Домой Зуд Роман ремарка на западном фронте без перемен. На западном фронте без перемен

Роман ремарка на западном фронте без перемен. На западном фронте без перемен

Введение

Первая мировая война стала для ее современников и для всего человечества больше, чем глобальной войной. Она обернулась грандиозной катастрофой. Во многих исследованиях неоднократно отмечалось, что Первая мировая оказалась столь страшной и катастрофичной потому, что была войной непривычной, которая велась по новым, неизвестным правилам .

В романе прочитывается осознание того, что война разрубает жизнь людей на до и после, «смывает» ее участников. И, скорее всего, это ощущение появилось во время боевых действий, примерно тогда, когда война стала позиционной.

Конечно, любая война заставляет изменить что-то во взгляде на жизнь. На войне, например, не является преступлением убить врага, а любой солдат готов и сам умереть, если знает, во имя чего приносит в жертву свою жизнь. Однако, когда войны кончаются, жизнь, как свидетельствует история, не возвращается в прежнее русло. Особенно после таких кровавых боен, как Первая мировая война. Четыре года солдаты вели боевые действия, не видя в этом смысла. Да, они защищали свое отечество, хотя от кого и от чего, было понятно немногим. Как известно, эта война не только внесла коренные изменения в мировую политику, в распределение сил и ролей между мировыми державами, но и стала катализатором революции и распада империй. Все эти изменения не могли не отразиться на жизни каждого человека. Именно об этом и писал Эрих Мария Ремарк: о страданиях, войне, жалости, любви и дружбе. Войны, которые последовали за Первой мировой войной, были и более жестокими, и более кровавыми. Но и страдания людей в последующих войнах стали более ощутимыми. Темы, поднятые в романе «На западном фронте без перемен» потом найдут свое продолжение в других романах не только Эрих Марии Ремарка, но и других писателей . После Второй мировой войны люди обернутся и поймут, что многое, предсказанное, озвученное в романе, было не услышано и поэтому привело к еще большее тяжелым последствиям.

В связи с этим задачами данной работы будут являться:

- анализ сюжетной линии, раскрывающей темы любви и мира в романе,

Часть 1. Война и мир в жизни героев романа

Известно огромное количество воспоминаний об этой войне . Историков обычно больше интересуют мемуары политиков, ученых, военных. А художественные произведения, написанные современниками и участниками Первой мировой, дают возможность читателю погрузиться в атмосферу жизни людей того времени. Таков и роман Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен».

Роман немецкого писателя Э.М.Ремарка «На Западном фронте без перемен» требует к себе, на мой взгляд, более философского, нежели эмоционального отношения. Об этом говорят даже сами слог, стиль, манера повествования автора: неторопливо, отвлечённо, даже, казалось бы, равнодушно, как бы со стороны рассказывает он об одном из самых страшных испытаний, какие только могут выпасть на долю человека в жизни, – о войне .

Главный герой романа - Пауль, 18-летний немец, призванный на фронт. Он и его друзья, одноклассники и сослуживцы вынуждены сражаться не только с противниками, но и с теми нечеловеческими условиями, в которых оказались. На страницах романа рассказывается, как Пауль перемещается со своим отрядом по позициям, едет домой в отпуск, возвращается на фронт, получает ранение, оказывается в госпитале и снова попадает на фронт. И кажется, что войне, смерти, страданию нет конца, что нет выхода. Пауля убивают в октябре 1918 г. И, пожалуй, такой исход закономерен. Пауль и его ровесники не имеют за спиной ничего, кроме войны, и потому они и есть потерянное поколение .

Герои Ремарка вряд ли были списаны с реальных образцов, и, конечно же, ни Кеммерих, ни Кат, ни сам Пауль не существовали в жизни. Однако эти образы дают нам понять, какими были герои бессмысленной, ужасной войны - люди, хотевшие мира и защищавшие свое отечество. Героизм в этой войне, видимо, измерялся не количеством успешных боев и одержанных побед, а тем, насколько солдат смог остаться человеком.

Всё, как известно, познаётся в сравнении; по-настоящему познать, что такое рай, можно лишь находясь в аду. Паулю Боймеру и его сослуживцам вся их доармейская, довоенная жизнь представлялась ни чем иным, как раем, тем более что человеческая память имеет свойство хранить в своих архивах только хорошее, извлекая это хорошее даже, казалось бы, из самых тёмных моментов прошедшей жизни. Скучая по потерянному раю в аду войны, герои романа только и живы надеждой вновь обрести этот рай, возвратившись домой. И здесь есть очень тонкий психологический момент: если в армии, на войне, они разочаровались в националистических, шовинистических идеях, в своих учителях, политиках, ораторах, в государстве, наконец, то в мирной жизни их ждало ещё более горькое разочарование: рая-то, оказывается, нет!

Впрочем, Пауль Боймер вплотную подходит к мысли о том, что рай потерян для него навсегда. «…Мы уже не сможем прижиться. Да нас и не поймут, – ведь перед нами есть старшее поколение, которое хотя и провело с нами все эти годы на фронте, уже имело свой семейный очаг и профессию и теперь снова займёт своё место в обществе и забудет о войне, а за нами подрастает поколение, напоминающее нас, какими мы были раньше; и для него мы будем чужими, оно столкнёт нас с пути. Мы не нужны самим себе, мы будем жить и стариться, – одни приспособятся, другие покорятся судьбе, а многие не найдут себе места. Протекут годы, и мы сойдём со сцены» .

Но всё-таки у Пауля жива и надежда на обретение потерянного рая:«Не может быть, чтобы это ушло навсегда, – тёплое, нежное дыхание жизни, волновавшее нам кровь. Неведомое, томящее, надвигающееся, упоительное предчувствие сближения с женщиной. Не может быть, чтобы всё это сгинуло под ураганным огнём, в муках отчаянья и в солдатских борделях», – взывает сам к себе, к своему сердцу, к своей душе главный герой романа.

Именно поэтому Ремарк пожалел своих героев: большинство из них, включая и Пауля Боймера, погибли с надеждой на возвращение в потерянный рай.

«…Он (Пауль Боймер – добавление мое) упал лицом вперёд и лежал в позе спящего. Когда его перевернули, стало видно, что он, должно быть, недолго мучился, – на лице его было такое спокойное выражение, словно он был даже доволен тем, что всё кончилось именно так».

Мы всё-таки имели возможность наблюдать за Паулем Боймером в мирной жизни, во время его отпуска. И что же?! Он не может почувствовать себя прежним, не может представить себя и в будущем. Он еле-еле справляется с собой настоящим, сдерживая себя при встрече с тыловым майором – солдафоном, с обывателями его родного городка, умеющими, так сказать, масштабно мыслить в плане стратегии и тактики ведения военных действий.

У Пауля не укладывается в голове то, как можно здесь, в тылу, жить нормальной, привычной жизнью, когда ТАМ рвутся снаряды, ТАМ убивают людей, травят солдат газами, закалывают штыками. Всё возмущается и кипит внутри Пауля, но в то же время у него нет сил, ни желания что-то объяснять людям. Для них – на Западном фронте – всё ещё идёт позиционная война, а ведь надо бы, как считает один из обывателей, перейти в наступление, наконец, пора уже, дескать, задать жару этим французикам. Для них на Западном фронте, действительно, без перемен, даже если за это время погибли тысячи людей.– «Не надо было мне приезжать в отпуск!» – делает вывод Пауль Боймер.…

Таким образом, герой делает вывод, что война и мир есть только на войне, в мирной жизни для этой темы нет места.

Война представляется этим молодым солдатам совершенно бессмысленной, ведь никто не может объяснить, почему она идет, каковы ее причины. Героев романа к разговору о смысле войны приводит встреча с кайзером Вильгельмом II, который приехал в полк наградить солдат «Железными крестами». Кайзер не кажется таким величественным, каким должен быть правитель, ответственный за развязывание мировой войны, он видится человеком , таким же, как и солдаты, только занимающим иную социальную нишу. Солдатам не хочется верить, что кайзер мог хотеть этой войны . Зачем же солдаты находятся на фронте? Они защищают отечество, и их враги защищают отечество, однако все понимают, что в этой войне нет правых, и не может быть. Так зачем же все-таки сидеть в грязном окопе и подвергать свою жизнь опасности? Герои Ремарка изо всех сил пытаются остаться людьми, однако во время боя солдаты становятся «автоматами», «дикими зверями», что позволяет им сохранять себя и свои жизни.

Первая мировая война унесла огромное количество жизней, больше, чем какая-либо война до этого. Ремарк изображает в своем романе множество смертей. Здесь мы вновь можем проследить пацифистские тенденции этого произведения. Перед нашими глазами гибнут друзья детства героя, новобранцы, мы видим смерти на поле боя, в госпитале, смерти от газа... Смерть на войне воспринимается как данность, и, кажется, оплакать каждого невозможно, а от невыносимой скорби или страха можно сойти с ума. Смерть становится для героев романа привычной. И это один из самых ужасных итогов мировой войны. Человек, постоянно видящий изуродованные трупы, видящий, как погибают близкие люди, вряд ли сможет после окончания войны жить спокойно. Поэтому для многих страх перед мирной жизнью оказывается даже сильнее страха перед смертью. Ремарк не оставил в живых ни одного своего героя, возможно, потому, что еще с первых страниц объявил поколение участников войны потерянным, отказал ему в праве на будущее как людям, чьи «знания о жизни сводятся к смерти».

Заключение

Первая мировая война не имела идеи, за которую можно было бы умереть. Она не оправдала надежд политиков на быстрый исход, а стала лишь «крушением всего человеческого». Единственное хорошее, что находит автор в этой войне, - фронтовое товарищество . Товарищество людей, преданных друг другу, но при этом знающих, что они могут потерять друг друга в любой момент, смирившихся с этой мыслью; людей, не понимающих, за что они сражаются, однако осознающих дорогую цену каждого сражения. Последние страницы романа показывают, что ничто не держало человека на той войне, дезертирство не казалось позором - ведь намного естественней тосковать по дому, чем ждать своей гибели. Намного патриотичнее возделывать родную землю, чем сидеть в окопе и выполнять бессмысленные приказы командиров.

Роман Ремарка дает нам возможность узнать о том, как люди сами мыслили себя на этой войне. В литературе советского периода часто встречается мнение, что герои романа отмечены печатью пассивности, обреченности, что они являются жертвами и страстотерпцами , а не борцами. Однако, пожалуй, героев Ремарка все же можно назвать борцами, борцами не за какие-то высокие идеалы, но за собственную жизнь, за то, чтобы вернуться домой людьми, способными жить дальше. Человек на войне - это не немец, француз, англичанин и русский, не крестьянин, ремесленник, учитель или студент, человек здесь - это свой или чужой, это командир или рядовой. Именно в художественной литературе привычное для нас понятие армия распадается на конкретных людей-личностей.

Цель урока :

продолжить знакомство учащихся с творчеством Эриха Марии Ремарка через выявление в его произведении аксиологической проблематики, формирующей целостного человека, стремящегося возвращению ценностного мира.

Задачи урока:

  • обучать приемам анализа текста художественного произведения.
  • развивать творческое мышление и навыки письменной речи.
  • формировать умение чувствовать глубину художественного текста.

Структура урока:

  1. Запись в тетрадях темы урока, эпиграфа, ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Чтение эпизодов из романа «На Западном фронте без перемен», беседа по тексту.
  5. Запись наблюдений в таблицу
  6. Итоги урока. Запись домашнего задания.

Эпиграф к уроку :

Эта книга не является ни обличением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов.

Эрих Мария Ремарк

Ход урока

Вступительное слово учителя

Аксиология изучает вопросы,связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой вечности. Аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае – показать возможность практического разума в общей структуре бытия.

Изучение литературы Германии и России времён мировых войн даёт возможность представить себе полную картину мира, в котором нет замкнутых пространств, в котором любое развитие человеческой мысли становится отправной точкой для дальнейшей эволюции человека.

Философско-эстетическое осмысление тема Первой мировой войны получила в произведениях таких великих немецких писателей и философов, как Томаса Манна, Генриха Манна, Германа Гессе, Эрнста Юнгера, Макса Вебера, Освальда Шпенглера, Эриха Марии Ремарка. Они были современниками той эпохи; для одних «великая Война была разрушительной и нигилистической лишь по отношению к риторике, идеализму громких лицемерных слов»… для других она наоборот стала началом «героического реализма», закалкой, где «в стальных грозах» обрёл форму новый тип человека, описываемого Юнгером, которому, по его словам, принадлежит будущее».

Обращаясь к произведениям Ремарка, можно с уверенностью сказать, что аксиологическая проблематика – главная в романах о Первой мировой войне.

Проверка домашнего задания (краткое сообщение об Эрихе Марии Ремарке).

В комментариях к немецкому изданию “Дороги назад” утверждается, что писателя с псевдонимом Erich Maria Remarque звали Erich Paul Remark, в “Трех товарищах”, что Remark - это прочитанное задом наперед Kramer. В другом источнике - что Erich Maria Remarque вообще не псевдоним, а настоящее имя писателя.

Считается, что Ремарки родом из Франции, однако это верно лишь отчасти, ибо край, где, по достоверным сведениям, оставили первый след предки писателя, на протяжении столетий неоднократно менял своих правителей. Низовья Рейна, провинция Лимбург, Валлония были пограничными землями, так что обладать ими стремились и французы, и немцы, и голландцы... Имя Ремарк (Ремакль) встречалось там не так уж и редко, а одного из Ремаклей даже причислили к лику святых.

Эрих Пауль Ремарк появился на свет 22 июня 1898 года, «в 8 с четвертью пополудни”, в родильном доме Оснабрюка...

Доступ в гимназии города Ремарку был закрыт уже по финансовым причинам, у него не было даже среднего образования, так что оставался путь только в католическую учительскую семинарию.

Лично Ремарк пережил лишь немногое из того, что десятилетие спустя описал в своем самом знаменитом романе: не участвовал в рукопашных боях в траншеях, не ходил в атаки. Он чинил разрушенные рельсовые пути, прокладывал телефонные линии, устанавливал заграждения из колючей проволоки, разгружал вагоны с боеприпасами... Ни безопасным, ни легким это дело не назовешь. “Землекопная” рота часто попадала под обстрел. Смерть находила свои жертвы и среди “землекопов”.

Он был ранен 31 июля, в день, когда солдаты противника, прикрываемые огнем своих орудий, пошли в атаку. Осколки снаряда попали в левую ногу и правую руку, задели шею... Ранение оказалось достаточно серьезным, требовалось длительное лечение.

Спустя пять месяцев его призвали в армию, и Эрих Пауль попал в резервную часть. На Западном фронте он оказался только в июне 1917-го. Личная фронтовая биография Ремарка получилась очень короткой - всего пятьдесят дней.

В сентябре 1917-го умерла мать. Ремарку - он лежал в госпитале после тяжелого ранения - с трудом удалось приехать на похороны. Он горевал много лет, а после войны поменял свое второе имя на второе имя матери. Теперь он стал называться Эрих Мария.

В столицу Ремарк переселился в 1925 году. Журналистским трудом он начал заниматься за два года до этого, став сотрудником рекламной газеты "Эхо Континенталь" в Ганновере.

Обратимся к роману «На Западном фронте без перемен».

Вопросы по тексту произведения

На какие группы можно условно разделить систему образов в романе и почему?

Систему образов в романе можно условно разделить на 2 группы. В первую войдут Пауль Боймер и его однополчане, воюющие вместе с ним, решающие ежедневно общие жизненные вопросы.

Ремарк представляет нам их, замечая, кем они были в довоенной жизни. Тьяден – слесарь, он мочится под себя, очень страдает от своего недуга; Хайе Вестхус – рабочий, торфяник; Детеринг – крестьянин, часто вспоминающий жену, Альберт Кропп, самая светлая голова, ефрейтор, - философ; Канторек – классный наставник (именно он добился; чтобы класс его пошел добровольцами на фронт);Химмельштос – почтальон; Иозеф Бем – бывший школьник, который единственный из всего класса не хотел идти на войну. Он погиб первым. Катчинский – сапожник.

Вторая группа героев немногочисленна. Эти лица Пауль Боймер встретит, когда приедет с фронта домой в отпуск.В неё входят персонажи, в основном не вовлеченные в действие, появляющиеся в романе как второстепенные, но они играют важную роль в оснознании Паулем Боймером и самим автором чудовищной несправедливости войны. Именно эти герои расставят главные акценты в мировоззрении солдата Пауля Боймера в защиту товарищества, любви, тех ценностей, которые, казалось бы, исчезли из довоенной жизни и к которым так долго шел девятнадцатилетний солдат. Это циники, наблюдающие в тылу, как сражается солдат.

Почему Ремарк акцентирует внимание читателей на довоенных профессиях своих героев?

Упоминание о гражданской профессии нынешних солдат – акцент на их трагедию, знак разделения мира.

Как происходит ранение солдат? Какую особую символику в связи с этим имеет роман?

Роман имеет особую символику: ранение солдат происходит через обезноживание - это невозможность возвращения домой. Франц Киммерих будет ранен, затем ему ампутируют ногу, потом он умрет в госпитале. Особый символ романа – ботинки, которые солдаты передают, завещая друг другу после собственной смерти, в которых им не придется вернуться домой.

Какую роль играет природа в повествовании?

Важную роль в романе играет мир природы. Он представлен немногочисленными представителями животного мира и пейзажем. Война у Ремарка имеет красный цвет крови и серый цвет пыли, осевшей на лицах измученных солдат. Это портрет всего поколения. Война всем приносит несчастье, война отрывает от родных мест, разрушает.

В романе «Возвращение» опять Ремарк вернётся к теме лошади, когда описывает товарный состав, везущий слепых лошадей с фронта.

«Следующий поезд приходит на второй день к полудню. Это товарный состав, он везет слепых лошадей с фронта. Вывороченные белки животных сплошь в синеватых и багровых жилках. Лошади стоят неподвижно, вытянув шеи, и только в дрожащих ноздрях теплится жизнь».

Мотив слепоты и прозрения вносит в роман печальную символику. Гибнет мир, культура, природа, человеческое представление о настоящей жизни.

Как в романе переплетаются два мира – мир человека и мир войны?

На войне нельзя мечтать. Война не даст стать Францу Киммериху лесничим, а Паулю Боймеру – печатником. Герои даже не представляют себе, что мир возможен, они не знают, что бы сделали, если бы он наступил, будущего нет, поэтому мечты о нём размыты. Трудный поиск дальнейшего пути: «этого не может быть», «дернул бы отсюда», «напился бы». Что же еще делать? Герои размышляют очень долго, прежде чем вспоминают о доме. Воспоминания говорят о неукорененности героев в мирной жизни, так как слово «жена» Катчинский не произносит, у него это не получается, выходит «баба», «старуха», а Тьяден, выясняется, живет в «лачуге на болоте».

В романе развенчивается героический (рыцарский) взгляд на войну.

Это неожиданное обращение к средневековью, к рыцарским временам, когда военные действия происходят во имя Прекрасной дамы. Война у Ремарка имеет красный цвет крови и серый цвет пыли, осевшей на лицах измученных солдат. Это портрет всего поколения. Война всем приносит несчастье, война отрывает от родных мест, разрушает.

Через весь роман проходит мотив двух миров. Как соединить мир, разорванный пополам, чтобы разрушенные ценности приобрели цельность, ведь ранее приобретенные истины не находят подтверждения в реальной жизни. Это одна из главных проблем произведения.

Тему двух миров: войны и мира, жизни и смерти, сиюминутного и вечного раскрывает и эпизод с бабочками. Они появляются в романе дважды: на фронте «Однажды, перед нашим окопом все утро резвились две бабочки. Это капустницы, - на их желтых крылышках сидят красные точечки. И как их только сюда занесло, - ни цветов, ни других растений здесь нигде не увидишь! Бабочки отдыхают на зубах черепа», и дома во время отпуска. «Надо мной висит на стене застекленный ящик с пестрыми бабочками, которых я когда-то собирал». Так противопоставляются два мира: мир детства, беззаботности, в котором дом, мать и отец, сестра, ящик с бабочками, пианино красного дерева, и мир войны, где «бабочки отдыхают на зубах черепа». Но с помощью этих крылатых небесных существ писатель определяет в сознании Боймера мир, помогает понять, что дальше в страшной реальности существует жизнь, ведь бабочка – символ души, бессмертия, возрождения, она способна превращаться, трансформироваться.

Какую роль в произведении играет тема пути?

У войны в романе есть свое пространство. Помимо линии фронта таким пространством войны является кладбище. Судьба в разрушенном мире у Ремарка может не сложиться, она печальна, т.к. в бесконечных ежедневных солдатских буднях нет надежды: «Поговаривают о наступлении. Нас отправляют на фронт на два дня раньше обычного. По пути мы проезжаем мимо разбитой снарядами школы. Вдоль ее фасада высокой двойной стеной сложены новенькие светлые неполированные гробы. Они еще пахнут смолой, сосновым деревом и лесом.»

Если взять только существительные, то получится страшная цепочка: наступление – фронт - путь – школа – гробы. Это, по сути, дорога каждого из героев романа. События происходят в окопах, на кладбище, герои просто передвигаются в пространстве, как передвигается войско на карте главнокомандующего. Выхода с карты, из зоны действия, нет.

Итоги урока

Как вы понимаете эпиграф, предложенный к уроку и являющийся эпиграфом к роману «На Западном фронте без перемен»?

В чём, по-вашему, заключается многозначность заглавия книги?

Какое влияние оказывает на человеческую природу война?

Примерная таблица, которая должна быть в тетрадях в конце урока.

Аксиологическое пространство романа

добро

зло (преобладает)

Главный герой уезжает в отпуск домой.

Разрушен мир как главная ценность, отсюда и в мире, и в душах людей смятение, недоумение.

Вернувшись на фронт, Пауль Боймер многое переосмысляет, но роман заканчивается смертью героя, так как нет возвращения в разрушенный войной мир.

Герои воюют на чужой земле, участвуя в захватнической войне,

Ремарк, давая надежду на преображение духовного мира людей, вводит в повествование образ бабочки – символ позитивных изменений души. Но пока ещё душа существует в страшном мире, бабочку мы встречаем лишь на фронте, сидящую на костях черепа и дома у главного героя под стеклом в виде довоенной коллекции.

Герои не имеют портретных характеристик, так как солдаты все в одних шинелях, все на одно лицо, они обезличены.

Движение происходит по кругу, в пределах линии фронта, по определенному маршруту: школа – фронт – наступление – гроб. Герои не могут выбраться из этого замкнутого круга, ранение солдат происходит через обезноживание, в дальнейшем их ждет смерть.

Время в романе движется необычно: год как день, а не наоборот, так как всё однообразно и страшно вокруг.

Заключительное слово

Аксиологическое пространство романа разделено так, что зло в начале повествования значительно преобладает: духовные и нравственные ценности поглощены страшным раздвоенным апокалипсическим миром. В романе «На Западном фронте без перемен» события происходят во время Первой мировой войны, когда разрушен мир как главная ценность, отсюда и в мире, и в душах людей смятение, недоумение. Герои воюют на чужой земле, участвуя в захватнической войне, они не имеют портретных характеристик, так как солдаты все в одних шинелях, все на одно лицо, они обесчеловечены. Движение происходит по кругу, в пределах линии фронта, по определенному маршруту: школа – фронт – наступление – гроб. Герои не могут выбраться из этого замкнутого круга, ранение солдат происходит через обезноживание, в дальнейшем их ждет смерть. Время в романе движется необычно: год как день, а не наоборот, так как всё однообразно и страшно вокруг. Аксиологическая проблематика получает позитивное движение во внутреннем духовном мире, когда главный герой уезжает в отпуск домой. Вернувшись на фронт, Пауль Боймер многое переосмысляет, но роман заканчивается смертью героя, так как нет возвращения в разрушенный войной мир. Ремарк, давая надежду на преображение духовного мира людей, вводит в повествование образ бабочки – символ позитивных изменений души. Но пока ещё душа существует в страшном мире, бабочку мы встречаем лишь на фронте, сидящую на костях черепа и дома у главного героя под стеклом в виде довоенной коллекции.

Тема войны и мира в романе Э.М. Ремарка «На западном фронте без перемен»

Введение

Заключение

Введение

Первая мировая война стала для ее современников и для всего человечества больше, чем глобальной войной. Она обернулась грандиозной катастрофой. Во многих исследованиях неоднократно отмечалось, что Первая мировая оказалась столь страшной и катастрофичной потому, что была войной непривычной, которая велась по новым, неизвестным правилам .

В романе прочитывается осознание того, что война разрубает жизнь людей на до и после, «смывает» ее участников. И, скорее всего, это ощущение появилось во время боевых действий, примерно тогда, когда война стала позиционной.

Конечно, любая война заставляет изменить что-то во взгляде на жизнь. На войне, например, не является преступлением убить врага, а любой солдат готов и сам умереть, если знает, во имя чего приносит в жертву свою жизнь. Однако, когда войны кончаются, жизнь, как свидетельствует история, не возвращается в прежнее русло. Особенно после таких кровавых боен, как Первая мировая война. Четыре года солдаты вели боевые действия, не видя в этом смысла. Да, они защищали свое отечество, хотя от кого и от чего, было понятно немногим. Как известно, эта война не только внесла коренные изменения в мировую политику, в распределение сил и ролей между мировыми державами, но и стала катализатором революции и распада империй. Все эти изменения не могли не отразиться на жизни каждого человека. Именно об этом и писал Эрих Мария Ремарк: о страданиях, войне, жалости, любви и дружбе. Войны, которые последовали за Первой мировой войной, были и более жестокими, и более кровавыми. Но и страдания людей в последующих войнах стали более ощутимыми. Темы, поднятые в романе «На западном фронте без перемен» потом найдут свое продолжение в других романах не только Эрих Марии Ремарка, но и других писателей . После Второй мировой войны люди обернутся и поймут, что многое, предсказанное, озвученное в романе, было не услышано и поэтому привело к еще большее тяжелым последствиям.

В связи с этим задачами данной работы будут являться:

Анализ сюжетной линии, раскрывающей темы любви и мира в романе,

Часть 1. Война и мир в жизни героев романа

Известно огромное количество воспоминаний об этой войне . Историков обычно больше интересуют мемуары политиков, ученых, военных. А художественные произведения, написанные современниками и участниками Первой мировой, дают возможность читателю погрузиться в атмосферу жизни людей того времени. Таков и роман Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен».

Роман немецкого писателя Э.М.Ремарка «На Западном фронте без перемен» требует к себе, на мой взгляд, более философского, нежели эмоционального отношения. Об этом говорят даже сами слог, стиль, манера повествования автора: неторопливо, отвлечённо, даже, казалось бы, равнодушно, как бы со стороны рассказывает он об одном из самых страшных испытаний, какие только могут выпасть на долю человека в жизни, – о войне .

И с этого угла зрения Пауль Боймер, Тьяден, Стани-слав Катчинский, Хайе Вестхус, Альберт Кропп, Мюллер, Леер, Детеринг – герои романа – самые замечательные и счастливые люди, сумевшие рано, за очень короткий срок, познать жизнь и понять в ней главное.

Главный герой романа - Пауль, 18-летний немец, призванный на фронт. Он и его друзья, одноклассники и сослуживцы вынуждены сражаться не только с противниками, но и с теми нечеловеческими условиями, в которых оказались. На страницах романа рассказывается, как Пауль перемещается со своим отрядом по позициям, едет домой в отпуск, возвращается на фронт, получает ранение, оказывается в госпитале и снова попадает на фронт. И кажется, что войне, смерти, страданию нет конца, что нет выхода. Пауля убивают в октябре 1918 г. И, пожалуй, такой исход закономерен. Пауль и его ровесники не имеют за спиной ничего, кроме войны, и потому они и есть потерянное поколение .

Герои Ремарка вряд ли были списаны с реальных образцов, и, конечно же, ни Кеммерих, ни Кат, ни сам Пауль не существовали в жизни. Однако эти образы дают нам понять, какими были герои бессмысленной, ужасной войны - люди, хотевшие мира и защищавшие свое отечество. Героизм в этой войне, видимо, измерялся не количеством успешных боев и одержанных побед, а тем, насколько солдат смог остаться человеком.

Всё, как известно, познаётся в сравнении; по-настоящему познать, что такое рай, можно лишь находясь в аду. Паулю Боймеру и его сослуживцам вся их доармейская, довоенная жизнь представлялась ни чем иным, как раем, тем более что человеческая память имеет свойство хранить в своих архивах только хорошее, извлекая это хорошее даже, казалось бы, из самых тёмных моментов прошедшей жизни. Скучая по потерянному раю в аду войны, герои романа только и живы надеждой вновь обрести этот рай, возвратившись домой. И здесь есть очень тонкий психологический момент: если в армии, на войне, они разочаровались в националистических, шовинистических идеях, в своих учителях, политиках, ораторах, в государстве, наконец, то в мирной жизни их ждало ещё более горькое разочарование: рая-то, оказывается, нет!

Впрочем, Пауль Боймер вплотную подходит к мысли о том, что рай потерян для него навсегда. «…Мы уже не сможем прижиться. Да нас и не поймут, – ведь перед нами есть старшее поколение, которое хотя и провело с нами все эти годы на фронте, уже имело свой семейный очаг и профессию и теперь снова займёт своё место в обществе и забудет о войне, а за нами подрастает поколение, напоминающее нас, какими мы были раньше; и для него мы будем чужими, оно столкнёт нас с пути. Мы не нужны самим себе, мы будем жить и стариться, – одни приспособятся, другие покорятся судьбе, а многие не найдут себе места. Протекут годы, и мы сойдём со сцены» .

Но всё-таки у Пауля жива и надежда на обретение потерянного рая:«Не может быть, чтобы это ушло навсегда, – тёплое, нежное дыхание жизни, волновавшее нам кровь. Неведомое, томящее, надвигающееся, упоительное предчувствие сближения с женщиной. Не может быть, чтобы всё это сгинуло под ураганным огнём, в муках отчаянья и в солдатских борделях», – взывает сам к себе, к своему сердцу, к своей душе главный герой романа.

Именно поэтому Ремарк пожалел своих героев: большинство из них, включая и Пауля Боймера, погибли с надеждой на возвращение в потерянный рай.

«…Он (Пауль Боймер – добавление мое) упал лицом вперёд и лежал в позе спящего. Когда его перевернули, стало видно, что он, должно быть, недолго мучился, – на лице его было такое спокойное выражение, словно он был даже доволен тем, что всё кончилось именно так».

Мы всё-таки имели возможность наблюдать за Паулем Боймером в мирной жизни, во время его отпуска. И что же?! Он не может почувствовать себя прежним, не может представить себя и в будущем. Он еле-еле справляется с собой настоящим, сдерживая себя при встрече с тыловым майором – солдафоном, с обывателями его родного городка, умеющими, так сказать, масштабно мыслить в плане стратегии и тактики ведения военных действий.

У Пауля не укладывается в голове то, как можно здесь, в тылу, жить нормальной, привычной жизнью, когда ТАМ рвутся снаряды, ТАМ убивают людей, травят солдат газами, закалывают штыками. Всё возмущается и кипит внутри Пауля, но в то же время у него нет сил, ни желания что-то объяснять людям. Для них – на Западном фронте – всё ещё идёт позиционная война, а ведь надо бы, как считает один из обывателей, перейти в наступление, наконец, пора уже, дескать, задать жару этим французикам. Для них на Западном фронте, действительно, без перемен, даже если за это время погибли тысячи людей.– «Не надо было мне приезжать в отпуск!» – делает вывод Пауль Боймер.…

Таким образом, герой делает вывод, что война и мир есть только на войне, в мирной жизни для этой темы нет места.

Часть 2. Размышления о войне и мире героями и втором романа

Эрих Мария Ремарк в 1916 году ушёл добровольцем на фронт, сам испытал всё то, что испытали его литературные герои . Отсюда и реализм, с каким описывает автор войну, солдатский быт; отсюда его кажущееся усталое, неспешное, как бы равнодушное повествование. Когда читатель «На Западном фронте без перемен», мысленно представляя себе картины войны, лазаретов, нехитрого солдатского быта, описываемых в романе.

В последующих своих романах, таких, как: «Возвращение», «Три товарища», которые можно в принципе считать продолжением рассматриваемого здесь романа «На Западном фронте без перемен», Ремарк попытался рассказать о судьбе солдат, уцелевших на войне и вернувшихся домой. Голос автора, голос рассказчика. И тот, кто всё это повествует, представляется тебе глубоко несчастным, физически и душевно израненным, огрубевшим, но в то же время добрым и удивительно человечным человеком.

И если он одинаковым, ровным, почти равнодушным голосом говорит о том, как люди без ступней, на одних культяшках, бежали в атаку ещё добрый десяток метров и о том, как лучше бороться с солдатскими, бельевыми вшами, то это только потому, что его эмоции, его личное горе, личная трагедия достигли наивысшей точки, незаметной для обывателя. Это сродни горю без слёз – самому тяжкому горю. Автор передает размышления солдат, призванных в армию, - крестьян, ремесленников, рабочих; и им нет никакого дела до геополитики, им лишь необходимо знать, за что они рискуют своей жизнью, и они не могут найти ответ на этот вопрос.

Основной удар война нанесла по молодым людям, еще не имеющим «корней». Они ощутили себя ненужными даже самим себе .

Война представляется этим молодым солдатам совершенно бессмысленной, ведь никто не может объяснить, почему она идет, каковы ее причины. Героев романа к разговору о смысле войны приводит встреча с кайзером Вильгельмом II, который приехал в полк наградить солдат «Железными крестами». Кайзер не кажется таким величественным, каким должен быть правитель, ответственный за развязывание мировой войны, он видится человеком , таким же, как и солдаты, только занимающим иную социальную нишу. Солдатам не хочется верить, что кайзер мог хотеть этой войны . Зачем же солдаты находятся на фронте? Они защищают отечество, и их враги защищают отечество, однако все понимают, что в этой войне нет правых, и не может быть. Так зачем же все-таки сидеть в грязном окопе и подвергать свою жизнь опасности? Герои Ремарка изо всех сил пытаются остаться людьми, однако во время боя солдаты становятся «автоматами», «дикими зверями», что позволяет им сохранять себя и свои жизни.

Первая мировая война унесла огромное количество жизней, больше, чем какая-либо война до этого. Ремарк изображает в своем романе множество смертей. Здесь мы вновь можем проследить пацифистские тенденции этого произведения. Перед нашими глазами гибнут друзья детства героя, новобранцы, мы видим смерти на поле боя, в госпитале, смерти от газа… Смерть на войне воспринимается как данность, и, кажется, оплакать каждого невозможно, а от невыносимой скорби или страха можно сойти с ума. Смерть становится для героев романа привычной. И это один из самых ужасных итогов мировой войны. Человек, постоянно видящий изуродованные трупы, видящий, как погибают близкие люди, вряд ли сможет после окончания войны жить спокойно. Поэтому для многих страх перед мирной жизнью оказывается даже сильнее страха перед смертью. Ремарк не оставил в живых ни одного своего героя, возможно, потому, что еще с первых страниц объявил поколение участников войны потерянным, отказал ему в праве на будущее как людям, чьи «знания о жизни сводятся к смерти».

Заключение

Первая мировая война не имела идеи, за которую можно было бы умереть. Она не оправдала надежд политиков на быстрый исход, а стала лишь «крушением всего человеческого». Единственное хорошее, что находит автор в этой войне, - фронтовое товарищество . Товарищество людей, преданных друг другу, но при этом знающих, что они могут потерять друг друга в любой момент, смирившихся с этой мыслью; людей, не понимающих, за что они сражаются, однако осознающих дорогую цену каждого сражения. Последние страницы романа показывают, что ничто не держало человека на той войне, дезертирство не казалось позором - ведь намного естественней тосковать по дому, чем ждать своей гибели. Намного патриотичнее возделывать родную землю, чем сидеть в окопе и выполнять бессмысленные приказы командиров.

Роман Ремарка дает нам возможность узнать о том, как люди сами мыслили себя на этой войне. В литературе советского периода часто встречается мнение, что герои романа отмечены печатью пассивности, обреченности, что они являютсяжертвами и страстотерпцами , а не борцами. Однако, пожалуй, героев Ремарка все же можно назвать борцами, борцами не за какие-то высокие идеалы, но за собственную жизнь, за то, чтобы вернуться домой людьми, способными жить дальше. Человек на войне - это не немец, француз, англичанин и русский, не крестьянин, ремесленник, учитель или студент, человек здесь - это свой или чужой, это командир или рядовой. Именно в художественной литературе привычное для нас понятие армия распадается на конкретных людей-личностей.

По Ремарку, каждый человек на войне играет свою роль, он необходим на ней, несмотря на то, что справедливость этой войны и ее смысл вызывают сомнения. Но в то же время война обезличивает, и за каждым изображенным Ремарком персонажем стоят еще тысячи подобных ему. Один человек вряд ли способен оказать влияние на ход военных действий. Человек и на войне выполняет свою социальную функцию, он обязан защитить свое отечество, и это не вызывает ни у кого сомнений. Хотя, отходя от общепринятых представлений о чести солдата, Ремарк стремится утвердить право каждого человека на выбор и, как уже упоминалось, не осуждает дезертирство.

Войны были, есть и будут. Более того, вполне возможно, что следующая мировая война сотрёт с лица Земли всё человечество. Жестокая, хищная, с большим количеством крови, страха, ужаса, смерти. И нет сильнее наркотика, потому что входит он не через вену, лёгкие или ещё какой орган, а напрямик, через душу, властно поглощая человека целиком. Навсегда. Именно так рождаются люди войны. Именно так рождаются целые поколения людей, для которых тема любви и смерти является не абстрактной.

Список использованной литературы

1. Зарубежная литература 20 века /Под ред. Л.Г. Андреева.- М., 2006. – 237 с.

3. История зарубежной литературы конца 20 века/Под ред. Л.Г. Андреева. – М., 2008 – 294 с.

4. История зарубежной литературы 20 века/ Под ред. В.Н. Богословского З.Т. Гражданской. - М., 2008 – 284 с.

5. Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1946. М. 1982


История зарубежной литературы конца 20 века/Под ред. Л. Г. Андреева. – М., 2008 – 294 с. – с. 24

Засурский Я., Микеладзе Н., Ванникова Н. Зарубежная литература 20 века. 1914-2000. Учебно-методическое пособие М., 2009 – 483 с.

Засурский Я., Микеладзе Н., Ванникова Н. Зарубежная литература 20 века. 1914-2000. Учебно-методическое пособие М., 2009 – 483 с. – с. 43

История зарубежной литературы 20 века/ Под ред. В. Н. Богословского, З. Т. Гражданской. - М., 2008 – 284 с.

Засурский Я., Микеладзе Н., Ванникова Н. Зарубежная литература 20 века. 1914-2000. Учебно-методическое пособие М., 2009 – 483 с.

Цит. по Зарубежная литература 20 века /Под ред. Л. Г. Андреева.- М., 2006. – 237 с. – с. 112

История зарубежной литературы конца 20 века/Под ред. Л.Г. Андреева. – М., 2008 – 294 с. – с. 134

Засурский Я., Микеладзе Н., Ванникова Н. Зарубежная литература 20 века. 1914-2000. Учебно-методическое пособие М., 2009 – 483 с. – с. 243

Зарубежная литература 20 века /Под ред. Л. Г. Андреева.- М., 2006. – 237 с. – с. 154

Главная > Книга

Эрих Мария Ремарк

«На Западном фронте без перемен»

1. История создания. Оценка критиков и современников.

В эпиграфе к роману он пишет: «Эта книга не является ни об-винением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поко-лении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов». В этой книге с большой полнотой и художественной проникновенностью воплотилось непосредственное восприятие страшных будней войны, таких, какими их испытали люди «потерянного поколения».

Таков был замысел автора. Но роман вышел за эти рамки и стал одновременно и исповедью и обвинением. Книга вышла в 1929 г. после того, как ее отвергли в нескольких издательствах. В одной только Германии ее годовой тираж составил один миллион двести ты-сяч экземпляров.

Написанный немецким писателем роман не имеет национальных границ. Он близок и понятен каждо-му, кто ощутил на себе последствия войн и разруше-ний. Успех книги принес Ремарку славу, внимание критики.

Экранизация этого произведения была осуществ-лена американским режиссером Л.Майлстоуном в 1930 году (премия «Оскар» этого же года). Харак-терный эпизод: в 1930 г. нацистам удалось воспре-пятствовать показу фильма в Германии.

2. Индивидуальная специфика в трактовке темы войны и «потерянности», в постановке проблем, в разрешении основного конфликта, в специфике персонажей каждого из названных авторов.

Им девятнадцать лет, этим молодым людям - героям романа Ремарка - вчерашним школьникам, попавшим в пекло войны. В прошлом у них не было никакого жизненного опыта, только школа и то, что было услышано от учителей и прочитано в кни-гах. Этого мало, чтобы облегчить последние муки умирающего, научить ползти под огнем, тащить раненого, сидеть в воронке в вязкой глине. Все, что казалось святым и незыблемым, перед лицом ураганного огня и братских могил - ничтожно и ник-чемно.

Для этой молодежи война ужасна вдвойне, ибо они не понима-ют, во имя чего посланы на фронт, во имя чего должны убивать французов и русских. «Я вижу, что кто-то натравливает один на-род на другой»,- думает Пауль Боймер. Но этот «кто-то» так и остался и для него и для других лицом совершенно нераскрытым и загадочным.

Только одно согревает и утешает их - мечта поехать в отпуск, вернуться в родной дом, к тому привычному и размеренному рит-му жизни, который оборвала война.

Пауль Боймер едет в отпуск. Он как страждущий путник, изне-могающий от жажды, хочет прикоснуться к живительному род-нику - родному дому. Но возвращение в отчий дом не принесло ему успокоения. Здесь все осталось на старых местах, но преж-няя жизнь мала ему и неудобна, как довоенный костюм, из кото-рого он вырос. И стихи, и черновик пьесы, оставшиеся в его столе, рукописи, над которыми он просиживал ночи,- все это теперь не нужно; разговоры обывателей о войне ему смешны и противны. И когда он снова вернулся на фронт, то почувствовал, что теперь у него нет не только будущего, но и прошлого. Единственное, что су-ществует, - это фронт, гибель товарищей и страх ожидания собственной смерти.

Что же противопоставляет Ремарк ужасу войны? Есть ли в жизни какие-либо светлые силы, на которые могли бы опереться его герои?

Герои Ремарка живут и мыслят лишь в плане эмоциональном, их мысли и чувства далеки от всего, что так или иначе могло бы привести их в соприкосновение с миром социальным и полити-ческим.

Ремарк непоколебимо убежден в том, что политика - это всег-да плохо, всегда во вред и зло человеку. И чем дальше, тем больше он утверждается в этих взглядах. Поэтому единственное, что он может противопоставить всепожирающему Молоху войны - это мир природы, жизнь в ее нетронутых, первозданных формах. Для героев, когда они мечтают о будущем, это будущее складывает-ся прежде всего из чистого неба над головой, возможности дышать и слышать шелест листвы. И в то время, как рушится мир человека с его мечтами, сомнениями, тревогами и скупыми радостями, природа живет. Дерево, расщепленное миной, упрямо тянется к солнцу. В минуты затишья перед боем слышно, как живет земля. «В земле бродят какие-то силы, они вливаются в меня через подошвы... живет ночь, живу я».

Прикосновение к земле, вид этого упрямого несдающегося де-рева - вот что дает герою силы, стиснув зубы, вновь идти в бой.

И именно потому, что Ремарк так ярко и взволнованно раск-рыл трагедию целого поколения, его роман стал обвинительным документом.

Ремарк клеймит войну, показывает ее жестокий, звериный лик. Его герой погибает не в сражении, не в атаке; он убит в один из тех дней затишья, о которых сводка сообщала: «На фронте без перемен». Погибла человеческая жизнь, единожды данная и непов-торимая.

Роман написан от первого лица, но не случайно Пауль Боймер, от имени которого ведется повествование, говорит всегда «мы», а не «я». Он имеет на это право. Таких, как он, было мно-го. Он говорит от имени целого поколения - живых, но духовно убитых войной, и мертвых, оставшихся в лесах России и на по-лях Франции.

«Потерянное поколение» - так назовут позднее этих людей.

В романе Ремарк рассказал не всю правду о войне, а только часть этой правды, он рассказал о тех, кого война сломила. Пауль Боймер признается: «Война сделала нас никчемными людьми... Мы отрезаны от разумной деятельности, от человеческих стрем-лений, от прогресса. Мы больше не верим в них».

Можно ли говорить о биографических элементах в романе?

«На Западном фронте без пере-мен» - роман во многом автобиографичный. Ре-марк, как и многие его герои, в восемнадцать лет добровольцем ушел в армию, попал на Западный фронт и получил серьезные ранения. Свои воспоми-нания, непосредственные ощущения и размышле-ния о страшных перипетиях войны Ремарк отразил в этой книге.

Особенности повествовательной манеры, специфика стиля автора. От лица кого ведется рассказ: лирического героя, рассказчика, повествователя и т.д.?

Роман написан от первого лица, и в рамках подобной формы особенно проникновенно звучит лиризм Ремарка, явственно высту-пает его умение тонко и впечатляюще передавать движение чело-веческой души. Многие страницы романа звучат подобно внутрен-нему монологу. Роман воспринимается как исповедь молодой, не-состоявшейся жизни.

Повестование в романе (как почти во всех произведениях Ремарка) ведется от лица главного героя, это и своего рода дневник, и хроника военных событий, увиденных глазами их очевидца. Героя зовут Пауль, он рядовой немецкой армии. Герой Ремарка, как и сам писатель, был призван на войну прямо со школьной скамьи. Автор намеренно не впускает читателей во внутренний мир своего героя, пытаясь создать как можно более непосредственную и объективную картину страшных военных будней.

Событий в романе происходит немного, они повторяются с ужасающим однообразием – об этом можно догадаться уже по заглавию романа.

Язык книги прост, скорее даже скуп. Ремарк немногословен в описаниях людей, деталей и картин природы, но они запоминаются благодаря точности, яркости красок и шокирующей натуралистичности, которая кажется порой излишней. В этих описаниях вполне можно углядеть влияние экспрессионизма - ведущего течения в немецком искусстве и литературе накануне Первой мировой войны. Вместо «я» главный герой зачастую употребляет местоимение «мы», даже в конце романа, когда остается совсем один – на протяжении романа, как это часто случается в произведениях Ремарка, Пауль теряет всех своих товарищей. Именно это «мы» позволило сотням тысяч читателей, брошенных, как когда-то ремарковский Пауль, своими правительствами на жертвенный алтарь бога войны, увидеть себя самих в герое романа «На Западном фронте без перемен» и обеспечило книге такой неслыханный успех.

Место, роль и функция батальных сцен.

Роман натуралистически воссоздает буд-ни и сражения войны. Это калейдоскоп различных эпизодов из жизни одного подразделения немецкой армии (раздача обеда на передовой, крысы в окопах, искалеченные и умирающие люди, лошади, море трупов). Писатель разрушает пропагандистский героический образ войны, создаваемый официаль-ными кругами Германии и средствами массовой ин-формации. Его объективное, почти документальное изображение фронтовой жизни доказывает обрат-ное: в этой безжалостной мясорубке нет места по-двигам и благородным патриотическим порывам. В мире Ремарка есть все: отвратительное и жалкое, возвышенное и нежное, трагическое и смешное. Вот после ампутации ноги в военном госпитале умирает Кеммерих, а его друзья ждут у кровати, когда он умрет, чтобы забрать ботинки. Вот друзья радуются, украв и тайком зажарив двух гусей. Вот солдатам вы-дают новое обмундирование в день прибытия кай-зера, после забирают обратно. Вот сцена схватки Па-уля с французским солдатом в воронке от фугаса и мучительное пребывание наедине с умирающим на его руках французом (у Пауля неожиданно возникает чувство сострадания к такому же обманутому солдату другой страны и ненависть к войне).

Генрих Манн рассказывал, какое сильное впечатление на французских зрителей произвела именно эта сце-на в кинофильме, поставленном в 1930 г. по роману. В момент, когда на экране Боймер - уже после убийства француза - высунул голову из воронки, а в него прицелился французский снайпер, пожилая француженка крикнула на весь зал: «Не стреляй!»

Эти истории и им подобные составляют первый, так называемый внешний пласт романа, - изобра-жающий, как война уничтожает физически и нравст-венно вчерашних школьников.

Тема войны и мира в романе Э.М. Ремарка «На западном фронте без перемен»

Введение

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Первая мировая война стала для ее современников и для всего человечества больше, чем глобальной войной. Она обернулась грандиозной катастрофой. Во многих исследованиях неоднократно отмечалось, что Первая мировая оказалась столь страшной и катастрофичной потому, что была войной непривычной, которая велась по новым, неизвестным правилам .

В романе прочитывается осознание того, что война разрубает жизнь людей на до и после, «смывает» ее участников. И, скорее всего, это ощущение появилось во время боевых действий, примерно тогда, когда война стала позиционной.

Конечно, любая война заставляет изменить что-то во взгляде на жизнь. На войне, например, не является преступлением убить врага, а любой солдат готов и сам умереть, если знает, во имя чего приносит в жертву свою жизнь. Однако, когда войны кончаются, жизнь, как свидетельствует история, не возвращается в прежнее русло. Особенно после таких кровавых боен, как Первая мировая война. Четыре года солдаты вели боевые действия, не видя в этом смысла. Да, они защищали свое отечество, хотя от кого и от чего, было понятно немногим. Как известно, эта война не только внесла коренные изменения в мировую политику, в распределение сил и ролей между мировыми державами, но и стала катализатором революции и распада империй. Все эти изменения не могли не отразиться на жизни каждого человека. Именно об этом и писал Эрих Мария Ремарк: о страданиях, войне, жалости, любви и дружбе. Войны, которые последовали за Первой мировой войной, были и более жестокими, и более кровавыми. Но и страдания людей в последующих войнах стали более ощутимыми. Темы, поднятые в романе «На западном фронте без перемен» потом найдут свое продолжение в других романах не только Эрих Марии Ремарка, но и других писателей . После Второй мировой войны люди обернутся и поймут, что многое, предсказанное, озвученное в романе, было не услышано и поэтому привело к еще большее тяжелым последствиям.

В связи с этим задачами данной работы будут являться:

Анализ сюжетной линии, раскрывающей темы любви и мира в романе,

Часть 1. Война и мир в жизни героев романа

Известно огромное количество воспоминаний об этой войне . Историков обычно больше интересуют мемуары политиков, ученых, военных. А художественные произведения, написанные современниками и участниками Первой мировой, дают возможность читателю погрузиться в атмосферу жизни людей того времени. Таков и роман Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен».

Роман немецкого писателя Э.М.Ремарка «На Западном фронте без перемен» требует к себе, на мой взгляд, более философского, нежели эмоционального отношения. Об этом говорят даже сами слог, стиль, манера повествования автора: неторопливо, отвлечённо, даже, казалось бы, равнодушно, как бы со стороны рассказывает он об одном из самых страшных испытаний, какие только могут выпасть на долю человека в жизни, – о войне .

И с этого угла зрения Пауль Боймер, Тьяден, Стани-слав Катчинский, Хайе Вестхус, Альберт Кропп, Мюллер, Леер, Детеринг – герои романа – самые замечательные и счастливые люди, сумевшие рано, за очень короткий срок, познать жизнь и понять в ней главное.

Главный герой романа - Пауль, 18-летний немец, призванный на фронт. Он и его друзья, одноклассники и сослуживцы вынуждены сражаться не только с противниками, но и с теми нечеловеческими условиями, в которых оказались. На страницах романа рассказывается, как Пауль перемещается со своим отрядом по позициям, едет домой в отпуск, возвращается на фронт, получает ранение, оказывается в госпитале и снова попадает на фронт. И кажется, что войне, смерти, страданию нет конца, что нет выхода. Пауля убивают в октябре 1918 г. И, пожалуй, такой исход закономерен. Пауль и его ровесники не имеют за спиной ничего, кроме войны, и потому они и есть потерянное поколение .

Герои Ремарка вряд ли были списаны с реальных образцов, и, конечно же, ни Кеммерих, ни Кат, ни сам Пауль не существовали в жизни. Однако эти образы дают нам понять, какими были герои бессмысленной, ужасной войны - люди, хотевшие мира и защищавшие свое отечество. Героизм в этой войне, видимо, измерялся не количеством успешных боев и одержанных побед, а тем, насколько солдат смог остаться человеком.

Всё, как известно, познаётся в сравнении; по-настоящему познать, что такое рай, можно лишь находясь в аду. Паулю Боймеру и его сослуживцам вся их доармейская, довоенная жизнь представлялась ни чем иным, как раем, тем более что человеческая память имеет свойство хранить в своих архивах только хорошее, извлекая это хорошее даже, казалось бы, из самых тёмных моментов прошедшей жизни. Скучая по потерянному раю в аду войны, герои романа только и живы надеждой вновь обрести этот рай, возвратившись домой. И здесь есть очень тонкий психологический момент: если в армии, на войне, они разочаровались в националистических, шовинистических идеях, в своих учителях, политиках, ораторах, в государстве, наконец, то в мирной жизни их ждало ещё более горькое разочарование: рая-то, оказывается, нет!

Впрочем, Пауль Боймер вплотную подходит к мысли о том, что рай потерян для него навсегда. «…Мы уже не сможем прижиться. Да нас и не поймут, – ведь перед нами есть старшее поколение, которое хотя и провело с нами все эти годы на фронте, уже имело свой семейный очаг и профессию и теперь снова займёт своё место в обществе и забудет о войне, а за нами подрастает поколение, напоминающее нас, какими мы были раньше; и для него мы будем чужими, оно столкнёт нас с пути. Мы не нужны самим себе, мы будем жить и стариться, – одни приспособятся, другие покорятся судьбе, а многие не найдут себе места. Протекут годы, и мы сойдём со сцены» .

Но всё-таки у Пауля жива и надежда на обретение потерянного рая:«Не может быть, чтобы это ушло навсегда, – тёплое, нежное дыхание жизни, волновавшее нам кровь. Неведомое, томящее, надвигающееся, упоительное предчувствие сближения с женщиной. Не может быть, чтобы всё это сгинуло под ураганным огнём, в муках отчаянья и в солдатских борделях», – взывает сам к себе, к своему сердцу, к своей душе главный герой романа.

Именно поэтому Ремарк пожалел своих героев: большинство из них, включая и Пауля Боймера, погибли с надеждой на возвращение в потерянный рай.

«…Он (Пауль Боймер – добавление мое) упал лицом вперёд и лежал в позе спящего. Когда его перевернули, стало видно, что он, должно быть, недолго мучился, – на лице его было такое спокойное выражение, словно он был даже доволен тем, что всё кончилось именно так».

Мы всё-таки имели возможность наблюдать за Паулем Боймером в мирной жизни, во время его отпуска. И что же?! Он не может почувствовать себя прежним, не может представить себя и в будущем. Он еле-еле справляется с собой настоящим, сдерживая себя при встрече с тыловым майором – солдафоном, с обывателями его родного городка, умеющими, так сказать, масштабно мыслить в плане стратегии и тактики ведения военных действий.

У Пауля не укладывается в голове то, как можно здесь, в тылу, жить нормальной, привычной жизнью, когда ТАМ рвутся снаряды, ТАМ убивают людей, травят солдат газами, закалывают штыками. Всё возмущается и кипит внутри Пауля, но в то же время у него нет сил, ни желания что-то объяснять людям. Для них – на Западном фронте – всё ещё идёт позиционная война, а ведь надо бы, как считает один из обывателей, перейти в наступление, наконец, пора уже, дескать, задать жару этим французикам. Для них на Западном фронте, действительно, без перемен, даже если за это время погибли тысячи людей.– «Не надо было мне приезжать в отпуск!» – делает вывод Пауль Боймер.…

Таким образом, герой делает вывод, что война и мир есть только на войне, в мирной жизни для этой темы нет места.

Часть 2. Размышления о войне и мире героями и втором романа

Эрих Мария Ремарк в 1916 году ушёл добровольцем на фронт, сам испытал всё то, что испытали его литературные герои . Отсюда и реализм, с каким описывает автор войну, солдатский быт; отсюда его кажущееся усталое, неспешное, как бы равнодушное повествование. Когда читатель «На Западном фронте без перемен», мысленно представляя себе картины войны, лазаретов, нехитрого солдатского быта, описываемых в романе.

В последующих своих романах, таких, как: «Возвращение», «Три товарища», которые можно в принципе считать продолжением рассматриваемого здесь романа «На Западном фронте без перемен», Ремарк попытался рассказать о судьбе солдат, уцелевших на войне и вернувшихся домой. Голос автора, голос рассказчика. И тот, кто всё это повествует, представляется тебе глубоко несчастным, физически и душевно израненным, огрубевшим, но в то же время добрым и удивительно человечным человеком.

И если он одинаковым, ровным, почти равнодушным голосом говорит о том, как люди без ступней, на одних культяшках, бежали в атаку ещё добрый десяток метров и о том, как лучше бороться с солдатскими, бельевыми вшами, то это только потому, что его эмоции, его личное горе, личная трагедия достигли наивысшей точки, незаметной для обывателя. Это сродни горю без слёз – самому тяжкому горю. Автор передает размышления солдат, призванных в армию, - крестьян, ремесленников, рабочих; и им нет никакого дела до геополитики, им лишь необходимо знать, за что они рискуют своей жизнью, и они не могут найти ответ на этот вопрос.

Новое на сайте

>

Самое популярное