Домой Грыжа межпозвоночного диска Эссе «В чем я вижу преимущество использования УКМ «Тропинки. Основная идея и структура программы «Тропинки» под ред

Эссе «В чем я вижу преимущество использования УКМ «Тропинки. Основная идея и структура программы «Тропинки» под ред

В детском саду «Ягодка» ведется работа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» под ред. В.Т. Кудрявцева. В настоящее время по данной программе работают группы: № 3 «Малинка», № 4а «Радуга», № 10 «Смородинка», № 12 «Клубничка».

Программа «Тропинки» - примерная основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Программа «Тропинки» определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет, обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа направлена на развитие творческого мышления дошкольников 3–7 лет. Все пособия, входящие в одноименный учебно-методический комплект (УМК), разработаны в соответствии с ФГОС ДО и охватывают пять основных образовательных областей, выделенных в стандарте: коммуникативно-личностное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Ключевая идея Программы может быть кратко сформулирована следующим образом. Мир исторически развивающейся человеческой культуры и очеловеченной природы должен открываться ребенку как особая – необыденная реальность, которая полна открытых проблем, загадок и тайн (Мир как «знакомый незнакомец»). Ребенку предстоит узнать в большом Мире «знакомого незнакомца», увидеть в его зеркале самого себя и свой внутренний мир – еще более загадочный, чем внешний, открыть богатый и непредсказуемый творческий потенциал других людей.

В программе отражены стратегические и тактические ориентиры развивающей образовательной работы с детьми, дана характеристика её содержательных блоков.

В структуру программы входят более детализированные программно-методические разработки по конкретным направлениям образовательного процесса, каждое из которых содержит подразделы, которые мы и называем «тропинками»:

«Развитие культуры общения»: «Тропинка в мир людей», «Тропинка в мир труда»;

«Развитие культуры познания»: «Тропинка в мир свойств и качеств предметов», «Тропинка в окружающий мир», «Тропинка в мир математики»;

«Развитие культуры речи»: «Тропинка в мир правильной речи», «Тропинка к грамоте»;

«Развитие художественно-эстетической культуры»: «Тропинка в мир художественной литературы», «Тропинка в мир музыки», «Тропинка в мир изобразительного искусства»;

«Развитие культуры движений и оздоровительная работа»: «Тропинка в мир движения», «Тропинка к здоровью».

Программа "Тропинки"

Текст программы.

Образовательное пространство программы дошкольного образования«Тропинки»: традиции, инновации, перспективы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ T.Н. Ерофеева, ведущий методист центра дошкольного и начального образования объединенной издательской группы «ДРОФА – ВЕНТАНА-ГРАФ»

О образование

П Педагогические

И инновации

К конструктивные

ББК 74.113.8 П56

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

П 56 «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. – М. : Вентана-Граф, 2014. - с. ISBN

Программа «Тропинки» - примерная основная образовательная программа дошкольного образования, определяющая содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет и обеспечивающая развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности.

Предлагаемая программа является современной программой развивающего дошкольного образования и направлена на создание условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческого воображения как универсальной способности. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками проекта как творческий процесс. В ходе творческого приобщения ребенка к началам человеческой культуры – познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, физической – у него закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии и др.

В программе отражены стратегические ориентиры развивающей работы с детьми, представленные в пяти направлениях образовательного процесса – «Развитие культуры общения», «Развитие культуры познания», «Развитие культуры речи», «Развитие художественно-эстетической культуры», «Развитие культуры движений и оздоровительная работа». Содержание этих направлений разработано в соответствии с пятью образовательными областями, выделенными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Бакланова Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры культурологи и методологии музыкального образования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова

Глебова Анна Олеговна, кандидат педагогических наук, методист и руководитель структурного подразделения ГБОУ Дворец творчества детей и молодёжи г. Москвы

Журова Лидия Ефремовна, кандидат психологических наук Карпова Юлия Викторовна, кандидат педагогических наук, заведующая

кафедрой дошкольного образования Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования

Кожевникова Виктория Витальевна, педагог-психолог, Фрёбель-педагог,

аспирантка Института содержания и методов обучения Российской академии образования, отдел начального образования (научный руководитель: член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор Н.Ф. Виноградова)

Кудрявцев Владимир Товиевич , доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, советник директора Федерального института развития образования

Лабутина Наталия Викторовна, старший методист кафедры начального и дошкольного образования Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, почётный работник общего образования

Лыкова Ирина Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», старший научный сотрудник Института художественного образования Российской академии образования

Милаева Марина Сергеевна, педагог-психолог НОУ СОШ «Ромашка» г. Москвы Новикова Галина Павловна, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик Международной академии наук

педагогического образования, ректор Института развития образовательных технологий, главный научный сотрудник Института инновационной деятельности в образовании Российской академии образования

Павленко Татьяна Андреевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Московского городского педагогического университета

Полковникова Наталья Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета

Салмина Нина Гавриловна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Сечкина Ольга Константиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук Регионального социопсихологического центра г. Самары

Султанова Марина Наумовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Детский сад № 12 г. Химки

Ушакова Оксана Семёновна, доктор педагогических наук, заведующая лабораторией развития речи и творческих способностей Института психологопедагогических проблем детства Российской академии образования, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования

Введение

1 января 2014 г. стало точкой отсчета новой жизни российского дошкольного образования - «по стандарту». ФГОС дошкольного образования – нововведение не из разряда хорошо забытых педагогических мод. Ему трудно найти аналоги, по крайней мере, в отечественной образовательной практике. В 2013-2014 учебному году вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ». Он впервые закрепил за дошкольным образованием статус полноправного, более того – исходного, базового уровня образовательной системы. Задача стандарта – обеспечить превращение дошкольного образования в такой уровень. Не только стандарта, но его – в первую очередь.

Уже 20 лет вместо термина «дошкольное воспитание» мы используем термин «дошкольное образование». Теперь – правомочно. Бесспорно, это усиливает позиции дошкольного звена в системе российского образовании. Но и обязывает к чему-то большему, нежели простая «смена вывесок». К чему?

В чем состоят собственно образовательные задачи детского сада? Что его делает «образовательным учреждением»? А воспитателя – педагогом такого учреждения? Детский сад – это ступенька к школе или особое образовательное учреждение, в котором ребенок проживает особый отрезок своей жизни? Чем должен быть наполнен этот отрезок прежде всего? Что сулит дошкольному учреждению и дошкольному образованию в целом его новый статус? Ужесточение «рамки» или, наоборот – расширение спектра возможностей? Будет ли при этом исповедоваться привычный принцип «игры в одни ворота», когда детский сад услужливо подстраивается под требования школы? Или речь должна идти о некоторых принципиальных изменениях всей системы общего образования, в результате которых она будет способна принять в себя дошкольную ступень. И не просто принять – опереться на ее фундамент, по-своему развить ее достижения? Если так – то как, в виде чего должен быть заложен этот фундамент?

Принятый ФГОС снимает многие опасения, связанные с перспективой «стандартизации» дошкольного образования0F 1 . Дошкольное образование может развиваться, лишь развивая: в стандарте оба векторы увязаны воедино. Документ задает стратегию развития дошкольного образования в качестве системы вариативного развивающего образования, открывая самые широкие возможности для включения в этот процесс всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества.

1 Кудрявцев В. Образование до школы: какой ценой? // Дошкольное воспитание. 2013. № 5.

Стандарт ориентирован не только на поддержку разнообразия, принципиальной «нестандартности» самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему «образовательную ценность». Это сделано на основе культурноисторической теории развития психики человека, которая создана в России усилиями Л.С. Выготского и его научной школы и избрана опорой в дошкольном образовании многих стран мира.

Идея самоценности дошкольного детства – впервые в формате управленческого документа – насыщена рабочим содержанием. Не только игра, но и все прочие формы детской жизни и детских занятий, определяющие своеобразие дошкольного возраста, обладают бесспорной «образовательной ценностью». Она не всегда явна, порой требует раскрытия и измеряется в других показателях в сравнении со школьными предметами. В логике стандарта, собственно «образовательная ценность» дошкольного образования

«общаться» с детьми и друг с другом, не утрачивая взаимопонимания и понимания того, что делает каждый из них по отдельности.

Любая современная образовательная программа является попыткой перевода инновационных идей на этот язык.

Программа, шире – проект «Тропинки», внедряемый несколько лет российском образовательном пространстве – тому не исключение.

Приступая к его разработке, мы учитывали культурно-историческое и психологическое своеобразие современного типа детства, которому присуща культуротворческая функция (не только ребенком освоение уже сложившихся, но и порождение новых форм общечеловеческих способностей, отсутствующих у взрослых в «массе»)1F 2 . Во-вторых, проект опирается на принципы междисциплинарного подхода к изучению природы, закономерностей, механизмов, условий детского развития и его комплексному обеспечению на практике. В-третьих, проектируемая дошкольная ступень выстраивается как исходное звено целостной системы непрерывного развивающего

2 Подробнее см.: Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психол. журнал. 1998. № 3; Он же. Психология развития человека. Рига, 1999.

образования 2F 3 (хотя может функционировать самостоятельно). В-четвертых, в проекте реализуется идея единства развивающей и оздоровительной работы с детьми; развитие здоровья выступает как системообразующая, стратегическая линия образовательного процесса в целом3F 4 .

3 См.: Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной ступени // Вопр. психологии. 1997. № 1; Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В.Давыдова // Вопр. психологии. 1998. № 5; Преемственность в системе развивающего образования / Под ред. В.Т.Кудрявцева. М., 2001; Развивающее образование – многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы / Отв. ред. Л.Е.Курнешова; научн. ред. – проф. В.Т.Кудрявцев. М., 2003.

4 См.: Кудрявцев В.. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. 2004. № 1.

Пояснительная записка

Программа «Тропинки» - примерная основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)4F 5 . Программа «Тропинки» определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет, обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, и является документом, с учётом которого дошкольная образовательная организация самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует основную образовательную программу дошкольного образования.

Программа предназначена для внедрения в различные организационные формы дошкольного образования, в центры развития ребенка, детские клубы, семейные формы, на дошкольной ступени общеобразовательных организаций с представительством всех возрастных групп воспитанников (в структуре которых она предусмотрена).

Программа «Тропинки» может быть использована в полном объёме любой дошкольной образовательной организацией. Вместе с тем, при необходимости участники образовательных отношений могут изменить 40% объёма Программы. В данном случае содержание образовательных областей подвергнется переработке с учётом специфики региона (национально-культурной, демографической, климатической). Изменения могут определяться видовым разнообразием дошкольных образовательных организаций, направлениями деятельности, приоритетной для данной дошкольной организации, особенностями детей, его посещающих (например, дети из семей имигрантов), режимом работы образовательной организации (например, с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания, групп полного и продлённого дня, групп круглосуточного пребывания), для групп детей разного возраста от трёх до семи лет, в том числе разновозрастных групп и т.д.

«Тропинки» - современная программа развивающего дошкольного образования и разработана на широкой междисциплинарной базе с опорой на богатые традиции отечественного гуманитарного знания. При этом ее методологическим стержнем выступают выдвинутые в отечественной науке культурно-исторический и деятельностный

5 См. Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образоватльного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный №30384).

подходы к развитию человека с учетом результатов новейших разработок (исследовательских, проектных), осуществленных в их русле.

В программе нашли свою конкретизацию философские идеи И.А. Ильина, М.М. Бахтина, Э.В. Ильенкова, Г.С. Батищева, В.С. Библера, Ф.Т. Михайлова, концептуальные положения классиков российской психологии – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Брушлинского и их последователей, результаты теоретико-педагогических исследований М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера.

Цель и задачи программы

Цель программы состоит:

- в создании условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческих способностей, в частности, условий формирования у них

готовности к современному (развивающему) школьному обучению;

- первоначальном формировании на этой базе более широкой и отдалённой перспективы личностного роста ребенка в образовательных и внеобразовательных сферах его жизни (настоящей и будущей), своеобразной областью пересечения которых призвано стать развивающее пространство дошкольного учреждения.

Поставленной целью диктуются следующие задачи программы:

Инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов их деятельности (игры, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, проектной деятельности, учения и др.);

- развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нём системы созидательных способностей ребенка (постигающего мышления, предпосылок рефлексии

и др.), креативности как ведущего свойства его личности;

- развитие у детей способности и стремления к инициативному и самостоятельному действию, приобретающему все более произвольный характер, специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций;

- создание условий, обеспечивающих триединство отношения ребенка к миру, его взаимоотношений с другими людьми и самоотношения;

- расширение «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом;

Образование в детских садах по программе «Тропинки» под редакцией В. Т. Кудрявцева основано на развитии воображения как универсальной способности, помогающей познавать себя и окружающий мир.

Все формы детской деятельности - игра, конструирование, общение, творчество и другие - могут нести «образовательную ценность». Личностное же развитие происходит, только если созданы условия не только для освоения знаний и навыков, но и для формирования важнейших качеств:

  • самостоятельности;
  • инициативности;
  • ответственности.

Достичь этой цели позволяют принципы программы «Тропинки»:

На каких принципах основана программа «Тропинки»?

1. Элементы развития креативного потенциала:

a. Образно-смысловое мышление;

b. Способность постигать явления и объекты от общего к частному;

c. Творческий характер поиска решений проблемы;

d. Способность увидеть предмет в новом контексте.

2. Решение элементарных повседневных задач с опорой на культурный пласт достижений человечества.

Например, в направлении «Познавательное развитие» воспитанники по ходу занятий неявно подводятся к философские вопросам:

  • Что может удивить людей?
  • Почему люди не всегда находят общий язык?
  • Откуда рождаются мои мысли?
  • Зачем я нужен другим людям? И зачем они нужны мне?

Игра или сказка заставляет ребят задуматься на «вечные» темы, осмысливая и анализируя близкий контекстный опыт.

3. Передача новых знаний путем постановки проблемы (задачи).

4. Многодеятельностный подход воплощения творческих задумок и открытий.

5. Каждое занятие - событие, которое выделяется на фоне обыденной жизни, продукт, совместно создаваемый взрослыми и детьми.

6. Оздоровительное направление приоритетно и встроено внутрь развивающих мероприятий с малышами.

Эвристическое естествознание и живая геометрия

Приведем примеры, как методология программы «Тропинки» активизирует образно-смысловое мышление ребенка.

Пример 1. На занятиях по культуре познания воспитанники прослушивают сказку-перевертыш «Корова Буренка» (аналогичная «Курочке Рябе»).

Необычный подход (в данном случае - инверсия) способствует лучшему усвоению привычного и знакомого.

В конце сказки корова обещает расстроенным деду с бабой не нести больше никаких яичек - ни золотых, ни простых.

Когда история завершилась, детям показывают коробочку с игрушечными яичками и спрашивают, кто там может находиться. Дети отвечали, что в них сидят цыплята (или птенцы). Каково было их удивление, когда в разборных яичках оказались не только фигурки цыплят, но и ящерки, черепашонка, змееныша, муравьишки и даже маленькой рыбки!

Далее им показывали картинку утконоса и просили уточнить, кто это: зверь, птица или рыба. После следующей сказки «Гадкий утконос», в заключение которой выясняется, что необычного детеныша нужно кормить не червяками, а молоком.

Таким образом, на этом занятии у детей сложилось первичное, пока еще недифференцированное представление о сущности млекопитающих. Хотя педагог только предоставил пищу и среду для размышлений, не обобщая информацию и не вводя никаких научных терминов и понятий.


Пример 2. Для глубокого понимания сути геометрии (подраздел «Тропинки в мир математики») используется двигательно-практическая активность.

В игре «Изобрази фигуру» (различные типы углов, тела вращения) детям предлагается отождествить себя с геометрическим элементом или с инструментом - например, циркулем.

Такие знания запоминаются с удовольствием, легко и непроизвольно, в отличие от скучных, утомительных занятий за столом.

«Тропинки» в жизнь

Примерная программа дошкольного образования включает стандартные линии работы с детьми, предусмотренные ФГОС (коммуникативно-личностное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое и физическое развитие).

В каждую сферу входит несколько подразделов, названные авторами программы «тропинками».

Традиционные направления по введению ребят в мир литературы, математики, изобразительного искусства и музыки глубоко раскрываются и дополняются новыми.

Так, научить уважению к трудящимся людям, рациональности и бережливости поможет издание «Тропинки в экономику» А. Д. Шатовой.

Чтобы подготовить малышей к жизни среди общества, выпущены или готовятся к выпуску пособия: «Технологии социализации ребёнка в образовательном комплексе» Н. П. Гришаевой, «Развитие толерантности у детей 5–7 лет» Г. К. Уразалиевой, «Тропинка к взаимопониманию» (рабочая тетрадь) Г. К. Уразалиевой.

Для создания предпосылок самореализации ребенка в мире искусства подготовлены материалы «Развитие воображения в изобразительной деятельности» С. Л. Киселевой, «Здравствуй, русская сторонка! Музей в детском саду» И. И. Наседкиной и Р. М. Абрамовой, серии пособий «Цветная тропинка», «Цветные ладошки», программы по конструированию и художественному труду И. А. Лыковой.

Также в ближайшее время выйдет в печать учебно-методический комплекс «Тропинки» для детей от 1,5 до 3 лет.


Что думают педагоги о программе «Тропинки»?

Ряд воспитателей предпочитает проверенные годами методики - программу М. А. Васильевой (в новом издании - «От рождения до школы под ред. Н. Е. Вераксы), «Детство», «Истоки», «Радуга». В состав их методического обеспечения также входят тематические авторские программы, помимо основной комплексной.

С другой стороны, авторам проекта «Тропинки» удалось сбалансировать инновации и традиции. Увлекательные сценарии занятий удивят и понравятся даже взрослым. Поэтому эту программу действительно можно считать ориентированной на развитие психики и формирование самодостаточной, гармоничной личности ребенка.


Учет культурно-исторического и психологического своеобразия современного детства; учет культурно-исторического и психологического своеобразия современного детства; опора на принцип междисциплинарного подхода; опора на принцип междисциплинарного подхода; единство непрерывного развивающего образования; единство непрерывного развивающего образования; реализация идеи единства развивающей и оздоровительной работы. реализация идеи единства развивающей и оздоровительной работы.






Цель проекта создание условий для общего психического развития детей лет средствами развития творческих способностей, в частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению.


Задачи проекта инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов их деятельности; инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов их деятельности; развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нем системы творческих способностей ребенка (продуктивного мышления, рефлексии и др.); развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нем системы творческих способностей ребенка (продуктивного мышления, рефлексии и др.); развитие и поддержание у детей специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций. развитие и поддержание у детей специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций.


Задачи проекта Расширение перспективы детского развития путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом; Расширение перспективы детского развития путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом; Формирование у детей творческого ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью; Формирование у детей творческого ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью; Развитие у ребенка начал будущего умения учиться. Развитие у ребенка начал будущего умения учиться.


Направления программы: развитие культуры движений и оздоровительная работа; развитие культуры движений и оздоровительная работа; развитие художественно-эстетической культуры; развитие художественно-эстетической культуры; развитие культуры познания; развитие культуры познания; развитие культуры общения. развитие культуры общения.


Структура программы Детализированные программно- методические разработки по конкретным направлениям – «тропинкам»; Детализированные программно- методические разработки по конкретным направлениям – «тропинкам»; методические пособия и рекомендации; методические пособия и рекомендации; сценарии-конспекты занятий; сценарии-конспекты занятий; рабочие тетради для детей. рабочие тетради для детей.


Программа предназначена для внедрения: центрах развития ребенка; центрах развития ребенка; детских садах общеразвивающего типа с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития; детских садах общеразвивающего типа с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития; в детских садах комбинированного типа; в детских садах комбинированного типа; на дошкольной ступени общеобразовательных учреждений; на дошкольной ступени общеобразовательных учреждений;




Кудрявцев В.Т. Тропинки: Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования. Вхождение ребенка в мир культуры рассматривается как творческий процесс. Дается общая характеристика проекта «Тропинки», который нацелен на обеспечение творческих форм интеграции детей в культуру. При этом особое внимание уделяется развитию воображения как универсальной способности в разных видах детской деятельности. Обсуждается специфика преемственности развивающего дошкольного и начального школьного образования в сравнении с традиционным.






Дидактические материалы по развитию речи Пособия содержат демонстрационный и раздаточный наглядный материал, необходимый для проведения занятий по развитию речи и ознакомлению с литературой в каждой возрастной группе дошкольного учреждения. Пособия содержат демонстрационный и раздаточный наглядный материал, необходимый для проведения занятий по развитию речи и ознакомлению с литературой в каждой возрастной группе дошкольного учреждения. Т.И. Бакланова, Г.П. Новикова Музыкальный мир лучшие традиции и достижения в области теории, методики и практики дошкольного музыкального воспитания; лучшие традиции и достижения в области теории, методики и практики дошкольного музыкального воспитания; известные программно- методические материалы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников на основе народного творчества; известные программно- методические материалы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников на основе народного творчества; результаты исследований Лазарева М.Л., Петрушина В.И. и других в области музыкальной психологии и музыкальной терапии; результаты исследований Лазарева М.Л., Петрушина В.И. и других в области музыкальной психологии и музыкальной терапии; идеи и методы сказкотерапии; идеи и методы сказкотерапии;

Пахомова Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1494
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Актуальность программы "Тропинки" по отношению к ФГОС ДО.
Дата публикации: 17.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Актуальность программы «Тропинки» по

отношению к ФГОС ДО

Пахомовой В.В.,

воспитатель ГБОУ Школа №1494 д\с №2154, г.Москвы
Программа «Тропинки» разработана под редакцией В.Т.Кудрявцева, доктора психологических наук, профессора. Название программы расшифровывается, как Творчество Развивающее Образование Педагогические Инновации Новые Конструктивные Идеи. Программа предусматривает скоординированную поддержку развития воображения и других творческих способностей ребёнка с использованием многообразной палитры детских деятельностей, куда входят игра, изобразительное творчество, конструирование, восприятие сказок, умение, и общение и многое другое. Это предполагается осуществлять в рамках всех направлений образовательной работы с дошкольниками, от физкультурно – оздоровительного, до художественно – эстетического подхода. Такой подход является залогом обеспечения полноценного психического развития ребёнка. Программа «Тропинки» определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет и обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности. Данная программа является современной программой развивающего дошкольного образования и направлена на создание условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческого воображения как универсальной способности. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками проекта, как творческий процесс. В ходе творческого приобщения ребенка к началам человеческой культуры – познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, физической – у него закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии. В программе отражены стратегические ориентиры развивающей работы с детьми, отражённые в пяти направлениях образовательного процесса – «Развитие культуры общения», «Развитие культуры познания», «Развитие культуры речи», «Развитие художественно-эстетической
культуры», «Развитие культуры движений и оздоровительная работа». Содержание этих направлений разработано в соответствии с пятью образовательными областями, выделенными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так же в программе есть подразделы, в которых подробно даны методические рекомендации: названия дидактических игр, материалы и оборудование, которое может быть использовано вовремя занятий и режимных процессах. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она направлена на разностороннее развитие ребёнка, как в психологическом, так и в педагогическом аспекте. Программа даёт ребёнку возможность плавно перейти к обучению в школе, с большим багажом знаний и умений Эта программа может быть использована в любом дошкольном учреждении: центрах развития ребёнка, в специальных детских клубах, так же её могут взять на вооружения и родители, занимаясь по ней с детьми в домашних условиях. Так же программа может быть адаптирована к любому региону с учётом специфики данного региона (климатической, национально – культурной, демографической). В разработке программы участвовало много специалистов с многолетним опытом с психолого – педагогическим образованием детей: Бакланова Т.И., доктор педагогических наук, Ушакова О.С., доктор педагогических наук, Глебова А.О., кандидат педагогических наук, Журова Л.Е., кандидат психологических наук и многие другие. Все участники разработки этой программы адаптировали свои разработки так, что бы они соответствовали ФГОС ДО. К программе «Тропинки» есть подробный Учебно - методический комплект, в котором подробно описаны все методические рекомендации, конспекты занятий. Из приведённых ниже занятий видно, что занятия проводятся в игровой форме, но при этом дети усваивают материал и задания выполняют правильно. Приложение 1. Конспект занятия по ФЭМП по программе «ТРОПИНКИ» во второй младшей группе: «День рождения Вини - Пуха». Программное содержание: Закрепить понятия количества: один- много, размера: широкий - узкий, длинный -короткий, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, понятие времени суток, счет до трех, умение группировать по
признаку, составлять простые фигуры из 2-3 частей. Материал: игрушка Вини-пух, воздушный шарик, маски, рули, Блоки Дьенеша в мешочках, наборы мелких игрушек и продуктов для игры «Магазин», кукла Маша; раздаточный: Д/и «Выложи фигуру», «Лабиринт». Методические приемы: эмоциональный настрой, сюрпризный момент, художественное слово, музыкальное сопровождение. Ход занятия: Дети заходят в группу, держась за руки, становятся в круг: Собрались мы все вокруг. Я – твой друг и ты – мой друг! Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! - Слышите, ребята? Кто-то стучится к нам… (Из окошка вылетает воздушный шарик, на его веревочке привязан конверт). - Шарик так быстро летел, так торопился, что письмо слегка порвалось. Давайте попробуем его прочесть, соединив все части. Сколько разорванных частей? А сколько получается целых картинок? Дети собирают «Вини -пуха». С обратной стороны воспитатель читает письмо-приглашение: «Дорогие ребята, Когда солнце будет высоко на небе, К обеду приглашаю вас К себе на День Рождения!» - Так, если Вини -Пух нас позвал к обеду… Ребята, а какое сейчас время суток: утро, день, вечер, ночь? Давайте вспомним нашу веселую разминку: Утром солнышко встает, Днем по небу катится, Вечером вниз упадет, Ночью вовсе спрячется. И так, если Вини -Пух нас приглашает тогда, когда солнце будет высоко на небе, то это будет…(день). А чтобы по быстрее добраться, мы пешком не пойдем, потому что можем не успеть. Кто-то из детей читает загадку: Не летит, не жужжит. Жук по улице бежит. Носит обувь из резины, И питается бензином. (Автомобиль)
Воспитатель раздает маски машинами, рули. Все имитируют езду на машине. - Ребята, скажите, машины по какой дороге едут? (по длинной, широкой). А пешеходы (по короткой, узкой)? Остановка «МАГАЗИН». - Давайте остановимся у магазина, чтобы выбрать подарок нашему имениннику. Ой! А магазин закрыт, продавец, кукла Маша, такая грустная. Что же случилось? Кукла Маша: - В магазине сломалась полочка, потом ее сделали, но, вот, все перепуталось: продукты с игрушками, овощи с фруктами, с пирожными. - Ребята, нужно помочь! Надо просто расставить все по местам. Игра «Найди лишний предмет». Кукла Маша благодарит за помощь детей и дарит волшебный мешочек (с Блоками Дьенеша). Проводится игра «Определи на ощупь геометрическую фигуру». - Ребята, а как вы думаете, почему он считается волшебным? Потому что из этих геометрических фигур мы сможем сделать сами, своими руками подарок для нашего Вини -Пуха. Игра «Выложи фигуру». Дети за столом выкладывают по образцу машинку, кораблик, домик. - Молодцы, какие оригинальные подарки получились! А теперь, посмотрите, на столе перед вами на листочке изображен лабиринт. Это путь до домика Вини - Пуха. - А вот и наш Вини- Пух!!! Давайте поздравим его с Днем Рожденья!!! И расскажем о том, как мы, добирались, в гости. Приложение 2 Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по программе «Тропинки» Тема: «Описательный рассказ по картине «Лошадь с жеребёнком» Цель: Связная речь: Учить составлять описательный рассказ по картине; включать в рассказ наиболее точные слова для обозначения цвета, величины, использовать антонимы для сравнения лошади с жеребёнком («большой – маленький», «сильный – слабый», «длинный – короткий»). Звуковая культура речи: Упражнять в умении произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса.
Грамматика: Закреплять умение составлять предложения из заданных слов, самостоятельно менять их порядок; упражнять в «чтении» предложения после каждой перестановки слов. Материал: картина «Лошадь с жеребёнком» (из серии «Домашние животные»). Предварительная работа: беседа о домашних животных, лепка и рисование лошади, рассматривание альбома «Домашние животные». Словарь: длинноногая, гладкая, блестящая, грива, подковы стальные. Ход занятия: 1. - Ребята, я прочитаю загадку, а вы отгадайте о ком мы сегодня будим говорить. «Овса поела – снова за дело». - Почему вы думайте, что это лошадь? /Лошадь любит кушать овёс/. В: /Показывает детям картину «Лошадь с жеребёнком»/ - Кто нарисован на этой картине? - Какая лошадь? /Она большая, сильная, длинноногая/ - Какая у неё шерсть? \Гладкая, блестящая, короткая/. -У лошади красивая длинная голова, стоячие уши, между ушами чёлка, большие глаза, длинная шея, на шее грива. - Сравните лошадь с жеребёнком. - Чем они отличаются? \Лошадь большая и сильная, а жеребёнок маленький и слабый. У лошади длинный хвост, у жеребёнка короткий/. - Чем они похожи? / Шерсть у жеребёнка и лошади гладкая, блестящая, короткая/. - Какую пользу приносит лошадь? /Она перевозит грузы и людей/. - Расскажите мне про лошадь с жеребёнком. /Выслушать ответы двух детей/ . Воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Лошадь»: «Конь храпит, ушами прядёт, глазами поводит, удила грызёт, шею, словно лебедь гнёт, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей – чёлка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковы стальные. Садись и пошёл! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта юна, из ноздрей пар валит». - Как в рассказе описывается конь? Какими словами заканчивается рассказ?
Вызвать ещё двоих детей, чтоб они вставили в свой рассказ слова описывающие коня. - Молодцы! Какие интересные описания и сравнения лошади и жеребёнка вы составили. 2. Физминутка. Подвижная игра «Табун». Считалка: Конь ретивый с длинной гривой Скачет, скачет по полям тут и там! Тут и там! Сюда мчится он – выходи из круга вон! Выбрали «Волка», который сидит под кустом и спит. Девочки «загон» для табуна, мальчики «табун». Девочки идут в одну сторону, а мальчики в другую говоря слова: «Пастух, пастух, Заиграй во рожок! Травка мягкая, Роса сладкая, Гони табун в поле, Погулять на воле!» Девочки садятся на корточки, табун выскакивает и гуляет прямым галопом. «Пастух» кричит: «Волк!» - все бегут галопом и запрыгивают в загон. Кого поймал волк, тот выбывает из игры. 3. Скороговорка. «От топота копыт пыль по полю летит». - О чём говорится в скороговорке? Давайте повторим её медленно, быстро, ещё быстрее. / Хором/. Теперь будем шепотом, тише, ещё тише. /Индивидуально и хором/. 4. Игра «Какое слово заблудилось?» Вызвать троих детей и каждому дать слова: 1 – встретил, 2 – жеребёнок, 3 – лошадь. - Назовите эти слова. Получилось предложение? /Нет/. - Правильно, не получилось, потому что слова «заблудились». Давайте поставим слова по порядку, чтобы получилось предложение. /Жеребёнок встретил лошадь/. - А если вместо слова жеребёнок поставить другое слово, то получится другое предложение. Подумайте, каким вы хотите его заменить? /Миша встретил жеребёнка./ Воспитатель следит, чтобы дети называли только одно слово, а не словосочетание. Если останется время заменить все слова, чтобы получилось новое
предложение/ 5. Итог. - Молодцы! Вы хорошо поработали. - Ребята, вам понравилась заниматься? - В какие игры мы играли? - Что было трудно выполнять? - А что легко? В заключении можно сказать, что в программе «Тропинки» нашёл реализацию один принцып развивающего обучения – единство развивающей и оздоровительной работы с детьми. Педагоги организовывают образовательную среду так, смена разных видов детской деятельности происходит для детей не заметно, но при этом дети получают знания в игровой форме, что у них вызывает ещё больший интерес получать знания и умения и навыки. Используются многие методические приёмы, с их помощью у детей развиваются предпосылки творческого и теоритического мышления, при этом дети получают самую главную способность к самостоятельному мышлению и саморазвитию. Так же нужно отметить, что программа «Тропинки» полностью соответствует требованиям ФГОС ДО, и это только подтверждает её актуальность для использования в дошкольных образовательных учреждениях, а так же нужно понять, что дети, обучающиеся по данной программе будут полностью готовы к дальнейшему школьному обучению. И тем самым подтвердят преемственность между детским садом и школой.
Литература
1.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. – М. : Вентана- Граф, 2014. -152с. 2.
Ушакова О.С.
Развитие речи детей 4–5 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. –М.: Вентана-Граф, 2011. 3.
Султанова М.Н.
Путешествие в страну математики: дидактические игры для детей 3–4 лет: дидактические карточки, методическое пособие / М.Н. Султанова. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Новое на сайте

>

Самое популярное