Домой Переломы Моцарт австрия. Вольфганг Амадей Моцарт: краткая биография

Моцарт австрия. Вольфганг Амадей Моцарт: краткая биография

Вспоминая свое путешествие в Австрию, невозможно ни рассказать о Зальцбурге , городе, где родился Вольфганг Амадей Моцарт. Тем более, что в этом году отмечается (причем не только в Австрии, но и по всей Европе) 250-летие со дня рождения этого гениального композитора.

В Зальцбурге с незапамятных времен добывалась соль, отсюда и название города Salzburg - «Город Соли».

Зальцбург расположен в северо-восточной части одноименной провинции Зальцбургерланд, в австрийских Альпах на высоте 425 м над уровнем моря, на границе с Германией, в состав которой он входил на протяжении более тысячелетия, в 300 км от австрийской столицы, так что наш переезд из Вены в Зальцбург занял более 4 часов…

Нашу экскурсию по городу мы начали с улицы с интересным названием Paris-London Strasse, что в переводе означает «улица Парижа и Лондона»…

Основная часть памятников расположена в старом городе на левом берегу реки Зальцах. Многие из достопримечательностей города неразрывно связаны с именем великого композитора.

На улице Getreidegasse сохранился дом № 9 (Mozarts Geburtshaus), желтое здание с развивающимся австрийским флагом, здесь в 1756 году родился Моцарт . На площади Marktplatz - другой дом Моцарта, дом № 8, где жила семья Моцартов с 1773 по 1780 года. В комнатах бывшей квартиры семьи Моцарта на втором этаже оборудован музей, посвященный жизни и творчеству композитора.
В самом центре Зальцбурга, ну, конечно же,наМоцартплатц в 1842 г. был установлен знаменитый памятник Моцарту работы скульптора Людвига фон Шванталера. По соседству с ним находится мост Моцарта.

О Моцарте напоминает также венский садовый павильончик, принадлежавший либреттисту композитора Шиканедеру. Здесь великий музыкант работал над «Волшебной флейтой». В 1873 году павильончик был подарен Зальцбургу, и сегодня его можно увидеть за садом Мирабель, на Шварцштрассе (Schwarzstrasse).

О великом композиторе ныне напоминают и выставляемые на всеобщее обозрение в витринах кондитерских магазинов конфеты «Моцарт», а также множество кафе и ресторанов, названных в честь Моцарта.

Возможно, благодаря его имени великого композитора город также прославился как место проведения многочисленных фестивалей. Так что по истине Зальцбург - город Моцарта!

О других достопримечательностях Зальцбурга.

Один из символов Зальцбурга - крепость Хоензальцбург (Hohensalzburg), которая возвышается на городом. Ee история начинается в XI веке, когда возникло деревянное укрепление, а затем появились и каменные стены, в течение шести следующих веков крепость непрерывно расширялась и перестраивалась, приобретая грозный и неприступный вид. С неё открывается великолепный вид на город. Попасть в крепость можно либо на фуникулере, который поднимается на высоту 120м над рекой Зальцах, либо пешком по лестнице.

Крепость состоит из дворца, возведенного в романском стиле, жилых помещений, которые образуют сегодня центральную часть верхних этажей, а также многочисленных пристроек и церкви. За массивными суровыми крепостными стенами скрываются княжеские покои и прекрасные залы, интерьер которых относится к красивейшим светским интерьерам поздней готики.

Особо знаменит Зальцбургский Кафедральный собор (Dom, собор Св. Руперта), построенный в 1614 году в честь основателя города на месте более ранней церкви (1181 г.), сгоревшей при пожаре в 1598 г. Собор расположен в самом центре города - на площади Резидентцплатц.

В купели этого собора был крещён Вольфганг Амадей Моцарт. До сих пор здесь хранится старинная бронзовая чаша, в которой он был крещен. Западный фасад собора окружает Соборная площадь, на которой находится колонна Св.Марии.

Совсем рядом находится древний монастырь Св. Петра , основанный в VII, примечательный теперь более своим старым Кладбищем (Petersfriedhof St.-Peter-Bezirk) почти у подножия горы, где, кстати, снова вспоминая о Моцарте, находится могила его сестры - Наннерль.

Чуть дальше - Церковь Св. Петра, где всегда в день смерти Моцарта звучит его «Реквием». Во дворе монастыря в одноименном ресторанчике, говорят, не раз сиживал великий…нет, на этот раз не Моцарт… Гете и писал своего «Фауста».

А вообще, в Зальцбурге, помимо шикарных построек эпохи барокко и просторных площадей, есть множество узеньких извивающихся средневековых улочек, упирающихся в крутые склоны «местных гор» и свято хранящих дух того времени. По ним когда-то прогуливались прекрасные дамы в шикарных нарядах из свиты австрийских монархов (Зальцбург также был летней резиденцией), здесь торговали лавочники, проносились экипажи и, стуча башмачками по мощеным улицам, спешил прославить свой родной городок маленький Моцарт. А сейчас здесь полно туристов, спешащих осмотреть все достопримечательности за раз и непременно купить в качестве сувенира коробочку конфет или ликер «Моцарт»…

Пройдя по мосту через реку Зальцах, мы легко попадаем в другую часть города. Здесь интересен парк и дворец Мирабель , известный своим великолепным (так по крайней мере говорят!) мраморным залом бракосочетаний.

Свою историю дворец ведет с 1606 года, когда князь-архиепископ Вольф Дитрих из рода Медичи строил для своей возлюбленной Саломеи Альт дворец Альтенау. После смерти князя и изгнания за пределы княжества его фаворитки, дворец получает название Мирабель, исейчас здесь размещается муниципалитет Зальцбурга.

Окружающий его парк с мраморными скульптурами, причудливыми цветочными композициями, о которых говорит разметка на газонах в феврале месяце, и фонтанами был разбит примерно в 1690 году. В забавном «Саду Гномов» загадывают, шепча на ухо понравившемусягному, свое самое заветное желание.

Адрес: Getreidegasse 9, 5020 Salzburg, Австрия

График работы: ежедневно с 09:00 до 17:30.

Стоимость входного билета – 11 евро.

Зальцбург. Великолепный австрийский город всегда притягивал к себе массу туристов и гостей, которые интересуются не только его очаровательной красотой, но и историей. Достопримечательности Зальцбурга таят немало интересного и наверняка, многие знают, что именно в этом городе родился и провел свои юные годы знаменитый композитор Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт.

И память бережно храня...

Особый интерес любителей классической музыки вызывает Дом Моцарта, расположенный на площади Макарплатц. Сюда семья композитора переехала в 1773 году, где прожила три года. Именно здесь он написал свои симфонии, мессы, серенады, концерты для фортепиано и скрипки, произведения церковной музыки и концерт для фагота. Квартира была достаточно просторной, и очень часто в ней собирались друзья и коллеги композитора, среди них был и известный актер Эмануэль Шиканедер. Помимо всего, именно в этом доме Моцарт сочинил вступление к опере "Мнимая садовница".

Однако от того дома, который помнил самого Моцарта, сегодня практически ничего не осталось. Во время войны, в 1944 году основная часть здания была разрушена американской авиацией, и от него сохранилась лишь та часть, где находился танцевальный класс. Историки утверждают, что именно композитор играл свои произведения.

Впоследствии вокруг танцзала и был отстроен дом великого композитора, в котором разместился его музей.

Достояние не в количестве

Музей располагает небольшой, но очень интересной коллекцией, которая целиком и полностью посвящена жизни и творчеству известного композитора, а также всему развитию музыки в Зальцбурге.

Экспозиция включает подлинные музыкальные инструменты и предметы интерьера того времени, среди них также можно увидеть личные вещи Моцарта и его семьи. Несмотря на маленькие размеры по музейным меркам, после посещения этого здания можно смело рассказывать родным и друзьям, что вы были в доме самого Моцарта.

Однако среди достопримечательностей Австрии можно встретить и другие апартаменты, которые некогда принадлежали семье композитора. По словам историков, он любил путешествовать и часто менял место жительства. Любителям музыки так же стоит посетить Потешные фонтаны во Дворце Хельбрунн , где водное представление сопровождается звуками органной музыки.

В январе 2006 года после основательной реконструкции, которая обошлась городу в восемь миллионов евро, в Дом Моцарта был открыт в качестве музея под названием Mozarthaus. Раньше он был известен туристам и жителям Вены как «Дом Фигаро», поскольку именно здесь Моцарт написал свою всемирно известную оперу «Женитьба Фигаро».

Бывший жилой дом, расположен в историческом центре Вены – так называемом Старом городе. От собора Святого Стефана его отделяет всего несколько сотен метров, а Домгассе переводится как «Соборный переулок». Вольфганг Амадей провел здесь пожалуй свои самые счастливые годы. Во всяком случае ни в одной другой квартире он не жил так долго, как здесь.

Прежде всего, в это время Моцарт был известен как прославленный композитор, имевший блестящий круг друзей и получавший многочисленные приглашения выступать с концертами в лучших домах местного дворянства. И здесь, на улице Домгассе, он создал некоторые из своих лучших композиций.

Туристам

Реставраторы сделали всё возможное, чтобы воспроизвести обстановку тех времен. Дом Моцарта предполагает сегодня экскурсии по всем трем этажам здания. Экскурсия включает в себя посещение жилых и вспомогательных помещений, дабы показать посетителям, в каких условия жил и творил Моцарт. Туристов также знакомят с творчеством великого австрийца и атмосферой тогдашней Вены. И хотя этот музей не входит в число главных достопримечательностей Вены, в нем всегда много ценителей творчества гениального композитора.

Со дня 250-летнего юбилея Моцарта 27.1.2006 года музей Дом Моцарта занимает в общей сложности шесть этажей – с сохранившейся в оригинальном виде квартирой Моцарта на втором этаже. На площади 1 000 м² посетитель погружается в мир Моцарта: с его необыкновенной гениальностью и креативностью, его семьей, друзьями и соперниками в Вене эпохи позднего барокко. Познакомьтесь с необыкновенной личностью Моцарта – вам гарантированы превосходные впечатления!

Полезная информация

Время работы

Ежедневно с 10 до 19:00, кроме понедельника.

Стоимость билетов

Взрослый: 10 евро, льготный тариф для студентов и пенсионеров - 8 евро, групповой тариф - 7 евро, детский тариф (до 14 лет) - 3 евро, семейный билет (2 взрослых + до 3 детей) - 20 евро.
Аудиогид для взрослых (на 11 языках) и детей (на 8 языках) включён в стоимость.

Адрес

Адрес Дома-музея Моцарта в Вене: A-1010 Vienna, Domgasse 5

Как добраться:
Метро: U1 или U3, станция Стефанплатце.

Вольфганг Амадей Моцарт появился на свет в Зальцбурге 27 января 1756 года. Его отцом стал композитор и скрипач Леопольд Моцарт, работавший в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха (князя-архиепископа зальцбургского). Матерью прославленного музыканта стала Анна Мария Моцарт (в девичестве Пертль), происходившая из семьи комиссара-попечителя богадельни небольшой коммуны Санкт-Гильген.

В общей сложности в семье Моцартов родились семь детей, однако большинство из них, к сожалению, скончались еще в юном возрасте. Первым ребенком Леопольда и Анны, которым удалось выжить, стала старшая сестра будущего музыканта Мария Анна (родные и близкие с детства называли девочку Наннерль). Примерно через четыре года на свет появился Вольфганг. Роды были крайне тяжелыми, и врачи долго опасались, что для матери мальчика они окажутся фатальными. Но через некоторое время Анна пошла на поправку.

Семья Вольфганга Амадея Моцарта

Оба ребенка Моцартов с ранних лет демонстрировали любовь к музыке и прекрасные к ней способности. Когда отец начал учить Наннерль играть на клавесине, ее младшему братику было всего около трех лет. Однако доносившиеся во время уроков звуки так взволновали маленького мальчика, что с тех пор он нередко подходил к инструменту, нажимал на клавиши и подбирал приятно звучащие созвучия. Более того, он даже мог проиграть фрагменты музыкальных произведений, которые слышал до этого.

Поэтому уже в четырехлетнем возрасте Вольфганг начал получать от отца свои собственные уроки игры на клавесине. Впрочем, разучивание менуэтов и пьес, написанных другими композиторами, достаточно скоро наскучило ребенку, и в возрасте пяти лет к этому виду занятий добавилось сочинение юным Моцартом своих собственных небольших пьес. А в шесть лет Вольфганг освоил скрипку, причем практически без посторонней помощи.


Наннерль и Вольфганг никогда не ходили в школу: Леопольд дал им отличное домашнее образование. При этом юный Моцарт всегда с большим рвением погружался в изучение любого предмета. К примеру, если речь шла о математике, то после нескольких усердных занятий мальчика буквально все поверхности в комнате: от стен и пола до полов и стульев – быстро покрывались меловыми надписями с цифрами, задачами и уравнениями.

Путешествие по Европе

Уже в шестилетнем возрасте «чудо-ребенок» играл настолько хорошо, что мог давать концерты. Прекрасным дополнением к его вдохновенной игре стал голос Наннерль: пела девочка просто прекрасно. Леопольд Моцарт был настолько впечатлен музыкальными способностями своих детей, что решил отправиться с ними в продолжительные гастроли по различным европейским городам и странам. Он надеялся, что это путешествие принесет им большой успех и немалую прибыль.

Семейство побывало в Мюнхене, Брюсселе, Кельне, Маннгейме, Париже, Лондоне, Гааге, нескольких городах Швейцарии. Поездка затянулась на многие месяцы, а после непродолжительного возвращения в Зальцбург – и на годы. В течение этого времени Вольфганг и Наннель давали концерты ошеломленной публике, а также посещали оперные театры и выступления прославленных музыкантов вместе со своими родителями.


Юный Вольфганг Моцарт за инструментом

В 1764 году в Париже были изданы первые четыре сонаты юного Вольфганга, предназначенные для скрипки и клавира. В Лондоне мальчику повезло некоторое время поучиться у Иоганна Христиана Баха(младшего сына Иоганна Себастьяна Баха), который моментально отметил гениальность ребенка и, будучи виртуозным музыкантом, дал Вольфгангу множество полезных уроков.

За годы скитаний «чудо-дети», у которых и без того от природы было далеко не самое крепкое здоровье, достаточно сильно устали. Утомились и их родители: к примеру, во время пребывания семьи Моцартов в Лондоне Леопольд сильно заболел. Поэтому в 1766 году вундеркинды вместе со своими родителями вернулись обратно в родной город.

Творческое становление

В четырнадцатилетнем возрасте Вольфганг Моцарт стараниями отца отправился в Италию, которая была поражена талантом юного виртуоза. Приехав в Болонью, он успешно принимал участие в своеобразных музыкальных соревнованиях филармонической академии наряду с музыкантами, многие из которых годились ему в отцы.

Мастерство молодого гения настолько впечатлило Боденскую академию, что его избрали академиком, хотя обычно этот почетный статус присваивали только самым успешным композиторам, возраст которых составлял не менее 20 лет.

После возвращения в Зальцбург композитор с головой ушел в сочинение разноплановых сонат, опер, квартетов, симфоний. Чем старше он становился – тем более смелыми и оригинальными были его произведения, они все меньше походили на творения музыкантов, которыми Вольфганг восторгался в детстве. В 1772 году судьба свела Моцарта с Йозефом Гайдном, который стал его главным учителем и самым близким другом.

Вскоре Вольфганг получил работу при дворе архиепископа, как и его отец. У него появилось большое количество заказов, но после смерти старого епископа и приезда нового обстановка при дворе стала гораздо менее приятной. Глотком свежего воздуха для молодого композитора стала поездка в Париж и крупные немецкие города в 1777 году, которую у архиепископа выпросил для своего одаренного сына Леопольд Моцарт.

В то время семья столкнулась с достаточно сильными финансовыми трудностями, и потому поехать с Вольфгангом смогла только мать. Подросший композитор снова давал концерты, но его смелые сочинения не были похожи на классическую музыку тех времен, да и подросший мальчик больше не вызывал восторга одним своим видом. Поэтому на этот раз публика приняла музыканта с гораздо меньшим радушием. А в Париже скончалась мать Моцарта, изнуренная продолжительной и безуспешной поездкой. Композитор вернулся в Зальцбург.

Расцвет карьеры

Несмотря на проблемы с деньгами, Вольфганг Моцарт уже давно был недоволен тем, как с ним обращался архиепископ. Не сомневаясь в своем музыкальном гении, композитор негодовал по поводу того, что работодатель расценивает его, как слугу. Поэтому в 1781 году он, наплевав на все законы приличия и уговоры родных, принял решение оставить службу у архиепископа и переехать в Вену.

Там композитор познакомился с бароном Готтфридом ван Стивеном, который в те времена был покровителем музыкантов и располагал большой коллекцией творений Генделя и Баха. По его совету Моцарт попробовал создавать музыку в стиле барокко, дабы обогатить свое творчество. Тогда же Моцарт попытался получить должность преподавателя музыки для принцессы Вюртембергской Элизабет, однако император предпочел ему учителя пения Антонио Сальери.

Пик творческой карьеры Вольфганга Моцарта пришелся на 1780-ые годы. Именно тогда она написал свои самые известные оперы: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан». Тогда же была написана и популярная «Маленькая ночная серенада» в четырех частях. В то время музыка композитора была крайне востребована, и он получал за свою работу самые большие гонорары в жизни.


К сожалению, период небывалого творческого подъема и признания для Моцарта продлился не слишком долго. В 1787 году умер его горячо любимый отец, а вскоре его жена Констанция Вебер заболела язвой голени, и на лечение супруги понадобились немалые деньги.

Ухудшила ситуацию и смерть императора Иосифа II, после которой на престол взошел император Леопольд II. Он, в отличие от своего брата, не был поклонником музыки, потому рассчитывать на расположение нового монарха композиторам того времени не приходилось.

Личная жизнь

Единственной супругой Моцарта стала Констанция Вебер, с которой он познакомился в Вене (в первое время после переезда в город Вольфганг снимал жилье у семейства Веберов).


Вольфганг Моцарт и его жена

Леопольд Моцарт был против женитьбы своего сына на девушке, так как видел в этом стремление ее семьи найти для Констанции «выгодную партию». Тем не менее, свадьба состоялась в 1782 году.

Жена композитора шесть раз была беременна, но немногие дети этой четы пережили младенческий возраст: выжили только Карл Томас и Франц Ксавер Вольфганг.

Смерть

В 1790 году, когда Констанция вновь отправилась на лечение, а финансовое состояние Вольфганга Моцарта стало еще более невыносимым, композитор решил дать несколько концертов во Франкфурте. Прославленного музыканта, чей портрет на тот момент стал олицетворением прогрессивной и безмерно красивой музыки, приветствовали на «ура», однако сборы от концертов оказались слишком малы и не оправдали надежд Вольфганга.

В 1791 году у композитора случился небывалый творческий подъем. В это время из-под его пера вышла «Симфония 40», а незадолго до смерти – незавершенный «Реквием».

В том же году Моцарт сильно заболел: его мучила слабость, ноги и руки композитора распухли, а вскоре он стал изнемогать и от внезапных приступов рвоты. Смерть Вольфганга наступила 5 декабря 1791 года, ее официальная причина – ревматическая воспалительная лихорадка.

Впрочем, и по сей день некоторые полагают, что причиной смерти Моцарта стало отравление известным в те времена композитором Антонио Сальери, который, увы, был вовсе не так гениален, как Вольфганг. Отчасти популярность этой версии продиктована соответствующей «маленькой трагедией», написанной . Однако никакого подтверждения этой версии на настоящий момент найдено не было.

  • Настоящее имя композитора звучит как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart, однако он сам всегда требовал, чтобы его называли Вольфганг.

Вольфганг Моцарт. Последний прижизненный портрет
  • Во время большого гастрольного путешествия юных Моцартов по Европе семейство оказалось в Голландии. Тогда в стране шел пост, и музыка была запрещена. Исключение сделали только для Вольфганга, посчитав его талант божьим даром.
  • Моцарт был похоронен в общей могиле, где располагалось еще несколько гробов: настолько тяжелым было финансовое положение семьи в то время. Поэтому точное место захоронения великого композитора неизвестно до сих пор.

Во льфганг Амаде й [дэ ] Мо царт (Wolfgang Amadeus Mozart, 1756–1791) - австрийский композитор. Обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью. Выступал как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижёр, блестяще импровизировал. Занятия музыкой начал под руководством отца - Л. Моцарта. Первые сочинения появились в 1761. С 6-летнего возраста с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии. В 1765 в Лондоне исполнены его 1-е симфонии. В 1770 Моцарт некоторое время брал уроки у Дж. Б. Мартини и был избран членом Филармонии, академии в Болонье. В 1769–81 (с перерывами) состоял на придворной службе у архиепископа в Зальцбурге как концертмейстер, с 1779 как органист. В 1781 переехал в Вену, где создал оперы «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро»; выступал в концертах («академиях»). В 1787 в Праге Моцарт закончил оперу «Дон Жуан», тогда же получил назначение на должность «императорского и королевского камерного музыканта» при дворе Иосифа II. В 1788 создал 3 наиболее известные симфонии: Es-dur, g-moll, C-dur. В 1789 и 1790 выступал с концертами в Германии. В 1791 Моцарт написал оперу «Волшебная флейта»; работал над реквиемом (закончен Ф. К. Зюсмайром). Моцарт был одним из первых композиторов, избравших необеспеченную жизнь свободного художника. Моцарт наряду с Й. Гайдном и Л. Бетховеном является представителем венской классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната, квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной организации. В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного преобразования реальности. Одновременно в нём нашли развитие качества новых для того времени психологической правдивости и естественности. Отражение гармонической целостности бытия, ясность, светоносность и красота сочетаются в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. Возвышенное и обыденное, трагическое и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее, общечеловеческое и индивидуально -неповторимое, национально-характерное предстают в сочинениях Моцарта в динамическом равновесии и единстве. В центре художественного мира Моцарта - человеческая личность, которую он раскрывает как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному воссозданию объективной сущности человеческого характера. Драматургия Моцарта основана на раскрытии многоплановости контрастных музыкальных образов в процессе их взаимодействия. В музыке Моцарта органично претворён художественный опыт разных эпох, национальных школ, традиций народного искусства. Большое воздействие оказали на Моцарта итальянские композиторы 18 в., представители мангеймской школы, а также старшие современники Й. Гайдн , М. Гайдн, К. В. Глюк , И. К. и К. Ф. Э. Бахи. Моцарт ориентировался на созданную эпохой систему типизированных музыкальных образов, жанров, выразительных средств, подвергая их вместе с тем индивидуальному отбору и переосмыслению. Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии, взаимопроникновением вокального и инструментального начал. Моцарт внёс огромный вклад в развитие сонатной формы и сонатно -симфонического цикла. Моцарту свойственно обострённое чувство тонально-гармонической семантики, выразительных возможностей гармонии (использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и др.). Фактура произведений Моцарта отличается разнообразием сочетаний гомофонно-гармонического и полифонического склада, форм их синтеза. В области инструментовки классическая уравновешенность составов дополняется поиском различных тембровых комбинаций, персонифицированной трактовкой тембров. Моцарт создал свыше 600 произведений различных жанров. Важнейшая сфера его творчества - музыкальный театр. Творчество Моцарта составило эпоху в развитии оперы. Моцарт освоил практически все современные ему оперные жанры. Для его зрелых опер характерны органичное единство драматической и музыкально -симфонической закономерностей, индивидуальность драматургических решений. Учитывая опыт Глюка , Моцарт создал свой тип героической драмы в «Идоменее»; в «Свадьбе Фигаро» на базе оперы-буффа пришёл к реалистической музыкальной комедии характеров. Зингшпиль Моцарт превратил в философскую сказку-притчу, проникнутую просветительскими идеями («Волшебная флейта»). Многоплановостью контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм отличается драматургия оперы «Дон Жуан». Ведущие жанры инструментальной музыки Моцарта - симфонии, камерные ансамбли, концерты. Симфонии Моцарта довенского периода близки бытовой, развлекательной музыке того времени. В зрелые годы симфония приобретает у Моцарта значение концепционного жанра, складывается как произведение с индивидуализированной драматургией (симфонии D-dur, Es-dur, g-moll, C-dur). Симфонии Моцарта - важный этап в истории мирового симфонизма. Среди камерно-инструментальных ансамблей выделяются по значению струнные квартеты и квинтеты, скрипичные и фортепианные сонаты. Ориентируясь на достижения Й. Гайдна , Моцарт разработал тип камерно-инструментального ансамбля, отличающийся утончённостью лирико-философской эмоции, развитым гомофонно-полифоническим складом, сложностью гармонического языка. В клавирной музыке Моцарта отражены черты нового исполнительского стиля, связанного с переходом от клавесина к фортепиано. Сочинения для клавира, главным образом концерты для фортепиано с оркестром, дают представление об исполнительском искусстве самого Моцарта с присущей ему блестящей виртуозностью и вместе с тем одухотворённостью, поэтичностью, изяществом. Моцарту принадлежит большое число произведений других жанров, в т. ч. песен, арий, бытовой музыки для оркестра и ансамблей. Из поздних образцов наиболее известна «Маленькая ночная серенада» (1787). Хоровая музыка Моцарта включает мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты, оратории и др.; среди выдающихся сочинений: мотет «Ave verum corpus», реквием.

Сочинения: Оперы - Митридат, царь понтийский (1770), Луций Сулла (1772, обе - Милан), Мнимая садовница (1775), Идоменей (1781, обе - Мюнхен), Похищение из сераля (1782), Свадьба Фигаро (1786, обе - Вена), Дон Жуан (1787, Прага), Так поступают все (1790, Вена), Милосердие Тита (1791, Прага), Волшебная флейта (1791, Вена) и др.; балетная музыка; оратории и кантаты; мессы; реквием (не окончен); для оркестра - симфонии, в т. ч. D-dur (Haffner, 1782), C-dur (Linzer, 1783), D-dur (Prager, 1786), Es-dur (1788), g-moll (1788), C-dur (1788); серенады, дивертисменты, кассации; концерты для инструментов с оркестром - около 30 для фортепиано (d-moll, 1785; A-dur, c-moll, 1786; B-dur, 1791, и др.), для скрипки (5), для кларнета (A-dur, 1791), для валторны (4); камерно -инструментальные ансамбли - 6 струнных квинтетов (в т. ч. g-moll, 1787), свыше 20 струнных квартетов (в т. ч. 6 квартетов, посвящённых Й. Гайдну, 1782–85, и др.), трио; церковные сонаты, духовые дивертисменты; для фортепиано и скрипки - сонаты (свыше 30), вариации; для фортепиано - сонаты (19 - в 2 руки, 5 - в 4 руки), вариации, менуэты, рондо, фантазии; хоры; песни, арии и вокальные ансамбли; вокальные каноны и др.

Новое на сайте

>

Самое популярное