Домой Кашель Силуанов министр финансов рф его доходы. Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов

Силуанов министр финансов рф его доходы. Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов

Семья

Отец - Герман Силуанов работал в министерстве финансов СССР, позднее - в министерстве финансов РФ (так, в 1996 году он занимал должность заместителя начальника департамента кредита и денежного обращения). Есть информация, что и дед будущего министра был финансистом.

Антон Силуанов женат, есть сын.

Биография

Антон родился 12 апреля 1963 года в Москве. Окончил Московский финансовый институт (1985 г.) по специальности "финансы и кредит".

С августа 1985 года по март 1987 года - экономист, старший экономист Министерства финансов РСФСР.

С марта 1987 года по май 1989 года - проходил действительную военную службу в Советской Армии .

С мая 1989 года по январь 1992 года - ведущий экономист, экономист 1 категории, ведущий экономист, заместитель начальника подотдела, консультант Министерства финансов РСФСР.

В феврале 1992 года - заместитель начальника отдела Министерства экономики и финансов Российской Федерации.

С февраля 1992 года по октябрь 1997 года - заместитель начальника отдела бюджетного управления, заместитель руководителя бюджетного департамента - начальник отдела, заместитель руководителя бюджетного департамента Министерства финансов Российской Федерации.

В 1994 году защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата экономических наук. Тема: "Бюджетная политика государства в условиях перехода к рыночным отношениям".

С октября 1997 года по июль 2003 года - руководитель Департамента макроэкономической политики и банковской деятельности Министерства финансов Российской Федерации.

С июля 2003 года по май 2004 года - заместитель Министра финансов Российской Федерации.

С мая 2004 года по 12 декабря 2005 года - директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации.

С января 2013 года - декан финансово-экономического факультета Финансового университета при правительстве РФ.

В январе 2015 года выдвинут правительством РФ на должность члена наблюдательного совета Сбербанка России .


В связи с обвалом рубля в конце 2014 года, министр выразил надежду, что рубль скоро стабилизируется.

"Мы надеемся, что это в ближайшее время произойдет. Мы получим некие новые уровни балансировки платежного баланса и дальше будем смотреть, как будет ситуация развиваться ".

Беспрецедентный обвал национальной валюты глава финансового ведомства связал со снижением цен на нефть и геополитической ситуацией.

"Мы ситуацию отслеживаем. Она должна прийти в новое равновесие. И стоимость валюты с учетом нового положения и в торговом балансе, и с учетом оттока капитала ищет свои равновесные положения ", – заверил Антон Силуанов.

Москва. 30 января 2015 года. Министр финансов РФ Антон Силуанов поддержал решение Банка России снизить ключевую ставку на 2 процентных пункта - до 15% годовых.

"Сегодня ЦБ принял решение о снижении ставки на 2 п.п. Мы считаем, что это абсолютно правильное, взвешенное решение. Сейчас ситуация на валютном рынке успокоилась, платежный баланс уравновесился, курс нашел свое равновесное положение ". Он подчеркнул, что "у ЦБ есть основания говорить о том, что ситуация на валютном рынке под контролем ".

За время своей работы в министерстве финансов Силуанов входил по должности в составы советов директоров и наблюдательные советы различных банков и государственных корпораций.

Так, в 1999 году он стал членом совета директоров банка "Российский кредит" , в 2000 году - членом наблюдательного совета Россельхозбанка , в 2002 году был включен в состав совета директоров госкорпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (АКРО), а в январе 2004 году - совета директоров госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов" .

В 2004 года и в 2008 годах Силуанов входил в наблюдательный совет Внешторгбанка (в 2009 году в списках членов совета не значился). Кроме того, в ноябре 2007 года Силуанов стал членом наблюдательного совета госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" , а в апреле 2009 года - совета директоров ОАО "УралВагонЗавод" .

Силуанов также неоднократно упоминался в прессе в связи с программой поддержки моногородов (свернута осенью 2010 года). Имеет государственные награды.

Доходы

Силуанов - один из самых богатых чиновников в правительстве. Министр за 2013 год заработал 39 528 413,23 руб. Супруга: 1 683 748,36 руб.

Недвижимое имущество: Земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, 1579.0 кв. м, земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, 6979.0 кв. м, земельный участок, 9000.0 кв. м (аренда).

Жилой дом, 110.0 кв. м, жилой дом, 152.0 кв. м., квартира, 74.1 кв. м., квартира, 111.3 кв. м., гараж, 37.5 кв. м., нежилое здание, 64.9 кв. м., нежилое здание, 111.9 кв. м., лесной участок, 35000.0 кв. м. (аренда).

Супруга: Квартира, 59.9 кв. м, Квартира, 180.0 кв. м., гараж, 26.6 кв. м.,

Транспортные средства: Автомобиль легковой, ГАЗ 69, автомобиль легковой, BMW X6, Автомобиль легковой, ВАЗ 21011, мототранспортное средство, мотоцикл БМВ R 1200 GS, мототранспортное средство, мотоцикл Харлей-Девидсон FLSTC 103 ANV, Мототранспортное средство, Мотоцикл БМВ К 1600 GTL.

Супруга: Автомобиль легковой, BMW X5.

Скандалы, слухи

Про министра говорят, что говорит он мало, но его слово дорого стоит. Администрации Мордовии , например, слово Антона Силуанова стоило 5 с половиной миллиардов рублей.

Дело было так. В июне 2011 года Антон Силуанов участвовал в выездном совещании под руководством премьер-министра Владимира Путина, на котором мордовские власти попросили к полученным уже 28 млрд еще 5,5 – на празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.

По своему обыкновению Антон Силуанов тихо слушал всех докладчиков, пока Владимир Путин не обратился к нему прямо: "А что скажет Минфин?". "По нашим подсчетам, это уже самый дорогой проект в России, дороже 1000-летия Казани ", – ответил Антон Силуанов и тем самым лишил мордовскаие власти вожделенных 5-ти миллиардов.

А на январском селекторном совещании, том самом, во время которого Владимир Путин накинулся на губернатора Кировской области , возник другой, не замеченный прессой скандал, и вызвал его снова "тихий" Антон Силуанов.

Он привел убийственный анализ региональных бюджетов, после которого, как говорят, губернаторы нескольких областей стали на всякий случай паковать чемоданы. Но тут, как говорится, ничего личного: министр бьет не словами, а цифрами.

Силуанов, как и его предшественник, тоже выступает против расширения военного бюджета, на чем и погорел Алексей Кудрин. Правда, он не столь категоричен в высказываниях.

Антон Силуанов уже выступил против увеличения налогов в ближайшей перспективе и продолжил гнуть линию Кудрина: не увеличивать расходы бюджета без увеличения доходов. Оба пункта выполнить будет непросто: перед выборами власти особенно трудно устоять перед соблазном "задарить" избирателей.

В середине 2014 года министр финансов шокировал общественность заявлением, что у правительства нет средств для возврата накоплений НПФ за 2014 год.


Взятые из пенсионной системы 243 млрд рублей якобы пошли на покрытие дефицита бюджета Крыма , а также другие инвестиционные проекты. И разъяснил, что возвращение уже потраченных средств в систему НПФ потребует оптимизации, то есть урезания бюджета, а также может негативно сказаться на российском бизнесе и подстегнуть инфляцию.

Это при том, что Силуанов сам лично обратился в апреле к руководству правительства с просьбой направить деньги из НПФ на помощь Крыму и Севастополю:

"У нас есть резерв - 243 млрд руб. Поэтому будем обращаться к руководству страны с тем, чтобы разрешить направить его на поддержку Крыма ".

По поводу возможности возврата-невозврата части потраченных денег в НПФ разгорелся у Силуанова горячий спор с министром экономразвития Улюкаевым . Спорили они чуть не до драки.

А история с поправлением экономических дел за счет пенсионеров все равно так и не завершилась, до сих пережевывают в чиновничьих верхах, а не взять ли еще денежек у безропотных пенсионеров.

Антон Германович Силуанов родился 12 апреля 1963 года в Москве в семье известных финансистов-профессионалов. Отец - Герман Михайлович Силуанов трудился в Министерстве финансов СССР, РСФСР и РФ, ушел на заслуженный отдых в 1996 году. Мать - Янина Николаевна работала в ведущем экономическом издательстве, затем в редакционно-издательском отделе при Государственном университете Минфинансов РФ. Поскольку разговоры об экономике в семье были постоянной темой, вопрос о том, куда поступать не стоял.



ОБРАЗОВАНИЕ

Силуанов Антон Германович имеет высшее образование, является доктором экономических наук. После окончания школы будущий министр финансов становится студентом одного из старейших российских вузов, готовящих специалистов в сфере экономики - Московского финансового института (МФИ), который после реорганизации в 2011 году становится Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации (Финансовой академией). В студенческие годы Силуанов активен, занимается общественной и организаторской деятельностью и ездит с сокурсниками «на картошку». Работает в стройотряде и в итоге отправляется на БАМ, где, как считает сам политик, получает бесценный опыт. При этом с учебой в институте проблем у будущего министра не возникает, в вузе Силуанов входит в список лучших студентов-отличников. В 1985 году получает диплом о высшем образовании. В 1994 году защищает кандидатскую диссертацию по теме «Бюджетная политика государства в условиях перехода к рыночным отношениям» и получает ученую степень.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Будучи студентом пятого курса, в 1985 году, Силуанов попадает по распределению в Министерство финансов. Занимает должность вначале рядового, затем старшего экономиста. В 1987 году уходит в ряды Советской Армии и попадает в часть под управлением КГБ. Два года исполняет обязанности начальника финансовой части, ведет кассу, начисляет заработную плату и несет дежурство. Завершает службу Силуанов в звании старшего лейтенанта. После демобилизации возвращается в Минфин, где трудится с 1989 по 1992 года. Вначале занимает пост ведущего экономиста, затем становится заместителем руководителя подоходного отдела и консультантом Министерства экономики и финансов Российской Федерации. С 1992 года по октябрь 1997 года является сотрудником Министерства финансов Российской Федерации. Приходит в ведомство на должность заместителя начальника отдела бюджетного управления, затем переходит в бюджетный департамент, где изначально занимает пост заместителя руководителя и начальника отдела. На ту пору Силуанову лишь 29 лет. Зарекомендовав себя отличным специалистом и профессионалом, в 1997 году занимает пост главы Департамента макроэкономической политики и банковской деятельности в Министерстве финансов Российской Федерации. В 1999 году входит в совет директоров банка «Российский кредит». В 2000 году является членом наблюдательного совета в «Россельхозбанке». Весной 2001 года становится членом коллегии Минфина РФ. В 2002 году входит в состав совета директоров государственной корпорации АКРО (Агентство по реструктуризации кредитных организаций). В июле 2003 занимает пост заместителя Министра финансов России. На этом посту Силуанов находится год, после этого возглавляет Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации.



В 2004 году Силуанов входит в совет директоров корпорации «Агентство по страхованию вкладов» и в наблюдательный совет «Внешторгбанка». В 2007 году становится членом наблюдательного совета госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», а в апреле 2009 года - совета директоров ОАО «УралВагонЗавод». Одновременно с этим в 2005 году становится заместителем министра финансов. С сентября 2011 года - исполняющий обязанности министра в том же ведомстве. В этот период является сторонником программы моногородов, направленной на социально-экономическое развитие населенных пунктов, связанных с деятельностью градообразующих предприятий. В декабре 2011 года премьер-министр Владимир Путин при согласовании с президентом Дмитриевым Медведевым подписывает указ о назначении Силуанова на пост министра финансов России. Главу Минфина вводят в состав Совета Безопасности России, одновременно с этим Силуанов представляет Россию в качестве управляющего в Международном валютном фонде (МВФ), а также во Всемирном банке. Входит в антикризисный совет Евразийского экономического сообщества. Пост главы Минфина РФ занимает до настоящего времени. Также с января 2013 года Силуанов занимает должность декана финансово-экономического факультета в Финансовом университете при Правительстве России.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В этот период вступает в ряды Всероссийской политической партии «Единая Россия». В мае 2012 года входит в высший совет структуры, определяющей стратегию развития партии.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПОСТУ МИНИСТРА ФИНАНСОВ

Силуанов, будучи человеком с аналитическим складом ума, является сторонником жесткой денежной политики и после прихода на пост руководителя главного финансового ведомства страны начинает работать над восстановлением инвестиционной привлекательности России. В 2015 году входит в наблюдательный совет Сбербанка России. Особое внимание уделяет банковской сфере страны, лично курирует вопросы бюджетных отношений между субъектами федерации. В конце 2014 года после обвала национальной валюты делает все для стабилизации рубля. Ситуацию Силуанов объясняет падением цен на нефть и геополитическими вопросами. Главной задачей ведомства считает стабильность государственного бюджета и умение контролировать качество расходной части. Заявляет, что страна не должна обращать внимание на санкции, но обязана отслеживать котировки цен на биржах. Летом 2017 года Силуанов дает оптимистичный прогноз относительно экономического роста России. Во время общения с журналистами в кулуарах G20 в Гамбурге заявляет, что РФ может догнать страны еврозоны по темпам экономического роста уже к концу 2017 года. Свое видение экономического развития страны Силуанов широко представляет во время дискуссии на площадке Петербургского международного экономического форума. По словам министра, для достижения стабильности не следует отступать от расчетных 40 долларов за баррель нефти, от которых планирование зависит напрямую, однако для роста следует сделать ставку на привлечение частных инвестиций, особенно в инфраструктурное строительство. Такая программа уже находится в разработке ведомства. Министр подчеркивает, что важным для страны является не количество денежных средств, которое имеется в России, а качество денег и расходов. Делать ставку на легкие доходы от продажи нефти не стоит, опираться необходимо на то, что реально есть. Силуанов отмечает, что капитал следует вкладывать не только в баланс бюджета и рост экономики, но и в человеческий капитал, в обучение россиян новым навыкам, и это вопрос не денег, а эффективности профессионалов. Важно выстраивать долгосрочную перспективу тренда на стабильность бюджетной системы государства, а когда «закончится жизнь в долг», можно обеспечить баланс финансовой сферы и задачи роста. В феврале 2016 года покидает Высший совет «Единой России». 18 мая 2018 года Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина назначен Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации — Министром финансов Российской Федерации.


ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Антон Германович Силуанов состоит в официальном браке, воспитывает сына Глеба 1999 года рождения. Семейную жизнь министр предпочитает не выставлять напоказ. Известно, что супруга чиновника является финансистом. Единственного сына Силуанов воспитывает в строгости, а себя называет хорошим семьянином, который, несмотря на постоянную занятость, находит время для близких людей. Своеобразной традицией в семье стали еженедельные обеды в ресторане, где предпочтение отдается средиземноморской кухне. Силуанов владеет немецким языком.

НАГРАДЫ

В 2001 году работу Силуанова отметили почетной грамотой Минфина РФ. В 2002 году получил сразу две Благодарности от Президента и от Министра финансов Российской Федерации. В это время награжден Юбилейной медалью «200 лет Министерству финансов Российской Федерации». В 2003 году Силуанов получил медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга». В 2004 году удостоен Благодарности Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ. В 2006 году награжден медалью Федеральной службы государственной статистики «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года». В 2007 году получил Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени. В 2009 году работа Силуанова отмечена почетной грамотой Правительства, медалью «За содействие» от СК при Прокуратуре РФ, медалью «За заслуги в развитии транспортного комплекса России» от Министерства транспорта. В 2010 году награжден знаком отличия «За заслуги в укреплении сотрудничества со Счетной палатой Российской Федерации». В этот же период получает медали «За взаимодействие с ФСБ России», «За укрепление таможенного содружества» от таможенной службы России, «За содружество во имя спасения» от Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также почетную грамоту Президента и памятный знак «90 лет Республике Карелия». В 2011 году Силуанова получает медаль «За боевое содружество» от МВД, знак «За развитие международного сотрудничества» ФТС России и орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

14:46 — REGNUM Поступками человека управляет его прошлое.

Какой жизненный опыт аккумулирован в личности Антона Силуанова, будущего первого заместителя председателя правительства?

Став министром финансов России, защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук в 2012 году, применив и служебные знания.

Тема диссертации — «Межбюджетные отношения в условиях развития федерализма в России».

Кажется, масло масляное. Развитие федерализма в диссертации рассматривается как развитие бюджетного федерализма, а это и есть отношения между федеральным, региональными и муниципальными бюджетами. Вот, и получается: межбюджетные отношения в условиях развития межбюджетных отношений. Масло масляное. И в чём, спрашивается, проблема?

Но не всё так просто.

В мире немало государств-федераций с вертикально-территориальным разделением властей со своими бюджетами. Понятие бюджетный федерализм было придумано для констатации и обобщения именно этого факта и в надежде на то, что реальный бюджетный федерализм когда-нибудь перестанет быть средоточием внутренних конфликтов и скрытых противоречий.

Пока это мечта. На деле даже на бумаге не получается так распределить полномочия и обеспечить их деньгами (доходными источниками), чтобы общефедеральные обещания человеческих благ овеществились в каждом российском муниципалитете, а деньги не растерялись по дороге к местному бюджету.

Поэтому можно записать в актив А. Силуанова как ученого министра его попытку лично проанализировать опыт зарубежного бюджетного федерализма и лично сформулировать «направления совершенствования российских межбюджетных отношений с учетом развития отечественной модели бюджетного федерализма и циклических колебаний экономической конъюнктуры».

Такова цель докторской работы.

Совершенствование межбюджетных отношений, оказывается, это нечто, не влияющее на развитие бюджетного федерализма, а лишь учитывающее его российскую модификацию.

По идее, надо бы так разрабатывать проблему, чтобы научно обоснованные изменения в межбюджетных отношениях укрепляли бы бюджетный федерализм в России, усиливали и расширяли возможности его участников на всех уровнях власти и управления. В интересах роста благосостояния граждан.

Иначе получается совершенствование межбюджетных отношений ради их усовершенствования, с потерей мыслимого результата уже на старте.

В итоге цель смещается с результата на процесс.

Ничего удивительного в таком концептуальном разрыве нет. Многие российские государственные документы и федеральные законы структурно верные, но концептуально разорванные. Есть цели, есть задачи, есть показатели их достижения, но между собой все они весьма слабо связаны или не связаны вовсе.

Можно взять любую государственную программу Российской Федерации и обнаружить в ней не одну-единственную цель, соответствующую названию программы, а множество целей. Куда же бьет такая многоцелевая установка: по цели или по квадрату? Ответ ясен — по пространству, а не по месту.

Министерство финансов является ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Цель программы изложена в одном предложении, что создает внешнее впечатление о том, что она — единственная. Однако внутри формулы зашито сразу несколько целей:

— обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы;

— обеспечение ее устойчивости во времени и пространстве;

— повышение качества управления государственными финансами;

— повышение качества правового регулирования финансового рынка.

А. Силуанов соединил все это в один абзац: обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, повышение качества управления государственными финансами и правового регулирования финансового рынка, и назвал целью государственной программы.

Минфин и его подведомственные структуры являются единственными участниками этой программы. Спрашивается — а зачем вообще правительству России эта программа, которая носит узковедомственный и методический характер, а цели — с таким ускользающим горизонтом? Что ни сделаешь, еще больше предстоит сделать.

Гипотетический ответ таков: программа нужна для того, что завести под нее пока излишние бюджетные средства, которые в случае необходимости могли бы быть использованы на самые различные вневедомственные цели. Потому что эта госпрограмма — по определению самого Минфина — носит обеспечивающий характер. Что обеспечивающий? Саму себя, поскольку под другие госпрограммы, направления, проекты деньги тоже выделяются.

В диссертации А. Силуанова смущает также то, что из 222 пунктов библиографии шестьдесят восемь — это ссылки на федеральные законы, приказы и письма министерства финансов России, что к научным доказательствам не имеет никакого отношения.

Такой вот парадокс: деньги счет любят, а слова уплывают в бесконечность смыслов. Перенос фактического, а не заявленного в автореферате методологического подхода к разработке проблемы на управление правительством может оказаться непродуктивным в деятельности первого заместителя премьера.

Научная модель не прогностична для самого министра.

Для него и для вновь назначенных в 2017 году губернаторов оказалось новостью и загадкой — откуда взялись скелеты в бюджетном шкафу субъектов Российской Федерации в виде объемных коммерческих кредитов. В то время, когда правительство всё сделало для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

2 триллиона 300 миллиардов рублей — таков долг субъектов Российской Федерации. Это и коммерческие долги, и просроченная задолженность бюджетных организаций (школ, больниц, высших учебных заведений). У полутора десятков регионов сумма долга составляет до ста процентов от величины годовых доходов, у тридцати — до восьмидесяти процентов. Еще у тридцати — менее 50% от доходов.

Министр финансов теперь надеется снизить долю коммерческого долга до 50 процентов от объёма налоговых и неналоговых доходов хотя бы к 2020 году. Нужна инвентаризация, после которой состоится перераспределение — «более адресное» — объёма межбюджетных трансфертов.

Таков опосредованный (или непосредственный?) результат реализации государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».

Как первому вице-премьеру Силуанову уже нельзя будет наступать на грабли бюджетной необеспеченности региональных и муниципальных полномочий, которые уже переданы по вертикали вниз, но не подкреплены ресурсами. Придется либо нарастить бюджетно-трансфертную подпитку, либо изъять не обеспеченные ресурсами полномочия. В худшем случае — проблемы будут нарастать, как снежный ком. И никакого прорывного развития на уровне субъектов Российской Федерации не случится.

Справедливости ради следует сказать, что ситуация в регионах гораздо лучше, чем раньше. В 2013 году дефицит бюджетов субъектов Российской Федерации составлял десять процентов от их собственных доходных источников. А в прошлом году он оказался минимальным.

Минфин озаботился также тем, чтобы миграция налоговой базы не приводила к потере региональной самодостаточности, а регионы имели устойчивую доходную базу и были стимулированы на развитие экономического потенциала. О мерах, обеспечивающих лучшую ситуацию, мы узнаем вскоре после формирования нового кабинета министров.

Всякая система хороша, если Минфин знает, чем она плоха

А. Силуанов считает, что министерство всегда находится на острие экономики, а его специалисты очень высоко квалифицированы и справедливо экипированы и во многом лучше разбираются в тех или иных отраслях, чем отраслевые ведомства. С его коллегами из Минфина считаются все отраслевые ведомства.

Сам министр в среднем ежемесячно получает зарплату, в три раза превышающую премьерскую. Примерно 1,7 миллиона рублей.

Дарья Антонова © ИА REGNUM

В силу привычки или речевой фигуральности министр использует ленинское выражение о том, что политика есть концентрированное выражение экономики.

На самом деле в правительстве Силуанова-Медведева не экономика будет определять политику и не политика определит экономику. И экономику, и политику отцентрирует бюджет.

Так сложилось или так сложили?

Председатель думского бюджетного комитета А. Макаров с трибуны Госдумы уже доказал, что нас спасет только бюджетная стратегия, потому что качество экономического прогноза у нас никакое. Прогноз социально-экономического развития может пять раз меняться в течение года. Даже в тот момент, когда закон о федеральном бюджете уже находится в Государственной думе.

Он прав, когда говорит, что у нас очень много стратегий, и очень многие уже научились стратегии писать и даже потом отчитываться о том, как их хорошо написали, а в общем-то, эффективность этих стратегий мала.

Это касается государственного программирования в целом. Поэтому функцию главного арбитра в процессе интеграции стратегических замыслов, бюджетирования и управления в стратегическом документальном хаосе вынужденно продолжает исполнять Минфин.

Раньше проектированию федерального бюджета предшествовало Бюджетное послание президента Российской Федерации. После прошлогодних очередных исправлений Бюджетного кодекса основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации разрабатывает и представляет в правительство исключительно Минфин.

Минфин ежегодно получает бюджетные запросы на следующий год и последующий плановый двухлетний период из министерств и ведомств и затем рассылает министерствам «возвратное» распределение бюджетных ассигнований по государственным программам. Что это такое?

Это означает, что в Минфине проанализировали бюджетные запросы ведомств, переоценили их и «возвратили» в виде предельных цифр на согласование министрам. Если министерство не согласно, то далее составляется перечень несогласованных вопросов и направляется в Минфин.

Арбитром — в случае несогласия министерств и ведомств с корректировкой Минфина — является правительство. Но такие случаи, когда разногласия с минфиновскими чиновниками выносились бы на уровень премьера, если и бывают, то очень редко.

Получается, что цели, задачи отраслевой деятельности и необходимый ресурс для их достижения рецензируются и оппонируются в финансовом ведомстве, как будто именно там определяются приоритеты в социально-экономическом развитии страны. По закону — так быть не должно. На практике — получается так, как получается.

Минфин не корректирует цели и задачи министерств, оставляя их на усмотрение ведомства. Может, даже не вчитывается в них. Просто по своему (методическому?) усмотрению применяет два из четырех действия из таблицы умножения.

Поэтому будущее назначение А. Силуанова первым заместителем председателя правительства — скорее формализация его фактического места в правительственной системе управления планирования, прогнозирования и управления. Возможно, на этом этапе истории российского государства это правильно.

Если синтезировать мысли из публичных выступлений А. Силуанова самого последнего времени, то получится следующая программа действий первого экономического вице-премьера.

Сохранится бюджетное правило, суть которого в сохранении расчетной величины цены на нефть и сдерживании инфляции. По мнению министра, это не только мера для сохранения резервов и формирования подушки безопасности для бюджета, но и прогнозируемость того, что у нас не будет рисков повторения кризисов, которые были в последние годы. Потому что кризисы в основном были связаны с бюджетом. Снижались цены на нефть, соответственно снижались и доходы, расходы не финансировались, всё «резали», дефицит увеличивался, высокая инфляция, дестабилизация курса и так далее. Собственно, так всегда шло развитие кризисов. И в этом году мы оцениваем до 3% ВВП дополнительные валютные поступления с нефтегазовых доходов в резервы.

У нас сократилась доля расходов на оборону. Доля расходов на здравоохранение, на человеческий капитал, наоборот, увеличилась. Силуанов считает, что одна из ключевых задач — это улучшение инфраструктуры. Очевидно, что без этого роста экономики не будет. Это и дороги, и авиасообщение. Особенно в восточной части нашей страны, на Дальнем Востоке. Из Владивостока в Хабаровск только через Москву можно добраться. Это же совершенно недопустимо. Поэтому вопрос инфраструктуры, очевидно, будет являться одним из приоритетов следующих бюджетных планах.

То же самое — вложение в человеческий капитал. Нам нужно вовлекать больше населения (особенно уязвимые группы) в активные производственные процессы. С другой стороны — населению должно быть доступно лучшее качество услуг независимо от того, в Москве вы находитесь или в любой другой точке нашей страны. И здесь есть отставание. Нам эти вопросы нужно подтягивать.

Какие могут быть источники? В первую очередь, конечно, это налоги. И совершенствование администрирования, что сокращает и теневой сектор. Оттуда будут браться деньги для приоритетов. Таким образом, изменения налоговой системы и улучшение администрирования — основные доходные источники для манёвра.

Мы должны создать у себя такой климат, который был бы более либеральным, более привлекательным, чтобы нивелировать влияние тех ограничений, которые вводятся в отношении России. Здесь и налоги, валютная либерализация, улучшение конкуренции, в том числе уменьшение доли госсектора и улучшение положения компаний (не госкомпаний, которые сегодня во многом доминируют в тех или иных секторах). Поэтому вопрос валютного контроля и валютного регулирования — один из важных в повестке дня.

По таможне: к 2020 году будет создано несколько центров электронного декларирования, которые позволят без контактов с работником таможенной службы оформлять таможенные грузы, оформлять экспорт и импорт участников внешней экономической деятельности. Такое дистанционное взаимодействие с таможней снизит и административные издержки, и коррупционные риски. Это, в конечном счете, улучшит администрирование. Все это делается для того, чтобы нормальные добросовестные компании могли работать с меньшими издержками и приносить больше доходов.

Как будет на самом деле — увидим.

Антон Германович - министр финансов России (занимает этот пост с 2011 года). В новом правительстве во главе с Дмитрием Медведевым занял пост первого вице-премьера (с 18 мая 2018 года).

Образование и служба в армии

В 1985 году окончил Московский финансовый институт по специальности «финансы и кредит». Владеет немецким языком.

В марте 1987-го был призван в армию, отслужил два года.

Трудовая деятельность

В августе 1985-го устроился на работу в Министерство финансов РСФСР, где на протяжении полутора лет трудился сначала экономистом, а затем старшим экономистом.

После армии, в мае 1989-го, вернулся в Минфин РСФСР. За время работы здесь сменил ряд должностей: был ведущим экономистом, экономистом 1-й категории, заместителем начальника подотдела, консультантом.

На протяжении февраля 1992-го являлся заместителем начальника отдела в Министерстве экономики и финансов Российской Федерации.

В феврале 1992-го его пригласили на пост замначальника отдела бюджетного управления Министерства финансов Российской Федерации. Затем работал в качестве замруководителя бюджетного департамента - начальником отдела, заместителем руководителя бюджетного департамента. С октября 1997-го по июль 2003-го руководил департаментом макроэкономической политики и банковской деятельности Минфина РФ. С 22.03.2001 г. - член коллегии Минфина.

С июля 2003-го по май 2004-го был заместителем министра финансов России. Затем до декабря 2005 года являлся директором департамента межбюджетных отношений Минфина, а следом занял пост замминистра финансов РФ.

С сентября 2011-го исполнял обязанности министра финансов России, а уже в декабре того же года стал министром. Занимает этот пост по настоящее время.

Являлся председателем совета директоров Агентства по страхованию вкладов (АСВ), на этом посту его сменила Эльвира Набиуллина.

28 апреля 2017 года на заседании наблюдательного совета ВТБ избран председателем наблюдательного совета банка.

7 мая 2018-го выдвинутый на должность председателя нового правительства Дмитрий Медведев на встрече с фракцией «Единой России» в Госдуме предложил его кандидатуру на пост первого вице-премьера, курирующего экономику и финансы.

18 мая 2018 года утвержден первым вице-премьером правительства - министром финансов РФ. Отвечает за весь комплекс вопросов финансово-экономической политики, в том числе национальный проект по развитию малого и среднего бизнеса и поддержке предпринимательской инициативы.

Дмитрий Наумов

Расставляя своих людей на «золотые потоки», министр финансов Антон Силуанов становится одним из самых влиятельных людей политического истэблишмента. Шаг за шагом он идет к тому, чтобы получить единоличный контроль над золотым запасом страны.

История началась в 2011 году с выходки Министра финансов Алексея Кудрина на заседании российского правительства и последовавшей за этим отставки. Алексей Леонидович согласился уйти по-хорошему, то есть без особого скандала, поставив перед Дмитрием Медведевым условие, что тот передаст указанный пост его ставленнику - Антону Силуанову. Шило в данном случае поменяли на мыло. Что можно сказать о приемнике Кудрина? Тихий чиновник, прошедший все ступени госслужбы в Минфине, проводник и неукоснительный исполнитель всех начинаний предшественника, получивший, за свою жестокую политику в пенсионной реформе, в народе прозвище «палач пенсионеров».

Но спустя некоторое время, выждав время возможных новых назначений Кудрина, Силуанов приступает к формированию собственной команды для обеспечения своей жизнедеятельности, но по сути захвата власти. Потому что у кого капитал, тот и заказывает музыку.

В нее вошли:

«Татарин» - бывший министр Минэкономразвития Алексей Улюкаев ;

«Крепкий» - бывший зам Силуанова и нынешний министр Минэкономразвития Максим Орешкин;

«Кошелёк» - директор Административного департамента Минфина Александр Ахполов ;

«Алтай» - руководитель Гохрана России Андрей Юрин ;

«Резаный» - генеральный директор АО «Гознак» Аркадий Трачук.

Самого Силуанова называют «Немец», от отчества Германович.

Данными неформальными именами, этих заслуженных людей называют подчиненные. Не для того, чтобы обидеть, конечно, а для ускорения коммуникации.

У Алексея Кудрина всегда была поддержка сверху, которая, однако его не спасла, поэтому «Немец» понимал, нужно иметь своих людей на горизонтальном уровне. Чтобы тот, кто нужно, понимал - тронь одно звено, посыплется вся цепочка, а это ни много ни мало, настоящий кризис управления. В связи с этим много усилий ему стоило лоббирование назначения «Татарина» министром Минэкономразвития России. Не секрет, что указанное министерство было создано в противовес и для контроля Минфина. Поэтому вторым эшелоном после «Татарина» туда прибывает «Крепкий» Орешкин, который еще недавно был заместителем «Немца».

Необходимость сбора средств для оперативного управления операцией всегда лежало на «Кошельке», друге и бывшем однокласснике Кудрина. Тот окучивал Минфин еще при Леше, так что переход под нового министра не было для него какой-то новью, да и гибкий национальный характер говорит сам за себя.

Два месяца назад при обыске ФСБ, связанном с хищениями в госзакупках Минфина, в кабинете Ахполова было найдено 10 миллионов рублей, которые он назвал «деньжатами на личные расходы»!

Стоит отметит, что красной нитью через деятельность Кудрина и Силуанова проходит человеческая слабость в виде любви к драгоценным камням. Так уж повелось, сильные мира сего всегда тяготели к прекрасному! Именно поэтому в свое время Кудрин доверил АК «Алроса» в курирование именно хозяйственнику Александру Ахполову. «Немец» не стал ничего менять, но вместе с тем привел к власти в подведомственной организации Гохран России (кладовая алмазов) своего бывшего коллегу по департаменту межбюджетных отношений Министерства финансов Андрея Юрина, он же «Алтай».

Юрин пришелся больше всех к новому двору: помимо хитрых манипуляций с камнями, он проявил себя как крепкий хозяйственник. Хотя этим он прославился и в Фонде обязательного медицинского страхования, откуда очень вовремя унес ноги. Спасли только объятия «Немца» и назначение в Гохран!

На новом месте он занялся ремонтом всего чего только можно было отремонтировать либо закупить, благо «Немец» не скупился на выделение средств, предвидя свою будущую прибыль. Счет идет на миллиарды рублей! Какие уж тут алмазы подумал «Немец», но жадность берет свое и вот в 2017 году Силуанов планирует назначить своего друга из Гознака Трачука, более известного как «Резаный», новым руководителем ПАО «Алроса».

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы не понять какой степени влияния можно достигнуть, полностью контролируя цепочку: «Алроса» - «Гознак» - «Гохран» - «Минэкономразвития» - «Минфин». Силуанов выстраивает схему работы таким образом, чтобы остаться единственным человеком, понимающим все нюансы перемещения золота, драгоценных камней и прочих богатств внутри страны. Здесь не имеет смысла говорить о злоупотреблениях - слишком мелко. Тут пахнет планами намного более серьезными и далеко идущими.

Так, например, в администрации президента США Дональда Трампа шепчутся о введении «золотого стандарта». Все это пока на уровне слухов, но почему бы не приготовится к «новшеству» заранее, в индивидуальном, так сказать, порядке. Вот Силуанов и готовиться быть первым и единственным. А что, команда есть, золото тоже.

Но есть все-таки один нюанс, благодаря которым, осуществить гениальный план «Немцу» не удастся - это откровения «Татарина», коим он предается с завидной регулярностью.

Новое на сайте

>

Самое популярное