Домой Сердце Татьяна толстая библиография. Татьяна толстая

Татьяна толстая библиография. Татьяна толстая

б С ОЕ ЙЪ бНЕТЙЛЙ.

бм: б ПФЛХДБ?

фф: у зЕВТЙДУЛЙИ ПУФТПЧПЧ.

бм: б ЗДЕ ЬФП?

фф: оБ ЪБРБДЕ ПФ ыПФМБОДЙЙ.

бм: рЕТЧЩК ТБЪ УМЩЫХ. чЩ ФБН ДПМЗП ЦЙМЙ, ЙМЙ ОБ ЛБЛХА-ОЙВХДШ ЛПОЖЕТЕОГЙА ЪБЕИБМЙ?

фф: оЙ ФП, ОЙ ДТХЗПЕ. нЩ У НХЦЕН МПЧЙМЙ УЛХНВТЙА ОБ УБНПДХТ.

бм: й ЛБЛ, ЧЩЫМП?

фф: б ЛБЛ ЦЕ.

бм: еУФШ-ФП УФБМЙ РПФПН?

фф: оЙ Ч ЛПЕН УМХЮБЕ. уЛХНВТЙА ТЕЦХФ РПРПМБН Й ЪБЛМБДЩЧБАФ Ч ЧЕТЫХ ДМС МПЧМЙ ПНБТПЧ.

бм: б ПНБТПЧ-ФП ИПФШ ЕМЙ?

фф: у ЛТЙЛБНЙ ЧПУФПТЗБ.

бм: б Ч бНЕТЙЛЕ ПНБТЩ Х ЧБУ ОЕ МПЧЙМЙУШ?

фф: фБН ОЕЛПЗДБ.

бм: с ДХНБМ, ЮФП ЧЩ ФБН Й ТБВПФБЕФЕ Й ЦЙЧЕФЕ.

фф: рПЛБ ТБВПФБА - ЦЙЧХ. б ЛБЛ УЕНЕУФТ ЛПОЮЙФУС - ХЕЪЦБА.

бм: пНБТПЧ МПЧЙФШ?

фф: лБЛ РПЧЕЪЕФ. зМБЧОПЕ - ЧПО ПФФХДБ.

бм: б ФБН ЧБН ОЕ ПЮЕОШ ОТБЧЙФУС, УХДС РП ЧУЕНХ?

фф: оЕ ПЮЕОШ.

бм: б ХЕЪЦБС ПФФХДБ ЧЩ УЧСЪШ У НЙТПН ОЕ ФЕТСЕФЕ?

фф: у ЛПФПТЩН НЙТПН, БНЕТЙЛБОУЛЙН? фЕТСА. оП РПФПН С РТЙЕЪЦБА ОБЪБД, Б ПО ПРСФШ УФПЙФ ЛБЛ УФПСМ. юФП ЕНХ УДЕМБЕФУС? пО РТПЮОЩК.

бм: лПНРШАФЕТ, УНПФТА, Х ЧБУ ЕУФШ, Б НПДЕНПН РПМШЪХЕФЕУШ?

фф: рПМШЪХАУШ.

бм: фП ЕУФШ, Й йОФЕТОЕФ Й ЧУЕ ФБЛПЕ ЧБУ ОЕ РХЗБЕФ?

фф: пДОХ НЙОХФПЮЛХ. юФП ЪОБЮЙФ "ФП ЕУФШ". рПМШЪХАУШ, ОП РБОЙЮЕУЛЙ РХЗБАУШ. лБЛ Й ЧУЕИ РТЙВПТПЧ, ЛПФПТЩЕ ОХЦОП ЧФЩЛБФШ Ч УЕФШ. бВУПМАФОП ОЙЮЕЗП ОЕ РПОЙНБА ОЙ Ч ЬМЕЛФТПОЙЛЕ, ОЙ Ч ЬМЕНЕОФБТОПН ЬМЕЛФТЙЮЕУФЧЕ. лБЛ ЗПЧПТЙМБ НПС УПУЕДЛБ РП РМПЭБДЛЕ: "пК, НБФХЫЛЙ, ЧУЕ ФЕМП ФТХУЙФУС". оП ФБЛ ЛБЛ ДЕЧБФШУС ОЕЛХДБ, РТЙИПДЙФУС, У вПЦШЕК РПНПЭША, РТЕПДПМЕЧБС РБНПТЛЙ, ОБЦЙНБФШ ЛОПРЛЙ Й РПМШЪПЧБФШУС. нОЕ НОПЗП ТБЪ РЩФБМЙУШ ПВЯСУОЙФШ, ЮФП ФБЛПЕ йОФЕТОЕФ, ОП ХЧЙДЕЧ ОБ НПЕН МЙГЕ ВМБЦЕООХА ХМЩВЛХ ЙДЙПФБ, ФЙИП ПФИПДЙМЙ, ОЕ ЪБЛПОЮЙЧ ПВЯСУОЕОЙС.

бм: с ЧБН ФПЗДБ ОЕ ВХДХ ПВ йОФЕТОЕФЕ ЗПЧПТЙФШ.

фф: оЕФ, ПФЮЕЗП ЦЕ?

бм: юФПВЩ С ФЙИП ОЕ ПФПЫЕМ, ХЧЙДЕЧ ХМЩВЛХ.

фф: оЕ ОБДП ПФЮБЙЧБФШУС. ьМЕЛФТПООХА РПЮФХ С ПЮЕОШ ИПТПЫП ПУЧПЙМБ. еУМЙ НЕОС РТЙУПЕДЙОЙФШ Л йОФЕТОЕФХ, Й РПУЙДЕФШ УП НОПК РБТХ ДОЕК, ПВЯСУОСС, ЛБЛХА ЛОПРПЮЛХ ОБЦЙНБФШ, ФП С ЛБЛПЕ-ФП ЧТЕНС ХДЕТЦХ РПМХЮЕООЩЕ УЧЕДЕОЙС Ч ЗПМПЧЕ.

бм: б ЛБЛ ЦЕ ЧЩ У НПДЕНПН Й ВЕЪ йОФЕТОЕФБ?

фф: фБЛ С ЛХРЙМБ НПДЕН ДМС РПМШЪПЧБОЙС ЬМЕЛФТПООПК РПЮФПК.

бм: б ТБЪЧЕ ЬФП ОЕ йОФЕТОЕФ??

фф: оЕ ЪБДХТЙЧБКФЕ НОЕ ЗПМПЧХ. с ЦЕОЭЙОБ УМБВБС, ВЕЪЪБЭЙФОБС. б ЧЩ ФБЛЙЕ УМПЧБ...

бм: ъОБЮЙФ, ЧЩ ИПФЙФЕ УЛБЪБФШ, ЮФП ОЙЮЕН, ЛТПНЕ ЬМЕЛФТПООПК РПЮФЩ, ЧЩ Й ОЕ РПМШЪХЕФЕУШ.

фф: тЕРМЙЛБ Ч УФПТПОХ: РТЙУФБМ, ЛБЛ ВБООЩК МЙУФ... оХ ИПТПЫП, НПДЕН С ЛХРЙМБ ОЕДБЧОП. оЕДЕМА РХФБМБУШ Ч РТПЧПДБИ. рПФПН ОБМБДЙМБ ЬМЕЛФТПООХА РЕТЕРЙУЛХ. ьФБ РЕТЕРЙУЛБ ПФОСМБ Х НЕОС ЛХЮХ ТБВПЮЕЗП ЧТЕНЕОЙ, РПФПНХ ЮФП ОБ НЕОС, ЛБЛ ОБ УЧЕЦЕЗП РПМШЪПЧБФЕМС, ОБЛЙОХМЙУШ ЧУЕ НПЙ ЪОБЛПНЩЕ, ЛПФПТЩЕ ДБЧОП ЦДБМЙ ОПЧЕОШЛПЗП. чУЕ ЬФП ВЩМП ПЮЕОШ РТЙСФОП Й ЙОФЕТЕУОП, ОП ЧЕДШ Й ТБВПФБФШ ФПЦЕ ОБДП. б ЕУМЙ С ВХДХ РПМШЪПЧБФШУС йОФЕТОЕФПН Ч ВПМЕЕ ЫЙТПЛПН ПВЯЕНЕ, ФП Х НЕОС УПЧУЕН ЧТЕНЕОЙ ОЕ ПУФБОЕФУС. рПЬФПНХ С ЬФПФ НПНЕОФ ПФЛМБДЩЧБА.

бм: оП ЧЩ РТЕДУФБЧМСЕФЕ УЕВЕ, ЮФП ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ РПКФЙ Ч мЙФЕТБФХТОПЕ лБЖЕ, ЧБН ОБДП ВХДЕФ РТЕПДПМЕФШ ТХВЕЦ ПДОПК ФПМШЛП РПЮФЩ?

фф: й ЮФП?

бм: оХ Й УНПЦЕФЕ ЬФП ЙОФЕТЧША РТПЮЕУФШ.

фф: у УПВПК? фБЛ С Й ФБЛ ЪОБА, ЮФП С ДХНБА.

бм: оХ, ФХФ ОЕ ФПМШЛП ЧЩ, ЪБ ДТХЗЙНЙ "УФПМЙЛБНЙ" ЕЭЕ МАДЙ ЕУФШ.

фф: ьФП ДТХЗПЕ ДЕМП.

бм: б ЛБЛ ЧЩ ПФОПУЙФЕУШ Л УПУЕДУФЧХ ФБЛПНХ - рТЙЗПЧ, рЕМЕЧЙО, зБОДМЕЧУЛЙК, лБМЕДЙО?

фф: ч ЧЩУЫЕК УФЕРЕОЙ РПМПЦЙФЕМШОП. чУЕ ЬФП РТЕЛТБУОЩЕ РЙУБФЕМЙ. ъБ УФПМЙЛБНЙ ЙМЙ ОБ УФХМЙЛБИ, ОП ЧУЕ ПОЙ, ЧНЕУФЕ Й РПТПЪОШ, ПРТПЧЕТЗБАФ НПДОЩЕ УФПОЩ П ФПН, ЮФП Х ОБУ ОЕФ МЙФЕТБФХТЩ.

бм: ьФПФ УФПО Х ОБУ ЛТЙФЙЛПК ЪПЧЕФУС.

фф: фБЛПЧБ ТХУУЛБС ФТБДЙГЙС: УФПОБФШ - ЬФП ЧЩУЫЙК ЫЙЛ. с ДХНБА, ЮФП Х ЬФПЗП ЧППВЭЕ ЗМХВПЛЙЕ ЛПТОЙ.

бм: чЩ ЦЕ УЛБЪБМЙ, ЮФП УФПОЩ НПДОЩЕ.

фф: рТБЧЙМШОП. нПДБ ОБ ЛПТОЙ. ъБХОЩЧОЩЕ ТХУУЛЙЕ РЕУОЙ, РМБЮЙ. "фЩ ЗПТЙ, ДПЗПТБК, НПС МХЮЙОБ, ДПЗПТА У ФПВПК Й С". рПЕЫШ, РМБЮЕЫШ, ФБЛ УЕВС ЦБМЛП, ФБЛ УЕВЕ ОТБЧЙЫШУС. лТПНЕ ФПЗП, ЕУМЙ ПВЯСЧМСЕЫШ, ЮФП ТХУУЛБС МЙФЕТБФХТБ ЛПОЮЙМБУШ, ЙМЙ ОЕ ОБЮЙОБМБУШ, ЙМЙ ЦЕ ПОБ ЧУС ОБУЛЧПЪШ ЗОЙМБС, - РТЙЧМЕЛБЕЫШ ЧОЙНБОЙЕ ПЛТХЦБАЭЙИ. фБЛ ВПМШОЩЕ Ч РТЕДВБООЙЛЕ Х ЧТБЮБ МАВСФ ДЕНПОУФТЙТПЧБФШ СЪЧЩ, РЕТЕМПНЩ, ЗОЙМЩЕ ЪХВЩ, ЮФП Х ЛПЗП. зПТДСФУС. б ЕУМЙ ВХДЕЫШ ЧЩУФХРБФШ У ЪБСЧМЕОЙСНЙ, ЮФП Х ОБУ НОПЗП ИПТПЫЙИ, ЙОФЕТЕУОЩИ РЙУБФЕМЕК, ФП ФЕВЕ УЕКЮБУ ЦЕ УЛБЦХФ: "лБЛЙЕ РЙУБФЕМЙ? ьфп РЙУБФЕМЙ? дБ ЛБЛЙЕ ЦЕ ЬФП РЙУБФЕМЙ?" рПФПНХ ЮФП ЖЩТЛБФШ - ЬФП ЗПТБЪДП ВПМЕЕ ЪБЭЙЭЕООБС РПЪЙГЙС.

бм: б РПЮЕНХ ЕЭЕ ОЕ ФБЛ ДБЧОП УЮЙФБМПУШ, ЮФП ИПТПЫЙЕ РЙУБФЕМЙ ЕУФШ, Й П ОЙИ Й РЙУБМЙ Й ЗПЧПТЙМЙ?

фф: рПФПНХ ЮФП ЛПЗДБ ЙЛТЩ ОЕФ, ПОБ ЛБЦЕФУС ЧЛХУОПК, Б ЛПЗДБ ПОБ ОБ ЛБЦДПН ХЗМХ, ФП ЕЕ ОЙЛФП ОЕ ВЕТЕФ. чЛХУ-ФП ЕЕ ПФ ЬФПЗП ОЕ НЕОСЕФУС.

бм: ъОБЮЙФ ЙЛТХ ТХЗБАФ Й ЗПЧПТСФ, ЮФП ИПТПЫЕК ОЕФ. юФП ЦЕ ФПЗДБ ОХЦОП?

фф: уНЕОЙН НЕФБЖПТХ. уЛБЪЛХ П ТЩВБЛЕ Й ТЩВЛЕ ЮЙФБМЙ? юЕМПЧЕЛХ УЧПКУФЧЕООП ЪБЦЙТБФШУС. дЕМП ОЕ Ч ФПН, ЮФП Х ОБУ ОЕФ ИПТПЫЙИ РЙУБФЕМЕК, Б Ч ФПН, ЮФП ЙИ УМЙЫЛПН НОПЗП. л ОЙН РТЙЧЩЛМЙ, ИПФСФ ВПМШЫЕЗП, ЕЭЕ ВПМШЫЕЗП, ЕЭЕ ВПМШЫЕЗП. чПУЛТЕУОЙ УЕКЮБУ ИПФШ ыЕЛУРЙТ, ИПФШ дБОФЕ, ИПФШ мЕЧ фПМУФПК, ИПФШ оБВПЛПЧ - ЙИ ОЕ ФП ЮФП ПРМААФ, ПОЙ ХЦЕ ПРМЕЧБОЩ, - Б РТПУФП ЪЕЧОХФ, Й УЛБЦХФ - ОХ Й ЮФП? еУМЙ ХЦ ЪБЗПЧПТЙМЙ П УЛБЪЛБИ, ОБРПНОА УЧПА МАВЙНХА УЛБЪЛХ РТП МЙУХ Й ДТПЪДБ. чЛТБФГЕ: РПКНБМБ МЙУБ ДТПЪДБ Й ЙЪДЕЧБЕФУС: "дТПЪД, Б, ДТПЪД, ОБЛПТНЙ НЕОС". оБЛПТНЙМ. "дТПЪД, Б, ДТПЪД, ОБРПЙ НЕОС". оБРПЙМ. "дТПЪД, Б, ДТПЪД, ОБУНЕЫЙ НЕОС". оБУНЕЫЙМ. "дТПЪД, Б, ДТПЪД, Б ФЕРЕТШ ОБРХЗБК НЕОС". дТПЪД ЧЕМЕМ ЕК ЧЩУФБЧЙФШ ИЧПУФ ЙЪ ОПТЩ, НЙНП ВЕЦБМЙ УПВБЛЙ Й УИЧБФЙМЙ ПВОБЗМЕЧЫХА МЙУХ. дТПЪД ЧПУРПМШЪПЧБМУС УЙФХБГЙЕК Й УРБУУС.

бм: б УЕКЮБУ РПМХЮБЕФУС, ЮФП ОБУ РХЗБАФ, Б ОБН ОЕ УФТБЫОП?

фф: дБ, НПЦОП Й ФБЛ УЛБЪБФШ. чППВЭЕ ЬФБ ЙУФПТЙС У МЙУПК ОБРПНЙОБЕФ ЙУФПТЙА МЙФЕТБФХТЩ - ФЕ ЦЕ УФБДЙЙ. рХВМЙЛБ Й ЛТЙФЙЛЙ, ЛБЛ ЕЕ ОБЙВПМЕЕ ТБЪЗПЧПТЮЙЧБС ЮБУФШ, ЛБРТЙЪОЙЮБАФ Й ИПФСФ ЧУЕ ВПМШЫЕЗП Й ВПМШЫЕЗП. мАДЙ РПРТПЭЕ Ч ЛБЛПК-ФП НПНЕОФ ВТПУБАФ ЙЗТБФШ Ч ЬФХ ЙЗТХ Й ОБЮЙОБАФ ЮЙФБФШ ОЕ МЙФЕТБФХТХ, Б ФХ ДТСОШ, ЮФП Ч МБТШЛБИ. ьФП ИПФШ ЮЕУФОЕЕ. б ЛТЙФЙЛЙ МАВСФ ЧЩТБЦБФШ ОЕХДПЧПМШУФЧЙЕ РТПЮЙФБООЩН. оЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ЬФПЗП УДЕМБМЙ ГЕМХА РТПЖЕУУЙА. фБЛ ЮФП ДХНБЕЫШ: ТБЪ ФЕВЕ ФБЛ ОЙЮЕЗП ОЕ ОТБЧЙФУС, ТБЪ ФЩ ФБЛ НХЮБЕЫШУС, НПЦЕФ, ФПЦЕ ВТПУЙЫШ. еУФШ, ОБРТЙНЕТ, ФБЛПК ЛТЙФЙЛ, вПТЙУ лХЪШНЙОУЛЙК. уФПЙФ ЛПНХ-ОЙВХДШ ЮФП-ОЙВХДШ ОБРЙУБФШ, ПО ФБЛ УФТБЫОП ЧЙЪЦЙФ Й ВТБОЙФУС, ЛБЛ ВХДФП Х ОЕЗП ЮФП-ФП ПФОСМЙ. вЕДОЩК. вПМШОПК, ОБЧЕТОПЕ.

бм: рП-ЧБЫЕНХ, Ч РПУМЕДОЕЕ ЧТЕНС РПСЧЙМПУШ НОПЗП ИПТПЫЙИ РЙУБФЕМЕК, ЙИ ОЙЛФП ОЕ МАВЙФ Й ОЕ ЮЙФБЕФ. б ЧЩ ЧППВЭЕ РЕТЕУФБМЙ РЙУБФШ ТБУУЛБЪЩ Й ЪБОСМЙУШ РХВМЙГЙУФЙЛПК.

фф: ьФП ДЧБ ТБЪОЩИ ЧПРТПУБ. дП УЙИ РПТ С ПФЧЕЮБМБ ОБ ЧБЫЙ ЧПРТПУЩ ОЕ ЛБЛ РЙУБФЕМШ, Б ЛБЛ ЮЙФБФЕМШ. с ЧППВЭЕ МАВМА ЮЙФБФШ. рПУМЕДОЙЕ ЗПДЩ НОЕ, ЛБЛ ЮЙФБФЕМА ВЩМП ОЕ УЛХЮОП. юФП ЦЕ ЛБУБЕФУС ФПЗП, ЮФП С УБНБ ДЕМБА, ЬФП ЧППВЭЕ ДТХЗБС ФЕНБ.

бм: б ЮФП ЧЩ УБНЙ ДЕМБЕФЕ, ЛБЛ РЙУБФЕМШ?

фф: п-ИП-ИП... с ПДОПЧТЕНЕООП ДПРЙУЩЧБА ПДЙО ТПНБО ЙМЙ РПЧЕУФШ - ОЕ ЪОБА, ОБЮБМБ РЙУБФШ ЧФПТПК Й РТПДХНЩЧБА ФТЕФЙК.

бм: п ЮЕН?

фф: оБ ФБЛЙЕ ЧПРТПУЩ С ОЕ ПФЧЕЮБА. дПРЙЫХ - ОБРЕЮБФБА.

бм: лБЛ ЦЕ РПМХЮБЕФУС, ЮФП ЧЩ ЧУА ЦЙЪОШ РЙУБМЙ ТБУУЛБЪЩ, Б УЕКЮБУ РЙЫЕФЕ УТБЪХ ФТЙ ТПНБОБ?

фф: рПМПЦЙН, ОЕ ЧУА ЦЙЪОШ. оБЮБМБ РЙУБФШ РПЪДОП. оБРЙУБМБ, УЛПМШЛП ОБРЙУБМПУШ. рПФПН, ДХНБА, ОБДП РПРТПВПЧБФШ ЮФП-ФП ДТХЗПЕ. дТХЗЙЕ ЦБОТЩ. ч ЗБЪЕФЕ "нПУЛПЧУЛЙЕ ОПЧПУФЙ" Х НЕОС ВЩМБ ЛПМПОЛБ "уЧПС ЛПМПЛПМШОС". оЕ ЪОБА, ЛБЛ ПРТЕДЕМЙФШ ЬФПФ ЦБОТ, ОП НЕОС ПЮЕОШ ХУФТБЙЧБМП, ЮФП ЬФП ОЕЮФП ЧТПДЕ ПЮЕОШ ЛПТПФЛЙИ, РПМХИХДПЦЕУФЧЕООЩИ-РПМХДПЛХНЕОФБМШОЩИ ТБУУЛБЪЙЛПЧ ЙЪ ЦЙЪОЙ. с ЬФП ЧПУРТЙОЙНБМБ, ЛБЛ ЧРПМОЕ ИХДПЦЕУФЧЕООПЕ ФЧПТЮЕУФЧП. ьФП ЧППВЭЕ ЙОФЕТЕУОП, ЛПЗДБ ФЩ ПЗТБОЙЮЕО ЮЕН-ОЙВХДШ: ОБРТЙНЕТ, Ч "но" ДБАФ ФПМШЛП ЮЕФЩТЕ УФТБОЙГЩ ФЕЛУФБ. йМЙ, ЧПФ, ОБРТЙНЕТ, С РЙУБМБ ТЕГЕОЪЙЙ ДМС БНЕТЙЛБОУЛПЗП ЦХТОБМБ "The New York Review of Books". фБН УЧПЙ ПЗТБОЙЮЕОЙС. чП-РЕТЧЩИ, ЬФП ЧУЕ-ФБЛЙ ТЕГЕОЪЙС. чП-ЧФПТЩИ, ФЩ ДПМЦЕО РПУФБЧЙФШ ОЕЛХА ЛОЙЗХ, Ч НПЕН УМХЮБЕ ТХУУЛХА, Ч ЛХМШФХТОЩК ЛПОФЕЛУФ. бНЕТЙЛБОГБН ЦЕ ТХУУЛЙК ЛПОФЕЛУФ, ЛБЛ РТБЧЙМП, УПЧЕТЫЕООП ОЕ ЪОБЛПН. еУМЙ ПОЙ ХВЕЦДЕОЩ, ЮФП ЧП ЧТЕНС чФПТПК нЙТПЧПК ЧПКОЩ тПУУЙС ЧПЕЧБМБ ОБ УФПТПОЕ зЙФМЕТБ, ФП П ЮЕН ЗПЧПТЙФШ. лПЗДБ РЙЫЕЫШ ДМС БНЕТЙЛБОГЕЧ, ФП РТЙИПДЙФУС ПВЯСУОСФШ НОПЗП ПЮЕЧЙДОЩИ ЧЕЭЕК. ч еЧТПРЕ ЬФПЗП ДЕМБФШ ОЕ ОХЦОП. оП ОБРЙУБФШ ОБДП ФБЛ, ЮФПВЩ ЮЙФБФЕМШ ОЕ ЮХЧУФЧПЧБМ, ЮФП ЕЗП УЮЙФБАФ ОЕЧЕЦДПК. б ЛТПНЕ ФПЗП, ЦЕМБФЕМШОП РПУНЕЫЙФШ.

бм: б ЧЩ БНЕТЙЛБОГЕЧ РП-БОЗМЙКУЛЙ Й УНЕЫЙФЕ?

фф: оЕФ, ЬФП ФТХДОП. с РЙЫХ ФПМШЛП Й ЙУЛМАЮЙФЕМШОП РП-ТХУУЛЙ. х НЕОС ПФМЙЮОБС РЕТЕЧПДЮЙГБ - дЦЕНЙ зБНВТЕММ. юФП Ц С ВХДХ НХЮЙФШУС, УПЮЙОСФШ ОБ ЮХЦПН СЪЩЛЕ, ЛПЗДБ ЬФП Й РП-ТХУУЛЙ ОЕ МЕЗЛП. нОЕ, ЛУФБФЙ, ЦБМЛП, ЮФП НПЙ ТЕГЕОЪЙЙ (ПОЙ ЙОПЗДБ РЕТЕТБУФБАФ Ч ЬУУЕ) ОЕДПУФХРОЩ ТХУУЛПНХ ЮЙФБФЕМА.

бм: оЕ Ч РПУМЕДОАА ПЮЕТЕДШ ДМС ЬФПЗП Й УХЭЕУФЧХЕФ мЙФЕТБФХТОПЕ лБЖЕ.

фф: дБК ФЕ вПЗ ЪДПТПЧШЙЮЛБ, УЩОПЮЕЛ, ФЕВЕ Й ДЕФЛБН ФЧПЙН, ЧУА-ФП ЦЙЪОШ ЪБ ФЕВС зПУРПДБ НПМЙФШ ВХДХ.

бм: б ЮФП ЧЩ ЧППВЭЕ ДХНБЕФЕ ПВ ЙДЕЕ ФБЛПЗП мЙФЕТБФХТОПЗП лБЖЕ Ч йОФЕТОЕФЕ?

фф: йДЕС ЪБНЕЮБФЕМШОБС, РПФПНХ ЮФП ПОБ РТЙНЙТСЕФ НЕОС У ЬМЕЛФТПООЩН ЖПТНБФПН ЛХМШФХТЩ. чППВЭЕ, ПВТБФЙФЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФБЛПК ЙОФЕТЕУОЩК ЖБЛФ: ТБЪЧЙФЙЕ ФЕМЕЖПОБ ЧТПДЕ ВЩ ХВЙМП ЬРЙУФПМСТОЩК ЦБОТ. б ЬМЕЛФТПООБС РПЮФБ ЕЗП ЧПЪТПДЙМБ. лФП ВЩ НПЗ РПДХНБФШ. чЕДШ МАДЙ ЦЙЧХФ ОБ ФБЛЙИ ВПМШЫЙИ ТБУУФПСОЙСИ, Б ФЕМЕЖПО ФБЛ ДПТПЗ - Й ЧПФ РПСЧМСЕФУС e-mail Й ОЙЛБЛЙИ РТПВМЕН. оПТНБМШОЩЕ ЗЕТПЙ ЧУЕЗДБ ЙДХФ Ч ПВИПД. чПФ С ФПТЮХ Ч бНЕТЙЛЕ. тХУУЛЙЕ ЦХТОБМЩ ДПТПЗЙ, РПЪДОП Й ТЕДЛП ДПИПДСФ. б ЙОПЗДБ ИПЮЕФУС ЧПФ УЕКЮБУ, УТБЪХ, РПМЙУФБФШ ЛОЙЗХ ФБЛПЗП-ФП РЙУБФЕМС ЙМЙ ХЪОБФШ, ЮФП ПО ЧППВЭЕ ФБН УЕВЕ УЙДЙФ Й ДХНБЕФ.

бм: й ЮФП ВЩ ЧЩ ИПФЕМЙ РПЦЕМБФШ ФЕН, ЛФП УЕКЮБУ ДПЮЙФЩЧБЕФ ЙОФЕТЧША У ЧБНЙ Й ЧПФ-ЧПФ ОБЮОЕФ ЮЙФБФШ ЧБЫЙ ТБУУЛБЪЩ, ЛПФПТЩЕ, ОБУЛПМШЛП С ЪОБА, ЙЪДБЧБМЙУШ ПЮЕОШ ОЕЮБУФП?

фф: нОЕ ВЩ ИПФЕМПУШ ОЕ РПЦЕМБФШ, Б РПРТПУЙФШ. юФПВЩ ЮЙФБМЙ ФЕ ФЕЛУФЩ, ЛПФПТЩЕ С ПФДБА ОБ йОФЕТОЕФ, Б ЕУМЙ РПОТБЧЙФУС, ФП, НПЦЕФ, ЛБЛ-ОЙВХДШ ПФЛМЙЛОХМЙУШ ВЩ. б С У ХДПЧПМШУФЧЙЕН РПЮЙФБА ДТХЗЙИ.

Татьяна Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, в семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого с богатыми литературными традициями. Татьяна росла в многодетной семье, где у неё было семь братьев и сестёр. Дедушка будущей писательницы по материнской линии - Лозинский Михаил Леонидович, литературный переводчик, поэт. По отцовской линии является внучкой писателя Алексея Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской.
После окончания школы, Толстая поступила в Ленинградский университет, на отделение классической филологии (с изучением латинского и греческого языков), который окончила в 1974 году. В этом же году выходит замуж и, вслед за мужем, переезжает в Москву, где устраивается работать корректором в «Главной редакции восточной литературы» при издательстве «Наука». Проработав в издательстве до 1983 года, Татьяна Толстая в этом же году публикует свои первые литературные произведения и дебютирует, как литературный критик со статьёй «Клеем и ножницами…» («Вопросы Литературы», 1983, № 9). По собственным признаниям, начать писать её заставило то обстоятельство, что она перенесла операцию на глазах. «Это теперь после коррекции лазером повязку снимают через пару дней, а тогда пришлось лежать с повязкой целый месяц. А так как читать было нельзя, в голове начали рождаться сюжеты первых рассказов», - рассказывала Толстая.
В 1983 году написала первый рассказ под названием «На золотом крыльце сидели…», опубликованный в журнале «Аврора» в том же году. Рассказ был отмечен как публикой, так и критикой и признан одним из лучших литературных дебютов 1980-х годов. Художественно произведение представляло собой «калейдоскоп детских впечатлений от простых событий и обыкновенных людей, представляющихся детям различными таинственными и сказочными персонажами». Впоследствии Толстая публикует в периодической печати ещё около двадцати рассказов. Её произведения печатаются в «Новом мире» и других крупных журналах. Последовательно выходят «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Любишь - не любишь» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Ночь» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988). В 1987 году выходит первый сборник рассказов писательницы, озаглавленный аналогично её первому рассказу - «На золотом крыльце сидели…». В сборник вошли, как известные ранее произведения, так и не опубликованные: «Милая Шура» (1985), «Факир» (1986), «Круг»(1987). После издания сборника Татьяна Толстая была принята в члены Союза писателей СССР.
Советская критика восприняла литературные произведения Толстой настороженно. Её упрекали в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтешь». Другие критики восприняли прозу писательницы с восторгом, но отмечали, что все её произведения написаны по одному, выстроенному шаблону. В интеллектуальных кругах Толстая получает репутацию оригинального, независимого автора. В то время основными героями произведений писательницы были «городские сумасшедшие» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), «живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде». С 1989 года является постоянным членом Российского ПЕН-центра.
В 1990 году писательница уезжает в США, где ведёт преподавательскую деятельность. Толстая преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор, расположенном в городе Саратога-Спрингс и Принстоне, сотрудничала с New York review of books, The New Yorker, TLS и другими журналами, читала лекции в других университетах. Впоследствии, все 1990-е годы писательница по несколько месяцев в году проводила в Америке. По её словам, проживание заграницей поначалу оказало на неё сильное влияние в языковом аспекте. Она жаловалась на то, как меняется эмигрантский русский язык под влиянием окружающей среды. В своём коротком эссе того времени «Надежда и опора», Толстая приводила примеры обычного разговора в русском магазине на Брайтон-Бич: «там в разговор постоянно вклиниваются такие слова, как „свисслоуфетный творог“, „послайсить“, „полпаунда чизу“ и „малосольный салмон“». После четырёх месяцев пребывания в Америке, Татьяна Никитична отмечала, что «мозг её превращается в фарш или салат, где смешиваются языки и появляются какие-то недослова, отсутствующие как в английском, так и в русском языках».
В 1991 году начинает журналистскую деятельность. Ведёт собственную колонку «Своя колокольня» в еженедельной газете «Московские новости», сотрудничает с журналом «Столица», где входит в состав редколлегии. Эссе, очерки и статьи Толстой появляются также в журнале «Русский телеграф». Параллельно с журналистской деятельностью, она продолжает издавать книги. В 1990-х были опубликованы такие произведения, как «Любишь - не любишь» (1997), «Сёстры» (в соавторстве с сестрой Наталией Толстой) (1998), «Река Оккервиль» (1999). Появляются переводы её рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и другие языки мира. В 1998 году стала членом редколлегии американского журнала «Контрапункт». В 1999 году Татьяна Толстая возвращается в Россию, где продолжает заниматься литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.
В 2000 году писательница публикует свой первый роман «Кысь». Книга вызвала много откликов и стала очень популярной. По роману многими театрами были поставлены спектакли, а в 2001 году в эфире государственной радиостанции «Радио России», под руководством Ольги Хмелевой, был осуществлен проект литературного сериала. В этом же году были изданы ещё три книги: «День», «Ночь» и «Двое». Отмечая коммерческий успех писательницы, Андрей Ашкеров в журнале «Русская жизнь» писал, что общий тираж книг составил около 200 тысяч экземпляров и произведения Татьяны Никитичны стали доступны широкой публике. Толстая получает приз XIV Московской международной книжной ярмарки в номинации «Проза». В 2002 году Татьяна Толстая возглавила редакционный совет газеты «Консерватор».
В 2002 году писательница также впервые появляется на телевидении, в телевизионной передаче «Основной инстинкт». В том же году становится соведущей (совместно с Авдотьей Смирновой) телепередачи «Школа злословия», вышедшей в эфире телеканала Культура. Передача получает признание телекритики и в 2003 году Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова получили премию «ТЭФИ», в категории «Лучшее ток-шоу».
В 2010 году, в соавторстве с племянницей Ольгой Прохоровой, выпустила свою первую детскую книжку. Озаглавленная, как «Та самая Азбука Буратино», книга взаимосвязана с произведением дедушки писательницы - книгой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Толстая рассказывала: «Замысел книги родился 30 лет назад. Не без помощи моей старшей сестры… Ей всегда было жалко, что Буратино так быстро продал свою Азбуку, и что об ее содержании ничего не было известно. Что за яркие картинки там были? О чем она вообще? Шли годы, я перешла на рассказы, за это время подросла племянница, родила двоих детей. И вот, наконец, на книгу нашлось время. Полузабытый проект был подхвачен моей племянницей, Ольгой Прохоровой». В рейтинге лучших книг XXIII Московской международной книжной выставки-ярмарки, книга заняла второе место в разделе «Детская литература».
В 2011 году вошла в рейтинг «Сто самых влиятельных женщин России», составленный радиостанцией «Эхо Москвы», информационными агентствами РИА Новости, «Интерфакс» и журналом «Огонёк». Толстую относят к «новой волне» в литературе, называют одним из ярких имен «артистической прозы», уходящей своими корнями к «игровой прозе» Булгакова, Олеши, принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского «я».
О себе говорит: «Мне интересны люди „с отшиба“, то есть к которым мы, как правило, глухи, кого мы воспринимаем как нелепых, не в силах расслышать их речей, не в силах разглядеть их боли. Они уходят из жизни, мало что поняв, часто недополучив чего-то важного, и уходя, недоумевают как дети: праздник окончен, а где же подарки? А подарком и была жизнь, да и сами они были подарком, но никто им этого не объяснил».
Татьяна Толстая жила и работала в Принстоне (США), преподавала русскую литературу в университетах.
Сейчас живёт в Москве.

ТОЛСТАЯ, ТАТЬЯНА НИКИТИЧНА (р. 1951) – русская писательница. Родилась 3 мая 1951 в Ленинграде. Отец – академик-филолог Никита Толстой, деды – писатель Алексей Толстой и переводчик Михаил Лозинский. В 1974 окончила отделение классической филологии филфака ЛГУ, после чего переехала в Москву. До 1983 работала в Главной редакции Восточной литературы при издательстве «Наука».

Активно печататься начала при советской власти. Первая публикация – рассказ На золотом крыльце сидели… появился журнале «Аврора» в 1983. Как критик дебютировала в том же году статьей Клеем и ножницами.

В середине 1980-х написала и опубликовала в периодической печати около 20 рассказов (Факир , Круг , Потеря , Милая Шура , Река Оккервиль и др.) и повесть Сюжет. В 1988 тринадцать из них вышли отдельной книгой: На золотом крыльце сидели….

Официальная критика отнеслась к прозе Толстой настороженно. Одни упрекали ее в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтешь». Другие, напротив, говорили, что прочли книгу взахлеб, но что все произведения написаны по одной схеме, искусственно выстроены. В интеллектуальных читательских кругах того времени Толстая пользовалась репутацией оригинального, независимого писателя. Герои ее прозы в основном – простые «городские чудики» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде.

В прозе Толстой, по мнению критиков, прослеживается влияние Шкловского и Тынянова, с одной стороны, и Ремизова – с другой. Она сталкивает слова из различных семантических слоев языка, как правило, смотрит на своих героев «остраненно», разворачивает сюжет подобно кинематографическим кадрам… Но если у Шкловского и Тынянова «избыточные» слова использовались для того, чтобы дать предмету как можно более точное, исчерпывающее определение, а Ремизова обращение к архаическим пластам языка приближало к изначальному смыслу слова, то Толстая, используя разработанные ими методы парадоксальных словосочетаний, демонстрирует то, что Вяч.Курицын назвал «хищным цинизмом глазомера». Андрей Немзер так высказался о ее ранних рассказах: «„Эстетизм" Толстой был важнее ее „морализма"».

В 1990 уезжает преподавать русскую литературу в США, где проводит по несколько месяцев в году почти все последующее десятилетие. В 1991 ведет колонку «Своя колокольня» в еженедельнике «Московские новости», входит в состав редколлегии журнала «Столица». Появляются переводы ее рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и др. языки.

В 1997 отдельной книгой (Любишь – не любишь ) в Москве переиздаются ее рассказы, в 1998 – книга Сестры , написанная совместно с сестрой Натальей.

В 2000–2001 выходит новый роман Толстой Кысь – о мутирующей после ядерного взрыва России. Страна, согласно роману, полностью деградировала: язык почти утрачен, мегаполисы превращены в убогие деревни, где люди живут по правилам игры в «кошки-мышки». Роман пропитан сарказмом, характеры героев выстраиваются в своеобразную галерею уродов, их сексуальность подчеркнуто груба и первобытна.

Русскоязычные критики отнеслись к новой Толстой по-разному.

В начале 2000-х переиздаются ее рассказы (Река Оккервиль , 2000, Ночь, 2001), сборник Сестры, выходит в свет книга, включившая произведения Татьяны и Натальи Толстых (День. Разное , 2001), сборник публицистики Татьяны Толстой День. Личное (2001) и ее книга Изюм (2002).

Публицистика Толстой также вызывает противоречивые отзывы.

В 2001 Толстая получает приз XIV Московской международной книжной ярмарки в номинации «Проза», в том же году – престижную премию «Триумф».

С 2002 являлась соведущей (вместе со сценаристкой Авдотьей Смирновой) телепередачи «Школа злословия».

Издания: На золотом крыльце сидели. Рассказы . М., «Советский писатель», 1987; Любишь – не любишь. Рассказы . М., «Олма-Пресс», 1997; Река Оккервиль. Рассказы . М., «Подкова», 2000; Кысь. Роман. «Подкова», 2000; «Иностранка», 2001; Ночь. Рассказы . М., «Подкова», 2001; Личное . М., «Подкова», 2001.

Анна Бражкина

Татья́на Ники́тична Толста́я - российская писательница,публицист, литературный критик, педагог, журналистка и телеведущая.

Наиболее известен роман писательницы - «Кысь», получивший премию «Триумф». Произведения Татьяны Толстой, в том числе сборники рассказов «Любишь - не любишь», «Река Оккервиль», «День», «Ночь», «Изюм», «Круг», «Белые стены», переведены на многие языки мира.

Широкая популярность пришла к писательнице в 2002 году, когда она стала соведущей телевизионной программы «Школа злословия». В 2011 году вошла в рейтинг «Сто самых влиятельных женщин России», составленный радиостанцией «Эхо Москвы», информационными агентствами РИА Новости, «Интерфакс» и журналом «Огонёк».

Татьяна Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, в семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого. Росла в доме Ленсовета на Набережной реки Карповки в многодетной семье, где у неё было шесть братьев и сестёр. Дедушка будущей писательницы по материнской линии - Лозинский Михаил Леонидович, литературный переводчик, поэт. По отцовской линии является внучкой писателя Алексея Николаевича Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской.

После окончания школы, Толстая поступила в Ленинградский университет, на отделение классической филологии (с изучением латинского и греческого языков), который окончила в 1974 году.

В этом же году выходит замуж за филолога-классика А. В. Лебедева и, вслед за мужем, переезжает в Москву, где устраивается работать корректором Главной редакции восточной литературы издательства «Наука». Проработав в издательстве до 1983 года, Татьяна Толстая в этом же году публикует свои первые литературные произведения и дебютирует как литературный критик со статьёй «Клеем и ножницами…» («Вопросы Литературы», 1983, № 9)

В 1983 году написала первый рассказ под названием «На золотом крыльце сидели…», опубликованный в журнале «Аврора» в том же году. Рассказ был отмечен как публикой, так и критикой и признан одним из лучших литературных дебютов 1980-х годов. Впоследствии Толстая публикует в периодической печати ещё около двадцати рассказов. Её произведения печатаются в «Новом мире» и других крупных журналах. В 1987 году выходит первый сборник рассказов писательницы, озаглавленный аналогично её первому рассказу - «На золотом крыльце сидели…». В сборник вошли как известные ранее произведения, так и не опубликованные. После издания сборника Татьяна Толстая была принята в члены Союза писателей СССР.

В 1990 году писательница уезжает в США, где ведёт преподавательскую деятельность. Толстая преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор, расположенном в городе Саратога-Спрингс и Принстоне, сотрудничала с New York Review of Books (англ.)русск., The New Yorker, TLS и другими журналами, читала лекции в других университетах.

В 1991 году начинает журналистскую деятельность. Ведёт собственную колонку «Своя колокольня» в еженедельной газете «Московские новости», сотрудничает с журналом «Столица», где входит в состав редколлегии. В соавторстве с сестрой Наталией опубликовала в 1998 году книгу «Сёстры». Появляются переводы её рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и другие языки мира. В 1999 году Татьяна Толстая возвращается в Россию, где продолжает заниматься литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.

В 2000 году писательница публикует свой первый роман «Кысь». В этом же году были изданы ещё три книги: «День», «Ночь» и «Двое». Толстая получает приз XIV Московской Международной книжной ярмарки в номинации «Проза». В 2002 году Татьяна Толстая возглавила редакционный совет газеты «Консерватор».

В 2002 году писательница также впервые появляется на телевидении, в телевизионной передаче «Основной инстинкт». В том же году становится соведущей (совместно с Авдотьей Смирновой) телепередачи «Школа злословия», вышедшей в эфире телеканала Культура. Передача получает признание телекритики и в 2003 году Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова получили премию «ТЭФИ», в категории «Лучшее ток-шоу».

В 2010 году, в соавторстве с племянницей Ольгой Прохоровой, выпустила свою первую детскую книжку. Озаглавленная, как «Та самая Азбука Буратино», книга взаимосвязана с произведением дедушки писательницы - книгой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». В рейтинге лучших книг XXIII Московской международной книжной выставки-ярмарки, книга заняла второе место в разделе «Детская литература».

) - российская писательница , публицист и телеведущая .

Наиболее известен роман писательницы - «Кысь », получивший премию «Триумф » . Произведения Татьяны Толстой, в том числе сборники рассказов «Любишь - не любишь», «Река Оккервиль», «День», «Ночь», «Изюм», «Круг», «Белые стены», переведены на многие языки мира .

Широкая популярность пришла к писательнице в 2002 году, когда она стала соведущей телевизионной программы «Школа злословия » . В 2011 году вошла в рейтинг «Сто самых влиятельных женщин России», составленный радиостанцией «Эхо Москвы », информационными агентствами РИА Новости , «Интерфакс » и журналом «Огонёк » .

Биография

1951-1983: Детство, юность и работа корректором

Татьяна Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде , в семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого . Татьяна росла в многодетной семье, где у неё было семь братьев и сестёр. Дедушка будущей писательницы по материнской линии - Лозинский Михаил Леонидович , литературный переводчик, поэт. По отцовской линии является внучкой писателя Алексея Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской .

После окончания школы, Толстая поступила в Ленинградский университет, на отделение классической филологии (с изучением латинского и греческого языков), который окончила в 1974 году. В этом же году выходит замуж и, вслед за мужем, переезжает в Москву, где устраивается работать корректором в «Главной редакции восточной литературы» при издательстве «Наука » . Проработав в издательстве до 1983 года, Татьяна Толстая в этом же году публикует свои первые литературные произведения и дебютирует как литературный критик со статьёй «Клеем и ножницами…» («Вопросы Литературы», 1983, № 9) . По собственному признанию, начать писать её заставило то обстоятельство, что она перенесла операцию на глазах. «Это теперь после коррекции лазером повязку снимают через пару дней, а тогда пришлось лежать с повязкой целый месяц. А так как читать было нельзя, в голове начали рождаться сюжеты первых рассказов», - рассказывала Толстая .

1983-1989: Литературный успех

В 1983 году написала первый рассказ под названием «На золотом крыльце сидели…», опубликованный в журнале «Аврора » в том же году . Рассказ был отмечен как публикой, так и критикой и признан одним из лучших литературных дебютов 1980-х годов. Художественно произведение представляло собой «калейдоскоп детских впечатлений от простых событий и обыкновенных людей, представляющихся детям различными таинственными и сказочными персонажами» . Впоследствии Толстая публикует в периодической печати ещё около двадцати рассказов. Её произведения печатаются в «Новом мире » и других крупных журналах. Последовательно выходят «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Любишь - не любишь» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Ночь» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988) . В 1987 году выходит первый сборник рассказов писательницы, озаглавленный аналогично её первому рассказу - «На золотом крыльце сидели…». В сборник вошли как известные ранее произведения, так и не опубликованные: «Милая Шура» (1985), «Факир» (1986), «Круг»(1987). После издания сборника Татьяна Толстая была принята в члены Союза писателей СССР .

Советская критика восприняла литературные произведения Толстой настороженно. Её упрекали в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтешь». Другие критики восприняли прозу писательницы с восторгом, но отмечали, что все её произведения написаны по одному, выстроенному, шаблону. В интеллектуальных кругах Толстая получает репутацию оригинального, независимого автора. В то время основными героями произведений писательницы были «городские сумасшедшие» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), «живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде» . С 1989 года является постоянным членом Российского ПЕН-центра .

1990-1999: Переезд в США и журналистская деятельность

В 1990 году писательница уезжает в США, где ведёт преподавательскую деятельность . Толстая преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор, расположенном в городе Саратога-Спрингс и Принстоне , сотрудничала с . Впоследствии, все 1990-е годы, писательница несколько месяцев в году проводила в Америке. По её словам, проживание заграницей поначалу оказало на неё сильное влияние в языковом аспекте. Она жаловалась на то, как меняется эмигрантский русский язык под влиянием окружающей среды. В своём коротком эссе того времени «Надежда и опора», Толстая приводила примеры обычного разговора в русском магазине на Брайтон-Бич : «там в разговор постоянно вклиниваются такие слова, как „свисслоуфетный творог“, „послайсить“, „полпаунда чизу“ и „малосольный салмон“». После четырёх месяцев пребывания в Америке, Татьяна Никитична отмечала, что «мозг её превращается в фарш или салат, где смешиваются языки и появляются какие-то недослова, отсутствующие как в английском, так и в русском языках» .

В 1991 году начинает журналистскую деятельность. Ведёт собственную колонку «Своя колокольня» в еженедельной газете «Московские новости », сотрудничает с журналом «Столица», где входит в состав редколлегии . Эссе, очерки и статьи Толстой появляются также в журнале «Русский телеграф» . Параллельно с журналистской деятельностью, она продолжает издавать книги. В 1990-х были опубликованы такие произведения, как «Любишь - не любишь» (1997), «Сёстры» (в соавторстве с сестрой Наталией Толстой) (1998), «Река Оккервиль» (1999). Появляются переводы её рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и другие языки мира . В 1998 году стала членом редколлегии американского журнала «Контрапункт» . В 1999 году Татьяна Толстая возвращается в Россию, где продолжает заниматься литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.

2000-2012: Роман «Кысь » и телепередача «Школа злословия »

В 2000 году писательница публикует свой первый роман «Кысь». Книга вызвала много откликов и стала очень популярной . По роману многими театрами были поставлены спектакли, а в 2001 году в эфире государственной радиостанции «Радио России », под руководством Ольги Хмелевой, был осуществлен проект литературного сериала . В этом же году были изданы ещё три книги: «День», «Ночь» и «Двое». Отмечая коммерческий успех писательницы, Андрей Ашкеров в журнале «Русская жизнь» писал, что общий тираж книг составил около 200 тысяч экземпляров и произведения Татьяны Никитичны стали доступны широкой публике . Толстая получает приз XIV Московской международной книжной ярмарки в номинации «Проза» . В 2002 году Татьяна Толстая возглавила редакционный совет газеты «Консерватор» .

В 2002 году писательница также впервые появляется на телевидении, в телевизионной передаче «Основной инстинкт ». В том же году становится соведущей (совместно с Авдотьей Смирновой) телепередачи «Школа злословия», вышедшей в эфире телеканала Культура . Передача получает признание телекритики и в 2003 году Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова получили премию «ТЭФИ», в категории «Лучшее ток-шоу» .

В 2010 году, в соавторстве с племянницей Ольгой Прохоровой, выпустила свою первую детскую книжку. Озаглавленная, как «Та самая Азбука Буратино», книга взаимосвязана с произведением дедушки писательницы - книгой «Золотой ключик, или Приключения Буратино ». Толстая рассказывала: «Замысел книги родился 30 лет назад. Не без помощи моей старшей сестры… Ей всегда было жалко, что Буратино так быстро продал свою Азбуку, и что об ее содержании ничего не было известно. Что за яркие картинки там были? О чем она вообще? Шли годы, я перешла на рассказы, за это время подросла племянница, родила двоих детей. И вот, наконец, на книгу нашлось время. Полузабытый проект был подхвачен моей племянницей, Ольгой Прохоровой» . В рейтинге лучших книг XXIII Московской международной книжной выставки-ярмарки, книга заняла второе место в разделе «Детская литература» .

Творчество Татьяны Толстой

В интервью изданию «Украинская Правда» Татьяна Толстая подробно рассказала, почему начала писать рассказы. По её признаниям, в 1982 году у неё были проблемы со зрением и она решила сделать операцию на глаза, которые в то время проводили с помощью надрезов бритвой. После операции на втором глазу, она долгое время не могла находиться при дневном свете.

Так продолжалось долго. Я повесила двойные занавески, выходила на улицу только с наступлением темноты. Ничего не могла делать по дому, ухаживать за детьми не могла. Читать тоже не могла. Через три месяца это все проходит и начинаешь видеть так неожиданно четко… То есть, весь импрессионизм уходит, и начинается полный реализм. И вот накануне этого я почувствовала, что могу сесть и написать хороший рассказ - от начала и до конца. Так я начинала писать .

Татьяна Толстая

Писательница говорила, что в число её любимой литературы входит русская классика. В 2008 году её персональный читательский рейтинг составляли Лев Николаевич Толстой , Антон Павлович Чехов и Николай Васильевич Гоголь . На формирование Толстой, как писателя и человека, сильно повлиял Корней Иванович Чуковский , его статьи, мемуары, воспоминания, книги о языке и переводы. Писательница особенно выделяла такие работы Чуковского, как «Высокое искусство» и «Живой как жизнь», и говорила: «Кто не читал - очень советую, потому что это интереснее, чем детективы, и написано потрясающе. И вообще он был одним из самых гениальных русских критиков» .

Толстую относят к «новой волне» в литературе. В частности, Виталий Вульф писал в своей книге «Серебряный шар» (2003): «В моде писатели „новой волны“: Б. Акунин, Татьяна Толстая, Виктор Пелевин. Талантливые люди, пишущие без снисхождения, без жалости…» . Её называют [кто? ] одним из ярких имен «артистической прозы», уходящей своими корнями к «игровой прозе» Булгакова , Олеши , принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского «я» . Анна Бражкина на сайте онлайн-энциклопедии «Кругосвет » отмечала, что в ранней прозе писательницы критики отмечали, с одной стороны, влияние Шкловского и Тынянова , а с другой - Ремизова . Андрей Немзер так высказался о её ранних рассказах: «„Эстетизм" Толстой был важнее её „морализма"» .

Татьяну Толстую также часто относят к жанру «женской» прозы, наряду с такими писательницами, как Виктория Токарева , Людмила Петрушевская и Валерия Нарбикова . Ия Гурамовна Зумбулидзе в своём исследовании «„Женская проза“ в контексте современной литературы» писала, что «творчество Татьяны Толстой находится в одном ряду с выразителями той тенденции современной русской литературы, которая заключается в синтезе определенных черт реализма , модернизма и постмодернизма » .

Творчество писательницы является объектом большого количества научных исследований. В разные годы её произведениям были посвящены работы Елены Невзглядовой (1986), Петра Вайля и Александра Гениса (1990), Прохоровой Т.Г. (1998), Беловой Е.(1999), Липовецкого М. (2001), Песоцкой С. (2001). В 2001 году была издана монография «Взрывоопасный мир Татьяны Толстой» авторства Гощило Е., в которой было проведено исследование творчества Татьяны Толстой в культурно-историческом контексте.

Период рассказов

Для раннего периода творчества Толстой характерно преобладание таких тем, как общечеловеческие вопросы бытия, «вечных» тем добра и зла, жизни и смерти, выбора пути, взаимоотношения с окружающим миром и своего предназначения . Славина В. А. отмечала, что в творчестве писательницы ощущается тоска по утерянным гуманистическим ценностям в искусстве . Исследователи отмечали, что практически все персонажи Толстой являются мечтателями, которые «застряли» между реальностью и своим вымышленным миром. В рассказах преобладает парадоксальная точка зрения на мир, с помощью сатиры демонстрируется абсурдность некоторых явлений жизни . А. Н. Неминущий в своей работе «Мотив смерти в художественном мире рассказов Т. Толстой» отмечал художественные приёмы воплощения идеи смерти в рассказах писательницы, которые близки к эстетике модерна и постмодерна .

В учебнике «Современная русская литература» отмечалась особенная авторская позиция Толстой, которая выражается в особой литературно-сказочной метафоричности стиля, поэтике неомифологизма, в выборе героев-рассказчиков . Неомифологизм в её произведениях проявлялся и в том, что Толстая использовала фольклорные образы. В рассказе «Свидание с птицей» она использовала известный русский фольклорный образ - птицу Сирин . Александр Генис в «Новой газете » отмечал, что Толстая лучше всех в современной литературе справляется с употреблением метафоры . Автор писал, что в её метафорах есть влияние Олеши, но они более органично встроены в сюжет .

В некоторых других рассказах используется приём противопоставления, контрастов. Рассказы «Милая Шура» и «Круг» построены на противопоставлении света и тьмы (как жизни и смерти), что после находит отражение в более позднем рассказе «Ночь». Смысл антиномии «свет - тьма» в рассказах Татьяны Толстой занимает центральное место и включает: «противопоставление духовного и материального, возвышенного и низменного, живого и мертвого, бытового и бытийного, мечты и действительности (воображаемого и реального), вечного и сиюминутного, доброго и злого, сострадательного и равнодушного» .

В свет вышло двадцать четыре рассказа писательницы: «На золотом крыльце сидели» (1983), «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Милая Шура» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Факир» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Любишь - не любишь» (1984), «Ночь» (1987), «Круг» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988), «Лимпопо» (1990), «Сюжет» (1991), «Йорик» (2000), «Окошко» (2007). Тринадцать из них составили вышедший в 1987 г. сборник рассказов «На золотом крыльце сидели…» («Факир», «Круг», «Петерс», «Милая Шура», «Река Оккервиль» и др.). В 1988 году - «Сомнамбула в тумане».

Семья

Телевидение

  • 12 августа 1999 года участвовала в телепередаче «Основной инстинкт ».
  • С октября 2002 года вместе с Авдотьей Смирновой ведёт телепередачу «Школа злословия ».
  • Совместно с Александром Масляковым являлась постоянным членом жюри телепроекта «Минута славы » на Первом канале с 2007 года (1-3 сезоны).
  • Татьяна Толстая была два раза спародирована в телепередаче «Большая разница » артисткой труппы Галиной Коньшиной как член жюри в шоу «Минута славы » на Первом канале и один раз как соведущая программы «Школа злословия »

Библиография

Библиография Татьяны Толстой представлена следующими сборниками и романами :

  • На золотом крыльце сидели / Рассказы. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 198 с.
  • Любишь - не любишь / Рассказы. – М.: Оникс; ОЛМА-пресс, 1997. – 381 с.
  • Сёстры / С. Н. Толстой. – Эссе, очерки, статьи, рассказы. – М.: Изд. дом "Подкова", 1998. – 392 с.
  • Река Оккервиль / Рассказы. – М.: Подкова; Эксмо, 2005. – 462 с.
  • Двое / С Н. Толстой. – М.: Подкова, 2001. – 476 с.
  • Кысь / Роман. – М.: Подкова, 2001. – 318 с.
  • Изюм / М.: Подкова; Эксмо, 2002. – 381 с.
  • Круг / Рассказы. – М.: Подкова; Эксмо, 2003. – 345 с.
  • Белые стены / Рассказы. – М.: Эксмо, 2004. – 586 с.
  • Женский день / М.: Эксмо; Олимп, 2006. – 380 с.
  • День. Личное / М.: Эксмо, 2007. – 461 с.
  • Ночь / Рассказы. – М.: Эксмо, 2007. – 413 с.
  • Не кысь (2007)
  • Река (2007)
  • Кысь. Зверотур. Рассказы (2009)

В переводе

  • On the Golden Porch, and other stories Alfred A. Knopf, New York, 1989, then Penguin, 1990, ISBN 0-14-012275-3 .
  • The Slynx ISBN 1-59017-196-9
  • White Walls New York Review of Books Classics, 2007, ISBN 1-59017-197-7

Награды

Примечания

  1. 100 влиятельных россиянок // Огонёк . - 2012. - № 3 (5212).
  2. Расторгуева Т.М.. Татьяна Толстая рассказала библиотекарям Кунгура о творчестве и о себе . iskra-kungur.ru (10 марта 2011). Архивировано
  3. Сто самых влиятельных женщин России . РИА Новости . Архивировано из первоисточника 1 февраля 2012. Проверено 26 января 2012.
  4. Татьяна Толстая . vashdosug.ru. Архивировано
  5. Татьяна Никитична Толстая. Биографическая справка . РИА Новости (3 мая 2011). Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 10 февраля 2012.
  6. Анна Бражкина. Толстая, Татьяна Никитична . Кругосвет . Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 10 февраля 2012.
  7. Татьяна Никитична Толстая . Журнальный зал . Архивировано
  8. Толстая Т. (биография 2) . litra.ru. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012. Проверено 10 февраля 2012.
  9. Юлия Юзефович. Британский языковой винегрет ("Англия", Великобритания) . rus.ruvr.ru (13 декабря 2011). Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 10 февраля 2012.
  10. Светлана Садкова. "Кысь" в эфире // Труд . - 2001. - № 10.
  11. Андрей Ашкеров. Татьяна Толстая как зеркало русской интеллигенции . Хронос (15 января 2002). Архивировано
  12. Выход первого номера газеты Консерватор . Эхо Москвы (29 августа 2002). Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 11 февраля 2012.
  13. "Школа злословия" признана лучшим ток-шоу . РИА Новости (26 августа 2003). Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 11 февраля 2012.
  14. Наталья Вертлиб. Татьяна Толстая написала "Азбуку для Буратино" . nnmama.ru (25 октября 2010). Архивировано
  15. Наталья Кириллова. Потребители Букв . Профиль (6 сентября 2010). Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 13 февраля 2012.
  16. Лиза Хворс. Татьяна Толстая: "Хотела почувствовать себя полной идиоткой" . Украинская Правда (18 сентября 2008). Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 12 февраля 2012.
  17. Елена Гладских. Отличница в «Школе злословия» . telekritika.ua (17 октября 2008). Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 12 февраля 2012.
  18. Людмила Зуева. Татьяна ТОЛСТАЯ: Я не медиа-персонаж! // Биржа Плюс . - 2010. - № 38.
  19. Лев Сирин. Последнее интервью Виталия Вульфа . online812.ru (14 марта 2011). Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 13 февраля 2012.
  20. Вастевский А. Ночи холодны // Дружба народов . - 1988. - №7. - С. 256-258.
  21. Зумбулидзе И. Г. «Женская проза» в контексте современной литературы [Текст] / И. Г. Зумбулидзе // Современная филология: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. - Уфа: Лето, 2011. - С. 21-23.
  22. Славина В. А. Современная литература в поисках идеала // Преподаватель. - 2005. - №2. - с.38-41.
  23. Неминущий А.Н. Мотив смерти в художественном мире рассказов Татьяны Толстой // Актуальные проблемы литературы. Комментарий к XX в.: Материалы международной конференции. - (Светлогорск 25-28 сентября 2000 г.). - Калининград, - 2001. - С. 120-125.
  24. Попова И.М., Губанова Т.В., Любезная Е.В.

Новое на сайте

>

Самое популярное