«Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется…»
На нашем сайте вы можете скачать книгу "Любовь к родине, или путешествие воробья" Платонов Андрей Валерьевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.
Андрей Платонович ПЛАТОНОВ
ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ВОРОБЬЯ
(Сказочное происшествие)
Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, - и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.
Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал, потому что получал от государства пенсию и кормился достаточно. Но старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным. Тогда люди клали гривенники и копейки на крышку футляра. Однако старик не хотел прикрывать свою нужду за счет искусства музыки; пряча скрипку обратно в футляр, он осыпал с него деньги на землю, не обращая внимания на их ценность. Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким, и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку. Но старик мог играть и для одного человека и доигрывал произведение до конца, пока слушатель не уходил, заплакав во тьме про себя. Может быть, у него было свое горе, встревоженное теперь песнью искусства, а может быть, ему стало совестно, что он живет неправильно, или просто он выпил вина...
В позднюю осень старик заметил, что на футляр, лежавший, как обычно, поодаль на земле, сел воробей. Музыкант удивился, что эта птичка еще не спит и даже в темноте вечера занята работой на свое пропитание. Правда, за день сейчас трудно накормиться: все деревья уже уснули на зиму, насекомые умерли, земля в городе гола и голодна, потому что лошади ходят редко и дворники враз убирают за ними навоз. Где, на самом деле, питаться в осень и в зиму воробью? Ведь и ветер в городе слаб и скуден меж домами, - он не держит воробья, когда тот простирает утомленные крылья, так что воробью приходится все время ими махать и трудиться.
Воробей, обследовав всю крышку футляра, ничего полезного на ней для себя не нашел. Тогда он пошевелил ножками денежные монеты, взял из них клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней неизвестно куда. Значит, он не даром прилетал - хоть что-нибудь, а взял! Пусть живет и заботится, ему тоже надо существовать.
На другой вечер старый скрипач открыл футляр - на тот случай, что если прилетит вчерашний воробей, так он может покормиться мякотью хлеба, который лежал на дне футляра. Однако воробей не явился, наверно, он наелся где-нибудь в другом месте, а копейка ему не годилась никуда.
Старик все же терпеливо ожидал воробья, и на четвертые сутки он опять увидел его. Воробей без помехи сел на хлеб в футляре и по-деловому начал клевать готовую пищу. Музыкант сошел с памятника, приблизился к футляру и тихо рассмотрел небольшую птичку. Воробей был взлохмаченный, головастый, и многие перья его поседели; время от времени он бдительно поглядывал по сторонам, чтобы с точностью видеть врага и друга, и музыкант удивился его спокойным, разумным глазам. Должно быть, этот воробей был очень стар или несчастен, потому что он успел уже нажить себе большой ум от горя, беды и долголетия.
Несколько дней воробей не появлялся на бульваре; тем временем выпал чистый снег и подморозило. Старик, перед тем как идти на бульвар, ежедневно крошил в футляр скрипки мягкий теплый хлеб.
Конец бесплатного ознакомительного фрагмента.
Разработка урока литературы в 6 классе
ТЕМА. Формула жизни героев рассказа А.Платонова «Любовь к Родине, или
Путешествие воробья».
ЦЕЛИ: помочь учащимся определить формулу жизни А.Платонова;
донести до ребят трепетную проникновенность, сокровенность пла-
тоновской интонации;
активизировать осмысление философского подтекста рассказа;
воспитывать у учащихся доброту, милосердие, трудолюбие.
ЭПИГРАФ.
Жить – это постоянно трудиться, дарить людям радость, быть кому-то необходимым, заботиться о ком-нибудь, любить.
А.П.Платонов.
ХОД УРОКА.
1.Слово учителя. Введение в тему.
Ребята, вы прочитали рассказ А.П.Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья». Вы, наверное, с увлечением следили за сказочным происшествием, в котором причудливо и вместе с тем естественно и органично соединились житейская реальность и сказочные мотивы.
Какие вопросы возникли у вас после прочтения этого рассказа? Что взволновало вас?
2.Анализ текста.
Так о чем же этот рассказ? О чем важном, сокровенном хотел поведать читателю автор?
Словарная работа: СОКРОВЕННЫЙ – свято хранимый и тайный, задушевный.
/ О любви к родине, о милосердии, о любви ко всему живому/
Словарная работа: МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.
И еще он, наверное, о том, как непросто жить на свете.
Каков жанр этого рассказа?
/Сказочное происшествие/
И оно обретает притчевое звучание.
Словарная работа: ПРИТЧА –иносказательный рассказ с нравоучением.
ИНОСКАЗАНИЕ – выражение, содержащее иной, скры-
тый смысл.
И это сказочное происшествие побуждает задуматься о жизни: о том, что необходимо для того, чтобы жить, и о том, без чего жизнь оказывается невозможной.
И некоторые ее слагаемые вы уже назвали.
Любовь к Родине?
Милосердие ЖИЗНЬ?
Любовь ко всему живому?
Но почему же вопреки нашему ожиданию счастливого конца сказочного
происшествия воробей умирает? Случайная гибель?
Чтобы ответить на эти и другие вопросы, приглядимся к героям, к тому, как они живут. И по ходу беседы попробуем определить, что было необходимым условием жизни скрипача и воробья.
Поэтому и тема нашего урока будет звучать так…
3.Аналитическая беседа по образу скрипача.
Всмотримся в старого музыканта. Каким вы себе его представляете?
/Седовласый, немного сутулый, в пальто и шляпе, в руке футляр, в котором находится скрипка./
Что заставляет музыканта каждый день ходить на Тверской бульвар и играть у памятника Пушкину?
Тверской бульвар
/Старый музыкант «скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар». Его музыка утешает людей, она обращена к сердцам./
А вы когда-нибудь слышали звуки скрипки? Давайте послушаем.
4 . Музыка: фрагмент музыкального произведения композитора Шуберта «Зимний путь» - диск.
Почему музыка звучит плохо в тесноте комнаты?
/«Мелодия плохо звучала в тесноте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача, а этого было мало, или душа его стала бедной на старости лет»./
Нет, не стала бедной его душа: музыка – его бескорыстный дар добра незнакомым людям, случайным прохожим.
Почему скрипач играет именно у памятника Пушкину?
Памятник Пушкину (картина)
/Потому что и простой скрипач, и великий поэт своим искусством дарят людям добро и счастье (на памятнике надпись: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал»). Поэтому они стоят рядом./
Почему он не берет денег за свою игру?
/Он бескорыстен. Ему доставляет удовольствие играть для других, он рад тому, что его искусство нужно людям./
Почему старик так сильно полюбил воробья и каждый день носил ему хлеб?
/Скрипач почувствовал в нем что-то родственное: старость, одиночество…
Его доброта согревает ему сердце: он думает, что в тепле его комнаты
воробей перенес бы и зиму, как на пенсии/
Кому будет дарить свою музыку и любовь скрипач после исчезновения воробья?
/Кроткой черепахе, которая скрасит его одиночество./
Отчего он иногда просыпается ночью?
/От страха, что умирает, но сознание, что у него есть живая черепаха, успокаивало его, давало силы жить./
Так для кого же живет музыкант?
5.Аналитическая беседа по образу воробья.
А теперь обратимся ко второму персонажу рассказа – воробью.
Итак, воробей внезапно исчезает… Где он оказывается? Перескажите этот эпизод.
Пересказ эпизода «В райской стране».
Московский воробей волею судьбы оказывается в райской стране, где царствует вечное лето, а изобилие природных даров позволяет не заботиться о хлебе насущном, «потому что достаточно было склевать одну жирную ягодку в траве, чтобы насытиться ею на весь день и на всю ночь ».
Но все ли так хорошо там для воробья?
/Нет. Он тоскует по черному хлебу. Воробья мучит печаль одиночества, хотя рядом красивые птицы, поющие сладкозвучные песни./
Кто становится его другом в этой стране?
/Одинокая змея без яда и без зубов, тоже старая./
Вспомните, а другом старика?
/Черепаха и змея на протяжении многих столетий являются символами мудрости и знаний./
О чем мечтает воробей?
/О родном Тверском бульваре./
Итак, тоска по Родине .
И происходит чудо, воистину сказочное… Какое?
/Воробей, совершив второе путешествие – на Родину, попадает в дом старого музыканта и оживает, согретый сердечным теплом./
…И умирает.
Почему сказочное происшествие – вопреки сказочной традиции – завершается трагически? Почему умирает воробей?
/Воробей был старый, больной, он не перенес столь дальнего путешествия из жаркой страны в Москву – сердце не выдержало, а может, он сильно ударился о камни, упав с неба…/
Значит, смерть воробья отнюдь не случайна… Попробуем в этом разобраться.
Вспомните, как живет воробей?
/К памятнику прилетает тогда, когда голоден, а ведь музыкант ждет его каждый день./
А как он берет принесенный скрипачом хлеб?
6 .Выборочное чтение эпизодов.
/Воробей прилетел только на четвертые сутки, «без помехи сел на хлеб в футляре и по-деловому начал клевать готовую пищу» - с134;
некоторое время спустя – «он сразу же опустился в футляр и стал клевать готовый хлеб» - с.135/
«Он уже привык жить в буре и обильно питаться из нее. Ему не хотелось больше добывать себе корм на бульваре постоянным хищничеством … Он жалел только, что нет среди всего этого могучего ветра крошек кислого хлеба» - с. 14
Как же привык жить воробей?
И когда воробей удовлетворен жизнью, он напевает песню. Кому? /Сам себе./
Вспоминает воробей о старике-скрипаче?
/Нет. Он и его музыку не слышит, в отличие от черепахи./
Любит ли он кого, думает ли о ком? Никого не любит, думает только о себе .
В этом проявляется его равнодушие к окружающим.
И воробей лишен того, благодаря чему возможно чудо жизни: способности и готовности любить, дарить, отдавать, трудиться.
7.Обобщение.
О чем заставил задуматься рассказ А.Платонова?
/Забота о других, сострадание – непременное условие жизни; сердечность, доброта – его главное богатство./
Сам писатель Платонов относился к растениям и животным, как к равным себе, поэтому и герой его рассказа музыкант тяжело переживает смерть воробья.
«Но в музыке недоставало чего-то для полного утешения горюющего сердца старика. Тогда он положил скрипку на место и заплакал».
Какова основная тема рассказа?
/Любовь к Родине, ко всему живому, к жизни./
Что хотел сказать нам писатель этим рассказом? (Идея)
/Нужно научиться дарить добро, любить все живое на земле, жить для других, трудиться./
Об этом говорит и сам А.А.Платонов.
8.Обращение к эпиграфу.
Портрет Платонова и эпиграф
Милосердие, доброта – это основа жизни. Об этом вы пишите и в своих сочинениях на тему «Уроки доброты».
9.Чтение отрывков из сочинений – отрывки заранее выделены учителем.
10.Заключение . (Чтение учителем стихотворения К.Кулиева.)
На мир смотрите добрыми глазами.
Нам, людям, лишь добро приносит счастье,
Оно в конце сильнее зла всегда,
Добро вовеки будет богом нашим,
Ему – молитва наша и хвала.
К.Кулиев.
На этом наша встреча с А.П.Платоновым не заканчивается…
Платонов Андрей
Любовь к родине, или путешествие воробья
Андрей Платонович ПЛАТОНОВ
ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ВОРОБЬЯ
(Сказочное происшествие)
Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, - и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.
Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал, потому что получал от государства пенсию и кормился достаточно. Но старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным. Тогда люди клали гривенники и копейки на крышку футляра. Однако старик не хотел прикрывать свою нужду за счет искусства музыки; пряча скрипку обратно в футляр, он осыпал с него деньги на землю, не обращая внимания на их ценность. Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким, и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку. Но старик мог играть и для одного человека и доигрывал произведение до конца, пока слушатель не уходил, заплакав во тьме про себя. Может быть, у него было свое горе, встревоженное теперь песнью искусства, а может быть, ему стало совестно, что он живет неправильно, или просто он выпил вина...
В позднюю осень старик заметил, что на футляр, лежавший, как обычно, поодаль на земле, сел воробей. Музыкант удивился, что эта птичка еще не спит и даже в темноте вечера занята работой на свое пропитание. Правда, за день сейчас трудно накормиться: все деревья уже уснули на зиму, насекомые умерли, земля в городе гола и голодна, потому что лошади ходят редко и дворники враз убирают за ними навоз. Где, на самом деле, питаться в осень и в зиму воробью? Ведь и ветер в городе слаб и скуден меж домами, - он не держит воробья, когда тот простирает утомленные крылья, так что воробью приходится все время ими махать и трудиться.
Воробей, обследовав всю крышку футляра, ничего полезного на ней для себя не нашел. Тогда он пошевелил ножками денежные монеты, взял из них клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней неизвестно куда. Значит, он не даром прилетал - хоть что-нибудь, а взял! Пусть живет и заботится, ему тоже надо существовать.
На другой вечер старый скрипач открыл футляр - на тот случай, что если прилетит вчерашний воробей, так он может покормиться мякотью хлеба, который лежал на дне футляра. Однако воробей не явился, наверно, он наелся где-нибудь в другом месте, а копейка ему не годилась никуда.
Старик все же терпеливо ожидал воробья, и на четвертые сутки он опять увидел его. Воробей без помехи сел на хлеб в футляре и по-деловому начал клевать готовую пищу. Музыкант сошел с памятника, приблизился к футляру и тихо рассмотрел небольшую птичку. Воробей был взлохмаченный, головастый, и многие перья его поседели; время от времени он бдительно поглядывал по сторонам, чтобы с точностью видеть врага и друга, и музыкант удивился его спокойным, разумным глазам. Должно быть, этот воробей был очень стар или несчастен, потому что он успел уже нажить себе большой ум от горя, беды и долголетия.
Несколько дней воробей не появлялся на бульваре; тем временем выпал чистый снег и подморозило. Старик, перед тем как идти на бульвар, ежедневно крошил в футляр скрипки мягкий теплый хлеб. Стоя на высоте подножия памятника, играя нежную мелодию, старик постоянно следил взором за своим открытым футляром, за ближними дорожками и умершими кустами цветов на летней клумбе. Музыкант ожидал воробья и тосковал по нем: где он теперь сидит и согревается, что он ест на холодном снегу? Тихо и светло горели фонари вокруг памятника Пушкину, красивые чистые люди, освещенные электричеством и снегом, мягко проходили мимо памятника, удаляясь по своим важным и счастливым делам. Старик играл дальше, скрывая в себе жалкое чувство печали по небольшой усердной птичке, которая жила сейчас где-то и изнемогала.
Но прошло еще пять дней, а воробей все не прилетал гостить к памятнику Пушкину. Старый скрипач по-прежнему оставлял для него открытый футляр с накрошенным хлебом, однако чувство музыканта уже затомилось от ожидания, и он стал забывать воробья. Старику многое пришлось забыть в своей жизни безвозвратно. И скрипач перестал крошить хлеб, он теперь лежал в футляре целым куском, и только крышку музыкант оставлял открытой.
В глубине зимы, близ полуночи, началась однажды поземка. Старик играл последней вещью "Зимнюю дорогу" Шуберта и собирался затем уходить на покой. В тот час из середины ветра и снега появился знакомый седой воробей. Он сел тонкими, ничтожными лапками на морозный снег; потом походил немного вокруг футляра, задуваемый по всему телу вихрями, но равнодушный к ним и безбоязненный, - и перелетел внутрь футляра. Там воробей начал клевать хлеб, почти зарывшись в его теплую мякоть. Он ел долго, наверно целых полчаса времени; уже метель почти полностью засыпала снегом помещение футляра, а воробей все еще шевелился внутри снега, работая над своей пищей. Значит, он умел наедаться надолго. Старик подошел к футляру со скрипкой и смычком и долго ожидал среди вихря, когда воробей освободит футляр. Наконец воробей выбрался наружу, почистился в маленьком снежном сугробе, кратко проговорил что-то и убежал пешком к себе на ночлег, не захотев лететь по холодному ветру, чтобы не тратить напрасно свою силу.