Домой Сахарный диабет Отношение евгения онегина к людям. Евгений Онегин — лишний человек? Привязанность к модным тенденциям в одежде

Отношение евгения онегина к людям. Евгений Онегин — лишний человек? Привязанность к модным тенденциям в одежде

Поэмой «Евгений Онегин» Пушкин начал в русской литературе тему «лишних» людей. Вслед за ним эту проблему развили Грибоедов пьесой «Горе от ума», М. Лермонтов в повести «Герой нашего времени», Тургенев в «Отцы и дети» и в «Записках лишнего человека», Гончаров в «Обломове» и другие литераторы того времени.

Русская литература второй половины XIX века выдвинула на первый план воспитание нового человека, деятельного, инициативного и полезного обществу. Тогда и появилось впервые это выражение – лишние люди. Как правило, это – люди состоятельные, образованные. Они способны целенаправленно служить своему отечеству и обществу. Способны, но не хотят. Под служением нередко подразумевалась борьба за демократические свободы.

Но Пушкин и его современники находились под влиянием байроновского романтизма. Они создавали образы всем недовольных, скучающих скептиков. Лишним человеком в ранней романтической литературе явился Алеко из , бежавший от цивилизованного общества в цыганский табор, но и в нем не нашедший своего места и назначения в жизни. Алеко послужил предшественником , как литературного героя.

Почему мы считаем Евгения Онегина лишним человеком? Казалось бы, перед нами молодой человек, у которого все впереди. Но Евгений живет . Пока он жил в Петербурге, все, что его интересовало – это развлечения: балы, театры, пьянки с приятелями, женщины, интриги. Каждодневное повторение одних и тех же развлечений, одни и те же разговоры, лица привели нашего героя к скептическому отношению к людям.

Онегин не стремится создать семью, нигде не служит. Живет доходами с крестьян, но даже здесь он пальцем о палец не ударяет, чтобы как-то увеличить производительность, улучшить жизнь тех, кто принадлежит ему. Нет. Надо отдать ему должное в том, что он барщину заменил оброком, за что крестьяне были ему благодарны, а соседи-помещики насторожились. На этом его хозяйственные труды закончились. Если вспомнить известную пословицу, можно сказать, что Онегин не построил дома, не посадил дерева, и не родил ребенка.

Онегин был способен на интриги ради того, чтобы разогнать кровь, позабавиться. Когда он начал флиртовать с на празднике именин, он не особо задумывался о последствиях. Ведь юное и миловидное создание с кукольным личиком могло его флирт принять за чистую монету и влюбиться. Его не заботило, как воспримет его заигрывания с Ольгой, что она чувствует. Для него было важно потешить собственное эго и взбесить .

Не говорит о том, куда уехал Онегин после дуэли, где он находился до встречи с Татьяной. Но встретив Онегина в Петербурге, мы снова видим праздного человека, который теперь тешит себя любовью к чужой жене, и видит смысл своего бытия в том, что таскается за ней по всем светским мероприятиям, где она бывает.

Литературные критики считают что «лишние люди» появились из-за некоей социальной нестабильности, и будь в России иной общественный строй, и иная политическая обстановка, их бы не было. Но это не так. Можно назвать немало примеров людей, живших и творивших в эти же годы и в этом же социально общественном строе, и при этом снискавших славу, создавших состояние для своих потомков (то есть вырастивших дерево и построивших дом). Примеры? За ними далеко ходить не будем. Это авторы литературных произведений, написавшие упомянутые книги. Кстати, Онегин пытался взяться за перо, и что-то написать, но дело не пошло. Лень, неспособность к социально значимому труду оказались сильнее его.

Но даже не лень породила лишних людей. Она сама родилась от отсутствия какой-либо цели.

У одного из литературных критиков промелькнула мысль, что Онегин встанет на путь борьбы с самодержавием, окажется в рядах декабристов. Если подобное случится, то никак не из убеждения в своей правоте, и стремления освободить страну от тирании. А лишь из желания хоть чем-то занять свой праздный ум, погонять адреналин в крови.

Прежде чем рассматривать образы главных героев, нужно понять, что для романа Пушкина главным приемом их создания служит типизация. Литературный тип - это не просто образ героя, отмеченный неповторимой индивидуальностью, в нем особым образом - через черты характера, через ту же индивидуальность, - воплощены черты, присущие не только самому человеку, но и определенной социальной группе, "порождением" и представителем которой он (в социально-психологическом плане) является. Именно так созданы образы героев романа, и особенно заметно это в образе главного героя - Евгения Онегина.

Как человек Онегин очень необычен, индивидуальность его неоспорима, но... он же и очень типичен, не случайно же о нем один из "проницательных читателей"" - А. А. Бестужев - отозвался так: "Вижу человека, которых тысячи встречаю наяву". Традиционное для своего круга воспитание, традиционное времяпрепровождение, традиционные интересы, "тоскующая лень", взывающее, демонстративное пренебрежение интересами окружающих - вот основные черты, характеризующие не только Онегина, но и значительную часть "молодых людей" того времени, которые позже, после появления романа, будут названы "лишними людьми". Однако можно ли винить только Онегина в том, что он таков? Наверное, нет, потому что каждый человек в большей или меньшей степени несет в себе черты той среды, к которой он принадлежит, и Онегин не исключение. Поэтому "лишним", то есть ни к чему не приспособленным, можно признать и тот социальный круг, к которому принадлежит герой и "законы жизни" которого он блестяще усвоил и по которым до поры до времени спокойно живет.

Однако "Онегина душа" далеко не так проста и однозначна, как об этом можно было бы судить по его поведению. Образ Евгения Онегина в романе "Евгений Онегин" очень противоречив, внутренний конфликт в нем очевиден, и наиболее полно это проявляется в его отношениях с Татьяной. Тот Евгений, который "дает уроки" Татьяне, совсем не похож на Евгения, автора письма к по-настоящему любимой им женщине, которая для него теперь недоступна - хотя и продолжает его любить... Попытаемся понять причины "преображения" главного героя, историю возрождения его души - именно "возрождения", потому что любовь возрождает человеческое даже в душе самого, казалось бы, закоренелого эгоиста.

Оказавшись в деревне, Онегин надеялся, что "перемена мест" поможет ему избавиться от скуки, и, на самом деле, "два дня" ему казалось, что это так, но "на третий" день он убедился, "что и в деревне скука та же". Это естественно, ведь причины "скуки" в нем самом, здесь внешние факторы мало что значат. Провинциальное дворянство, примитивное по уровню духовной жизни, не могло вызвать интерес у него, а его попытки "порядок новый учредить" привели к тому, что "И в голос все решили так, Что он опаснейший чудак". Один только Ленский оказался не то чтобы близок Евгению, но "они сошлись", причем Пушкин едко замечает, что это была дружба "от делать нечего". Восторженность Ленского и скептицизм Онегина - это и в самом деле "лед и пламень", но других "достойных" его внимания людей вокруг Евгения Онегина просто нет... Пожалуй, главное, что отличает героев, - это способность ощущать любовь и все, что с этим чувством связано.

Для Ленского любовь - это чувство, в которое он играет по законам романтизма, он создает себе придуманный, идеальный образ Ольги, настолько далекий от реальности, что становится непонятно: неужели можно быть таким... не понимающим самых очевидных вещей? Однако поэт-романтик и в жизни играет в романтику, он строит ее так, как будто пишет "оду", вот только "читать" эту "оду-жизнь" ему приходится самому... Онегин же очень точно и глубоко понимает людей, ему удается проникнуть в душу каждого, с кем его сводит судьба, однако его поведение, его отношение к людям может вызвать только осуждение. Все понимая, он затевает игру с Ольгой, нанеся тем самым душевную травму влюбленному Ленскому; осознавая глупость дуэли, он, думая о том, что его могут высмеять, принимает вызов Ленского, потакая этим тем же самым нравам, которые так открыто презирает: "Но шепот, хохотня глупцов..." - и это после того, как достаточно строго "отчитывает" себя за свое поведение: "но Евгений Наедине с своей душой Был недоволен сам собой "... И даже тогда, когда ещё можно было что-то исправить, понимая, что лучше всего будет "разойтись им полюбовно", Онегин не делает первым шаг навстречу Ленскому, потому что "дико светская вражда Боится ложного стыда". Поэтому, когда он пишет в письме Татьяне "Несчастной жертвой Ленский пал", он, по совести, должен уточнить, что Ленский стал жертвой его, Евгения Онегина, ложного самолюбия, его неумения возвыситься над обстоятельствами, по самому большому счету - его эгоистического отношения к окружающим.

Это же чувство мешает ему понять по-настоящему и Татьяну, получив письмо которой, "Онегин живо тронут был". Встретившись с ней, он ведет себя так, как должен вести себя герой "модного романа", внутренне наслаждаясь ролью "учителя", но при этом любуясь собой и не желая понять, что чувствует и без того обескураженная своим "проступком" Татьяна. Продолжение "игры" с влюбленной в него девушкой следует на именинах, где "как-то взор его очей Был чудно нежен", и "взор сей нежность изъявил: Он сердце Тани оживил". Однако гибель Ленского разлучает героев, следующая встреча которых состоялась тогда, когда Татьяна была уже замужней дамой, и именно эта Татьяна вызвала в душе Евгения Онегина бурное чувство, которое он считает любовью. Он преследует Татьяну, пишет ей письма, укоряет ее в том, что она не отвечает на его чувство, забывая при этом, что в ее нынешнем положении она, собственно говоря, и не может ответить на них иначе, как нарушив свой супружеский долг, что для Татьяны, "русской душою", неприемлемо изначально. Разумеется, Онегин искренно страдает, однако имеет ли он моральное право писать ей: "Когда б вы знали, как ужасно Томиться жаждою любви..."? Кому, как не ей, знать это?..

Финал того периода жизни Евгения Онегина, который нам показывает в романе Пушкин, - это подлинное крушение. Поняв, что именно он потерял в лице Татьяны, он оказывается перед необходимостью навсегда вычеркнуть ее из своего сердца, и это сейчас, когда она заняла в нем такое большое место... Чем и для чего жить дальше? Какой может быть эта "постылая свобода", из опасения потерять которую он когда-то был так слеп и глух? Герой не может не вызвать сочувствия, и как-то не очень успокаивает то, что он, в общем-то, заслужил то, что преподнесла ему судьба, заслужил своим равнодушием к себе и людям, которое в конце концов и отомстило ему так жестоко.

Много спорили о том, можно ли считать Евгения Онегина человеком, близким к декабристам, но, думается, сам Пушкин не ставил такой цели перед собой, он не стремился создать образ декабриста, он писал роман, в котором "отразился век И современный человек Изображен довольно верно", и с этим не поспоришь: как социально-психологический тип Онегин, конечно, не вызывает никаких сомнений, он более чем убедителен в качестве представителя своего времени и своей социальной группы.

Почему Евгения Онегина называют "лишним человеком"?

Показать текст целиком

«Евгений Онегин» - первый русский реалистический социально-психологический роман, центральное произведение Пушкина, написанное им в 1830 году. В романе в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина открывается новый, не встречавшийся ранее в русской литературе тип героя – «лишний человек». В данном произведении его роль играет заглавный герой. Характерные черты этой личности: бессмысленность и бесцельность существования, непонимание своего места и роли в жизни, разочарованность, скука, хандра, «резкий, охлажденный ум», отличные от общепринятых суждения и интересы.Для того чтобы убедиться в том, что Онегин был «лишним человеком», рассмотрим его биографию. Евгений – представитель дворянства, что было весьма принципиально для «лишнего человека», так как крестьянин не мог относиться к данному типу. Только представитель дворянства может вести образ жизни, подобный «лишнему человеку»: дворяне жили за счет труда других, не умели работать, были умны и образованы в отличие от крестьян. Именно от большого ума к Евгению приходило осознание своего бессмысленного существования, которое приводило героя к страданиям. Онегин - светский человек, не обремененный службой. Юноша ведет суетную, беззаботную, полную развлечений жизнь, но его не удовлетворяет то времяпрепровождение, которое вполне устраивает людей его круга. Онегин был умнее их, тонко мыслил и чувствовал, поэтому его волновала и мучила бесцельная жизнь, он не хотел посвящать ее только развлечениям, как они. Поскольку Евгений был дворянином, он привык жить на всем готовом. Онегин не был приучен ни к чему упорному и долговременному, ему наскучивал однообразный труд. Любая планомерная деятельность приводит к разочарованию. Воспитание не приучило его к усердной работе, ему всё надоедало, а это приводило к мыслям о никчемности его жизни, разочарованности в ней, скуке и грусти:

Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел

Онегин пробовал занять себя творчеством, начинал читать книги, но и здесь его старания оказались тщетны:
Читал, читал, а всё без толку:
Там скука, там обман и бред;
В том совести, в том смысла нет

Герой вынужден покинуть Петербург и переехать в деревню. Данное обстоятельство рождает в его судьбе надежду на лучшую жизнь. Приехав в деревню, Евгений попробовал заняться хозяйством, облегчил положение крестьян в своем имении: «ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Но и это недолго занимает его.

«Лишним человеком» отношения с другими людьми воспринимаются как что-то скучное. Особенность такого человека – неспособность завязывать долгосрочные отношения, потому что они надоедают ему так же, как и любое занятие. Он не хочет общаться с соседями, которые могут разговаривать только «о сенокосе и вине, о псарне и своей родне». Онегин предпочитает одиночество. За это Евгений получает от помещиков нелестную характеристику: «Сосед наш неуч; сумасбродит; он фармазон…».

Трагически заканчивается и дружба Евгения с Ленским. Только с Владимиром Ленским Оне

В образе Онегина Пушкин обнаруживает иные, противоположные Ленскому свойства характера.
Как положительные свойства характера Онегина следует отметить высоту культуры, интеллекта и трезвое, критическое отношение к действительности. Ему совершенно чужда юношески наивная восторженность Ленского.


Жизненный опыт Онегина, холодный скептический ум приводят его к отрицанию действительности. Онегин отнюдь «не верит мира совершенству». Напротив, одной из его типических черт является разочарованность в жизни, недовольство окружающим, скептицизм.

Онегин выше окружающей среды. Заметно его превосходство и над Ленским. Тем не менее, Пушкин отнюдь не склонен утверждать Онегина как идеал, напротив, многие черты, характеризующие Онегина, даются Пушкиным отрицательно, в ироническом плане. И основные из них - разочарованность в жизни, презрение и равнодушие к окружающим -раскрываются Пушкиным скорее как поза и лишены того трагизма, который эти черты носили у романтических героев Пушкина - Кавказского пленника, Алеко и др.


Несомненно, к этому приходит в своих размышлениях об Онегине и Татьяна:
Что ж он? Ужели подражанье,
Чужих причуд истолкованье,
Ничтожный призрак, иль еще
Слов модных полный лексикон?..
Москвич в Гарольдовом плаще,
Уж не пародия ли он?


Очевидно, что возникновение и распространенность такого отношения к жизни среди дворянской интеллигенции в 20-х годах XIX века и отражение его в литературе в образе демонического героя отнюдь нельзя объяснить влиянием Байрона, - это влияние возникало в самой жизни.
Однако, устанавливая близость характера Онегина к характеру Пленника и Алеко, следует отметить, что смысл образов Пленника и Онегина и их функции в произведении совершенно различны.
В «Кавказском пленнике» Пушкиным идеализируется этот гордый дух отрицания общества и жизни. Алеко также еще не сведен с пьедес тала героя. Сущность Пленника и Алеко заключается в их глубоко революционизирующем начале, тогда как в «Евгении Онегине» этого пафоса совершенно нет. Давая в Онегине черты характера, близкие своему романтическому, мятежному, бунтующему герою по линии того же отрицания действительности, презрения к жизни и к людям и т. д., Пушкин обнажает в нем их бесплодность, их бесперспективность. Онегин, взятый в социально-бытовом плане, в самых разнообразных его переживаниях, раскрывается как с положительной, так и с отрицательной стороны.


Этим объясняется и двойственное отношение автора к Онегину. Нельзя не оценить его культуру, широту кругозора, его превосходство над окружающими, привлекательность его холодного скептического ума; мы сочувствуем его одиночеству, искренности и полноте его переживаний (по поводу смерти Ленского, любви к Татьяне) и т. д., но в то же время мы видим и его неполноценность.


Онегин, обладая целым рядом положительных качеств, стоя на го лову выше окружающих, оказывается в жизни совершенно бесполезным человеком. Его возможности не могут быть реализованы в жизни, не могут быть применены на практике. Дворянская культура, создав определенный характер, уже не создает для него возможности к действию, уже не в состоянии его использовать. Действительность не развивает, а губит лучшие стороны этого характера и, наоборот, способствует развитию отрицательных черт. Отсюда и неполноценность Онегина, которая обнаруживается в двух основных моментах: 1) в отсутствии реальной жизненной цели, практики; 2) в отсутствии воли, энергии.


Противоречивость характера Онегина заключается в том, что, поняв бессмысленность и пустоту окружающей жизни, презирая ее, Онегин в то же время ничего не мог противопоставить этой жизни. Пушкин подчеркивает в нем рано созревший ум и способность критически от нестись к окружающему и вместе с тем полную бездеятельность, не способность что-нибудь создать. О стремлениях Онегина что-то сделать Пушкин говорит явно иронически. Ирония Пушкина направлена на бес цельность, бесперспективность занятий Онегина.


Единственное дело Онегина в деревне - замена барщины оброком - мотивировано Пушкиным так: «чтоб только время проводить...»
Вся жизнь Онегина раскрывается Пушкиным как бесцельное, пустое существование, лишенное созидательного начала:
Убив на поединке друга,
Томясь в бездействии досуга,
Дожив без цели, без трудов
Без службы, без жены, без дел,
До двадцати шести годов,
Ничем заняться не умел.


В поведении Онегина Пушкиным обнаруживаются вялость, апатичность и безволие. Жертвой этого безволия падает Ленский, ибо Онегин, презирая свет, окружающую среду, в то же время подчиняется условностям этого света, не имеет в себе воли сбросить их с себя, не находит сил следовать своим внутренним убеждениям, своим внутренним влечениям, если они идут вразрез с установившейся моралью, с установившимися традициями.


Поведение Онегина в эпизоде с дуэлью целиком определяется его боязнью «ложного стыда», подняться над которым он не мог. Он всецело подчинялся условиям той самой жизни, которую он отрицал и презирал. Образ Онегина на протяжении романа явно эволюционирует. Онегин «уходит» из романа совершенно не таким, каким его рисует Пушкин в первых главах.
В начале романа Онегин дается как человек сильный, гордый, не заурядный и знающий себе цену. При встрече с Ленским, в объяснении с Татьяной у него покровительственный, снисходительный тон. В его суждениях и взглядах есть еще много уверенности в себе.

В «Отрывках из путешествия Онегина», не включенных Пушкиным в роман, хотя по замыслу «Путешествие Онегина» должно было идти восьмой главой, перед появлением Онегина в «большом свете», в образе Онегина тоска душевного одиночества доводится до предела, своя судьба осознается Онегиным трагически:
Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик...

Встреча с Татьяной, любовь к ней были последней вспышкой жизненной энергии Онегина. Сам он говорит о себе, как о человеке, уже обреченном: «Я знаю: век уж мой измерен...»
Таким образом, в течение каких-нибудь трех с половиной лет (такова, примерно, продолжительность действия романа) Онегин превращается в человека, лишенного каких бы то ни было перспектив в жизни, лишенного сил, энергии, несмотря на свою молодость, положение, куль туру и интеллект.
В этом преждевременном угасании Онегина Пушкин раскрывает обреченность, бесперспективность этого характера в жизни.

Дальнейшая судьба Онегина не дана в романе, но логика этого характера на столько ясна, что его судьба уже определена. Известно, что по замыслу Пушкина, в дальнейшем он хотел связать Онегина с движением декабристов, но это не было осуществлено, да и сути дела не меняет, так как совершенно очевидно, что Пушкин при всех положительных качествах Онегина относится отрицательно к свойственному ему типу социального поведения. Важно понять не только то, что в данной среде, в данных общественных условиях Онегин не мог реализовать своих возможностей, но и то, что Пушкин показывает недееспособность Онегиных, порицает их жизнь «без цели», «без трудов»; гордая поза Онегина с его презрением к людям и мрачной разочарованностью - уже пройденный общественный этап; Онегину необходимо преодолеть тот бездейственный индивидуализм, который лежит в основе его характера, и найти свое место в жизни.


Давая все положительное, что могла дать дворянская культура на вершинах своего развития, Пушкин, в образе Онегина, в то же время выявляет и начала, ведущие к ее гибели - бездействие, отсутствие воли, бесцельность существования

Александр Пушкин был знатоком душ человеческих, поэтому создал уникальное произведение, где сумел раскрыть множество тем, актуальных по сей день. В частности, он отразил в своем романе два полюса отношения личности к окружающим людям – равнодушие и отзывчивость. Аргументы из «Евгения Онегина» на эту тему не только помогут в написании итогового сочинения, но и откроют для читателя скрытые смыслы книги и мотивы поступков ее героев.

  1. Равнодушие Онегина к жизни Пушкин описывает не раз. Молодой человек разочаровался в окружающем мире, в обществе, и не нашел отдушины даже в самом себе, поэтому все время бежал от мрачного осознания собственной неудовлетворенности. Со временем безразличие, подобно болезни, охватило его душу, и он стал относиться к людям индифферентно, как и к тому, что происходит вокруг него. В этом кроется причина его трагедии: он потерял друга, любовь и даже надежду на счастье. Ведь убийство Ленского произошло лишь из-за того, что Евгений равнодушно позволил этому случиться. Это навсегда разуверило Татьяну в том, что ее избранник достоин доверия.
  2. Отзывчивость, к сожалению, может принести и разочарование. Татьяна Ларина полюбила Онегина потому, что интуитивно почувствовала его душевный недуг и пожалела его за неприкаянность. Она всегда отзывчиво реагировала на то, что происходит с другими людьми (об этом говорит ее страсть к чтению). Однако Евгений грубо отвергнул ее заботу, не понимая, что только искренняя и чистая любовь может помочь ему найти себя и свое счастье. Девушка тяжело переживала этот удар, и из-за разочарования в любимом человеке она безропотно подчинилась родителям и вышла замуж. Если бы героиня хоть немного верила, что Онегин к ней неравнодушен, она бы его ждала.
  3. Равнодушный человек не может быть счастливым. В этом мы убеждаемся, глядя на мать Татьяны Лариной. Героиню в свое время заставили выйти замуж по родительской воле, хотя она уже была влюблена в другого юношу. После этого она смирилась и зачерствела в деревенской глуши, где не смогла найти себе ни одного дела по вкусу. Ее безразличие к тихой сельской жизни вылилось в жестокое отношение к крестьянам, в грубое обращение с супругом, в плохое воспитание детей. Женщина потеряла интерес к своей судьбе и не заботилась ни о чем, что действительно было важно. Может, поэтому ее дочери тоже не обрели счастья.
  4. Недостаток отзывчивости часто заставляет человека делать фатальные ошибки. Например, Ольга Ларина не была достаточно чуткой, чтобы не задеть чувства своего воздыхателя. Из-за ее легкомыслия и безразличия Ленский погиб в цвете лет на дуэли. Любая женщина, которая испытывает к мужчине хотя бы симпатию, не стала бы флиртовать с другим, но героиня была неравнодушна лишь к вниманию и комплиментам. Ее сердце холодно и к семье, ведь она, не задумываясь о чести родителей, сбегает из дома с офицером. Своим демонстративным безразличием она причиняет боль всем, кому она дорога.
  5. Настоящую отзывчивость в «Евгении Онегине» проявляет Владимир Ленский. Он чуток к красоте мира и добродетели людей, ведь воспевает все это в стихах. Очевидно, что юноша доверчив и пылок, так как идеализирует свою возлюбленную и даже не верит здравым доводам друга, убеждающим в ее несовершенстве. Поэт живет не разумом, а сердцем, поэтому не видит и в Евгении пороков, а лишь подсознательно пытается излечить его и тянется к нему всей душой, пока тот не разрушает мир его иллюзий. Истинная причина гнева Владимира в том, что после того вечера он уже не мог оставаться столь отзывчивым и светлым человеком. Онегин заразил его разочарованием, а это ведь первый шаг к равнодушию. Конечно, герою в стремлении сохранить верность себе оставалось лишь импульсивно податься навстречу смерти.
  6. Изображая равнодушие в образе Онегина, Пушкин раскрывает проблему апатии, охватившую все его поколение. Не только Евгений, но и многие молодые люди того времени разочаровались в праздной жизни со спертым воздухом несвободного государства, где молодежи было почти невозможно реализовать свой потенциал без лицемерия, прислужничества и хороших связей. Ощущая вокруг себя атмосферу безысходности и произвола, совестливый и развитый не по годам герой не мог не чувствовать угнетения, не мог не поддаться апатии, которая хотя бы укрывала его от порочности карьеристов и рутинного прозябания помещиков. Чтобы не сойти с ума и не пойти на сделку с совестью, он просто перестал реагировать на то, что невозможно изменить. Таким образом, причины равнодушия не всегда исходят от личности, они могут быть следствием негативных социальных тенденций.
  7. Равнодушие, к сожалению, настолько тлетворно влияет на личность, что ее на определенном этапе апатичного разложения уже невозможно спасти. Ее пагубное воздействие мы видим на примере Онегина. Сначала он теряет интерес к наукам, потом к обществу, затем и к любви. Далее мы видим, как безразличен он к своему умирающему дяде. Наконец, он ставит свою репутацию выше жизни друга и убивает его. Нечего удивляться, что шанс на личное счастье он упускает под влиянием того же индифферентного отношения ко всему и всем. Даже когда герой якобы раскаивается перед Татьяной, он обнаруживает лишь беспринципный эгоизм, ведь не бережет чувства и доброе имя этой женщины. Без сомнения, равнодушные люди рано или поздно становятся себялюбивыми гордецами.
  8. Образцом отзывчивости и доброты является поведение Татьяны Лариной. Как мы знаем, героиня после жестокого урока Онегина не возненавидела его и не осыпала упреками, а продолжила жить со своими чувствами, запрятанными глубоко в сердце. По его любимым книгам она прочла его душу и нашла в себе силы понять ее эгоистичность и равнодушие. Она не изменила себе даже после заключения нежеланного брака. Татьяна, в отличие от сестры, не смогла оставаться равнодушной в ответ на искреннюю любовь. Она стала верной и ласковой супругой, хоть и любила другого человека. Даже когда Евгений обрушил на нее долгожданное признание, женщина не уступила, ведь чувствовала, что муж ее не достоин такого предательства, что ему будет больно и горько. Героиня в силу своей отзывчивости просто не смогла так поступить по отношению к нему.
  9. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Новое на сайте

>

Самое популярное