Домой Инфильтрат Живопись пейзаж художник бакшеев. Бакшеев василий николаевич – галерея произведений (53 изображения)

Живопись пейзаж художник бакшеев. Бакшеев василий николаевич – галерея произведений (53 изображения)


(1862-1958)

Русский художник, мастер живописных пейзажей и жанров в духе «Союза русских художников» («союзников»).

Родился в Москве 12 (24) декабря 1862 в семье чиновника. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ; 1877-1888), в частности у А.К.Саврасова и В.Д.Поленова . Жил в Москве. Был членом «Товарищества передвижников», а также одним из организаторов и самых характерных мастеров «Союза русских художников» (с 1903). С 1922 состоял в АХРР. Жил преимущественно в Москве.

Продолжил традицию поэтического бытописания «передвижников» в своих жанрах - идиллических (Девушка, кормящая голубей, 1887, Третьяковская галерея) или, напротив, гнетуще-тревожных (Житейская проза, 1892-1893, там же). Много работал как пейзажист, соединяя сдержанно-импрессионистичную манеру с мягкой символической обобщенностью образов (Осенние лучи, 1916, Русский музей). После революции пейзаж стал ведущим руслом его творчества (популярная Голубая весна, 1930; Весенний день, 1940; обе работы - в Третьяковской галерее). Порой придавал своим образам мемориально-политическое значение (цикл На родине М.И.Калинина, 1947), в целом же демонстрировал тенденцию к «уединению в пейзаже», характерную для многих российских художников тех лет, в особенности бывших «союзников».

Старейший русский художник Василий Николаевич Бакшеев принадлежит к тем выдающимся мастерам советского искусства, которые связывают его с лучшими традициями русской национальной школы живописи.

Начав творческую деятельность в 1887 году, Бакшеев славно продолжал ее более семи десятилетий. В его внешне скромных, но всегда содержательных и тонких по исполнению произведениях, чувствуется глубокая правда реальной жизни, искренне пережитые «свои» мотивы, поэтическое отношение к природе и человеку. Искусство Бакшеева исполнено радостным ощущением жизни, ее свежим, трепетным живописным восприятием.

Непреклонный последователь реализма, В. Н. Бакшеев получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ему посчастливилось иметь в числе своих преподавателей таких замечательных художников и педагогов, как Е. Сорокин, И. Прянишников, Вл. Маковский, А. Саврасов, В. Поленов. Это были крупнейшие представители старшего поколения передвижников, стремившиеся к правде в искусстве и к народным темам. Особенно много дал Бакшееву Евграф Сорокин, изумительный мастер рисунка и В. Поленов, сумевший передать своему ученику законы живописных отношений, привить особое внимание к цветовым нюансам, к свету и воздуху.

В Училище живописи произошла и знаменательная для Бакшеева встреча с великим русским баталистом Верещагиным, отметившим работу начинающего художника и сказавшим что он стоит «на верном, правильном пути».

«Для меня это было очень важно,—вспоминает Бакшеев о встрече с Верещагиным,— появилась уверенность, что я делаю то, что нужно. Ведь в это время было много споров об искусстве и найти правильный путь было трудно».

Дебют Бакшеева на ученической выставке 1887 года привлек всеобщее внимание к молодому художнику. Его картину «Девушка, кормящая голубей» купил для своей галереи П. М. Третьяков. За картину «Возвращение с богомолья» Бакшеев получил в 1888 году звание художника и большую серебряную медаль.

«Девушка, кормящая голубей» для живописи того времени оказалась примечательной картиной. Жанровая тема решалась молодым художником в плане серьезных живописных исканий, была выполнена в пленере. Эта небольшая картинка, пронизанная светом, и до сих пор сохраняет всю свою поэтическую свежесть.

В следующие годы Бакшеев участвовал на конкурсе Московского общества любителей художеств и получил первую премию за картину "В родном гнезде" и вторую за пейзаж "Заштатный город".

В начальную пору творчества Бакшеев показывает себя, по преимуществу, как мастер бытового жанра. Прочно связав свою деятельность и общественную работу с Товариществом передвижных выставок, в члены которого он был избран в 1893 году, Бакшеев выставляет у передвижников все свои основные жанровые вещи. Здесь появляются его картины: «Отверженный», «Перед экзаменами», «Переселенцы», «В часы досуга», «Перед приездом господ», «Житейская проза» (Третьяковская галерея), «Возвращение домой», «За советом», «Неудачники» (Кировский художественный музей) и др.

Жанровые вещи Бакшеева типичны для многих передвижнических картин 90-х годов. «Герои Бакшеева,—как правильно намечает исследователь его творчества А. М. Скворцов-это в большинстве случаев люди из бедных интеллигентских или мещанских семей, забытые крестьяне, «униженные и оскорбленные». С большой чуткостью и тактом подходит художник к изображению их горя, их печалей, их забитой, неудавшейся жизни.

Из жанровых произведений Бакшеева наибольшей популярностью пользуется «Житейская проза» (1902 г.). Это- одна из прекрасных реалистических картин нашего искусства конца ХIХ века. Бытовой жанр здесь вырастает в тему большого социального содержания. Конфликт между отцом и дочерью воспринимается как конфликт противоречий старого и нового мировоззрения. Эта картина Бакшеева напоминала о накопившемся чувстве протеста против существовавшего общественного строя.

В «житейской прозе» живописный талант Бакшеева выразился с исключительной силой. Картина привлекает необыкновенной свежестью цвета, смелыми и сочными красочными отношениями, умением распоряжаться светом, придать «звучание» мельчайшим деталям.

Живописную сторону бакшеевских жанровых вещей высоко ценил Репин. «Что за прелесть Вы мне прислали!—писал Илья Ефимович Бакшееву, получив в 1905 году эскиз его картины «За советами» - Гляжу и не нагляжусь. Сколько света, как чудно! Какая симпатичная сцена! А уж писано как! Каждый мазок расцеловать хочется».

В 1913 году Василий Николаевич получил звание академика живописи.

В последние пять десятилетий темой творчества В. Н. Бакшеева является пейзаж. Еще на конкурсе в Обществе любителей художеств Бакшеев показал пейзаж «Плес на Волге» (Заштатный город). В это же время им был написан пейзаж «Перед грозой" а несколько позднее "Весенний вечер" и "Осенний лучи», приобретенные Академией художеств. Из ранних пейзажных работ художника волнующее впечатление производит также "Порубь».

В пейзажах Бакшеева жизнь родной природы выражается во внешне-спокойных, но внутренне глубоких и сложных состояниях. У Бакшеева — особая пейзажная мелодия и свои живописные средства для раскрытия образов русской природы. Он художник-поэт, лирик пейзажа, передающий нежность природы, ее теплое, легкое дыхание. Пейзажам Бакшеева чужды грустно-элегические, созерцательные настроения, типичные для послевитановского периода русской пейзажной живописи. Бакшеев до тонкости изучил жизнь природы, он знает самые сокровенные пейзажные тайны. Особенно много картин русской природы им было написано в тридцатые годы и начале сороковых. Среди них наибольшей своеобразностью и глубиной проникновенного чувства природы отличаются «Летний вечер», «Первая зелень», «Дорога в лес», «Летний вечер», «К вечеру», «Летний день», «Пасмурный день». В этих произведениях художник обобщает типические состояния нашей природы. Очень удаются Бакшееву лесные дорожки и полянки в лесу, березовые рощи, яркая зелень лесной травы. осеннний лес, освещенный ярким, но холодным солнцем. Розово- зеленоватая и серебристо-лиловая гамма цвета с тончайшими цветовыми нюансами—типичны для живописи художника. Мажорное, оптимистическое выражение Бакшеевым пейзажа нашло наиболее сильное и смелое претворение в его «Голубой весне» (1939 г., Третьяковская галерея).

Как жанрист, Бакшеев в советскую эпоху сумел вложить новое содержание в свои картины. В начале революции им были написаны «9 января» и «Ленин в Разливе». От тридцатых годов остались его этюды и эскизы: «Красноармейцы в колхозе», «Жницы», «Вызваны в сельсовет», «Бивуак на берегу реки», «Возвращение с работы». В 1940 году художник написал картину «Ленин и Крупская в селе Кашино».

Значение Бакшеева для нашего искусства не ограничивается одной художественной деятельностью. Василий Николаевич является прекрасным и самоотверженным педагогом. Еще в 1894 году он был приглашен преподавателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где работал до 1918 года. Особенно много Бакшеев потрудился, как воспитатель молодых поколений художников, в советское время. Он был профессором Высших государственных художественных мастерских, Института повышения квалификации, преподавал в различных студиях и долгие годы работает в Училище памяти 1905 года. В последние годы Василий Николаевич преподавал в Художественно-промышленном Институте им. М. И. Калинина. Среди учеников Бакшеева—немалое количество видных молодых советских художников, четко овладевших методами реалистической живописи. Большой и плодотворный труд Василия Николаевича Бакшеева получил высокую оценку и народное признание. В 1937 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусства.

В 1943 году Бакшееву присуждается Сталинская премия. За свою многолетнюю творческую деятельность выдающиеся заслуги в развитии русского изобразительного искусства он награжден в 1943 году орденом Трудовом Красного Знамени. С 1947 года Бакшеев—Народный художник РСФСР и действительный член Академии художеств СССР. Василий Николаевич Бакшеев сумел сохранить в себе огромный запас молодости и душевной бодрости до самых последних дней. Еще не успеет растаять снег, а уже Бакшеев—на этюдах, и каждый год он обогащал себя новыми восприятиями пейзажа, непрерывно проверял в себе «чувство природы», вбирал ее новые черты, не успокаивался в творческих исканиях; сложившийся мастер, он ставил все новые и новые задачи. Осмысленный и красивый труд Бакшеева, цельность его творческой натуры, беспредельная‚ ясная любовь к живописи дают яркий пример для молодых талантов.

Из статьи М. Сокольникова

Старейший мастер русской реалистической живописи В. Н. Бакшеев родился в 1862 году в семье коренного москвича — мелкого чиновника. Окончив в 1877 году шестиклассное уездное училище, он в этом же году поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи ваяния и зодчества. В 1883 году перешел на отделение живописи и окончил его в 1887 — 1888 годах, получив звание классного художника и большую серебряную медаль за эскиз «Возвращение с богомолья». В годы ученья Бакшеев занимался рисунком и живописью под руководством выдающихся русских художников Е. С. Сорокина, В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова и В. Д. Поленова.

Уже в эти годы Бакшеев успешно участвует в ученических выставках, а с 1892 года в Товариществе передвижных художественных выставок. В 1896 году он избирается членом этого товарищества. Одновременно, начиная с 1897 года, художник был участником периодических выставок Московского общества любителей художеств. В 1913 году его избрали почетным членом Академии художеств.

Постоянное участие в выставках способствовало тому, что художник в сравнительно короткое время получил всеобщее признание. Отдельные полотна Бакшеева приобретаются П. М. Третьяковым для его галереи («Девушка с голубями», «Этюд — пейзаж» — 1888 год).

Живопись Бакшеева в некоторых отношениях была близка к живописи Левитана; но отличалась от нее своеобразным индивидуальным восприятием природы, своими мотивами, своим особым звучанием красок и ярко выраженным единством колористического построения.

Выдающийся мастер русской реалистической живописи, Бакшеев с первых дней Октябрьской революции активно включился в новую жизнь страны. Его творчество в эти и последующие годы достигло новых успехов. Им были созданы «Голубая весна» (1930, ГТГ) 1 , «Последний снег» (1936, ГРМ) 2 , «Березовая роща» (1943, Львов, картинная галерея), «На окраинах города Касимова» (1948, Ярославль, областной музей искусств), «Тихий вечер» (1952) и др.

Творчество Бакшеева высоко оценено Советским правительством. Он награждается орденом Трудового Красного Знамени (1943) и дважды орденом Ленина (1952 и 1958). В 1947 году ему было присвоено звание народного художника РСФСР, а в 1956 — народного художника СССР. В 1947 году Бакшеев был избран действительным членом Академии художеств СССР.

Большое значение для развития русского и советского реалистического искусства имела многолетняя педагогическая деятельность художника. С 1897 года вплоть до 1918 года он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1933 по 1941 год он ведет класс живописи в отделении повышения квалификации при Московском художественном институте. С 1940 по 1958 год работает в Московском областном художественном училище имени 1905 года, а в 1946 — 1952 годах руководит кафедрой живописи в Художественно-промышленном училище имени М. И. Калинина.

Начиная с первых лет Советской власти Бакшеев участвовал во всех союзных и академических выставках. Его картины широко экспонировались и за рубежом: в США, Франции, Аргентине, Новой Зеландии, Египте, Сирии и Китае.

Многочисленные полотна Башкеева находятся в собраниях многих музеев нашей страны. Его произведения как жанрового, так и пейзажного характера, благодаря исключительно высокому живописному и техническому мастерству художника, отличаются изумительной свежестью и звучностью красок, не изменившихся на протяжении многих лет.

Отличная сохранность первоначального колорита полотен Бакшеева во многом объясняется исключительно внимательным и умелым обращением художника с используемыми им материалами: холстом, грунтом, красками, разбавителями, лаками.

Живописец, график

Родился в семье служащего. В 1878–1889 учился в МУЖВЗ, сперва на архитектурном отделении у А. П. Попова, с 1883 - на живописном у А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова, В. Д. Поленова, В. Е. Маковского. В 1889 за картину «Возвращение с богомолья» был награжден большой серебряной медалью и получил звание классного художника. В 1895 совершил путешествие по Европе, посетил Париж, Мюнхен.

Жил в Москве и деревне Зайцево в Подмосковье. Работал как пейзажист, создавал жанровые картины и натюрморты. Входил в Московское товарищество художников (1893–1895). С 1896 - член ТПХВ (участвовал в выставках Товарищества с 1891), в течение ряда лет был уполномоченным по организации выставок ТПХВ в Москве. Экспонировал свои работы на выставках Московского общества любителей художеств (1890–1896, 1910), «Мира искусства» (1901), 36-ти художников (1901–1903), Союза русских художников (1903, 1904, 1906), международных выставках в Риме (1911) и Мюнхене (1913). В 1913 был удостоен звания академика.

В 1884–1889 преподавал рисование в приюте великой княгини Ксении Александровны, в 1897–1918 - в МУЖВЗ.

После Октябрьской революции входил в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете (1917–1919), был членом совета Третьяковской галереи (1918–1919). В 1917–1919 входил в объединение «Изограф», в 1922 вступил в Союз русских художников, в 1922–1928 - член АХРР. В 1928 выступил одним из учредителей Общества художников-реалистов. В 1930-х неоднократно выезжал в творческие командировки по СССР. Принимал участие во многих групповых выставках в Советском Союзе и за рубежом, в частности во 2-й Государственной выставке картин в Москве (1919), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде (1919), выставках русского искусства в Нью-Йорке (1924), Торонто (1925), Лос-Анджелесе (1925), во Всемирной выставке в Париже (1937), различных всесоюзных выставках. Провел персональные выставки в Москве (1937, 1947/1948, 1952/1953), Ленинграде (1937).

Занимался активной педагогической деятельностью: в 1933–1940 преподавал в Институте повышения квалификации художников, в 1940–1958 - в Московском областном художественном училище памяти 1905 года, в 1945–1951 - в Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина, профессор (с 1940). За свою деятельность был удостоен званий заслуженного деятеля искусств РСФСР (1937), действительного члена Академии художеств СССР (1947), народного художника СССР (1956); лауреат сталинской премии (1943), двух орденов Ленина и ордена Трудового Красного Знамени. Автор воспоминаний (М., 1961).

Ретроспективные выставки творчества художника состоялись в Кирове (1962) и Москве (1973).

Бакшеев - один из крупнейших мастеров русской (советской) живописи первой половины ХХ века, развивавший традиции реалистического искусства, в частности пленэрного лирического пейзажа. Соединял сдержанно-импрессионистическую манеру письма с символической обобщенностью образов («Девушка, кормящая голубей», 1887; «Иней», 1900; «Осенние лучи», 1916). Ряду поздних работ присуще мемориально-политическое значение образов («На родине М. И. Калинина», 1947).

Произведения Бакшеева находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других.

Бакшеев Василий Николаевич - советский живописец, народный художник СССР (1956), действительный член Академии Художеств СССР (1947). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с 1877 по 1888год у В. Е. Маковского, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова и др. С 1896 член Товарищества передвижных художественных выставок, с 1922

Года член АХРР. Начал с позднепередвижнических жанровых картин ("Житейская проза", 1892-93, Третьяковская галерея). С начала 1900-х годов Бакшеев обратился к пейзажу "Первая зелень", 1900, "Осень. Прощальные лучи" 1915 год - в Русском музее, Ленинград. В советское время продолжал традиции русского пленэрного лирического пейзажа ("Дорога в лес", 1935, "Пасмурное утро", 1945, - оба в Третьяковской галерее). Василий Николаевич преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1894-1918), Московском областном художественном училище памяти 1905 (1940-1958). Награжден Государственной премией СССР в 1943. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Умер 28 сентября 1958 года и похоронен в Москве

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Новое на сайте

>

Самое популярное