Домой Понос Что важно знать о несостоявшихся закупках? Торги признали несостоявшимися, а вы вроде заявку подали. Что дальше? Не подано ни одной заявки

Что важно знать о несостоявшихся закупках? Торги признали несостоявшимися, а вы вроде заявку подали. Что дальше? Не подано ни одной заявки

Закупка признана несостоявшейся по 44 ФЗ - это значит, что в ней никто не участвует, заявки участвующих отклонили, в процедуру пришел только один поставщик или по результатам рассмотрения осталось одно предложение, которое соответствует требованиям документации. Действия заказчика в такой ситуации зависят от способа определения поставщика.

Когда госзакупка признается несостоявшейся

Тот факт, что процедура не состоялась, не всегда означает, что она проходит без заявок или все предложения участников отклонены. Поводов для этого намного больше. Рассмотрим эти основания для разных этапов процедуры. Собрали в таблицу основания признания закупки несостоявшейся по 44 ФЗ.

Прием предложений
  1. Никто не пришел участвовать.
  2. Поступило единственное предложение.
Оценка и сопоставление Общие основания
  1. Отклонили заявки.
  2. Признали, что единственное предложение соответствует требованиям.
Для конкурсных процедур Когда проводится предквалификационный отбор в конкурсе с ограниченным участием:
  1. Признали, что никто не соответствует доптребованиям.
  2. Признали, что единственного поставщика допустили по итогам предквалификационного отбора.
Когда проводится второй этап двухэтапного конкурса:
  1. Поступило 0 заявок.
  2. Поступило одно предложение или все участники отклонены.
  3. После рассмотрения признали, что только 1 заявка соответствует требованиям.
Для аукциона Когда за 10 минут после того, как начался аукцион, не поступило ни одной цены.
Подписание госконтракта Победитель уклонился от подписания госконтракта, а затем и участник, которому присвоен второй номер, не подписал соглашение.

Что делать, если не состоялся электронный конкурс

Если закупка не состоялась по причине отсутствия поданных заявок, заказчик вправе провести новую закупку, а в некоторых случаях ему придется продлить срок подачи заявок или изменить способ определения поставщика. Все зависит от этапа и формы тендера. Например, в электронном конкурсе как поступить в такой ситуации регулирует ст. 55.1 Закона о контрактной системе.

Собрали в таблицу, что делать заказчику на этапах:

  • приема, оценки и сопоставления предложений;
  • заключения контракта.

Что делать, если не состоялся электронный аукцион

Когда признают несостоявшимся аукцион в электронной форме, 44 ФЗ диктует госзаказчику подписать госконтракт с единственным участником. Согласовывать эту сделку с ФАС не нужно.

Другое дело, если аукцион не состоялся: не подана ни одна заявка по 44 ФЗ или все заявки пришлось отклонить. Эти причины для признания процедуры несостоявшейся закреплены в ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67 и ч. 13 ст. 69. Что делать в плане-графике, если не состоялся аукцион по 44-ФЗ:

  • внести новую позицию;
  • продлить срок выполнения обязательств;
  • повторить процедуру.

Признание аукциона несостоявшимся 44 ФЗ считает причиной провести запрос предложений в электронной форме по п. 5 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ. Объект госзакупки в этом случае не изменяется.

Основание заключения контракта с единственным поставщиком, если аукцион признан несостоявшимся. собрали в таблицу.

Подробно разобрали, как внести изменения в план-график 2020, если аукцион не состоялся, в статье .

Что делать, если не состоялся электронный запрос котировок

Если электронный запрос котировок признан несостоявшимся, заказчик продлевает процедуру на 4 рабочих дня, подписывает контракт с единственным участником или организует тендер снова. Согласовывать контракт с единственным поставщиком у контрольных органов не нужно. А чтобы провести новый тендер, придется изменить документы планирования.

Что делать, если не состоялся электронный запрос предложений

Рассмотрим, какие действия нужно сделать заказчику на разных этапах процедуры.

Что делать, если не состоялся тендер у единственного поставщика

Ситуация, когда не состоялась закупка у единственного поставщика, возможна, если Антимонопольная служба не согласовывает сделку. Например, когда заключается контракт по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В этом случае придется проводить тендер заново или обжаловать решение ФАС.

Торги по каждому выставленному предмету торгов признаются несостоявшимися в случае, если:

а) в торгах участвовало менее двух участников;

б) ни один из участников торгов при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, после троекратного объявления начальной цены или начального размера арендной платы не поднял билет;

в) ни один из участников торгов при проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, в соответствии с решением организатора торгов не был признан победителем;

г) победитель торгов уклонился от подписания протокола о результатах торгов, заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Организатор торгов обязан в течение трех банковских дней со дня подписания протокола о результатах торгов возвратить внесенный участниками несостоявшихся торгов задаток. Внесенный победителем торгов задаток ему не возвращается. Организатор торгов в случае признания торгов несостоявшимися вправе объявить о повторном проведении торгов. При этом могут быть изменены их условия. Организатор торгов может снизить начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы и уменьшить «шаг аукциона» не более чем на 15 процентов без проведения повторной оценки. В случае если организатором торгов выступает специализированная организация, условия конкурса, начальная цена или начальный размер арендной платы, «шаг аукциона» могут быть изменены в порядке, установленном для их утверждения.

Что касается государственного и муниципального имущества, то здесь действуют требования закона - части 1 статьи 23 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями и дополнениями) в случае, если аукцион по продаже государственного или муниципального имущества признан несостоявшимся, то проводится продажа указанного имущества посредством публичного предложения.

Если торги не состоялись единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.

Информация о результатах аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодических печатных изданиях, в которых сообщалось о проведении аукциона, и размещается на официальном сайте РФ в сети «Интернет».

Не допускается заключение договора по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в аукционе менее двух человек, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте РФ в сети «Интернет».

Поскольку в случае признания торгов несостоявшимися победитель таких торгов не определяется, то заключение договора с единственным участником несостоявшихся торгов противоречит требованию ч. 1 ст. 447 ГК РФ, в силу того, что такой участник не является лицом выигравшим торги, т.е. лицом получившим право на заключение договора, являвшегося предметом этих торгов.

В силу изложенного, заключение договора с единственным участником несостоявшихся торгов не соответствует требованиям гражданского законодательства, а также противоречит существу самих торгов. Помимо этого, в соответствии со сложившейся судебной практикой подача заявки на участие в торгах не означает заключения договора с организатором торгов путем акцепта публичной оферты.

Договором является двух либо многосторонней сделкой, предполагающей возникновение прав и обязанностей у всех его сторон.

Если предположить, что извещение организатора торгов является офертой на заключение договора, имеющего предметом проведение торгов, то заявка потенциального участника действительно должна считаться акцептом. Но участник торгов не несет никаких обязательств по проведению торгов, поскольку предоставление требуемых документов и внесение задатка являются его правами, но не обязанностями. Этими действиями он лишь реализует свое право на участие в торгах. Претендент, подавший заявку и оплативший задаток, не может быть принужден к участию в самих торгах и вправе отказаться от участия в торгах в любое время.

Кроме того, в соответствии со статьей 438 ГК РФ акцепт должен быть полным и безоговорочным. Следовательно, если ответ содержит дополнительные или отличные от оферты условия, то он не может быть признан акцептом.

Таким образом, чтобы заявка участника могла быть признана акцептом, она должна содержать условия идентичные указанным в извещении о торгах, т.е. предложенная в заявке участника цена договора должна полностью совпадать с ценой договора (минимальной или максимальной), указанной в извещении. В противном случае, признание такой заявки акцептом будет противоречить гражданскому законодательству.

В случае заключения такого договора купли-продажи государственного или муниципального имущества по результатам несостоявшегося аукциона, должностное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по признакам преступления, предусмотренного ст. 286 «Превышение должностных полномочий» либо ст. 293 «Халатность» Уголовного кодекса РФ.

Проводим аукцион, заканчивается день подачи заявок и мы знаем что никто не подаст заявки. Обязательно ли менять план-график и план закупок, чтобы провести повторный аукцион? Можно ли я сразу после размещения протокола о несостоявшимся аукционе создать заново извещение и в какие сроки?

Ответ

Читайте в статье ответ на вопрос: Если при формировании технического задания не просим конкретные показатели на гвозди, нужно ли указывать страну происхождения гвоздей, и если просим конкретные показатели на краску, нужно ли указывать страну?

Согласно части 4 статьи 79 Закона № 44-ФЗ, в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом, если нет необходимости вносить изменения в данную позицию плана-графика в части способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сроков проведения закупки, НМЦК то, исходя из буквального толкования положений части 13 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, полагаем, что ждать 10 дней не нужно. Соответственно, после размещения протокола о признании электронного аукциона несостоявшимся, заказчик может размещать повторную закупку.

Какие изменения внести в план закупок и план-график, когда аукцион не состоялся и заказчик проводит процедуру повторно

Если нужно, измените в плане закупок и плане-графике сроки проведения закупки, способ определения поставщика или, например, объем финансирования и объявите процедуру повторно. Объект закупки оставьте без изменений. Такое правило установлено в части 4 статьи 71 Закона № 44-ФЗ.

В каких случаях и как изменять план-график в ЕИС

Изменения в планы-графики заказчики вносят по Правилам и Требованиям из постановлений Правительства РФ от 5 июня 2015 года № 553 и 554. Соблюдайте сроки, в которые вносите правки, - иначе заплатите штраф. Изменения публикуйте в ЕИС, предварительно отправив на контроль. Как правильно изменить план график и куда обращаться, если в ЕИС возникли ошибки, узнаете из рекомендации ниже.

В каких случаях изменять план-график

Вносите изменения в план-график, если:

  • изменили план закупок;
  • изменились объем и стоимость товаров, работ или услуг и приобрести их по прежней НМЦК невозможно;
  • изменили дату начала закупки, сроки исполнения контракта, размер аванса, этапы оплаты;
  • поменяли сроки, в которые заказчик будет поставлять товары, работы или услуги;
  • изменили способ, которым определите поставщика;
  • отменили закупку;
  • используете экономию от закупок или сэкономили средства в рамках бюджетных ассигнований;
  • получили предписание органа контроля по статье 99 Закона № 44-ФЗ;
  • решили изменить план-график по результатам общественного обсуждения;
  • возникли обстоятельства, которые не могли предвидеть на дату утверждения плана-графика.

Случаи, когда заказчик изменяет планы-графики, прописаны:

  • в пункте 8 Правил из постановления Правительства РФ от 5 июня 2015 года № 553 - при закупках для федеральных нужд;
  • в пункте 10 Требований из постановления Правительства РФ от 5 июня 2015 года № 554 - при закупках для региональных и муниципальных нужд.

Региональные или местные власти могут дополнительно установить случаи, когда заказчик меняет планы-графики при закупках для региональных и местных нужд. Такое правило прописано в подпункте «з» пункта 10 Требований № 554.

В какие сроки изменять план-график

Внесите изменения в план-график в сроки:

  • 10 дней или ранее до того, как разместите в ЕИС извещение или направите приглашение к участию в закупке;
  • 10 дней или ранее до даты, когда заключите контракт, если закупкой не предусмотрено ни извещение, ни приглашение;
  • один день до заключения контракта при закупке у едпоставщика по пунктам 9 и 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;
  • в день, когда направляете участникам запрос о котировках при закупках для гумпомощи или ликвидации последствий ЧС (ст. 82 Закона № 44-ФЗ).

Сроки указаны в пунктах 9 и 10 Правил № 553 и пунктах 11 и 12 Требований № 554.

Если нарушите сроки, ответственный сотрудник заплатит штраф от 5000 до 30 000 руб. Наказание предусмотрено частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.

Рассмотрим это для разных этапов процедуры.

Все основания собраны в таблице.

Подача заявок Рассмотрение Заключение контракта

1. Отсутствуют предложения.

2. Подана только одна заявка.

Общие основание Для конкурсных процедур Для электронного аукциона Уклонение победителя от заключения контракта и последующее уклонение второго участника от подписания договора.

1. Отклонены все предложения.

2.Только одна признана соответствующей требованиям.

При проведении предквалификационного отбора в конкурсе с ограниченным участием:
1. Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям.
2. Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора.
При проведении электронного аукциона, если на торгах в течение 10 минут после начала аукциона отсутствуют ценовые предложения.
При проведении второго этапа двухэтапного конкурса:
1. Отсутствуют предложения.
2. Подано только 1 предложение или все участники отклонены.
3. Только одна заявка признана соответствующей требованиям.


Конкурсные процедуры

Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.

Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.

Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в Единой информационной системе по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).

Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем запроса предложений в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.

Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить согласование с ФАС (п.25 ч.1 ст. 93).

В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (ч. 10 ст. 57). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.

Электронный аукцион

При признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком , при этом согласования с контрольным органом не требуется (в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 20 ст. 68, ч. 13 ст. 69).

Либо, если аукцион не состоялся, изменения в плане закупок вносятся при необходимости согласно ч. 6 ст. 17, обязательны изменения в плане-графике, далее заказ проводится снова (ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 15 ст. 70).

Запрос котировок

При признании запроса котировок несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется, либо проводит госзакупку повторно, при этом отобразив изменения в документах планирования.

Запрос предложений

Рассмотрим, что делать с несостоявшимися закупками на разных этапах процедуры.

Закрытые процедуры

Несостоявшаяся закупка по 44-ФЗ при проведении закрытого аукциона и конкурса признается в случаях аналогичных открытым способам определения поставщика. Однако, согласно ст. 92 , кроме возможности провести заказ повторно, заказчик вправе по согласованию с контрольным органом, провести закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 24 ч.1 ст. 93.

Если аукцион не состоялся, не подана ни одна заявка, что делать по 44-ФЗ? Ответ и подробные объяснения рассмотрим в нашей статье.

Электронный аукцион не состоялся - что делать

Ответ на вопрос есть в статье 71 44-ФЗ. Ее положения можно разбить на две основные ситуации:

  1. направлена одна качественная заявка;
  2. отсутствуют качественные предложения (подано несколько, но всем лицам, их направившим было отказано в допуске к торгам/ все вторые части заявок были признаны несоответствующими закупочной документации).

Что делать в каждой из указанных ситуаций, расскажем далее.

Аукцион не состоялся: подана одна заявка

Если электронный аукцион признан несостоявшимся, подана одна заявка (осталась 1 качественная заявка, т.к. остальные были отклонены), то заказчик должен оформить госконтракт с единственным поставщиком (ЕП). Этим поставщиком выступает лицо, подавшее единственную заявку. Основанием оформления контракта является пункт 25.1 части 1 статьи 93 44-ФЗ:

  • он оформляется на условиях, указанных в закупочной документации;
  • в него включается условие о стоимости, не превышающее начальную стоимость госконтракта.

Сроки и процедура подписания документа определены статьей 83.2 44-ФЗ. Согласование с контрольным органом не требуется.

Итак, если электронный аукцион не состоялся по причине того, что была подана только 1 заявка, то следует оформить госконтракт с лицом, ее подавшим. Сложнее обстоит дело, если на электронный аукцион не подано ни одной заявки по 44-ФЗ. Подробнее об этом расскажем далее.

Если не состоялась конкурентная процедура, заказчик либо заключает контракт с единственным поставщиком, либо проводит повторную или новую закупку. Как действовать, зависит от способа закупки и причины, по которой закупка не состоялась. Смотрите алгоритм действий для электронных, бумажных и закрытых закупок.

Что делать если аукцион не состоялся из-за отсутствия заявок 44-ФЗ

Ответ на вопрос содержится в части 4 статьи 71 закона № 44-ФЗ. В соответствии с ней госзаказчик осуществляет:

  • электронный запрос предложений, не меняя объект госзакупки;
  • другую конкурентную процедуру (например, провести повторный аукцион).

Если электронный аукцион не состоялся, можно разместить его еще раз. Соответствующие изменения заказчик должен внести в план-график, а при необходимости и в план закупок. При этом внести правки в план-график можно не позднее, чем за 1 день до дня публикации в ЕИС извещения о проведении повторной процедуры (часть 14 статьи 21 44-ФЗ).

На аукцион не подано ни одной заявки, что дальше?

Если электронный аукцион не состоялся дважды, что делать? Проводить запрос предложения или другую конкурентную процедуру. При этом стоит обратить внимание на условия аукциона.

Если не хотят участвовать, значит, потенциальных поставщиков что-то не устраивает и это можно исправить. Например, снизить обеспечение выполнения госконтракта до минимально возможного значения. Кроме того, провести именно запрос предложения, ведь его проведение дает заказчику возможность направить приглашения на участие в торгах лицам, с которыми подобные госконтракты оформлялись в предыдущие 1,5 года.

Новое на сайте

>

Самое популярное