Домой Зуд Гранатовый браслет. Цитаты о любви из гранатовый браслет История создания рассказа

Гранатовый браслет. Цитаты о любви из гранатовый браслет История создания рассказа

Как и многие произведения Куприна, “Гранатовый браслет” имеет под собой вполне реальную основу. Жена российского губернатора Любимова, Людмила Ивановна, стала объектом страсти телеграфного чиновника по фамилии Желтиков, который однажды прислал ей подарок – позолоченную цепочку с кулоном. И хотя в действительности случай представлялся скорее анекдотом, талант писателя превратил его в рассказ о настоящей любви.

“Гранатовый браслет” читать онлайн не только интересно, но и поучительно. В истории много трагизма, но много и истинного чувства. К тому же история наполнена символами, в роли которых выступают драгоценные камни. С одной стороны – гранаты от неизвестного влюбленного, камень врачующий и успокаивающий, и жемчуг от мужа – не только символ чистого чувства, но и дурное предзнаменование.

И оно действительно сбывается: у Куприна “Гранатовый браслет” – это символ драматической, но при этом удивительно чистой любви, которая поднимает мелкого чиновника Желткова над всеми героями произведения, вместе с тем никого не унижая. Его чувство похоже на его подарок – редкий прекрасный камень в дешевой оправе. И когда тайную страсть выносят на обозрение, это не делает героя смешным, как самоубийство не делает его слабым. Скачать и прочитать повесть будет достаточно, чтобы понять, что лишение себя жизни было единственным выходом для человека, который не мог лишиться своей любви, и одновременно он таким образом как будто приближается к той, которой так отчаянно поклонялся – она теперь будет помнить о нем до конца своих дней, нежно и трепетно.

Эта книга – настоящий гимн любви, которая делает прекрасным самого ничтожного человека и дарит всегда больше, чем отбирает, даже если отобранное – это сама жизнь. Потому что только любовь крепка, как смерть.

  • Показать, как писатель изображает влияние любви на человека; мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств.
  • Раскрыть значение музыкального эпиграфа в рассказе.
  • Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания; культуру устной связной речи; навыки выразительного чтения; мышление.
  • Оборудование урока. Портрет А.И.Куприна. Грамзапись Второй сонаты Л.В.Бетховена.

    Ход урока

    1. Сообщение темы и целей урока.

    2. Вступительное слово учителя.

    3. Определение темы рассказа.

    Тема рассказа должна отразиться в эпиграфе. Что называется эпиграфом?

    Определение эпиграфа в словаре литературоведческих терминов: “Эпиграф - слова, предпосланные художественному произведению, помещаемые непосредственно перед текстом и призванные раскрыть художественный замысел автора, дать авторскую оценку излагаемым событиям. Эпиграф тесно связан с текстом.

    Чтение эпиграфов, подобранных дома.

    Эпиграф в рассказе музыкальный.

    Коротко передайте сюжет рассказа.

    Сейчас мы послушаем сонату Бетховена. (Настроить ребят на слушание классической музыки, рассказать о композиторе)

    Задание. Во время звучания мелодии ещё раз вспомнить рассказ и подумать, какие эпизоды могут соответствовать сонате.

    Итак, какие эпизоды возникли в вашем воображении? (Любовь, пейзаж, браслет, прощание княгини Веры с Желтковым, известие о смерти и др.)

    Посмотрите, весь рассказ отразился в музыке. Действительно, музыкальный эпиграф тесно связан с текстом.

    Подумаем, как менялась музыкальная интонация? (Спокойная - любовь, пейзаж, прощение; светлая - игра подруги, пейзаж, любовь; напряжённая - подарок Желткова, разговор с Желтковым, известие о смерти)

    Сопоставим музыкальные интонации с жизнью героев. Композиция рассказа соответствует музыке. На основе эпиграфа строится весь рассказ.

    Какие два начала сталкиваются в музыке? (Напряжённость и спокойствие)

    То же самое происходит в жизни героини. Скажите, как проходит её семейная жизнь, что об этом говорит автор? (Любовь угасает и становится привычкой)

    А что такое любовь? Как вы понимаете?

    Определим значение слова любовь по словарю. (Любовь - чувство, трудно поддающееся формальному определению. Характеризуется высшей эмоционально-духовной напряжённостью и основана на открытии максимальной ценности конкретного человека)

    Обратимся к тексту. Когда, кто говорит о любви в произведении? (Автор - 2 гл., 12 гл., 13 гл.; Василий Львович - 5 гл., 6 гл., 10 гл., 11 гл.; Желтков - 5 гл., 10 гл., 11 гл., 13 гл.).

    В каком ключе даны эти рассказы? (Василий Львович - в сатирическо-гротескном ключе; Аносов - в реалистических тонах)

    Какие две точки зрения на любовь они высказывают? (1 - любовь-смысл жизни; 2 - нечто ненужное и расхожее)

    Кто придерживается точки зрения, что любовь - смысл жизни? (Желтков, Аносов)

    Что было в жизни этих героев? (Они прошли через это)

    Итак, имеет право говорить о любви тот, кто любит, кто перенёс страдания.

    Остановимся на образе Веры Николаевны. Она говорит о любви? (Нет, она размышляет, намекает, расспрашивает. Эта тема ей очень интересна)

    Какой вы её представляете? Запишите в тетради её черты. (Приземлённое существо, уравновешенная, ни фантазии, ни романтизма, ни стремления к возвышенному или хотя бы к чему-то необычному, рискованному в ней нет)

    Кто согласен с этой характеристикой? Почему?

    Устраивает ли её такая жизнь? Не ищет ли она чего-то необычного в жизни?

    Человек, который интересуется любовью и задаёт вопросы, - приземлённый человек?

    Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к тексу. Откройте первые страницы и найдите описание дня именин княгини Веры. С чего начинается описание?

    Что мы знаем о взаимоотношениях с мужем? Зачитайте.

    Как отреагировала Вера Николаевна на молитвенник, который подарила ей сестра? Зачитайте.

    Как это характеризует Веру Николаевну? (Романтическая натура)

    Какой знак препинания употребил Куприн в этом абзаце? (Многоточие - пауза - когда мы задумываемся о чём-либо, размышляем…)

    Вывод. Оказывается, Вера Николаевна- натура тонкая, чувствительная. неравнодушная к природе (текст), радуется прелестным дням (текст).

    Кто осознаёт, что Вера Николаевна не статуя, а женщина с горячей душой? (Желтков)

    Зачитаем последнее письмо Желткова (подготовленный ученик).

    Почему Княгиня Вера не ответила на любовь? (Не любит; душа не лежит; она замужняя женщина; разное социальное положение)

    В какой обстановке она жила? (Жизнь можно назвать идиллической: не ссорятся, не изменяют друг другу, между супругами полное взаимопонимание)

    Когда Вера Николаевна открывает для себя что-то важное? (Когда слушает сонату Бетховена)

    Что происходит с ней? (Она успокаивается, понимает, что это была любовь, что человеку надо любить, надо жить в полную меру, как велит ему его сердце - это идея произведения)

    4. Обобщение учителя.

    Эпиграф к рассказу подсказывает основную проблему и помогает раскрыть характер главной героини. Музыка сонаты раскрыла красоту любви Желткова и помогла Вере Николаевне всё понять и почувствовать себя прощённой.

    5. Итоги урока.

    1. Выставление оценок.

    2. Домашнее задание.

    Подготовиться к сочинению.

  • Показать, как писатель изображает влияние любви на человека; мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств.
  • Раскрыть значение музыкального эпиграфа в рассказе.
  • Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания; культуру устной связной речи; навыки выразительного чтения; мышление.
  • Оборудование урока. Портрет А.И.Куприна. Грамзапись Второй сонаты Л.В.Бетховена.

    Ход урока

    1. Сообщение темы и целей урока.

    2. Вступительное слово учителя.

    3. Определение темы рассказа.

    Тема рассказа должна отразиться в эпиграфе. Что называется эпиграфом?

    Определение эпиграфа в словаре литературоведческих терминов: “Эпиграф - слова, предпосланные художественному произведению, помещаемые непосредственно перед текстом и призванные раскрыть художественный замысел автора, дать авторскую оценку излагаемым событиям. Эпиграф тесно связан с текстом.

    Чтение эпиграфов, подобранных дома.

    Эпиграф в рассказе музыкальный.

    Коротко передайте сюжет рассказа.

    Сейчас мы послушаем сонату Бетховена. (Настроить ребят на слушание классической музыки, рассказать о композиторе)

    Задание. Во время звучания мелодии ещё раз вспомнить рассказ и подумать, какие эпизоды могут соответствовать сонате.

    Итак, какие эпизоды возникли в вашем воображении? (Любовь, пейзаж, браслет, прощание княгини Веры с Желтковым, известие о смерти и др.)

    Посмотрите, весь рассказ отразился в музыке. Действительно, музыкальный эпиграф тесно связан с текстом.

    Подумаем, как менялась музыкальная интонация? (Спокойная - любовь, пейзаж, прощение; светлая - игра подруги, пейзаж, любовь; напряжённая - подарок Желткова, разговор с Желтковым, известие о смерти)

    Сопоставим музыкальные интонации с жизнью героев. Композиция рассказа соответствует музыке. На основе эпиграфа строится весь рассказ.

    Какие два начала сталкиваются в музыке? (Напряжённость и спокойствие)

    То же самое происходит в жизни героини. Скажите, как проходит её семейная жизнь, что об этом говорит автор? (Любовь угасает и становится привычкой)

    А что такое любовь? Как вы понимаете?

    Определим значение слова любовь по словарю. (Любовь - чувство, трудно поддающееся формальному определению. Характеризуется высшей эмоционально-духовной напряжённостью и основана на открытии максимальной ценности конкретного человека)

    Обратимся к тексту. Когда, кто говорит о любви в произведении? (Автор - 2 гл., 12 гл., 13 гл.; Василий Львович - 5 гл., 6 гл., 10 гл., 11 гл.; Желтков - 5 гл., 10 гл., 11 гл., 13 гл.).

    В каком ключе даны эти рассказы? (Василий Львович - в сатирическо-гротескном ключе; Аносов - в реалистических тонах)

    Какие две точки зрения на любовь они высказывают? (1 - любовь-смысл жизни; 2 - нечто ненужное и расхожее)

    Кто придерживается точки зрения, что любовь - смысл жизни? (Желтков, Аносов)

    Что было в жизни этих героев? (Они прошли через это)

    Итак, имеет право говорить о любви тот, кто любит, кто перенёс страдания.

    Остановимся на образе Веры Николаевны. Она говорит о любви? (Нет, она размышляет, намекает, расспрашивает. Эта тема ей очень интересна)

    Какой вы её представляете? Запишите в тетради её черты. (Приземлённое существо, уравновешенная, ни фантазии, ни романтизма, ни стремления к возвышенному или хотя бы к чему-то необычному, рискованному в ней нет)

    Кто согласен с этой характеристикой? Почему?

    Устраивает ли её такая жизнь? Не ищет ли она чего-то необычного в жизни?

    Человек, который интересуется любовью и задаёт вопросы, - приземлённый человек?

    Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к тексу. Откройте первые страницы и найдите описание дня именин княгини Веры. С чего начинается описание?

    Что мы знаем о взаимоотношениях с мужем? Зачитайте.

    Как отреагировала Вера Николаевна на молитвенник, который подарила ей сестра? Зачитайте.

    Как это характеризует Веру Николаевну? (Романтическая натура)

    Какой знак препинания употребил Куприн в этом абзаце? (Многоточие - пауза - когда мы задумываемся о чём-либо, размышляем…)

    Вывод. Оказывается, Вера Николаевна- натура тонкая, чувствительная. неравнодушная к природе (текст), радуется прелестным дням (текст).

    Кто осознаёт, что Вера Николаевна не статуя, а женщина с горячей душой? (Желтков)

    Зачитаем последнее письмо Желткова (подготовленный ученик).

    Почему Княгиня Вера не ответила на любовь? (Не любит; душа не лежит; она замужняя женщина; разное социальное положение)

    В какой обстановке она жила? (Жизнь можно назвать идиллической: не ссорятся, не изменяют друг другу, между супругами полное взаимопонимание)

    Когда Вера Николаевна открывает для себя что-то важное? (Когда слушает сонату Бетховена)

    Что происходит с ней? (Она успокаивается, понимает, что это была любовь, что человеку надо любить, надо жить в полную меру, как велит ему его сердце - это идея произведения)

    4. Обобщение учителя.

    Эпиграф к рассказу подсказывает основную проблему и помогает раскрыть характер главной героини. Музыка сонаты раскрыла красоту любви Желткова и помогла Вере Николаевне всё понять и почувствовать себя прощённой.

    5. Итоги урока.

    1. Выставление оценок.

    2. Домашнее задание.

    Подготовиться к сочинению.

    Значительное место в русской литературе занимает писатель Александр Иванович Куприн, который создал много замечательных произведений. Но именно «Гранатовый браслет» привлекал и привлекает читателя своим понятным, но таким глубоким смыслом и содержанием. До сих пор не умолкают споры вокруг этого рассказа, а его популярность не ослабевает. Куприн решил наделить своих героев самым редким, но самым настоящим даром - любовью, и это ему удалось.

    Грустная история любви положена в основу повести «Гранатовый браслет». Настоящая, самоотверженная, верная любовь - это глубокое и искреннее чувство основная тема рассказа великого писателя.

    История создания рассказа «Гранатовый браслет»

    Свой новый рассказ, который известный писатель Куприн задумывал как повесть, Александр Иванович начал писать осень 1910 года в украинском городе Одессе. Он думал, что сможет написать его за несколько дней, и об этом даже сообщает в одном из писем к другу, литературному критику Клестову. Он писал ему о том, что совсем скоро отошлет знакомому книгоиздателю свою новую рукопись. Но писатель ошибся.

    Рассказ вышел из положенного сюжета, поэтому и занял у писателя не несколько дней, как он планировал, а несколько месяцев. Известно также, что в основу произведения положена история, которая произошла в действительности. Об этом и сообщает Александр Иванович в письме к филологу и другу Фёдору Батюшкову, когда, описывая ему, как проходит работа над рукописью, напоминают тому и о самой истории, которая легла в основу произведения:

    «Это - помнишь? - печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Желтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д. Н. - теперь губернатор в Вильне)».


    Признавался он в письме к другу Батюшкову, датированного 21 ноября 1910 года, что работа над новым произведением идет тяжело. Он писал:

    «Теперь я пишу "Браслет", но плохо дается. Главная причина - мое невежество в музыке... Да и светский тон!».


    Известно, что и в декабре рукопись ещё не была готова, но зато усиленно шла работа над ней, и в одном из писем Куприн сам дает оценку своей рукописи, говоря о том, что получается довольно «милая» вещь, которую уже и комкать не хочется.

    Рукопись увидела свет в 1911 году, когда ее напечатали в журнале «Земля». На тот момент в ней еще было и посвящение другу Куприна, литератору Клестову, который принимал живое участие в ее создании. У рассказа «Гранатовый браслет» был и эпиграф – первая нотная строка из одного сонета Бетховена.

    Сюжет рассказа

    Композиция рассказа состоит из тринадцати глав. В начале рассказа повествуется о том, как трудно пришлось княгине Вере Николаевне Шеин. Ведь в начале осени она жила еще на даче, тогда, как все соседи уже давно переехали в город из-за непогоды. Молодая женщина этого сделать не могла, так как в ее городском доме шел ремонт. Но вскоре погода успокоилась, и даже выглянуло солнышко. С теплом улучшилось и настроение главной героини.

    Во второй главе читатель узнает о том, что день рождение княгине нужно было отметить с пышностью, ведь этого требовало положение мужа. На 17 сентября было назначено торжество, которое явно было не по средствам семьи. Все дело в том, что ее муж уже давно разорился, но все еще не показывал этого окружающим, хотя на семье это сказывалось: Вера Николаевна не только не могла себе позволить лишнего, она даже экономила на всем. В этот день приехала помогать молодой женщине ее сестра, с которой княгиня была в хороших отношениях. Анна Николаевна Фриессе совсем не была похожа на свою сестру, но родственницы очень были привязаны друг к другу.

    В третьей главе писатель рассказывает о встрече сестер и о прогулке у моря, где Анна и вручила сестре свой ценный подарок - записная книжка, у которой была старинная обложка. Четвертая глава перенесет читателя в тот вечер, когда на торжество стали съезжаться гости. Среди прочих приглашенных был и генерал Аносов, который являлся приятелем отца девушек и с детства знал сестер. Девушки же его называли дедушкой, но делали это мило и с большим уважением и любовью.

    Пятая глава рассказывает о том, как весело проходил вечер в доме Шеиных. Князь Василий Шеин, муж Веры постоянно рассказывал истории, которые произошли с его родственниками и знакомыми, но делал это так ловко, что гости уже даже не понимали, где все-таки правда, а где вымысел. Вера Николаевна собралась давать распоряжение подавать чай, но, пересчитав гостей, сильно испугалась. Княгиня была женщиной суеверной, а гостей за столом оказалось тринадцать человек.

    Выйдя к горничной, она узнала, что посыльный принес подарок и записку. Вера Николаевна начала с записки и сразу же, с первых строк, поняла, что она от ее тайного поклонника. Но ей стало немного не по себе. Посмотрела женщина и на браслет, он был прекрасен! Но перед княгиней стал важный вопрос о том, стоит ли показывать этот подарок мужу.

    Шестая глава – это история княгини с телеграфистом. Муж Веры показывал свой альбом с веселыми картинками и одна из них – это история его жены и мелкого чиновника. Но она пока еще не была закончена, поэтому князь Василий начал просто ее рассказывать, не обращая внимания на то, что жена была против этого.

    В седьмой главе княгиня прощается с гостями: часть из них отправилась домой, а другая разместилась на летней террасе. Улучив минутку, молодая женщина показывает письмо от своего тайного поклонника мужу.
    Генерал Аносов, уезжая в восьмой главе, слушает историю Веры Николаевны о письмах, которые уже давно пишет тайный отправитель, а затем сообщает женщине, что настоящая любовь встречается довольно редко, но вот ей повезло. Ведь этот «безумец» любит ее самоотверженной любовью, о которой может мечтать каждая женщина.

    В девятой главе муж княгине и ее брат обсуждают дело с браслетом и приходят к выводу, что эта история не только затянулась, но и может отрицательно сказаться на репутации семьи. Перед сном они решают завтра найти этого тайного поклонника Веры Николаевны, вернуть ему браслет и навсегда покончить с этой историей.

    В десятой главе князь Василий и брат девушки Николай находят Желткова и просят навсегда покончить с этой историей. Муж Веры Николаевны почувствовал в этом человеке трагедию его души, поэтому разрешает написать последнее письмо его жене. Прочитав это послание, княгиня сразу поняла, что этот человек обязательно что-то сделает с собой, например, убьется.

    В одиннадцатой главе княгиня узнает о смерти Желткова и читает его последнее письмо, где ей запоминаются следующие строки: «Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Княгиня решает поехать на его похороны и посмотреть на этого человека. Муж не возражает.

    Двенадцатая и тринадцатая главы – это посещение покойника Желткова, чтение его последнего послания и разочарование женщины в том, что настоящая любовь прошла мимо нее.

    Характеристика действующих лиц


    Действующих лиц в произведении немного. Но стоит остановиться более подробно на главных героях:

    Вера Николаевна Шеина.
    Господин Желтков.


    Главная героиня рассказа – это Вера Николаевна Шеина. Она происходит из старинного дворянского рода. Вера нравится всем окружающим, так как она очень красива и мила: нежное лицо, аристократичная фигура. Она уже шесть лет замужем. Муж занимает важное место в светском обществе, хотя имеет материальные проблемы. У Веры Николаевны хорошее образование. У нее есть еще брат Николай и сестра Анна. Живет она с мужем где-то на берегу Черного моря. Несмотря на то что Вера является суеверной женщиной и совсем не читает газет, азартные игры она любит.

    Еще одним главным и важным героем рассказа является господин Желтков. Худой и высокий мужчина с нервными пальцами был небогатым человеком. На вид ему было лет тридцать пять. Он состоит на службе в контрольной палате, но должность занимает невысокую – мелкий чиновник. Куприн характеризует его, как скромного, воспитанного и благородного человека. Этот образ Куприн срисовал с реального человека. Прототипом главного героя стал мелкий чиновник телеграфа Желтиков П.П.

    Есть и другие персонажи в этом рассказе:

    ✔ Анна.
    ✔ Николай
    ✔ Муж главной героини, Василий Шеин.
    ✔ Генерал Аносов.
    ✔ Другие.


    Каждый из героев сыграл свою роль в содержании рассказа.

    Детали в романе


    В рассказе «Гранатовый браслет» много важных деталей, которые позволяют более глубоко раскрыть содержание произведения. Но особенно среди всех этих деталей выделяется гранатовый браслет. По сюжету главная героиня Вера получает его в подарок от тайного поклонника. Но предварительно Желтков, который и является тайным поклонником, кладет его в яркий красный футляр.

    Куприн дает подробное описание браслета, заставляя восхищаться его красотой и изысканностью: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами». Но особое внимание привлекает дальнейшее описание драгоценного браслета: «Посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов кабошонов, каждый величиной с горошину».

    Писатель рассказывает и об истории этого браслета, подчеркивая, таким образом, как важен он был для мелкого чиновника Желткова. Писатель пишет о том, что это дорогое украшение принадлежало еще прабабке главного героя, а последним, кто носил его, была его покойная мать, которую он очень сильно любил и хранил о ней самые теплые воспоминания. Зеленый гранат посередине браслета, по словам мелкого чиновника, имел свою старинную легенду, которая передавалась в семье Желткова из поколения в поколения. По этому преданию человек освобождается от тяжелых мыслей, женщина получает в награду еще и дар провидения, а мужчина будет защищен от любой насильственной смерти.

    Критика о повести «Гранатовый браслет»

    Литераторы высоко оценили мастерство Куприна.

    Первый отзыв произведению дал Максим Горький в одном из писем в 1911 году. Он был в восхищении от этого рассказа и постоянно повторял о том, что написано чудесно и что начинается наконец-то хорошая литература. Прочтение «Гранатового браслета» для известного революционного писателя Максима Горького стало настоящим праздником. Он писал:

    «А какая превосходная вещь "Гранатовый браслет" Куприна… Чудесно!».


    Новое на сайте

    >

    Самое популярное