробочка»), в чёрствости («черствее Собакевича»), в наглости («наглее Ноздрёва в средствах обогащения»), вынося ему безоговорочный обвинительный приговор: Чичиков превосходит всех помещиков «в душевной выхолощенности».

Но так ли чудовищно бессердечен наш герой? Рискнём предположить, что нет. Не случайно И. Золотусский называет его «странным подлецом», Н.Г.Чернышевский утверждает, что Чичиков - «характер самый трудный», а Н.В.Гоголь, будучи гениальным художником и великолепным психологом, просто не мог создать столь однозначный образ да еще сделать его главным героем своего «вершинного» произведения. У Чичикова масса достоинств. Он, в отличие от помещиков и чиновников, необыкновенно деятелен. Его изобретательность не знает границ. Чего только стоит его авантюра с покупкой мёртвых душ и обогащением за счёт косности и недальновидности помещиков, «заторможенности» «государственно-бюрократической машины»! Он аккуратен. Даже выполняя черновую работу, он выгодно отличался от своих сослуживцев, мелких чиновников. Он чувствителен. Вспомним момент его встречи с блондинкой, воплощением чистоты и невинности. Он задумался, позабыл про всё окружающее. А при встрече с уже знакомой блондинкой на балу у губернатора «Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова». И в этой немоте «спряталась» доля истинного переживания. Чичиков тонкий психолог. «Зерно» этого героя - умение приспосабливаться к людям, угадывать их. С Маниловым он любезен, с Коробочкой - настойчив, с Ноздрёвым - напорист, с Собакевичем торгуется так же неотступно, как и Собакевич с ним, Плюшкина покоряет своим «великодушием». Чичиков способен на глубокие размышления. Интересно для постижения характера Чичикова следующее место в произведении. После одной из своих неудач - увольнения с таможни за контрабанду - , Чичиков размышляет: «Почему ж я? Зачем на меня обрушилась беда? Кто же зевает теперь на должности? - все приобретают. Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру…За что же другие благоденствуют и почему должен я пропасть червём?» И это действительно так: Чичиков хотел обогатиться, «надувая» государство, но он, на данном этапе своей жизни, не совершал бесчестных поступков по отношению к людям. Продолжая свои размышления, Чичиков задаёт себе вопрос: «И что скажут потом мои дети? «Вот», скажут, «отец, скотина, не оставил нам никакого состояния!» Это тоже характеризует нашего героя с положительной стороны: отцовский урок пошел впрок (отец, по большому счёту, оставил ему только завет, который во многом определил его дальнейшую судьбу: следуя завету бесхозяйственного и безответственного отца, Чичиков превратился в пройдоху и надувателя). А наш герой хочет обеспечить своим детям безбедную жизнь. Да и все размышления, сопровождающие поступки Чичикова - , своего рода попытка уяснить их, дать себе в них отчет. С другими персонажами поэмы этого не происходит. Им свойственно поступать как существам низкой духовной организации, чуть ли не животным. Чичиков не опускает руки, когда его постигают многочисленные неудачи и возвращают на исходную позицию. «Плачем горю не пособишь, надо дело делать», - даёт он себе установку, вновь с чистого листа принимается за дело и опять добивается желаемого. Таким целеустремленности, организованности и упорству можно позавидовать! Следует учесть, что Чичикову приходилось всего в жизни добиваться самому, не рассчитывая па постороннюю помощь, а это очень трудно! Вернёмся к оценке автором нравственных качеств своего героя. Восхищаясь его умением терпеть и ограничивать себя во всем, если это необходимо, автор говорит, что он «самый благопристойный человек, какой когда-либо существовал на свете». А вот другой фрагмент из произведения, в котором автор положительно оценивает нравственные качества своего героя: «Нельзя, однако ж, сказать, чтобы природа героя нашего была так сурова и черства и чувства его были до того притуплены, чтобы он не знал ни жалости, ни сострадания; он чувствовал и то и другое, он бы даже хотел помочь, но только чтобы не заключалось это в значительной сумме... Но в нем не было привязанности собственно к деньгам для денег; им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им: ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками…Чтобы наконец потом, со временем, вкусить непременно всё это, вот для чего береглась копейка, скупо отказываемая и себе и другому». А кто из нас, положа руку на сердце, не мечтает о безбедной и «сладкой» жизни? Вот только далеко не каждый умеет обуздать свои страсти и ограничить себя во всём, а Чичиков умел.

Так почему же он всё-таки, по определению автора, подлец? Да потому что с одной «страстью» он справиться не мог. Это страсть к приобретению, накопительству, желанию стать хозяином жизни. «Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его», - говорит Н.В.Гоголь. Чичиков попал под власть «низкой» страсти и сделался её рабом. А виной тому - условия жизни, время, навязывающие жёсткие и жестокие законы, и Бог ещё знает что! Н.В.Гоголь намекнул на будущее перерождение Чичикова и на тот назидательный урок, который получает в связи с этим его «страсть» - приобретательство. «И, может быть, в сём же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека перед мудростью

Дата: 5.02.19

Класс: 9

Тема: Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи. Чичиков как антигерой.

Цели: продолжить знакомство учащихся с содержанием поэмы «Мёртвые души»; охарактеризовать главного героя поэмы Чичикова.

Задачи:

1) формировать у обучающихся умение составлять характеристику персонажей, определять роль и значение образов чиновников в раскрытии авторского замысла; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом;

2) способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

3) воспитывать культуру читательского восприятия.

Оборудование: таблицы, текст поэмы «Мёртвые души», иллюстративный материал по теме урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Зачитывание учащимися цитатных материалов характеристики Павла Ивановича Чичикова.

III. Мотивация учебной деятельности

В главе одиннадцатой поэмы «Мёртвые души» Н. В. Гоголь пишет, что русская литература много внимания уделяла «добродетельному» герою: «Нет писателя, который бы не ездил на нём верхом, понукая и кнутом, и всем, чем попало». Но в реальной действительности в крепостническом обществе не последнюю роль играют люди-подлецы. Почему они не выставляются на «всенародные очи»? «Нет, пора, наконец, припрячь и подлеца. Итак, припряжём подлеца!» Кажется, отношение Гоголя к своему герою предельно ясно. Но так ли это? Есть ли будущее у Чичикова? Кто же, наконец, находится в бричке, запряжённой тройкой, которая несётся вдаль? Обратимся ещё раз к этому образу. Это главный герой произведения, связующее звено между главами. Что же мы знаем о нём?

IV. Работа над темой урока

1. Аналитическая беседа

Какова история жизни Чичикова?

Дайте его характеристику.

Слуги Чичикова играют немаловажную роль в раскрытии его характера. Как их звали? Чем они отличались друг от друга?

Селифан и Петрушка. Петрушка покорен и молчалив, его реплики в поэме немногочисленны и малозначимы. Но он всегда исполняет свои обязанности, с любовью ли, с недовольством ухаживает за Чичиковым. Он сблизился с хозяином до такой степени, что ему не нужно отдавать лишних приказов. Петрушка знает, когда нужно помочь господину одеться, раздеться или вычистить перышки. Без него Чичикову, как барину, не привыкшему к самостоятельной уборке и другим домашним заботам, при всей его педантичности было бы тяжело держать себя и свое окружение в надлежащем виде. На неповторимость образа Петрушки указывает его особенный запах, который позволяет ему без труда и неприхотливо обосноваться на любом месте. Мысли Петрушки автор не раскрывает, они остаются между строк («трудно знать, что думает дворовый крепостной человек в то время, когда барин ему дает наставление»).

Селифан же, в отличие от Петрушки, может свободно высказываться и даже «делал весьма дельные замечания … коню». Он знает свое дело, постоянно пребывает в пути, но к своим обязанностям относится отнюдь не так щепетильно, как Петрушка. Селифан может вести бричку в пьяном виде, может не исполнить прямого приказа барина, может закрыть глаза на явные неисправности в карете. Он даже способен манипулировать

Почему описание эволюции его души в «жанре» жизнеописания дано лишь в последней главе?

должен делать читатель. Рассказывая уже в конце поэмы биографию главного героя,

Н. В. Гоголь показывает причины, по которым Чичиков стал именно таким. Он пишет: , «Очень сомнительно, чтобы изображаемый нами герой понравился читателям» . Пожалуй, это первая открыто высказанная авторская оценка персонажа.

Излагая в этой главе достаточно подробно биографию Чичикова, Н. В. Гоголь пытается показать истоки характера персонажа, определить причины поступков героя. Как объясняет автор, «природа героя нашего была так сурова и черства и чувства его были до того притуплены, чтобы он не знал жалости и сострадания; он чувствовал и то и другое, он бы даже хотел помочь, но только чтобы не заключалось это в значительной сумме, чтобы не трогать уже тех денег, которые положено было не трогать».

Как мысль о духовном возрождении соотносится с образом героя?

Почему Павел Иванович Чичиков становится «душой общества»?

Появившись в губернском городе под видом помещика, Чичиков очень быстро входит в «избранное общество» и завоевывает всеобщие симпатии. Он умеет показать себя человеком светским и разносторонне развитым. Характерной чертой Чичикова является умение поддержать разговор: «Шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечании. Но замечательно, что он все это умел облекать какою-то степенностью, умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует» . Как видим, маску пошлости и мнимой благопристойности Чичиков научился носить мастерски, истинное же содержание его помыслов и действий скрыто под этой личиной-маской вполне порядочного, благопристойного господина.

К каждому лицу, в котором Чичиков заинтересован, он умеет найти свой, особый, подход. Он виртуозно играет на слабых струнах человека, добиваясь расположения и симпатии самых разнообразных людей. Чичиков очень легко «перевоплощается» , меняет манеры поведения, но при этом никогда не забывает о своих целях. В беседе с Маниловым он выглядит почти совсем, как сам Манилов. Он так же галантен и обходителен, так же чувствителен, как его новый друг. Чичиков отлично знает, как может произвести сильное впечатление на Манилова, а потому не скупится на всевозможные признания и душевные излияния.

Однако, разговаривая с Коробочкой, Чичиков не проявляет ни особой галантности, ни душевной мягкости. Он быстро разгадывает сущность ее характера и потому ведет себя развязно и бесцеремонно. Коробочку деликатностью не проймешь, и Чичиков после долгих попыток вразумить ее «вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта» .

При встрече с Ноздревым Чичиков гибко приспосабливается к его разнузданной манере поведения. Ноздрёв признает только «дружеские» отношения, и Чичиков ведет себя так, словно они старые, закадычные приятели. Ноздрёв разговаривает с ним на «ты», и Чичиков отвечает ему тем же. Когда Ноздрёв хвастается, Чичиков помалкивает, предоставляя другому право высказывать сомнения по этому поводу. Однако он зорко следит за тем, чтобы не попасть в сети Ноздрёва, который явно собирается его надуть.

При встрече с Собакевичем «прямота» и «непосредственность» Чичикова совершенно исчезают. Собакевича не трогают и рассуждения на возвышенные темы. И тогда Чичиков вступает с ним в азартный торг, в котором каждый стремится перещеголять другого. С дельцом Собакевичем Чичиков показывает себя опытным коммерсантом, знающим всяческие приемы воздействия на партнера. «Его не собьешь, неподатлив! » - думает про себя Собакевич.

К Плюшкину у Чичикова другой подход: он играет роль великодушного доброжелателя, желающего помочь одинокому и беззащитному старику.

Способность Чичикова к перевоплощению основывается на его необыкновенной изворотливости и энергии. За внешней мягкостью и изяществом скрывается расчетливая и хищная натура. Чичиков ничего не признает и ни во что не верит, кроме денег. Выставляя напоказ свою доброжелательность к людям, он заинтересован лишь в том, чтобы выгодно использовать их расположение. У Чичикова полностью отсутствуют какие бы то ни было нравственные принципы, подлость его натуры безгранична.

В чём проявляется его умение «во всём как-то найтиться»?

Как меняется речь героя от того, с кем он говорит?

Каково смысловое и композиционное значение такой детали, как шкатулка Чичикова?

Шкатулка Чичикова - женская ипостась образа, где сердцем является «маленький потаенный ящик для денег, выдвигавшийся незаметно сбоку шкатулки». В ней заключена тайна души Чичикова, так сказать, «двойное дно» .

Какова цель жизни Чичикова?

Еще в раннем детстве отец Чичикова учил Павлушу больше всего на свете беречь копейку. Как видно, поучения отца упали на благодатную почву, сын с малых лет был предприимчив - продавал одноклассникам булки и дрессированных мышей. Ну а дальше - больше. Махинации на таможне, а после разоблачения и изгнания Чичиков придумал новый бизнес - покупать мертвые души, чтобы затем получать под них кредиты. Деньги, деньги и еще раз деньги - вот смысл жизни Павла Ивановича Чичикова.

Чем он страшен?

Но пороки того времени не прошли, и сейчас «страсть к приобретению» ,есть главное зло современности. Образ Чичикова вечен, потому что и сейчас полно людей «привязанных к деньгам» , для которых главное «сберечь копеечку». Для многих людей, их должность - только источник дохода, средство беспечной и праздной жизни. В нашем обществе встречается взяточничество, угодничество перед вышестоящими чинами. Поэма «Мёртвые души» Н.В Гоголя актуальна и интересна для современного читателя.

Чичиковщина страшна тем, что в наши дни часто встречаем «мошенник на мошеннике сидит, мошенником погоняет». Пока будут живы Чичиковы, будет процветать взяточничество и алчность, подлость, равнодушие к чужим бедам.

Какое новое явление русской жизни олицетворяет?

Можно ли утверждать, что Чичиков - «герой своего времени»?

2. Составление таблицы

Вывод. Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

V. Закрепление

«Практикум начинающего литературоведа»: анализ эпизодов поэмы (работа в группах)

1-я группа. Размышления Чичикова над списком купленных крестьян (глава седьмая).

2-я группа. Чичиков на балу у губернатора (глава восьмая).

3-я группа. Разговор двух дам (глава девятая).

V I . Закрепление

Можно ли назвать Чичикова героем его времени?

Почему деятельность Чичикова не может быть созидательной?

При каких условиях могла появиться такая личность?

Насколько герой интересен современному читателю?

Таким образом, Чичиков - герой великого, классического произведения, созданного гением, герой, воплотивший результат авторских наблюдений и размышлений над жизнью, людьми, их поступками. Образ, вобравший типические черты и потому давно уже вышедший за рамки самого произведения. Имя его стало нарицательным для людей - пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Постижение этого образа возможно лишь при кропотливом, внимательном анализе не только самого произведения, но и огромной массы критической литературы.

Д/з Подготовить устный рассказ о Чичикове с использованием записей в тетради и статьи учебника «Чичиков» или составить характеристику Чичикова. Выучить наизусть фрагмент из финального лирического отступления первого тома.

Новое на сайте

>

Самое популярное