Домой Глаза Григорович где сейчас. Юрий Николаевич Григорович

Григорович где сейчас. Юрий Николаевич Григорович

Ю́рий Никола́евич Григоро́вич (род. 2 января 1927, Ленинград, СССР) — выдающийся советский и российский артист балета, балетмейстер и хореограф, педагог. Народный артист СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1986), лауреат Ленинской (1970) и двух Государственных премий СССР (1977, 1985).

Биография

Родился 2 января 1927 года, (по другим источникам — 1 января ), в Ленинграде в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович (в девичестве — Розай) . Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Выпускником стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость» (1946). После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где танцевал сольные характерные и гротесковые партии.

Ставить танцы начал в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Здесь в 1947 году он поставил свои первые балеты — «Аистёнок» Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака, а в 1948 году — «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова. В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова дебютировал как постановщик танцев в операх, в 1957 году появился его первый полномасштабный балет, ставший поворотным пунктом для развития хореографического искусства второй половины XX века. В 1961—1964 — балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.

В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС).

В 1964—1995 — главный балетмейстер Большого театра — период наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание театром мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1991—1994 также руководил основанной им труппой «Большой театр — студия Юрия Григоровича». В 1993-1995 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1995 году Юрий Григорович покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами. В 1996 году осуществил первую постановку в Краснодаре — сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. C 2007 года руководит Краснодарским театром балета.

В феврале 2001 года Григорович вернулся в Большой театр и с 2008 года — постоянный штатный хореограф балетной труппы.

Профессиональная и общественная деятельность

Юрий Григорович — балетмейстер-постановщик Церемоний Открытия и Закрытия Летних Олимпийских игр 1980 года

Бессменный руководитель жюри:

Также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии

В 1974—1988 — Профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории

В 1975—1989 — Президент Комитета танца Международного института театра, с 1989 — его почетный президент

С 1988 — Заведующий кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии

С 1989 — Президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии

С 1990 — Президент фонда «Русский балет»

C 1992 — Президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО

C 1997 — действительный член Академии Гуманитарных наук (академик)

C 2004 — Почётный член Российской академии художеств

Почётный член Австрийского музыкального общества

Семья

  • Супруга — Наталья Бессмертнова (1941—2008), выдающаяся русская балерина, солистка ГАБТ

Репертуар в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова

  • 1947 — «Татьяна» А. Крейна, балетмейстер В. Бурмейстер — Николай
  • 1948 — «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского — Золотой божок
  • 1949 — «Красный мак» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров — Акробат и Ли Шанфу
  • 1949 — «Медный всадник» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров — Шут
  • 1950 — «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон — Шурале
  • 1951 — «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина, хореография М. Фокина — Половчанин
  • 1951 — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров — Нурали и Юноша
  • 1951 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского — Шут
  • 1951 — «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского — Пан
  • 1951 — «Конёк-Горбунок» Ч. Пуни, хореография М. Петипа, А. Горского, редакция Ф. Лопухова— Украинский танец
  • 1951 — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа — Ганс
  • 1952 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, редакция К. Сергеева — Кот в сапогах
  • 1954 — «Щелкунчик» П. Чайковского, балетмейстер В. Вайнонен — Паяц и Китайский танец
  • 1955 — «Тарас Бульба» В. Соловьёва-Седого, балетмейстер Б. Фенстер — Петро
  • 1956 — «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон — Ретиарий — первый исполнитель
  • 1957 — «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Григорович — Северьян

Постановки в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова — Мариинском театре

  • 1953 — танцы в опере «Садко» Н. Римского-Корсакова
  • 1954 — танцы в опере «Риголетто» Дж. Верди
  • 1957 — «Каменный цветок» С. Прокофьева
  • 1957 — танцы в опере «Мать» Т. Хренникова
  • 1959 — танцы в опере «Большая любовь» («Русалка») А. Дворжака
  • 1959 — танцы в опере «Три толстяка» В. Рубина
  • 1994 — «Раймонда» А. Глазунова

Постановки в Новосибирском театре оперы и балета[править | править исходный текст]

  • 1961 — «Легенда о любви» А. Меликова
  • 1962 — «Лебединое озеро» П. Чайковского
  • 1977 — «Спартак» А. Хачатуряна, возобновление — 2011

Постановки в Большом театре

Оригинальные балеты

  • 1959 — «Каменный цветок» С. Прокофьева
  • 1965 — «Легенда о любви» А. Меликова, возобновление — 2002
  • 1966 — «Щелкунчик» П. Чайковского
  • 1968 — «Спартак» А. Хачатуряна
  • 1975 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева
  • 1976 — «Ангара» А. Эшпая, возобновление — 1987
  • 1979 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, возобновление — 2010
  • 1982 — «Золотой век» Д. Шостаковича, возобновления — 1994 и 2006

Редакции классических балетов

  • 1963 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, 2-я редакция — 1973, 3-я редакция — 2011.
  • 1969 — «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова, 2-я редакция — 2001
  • 1984 — «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа, возобновление — 2003
  • 1987 — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа
  • 1991 — «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского и К. Сергеева
  • 1994 — «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского
  • 1994 — «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа

Танцы в операх

  • 1964 — «Октябрь» В. Мурадели
  • 1972 — «Руслан и Людмила» М. Глинки

Постановки в Краснодарском театре балета

  • 1996 — сюита из балета «Золотой век» Д. Шостаковича
  • 1997 — «Лебединое озеро» П. Чайковского
  • 1997 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
  • 1997 — «Щелкунчик» П. Чайковского
  • 1998 — «Раймонда» А. Глазунова
  • 1999 — «Дон Кихот» Л. Минкуса
  • 2000 — «Спартак» А. Хачатуряна
  • 2000 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
  • 2002 — «Золотой век» Д. Шостаковича
  • 2002 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля
  • 2003 — «Баядерка» Л. Минкуса
  • 2004 — «Каменный цветок» С. Прокофьева
  • 2005 — «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа
  • 2006 — «Легенда о любви» А. Меликова
  • 2006 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева
  • 2007 — «Жизель» А. Адана
  • 2008 — «Спящая красавица» П. Чайковского

Постановки в других театрах (в хронологическом порядке)

  • 1955 — «Вальс-фантазия» М. Глинки — Ленинградское хореографическое училище
  • 1958 — танцы в опере «Эсмеральда» А. Даргомыжского — Ленинградский Малый театр оперы и балета
  • 1961 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Шведская Королевская опера
  • 1961 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Театр оперы и балета «Эстония»
  • 1962 — «Легенда о любви» А. Меликова — Азербайджанский театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова
  • 1963 — «Легенда о любви» А. Меликова — Национальный театр (Прага)
  • 1965 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Софийская народная опера
  • 1973 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Венская государственная опера
  • 1976 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева — Опера де Пари, 2-я редакция — 2003
  • 1978 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Опера де Пари
  • 1981 — «Жизель» А. Адана — Оперный театр Анкары (Турция)
  • 1981 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Римский оперный театр, возобновление — 1999
  • 1983 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Датский Королевский балет
  • 1985 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Финский Национальный Балет
  • 1989 — «Раймонда» А. Глазунова — Ла Скала
  • 1990 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Софийская народная опера
  • 1992 — «Жизель» А. Адана — Софийская народная опера
  • 1993 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля — Башкирский театр оперы и балета
  • 1995 — хореографическая сюита «Полтавский бой» в опере «Мазепа» П. Чайковского — Театр Вельки, Варшава
  • 1995 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Башкирский театр оперы и балета
  • 1995 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Башкирский театр оперы и балета
  • 1995 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Башкирский театр оперы и балета
  • 1996 — «Спящая красавица» П. Чайковского — Театр Вельки, Варшава
  • 1997 — «Раймонда» А. Глазунова — Большой театр Республики Беларусь
  • 1997 — «Легенда о любви» А. Меликова — Екатеринбургский театр оперы и балета
  • 1998 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Национальный театр оперы и балета Республики Молдова
  • 1998 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Национальный театр (Прага)
  • 1999 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Кремлёвский балет
  • 1999 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили
  • 1999 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)
  • 2000 — «Легенда о любви» А. Меликова — Оперный театр Стамбула (Турция)
  • 2000 — «Спартак» А. Хачатуряна — Римский оперный театр
  • 2000 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Национальный Балет Кореи (Сеул)
  • 2001 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Оперный театр Стамбула (Турция)
  • 2001 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Национальный Балет Кореи (Сеул)
  • 2001 — «Раймонда» А. Глазунова — Национальный театр (Прага)
  • 2001 — «Спартак» А. Хачатуряна — Национальный Балет Кореи (Сеул)
  • 2001 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева — Кремлёвский балет
  • 2004 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)
  • 2007 — «Корсар» А. Адана — Кремлёвский балет
  • 2007 — «Спартак» А. Хачатуряна— Красноярский государственный театр оперы и балета
  • 2008 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Национальный Балет Кореи (Сеул)
  • 2008 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
  • 2009 — «Спартак» А. Хачатуряна — Армянский театр оперы и балета им. А. Спендиарова
  • 2009 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля — Московская государственная академия хореографии на сцене Большого театра
  • 2010 — «Раймонда» А. Глазунова — Национальный Балет Кореи (Сеул)
  • 2012 — «Корсар» А. Адана — Башкирский театр оперы и балета

Фильмография

Экранизации балетов

  • 1969 — «Легенда о любви», в ролях — Никита Долгушин, Инна Зубковская, Марина Кондратьева
  • 1970 — «Спартак», в ролях — Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Марис Лиепа, Нина Тимофеева
  • 1976 — «Грозный век», в ролях — Юрий Владимиров, Наталья Бессмертнова, Борис Акимов
  • 1976 — «Лебединое озеро», в ролях — Майя Плисецкая, Александр Богатырёв, Борис Ефимов
  • 1977 — «Спартак», в ролях — Владимир Васильев, Наталья Бессмертнова, Марис Лиепа, Нина Тимофеева
  • 1978 — «Щелкунчик», в ролях — Владимир Васильев, Екатерина Максимова
  • 1979 — «Каменный цветок», в ролях — Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Светлана Адырхаева, Владимир Левашёв
  • 1979 — «Спартак», в ролях — Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Михаил Габович, Татьяна Голикова
  • 1983 — «Лебединое озеро», в ролях — Наталья Бессмертнова, Александр Богатырёв, Борис Акимов
  • 1983 — «Золотой век», в ролях — Наталья Бессмертнова, Ирек Мухамедов, Татьяна Голикова, Гедеминас Таранда
  • 1984 — «Спартак», в ролях — Ирек Мухамедов, Наталья Бессмертнова, Михаил Габович, Мария Былова
  • 1986 — «Раймонда», в ролях — Людмила Семеняка, Ирек Мухамедов, Гедеминас Таранда
  • 1989 — «Спартак», в ролях — Ирек Мухамедов, Людмила Семеняка, Александр Ветров, Мария Былова
  • 1989 — «Легенда о любви», в ролях — Ирек Мухамедов, Мария Былова, Алла Михальченко, Гедеминас Таранда
  • 1989 — «Каменный цветок», в ролях — Людмила Семеняка, Николай Дорохов, Нина Семизорова, Юрий Ветров
  • 1989 — «Раймонда», в ролях — Наталья Бессмертнова, Юрий Васюченко, Гедеминас Таранда
  • 1989 — «Жизель», в ролях — Наталья Бессмертнова, Юрий Васюченко, Мария Былова
  • 1989 — «Щелкунчик», в ролях — Наталья Архипова, Ирек Мухамедов
  • 1989 — «Ромео и Джульетта», в ролях — Ирек Мухамедов, Наталья Бессмертнова, Александр Ветров, Михаил Шарков
  • 1989 — «Иван Грозный», в ролях — Ирек Мухамедов, Наталья Бессмертнова, Гедеминас Таранда
  • 1989 — «Лебединое озеро», в ролях — Алла Михальченко, Юрий Васюченко, Александр Ветров
  • 1989 — «Золотой век», в ролях — Наталья Бессмертнова,
  • 1989 — «Спящая красавица», в ролях — Нина Семизорова, Алексей Фадеечев, Нина Сперанская
  • 1991 — «Каменный цветок», в ролях — Александр Гуляев, Анна Поликарпова, Татьяна Терехова, Геннадий Бабанин
  • 1996 — «Баядерка», в ролях — Надежда Грачёва, Александр Ветров, Мария Былова
  • 2001 — «Баядерка», в ролях — Надежда Грачёва, Андрей Уваров, Мария Александрова
  • 2002 — «Лебединое озеро», в ролях — Анастасия Волочкова, Евгений Иванченко, Дмитрий Белоголовцев
  • 2004 — «Иван Грозный», в ролях — Николя Ле Риш, Элеонора Аббаньято, Карл Пакетт
  • 2005 — «Баядерка», в ролях — Светлана Захарова, Игорь Зеленский, Мария Александрова
  • 2007 — «Золотой век», в ролях — Анна Антоничева, Денис Матвиенко, Екатерина Крысанова, Ринат Арифулин
  • 2008 — «Спартак», в ролях — Карлос Акоста, Нина Капцова, Александр Волчков, Мария Аллаш
  • 2010 — «Щелкунчик», в ролях — Артём Овчаренко, Нина Капцова
  • 2011 — «Жизель», в ролях — Светлана Лунькина, Дмитрий Гуданов

Документальные фильмы о творчестве Юрия Григоровича

«Балетмейстер Юрий Григорович» (1970, реж. Ю. Н. Альдохин), «Жизнь в танце» (1978); т/ф «Балет от первого лица» (1986, реж. Альдохин); в/ф «Балетмейстер Юрий Григорович» (1987, реж. Альдохин)

Деятели российского балета о Ю. Н. Григоровиче

Когда в 1944 г. я переезжала из родного Ленинграда в Москву, будущий балетмейстер Юрий Григорович еще не окончил хореографическое училище… Спустя время ленинградцы — Театр имени Кирова — приехали на гастроли в Москву, и я увидела его «Легенду о любви». Балет, который на многие годы предсказал всю философскую, гражданскую позицию тогда молодого, но уже безгранично талантливого балетмейстера Юрия Николаевича Григоровича. Долго ходила я под впечатлением «Легенды», жалела, что уже не танцую.. . Галина Уланова

Бывают роли, где нравятся отдельные эпизоды. Здесь, в «Легенде о любви», мне нравится каждый момент сценической жизни Мехменэ. Самые позы, самые движения, их великолепно найденная, подчиненная логике образа последовательность, так выразительны, что их надо только безукоризненно точно выполнить, не допуская никакой отсебятины. Такова вообще хореография этого спектакля, созданная Юрием Григоровичем. Такова его изысканная пластика, вызывающая аналогию с персидскими миниатюрами. Майя Плисецкая

Награды и звания

  • 1957 — Заслуженный артист РСФСР
  • 1957 — Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
  • 1959 — Орден науки и искусства Республики Египет
  • 1966 — Народный артист РСФСР
  • 1969 — Премия имени Сергея Дягилева Парижской академии танца
  • 1970 — Юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • 1970 — Ленинская премия
  • 1972 — Почетный приз Парижской академии танца
  • 1973 — Народный артист СССР
  • 1976 — Орден Ленина
  • 1977 — Орден «Кирилл и Мефодий» 1-ой степени (Болгария)
  • 1977 — Государственная премия СССР
  • 1977 — Медаль «100 лет Освобождения Болгарии от османского рабства»
  • 1980 — Почётный гражданин Варны
  • 1981 — Орден Октябрьской революции
  • 1981 — Народный артист Узбекской ССР
  • 1983 — Государственная премия Узбекской ССР
  • 1985 — Государственная премия СССР — за создание художественно-спортивных программ XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Лужниках, Москва
  • 1986 — Герой Социалистического Труда
  • 1986 — Орден Ленина
  • 1987 — Орден Народной Республики Болгария 1-ой степени
  • 1995 — Заслуженный деятель искусств Казахстана
  • 1996 — Народный артист Республики Башкортостан
  • 1997 — Медаль Вацлава Нижинского Министерства культуры Польши
  • 2001 — Орден искусств «Янтарный крест», высшая награда Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства
  • 2001 — Приз «Душа танца» журнала «Балет» (номинация «Маг танца»)
  • 2002 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства
  • 2002 — Орден «Знак пошани» (Знак Почёта), высшая награда мэра города Киева
  • 2002 — Знак отличия «370 лет Якутия с Россией»
  • 2002 — Премия имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации
  • 2003 — Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство»
  • 2003 — Знак отличия «Гражданская доблесть» Республики Саха (Якутия)
  • 2003 — Почётный гражданин Кубани.
  • 2003 — Медаль «Герой труда Кубани» (Краснодарский край)
  • 2004 — Орден «За заслуги» (Украина) ІІІ степени
  • 2004 — Медаль Национальной оперы Украины к 100-летию Сержа Лифаря
  • 2004 — Почётный знак Министерства культуры и искусства Украины «За личный вклад в развитие искусства»
  • 2005 — Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит»
  • 2005 — Орден Достык
  • 2005 — Премия имени Георгия Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»
  • 2006 — Премия «Российский национальный Олимп» в номинации «Человек-эпоха», медаль «За честь и доблесть»
  • 2006 — Премия и медаль имени Людвига Нобеля
  • 2007 — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
  • 2007 — Орден Франциска Скорины
  • 2007 — Национальная премия «Россиянин года»
  • 2008 — Премия «Овация»
  • 2009 — Орден Почёта (Армения)
  • 2011 — Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность

Сочинения

  • Ванслов В., Григорович Ю. Большой балет. — М.: Планета, 1981. — 272 с. — 20 000 экз.
  • Григорович Ю. Об авторе этой книги // Ю. И. Слонимский. Семь балетных историй. — Л., 1967. — С. 256. — 10 000 экз.
  • Григорович Ю. Дебют балерины/Правда .—1968.—1 февраля
  • Григорович Ю. Фёдор Лопухов/Театр .—1968.—№ 7
  • Григорович Ю. Служение балету // Советская культура : газета. — М., 1972. — № 16 декабря.
  • Григорович Ю. Новые горизонты балетоведения/Театр .—1973.—№ 7
  • Григорович Ю. Владимир Васильев/Советский артист .—1973.—12 октября
  • Григорович Ю. Традиции и новаторство // Музыка и хореография современного балета. — Л.: Музыка, 1974. — С. 7—15. — 293 с. — 8675 экз.
  • Григорович Ю. Наследовать и развивать/Советская культура .—1976.—26 мая
  • Григорович Ю. Театр Вирсаладзе/Советский балет .—1982.—№ 4
  • Григорович Ю. Мир яркий и праздничный/Искусство .—1984.—31 января
  • Ю. И. Слонимский. Слово о Слонимском // Чудесное было рядом с нами. Заметки о петроградском балете 20-х гг. — Л.: Советский композитор, 1984. — 264 с. — 10 000 экз.
  • Слово к читателям // Николай Зубковский. Антология. — СПб.: Андреев и сыновья, 1993. — 192 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-87452-034-1

Библиография

  • Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. — М.: Искусство, 1968. — 224 с. — 10 000 экз.
  • Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. — 2-е. — М.: Искусство, 1971. — 304 с. — 10 000 экз.
  • Демидов А. Юрий Григорович. — М.: Планета, 1987. — 272 с. — 25 000 экз.
  • Смирнов Ю. Балетмейстер Юрий Григорович. Статьи. Исследования. Размышления. — М.: Фолиант, 2005. — 400 с. — 1000 экз. — ISBN 5-94210-025-Х
  • Демидов А. Золотой век Юрия Григоровича. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2007. — 432 с. — 3000 экз. — ISBN 5-699-19631-5
  • Колесников А. Юрий Григорович. — М.: Театралис, 2007. — 368 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-902492-05-4
  • Ванслов В. Хореограф Юрий Григорович. — М.: Театралис, 2009. — 248 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-902492-13-9
  • Демидов А. Большой Театр под звездой Григоровича. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2011. — 400 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-53702-0
  • Карп П. Новые балеты Григоровича // Звезда : журнал. — Л., 1969. — № 9.
  • Демидов А. Воспевая человека творческого порыва // Советская культура : газета. — М., 1974. — № 18 июня.
  • Львов-Анохин Б. Григорович // Мастера большого балета. — М.: Искусство, 1976. — С. 5—54. — 240 с. — 25 000 экз.
  • Демидов А. Юрий Николаевич Григорович // Книга-сборник «Мастера Большого театра». — М.: Советский композитор, 1976. — С. 646—659. — 696 с. — 15 000 экз.
  • Демидов А. Герои и героини. Ю. Григорович. Эскизы портрета // Театр : журнал. — М., 1977. — № 1.
  • Демидов А. Советский балет : журнал. — М., 1984. — № 3.
  • Демидов А. Поэтика театра Григоровича // Культура и жизнь : журнал. — М., 1987. — № 7.

Артист балета, выдающийся балетмейстер, хореограф, педагог.
Заслуженный артист РСФСР (1957).
Народный артист РСФСР (1966).
Народный артист СССР (1973).
Народный артист Узбекской ССР (1981).
Заслуженный деятель Казахстана (1995).
Народный артист Республики Башкортостан (1996).
Герой Социалистического Труда (1986).

Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Выпускником стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость» (1946). После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где танцевал сольные характерные и гротесковые партии.

Сочинять танцы начал в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Здесь в 1947 году он поставил свои первые балеты - «Аистёнок» Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака, а в 1948 году - «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова. В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова дебютировал как постановщик танцев в операх, в 1957 году появился его первый полномасштабный балет, ставший поворотным пунктом для развития хореографического искусства второй половины XX века. В 1961-1964 - балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.
В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС).

В 1964-1995 годах - главный балетмейстер Большого театра - период наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание театром мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1991-1994 годах также руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича». В 1993-1995 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1995 году покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами. В 1996 году осуществил первую постановку в Краснодаре - сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. C 2007 года руководит Краснодарским театром балета.

В феврале 2001 года вернулся в Большой театр и с 2008 года - постоянный штатный хореограф балетной труппы.

Бессменный руководитель жюри:
Международного конкурса артистов балета в Москве;
Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве;
Международного юношеского конкурса классического танца «Молодой балет России».
Также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии
В 1974-1988 - Профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории.
В 1975-1989 - Президент Комитета танца Международного института театра, с 1989 - его почетный президент.
С 1988 - Заведующий кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии.
С 1989 - Президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии.
С 1990 - Президент фонда «Русский балет».
C 1992 - Президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО.
C 1997 - действительный член Академии Гуманитарных наук.
C 2004 - Почётный член Российской академии художеств.
Почётный член Австрийского музыкального общества.
Профессор Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой.

Супруга - Наталья Бессмертнова (1941-2008), выдающаяся русская балерина, солистка ГАБТ.

театральные работы

Репертуар в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова
1947 - «Татьяна» А. Крейна, балетмейстер В. Бурмейстер - Николай
1948 - «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского - Золотой божок
1949 - «Красный мак» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров - Акробат и Ли Шанфу
1949 - «Медный всадник» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров - Шут
1950 - «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон - Шурале
1951 - «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина, хореография М. Фокина - Половчанин
1951 - «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров - Нурали и Юноша
1951 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского - Шут
1951 - «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского - Пан
1951 - «Конёк-Горбунок» Ч. Пуни, хореография М. Петипа, А. Горского, редакция Ф. Лопухова- Украинский танец
1951 - «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа - Ганс
1952 - «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, редакция К. Сергеева - Кот в сапогах
1954 - «Щелкунчик» П. Чайковского, балетмейстер В. Вайнонен - Паяц и Китайский танец
1955 - «Тарас Бульба» В. Соловьёва-Седого, балетмейстер Б. Фенстер - Петро
1956 - «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон - Ретиарий - первый исполнитель
1957 - «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Григорович - Северьян

Постановки в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова - Мариинском театре
1953 - танцы в опере «Садко» Н. Римского-Корсакова
1954 - танцы в опере «Риголетто» Дж. Верди
1957 - «Каменный цветок» С. Прокофьева
1957 - танцы в опере «Мать» Т. Хренникова
1959 - танцы в опере «Большая любовь» («Русалка») А. Дворжака
1959 - танцы в опере «Три толстяка» В. Рубина

1994 - «Раймонда» А. Глазунова

Постановки в Новосибирском театре оперы и балета

1961 - «Легенда о любви» А. Меликова
1962 - «Лебединое озеро» П. Чайковского
1977 - «Спартак» А. Хачатуряна, возобновление - 2011

Постановки в Большом театре
Оригинальные балеты
1959 - «Каменный цветок» С. Прокофьева
1965 - «Легенда о любви» А. Меликова, возобновление - 2002
1966 - «Щелкунчик» П. Чайковского
1968 - «Спартак» А. Хачатуряна
1975 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева
1976 - «Ангара» А. Эшпая, возобновление - 1987
1979 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, возобновление - 2010
1982 - «Золотой век» Д. Шостаковича, возобновления - 1994 и 2006

Редакции классических балетов
1963 - «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, 2-я редакция - 1973, 3-я редакция - 2011
1969 - «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова, 2-я редакция - 2001
1984 - «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа, возобновление - 2003
1987 - «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа
1991 - «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского и К. Сергеева
1994 - «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского
1994 - «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа

Постановки в Краснодарском театре балета
1996 - сюита из балета «Золотой век» Д. Шостаковича
1997 - «Лебединое озеро» П. Чайковского
1997 - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
1997 - «Щелкунчик» П. Чайковского
1998 - «Раймонда» А. Глазунова
1999 - «Дон Кихот» Л. Минкуса
2000 - «Спартак» А. Хачатуряна
2000 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
2002 - «Золотой век» Д. Шостаковича
2002 - «Тщетная предосторожность» П. Гертеля
2003 - «Баядерка» Л. Минкуса
2004 - «Каменный цветок» С. Прокофьева
2005 - «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа
2006 - «Легенда о любви» А. Меликова
2006 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева
2007 - «Жизель» А. Адана
2008 - «Спящая красавица» П. Чайковского

Постановки в других театрах (в хронологическом порядке)
1955 - «Вальс-фантазия» М. Глинки - ЛХУ
1958 - танцы в опере «Эсмеральда» А. Даргомыжского - МАЛЕГОТ
1961 - «Каменный цветок» С. Прокофьева - Шведская Королевская опера
1961 - «Каменный цветок» С. Прокофьева - Театр оперы и балета «Эстония»
1962 - «Легенда о любви» А. Меликова - Азербайджанский театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова
1963 - «Легенда о любви» А. Меликова - Национальный театр (Прага)
1965 - «Каменный цветок» С. Прокофьева - Софийская народная опера
1973 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Венская государственная опера
1976 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева - Опера де Пари, 2-я редакция - 2003
1978 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Опера де Пари
1981 - «Жизель» А. Адана - Оперный театр Анкары (Турция)
1981 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Римский оперный театр, возобновление - 1999
1983 - «Дон Кихот» Л. Минкуса - Датский Королевский балет
1985 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Финский Национальный Балет
1989 - «Раймонда» А. Глазунова - Ла Скала
1990 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Софийская народная опера
1992 - «Жизель» А. Адана - Софийская народная опера
1993 - «Тщетная предосторожность» П. Гертеля - Башкирский театр оперы и балета
1995 - хореографическая сюита «Полтавский бой» в опере «Мазепа» П. Чайковского - Театр Вельки, Варшава
1995 - «Дон Кихот» Л. Минкуса - Башкирский театр оперы и балета
1995 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Башкирский театр
1995 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Башкирский театр
1996 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Театр Вельки, Варшава
1997 - «Раймонда» А. Глазунова - Большой театр Республики Беларусь
1997 - «Легенда о любви» А. Меликова - Екатеринбургский театр оперы и балета
1998 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Национальный театр оперы и балета Республики Молдова
1998 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Национальный театр (Прага)
1999 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Кремлёвский балет
1999 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили
1999 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)
2000 - «Легенда о любви» А. Меликова - Оперный театр Стамбула
2000 - «Спартак» А. Хачатуряна - Римский оперный театр
2000 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Национальный Балет Кореи
2001 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Оперный театр Стамбула
2001 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Национальный Балет Кореи (Сеул)
2001 - «Раймонда» А. Глазунова - Национальный театр (Прага)
2001 - «Спартак» А. Хачатуряна - Национальный Балет Кореи (Сеул)
2001 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева - Кремлёвский балет
2004 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)
2007 - «Корсар» А. Адана - Кремлёвский балет
2007 - «Спартак» А. Хачатуряна- Красноярский театр оперы и балета
2008 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Национальный Балет Кореи (Сеул)
2008 - «Каменный цветок» С. Прокофьева - Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
2009 - «Спартак» А. Хачатуряна - Армянский театр оперы и балета
2009 - «Тщетная предосторожность» П. Гертеля - Московская государственная академия хореографии на сцене Большого театра
2010 - «Раймонда» А. Глазунова - Национальный Балет Кореи (Сеул)
2012 - «Корсар» А. Адана - Башкирский театр оперы и балета

призы и награды

1957 - Медаль «В память 250-летия Ленинграда».
1959 - Орден науки и искусства Республики Египет.
1969 - Премия имени Сергея Дягилева Парижской академии танца.
1970 - Юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
1970 - Ленинская премия
1972 - Почетный приз Парижской академии танца.
1976 - Орден Ленина.
1977 - Орден «Кирилл и Мефодий» 1-ой степени (Болгария).
1977 - Государственная премия СССР.
1977 - Медаль «100 лет Освобождения Болгарии от османского рабства».
1980 - Почётный гражданин Варны.
1981 - Орден Октябрьской революции.
1983 - Государственная премия Узбекской ССР.
1985 - Государственная премия СССР - за создание художественно-спортивных программ XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Лужниках, Москва.
1986 - Орден Ленина.
1987 - Орден Народной Республики Болгария 1-ой степени.
1997 - Медаль Вацлава Нижинского Министерства культуры Польши.
2001 - Орден искусств «Янтарный крест», высшая награда Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства.
2001 - Приз «Душа танца» журнала «Балет» (номинация «Маг танца»).
2002 - Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.
2002 - Орден «Знак пошани» (Знак Почёта), высшая награда мэра города Киева.
2002 - Знак отличия «370 лет Якутия с Россией».
2002 - Премия имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации.
2003 - Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».
2003 - Знак отличия «Гражданская доблесть» Республики Саха (Якутия).
2003 - Почётный гражданин Кубани.
2003 - Медаль «Герой труда Кубани» (Краснодарский край).
2004 - Орден «За заслуги» (Украина) ІІІ степени.
2004 - Медаль Национальной оперы Украины к 100-летию Сержа Лифаря
2004 - Почётный знак Министерства культуры и искусства Украины «За личный вклад в развитие искусства».
2005 - Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит»
2005 - Орден Достык.
2006 - Премия «Российский национальный Олимп» в номинации «Человек-эпоха», медаль «За честь и доблесть».
2006 - Премия и медаль имени Людвига Нобеля.
2007 - Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.
2007 - Орден Франциска Скорины.
2008 - Премия «Овация».
2009 - Орден Почёта (Армения).
2011 - Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Премия правительства РФ в области культуры (2011) - за постановку спектакля «Тщетная предосторожность» П. Гертеля
III премия Международного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Токио (1976)
Премия имени Г. Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2005)
Национальная премия «Россиянин года» в номинации «Триумф» (ООО «Российская академия бизнеса и предпринимательства», 2007)
Международная премия «За искусство танца имени Л. Мясина» в категории «За выдающиеся заслуги» (Позитано, Италия, 2013)
Международная Премия Станиславского (Международный Фонд К.С.Станиславского, 2015)

Юрий Григорович, уроженец Ленинграда, появился на свет зимой 1927 года в семье служащего и домохозяйки.

Григорович Ю.Н. становится солистом балета

Такие, как я, на пенсию не уходят. Они, как деревья, падают.

Григорович Юрий Николаевич

Хотя родители Юрия не имели связи с искусством, их любовь и уважение к нему были абсолютно искренними. В немалой степени этому поспособствовал тот факт, что один из родственников матери мальчика был известным танцором, окончившим балетную школу и принимавшим участие Дягилевской антрепризе парижских сезонов.

Наблюдая за дядей, Юрий и сам начал проявлять интерес к искусству балета. Родители не стали противиться желаниям сына, и отдали мальчика в хореографическое училище (современная Вагановка).

Окончив обучение Юрий попал в балетную труппу современной Мариинки, а в те времена ГАТОБа им. Кирова. На протяжении 15 лет (до 1961) он был солистом балета, танцуя партии современных персонажей и героев бессмертной классики.

Юрий Григорович превращается в хореографа

Практически сразу после окончания хореографического училища Григорович начал пробовать себя в роли балетмейстера и хореографа. Его «пробами пера» стали «Славянские танцы» и «Аистёнок», поставленные в 1947 г. в студии балета горьковского Дворца культуры в Ленинграде. Спустя год в копилку добавились «Семеро братьев».

В ГАТОБе Юрий Николаевич дебютировал в роли постановщика танцев в оперных партиях, а в 1957 г. представил на суд зрителей свой первый полномасштабный «проект». Именно этот балет оказал серьёзное влияние на развитие искусства хореографии во второй половине XX-го столетия.

Достоинство артиста - в служении искусству.

Родители и родные, их роль в судьбе артиста

Отец - Николай Евгеньевич Григорович был служащим. Мать - Клавдия Альфредовна Григорович (Розай) вела домашнее хозяйство.
Родители Ю.Н.Григоровича с искусством связаны не были, но любили его и относились к нему очень серьезно. Дядя Юрия Николаевича по матери - Г.А.Розай был видным танцовщиком, выпускником петербургской балетной школы, участником парижских сезонов в антрепризе С.Дягилева. Это и повлияло на интерес мальчика к балету, и потому его отдали учиться в знаменитое Ленинградское хореографическое училище (ныне Государственная академия хореографического искусства имени А.Я.Вагановой).

Солист балета

После окончания хореографического училища в 1946 году Ю.Н.Григорович был зачислен в балетную труппу Государственного академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова (ныне Мариинский театр), где он проработал солистом до 1961 года. Здесь он исполнял характерные танцы и гротесковые партии в классических и современных балетах.

Балетмейстер и хореограф

Сочинять танцы начал в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Здесь в 1947 году он поставил свои первые балеты - «Аистёнок» Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака, а в 1948 году - «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова. В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова дебютировал как постановщик танцев в операх, в 1957 году появился его первый полномасштабный балет, ставший поворотным пунктом для развития хореографического искусства второй половины XX века. В 1961-1964 - балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.
В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС).

Главный балетмейстер Большого театра

В 1964-1995 годах - главный балетмейстер Большого театра - период наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание театром мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1991-1994 годах также руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича». В 1993-1995 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

Работа за рубежом и других российских сценах

В 1995 году покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами. В 1996 году осуществил первую постановку в Краснодаре - сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. C 2007 года руководит Краснодарским театром балета.

Возвращение в Большой театр

В феврале 2008 года Юрий Григорович принял предложение руководства Большого театра стать штатным хореографом труппы (балетмейстером, в обязанности которого входит контроль над исполнением своих балетов в текущем репертуаре, вводы новых солистов, корректировки, перенос спектаклей на основную сцену после ее открытия, участие в гастролях - при необходимости адаптации спектаклей к новым площадкам).

Досуг и пристрастия

Как и всякий выдающийся творец искусства, Ю.Н.Григорович очень требователен в работе, благодаря чему неизменно повышается художественный уровень трупп, с которыми он работает. Вместе с тем он чуткий и отзывчивый человек, заботящийся о своих артистах, добрый товарищ. В свободные часы он любит читать, посещать музеи, проводить время в кругу друзей. Из композиторов особенно любит П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева, из писателей - А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Любит путешествовать и изучать старину.

Юрий Григорович относится к числу выдающихся балетмейстеров с мировой славой. Он родился 1 января 1927 года в городе Ленинграде. Его отец был служащим, а мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. После получения среднего образования отправился поступать в хореографическое училище. Личная жизнь Юрия Григоровича интересует поклонников не меньше, чем его творческие достижения.

После окончания училища Юрий был принят в театр оперы и балета. Талантливому парню сразу же доверили характерные партии. Одновременно с карьерой артиста молодой талант начал заниматься собственными постановками, которые пользовались немалым успехом. Спустя некоторое время он стал главным балетмейстером страны. В то время на него была возложена огромная ответственность, но парень справлялся.

Юрия часто характеризовали как диктатора. В отношении подчиненных он вел довольно жесткую политику. Артиста даже в одно время обвиняли в преждевременной смерти и сломанной карьере Мариса Лиепы, который был танцовщиком в Большом театре.

В 1995 году многочисленные скандалы способствовали тому, что Юрий оставил Большой театр. Теперь он начал работать с отечественными и зарубежными коллективами, ставить свои спектакли. Вскоре он начал тесно сотрудничать с Краснодарским театром балета, а затем занял должность его художественного руководителя.

Личная жизнь Юрия Григоровича была связана с именем известной солистки Большого театра Натальи Бессмертновой . Именно она и была законной супругой балетмейстера. Разница в возрасте между супругами составляла четырнадцать лет, однако это их нисколько не смущало. Они поженились в 1968 году. В 2008 году Натальи не стало. К сожалению, у них не было собственных детей.

В настоящее время Юрий уже не может полностью отдаваться балету. Возраст дает о себе знать. Однако и в настоящее время он дает ценные советы молодому поколению, продолжает обучать молодых людей всему тому, чему годами учился сам. Он нисколько не сожалеет о том, что ушли времена Советского Союза и жизнь сильно изменилась.

Новое на сайте

>

Самое популярное